Что такое типтроник в автомобиле - Журнал "Автопарк"
Auto-park24.ru

Журнал "Автопарк"
13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое АКПП Tiptronic и как она работает

Что такое АКПП Tiptronic и как она работает

Главное предназначение любой коробки передач – обеспечение необходимого диапазона изменения крутящего момента при различных режимах движения автомобиля. Одной из видов АКПП с функцией ручного режима переключения передач является Типтроник. В статье разберем, что такое Типтроник, чем она отличается от обычного автомата, определим ее основные плюсы и минусы. Не оставим без внимания и устройство, а также принцип работы Tiptronic.

  1. Типтроник и ее основная функция
  2. Устройство и принцип работы Типтроник
  3. Плюсы и минусы АКПП Типтроник

Что такое типтроник

Для того чтобы ездить на автомобиле в разных режимах была изобретена трансмиссия. С ее помощью передается крутящий момент от двигателя к колесной группе. На современных авто устанавливаются механические и автоматические коробки. Водители, стремящиеся контролировать свою машину, выбирают механическую КПП, на автоматической предпочитают ездить женщины и новички.

Для того чтобы на автомобилях с АКПП можно было управлять динамикой при торможении, поворотах, ускорении, переключать на пониженную передачу, была добавлена функция типтроник. Всего этого лишена обычная коробка автомат. Многие автолюбители ошибочно считают, что это отдельный агрегат, представляющий собой новую трансмиссию. Но это не так.

Автоматическая коробка передач с типтроником

Сначала система стала применяться для спортивных автомобилей. Понятие типтроник было запатентовано фирмой Porsche, которая выпустила в 1990 году автомобиль с АКПП, имеющей возможность управлять передачами вручную. Со временем этот принцип стали применять в своих машинах другие компании, называя их тач-троник, стептроник, эспатик и др. Система также нашла свое применение в роботизированных коробках и вариаторах. Понятие типтроник стало нарицательным. В настоящее время под этим понятием понимается любая АКПП, которая имеет функцию управления переключением передач вручную.

В обычном режиме действиями автоматической коробки руководит бортовой компьютер. Переход на ручное управление не означает, что можно будет механически переключать передачи путем нажатия на педаль сцепления. Это всего лишь электронная имитация работы МКПП в упрощенном виде, не требующая от водителя специальных навыков и опыта вождения.

Ручка коробки переключения передач

При переходе в режим типтроник компьютер продолжает осуществлять контроль за действиями водителя: в электронном блоке управления (ЭБУ) автомобиля начинает работу специальная программа. Анализируя поступающие команды в зависимости от действий водителя, программа подключает определенные алгоритмы. Если при этом компьютер посчитает, что в данный момент такое переключение опасно для двигателя, она игнорирует поступившую команду.

Алгоритм действий водителя

Система ручного управления трансмиссией Tiptronic отличается простотой и рассчитана на автолюбителей всех возрастных категорий. От неправильных действий с селектором узлы и детали коробки защищает электроника. Как надо пользоваться типтроником:

  1. Не трогая педалей автомобиля, запустите мотор.
  2. Нажав тормоз, отпустите «ручник» и поставьте рукоятку в положение «М» (имитация механики), либо переведите селектор в соответствующую зону. На дисплее появится цифра 1, обозначающая включение первой скорости.
  3. Отпустите педаль тормоза, плавно нажмите акселератор и начните движение.
  4. Чтобы в процессе разгона перейти на вторую и последующие передачи, толкните селектор вперед или потяните подрулевой лепесток с обозначением «+». Педаль газа отпускать не нужно.
  5. Действия при замедлении аналогичные, только низшая скорость включается движением рукоятки назад либо переключателем со значком «–». Дисплей постоянно отображает цифру действующей ступени КПП.

Важное дополнение! Коробка передач типтроник и электронная система контроля сконструирована таким образом, что допускает включение ручного режима управления на ходу. Педаль акселератора отпускать не обязательно.

Если в процессе движения автомобиля контроллер блока управления зафиксирует длительное бездействие типтроника, последний будет отключен и коробка перейдет в автоматический режим работы. Электроника перехватывает управление, когда шофер не трогает рычаг селектора в течение 15–30 минут. Точный временной промежуток зависит от конкретной марки и модели авто.

Плюсы и минусы коробки типтроник

Конечно, каждая технология имеет свои плюсы и минусы. Единственное, что можно сказать точно, автомат с типтроником по всем параметрам будет лучше обычного автомата.

Автомат с типтроником позволяет:

  • Самостоятельно управлять динамикой автомобиля на сложных участках пути.
  • При переключении на следующую передачу система не сбавляет оборотов двигателя, как обычный автомат.
  • Можно трогаться со второй передачи, что позволяет избегать пробуксовки на обледеневшей дороге.
  • Можно использовать экстренное торможение двигателем.
  • Более лояльно относится к передвижению по бездорожью.
  • Умная защита от непродуманного переключения передачи.
  • Более экономичен в сравнении с обычным автоматом.
Читать еще:  Регулятор напряжения ваз 2110 трехуровневый

Немаловажным плюсом, из-за которого многие покупают авто с данной коробкой, является более экономный расход топлива. Достигается это в основном благодаря поддержанию уровня оборотов двигателя во время переключения передач, тогда как на обычном автомате двигателю приходится наращивать обороты заново, забирая при этом КПД.

Единственные минусы, которые отмечают бывалые автолюбители, – это большие размеры коробки, хотя автопроизводители научились грамотно использовать ее габариты, и присутствующая в основной массе задержка при переключении передачи. В зависимости от возраста коробки, задержка может варьироваться до семи миллисекунд.

Также сюда можно отнести более высокую цену типтроника в сравнении с обычной коробкой автомат. Но со временем разница будет компенсирована за счет экономии топлива.

Принцип работы типтроник

Принцип работы режима типтроник следующий:

  1. Водитель переводит кулису селектора в ручной режим или типтроник. Нажимает на кнопку разблокировки. Она защищает передвижение рычага в автоматический режим без ее отключения.
  2. Выбирает повышенную. Крутящий момент увеличивается постепенно, как на МКПП. При этом все числа передач строго зафиксированы в ЭБУ автомата. Коробка не сможет переключиться сразу со второй на третью, как на АКПП. Затем водитель переводит авто на пониженную передачу посредством рычага выбора диапозона в отделе типтроник.
  3. Все переключения типтроник происходят условно по команде водителя. Если у авто выбор пониженной и повышенной передачи можно проводить с помощью подрулевых лепестков, то нужно перевести рычаг селектора в управление посредством ручного режима. А переключать скорости на типтронике уже можно лепестками.

Внимание! По утверждениям производителей, автомат с типтроник обладает щадящим режимом к двигателю.

В коробках с типтроник заложена жесткая связь между колесами и АКПП. Без нее невозможно наличие данного режима. Планетарные шестерни дополнительно усилены. Все это делается с помощью функционирования последовательно соединенных планетарных шестерен. Они помогают увеличивать крутящий момент и с легкостью переносить высокие нагрузки.

Электрический тюнинг, благодаря которому производители обновили обычный автомат, программного обеспечения позволяет электронному блоку управления проводить целый алгоритм программ переключения передач. А также, если компьютер посчитает, что переключение скоростей в данный момент не самый удачный выбор, то команда будет проигнорирована.

АКПП с Tiptronic в автомобиле

Tiptronic: для чего нужен и как работает?

Большая часть современных машин, оснащенных АКПП, помимо самой автоматической коробки передач, имеют в ней дополнительную функцию, которая называется «типтроник», она отвечает за переключение передач в механическом режиме. Такое устройство было изобретено компанией «Porsche», и именно они дали ему такое название.

Данная статья в первую очередь предназначена для водителей с небольшим опытом, которые желают разобраться в устройстве типтроника и вообще узнать, что это такое.

Как работает Tiptronic?

Стандартная автоматическая коробка передач переключает скорости самостоятельно, без участия водителя. Когда коленчатый вал набирает достаточные обороты, то это приводит к повышению давления масла в специальном отделе, вследствие чего скорость автоматически переходит на более высокую. Когда обороты понижаются, происходит тот же процесс, только в обратном порядке. В этом случае вмешаться в процесс переключения передач водитель не может, следовательно, не имеет возможности, при необходимости, запустить двигатель на всю мощность.

Коробка передач, у которой есть функция типтроника, имеет отличие от стандартной в том, что в состоянии имитировать работу механической коробки. Для того, чтобы активировать функцию Tiptronic, рычаг переключения скоростей нужно перевести в режим типтроника и им можно будет спокойно переключать передачи в любом направлении, педаль сцепления для этого также не понадобится. Несмотря на то, что водитель теперь сам может повлиять на скорость переключения передач, основной контроль все равно остается за электроникой.

Основной блок контроля ориентируется на показания датчиков, в случае если обороты достигнут максимальной отметки, то скорость автоматически переключится на большую. Такой же процесс, только в обратном направлении, система совершит, если обороты значительно упадут, и появится опасность выключения двигателя на ходу.

Немного о том, как же управлять переключением передач в ручном режиме: при установке водителем рычага коробки передач в положение «М» или переводе подрулевого переключателя в сторону знаков «+» и «–», переключение шестерен происходит по команде электропривода, который реагирует на ручное переключение передач. Гидротрансформатор же в это время не участвует в работе, однако по одной команде контроллера возвращается к работе.

Читать еще:  Реле регулятор генератора ваз 2110

Как включается типтроник в разных марках авто

Такой метод переключения в разных моделях машин реализован по-своему, вот основные способы:

  • Используются переключатели под рулем, так называемые «лепестки»;
  • Используются толчки селектора в разные стороны;
  • Используются 2 кнопки, расположенные в рукояти рычага переключения передач.

Для справки. Система типтроник устанавливается не только в автоматическую коробку передач, но и используется в ее разновидностях, например, вариаторах и роботизированных коробках.

Как должен действовать водитель, управляя машиной с типтроником?

Механизм типтроника довольно прост в использовании для создания имитации механической коробки передач и им может пользоваться человек любого возраста и уровня подготовки. А от неверных действий водителя данный агрегат защищает качественная электроника. Вот как правильно управлять типтроником:

  1. Для начала надо запустить мотор, при этом, не трогая педали;
  2. Затем следует зажать тормоз, отпустить ручник и поставить рукоять в точку «М», либо подрулевой переключатель в нужную зону, на вашем экране появится единица, это означает, что включилась 1 скорость;
  3. После надо отпустить тормоз, аккуратно нажать педаль акселератора и начать двигаться;
  4. Когда в процессе езды захотите переключить скорость, то надо просто перевести рычаг управления вверх или нажать на «лепестке» клавишу «+», педаль газа при этом отпускать не надо;
  5. Если захотите замедлиться, то надо проделать точно такие же действия, только в обратном направлении, то есть сместить рычаг вниз или нажать на клавишу «-».

Вы не запутаетесь в том, какая передача сейчас включена, так как на дисплее будет отображаться текущая передача.

Важно знать, что электроника машины и сам типтроник устроены так, что можно спокойно переключиться на режим механики на ходу, для этого не нужно даже отпускать акселератор.

Если водитель во время движения не будет использовать типтроник на протяжении определенного количества времени, то электроника машины самостоятельно переведет коробку передач в автоматическое состояние. В среднем для переключения на автоматику типтронику достаточно бездействовать от 15 до 30 минут, точное время будет зависеть от производителя и марки машины.

В чем заключается полезность функции tiptronic?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно узнать, какие есть положительные и отрицательные стороны у данной функции. Вот какие возможности станут доступны водителю, если он включит принудительное переключение коробки передач:

  • Водитель будет ощущать контроль над машиной, как это бывает с механической коробкой;
  • Водитель сможет быстро набрать скорость, если самостоятельно переключит скорость на самую первую;
  • Водитель сэкономит топливо при езде накатом;
  • Водитель сможет тормозить двигателем по своему желанию;
  • Водитель сможет отбуксировать другую машину;
  • Водитель сможет спокойно преодолевать небольшие снежные преграды и ездить по грязи, если конечно на машине нет блокировки дифференциалов колес и системы для стабильной езды;
  • Водитель сможет быстро разогнать авто до необходимой скорости, чтобы, например, совершить обгон фуры при подъеме в гору.

Авто на АКПП с двухлитровым двигателем и более не сразу отреагирует на нажатие на педаль газа, т.е. ему понадобится ощутимое время для разгона, при этом коробка передач типтроник в состоянии уменьшить это время в разы, путем последовательного ручного переключение скоростей вверх.

Автоматическая коробка передач ведет себя очень не экономно при спуске с горы, когда можно использовать движение накатом. Во время этого скорость автоматически изменится на самую низкую, и начнется торможение с использованием мотора. А с типтроником можно спокойно включить необходимую передачу (повыше) и катиться с горы, без нажатия педали газа, дольше, при этом экономить бензин, однако при желании, в любой момент, вы можете перейти назад к автоматике.

Стоит знать, что типтроник также защищает и от ошибок при ручном переключении передач. Если во время езды вы, случайно, переключите передачу на несколько шагов (вместо одного) вниз или вверх, то система исправит вашу оплошность и совершит только одно переключение.

Езда по снежной дороге зачастую сопровождается пробуксовкой, если на вашей машине будет стоять обычная автоматическая коробка передач, то вы не сможете преодолеть заснеженный участок, так как скорости будут постоянно переключаться то вверх, то вниз, и, в конце концов, мотор выключится. Коробка же с типтроником позволит выйти из пробуксовки, она переключит передачу, если только вы сами сделаете это или коленчатый вал достигнет максимальных оборотов.

Читать еще:  Датчик скорости ниссан либерти

Основные недостатки автоматической коробки передач с Tiptronic

  • Устройство много весит;
  • Устройство имеет большую цену;
  • Устройство трудно, долго и дорого ремонтировать.

С течением времени ценовой фактор теряет свою актуальность, так как при производстве внедряются все новые и новые технологии, благодаря которым происходит снижение стоимости как производства, так и используемых материалов.

Так что же выбрать?

Если вы передвигаетесь только в черте города, где постоянные многочисленные пробки, или если вы любитель размеренной езды, то однозначно переплачивать за наличие Tiptronic вам не стоит.

Справка. Многие автоматические коробки передач оснащены таким режимом, который, при включении, дает возможность автомобилю самостоятельно, без участия водителя, медленно двигаться вместе с потоком в городских пробках.

Если же, наоборот, вы ценитель быстрой езды, то очевидно, что выбирать надо АКПП с типтроником, он позволит развивать максимальную скорость на каждом этапе переключения, также он подходит для езды за городом, но только не по грунту.

Почти все выпускаемые новые модели авто имеют у себя автоматическую коробку передач с Tiptronic, поэтому выбирать придется только среди более старых. Bот в таком случае, лучше остановить свой выбор на обычном автомате, так как последующая его эксплуатация, обслуживание и ремонт обойдутся гораздо дешевле.

Плюсы и минусы типтроник

АКПП с функцией Tiptronic с каждым днем становится все популярнее. Практически на каждом современном транспортном средстве установлена АКПП с ручным управлением. Это обусловлено рядом преимуществ:

  • Система абсолютно безопасна для обгонов и не позволяет автомату переключиться на более высокую скорость.
  • Водитель может переключиться в режим ручного управления в случае непредвиденной ситуации, например, при экстренном торможении, вручную понижая передачу. Это сводит к минимуму вероятность заносов на скользкой дороге и во время резких поворотов.
  • Все модели автомобилей, оборудованные данной системой, имеют интегрированную систему защиты, четко контролирующую ручное переключение. Это не позволяет силовому агрегату выйти из строя. В механической коробке передач эта функция отсутствует.
  • Когда автомобиль оборудован зимним режимом, Tiptronic позволяет трогаться по скользкой дороге со второй передачи без пробуксовок.
  • АКПП не любят езду по бездорожью, поскольку не исключены пробуксовки, однако переключившись в ручной режим, этой проблемы можно будет избежать.
  • В сравнении с обычной коробкой-автомат – экономичное потребление топлива.

Коробки с типтроником помимо плюсов имеют и минусы. Их, конечно, не много, но все-таки они есть.

К недостаткам функции Tiptronic можно отнести следующее:

  • Увеличение веса и габаритов конструкции, обусловленное дополнительной функцией ручного управления.
  • Передачи активизируются с небольшой задержкой.
  • Конструкции КПП более сложная.

Помимо этого, наличие данной функции несколько увеличивает стоимость АКПП.

Характеристики АКПП и Tiptronic

Что выбрать Типтроник или автомат? Автомобили с «автоматом» хорошо распространены. Коробка автомат не имеет необходимости в переключении скоростей вручную. Типтроник – это не оригинальная КПП, так как является дополнением АКПП, значит, водителю предоставляется больше возможностей при управлении автомобилем.

На вопрос: чем отличается tiptronic от автомата, можно сделать вывод, что АКПП – это коробка передач, которая самостоятельно переключает скорости. Типтроник является ее модификацией, который имеет такую возможность, как ручное управление передачами. Отличие отмечается только с технологической стороны.

Обслуживание и увеличение срока эксплуатации

Регулярный техосмотр и выполнение инструкций производителя позволяют автомобилю с АКПП Типтроник ездить без проблем довольно долго. Игнорирование возникших неполадок обходится дорогостоящим ремонтом и переходом в касту пешеходов на некоторое время.

Обладая автомобилем с типтроником, не забывайте своевременно проверять его на наличие проблем и повреждений. АКПП этого типа хоть и выносливая, но все же не бессмертная. Заметив тревожные звоночки (увеличилось время переключения передач, автомобиль начинает дергаться), обращайтесь в автосервис. Регулярный техосмотр поможет не только предотвратить серьезные поломки, но и даст возможность насладиться вождением.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector