Ваз 21099 какие датчики находятся на двигателе - Журнал "Автопарк"
Auto-park24.ru

Журнал "Автопарк"
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ваз 21099 какие датчики находятся на двигателе

Датчик холла ваз 21099 инжектор

Где находится?

На автомобилях ВАЗ-2109 с карбюратором датчик Холла монтируется в корпусе распределителя зажигания. Работает он за счет того, что в конструкции трамблера имеется экран в форме полуцилиндра. Его боковая поверхность имеет окна – прорези. Когда металлическая часть этого полуцилиндра проходит около активной части датчика, происходит подача импульса на электронный коммутатор. Как только у прибора появляется окно – происходит прерывание импульса.

На датчик Холла ВАЗ-2109 подается напряжение 12 В, но ток потребления крайне низкий. Его хватает только для того чтобы открыть полупроводник, находящийся в коммутаторе. Уже последний усиливает сигнал и подает его на катушку, которая является повышающим трансформатором. В итоге из 12 Вольт получается более 20 кВ.

Функции и расположение

На карбюраторных ВАЗ 2109 датчик Холла (ДХ) отвечает за размыкание и замыкание контактной группы. При вращении экрана с окнами, на устройство подается сигнал, трансформирующийся в электрический. Посредством коммутатора сигнал идет на катушку зажигания, а там превращается в электрозаряд — искру.

Располагается ДХ у девятки на распределителе зажигания. Искать устройство необходимо под пылезащитным экраном. Датчик закреплен на опорной пластине с помощью заклепок или пары винтов. Это уже зависит от типа используемого распределителя.

На инжекторных ВАЗ 2109 датчик Холла отсутствует. Его функции выполняет датчик положения коленвала.

Как понять, что датчик сломан?

Перед тем как проверить датчик Холла на ВАЗ-2109, нужно определить, он ли виновен во всех бедах? Проблема в том, что многие симптому поломок системы зажигания схожи теми, которые возникают при неисправностях карбюратора или привода ГРМ. Вот основные признаки неисправности датчика Холла на ВАЗ-2109:

  1. Двигатель отказывается запускаться.
  2. Наблюдаются перебои при работе мотора. Причем они происходят во всех режимах. Плавность хода нарушается, ощущаются рывки.
  3. Холостой ход нарушен – обороты нестабильные либо мотор попросту останавливается.
  4. Неожиданные остановки двигателя.
  5. Существенное снижение мощности.

Если вы обнаружили один или несколько симптомов, то следует проверить систему зажигания. Ее разобрать намного проще, нежели карбюратор. Поэтому при поиске неисправностей стоит двигаться от меньшего «зла» к большему.

Признаки поломки

Если ДХ выйдет из строя, автомобиль сам вам сообщит о наличии неисправности. Для определения неполадок с ДХ существуют определенные признаки, идущие от двигателя:

  • Вы попросту не можете завести двигатель;
  • Возникают перебои в работе силового агрегата — плавный ход становится уже не таким плавным, появляются рывки;
  • Холостой ход нарушен или отсутствует полностью;
  • Двигатель может неожиданно выключиться, заглохнуть;
  • Заметно теряется мощность мотора.

Прежде чем бежать к подкапотному пространству и менять датчик Холла, для начала нужно убедиться, что причина всех бед с двигателем заключается именно в нем. Все же признаки косвенные, и они могут быть вызваны нарушением работоспособности других элементов вашего автомобиля.

Проверка состояния

Есть несколько основных способов, которые применяются сегодня для проверки текущего состояния датчика Холла. Познакомимся детальнее с каждым из них, а вы для себя решите, какой будете применять при очередной проверке ДХ на своем ВАЗ 2109.

Замена старого устройства новым

Это самый простой способ, который потребует от вас наличия под рукой запасного датчика Холла, в работоспособности которого вы уверены. Просто извлеките старый датчик, вставьте на его место новый и попробуйте завести автомобиль. Если все заработало, вы нашли причину. Если же нет, придется искать источник проблем в других система

Проверка напряжения на выходе

Для этого метода вам потребуется тестер, подключенный к выходу устройства. Если датчик Холла будет исправен, тестер покажет значения в пределах 0,4-11 Вольт. Если же данные не соответствуют установленным нормам, ДХ придется заменить

Имитация работы устройства

Популярный метод, в рамках которого вы обманываете собственный автомобиль, имитируя работу датчика Холла. Вам необходимо извлечь штекерную колодку, включить зажигание и соединить между собой 3 и 6 выходы. Если начнет проскакивать искра, будьте уверены, ваш датчик вышел из строя

Проверка без дополнительных приборов

Здесь вам тестер или вольтметр не потребуется. Сначала подключите вывод с катушки к свече зажигания, а резьбу свечи подключить на массу. Снимите каретку с датчиком и присоедините разъем. Теперь можно включать зажигание. С помощью отвертки проведите инструментом возле устройства — датчика Холла. Если на свече появится искра, это говорит об исправности ДХ. Если же нет, вывод очевиден.

Обнаружив, что ДХ неисправен, вам следует обязательно заменить устройство. Затягивать с этим мероприятием не рекомендуем.

Еще один способ диагностики

Как мы говорили ранее, симптомы такие могут наблюдаться и при нарушении работы карбюратора или привода газораспределительного механизма. Поэтому нужно осуществить диагностику прибора.

Давайте поговорим о том, как проверить датчик Холла на ВАЗ-2109 самостоятельно:

  1. Простейший вариант – просто поставьте новый датчик вместо старого. Если работа нормализуется, то проблема в нем. Но это возможно только в том случае, если у вас имеется в наличии запасной (причем наверняка исправный) прибор.
  2. Немного сложнее способ – замер напряжения на выходе датчика. Если он исправен, то его значение должно быть в интервале 0,4..11 В. Если выходит за этот предел, то датчик неисправен.
  3. И еще один простой вариант – использование имитатора датчика Холла ВАЗ-2109. Можно без него обойтись, если включить зажигание, от трамблера отсоединить колодку, а на коммутаторе замкнуть выводы «3» и «6». При этом на выходе катушки должна быть искра. Если ее нет, то датчик, скорее всего, исправен, проблема кроется в проводах, коммутаторе или катушке.

Перед тем как проверить датчик Холла на ВАЗ-2109, вам потребуется выполнить подготовку.

Но при этом вы наверняка определите целостность прибора. Процедура выполнения:

  1. Соединяете со свечой центральный вывод катушки зажигания.
  2. Корпус свечи соединяете с минусом питания (массой).
  3. Снимаете датчик Холла.
  4. Включаете зажигание. Колодка с проводами должна быть подключена к датчику.
  5. Проводите отверткой или любым металлическим (магнитным) предметом около активной части прибора. Если искра появится, то датчик исправен. Если нет – его нужно заменить.

Правда, если работа датчика нестабильная, этот способ может не помочь – попробуйте поставить заведомо исправный.

Замена

Ничего особо сложного в замене ДХ на отечественной девятке нет. Потому за работу вполне можно браться своими руками даже начинающему водителю.

  1. Отключите минусовую клемму от аккумулятора.
  2. Отключите бронепровода от трамблера, отключите шланг от вакуум-корректора.
  3. Далее извлекайте газовый трос и пока убирайте его в сторону, дабы не мешал процессу.
  4. Открутите крепеж кронштейна, который удерживает провода. Кронштейн снимите со шпильки и отодвиньте. Иначе он будет вам мешать.
  5. На корпусе привода вспомогательных узлов и трамблере обязательно нанесите прямую линию. Эта места позволит во время обратной сборки не нарушить момент зажигания.
  6. Отключите питающую колодку с проводами.
  7. Извлеките из картера сцепления заглушки и проверните отверткой маховик таким образом, чтобы установить поршень первого цилиндра в положении верхней мертвой точки.
  8. Чтобы снять трамблер, вам необходимо открутить еще две крепежные гайки, удерживающие устройство.
  9. Снимите крышку с трамблера, снимите бегунок и потяните его вверх. Только немного.
  10. Снимите крышку пылезащиты.
  11. Откручивайте теперь болт крепления, чтобы извлечь штекер.
  12. Нужно еще открутить болты, которые держат пластину нашего искомого датчика.
  13. Демонтируйте болты крепления вакуум-корректора, снимите стопорные кольца, корректор и тягу.
  14. Чтобы достать провода, вам потребуется разжать имеющийся там зажим.
  15. Снимите крепежную пластину, открутите крепежные болты, что позволит вам наконец-то снять вышедший из строя датчик Холла.
  16. Необходимо теперь установить новый датчик и собрать узел, действуя в обратной последовательности.

Важно не сбить настройки зажигания

Не забудьте после завершения работ обязательно проверить, правильно ли работает ваш карбюраторный ВАЗ 2109, не нарушили ли вы момент зажигания.

Основная сложность процесса замены ДХ заключается в необходимости добраться до датчика, а также существующие риски нарушения правильной работы карбюратора. Но если действовать аккуратно и строго согласно инструкции, проблем удастся избежать.

Как снимать датчик?

Для того чтобы выполнить замену, вам нужен ключ на «10» и отвертка. Этого вполне достаточно, но все же рекомендуется иметь при себе еще плоскогубцы. Итак, вам требуется снять трамблер и разобрать его:

  1. От аккумулятора отсоединяете провод массы.
  2. От трамблера отсоединяете все бронепровода и трубку вакуумного корректора. Если сомневаетесь, то пометьте расположение бронепроводов, чтобы не перепутать.
  3. Выкручиваете три гайки, которыми крепится корпус трамблера к головке двигателя. Обратите внимание на то, в каком положении стоял корпус.
  4. Отключаете колодку проводов, извлекаете корпус трамблера.

Теперь нужно разобрать его, для этого снимаете крышку, выкрутив два болта. Далее снимаете бегунок и под ним как раз и находится датчик Холла.

Как поставить новый?

При замене датчика Холла на ВАЗ-2109 нужно соблюдать строгий порядок. Не допускается перекосов, так как это приведет к неработоспособности системы. Все провода аккуратно укладываются внутри корпуса трамблера, чтобы подвижные элементы их не повредили.

Старый датчик снимаете, на его место ставите новый. Сборку трамблера производите в обратном порядке – пылезащитная крышка должна попасть в паз, далее ставите бегунок. Кстати, его стоит проверить – сопротивление около 5 кОм, не должно быть нагара и оплавлений. Если имеются повреждения, то нужно заменить элемент. В том случае, если не помогла замена датчика, нужно искать проблему в системе впрыска или коммутаторе, катушке.

О датчике холостого хода ВАЗ 21099 (2109)

На инжекторный ВАЗ 21099 (2109) устанавливается датчик холостого хода, для того чтобы ускорить прогрев холодного двигателя и уменьшить износ трущихся деталей при прогреве и поддержания холостых оборотов двигателя, его механики сокращённо называют ДХХ. Этот прибор устанавливается в дроссельный узел, который можно увидеть в левой части мотора, если на него посмотреть сверху.

ДХХ (или РХХ это один и тот же датчик

КАК ОН УСТРОЕН

В устройство этого прибора входят три основные детали:

  • Электродвигатель шаговый;
  • Игла конусная совмещённая со штоком;
  • Пружинка.

Схема прибора показана на рисунке.

Схема ДХХ ВАЗ

Принцип работы регулятора холостого хода заключается в следующем. На схеме прибора обозначены блоки:

  1. Красным цветом обозначен исполнительный механизм, это непосредственно датчик холостого хода на инжекторный ВАЗ 2109;
  2. Под объектом регулирования, который закрашен в серый цвет, понимают частоту оборотов мотора;
  3. Синим цветом, обозначены датчики, которые считывают частоту и скорость вращения коленчатого вала. Когда мотор работает на холостом ходу, воздух в цилиндры поступает по каналам байпаса, а за их ширину отвечает датчик ХХ. Контроль количества поступающего воздуха возлагается на датчик, которым определяется его массовый расход. По этим данным блок управления мотора подаёт нужное количество бензина;
  4. Зелёным цветом обозначили схему сравнения, которая находится в электронном блоке. Она предназначена для сравнения заданной частоты вращения мотора с его реальным числом оборотов. По её команде происходит открытие или закрытие канала байпаса для поддержания заданного числа оборотов двигателя;

Схема сравнения получает сигнал и от датчика температуры охлаждающей жидкости. Пока она не достигнет рабочей температуры, по команде этого блока, двигатель будет работать на повышенных оборотах. Регулирование потока поступающего воздуха происходит конусной частью иголки. Она с помощью электродвигателя может задвигаться или выдвигаться, тем самым открывать или прикрывать канал поступления воздуха.

Читать еще:  Что будет если в двигатель залить гидравлическое масло

Работая по такой схеме, инжекторный мотор в любой момент своей работы, получает только нужное в данный момент количество воздуха. Его излишки или недостача воздуха вызывают нарушения в работе силового агрегата, иногда приводящие к полной остановке двигателя.

КАКИЕ ПРИЗНАКИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О НЕИСПРАВНОСТИ ДХХ

Любого водителя, опытного или начинающего, должны насторожить необычное поведение мотора во время его работы. Это могут быть такие явления:

  1. Неустойчивая работа или полная остановка мотора. Отказ в работе при отпущенной педали газа;
  2. При полностью прогретом моторе, холостые обороты самопроизвольно то повышаются, то понижаются;
  3. После выключения передачи происходит полная остановка двигателя;
  4. Во время пуска холодного двигателя, не наблюдается повышения частоты вращения коленчатого вала;
  5. При подключении других мощных потребителей электроэнергии, уходят вниз обороты мотора.

При появлении любого из них, а то и нескольких признаков одновременно, нужно обратить внимание на работоспособность ДХХ.

КАК ПРОВЕРЯЮТ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДХХ

Этот датчик не снабжён элементами самодиагностики, как некоторые другие, поэтому сигнала на табло о его неисправности не будет. С одной стороны это облегчает поиск неисправного узла, а с другой стороны для проверки его работоспособности нужен измерительный прибор. Хорошо подходит китайский цифровой мультиметр, стоимость его небольшая, она по «карману» любому владельцу машины. Если у вас есть подобный прибор, то можно приступить к проверке его работоспособности.

Проверка датчика холостого хода на ВАЗ 2109 инжекторного типа, выполняется таким образом:

  1. Прибор ставится в положение для измерения напряжения, и проверяют бортовую сеть автомобиля. Щупы прибора, установленные на клеммы аккумулятора, должны показать напряжение немногим больше, чем 12 Вольт;
  2. При выключенном зажигании отключают разъём с проводами от ДХХ. Для этого нужно пальцами надавить на фиксатор на пластиковом корпусе разъёма.

Это наглядно видно на фото слева. Отключать или подключать датчик нужно только при выключенном зажигании, чтобы избежать выхода из строя электроники блока управления. Щуп измерительного прибора подключается к массе машины. Включают зажигание и вторым щупом проверяют наличие напряжения в выводах на разъёме, которые обозначены на фото буквами A и D. Это хорошо видно на правом фото. Оно должно быть не менее чем 12 Вольт. Если оно значительно ниже, или отсутствует совсем, то виновником может быть обрыв питающих проводов или выход из строя электроники в блоке управления работой мотора.

На фото хорошо видно, где находится датчик холостого хода.

Расположение ДХХ

Чтобы его снять, нужно воспользоваться крестообразной отвёрткой и отвинтить два крепящих его винта.

Снятие ДХХ

  • На фото отчётливо видно и место где находится РХХ. Винт, который ближе к патрубку, имеет «плохую привычку» теряться. чтобы этого не случилось, сперва вывинчивают левый винт. Легонько тянут ДХХ на себя и выкручивают винт с правой стороны. В таком случае он останется в отверстии корпуса и не выпадет ;
  • Измерительный прибор ставят в положение для измерения сопротивления. Щупы подносят к выводам А и В, а затем к С и D. Прибор должен показать примерно 52 Ома. Это рабочий параметр. Если измерить сопротивление между выводами А и С, а затем В и D, показания должны быть в районе бесконечности. Если это не так, то ДХХ нужно заменить.

Ещё можно проверить ДХХ «на ощупь». Делают это таким образом. На снятом ДХХ, но с подключенными проводами, пальцем нужно слегка придавить выступающую часть конусной иглы. При включении зажигания она должна толкнуть палец. Если толчка не последовало, датчик неисправен. Сомнений в неисправности ДХХ не осталось, приступаем к его замене.

Перед тем как будет проведена замена датчика холостого хода на инжекторном ВАЗ 21099, несколько слов о выборе нового ДХХ. Механики, которые занимаются такими системами, хорошо отзываются о приборах, производимых компанией «Омега». Также неплохие результаты показали ДХХ с маркой «КЗТА». При покупке последнего, нужно учитывать конечную метку регулятора. Нужно приобретать датчик с такой меткой, которая имеется на сломанном приборе. Стоимость датчика может находиться в пределах 500 – 700 рублей. Датчик новый имеется, можно его установить.

КАК ПРАВИЛЬНО УСТАНОВИТЬ НОВЫЙ ПРИБОР

О том, как снимают прибор, мы уже рассмотрели, поговорим о его установке.

Перед установкой нового прибора, нужно осмотреть и прочистить воздушный канал и установочное место ДХХ.

Установка производится в обратном порядке от его снятия. Уплотнительное резиновое кольцо перед установкой слегка смазывают моторным маслом. Сам прибор перед установкой необходимо калибровать. Расстояние от его корпуса до кончика конусной иглы должно быть равно 23 мм.

Для его корректировки на контакт «D» подают «+» от аккумуляторной батареи, а на вывод «С» кратковременными касаниями подаётся «минус» бортового питания. Так небольшими шагами игла выдвигается в крайнее положение и снова контролируется установочный размер. Когда будет получен нужный параметр вылета иглы, ДХХ устанавливают на своё место.

Как видите, процесс проверки, регулировки и замены прибора доступен, и сложностей особых трудностей не вызывает, поэтому такую работу можно выполнять самостоятельно.

Изучаем устройство и учимся менять датчик включения вентилятора ВАЗ 2109 и 21099 с двигателем инжектор и карбюратор

Автомобили ВАЗ 2109 и 21099 оборудуются множеством датчиков и регуляторов, призванных обеспечить правильную работу силового агрегата в целом. Одним из таких устройств является датчик включения вентилятора ВАЗ 2109 карбюратор, а также ДТОЖ — контроллер температуры антифриза. Подробнее об устройствах узнайте из этой статьи.

Описание ДТОЖ и ДВВ

Предназначение и функции

Способы проверки ДТОЖ

Фотогалерея «Самостоятельная диагностика»

Возможные неисправности и способы их устранения

Инструкция по замене датчика ТОЖ своими руками

Видео «Как правильно поменять датчик активации вентилятора»

Описание ДТОЖ и ДВВ

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости и включения вентилятора в 2109 с двигателем инжектор или карбюратор, что делать, если устройство не работает? Для начала разберем основные вопросы касательно предназначения, устройства и принципа действия.

Предназначение и функции

Основное назначение ДВВ заключается в активации и деактивации вентилирующего устройства на радиаторе двигателя с целью охлаждения силового агрегата. Устройство включает и отключает вентилятор в учетом температуры жидкости в охладительной системе. На инжекторных машинах это ДТОЖ, включение и выключение вентилятора контролирует мозг по показаниям этого датчика.

Что касается контроллера ТОЖ в ВАЗ 21093, то этот девайс предназначается для выведения показаний о температуре антифриза на приборной панели автомобиля в салоне. С его помощью водитель может узнать о возможном перегреве силового агрегата.

Место расположения

Что касается расположения, то в моделях 2108, 2109 и 21099 ДТОЖ располагается между головкой блока цилиндров мотора и термостатом, в частности, на впускном шланге. ДВВ устанавливается в резьбовое отверстие расширительного бачка с охлаждающей жидкостью. Если смотреть по ходу движения авто, то емкость с хладагентом устанавливается справа.

Принцип работы

Для начала рассмотрим принцип действия контроллера температуры антифриза. Этот девайс являет собой термистор-резистор, работающий с отрицательным коэффициентом. Величина сопротивления в данном случае может быть измерена в результате снижения или роста температурного диапазона. Когда происходит нагрев двигателя автомобиля, сопротивление на устройстве уменьшается, а когда силовой агрегат остывает, то эта величина увеличивается. К примеру, когда двигатель полностью прогрет, значение сопротивления на девайсе составляет 180 Ом, а при низких отрицательных температурах (-40 градусов) этот показатель увеличится до 100700 Ом.

Когда водитель активирует зажигание, повернув ключ в замке, управляющий модуль (ЭБУ) начинает подавать напряжение на контроллер с помощью резистора. Сам ДТОЖ, как сказано выше, это термистор, соответственно, поступающее напряжение поменяется в соответствии с температурой жидкости. Когда данная величина снижается, управляющий модуль анализирует это, в соответствии с чем определяется нужный объем топлива для впрыска в цилиндры. При прогреве автомобильного мотора объем топлива, использующегося для впрыска, будет падать.

Что касается ДВВ, то он устанавливается в разрыв отрицательного кабеля, который подключен к реле активации вентилирующего устройства в блоке предохранителей. Когда температурное значение увеличивается до 99 градусов, на контактах контроллера происходит замыкание благодаря биметаллической пластине. В итоге ток через девайс поступает на реле, расположенное в блоке, откуда он подается на электрический двигатель устройства на вентиляторе, в конечном итоге происходит активация последнего (автор видео — канал AndRamons).

В «Девятках», выпущенных после 1998 года и оборудованных предохранительными блоками от ВАЗ 2114, реле на данном участке цепи отсутствует. Поэтому сам регулятор также монтируется в разрыв минусового кабеля, но только того, который подключается напрямую к вентилятору. Замыкание в этом случае происходит при аналогичной температуре. Если же антифриз охлаждается, то пластина размыкает контакты, в результате чего электрический двигатель отключается.

Способы проверки ДТОЖ

Как проверить указатель ТОЖ своими силами? Для этого можно воспользоваться одним из нескольких способов, диагностика выполняется с помощью мультиметра.

  1. Сначала отрицательный щуп тестера следует подсоединить к головке блока цилиндров, после чего активировать зажигание, провернув ключ в замке.
  2. Затем, используя мультметр, нужно точно определить, какое появляется напряжение на выходе.
  3. В том случае, если контроллер рабочий, то величина этого параметра должны составить не ниже 12 вольт, разумеется, если аккумуляторная батарея заряжена полностью. Если диагностика показала, что полученные значения оказались более низкими, то нужно заняться ремонтом или поменять регулятора (автор видео о диагностике — канал Техник-механик).

Еще один вариант проверки:

  1. Для его реализации вам надо будет настроить тестер в режим работы вольтметра. Процедура измерения должна производиться в рабочем диапазоне от 100 Ом до 10 кОм. Кроме того, для диагностики вам потребуется термометр, при этом важно, чтобы он мог определить значение температуры более 100 градусов. Сам контроллер извлекается из посадочного места и опускается в резервуар с хладагентом, который вы будете подогревать. Этот момент нужно учитывать при выборе емкости для охлаждающей жидкости.
  2. Теперь вам надо будет прогреть хладагент в системе. Когда значение температурного режима будет расти, вам надо внимательно мониторить значения, которые выдает тестер и термометр, помещенный в емкость.
  3. Используя тестер, вам надо будет проверить уровень сопротивления жидкости при разных температурах. Полученные в итоге диагностики показания нужно сравнить с нормированными, которые указаны в таблице.

Фотогалерея «Самостоятельная диагностика»

Возможные неисправности и способы их устранения

По каким причинам устройство может перестать функционировать:

  1. Внутреннее повреждение контакта, который находится внутри девайса. На практике в результате длительной эксплуатации данный контакт может оборваться, также интенсивное использование ДТОЖ может привести к появлению трещин на нем. Если причина кроется в обрыве, то это чревато полной поломкой контроллера — датчик попросту сгорит. Если же проблема заключается в трещинах, то устройство может работать, но некорректно. Из-за отсутствия контакта контроллер будет передавать неверную информацию о жидкости, то есть на панели приборов будут выведены некорректные значения.
  2. Еще одна причина — повреждение изоляции девайса. Если изоляция устройства нарушена, то контроллер может работать с замыканиями. Замыкания в его работе могут стать причиной полного выхода из строя девайса.
  3. Произошел обрыв в электроцепи рядом с контроллером. Из-за повреждения проводки устройство не сможет передавать данные об антифризе на приборную панель. Соответственно, в случае перегрева мотора водитель даже может не узнать об этом.
Читать еще:  Бмв х5 двигатель м54 троит что может быть

По каким симптомам можно определить неработоспособность этого девайса:

  1. Мотор автомобиля стал с трудом заводиться на горячую. То есть сутра завести его можно, а вот когда агрегат прогреется, появляются неполадки.
  2. Повышенный расход горючего. Определить такой признак можно только тогда, когда вы будете внимательно следить за работой автомобиля. Увеличенный расход горючего обусловлен перегрузом силового агрегата, когда тот прогрет.
  3. Если же ДТОЖ сломался и больше не функционирует, то на контрольном щитке будут выводиться неверные данные о температуре мотора. Для полного прогрева ДВС обычно требуется не более 10 минут. Если через 10 минут после запуска вы заметили, что стрелка на указателе на приборке не пошла вверх, то скорей всего, ДТОЖ надо менять (видео снял Яковлев Дмитрий).

Инструкция по замене датчика ТОЖ своими руками

Замена ДТОЖ выполняется следующим образом:

  1. Сначала необходимо отключить зажигание и открыть капот своего авто.
  2. Далее, под сливное отверстие радиаторного устройства двигателя надо подставить емкость, в нее будет собираться вся охлаждающая жидкость. Откройте пробку и слейте антифриз, после чего найдите ДТОЖ, отключите от него разъем.
  3. Используя гаечный ключ, вам надо будет произвести демонтаж контроллера. Устройство извлекается из места установки. При снятии вы можете увидеть прорезиненный уплотнитель, когда будете снимать регулятор, не потеряйте его. Если вы заметили, что резинка сильно износилась, то ее нужно будет заменить.
  4. После этого вам надо будет установить новый контроллер в место монтажа. С помощью ключа закрутите девайс до упора, а затем подключите разъем с проводом, который вы отключали при демонтаже. Теперь вам остается только залить рабочую жидкость в радиаторное устройство и включить зажигание, запустить мотор и проверить работоспособность устройства.

Видео «Как правильно поменять датчик активации вентилятора»

Как в гаражных условиях произвести замену ДВВ на автомобиле ВАЗ 21099, и каких ошибок при этом нельзя допустить — узнайте из ролика, опубликованного каналом Мысли и советы от Мустафы Муртазаева.

Датчики ВАЗ 2115: назначения и неисправности

Инжекторные двигатели управляются не механически, а электронно, с помощью бортового компьютера. Для того, чтобы система могла получать информацию о состоянии различных узлов и агрегатов машины, многие из них оснащаются специальными датчиками. Появились эти устройства и в автомобилях ВАЗ после их оснащения инжекторными двигателями. Не исключение и ВАЗ 2115. Датчики, их назначения, неисправности описаны в этой статье.

Схема расположения датчиков

Датчики под капотом ВАЗ 2115 расположены следующим образом.

1. Датчик фаз; 2. Датчик температуры охлаждающей жидкости; 3. Датчик детонации; 4. Датчик давления масла; 5. Датчик кислорода; 6. Датчик положения коленвала; 7. Датчик скорости; 8. Датчик холостого хода; 9. Датчик массового расхода воздуха; 10-11. Датчик уровня бензина; 12. Датчик уровня тосола; 13. Датчик положения дроссельной заслонки

Датчики, их назначения и неисправности

Давайте теперь поговорим подробнее про каждый из датчиков, разберём где находятся и как выглядят.

Холостого хода (РХХ)

Устройство располагается в дроссельном узле. Он представляет собой небольшую индукционную катушку, внутри которой находится игла. В зависимости от показаний контроллера на обмотку катушки подаётся то или иное напряжение и игла выдвигается на определённое расстояние в патрубок дросселя, регулируя подачу воздуха. С помощью этого корректируется холостой ход.

Регулятор холостого хода

Какого-либо индикатора, отвечающего за этот датчик, нет. Поэтому если данный узел выходит из строя, то это можно понять по следующим «симптомам»:

  • Двигатель глохнет на холостом ходу или при переключении скорости;
  • «Плавающие», нестабильные обороты на холостом ходу;
  • При включении непрогретого двигателя отсутствуют повышенные обороты.

Для замены датчика необходимо обесточить проводку машины, полностью отсоединить дроссельный узел, а затем извлечь из него датчик, предварительно отключив клеммы, подающие на него электричество. На место старого датчика нужно установить новое устройство и поместить дроссельный узел на место.

Детонации (ДД)

Датчик детонации находится между цилиндрами на двигателе автомобиля и реагирует, когда топливо детонирует внутри цилиндра. По сути дела он представляет собой пьезоэлемент. Когда происходит детонация бензина, датчик преобразует колебания, возникающие при этом, в электричество. Ток подаётся на бортовой компьютер и сигнализирует о взрыве топлива. После этого автоматически регулируется опережение зажигания.

При поломке этой разновидности датчика топливо начинает детонировать в двигателе. Чтобы проверить устройство на работоспособность, нужно отсоединить его с помощью ключа от места его крепления, подключить к вольтметру и постучать по нему. Если на вольтметр было подано напряжение, значит, узел рабочий, если же нет – неисправный.

Для замены устройства его нужно открутить от посадочного места с помощью ключа, отсоединить от него клеммы и поставить новый прибор.

Кислорода (Лямбда-зонд)

Датчик кислорода, известный также как лямбда-зонд, устанавливается на выхлопную трубу у самого контакта с цилиндрами. Он измеряет количество содержащегося в выхлопных газах и окружающей среде кислорода. Работает он только при включенном двигателе, так как для его функционирования должен быть нагрет. При попадании на датчик молекул кислорода в нём образуется электричество, которое поступает на блок управления. Бортовой компьютер на основании показаний датчика регулирует подачу кислорода в цилиндры двигателя.

При поломке датчика возникают следующие последствия:

  • Нестабильный расход бензина: то больше, то меньше;
  • «Гуляющие» обороты на холостом ходу;
  • Резкое падение мощности при ускорении.

Для того, чтобы произвести замену данного датчика, необходимо обесточить авто, отсоединить идущие к устройству провода, открутить его с помощью ключа, а затем поставить на его место новое.

Положения коленвала (ДПКВ)

Этот датчик регулирует воспламенение горючей смеси в цилиндрах в зависимости от положения коленчатого вала. Определяется это положения путем считывания электромагнитных импульсов с зубчатого шкива электрогенератора. Сам датчик расположен в непосредственной близости от него.

Датчик положения коленчатого вала

Симптомами поломки устройства могут служить:

  • Нестабильность холостого хода;
  • «Плавающие» обороты;
  • Падение мощности;
  • Проблемы при включении мотора.

В домашних условиях работоспособность датчика можно протестировать посредством мультиметра в режиме омметра. Сопротивление на контактах прибора должно быть от 500 до 700 Ом. Если оно сильно отличается от этих значений, датчик неисправен.

Для замены датчика нужно обесточить проводку автомобиля, отсоединив аккумулятор, отключить от устройства электрические контакты, а затем открутить крепёжный болт, извлечь датчик и поставить новый.

Положения распределительного вала (ДПРВ)

Этот датчик, сокращённо называющийся ДПРВ, считывает данные с распределительного вала. Происходит это при помощи специальной шестерёнки, установленной на валу, на которой отсутствуют два зубца. Нужен данный датчик для регулировки бортовым компьютером машины угла зажигания.

Датчик положения распределительного вала

Если это устройство сломалось, холостой ход становится нестабильным, а также увеличивается потребление двигателем горючего.

Располагается датчик слева от двигателя, около воздухофильтра. Перед его заменой нужно обесточить проводку автомобиля. Затем нужно открутить фиксирующий датчик болт, извлечь его, отсоединить контактную клемму, а потом установить новое устройство.

Температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)

Датчик температуры охлаждающей жидкости (сокращённо – ДТОЖ) располагается между головкой цилиндров и термостатом. Он измеряет температуру охлаждающей жидкости и передает на бортовой компьютер полученные показатели. На основании этой информации автоматически регулируется скорость вращения вентилятора охлаждения, а также интенсивность работы насоса, подкачивающего тосол.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Признаками поломки могут служить:

  • Самопроизвольное включение вентилятора даже при холодном двигателе;
  • Повышение расхода горючего;
  • Сложность завести двигатель «на горячую»;
  • Перегрев мотора;
  • Показания индикатора на приборной панели не соответствуют реальной температуре двигателя.

Проверить датчик можно, опустив его в разогретую охлаждающую жидкость и замерив сопротивление на контактах с помощью мультиметра. Перед этим температуру жидкости надо измерить термометром, а затем сравнить показания градусника и омметра. Если при температуре 50-60 градусов сопротивление датчика составляет 600-700 Ом, он исправен, если оно значительно отличается от этих цифр, устройство неисправно.

Чтобы заменить датчик, нужно обесточить проводку авто, слить охлаждающую жидкость, отключить датчик от проводки, выкрутить его из посадочного места и поставить новый прибор.

Датчик фаз

Он отвечает за поочередный впрыск бензина в цилиндры. При его нормальном функционировании форсунки открываются поочередно. В случае выхода из строя он перестаёт подавать сигналы на бортовой компьютер машины, после чего включается режим подачи бензина, при котором горючее впрыскивается одновременно в два цилиндра.

Понять о том, что возникла неисправность, можно по незначительному увеличению расхода бензина, которое составляет примерно 10%. Также снижается чистота выхлопных газов, в них становится больше токсичных примесей. Кроме того, при запуске двигателя на приборной панели загорается лампочка «проверить двигатель».

Однако без использования специальной техники сказать с полной уверенностью, исправен ли этот датчик, невозможно, поэтому поломку можно выявить только в автосервисе.

Расположен датчик на головке цилиндров. Перед заменой нужно обесточить автомобиль, отключив аккумулятор. Для замены необходимо открутить датчик ключом, а на его место поставить новый, предварительно смазав герметиком, и подключить его к проводке машины.

Положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)

Поскольку в автомобилях ВАЗ 2115 стоит инжекторный двигатель, в котором педаль газа напрямую не связана с дроссельной заслонкой, которая управляется электронно, для регулировки подачи топлива используют датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). По сути этот датчик представляет собой потенциометр. Он имеет три контакта. Один заземлён, на второй подаётся +5 В, а третий, подвижный, связан с дроссельной заслонкой. При изменении положения заслонки меняется сопротивление датчика. Это считывает бортовой компьютер и в зависимости от показаний прибора уменьшает или увеличивает подачу топлива.

Датчик положения дроссельной заслонки

Признаками поломки ДПДЗ являются:

  • Слишком высокие обороты на холостом ходу;
  • Понижение мощности двигателя;
  • Рывки и подергивания при нажатии на акселератор.

Располагается ДПДЗ прямо на дроссельном патрубке, к которому он крепится с помощью двух винтов. Для его замены нужно открутить их и поставить на его место новое устройство. При этом лучше заменить и поролоновую прокладку, находящуюся между патрубком и датчиком. Производить замену нужно при отсутствии электротока в проводке.

Температуры

Датчик температуры ВАЗ 2115 устроен так же, как и ДТОЖ, и работает он по такому же принципу. Однако, в отличие от ДТОЖ, находится этот прибор в головке блока цилиндров. Именно там он измеряет температуру охлаждающей жидкости.

При его неисправности могут появиться следующие признаки:

  • Проблемы при запуске двигателя (независимо от температуры окружающей среды);
  • Нестабильная работа мотора на холостом ходу;
  • Увеличение расхода бензина;
  • Сигнал индикатора на приборной панели.

Для замены датчика необходимо открутить его от посадочного места и поставить туда новое устройство. Перед этим следует обесточить машину и слить охлаждающую жидкость.

Читать еще:  Газовое оборудование на газель 402 двигатель схема шлангов

Скорости (Холла)

В автомобилях ВАЗ 2115 установлен электронный датчик скорости. Ещё его называют датчиком Холла. Связано это с тем, что в основу его работы положен принцип Холла, суть которого заключается в том, что если поместить полупроводник, через который проходит постоянный ток, в магнитное поле, в этом полупроводнике из-за разности потенциалов возникают дополнительные электрические импульсы. Именно они поступают на спидометр машины и преобразуются в индикацию скорости движения.

Расположен датчик на коробке передач. При его выходе из строя:

  • Спидометр работает некорректно или совсем не функционирует;
  • Нестабильны обороты на холостом ходу.

Заменить датчик несложно. Для этого нужно обесточить проводку машины, открутить с помощью ключа неисправный прибор, отсоединить от него контакты и поставить на его место новый.

Уровня топлива

Данный датчик определяет, сколько осталось бензина. Он состоит из поплавка и переменного резистора. Поплавок, прикрепленный к резистору, плавает в горючем, и когда его уровень изменяется, опускается или поднимается. При этом изменяется и сопротивление на резисторе. Эти данные передаются на приборную панель и бортовой компьютер.

Датчик уровня топлива

В случае, когда датчик неисправен, загорается лампочка, сигнализирующая о пустом баке, а стрелка индикатора топлива показывает недостоверные сведения.

Для замены устройства понадобится:

  • Снять нижнюю подушку на заднем сидении и отодвинуть обивку багажника;
  • Открутить болты, с помощью которых крепится крышка бака;
  • Отсоединить от датчика идущие к нему провода;
  • Извлечь датчик;
  • Поставить на его место новый прибор и подсоединить его к проводке машины.

Массового расхода воздуха (ДМРВ)

Этот прибор измеряет количество потребляемого двигателем воздуха и скорость реакции в цилиндрах, а бортовой компьютер на основании его показаний определяет, в каком соотношении нужно смешать горючее с воздухом. Находится датчик на патрубке фильтра.

Датчик массового расхода воздуха

Неисправность датчика приводит к:

  • Увеличению расхода бензина;
  • Снижению мощности;
  • Ухудшению динамики машины;
  • Некорректной работе вентилятора воздухофильтра;
  • Появлению индикатора «проверка двигателя» на приборной панели.

Для замены устройства необходимо ослабить хомут на патрубке, а также выкрутить удерживающие датчик винты, отсоединить от датчика контакты и снять его. Делается это при обесточенной проводке машины. Затем на место снятого датчика крепится новый.

Выход из строя даже одного из датчиков, имеющихся в автомобиле ВАЗ 2115, может повлечь неблагоприятные последствия. Поэтому если вы заметили один из «симптомов» их неисправности, лучше не медлить с заменой вышедшего из строя устройства. Это обеспечит вам комфортную и безопасную езду, а также продлит срок службы автомобиля.

Датчик холостого хода на ВАЗ-2109 (инжектор): где находится, назначение, возможные неисправности и ремонт

В инжекторных автомобилях применяется система питания, отличная от карбюраторной с ее каналом для работы двигателя на холостом ходу. Для поддержки работы двигателя в режиме ХХ служит датчик холостого хода инжектор ВАЗ-2109. Специалисты называют его по-разному: датчик ХХ или регулятор ХХ. Данное устройство практически не доставляет проблем владельцу автомобиля, но иногда все же выходит из строя.

Назначение

Датчик необходим для регулировки потока воздуха, который поступает в мотор, когда дроссель закрыт. То есть элемент автоматически регулирует заданные обороты двигателя в режиме холостого хода. Регулятор участвует и в прогреве силового агрегата после холодного запуска.

Устройство

На начальном этапе развития инжекторных двигателей в качестве регуляторов холостого хода применялись роторные и соленоидные устройства. Они могли иметь два рабочих положения — здесь можно провести аналогию с вентилем запорной арматуры. Датчик работал в полностью открытом или полностью закрытом положении. Это не позволяло эффективно стабилизировать обороты холостого хода.

В дальнейшем инженеры «АвтоВАЗа» создали датчик холостого хода инжектор ВАЗ-2109 в виде шагового клапана. Он отличается наличием ступенчатой регулировки подачи воздуха по обходному каналу в дроссельной заслонке.

Устроен РХХ следующим образом: в основе лежит небольшой шаговый электродвигатель, также в устройстве имеются шток, пружина и игла.

Принцип действия

Когда автомобиль движется, и дроссельная заслонка открыта, РХХ не участвует в процессе, его клапан закрыт, а шток неподвижен. Когда же заслонка закрывается, и двигатель переходит в режим холостого хода, на электрический двигатель подается напряжение, и шток движется в сторону открытия — входит в работу клапан. Он приоткрывается, и воздух в двигатель поступает в обход через специальное отверстие.

Когда водитель включает зажигание, шток РХХ полностью выдвигается в свое крайнее положение и закрывает калибровочное отверстие в патрубке дросселя. Затем датчик считает шаги, и клапан возвращается в свое базовое положение. Что касается этого базового положения, то оно может быть разным и зависит от установленной в ЭБУ прошивки. Для прошивки «Январь 5.1» положение составляет 120 шагов, для прошивок «Бош» — 50 шагов.

Расположение

Зная принцип действия датчика холостого хода ВАЗ-2109 (инжектор), нетрудно догадаться о месте его установки. На данном автомобиле он находится около дроссельной заслонки и датчика положения дросселя. Прибор фиксируется винтами на корпусе заслонки. В случае выхода из строя владелец автомобиля сможет без труда заменить его самостоятельно.

Схема включения ДХХ

Регулятор холостого хода подключается единственным четырехжильным кабелем. Провод датчика холостого хода ВАЗ-2109 соединен с ЭБУ. Такая проводка создает определенные проблемы при попытке диагностики датчика своими руками. Не получится просто взять и подать напряжение на клемму для проверки: ЭБУ подает напряжение к обмоткам шагового мотора в импульсном режиме. Поэтому проверка мультиметром в случае неисправности не очень эффективна.

Признаки неисправности

Данный элемент отвечает за работу мотора на холостом ходу, а значит, любая его неисправность повлияет на стабильность ХХ. Среди основных симптомов выхода из строя HPP можно выделить:

  • неустойчивый холостой ход;
  • падение оборотов коленчатого вала при включении дополнительных элеткропотребителей;
  • отсутствие повышенных прогревочных оборотов при холодном запуске силового агрегата;
  • остановка ДВС при выключении или переключении передачи.

Данные симптомы не всегда будут являться причиной неисправности датчика холостого хода ВАЗ-2109 (инжектор), так как такие же признаки будут и при выходе из строя ДПДЗ. Но в случае проблем с датчиком положения дроссельной заслонки загорится лампа «Проверьте двигатель». Так как РХХ, или датчик холостого хода, не имеет собственной диагностической системы, то при этих же симптомах лампа гореть не будет.

Типичные поломки

Данные признаки обычно возникают, если байпасный канал в дроссельной заслонке забит пылью, грязью. Также может быть нарушена целостность электрической части. Те же симптомы можно получить, если прошивка в компьютере ЭБУ автомобиля не будет соответствовать установленному датчику холостого хода.

Как диагностировать РХХ

В идеальной ситуации проверка регулятора должна осуществляться на профессиональных стендах, где можно воспроизвести подачу импульсов, аналогичных ЭБУ. На практике такие стенды есть далеко не везде, и вся диагностика сводится к более простым методам проверки. Это проверка датчика визуально и вручную, тесты с помощью мультиметра.

Простейшая диагностика ДХХ

Самым простым способом проверить датчик холостого хода ВАЗ-2109 является следующий метод. Потребуется помощь друга. Датчик отключают из разъема, затем откручивают винты крепления и демонтируют устройство. Далее регулятор снова подключатся в разъем, но удерживается в руках.

Помощник в это время запускает силовой агрегат, и шток РХХ должен в этот момент втянуться полностью, а затем выдвинуться на определенное расстояние. Если устройство ведет себя именно так, то оно работоспособно — шток не погнут, его не заклинивает внутри клапана. Но нет никаких гарантий, что прибор соответствует прошивке ЭБУ. Шток выдвигается, но неизвестно количество шагов. На разъеме имеется маркировка — по ней можно убедиться в соответствии датчика ЭБУ.

Это начальный этап диагностики. Далее проверяют электрическую часть, состояние клапана, степень износа иглы.

Как проверить датчик мультиметром

С помощью мультиметра продиагностировать датчик холостого хода ВАЗ-2109 (инжектор) можно двумя способами: вначале проводят измерение в режиме омметра, затем — в режиме вольтметра.

Если замкнуть контакты на штекере C-D и A-B, то мультиметр должен показать сопротивление в пределах 40-80 Ом. Если замыкать щупами контакты D-C и A-D, то мультиметр на исправном РХХ покажет бесконечность.

В режиме вольтметра напряжение на датчике при включенном зажигании должно составлять 12-20 В.

Диагностика на стенде

Самые простые стенды для проверки РХХ обойдутся рядовому автолюбители в 1500-2000 рублей. Замена датчика холостого хода ВАЗ-2109 обойдется в 300 рублей. Поэтому покупка стенда экономически нецелесообразна. Можно собрать простой стенд своими руками. Схема состоит из зарядного устройства от любого мобильного оборудования с напряжением в 6 В, колодки штекера и контрольной лампы. Если в процессе проверки лампа будет светиться, то РХХ неисправен. Если лампа горит в половину накала, то устройство исправно.

Чистка иглы и клапана ДХХ

Прежде чем менять датчик, можно попробовать прочистить его — очень часто это решает проблему. Элемент отсоединяют от его колодки, очищают контакты с помощью WD-40 или любой другой аналогичной жидкости. Затем откручивают винты и извлекают сам регулятор. Полностью разбирать устройство для очистки не нужно — достаточно обрызгать шток, иглу, пружины очищающей жидкостью, а пока РХХ высыхает, брызнуть жидкостью в канал холостого хода в дроссельном узле.

Как заменить датчик холостого хода

Если очистка не помогла, и РХХ не работает, тогда нужна замена датчика холостого хода ВАЗ-2109 (инжектор). Делается это очень просто.

Датчик установлен на корпусе дроссельной заслонки. Крепится он двумя винтами, как и топливный насос. Для снятия откручивают болты крепления и отключают штекер от прибора. Перед монтажом нового ДХХ рекомендуется зачистить наждаком посадочное место.

Новый РХХ устанавливают аналогично, в обратом порядке. Элемент устанавливают на место, фиксируют болтами, подключают провода. Но иногда случается так, что замена не решает проблему, и холостые обороты плавают даже с новым датчиком. Здесь причина в качестве запасных частей в магазинах — перед установкой лучше убедиться в работоспособности нового датчика.

Нюансы выбора

В магазинах предлагается огромное количество различных датчиков разных производителей. Оригинальная деталь обязательно имеет маркировку XX-XXXXXXX-XX. По последним двум цифрам можно разобраться в совместимости. Так, цифры 01 и 03 взаимозаменяемы, также можно менять местами 02 и 04. Вместо 02 нельзя поставить 01 или 03. Если датчик оригинальный и новый, пружину и шток лучше дополнительно смазать густой смазкой.

Покупая датчик даже в проверенном магазине, следует смотреть на следующие нюансы:

  • на упаковке отсутствуют метки, по которым можно отличить производителя;
  • стикер на корпусе устройства желтый и не имеет рамок;
  • игла имеет темный наконечник;
  • уплотнительное кольцо тонкое и черное;
  • шляпки заклепок меньше 3 мм в диаметре;
  • пружина белого цвета;
  • длина корпуса меньше длины штатного датчика «АвтоВАЗа» на 1 мм.

Все эти нюансы говорят о том, что предлагается контрафактный датчик холостого хода ВАЗ-2109. Фото настоящего и поддельного устройств вы видите выше.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector