Auto-park24.ru

Журнал "Автопарк"
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учимся читать маркировку аккумуляторов для авто

Учимся читать маркировку аккумуляторов для авто

Как известно, автомобильная АКБ является одним из основных элементов электросети транспортного средства. Заряженная батарея гарантирует нормальный запуск двигателя при работоспособности основных узлов и агрегатов. Рано или поздно каждая АКБ изнашивается и выходит из строя, поэтому каждый автовладелец со временем столкнется с необходимостью ее замены. Какова маркировка аккумуляторов для авто по ГОСТу, что нужно знать об основных параметрах батарей — об этом мы расскажем ниже.

Стандарты маркировки автомобильных аккумуляторов

Компании-производители, которые специализируются на выпуске автомобильных аккумуляторов, на современном рынке представлены в широчайшем разнообразии. В связи с этим разработаны и утверждены стандарты, которые не только устанавливают определённые нормы соответствия выпускаемой продукции, но и регламентируют требования к маркировке АКБ.

В зависимости от места нахождения предприятий по производству аккумуляторных батарей принято различать несколько маркировочных стандартов:

  • ГОСТ Р 53165–2008 – регламент маркировки отечественных батарей;
  • DIN – Германский промышленный стандарт;
  • ETN – Европейский типовой номер;

ETN – это наиболее усовершенствованный регламент маркировки автомобильных аккумуляторов, произведённых на европейской территории. Он призван заменить DIN, предъявляя требования к нанесению расширенной информации на корпусе.

  • SAE – американский промышленный стандарт, отличающийся от варианта Европы количеством параметров и символами для их обозначения;
  • JIS – Японский промышленный стандарт, который широко применяется азиатскими компаниями для маркировки своей продукции.

Прежде чем пытаться разобраться с информацией, имеющейся на корпусе устройства, необходимо выяснить страну-производителя, а следовательно, и регламентирующий документ, в соответствии с которым выполнен маркировочный шифр. Тем самым вы существенно упростите себе задачу.

Маркировка отечественных АКБ

Маркировка отечественных аккумуляторов для авто выполняется в строгом соответствии с государственным стандартом от 2008 года. В ряде случаев маркировочный код представляется в виде А Б В Г, где:

  • А – количество элементов питания или «банок», входящих в комплектацию устройства;
  • Б – назначение АКБ по функциональному признаку или, другими словами, её тип;
  • В – ёмкость – одна из основных характеристик устройства, которую обязательно следует принимать во внимание при выборе;
  • Г – вид материала, который используется при изготовлении АКБ.

В качестве примера рассмотрим маркировку 6СТ – 55 АПЗ, где:

  • 6 – количество «банок», которые содержит данный электрохимический источник тока;
  • «СТ» определяют функционал батареи – стартерная;
  • 55 – это не что иное, как номинальная ёмкость устройства, которая составляет в рассматриваемом варианте 55 Ампер-часов.

Последние литеры маркировочного шифра указывают на характерные особенности батареи:

  • «А» означает, что корпус АКБ имеет общую верхнюю крышку;
  • «З» – батарея заряжена и заправлена электролитным раствором на основе серной кислоты.

А вот средний символ в буквенной цепочке как раз и указывает на разновидность материала. В данной ситуации «П» обозначает, что сепаратор выполнен в виде конверта, а материалом для него служит химически пассивный полиэтилен.

Мало того, можно на маркировке встретить и такие символы:

  • М – сепаратор представляет собой мипласт, изготовленный из поливинилхлорида;
  • Э – эбонитовый моноблок;
  • Т – сепаратор имеет вид моноблока из термопластичной пластмассы.

Также буквенно-цифровое обозначение прибора может включать иные параметры, характеризуя конструкторско-технологическое исполнение АКБ:

  • N – с нормальным расходом воды;
  • L – с малым расходом воды;
  • VL – с очень малым расходом воды;
  • VRLA – с регулирующим клапаном.

Немалая роль при подборе нового аккумулятора отводится и дате выпуска, маркировка которой обязательно должна присутствовать на корпусе изделия в соответствии с регламентирующими документами.

Оптимальный срок хранения свинцово-кислотной АКБ, в маркировочном коде которой присутствует буквенное обозначение «З», составляет 6 месяцев. Значит, для его точного определения необходимо обладать информацией о дате производства.

Стоит сразу заметить, что единообразия в нанесении маркировки даты выпуска нет даже у отечественных производителей, не говоря уже о зарубежных. Наиболее распространены 4 основных способа указания даты изготовления:

  1. 0123 456789, что значит:
    • 0 – порядковый номер производственной линии, с которой сошёл данный аккумулятор;
      123 – код партии продукции;
    • 4 – последняя цифра года выпуска;
    • 5 – полугодие (1 – первое, то есть первые шесть месяцев года производства, 2 – второе);
    • 6 – номер месяца по порядку в каждом полугодии (1 – январь, 2 – февраль и т. д.);

Порядковый номер месяца во втором полугодии опять начинается с 1, то есть 1 – июль, 2 – август и т. д.

Европейские стандарты маркировки АКБ

Аккумуляторные батареи для авто, которые производятся на европейской территории, могут иметь два варианта маркировки:

    Согласно с немецким стандартом DIN, где маркировка состоит всего лишь из пяти цифр: 012 34:

      012 – закодированный номинальный показатель ёмкости;

Для нахождения величины данного параметра в Ампер-часах необходимо из указанного на маркировке трёхзначного числа вычесть 500.

Для нахождения величины данного параметра в Амперах необходимо число, заданное маркировочным кодом, умножить на 10.

Что же касается маркировки года выпуска аккумулятора, здесь вариантов великое множество. Практически каждая компания-производитель имеет свой собственный набор обозначений, способный насчитывать до 24 символов. Чтобы его расшифровать, придётся изучить соответствующий раздел в инструкции по эксплуатации.

Маркировка азиатских АКБ

Азиатские производители при маркировке своей продукции руководствуются JIS-стандартом. Маркировочный код, как правило, включает не более 6 цифро-буквенных символов, но расшифровать их не так просто, как кажется на первый взгляд.

Итак, обозначение АКБ представляет собой следующую запись: 123456, где:

  • 12 – это шифр номинальной ёмкости устройства, для нахождения значения которого в Ампер-часах необходимо цифры маркировки умножить на специальный коэффициент (подробнее читайте в инструкции по эксплуатации батареи);
  • 3 – буквенное обозначение кода размеров корпуса (используются буквы латинского алфавита);
  • 45 – длина аккумуляторной батареи (в см);
  • 6 – буквенный символ, определяющий месторасположение минусовой клеммы. Здесь возможны лишь два варианта: L – обратная полярность, R – прямая.

Способов нанесения даты выпуска на аккумулятор можно встретить несколько, но наиболее часто встречаются следующие:

  1. Цифровой код, состоящий из 6 символов-знаков: abcdef, означающий:
    • a – номер линии на производстве;
    • b – четвёртая цифра в году выпуска;
    • c, d – месяц, в котором была выпущена данная продукция;
    • e, f – число месяца изготовления АКБ.
  2. Код в формате ДД.ММ.ГГ или, наоборот, ГГ.ММ.ДД, что значит:
    • ДД – день месяца производства (число месяца);
    • ММ – месяц выпуска по порядку;
    • ГГ – две последние цифры года, в котором АКБ покинула производственную линию.

Иногда встречаются и более сложные шифры даты выпуска, в этом случае инструкция вам в помощь.

Маркировка американских АКБ

Американские производственные компании, которые занимаются выпуском аккумуляторных батарей, применяют для их маркировки стандарт SAE. Буквенно-цифровой код достаточно прост и выглядит как 123456, где:

  • 1 – обозначение типа батареи в буквенном выражении;
  • 2, 3 – размеры изделия;
  • 4, 5, 6 – величина тока «холодной прокрутки», выраженная в амперах.

Где стоит дата выпуска на американском аккумуляторе?

Здесь возможны два варианта:

  1. На корпусе в формате: аб, где:
    • а – последняя цифра года изготовления АКБ;
    • б – обозначение в виде буквы английского алфавита месяца выпуска продукции: А – январь, В – февраль, С – март и т. д.
  2. На токовыводящей клемме, обозначенной символом «-», сверху в следующем виде: 12/34, что значит:
    • 12 – неделя года по порядку;
    • 34 – две последние цифры года выпуска из четырёхзначной последовательности.

Маркировка европейских АКБ

Европейские производители аккумуляторов при нанесении маркировки ориентируются на немецкий стандарт DIN или международный ETN. Обозначения некоторых параметров в них совпадают, а других отличаются. Давайте, разберёмся более детально.

Маркировка автомобильных аккумуляторов европейских производителей

Маркировка автомобильных аккумуляторов по стандарту DIN выглядит 555 19, ETN – 555 065 043 (см. изображение выше).

Первый знак в маркировке обозначает группу автомобильного аккумулятора по номинальной ёмкости:

  • 5 – от 1 до 99 А-ч;
  • 6 – от 100 до 199 А-ч;
  • 7 – от 200 до 299 А-ч.

Следующими в стандарте DIN идут две цифры, а в ETN — три. С их помощью обозначается конструктивное исполнение автомобильной АКБ. Это касается размеров, крепёжных деталей, выводов для подключения, газоотводного клапана, исполнения крышки, наличия ручки и т. п.

Последние три символа в маркировке ETN обозначают 0,1 от величины тока холодной прокрутки по EN. То есть, в примере на изображении ток будет равен 043 * 10 = 430 А. Для перевода величины тока из EN в DIN используется формула:

Ток EN = 1,7 * DIN.

Ниже приведена таблица соответствия токов холодной прокрутки в зависимости от стандарта (значения силы тока указаны в амперах).

DIN 43559 (ГОСТ 959-91)EN 60095-1 (ГОСТ 959-2002)SAE J537
170280300
220330350
255360400
255420450
280480500
310520550
335540600
365600650
395640700
420680750
DIN 43559 (ГОСТ 959-91)EN 60095-1 (ГОСТ 959-2002)SAE J537

Вернуться к содержанию

Отличия стандартов

Маркировка европейских аккумуляторных батарей обычно выполнена согласно стандарту DIN. Если это так, то используется пять цифр. Однако есть и другой вариант, из девяти цифр, который называется ETN. При пятизначном коде первые три цифры обозначают емкость (нужно вычесть из них 500), а две другие — тип. При девятизначном коде первая цифра говорит о емкости, две других — о емкости внутри диапазона, три следующих говорят о конструкции и последние три цифры равны одной десятой от тока холодной прокрутки.

При расшифровке аккумуляторов с американской маркировкой стоит учесть, что последняя, скорее всего, выполнена по стандарту SAE. Маркировка состоит из одной буквы и пяти цифр после.

Буква говорит о типе, первая пара цифр — о размере, а другие три говорят о значении тока холодной прокрутки.

Азиатский способ обозначения отличает то, что он выполнен в соответствии со стандартом JIS. Расшифровка надписей на таких аккумуляторах — занятие откровенно непростое, и придется воспользоваться специальными таблицами. Обычно маркировка состоит из шести цифр.

Обозначение российских аккумуляторов производится согласно ГОСТ 959–91 . Она обозначается буквами «А», «Б», «С», «Д». Первая буква говорит о количестве элементов, вторая — о типе батареи, третья — о номинальной мощности, четвертая — о том, как исполнен аккумулятор и из чего он изготовлен. Зная, как расшифровать аккумуляторную батарею, можно без труда подобрать подходящий вариант, какая бы маркировка не использовалась.

Сложно сказать, какой из перечисленных вариантов удобнее. Просто для некоторых автомобилей подойдет определенный тип аккумуляторов, а потому важно разбираться в соответствующем способе маркировки, чтобы не возникло затруднений.

Общие требования маркирования аккумуляторов

Необходимо учитывать, что маркировка автомобильных аккумуляторов и расшифровка обозначение, будь то свинцовые или другие устройства, может и будет отличаться в зависимости от изготовителя. Как известно, для разных транспортных средств производятся разные батареи, здесь речь идет не только о размерах, но и основных свойствах. В разных государствах мира принимаются собственные требования к маркировке и расшифровке обозначений, то есть сколько производителей — столько и маркировок. Но есть некоторые обязательные условия к маркировке АКБ и расшифровке обозначений, которые описываются в нескольких стандартах.

Сколько бы ни было в мире производителей батарей, все они пытаются отметить на корпусе своего товара все нужные данные:

  1. Название компании и ее фирменное обозначение.
  2. Характеристики обозначения номинального напряжения батареи.
  3. Характеристика обозначения уровня емкости АКБ
  4. Тип АКБ. В этом случае тип устройства может быть отмечен по одному либо нескольким стандартам.
  5. Число банок, расположенных в свинцовой АКБ.
  6. Обозначения полярности выходов свинцовой батареи.
  7. Дату, когда АКБ был выпущен.
  8. Другие предупреждающие знаки. Сколько их может быть — зависит от производителя. Как правило, это значки, определяющие правила использования и транспортировки устройства.

Обозначение российских устройств

Маркировка аккумуляторов, выпущенных в России, будь то свинцовые или другие АКБ, производится в соответствии с принятым стандартом 959-91.

В обозначении батареи отмечаются буквы А, Б, С и Д, их расшифровка следующая:

  • А — обозначает число банок устройства для питания автомобиля. Принято считать, что одна банка батареи дает около двух вольт. Цифра 6 обозначает, что в устройстве находится шесть банок, каждая из которых дает по два вольта, то есть в общей сложности 12 вольт;
  • Б — так обозначается тип батареи. Символы СТ обозначают, что перед вам стартерный аккумулятор;
  • С — параметр номинальной общей емкости устройства, расшифровывающийся в ампер-часах. Если после С идет цифра 60, то это значит, что емкость батареи составляет 60 ампер-часов, если 65 — соответственно, 65 Ач;
  • Д — способ производства аккумулятора, а также материал, который использовался для его выпуска.

Что касается буквы Д, то чтобы правильно определить тип батареи, следует использовать следующую расшифровку:

  • А. Обозначает, что устройство оснащено общей крышкой;
  • З. Свидетельствует о том, что свинцовая батарея заряжена на 100%;
  • Э. Эта буква говорит о том, что корпус батареи произведен из эбонита;
  • Т. Расшифровка этого символа свидетельствует о том, что корпус аккумулятора произведен из термопластичного материала;
  • М. Для производства прибора на заводе применялся мипласт;
  • П. При изготовлении устройства применялись полиэтиленовые сепараторы.

Маркировка европейских аккумуляторных батарей

Что касается продукции, выпускаемой в странах Европы, то он в целом соответствует ГОСТу DIN. По этому стандарту свинцовые устройства маркируются пятью цифрами. Также европейские производители могут использовать еще один стандарт — ETN, состоящий из девяти цифр для обозначения батарей.

Начнем с пятизначного обозначения характеристик приборов и их расшифровки:

  1. Три символа, которые идут вначале, определяют параметр емкости аккумулятора. Чтобы правильно вычислить этот параметр, необходимо от трехзначного числа отнять 500 — это и будет емкость.
  2. Два крайних символа указывают, к какому типу относится аккумулятор.

Что касается непосредственно типа, то по стандарту он может шифровать в себе:

  • метод, по которому был произведен прибор;
  • вариант исполнения, а также габариты клемм, предназначенных для подключения;
  • вид компонентов фиксации аккумулятора, а также компонентов для транспортировки;
  • показатель вибропрочности;
  • способ отвода газов внутри конструкции устройства (автор видео — Рамиль Абдуллин).

Если обозначение на корпусе девятизначное, то его расшифровка осуществляется в соответствии с приведенной ниже информацией:

  1. Первый символ отмечает диапазон обозначения параметра емкости устройства.
  2. Следующие два символа обозначают уровень емкости аккумулятора внутри диапазона. Необходимо отметить, что если первый символ — это 6, то для получения точной расшифровки необходимо прибавить еще 100 ампер-часов, если 7 — то прибавляется 200 Ач.
  3. Следующие три цифры — 4, 5 и 6 по счету — это символы определяющие способ конструктивного исполнения. Также по этим цифрам осуществляется расшифровка материалов, которые применялись для производства.
  4. Крайние три символа, идущие в коде, обозначают параметр, равные 1/10 от показателя тока холодной прокрутки.

Необходимо учитывать, что на АКБ европейского качества могут отмечаться и другие варианты маркировки. Ниже приведена таблица, которая позволит правильно осуществить расшифровку.

СимволыОбозначение
12 ВУровень напряжения АКБ — 12 вольт.
60 Ач60 ампер-часов — показатель емкости прибора.
R.C. 60 minПоказатель резервной емкости составляет 1 час.
LOAD TEST 200Это значит, что устройство может выдержать недолговременную нагрузку в 200 Ампер для запуска мотора авто.
CCAТаким образом отмечается показатель максимального уровня тока запуска мотора в условиях отрицательных температур.
BCIЭти символы обозначают максимальный ток холодного запуска.
IECОбозначает уровень максимального тока при холодном старте мотора. Показатель измеряется по стандарту International Electrotechnical Commission.
DINЭти символы обозначают максимальный ток при холодном пуске по Deutche Industri Normen.

При выборе аккумулятора руководствуйтесь тем, что рекомендует завод-изготовитель вашего авто.

Маркировка американских аккумуляторных батарей

Американская маркировка аккумуляторных батарей выполняется в соответствии со стандартом SAE. Однако могут быть использованы и другие типы маркирования.

Стандартная американская маркировка АКБ состоит из одной буквы и пяти цифр, имеющие следующие значения:

  • первая буква маркирует тип АКБ, символ «А» означает автомобильный тип;
  • первые две цифры маркировочного кода определяют типовой размер АКБ;
  • последние три цифры задают значение тока холодной прокрутки в амперах.

Дополнительно на батареи могут быть нанесены значения резервной ёмкости АКБ, время снижения напряжения АКБ до 10 вольт при разряде фиксированным током 25 ампер и другие параметры.

Приводим небольшой видеоролик по типам маркировки автомобильных аккумуляторов.

Наш совет: Перед тем, как покупать новый аккумулятор и сверять маркировку аккумуляторной батареи, можно попытаться восстановить старый АКБ, используя современные технологии и оборудование.

Российская маркировка

Аккумуляторы российского производства маркируются согласно требованиям ГОСТ 959-2002. Маркировка этого типа выглядит похожим образом:

«6СТ – 90АЗ»
(1)(2) – (3)(4)

где:
(1) – указывает число последовательно соединенных аккумуляторов (3 или 6),и, соответственно, позволяет узнать, какой у батареи вольтаж (6 или 12В),
(2) – буквы, характеризующие назначение батареи по функциональному признаку (СТ – стартерная),
(3) – число, показывающее емкость батареи в ампер-часах (А-ч),
(4) – цифры или буквы, которые, при необходимости, содержат дополнительную информацию об исполнении батареи. Возможные варианты:
«А» – крышка батареи общая для всех аккумуляторов, входящих в нее,
«З» – батарея полностью залита и заряжена (если этой буквы нет в маркировке, значит АКБ продается в сухозаряженном виде),
«Э» – корпус моноблок из эбонита,
«Т» – моноблок из термопластичной пластмассы,
«М» – сепаратор-мипласт из поливинилхлорида,
«П» – сепаратор-конверт из полиэтилена,
«необслуживаемая» – для необслуживаемых батарей, попадающих под это определение по требованиям ГОСТ.

Зачастую, изготовитель обозначает на этикетке состав сплава, из которого делаются положительные и отрицательные пластины, однако служит это, почти всегда, целям рекламы.

Маркировка аккумулятора ГОСТ 959

Таким образом, клеймо «6СТ – 90АЗ» означает: батарея стартерная, состоит из шести аккумуляторов, ее напряжение равно 12В, а номинальная емкость 90А-ч при 20-часовом режиме разряда. Кроме того, из маркировки становится ясным, что данная батарея залита и заряжена, изготовлена в моноблоке с общей крышкой.

Маркировка АКБ для легковых автомобилей

Вся необходимая информация наносится на корпус аккумулятора в соответствии стандарту. Российский, европейский и азиатский способ обозначения параметров отличаются. Приведем расшифровку маркировка АКБ разными производителями.

Маркировка аккумуляторов в России

В России маркировка автомобильных аккумуляторов происходит по ГОСТ 959-91. Первое число показывает количество банок, соединенных последовательно. Если автомобиль должен иметь батарею с выходным напряжением 12 В, элементов 6. Буквы обозначают тип АКБ – СТ – стартовый. Следующие цифры обозначают емкость – оптимально от 55 А-ч. буквы после цифр означают дополнительные сведения:

  • «З» — батарея залита электролитом, заряжена;
  • «Э» — корпус эбонитовый;
  • «Т» — корпус выполнен из термопласта.

Европейский стандарт маркировки АКБ

Европейские производители пользуются стандартом DIN (пятизначным)и FLT (девятизначным). Первые 3 цифры обозначают емкость аккумулятора, если вычесть 500. В пятизначном коде 2 цифры обозначают тип аккумулятора и его особенности. В девятизначном коде первые 3 цифры обозначают емкость, 3 последующих – конструктивные особенности, 3 крайних — 0,1 тока холодной прокрутки.

Маркировка АКБ из Японии и Кореи

Расшифровка маркировки аккумулятора из азиатских стран ведется по японскому стандарту JIS D 5301 “Lead-acid starter batteries”. Запечатанные необслуживаемые батареи здесь обозначены SMF. На картинке приведен пример обозначения аккумулятора Rocket SMF 85D26L. По европейской градации емкость этого АКБ 80 А-ч, резервная емкость 130 минут.

Американский стандарт маркировки АКБ

Маркировка американских АКБ для автомобилей соответствует стандарту SAE J537 (Society of Automotive Engineers). Код шестизначный. Первой указывается тип батареи – А, потом размер корпуса и полярность. Последние 3 цифры обозначают ток холодной прокрутки.

Мало расшифровать маркировку АКБ, необходимо знать взаимозависимость величин, указанных на этикетке. Главное, нужно правильно определить пусковой ток, чтобы сравнить приборы. При емкости аккумулятора до 90 А-ч, можно воспользоваться соотношением: ток SAE = 1.7*ток DIN

Маркировка клемм аккумуляторов

Полярность клемм часто четко указана на корпусе знаками «+» и «−». Как правило, положительный вывод имеет больший диаметр, чем отрицательный. Причем размер в европейских и азиатских АКБ отличается.

Полярность аккумулятора и клеммы

Как видно, разные производители используют свои стандарты маркировки и обозначения даты. Иногда разобраться в них сложно. Но заранее подготовившись, можно выбрать качественный аккумулятор с нужными параметрами емкости и характеристиками. Достаточно правильно расшифровать обозначения на корпусе батареи.

Читать еще:  Как открыть капот на хендай солярис
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector