Новости когда появился термин украина

Впервые слово "Украина" появилось в Ипатьевской летописи под 1187 годом и означало "окраинные земли" Галицко-Волынского княжества.

Что еще почитать

  • Добавление комментария
  • Navigation menu
  • История праздника Новый год
  • Смотрите также
  • Украина (топоним) — Рувики: Интернет-энциклопедия
  • Украина — Викисловарь

Термин "Украина" в украино- и русскоязычной Википедиях

Название "Украина" придумали поляки, считавшие южные русские земли, входившие в состав Польско-Литовского государства, окраиной, рассказал президент РФ Владимир РИА Новости, 09.02.2024. Перед читателем ИССЛЕДОВАНИЕ происхождения слова «украина» и история становления его польским топонимом Ukraina для обозначения страны казаков. это в 20-ые-30-ые годы в УССР. и русскоязычной Википедиях. Случайно попала на ссылки в Википедии (тихо! ша!), в которых дается определение термину "Украина". Флаг Украина согласно официально признанным Россией границам (на начало 2023 года). К концу XVI века этот термин появляется и в польских источниках – в том же самом смысле: вооружённый житель окраин.

Фёдор Гайда: Как произошло слово "украинцы"

Тогда он реально и появился, а вовсе не в 1187 году. Ни поляки, ни русские, ни сами жители этой вот Украины в этот период не идентифицировали себя в качестве украинцев в современном понимании, не называли себя так. Нет, я руський». Или «Нет, русин». И к XIX веку, когда начинается эпидемия украинофильства, причём как среди австрийских украинцев, так и среди российских. С чего это началось? Он в одном месте это написал и об этом забыл.

Это было эпизодически и ни к каким выводам этот термин не ведёт. Поэтому если говорить, что вот он это понятие ввёл и все будто бы ото сна пробудились как Герцен от декабристов — этого не было. Но есть другое. Те самые украинцы-пограничники — это понятие постепенно идёт на юго-запад и смещается вместе с расширением России и отодвиганием границы. К примеру, уже Пётр I называет украинцами жителей Слобожанщины нынешняя Харьковская область. Там же — Украинская пограничная линия.

Это всё против крымцев. Но если веком ранее украинцы-пограничники держали границу против них по Дону и Оке, в Смоленске и Рязани, то теперь — уже здесь. В результате уже в первой половине XIX века там возникает своё представление об украинцах. Но оно не этническое, речь идёт о региональной идентичности в рамках русского народа. А её жителей мы могли бы по-сербски назвать « граничары ». То есть снова-таки никакого этнического значения, исключительно указание на проживание в пограничье.

Из чего следует вывод: русский царь Киев освободил, вернул, это прекрасно. И в этих вот церковных кругах как раз возникает идея, что Поднепровье никогда не теряло своей русскости, несмотря на то, что было разграблено Батыем и потом было частью польского государства. Владимира, нынешний Киевский Национальный университет — прим. У него был спор с историком Погодиным. Тот утверждал, что Киевщина после нашествия Батыя оказалась заброшенной, и центр России оказался в Москве. Максимович же отвечал, что центр был в Киеве, и мы русские не меньше, чем вы, а даже больше.

То есть это споры в рамках представлений о русском единстве, единстве русского народа, споры кто важнее: Москва или Киев. А если говорить об историографических концепциях, то разделение начинается с середины или со второй половины XIX века. Если мы посмотрим на 20-50-е годы XIX века, мы увидим большое количество концепций о разных народах, возникших в это время. О силезском народе, те же украинцы, чешское национальное возрождение, словацкое возрождение. То есть представления о том, что вот мы такие особенные, сейчас обособимся от этих больших, ужасных многонациональных империй и заживём хорошо, руководствуясь идеями равенства и братства. Ведь он говорит не о том, что Киев и Москва — два центра русской государственности, в его представлении это Киев — единственный центр государственности украино-русской, как он её называет.

Может, с него все украинство и началось? Оно возникает в университетских кругах — университета Св. Именно в этом братстве впервые последовательно заявлено, что есть отдельный этнос и он называется украинцами. Хотя идея-то была провозглашена, но затем сами же многие участники этого братства от неё впоследствии отказались. Например, Пантелеймон Кулиш, Николай Костомаров. Тот же Шевченко.

Он ведь тоже был членом братства и в его литературном наследии никаких украинцев нет. И когда он будет создавать азбуку некоего языка, он назовёт её «Букварь южно-русский». Вот его терминология: южно-руссы, которые живут на Украине. Биография предвосхищала рождение ребенка». Это прекрасная книга о том, как киевский историк Михаил Грушевский постепенно приходит к идеям провозглашения самостоятельности «Украины—Руси». Он реконструирует развитие подобных идей, одновременно показывая, что они — принципиальный разрыв с прежней традицией.

Толочко показывает, где Грушевский опирается на предыдущую традицию, а где он идёт против неё. Вот идея Киева, как столицы, центра Руси, не терявшего своего такого статуса — она полностью прорусская. Грушевский же переворачивает эту идею с ног на голову. И говорит о том, что нет Киева, как матери городов русских — есть Киев, как мать городов украинских. Он исходит из того, что история «Украины—Руси» — это история не государства, это история некоего населения, народа, который в состоянии создать свою народную, республиканскую государственность. Он делает ставку на будущую народную республику, которая когда-то возникнет.

Ну а потом она и возникла — в 1917 году. А так Грушевский попросту прочертил прямую линию к антам и сказал: «Вот есть анты, потом днепровские славяне, и эти славяне до сих пор тут живут». В результате он всё-таки принял для них название «украинцы», хотя поначалу не очень хотел. В первом издании он это слово использует очень осторожно.

В тоже время, по словам Михаила Мягкова, использование слова «украинцы» в этническом смысле, в значении отдельного славянского этноса, которого как такового, в принципе, нет, в политическом смысле начало использоваться в середине 19 века различными исследователями, историками, такими как Костомаров. Так что «украинцы» как самоназвание стало употребляться благодаря писательскому труду, мало основанному на документах. Термин «украинцы» в значении отдельного народа впервые утвердился в советское время, а дальше нам уже известно, как складывалась история», - резюмировал он.

Вот что пишет Сергей Родин в своей книге «Отрекаясь от русского имени»: «Из сонма «украинских историков» Грушевский, пожалуй, как никто другой соответствует гоголевскому персонажу Ноздреву. Причем не каким-то там трудноуловимым образом, а самым что ни на есть буквальным сходством, ибо тоже врал.

Врал напропалую и безо всякого стеснения, хотя в отличие от обладателя кобылы розовой масти и невиданной величины рыбы, далеко не бескорыстно… Начинал он скромно. Приделав к исконному названию древней Руси польское прозвище «Украина» и получив таким образом фантастическую страну «Украина-Русь», Грушевский заселил ее столь же фантастической «украино-русской народностью» сочетание каково! Но в отличие от Костомарова, не остановился на достигнутом, не желал примириться с той печатью «русскости», которую нес на себе придуманный им народ.

В качестве одного из средств изгнания русских из Руси и Малороссии он схватился было за термин «восточнославянские народности» с целью избежать, по собственному признанию, »путаницы в употреблении понятий «русский» в значении великорусского, «русский» в значении «восточнославянского» и, наконец, «русский» в значении украинского! Жонглирование терминами мало помогало: «украинцы» никак не выделялись из толщи русских и ничем не проявляли себя на отведенной для них территории в предназначенную эпоху, с дьявольской хитростью маскируясь под … русских! Затея становилась безнадежной, но здесь «отца украинской историографии» осенило гениальное по своей простоте решение: теперь, встречаясь с терминами «русский», «Русь», «Малороссия», он автоматически заменял их словами «украинец», «украинский» и «Украина»….

В результате этой простейшей операции украинский профессор в течение нескольких лет состряпал «тысячелетнюю украинскую историю», обеспечив самостийникам те самые «исторические корни», без которых они выглядели не просто самозванцами, но и людьми немного не в себе. Технология надувательства поражает примитивностью: весь иллюстративный материал в его популярной « Иллюстрированной истории Украины» снабжен надписями на «мове», призванной создать в подсознании читателей некий украинский фон, внушить, что наблюдаемые им соборы, церковная живопись, головные уборы, монеты, миниатюры из летописи, выдержки из былин являют собой различные периоды развития «украинской культуры». Трюк рассчитан на то, что читатель — дремучий болван, простофиля, беспросветно глуп и ленив или хотя бы близорук и не в состоянии разобрать греческие и славянские надписи на предоставленных его вниманию монетах, печатях, грамотах.

Вот на стр. Дочь Ярослава Мудрого, будучи королевой Франции, подписывается «Ana» в соответствии со своим русским именем — Анна, а авторский текст под факсимиле уверяет, что это подпись «украинской княжны Ганны» стр. Под факсимиле договора Любарта и Казимира, заключенного в 1366 г.

И вот именно эти «труды» лежат в основе всей «украинской» историографии. Ниже мы процитируем фрагмент из книги Сергея Родина «Отрекаясь от русского имени», запрещенной украинскими властями на территории всей Украины, видимо, ввиду опасного разлагающего действия на сознание «украинцев». Вахняниным оба, кстати, учителя «русской» гимназии, то есть государственные служащие Австро-Венгерской империи , выступили с заявлением, что население Галицкой Руси не имеет ничего общего ни с Россией, ни с русским народом.

И свято хранит верность австрийским Габсбургам и Католической церкви. Только с этого момента предатели и отщепенцы начинают усиленно пропагандировать свое самоназвание — «украинцы», и в 1895 г. Власть усиленно поддерживает вновь возникшую политическую партию: «украинцы» получают места в местной администрации, лучшие приходы, их издания, библиотеки, клубы, учебные заведения, кооперативы щедро финансируются из государственного бюджета.

Не за красивые глаза, конечно. Иудам приходится в поте лица отрабатывать свои 30 сребреников. Доносами дело не ограничивается.

Русские подвергаются политическим преследованиям и экономическому давлению. Предоставление кооперативных ссуд нищим, малоземельным русским крестьянам обусловливается их согласием признать себя «украинцами». Многие, находясь в безвыходном положении, соглашаются.

Над несогласными устраивают расправы и показательные суды с обвинением в «антигосударственной деятельности» — дело происходит незадолго до Первой мировой войны. Особое внимание уделяется молодежи — открываются школы, семинарии, несколько кафедр при Львовском университете. Доступ к среднему и высшему образованию и занятию соответствующих должностей — исключительно для «украинцев».

Русских выталкивают на социальное дно. Не напоминает ли вам это сегодняшние украинские будни? Это действует.

Во многих семьях у русских родителей неожиданно появляются дети-«украинцы». Разделением охвачены целые села, часто оно сопровождается кровавыми эксцессами. А с началом мировой войны август 1914 на русских обрушивается беспощадный террор, их убивают прямо на улицах, множество гибнет в концлагерях.

Инициаторы и активные участники этого беспрецедентного зверства — «украинцы». Таким образом, методы взращивания «псевдоэтнической» «украинской» популяции — подкуп, предоставление «теплых местечек», возможность получить образование или финансовую поддержку, а если это не срабатывало — моральный и физический террор. Именно при помощи подобных средств польские и австрийские власти рекрутировали представителей новой «народности» в Галиции… Процесс [формирования ядра «украинской» нации, активистов-«украинцев»] носил ускоренный характер и сводился к искусственному отбору особей с точно заданным перечнем отрицательных качеств, то есть, по сути, из человеческого отребья, что и предопределило противоестественность поведения, морали и мировоззренческих установок этого вновь сформированного человеческого типа.

Ставилась цель — выбить из русских память об их «русскости», заставить из забыть, что они — русские. Речь идет не о рождении новой «народности» этногенезе , а о мутационном процессе мутагенезе , то есть об искусственном создании австрийским, а затем польским оккупационными режимами, а далее и советским коммунистическим режимом этнической химеры с целью использовать ее в своих целях, прежде всего для подавления национально-освободительной борьбы русского народа. И официальное признание «украинцев» особой «народностью» а не политической антирусской партией — свидетельство успешной реализации этого подлого и коварного плана«.

Конец цитаты. Несмотря на длящийся десятилетиями беспрецедентный террор и запугивание, итоги этого чудовищного эксперимента были далеко не столь успешными. По данным переписи 1936 г.

Известный русский мифолог и общественный деятель Галиции И. Да и эти четыре миллиона галичан нужно разделить надвое. Более половины из них, те, кого полякам и немцам не удалось перевести в украинство, считают себя издревле русскими, не украинцами, и к этому термину, как чужому и навязанному насильно, они относятся с омерзением.

Грянул 1917 год — и «три русские народности» революционеры переименовали в «три братских народа», три различные самостоятельные нации. Надобность в малорусско-белорусско-великорусской триаде отпала. Первые две ее части вообще потеряли свою былую «русскость» и стали нерусскими: «белорусы» под прежним названием, а «малороссы» превращены в новую нацию — «украинцев».

Нехитрая терминологическая операция сократила численность русского народа более чем на треть, ведь русскими остались только «великороссы». Но и этот последний термин был выведен из оборота: свое дело он уже сделал. Советские историки подвели под эту ликвидацию «научную» базу.

Творчески развив «достижения» сепаратистской и либеральной историографии, они объявили слова «великоросс» и «русский» равнозначными. В сознание граждан страны начинает настойчиво внедряться образ «братского украинского народа». В качестве официально признанной нации «украинцы» появились только в коммунистическом СССР.

После утверждения в России коммунистического режима и превращения Малороссии в «Украинскую Советскую Социалистическую республику» УССР дело украинизации было поставлено на государственную основу и приняло совершенно иной размах.

И мы решили показать это единство с помощью берестяных грамот , не архивных, а скорее музейных документов — и там ясно, что язык на территории Древней Руси было един, а диалектные отличия незначительны, - сообщил Аракчеев. Он напомнил, что в ходе восстания Богдана Хмельницкого на Украине землевладельческий класс уничтожили, а когда в конце 17-го начале 18-го веков шел процесс образования новых землевладельцев, то беднейшие казаки и крестьяне попадали к ним в сильную экономическую зависимость, и «демократией», «казачьей вольницей» там и не пахло. Документы 18 и 19 веков показывают полную интеграцию малороссийской интеллигенции в ткань российской империи. А когда процент архиереев-выпускников Киево-Могилянской академии из числа малороссов оказался слишком высок, был специальный указ выпущен, чтобы выбирать священнослужителей «не только из малороссиян». Образование на медицинском факультете там шло не на польском или украинском - на русском языке.

Подпишитесь на рассылку

  • УКРАИНА • Большая российская энциклопедия - электронная версия
  • Курсы валюты:
  • Термин "украина": gmorder — LiveJournal
  • Первые самоназвания
  • История украинского пограничья
  • МНЕНИЕ ГЛАВЫ АГЕНСТВА

Читайте также

  • Navigation menu
  • Вопрос об Украине
  • Откуда взялось название "Украина"? | Пикабу
  • Как запретить и переименовать Россию
  • Как появилась Украина - правда которую не видят?

История украинского пограничья

12.3. Поэтому термин «Западная Украина» мог появиться лишь после перехода Восточной Галиции в состав Австрийский империи после раздела Польши в 1772 году. 12.3. Поэтому термин «Западная Украина» мог появиться лишь после перехода Восточной Галиции в состав Австрийский империи после раздела Польши в 1772 году. Откуда появилась Украина? Одни ведут счёт с древних веков, другие считают, что её придумали сто лет назад. Так что же такое «украина», и кто такие «украинцы», если их не существовало до самого начала XX века?

Название Украины - Name of Ukraine

12.3. Поэтому термин «Западная Украина» мог появиться лишь после перехода Восточной Галиции в состав Австрийской империи после раздела Польши в 1772 году. Понятие Украина возникло на польско-литовских землях, но распространялось и на русские земли. В русском языке термин «Московия» появился лишь в середине XVIII века как привнесённый и никогда не пользовался популярностью. ^ Термин Украина, или Креси, означающий "окраины" или "пограничные земли", впервые был использован для определения восточной границы Польши в Речи Посполитой.

Московия, Киевская Русь и пропаганда. Путеводитель по историческим терминам

Гражданская война Февральская революция привела к хаосу на всей территории Российской империи, включая Украину. К началу Гражданской войны на Украине действовало 16 самопровозглашенных государственных образований. Центральная рада Украинской народной республики, в которую вошли девять губерний — Киевская, Подольская, Волынская, Черниговская, Полтавская, Харьковская, Екатеринославская, Херсонская и Таврическая, — начала переговоры со временным правительством России о том, чтобы войти в состав единого государства на правах автономии. Но все планы были сорваны Октябрьской революцией. О завершении Первой мировой войны также не было и речи. Власть в Киеве передали гетману Скоропадскому, который провозгласил образование Украинской державы под протекторатом Германской империи. Пока в центральной части Украины Советы, Петлюра и Деникин продолжали борьбу за власть, в Галиции разогрелась украинско-польская война. Западно-Украинская народная республика решила объединиться с Украинской народной республикой. Но это не спасло от немецких войск, оккупирована была практически вся Украина.

В 1921 году был заключен мирный договор, по которому Западная Украина оставалась за Польшей, Буковина отходила Румынии, а Закарпатье — Чехословакии. По итогам Гражданской войны власть оказалась в руках большевиков. Советский Союз проводил политику украинизации, в школах преподавали на украинском, всячески поощрялась национальная культура, поддерживались местные поэты и писатели. В то же время на территории Западной Украины, вошедшей в состав Польши, проводилась прямо противоположная политика санации и «культурного подавления». За годы советской власти к Украине были присоединены: 1923 — станица Луганская и прилегающие территории Донской области, 1925 — территория бывшего Путивльского уезда без Крупецкой волости , Креничанская волость Грайворонского уезда и две неполные волости Грайворонского и Белгородского уездов от Курской губернии, 1926 — Семеновская волость Новозыбковского уезда Гомельской губернии, 1926 — Троицкая волость Валуйского уезда Воронежской губернии, 1939 — Западная Украина, 1940 — Северная Буковина и южная часть Бессарабии, 1945 год — Закарпатье, 1954 год — Крым. Советского Союза не стало.

Летописец Нестор, книжник Даниил Заточник, игумен Даниил — все они писали об одном государстве и тяжело переживали его распад в начале феодальной раздробленности. Конечно, границы в современном смысле тогда просто отсутствовали. Можно лишь примерно говорить о распространении суверенитета киевских князей.

На севере и северо-востоке определить это практически невозможно — нет достаточных исторических данных. На юго-востоке они примерно доходили до современного Таманского полуострова и Керчи. Западная граница проходила западнее Пскова, через Брест, далее по Карпатам и терялась перпендикулярно Черному морю. Она примерно соответствовала пресловутой линии Керзона, предложенной в качестве западной границы территории Советской России британским премьером на Версальской конференции, окончившей Первую мировую войну. Время раздробленности стало поворотным моментом для всего восточного славянства. В отличие от стран Европы, в общих чертах преодолевших раздробленность уже к началу XIV века, русские земли приняли на себя удар татаро-монгольских кочевников и заново интегрировались вплоть до Раннего Нового времени. И этот процесс современники рассматривали именно как Воссоединение, то есть восстановление порядка, существовавшего до распада. Долгая конкуренция двух центров интеграции, Москвы и Вильно, привела к разделению русской земли на две части — Великое княжество Литовское и Московское княжество. Без сомнения, это была альтернатива московскому объединительному курсу.

Среди титулов литовских господарей был и «князь русский». Языком виленской придворной знати был западный извод древнерусского. Князья Ольгерд, Витовт и Свидригайло были православными, что, однако, не мешало им спорить, воевать и временами управлять Москвой. Вильно претендовал на такие великорусские города, как Новгород Великий или Калуга, но борьба закончилась победой Москвы. Окончательную точку поставила Люблинская уния 1569 года, образовавшая на западе новое государство — Речь Посполитую «Республику». То была странная федерация, во главе которой стояли избранные на сейме короли. Она включала в себя две части: собственно Великое княжество Литовское и Корону Польскую, а украинские земли вошли в состав второй. Речь Посполитая называлась республикой «двух народов», польского и литовского, и это несмотря на то, что православное население составляло порядка половины всех жителей, проживавших в королевстве. Важно отметить, что, несмотря на постоянное изменение границ и разные с какого-то времени церковные организации, чувство единства, объединявшее восточнославянские общества, сохранялось.

Новгородские или московские летописцы, когда писали о событиях в Русской земле, обязательно упоминали о территориях, которые сейчас входят в состав Белоруссии и Украины. А население на этих землях неизменно связывало себя с событиями в Московии. Для киевлянина или минчанина того времени житель Московского княжества никогда не был «московитом» — он оставался русским. Например, белорусские летописи или киевские исторические произведения с неподдельной болью описывали события Смутного времени. А в конце XVI века с просьбой о помощи львовское церковное братство обратилось к царю Федору Ивановичу как к своему «природному» монарху. Оно шло в трех измерениях: политическом, социальном и этноконфессиональном. Во-первых, как было уже сказано, население тех времен, проживающее на современных украинских и белорусских территориях, не имело прав, которыми обладали поляки и литовцы. Во-вторых, в конце XVI столетия в Речи Посполитой происходит процесс так называемого второго издания крепостничества. Поставленная в тяжелые условия, православная аристократия постепенно переходила в католицизм.

Огинские, Вишневецкие или Острожские княжеские роды полонизировались: впитывали польскую моду, язык, идеологию исключительности — так называемый сарматизм, возводящий происхождение шляхты и магнатов к античным сарматам, что как бы ставило их выше других этнических групп. Оставшиеся православные, за исключением горожан, практически поголовно становились крепостными. Переломным моментом, после которого жители на этих землях окончательно потеряли остатки лояльности польским королям, стала Брестская церковная уния 1596 года. Это волюнтаристское решение короля Сигизмунда III переподчиняло Киевскую митрополию юрисдикции папы Римского и при сохранении восточных обрядов наделяло православных католической догматикой. Возникла новая церковь — Унийная, которая считалась единственно легитимной, а православная иерархия стала вне закона. Религиозный вопрос задевал глубинные чувства православного населения. И это было неслучайно. Как показывают современные исследования, в основе «русской» идентичности в Раннее Новое время лежало представление о собственной «русской вере». Иными словами, быть русским значило быть православным что, кстати, совпадает с представлением о самоидентификации в Московском государстве.

Насильственный же переход в Унию воспринимался как процесс «обляшивания», польская власть как бы насильственно полонизировала по сути русские земли. Православное население Речи Посполитой оказалось в безвыходном положении: его права и духовность не могла защитить ни одна местная политически значимая сила. И тогда люди обратили взоры на Москву. Первая просьба о присоединении прозвучала задолго до восстания Богдана Хмельницкого: в 1624 году царю Михаилу Федоровичу написал киевский митрополит Иов Борецкий. В его послании значилось: «Последи же и о нас, русскому твоему племени единоутробному». Несмотря на то что православных иерархов первой половины XVII столетия можно назвать лидерами общин украинских и белорусских земель, они, имея определенный политический вес в королевстве, не обладали, однако, самым главным — военной силой. Ряды православной шляхты таяли на глазах, а магнаты, аналогичные польско-литовским и обладавшие частными армиями, практически все перешли в католицизм. Роль защитников православного населения взяли на себя казаки — специфическое сословие, возникшее на границах Дикого поля.

В результате Самойловича отправляют в ссылку. Мазепа становится следующим гетманом и пользуется доверием со стороны Голицына и царевны Софьи. Была даже заказана гравюра, на которой изображена царевна Софья и две важные политические фигуры ее правления — Голицын и Мазепа. К тому времени влияние молодого царя Петра возросло. Между Софьей и Петром началось противостояние. Софья и Голицын обратились к своему другу Мазепе с просьбой поддержать их в борьбе с Петром. Мазепа с большим количеством казаков прибыл в Москву и наблюдал за тем, что происходит. Когда он увидел, что большинство перебегает на сторону Петра, с большими дарами явился к Петру. Мазепа сумел, пообщавшись с царем, заслужить его полное доверие. В результате владения Мазепы на Украине получили большую автономию, а сам он стал на Украине почти полновластным хозяином. Мазепа участвовал в важнейших мероприятиях Петра: Азовские походы, Северная война. Мазепа стал крупнейшим землевладельцем. Он имел под своей рукой 100 000 крестьян в правобережной Украине и 20 000 крестьян в левобережной. Северная война для русского государства была очень тяжелая. Сначала были неудачи. С 1705 года Мазепа вступил в тайные переговоры с фракцией Николая Лещинского шведский ставленник в Польше. Желание у Мазепы одно. Он собирался отдать Украину под руку польскому королю, но с тем, чтобы на Украине полновластно управлял всем Мазепа и чтобы он был приравнен к польским магнатам. Лещинский был человек внутренне порядочный и пойти на это не мог. Кроме того, польские магнаты не простили бы ему этот шаг. Мазепа переключил свои переговоры напрямую с Карлом XII. Он активно звал его на Украину, обещал привести большое войско, обеспечить продовольствием и боеприпасами. В это время Петр I продолжал полностью и безоговорочно доверять Мазепе. Люди, которые донесли о переговорах Мазепы с поляками и шведами, были отданы для расследования самому Мазепе. Украинский народ предателя не поддержал. Вместо обещанного войска в 20 000 он привел Карлу 2 000, которые по мере возможности старались из шведского лагеря разбежаться. Основные запасы денег, продовольствия, артиллерии с гарнизоном в 8000 человек Мазепа оставил в своей столице — городе Батурине Черниговская область, Нежинский район. Таким образом Карл XII кроме небольших денег и небольшой кучки деморализованных бойцов от Мазепы ничего не получил. Деньги Карл XII использовал для выплаты жалования своим солдатам. Карл XII болезненно подходил к вопросам своей чести, поэтому к Мазепе, несмотря на выгоду, относился с презрением, его советов не слушал и власть не давал. Дальше для шведов была крайне тяжелая зима на Украине, затем осада Полтавы и Полтавское сражение. Во время бегства, на переправе через Днепр, Мазепа потерял жалкие остатки своей казны 30 возов с серебром. В итоге Петр просил выдачи Мазепы и даже предлагал туркам очень большие деньги. Дело в том, что Петр I предательства не прощал никому. Он казнил своего собственного сына за предательство. Турки не сумели выдать Мазепу, потому что он вскоре умер, оставив после себя наследство в Турции 160 000 золотых. На востоке и в Крыму говорили, в основном, на русском. В Одессе на своеобразном своем говоре. По Днепру на суржике разговорный язык, включающий элементы русского и украинского. Галицийское наречие отличалось довольно сильно. Житель Харькова с трудом мог понять жителя Львова. Писатель Тарас Шевченко свои дневники писал на русском языке. Переписка Мазепы велась на русском языке. Гоголь писал на русском. Первый украинский словарь начал создаваться в Австрии профессором Грушевским подданный Австрийской империи для украинских националистов. Словарь состоял из слов, которые использовались в суржике и иностранных заимствований, переделанных на украинский лад. После 1991 года украинский язык начал развиваться именно по этому пути. Например, французское слово «зонтик» — парасоль. Добавили окончание «ка», получилось «парасолька». Слово «карта» — мэп. Добавили «а», получилось «мапа». В этом диалекте русских слов достаточно мало. Его стали обогащать большим количеством иностранных слов, которые переделывались на украинский лад. Целые научные заведения занимались созданием правильного украинского языка, разводя его с русским. Таким образом была сильно изменена родная украинская мова. Был украинский народ, который жил на окраинных землях Речи Посполитой и русского государства. Потом эти земли оказались в глубине Российской империи. Попытки создать независимую Украину начались перед Первой мировой войной. Определенную ставку на украинскую независимость делала Австрийская империя, где воспитывали украинских националистов и создавали украинский язык. После выхода России из Первой мировой войны на Украине была создана Рада, управлявшая возникшей украинской народной республикой. На территории Украины было образовано несколько республик, из которых три — на территории бывшей Российской империи и одна — на территории бывших земель Австрийской империи Закарпатская республика. Украинская народная республика в центре была вполне буржуазной. Одесская и Донецко-Криворожская республика были социалистическими советскими. Уже тогда между Донецко-Криворожской и Украинской народной республикой стал возникать определенный конфликт. Украинская народная республика пыталась претендовать на все земли, которые она считала украинскими.

Однако это касалось лишь узкой части привилегированного сословия и обусловливалось неприемлемым требованием отказаться от православной веры. Воссоединение с Москвой Процесс отторжения православных от Речи Посполитой привел к тому, что восстание Богдана Хмельницкого оказалось крайне популярным. В считаные месяцы Хмельницкий освободил от польской власти практически всю украинскую территорию от Чернигова до Львова. Только предательство союзника, крымскотатарского хана, создало тупиковую ситуацию, когда ни поляки, ни казаки не могли одержать окончательную победу. Существует некий стереотип распространенный даже в российских учебниках истории , согласно которому Хмельницкий обратился в Москву с просьбой о присоединении только тогда, когда его «прижали к стене», то есть во время непосредственной угрозы поражения. Это неверно: первое письмо с подобной просьбой гетман написал еще летом 1648 года, на пике побед. И впоследствии он обращался к царю Алексею Михайловичу с завидной регулярностью. С позиции официального дискурса это воспринималось как воссоединение сам термин, кстати, тоже звучал. Известными стали слова, переданные гетманом в Москву через иерусалимского патриарха Паисия: «От Володимирового святаго крещения одна наша православная вера и имели едину власть… а разлучили нас лукавством своим и неправдами проклятые ляхи…» Согласно казацким летописным произведениям, решение о присоединении к России вызвало среди населения «великую радость». Важно отметить, что согласно многочисленным источникам люди, проживавшие в Киеве, Умани или Чернигове, не видели этнической разницы с теми, кто жил, предположим, в Туле или Москве — все они были «русскими». Да, были термины «Малая Русь» и «Украина», но нет никаких оснований полагать, что «народ малороссийский» или «украинцы» имели этническое содержание. Вошедшая по решению Переяславской рады 1654 года территория обладала в Русском государстве особым статусом, что неудивительно: сама Россия включала в себя различные этнокультурные субстраты и фактически представляла собой конгломерат особых территорий, сохранявших в каждом отдельном случае свою специфику управления. Царь, вне всякого сомнения, считался сувереном и обладал правом неотчуждаемого пожалования земель, то есть был высшим собственником. И хотя в течение столетия автономия Гетманщины постепенно сокращалась вплоть до ее полной ликвидации, сам опыт существования государственных институтов «страны казаков», невозможный в Польско-литовском королевстве, очень важен. Несмотря на предписываемые в некоторых сегментах историографии якобы имевшие место попытки Хмельницкого сменить московский курс, гетман оставался верен Переяславским соглашениям до своей смерти в 1657 году. Однако правление следующего гетмана, Выговского, положило начало длительному трагическому периоду гражданского противостояния, прозванного современниками говорящим словом «Руина». Выговский решил кардинально сменить внешнеполитический курс и заключил союз с Речью Посполитой, что, разумеется, было крайне негативно принято населением и привело к вооруженному конфликту. Во главе оппозиции встал полковник Мартин Пушкарь. Его социальную базу, гораздо более широкую, чем у Выговского, составили рядовое казачество и православное духовенство. Московское руководство быстро распознало конъюнктуру и сразу стало опираться на казачество. Выговского в конце концов расстреляли поляки по подозрению в связях с Русским государством. Тем не менее Руина привела к тому, что часть территории Правобережья Днепра, вырванная из-под польской власти в ходе восстания Хмельницкого, так и оставалась в составе Речи Посполитой еще более ста лет. Ставшая ареной борьбы между Россией, Турцией и Польшей, эта часть Украины фактически обезлюдела, что привело к «великому сгону» — процессу переселения жителей Правобережья на территорию, подвластную Москве. Здесь продолжалась политика распространения Унийной церкви, которая завершилась Замойским собором 1720 года, ознаменовавшим почти полное слиянии Унии с католической церковью. А города заселялись поляками и евреями. Свой трагический просчет гетман сделал под впечатлением от поражения Петра I в первой половине Северной войны, полагая, что теперь нужно срочно искать нового сюзерена. Гетман решил «подстраховаться» и написал письмо шведскому королю, в котором предлагал свои услуги и просил принять в подданство. Карл, получив послание, решил не наступать на столицу накануне зимы и переждать ее на украинских квартирах, поэтому круто повернул у западных границ России на юг. Услышав об этом, Мазепа, согласно воспоминаниям его ближайшего окружения, воскликнул «Черт его несет сюда! Показательно, как он решил сообщить им об этом: Мазепа отъехал вместе с частью своей старшины на расстояние версты и сначала рассказал о своем решении ближайшему окружению, а потом попросил их пересказать историю всем остальным. Местное население однозначно отнеслось к шведам как к завоевателям. Никаких квартир им не предоставили, а казаки отбили практически всю артиллерию. Показателен и такой факт: сожженные шведами поля не возделывали до тех пор, пока их снова не освящали. К Полтавской битве шведская армия представляла собой жалкое зрелище. Справедливости ради стоит отметить, что знаменитая полтавская «виктория» хоть и относится к знаменитым российским победам, все-таки скорее напоминала избиение оголодавших шведских солдат. Само сражение длилось всего несколько часов. Мазепа умер в том же году в Бендерах, его могила неизвестна, а сама измена положила начало ограничению автономии Малороссии, полностью ликвидированной в 1782 году. Разделы территории польско-литовского государства между Прусским королевством, Российской империей и Габсбургской монархией Украина и империя Сама по себе отмена автономии не то чтобы вызвала какое-то сильное сопротивление украинской элиты. Верхушка казачества получила права российского дворянства и стала быстро интегрироваться в общеимперское правящее сословие и даже вошла в состав российских правящих кругов. Герои Севастополя и Плевны, писатели и публицисты — многие из них родились на территориях современной Украины. Отметим, что жители той части украинских земель, которые попали под австрийскую власть, после первого и особенно третьего разделов Речи Посполитой, были очень далеки от подобного привилегированного положения. И это неудивительно: еще раз отметим, что власти Российской империи не видели принципиального этнического различия между великороссами и малороссами. Другое дело ликвидация Запорожской Сечи. После присоединения Крыма ее существование оказалось просто опасным для региона: запорожские казаки жили во многом за счет набегов на крымских татар, ставших теперь подданными империи. Сопротивление казаков даже привело к военной акции: Сечь окружили артиллерией и вынудили сдаться, а последнего кошевого отправили на Соловки. А вот судьба самого казачества оказалась не столь печальной: Екатерина II переселила его на Кубань и наделила щедрыми земельными наделами. Ставшие верными слугами короны, кубанские казаки использовались в качестве, как сейчас бы сказали, «внутренних войск».

Московия, Киевская Русь и пропаганда. Путеводитель по историческим терминам

Украина – колоритная многонациональная страна, обладающая хорошим потенциалом для развития туристического направления. Как появилась страна, кому принадлежали ее земли, что произошло, прежде чем Украина обрела независимость, — кратко в материале «Рамблера». 12.3. Поэтому термин «Западная Украина» мог появиться лишь после перехода Восточной Галиции в состав Австрийской империи после раздела Польши в 1772 году.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий