Auto-park24.ru

Журнал "Автопарк"
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Установка датчика дождя

Установка датчика дождя

На многих иномарках используют лобовое стекло с датчиком дождя, то есть устройство полностью вмонтировано в ветровое стекло и снять его возможности нет.
Автовладельцы у которых нет датчика дождя в штатной комплектации могут самостоятельно дооснастить свой автомобиль этой опцией. Поможет это сделать универсальный датчик дождя, который может быть установлен практически в любой автомобиль и «десятка» не исключение. Разберемся, как он работает:

Общий принцип работы датчика дождя (универсального)

Датчик дождя (осадков), устройство, неисправности, ремонт, самостоятельная установка

Назначение

Датчик дождя предназначен для сообщения блоку управления кузовом (многофункциональному блоку) сигналов, которые индицируют наличие выпадения атмосферных осадков в виде обледенения, измороси, дождя, снега на лобовом стекле. Присутствие в наименовании датчика только слова «дождь» является, скорее, историческим фактом. Современные датчики могут самостоятельно адаптироваться к ситуации, когда требуется включение стеклоочистителей. Более продвинутые датчики дождя реагируют на плотность выпадения осадков, и могут управлять скоростью работы дворников, даже включением омывателей.

По исполнению датчики подразделяются:

  • со встроенной системой обработки сигналов;
  • без внутреннего электронного модуля обработки сигналов;
  • датчики дождя в системах дополнительного (нештатного) оборудования.

Принцип работы

Прототип датчика дождя впервые был установлен на американские авто где-то в 60-е годы. Он был сенсорного типа, работой управляла вакуумная лампа. Датчик был настолько капризен, что мог срабатывать на прикосновения мелких насекомых. От датчиков отказались и забыли на пару десятилетий.

Вновь вспомнили о системе контроля за осадками после того, как стали применяться оптические устройства типа оптрона. Оптрон представляет пару электронных устройств, работающих в едином модуле: светодиод и фотодиод. Светодиод излучает световой луч при протекании через него тока. Фотодиод вырабатывает электрический сигнал при воздействии светового потока.

Принцип работы датчика демонстрирует эта схема.

Датчик дождя закрепляется на внутреннюю поверхность лобового стекла. Чаще всего выбирается такая зона, которая не затеняет обзор, и находится в верхней его части. Обычно это в районе салонного зеркала заднего вида. Светодиоды направляют луч на лобовое стекло таким образом, чтобы в результате отражения от сухой внешней поверхности стекла, он возвращался на фотодиод.

Если на поверхность лобового стекла попадают капли дождя, имеющие другой коэффициент преломления по отношению к материалу, из которого изготовлено лобовое стекло, лучи будут отражаться под другим углом (либо вообще проходить сквозь капли). В любом случае, интенсивность попадающего на фотоприемник сигнала уменьшится (в некоторых конструкциях увеличится). Электронный блок обработки информации сделает вывод, что идут осадки, подаст сигнал на срабатывание дворников. Уровень срабатывания датчика дождя обычно регулируется. Таким образом, можно изменять его чувствительность на различные осадки.

Осадки в виде снега для срабатывания датчика должны первоначально превратиться в капли воды. Для этого стекло требуется сначала разогреть. В некоторые датчики для ускорения реакции встраивают собственные локальные нити подогрева стекла. С целью уменьшения помех и отсутствие реакции на световые излучатели датчики работают в инфракрасном диапазоне (подобно телевизионным пультам управления).

Основные причины неисправности

В процессе эксплуатации датчики дождя относительно часто выходят из строя. Основные причины:

  1. Замена лобового стекла после дорожно-транспортного происшествия или трещины. Стекла на вторичном рынке и на предприятиях-изготовителях обычно не оснащены датчиком дождя. Как правило, демонтируют с поврежденного стекла старый датчик, и переносят его на новое стекло. Во время демонтажа или ДТП на рабочей поверхности могут образоваться трещины. Кроме этого, на поверхности датчика может остаться засохший гель или клей, который меняет траекторию отраженного луча. Датчик становится неработоспособным. Есть мастерские, которые могут шлифануть рабочую поверхность датчика, но эта операция не всегда удачна. Прикреплять новый датчик также следует с использованием специального оптического геля.
  2. Неисправность встроенной электроники. Ремонт в данном случае практически невозможен, поскольку внутри датчика применяются специализированные микросхемы.
  3. Установка датчика на стекло другой конструкции, из других материалов. Технологические параметры стекла, особенно триплекса, изменяют коэффициент отражения, могут привести к теоретической неработоспособности датчика, как его не устанавливай.
  4. Нанесение напылений и пленок на лобовое стекло. Если сторонние частицы попадут в рабочую область датчика дождя, он корректно работать не будет.
Читать еще:  Рено дастер панель приборов обозначения

Проверка работоспособности

Если есть подозрение, что датчик перестал срабатывать, можно проверить его работоспособность с помощью любого пулевизатора. Проверять работоспособность датчика дождя следует при заведенном двигателе, так как он может автоматически срабатывать только во время движения. Время «опрыскивания» области стекла перед датчиком должно быть не менее 10 секунд. Отказ датчика дождя можно диагностировать с помощью компьютерной диагностики. Некоторые автомобили до 2005 года выпуска не позволяют делать диагностику датчика. Если вы приобретаете автомобиль на вторичном рынке, неисправность датчика дождя является свидетелем возможного серьезного ДТП с повреждением лобового стекла.

Как установить датчик дождя в качестве дополнительного оборудования

Универсальные датчики можно найти в автомагазинах в качестве дополнительного оборудования. Например, датчик дождя ДДА-15 предназначен для установки на некоторые модели отечественных автомобилей ВАЗ. Простота его установки обалденная: датчик необходимо закрепить на лобовое стекло. От него идет провод с разъемом-реле, который включается на место штатного реле стеклоочистителей.

Датчик имеет переключение режимов работы и регулировку чувствительности. Согласно понятной инструкции датчик дождя ДДА-15 может установить любой водитель. Стоимость датчика около 1500 рублей.

Универсальный датчик дождя ДДА-55 имеет провода для подключения к электрооборудованию автомобиля. Для его подключения требуется иметь опыт электромонтажных работ и схему электрооборудования автомобиля.

Совмещение функций в одном датчике

Нередко можно встретить совмещенный датчик дождя и света. Кроме включения автомобильных дворников, он также активирует вспомогательное освещение, и водителю не приходится включать фары вручную. Обе этих функции удачно были совмещены в одном приспособлении. Размещается любой датчик дождя в держателе, фиксирующем внутреннее зеркало салона перед лобовым стеклом.

Световой датчик автоматически активируется, как только автомобиль попадает в полосу плохого освещения. Например, это может статься, если водитель заехал в неосвещаемый тоннель, в густую лесополосу и тому подобные условия, которые активируют сенсорику освещения. При этом оценивается степень освещенности непосредственно перед самим автомобилем и на впереди лежащем участке дороги.

Полезный совет! На моем Ford Focus, хотя это беда абсолютно всех датчиков, я столкнулся с проблемой. Зимой во время стоянки снег попадает на лобовое стекло и через некоторое время замерзает. Часть снега тает и стекает в зону покоя щеток стеклоочистителя и там через некоторое время благополучно замерзает. Что соответственно происходит: заводим автомобиль, датчик понимает, что стекло грязное (снег сначала подтаял на теплом после движения авто стекле, а потом замерз). И датчик дает команду дворникам о том, что стекло грязное и надо его чистить. А дворники, тем временем примерзли, получаем очень большую вероятность повреждения резинок дворников, или даже самого из механизма. Поэтому зимой, я практически всегда стеклоочистители из режима Auto, я убирал.

Устройство и конструктивные особенности

Изначально для определения степени осадков использовалась простая схема от американских производителей. На лобовом стекле устанавливались специальные пленки, которые проводили сопротивление, а измерительная система анализировала изменение параметров. Если сопротивление падало – автоматически включались в работу щетки. Но конструкция имела ряд недостатков, поскольку срабатывала от большого количества ложных факторов, включая прилипших к стеклу насекомых.

Читать еще:  Установка сигнализации на мерседес

В начале 80-х годов конструкторы стали разрабатывать устройства, состоящие из светодиодов и фотодиодов, которые реагируют на изменение угла преломления света. Это позволило увеличить точность измерений и снизить количество ложных срабатываний.

Принцип действия датчика

Датчик определения осадков представляет собой корпус, внутри которого находится плата и оптические элементы. Основные компоненты устройства:

  • фотодиод;
  • два светодиода;
  • датчик света (при наличии);
  • блок управления.

В момент обнаружения повышенного уровня осадков датчик генерирует управляющий сигнал для включения стеклоочистителей, а также управляет интенсивностью их работы.

Устройства определяют уровень и силу дождя, а также другие виды осадков и загрязнений стекла. Это позволяет увеличить эффективность и чувствительность работы системы.

Как установить датчик своими руками

В современных автомобилях датчик дождя и света входит в премиум комплектации. Если для вашего авто такая опция предусмотрена, можно приобрести штатный прибор и доукомплектовать машину самостоятельно. Как правило, все разъемы и места крепления предусмотрены, просто на конвейере часть устройств (для эконом-комплектаций) не монтируется.

Второй вариант: установка датчика дождя стороннего производителя. Как выглядит такой набор, смотрите на иллюстрации.

Подключение производится через предохранитель, в разрыв управляющего кабеля от штатного переключателя режима работы стеклоочистителей. Информация, как включить конкретный набор, есть в комплекте поставки. Главное предусмотреть переключение из ручного режима в автоматический.

Так же точно подключается автомобильный датчик света.

Купив подобный набор, необходимо изучить схему подключения и расположение штатной электропроводки для вашего автомобиля.

Такие данные не входят в инструкцию по эксплуатации и обслуживания. Схемы электрооборудования доступны в сети «интернет» или в магазинах «Автокнига». Если вы детально знакомы с организацией электрооборудования вашей машины, проблем не возникнет.

Как сделать датчик своими руками?

Специалисты сходятся во мнении, что сконструировать такой прибор собственноручно будет крайне непросто. Да, принцип его действия незамысловат, но на создание уйдет много времени и сил, при этом не факт, что конечный результат будет качественным. Вам понадобится овладеть умениями пайки и приобрести некоторые детали, цена которых может равняться готовому прибору.

Если вы все же готовы рискнуть, то рекомендуем следующий порядок действий. За основу конструкции берем проводимость тока и две контактные пластины. Чаще всего пластины бывают из фольги или печатаются на текстолитовых платах в виде дорожек.

Читать еще:  При какой температуре включается вентилятор на ваз 2114

Фольгу нужно разрезать в виде двух пластин со змеевидной дорожкой по центру. Далее одна часть подключается к батарейке, другая – к реле. Когда пойдет дождь, вода зальет пластины и замкнет их, что приведет к началу работы реле.

Для создания такого прибора потребуется использовать:

  • алюминиевую фольгу;
  • диэлектрическую подложку;
  • клей или другой фиксатор;
  • провода;
  • реле;
  • источник питания.

Как устроен датчик дождя?

Принцип работы датчика дождя основан на сравнении оптических свойств лобового стекла при разных атмосферных условиях, точнее – на различиях в отражении инфракрасного луча чистой и увлажненной или загрязненной поверхностью стекла.

Все достаточно просто – в его состав входят излучающий и принимающий инфракрасные светодиоды. Устройство и работу подобного изделия поможет понять фото:

Это изделие находится на лобовом стекле с внутренней его стороны. От излучающего светодиода инфракрасное излучение попадает на наружную поверхность, отражается от нее и улавливается фотодиодом. Уровень отраженного сигнала зависит от состояния наружной поверхности стекла, от чистого стекла сигнал будет один, от грязного – другой, от мокрого – третий. По величине этого сигнала блок управления определяет необходимость включения дворников.

Как видно из приведенного описания, устроен подобный прибор достаточно просто, что предопределяет достаточно широкие возможности по его применению.

Как выглядит такое устройство, показано, например на фото:
Как видно из рисунка, в отдельном корпусе находится блок управления, связанный жгутом с реле, управляющим работой стеклоочистителя. Блок управления необходимо приклеить в зоне перекрытия щеток дворника.

Как выполняется подобная работа, позволит понять видео. Приведенные данные подтверждают, что приклеить такое устройство просто, и эту работу вполне можно сделать самому.
» alt=»»>

Для чего нужен датчик дождя и света

Основная задача датчика – автоматическая подача команды на включение дворников, подача омывающей жидкости и включение фар. В условиях дождя и плохой видимости водителю приходится отвлекаться от управления автомобилем и подавать омывающую жидкость на стекло или переключать фары. Все это создает помехи, и соответственно уменьшает безопасность дорожного движения. К тому же датчик помогает регулировать интенсивность работы дворников в зависимости от уровня непогоды.

Принцип действия датчика

Оптический датчик размещают вертикально внутри салона на лобовом стекле машины в области действия щеток. В точке установки на стекле не должно быть никаких дефектов в виде трещин или сколов.

За счет инфракрасного излучения этот датчик сканирует состояние внешней стороны стекла. При наличии влаги или загрязнений на стекле меняется уровень отраженного сигнала, а электронному блоку управления отправляется сигнал, и он включает дворники. Система может автоматически менять паузу движения щеток, в зависимости от дождя.

Датчики дождя можно устанавливать на разные ветровые стекла, в том числе на те, которые имеют сверху тонированную полосу. Исключение – стекла с инфракрасным фильтром, которые устанавливаются на автомобили Шевроле Нива Люкс и пр.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector