Все о тюнинге двигателя иж юпитер 5
Все о тюнинге двигателя иж юпитер 5
Хорошо владельцам иномарок: каталоги предлагают неисчерпаемые возможности для тюнинга их мотоциклов. Но что делать, если ты ездишь на “Юле”? Ответ прост: засучи рукава и — вперед.
Практически все в первую очередь норовят переделать глушители. Большие хромированные “банки” придают солидности, но “душат” мотор. Хотите избавить двигатель от “тугодумия” — поменяйте выпуск. Настроенный резонатор с отдельной глушащей частью нетолько позволит движку свободно раскручиваться и легко “дышать”, но и на определенных оборотах обеспечит подхват. Для “Юпитеров” с кубатурой каждого цилиндра 175 куб. см идеально подойдут настроенные резонаторы от ковровских мотоциклов. Нужно будет определиться, что важнее — равномерная тяга в среднем диапазоне оборотов или “выстрел” на высоких. Хотите мощности в “середине” — заимствуйте резонатор “ЗиД-200”, для “выстрела” на “верхах” — от “мотоболки” СМБ-2 (схема труб на рис. 1).
Рис. 1. Cхема настроенной выпускной системы марианта «Спорт» (цифры в скобках относятся к варианту «Классик»
Из какого материала должна быть труба? Чтобы сэкономить, поищите старую газовую или электроплиту. Из ее боковых стенок толщиной 0,8 мм можно полностью развернуть весь резонатор. Варить выпускную трубу лучше всего газосваркой, но можно и электрической, типа “кемпи”.
Глушащая часть — активного типа (рис. 2).
Рис. 2. Глушащий насадок
Корпус изготовьте из обрезка старого глушителя от “четвертого” или “пятого” “Юпитера” или “третьей” или “четвертой” “Планеты”. Используйте цилиндрическую часть без перегородок. “Флейту” сделайте из материала, устойчивого к нагреву, например, из соединительного патрубка глушителей “Урала”. В нем просверлите отверстия, а пространство между трубкой и корпусом заполните стекловатой. Выхлопной патрубок оставьте “родной”. Только укоротите и к резонатору его приварите, а не крепите гайкой.
Следующий шаг — система впуска. “Программа минимум” — установить карбюратор от “Планеты-5” (К-65И) с диаметром диффузора 32 мм. Придется немного распилить впускные окна в цилиндрах и фланце патрубка. Чтобы существенно повысить динамику разгона, а заодно добиться синхронной работы цилиндров, необходимы два карбюратора. Вспомните, на иномарках этов порядке вещей: сколько цилиндров -столько карбюраторов. От штатного патрубка возьмите фланцы крепления к цилиндрам, выточите пару втулок из алюминия, а от впускного патрубка от “Планеты” отрежьте привалочный фланец карбюратора. Второй фланец возьмите из старого “юпитерского” карбюратора. Сварите аргоном или склейте “холодной сваркой” детали и доработайте узел до полного совпадения с впускными каналами в цилиндрах. Внутренние щели (если они есть) заполните той же “холодной сваркой” или эпоксидкой (в качестве наполнителя используйте алюминиевую пудру или алюминиевые опилки). Затем вышкурите внутреннюю поверхность.Какие выбрать карбюраторы? Для равномерной тяги до 100 км/ч подойдут К-65В (от “Восхода”). Желательно заменить в них распылители, иглы и главные топливные жиклеры на аналогичные от К-65Д. Сейчас продаются и отдельные ремкомплекты для карбюраторов, стоят они недорого. Уровень топлива в поплавковой камере оставьте прежним.
Если же вы хотите получить “ломовую” динамику и вам не жалко на каждой передаче выкручивать мотор “до звона” установите пару К-65Д. Максимальная скорость в этом случае увеличится всего на 5-7 км/ч, но “отрывающий руки” разгон обеспечен.
Завершив карбюраторную эпопею, займитесь воздухофильтром. Родной – “унитаз с мочалкой” — не только не обеспечивает качественной очистки воздуха, но и снижает мощность двигателя. Наилучшая ему заменаа – импортный воздушный фильтр из специального материала (поролона). Более доступная в ещь – верхняя часть поролонового фильтра к “Восходу”. Она отлично справится с двумя карбюраторами, места занимает немного и в обслуживании удобна. Для пропитки поролона используйте специальное масло для воздушных фильтров – его найдете в фирменных мотосалонах.
Самая важная часть работы – доводка цилиндропоршневой группы. Исходите из того, какой двигатель доступней – “Юпитер-4” или “Ю-5”. “Четверка” в штатном исполнении более формирована (28 л.с./5900 об/мин против 24 л.с./5000 об/мин) а значит, возни с ней меньше.
Я изготовил и испытал четыре разных варианта, по два на базе мотора “Ю-4” и “Ю-5” (рис. 3, табл. 1).
Рис. 3. Развертки цилиндров «ИЖ-Юпитер4» и «ИЖ-Юпитер5» (справа): черные линии — стандартный вариант («Классик») красные — доработанный («Спорт»)
В вариантах “Классик” фазы газораспределения оставил нетронутыми. К сожалению, установить цилиндры от “Ю-4” на “Ю-5” невозможно — в двигателях разное расстояние между шпильками крепления, а также не совпадают продувочные каналы. Придется выбирать: либо “запиливать” стандартные цилиндры “Ю-5”, либо искать картер, цилиндры и головки от “Ю-4”. В любом случае, доводы каналов, расширения окон и очистки их от “утыков” и неровностей не избежать (подробно эти работы описаны в “МОТО” Й4/99, с. 66).
Технические характеристики ИЖ «Юпитер 5», краткий обзор отечественного мотоцикла
Популярность мотоциклов обеспечена их небольшими габаритными размерами, меньший расход топлива, чем у автомобиля, и самое главное – очень высокая маневренность. А если взять современные мотоциклы, то еще одним плюсом стали их высокие скоростные показатели.
Конечно, сейчас по дорогам ездят в основном мотоциклы зарубежных производителей, относящихся к разным классам. А ведь каких-то 20 лет тому назад на дорогах встречались исключительно отечественные мотоциклы.
- Модификации
- Конструкция мотоцикла
- Дизайн
- Технические характеристики мотоцикла ИЖ «Юпитер-5»
- Ориентировочная цена на ИЖ Юпитер 5
- Фотографии
- Видео
Лидерами на наших дорогах являлись мотоциклы ИЖ, представленные двумя моделями «Юпитер» и «Планета». Эти две модели у производителей шли параллельно, сходность у них была значительная, но было и одно весомое различие – двигатель. «Планета» оснащалась одноцилиндровым силовым агрегатом, «Юпитер» же – двухцилиндровым.
Наличие двух цилиндров обеспечивало не только больше мощности, чем у «Планета», но и облегченный запуск двигателя, поскольку у этого агрегата отсутствовал возвратный компрессионный удар в заводную ножку. Пожалуй, самой лучшей моделью являлся ИЖ «Юпитер-5», который следует рассмотреть поподробнее.
Модификации
ИЖ «Юпитер» с индексом «5» сошел с конвейера в 1985 году, на два года раньше модели ИЖ «Планета-5». Внешность первых «Юпитер-5» была практически полностью идентична предшественнику «Юпитер-4».
Но у тогдашней новинки у двигателя была несколько снижена мощность, но увеличен крутящий момент. Из видимых изменений то «Юпитер-5» отличался другим оребрением цилиндров, а также новым фланцевым креплением выхлопных труб.
ИЖ «Юпитер-5» относился к мотоциклам среднего класса, предназначенным для передвижения по дорогам с различным покрытием. Выпускалось три модификации данного мотоцикла.
Стандартной являлась модификация без бокового прицепа, но оснащенная креплениями для него, а также модификация уже укомплектованная боковым прицепом — мотоцикл с коляской.
Второй модификацией являлся «Турист». Этот мотоцикл был оснащен боковым прицепом, дополнительно у него имелось запасное колесо, имеющее увеличенные грунтозацепы. Обозначалась эта модификация как ИЖ «Юпитер-5Т».
Третья модификация имела обозначение «Люкс», или же ИЖ «Юпитер-5Л». Данный мотоцикл боковым прицепом не оснащался, и крепежных элементов на мотоцикле под него не имелось. Зато он оснащался небольшим обтекателем, имелись также коленные дуги безопасности и прицепной багажник.
Конструкция мотоцикла
Но конструктивно мотоциклы этих модификаций между собой не отличались. Все составные части мотоцикла закреплялись на трубчатой раме. Чтобы обеспечить подвеску заднего колеса, в задней части рамы имелся подрамник, прикрепленный к раме не жестким болтовым соединением.
На переднюю часть рамы устанавливался силовой агрегат с коробкой передач и рулевая колонка, оснащенная телескопической вилкой. Над двигателем размещался топливный бак, а перед ним – руль и приборная доска и фара.
За баком вся верхняя часть мотоцикла отводилась под сиденье, с закрепленным на нее задним крылом со стоп-сигналом. Ниже сиденья имелось два бардачка. Левый отводился под аккумуляторную батарею, а правый предназначен был для инструментов.
На имеющийся подрамник устанавливалось заднее колесо. Чтобы обеспечить его подвеску, подрамник, кроме болтового не жесткого крепления, соединялся с рамой посредством подпружиненных масляных амортизаторов. Пружины имели трехпозиционную регулировку, что обеспечивало изменение жесткости задней подвески. Привод заднего колеса выполнялся посредством цепной передачи.
Выхлопные трубы, отходящие от двигателя, тянулись вдоль всего мотоцикла. Чтобы уберечь водителя и пассажира от возможных ожогов, трубы крепились под подножками.
Мотоцикл оснащался двухкулачковыми барабанными тормозами с механическим приводом на обоих колесах. Впоследствии некоторые версии оснащались передними дисковыми тормозами с гидроприводом.
Дизайн
Как уже было сказано, первые ИЖ «Юпитер-5» по дизайну не отличались от модели ИЖ «Юпитер-4». Но с появлением нового ИЖ «Планета-5» конструкторами было решено у этого мотоцикла позаимствовать некоторые внешние элементы.
Так, изменилась форма приборной доски. Раньше она была квадратная с расположенными на ней спидометром, контрольными лампами и замком зажигания. Новая же приборная доска состояла из двух объединенных колодцев. В правом устанавливался спидометр, левый отводился под контрольные лампы. Замок зажигания устанавливался между приборной панелью и рулем.
Изменилась несколько форма топливного бака, к тому же он снова обзавелся резиновыми накладками для колен, у первых версий ИЖ «Юпитер-5» они отсутствовали. Вместе с баком поменялась и форма крышек боковых бардачков.
Cамым значимым в дизайне ИЖ «Юпитер-5» стало появление сиденья, имеющего небольшое продолжение, переходящее в стоп-сигнал. В народе такое сиденье прозвали «Скамейка».
В последствии конструкторами был переработан сам двигатель. Сейчас мотоциклы ИЖ «Юпитер-5» оснащаются уже агрегатами с водяным охлаждением, хотя мощность его не изменилась.
Знакомимся подробнее с 1200 кубовым бандитом из Японии: Сузуки Бандит 1200 герой нашей статьи.
Не хочешь оставлять квадроцикл на зиму? Устанавливай гусеницы! По ссылке http://themoto.net/atv/oborudovanie-atv/gusenitsyi.html вы можете найти обзор популярных моделей гусениц.
Технические характеристики мотоцикла ИЖ «Юпитер-5»
Если сравнить ИЖ «Юпитер-5» с современными мотоциклами, то технические характеристики и показатели «Ижака» более чем скромны. Все они приведены в таблице:
Габариты | |
---|---|
Длина, мм | 2170 |
Ширина ,мм (без/с боковым прицепом) | 810/2100 |
Высота, мм | 1170 |
Двигатель — двухцилиндровый, двухтактный, воздушное/водяное охлаждение | |
Мощность, л.с. | 25 |
Объем (см. куб.) | 347,6 |
Смазочная система двигателя | Совместно с маслом |
Зажигание | Батарейное |
Средний расход бензина, л. (без/с боковым прицепом) | 5,9/7,1 |
Скорость максимальная ( без/с боковым прицепом) | 125/95 |
Коробка передач | |
Количество передач | 4 |
Привод на ведущее колесо | Цепной |
Сцепление | Многодисковое, в масляной ванне |
Опыт эксплуатации мотоцикла семейства ИЖ Планета и ИЖ Юпитер вы можете найти в справочной литературе. У нас вы можете скачать книгу по семейству мотоциклов ИЖ отечественного производства.
Ориентировочная цена на ИЖ Юпитер 5
Несмотря на такие показатели, этот мотоцикл пользовался хорошим спросом в народе. В крупных международных соревнования он не участвовал, для этого имелись другие модели мотоциклов. Да и не предназначался он для соревнований, его основная задача – комфортная езда по любым дорогам.
В советское время ИЖ Юпитер-5 продавался по цене в 1050 руб. Для сравнения, новый тяжелый мотоцикл «Урал» обходился чуть ли не вдвое больше – 1870 руб.
Сейчас же данный мотоцикл, новый и без пробега, обойдется в 55 000 руб. Хотя можно и приобрести и ИЖ «Юпитер-5» с пробегом. Цена на него зависит от состояния самого мотоцикла, а также года производства и колеблется она от 3 000 до 40 000 руб.
Для любителей отечественной продукции будет интересны от компании Русская механика квадроциклы и мотовездеходы. Высокое качество, пользующееся популярностью.
Самый маленький из Бандитов от компании Suzuki детально разобран по ссылке. Расскажем подробнее об одном из самых надежных мотоциклов.
Фотографии
Мотоцикл ИЖ «Юпитер 5», как сказано выше, запущен в производство с 1985 года и, сейчас, достаточно редко встречается на наших дорогах. Довольно непросто найти мотоцикл в хорошем состоянии. Но еще совсем недавно подобные модели мотоциклов встречались практически повсеместно. Посмотрим как это выглядело.
Видео
В ролике ниже представлен тест-драйв мотоцикла в полевых условиях, как по грунтовой дороге так и по асфальту. Мотоцикл как раз рассчитан для поездок по бездорожью, на таких условиях данный мотоцикл может составить достойную конкуренцию иностранным маркам.
«Иж Юпитер-5»: отречение, гибель и воскрешение байка
В далеком 2004 году я закончил школу, сдал на водительское удостоверение категорий А и С, а заодно поступил в университет. Мне, уже студенту, дедушка подарил мотоцикл «ИЖ Юпитер-5». Я принял подарок с большой радостью. Но состояние мотоцикла можно было оценить как «не очень». Он находился у дедушки в гараже уже много лет, были сняты цилиндры, и в камерах коленвалов стояла вода по самое горлышко. Мотоцикл был с коляской, мы с отцом выкатили его из гаража, перевернули вверх колесами и вылили воду из двигателя, забросили цилиндры и головки в коляску, веревкой прицепили к автомобилю. Отец — за руль машины, я — сзади на веревке за рулем мотоцикла.
Благополучно докатились домой, и сразу же началась работа по восстановлению. Опыт вождения техники у меня, наверное, лет с пяти. Водить я начинал автомобиль ГАЗ-66 — стоя, потому что не доставал до педалей. Опыт ремонта начался с пятого класса школы, когда появился мопед «Рига» (газовый). Далее в 9-м классе был «Москвич-401», за ним отцовский мотоцикл «Минск» (ММВ3 3.115), который я собирал по винтикам (изначально была только рама с колесными дисками без резины и двигатель от «Восхода-3М»).
На следующий день после получения подарка я вручил цилиндры с ржавыми гильзами отцу и отправил его в райцентр за поршнями ремонтного размера и расточкой цилиндров. К вечеру у меня была отличная поршневая первого ремонта. На третий день отбросил коляску и собрал поршневую, выставил зажигание и начался процесс обкатки поршневой.
Далее были покраска и перетяжка сиденья, так как после беспощадной эксплуатации предыдущим владельцем внешний вид мотоцикла оставлял желать лучшего. Вообще, дедушка на нем чего только не перевозил: картошку, морковку, капусту и прочие запасы — не сосчитать всего. На спидометре было около 20 тысяч пробега, из которых добрая половина пути — по полевым, лесным и болотным дорогам.
После преображения внешний вид мотоцикла мне очень нравится, даже более симпатичен, чем следующая модель «ИЖа» («люксовая»). Чистый «классик», а классика мне по душе во всем.
Эксплуатировал я его года до 2007-го. Служил он мне верой и правдой, было объезжено на нем бессчетное количество ночей и сельских дискотек, перевезено множество местных красавиц. Были, конечно, и поломки, в основном неприятности доставляла контактная система зажигания, менял два раза комплект контактов, но они были китайского производства, и их все равно нужно было дорабатывать, подпаивать, подпиливать — в общем, «шаманить». Кто катался на «Юпитере», тот меня поймет. Был куплен и установлен карбюратор К65 украинского производства. Из-за частого откручивания и закручивания свечей зажигания резьба в головках цилиндров растянулась и свечу пару раз вырывало. Решением этой проблемы стала расточка резьбы и установка «ГАЗоновских свечей» с бóльшим диаметром резьбы. Конечно же, заменил коленвалы году в 2012-м. Ставил еще советские, нашел их у дедушки в гараже. Завершающей поломкой была зарядка. Она пропала не помню уже при каких обстоятельствах, да меня это тогда и не волновало, так как купил автомобиль, а мот поставил в гараж. На машине я откатал 5 лет, и к мотоциклу особо не тянуло.
Но время не стоит на месте, и в сети я наткнулся на статью о бесконтактной системе зажигания (БСЗ). Головастые парни ставили ее на советские мотоциклы и автомобили, да еще интегрировали в систему формирователь угла опережения зажигания (ФУОЗ). Для меня тогда все это было ново и казалось невероятным. Начал просматривать новые статьи и видео о БСЗ, нашел информацию об аварийном зажигании (АЗ), при установке которого можно заводить «ИЖ» «с кнопки»! За зиму я собрал необходимые данные по БСЗ, много раз прокрутил в голове и мысль о возрождении «ИЖа». В итоге закупил необходимые комплектующие, просмотрел чертежи. И летом 2012-го я в очередной отпуск приехал к родителям в деревню. Выкатил мотоцикл, и закипела работа по изготовлению и установке БСЗ. Все делал своими руками, высверливал и надфильками выпиливал крепление для установки датчика холла (ДХ) на генератор мотоцикла.
Когда все было сделано, мотоцикл после долгого простоя завелся, наверное, раза с третьего! Чистая работа двигателя, заводка без проблем «с полупинка» — все это очень радовало, но у меня оставалась нерабочей зарядка. Лампочка заряда не горела вообще. Что при этом может выйти из строя? Блок БПВ? Генератор? Я не знал, как решить эту проблему, и впервые обратился к книжке по ремонту и эксплуатации, хотя всегда делал ремонты без всяких книг и вообще не любил читать. Однако открыв раздел «Возможные неисправности генератора», я при помощи мультиметра начал пошаговую диагностику электрооборудования. И о чудо! Согласно одному из пунктов вышло, что у меня оборвалась обмотка возбуждения генератора.
При более детальном осмотре действительно был найден обрыв. Проводок обмотки был откручен на один виток и запаян. После установки генератора мотоцикл завелся, и зарядка работает до сих пор. Для себя я сделал вывод, что для качественного ремонта обязательно нужно читать техническую литературу, и тогда зубило и молоток для ремонта будут не нужны.
Далее была длинная история по поиску АЗ. Мне хотелось, чтобы мой «ИЖ» заводился с кнопки. Вообще, первоначально АЗ предназначен именно для перевода системы зажигания в аварийный режим (например, при выходе из строя ДХ), чтобы можно было добраться до места ремонта. Всю историю рассказывать не буду, скажу одно: АЗ мне высылали из Саратова по почте.
После установки АЗ мотоцикл действительно иногда заводится «с кнопки», но при определенных условиях: его следует прогреть, и поршень должен находиться в определенном положении. Но понтануться перед местными ребятами иногда удается. Осенью и весной использую АЗ для прогрева свечей. Выкатываешь мот из гаража после двухнедельного простоя, открываешь краник, включаешь прогрев свечей, пока подсасываешь бензин — свечи уже прогрелись. Мот заводится либо со второго, либо с третьего пинка — далее все выходные «с полупинка».
В целом после установки БСЗ я вообще забыл, что такое ремонт мотоцикла: двигатель не греется, расход бензина составляет 4—5 литров на 100 км. Сейчас катаюсь на нем в основном по выходным: езжу по рыбалкам, грибам, и иногда получается сделать небольшой прохват. Так, я с братом из Ганцевичского района катался в Солигорск (круг примерно в 180 км), кружили по Клецкому району. Вообще, я любитель покататься по историческим местам.
Мотоцикл меня очень радует, и весьма приятно ловить где-нибудь на республиканской трассе удивленные взгляды проезжающих мимо автомобилистов.
В этом году мотоцикл был заново перекрашен, установлены новые зеркала и защита рук от ветра. Пробег после восстановления приближается к 4000 км. За это время заменил один поршень, из-за того что в старом разболтался и выпал замок нижнего кольца. Он снова болтался, и я вместо него в 2004-м вкрутил болтик. На подходе задние тормозные колодки, но их буду менять уже в сезоне-2015. У меня с 2012-го стоит кислотный аккумулятор Exide, и признаков отказа от работы у него не наблюдается.
Могу сказать, я очень благодарен своему ныне покойному дедушке за отличный подарок. Не собираюсь мотоцикл продавать и буду стараться сохранить его в максимально оригинальном виде и рабочем состоянии.
Мы по-прежнему ждем ваших обзоров. С правилами конкурса, а также со списком автомобилей и мотоциклов, обзоры которых были опубликованы ранее или готовятся к публикации, можно ознакомиться здесь.
Настоящий раритет— мотоцикл Иж «Юпитер-5»
Советские мотоциклы на сегодняшний день остаются ценным транспортом, и дело не в цене, а в качестве. Одним из самых легендарных мотоциклов считается Иж Юпитер 5. Из всех мотоциклов, которые выпускались на Ижевском заводе, именно эта модель запомнилась больше всего своей маневренностью и неприхотливостью к дорогам, а учитывая еще и небольшие габариты, модель ознаменовала себя как самая лучшая по расходу топлива.
История создания и производитель
В 1985 году была выпущены первые модели мотоциклов Иж Юпитер 5 и Иж Юпитер – 5К на заводе “Ижмаш”. Конструкторы, которые разрабатывали модель, старались максимально исправить недочеты, обнаруженные при эксплуатации Юпитера. В основном, вся проблема заключалась в недостаточном электрооборудовании и неэкономичности аппарата. Так, Иж Юпитер – 5 стал одним из самых популярных и лучших мотоциклом в СССР.
Мотоцикл Иж Юпитер 5 считается одним из самых легендарных
Активно выпускаться модель стала с 1987 года по 2008 в Ижевске. Имея большой ресурс, ИЖ Юпитер – 5 качественно собран, относится к среднему классу и отлично подходит для разных дорог, даже не асфальтированных.
Наибольшую популярность мотоцикл приобрел у жителей сельской местности из-за того, что он обладает высокой маневренностью и небольшими габаритами, в эксплуатации экономичен и неприхотлив.
Особенности модели
Главной особенностью мотоцикла считается то, что его можно эксплуатировать с боковым прицепом и без него. Если же рассматривать дизайн, то он напоминает ИЖ Планету 5. Отличительной чертой является простота и красота стиля, появились своеобразные оребрения цилиндра и абсолютно новые фланцевые крепления на выхлопные трубы. Форма приборной панели стала квадратной, здесь же имеется указатель поворота, ближний/дальний свет, замок зажигания и спидометр. В связи с увеличением сидения видоизменилась и форма бака.
Особенность модели заключается в параметрах, которые связаны с весом и размерами:
- Высота дорожного просвета в разных модификациях составляет 13,5 см.
- Колесная база – 145 см.
- Длина мотоцикла 217 см.
- Полная ширина 81,5 см.
- Высота 117 см.
У жителей сельской местности мотоцикл приобрел наибольшую популярность
По весу мотоцикл Иж Юпитер 5 достигает 160 кг, это помогает быть транспортному средству устойчивым и маневренным. Если к модели цепляется боковой прицеп, то вес становится 255 кг. Мотоцикл свободно может выдержать нагрузку не только в 170 кг, на нем легко перевозятся тяжеловесные грузы, и не возникает риска изношенности и поломки.
На рынке Иж Юпитер 5 можно встретить в трех модификациях:
- Стандартная модель представляет собой мотоцикл без бокового прицепа, но с креплениями для коляски в случае необходимости.
- Модель турист, оснащена коляской и имеет дополнительную запаску со специальными грунтозацепами.
- Иж Юпитер 5 класса люкс идет без бокового прицепа и не имеет креплений. Но здесь есть компактный обтекатель и несколько коленных дуг безопасности. Дополнительно у этой модели предусмотрен прицепной багажник.
Технические характеристики мотоцикла ИЖ «Юпитер-5»
Модель демонстрирует неплохие показатели и по техническим характеристикам. Двигатель Иж Юпитер 5 – двухцилиндровый, двухтактный агрегат, который имеет дополнительно встроенное воздушно – водяное охлаждение. Мощность технического средства достигает 25 лошадиных сил при объеме мотора в 347,6 см.куб. Мотоцикл свободно может развивать максимальную скорость до 125 км/ч, см коляской, конечно, скорость немного уменьшается, но составляет не менее 95 км/ч.
Оснащена коляской модель турист
Отличительной чертой является то, что смазывающая система работает согласованно с топливной. Масло автоматически разбавляется в бензине. Коробка передач четырехступенчатая, привод приходится на заднее колесо, то есть цепь. Сцепление многодисковое, замкнутое, и находится в масле. Тормоза в мотоцикле барабанного типа. Расход топлива составляет 4,5 литра на 100 километров. Карбюратор Иж Юпитер 5 может быть представлен чехословацкой моделью Jikov-2928СЕ, но чаще устанавливаются карбюраторы К-62Д, К-65Д, К-68Д.
Проводка ИЖ Юпитер 5 создавалась для батарейного использования, поэтому иногда у владельцев возникают трудности с запуском двигателя, отмечается перебой в работе мотора, в таком случае рекомендуется устанавливать бесконтактную систему электронного типа.
Обслуживание и ремонтные работы
Учитывая тот факт, что техника давно снята с производства, детали на рынке найти не сложно, так как мотоцикл остается в эксплуатации. К счастью многих владельцев, конструкция мотоцикла Иж Юпитер 5 простая, поэтому произвести ремонт не составит труда.
- Чтобы определить степень неисправности сцепления, надо изначально проверить, насколько произошло совпадение звездочек коленвала и плоскости барабана сцепления. Если имеются несовпадения, то сцепление Иж Юпитер 5 легко регулируется. Необходимо довести до показателя 0,4 мм при помощи шайб, установленных на первичный вал между распорной втулкой и кольцом внутри с подшипниками. Не допускается провисания моторной цепи больше, чем на 2 мм, если это происходит, значит, требуется замена звездочек на другие, у которых диаметр будет больше окружности впадин в шестерне.
По техническим характеристикам модель демонстрирует неплохие показатели
Не сложно найти на рынке детали для мотоцикла
Стоимость ежегодного обслуживания и запчастей на Иж Юпитер 5
Стоимость ежегодного обслуживания агрегата не слишком большая, потому что много деталей имеется на рынке по низкой цене по сравнению с другими транспортными средствами. Особенно не сложно найти детали для замены на разборках.
Учитывая то, что каждая деталь в мотоцикле находится в доступном месте, для замены не требуется обращаться к специалистам, ремонт можно произвести своими силами.
Цены на мотоцикл
Сегодня мотоцикл Иж Юпитер 5 1987 года выпуска можно купить за $100-200, более поздние модели могут стоить чуть дороже, до $500.
Отзывы владельцев
Александр, Тверская область.
Я владелец ИЖ Юпитер 5 и могу сказать, что это мощный аппарат, который неприхотлив в использовании. Приятно и то, что он употребляет немного бензина, у меня выходит 5-6 литров на 100 км.
Мне нравится то, что мотоцикл надежный и недорогой в эксплуатации. Серьезный ремонт был всего лишь пару раз, а так, все по мелочам. Коробка передач работает бесперебойно.
Езжу на Юпитере 1994 года выпуска, купил его в 2010 году за 10 000 рублей, восстанавливать после прошлого хозяина ничего не пришлось, хотя он был в эксплуатации уже 8 лет. Пробег на момент покупки 11 000 км.
Инструкция по сборке и разборке двигателя ИЖ Юпитер 5
Как разобрать двигатель ИЖ Юпитер 5
Итак, разборка двигателя ИЖ Юпитер 5 включает в себя следующие этапы:
- Для начала нужно отмыть потрудившееся на славу сердце мотоцикла. Промыть нужно как можно тщательнее, поскольку грязь не должна в итоге оказаться внутри двигателя, иначе большая часть трудов, скорее всего, пойдет насмарку.
- Возьмите листок с ручкой, чтобы по ходу работы записывать расположение деталей и порядок их установки. Все болты, шпильки и шпонки имеют свое место и порядок закручивания. Поэтому не нужно разбрасывать их в разные стороны, а лучше складывать по мере разбора.
- Необходимо стянуть трубку выпуска. Не выбрасываем ее далеко, привяжите к чему-нибудь крепкому.
- Отвернув 4 гайки, снять крышки цилиндров и сами цилиндры, осторожно, не повредите прокладки. Если повредили прокладки, тогда нарушится давление внутри двигателя.
- Теперь необходимо стянуть трубку на чехле цепи. Выбиваем шпильку спереди двигателя наполовину. Важно не погнуть ее, иначе придется искать новую.
- Отворачиваем гайки, вынимаем болт, закрепляющий двигатель сзади. Детали лучше раскладывать группами, чтобы не потерять и не перепутать.
- Отворачиваем семь болтов закрепляющих поддон, снимаем пластину выносящего маховика и прокладку, фиксируем двигатель. Зафиксировать двигатель лучше на верстаке, если его нет, то массивный стол подойдет.
- Торцевым ключом и длинной прочной монтировкой ослабляем болт, скрепляющий выносящий маховик. Будьте осторожны, не сорвите резьбу на шляпке – это сильно усложнит задачу.
- Отсоединяем половинки картера. Не убираем их далеко, они скоро пригодятся.
- Снимаем выносящий маховик и шпон.
- Вынимаем средний и передний валы, копирный вал, запоминаем место установки регулировочных шайб. Важно запомнить их точное расположение, иначе потом произойдет нестыковка деталей.
- Выворачиваем шпильки, закрепляющие крышки кривошипных камер, снимаем крышки с кольцами. Шпильки довольно хрупкие, если сломаете их, пока выкручиваете, достать будет сложно.
- Вынимаем коленвалы из половинок поддона.
- Вытягиваем подшипники половинки картера. Не погните картер, иначе ваше масло будет расходоваться очень быстро.
- Отворачиваем винты и обойму с сальником коленвала.
- Вынимаем установочные кольца и выбиваем сальники.
- Выбиваем подшипник правой половинки поддона.
- Разборка двигателя ИЖ Юпитер закончена.
Теперь, когда вы посмотрели на все детали изнутри и нашли проблему, меняем поломанную деталь. Самый простой способ заглянуть в интернете на сайт продаж запчастей. Можно найти и на обычном городском рынке (барахолке). Перед тем, как собрать двигатель ИЖ Юпитер 5, тщательно осмотрите его поверхность на предмет поиска сколов, трещин, выработки еще раз.
После того, как вы выбросили сломанную деталь и воткнули вместо нее новую, блестящую, необходимо вернуть все как было. Сборка двигателя ИЖ Юпитер 5 немногим сложнее разборки. Собирается все в обратном порядке.
Как видите, ничего сложного в этом нет. Другое дело, если вы хотите добавить своему любимцу пару лошадок. Тогда придется немного попотеть, ведь тюнинг двигателя ИЖ Юпитер потребует от вас капельку терпения.
Диагностика и ремонт двигателя
Найти причину поломки порой невозможно после одного визуального осмотра. В некоторых случаях необходима полная разборка двигателя ИЖ Юпитер 5. Но если вы выяснили причину, то можете самостоятельно быстро решить проблему. Вот примеры основных неисправностей и рекомендации по ремонту:
- Если у вас проворачивается кикстартер на коленчатом валу, необходимо:
- Сильнее затянуть крепления, а при сильных повреждениях заменить вал и рычаг кикстартера. Обычно такое происходит после того, как была произведена форсировка двигателя ИЖ Юпитер 5.
- При неправильном подборе масла, особенно если залито очень вязкое зимой, необходимо подобрать более правильный температурный режим.
- Если ослабла пружина пускового механизма, необходимо произвести ее замену.
- В случае, когда в карбюратор не попадает горючее, следует произвести его чистку в растворителе, а также продуть каналы и шланг подачи топлива воздухом под давлением.
- При отсутствии искры в камере сгорания замените свечу или произведите ее отчистку.
- Когда заедает дроссельная заслонка, необходимо отрегулировать ее привод и произвести чистку карбюратора.
Если двигатель работает неустойчиво или запускается не с первого раза, стоит проверить:
- Систему подачи топлива. Возможно, топливная смесь перенасыщена воздухом. Решением такой проблемы станет замена воздушных фильтров и установка новых прокладок.
- Исправен ли конденсатор. Если между контактами происходит сильное искрение, конденсатор подлежит замене.
- Сильный износ или обгорание свечи. В большинстве случаем именно свечи являются причиной плохого запуска и неровной работы мотора.
В случаях, когда мотор глохнет после небольшого периода работы:
- Следует произвести чистку дренажного отверстия топливного бочка.
- Бывают случаи выпадения иглы карбюратора. Ее необходимо вставить на место и отрегулировать.
При неустойчивой работе под нагрузкой, производится:
- Очистка и продувка каналов и жиклеров карбюратора.
- Регулировка карбюратора на подачу бензина для горючей смеси. При большом количестве происходят хлопки в глушителе, т.к. смесь попадает на горячие металлические стенки и там догорает.
- Если заедает привод топливного коллектора, необходимо вернуть иглу в стандартное положение.
- В случае низкой компрессии цилиндра, требуется удалить весь нагар с поршня и произвести чистку поршневых колец. А при сильных повреждениях и вовсе заменить поршень вместе с цилиндром. Чтобы предотвратить неисправность следует использовать только качественное топливо и масло от проверенных производителей.
- Регулировка зажигания. При раннем зажигании слышно стук движка, а при позднем хлопки в выхлопной трубе.
Перегрев мотора и потеря мощности происходят по следующим причинам: Движение в жару на низких ступенях КПП во время длительной поездке. Стоит периодически останавливаться и дать двигателю остыть. Недостаточное количество масла в топливной смеси. Сильный нагар на стенках цилиндра и поршня. Как и говорилось ранее, для профилактики стоит производить чистку двигателя как можно чаще.
Это основные проблемы, которые могут встретиться при эксплуатации. Как разобрать двигатель ИЖ Юпитер 5 подробно написано в книге технического обслуживания, выданной при покупке. Все изложенное в ней написано понятным текстом, со схемами и детальным руководством.Не только ремонт советского агрегата под силу любому владельцу.
Существует много вопросов о том, как собрать двигатель ИЖ Юпитер 5 самостоятельно, производя его доработку. Например, установка более надежного карбюратора или более стильного и громкого глушителя производится достаточно быстро без значительных финансовых вложений.
Тюнинг двигателя ИЖ Юпитер своими руками возможен, если вы располагаете достаточным количеством времени и обладаете энтузиазмом. Достаточно лишь проявить упорство.
Мотоцикл имеет выгодное соотношение стоимости, качества сборки и требованиям к обслуживанию. Идеальный вариант для людей с небольшим бюджетом, и тех, кто хочет получить универсальную технику. Однако частые поломки будут отнимать много времени. К этому стоит быть готовым, поскольку некоторым байкам может быть 40-50 лет.
Инструкция по сборке и разборке двигателя ИЖ Юпитер 5
Для начала стоит разобраться в особенностях мотоцикла. ИЖ Юпитер-5 – техника, предназначенная для дорожного передвижения с разным покрытием. Можно присоединить коляску и грузовой модуль. Внешний вид Юпитер-5 отличается строгой классикой, присущей советскому времени, но при этом она обладает своей индивидуальностью.
Востребованность данной модели заключается в небольших габаритах мотоцикла, а также в приличной для того времени мощности. Двигатель этого мотоцикла имеет два цилиндра и два такта. Расположение цилиндров рядное. Максимальная развиваемая мощность достигает 25 лошадей, что на 3 больше одноцилиндрового ИЖ Планета-5. Такой двигатель позволяет мотоциклу передвигаться с максимальной скоростью 120 км/ч, при этом он имеет небольшой расход топлива.
Выгодно отличают байк способность к эксплуатации даже в жестких климатических условиях. Он совершенно не прихотлив: может завестись как в -30 градусов, так и в жару за +40, не боится дождя и грязи. Однако передвижение по грунту во время дождя, дается не так легко, как хотелось бы. В отличие от «Планеты», во время поездки не ощущается лишняя вибрация, движение проходит динамично и очень плавно.
Производить ИЖ Юпитер-5 в 1985 году начал Ижевский машиностроительный завод, поэтому запчасти всегда есть в наличии. Однако качество оставляет желать лучшего, из-за чего детали быстро изнашиваются и мотоциклу требуется довольно регулярный ремонт. Иногда для нахождения причины поломки, приходится разобрать половину того, о чем и не знал. Благо, в ИЖе все довольно просто и починку можно выполнить в домашних условиях. Ремонт двигателя ИЖ Юпитер 5 дело нехитрое, но если вы собираетесь ездить на этом мотоцикле часто, то не стоит пренебрегать правильностью выполнения работы.
К основным проблемам Юпитера-5 можно отнести текущие амортизаторы и цилиндры, попеременно отказывающие в работе двигателя. Если вы сталкивались с подобными проблемами, тогда статья может помочь вам в решении одной из назойливых проблем.
Особенности технического обслуживания
Нередко в процессе эксплуатации требуется правильно выставить зазор между контактами прерывателя. Для этого необходимы инструменты и схема, чтобы видеть какие элементы требуется демонтировать.
Схема проводки на ИЖ Планета 5: подключение приборов и органов управления
Алгоритм действий следующий:
- устанавливаем мотоцикл на подножку;
- включаем нейтраль;
- выкручиваем свечу зажигания из цилиндра;
- снимаем крышку картера двигателя;
Процесс регулировки прерывателя
- проворачиваем коленвал до тех пор, пока контакты не окажутся максимально разомкнутыми;
- с помощью отвертки ослабляем затяжку стопорного винта;
- используя специальный щуп, выставляем зазор 0,35-0,45 мм и фиксируем его винтом;
- собираем все обратной последовательности;
Процесс измерения зазора с помощью щупа
- включаем зажигание и запускаем двигатель. Его устойчивая работа на холостом ходу свидетельствует о правильно выполненной регулировке.
Вообще вся проводка ИЖ Планета 5 своими руками перебирается очень легко.
Необходимость в такой работе часто возникает при эксплуатации мотоцикла:
- в сырую погоду двигаясь под дождем длительное время (окисление или отсыревание электрических контактов);
- при поездках по пересеченной местности, изобилующей растительностью и кустарниками (механические повреждения проводки);
- при эксплуатации в зимнее время (снег и слякоть налипают на провода и могут их повредить).
Нередко при эксплуатации страдает и звуковой сигнал. Его неисправности проявляются сами в виде ухудшения качества звучания.
Чтобы восстановить его работоспособность необходимо выполнить следующую процедуру:
- ослабляем с помощью рожкового ключа контргайку;
- включаем зажигание;
- нажимаем на кнопку включения звукового сигнала;
- с помощью отвертки регулируем тональность;
- повторяем процедуру до тех пор, пока не получим чистого и громкого звучания;
- затягиваем контрольную гайку.
Регулировочный винт звукового сигнала мотоцикла
Выводы: выражаем уверенность, что данная статья поможет вам в обслуживании мотоциклов семейства ИЖ (см. также статью о схеме проводки ИЖ Юпитер 5). И прилагаемые схемы, и описание позволят не совершить ошибок по время работы.