Как установить сигнализацию на приору - Журнал "Автопарк"
Auto-park24.ru

Журнал "Автопарк"
17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лайфхак: иммобилайзер Лада Приора; штатная cигнализация

Лайфхак: иммобилайзер Лада Приора — штатная cигнализация

Сигнализация на Приору это серьезный вопрос, каждый боится за свою машину, пытаясь защитить ее по максимуму. На Приору с завода ставится сигнализация — иммобилайзер (иммобилизатор). На автомобиле Лада Приора, он позволяет частично защитить автомобиль от угона. Иммобилайзер на приоре – это заводское противоугонное устройство, совмещенное с электропакетом автомобиля, который находится под центральной консолью. Владельцы сразу же стремятся отключить иммобилайзер на своей Приоре, потому что считают это архаизмом и предпочитают ставить, более совершенную cигнализацию на машину, взамен штатной противоугонной. Установка сигнализации на приору — обойдется примерно 10 000 -17 000 руб.

Отключить иммобилайзер на приоре не просто. Запуск мотора осуществляется электронной системой управления двигателем, которая также блокирует его работу при включенном иммо. А уже в электронном блоке управления автомобиля, в месте хранения схем EEPROM, происходит процесс обмена данных с иммобилайзером, и на уровне ЭБУ проходит запрет или разрешение на запуск двигателя. Сигнализацию на приоре можно отключить и самостоятельно, но для этого необходимы знания электроники и специальные инструменты.

Замечания по реализации схем

Сразу заметим: если стеклоподъёмников нет, вторая схема не будет содержать детали К2/К3. Разрезать тогда требуется один провод. Иногда отсутствуют только задние стеклоподъёмники. Значит, исключается реле К3. А диоды, включаемые параллельно с обмоткой, могут быть совершенно любыми.

Теперь перечислим требования, предъявляемые к элементу с названием «реле»:

  1. Напряжение срабатывания – 12 Вольт;
  2. Коммутируемый ток – 10 А или выше;
  3. Ток, потребляемый всеми обмотками реле, не должен превышать значение, указанное в инструкции к сигналке. Обычно оно равняется 200-300 мА.

Часто нарушают именно последнее требование.

Чтобы «схема 2» стала работать, необходимо не только собрать её, но и запрограммировать основной блок: нужно включить опцию «2-шаговое отпирание». И как бы то ни было, нельзя управляющие импульсы делать слишком длительными. Используйте значения 0,7-1,1 секунды.

Соединять силовые кабели (шнур X1-6) можно только с использованием скруток.

Площадь сечения провода должна быть достаточной, чтобы выдержать ток «10 Ампер» (к сигнальным цепям это не относится). Предохранитель, защищающий силовые цепи, следует установить обязательно. И конечно, перед монтажом снимают минусовую клемму АКБ.

Подключение сигнализации своими руками приора

Подключение сигнализации на приоре своими руками

Безопасность автомобиля — актуальный вопрос многих владельцев автомобилей. Дверной замок уже не является помехой для воров, а слабые модели сигнализации могут быть бесполезны против опытных взломщиков. Поэтому для эффективной защиты авто рекомендуется использовать более продвинутые системы. Именно такой зарекомендовала себя сигнализация Старлайн, стремительно распространяясь среди автомобилистов.

Особенности сигнализации

Обычная сигнализация постепенно теряет актуальность. Существует множество специальных устройств, которые позволяют украсть сигнал разблокировки и взломать авто без всяких проблем. При наличии такого инструмента взломщикам не составит труда открыть авто за пару минут работы. Поэтому следующая ступень безопасности — совершенствование защитной системы ключа.

Именно это предлагает сигнализация StarLine. Она оснащена индивидуальным ключом шифрования на 128 бит, а также специальным диалоговым кодом. Это высшая степень защиты авто, которую невозможно взломать с помощью сторонних устройств. Доступ к машине есть лишь у владельца ключа, что полностью защищает его от возможности подключение сигнализации на приоре своими руками угона. Именно благодаря этой степени безопасности, сигнализация Старлайн обрела столь высокую популярность на рынке СНГ и по всему миру.

Среди основных преимуществ сигнализации StarLine отмечают:

  • диалоговый код на 128 бит;
  • дистанционный запуск двигателя;
  • работа при любых температурах;
  • ударопрочный брелок;
  • контроль связи;
  • низкие затраты энергии.

Это устройство является функциональным элементом защиты автомобиля. С помощью брелока хозяин машины сможет удаленно запустить двигатель. Система работает в широком диапазоне температур от -40 до 85°С. Этого достаточно для эффективного использования в суровом климате.

Затраты энергии такой системы крайне малы, одного заряда аккумулятора достаточно на 60 дней в режиме ожидания. При этом все защитные модули будут работать безупречно.

Важным пунктом защитной системы StarLine является контроль связи брелока. Система определяет досягаемость открывающего устройства, поэтому автомобиль невозможно открыть без брелока. Любые попытки подбора кода бессмысленны, ведь Старлайн будет блокировать всякий входящий сигнал.

Интересно! Брелок имеет крайне качественную сборку и изготовлен из прочных материалов. Он выдерживает большие физические нагрузки, поэтому случайно сломать достаточно трудно.

Технические характеристики и комплектация Starline

Выпускается несколько типов сигнализации Старлайн. Они отличаются по техническим характеристикам, сложности установки, особенностям и цене. Однако, самая распространенная модель этой системы — A91, используется во многих автомобилях. Но технические характеристики зачастую схожи, поэтому можно разбирать другие варианты на основе этого.

Характеристики StarLine A91:

  • диапазон рабочих частот 433,05-434-39 МГц;
  • радиус в режиме передатчика – 800 м;
  • в режиме пейджера – 2000 м;
  • рабочая температура от -40 до 80°С;
  • радиус работы без обратной связи -15 м;
  • рабочее напряжение – 9-18 В;
  • потребление 15 мА;
  • количество каналов управления 128.

Это позволяет определить рабочие характеристики Старлайн. Сигнализация весьма надежна и позволяет не беспокоиться о работе защитных систем. Однако, стоит обеспечить хорошее питание, от чего зависит успешная работа StarLine.

Стандартная комплектация сигнализации включает:

  • инструкции по эксплуатации и установке;
  • брелок с батареей;
  • центральный процессор;
  • модуль приемопередатчика;
  • датчик удара;
  • чехол для брелока;
  • кнопка капота;
  • сервисная кнопка;
  • датчик температуры;
  • светодиодный индикатор;
  • кабели для подключения системы.

Важно! В комплекте поставляются два брелока (зависит от модели): один с жидкокристаллическим дисплеем и один без него.

Комплектация может изменяться на основе заказа, сборки, дополнительных требований и модели сигнализации. Стоит уточнять наличие интересующих пунктов в комплекте.

Инструкция

Хотя StarLine имеет интуитивно понятное управление и конструкцию, к ней прилагается весьма обширная инструкция. Для ключа с ЖК-дисплеем все предельно ясно, ведь все элементы управления отражаются в виде картинок. Брелок имеет четыре кнопки, отмеченные символами. Первая — включение охраны, вторая его выключает. Третья кнопка проверяет состояние автомобиля, а четвертая отключает подсветку. Однако, брелок StarLine способен выполнять гораздо больше команд, основанных на комбинации кнопок. Среди наиболее важных:

  1. Отключение датчика удара — двойное нажатие первой кнопки.
  2. Отключение дополнительного датчика — двойное нажатие второй кнопки.
  3. Отключение датчика наклона — двойное нажатие третьей кнопки.
  4. Поиск автомобиля — двойное нажатие четвертой кнопки.
  5. Режимы «антиограбление» и «паника» — одновременное зажатие первой и третьей кнопок.
  6. Блокировка кнопок — одновременное нажатие второй и четвертой кнопок.
  7. Бесшумное включение режима охраны — двойное нажатие первой кнопки, первый раз зажать на 2 секунды.
  8. Дистанционный запуск двигателя — зажатие первой кнопки, после чего нажатие третьей

Имеются и другие комбинации, отвечающие за настройку, отключение режимов, подключение дополнительных каналов и другие функции. Их можно найти в полной инструкции к эксплуатации StarLine.

Совет! Для быстрого ознакомления стоит прочесть памятку пользователя. Она короткая и позволяет узнать основные функции брелоков.

Инструкция соответствует серии ЖК брелоков StarLine с четырьмя кнопками. Другой набор может не подходить к представленным комбинациям.

Выключение сигнализации

Без брелока охранную систему StarLine невозможно выключить, не зная персонального кода. Это специальный код, который позволит снять блокировку без отключения сигнализации. Для этого необходимо сделать следующие шаги:

  1. Открыть дверь автомобиля ключом.
  2. За первые 20 секунд включить зажигание и нажать сервисную кнопку столько раз, сколько значится в персональном коде. Дверь закрывать нельзя.
  3. Выключить зажигание.

Если код был однозначным и водитель все сделал правильно, то за этим последуют две вспышки светового сигнала. Если же код имеет больше знаков, то повторить процедуру, но уже для второй цифры, а потом для третьей.

Совет! Этот код очень помогает в затруднительных ситуациях, но заводское значение легко угадать. Стоит изменить код при установке StarLine на собственный.

Определить модель сигнализации

Так как сигнализация StarLine имеет крайне долгий срок эксплуатации, иногда ее модель забывается. На брелоке она не написана, а номер сзади может попросту стереться. В этом случае определить модель можно двумя способами:

  • по форме брелока;
  • по номеру на блоке сигнализации.

Первый вариант позволяет определить модель, основываясь на виде самого брелока. Старлайн выпускают несколько видов сигнализаций, но часто внешне они неотличимы. Для двух схожих типов используется один формат брелка, поэтому определить точный ответ достаточно сложно. Все выпущенные брелоки размещены на официальном сайте производителя, где можно найти свою модель.

Проверка записи на сигнализации StarLine дает точный результат. Хотя там не пишется модель устройства, она размещена в самом серийном номере. Зачастую он семизначный, но для этой задачи необходимы символы до буквы W. Перед ней стоит одна буква и две цифры, которые и соответствуют модели устройства StarLine.

Установка сигнализации Старлайн

Самостоятельная установка сигнализации StarLine крайне не рекомендуется. При малом опыте можно ошибиться при подключении или креплении, что испортит или снизит эффективность защиты. Лучше отдать машину в сервисный центр Старлайн, где быстро установят и подключат сигнализацию, предоставив готовый результат. Но иногда такой возможности нет, поэтому придется брать отвертку.

Установка проводится в следующие этапы:

  1. Снятие облицовки рулевого вала.
  2. Подключение центрального блока сигнализации.
  3. Подключение 6-ти контактного разъема на ав

Точки подключения автосигнализации на Лада Приора 2011

Замок зажигания:
+ 12V — коричневый
Стартер — красный
IGN — синий/чёрный

Приборка:
Тахо сигнал — коричневый/красный
Ручник — коричневый/синий (Подробнее см. Схема 1)

Разъём Х3 (См. рис 1) BCM:
Концевик двери водителя — синий/чёрный
Концевик правой передней двери — коричневый
Концевики задних дверей — серый/красный
Концевик багажника — жёлтый/красный
Открытие багажника (слаботочный вход, можно без реле, доп. канал напрямую к сигнализации) — синий/красный

Разъём Х1 (См. рис 1) BCM:
Повороты — синий, синий/чёрный

Ц.З. — коричневый; провод находится внутри водительской двери, в жгуте от блока кнопок. (Подробнее см. Схема 3)

Концевик капота — белый/чёрный; Разъём Х2-17 (Если используется датчик температуры двигателя, то по схеме 2)

Блок находится за панелью, возле педали газа. Для извлечения блока снять левую и правую панели, открутить две гайки на 10, слева и справа, крепления блока.


Подключение к центральному замку

При подключении ЦЗ (см. схема 3), если подключиться только к коричневому проводу в двери водителя, то будут закрываться все двери, а открываться только водительская. Для открытия остальных дверей, необходимо использовать в сигнализации провод для двух-шагового открывания ЦЗ, и подключиться по схеме ниже.

Открытие остальных дверей осуществляется вторым импульсом, реле К1. Так же срабатывают реле К2 и К3, они нужны для блокировки правых стеклоподъёмников. Если этого не сделать, то при открытии остальных дверей, будут приоткрываться правые стеклоподъёмники на 0,8 сек, т.е. от импульса открывания ЦЗ, вторым шагом. Блокировать стеклоподъёмники необходимо из-за особенности электросхемы дверей Приоры.

Если в комплектации нет стеклоподъёмников на задних дверях, то реле К3 ставить не нужно, и соответственно ячейка Х1-11, в разъёме Х1 не задействована. (Цвет провода Х1-11 не известен.) Если в комплектации нет стеклоподъёмников вообще, то не нужно использовать и реле К2.

Схема контроллера электропакета

Инструкция по установке и подключению

Установка сигнализации на Приора начинается с определения мест расположения блоков охранного комплекса. При монтаже требуется обеспечить минимальную длину соединительных кабелей, запрещается располагать модули на штатных электрических приборах. На части машин Лада 2 Приора используется заводской охранный комплекс с пультом управления, вынесенным на головку ключа. Штатный блок сигнализации на Приоре находится в салоне машины под облицовками тоннеля пола. При установке дополнительного защитного оборудования штатное устройство отключается.

Установка сигналки своими руками начинается с монтажа головного блока, который располагается внутри панели приборов. Узел располагается на удалении от салонного обогревателя, рекомендуется наклонить модуль штекером вниз для стока конденсата. Положительный импульс питания поступает от замка зажигания, в цепи предусматривается предохранитель (номинал указан в документации, прилагаемой к автосигнализации).

Антенный блок ставится на ветровое стекло, часть сигнализаций допускает скрытное размещение узла (со снижением радиуса действия пультов).

Для улучшения качества работы канала связи рекомендуется проложить соединительный кабель на удалении от заводской электропроводки.

При использовании оборудования с автозапуском требуется вывести в моторный отсек температурный сенсор; на части моделей сигнализаций применяется отдельный блок реле, обеспечивающий пуск мотора на расстоянии.

Сенсор удара располагается в салоне машины (пьезоэлектрический микрофон) или внутри головного блока (3-осевой сенсор ускорений). При установке оборудования требуется вывести на обшивку стойки контрольный светодиод, а также переключатель программирования. Головной жгут проводки подключается к блоку центрального замка и сирене, размещенной в моторном отсеке. Для управления замком крышки багажника используется дополнительный канал сигнализации. Подсоединение выполняются в соответствии с заводской инструкцией.

Охранный комплекс на автомобилях Приора подключается к электронному блоку управления, который находится под панелью приборов около педального узла. Для повышения защищенности рекомендуется соединить дополнительные жгуты со штатной проводкой автомашины. Полученные магистрали должны внешне имитировать заводские кабели, что дополнительно усложнит задачу угонщика. Часть комплексов поддерживают реле с радиоуправлением, которые блокируют цепи топливного насоса или зажигания.

При установке проводки требуется использовать кабели из одинакового материала. Если предполагается соединить разнородные металлы, то коммутация производится специальной муфтой. Лишние провода рекомендуется свернуть в рулон, который затем крепится под панелью приборов. Запрещается натягивать или изгибать проводку под прямым углом.

Штатная сигнализация

На автомобиль Лада Приора устанавливается штатная электронная противоугонная система дистанционного управления, встроенная в модуль руководства стеклопакетом, включающая в себя такие основные функции:

  • Блокирование запуска двигателя;
  • Включение звукового и светового сигнала дистанционно или после включения зажигания при помощи ключа;
  • Блокирование замков всех дверей при повороте ключа в замке водительской дверцы;
  • Разблокирование и блокирование всех дверей при помощи нажатия на клавишу управления в салоне автомобиля;
  • Включение звукового и светового сигнала во время изменения состояния охраняемых зон транспортного средства;
  • Дистанционное блокирование / разблокирование дверных замков с одновременным включением / выключением режима защиты транспортного средства.

Устройство противоугонной системы предполагает подключения дополнительного датчика, который рекомендуется заводом изготовителем Лада Приора.

При функционировании режима защиты транспортного средства контролируются такие зоны:

  • Капот;
  • Дверцы автомобиля;
  • Дверной замок водителя;
  • Крышку багажного отделения;
  • Замок зажигания;
  • Напряжение аккумулятора.

Сигнализация Лада Приора

Штатная противоугонная система включает в себя сигнал тревоги в таких случаях:

  • Разблокирование водительской двери;
  • Открывание автомобильных дверей, крышки багажного отделения или капота;
  • Реакция дополнительного датчика;
  • Включение зажигания при помощи постороннего ключа;
  • Подключение аккумулятора после ее отключения.

Штатная сигнализация, которая устанавливается заводским изготовителем автомобиля Приора, обязана срабатывать во время нажатия на определенную клавишу ключа ПДУ, который оснащен дистанционным управлением и подает сигнал основному блоку АПС-6, подающего команду для открывания и закрывания автомобильных дверей. Происходит это исключительно после активации дистанционного руководства при помощи обучающего кодового ключа от иммобилайзера.

Самой распространенной причиной прекращения функционирования штатной противоугонной системы Лада Приора является пульт дистанционного руководства или как его сокращенно называют ПДУ, который располагается на ключе зажигания.

Иногда, для того чтобы противоугонная система сработала нужно нажать несколько раз на клавишу. Если после нажатия на клавишу несколько раз она все же срабатывает, то причина ее неисправности может заключаться в увеличении расстояния между электрической платой и кнопкой. Расстояние может увеличиваться из-за небольшого проседания электронной платы, которая размещается в пульте дистанционного руководства. Исправить эту проблему можно при помощи тоненькой диэлектрической пластинки, подкладывая ее под электрическую плату, для приближения платы к кнопкам ПДУ. Также причиной неисправности ключа может стать наличие небольших микротрещин в электронной плате, а это приводит к полной неисправности электрической схемы. В таком случае единственным выходом является замена платы.

Точки подключения сигнализации

Обычно установка сигнализации на автомобиль Лада Приора вызывает у владельцев автомобилей вопрос: Где находятся точки подключения сигнализации на Приора?. На автомобиле Лада приора существует большое количество точек подключения сигнализации, но не нужно этого бояться. Комфортность подключения заключается в том, что почти все точки подключения сигнализации располагаются в контроллере электронного пакета. Именно из контроллера электронного пакета и выводятся главные проводки и подключаются концевики. Точки подключения сигнализации могут располагаться не только здесь.

Подключение сигнализации Лада Приора

Итак давайте рассмотрим самые распространенные точки подключения сигнализации на Приоре:

  • Концевик капота — белый/черный на блоке справа от педали газа в среднем разъёме;
  • Зажигание — оранжевый на блоке справа от педали газа в среднем разъеме;
  • Открывание багажного отделения — синий/красный на блоке справа от педали газа в маленьком разъеме;
  • Концевик дверц — белый/черный на блоке справа от педали газа в маленьком разъеме;
  • Концевик багажного отделения — желтый/красный на блоке справа от педали газа в маленьком разъеме;
  • Родная сирена — серый/черный на блоке передней;
  • Центральный замок — разрежьте коричневый проводок в водительской дверце и подцепите по схеме, которая указана в инструкции сигнализации.

Установка сигнализации

Итак, как проходит самостоятельная установка сигнализации на Приора и что для этого понадобится?

Необходимые инструменты и материалы:

  • Пластиковые хомуты (15 штук по 200 мм);
  • Паяльник на 60Вт;
  • Крестовая отвертка PH2;
  • Шлицевая отвертка v5;
  • Отвертка TORX T20;
  • Торцевой ключ (10 мм);
  • Изолента;
  • Бокорезы;
  • Диоды 1N4007 (5 штук);
  • Гофрированная трубка (3 метра);
  • Припой ПОС60;
  • Кондуктор для протягивания проводкою;
  • Пятиконтактное реле с колодкой и защитным диодом (3 штуки).

Подключение сигнализации к ЦЗ Лада Приора

Как правильно проходит установка сигнализации StarLineA91 DialogBP03 на автомобиль Лада Приора?

  • Открутите пять саморезов и два винтика, крепящие облицовку рулевого валика и снимите ее;
  • Выкрутите четыре самореза, крепящие облицовку приборного щитка и два самореза под ней;
  • Снимите под передник;
  • Снимите боковые накладки центрального тоннеля справа и слева;
  • Открутите две гайки М6 и снимите блок руководства стеклопакета;
  • Установите в левую стойку лобового стекла светодиод;
  • Установите на кронштейн кузова датчик удара;
  • Установите в произвольное место сервисную клавишу;
  • Приклейте за приборным щитком или на лобовое стекло антенну;
  • Установите под капотом сирену;
  • Прокладываем в салон автомобиля провода через штатный уплотнитель в центре моторного щитка;
  • Спрячьте блок сигнализации над левым воздуховодом;
  • Подключите провод массы сигнализации;
  • Подключите контроль функционирования двигателя и стояночного тормоза в жгуте приборного щитка ( по схеме, указанной в инструкции сигнализации);
  • Большее количество подключений делаем на БУС;
  • Подключаем в разъеме Х3 концевики дверей, багажного отделения и слаботочное руководство багажника;
  • Подключите руководство центральным замком в блоке переключателей водительской двери. Для открывания всех дверей подключаем в разъеме Х1;
  • Подключаем поворотники в разъеме Х1;
  • Подключаем модуль руководства стеклоподъемниками в разрыв силовых проводов в разъеме Х1;
  • Подключаем зажигание, стартер и питание сигнализации в жгуте замка;
  • Подключаем модуль обхода штатного иммобилайзера в разрыв любого из двух проводков штатной рамки в разъеме Х2;
  • Настройте датчик удара и запрограммируйте параметры запуска двигателя;
  • Установка сигнализации завершена, а сборка салона производится в обратном порядке.

Разъем котроллеров Приоры: как провести правильное подключение сигнализации

Установка защитной системы довольно проста и первоочередные точки подключения сигнализации Приора находятся на разъемах контроллеров. В первую очередь производится присоединение к X1: питание на 12В к красному проводу (номера 2,3), поворотники подключаются к синему и синему с черной полосой проводу (пины 14 и 15).

Данный этап подключения отвечает за нормальное функционирование поворотников при монтаже сигнализации. И кроме того будут гарантировать правильную работу этой части электроники автомобиля.

Далее выполняется работа с разъемом X2, к которому будут подведены и подключены провода от зажигания и капота. Для подсоединения зажигания потребуется к разъему подвести оранжевый провод (с номером 9). От капота подводиться белый провод с черной полосой (пин 17). Проводится данная работа для следующих случаев:

1. Препятствие попытке вскрытия злоумышленником капота.

2. Препятствие попытки повреждения или извлечения аккумулятора.

3. Нормализация работы автозапуска.

4. Правильное функционирование системы защиты.

Следующим этапом станет для Приора точки подключения на последнем разъеме X3. Работа довольно простая и заключается в подсоединении проводов, ведущих к концевикам. Для передних дверей потребуется присоединить к разъему коричневый провод (пин 7) для пассажирской двери и сине/черный (пин 6) для водительской двери.

Далее производится подключение желтого провода с красной полосой (пин от багажника и серого провода с красной полосой (пин 1) для задних дверей.

Монтаж рабочих элементов охранной системы

Контрольный светодиод, предназначенный для индикации режимов охранной сигнализации, размещается, как правило, в области левой стойки лобового стекла. Эта радиодеталь имеет малые размеры и не доставляет особых трудностей в процессе монтажа. Где-нибудь в удобном месте для пользователя (например, в районе приборной панели) устанавливается сервисная кнопка.

Датчик контроля удара лучше закрепить на кузовном кронштейне. Кроме всего прочего, установка электронной сигнализации на Приору требует подключения приемо-передающей антенны. Для монтажа антенны оптимально подойдет лобовое стекло, где проводник закрепляется с помощью пластиковых креплений или с помощью клея.

Закончив монтаж компонентов сигнализации в салоне, приступают к размещению и подключению компонентов вне салона. Это сигнальная сирена, которая устанавливается под капотом, а также концевой контактор капота (концевик можно использовать штатный). Далее размещаются и подключаются концевые контакторы салонных дверей, двери багажного отделения.

В качестве заключения

Несмотря на все преимущества, которые дает стандартная защитная сигнализация, любое сложное техническое устройство может выйти из строя. Лишь немногие неисправности водитель может в этом случае диагностировать самостоятельно. Поэтому важно не только уметь обращаться с охранной системой, но и в случае необходимости отключить ее совсем.

Принципиальных отличий в схеме работы, приучения и эксплуатации у Лада Приора немного в сравнении с другими моделями и марками авто. Однако для правильной эксплуатации, продолжительного использования без отказов нужно ответственно относиться к этому устройству и тщательно ознакомиться с порядком работы имобилайзера.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Ваз 2106 регулировка сцепления
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector