Согласно трехгодичному акту от 16 февраля 1641 г английский парламент должен был созываться

(Акт 1641 г. следует отличать от акта 1694 г. (см. далее). 15 февраля 1641 г. король подписал «трехгодичный акт», в котором регламентировался созыв парламента (1 раз в три года) независимо от воли короля. Далее, согласно Трехгодичному акту 16 февраля 1641 г., парламент должен был созываться, по крайней мере, один раз каждые три года, а при несогласии короля сделать это он мог быть созван другими лицами (пэрами, шерифами) или собраться самостоятельно. Согласно Трехгодичному акту от 16 февраля 1641 г., вводилась периодичность созыва парламента не реже одного раза в три года, причем созыв мог производиться против воли короля специально назначенными должностными лицами.

Долгий парламент

В своем манифесте "Народное соглашение" 1647 левеллеры выдвинули идеи народного суверенитета, всеобщего равенства, требовали провозглашения республики, установления всеобщего мужского избирательного права, возврата огороженных земель в руки общин, реформы сложной и громоздкой системы "общего права". Идеи левеллеров заняли важное место в дальнейшей идейно-политической борьбе с феодальным строем. Вместе с тем, выступая за неприкосновенность частной собственности, левеллеры обошли основное требование крестьянства об упразднении копигольда и власти лендлордов. Наиболее радикальную часть левеллеров составили диггеры, представлявшие беднейшее крестьянство и пролетарские элементы города и деревни. Они выступили с требованием уничтожения частной собственности на землю и предметы потребления. Социально-политические взгляды диггеров являлись разновидностью крестьянского утопического коммунизма. Изменение формы государства. Английская революция развивалась в виде традиционного противостояния короля и парламента. Существенная часть государственно-правовой программы революции была подготовлена парламентской оппозицией еще в 20-х гг. XVII в. В Петиции о праве 1628 г.

Перечислив злоупотребления королевской администрации и ссылаясь на Великую хартию вольностей, парламент просил короля, чтобы: 1 никто впредь не принуждался платить налоги и сборы в королевскую казну "без общего согласия, данного актом парламента"; 2 ни один человек не заключался в тюрьму за отказ платить незаконные налоги; 3 армия не размещалась на постой в дома жителей; 4 никакие лица не наделялись особыми полномочиями, которые могут служить предлогом для предания подданных смерти "противно законам и вольностям страны". Таким образом, в документе был отражен главный политический вопрос революции — о правах короля в отношении жизни и имущества подданных. Кроме того, был поднят и важнейший социальный вопрос — о неприкосновенности частной собственности. Охрана собственности, как говорилось в Петиции, есть истинная цель закона и правосудия. Требования парламентской оппозиции привели к роспуску парламента и длительному беспарламентскому правлению Карла I 1629—1640 гг. В этот период король для пополнения казны единолично вводил все новые поборы и штрафы, пресекая недовольство в стране с помощью чрезвычайных судов. Однако в условиях начавшейся войны с Шотландией король был вынужден вновь обратиться к парламенту. В созванном в 1640 г. В течение 1640—1641 гг. Прежде всего по инициативе палаты общин были осуждены главные советники Карла I — граф Страффорд, архиепископ Лод.

Тем самым было утверждено право парламента на импичмент высших должностных лиц. Далее, согласно Трехгодичному акту 16 февраля 1641 г. Эти положения были дополнены законом, запрещавшим прерывать, отсрочивать заседания и распускать Долгий парламент иначе, как актом самого парламента. Тем самым исключалась возможность возвращения к беспарламентскому правлению. Наконец, в июле 1641 г. Серия актов, принятых летом 1641 г. Программным документом революции стала Великая Ремонстрация, принятая 1 декабря 1641 г. Она содержала, в частности, новое требование о том, чтобы король впредь назначал только тех должностных лиц, которым парламент имел основание доверять. Это означало, по сути, политическую ответственность должностных лиц перед парламентом и было воспринято королем как вторжение в его прерогативу, исполнительную власть. Король отказался утвердить Великую Ремонстрацию.

Именно Охвостье Длинного парламента судило Карла I и вынесло ему смертный приговор король был казнен 30 января 1649 года. Оно же объявило об отмене с 7 февраля того же года в Англии монархии а в мае — об установлении республики. Далее парламент продолжал считаться высшим органом законодательной власти, но действовал под контролем и по указке военных, в первую очередь Кромвеля. В 1653 году Кромвель просто разогнал парламент, опасаясь того, что даже послушное ему Охвостье не обеспечит финансирования слишком увеличившейся армии. Завершающий период революции и конец Долгого парламента Но важным юридическим нюансом действий Кромвеля в 1653 году было то, что он не получил формального согласия депутатов на роспуск Охвостья. Поэтому согласно принятого ранее постановления о правилах роспуска парламента он официально продолжал оставаться дееспособным. Этим воспользовалась группа офицеров, свергнувших в апреле 1659 года наследника Кромвеля, его сына Ричарда, с поста лорда-протектора. Заговорщики вновь собрали Охвостье — им необходимо было иметь в стране законодательную власть. Эта сессия продолжалась недолго — в октябре того же года парламент снова был разогнан из-за разногласий с армией, и снова без согласия депутатов на роспуск.

Новый созыв произошел в конце декабря — в качестве реакции на противостояние генералов Ламберта и Монка. Одержавший победу Монк склонялся в пользу реставрации монархии, и для этого ему требовались новые парламентские выборы. Однако Охвостье не желало принять решение о самороспуске, необходимое по закону для назначения новых выборов. Поэтому Монк вернул в состав парламента депутатов-монархистов, изгнанных в ходе Прайдовой чистки они ведь формально тоже сохранили свои полномочия! Восстановление состава Долгого парламента произошло в феврале 1660 года. А 16 марта депутаты уже объявили о сложении с себя полномочий. Таким образом Долгий парламент официально, в соответствии с законом, прекратил существование. В Англии состоялись новые выборы и произошла реставрация монархии. Долгий парламент сыграл важную историческую роль на первом этапе английской буржуазной революции.

Он собрал в своем составе главных идеологов будущих преобразований и практиков, претворивших эти идеи в жизнь. Однако с развитием революции роль парламента стала стремительно уменьшаться. Причинами этого стали внутренние разногласия и страх парламентариев перед углублением революции, принятием радикальных политических решений и проведением социальных преобразований. В результате даже важнейшее решение об установлении республики парламент принимал не в полном составе, урезанный в ходе Прайдовой чистки. Далее же его роль и вовсе сошла на нет; действия депутатов по прекращению революции и самороспуску в 1660 году также носили вынужденный характер. Бесславный конец Долгого парламента не способствовал укреплению британского парламентаризма. Этот процесс осуществился позже, в результате Славной революции конца XVII века и появления в Англии зачатков политических партий в современном понимании этого термина. Он был созван 3 ноября 1640, а самораспустился 16 марта 1660. В 1640 и 1641 парламент вступил в острый конфликт с Карлом, вынудив его пойти на уступки, и когда в январе 1642 король покинул Лондон, парламент взял на себя все функции управления.

После того как гражданская война закончилась, Долгий парламент попытался взять под свой контроль армию, в итоге с одобрения Кромвеля из него было изгнано пресвитерианское большинство декабрь 1648, т.

В случае несозыва парламента в указанный выше срок, Лорд-канцлер Англии или Лорд-хранитель государственной печати Англии обязаны, не дожидаясь распоряжений короля, издать Указ о созыве нового парламента. И далее постановлено, что ныне ни один собранный парламент не может быть распущен или отсрочен в течение по крайней мере 50 дней после времени, назначенного для собрания, иначе, как с согласия Его Величества и обеих палат, заседающих в парламенте... Карлом II, но с оговоркой, что беспарламентское правление не может продолжаться более 3-х лет.

Во время Великой французской революции часть вигов во главе с Эдмундом Берком решительно поддерживали войну с Францией, но другая часть во главе с Чарльзом Фоксом осуждала антифранцузскую политику.

Войны с революционной и наполеоновской Францией длились четверть века и завершились полной победой Великобритании. В этот период Великобритания пережила промышленный переворот, бурный рост экономики, кардинально изменилась социальная структура британского общества. Рост городского населения, усиливавшееся влияние на социальную жизнь буржуазии, интеллигенции, наемных работников вызвал усиление либерального крыла партии вигов, побудил ее занять более радикальные позиции, прежде всего в вопросе о парламентской реформе. К этому времени британская избирательная система превратилась в архаичный, оторванный от реалий жизни институт. Однако он обеспечивал лендлордам -- основной опоре тори -- значительное количество мест в парламенте.

Проводя умеренные реформы в интересах развития британской промышленности и торговли, тори были решительными противниками изменений в избирательной системе. Хлебные законы 1815 года и репрессивная политика кабинета Роберта Каслри подорвали политическое влияние тори. Даже в их рядах росло понимание необходимости перемен. Либерально настроенные тори Дж. Каннинг, Р.

Пиль начали поиск компромисса с оппозицией, требующей парламенской реформы. На этом фоне в конце 1820-х годов в Великобритании были приняты законы уравнивающие в правах последователей всех религиозных конфессий. Просвещение, его источники и идеологическое содержание. Окрепшая буржуазия, обретая экономическую свободу, в борьбе за власть апеллировала большей частью к светским представлениям о справедливости, свободе, праве и государстве, к рационалистическим концепциям естественного права, к идеям всеобщего равенства людей перед законом. В этот период происходит разработка основ светской доктрины государства и права, новых концепций соотношения личности и государства, прав и свобод человека, разделения властей.

Мыслители нового времени широко использовали авторитет и идеи античных авторов. Теоретическое обоснование идей конституционализма и парламентаризма происходило в обстановке борьбы против королевского абсолютизма Стюартов в Англии, монархии Бурбонов во Франции, колониального господства Англии в североамериканских колониях, монархии Гогенцоллернов в Пруссии, Габсбургской монархии в Австрии. Тяжесть гнета и всевластие королевской власти были столь ощутимы накануне первых революций, что идея ограниченной монархии становилась потребностью и лозунгом первостепенной важности. Просвещение как мощное идейное движение, начавшееся в Англии, формируется во Франции с 40-х гг. XVШ в.

Монтескье, Вольтер, Гольбах, Руссо происходили из разных слоев общества, но отношение к старому режиму, несостоятельность которого была для них очевидна, требование равенства, оценки человека по заслугам личности, а не по сословным привилегиям объединили мыслящих людей Франции. Европейское общественное развитие подошло к тому рубежу, когда потребовались глубокие реформы общественного порядка. Теоретическая основа преобразований была создана доктриной естественного права. Гроций 1583—1645 гг. Гоббс 1588—1679 гг.

Локк 1632—1704 гг. Руссо 1712—1778 гг. Все то, что принадлежало индивидууму в его естественном состоянии в царстве природы, принадлежало ему по нерушимому праву. Гроций обосновал аксиому, что человек по своей природе есть свободное создание, предназначенное для социального общежития. Было ясно сказано, что человек должен жить в обществе, чтобы выжить, но также и потому, что по природе своей он является существом, созданным обществом.

Его концепция человека, который по своей природе является свободным и разумным, подготавливала почву для пересмотра институтов общества. Для всех и каждого было видно несоответствие этой теории действительности. Люди по-прежнему вели себя не как свободные и разумные личности. Из теории Г. Гроция следовало, что если человек действует не в соответствии со своей истинной природой, то виноваты в этом воспитание и порочные институты общества.

Все эти теоретические концепции вместе с идеей общественного договора служили средством достижения свободы мышления и были оружием в руках политического идейного течения, которое называется Просвещением. Оно оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике «просвещенный абсолютизм» , но главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного движения. При всем разнообразии мнений, большинство мыслителей сходились в его оценке как передового, новаторского явления. Среди представителей Просвещения встречались материалисты и идеалисты, сторонники рационализма признававшие разум основой познания и поведения людей , сенсуализма считавшие таковой ощущения и даже Божественного провидения уповавшие на волю Бога. Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая рассматривала историю как общественный регресс.

Тираноборческие мотивы в творчестве просветителей не мешали большинству из них оставаться противниками насилия и революций. Их индивидуализм поразительным образом уживался с коллективистскими идеями, выдвинутыми некоторыми провозвестниками коммунизма. Как течение общественной мысли Просвещение, несомненно, представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Речь идет, прежде всего, о целях и идеалах Просвещения, таких как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др.

Именно разномыслие просветителей, объединенных общими целями и идеалами, явилось предпосылкой исключительной плодотворности их теоретической деятельности. В нескончаемых спорах между ними рождались и оттачивались современные концепции прав человека и гражданина, гражданского общества и плюралистической демократии, правового государства и разделения властей, рыночной экономики и этики индивидуализма. Просветители вовсе не были мечтателями, витающими в облаках. Их духовные запросы и интересы большей частью были тесно связаны со злободневными проблемами жизни. Они отнюдь не чурались общественной деятельности, видя в ней способ повлиять на мнение сограждан и политику правительств.

Почти все они пользовались известностью как писатели, публицисты, университетские преподаватели или политические деятели. Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных кругов. Разнообразны были и условия, в которых они жили. Все это с неизбежностью приводило к различиям во взглядах просветителей. В каждой стране просветительское движение несло печать национальной самобытности.

Развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы. Бурный рост числа и тиражей периодических изданий способствовал повышению культурного и образовательного уровня населения. Стремительно расширявшийся рынок газет, книг, произведений искусства обусловил значительную коммерциализацию культуры, которая освободила творцов от унизительной зависимости от государства, церкви, меценатов. Эти и многие другие перемены в жизни общества производили ошеломляющее впечатление на иностранцев, видевших в Англии образец общественного прогресса. Не случайно все основные течения англ.

На характер английского Просвещения повлияли также его взаимоотношения с религией и церковью. Видные его деятели, за редким исключением, придерживались догматов христианства. Во многом это объяснялось тем, что английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это имело далеко идущие последствия для культурного развития страны, поскольку позволило сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступала церковь, и новаторскими идеями, которые несло Просвещение. В основных чертах политическая программа английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком.

Как и многие мыслители ХVII в. Переход от естественного состояния к гражданскому обществу был следствием общественного договора, который предполагал перераспределение лишь властных функций и не влек значительных перемен в положении людей. Государство должно было руководствоваться тем же «законом природы», который регулировал отношения людей в естественном состоянии, и поэтому не могло покушаться на неотчуждаемые права граждан. Локк предусмотрел специальный конституционный механизм, не допускавший превышения государством своих прерогатив. Это разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и «федеративную» которая ведала отношениями с другими государствами.

Кроме того, сползанию государства к деспотизму должен был препятствовать принцип законности, согласно которому «ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества». Взгляды Локка в значит. Тем самым обеспечивались правовые предпосылки благоприятных перемен в общественном развитии, включая рост предпринимательской активности, повышение благосостояния, дальнейшую демократизацию государственного и общественного строя. Все это в полной мере соответствовало целям просветителей. Поэтому их внимание было приковано не столько к политике, сколько к частной жизни граждан.

Это отразила этика английского Просвещения, в основных чертах разработанная Локком. Понятия добра и зла он выводил из ощущений удовольствия или страдания в физическом и духовном смысле. Поскольку люди, считал Локк, соотносят эти понятия с требованиями повседневной жизни, то и правила, регулирующие их отношения, должны отличаться удобством, целесообразностью и полезностью. Таковыми, например, являются заповеди, изложенные в Нагорной проповеди. В утилитарной этике английского Просвещения звучал и мотив личного преуспевания.

Локк подчеркивал: «Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и которые во всяком случае могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить; но только упражнение этих сил может сообщить нам уменье и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству». Просвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм. Выступая в защиту индивидуальных прав и свобод, английское Просвещение, безусловно, признавало и право каждого человека преследовать свой частный интерес. Большое влияние в этом отношении оказало учение философа XVII в. Томаса Гоббса об эгоистической природе человека, которое послужило основой этики себялюбия, или разумного эгоизма.

Один из ее создателей Бернард Мандевиль считал, что поведение людей является производным от себялюбия. Последнее представляет собой не что иное, как чувство самосохранения, побуждающее человека вести борьбу за жизненные средства против сил природы и противостоящих ему интересов других людей. Из деятельности, направленной на самосохранение, Мандевиль выводил и пороки эгоизма, рассматривая их как величайшее благо для общества в целом. В своей «Басне о пчелах» он проиллюстрировал эту мысль множеством примеров из повседневной жизни. Его парадокс «Пороки частных лиц — благо для общества» отражал реальности рыночной экономики.

Во многом благодаря усилиям просветителей, была создана рациональная модель отношений между людьми в практической жизни, соответствующая роли и значению гражданского общества. Одним из важнейших достоинств человека признавалась его способность к общению, сотрудничеству с другими, участию в коллективной созидательной деятельности. Вошло в моду членство в клубе или масонской ложе, посещение политических собраний или встреч по интересам например, в кафе. Детально разработанный кодекс правил поведения человека в обществе отразила английская художественная литература ХVIII в. Просветители во многом преуспели в стремлении привить широким слоям населения Англии свои ценности и идеалы.

Англия оказалась островком стабильности, сумевшим избежать революций и гражданских войн. Общие ценности, да еще этика политического компромисса, разработанная, например, в трудах Болингброка, оказались более надежным средством умиротворения общества, чем принудительная дисциплина, поддерживаемая силой. В этом и заключается один из основных уроков английского Просвещения. Особое место занимает просветительское движение в Шотландии. Продолжать ли политическую борьбу за восстановление независимости или же служить отечеству, содействуя его экономическому, социальному и культурному процветанию?

Философ Эндрю Флетчер, «отец» шотландского Просвещения, дал толчок формированию новой гражданской этики, обосновывавшей иные, альтернативные войне и политике, методы исполнения гражданами своего долга перед отечеством. Среди преподававших там замечательных ученых выделяется философ, историк, экономист Дэвид Юм. Откликаясь на духовные запросы шотландского общества, он обосновал мысль о том, что добродетель гражданственна по своей сути, ибо добро — это все, что полезно людям. Юма, конечно же, волновала судьба Шотландии, ее культурных традиций в едином британском государстве. Это наложило отпечаток на его рассуждения об этике взаимоотношений гражданина с обществом и государством.

Юм считал, что взаимоотношения возникают из тяги людей к взаимному общению, а также из-за их полезности, поскольку они увеличивают возможности удовлетворения потребностей людей. И прежде всего, они призваны обеспечить политическую стабильность, от которой зависит всякая упорядоченная жизнь. Именно в интересах стабильности государство и общество должны признавать все многообразие взглядов и убеждений граждан, обусловленное их индивидуальным опытом. Современное общество Юм рассматривал как плюралистическое, основанное на сложном разделении труда и различиях в положении людей, которые вследствие этого различаются и своими представлениями о нравственности и справедливости. По мнению Юма, не может быть стабильным общество, не уважающее многообразия социальных и региональных различий между людьми.

В равной мере не может быть добродетельным и гражданин, не признающий, что его личное благополучие в конечном счете связано с благополучием всего общества. Начало колонизации Северной Америки. Экономические, социально-политические и религиозные особенности развития колоний. Первые пост. Важной особ.

Развитие законодательства в период английской буржуазной революции

Акт о предотвращении неудобств, происходящих вследствие долговременных промежутков между созывами парламентов (Трехгодичный акт) 15 февраля 1641 г. Созыв Долгого парламента. Весной 1640 года Карл I правил Англией уже пятнадцать лет и одиннадцать из них обходился без парламента, хотя согласно статуту 250-летней давности представительный орган должен был созываться ежегодно. Трехгодичным актом устанавливалась также минимальная продолжительность парламентской сессии — она определялась в 50 дней; роспуск парламента раньше этого срока мог произойти лишь при добровольном согласии каждой из его палат. Первым из них стал «Акт для предотвращения неудобств, случающихся вследствие долгого перерыва в работе парламентов» или в сокращенном названии — «Трехгодичный акт».

ЛЕКЦИЯ XIII БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ ДУАЛИСТИЧЕСКОЙ МОНАРХИИ

Парламент был изначально под влиянием Джона Пима и его сторонников. В августе 1641 г. парламент постановляет лишить Карла I власти, которую он получил при вступлении на престол. В созванном в 1640 г. парламенте, получившем название Долгого (1640–1653), господствующее положение заняли пресвитериане. В течение 1640–1641 гг. парламент добился от короля утверждения целого ряда важных правовых актов. (Акт 1641 г. следует отличать от акта 1694 г. (см. далее).

uristinfo.net

Кризис отношений абсолютистской государственности и общества обрёл конкретный вид противостояния короны и парламента. Яков и Карл последовательно отстаивали прерогативы короны и приоритет начал абсолютизма в ущерб исторической конституции Англии. Практическое влияние парламента на государственные дела ослабло: с 1611 по 1640 г. Корона предпочитала обходиться без парламента, потому что встречала в нём постоянную оппозицию. И не могла обходится без одобренных парламентом налогов и субсидий, потому что оппозиционное население отказывалось платить налоги, и суды занимали в этом двоякую позицию, следуя принципам «общего права».

В октябре прошли выборы нового парламента, а 3 ноября 1640 г. Этому парламенту суждено было стать Долгим. С началом его заседаний началась по сути новая глава английской истории - истории Великой социальной революции. В Англии, открыто разделившейся на два лагеря: сторонников короля - кавалеров и сторонников парламента - круглоголовых, началась гражданская война.

Кавалеры и круглоголовые противостояли друг другу почти в каждом графстве. Лишь в ходе войны произошло более или менее отчетливое территориальное размежевание враждебных сторон. Экономически отсталые и редко населенные графства Севера и Запада поддерживали короля, богатые, экономически наиболее развитые графства Юго-Востока и Центральной Англии столь же единодушно выступили на стороне парламента. Феодальная знать со своими вассалами и дворовыми слугами, государственная англиканская церковь, придворные чиновники и связанные с двором финансисты-монополисты выступали с девизом «За бога и короля!

Люди, принадлежавшие к двум враждебным лагерям, боролись друг с другом не только по отдельным графствам, но часто и в отдельных селениях. Везде собирались отряды милиции, завязывалась борьба за овладение оружейными складами. За один только день в милицию Лондона вступило около 5 тыс. Было собрано большое количество оружия, денег, драгоценностей в пользу парламента.

С открытых приверженцев короля взимались крупные контрибуции. Но роялисты сторонники короля тоже энергично организовывали свои силы. Многие лорды за свой счет снаряжали и приводили под королевское знамя целые полки. Граф Гламорген израсходовал на эти цели колоссальную сумму в 918 тыс.

Первая гражданская война 1642-1646 делится на два этапа: с 1642 до лета 1644 г. Уже в первом крупном сражении при Эджгилле 23 октября 1642 г. В результате король укрепился в Оксфорде - всего в 50 милях от Лондона. В этом же сражении выявилось превосходство роялистов в решающем тогда роде войск - кавалерии.

Но главной причиной слабости парламентской армии было то, что она состояла преимущественно из наемников, готовых служить за деньги кому угодно. Это понял Оливер Кромвель, сражавшийся под Эджгиллем во главе им самим набранного отряда в несколько десятков крестьян-кавалеристов. Отношение пресвитерианского большинства парламента к гражданской войне как нельзя лучше проявилось в письме парламентского генерала Уоллера к роялисту Хоптону, написанном накануне предстоящего между ними сражения. Великий бог ведает, с каким отвращением я шел на эту службу и с какой ненавистью я смотрю на эту войну без врага».

Подобные настроения пагубно отражались на состоянии парламентских войск и в конечном итоге могли привести к гибели дело революции. И действительно к лету 1643 г. Парламентская армия Эссекса, медленно продвигаясь к резиденции короля - Оксфорду, таяла на глазах от дезертирства и эпидемий. Между тем Карл I наращивал свои силы; королева, уехавшая в 1642 г.

Парламентская армия Уоллера, блокировавшая роялистов на Западе, была почти полностью уничтожена. На Севере роялисты нанесли крупное поражение парламентским силам, находившимся под командованием Фердинанда и Томаса Ферфаксов. Весь Йоркшир оказался в руках кавалеров. К осени 1643 г.

Революции грозила смертельная опасность. Однако народные массы снова преградили дорогу контрреволюции и тем самым создали предпосылки для победы парламента. Гравюра из памфлета 1644 г. Лондонская милиция, состоявшая преимущественно из столичного плебса, с невиданной быстротой подошла к стенам осажденного роялистами Глостера, и город был спасен.

В то же время в так называемой Восточной ассоциации объединение пяти восточных графств - Норфолка, Сеффолка, Эссекса, Кембриджа, Гертфорда, возникшее в конце 1642 г. Они не только отразили угрозу вторжения кавалеров в пределы ассоциации, но, перейдя в наступление, одержали значительную победу в сражении под Уинсби 11 октября 1643 г. Наконец, на стороне парламента выступила Шотландия, пославшая ему на помощь 20-тысячную армию. Английский парламент со своей стороны обязался ввести по примеру Шотландии государственную пресвитерианскую церковь и взял шотландскую армию на свое содержание.

Кампания 1644 г. В одном из наиболее крупных в гражданской войне сражении - при Марстон-Муре, близ Йорка 2 июля , парламентская армия благодаря военному таланту Кромвеля и храбрости его «железнобоких» отрядов одержала блестящую победу, захватив многочисленных пленных и военные трофеи. Но порочная тактика затягивания войны, осуществлявшаяся пресвитерианскими военачальниками на Юге и Западе, свела на нет результаты этой победы. Заново укомплектованная армия Уоллера потерпела вторичное поражение; армия Эссекса была разгромлена, и сам Эссекс едва спасся от плена.

Его ближайший помощник граф Манчестер, имевший под своими знаменами в Восточной ассоциации около 20 тыс. Манчестер не раз открыто заявлял: «Если мы разобьем короля 99 раз, он все-таки останется королем, как и его потомство после него. Если же король разобьет нас хотя бы один раз, нас всех повесят, а потомков наших сделают рабами». Такая военная тактика пресвитериан бесконечно затягивала войну, вызывала недоверие народных масс к парламенту и угрожала революции гибелью.

Бедствия народа, усиливавшиеся в ходе войны, и рост его недовольства на время ослабили позицию пресвитериан в парламенте. Воспользовавшись этим, индепенденты во главе с Кромвелем добились принятия парламентом плана коренной реорганизации армии. Вместо территориальных отрядов милиции и отрядов наемников предусматривалось создание единой регулярной армии «нового образца», навербованной из добровольцев в подчиненных парламенту графствах, с единым, централизованным командованием и содержанием войск за счет государственного бюджета. Все находившиеся в армии члены парламента должны были отказаться от своих командных постов на основании так называемого билля о самоотречении от 9 декабря 1644 г.

Этот план к весне 1645 г. Армия «нового образца» численностью в 22 тыс. Она была охвачена революционным порывом и пуританским энтузиазмом. Ее возглавляли офицеры, среди которых было много выходцев из народа: полковник Прайд - в прошлом извозчик, полковник Хьюсон - бывший сапожник, полковник Фокс - бывший мастер-котельщик, и др.

Новая армия горела желанием как можно быстрее покончить с ненавистными кавалерами и королем-тираном. Командующим армией «нового образца» был назначен 33-летний Томас Ферфакс, возглавлявший до этого парламентские силы на Севере. Все военачальники-пресвитериане, в том числе главнокомандующий граф Эссекс, были на основании закона, о самоотречении удалены из армии. Исключение было сделано лишь для члена парламента Оливера Кромвеля, заслужившего к тому времени славу наиболее талантливого и преданного революции военачальника.

Он остался в армии в качестве командующего кавалерией и помощника Ферфакса. Таким образом, командование армией перешло в руки индепендентов. Армия «нового образца», народная по своему составу, централизованная и дисциплинированная, решила исход гражданской войны в пользу парламента. В сражении при Нэзби в Нортгемптоншире 14 июня 1645 г.

Выдающуюся роль в этой битве сыграла кромвелевская конница «железнобоких», обрушившаяся на фланг и тыл роялистской пехоты. Роялисты потеряли 5 тыс. Сам король едва спасся бегством. Военные действия после Нэзби свелись главным образом к систематическому очищению от роялистов отдельных районов и крепостей на Западе и Северо-Западе.

Король бежал на Север и 5 мая 1646 г. Но шотландцы сочли более выгодным выдать Карла английскому парламенту, за что последний обязался выплатить им 400 тыс. Так кончилась первая гражданская война. Роялисткая карикатура 1649 г.

Его надежда на конечную победу в условиях раздоров и распрей в лагере парламента как будто оправдывалась. На его сторону перешли шотландские пресвитериане. Страх перед самостоятельным выступлением народных низов все более сближал и английских пресвитериан с кавалерами. Наличие роялистского заговора стало очевидным, когда король бежал из парламентского плена на остров Уайт, где он надеялся склонить на свою сторону коменданта замка Кэрисбрук.

Опасаясь засилья пресвитериан, индепенденты-«гранды» заняли по отношению к королю враждебную позицию. В связи с угрозой нового мятежа кавалеров снова устанавливается временный союз индепендентов и левеллеров. На совещании руководителей армии в Виндзоре в апреле 1648 г. Судьба короля была решена.

В 1648 году противники короля во главе с Кромвелем захватили Лондон и очистили законодательное собрание от сторонников монарха. На следующий год оставшиеся парламентарии низложили и казнили короля, после чего была упразднена палата лордов, а страна провозглашена республикой. Исполнительную власть получил Государственный совет и его председатель Кромвель, законодательная — сохранилась за жалким остатком былого парламента, получившим название «Охвостье». Но и с Охвостьем Кромвель поладить не смог и как-то, услышав возражения депутатов, заявил им: «Вы слишком долго заседали. Пора покончить с вами. Во имя Бога, уходите! Он был свергнут в результате офицерского заговора в апреле 1659 г. Офицеры вновь созвали Долгий парламент.

Он был созван 7 мая 1659 г. Правление перешло к так называемому «Комитету общественной безопасности», который возглавил Ламберт. Генерал Джордж Монк, который являлся вице-королём Шотландии, начал движение на юг. Ламберт, который не выступил ему навстречу, потерял поддержку в Лондоне. Флот объявил о созыве парламента, так 26 декабря 1659 г. Долгий парламент опять вошёл в силу. Ламберт ничего не мог противопоставить Монку и тот продолжал движение на юг.

На следующий день он пришел со стражей, но парламентарии не пришли.

В января 1642 г. В августе 1642 г. Первое время армия короля, лучше организованная и подготовленная, состоящая из людей чести, одерживала победы. В результате этого парламент принимает план о реорганизации армии Акт «О создании новой модели» - 1645 г. Сущность реформы: 1. Определение точного контингента армии; 2. Твердый государственный бюджет на ее содержание; 3. Единое командование с назначением нового главнокомандующего — Ферфакса; 4.

Единое обмундирование — красный мундир или куртка; 5. Единообразный дисциплинарный устав; 6.

Король отказался утвердить В. Все принятые ДП документы ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению К монархии Фактически эта форма не успела утвердиться с началом гражданских войн между королем и парламентом 1642 — 1647 и 1648 — 1649. Основными направлениями деятельности сторон в этот период стала организация собственной армии. В ходе Гражданской войны парламентом был принят Ордонанс о новой модели 1645 г.

В 1643 г. Был упразднен епископат, его земли были конфискованы в пользу государства и пущены в распродажу. Акт 1646 г. Переводит рыцарское держание земель на основе вассальных обязанностей в держание на общем праве. Окончание войны и пленение короля сопровождалось обострением борьбы внутри парламента между пресвитерианами крупная буржуазия и основной массой индепендентов. Открытое выступление пресвитериан в поддержку короля привело ко второй войне.

Палата общин объявила себя носителем верховной власти. После казни короля была упразднена верхняя палата лордов и королевское звание. Диктатура О. Диктатура Кромвеля Долгий парламент и армия — противостояние. В итоге - гос переворот 20 апреля 1653г, парламент - разгоняется армией. Избирается новый Малый , парламент и тоже распускается; Кромвель получает титул лорда - протектора Англии, Шотландии и Ирландии.

Его парламент заседает с 1654 по 1655 год, а власть на местах - генерал-майорам. Англия подчиняется военной диктатуре. Противники диктатуры уничтожены, в гос-ве действуют чрезвычайные комиссии - суды.

Долгий парламент в 1642-1653 годах

  • Реформы Солона (Афины VI в. до н.э.) - причины, мероприятия, результаты
  • 1.5. История государства и права в Новое и Новейшее время
  • Великобритания. Английская буржуазная революция и возникновение буржуазного государства в Англии
  • Буржуазная революция в Англии
  • Введение.docx

1.5. История государства и права в Новое и Новейшее время

Массовое истребление королевских строевых лесов, особенно в Динському лесу, проданном папистам; этот лес был лучшим лесным запасом королевства для судостроения... Монополия на мыло, соль, вино, кожу, каменный уголь и на все предметы, наиболее ходовые и необходимые. Превращение пахотных земель в пастбища и расширение пастбищ служили поводом для извлечения из карманов подданных многих миллионов под предлогом борьбы с обезлюдненням, без каких-либо значительных выгод для его величества. Большое число подданных его величества за отказ от уплаты беззаконных налогов подвергалось постоянным волнениям в результате долгих и дорогостоящих судебных процессов; некоторые из этих подданных облагались штрафами и подвергались наказаниям, другие - долгим и суровым арестам и тюремным заключением, сопровождавшихся для многих потерей здоровья, для некоторых - жизнь; в некоторых взламывались дома и восхищались вещи, некоторым запрещалось заниматься их законной профессией.

Купцам запрещалось разгружать их товары в тех портах, которые были для них наиболее удобны; их заставляли доставлять товары в места, наиболее удобные для владельцев монополий. Звездная палата обрушивала суровые наказания не только для поддержки интересов владельцев монополий и взыскания иных беззаконных налогов, но также и по разным другим поводам, где не было никаких правонарушений или они были ничтожны. Меры наказания, от которых страдали подданные его величества, были такие: тяжелые штрафы, заключения, клеймение, отрубание конечностей, порка, надевание ярма, затыкание рта кляпом, изгнание из страны; люди не только лишались общества своих друзей, возможности заниматься своей профессией, удовольствия от книг и пользования бумагой и чернилами, но насилие применялось даже к тому теснейшего союза, который бог установил между мужьями и женами, путем их вынужденного расставания...

Судьи отстранялись с их должностей за отказ действовать против своих клятв и совести; другие были так запуганы, что не смели выполнять своего долга... Юристам запрещалась их деятельность за верность интересам клиентов; защитники подвергались угрозам, а некоторые и наказанием за осуществление законных процессов. Все дороги к правосудию были огорожены и прерваны этими мерами...

Были созданы новые судебные трибуналы без законных на то оснований. Тайный совет предложила своими приказами ограничить права подданных по распоряжению их недвижимостью, имуществом, в их исках и соглашениях... Суд канцлера казначейства, опекунский и другие английские суды вели себя произвольно, превышая свою юрисдикцию.

Суды общего права, которые видели, что все люди более склонны искать правосудия там, где они могут приспособить его к своим желаниям, часто пренебрегали требованиями общего права и выходили из своих пределов, творя беззаконие под предлогом правосудия... Обычный путь выбора шерифов не придерживался; много раз шерифы предназначались чрезвычайным способом, иногда как наказание, иногда они выбирались так, чтобы они могли служить орудиями для выполнения всего, чего от них хотят. Высокая комиссия в своей суровости и жестокости дошла до таких эксцессов, что почти не уступает римской инквизиции, и, однако, во многих случаях архиепископ своей властью увеличивал наказание, встречая в том поддержку Тайного совета.

Большое число людей, претерпевших страдания и беспокойство, чтобы избежать этих несчастий, покинули нашу страну: одни отбыли в Новой Англии и других частей Америки, другие в Голландии. Группа людей, которая описана, поднялась до такой высоты, что они начали рассуждать о приведению своего дела до завершения, которое заключалось в трех следующих частях: 62. Правительство должен быть освобожден от всех ограничений закона относительно наших лиц и собственности.

Пуритане - наименование, под которым они объединяют всех тех, кто хочет сохранить законы и вольности королевства и держать религию под властью последнего, - должны быть или выброшены из королевства силой, или вытеснены из него страхом. Шотландцы так же собрали армию для своей защиты. И когда обе армии сошлись и приготовились к кровавой схватки, благородный характер его величества, советы английской знати и полное осознание обязанности покорность шотландцев взяли верх над злыми советами других в такой степени, что было заключено перемирие и его величество вернулся в Лондон с миром и большим почетом.

Новый государственный строй был оформлен Конституцией 13 декабря 1653 г. Этот документ, состоявший из 42 статей, разрабатывался и утверждался не парламентом, а советом высших офицеров армии при активном участии самого О. В соответствии со ст. I указанной Конституции высшая законодательная власть сосредоточивалась и пребывала в лице лорда-протектора республики Англии, Шотландии и Ирландии им являлся О. Кромвель и народе, представленном в однопалатном парламенте. Высшая исполнительная, административная и судебная власть принадлежала опять-таки совместно тому же лорду-протектору и Государственному совету численностью от 13 до 21 человека, избираемому парламентом пожизненно. Формирование Государственного совета происходило при активном участии лорда-протектора ст.

Поскольку главной опорой режима протектората была армия, в «Орудии управления» ст. XXVII устанавливался ежегодный налог в 200 тыс. К этой сумме добавлялись дополнительные средства на отправление правосудия и иные издержки правительства. Все эти средства, одобренные лордом-протектором и Государственным советом, не подлежали парламентскому контролю, не могли быть отменены или уменьшены. В постановлении было сказано: «По древним основным законам королевства власть в нем принадлежит и должна принадлежать королю, лордам и общинам». С 8 мая 1660 г. Срок действия королевских прерогатив Карла II отсчитывался со дня гибели его отца.

Решаясь на реставрацию монархии, «новые хозяева» страны, разумеется, не имели в виду возврата к абсолютистскому режиму: они рассчитывали поставить короля под надежный парламентский контроль, не допустить изъятия из их рук реальной политической власти, которой они овладели в годы «великого мятежа». Важнейшим ее итогом можно считать радикальные изменения в области экономических отношений — прежде всего с точки зрения форм собственности. В Англии не было единого законодательного акта, который бы определял основы государственного строя и закреплял принципы взаимоотношений между различными ветвями власти. То, что могло быть названо английской конституцией представляло собой совокупность законов «Хабеас корпус акт», «Билль о правах», «Трехгодичный акт», «Акт об устроении» , составивших писанную часть конституции, и устных неписаных соглашений конституционных обычаев. Установление системы неписаных соглашений определило конституционное развитие Англии 18 века, главными особенностями которого стали: - возрастание роли парламента; - дальнейшее ослабление власти короля; -становление ответственного перед парламентом кабинета министров. Хабеас корпус акт «Акт о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морем» приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии. Он устанавливает правила ареста и привлечения обвиняемого к суду, предоставляет суду право контроля за законностью задержания и ареста граждан и содержит ряд принципов справедливого и демократического правосудия: презумпции невиновности, соблюдения законности при задержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с надлежащей судебной процедурой и по месту совершения проступка.

В результате Славной революции и переворота 1688 г. Последствием этого было то, что Англия первая пережила промышленную революцию и в дальнейшем превратилась в первую великую промышленную капиталистическую державу, намного опередив в своем развитии другие государства Европы. Несмотря на ограниченный характер переворота 1688 г. Утверждение конституционной монархии означало реальный доступ крупной буржуазии и обуржуазившегося дворянства к власти. Для имущих классов Англии «Славная революция» 1688 г. Главный итог переворота — упрочение конституционной монархии — соответствовал потребностям буржуазного прогресса в стране, означал передачу высшей власти парламенту, в руках которого сосредоточились законодательные и частично исполнительные функции, урезанные у короля. Окончательным устранением абсолютизма переворот закрепил в политической области успехи революции середины XVII в.

Билль о правах 1689 г. Он устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Срок полномочий парламента был определен в З года, впоследствии был увеличен до 7 лет. Утверждалось верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики. Без согласия парламента король не имел права:? Парламент Англии после «Славной революции» 1688г. Акт об устроении, или «Закон о престолонаследии», принятый в 1701 г.

Для развития конституционного строя Англии важное значение имели следующие положения этого документа:? Это правило провозглашало отделение судебной власти от исполнительной. Важную часть английской конституции составляют неписаные правила, установление которых определяет дальнейшее развитие английской конституции. К основным из них относятся:?

Имения, конфискованные у короны, подлежали безусловному возврату Карлу II без всякой компенсации с его стороны. Но король не получил назад свою собственность. Вместо этого парламент назначил ему жалование цивильный лист в размере 1280 тыс. Захудалые местечки снова получили места в парламенте. Карл II начал преследовать «цареубиц» , под которым понимались все республиканцы. После того, как их сняли, у трупов были отсечены головы». Вследствие своей продажности он заслужил также прозвище Пенсионерского. Опираясь на него и пользуясь временной поддержкой буржуазии, Карл II правил почти самодержавно. Он начал формировать собственную армию. Поддерживала монарха и англиканская церковь, чье учение было признано государственной религией. Сторонников короля называли «тори». Виги считали, что монарх должен действовать в интересах всего господствующего класса Англии. Они отрицали божественное происхождение монархии. Права и обязанности короля, по их мнению, определялись «договором с народом» , под которым они понимали правящие круги. Последний был недоволен тем, что страной правил тайный совет, члены которого назначались и несли ответственность только перед короной. Палата общин не одобряла преследования пуритан. Подвергалась критике внешняя политика королевского правительства его зависимость от Франции, продажа крепости Дюнкерк Людовику XIV и т. Его политика грозила обратным перераспределением церковных земель, захваченных буржуазией и джентри. Это привело к кратковременному объединению вигов и тори. Произошел дворцовый переворот 1688 г. Этот переворот получили название «Славная революция». Она, по существу, завершила оформление компромисса между фактически господствующей в важных сферах жизни общества буржуазией и официально правящей земельной аристократией. Указанный компромисс заложил основы прочного консенсуса между ведущими политическими силами по основополагающим вопросам социально-политического развития страны, который стал важнейшей чертой английской политической культуры в XIX и XX вв. Отныне разногласия между этими силами не должны были носить «принципиального» характера, способного нарушить такое соглашение и политическую стабильность в английском обществе. Важнейшим политическим результатом такого компромисса стало утверждение в Англии конституционной монархии, получившей закрепление в двух актах парламента: Билле о правах 1689 г. Юридически это нашло свое выражение в Билле о правах 1689 г. Взимание налогов также должно было происходить лишь с одобрения парламента. Оно требовалось и на содержание постоянного войска в мирное время в пределах королевства. Билль закреплял некоторые привилегии английских подданных: право на ношение оружия и подачу петиций короне.

Предписывается и постановляется властью этого настоящего парламента, что... Подобным же образом объявлено и постановлено властью настоящего парламента, что ни Его Величество король, ни Тайный совет не имеют и не должны иметь какой-либо юрисдикции, власти или полномочий, посредством билля, петиции, предъявления обвинения, возбуждения дела о клевете в печати или иным каким-либо произвольным способом рассматривать или ставить на рассмотрение, решать или распоряжаться недвижимым или движимым имуществом кого-либо из подданных настоящего королевства, но что указанные выше дела должны рассматриваться и разрешаться в обыкновенных судах и путем применения обыкновенного порядка судопроизводства.

1.5. История государства и права в Новое и Новейшее время

10 мая 1641 г. Карл I вынужден был подписать билль об опале в отношении своего главного советника Страффорда. В тот же день король утвердил и «акт о нераспускаемости», в соответствии с кото-рым данный парламент можно распустить только с его согласия. Согласно Трехгодичному акту от 16 февраля 1641 г., вводилась периодичность созыва парламента не реже одного раза в три года, причем созыв мог производиться против воли короля специально назначенными должностными лицами. Долгий парламент принял в феврале 1641 г. закон – Трехгодичный акт, согласно которому парламент должен был созываться на сессии ежегодно, а возможный перерыв в его созыве не должен был превышать трех лет. Созыв Долгого парламента. Весной 1640 года Карл I правил Англией уже пятнадцать лет и одиннадцать из них обходился без парламента, хотя согласно статуту 250-летней давности представительный орган должен был созываться ежегодно. Парламент должен быть созван для заседания в Вестминстере 3 сентября 1645 г., и последующие парламенты должны быть созываемы один раз в каждый третий год, считая со дня роспуска ныне существующего парламента.

Развитие законодательства в период английской буржуазной революции

Законодательство английской революции 1640–1660-х гг Далее, сог-. ласно Трехгодичному акту 16 февраля 1641 г., парламент. должен был созываться по крайней мере один раз каждые. три года, а при несогласии короля сделать это он мог. быть созван другими лицами (пэрами, шерифами) или соб.
Противостояние королевской власти и парламента и установление республики в Англии. парламент должен был созываться, по крайней мере, один раз каждые три года.
3.Трехгодичный акт 1641 года в Англии. В ТРЕХГОДИЧНЫХ актах относятся к нескольким актам, принятым в Англии, которые устанавливают, что парламент должен собираться не реже одного раза в три года.
Развитие законодательства в период английской буржуазной революции В созванном в 1640 г. парламенте, получившем название Долгого (1640–1653), господствующее положение заняли пресвитериане. В течение 1640–1641 гг. парламент добился от короля утверждения целого ряда важных правовых актов.
ТРЕХГОДИЧНЫЙ АКТ 22 декабря 1694 г. В созванном в 1640 г. парламенте, получившем название Долгого (1640—1653), господствующее положение заняли просвитериане. В течение 1640—1641 гг. парламент добился от короля утверждения целого ряда важных правовых актов.

Долгий парламент и законодательство 1641-1642г.

Этого хватало лишь на жизнь впроголодь. Всё это создавало атмосферу социальной и политической напряжённости в стране. Конфликт между короной и парламентом принял острые формы. Парламент в 1628 г. В этом документе был отражён политический процесс революции — о границах королевской власти.

Кроме того, были подняты проблемы неприкосновенности частной собственности. Создатели петиции требовали не допускать никаких сборов без согласия парламента. Обострившийся до предела кризис способствовал Английской буржуазной революции 1640-1660 гг. Её идеологическую платформу составляли лозунги реформ церкви восстановление «старинных обычаев и вольностей».

В Англии образовались два политических лагеря. Представители феодального дворянства и английского духовенства были опорой абсолютизма и отстаивали сохранение прежних феодальных порядков.

Из парламента были выдворены все депутаты-пресвитерианцы, которые были настроены против армии.

Этот парламент получил название Охвостье. Ряд законов устанавливал новое положение парламента в государстве. Согласно Трехгодичному акту от 16 февраля 1641 г.

Данный закон был дополнен изданием акта от 10 мая 1641 г. Удовлетворяя требованиям парламента и народа, Карл I согласился на ликвидацию чрезвычайных судов и введение принципа несменяемости судей. Однако стремление парламента поставить под контроль центральную администрацию и изменить церковное управление вызвало неприятие у монарха: король отказался утвердить принятую парламентом Великую ремонстрацию, где содержались подобные требования.

Попытка короля обуздать парламент и арестовать лидеров оппозиции в январе 1642 г. Мирные переговоры между противниками оказались безуспешны, и в августе началась Первая гражданская война 1642—1646 гг. Великая Ремонстрация В ноябре 1641 г.

Двумя актами были ликвидированы системы чрезвычайных трибуналов, как Звездная палата и Высокая комиссия. Парламент 1 декабря 1641 г. В ней содержалось, в частности, требование о назанчении королем только тех должностных лиц, которым парламент имел основание доверять. Это означало политическую ответственность должностных лиц перед парламентом. Король отказался утвердить В. Все принятые ДП документы ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению К монархии Фактически эта форма не успела утвердиться с началом гражданских войн между королем и парламентом 1642 — 1647 и 1648 — 1649.

Основными направлениями деятельности сторон в этот период стала организация собственной армии. В ходе Гражданской войны парламентом был принят Ордонанс о новой модели 1645 г. В 1643 г. Был упразднен епископат, его земли были конфискованы в пользу государства и пущены в распродажу. Акт 1646 г. Переводит рыцарское держание земель на основе вассальных обязанностей в держание на общем праве.

Окончание войны и пленение короля сопровождалось обострением борьбы внутри парламента между пресвитерианами крупная буржуазия и основной массой индепендентов. Открытое выступление пресвитериан в поддержку короля привело ко второй войне. Палата общин объявила себя носителем верховной власти. После казни короля была упразднена верхняя палата лордов и королевское звание. Диктатура О. Диктатура Кромвеля Долгий парламент и армия — противостояние.

В итоге - гос переворот 20 апреля 1653г, парламент - разгоняется армией.

Взгляды Локка в значит. Тем самым обеспечивались правовые предпосылки благоприятных перемен в общественном развитии, включая рост предпринимательской активности, повышение благосостояния, дальнейшую демократизацию государственного и общественного строя.

Все это в полной мере соответствовало целям просветителей. Поэтому их внимание было приковано не столько к политике, сколько к частной жизни граждан. Это отразила этика английского Просвещения, в основных чертах разработанная Локком.

Понятия добра и зла он выводил из ощущений удовольствия или страдания в физическом и духовном смысле. Поскольку люди, считал Локк, соотносят эти понятия с требованиями повседневной жизни, то и правила, регулирующие их отношения, должны отличаться удобством, целесообразностью и полезностью. Таковыми, например, являются заповеди, изложенные в Нагорной проповеди.

В утилитарной этике английского Просвещения звучал и мотив личного преуспевания. Локк подчеркивал: «Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и которые во всяком случае могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить; но только упражнение этих сил может сообщить нам уменье и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству». Просвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.

Выступая в защиту индивидуальных прав и свобод, английское Просвещение, безусловно, признавало и право каждого человека преследовать свой частный интерес. Большое влияние в этом отношении оказало учение философа XVII в. Томаса Гоббса об эгоистической природе человека, которое послужило основой этики себялюбия, или разумного эгоизма.

Один из ее создателей Бернард Мандевиль считал, что поведение людей является производным от себялюбия. Последнее представляет собой не что иное, как чувство самосохранения, побуждающее человека вести борьбу за жизненные средства против сил природы и противостоящих ему интересов других людей. Из деятельности, направленной на самосохранение, Мандевиль выводил и пороки эгоизма, рассматривая их как величайшее благо для общества в целом.

В своей «Басне о пчелах» он проиллюстрировал эту мысль множеством примеров из повседневной жизни. Его парадокс «Пороки частных лиц — благо для общества» отражал реальности рыночной экономики. Во многом благодаря усилиям просветителей, была создана рациональная модель отношений между людьми в практической жизни, соответствующая роли и значению гражданского общества.

Одним из важнейших достоинств человека признавалась его способность к общению, сотрудничеству с другими, участию в коллективной созидательной деятельности. Вошло в моду членство в клубе или масонской ложе, посещение политических собраний или встреч по интересам например, в кафе. Детально разработанный кодекс правил поведения человека в обществе отразила английская художественная литература ХVIII в.

Просветители во многом преуспели в стремлении привить широким слоям населения Англии свои ценности и идеалы. Англия оказалась островком стабильности, сумевшим избежать революций и гражданских войн. Общие ценности, да еще этика политического компромисса, разработанная, например, в трудах Болингброка, оказались более надежным средством умиротворения общества, чем принудительная дисциплина, поддерживаемая силой.

В этом и заключается один из основных уроков английского Просвещения. Особое место занимает просветительское движение в Шотландии. Продолжать ли политическую борьбу за восстановление независимости или же служить отечеству, содействуя его экономическому, социальному и культурному процветанию?

Философ Эндрю Флетчер, «отец» шотландского Просвещения, дал толчок формированию новой гражданской этики, обосновывавшей иные, альтернативные войне и политике, методы исполнения гражданами своего долга перед отечеством. Среди преподававших там замечательных ученых выделяется философ, историк, экономист Дэвид Юм. Откликаясь на духовные запросы шотландского общества, он обосновал мысль о том, что добродетель гражданственна по своей сути, ибо добро — это все, что полезно людям.

Юма, конечно же, волновала судьба Шотландии, ее культурных традиций в едином британском государстве. Это наложило отпечаток на его рассуждения об этике взаимоотношений гражданина с обществом и государством. Юм считал, что взаимоотношения возникают из тяги людей к взаимному общению, а также из-за их полезности, поскольку они увеличивают возможности удовлетворения потребностей людей.

И прежде всего, они призваны обеспечить политическую стабильность, от которой зависит всякая упорядоченная жизнь. Именно в интересах стабильности государство и общество должны признавать все многообразие взглядов и убеждений граждан, обусловленное их индивидуальным опытом. Современное общество Юм рассматривал как плюралистическое, основанное на сложном разделении труда и различиях в положении людей, которые вследствие этого различаются и своими представлениями о нравственности и справедливости.

По мнению Юма, не может быть стабильным общество, не уважающее многообразия социальных и региональных различий между людьми. В равной мере не может быть добродетельным и гражданин, не признающий, что его личное благополучие в конечном счете связано с благополучием всего общества. Начало колонизации Северной Америки.

Экономические, социально-политические и религиозные особенности развития колоний. Первые пост. Важной особ.

Широкое применение рабского труда в колониях вызывалось прежде всего тем, что колонисты сравнительно легко приобретали здесь землю. Источниками "белой" рабской силы были иммигранты, лица, осужденные по политическим мотивам, уголовные преступники, несостоятельные должники. Постепенно "белое рабство" было вытеснено более дешевым "черным рабством".

Однако элементов феодализма в социально-экономическом строе было мало, и быстро начали возникать элементы капиталистического строя. В южной группе колоний, где выращивались сахарный тростник, хлопок, табак, экономика основывалась на рабовладении. Экономика северной группы колоний, где начали развиваться фермерские хозяйства и мануфактуры, стала быстро приобретать капиталистический характер.

С развитием капитализма, постепенным складыванием в колониях единого рынка и усилением экономических связей между колониями формировалась североамериканская нация. По мере эк. Правительство Англии рассматривало колонии как источник сырья и рынок сбыта для английской промышленности и проводило политику сдерживания их промышленного развития.

Колонисты считали себя свободными подданными английской короны, на которых распространялось действие права метрополии: Великая хартия вольностей, Билль о правах, общее право, право справедливости ит. Непосредственной причиной, вызвавшей массовое движение против метрополии, явились меры, принятые английским правительством в 60-х гг. XVIII в.

В 1765 г. Начало английским владениям на атлантическом поб. Америки было положено в 1607 году, когда была основана первая из колоний — Виргиния.

Её основателями были купцы из Лондонской торговой компании. На своих судах компания перевозила в колонию бедняков, запродавших себя временно в долговую кабалу и работавших в колонии под надзором смотрителей компании. За океан из Англии устремлялись пуритане, притесняемые правительством Стюартов, бедняки, искавшие в Новом Свете улучшения своей участи.

В колониях они попадали в кабалу к купцам и крупным землевладельцам, получившим жалованные грамоты от короля на земли в Америке. Постепенно на Атлантическом побережье из захваченных у индейцев земель образовалось 13 колоний. На юге — в Южной Каролине и Джорджии развилось рабовладельческое хозяйство.

На плантациях возделывали табак, сахарный тростник, индиго. Характерной чертой плантаторского хозяйства было хищническое использование земель, быстро терявших свое плодородие, после чего плантации переносились на другие места. Эта особенность рабовладельческого хозяйства и погоня за наживой толкали плантаторов к непрерывному расширению территории колоний.

Ввоз негров — рабов в колонии начался в первой четверти XVII века и быстро увеличивался. К середине XVII века их было там несколько сот тысяч, а все население 13 колоний составляло около полутора миллионов человек. Часть земли принадлежала крупным собственникам — аристократам, сдававшим ее в аренду мелким фермерам, платившим за это ренту.

Здесь много было и самостоятельных фермеров. В приморских городах развивались ремесла, судостроение. Значительная часть населения занималась рыбным промыслом и мореходством.

Англия и ее владения пользовались монопольным правом торговли с колониями. Обороты этой торговли быстро увеличивались. Из колоний в Англию вывозились пушнина, табак, индиго, рыба, лес и железо.

Производство железа официально воспрещалось английским правительством, но колонии не считались с этими запретами. В Вест-Индию вывозились хлеб, рыба и другие товары. Несмотря на различие в социальных отношениях между отдельными колониями, общей характерной чертой их было быстрое развитие первоначального капиталистического накопления и буржуазных отношений, переплетавшихся с рабовладением на юге.

Развитие колоний вовсе не было мирной идиллией, как пытаются его многие буржуазные историки. В основе террит. Войны с индейцами отличались жестокостью и варварством.

Колонисты местами истребляли все индейское население, пытали и сжигали пленных, скальпировали их. В Новой Англии богомольные пуритане не постеснялись установить денежные награды за скальпы индейцев — мужчин, женщин и детей. Купцы за бесценок выменивали у индейцев дорогие бобровые шкуры и другие меха, спаивали водкой и натравливали индейские племена друг на друга.

Выгодным способом первоначального накопления служила работорговля. Купцы Новой Англии вели так называемую "треугольную торговлю" — закупали в Вест-Индии патоку, перерабатывали ее в ром и за ром, дешевые ткани и безделушки выменивали рабов — негров у работорговцев, занимавшихся вооруженным разбоем и захватом негров у берегов Африки. Обычно не менее трети негров погибали от болезней во время перевозки через океан, а остальные подвергались бесчеловечной эксплуатации на плантациях.

Хозяин мог безнаказанно убить негра-раба, всякая попытка негра к сопротивлению каралась смертью. С оружием и бичами в руках надсмотрщики принуждали негров к непосильной работе. Молодые рабыни становились жертвами насилия со стороны хозяина и его надсмотрщиков.

Управление колониями находилось в руках английских властей. Король назначал губернаторов большинства колоний, а в трех из них, считавшихся владением частных лиц, - в Пенсильвании, Делавэре, и Мериленде — король только утверждал губернаторов, назначаемых владельцами. При губернаторах имелись назначенные ими советы и нижние палаты, члены которых избирались богатыми собственниками на основе высокого имущественного ценза.

В английском парламенте колонии не имели своего представительства. Английское правительство считало себя в праве издавать законы, касающиеся колоний, без их согласия. Произвол губернаторов и английской земельной аристократии вызывал многочисленные восстания фермеров и ремесленников, требовавших политических прав, расширения самоуправления колоний и ограничения власти губернаторов.

Экономический рост колоний пробуждал у населения стремление к самостоятельности. Между колониями постепенно усиливались взаимные экономические связи. Общность территории, экономической жизни и языка при удаленности от Англии содействовала складыванию из населения колоний, особой, отличной от англичан, хотя и говорившей на английском языке, буржуазной нации.

Условия жизни в колониях, несмотря на различия между Севером и Югом и на классовые противоречия, порождали у населения известные черты психического склада. Формирование североамериканской буржуазной нации ускорилось в результате обострения противоречий между колониями и Англией, приведших к освободительной войне. Образование в колониях было доступно только богатым.

Значительная часть населения была неграмотной. Плантаторы и капиталисты питали ненависть и презрение к "цветному" населению — индейцам, неграм. Среди пуритан Новой Англии процветало ханжество и религиозная нетерпимость, суеверие.

Но передовые круги буржуазии и землевладельцев перенимали идеи английской и французской просветительной философии — взгляды Локка, Руссо, деятелей англ. В колониях появилась своя интеллигенция — адвокаты, врачи, журналисты. Перед войной за независимость крупных колоний наиболее известным американским буржуазным просветителем, философом, ученым и моралистом был Бенджамен Франклин.

Это был сын свечника и мыловара из Бостона, ставший затем журналистом. Франклин приобрел популярность своими опытами с электричеством. Он сконструировал громоотвод.

Ему принадлежит мысль, что "человек есть животное, делающее орудия", правильность которой отмечал Маркс. В своих экономических и политических сочинениях Франклин выступал за развитие капиталистического предпринимательства, расширение самоуправления колоний, а во время войны за независимость сделался сторонником их отделения от Англии. Франклин решительно осуждал агрессивные, захватнические войны, хотя это не мешало ему мирится с истреблением индейцев.

Становление – представительной монархии в Англии

Тогда же приняли закон, согласно которому парламент должен был созываться не реже чем раз в три года. В них были требования ввести ответственность министров перед парламентом, обеспечить свободу предпринимательства, прекратить гонения на пуритан. Полномочия короля были ограничены. Однако им удалось скрыться.

Однако Охвостье не желало принять решение о самороспуске, необходимое по закону для назначения новых выборов. Поэтому Монк вернул в состав парламента депутатов-монархистов, изгнанных в ходе Прайдовой чистки они ведь формально тоже сохранили свои полномочия! Восстановление состава Долгого парламента произошло в феврале 1660 года. А 16 марта депутаты уже объявили о сложении с себя полномочий. Таким образом Долгий парламент официально, в соответствии с законом, прекратил существование. В Англии состоялись новые выборы и произошла реставрация монархии.

Долгий парламент сыграл важную историческую роль на первом этапе английской буржуазной революции. Он собрал в своем составе главных идеологов будущих преобразований и практиков, претворивших эти идеи в жизнь. Однако с развитием революции роль парламента стала стремительно уменьшаться. Причинами этого стали внутренние разногласия и страх парламентариев перед углублением революции, принятием радикальных политических решений и проведением социальных преобразований. В результате даже важнейшее решение об установлении республики парламент принимал не в полном составе, урезанный в ходе Прайдовой чистки. Далее же его роль и вовсе сошла на нет; действия депутатов по прекращению революции и самороспуску в 1660 году также носили вынужденный характер. Бесславный конец Долгого парламента не способствовал укреплению британского парламентаризма. Этот процесс осуществился позже, в результате Славной революции конца XVII века и появления в Англии зачатков политических партий в современном понимании этого термина. Он был созван 3 ноября 1640, а самораспустился 16 марта 1660.

В 1640 и 1641 парламент вступил в острый конфликт с Карлом, вынудив его пойти на уступки, и когда в январе 1642 король покинул Лондон, парламент взял на себя все функции управления. После того как гражданская война закончилась, Долгий парламент попытался взять под свой контроль армию, в итоге с одобрения Кромвеля из него было изгнано пресвитерианское большинство декабрь 1648, т. Остаток парламентариев, называемый обычно "Охвостьем", сформировал суд, начавший процесс против Карла и вынесший ему смертный приговор. В феврале 1649 этот остаток палаты общин упразднил палату лордов и управлял Англией как республикой Commonwealth , пока в апреле 1653 не был разогнан Кромвелем. Снова созванный армией в мае 1659, после смерти Кромвеля, Долгий парламент был вновь распущен в октябре, а два месяца спустя был вновь восстановлен. Наконец, 16 марта 1660, дав согласие на проведение свободных выборов, Долгий парламент объявил о самороспуске. Энциклопедия Кольера. Просуществовав свыше 12 лет отсюда название Долгий парламент был разогнан Оливером Кромвелем 20 … Политология. Долгий парламент — Long Parliament 1640 60 , англ, парламент, созванный королем Карлом I после Епископских войн.

К авг. Разогнан Кромвелем в 1653 … Современная энциклопедия Долгий парламент — в Англии, созван королем Карлом I в 1640; фактически стал законодательным органом начавшейся английской революции 17 в. Разогнан Кромвелем в 1653. Собрался в Вестминстере.

Кромвель и его сторонники добились принятия билля о роспуске и ликвидации верхней палаты 19 марта 1649 г. Этот шаг мотивировался тем, «что продолжение существования палаты лордов бесполезно и опасно для английского народа». Эти перемены завершились принятием акта 19 мая 1649 г. Акт об устроении Ирландии, принятый Долгим парламентом 12 августа 1652 г. Согласно акту, участники восстания, отнесенные к 5-й категории «виновных», подлежали смертной казни, к 6-й — к изгнанию, при этом их владения подлежали конфискации.

Проведение в жизнь указанного закона сопровождалось широкой земельной спекуляцией, утверждением господства «новых» лендлордов и верхушки буржуазии. Законом 1 августа 1650 г. Так называемый «Навигационный акт», принятый 9 октября 1651 г. Новый государственный строй был оформлен Конституцией 13 декабря 1653 г. Этот документ, состоявший из 42 статей, разрабатывался и утверждался не парламентом, а советом высших офицеров армии при активном участии самого О. В соответствии со ст. I указанной Конституции высшая законодательная власть сосредоточивалась и пребывала в лице лорда-протектора республики Англии, Шотландии и Ирландии им являлся О. Кромвель и народе, представленном в однопалатном парламенте. Высшая исполнительная, административная и судебная власть принадлежала опять-таки совместно тому же лорду-протектору и Государственному совету численностью от 13 до 21 человека, избираемому парламентом пожизненно.

Формирование Государственного совета происходило при активном участии лорда-протектора ст. Поскольку главной опорой режима протектората была армия, в «Орудии управления» ст. XXVII устанавливался ежегодный налог в 200 тыс. К этой сумме добавлялись дополнительные средства на отправление правосудия и иные издержки правительства. Все эти средства, одобренные лордом-протектором и Государственным советом, не подлежали парламентскому контролю, не могли быть отменены или уменьшены. В постановлении было сказано: «По древним основным законам королевства власть в нем принадлежит и должна принадлежать королю, лордам и общинам». С 8 мая 1660 г. Срок действия королевских прерогатив Карла II отсчитывался со дня гибели его отца. Решаясь на реставрацию монархии, «новые хозяева» страны, разумеется, не имели в виду возврата к абсолютистскому режиму: они рассчитывали поставить короля под надежный парламентский контроль, не допустить изъятия из их рук реальной политической власти, которой они овладели в годы «великого мятежа».

Важнейшим ее итогом можно считать радикальные изменения в области экономических отношений — прежде всего с точки зрения форм собственности. В Англии не было единого законодательного акта, который бы определял основы государственного строя и закреплял принципы взаимоотношений между различными ветвями власти. То, что могло быть названо английской конституцией представляло собой совокупность законов «Хабеас корпус акт», «Билль о правах», «Трехгодичный акт», «Акт об устроении» , составивших писанную часть конституции, и устных неписаных соглашений конституционных обычаев. Установление системы неписаных соглашений определило конституционное развитие Англии 18 века, главными особенностями которого стали: - возрастание роли парламента; - дальнейшее ослабление власти короля; -становление ответственного перед парламентом кабинета министров. Хабеас корпус акт «Акт о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морем» приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии. Он устанавливает правила ареста и привлечения обвиняемого к суду, предоставляет суду право контроля за законностью задержания и ареста граждан и содержит ряд принципов справедливого и демократического правосудия: презумпции невиновности, соблюдения законности при задержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с надлежащей судебной процедурой и по месту совершения проступка. В результате Славной революции и переворота 1688 г. Последствием этого было то, что Англия первая пережила промышленную революцию и в дальнейшем превратилась в первую великую промышленную капиталистическую державу, намного опередив в своем развитии другие государства Европы. Несмотря на ограниченный характер переворота 1688 г.

Утверждение конституционной монархии означало реальный доступ крупной буржуазии и обуржуазившегося дворянства к власти. Для имущих классов Англии «Славная революция» 1688 г. Главный итог переворота — упрочение конституционной монархии — соответствовал потребностям буржуазного прогресса в стране, означал передачу высшей власти парламенту, в руках которого сосредоточились законодательные и частично исполнительные функции, урезанные у короля. Окончательным устранением абсолютизма переворот закрепил в политической области успехи революции середины XVII в. Билль о правах 1689 г. Он устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Срок полномочий парламента был определен в З года, впоследствии был увеличен до 7 лет.

Рядовой состав комплектовался из свободных крестьян и ремесленников. Офицерские должности замещались вне зависимости от происхождения, по способностям.

Эти меры привели к превращению парламентской армии в боеспособную силу, которая нанесла ряд решительных поражений армии короля. В период первой гражданской войны Долгим парламентом был проведен и ряд других важных преобразований, которые свидетельствовали об углублении революции "под контролем" пресвитерианско-индепендентской верхушки. В 1643 г. Земли епископов и роялистов были конфискованы в собственность государства и пущены в распродажу. В результате этих мер, значительная часть земельной собственности перешла в руки буржуазии и джентри. Закрепить новый статус этих земель был призван Акт 1646 г. Таким образом, было осуществлено одностороннее решение аграрного вопроса, выгодное только буржуазии и новому дворянству. Бывшие рыцарские держания были освобождены от условий феодального землевладения вассальных обязанностей , однако копигольд как форма держания был сохранен. Крестьяне-копигольдеры не стали собственниками земли, а остались в поземельной зависимости от лендлордов.

Кроме того, основная масса крестьян не могла приобрести землю, так как она поступала в распродажу по очень высоким ценам. Наконец, парламент подтвердил законность огораживаний крестьянских земель. Окончание войны и пленение короля сопровождалось обострением борьбы в парламенте между пресвитерианами и основной массой индепендентов. Открытое выступление пресвитериан в поддержку короля привело ко второй гражданской войне. В декабре 1648 г. Политическая власть перешла в руки индепендентов. После суда над королем и его казни в конце марта 1649 г. Конституционное закрепление республиканской формы правления было завершено актом 19 мая 1649 г. В нем провозглашалось образование республики, верховной властью в государстве объявлялись "Представители Народа в Парламенте".

Высшим органом исполнительной власти стал Государственный совет, который нес ответственность перед парламентом. Однако фактическое руководство им осуществлял военный совет во главе с Кромвелем. Установление республики — наиболее демократической в существующих условиях формы правления — стало вершиной революции. Однако после учреждения республики социальная борьба не ослабела, а, наоборот, приняла более острые формы. Новые конфискации земель роялистов, распродажа королевских земель акт 1649 г. Напротив, для левеллеров провозглашение республики было лишь начальным этапом борьбы за углубление преобразований. В армии, состоящей в основном из среднего крестьянства и ремесленников, влияние левеллеров продолжало усиливаться. В этих условиях лидеры индепендентов, опираясь на армейскую верхушку, прибегли к установлению режима диктатуры, которая была прикрыта провозглашением "протектората". В конце 1653 г.

Совет офицеров подготовил проект акта о новой форме правления, названного Орудие управления. Согласно ст.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий