Учреждение государственной думы 20 февраля 1906 г текст

Текст научной работы на тему «УЧРЕЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 20 ФЕВРАЛЯ 1906 Г.: ВОЗМОЖНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОЖИДАНИЯ». 1. Государственная Дума учреждается для обсуждения законодательных предположений, восходящих к Верховной Самодержавной Власти по силе Основных Законов и в порядке, установленном в сем Учреждении и в Учреждении Государственного Совета. 20 февраля 1906 года вышло «Учреждение Государственной думы», в котором определялась её компетенция: прежде всего, предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета. 23 апреля 1906 г. были изданы «Основные » (изменение которых могло осуществляться только по инициативе императора, но не Думы или Совета). Высочайшіе Манифесты и Указы. Высочайшій Манифестъ о измѣненіи учрежденія Государственнаго Совѣта и о пересмотрѣ учрежденія Государственной Думы (1906 г., Февраля 20).

Виртуальный хостинг

  • Из высочайшего указа от 20 февраля 1906 г. о составе и устройстве Государственной думы
  • Актуальные события
  • Деятельность Государственной Думы 1906-1917
  • ЯНВАРСКИЙ ГРОМ - 27 января 2024

«Начало парламентской истории»: как создавалась Государственная дума Российской империи

Совещание должно было высказаться по проекту указа «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка»20. Главный смысл указа состоял в необходимости упорядочения дела подготовки законов и проведения их в жизнь в целях укрепления императорской власти. Как повестка дня, так и состав совещания говорили о желании царя прислушаться к общественному мнению, учесть, так сказать, дух времени, а он был таков, что заставлял умы, и не только молодые, буквально клокотать. Витте, также приглашенный в совещание, замечает, что поворот в сторону общества был симптомом изменения политических взглядов царя, что ранее он при упоминании о мнении общества, необходимости с ним считаться неизменно парировал: «А какое мне дело до общественного мнения? А его отношение к последней, считавшей себя носителем национального самосознания, лучше всего передает его реплика князю Мирскому: «Мне противно это слово».

И добавил не то с иронией, не то саркастически, что следует повелеть Академии наук вычеркнуть это иноземное слово из словаря русской речи21. В свое время Павел I совершал уже нечто подобное, повелев не употреблять слово «гражданин» — как несущее вольнолюбивый дух, а говорить «обыватель» термин, приобретавший уничижительное значение, хотя этимологически он не являлся таковым. В Западном крае обыватель — это владелец, постоянный, уважаемый житель местности. Но суть была, конечно, не в филологических лингвистических тонкостях.

За словами стояло нечто более важное. Император был убежден, что за него стоит весь народ, простой люд. Императрица в разговоре с князем Мирским резко заметила: «Да, интеллигенция против царя и его правительства, но весь народ всегда был и будет за царя». Мирский пробовал возражать: «Да, это верно, но события всегда творит всюду интеллигенция, народ же сегодня может убивать интеллигентов за царя, а завтра — разрушит царские дворцы.

Это стихия». Этот взгляд вытекал из обшей историософии императора, считавшего, что Петр I совершил крупную ошибку, отойдя от политики своих предков, разрушил формы управления и национальный образ жизни, достигшие расцвета во времена Алексея Михайловича — его любимого государя. Интеллигенция — это один из результатов ошибочного курса Петра Великого и, еще более, его незадачливых преемников. Надобно сказать, что на эти темы Николай II говорил не часто и только с самыми близкими ему по духу, по настроению лицами22.

В этом плане совещание, организованное царем в исходе 1904 г. Речь пошла по-крупному, о выборе политической стратегии. Выступивший первым Витте говорил в пользу реформ, ибо вести прежнюю политику реакции невозможно, это приведет нас к гибели. Он получил поддержку председателя Госсовета графа Сольского и ряда министров.

Победоносцев, как обычно, считал, что «лучше всего ничего не менять». Важные уточнения информации содержатся в уже отмеченных «Воспоминаниях» С. Крыжановского: «1 декабря Святополк-Мирский сообщил мне, что государь, оставив у себя записку и проект манифеста, распорядился созвать на следующий день, 2 декабря, Особое совещание из высших сановников, в числе их Д. Сольского и С.

Витте, для обсуждения изъясненных в записке предложений, причем определенно сказал, что Победоносцева он умышленно не приглашает как очевидного противника всякого новшества. Вечером 2 декабря, приехав к Святополк-Мирскому узнать, чем кончилось дело, я застал его пришибленным. Усталый, упавшим голосом рассказал он подробности заседания. В заседании, в которое прибыл и Победоносцев, первым открыл прения С.

Витте, обрушившийся на предложение о допущении выборных от населения в Государственный Совет, доказывая, что это есть шаг к ограничению верховной власти. Витте поддержал, конечно, Победоносцев. Прочие, за исключением очень немногих, тоже отнеслись враждебно к предложениям, изложенным Святополк-Мирским, и дело свелось к назначению Особого совещания для соображения, что именно следует сделать. Стремления Витте, по словам Святополка, были направлены исключительно к тому, чтобы ценою чего угодно вырвать почин и захватить его в свои руки, как это впоследствии и оказалось.

Видно было, что Святополк отстаивал свои положения неумело и слабо и был сразу сбит с почвы более искусными противниками. На вопрос мой, был ли оглашен всеподданнейший доклад в совещании, Мирский сказал, что не успел сделать это, так как начал кратким словесным изложением, в середине коего сразу возникли споры, и что проект Манифеста он передал С. Немного дней спустя я узнал кое-какие мысли и выражения этого Манифеста в последовавшем Высочайшем указе 12 декабря 1904 года. Кто составил этот указ, не знаю, равно как не присутствовал и при бесконечных заседаниях Комитета министров и Особых совещаний, обсуждавших под руководством Витте способы осуществления изложенных в этом указе Высочайших предначертаний, которые, впрочем, в большинстве остались на бумаге»24.

В выборе курса реформ ведущая роль осталась за Витте. Уже здесь мы видим его склонность к авторитарности, к созданию сильного императорского правительства, главою которого он, естественно, видел себя. Это мнение возобладало. Император согласился с мнением большинства, но определенного, четко зафиксированного решения совещание не приняло.

Император подобных заключений всегда избегал, оставляя для себя возможность маневра. Проекты указов по материалам совещания и документов, представленных Мирским, царь поручил подготовить Витте, как председателю Комитета министров, и барону Э. Нольде управляющий делами Комитета министров, крупный юрист , во время совещания Нольде молчал, пишет Витте. При подготовке проекта указа надобно было учесть ход прений, их направленность, позицию царя.

На необходимость изменения законов об инославных и иных неправославных вероисповеданиях и в особенности много говорилось о смягчении суровых законов относительно старообрядцев указывалось неоднократно, как и о веротерпимости и большей свободе вероисповедания, высказывались о необходимости привлечь общественных деятелей к общественным делам, особливо местным, то есть расширить земские полномочия и земскую деятельность коих Витте до сего был врагом упрямым. При этом был возбужден вопрос: «Каким путем пересмотреть все надлежащее законодательство и сделать в нем и в жизни Российского государства необходимые преобразования». Было решено, что все эти вопросы должны быть рассмотрены в Комитете министров. Последний должен дать направление всем этим преобразованиям, испрашивая в случае необходимости высочайшие указания.

Эта сцена была настолько трогательна, что некоторые не могли удержать слез радости и умиления. И сам Витте — злой гений этого указа, называет его историческим. Он мог им быть, но не стал именно по вине председателя Комитета министров. Характерные признания о том, как указ 12 декабря был изуродован, сведен на нет, содержатся в мемуарах С.

На встрече в Александровском дворце присутствовал дядя царя великий князь Сергей Александрович. В начале встречи, определяя ее цель, император сказал: «Я этот указ одобряю, но у меня есть сомнение только по отношению одного пункта». Речь шла о привлечении общественных деятелей к работе Госсовета. Витте отвечал с истинно византийским витийствованием, он заявил, что указ написан под его «непосредственным руководством» и он этот пункт считает совершенно необходимым, своевременным, но проведение этой меры — привлечение в выборной форме представителей общественности к законотворчеству, к участию в Госсовете — «есть первый шаг к представительному образу правления, к конституции», и если государь не желает конституции, то, конечно, «осторожнее было бы этот пункт не помещать».

Короче, министр запугивал царя конституцией, стараясь попасть в тон царю, об опасениях которого он знал. Следует также учесть, что Витте попытался бросить тень и на идею Земских соборов, которую Николай II особенно после бесед с А. Гучковым и речи С. Трубецкого, приятно его изумившей активно был готов поддержать.

Земские соборы рисовались Николаю II именно как его совет с выборными «лучшими людьми» «всея Русской земли». Николаю II эпоха Алексея Михайловича чрезвычайно импонировала, тогда как к западничеству его сына он относился весьма критически. Этим определялся и выбор имени сына, и желание принять постриг и стать патриархом всея Руси, передав престол своему сыну Алексею, как было встарь. Поэтому выпад Витте против Земских соборов — это не второстепенная деталь, это выбор политической стратегии.

Ссылка Витте на «самосознание» работает, однако, против него. Значительная часть общественности как раз высказывалась за то, чтобы учесть опыт Земских соборов. Труды о «советах всея Русской земли» Ключевского, Платонова и других специалистов привлекли внимание. Платонова активно поддерживал президент Академии великий князь Константин.

Так что в вопросе о Земских соборах Витте явно передергивал. Речь шла о чем-то большем, чем соборы, о том, по какому пути пойдет становление представительных учреждений — эволюционным путем снизу, привлекая к законотворчеству по выбору от всех чинов и сословий «лучших людей», или это будет единовременный акт, реализация какой-либо «модели», изготовленная «русским Солоном» по иноземному образцу, разумеется самому разумному, единственно верному и пр. Следует признать, что лукавый царедворец добился своего. После этого государь сказал мне: «Да, я никогда ни в коем случае не соглашусь на представительный образ правления, ибо я его считаю вредным для вверенного мне Богом народа, и поэтому я последую вашему совету и этот пункт вычеркну».

В тот же день Витте навестил князя Мирского. Указ был утвержден для публикации, но пункт о расширении Госсовета вычеркнут. Это, замечает мемуарист, очень огорчило князя Мирского. Текст был опубликован в Собрании узаконений 12 декабря 1904 г.

Но после удаления пункта о преобразовании Госсовета эта декларация зависала в воздухе. Более того, в тот же день, 12 декабря, публикуется специальное правительственное сообщение, разъясняющее недопустимость пожеланий земств о «реформе внутреннего управления», более того, указывалось, что сторонники этих реформ — земская, дворянская общественность, весьма, кстати, тогда еще умеренная и в своих домогательствах стоящая на почве ортодоксальной легитимности, — тем не менее обвинялась в соучастии в антиправительственной деятельности: «сами того не сознавая, действуют на пользу не родины, а ее врагов», земцы объявлялись пособниками японцев27. Сторонники эволюционного, естественно-органического пути развития объявляются изменниками, тем самым расчищается поле деятельности для «русских Солонов», Робеспьеров и прочая. Витте знал, что делал.

Указ 12 декабря вызвал в обществе неоднозначные оценки. Совершенно бездоказательным, явно преувеличенным является утверждение редакции «Освобождения», что в указе виден «полный разрыв со всей политикой последних десятилетий! Другой крайностью было заключение большевиков — указ и его поддержка в многочисленных адресах земств и дворянских собраний доказывают, что «русское либеральное общество ищет не свободы, а реформы, облегчающей существование». Но от самой существенной стержневой реформы правительство как раз отказывалось.

Нельзя не отметить замечание С. Ольденбурга — и исследователя, и современника, — что «одновременно с указом о реформах в нем говорилось о свободе совести и о пересмотре законов о печати было опубликовано правительственное сообщение, предупреждающее, что «земские и городские и всякого рода учреждения и общества обязаны не выходить из пределов, предоставленных их ведению». На это сообщение было обращено больше внимания, чем на указ: Московское губернское земское собрание демонстративно прервало свое заседание, мотивируя это «волнением», которое вызывало у его членов правительственное сообщение30. Ольденбург смягчает правительственную угрозу, содержащую по существу обвинение земцев в невольном пособничестве врагам России.

Витте, выхолостивший указ 12 декабря, позже в мемуарах оправдывался, мол, «указ даже и с вычеркнутым пунктом» мог бы успокоить общество, но он фактически не был введен в действие, «встретив скрытое затруднение». Указ 12 декабря, констатирует Витте, «не мог послужить к успокоению общества, а, напротив, иногда служил еще большему возбуждению общества, ибо если не все, то часть общества скоро и легко разобралась в том, что дело уже желают свести на нет»31. Министр, как видим, целит в императора, обеляя себя, но факты, им же приведенные, скорее говорят, что часто происки таких «политических хамелеонов», как Витте, сводили на нет законодательные инициативы императора. Примечания 1 Проект Сперанского впервые опубликован в 1809 г.

Опубликовано неточно в известном труде Шильдера Н. Письма, дневники, афоризмы. Царствование императора Николая II. Во главе Пушкинского юбилейного комитета стоял великий князь Константин Константинович, президент Академии наук.

Он много сделал для увековечивания памяти поэта, равно как и для академии. Штутгарт, 1901. Ленин широко использовал записку в статье «Гонители земства и аннибалы либерализма», где резко осудил конституционалистов-земцев. В анализе генезиса антиконституциональных принципов Ульянова эта работа его имеет первостепенное значение.

Не конституция, а революция спасет Россию. К этому сводилась позиция молодого Ленина Старика уже в 1901 г. Плеханов, наоборот, настаивал на союзе с либералами конституционалистами. Дмитрий Сергеевич Сипягин 1857—1902 — выпускник Петербургского университета, по жене, урожденной княжне Вяземской, в родстве с древними родами — Шереметевыми, Мещерскими.

Любитель и ценитель древностей российских, сторонник самодержавия с Земским собором, «как встарь», что особенно нравилось царю. Сипягин считал, что, прежде чем Россию реформировать, ее надо хорошенько изучить. Он был одним из инициаторов Особого совещания о нуждах сельского хозяйства. При дворе последнего российского императора.

Труды Особого совещания. Издание Н. Львова и А. Стаховича при участии редакции газеты «Право».

Монархическая государственность. Русский флот понес потери. В строю осталось только 9 тяжелых кораблей против 14 японских. Японцы имели к тому же огромное преобладание в крейсерах и миноносцах.

Господствуя на море, противник быстро перебросил в Маньчжурию огромную армию, обеспечив себе огромное превосходство. Россия имела на Дальнем Востоке менее 100 тысяч войск. Сибирская магистраль, еще не завершенная, пропускала только 4 эшелона в сутки. Год ушел на создание маньчжурской армии, но к тому времени пал Порт-Артур и погиб весь флот.

Россия могла вытеснить японцев из Маньчжурии, но защитить Сахалин, Камчатку не могла. Тупиковая ситуация завершилась таким же мирным трактатом. Публикация С. Крыжановский — последний государственный секретарь Российской империи 1911—1917 , а до этого начальник департамента, товарищ министра внутренних дел при П.

Дурново и П. Имел репутацию эрудированного правоведа и был главным архитектором большинства законопроектов о преобразовании высших органов власти: Государственного Совета, Совета министров, Учреждения Государственной Думы, а также избирательных законов, в сумме составивших пакет конституционных реформ Николая II, то есть правовой основы думской монархии. Автор мемуаров пишет: «Я старался смотреть на все оком беспристрастного наблюдателя. Заметки эти изложены мною в 1912—1913 гг.

В эмиграции автор опубликовал свои мемуары: Крыжановский С. Берлин, [1929]. Второй расширенный текст, конечно, более полон, но он несет отпечаток позднейших тяжелых размышлений и сетований о нереализованных возможностях. Отдел 1.

Из записок общественного деятеля. Архив русской революции. Берлин, 1934. Автор — генерал-лейтенант, начальник канцелярии министерства императорского двора, игравшего исключительную роль при престарелом и влиятельном графе Фредериксе.

Упомянутый в тексте Д. Сольский 1833—1910 — граф, воспитанник Лицея пушкинского , статс-секретарь, действительный тайный советник первого класса что равнялось званию канцлера, фельдмаршала. Активный участник реформ. Лорис-Меликов — в 1878—1889 гг.

Сторонник реформ, проводник принципов правового государства. В период реформ последнего царя возглавил Особое совещание, в котором сосредотачивается вся работа по подготовке правовых актов, составивших в совокупности конституцию 1906 г. Отметим, что в Советской исторической энциклопедии 1971 ему места не нашли. Рядом с Сольским часто видим еще одного лицеиста.

Это Владимир Николаевич Коковцов 1853—1943 , из новгородских дворян, окончил в 1872 г. Александровский лицей, с 1872 г. Коковцов как министр финансов сыграл крупную роль в создании бездефицитного бюджета, укреплении золотого курса рубля. Как глава правительства он провел в жизнь первые пятилетние планы развития железных дорог, водного транспорта, сельского хозяйства и т.

При нем широко развернулось переселение крестьян за Урал и в Среднюю Азию. Был сторонником активного сотрудничества с Думой о чем ниже. Булыгинская Дума В оценке государственного строя России нет единства мнений, но устойчиво в нынешнее переходное время держится и подчеркивается тезис о самодержавной империи как воплощении дикого самовластия: «Тысячелетняя история России — это парадигма самовластия и рабства». Сторонники этой концепции, помимо всего прочего, исходят из отрицания важной роли реформ государственного строя, проведенных в начале нынешнего века, которые, по их мнению, не внесли каких-либо существенных изменений в структуру и деятельность высших органов государственной власти.

Разброс мнений в оценке былого, государственности «русского абсолютизма» идет по таким важным проблемам, как определение классовой сущности и социальной базы абсолютизма, соотношения таких фундаментальных понятий, как: единодержавие, самодержавие, самовластие, монархия и ее конституционные формы; причины возникновения абсолютизма и его позднейшей эволюции; основные этапы развития абсолютизма; выделение основных тенденций эволюции российской государственной системы вплоть до отрицания последней. Особой остроты споры достигают в оценке исторической роли монархии в России, в признании или отрицании ее конституционного периода в русской истории 1906—1917. В исследовательской литературе, и особенно в публицистике, государственный строй императорской России определяется обычно как царское самодержавие, абсолютная монархия, разновидность восточной азиатской деспотии, как дикое самовластие, империя зла. Преданы полному забвению наблюдения и выводы историографов старой школы Карамзин, Ключевский , что самодержавие — синоним единодержавия, возникает как феномен единства русской земли, ее независимости, суверенности, когда государь всея Руси перестает быть данником сопредельных властелинов и олицетворяет единство и целостность державы.

По наблюдениям автора, понятие «самодержавие» не оставалось неизменным. Примерно с середины XVI в. Это нашло отражение в работах историков и юристов исследуемого нами периода В. Ключевского, Н.

Коркунова, Н. Лазаревского, С. Платонова и др. В раскрытии внутреннего богатства, неоднозначности понятия «самодержавие» примерно со времен Радищева и декабристов обозначилась односторонность, сложившаяся и окрепшая к началу XX в.

При этом в либеральной литературе, оппозиционной прессе а она задавала тон, формировала общественное мнение замалчивалась и даже прямо отрицалась главенствующая роль самодержца в обеспечении единства, целостности, суверенности государства. Более того, роль императора как гаранта, охранителя «единой и неделимой России», конституционно закрепленной в Основных законах 1906 г. Особенно в нелегальных «летучих листках», прокламациях, брошюрах, но, к сожалению, не только в них, а и в подцензурной прессе, где господствовала знаменитая эзоповская речь. Указанные крайности и предвзятость определяли отношение либерально-оппозиционной общественности, интеллигенции к существующему государственно-политическому строю, опиравшемуся на монархическо-православные принципы организации и убеждения подданных.

В исследуемый период эта оппозиционная система взглядов нашла свое полное выражение в прессе, а позже в речах депутатов Государственной Думы. К началу XX в. На Правительствующий сенат возлагалось издание новых законов, что предполагало их правовую экспертизу и обеспечивало преемственность, согласованность юридических актов. При отсутствии в старой России представительных общенациональных учреждений Земские соборы были упразднены Петром I и конституционных прав и свобод сохранялись, функционировали выборные органы местного самоуправления, а также крестьянского волостного общинного самоуправления, хотя и под жестким чиновничьим надзором.

Нельзя также не учитывать великую роль принципа свободы вероисповеданий, закрепленного обычаями и законом, что в многоконфессиональной стране обеспечивало населению свободу духовной жизни, сохранение традиционных общественных структур, народного образа жизни, традиций и норм обычного права. Сохранились в то же время и такие определяющие правовую природу черты монархии, как недифференцированность исполнительной правительственной и законодательной властей, отсутствие четкого обособления их в структурно-правовом и особенно в функциональном практическом плане. Правительственная власть, возглавляемая императором, имела надзаконный характер. Возникновение совещательных структур свидетельствовало лишь о начале процесса разделения ветвей власти.

Император сохранял высшую законодательную власть. Законосовещательные органы лишь разрабатывали законодательные предложения и проекты, обретавшие силу закона лишь по утверждении их императором. Монарх оставался главой исполнительной власти. Министров он рассматривал как своих доверенных лиц, управлявших под его общим руководством центральными ведомствами.

Они непосредственно ему подчинялись и входили к монарху со всеподданнейшими докладами. Россия во многом оставалась государством, определяемым в специальной литературе как вотчинное, где высшая государственная власть функционирует и воспринимается подданными как продолжение права собственника, где правитель-властелин является одновременно и суверенным государем, и собственником, обладателем. Эти черты нашли отражение и в полном титуле российского императора. Всегда острым, болезненным оставался вопрос о законе, о соблюдении норм права, без чего невозможно сохранить стабильность общества, гарантировать не только свободу и права граждан, но обеспечить элементарную безопасность населения.

При абсолютистском строе монарх формально является единственным творцом законов. Но на практике реальная власть всегда была в руках «аппарата», как отмечали знатоки старины, полнота принадлежала не государю и даже не боярам, а приказным дьякам, которые могли нелюбый им указ так упрятать, что и Тишайший не мог отыскать нужную ему грамоту. Впервые Россия со всевластием и произволом приказных дьяков как с общенациональным бедствием и прообразом бюрократии столкнулась еще в XVII в. В России, возможно, острее, чем в других государствах, ощущалась неразрывная связь между укреплением законности и обузданием «приказных», преодолением бюрократических извращений — этого злокачественного «средостения», клином вонзившегося между монархом и народом, нарушая связь государя с его подданными, без которой не может быть прочным державное строение.

Еще в начале XIX в. Однако вплоть до реформ 1904—1907 гг. Основным формальным признаком закона в государственном праве XIX в. Коркунов, Н.

Лазаревский , оставалось «высочайшее утверждение», включая и устное повеление монарха. При этом такие аспекты законотворчества, как законодательный почин, форма нормативного акта, участие в его подготовке Государственного Совета, Кабинета министров, а в его издании — Сената и другие аспекты на практике не принимались во внимание. Правоведы делали попытки для укрепления законности выявить существенное различие между законом-актом, одобренным Государственным Советом, утвержденным царем, изданным Сенатом, с одной стороны, и высочайшим указом императора или устным его повелением — с другой. На практике соблюсти подобное формальное разграничение между законом и повелением императора было чрезвычайно трудно.

Степан Васильевич Аникин, депутат от Саратовской губернии. Евгений Николаевич Щепкин, депутат от города Одессы. Александр Робертович Ледницкий, лидер польской национальной группы. Иван Кириллович Заболотный, депутат от Подольской губернии. Владимир Дмитриевич Кузьмин-Караваев, депутат от Тверской губернии. Владимир Дмитриевич Набоков, депутат от города Санкт-Петербурга. Гавриил Феликсович Шершеневич, депутат от города Казани. Исидор Иванович Рамишвили, депутат от Кутансской губернии.

Хотя Съезд народных депутатов как высший орган государственной власти и Верховный Совет, состоящий из двух палат - Совета Республики и Совета Национальностей, как его постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган сохраняли широкие полномочия в области законодательной деятельности, определения внутренней и внешней политики, принятия решений по вопросам государственного устройства и т. Подобное перераспределение общественных ролей в условиях отсутствия парламентских традиций, отработанного механизма согласования интересов, а также личные амбиции руководителей с обеих сторон не раз служили причиной острых правовых и политических коллизий во взаимоотношениях законодательной и исполнительной властей, что, в конце концов, привело в октябре 1993 г.

Президент России Б. Этим Указом вводилось в действие Положение о выборах депутатов Государственной Думы. В соответствии с этим Положением предлагалось провести выборы в Государственную Думу - нижнюю палату Федерального Собрания Российской Федерации. Впервые нижняя палата парламента РФ начала свою работу в декабре 1993 года. В ее состав входили 450 депутатов. Хмельницкая, И. Депутатами избирались 19 человек. Псковская губерния в I Государственной Думе была представлена четырьмя депутатами — Федот Максимович Максимов — георгиевский кавалер, зауряд-прапорщик, крестьянин Опочецкого уезда, Слободской волости, деревня Липицы, Константин Игнатьевич Игнатьев — крестьянин Холмского уезда, деревня Замошье, граф Петр Александрович Гейден — тайный советник, Опочецкий уездный предводитель дворянства, Трофим Ильич Ильин — георгиевский кавалер, крестьянин Островского уезда Качановской волости, деревня Унтино. Выборщики забаллотировали всех крупных землевладельцев, из которых прошел только один — Николай Николаевич Рокотов, председатель Новоржевской уездной земской управы. Среди них — А.

Зарин, С. Зубчанинов, Г. В составе первых двух Дум от Псковской губернии преобладали депутаты-крестьяне, в составе третьей и четвертой Дум — дворяне, что стало следствием третьеиюньского государственного переворота 1907 года, обеспечившего большинство в Думе представителям консервативных сил. Из 19 депутатов 11 были представителями дворянства, 8 — от крестьянства. Источник: Никитенко, Н. Автор статьи Валерий Кузьмин - директор Государственного архива Псковской области. Полезные материалы для учителей и библиотекарей В 2011 году с целью более глубокого ознакомления учащихся 10 - 11-х классов общеобразовательных учреждений РФ с историей, развитием и современной законодательной базой парламентаризма в России, с работой Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, других законодательных и представительных органов были разработаны Методические рекомендации по проведению открытого урока «Развитие парламентаризма в России». К методической разработке приложен довольно обширный рекомендательный список источников и литературы, состоящий из нескольких разделов: - развитие парламентаризма в Российской империи 1906-1917 годы - развитие парламентаризма в Российской Федерации - учебники - методические издания - интернет-ресурсы. Также на сайте Государственной Думы РФ представлены богато иллюстрированные Информационно-справочные материалы по истории российского парламентаризма в формате pdf , подготовленные советником Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации профессором Н. Содержание: Раздел 1.

Руководство Российской Федерации о значении парламентаризма в современной России Раздел 2. Исторические предпосылки парламентаризма в России Раздел 3. Первая Государственная Дума Раздел 4. Вторая Государственная Дума Раздел 5. Третья Государственная Дума Раздел 6. Четвертая Государственная Дума Раздел 7. Революции 1917 года и судьбы парламентаризма в России Раздел 8. Эпоха советской системы власти Раздел 9. Перестройка советской политической системы и начало возрождения парламентаризма в России Раздел 10. Конституционные основы современного российского парламентаризм Раздел 11.

Государственная Дума первого созыва Раздел 12. Государственная Дума второго созыва Раздел 13. Государственная Дума третьего созыва Раздел 14. Государственная Дума четвертого созыва Раздел 15. Государственная Дума пятого созыва Раздел 16. Современный парламентаризм на региональном и местном уровнях власти Российской Федерации Список литературы Книги Алешкин, А. Думы Таврического дворца : [Гос. Сборник выпущен в 2006 году к столетнему юбилею Государственной Думы издательством «Парламентской газеты»- «Думы Таврического дворца». Авторы сборника - кандидаты исторических наук пeтербуржец Александр Калмыков и москвич Александр Алешкин - не только подробно анализируют ситуацию, сложившуюся в России в начале ХХ века, но и, что наиболее ценно, представляют наиболее популярных действующих лиц той эпохи - депутатов первых четырех Государственных Дум. В сборнике исторических очерков впервые подробно рассказывается о жизненном пути и общественной деятельности многих известных российских политиков, законодателей начала прошлого века — С.

Муромцеве, В. Набокове, М. Родзянко, А. Коновалове и многих других. Их имена ранее либо совсем замалчивались, либо подавались чересчур тенденциозно. Отсюда и название сборника - это и четыре Государственные Думы, заседавшие в одном из красивейших дворцов Санкт-Петербурга - Таврическом, и думы, идеи, мысли законодателей, витавшие в зале заседаний российского парламента.

Председатель Государственной думы и два его товарища избираются Думой из числа ее членов на год, по истечении коего те же лица могут быть вновь избираемы. Председатель, кроме указанного в статье 3 случая, исполняет свои обязанности впредь до нового выбора председателя.

Избранный на последний год пятилетия ст. В случае отсутствия председателя, его обязанности исполняет один из его товарищей, постановлением Думы к тому назначенный. Председатель Государственной думы всеподданнейше повергает на высочайшее благовоззрение о занятиях Думы… 12. Для соображения общих, возникающих относительно деятельности Государственной думы, вопросов, под председательством ее председателя, состоит совещание, в состав коего входят товарищи председателя Думы, а равно секретарь Думы и один из его товарищей, постановлением Думы к тому назначенный. О членах Государственной думы 13. Члены Государственной думы при вступлении в Думу дают торжественное обещание по прилагаемой при сем форме. Члены Государственной думы пользуются полной свободой суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями. Член Государственной думы может быть подвергнут лишению или ограничению свободы не иначе, как по распоряжению судебной власти, а равно не подлежит личному задержанию за долги.

Для лишения свободы члена Государственной думы во время ее сессии должно быть испрошено предварительное раз решение Думы, кроме случая привлечения члена Думы к ответственности в порядке, указанном в статье 22, равно как случая задержания при самом совершении преступного деяния или на следующий день. Член Государственной думы выбывает из ее состава в случае: а утраты русского подданства; б утраты ценза, дающего права на участие в выборах; в поступления на действительную военную службу и г назначения по гражданской государственной службе на должность, соединенную с определенным окладом содержания, за исключением должностей министров и главноуправляющих отдельными частями. Членам Государственной думы в течение ее сессии производится суточное из казны довольствие в размере десяти рублей в день каждому. Сверх того, членам Думы возмещаются из казны раз в год путевые издержки по расчету пяти копеек на версту от места их жительства до С.

«Начало парламентской истории»: как создавалась Государственная дума Российской империи

Манифестом 20 февраля 1906 года высшее законосовещательное учреждение Российской империи Государственный совет (существовал в 1810-1917 годах) был преобразован во вторую законодательную палату с правом вето на решения Государственной думы; разъяснялось. Государственная дума Российской империи — высший законодательный представительный орган России в 1906-1917 годах. Практические шаги по созданию в России высшего РИА Новости, 01.02.2017. «верхней палатой российского парламента». 23 апреля 1906 г. были изданы «Основные » (изменение которых могло осуществляться только по инициативе императора, но не Думы или Совета). Выборы в Первую Государственную Думу шли почти месяц – с 26 марта по 20 апреля 1906 года. Также как в современных США, они были непрямыми. Для избирателей земледельческой и городской курий выборы были двухстепенными. 1. Государственная дума учреждается для обсуждения законо-дательных предположений, восходящих к верховной самодержавной власти по силе основных законов и в порядке, установленном в сем учреждении и учреждении Государственного совета.

Из высочайшего указа от 20 февраля 1906 г. о составе и устройстве Государственной думы

14 февраля 1917 г. в столице начались забастовки, которые уже не прекращались; 23 февраля стотысячная демонстрация работниц потрясла Петроград; 25 февраля император издал указ о роспуске Государственной Думы. 1. Государственная дума учреждается для обсуждения законодательных предположений, восходящих к верховной самодержавной власти по силе Основных государственных законов и в порядке, установленном в сем Учреждении и в Учреждении Государственного совета. 23 апреля 1906 г. были изданы «Основные » (изменение которых могло осуществляться только по инициативе императора, но не Думы или Совета). По итогам работы совещания 6 августа были опубликованы «Манифест об учреждении Государственной думы», «Учреждение Государственной думы», а также «Положение о выборах в Государственную думу». Манифестом 20 февраля 1906 года высшее законосовещательное учреждение Российской империи Государственный совет (существовал в годах) был преобразован во вторую законодательную палату с правом вето на решения Государственной думы; разъяснялось. 9.07.1906). Выборы в I Государственную Думу. Николай II, российский император (1894-1917 гг.) Учреждение Государственной Думы произошло в условиях нарастания начавшейся в 1905 году Первой русской революции.

Манифест об учреждении в России Государственной думы. Досье

Максим Максимович Ковалевский, депутат Харьковской губернии. Федор Измаилович Родичев, депутат от Тверской губернии. Сергей Андреевич Котляревский, депутат Саратовской губернии. Алексей Федорович Алядьин, депутат Симбирской губернии. Михаил Александрович Стахович, депутат Орловской губернии. Павел Иванович Новгородцев, депутат от Екатеринославской губернии. Моисей Яковлевич Острогорский, депутат от Гродненской губернии. Федор Федорович Кокошкин, депутат от города Москвы.

Учреждение было переработано Крыжановским, без существенных поправок одобрено совещанием гр. Сольского из министров и нескольких членов Государственного совета и II Царскосельским особым совещанием под председательством Николая II и утверждено им 20. Закон действовал до 1917 г. В 1908 в него были внесены поправки, указанные в примечаниях. Текст приводится полностью. Глава I. О составе и устройстве Государственной думы 1. Государственная дума учреждается для обсуждения законодательных предположений, восходящих к верховной самодержавной власти по силе Основных государственных законов и в порядке, установленном в сем Учреждении и в Учреждении Государственного совета. Государственная дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет на основаниях, указанных в Положении о выборах в Думу. Государственная дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий её членов распущена указом императорского величества. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время её созыва. Продолжительность ежегодных занятий Государственной Думы и сроки их перерыва в течение года определяются указами Императорского Величества. Государственная Дума может для предварительной разработки подлежащих её рассмотрению дел образовывать из своей среды отделы и комиссии. Число отделов и комиссий, их состав, а также предметы их ведомства устанавливаются Государственною Думою. Для законного состава заседаний Государственной думы требуется присутствие не менее одной трети всего числа данного состава членов Думы. Расходы по содержанию Государственной Думы относятся на счет государственного казначейства. Глава II. О председателях Государственной Думы, её отделов и комиссий 9. Председатель Государственной думы и два его товарища избираются Думою из числа её членов на год, по истечении коего те же лица могут быть вновь избираемы. Председатель, кроме указанного в статье 3 случая, исполняет свои обязанности впредь до нового выбора председателя. Избранный на последний год на пятилетия ст. В случае отсутствия председателя его обязанности исполняет один из его товарищей, постановлением Думы к тому назначенный. Председатель Государственной думы всеподданнейше повергает на высочайшее благовоззрение о занятиях Думы. Председатели отделов и комиссий ст. Для соображений общих возникающих относительно деятельности Государственной думы вопросов под председательством ее председателя состоит Совещание, в состав коего входят товарищи председателя Думы, а равно секретарь Думы и один из его товарищей, постановлением Думы к тому назначенный. Глава III. О членах Государственной думы 13. Члены Государственной думы при вступлении в Думу дают торжественное обещание по прилагаемой при сем форме прил. Члены Государственной думы пользуются полною свободою суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями. Член Государственной думы может быть подвергнут лишению или ограничению свободы не иначе как по распоряжению судебной власти , а равно не подлежит личному задержанию за долги. Для лишения свободы члена Государственной думы во время её сессии должно быть испрошено предварительное разрешение Думы, кроме случая привлечения члена Думы к ответственности в порядке, указанном в статье 22, равно как случая задержания при самом совершении преступного деяния или на следующий день. Член Государственной думы может отказаться от сего звания, заявив о сем письменно председателю Думы. Член Думы, отказавшийся дать торжественное обещание при вступлении в Думу ст. Член Государственной думы выбывает из её состава в случае: а утраты русского подданства; б утраты ценза, дающего право на участие в выборах ; в поступления на действительную военную службу ; г назначения по гражданской государственной службе на должность, соединенную с определенным окладом содержания, за исключением должностей министров и главноуправляющих отдельными частями. Сверх указанных в предшедшей 18 статье случаев член Государственной думы выбывает из её состава в случае наступления обстоятельств, указанных в пунктах 1, 2, 5. Член Государственной Думы временно устраняется от участия в её собраниях в случае: а привлечения к следствию или суду по обвинению в преступных деяниях, означенных в пункте а статьи 7 Положения о выборах в Думу или влекущих за собою отрешение от должности, и б объявления несостоятельным должником впредь до определения свойства несостоятельности. Член Государственной думы признается выбывшим из её состава ст. Члены Государственной думы за преступные деяния, совершенные при исполнении или по поводу исполнения обязанностей, лежащих на них по сему званию, привлекаются к ответственности в порядке и на основаниях, установленных для привлечения к ответственности высших чинов государственного управления Учр. Членам Государственной думы в течение ее сессии производится суточное из казны довольствие в размере десяти рублей в день каждому. Сверх того, членам Думы возмещаются из казны раз в год путевые издержки по расчету пяти копеек на версту от места их жительства до С. Члены Думы, занимающие вместе с тем должности министров или главноуправляющих отдельными частями, не получают упомянутого суточного довольствия. Глава IV. О секретарях Государственной думы, ее отделов и комиссий, о канцелярии Думы и состоящих при ней лицах. Секретарь Государственной Думы и его товарищи избираются Думою из числа её членов на пять лет ст. Секретари отделов и комиссий ст. Для производства дел по Государственной думе состоит при ней канцелярия. Труды его разделяют товарищи секретаря Думы. В случае, указанном в статье 3, управление канцелярией Думы возлагается, впредь до избрания секретаря новым составом Думы, на государственного секретаря. Исполнение последовавших со стороны председателя Государственной думы распоряжений в видах поддержания порядка в её помещениях возлагается на пристава Думы и его помощников, которые исполняют также распоряжения председателей Думы, её отделов и комиссий для охранения порядка в их заседаниях. Пристав Государственной думы и его помощники в числе, определенном штатом, назначаются председателем Думы. Правила о порядке назначения и увольнения служащих в канцелярии Государственной Думы и состоящих при ней лиц, а равно о прохождении ими службы при сем прилагаются. Глава V.

Император назвал ее «особым законосовещательным установлением, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений». Поделиться: Манифест об учреждении Государственной Думы 1905 года, августа 6 Объявляем всем Нашим верным подданным: Государство Российское созидалось и крепло неразрывным единением Царя с народом и народа с Царем. Согласие и единение Царя и народа великая нравственная сила, созидавшая Россию в течение веков, отстоявшая ее от всяких бед и напастей, и является доныне залогом ее единства, независимости и целости, материального благосостояния и развития духовного в настоящем и будущем. В манифесте Нашем, данном 26 февраля 1903 года, призывали Мы к тесному единению всех верных сынов отечества для усовершенствования государственного порядка установлением прочного строя в местной жизни. И тогда озабочивала Нас мысль о согласовании выборных общественных учреждений с правительственными властями и об искоренении разлада между ними, столь пагубно отражающегося на правильном течении государственной жизни.

Рекомендации: эту книгу рекомендовали 0 пользователей. Прежде чем рекомендовать книгу, хорошо подумайте. Рекомендация - это высшая оценка, которую вы можете выставить книге.

Деятельность Государственной Думы 1906-1917

1. Государственная дума учреждается для обсуждения законо-дательных предположений, восходящих к верховной самодержавной власти по силе основных законов и в порядке, установленном в сем учреждении и учреждении Государственного совета. 30-е заседание 20-го июня. ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ. Ассигновка 15-ти миллионов в помощь голодающим. Порядок работы Государственной думы всех созывов определялся Учреждением Государственной думы, введенным высочайшим указом от 20 февраля 1906 г., и Наказом.

Государственная дума в дореволюционной России

в Государственную думу» (11 декабря 1905 г.), Манифест «Об изменении Учреждения Государственного Совета и пересмотре «Учреждения Государственной думы» (20 февраля 1906 г.), а также новое «Учреждение Государственной думы» (Указ от 20 февраля 1906 г.). Совет министров возглавлял все ведомства по вопросам законодательства и высшего государственного управления, т. е. он в некоторой степени ограничивал деятельность Государственной Думы. Основные принципы работы Государственной Думы. об «Учреждении Государственной думы» и издать Манифест 17 октября 1905 г. с обещанием созвать законодательное собрание. Однако 20 февраля 1906 г. царь провел реформу, нацеленную на ограничение прав будущей Государственной думы. 23 апреля 1906 г. были изданы «Основные государственные законы» (фактически Конституция Российской Империи). Отметим, что их изменение могло осуществляться только по инициативе Императора, но не Думы или Госсовета). Выборы в Первую Государственную думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906. Выборы Депутатов Думы происходили не напрямую, а через избрание выборщиков отдельно по четырём куриям — землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • История Российского государства и права
  • Открытие Первой государственной думы
  • Порядок выборов в Государственную думу
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА - Древо

Государственная дума Российской империи 1906-1917 гг. (историческая справка)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА, 1) в Рос. империи в 1906–17 высший законодательный гос. орган наряду с реформированным Государственным советом; фактически нижняя палата парламента. Высочайшіе Манифесты и Указы. Высочайшій Манифестъ о измѣненіи учрежденія Государственнаго Совѣта и о пересмотрѣ учрежденія Государственной Думы (1906 г., Февраля 20). Дума первого созыва избиралась сроком на два года, срок полномочий четырех следующих созывов составил четыре года, а действующий шестой созыв избран на пять лет. С 2011 г. пост председателя Государственной думы занимает Сергей Нарышкин. Скрываясь пространством в Швейцарию, был арестован 19 августа и привезён в Париж. Манифест 20 февраля 1906 г текст власти Южной Осетии отрицали прозрачность южноосетинских вооруженных явлений к перехвату. Согласно Указу от 20 февраля 1906 “О переустройстве учреждения Государственного Совета” г. были радикально изменены принципы формирования Госсовета. Ранее его члены назначались царем.

Домашний очаг

  • Учреждение государственной думы
  • Литературные дневники / Проза.ру
  • Популярные статьи:
  • Государственная Дума Российской империи 1906-1917 гг
  • Государственная дума Российской империи гг. (историческая справка)

1 и 2 государственные думы

Выборщики губернии от всех курий от уездов, городских избирателей и крестьян избирали установленное законом количество членов Государственной думы на губернском избирательном собрании. Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек. В период подготовки закона о выборах правительство верило, что крестьяне его поддержат — этим объясняется предоставленная им столь значительная квота. Ограничения касались и нехристиан.

Съезд мусульманских духовных лиц и представителей мусульманских крестьянских обществ Ставропольского уезда около 500 чел. Первый определил срок деятельности Думы — 5 лет. При этом царь мог досрочно распустить ее и назначить новые выборы; он же определял продолжительность сессий и сроки перерыва в их работе.

Статья I определяла «предмет ведения» Государственной Думы: обсуждение законопредложений, восходящих к верховной самодержавной власти», в том числе вопросов, требующих издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления и отмены, государственную роспись доходов и расходов и т. Изданные в марте 1906 года «Бюджетные правила» ограничивали права Думы в области утверждения бюджета. Члены Государственной Думы распределялись по партийным группам - фракциям.

На заседаниях Думы могли присутствовать и выступать министры. Депутаты не менее 50 человек имели право обращаться с запросами к председателю Совета министров. Законодательные предположения рассматривались в Государственной Думе и, по одобрении ею, поступали в Государственный Совет.

Законодательные предположения, предначертанные по почину Государственного Совета, рассматривались в Совете и, по одобрении им, поступали в Думу. Законопроекты, прошедшие через обе палаты, представлялись царю Председателем Государственного Совета. Продолжительность ежегодных занятий Государственной Думы и сроки их перерыва в течение года определялись царскими указами.

Законодательные предположения, одобренные Государственным Советом и Государственною Думою, представляются на Наше усмотрение. Законодательные предположения, не принятия Государственною Думою, признаются отклоненными. Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется обращаться к Министрам и Главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными. В развитии сих главных оснований предначертаны и Нами утверждены постановления об изменении учреждения Государственного Совета, а также пересмотренное, по указаниям Нашим, учреждение Государственной Думы. Узаконения сии Мы повелели Правительствующему Сенату обнародовать во всеобщее сведение.

О порядке обсуждения законопроектов, общих Империй и Великого Княжества Финляндского, Нами в свое время будут преподаны надлежащие указания. Призывая благословение Божие на предпринимаемое Нами великое преобразование в государственном строе дорогого Отечества, Мы уповаем, что открываемые Нашим верным подданным пути к участию, через выборных, в единении с Нами, в делах законодательства приведут к возрождению духовных и материальных сил России и к утверждение в ней порядка, спокойствия и благосостояния, а с тем вместе к упрочению единства и величия Государства.

Но во время прекращения занятий Государственной Думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совете Министров представляет о ней Нам непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменения ни в Основные Государственные Законы, ни в учреждении Государственного Совета или Государственной Думы, ни в постановления о выборах в Совет или Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим Министром или Главноуправляющим отдельною частью не будет внесен в Государственную Думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы Соответствующей принятой мере законопроект или его не примут Государственная Дума или Государственный Совет. Предстоящую совместную сих высших государственных учреждений деятельность Мы устанавливаем на следующих главных основаниях: Государственный Совет и Государственная Дума ежегодно созываются и распускаются указами Нашими. Государственный Совет проверяет полномочия своих членов по выборам. Равным образом Государственная Дума проверяет полномочия своих членов. Одно и то же лицо не может быть одновременно членом Государственного Совета и членом Государственной Думы.

В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2.

Указ об учреждении Гос. Думы

Учреждена 6 августа 1905 г. После издания манифеста 17 октября 1905 г. Согласно Основным законам 23 апреля 1906 г. Основные законы предоставляли также императору право распускать Думу с назначением выборов Думы нового созыва и времени ее созыва, а правительству - право издания законодательных актов в перерывах между думскими сессиями. Государственная дума первого созыва работала с 27 апреля по 8 июля 1906 г. Обе первые Думы были распущены задолго до истечения срока полномочий с назначением новых выборов. Государственная дума третьего созыва, избранная уже по новому избирательному закону 3 июня 1907 г.

Дума рассматривала предположения, требовавшие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены за исключением относившихся к строевой, технической и хозяйственной частям военного и военно-морского ведомств; военного и морского ведомств; с 1909 г.

На фоне усиления революционных настроений и начавшейся в октябре 1905 г. Всероссийской политической стачки 17 октября того же года Николай II был вынужден подписать новый Манифест об усовершенствовании государственного порядка. Документ расширил полномочия Думы, придав ей законодательные функции. Манифест провозглашал, что "никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы", а также предоставлял право депутатам "участвовать в надзоре за закономерностью действий постановленных от Нас властей".

Госдума стала нижней палатой парламента. Функции верхней палаты были возложены на назначаемый императором Государственный совет, который одобрял или отклонял принятые Думой законы. К ведению нижней палаты относилось принятие законов, внесенных правительством, и утверждение части государственного бюджета. Право менять основные государственные акты она не имела. С 1906 г.

Дважды досрочно распускалась по решению императора в 1906 и 1907 гг.

Так, для 1-й землевладельческой курии она составляла 1 выборщик на 2 тыс. Участие в выборах по 1-й курии могли принимать только лица, имевшие земельную собственность от 100 до 650 десятин , или обладавшие недвижимым имуществом стоимостью свыше 15 тыс. Для избирателей 2-й курии устанавливался также соответствующий имущественный ценз.

Для избирателей 3-й и 4-й курий предусматривалась достаточно сложная многоступенчатая система выборов. Тем не менее право участвовать в выборах было предоставлено только рабочим мужского пола фабрик и заводов, предприятий горнозаводской промышленности и железнодорожных мастерских, насчитывавших от 50 до 1000 человек. Они могли избрать лишь одного уполномоченного. Другие промышленные предприятия были лишены права участвовать в избирательном процессе.

Государственная дума избиралась на 5 лет. Однако император имел право специальным указом распустить ее и назначить выборы в Государственную думу нового созыва. К тому же, определение продолжительности сессий и перерывов в заседаниях Государственной думы было также отнесено к компетенции императора. Государственная дума состояла из общего собрания, канцелярии, отделов и комиссий.

На общих собраниях рассматривались все важнейшие вопросы, обсуждались и принимались решения по представленным законопроектам. Общее собрание избирало из своего состава председателя, двух его заместителей, отделы и комиссии. Государственная дума функционировала с 27 апреля 1906 г. В связи с учреждением Государственной думы возникла необходимость сбалансировать ее несколько расширенные законосовещательные функции.

Для этого необходимо было преобразовать Государственный совет, располагавший совещательными полномочиями при императоре, в верхнюю палату первого российского парламента. Если до этого члены Государственного совета назначались монархом, то теперь в его состав входили члены по назначению и члены по выборам. При этом первая часть Госсовета подразделялась на членов, которые не обязаны были присутствовать на его заседаниях великие князья, представители высшей аристократии, высшие государственные и военные чиновники , и членов, обязанных присутствовать на заседаниях Государственного совета, участвовать в работе его департаментов и комиссий. Число членов по назначению должно было соответствовать численности членов по выборам.

Выборная часть Государственного совета составляла 98 человек. Они избирались на 9 лет. Однако предусматривалась их ротация: через три года одна треть избранных членов должна была уступить место вновь избранным членам. Избирались члены Государственного совета следующим образом: от дворянских губернских обществ — 18 человек; от крупных организаций промышленников и торговцев — 12 человек; от духовенства — 6 человек; от академии наук и университетов — 6 человек; от каждого губернского земского собрания — 1 человек; от землевладельцев Царства Польского — 6 человек; от сейма Великого княжества Финляндского — 2 человека и т.

В результате правительство оказалось в еще большей изоляции, так как октябристы отныне твердо перешли наравне с кадетами в легальную оппозицию. Законодательная деятельность Последняя в истории самодержавной России, Дума работала в предкризисный для страны и всего мира период. С ноября 1912 по февраль 1917 года состоялось пять сессий. Две пришлись на довоенный период и три - на период Первой мировой войны. Первая сессия проходила с 15 ноября 1912 года по 25 июня 1913 года, вторая - с 15 октября 1913 года по 14 июня 1914 года, чрезвычайная сессия состоялась 26 июля 1914 года. Третья сессия собиралась с 27 по 29 января 1915 года, четвертая - с 19 июля 1915 года по 20 июня 1916 года, и пятая - с 1 ноября 1916 года по 25 февраля 1917 года. Сибирская группа членов IV Государственной думы.

Сидят слева : А. Суханов, В. Пепеляев, В. Дзюбинский, Н. Некрасов, С. Востротин, М. Стоят: В.

Вершинин, А. Русанов, И. Маньков, И. Гамов, А. Дубов, А. Рыслев, С. Таскин По составу она мало отличалась от третьей, в рядах депутатов значительно прибавилось священнослужителей.

Среди 442 депутатов Госдумы IV созыва националистов и умеренно-правых — 120, октябристов — 98, правых — 65, кадетов — 59, прогрессистов — 48, три национальные группы польско-литовско-белорусская группа, Польское коло , мусульманская группа насчитывали 21 депутата, социал-демократы — 14 большевиков — 6, меньшевиков — 7, 1 депутат, не являвшийся полноправным членом фракции, примыкал к меньшевикам , трудовики — 10, беспартийные — 7. Председателем думы был избран октябрист М. Товарищами председателя были: кн. Урусов прогрессист с 20 ноября 1912 г. Волконский беспартийный, умеренно правый с 1 декабря 1912 г. Львов прогрессист с 1 июня по 15 ноября 1913 г. Коновалов прогрессист с 15 ноября 1913 г.

Варун-Секрет октябрист с 26 ноября 1913 г. Протопопов левый октябрист с 20 мая 1914 г. Некрасов кадет с 5 ноября 1916 г. Бобринский националист с 5 ноября 1916 г.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий