Ремонт генератора ВАЗ-2108 (2109-21099)
Ремонт генератора ВАЗ-2108 (2109-21099)
Автомобиль как живой организм – все его детали требуют за собой бережного ухода и аккуратного обращения. Но, как и человеческий организм, машина иной раз дает «сбои».
Выход из строя электрического генератора может доставить массу проблем автовладельцу, но в его ремонте нет ничего сложного, и уж тем более, нет ничего такого, с чем бы не справился мужчина.
Итак, сегодня мы будем ремонтировать электрогенератор.
Генератор в автомобиле служит для выработки электрической энергии, и осуществляет электропитание аккумулятора. При нарушении нормальной работы автомобильного электрогенератора, аккумулятор начинает разряжаться, и машина будет ехать ровно столько, на сколько хватит заряда аккумулятора.
Электрогенератор расположен под капотом автомобиля и приводится в действие ременной передачей. Причиной поломок генератора являются следующие неисправности: выработка щеток генератора, неисправность реле зарядки, выход из строя диодного моста генератора, заклинивание подшипников роторного вала генератора.
Проверка генератора ВАЗ 2108-21099, для выявления неисправностей:
- Присутствие посторонних шумов при работе – вероятный износ подшипников вала генератора.
- Недостаточное напряжение на «выходе» генератора – износ щеток или недостаточное натяжение ремня.
- Увеличение и снижение напряжения на «выходе» также может быть следствием неисправности диодного моста генератора.
Для первичной диагностики неисправностей – достаточно проделать следующие процедуры:
- Проверить, вольтметром, напряжение на клеммах аккумулятора. При работающем двигателе и исправном генераторе напряжение на аккумуляторе должно варьироваться от 13,8 до 14,5 вольт.
- При включенном двигателе прислонить ладонь к корпусу генератора и выявить вибрацию. При увеличенном износе подшипников вала вибрация, передаваемая на корпус генератора, будет более чем ощутима, спутать ее, с чем-либо, будет очень трудно.
- Проверка натяжения ремня генератора: при выключенном двигателе необходимо надавить на ремень – его прогиб под пальцем не должен быть больше 1 — 1,5 см.
Выберете модификацию т/с для поиска щетки генератора
Двигатель: объем — 1.1 л., мощность — 53 л.с., тип — бензиновый, модель — BA3 21081. Привод: передний. Год выпуска: 1988-1994
Двигатель: объем — 1.1 л., мощность — 58 л.с., тип — бензиновый, модель — BA3 21081. Привод: передний. Год выпуска: 1996-1994
Двигатель: объем — 1.3 л., мощность — 61 л.с., тип — бензиновый, модель — BA3 2108. Привод: передний. Год выпуска: 1991-1994
Двигатель: объем — 1.3 л., мощность — 63 л.с., тип — бензиновый, модель — BA3 2108. Привод: передний. Год выпуска: 1988-1994
Двигатель: объем — 1.3 л., мощность — 65 л.с., тип — бензиновый, модель — BA3 2108. Привод: передний. Год выпуска: 1986-1994
Двигатель: объем — 1.3 л., мощность — 68 л.с., тип — бензиновый, модель — BA3 21115. Привод: передний. Год выпуска: 1996-1994
Двигатель: объем — 1.5 л., мощность — 68 л.с., тип — бензиновый, модель — BA3 21083. Привод: передний. Год выпуска: 1991-1994
Двигатель: объем — 1.5 л., мощность — 71 л.с., тип — бензиновый, модель — BA3 2111. Привод: передний. Год выпуска: 1995-1994
Двигатель: объем — 1.5 л., мощность — 72 л.с., тип — бензиновый, модель — BA3 21083. Привод: передний. Год выпуска: 1988-1994
Двигатель: объем — 1.5 л., мощность — 75 л.с., тип — бензиновый, модель — BA3 21083. Привод: передний. Год выпуска: 1986-1994
Двигатель: объем — 1.5 л., мощность — 78 л.с., тип — бензиновый, модель — VAZ-2111. Привод: передний. Год выпуска: 1996-1994
Проверка щеток в домашних условиях
Замена щеток генератора на ваз 2109
Чтобы проверить, работают ли щетки правильно, следует:
- Снять аккумулятор, чтобы генератор был обесточен. Иначе в системе может случиться небольшое замыкание.
- Отсоединить регулятор напряжения.
- Визуально осмотреть все щетки.
- Если их длина менее 5 мм, их срочно следует заменить, так как они уже не функционируют таким образом, как это от них требуется.
Как заменить щетки на снятом генераторе
При снятом генераторе работы по замене щёток пройдут заметно легче. Имея доступ со всех сторон, легко рассмотреть износ щёток и провести их замену. Главной проблемой в этом варианте станет снятие генератора с автомобиля. Нужно открутить крепёжный болт генератора, ослабив натяжение ремня, снять его и открутить крепёжные болты, соединяющие генератор с корпусом двигателя. Если генератор получится достать сверху, считайте, что вам повезло. Нередки случаи, когда для снятия генератора приходится снимать не только воздушный фильтр и патрубки, но даже снимать радиатор.
В первую очередь нужно очистить крепёжное место щёткодержателя от грязи и пыли. Можно протереть его растворителем и потом продуть сжатым воздухом. После этого нужно снять щётки, для этого их нужно отпаять. Оставив генератор без щеток, обязательно зачистите все контакты и проверьте пружины на упругость. Желательно после этого отполировать контактное кольцо.
Сама замена заключается в отпаивании старых проводов от выработанных щёток и припаивании их к новому комплекту. При проведении данной операции нужно соблюдать осторожность, так как материал щёток очень хрупкий. После установки щёток на посадочное место следует убедиться в их свободном ходу.
Монтаж новых щёток следует производить в обратном порядке, после чего генератор собирается и устанавливается на автомобиль. Рекомендуется при процедуре замены щёток менять и подшипники генератора. При установке генератора на автомобиль главное — это правильно отрегулировать натяжение ремня. При недостаточном натяжении ремень будет проскальзывать на роликах.
Бывает так, что компьютер в автомобиле начинает показывать неисправность генератора сразу после замены щёток. Это происходит из-за недостаточной притирки новых деталей. В процессе эксплуатации они притрутся, и ошибка пропадёт. Если ошибка не исчезает, причина в залипании корпуса из-за избыточного количества грязи. Эта проблема легко устраняется продуванием деталей сжатым воздухом. Перед тем как проверить работу генератора обязательно осмотрите щётки на предмет наличия сколов и трещин. Часто на новых деталях имеются производственные дефекты.
Бывает так, что щётки меняются в сборе с реле регулятором генератора. В этом случае процесс замены проходит следующим образом:
- От АКБ отсоединяется минусовая клемма;
- С плюсового провода нужно снять резиновый наконечник;
- Производится демонтаж генератора (при необходимости нужно снять корпус воздушного фильтра);
- Достаётся блок щёток с регулятором реле;
- Извлекаются фиксирующие пружины;
- Откручиваются щётки;
- Отсоединяется вся связанная с ними проводка;
- Устанавливается новый блок.
Подключение генератора происходит только после проверки отсутствия дефектов на новых щётках. После сборки ставим генератор на место, натягиваем ремень, подключаем аккумулятор и заводим автомобиль.
Восстановление электродвигателя у ВАЗ
Посмотрим первоначально, как производится замена щеток генератора ВАЗ 2107. Для работы оснастимся следующими инструментами:
- набор накидных ключей;
- отвертки – набор;
- молоток резиновый.
Итак, начинаем работу по смене щеток генератора на ВАЗ 2107.
- Отсоединяем клеммы аккумуляторной батареи, а также откручиваем кабели с выводов электродвигателя, демонтируем его, отвернув крепления. Ослабив ремень, извлекаем электрический мотор.
- Откручиваем крепление шкива, одновременно придерживая инструментом ротор.
- Отсоединяем тяговое реле.
- Выкрутив гайки, извлекаем переднюю крышку сборочной единицы с помощью резинового молотка.
- Также посредством резинового молотка выталкиваем наружу ротор.
- Открепляем от статора заднюю крышку.
- Достаем из статора щеткодержатель, производим переустановку изношенных деталей.
- Сборка электрического мотора осуществляется в обратной последовательности.
Данный процесс, если что-то непонятно, можно также наглядно изучить видео с названием «замена щеток ВАЗ 2107». Замена щеток в генераторе ВАЗ 2106 производится точно так же.
Если же обратиться к моделям ВАЗ с передним приводом, то отличий по ходу выполнения процедуры не так уж много.Для примера рассмотрим сначала, как делается замена щеток у ВАЗ 2110, для чего возьмем предварительно вот что:
- гаечные ключи;
- набор отверток;
- молоток, брусок или молоток с резиновым наконечником.
- Ослабив ремень, отсоединив провода и открутив три болта, демонтируем электродвигатель.
- Достав агрегат из авто, снимаем шкив, придерживая отверткой ротор. В принципе, тяговое реле и ротор можно не демонтировать, у «семерки» мы сделали это для удобства работ.
- Далее отщелкиваем на задней части электромотора защелки, после чего извлекаем пластиковый кожух.
- Нам сразу открывается узел регулятора напряжения вкупе со щеткодержателем.
- Откручиваем два винта и снимаем щеткодержатель.
- Производим обновление изношенных деталей.
- Сборку делаем от обратного.
Кстати, смена щеток у ВАЗ 2112 осуществляется один в один по этой же инструкции.
А теперь разберемся, как произвести замену элемента у ВАЗ 2109.
Нам потребуется приготовить:
- набор накидных ключей;
- отвертки крестовую и шлицевую;
- резиновый молоток.
Делаем вот что (это вариант без снятия тягового реле).
- Ослабив ремень и сняв планку натяжителя, демонтируем весь агрегат.
- На демонтированном узле откручиваем шкив.
- Открутив гайки, извлекаем переднюю крышку электродвигателя.
- Выталкиваем ротор наружу резиновым молотком.
- Открепляем статор от задней части электромотора.
- Открепляем диодный мост, достаем наши вышедшие из строя графитовые наконечники и устанавливаем новые.
- Сборка делается по пути назад.
Надо сказать, что работа по замене щеток на ВАЗ 2114 проходит в точно такой же последовательности. То же самое касается и проведения работы у ВАЗ 2115.
Вообще все электродвигатели для генерации тока у ВАЗ имеют практически одинаковое устройство. Мы разобрали лишь разные методы, как добираться до заветных деталей.
Есть даже путь без демонтажа узла. Скажем, для замены щеток генератора у Приоры, причем, не снимая генератор, необходимо сделать вот что, взяв отвертку и гаечные ключи и открыв капот.
- Отсоединить аккумулятор.
- Открепить провода от электродвигателя.
- Снять клемму цепи возбуждения.
- Демонтировать задний пластмассовый кожух электромотора, открутив винты.
- Открепить регулятор напряжения, а затем снять его в сборе со щеточным узлом.
- Вот теперь можно переустановить наши детали.
- После чего надо собрать всё в обратной последовательности.
Итак, смену щеток генератора у Приоры вполне можно произвести прямо на машине, открыв капот.
В то же время смену на Ладе Калине лучше произвести, сняв электродвигатель с автомобиля. Ведь он компактный и крепится на кронштейне всего двумя болтами. Взяв те же инструменты, что и в предыдущем случае, нужно воспроизвести следующие действия.
- Отсоединить аккумулятор и провода электромотора.
- Ослабив ремень и открутив два крепления, снять электродвигатель.
- Извлечь задний кожух.
- Открутив винты, достать щеткодержатель с регулятором и произвести переустановку деталей.
- Собрать всё обратно.
Вот такие нехитрые действия нужно выполнить, чтобы сделать смену щеток генератора на Ладе Калине.
Починка электромотора у Рено
А теперь для того, чтобы сложилось цельное представление о столь важной операции, рассмотрим ее производство на иномарке.
Чтобы осуществить замену элемента на автомобиле Рено Меган 2, нам потребуются:
- набор накидных ключей;
- отвертки.
Начинаем с демонтажа электрического мотора.
- Ослабив ременный привод, отворачиваем три крепления агрегата.
- На снятой сборочной единице, снимаем разъем и откручиваем кабель.
- Извлекаем пластиковую крышку.
- Открутив два болта, снимаем реле со щеткодержателем.
- Делаем обновление дефектных деталей.
- Сборку делаем, двигаясь по пунктам обратно.
По сути, эта технология напоминает ранее описанные, поскольку, повторимся, все электродвигатели устроены одинаково.
Поэтому, например, если производить смену щеток генератора на Форд Фокус 2, придется проделать манипуляции, также аналогичные только что изложенным.
Цена несложной работы
На какую стоимость потянет описанная работа в автосервисах, с учетом снятия всего агрегата с автомобиля, по крупным городам России мы определили, хотя и приближенно. Все данные собранны вот в этой таблице.
Город | Стоимость |
Москва | 1100 руб. |
С-Петербург | 1000 руб. |
Екатеринбург | 950 – 850 руб. |
Цена указана для средней иномарки без демонтажа дополнительных узлов. На Ладах стоимость операции процентов на двадцать меньше.
Итог очевиден: все изложенные технологии по замене щеток у генератора автомобилей различных марок просты и доступны любому автолюбителю, хотя бы немного понимающему в технике, а также устройстве электродвигателя.
- Первым делом снимите генератор. Можно обойтись и без снятия, однако это в том случае если вы на 100% уверены, что проблема именно в щетках, а также в том, что остальные части генератора абсолютно исправны.
- Затем необходимо разобрать генератор, чтобы добраться до щеток. Как это сделать вы можете узнать из предыдущих статей, ссылки на которые приведены выше.
- Продуйте сжатым воздухом посадочное гнездо щеткодержателя, затем протрите чистой тканью.
- Выпаиваем щетки генератора, для этого вам потребуется паяльник. Примечание! Заменить щетки генератора можно также и другим способом — вместе со щеткодержателем. В этом случае вам придется купить новый щеткодержатель с новыми щетками, этот вариант намного проще, но при этом дороже.
- Рекомендуем заодно почистить контакты, а также проверить упругость пружин.
- Отполируйте контактное кольцо (не обязательно).
Теперь можно заменить щетки генератора ВАЗ 2108.
- Для этого при помощи паяльника необходимо припаять провода к новым щеткам. Когда щетки установлены убедитесь в том, что их движению в держателе ничего не препятствует.
- Аккуратно поставьте регулятор на место. Здесь нужно быть предельно аккуратным, т. к. деталь довольно хрупкая.
- Теперь установите генератор на место и подключите «минус» к АКБ.
По завершению замены щеток генератора нужно натянуть ремень генератора, как это сделать написано тут.
Примечание! Первые несколько дней возможны ошибки о том что генератор неисправен, а также о плохой зарядке батареи. Пугаться этого не стоит, поскольку это явление возникает в результате притирки новых щеток, через несколько дней эксплуатации ошибки должны исчезнуть.
Как видите, самостоятельная замена щеток генератора ВАЗ 2108 — вполне реальна, сложностей особых здесь нет, подавляющее большинство автомобилистов выполняют ее своими руками. Надеемся, что при помощи данного руководства вы сможете стать одним из этих водителей. Всего вам доброго!
Как заменить щетки на снятом генераторе
При снятом генераторе работы по замене щёток пройдут заметно легче. Имея доступ со всех сторон, легко рассмотреть износ щёток и провести их замену. Главной проблемой в этом варианте станет снятие генератора с автомобиля. Нужно открутить крепёжный болт генератора, ослабив натяжение ремня, снять его и открутить крепёжные болты, соединяющие генератор с корпусом двигателя. Если генератор получится достать сверху, считайте, что вам повезло. Нередки случаи, когда для снятия генератора приходится снимать не только воздушный фильтр и патрубки, но даже снимать радиатор.
В первую очередь нужно очистить крепёжное место щёткодержателя от грязи и пыли. Можно протереть его растворителем и потом продуть сжатым воздухом. После этого нужно снять щётки, для этого их нужно отпаять. Оставив генератор без щеток, обязательно зачистите все контакты и проверьте пружины на упругость. Желательно после этого отполировать контактное кольцо.
Сама замена заключается в отпаивании старых проводов от выработанных щёток и припаивании их к новому комплекту. При проведении данной операции нужно соблюдать осторожность, так как материал щёток очень хрупкий. После установки щёток на посадочное место следует убедиться в их свободном ходу.
Монтаж новых щёток следует производить в обратном порядке, после чего генератор собирается и устанавливается на автомобиль. Рекомендуется при процедуре замены щёток менять и подшипники генератора. При установке генератора на автомобиль главное — это правильно отрегулировать натяжение ремня. При недостаточном натяжении ремень будет проскальзывать на роликах.
Бывает так, что компьютер в автомобиле начинает показывать неисправность генератора сразу после замены щёток. Это происходит из-за недостаточной притирки новых деталей. В процессе эксплуатации они притрутся, и ошибка пропадёт. Если ошибка не исчезает, причина в залипании корпуса из-за избыточного количества грязи. Эта проблема легко устраняется продуванием деталей сжатым воздухом. Перед тем как проверить работу генератора обязательно осмотрите щётки на предмет наличия сколов и трещин. Часто на новых деталях имеются производственные дефекты.
Бывает так, что щётки меняются в сборе с реле регулятором генератора. В этом случае процесс замены проходит следующим образом:
- От АКБ отсоединяется минусовая клемма;
- С плюсового провода нужно снять резиновый наконечник;
- Производится демонтаж генератора (при необходимости нужно снять корпус воздушного фильтра);
- Достаётся блок щёток с регулятором реле;
- Извлекаются фиксирующие пружины;
- Откручиваются щётки;
- Отсоединяется вся связанная с ними проводка;
- Устанавливается новый блок.
Подключение генератора происходит только после проверки отсутствия дефектов на новых щётках. После сборки ставим генератор на место, натягиваем ремень, подключаем аккумулятор и заводим автомобиль.
Каким образом устроен генератор на ВАЗ 2109
На ВАЗ 2109 постоянно устанавливают генератор по традиционной схеме, играющий в системе электроснабжения невероятно важную роль. То есть дает возможность работать правильно. К тому же заряжает аккумулятор. Поэтому во время эксплуатации транспортным средством, необходимо постоянно контролировать рабочий процесс генератора. Следовательно, не рекомендуется ждать, когда вдруг на приборной панели загорится специальная лампочка. Надо регулярно делать диагностику, затем моментально заниматься заменой либо ремонтом сломанных элементов.
Схема генератора 37.3701
Генератор, как правило, состоит из таких основных компонентов корпуса, как: якорь, две крышки, статор и шкив с вентилятором. На статоре, а также роторе имеются обмотки. Первая делится на три части, ведь на выходе надо получить напряжение, состоящие из трех фаз. Причина лишь одна – данная схема дает возможность избавиться от всякого рода пульсаций. А значит, эффективность устройства будет намного выше. Однако все это в свою очередь накладывает и определенные требования. Основа работы состоит в том, что внутри статорной обмотки движется ротор. На нем находится катушка, питающаяся от бортовой системы транспорта. В результате, вокруг ротора возникает движущееся магнитное поле. Поэтому для эффективности обязательно требуется обеспечивать устойчивость напряжения на обмотке ротора. Что как раз является важным условием работы генераторной установки, которая бывает двух разных видов.
Схема подключения генератора 37.3701
Одна часть машин работает на клиновой ременной передачи серии 37,3701, а вторая использует поликлиновую ременную передачу серии 94,3701. Однако в любом случае все они в обязательном порядке располагаются в передней части авто, то есть на двигателе внутреннего сгорания.
Техническая характеристика 37,3701
Максимальная сила тока отдачи при 13 В и 5000 мин -1 , А | 55 |
Пределы регулируемого напряжения, В | 14,1+0,5 |
Максимальная частота вращения ротора, мин -1 | 13000 |
Передаточное отношение двигатель/генератор | 1:2,04 |
Из чего состоит генератор 37.3701: 1 – конденсатор; 2 – регулятор напряжения в сборе с щеткодержателем; 3 – колодка вывода дополнительных диодов; 4 – изолирующие втулки; 5 – выпрямительный блок; 6 – контактный болт; 7 – статор; 8 – ротор; 9 – дистанционная втулка; 10 – внутренняя шайба крепления подшипника; 11 – крышка со стороны привода; 12 – шкив; 13 – наружная шайба крепления подшипника; 14 – стяжной болт; 15 – передний шарикоподшипник ротора; 16 – втулка; 17 – крышка со стороны контактных колец; 18 – буферная втулка; 19 – поджимная втулка.
Но здесь также существуют и некоторые отличия. Так в первой серии устройство генератора ваз 2109 состоит из большого количества разнообразных компонентов:
- втулки,
- конденсаторных компонентов,
- статорных механизмов,
- обмотки ротора,
- шкива,
- заднего подшипника вала роторного устройства,
- задней крышки узла,
- фиксирующего болта,
Более трудная конструкция – это вторая серия, имеющая намного больше вышеуказанных частей:
- втулку,
- держатель щеточного узла,
- конденсаторное устройство,
- вал,
- стяжной болт,
- конусную шайбу,
- фиксирующее устройство положительных диодных элементов выпрямительного механизма,
- фиксацию отрицательных диодов и тому подобное.
Возможность пробега первой модели часто составляет примерно 120 тыс. км, а вот второй чуть-чуть больше, и все благодаря контактным кольцам, которые имеют меньший диаметр. Все зависит от технических характеристик. А также грамотного включения электрогенератора.
Поскольку у каждой марки данного устройства оно разное:
Генератор 37.3701: 1 – крышка со стороны контактных колец; 2 – выпрямительный блок; 3 – вентиль выпрямительного блока; 4 – винт крепления выпрямительного блока; 5 – контактное кольцо; 6 – задний шарикоподшипник; 7 – конденсатор; 8 – вал ротора; 9 – вывод “30” генератора; 10 – вывод “61” генератора; 11 – регулятор напряжения; 12 – вывод “В” регулятора напряжения; 13 – щетка; 14 – шпилька крепления генератора к натяжной планке; 15 – шкив с вентилятором; 16 – полюсный наконечник ротора; 17 – дистанционная втулка; 18 – передний шарикоподшипник; 19 – крышка со стороны привода; 20 – обмотка ротора; 21 – статор; 22 – обмотка статора; 23 – полюсный наконечник ротора; 24 – буферная втулка; 25 – втулка; 26 – поджимная втулка.
При использовании 37.3701 – во время поворота ключа зажигания подключается напряжение через специальную лампочку на панели прибора, а также резисторы. Когда же запущен двигатель внутреннего сгорания, то напряжение идет на обмотку возбуждения двигателей, находящихся на выпрямительном блоке (основное напряжение идет на вывод регулятора, ток не проходит через специальную лампочку, в результате она не светится).
Генератор 94,3701: 1 – кожух; 2 – вывод «В+» для подключения потребителей; 3 – помехоподавляющий конденсатор 2,2 мкФ; 4 – общий вывод дополнительных диодов (присоединяется к выводу «D+» регулятора напряжения); 5 – держатель положительных диодов выпрямительного блока; 6 – держатель отрицательных диодов выпрямительного блока; 7 – выводы обмотки статора; 8 – регулятор напряжения; 9 – щеткодержатель; 10 – задняя крышка; 11 – передняя крышка; 12 – сердечник статора; 13 – обмотка статора; 14 – дистанционное кольцо; 15 – шайба; 16 – конусная шайба; 17 – шкив; 18 – гайка; 19 – вал ротора; 20 – передний подшипник вала ротора; 21 – клювообразные полюсные наконечники ротора; 22 – обмотка ротора; 23 – втулка; 24 – стяжной винт; 25 – задний подшипник ротора; 26 – втулка подшипника; 27 – контактные кольца; 28 – отрицательный диод; 29 – положительный диод; 30 – дополнительный диод; 31 – вывод «D» (общий вывод дополнительных диодов)
При использовании 94,3701 – происходит примерно то же самое (как только включится зажигание, напряжение через специальную лампочку идет к выводу регулятора).
Важно постоянно обращать внимание на то, чтобы исправно все работало. Так лампочка при повороте ключа обязана тут же зажечься. А как только будет запущен ДВС, мгновенно выключиться. Но если она не сразу прекращает свою работу, следовательно, генератор неисправен.
Ремонт генератора на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099
Примечание!
Сразу хотим предупредить, ремонт – дело не быстрое, одного дня скорее всего не хватит. Необходимо учитывать ряд тонкостей, ведь неверно собранный генератор после заведения движка может попросту вывести из строя аккумулятор автомобиля или вовсе сгореть от короткого замыкания. Соблюдайте осторожность и запоминайте месторасположение болтов.
Разборка
1) Сперва снимите с автомобиля генератор (процедуру читайте в статье: «Замена генератора на автомобилях»). Предупреждаем, в статье рассматриваются карбюраторные генераторы. Со снятием генератора на инжекторных автомобилях знакомьтесь в публикации: «Ремонт генератора на ВАЗ 2110». Проверьте первым делом диодный мост, как правило он либо сгорает, либо щётки изнашиваются и приходят в негодность. Проверка осуществляется с помощью контрольной лампы (=контролька) и аккумулятора:
- подсоедините «+» аккума через контрольную лампу к выводу «30»;
- «-» киньте к корпусу генератора (см. фото 1).
Одним концом подсоедините провода к АКБ, а другим к генератору. Проследите за контролькой (она не должна загореться, иначе диодный мост пришёл в негодность). Вторая проверка подразумевает проверку положительных диодов:
- плюс остаётся на том же месте как и при первой проверке;
- минус кидается к одному из болтов крепления выпрямительного блока (фото 2).
Если лампа не загорается (так и должно быть), переходим к третьей проверке – отрицательных диодов:
- плюс через контрольку подсоединяется к одному из болтов;
- минус кидается на корпус генератора (фото 3).
Светиться контролька не должна, в противном случае в отрицательных диодах есть замыкание и выпрямительный блок (диодный мост) нуждается в замене. Приступаем к завершающей проверке дополнительных диодов: провод, идущий от плюса через контрольку кидается на вывод «61» генератора, а провод, идущий от минуса, к одному из болтов крепления выпрямительного блока (фото 4). Лампа не горит? — значит мост с диодами исправен и не нуждается в замене.
Примечание!
Загорание лампы может говорить о замыкании обмотки статора на корпус (случается крайне редко).
2) Если в результате проверки выявлена неисправность диодного моста, переходим к разборке генератора:
- отверните здоровым ключом большую гайку, крепящую регулировочную планку (фото 1);
- нанесите маркером метку корпусов, стоящих относительно друг друга (потом необходимо совместить точно так же);
- отверните гайку болта, совмещающего корпусы (фото 2);
- выньте болт из отверстия в генераторе;
- выверните гайку, крепящую шкив к генератору (фото 3);
- снимите с помощью специального съёмника либо аккуратно сдёрните руками;
- выньте из вала якоря сегментную шпонку;
- отверните отвёрткой винт, крепящий конденсатор;
- выверните крепежную гайку к выводу «30» генератора (крепит клемму, идущую от конденсатора (фото 4, места крепления клеммы гайкой указаны синей стрелкой, а клемма красной);
- снимите с генератора конденсатор.
3) Переходим к снятию щёточного узла:
- выверните два крепящих винта/болта (фото 1, указаны стрелками);
- от разъёма в узле отсоедините колодку проводов;
- снимите узел с генератора и сразу выверните четыре гайки (фото 2) стяжных болтов;
- выньте болты из отверстий в генераторе;
- воспользовавшись съёмником, снимите с вала ротора крышку генератора (фото 3) и находящуюся за ней распорную втулку (фото 4);
- Получились разъединенные крышки – вытаскиваем ротор с валом из другой крышки и снимаем его с генератора.
4) Выкрутите три гайки у клеммы, идущие от статора к болтам (фото 1) и скиньте клеммы, а с другой стороны, выньте болты и их изолирующие колодки (пластмассовые). Снимайте статор и выверните гайку крепления вывода «30» (фото 3). Отожмите плоской отвёрткой выступ штекера (место указано стрелкой на фото 4) и просуньте штекер внутрь – вы снимите последнюю деталь – диодный мост с крышки.
5) Теперь перейдём к проверке деталей на исправность,а начнём с подшипников. Они должны крутиться без проблем и заеданий, не иметь следов вытекания смазки, в противном случае подшипники, размещенные на вале ротора подлежат замене. Подшипник на генераторной крышке снимается посредством отворачивания четырёх гаек крепления внутренней и наружной шайбы (фото 1), его необходимо выбить головкой. Для замены подшипника вала (обозначен синей стрелкой на фото 2) понадобиться специальный съёмник либо хорошая смекалка. Запомните, при обратной установке обоих подшипников, применять усилие (вы скорее всего головкой их забивать будете) необходимо только на внутренне кольцо подшипника, а иначе вы его попросту разобьёте. Кстати, осмотрите контактные кольца на валу (красными стрелками на фото), данные кольца обязательно должны быть в нормальном состоянии и не иметь следов повреждений, задиров и т.д. В иной ситуации зачистите кольца от повреждений с помощью мелкозернистой шкурки, а если она не поможет, тогда аккуратно на токарном станке проточите повреждения и затем пройдитесь шкуркой. С помощью данных колец проверьте нет ли в обмотке ротора обрыва: подсоедините выводы, идущие от омметра к обоим кольцам (по одному кольцу, каждый вывод подсоединить нужно будет) и если вдруг омметр выдаст бесконечность (результата никакого не покажет), то в обмотке ротора есть обрыв и ротор нуждается в замене. Возьмите контрольную лампу и согласно схеме на фото 3 проверьте, нет ли замыкания обмотки на корпус (лампа включается в сеть с напряжением в 220 Вольт либо работает от аккумулятора на 12 Вольт; данный провод кидается на массу, а другой поочерёдно к кольцам подносится и, если лампа не загорится, значит замыкание обмотки на корпус отсутствует и ротор полностью исправен). Последняя проверка статора, сперва его осмотрите, на нём не должно внутри быть следов задевания якоря о статор, иначе подшипники нуждаются в замене или крышки генератора деформированы. Далее воспользуйтесь контролькой и включите её в сеть переменного тока напряжением 220 В (12 Вольт тоже будет достаточно) и как показано на схеме на фотографии номер 4, проверьте статор на наличие у обмотки замыкания на корпус. Поочередно подсоединяйте лампу к клеммам – должна загореться, иначе статор нуждается в замене. В завершение подсоедините провод, идущий от источника тока к корпусу статора , а другой поочерёдно на три клеммы кидайте. Лампа загорится – значит есть замыкание и статор необходимо заменить.
Сборка
Сборка проводится в обратной последовательности.
Дополнительный видеоролик:
Наглядная инструкция по ремонту представлена в видео ниже, приятного просмотра:
Восстановление электродвигателя у ВАЗ
Посмотрим первоначально, как производится замена щеток генератора ВАЗ 2107. Для работы оснастимся следующими инструментами:
- набор накидных ключей;
- отвертки – набор;
- молоток резиновый.
Итак, начинаем работу по смене щеток генератора на ВАЗ 2107.
- Отсоединяем клеммы аккумуляторной батареи, а также откручиваем кабели с выводов электродвигателя, демонтируем его, отвернув крепления. Ослабив ремень, извлекаем электрический мотор.
- Откручиваем крепление шкива, одновременно придерживая инструментом ротор.
- Отсоединяем тяговое реле.
- Выкрутив гайки, извлекаем переднюю крышку сборочной единицы с помощью резинового молотка.
- Также посредством резинового молотка выталкиваем наружу ротор.
- Открепляем от статора заднюю крышку.
- Достаем из статора щеткодержатель, производим переустановку изношенных деталей.
- Сборка электрического мотора осуществляется в обратной последовательности.
Данный процесс, если что-то непонятно, можно также наглядно изучить видео с названием «замена щеток ВАЗ 2107». Замена щеток в генераторе ВАЗ 2106 производится точно так же.
Если же обратиться к моделям ВАЗ с передним приводом, то отличий по ходу выполнения процедуры не так уж много.Для примера рассмотрим сначала, как делается замена щеток у ВАЗ 2110, для чего возьмем предварительно вот что:
- гаечные ключи;
- набор отверток;
- молоток, брусок или молоток с резиновым наконечником.
- Ослабив ремень, отсоединив провода и открутив три болта, демонтируем электродвигатель.
- Достав агрегат из авто, снимаем шкив, придерживая отверткой ротор. В принципе, тяговое реле и ротор можно не демонтировать, у «семерки» мы сделали это для удобства работ.
- Далее отщелкиваем на задней части электромотора защелки, после чего извлекаем пластиковый кожух.
- Нам сразу открывается узел регулятора напряжения вкупе со щеткодержателем.
- Откручиваем два винта и снимаем щеткодержатель.
- Производим обновление изношенных деталей.
- Сборку делаем от обратного.
Кстати, смена щеток у ВАЗ 2112 осуществляется один в один по этой же инструкции.
А теперь разберемся, как произвести замену элемента у ВАЗ 2109.
Нам потребуется приготовить:
- набор накидных ключей;
- отвертки крестовую и шлицевую;
- резиновый молоток.
Делаем вот что (это вариант без снятия тягового реле).
- Ослабив ремень и сняв планку натяжителя, демонтируем весь агрегат.
- На демонтированном узле откручиваем шкив.
- Открутив гайки, извлекаем переднюю крышку электродвигателя.
- Выталкиваем ротор наружу резиновым молотком.
- Открепляем статор от задней части электромотора.
- Открепляем диодный мост, достаем наши вышедшие из строя графитовые наконечники и устанавливаем новые.
- Сборка делается по пути назад.
Надо сказать, что работа по замене щеток на ВАЗ 2114 проходит в точно такой же последовательности. То же самое касается и проведения работы у ВАЗ 2115.
Вообще все электродвигатели для генерации тока у ВАЗ имеют практически одинаковое устройство. Мы разобрали лишь разные методы, как добираться до заветных деталей.
Есть даже путь без демонтажа узла. Скажем, для замены щеток генератора у Приоры, причем, не снимая генератор, необходимо сделать вот что, взяв отвертку и гаечные ключи и открыв капот.
- Отсоединить аккумулятор.
- Открепить провода от электродвигателя.
- Снять клемму цепи возбуждения.
- Демонтировать задний пластмассовый кожух электромотора, открутив винты.
- Открепить регулятор напряжения, а затем снять его в сборе со щеточным узлом.
- Вот теперь можно переустановить наши детали.
- После чего надо собрать всё в обратной последовательности.
Итак, смену щеток генератора у Приоры вполне можно произвести прямо на машине, открыв капот.
В то же время смену на Ладе Калине лучше произвести, сняв электродвигатель с автомобиля. Ведь он компактный и крепится на кронштейне всего двумя болтами. Взяв те же инструменты, что и в предыдущем случае, нужно воспроизвести следующие действия.
- Отсоединить аккумулятор и провода электромотора.
- Ослабив ремень и открутив два крепления, снять электродвигатель.
- Извлечь задний кожух.
- Открутив винты, достать щеткодержатель с регулятором и произвести переустановку деталей.
- Собрать всё обратно.
Вот такие нехитрые действия нужно выполнить, чтобы сделать смену щеток генератора на Ладе Калине.
Починка электромотора у Рено
А теперь для того, чтобы сложилось цельное представление о столь важной операции, рассмотрим ее производство на иномарке.
Чтобы осуществить замену элемента на автомобиле Рено Меган 2, нам потребуются:
- набор накидных ключей;
- отвертки.
Начинаем с демонтажа электрического мотора.
- Ослабив ременный привод, отворачиваем три крепления агрегата.
- На снятой сборочной единице, снимаем разъем и откручиваем кабель.
- Извлекаем пластиковую крышку.
- Открутив два болта, снимаем реле со щеткодержателем.
- Делаем обновление дефектных деталей.
- Сборку делаем, двигаясь по пунктам обратно.
По сути, эта технология напоминает ранее описанные, поскольку, повторимся, все электродвигатели устроены одинаково.
Поэтому, например, если производить смену щеток генератора на Форд Фокус 2, придется проделать манипуляции, также аналогичные только что изложенным.
Цена несложной работы
На какую стоимость потянет описанная работа в автосервисах, с учетом снятия всего агрегата с автомобиля, по крупным городам России мы определили, хотя и приближенно. Все данные собранны вот в этой таблице.
Город | Стоимость |
Москва | 1100 руб. |
С-Петербург | 1000 руб. |
Екатеринбург | 950 – 850 руб. |
Цена указана для средней иномарки без демонтажа дополнительных узлов. На Ладах стоимость операции процентов на двадцать меньше.
Итог очевиден: все изложенные технологии по замене щеток у генератора автомобилей различных марок просты и доступны любому автолюбителю, хотя бы немного понимающему в технике, а также устройстве электродвигателя.