Европейский концерт венский конгресс

Для обозначения этого периода используется также определение «Система Европейского концерта». Целью этой системы было поддержание коллективной безопасности в Европе после окончания наполеоновских войн. Венский конгресс и его решения. 205 лет назад завершился Венский конгресс, на долгие годы определивший систему международных отношений и границы в Европе. Венский конгресс – международный конгресс 1814–1815 годов, который состоялся после победы союза европейских государств над наполеоновской Францией. Первой устойчивой международной системой стал т.н. "европейский концерт", который сформировался на Венском конгрессе 1815 г. и ушел с исторической сцены фактически только после мировых войн двадцатого века. 2.1 Что есть «Европейский концерт?» Новый международный порядок, учрежденный на Венском конгрессе, играл роль баланса сил основных держав. Он сохранялся в общих чертах на протяжении почти до середины 50-х годов.

Венская система международных отношений 1815-1870

Россия стала империей значительно раньше — в 1721 году. Невзирая на конец глобальной изолированности цивилизаций и культур, Венская система, как и предыдущая Вестфальская, имела евроцентристский характер. Вестфальская система сначала не имела глобальный характер, охватывала Западную и Центральную Европу. Венская система МО охватывала, фактически, лишь европейское пространство, и в некоторой степени, те территории, за которые ведущие государства Европейского концерта вели колониальную борьбу или управляли как колониями. Вне пределов Венской системы остался Китай , который в результате Опиумных войн и навязанных ведущими европейскими государствами неравноправных договоров, был поставлен в полуколониальное положение. Япония , которая во второй половине XIX века начала «открываться» для мира, также не была приобщена к Венской системе. В то же время в период Венской системы европейская история начала постепенно превращаться в мировую.

На Венском конгрессе не были официально закреплены колонии. Одной из главных причин Первой мировой войны станет именно борьба за перераспределение колониальных империй. Активно проходили модернизационные процессы , развитие капиталистических отношений , буржуазные революции. При развитии Венской системы её участники были одинаковы по сущности монархии , поэтому долгое время она была однородна. Исследователи отмечают исключительную стойкость системы. Несмотря на войны, революции, международные кризисы система МО осталась практически неизменной.

Кодификация дипломатического права. В Приложении XVII к Заключительному акту Венского конгресса «Положение относительно дипломатических агентов» , подписанного основными державами 9 марта 1815 года, устанавливались иерархические ранги дипломатических представителей. В Положении были определены три класса: Послы, Папские Легаты или Нунции только они являлись «представителями своих Государей» ; Посланники, Министры и иные уполномоченные при Государях; и Поверенные в делах, уполномоченные при Министрах иностранных дел. Однако самым инновационным нововведением Венского конгресса можно считать статью IV, предусматривающую, что старшинство дипломатических агентов того же класса должно определяться датой официального извещения об их прибытии ко двору. С момента зарождения современной европейской дипломатии в 16 веке относительный ранг и положение между послами был вопросом первостепенной значимости. Так как дипломаты являлись представителями своих государей, любые знаки почтения или небрежения считался прямым отражением достоинства их суверена. Внедряя такие довольно формализованные критерии и устанавливая в статье VI строгий запрет на особые привилегии по родственным или семейным связям, либо по политическим соображениям, Великие державы на Венском конгрессе желали раз и навсегда положить конец прошлым нескончаемым препирательствам.

Осуждение работорговли. Другим знаменательным достижением Венского конгресса, имеющим далеко идущие юридические последствия, является принятие декларация об осуждении работорговли «Декларация держав о прекращении торга неграми» [4] , выпущенная еще 8 февраля 1815 года, и позднее включенная в Заключительный акт в качестве приложения XV. Декларация об отмене работорговли была составлена представителем Великобритании лордом Кастлри и получила широкую общественную поддержку в его стране, где гуманитарное движение, вдохновленное английской популярной философией, успешно лоббировало идею об запрете рабства. В Декларации категорически заявлялось, что «отрасль торговли, известная под именем торга Африканскими Неграми, была добродетельными и просвещенными людьми всех времен почитаема противною законам и человеколюбию и общей нравственности». Далее в ней подчеркивалось, что «ныне скорейшего прекращения оной требует единогласно общее мнение всех образованных народов». Исходя из этого, полномочные, собравшиеся на Конгресс, провозгласили «от имени Государей своих изъявить усердное желание, чтобы был положен конец источнику бедствий, столь долго опустошавших Африку, обычаю постыдному для Европы и оскорбительному для человечества», а также взяли на себя обязательство использовать все средства для отмены работорговли на своих территориях и выразили надежду, что и другие Правительства последуют данному примеру. Следует отметить, что на Венском конгрессе Кастлри предлагал для скорейшего прекращения работорговли поддержать следующие меры: ввести запрет на ввоз товаров, из стран, потворствующих работорговле; установить контроль близ африканских берегов и признать право досмотра судов, подозреваемых в перевозке рабов; учредить постоянный комитет по контролю за реализацией мер по пресечению работорговли.

Несмотря на то, что интересы России непосредственно не затрагивались, Император Александр I не мог согласиться с предложениями Англии, полагая невозможным признать за иностранным правительством право осмотра купеческих судов во всем мире. Подобным правом, на деле, могла воспользоваться только Англия, которая получила бы надзорную власть над международной торговлей. Поэтому в окончательной редакции работорговля осуждалась лишь в принципе — ни о каких конкретных шагах или обязательствах государства-участники не договорились. Тем не менее, хотя юридически Декларация Венского конгресса о запрете работорговле была не более чем заявлением о намерениях, но с точки зрения официального осуждения рабства она имела поистине историческое значение. Свобода судоходства по международным рекам. Еще один правовой вопрос, имеющий общеевропейское значение, рассмотренный на Венском конгрессе, — это вопрос относительно навигации по международным рекам. Что касается реки Рейн, то в статье V первого Парижского мирного договора уже было указано, что «судоходство по Рейну с того места, где река сия становится судоходною до моря и обратно будет свободно таким образом, что оное никому возбранено быть не может», а принятие решения о правах и обязанностях государств, граничащих с Рейном, откладывалось до конгресса в Вене.

Путем совместного давления вынудили царя и прусского короля пойти на уступки. Присоединены Рейнская провинция и Вестфалия. Это дало возможность Пруссии впоследствии подчинить себе Германию. Присоединила шведскую Померанию. Царская Россия - часть герцогства Варшавского. Познань и Гданьск остались в руках Пруссии, а Галиция вновь была передана Австрии. Сохранила Финляндию и Бессарабию. Англия — закрепила за собой о. Мальту и колонии, захваченные у Голландии и Франции.

Австрия — владычество над северо-восточной Италией, Ломбардией и Венецией. Сильный барьер против Франции составили новые рейнские провинции Пруссии. Конгресс сохранил за Баварией, Вюртембергом и Баденом присоединения, сделанные ими при Наполеоне, чтобы усилить южно-германские государства против Франции. Из 19 самоуправляющихся кантонов образовалась Швейцарская конфедерация. Во многих государствах восстановлены легитимные монархии. Создание Германского союза. Норвегия объединена со Швецией. Равные ранги. Поверенный в делах.

Орловым удалось воспользоваться англо-французскими разногласиями и смягчить условия мирного договора. Россия сохраняла Севастополь в обмен на турецкую крепость Карс. Черное море объявлялось нейтральным, России и Турции запрещалось иметь здесь военный флот. Поражение России снизило её авторитет как великой державы и ослабило международные позиции. Ослабление России не могло не сказаться на общеевропейском балансе сил: он был нарушен. Россия, являвшаяся в первой половине XIX века одним из основных центров силы, на время утратила возможность выполнять эту функцию. А это, в свою очередь, сужало общие возможности Венской системы в деле поддержания стабильности на континенте. Правление Александра II 1855—1881 открыло новую эру в русской истории. Наряду с внутренними реформами Александр II продолжал и восточную политику, где на первом плане, по его мнению, по-прежнему оставались религиозно-национальные и материальные интересы России на Востоке в целом. В годы правления Александра II восточная политика России прошла 2 этапа: 1856-1870 гг.

После Крымской войны началось сближение двух императоров: русского и французского. У Александра II не было личных предубеждений против Наполеона III, которому был необходим нейтралитет России для завершения одного из важных внешнеполитических проектов — освобождения Италии и приобретения Савойи и Ниццы. Что касается Александра II — ему нужна была «свобода рук» на Востоке в целом. В 1857 г. При этом Александру II было обещано, что не будет сделано новых попыток к полному выполнению Парижского договора. С другой стороны, он принял на себя обязательство, которое, кстати, ему ничего не стоило — не мешать действиям Наполеона против Австрии. Однако франко-русское соглашение вскоре распалось. Польские события 1863 г. В качестве основы для сближения Пруссии и России он выдвинул идею общности династических интересов. Бисмарк довольно энергично выражал поддержку русской внешней политики по ликвидации унизительных парижских установок.

Своей основной цели — добиться отмены нейтрализации Черного моря — Россия достигла в 1871 г. Александр II поставил в известность европейские государства о том, что Россия слагает с себя обязательство, принятое после Крымской войны, и приступает к строительству флота. С этого момента наступает 2-й период в политике Александра II, направленный на восстановление престижа Российской империи на Востоке. Лондонский трактат 1871 г. Дальнейшие события на Балканском полуострове восстание сербов в Герцеговине и Боснии в 1875 г. Проводя, как уже было отмечено выше, последовательную политику поддержки православия на Востоке и будучи заинтересованными в судьбе балканских христиан, Россия первая выступила в их защиту. Наряду с ней в конфликт вступили Англия и Австрия, несмотря на различие позиций. В январе 1877 г. Дальнейшие события привели к русско-турецкой войне 1877—1878 гг. Для России целью войны являлось «уничтожение турецкого владычества на Балканском полуострове».

Силы противников были примерно равными. Перейдя Дунай, российские войска наступали в трёх направлениях: на восток чтобы у крепости Рущук сковать турецкие силы , на запад с целью занять важный в стратегическом отношении город Плевну и на юг для захвата Шипкинского перевала, через который шла дорога на Адрианополь. Активную поддержку российским войскам оказывали болгарское население и ополчение. Первоначально российские войска действовали успешно. Отряды генералов И. Гурко и Ф. Радецкого после ожесточённых боёв взяли Казанлык и Шипкинский перевал, пала турецкая крепость Никополь. Промедление с наступлением на Плевну позволило туркам сосредоточить в крепости большие силы. Неудачно закончились попытки российской пехоты сомкнутыми колоннами атаковать противника. Под сильным огнём погибли десятки тысяч солдат и офицеров.

Военный министр Д. Милютин потребовал от генералов «бережливости на русскую кровь». На Кавказе российские войска взяли крепость Ардаган и Баязет, блокировали Карс. Турки подтянули свежие подкрепления и сняли осаду Карса. После этого противник окружил российский гарнизон в Баязете. В августе 1877 г. В течение трёх суток российский отряд под командованием генерала Н. Столетова сдерживал впятеро превосходящие силы противника до подхода подкреплений. В конце месяца российские войска предприняли новый штурм Плевны, который окончился провалом. Генерал Э.

Тотлебен предложил осадить город и взять турок измором. Его расчёт оправдался, и в ноябре 1877 г. Падение Плевны изменило ход войны. На Кавказском фронте войска под командованием генералов Н. Обручева и А. Лазарева разгромили крупную турецкую армию и штурмом взяли крепость Карс. Отряд генерала И. Гурко в декабре 1877 г. Одновременно дивизии М. Скобелева и Н.

Святополк-Мирского окружили и разгромили 30-тысячное турецкое войско у Шипки — Шейново. Турция запросила мира. Однако в Европе существовали, по крайнем мере, два государства, которые твердо решили не допускать подчинение Османской империи России: это Англия и Австро-Венгрия. Именно они выступили инициаторами созыва международного конгресса, считая, что изменения трактата 1856 г. На этих условиях в июле 1878 г. Северная Болгария стала автономным государством, а Южная, названная Восточной Румелией, осталась под властью Турции. Таким образом, ближневосточный кризис 70-х гг. XIX века, русско-турецкая война 1877—1878 гг.

Европейский концерт как система МО/ Роль великих держав в системе МО. Держава-гегемон

Эта презентация создана для помощи ученикам и учителям в подготовке к уроку по теме Европейский концерт. Данная работа будет полезна при подготовке доклада, выступления, при выполнении домашнего задания, создании творческого проекта. Первой устойчивой международной системой стал т.н. "европейский концерт", который сформировался на Венском конгрессе 1815 г. и ушел с исторической сцены фактически только после мировых войн двадцатого века. Так называемый «европейский концерт» предполагал, что нации, сопоставимые по могуществу, будут решать вопросы, касающиеся всеобщей стабильности, путем консенсуса. Священный союз явился наиболее оригинальным аспектом венского урегулирования. Автором делается итог по, так называемому, «Европейскому концерту» XIX века, в котором раскрыта суть возникших противоречий между европейскими странами. Ключевые слова: Венский конгресс, европейский концерт, согласованность, статус-кво, стабильность.

Европейский концерт: фальшь в игре великих держав накануне Крымской войны (1848-1853)

Гнев Меттерниха не был ли в нем бессознательным предчувствием, что из всего, что было и делалось на Венском конгрессе, едва ли не одни широкие панталоны Стюарта удержатся, о получат авторитет и войдут в законную силу и в общее употребление». Уже в 1818 г. по условиям Ахенского конгресса Франция была возвращена в состав «европейского концерта» в качестве необходимого элемента равновесия на континенте. Поэтому Венский конгресс, в отличие от Версальского 1919 г., не породил столь оголтелого. 1.1 Начало Венского конгресса (1814). В 1814 году в истории европейской дипломатии обнаружилась чрезвычайно показательная тенденция, которая впоследствии неоднократно повторялась с зеркальной точностью. 1. Особенности Венской системы международных отношений. Венский конгресс сыграл ключевую роль в формировании стойкой парадигмы отношений между ведущими европейскими государствами. Венский конгресс победителей 1814–1815 гг. Венский конгресс (1814–1815), мирная конференция европейских государств в Вене в сентябре 1814 – июне 1815 для урегулирования политического положения в Европе в условиях поражения наполеоновской Франции. баланса сил между европейскими государствами.

СИСТЕМА «ЕВРОПЕЙСКОГО КОНЦЕРТА НАЦИЙ»

Поэтому государства оказались склонными в той или иной степени поступиться долей свободы своего внешнеполитического поведения ради того, чтобы гарантировать функционирование общей системы. Из чего же состоит структурная организация системы? Именно они вырабатывают действующие в каждый конкретный момент правила международного поведения и следят за соблюдением этих правил. Леви, "в любой анархической системе международных отношений существует иерархия действующих лиц, определяемая на основе мощи...

Наиболее могущественные государства - великие державы - определяют структуру, основные процессы и общую эволюцию системы самое главное, великая держава обладает высоким уровнем военных возможностей и относительной самодостаточностью с точки зрения военной безопасности. Великие державы, в основном, неуязвимы к военным угрозам со стороны стран, не являющихся державами, и должны бояться только других великих держав. Кроме того, великие державы могут проецировать свою военную мощь за пределы своих границ и проводить как наступательные, так и оборонительные военные операции".

В свою очередь, Р. Гилпин обращает внимание на фактор военного престижа. Он считает, что великодержавное "право управлять" определяется, прежде всего, "победой в последней войне за гегемонию и продемонстрированной способностью распространять свою волю на другие государства" Gilpin R.

War and Change in World Politics. Все специалисты в области международных отношений признают стабилизирующий, благотворный для международного сообщества характер этого обстоятельства, они расходятся только в определении того момента, когда именно дипломатические привилегии великих держав и, следовательно, система международных отношений, основанная на их гегемонии, начали кодифицироваться. Бриджем и Р.

Булленом: "На протяжении столетия между Венским конгрессом и началом первой мировой войны международные отношения в Европе в основном определялись пятью великими державами: Австрией после 1867 г. На протяжении девятнадцатого столетия европейские великие державы претендовали на обладание особыми правами и ответственностью, которыми они не собирались делиться с другими государствами. Они обычно консультировались по ключевым вопросам друг с другом, но не с малыми государствами.

Они считали себя стражами мира в Европе, и они брали на себя ответственность за поддержание порядка в соседних с ними государствах" Bridge F. Разумеется, полного равенства нет и среди великих держав. И среди них выделяются державы-лидеры, превосходящие по своей военной и экономической мощи других членов привилегированного клуба великих держав.

Такие страны-лидеры называются гегемонами. Именно на них, в силу их статуса и роли в международных отношениях, лежит ответственность за: обеспечение стабильности системы международных отношений; обеспечение поступательного и устойчивого развития мирохозяйственных связей. Кохейн Robert Keohane , Р.

Гилпин Robert Gilpin , О. Холсти Ole Holsti , Дж. Икенбери G.

John Ikenberry и др. С точки зрения сторонников этой теории, именно гегемон определяет структуру международных отношений, поскольку превосходит другие страны, в том числе и великие державы, по своей военной, технологической и экономической мощи. Однако гегемон - это не деспот, насильно навязывающий свою волю другим странам.

Устанавливаемый гегемоном порядок должен быть выгоден или хотя бы приемлем для других членов международного сообщества. Только готовность большинства других великих держав мириться с установленными гегемоном международными режимами позволяет последнему сохранять свое лидерство на мировой арене. Могущественнейший в мире британский флот и сильнейшая британская экономика - все это в любой момент могло быть использовано против любой державы, покушавшейся на европейское равновесие, будь то наполеоновская Франция, николаевская Россия или кайзеровская Германия.

Но не только и не столько в защите означенного равновесия заключалась гегемонистская функция Великобритании. Не меньшее а, может, и большее значение имели британская торговля, промышленность и финансы для роста мировой экономики. Именно во времена "европейского концерта" окончательно сформировался мировой рынок сначала - товаров, а потом и капиталов , и Англия сыграла решающую роль в его формировании.

И до тех пор, пока британские промышленные стандарты играли лидирующую роль в промышленной революции, а британский фунт оставался основным средством международных расчетов, Лондон мог не беспокоиться за свою лидирующую роль в мировых делах. Все начало меняться, как известно, в годы первой мировой войны, когда финансовый центр мира переместился из Лондона в Нью-Йорк. Таким образом, XIX в.

Более того, начиная с XIX в. Система международных отношений, о чем мы еще будем говорить, - это динамичный, быстроразвивающийся феномен. Что же является причиной этих изменений?

Говоря марксистским языком, систему международных отношений можно, видимо, охарактеризовать как надстройку над базисом мировой цивилизации. Именно прогресс мировой цивилизации породил в начале XIX в. Один из создателей теории взаимозависимости в международных отношениях американский исследователь Э.

Морзе выделил среди аспектов прогресса мировой цивилизации, которые оказывают наибольшее влияние на систему международных отношений, прежде всего "рост населения земного шара после 1750 г... Modernization and the Transformation of International Relations.

Как только Талейран смог использовать этот комитет для участия во внутренних переговорах, он покинул его, снова бросив своих союзников. Нерешительность главных союзников относительно того, как вести свои дела, не провоцируя объединенный протест со стороны меньших держав, привела к созыву предварительной конференции по протоколу, на которую Талейран и маркиз Лабрадор , Представитель Испании, был приглашен 30 сентября 1814 года. Секретарь Конгресса Фридрих фон Генц сообщил: «Вмешательство Талейрана и Лабрадора безнадежно нарушило все наши планы. Талейран протестовал против этой процедуры.

Это была сцена, которую я никогда не забуду ». Смущенные представители союзников ответили, что подписанный ими протокол ничего не значит. Политика Талейрана, руководимая как национальными, так и личными амбициями, требовала тесных, но ни в коем случае не дружеских отношений, которые у него были с лабрадором, к которому Талейран относился с пренебрежением. Позднее Лабрадор заметил о Талейране: «Этот калека, к сожалению, едет в Вену». Талейран обошел стороной дополнительные статьи, предложенные Лабрадором: он не собирался передавать 12000 афрансадо - испанских беглецов, симпатизирующих Франции и присягнувших Жозефу Бонапарту , ни большую часть документов, картин, предметов. Польско-саксонский кризис Самой опасной темой на Конгрессе была польско-саксонская Кризис.

Россия хотела большей части Польши, а Пруссия - всей Саксонии, король которой заключил союз с Наполеоном. Царь станет королем Польши. Австрия боялась, что это сделает Россию слишком могущественной, и эту точку зрения поддержала Великобритания. Три нации подписали секретный договор 3 января 1815 г.

Европейский концерт базировался на общем согласии больших государств: России, Австрии, Пруссии, Франции, Великобритании. Любое обострение отношений между ними могло привести к разрушению международной системы.

В отличие от Вестфальской системы международных отношений элементами Венской системы выступали не только государства, но и коалиции государств. Одной из основ европейского концерта стал принцип поддержания баланса сил. Ответственность за это полагалась на большие государства. Эта ответственность реализовывалась через проведение большого количества международных конференций для урегулирования проблем, которые угрожали миру. Среди таких конференций важное значение имели Парижский конгресс 1856 года, Лондонская конференция 1871 года, Берлинская конференция 1878 года. В пределах баланса сил государства могли изменять состав союзников для обеспечения собственных интересов, не в нарушение при этом общей структуры союзов и характера международных отношений.

Европейский концерт, оставаясь формой гегемонии больших государств, впервые эффективно ограничил свободу действий этих государств на международной арене. Хотя аннексии и контрибуции оставались формами международной практики, большие государства уже не рассматривали в качестве реальной цели расчленение или ликвидацию другой большой державы. Во времена существования Венской системы понятие политического равновесия приобретает более широкое толкование. Благодаря установленному Венской системой балансу сил войны и вооруженные конфликты в Европе временно почти прекращаются за исключением незначительных.

Понятно, что в большинстве случаев речь шла о законности монархии. Незаконной признавалась любая попытка лишить государя престола или уменьшить его владения. Признавалось лишь добровольное отречение монарха. Интересно, что Александр не слишком поддерживал этот принцип, пытаясь настоять на закрепление во Франции конституции. За основу легитимной Европы были положены границы и государства по состоянию на 1792 год с рядом оговорок. Что в итоге было решено?

Франция оставалась в границах 1792 года, и на ее территории размещались оккупационные войска, на французском престоле восстанавливалась династия Бурбонов. Англичане вернули ранее утраченные колонии и подтвердили свое право на владение Мальтой. Царство Польское входило в состав Российской империи. Торн современный Торунь и Познань отошли Пруссии. Решениями Венского конгресса город Краков с прилегающей к нему территорией был объявлен «вольным, независимым и строго нейтральным городом». Александр решительно настаивал на том, что "герцогство Варшавское должно принадлежать России как компенсация за понесённые ею жертвы и гарантия безопасности на будущее". Голландия и Бельгия объединялись и образовывали Объединенное королевство Нидерландов с присоединением Люксембурга. Папа Римский вновь восстанавливал власть над Ватиканом и Папской областью. Вначале папские владения хотели разделить Австрия и оставшийся неаполитанским королём маршал Наполеона Мюрат, признавший победу союзников. Но после бегства Наполеона с Эльбы и начала "Ста дней" Мюрат вновь принял его сторону и объявил войну Австрии.

Это привело к полному поражению и самоубийству маршала, и в Неаполе были восстановлены прежние порядки. Был образован Германский союз с главной ролью Австрии. При этом Пруссия получила ряд владений в германских землях, и самое лакомое - Рейнскую область. Дания, являвшаяся союзницей Франции, лишилась Норвегии, которая была передана Швеции в качестве компенсации за Финляндию, ранее отошедшую к России. Швейцария сама по себе не была в состоянии обеспечить собственную стабильность, поэтому было решено сделать ее нейтральной, по принципу «не доставайся же ты никому». Суверенные кантоны Швейцарии заключили между собой межгосударственный союз Staatenbund. Европейский концерт, оставаясь формой гегемонии больших государств, впервые эффективно ограничил свободу действий этих государств на международной арене. Венская система охватывала, фактически, лишь европейское пространство, и в некоторой степени, те территории, за которые ведущие государства Европейского концерта вели колониальную борьбу или управляли как колониями. На Венском конгрессе не были официально закреплены колонии. Но по предложению Англии была принята декарация об отмене работорговли.

Самое горячее одобрение предложение Англии вызвало у российской делегации. Вопрос кстати: А почему именно Александр так горячо высказался против "позорного торга", противоречащего "принципам религии и нравственности"? Попробуйте объяснить. В Вену прямо на очередной бал 6 марта пришло шокирующее известие: Наполеон, который после падения Парижа по решению союзных монархов был отправлен в почетную ссылку на остров Эльба у Апеннинского полуострова, бежал оттуда и высадился во Франции! Пока на конгрессе объявляли Наполеона вне закона и готовились обуздать сорвашееся с цепи "корсиканское чудовище", Наполеон, триумфально вступивший в Париж, отправил в Вену Александру обнаруженный им в кабинете бежавшего короля секретный договор Франции, Австрии и Англии, нариавленный против России и Пруссии.

Время проведения

  • Венский конгресс и его значение. Становление Венской системы международных отношений
  • Навигация по записям
  • Венский конгресс как самый долгий саммит в истории международной политики
  • Про Венскую систему и венские вальсы / Вадим Нестеров aka Сергей Волчок
  • Венский конгресс и его значение. Становление Венской системы международных отношений

Презентация на тему "Европейский концерт" 8 класс

1.1 Начало Венского конгресса (1814). В 1814 году в истории европейской дипломатии обнаружилась чрезвычайно показательная тенденция, которая впоследствии неоднократно повторялась с зеркальной точностью. Методические материалы. История и обществознание. «Венский конгресс 1814-1815 гг. и начало эпохи «Европейского концерта»». О разделе Европы в ходе Венского конгресса в 1814 году рассказывает руководитель клуба исторической реконструкции «8-я линейная полубригада» Илья Кудряшов. Венский конгресс 1814-1815 гг., созванный после освобождения Европы от Наполеона, заложил основу новой международно-правовой системы, которая стала гарантом стабильности Европы и ее защиты от межгосударственных войн. Эта презентация создана для помощи ученикам и учителям в подготовке к уроку по теме Европейский концерт. Данная работа будет полезна при подготовке доклада, выступления, при выполнении домашнего задания, создании творческого проекта. Европа после Венского конгресса. Венский конгресс сыграл ключевую роль в формировании стойкой парадигмы отношений между ведущими европейскими государствами. Началась эпоха «Европейского концерта» — баланса сил между европейскими государствами.

Венский конгресс карта егэ

Созыв Венского конгресса 1814-1815 годов с целью формирование в Европе новых границ и стабилизации сил после завершения войны с Францией. Венский конгресс 1814-1815 гг.: «Европа без расстояний» (К. Меттерних) Собрались представители всех великих европейских держав, в т.ч два императора (Франц I и Александр I), несколько королей, более 100 князей и свыше 200 дипломатов. Венский конгресс 1814-1815 гг.: «Европа без расстояний» (К. Меттерних) Собрались представители всех великих европейских держав, в т.ч два императора (Франц I и Александр I), несколько королей, более 100 князей и свыше 200 дипломатов. Венский конгресс — общеевропейская конференция, проходившая в Вене с ноября 1814 по июнь 1815 года, ознаменовавшая установление нового политического и правового порядка в Европе после более чем двух десятилетий революционных потрясений и войн наполеоновской.

Как Венский конгресс изменил Европу

  • Венский конгресс как самый долгий саммит в истории международной политики
  • Решения Венского конгресса
  • «Венский конгресс 1814-1815 гг. и начало эпохи «Европейского концерта»»
  • Как Венский конгресс изменил Европу

Европейский концерт - первая система международных отношений

«Европейский концерт»: международные отношения первой половины XIX века баланса сил между европейскими государствами.
Зачем собирался Венский конгресс 1814-1815 гг и его итоги | Пикабу Кризис «европейского концерта» начался в 1848 году.
Венская система международных отношений 1815-1870 Появившийся еще в конце XVIII в., он оказался на некоторое время оттеснен на задний план революционными и Наполеоновскими войнами, однако после Венского конгресса его значение проявилось в полной мере.
Венский конгресс (Аркадий Кузнецов 2) / Проза.ру Венская система международных отношений, образованная по итогам Венского конгресса, в русском языке получила второе название «Европейский концерт».
Европейский концерт - первая система международных отношений — КиберПедия Так называемый «Европейский концерт» предполагал, что сопоставимые по своему уровню страны решали бы вопросы, касающиеся всеобщей стабильности, на основе консенсуса. Священный союз явился наиболее своеобразным аспектом венского урегулирования.

Европейский концерт как система МО/ Роль великих держав в системе МО. Держава-гегемон

Наряду с ней в конфликт вступили Англия и Австрия, несмотря на различие позиций. В январе 1877 г. Дальнейшие события привели к русско-турецкой войне 1877—1878 гг. Для России целью войны являлось «уничтожение турецкого владычества на Балканском полуострове». Силы противников были примерно равными. Перейдя Дунай, российские войска наступали в трёх направлениях: на восток чтобы у крепости Рущук сковать турецкие силы , на запад с целью занять важный в стратегическом отношении город Плевну и на юг для захвата Шипкинского перевала, через который шла дорога на Адрианополь. Активную поддержку российским войскам оказывали болгарское население и ополчение.

Первоначально российские войска действовали успешно. Отряды генералов И. Гурко и Ф. Радецкого после ожесточённых боёв взяли Казанлык и Шипкинский перевал, пала турецкая крепость Никополь. Промедление с наступлением на Плевну позволило туркам сосредоточить в крепости большие силы. Неудачно закончились попытки российской пехоты сомкнутыми колоннами атаковать противника.

Под сильным огнём погибли десятки тысяч солдат и офицеров. Военный министр Д. Милютин потребовал от генералов «бережливости на русскую кровь». На Кавказе российские войска взяли крепость Ардаган и Баязет, блокировали Карс. Турки подтянули свежие подкрепления и сняли осаду Карса. После этого противник окружил российский гарнизон в Баязете.

В августе 1877 г. В течение трёх суток российский отряд под командованием генерала Н. Столетова сдерживал впятеро превосходящие силы противника до подхода подкреплений. В конце месяца российские войска предприняли новый штурм Плевны, который окончился провалом. Генерал Э. Тотлебен предложил осадить город и взять турок измором.

Его расчёт оправдался, и в ноябре 1877 г. Падение Плевны изменило ход войны. На Кавказском фронте войска под командованием генералов Н. Обручева и А. Лазарева разгромили крупную турецкую армию и штурмом взяли крепость Карс. Отряд генерала И.

Гурко в декабре 1877 г. Одновременно дивизии М. Скобелева и Н. Святополк-Мирского окружили и разгромили 30-тысячное турецкое войско у Шипки — Шейново. Турция запросила мира. Однако в Европе существовали, по крайнем мере, два государства, которые твердо решили не допускать подчинение Османской империи России: это Англия и Австро-Венгрия.

Именно они выступили инициаторами созыва международного конгресса, считая, что изменения трактата 1856 г. На этих условиях в июле 1878 г. Северная Болгария стала автономным государством, а Южная, названная Восточной Румелией, осталась под властью Турции. Таким образом, ближневосточный кризис 70-х гг. XIX века, русско-турецкая война 1877—1878 гг. В последние годы царствования Александра II 1878—1881 гг.

Своеобразие внешней политики России на Востоке в целом в XIX веке заключалось в преодолении устоявшейся антирусской направленности Запада, что было связано с экономическим ростом государства Российского и его имперскими интересами на протяжении всей истории, а также попытками расширения зоны потенциального православия. Теоретический материал для углублённого изучения: интересных фактов о Венском конгрессе. Первый общеевропейский саммит Венский конгресс, проходивший в австрийской столице с осени 1814-го по июнь 1815 года, стал первым в истории общеевропейским форумом. Для участия в конгрессе прибыли представители 216 стран Европы, среди которых было несметное количество мелких княжеств и герцогств. Не позвали в Вену только Османскую империю. Формально все участники конгресса были равноправны.

Однако ключевая роль отводилась четырем союзным державам-победительницам, на плечи которых легло основное бремя войны с наполеоновской Францией: Российской империи, Великобритании, Пруссии и Австрийской империи. В ходе конгресса стараниями гения дипломатии Талейрана к ним присоединилась постнаполеоновская Франция. Монархическую Францию представлял революционер. Во время правления Наполеона он служил крупным сановником французской империи. В 1815 году «хитрый лис», как прозвали Талейрана современники, уже представлял Францию в качестве министра иностранных дел правительства Людовика XVIII. Несмотря на большое недоверие со стороны европейских политиков и дипломатов к Талейрану, ему удалось сделать невозможное и вернуть свою страну в «клуб» великих держав.

Как таковых пленарных заседаний конгресса было не так уж и много. Большую часть времени занимали неофициальные встречи, беседы, сплетни, интриги и обмены мнениями. Конгресс был овеян многочисленными светскими увеселениями. Балы, театральные представления и прочие развлечения стали неотъемлемой составляющей Венского конгресса. Может сложиться впечатление, что его участники не спешили решать судьбы Европы, а хотели как можно дольше наслаждаться бесконечным «венским вечером». За это первый общеевропейский саммит прозвали «танцующим конгрессом».

Венский вальс — «король танцев». В конце XVIII века большую популярность стал набирать танец вальс, который тогда ещё не имел приставки «венский». Пик популярности танца совпал с Венским конгрессом. Среди представителей высшего света Европы было немало ревнителей старины, которым не нравился новый слишком быстрый танец, пришедший на смену старому менуэту. Многие считали его и вовсе непристойным. Однако противникам «современной» музыки пришлось смириться после того, как на Венском конгрессе вальс был официально объявлен светским танцем.

Кстати, венским вальсом называется наиболее быстрая форма этого танца, который сегодня входит в европейскую программу соревнований по спортивным бальным танцам.

Стюарт и У. Генц , К. В Вену съехалась высшая европейская знать — 2 императора, 4 короля, 2 наследных принца, 3 великие герцогини и 250 владетельных князей. Одной из последних в Вену прибыла французская делегация во главе с Ш. Участники конгресса ставили перед собой следующие основные задачи: 1 восстановление дореволюционных порядков в Европе, в первую очередь реставрация свергнутых династий; 2 территориальный передел в интересах держав-победительниц; 3 создание гарантий против возвращения к власти Наполеона и возобновления Францией завоевательных войн; 4 создание системы борьбы с революционной опасностью, гарантирующей европейской монархии защиту от потрясений в будущем. Венский конгресс проходил в форме двусторонних консультаций и переговоров представителей отдельных государств, заключавших между собой договоры и соглашения. Делегаты собрались вместе только один раз — для подписания заключительного документа.

Для участников Венского конгресса организовывались многочисленные балы и другие светские увеселения, что дало основание австрийскому дипломату князю де Линю назвать его «танцующим конгрессом». Четыре державы-победительницы, подписавшие Шомонский трактат 1814 г. Однако вскрывшиеся между ними разногласия относительно судьбы Польши и Саксонии позволили Ш. Талейрану не только присоединиться к руководящей «четвёрке», превратив её в «пятёрку», а затем в «восьмёрку» за счёт включения в состав комиссии Испании, Португалии и Швеции , но и успешно влиять на принимаемые решения. На конгрессе обнаружились три различных подхода к решению вопроса о послевоенном устройстве Европы. На начальном этапе доминировала идея легитимизма , отвергались любые политические изменения, происшедшие на континенте с 1789 г. Наиболее активным приверженцем такого подхода был Ш. Не отвергая в принципе идеи реставрации , Александр I считал необходимым учитывать необратимость многочисленных перемен в Европе.

В конечном счёте на конгрессе возобладала политика мелких интриг и комбинаций различных интересов, навязанная К. Идеологически эта политика исходила из принципов легитимизма, но в своём практическом воплощении выражала корыстные интересы основных участников конгресса. Меттерних стремился обеспечить австрийскую гегемонию в разобщённой Германии, укрепить позиции Австрии в Италии и на Балканах, а также не допустить включения всей Польши в состав России.

Однако гегемон - это не деспот, насильно навязывающий свою волю другим странам.

Устанавливаемый гегемоном порядок должен быть выгоден или хотя бы приемлем для других членов международного сообщества. Могущественнейший в мире британский флот и сильнейшая британская экономика - все это в любой момент могло быть использовано против любой державы, покушавшейся на европейское равновесие, будь то наполеоновская Франция, николаевская Россия или кайзеровская Германия. Не меньшее а, может, и большее значение имели британская торговля, промышленность и финансы для роста мировой экономики. Именно во времена "европейского концерта" окончательно сформировался мировой рынок сначала - товаров, а потом и капиталов , и Англия сыграла решающую роль в его формировании.

И до тех пор, пока британские промышленные стандарты играли лидирующую роль в промышленной революции, а британский фунт оставался основным средством международных расчетов, Лондон мог не беспокоиться за свою лидирующую роль в мировых делах. Таким образом, XIX в. Более того, начиная с XIX в. Система международных отношений - это динамичный, быстроразвивающийся феномен.

Что же является причиной этих изменений? Говоря марксистским языком, систему международных отношений можно, видимо, охарактеризовать как надстройку над базисом мировой цивилизации. Именно прогресс мировой цивилизации породил в начале XIX в. Первой устойчивой международной системой стал т.

Это важнейший этап в истории международных отношений, оказавший сильнейшее воздействие на современный мир. Основными чертами сформировавшейся системы были следующие. Развитие международных отношений зависело от очень узкого круга - пяти великих европейских держав.

Значительный рост межгосударственной торговли и снижение уровня протекционизма происходят во второй половине XIX в. Вместе с тем, в отличие от периода после Второй мировой войны, в эпоху «Европейского концерта» международного режима торговли еще не существовало. Развитию торговых обменов способствовало установление в 1878 г. Возникновение централизованных абсолютистских государств приводит к появлению единых государственных валют.

К XVI в. Во второй половине XIX в. Промышленно развитые европейские страны накапливали излишек сбережений, которые вкладывались в зарубежные, как правило инфраструктурные, проекты с высокой доходностью в развивающихся странах и колониях. Их предшественниками обычно считают Ост-Индские компании, при помощи которых велась торговля между Европой и Азией. Такие компании обладали значительной властью: имели свои валюты и даже свои частные многотысячные армии. Однако все-таки эти компании занимались именно торговлей, а не производством. К концу XIX в.

Важную роль в эпоху «Европейского концерта» играли процессы миграций. Во многом причиной миграции была индустриализация, которая оставляла без работы сельских жителей, и они переезжали в те государства, где рабочей силы как раз не хватало. В целом миграции XIX в. В целом система «Европейского концерта» считалась достаточно стабильной благодаря прежде всего согласованному регулированию международных процессов и отношений великих держав XIX в. Причина согласия великих держав — в однородности их политических систем и форм государства: все они были монархиями и империями. Опасаясь революций, подобных Великой французской, монархии договорились о коллективных действиях по подавлению возможных революционных движений. В XIX в.

Причем вектор развития мировых политических процессов не был изначально очевиден. В первой половине XIX в. Первая длинная волна демократизации датируется 1828—1926 гг. В учебнике «Мир политической науки» под редакцией А. В раннем марксизме идеология считалась «ложным сознанием», потому что она всегда представляет действительность искаженным образом, идеологи выдают мнимый образ действительности за саму действительность.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий