Замена шаровой опоры Рено Логан
Замена шаровой опоры Рено Логан
Замена шаровой на Рено Логан занимает достаточно времени, но основная проблема при проведении данной процедуры – это весьма специфичный инструмент. О замене шаровой на Рено Логан во всех мелочах поговорим в статье.
Содержание статьи:
- Как проверить шаровые
- Инструменты
- Замена шаровой
- Видео
Для начала, поговорим о том, как узнать, что требуется замена шаровой. Такая технология проверки пригодится не только на данном автомобиле, но и на любом другом с подвеской МакФерсон. С многорычажкой такой фокус не пройдет, потому что шаровые при вывешивании колеса нагружаются.
Шаровые Рено Логан: устройство и назначение
На Рено Логан установлена передняя подвеска типа Мак Ферсон. Это значит, что по конструкции предусмотрена одна шаровая опора Рено Logan (слева и справа на передней оси). Опора закреплена на нижнем рычаге под ступицей.
По конструкции шаровая опора включает в себя:
- корпус;
- шаровый палец;
- пластиковую втулку.
Шаровый палец запрессован в металлический корпус, между пальцем и корпусом отдельно впрессована втулка.
Для чего нужны шаровые опоры – назначение
Назначение шаровой опоры – соединять ступицу колеса и подвеску автомобиля так, чтобы не препятствовать повороту колеса и одновременно не допускать перемещение ступицы в горизонтальной плоскости.
Все детали опоры (кроме пыльника) выполняются из стали, которую затем анодируют для предотвращения коррозии. Пыльник сделан из особого сорта резины, которая одновременно устойчива к истиранию и низким температурам, а также сохраняет эластичность на протяжении всего срока службы.
Когда нужно менять шаровые опоры на Рено Логан
Меняется шаровая опора в 3-х случаях:
- Она выработала свой ресурс и подлежит замене в планово-предупредительном порядке. На ТО она принудительно не меняется (как масло, например), и обычно ходит чуть более 60 – 70 000 км. (по данным производителя);
- Поврежден пыльник;
- Шаровая опора стучит, появилось нервное поведение авто на прямой и/или неравномерный износ резины.
Как самостоятельно проверить шаровую опору на Рено Логан
Самостоятельная диагностика несложна, но может потребовать помощи другого человека:
1) Сначала осмотрите пыльник. Если он порван, то это однозначная замена.
2) Попросите помощника нажать на тормоз, а сами качните авто несколько раз вверх-вниз со стороны осматриваемого колеса. Так вы узнаете, есть ли люфт и стук.
3) Осмотрите колесо на предмет неравномерного износа покрышки (однако его наличие может говорить и о проблеме со сходом-развалом).
Если самостоятельный осмотр ничего не дал, но подозрения остались, обращайтесь за диагностикой в сервис.
Инструменты для выполнения работ
Вам понадобится довольно обширный список инструментов:
- Плоская отвертка и молоток;
- Гаечные ключи на 13 (1 шт.), на 16 и 18 (по 2 шт.);
- Торцевой ключ на 30;
- Баллонный ключ и домкрат;
- Железная щетка, деревянная подпорка и противооткатные упоры;
- Небольшая трубка диаметром чуть меньше, чем таковой у корпуса шаровой.
Само собой, понадобится новая опора. Оригинал (артикул 401604793R) обойдется около 500 – 600 руб., неоригиналы вроде шаровой от «TRW» (JBJ721) стоят дешевле в среднем на 100 руб.
Пошаговая инструкция
1. Поддомкрачиваем и снимаем колесо.
2. Для удобства замены шаровой нужно снять тормозной суппорт целиком. Откручиваем сзади два болта крепления. Болты под ключ на восемнадцать.
Если болты откручиваются в первый раз то они могут туго идти. С завода они посажены на фиксатор резьбы. Желательно при установке их очистить, нанести фиксатор и закрутить.
3. После откручивания болтов суппорта с помощью плоской отвертки разводим тормозные колодки. Упор нужно делать в колодку с той стороны где нет фрикционного материала.
После разведения колодок снимаем суппорт и подвязываем его на проволоке к пружине стойки.
4. Теперь нам нужно открутить болт крепления пальца шаровой. Брызгаем на болт проникающей смазкой и откручиваем болт. Воротком с головкой на шестнадцать крутим гайку, а ключом на шестнадцать держим головку болта.
Если болт от руки не вынимается, то выбиваем его молотком и выколоткой по размеру.
5. Брызгаем проникающей смазкой в клин куда входит палец шаровой.
6. Несильно забиваем плоскую отвертку в щель куда входит палец шаровой. Далее стучим молотком по рычагу вниз. Ниже на фото я думаю все понятно.
После того как вышла шаровая, снимаем с пальца пластиковый упор который не дает тереться резиновому пыльнику шаровой об кулак. Это очень важная деталь, не забудьте ее поставить на новую шаровую.
7. Шаровая опора запресовывается в рычаг на шлицах. Перед выпресовкой нужно проверить наличие стопорного кольца в пазу который вы можете посмотреть на фото ниже. Если есть стопор снимаем его.
Отмечено место где может быть стопорное кольцо
8. Снимаем пыльник и очищаем металлической щеткой все вокруг шаровой.
9. Подбираем оправку чтобы она вставала снизу шаровой и была чуть больше ее диаметра. В общем нужно чтобы оправка уперлась в рычаг.
10. Подставляем упор под оправку, к примеру трубу и поджимаем ее немного опустив машину с домкрата.
11. Несколькими ударами молотка выбиваем шаровую в оправку.
12. Поднимаем немного домкрат и убираем оправку с упором.
13. Теперь нам нужно запрессовать шаровую. Подбираем оправку чтобы она вставала по диаметру шаровой снизу. Подойдет головка на 36 или 34.
14. Подставляем оправу и упор под нее. Спускаем немного машину с домкрата. После того как спустили смотрим чтобы край рычага куда входит шаровая был горизонтально к телу шаровой. Это нужно для того чтобы шаровая ровней запрессовалась.
15. Берем оправку в которую мы выпресовывали шаровую и ставим ее сверху. Бьем по оправке и загоняем шаровую на место.
16. После запрессовки снимаем транспортировочный колпачок и одеваем на палец пластиковый упор.
Так же если с вашей новой шаровой идет стопорное кольцо, установите его.
17. Вставляем палец шаровой в кулак. Следите чтобы пластиковый упор встал в паз.
Палец нужно вставить на такую глубину чтобы вошел болт.
Если палец плохо идет, можно снизу рычага немного постучать молотком.
18. Проверяем болт крепежа пальца, он должен быть не потянут. Если болт испорчен, меняем на новый оригинальный.
19. Вставляем болт и затягиваем. Момент затяжки 60 Н·м.
20. Устанавливаем суппорт и колесо.
Советы
В заводской документации по ремонту рекомендуют менять рычаг в сборе. Нет информации о замене шаровой. При выполнении такой работы вся ответственность лежит на Вас.
Рекомендую сразу после замены шаровой покататься по кочкам и посмотреть на нее. Бывает так что в рычаге место посадки прослаблено и она может выскочить.
Видео урок
Какие опоры для Рено Логан лучше
С завода на Логан установлены шаровые опоры с артикулом 401604793R , если машина до 2014 года, или с артикулом 401602523R . Разница в том, что в первом случае проточка под фиксирующий болт на пальце выполнена по кругу, а в новых опорах проточка в виде бокового выреза, как на фото.
Опоры старого (слева) и нового образца
Продают такие опоры в фирменных упаковках с логотипом Renault/Dacia и стоят они порядка 400 гривен на 2019 год. При этом опоры старого образца спокойно подходят для новых автомобилей. Единственная разница в том, что при установке новой опоры нужно будет соблюдать направление проточки.
Обе базируются в Германии, но имеют мощности и в Румынии. Так вот, ту же шаровую опору TRW с каталожным номером JBJ721 можно купить за 210 гривен. Разница, согласитесь, есть. Кроме них, хорошо себя зарекомендовали:
немецкие Febi с номером 23996, цена 300 гривен;
их земляки Meyle с артикулом 16160100004S продаются за те же 300 гривен, но в комплекте идет болт с гайкой для поворотного кулака и стопорное кольцо;
чуть дороже датские NK 5043931, цена 350 гривен;
Monroe, артикул L25544, Бельгия, цена 250 гривен, но могут быть подделки;
Delphi, артикул TC1366, пишут, что США, цена 230 гривен, отзывы противоречивые;
испанские RTS с номером 93-90425, цена 206 гривен, хорошие отзывы.
Все, что дешевле RTS, можно брать только на свой страх и риск.
Назначение и конструкция шаровых опор Рено Логан
Как видно из самого названия, шаровая опора обеспечивает управляемому колесу точку опоры и возможность его поворота в горизонтальной плоскости. Поскольку передняя подвеска Рено Логан, как и у большинства современных автомобилей, независимая, рычаги подвески посредством шаровых опор и поворотных кулаков соединены с передними колёсными ступицами (рисунок ниже).
Соединение рычага передней подвески и поворотного кулака Рено Логан
Шаровая опора — это по сути шарнир, который состоит из 4 основных компонентов:
- Цельнокованый корпус.
- Шаровой палец, выполненный из специальной марки стали. Это позволяет добиться максимальной прочности изделия.
- Вкладыш шарового пальца, изготовленный из специального полимерного материала, уменьшающего трение и износ соприкасающихся поверхностей шарнира.
- Защитный кожух (пыльник), выполненный из специальной эластичной и устойчивой к температурным перепадам резины.
Так выглядит шаровая опора Рено Логан в сборе
В собранном виде шаровая опора запрессована в отверстии рычага подвески и дополнительно зафиксирована стопорным кольцом. Палец фиксируется в поворотном кулаке.
Крепление шаровой опоры Рено Логан в поворотном кулаке
Необходимые инструменты для выполнения работ по замене
Для ремонта потребует ряд инструментов. Большинство из них можно найти в комплекте автомобилиста на все случаи жизни. А того, чего нет, можно взять у соседей на время замены:
- Одна шлицевая отвёртка (плоская);
- Один ключ гаечный х13;
- Один Торцевой гаечный ключ х30;
- Пара рожковых ключей х18;
- Пара рожковых ключе х16.
- Небольшой длины трубка, имеющая диаметр внутри немногим меньший, чем корпус опоры.
Обзор передней и задней подвески в автомобиле Renault Logan
Подвеска – это определённого рода шасси. Она выполняет функцию стабилизатора в основе кузова автомобиля. Если бы не было этого элемента, машина не смогла бы сделать и «шагу». Другой вопрос, – каких типов они бывают, на основе чего выполнены и т. д. Но, вернёмся к конкретному автомобилю Renault Logan и посмотрим, как передняя и задняя подвески определяют своё преимущество. Конструкция задней подвески состоит из упругой балки. Внутри неё самой располагается СПУ (стабилизатор поперечной устойчивости) для предотвращения кренов в условиях, когда машина поворачивает. Балка фиксируется к кузову машины с участием соединительных кронштейнов. Пружины закреплены отдельно, впрочем, как и пара амортизаторов, обеспечивающих стойкость кузова авто в ходе его движения.
Верхняя и нижняя резиновые прокладки, установленные на пружинах, помогают быть устойчивыми в осевом положении вала. У Renault Logan на стойках амортизаторов крепятся обода для задних колёс, в которых предусмотрена цапфа и тормозной механизм. На передней части задней подвески балки, установлены сайлентблоки (металлические втулки), служащие для соединения деталей подвески и которые противостоят колебаниям при езде. К задней подвеске Renault Logan можно отнести и тормозной барабан, с его элементами в виде гайки подшипника и колпачка. Всё, что было перечислено, это основные компоненты в конструкции задней подвески Renault Logan, но, безусловно, это не всё. Теперь поговорим про переднюю подвеску и узнаем, в чём же её основной приоритет? Сразу стоит оговориться, что в данной конструкции на порядок меньше элементов, чем в задней подвеске. Её ещё называют «макферсон». В неё входят амортизирующие стойки с пружинами (крепятся в приваренные чаши во избежание неустойчивости), а так же сайлентблоки и шаровая опора (рычаг подвески), поворотный кулак – ступица (на него крепится рулевая тяга). Всё это установлено на одном общем элементе, под названием подрамник.
Стабилизатор для уменьшения заносов, кстати говоря, расположен на рычаге подвески, а не на стойке, как у большинства других автомобилей. Всё это одновременно упрощает и в то же время осложняет задачу. С одной стороны, риск износа СПУ в таком случае сокращается, а с другой, замена, например, той же шаровой опоры, не имеет смысла без нижнего рычага (рекомендательный характер). Впрочем, о том, как заменить шаровую на Renault Logan стоит поговорить более подробно.
Автомобиль устанавливают так, чтобы передние колёса не касались земли. Колёсные гайки рекомендуется приоткрутить заранее.
Колёса нужно снять.
Требуется выкрутить болт крепления шаровой опоры, достать палец из поворотного кулака, утопить рычаг вниз. Гайка обычно срывается хорошо, а для снятия болта может понадобиться жидкость WD 40 или керосин — он часто «прикипает».
«Прикипевший» болт крепления шаровой опоры
Теперь придётся снять кожух — открутить 2 гайки.
Снять болт стойки стабилизатора.
Удалить болты сайлентблоков (переднего и заднего).
Снять рычаг в сборе с шаровой опорой при помощи молотка и клина. Лучше использовать съёмник.
Также можно выбить дефектную деталь, используя оправку в виде трубы и деревянный упор.
Поместив рычаг на верстаке, нужно поставить новую шаровую. Под пыльник забить смазку. Для забивания рекомендуется использовать трубу, на которой выбивали старую деталь.
Последний этап — установка рычага на автомобиль, производится в обратном порядке.
Видео: как заменить шаровую опору на «Рено Логан»
Замена без снятия рычага
Некоторые мастера предпочитают менять шаровые опоры без снятия рычагов, но для этого придётся снимать суппорт, что может вызвать повреждение тормозных трубок и шлангов. Такую операцию рекомендуют проводить на относительно новых автомобилях.
Шаровые опоры лучше менять одновременно с обеих сторон, но если вторая совсем не изношена, что бывает редко, то достаточно заменить только повреждённую. После работы с передней подвеской нужно будет заехать в автосервис и сделать развал-схождение.