Влияет ли на работу двигателя вакуум тормозов
Проверка поменянного тормозного вакуумного насоса в автомобиле
Информация о том, как проверить вакуумный усилитель тормозов автомобиля, должна интересовать всех водителей. Ведь этот элемент — это очень важная деталь в современной тормозной системе и без него представить себе нормальную и эффективную работу педали невозможно. В нашей статье вы подробно узнаете о принципе его работы и вариантах проверки детали, если произошёл её ремонт.
Наверное, не найдётся среди читателей такого водителя, который бы не сталкивался с проблемой вакуумного усилителя. Если при нажатии на тормозную педаль чувствуется, что нужно приложить максимум усилий, это значит, что вышел из строя вакуумник. Находится он под капотом, а к нему крепится главный цилиндр.
Когда возникают проблемы с этой деталью, это напрямую воздействует на управление машиной. Водитель уже не чувствует прежнего комфорта. Нередко это приводит к трагическим последствиям.
Именно поэтому водитель должен уметь проверять устройство после его замены и попытаться понять, в чём именно заключается проблема. Определять неисправность нужно обязательно на неподвижном транспортном средстве.
Чтобы проверить, как работает вакуумный усилитель после замены, нужно подкачать немного педаль тормоза, а затем зафиксировать её в середине. Запускаем двигатель — если педаль сама опускается, это означает, что прибор в порядке.
Как всё работает
Для начала разберёмся, из чего состоит устройство вакуум-усилителя тормозов и что это вообще такое? Как и было сказано, вакуумный усилитель соединён с ГТЦ и вся конструкция не является особо сложной. Этот элемент включает в себя корпус, который, в свою очередь, делится на две части — это вакуумная и атмосферная ниши. Последняя находится ближе к педали тормоза.
Кроме корпуса, вакуумный усилитель имеет камеру, которая соединяется с ним при помощи обратного клапана с впускным коллектором.
Известно, что на дизельных двигателях применяется ещё и вакуумный электронасос, который обеспечивает постоянную работу усилителя. В том случае, если двигатель остановится, благодаря обратному клапану, произойдёт разъединение усилителя и коллектора, так как вакуум-усилитель функционирует только при работающем моторе. Такое же разъединение происходит и в том случае, когда вакуумник выходит из строя.
Кроме этого, вакуумный усилитель включает толкатель, а также возвратную пружину. Необходимо знать и о том, что в системе EPS используется активный усилитель тормозов, который предназначен для предотвращения переворотов автомобиля на высокой скорости. Вот так выглядит вакуумный усилитель в разрезе:
Виды поломок
Теперь обратим внимание на то, какие бывают неисправности у этого элемента, когда делается ремонт вакуум-усилителя тормозов. Как уже было сказано, неисправности этой детали могут привести к трагическим последствиям, но не к полному выходу из строя всей системы. При этом происходит значительное затруднение управления машиной и увеличивается необходимость прикладывания дополнительных усилий при давлении на педаль тормоза.
Самыми частыми неисправностями такого элемента являются:
- обрыв шланга, соединяющего его с коллектором агрегата (в этом случае можно услышать характерное шипение вакуумника);
- разрыв диафрагмы внутри корпуса;
- выход из строя резины клапанов.
Проверить деталь на исправность после замены несложно. Если происходит разгерметизация, то это обязательно приведёт к ситуации, когда воздух начинает поступать в патрубок впускного коллектора. Это же, в свою очередь, приводит к резкому обеднению топливной смеси. Можно легко догадаться, что произойдёт потом.
На видео — признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов:
Другой вариант проверки подразумевает следующее. Нужно при неработающем моторе нажать на педаль тормоза несколько раз. После этого нажать на педаль ещё раз, но остановить её посредине хода и запустить двигатель. Если в процессе педаль провалится (нажимать на неё не нужно), значит, вакуумный усилитель нормально функционирует. В противном случае придётся сделать повторный ремонт.
Кроме того, специалисты всегда проводят проверку методом визуального осмотра. Они обращают особое внимание на подтёки, образующиеся на корпусе вакуум-усилителя тормозов, и, соответственно, делают выводы об исправности этого элемента.
Ремонт
Если вдруг вы обнаружили, что вакуумник неисправен, можно провести ремонт самостоятельно. Прежде чем начать его, необходимо вооружиться плоской отвёрткой, ключом-трещоткой с головкой на 13 и удлинителем.
На видео — разборка и принципы ремонта вакуумного усилителя:
- демонтируем главный тормозной цилиндр;
- пройдя в салон, находим четыре гайки по обе стороны от педали тормоза и откручиваем их;
- берём плоскую отвёртку и извлекаем скобу, фиксирующую педаль;
- теперь отвёрткой надавливаем на шток в ту сторону, где он снимается;
- выходим из салона и вынимаем вакуумный усилитель, который уже больше ничего не держит.
Проверяем извлечённую деталь, и если есть возможность, то проводим ремонт. Только специалисты способны это сделать правильно. В большинстве случаев производится замена вакуум-усилителя тормозов на новый.
Замена манжеты
Всё же рассмотрим ремонт усилителя, когда выходит из строя манжета, а это происходит довольно часто. Приобрести её можно в комплекте с новым вакуумником. Что интересно, замену можно проводить даже не снимая ВУ с автомобиля.
Что мы делаем? Расшплинтовываем ось и отсоединяем вилку толкателя от педали тормоза. Как это сделать, было подробно сказано выше. Затем снимаем защитный чехол и извлекаем прижимную втулку опоры толкателя. Отсоединяем также и воздушный фильтр.
Теперь можно вооружиться вязальной спицей, а затем извлечь стопорную шайбу и манжету. Осмотрев её, принимаем решение. Если она сильно изношена, то меняем на новую. Сборку проводим в обратном порядке, предварительно смазав манжету литолом.
Для начала нужно будет измерить длину штока вилки:
Измерение длины вилки
Для транспортных средств, имеющих левосторонний руль, длина штока должна быть равна 160 мм, а для автомобилей с правосторонним управлением — 120 мм.
Если длина не подходит, то придётся заменить усилитель.
Вначале устанавливаем деталь, не закрепляя на нём толкатель. Затем затягиваем два крепёжных болта усилителя тормозов и после этого устанавливаем главный тормозной цилиндр. Закручиваем две гайки крепления тормозного цилиндра, проверяем надёжность фиксации.
Необходимо также убедиться в том, что держатель-распорка находится на месте.
На видео — замена вакуумного усилителя тормозов:
После этого следует установить толкатель в вакуум-усилитель тормозов, а затем нажать на педаль, чтобы соединить усилитель и толкатель.
Очень важно при замене вакуумного усилителя обратить внимание на уровень тормозной жидкости в бачке и, если что, долить нужное количество.
Вот и всё. Надеемся на то, что эта статья поможет вам самостоятельно проверить исправность вакуум-усилителя тормозов.
Характерные неисправности гидравлического привода тормозов
Самопроизвольное торможение при работающем двигателе может быть вызвано неисправностью вакуумного усилителя, а также засорением или перекрытием компенсационных отверстий главного тормозного цилиндра.
Неисправный вакуумный усилитель подлежит замене или ремонту.
Для определения засорения или перекрытия компенсационных отверстий главного тормозного цилиндра автомобилей снимем бачок главного цилиндра и мягкой проволокой с затупленным концом прощупаем кромки манжет через компенсационные отверстия. Если кончик проволоки, не встречая упругого сопротивления, проходит на глубину более 2 мм, то отверстие не перекрыто кромкой манжеты. Если проволока, вставленная в компенсационное отверстие, встретила упругое сопротивление, отсоединить главный цилиндр от усилителя. Освобождение компенсационного отверстия после этого указывает на неправильную регулировку усилителя. Если компенсационные отверстия после отъединения усилителя остались перекрытыми кромками манжет, снимем и разберем главный цилиндр. Причинами описанного дефекта могут быть разбухание манжет главного цилиндра, загрязнение зеркала главного цилиндра, поломка возвратной пружины.
Тормозные шланги не должны иметь видимых невооруженным глазом трещин на наружной оболочке и следов перетирания, они не должны соприкасаться с минеральными маслами и смазками, растворяющими резину (сильным нажатием на тормозную педаль проверяем, не появятся ли на шлангах вздутия, свидетельствующие об их непригодности).
Не допускается утечка жидкости из соединений главного цилиндра с бачком и из штуцеров. При необходимости заменяем втулки бачка и затягиваем штуцеры, не подвергая трубопроводы деформации.
Обнаруженные при осмотре неисправности необходимо устранить с заменой поврежденных деталей новыми.
Проверка работоспособности вакуумного усилителя
1. Нажимаем 5–6 раз на педаль тормоза при неработающем двигателе чтобы создать в полостях А и Е одинаковое давление, близкое к атмосферному. Одновременно по усилию, прикладываемому к педали, определяем, нет ли заеданий корпуса 22 клапана (Рис. 4).
2. Остановим педаль тормоза в середине ее хода, запустим двигатель. При исправном вакуумном усилителе педаль тормоза после запуска двигателя должна “уйти вперед”.
3. Если педаль “не уходит вперед”, проверяем крепление наконечника 29 (Рис. 4), состояние и крепление фланца 1 (Рис. 4), шланга к наконечнику и штуцеру впускной трубы двигателя, так как ослабление креплений или их повреждение резко снижает разрежение в полости А и эффективность работы усилителя.
4. В случае самопроизвольного торможения автомобиля проверяем при работающем двигателе вакуумный усилитель на герметичность сначала при отпущенной, а затем нажатой неподвижной педали тормоза. «Присасывание» защитного колпачка 12 (Рис. 4) к хвостовику корпуса клапана и шипение подсасываемого воздуха указывает на недостаточную герметичность усилителя.
5. Даже при отсутствии “присасывания” защитного колпачка проверяем состояние уплотнителя 18 (рис. 4), для чего аккуратно снимаем, а затем сдвигаем с отбортовки отверстия на крышке 4 (Рис.№4) защитный колпачок 12 (Рис. 4).
6. При работающем двигателе покачаем в поперечном направлении выступающий хвостовик корпуса клапана с усилием 29,4–39,2 Н (3–4 кгс); при этом не должно быть характерного шипения воздуха, проходящего внутрь усилителя через уплотнитель 18 (Рис. 4) крышки.
7. При не герметичности вакуумного усилителя отсоединяем толкатель 14 (Рис.№4) от педали тормоза, снимаем защитный колпачок 12 (рис.№4) и закладываем 5 г смазки ЦИАТИМ-221 между уплотнителем и отбортовкой крышки и корпуса клапана, затем проверяем состояние воздушного фильтра 15 (Рис.№4), при необходимости заменяем его и устанавливаем на место защитный колпачок.
8. Если таким образом не удается устранить подсос воздуха, то необходимо заменить вакуумный усилитель.
Регулировка привода тормозов
Свободный ход педали тормоза при неработающем двигателе должен составлять 3–5 мм. Эту величину получают, регулируя положение выключателя 6 стоп-сигнала.
Рис. 6. Педаль тормоза:
1 – вакуумный усилитель; 2 – толкатель; 3 – педаль тормоза; 4 – буфер выключателя стоп- сигнала; 5 – гайка выключателя; 6 – выключатель стоп-сигнала; 7 – оттяжная пружина педали; 8 – главный цилиндр
Статьи о транспорте:
Охрана окружающей среды
Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов одна из важнейших экономических и социальных задач нашего государства. В нашей стране забота об охране природы возведена в ранг государственной политики. Эти вопросы нашли отражение в Конституции РФ. В перспективных и текущих планах с .
Установка дорожных знаков
Дорожные знаки применяют на автомобильных дорогах и УДС города для организации дорожного движения по принятой схеме и обеспечения безопасности участников движения. Они устанавливают определенный порядок или информируют водителей и пешеходов об условиях движения на пути их следования. При выборе м .
Комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ с тарно-штучными грузами
Наиболее эффективной является перевозка тарно-штучных грузов пакетами, при которой возможно применение системы машин и оборудования, обеспечивающих комплексную механизацию и автоматизацию всех производственных операций на пути перемещения груза от отправителя до получателя. Для выгрузки из крытых .
Влияет ли на работу двигателя вакуум тормозов
Вакуумный усилитель и главный тормозной цилиндр:
1 — вакуумный усилитель; 2 — простввка; 3 — главный тормознои цилиндр: 4 — защитный щиток; 5 — перепускной клапан; 6 — бачок главного цилиндра; 7 — датчик аварийного уровня тормозной жидкости; 8 — вакуумный шланг
Проверка герметичности вакуумного усилителя
Примечание. Вакуумный усилитель неремонтопригоден. Разрешается замена воздушного фильтра и обратного клапана
Проверка герметичности усилителя производится непосредственно на автомобиле.
- Подсоедините вакуумметр между вакуумным шлангом усилителя и впускным трубопроводом, используя тройник и насколько возможно короткую трубку.
- Дайте поработать двигателю на холостом ходу примерно 1 мин, затем пережмите трубку, соединяющую впускной трубопровод и тройник.
- Остановите двигатель.
- Если разрежение падает более чем на 25-мм рт.ст. за 15с, то это указывает на негерметичность вакуумного усилителя. Местами утечки могут быть обратный клапан, негерметичность которого может быть устранена, или диафрагма толкателя. В последнем случае заменить вакуумный усилитель в сборе.
Снятие и установка вакуумного усилителя
- Отсоедините провода от клемм аккумуляторной батареи.
- Снимите главный тормозной цилиндр.
- Отсоедините от усилителя шланг.
- Отсоедините толкатель вакуумного усилителя от педали тормоза и отверните гайки крепления усилителя к щиту передка.
- Снимите вакуумный усилитель.
Установку вакуумного усилителя проводите в обратном порядке.
Замена воздушного фильтра вакуумного усилителя
Замена воздушного фильтра производится без снятия усилителя с автомобиля.
- Отверткой или металлическим крючком извлеките старый фильтр, действуя иэ-под кронштейна педалей сцепления и тормоза.
- Разрежьте новый фильтр и обверните фильтр вокруг толкателя. Вставьте фильтр в гнездо, стремясь при этом развернуть его по всей поверхности гнезда, чтобы воспрепятствовать проникновению неочищенного воздуха.
Проверка работоспособности регулятора давления и регулировка его привода
Применяемый на автомобилях Volvo 400-й серии регулятор давления позволяет регулировать давление в гидравлическом приводе тормозных механизмов эадних колес в зависимости от давления в гидравлическом приводе тормозных механизмов передних колес. При различии давления в гидравлических приводах замените регулятор давления в сборе.
- Выверните штуцеры для прокачки гидропривода тормозов задних тормозных механизмов и вверните вместо них штуцеры шлангов манометров.
- Прокачайте тормозную систему и манометры.
- Нажмите на педаль тормоза с усилием в 50 кгс и измерьте давление в гидравлическом приводе тормозных механизмов задних колес, которое должно быть не менее 40 кг/см2.
- Зафиксируйте педаль тормоза в этом положении.
- Отпустите болт крепления упругого рычага регулятора давления.
- Подвесьте к упругому рычагу груз массой 16 кг и затяните болт его крепления.
Регулировка стояночной тормозной системы
Детали стояночной тормозной системы:
1 — рычаг приводя стояночного тормоза; 2 — ручка рычага; 3 — трос выключения стояночного тормоза; 4, 5 — тросы привода стояночного тормоза; 6 — стопорная скоба;
7 — уравнитель
Регулирование натяжения тросов привода стояночного тормоза:
1 — контргайка; 2 — регулировочная гайка; 3 — ypавниватель; 4 — тросы привода
Примечание. Регулировка стояночной тормозной системы производится только при замене тормозных колодок, тросов или рычага привода.
- Убедитесь, что автомобиль снят со стояночного тормоза, и установите его на подъемник, вывесив задние колеса.
- Ослабьте контргайку 1 (см. фото).
- С помощью гайки 2 до6ейтесь хода рычага привода стояночного тормом в пределах 5-7 зубьев по сектору.
- Затяните контргайку.
Удаление воздуха из гидропривода тормозов
Прокачка тормозов необходима для удаления воздуха из гидропривода. Воздух может попасть в гидропривод вследствие разгерметизации системы при ремонте или замене отдельных узлов, а также при замене тормозной жидкости. На наличие воздуха в приводе тормозов указывает увеличенный ход педали и ее «мягкость».
Рекомендуется использовать специальную установку для прокачки гидроприводов под давлением в соответствии с ее инструкцией по жсплуатации. Если установки нет, можно прокачать систему тормозов, нажимая на педаль тормоза. В этом случае необходим помощник. Эффективность данного способа ниже, а трудозатраты больше, чем при применении специальной установки.
Гидропривод тормозов без АБС
Во время прокачки тормозной системы следите за наличием жидкости в бачке, не допуская обнажения его дна.
Прежде чем приступать к прокачке, исключите влияние вакуумного усилителя, нажав несколько раз на педаль тормоза.
Воздух удаляйте сначала из одного контура, затем из другого, начиная с колесных цилиндров задних тормозов, соблюдая следующую последовательность: цилиндры тормозных механизмов левого заднего, правого переднего, правого заднего и левого переднего колес.
- Долейте тормозную жидкость в бачок до нормального уровня.
- Снимите защитные колпачки со штуцеров выпуска воздуха. Очистите штуцеры от пыли и грязи.
- Наденьте на головку штуцера тормозного механизма правого заднего колеса прозрачную трубку, а ее свободный конец опустите в сосуд, частично заполненный чистой тормозной жидкостью. Нажмите на педаль тормоза, чтобы создать давление в системе гидропривода тормозов. Если при нажатии на педаль не ощущается сопротивление, медленно и без перерывов нажимайте на нее до того, как нажатие будет требовать какого-либо усилия. Отверните штуцер при нажатой до отказа педали. После этого помощник должен медленно нажимать на педаль тормоза и медленно отпускать ее, при этом жидкость вместе с воздухом будет вытесняться из системы через шланг в сосуд. Повторяйте этот процесс до тех пор, пока не прекратится выход пузырьков и из шланге начнет поступать чистая жидкость, задержите педаль в нажатом состоянии и плотно заверните штуцер для выпуска воздуха. Снимите шланг и наденьте на штуцер защитный колпачок.
- Повторите операции для других колес.
- После прокачки восстановите при необходимости уровень тормозной жидкости в бачке. Не применяйте жидкость, слитую из системы для заполнения бачка, так как она насыщена воздухом, содержит много влаги и может быть загрязнена.
Гидропривод тормозов с АБС
Предупреждение:
Запрещается отвертывать штуцеры для прокачки привода задних тормозов при нажатой педали тормозов и заполненном гндроаккумуляторе высокого давления гидравлического привода тормозов механизмов задних колес.
Тормозная жидкость в гидроаккумуляторе находится под давлением 150 кг/см2. До удаления воздуха из гидропривода стравите давление в гидроаккумуляторе, отвернув винт сливного отверстия.
Запрещается включать зажигание, если это не оговорено специально.
Удаление воздуха из гидравлического распределительного блока
- Проверьте уровень тормозной жидкости в уравнительном бачке и, при необходимости, доведите его до нормы.
- Наденьте на головки штуцеров прозрачные трубки, а свободные их концы опустите в сосуд с чистой тормозной жидкостью.
- Отверните штуцеры для прокачки гидроблока.
Включите зажигание и проверьте на слух, включился ли электронасос.
Удаление воздуха из колесных цилиндров
- Наденьте на головку штуцера для прокачки привода тормоза прозрачную трубку, а свободный ее конец опустите в сосуд, частично заполненный чистой тормозной жидкостью.
- Проверьте уровень жидкости в уравнительном бачке и, при необходимости, доведите его до нормы.
- Стравите давление в гидроаккумуляторе, слив из него тормозную жидкость.
- Отверните штуцер для прокачки привода тормоза.
- Включите зажигание и нажмите на педаль тормоза.
- Как только жидкость станет выходить из шланга без пузырьков, вверните штуцер.
- Отпустите педаль тормоза и выключите зажигание.
- Повторите операции для других колес.
Примечание. После завертывания винта сливного отверстия гндроаккумулятора не держите долго нажатой педаль тормоза, чтобы не вызывать повышения давления в гидроаккумуляторе.
Вакуумный усилитель тормозов «Газели»: неисправности и ремонт
Современные автомобили оснащены вакуумным усилителем тормозов, что позволяет тормозить плавно и без каких-либо усилий. Особенно это эффективно на мокрой дороге или при гололеде. Как можно понять, что вакуумный усилитель тормозов «Газели» неисправен и требует ремонта?
Принцип работы усилителя
Вакуумный усилитель представляет собой округлую камеру, разделенную внутри мембраной. С одной стороны присоединен шланг разряжения, с другой стороны находится клапан, который регулирует смену разряжения и атмосферного воздуха. При нажатии на педаль тормоза шланг разряжения перекрывается клапаном, а мембрана отходит в сторону, толкая шток. Шток же в свою очередь давит на поршень цилиндра. Чем сильнее мы давим педаль, тем больше создается атмосферного давления на цилиндр и колодки.
Исправный и хороший вакуумный усилитель тормозов «Газели» делает процесс торможения более надежным. Неполадки в вакууме не повлияют на работу системы тормозов полностью, но западание педали тормоза может негативно сказаться на качестве езды и привести к аварии в момент, когда срочно нужно остановиться.
Как проверить
Проверка и замена вакуумного усилителя тормозов «Газели» обязательна при первой необходимости. Для этого не нужно каждый день поднимать машину и проверять ее. Как только водитель замечает, что при нажатии на педаль тормоза становится тяжело, следует проверить усилитель на неисправности.
- Нажимаем на педаль тормоза несколько раз до упора и в нажатом состоянии запускаем двигатель. Перепады давления в усилителе заставят тормозную педаль сдвинуться еще вперед. Если вы не почувствовали перемещения педали, нужно проверить шланги соединения на герметичность. Возможно, где-то пропускает воздух.
- Если вышеупомянутая процедура не помогает, тогда вакуумный усилитель тормозов «Газели» нуждается в замене или ремонте.
- Герметичность самого усилителя проверяем так: заводим двигатель на несколько минут и глушим мотор. Секунд через тридцать нажимаем на тормоза два раза. Если вы не слышите характерного шипения воздуха, деталь неисправна.
- Продуваем шланг с обратным клапаном. Если воздух проходит с обеих сторон шланга, следует заменить клапан.
- Во время холостой работы двигателя начинается «троение». Если в этот момент нажать тормоза и троение исчезнет, значит вакуум неисправен.
Иногда вполне достаточно затянуть потуже хомуты, чтобы избежать разгерметизации, или заменить резиновые элементы, такие как мембрана или прокладка. Предварительная проверка выявит, в чем именно проблема. Осмотр детали нужно проводить тщательно: потеки масла и даже мелкие трещины могут быть причиной неисправности. Возможен износ хомутов или их сдвиг. Если ваши попытки выполнить ремонт вакуумного усилителя тормозов «Газели» не принесли успеха, придется менять механизм.
Как устроен механизм
Корпус имеет две части: вакуумная, со стороны главного цилиндра, и атмосферная — от педали тормоза. В вакуумной камере установлен обратный клапан, который соединяет полость с впуском. На дизельных двигателях есть электрический насос, который бесперебойно усиливает тормоза. Механизм усилителя функционирует, только когда мотор заведен. Также в нем имеется толкатель, который методом сдвига клапана соединяет диафрагму с цилиндром, а поршень нагнетает тормозную жидкость.
Когда вы отпускаете педаль, возвратная пружина возвращает диафрагму на место и процесс торможения прекращается. Большинство современных автомобилей оснащены системой ESR, которая предотвращает опрокидывание машины при очень резком торможении.
Замена детали
Для начала нужно будет снять обивку моторного отсека. Все трубки, соединяющиеся с главным тормозным цилиндром, остаются на своем месте, главное, чтобы в систему не попал воздух.
Снимаем усилитель тормозов с машины в таком порядке:
- При необходимости очищаем деталь от грязи.
- Откручиваем гайку, чтобы снять вакуумный усилитель с цилиндра.
- Снимаем шланг разряжения. Если нужно, можно снять его со штуцером.
- Закрепить главный цилиндр так, чтобы из него не вытекла тормозная жидкость.
- Скручиваем отверткой шайбы, на которых держится усилитель, со стороны кабины.
- Откручиваем и вытаскиваем болт из проушины ключом № 17.
- Из отверстия толкателя вытаскиваем две пластиковые прокладки.
- Из кабины отворачиваем четыре гайки, которые соединяют усилитель с педалью тормоза, и отсоединяем механизм от перегородки, отключая провод стоп-сигнала.
- Откручиваем еще несколько гаек из кронштейна.
Агрегат снят. Теперь можно осмотреть механизм и выявить неисправность вакуумного усилителя тормозов «Газели». Установить новый усилитель тормозов нужно в обратном порядке.
Регулировка усилителя
Прежде чем установить новый тормозной усилитель в машину, его нужно отрегулировать. Это позволяет педали легко ходить при нажатии. Настраиваем длину штока, стального длинного болта, выходящего над поверхностью детали. Регулировка длины штока определяет давление на тормозные цилиндры во время нажатия на педаль.
В среднем этот болт должен возвышаться над усилителем на 7 миллиметров. Если расстояние больше, то педаль будет иметь большой ход, а если меньше, то машина будет самопроизвольно притормаживать при езде. Правильная регулировка вакуумного усилителя тормозов «Газели» также влияет на то, как быстро педаль будет возвращаться в исходное положение. Недотянутый регулировочный винт собьет эффект механизма.
Безопасность важнее
Водитель обязан быть на все сто процентов уверенным в своей машине и в безопасности тормозной системы. Теперь, зная все нюансы того, как устроен и работает вакуумный усилитель тормозов «Газели», можно смело браться за его ремонт самостоятельно. Это будет по силам любому автолюбителю.
Как проверить вакуумный усилитель тормозов
- Причины и признаки неисправности ВУТ
- Как проверить ВУТ и вакуумный шланг
- Способы проверки усилителя
- Троение двигателя при нажатии на педаль тормоза
- Проверка вакуума двигателя вакуумметром
- Проверка ВУТ ручным вакуумным насосом
- Проверка обратного клапана ВУТ
- Что делать с неисправным устройством
- Регулировка и ремонт
- Ремонт и замена
Раньше водителю для остановки «железного коня» приходилось прилагать усилие, идентичное весу 80 кг. То есть, водитель должен был быть достаточно крупным и тяжелым. Неудивительно, что это вызывало значительные трудности у автолюбителей-женщин. Но потом придумали вакуумный усилитель тормозов (ВУТ). Он как раз и обеспечивает снижение силы, которую должен приложить водитель, надавливая напедаль тормоза.
Изобретение ВУТ значительно изменило жизнь автолюбителей к лучшему. Хорошо и то, что при установке вакуумного усилителя тормозов не нарушается работоспособность самой тормозной системы. Наоборот, этот механизм упрощает управление автомашиной, делает его более удобным и безопасным.
Причины и признаки неисправности ВУТ
Данная конструкция довольно прочная и надежная. Поломки ВУТ под воздействием внешних факторов случаются редко. Но, как и любая запчасть и узел автомобиля, вакуумный усилитель со временем изнашивается, поэтому его нужно регулярно проверять. Конечно, эта неисправность не критичная, но тормозить плавно куда приятнее и безопаснее, чем делать это рывком и с существенным приложением силы.
Почему вакуумный помощник может оказаться неисправным:
- повредился вакуумный шланг, в итоге нарушилась герметизация;
- порвалась перегородка, разделяющая сектора в кожухе ВУТ;
- повредился клапан вакуумника;
- разгерметизировались сектора;
- сломалась возвратная спираль.
Вакуумный усилитель тормозов в разрезе
Существуют определенные признаки, по которым можно определить некорректную работу вакуумного усилителя тормозов. Чтобы их выявить, необязательно делать дорогостоящую диагностику с использованием специального оборудования. Даже не нужно обладать автослесарными навыками.
Главных симптомов неисправности вакуумника шесть:
- Педаль остановки ТС стала тяжелее ходить, ее амплитуда уменьшилась наполовину.
- Появилась необходимость сильнее нажимать на тормоз, чтобы машина остановилась.
- При замедлении движения возникают чужеродные шипящие звуки.
- При отпущенной тормозной педали автомашина продолжает замедлять движение.
- Обороты мотора стали неравномерными из-за подсоса воздуха в вакуумном проводнике.
- ДВС работает нестабильно, то есть троит – это сильно ощущается при работе вхолостую.
Как проверить ВУТ и вакуумный шланг
Приостанавливаем ДВС и прокачиваем остановочную систему, нажав на тормоз шесть-семь раз. Снова заводим авто, держа ногу на педали. Если при запуске ДВС педаль торможения слегка подвинулась вперед, с вакуумником все нормально. Если не подвинулась, проверка усилителя тормозов должна быть проведена тщательнее.
Если при прокачивании остановочной системы возникли чужеродные шумы, для начала внимательно осматриваем все проводники и клапан, чтобы определить неисправность – возможно, ее причиной стали механические повреждения. Внимательно осматриваем основной проводник, соединяющий усилитель с коллектором ДВС автомашины.
Проверка вакуумного шланга и обратного клапана
Причиной неисправности вакуумника может стать клапан. Из-за тяжелых условий работы приходят в негодность резиновые прокладки. Это ведет к дополнительной тяжести клапана в движении или частичному поражению мембраны. Эти неполадки выявляются уже при визуальном осмотре.
Если, проверяя вакуумный шланг, места соединений и возвратный клапан, вы не обнаружили никаких неполадок, а проблема осталась, тогда идем дальше:
- Запускаем мотор вхолостую.
- Затягиваем ручник.
- Просим помощника надавить на тормоза.
- Используя плоскогубцы, пережимаем вакуумный шланг, предварительно обмотав его тряпочкой для избежания повреждения.
- Если ДВС не троит и функционирует стабильно, это говорит о неисправности именно вакуумника.
Способы проверки усилителя
Существует четыре основных варианта испытания вакуумного усилителя тормозов. Для начала, необходимо завести ДВС, поскольку лишь подача вакуума от мотора позволяет усилителю корректно функционировать.
Троение двигателя при нажатии на педаль тормоза
Если вакуумник пропускает воздух, то в процессе работы ДВС появляются пропуски зажигания. Такое случается вследствие повреждения мембраны или внутреннего клапана. Такая поломка ведет к нарушению наилучшей пропорции воздуха и горючего – в этом случае говорят о троении двигателя. Чтобы это проверить, запускаем мотор вхолостую и жмем на тормоза.
Включаем ДВС и даем ему поработать вхолостую около пяти минут. Потом выжимаем тормоз до конца. Это нужно для образования в остановочной системе вакуума. Отпускаем тормоз и опять давим до упора.
При неисправности вакуумного усилителя тормозов мы увидим, что амплитуда педали во второй раз окажется существенно короче. Если же педаль двигается одинаково и при начальном, и при повторном испытании, то узел не поврежден.
Проверка вакуума двигателя вакуумметром
Если результаты предыдущих тестов вызывают сомнения, то лучше продиагностировать ВУТ на достаточное поступления вакуума. В этом нам поможет вакуумметр.
Автомобильный вакуумметр
- Отсоединяем вакуумный шланг от усилителя и подключаем через тройник, обеспечивая возможность использования вакуумметра.
- Заводим ДВС.
- Смотрим на датчик: если на нем отображается значение меньше 400-450 мм ртутного столба, значит, вакуум выходит через трещину или негерметичный уплотнитель впускного коллектора, шланг, негерметичный уплотнитель головки блока цилиндров либо другие механизмы.
Проверка ВУТ ручным вакуумным насосом
Вот мы и подошли к тому, как проверить механизм, используя ручной вакуумный насос. Пожалуй, это наиболее действенный метод. На проверку уйдет совсем немного времени.
- Даем ДВС поработать вхолостую на протяжении 15 минут, до выхода на рабочую температуру.
- Заглушаем ДВС и отсоединяем вакуумный проводник от возвратного клапана усилителя тормозов.
- Подсоединяем к клапану ручной вакуумный насос.
- Подаем напор вакуума на механизм до 500 мм ртутного столба.
- Выжидаем пять минут: если ВУТ исправен, он будет держать вакуум.
- Жмем на остановочную педаль (насос при этом не отсоединяем) – при неповрежденном устройстве вакуум снизится на 125-250 мм ртутного столба. Если показатель останется таким же или снизится до нуля, значит, вакуумный помощник поврежден.
Проверка обратного клапана ВУТ
Проконтролировать работу возвратного клапана можно двумя способами: указанная деталь демонтируется, проверка производится при работающем моторе и выжатой педали остановки ТС.
Снимаем клапан. Дуем в штуцер, ранее присоединенный к ВУТ, используя жесткую резиновую грушу от ареометра. Можно подуть и ртом – в неповрежденном клапане воздух проходит свободно. Потом втягиваем воздух из штуцера. Нормально работающий клапан не будет пропускать воздух. Нарушения в этом процессе говорят о повреждении клапана вакуумного помощника.
Проверка обратного клапана ВУТ
Но снятие возвратного клапана – не лучшая проверка, так как в процессе демонтажа можно нарушить герметичность конструкции. Поэтому лучше использовать второй вариант:
- Заводим мотор на пару минут.
- Выжимаем до конца на педаль замедления хода и выключаем мотор.
- Неповрежденный возвратный клапан закроется. Поскольку со стороны коллектора отсутствует разрежение, а в отсеке останется вакуум, для удержания педали не надо прикладывать дополнительную силу.
- Если педаль остановки ТС сразу потянется кверху, то возвратный клапан системы поврежден.
Что делать с неисправным устройством
Теперь мы узнали, как проверить усилитель тормозов. Что предпринять дальше? На станции технического обслуживания вам, вероятнее всего заявят, что эту систему целесообразнее поменять на новую. Но неисправное устройство можно либо отремонтировать и отрегулировать, либо в процессе реконструкции заменить некоторые компоненты. И лишь в особых ситуациях замене подлежит весь механизм.
Вакуумный усилитель тормозов в разборе
Регулировка и ремонт
В ходе регулировки вакуумного помощника производится наладка свободного движения педали тормоза. Для корректного его выставления подгоняем длину штока. Используя регулировочный болт, проверяем зазор/выступ. Важно правильно настроить положение самого болта – это позволит найти точное мгновение открытия/закрытия клапанов.
Ремонт и замена
Негерметичный шланг в автомашине с бензиновым ДВС или насос в дизельном авто нужно поменять. Если ослаблены держатели, их необходимо затянуть. Если износились резиновые прокладки обратного клапана, используем ремонтный набор, предварительно убедившись, что проблема только в них, а другие компоненты ВУТ не повреждены. В принципе, обратный клапан можно заменить на новый, так как стоит он относительно недорого, а его ремонт достаточно трудоемкий.
С более серьезными проблемами, которые обнаружила проверка узла, необходимо обращаться к специалистам. Потратив какую-то денежную сумму, вы будете уверены в безопасности своей и пассажиров. Кроме того, после реконструкции нужно сделать синхронизацию колес при замедлении движения, проверить антиблокировочную систему и систему курсовой устойчивости. А это проводится на стенде диагностики с применением специальных технических средств.