V образный 6 цилиндровый двигатель хонда порядок работы
12 цилиндровый двигатель: технические характеристики, модификации
На современных автомобилях нередко встречаются многоцилиндровые конструкции. Они помогают добиться более высокой мощности транспортных средств. Подобные моторы применяются как в военной технике, так и в легковых машинах. И хотя в последнее время на смену тяжеловесным 12-цилиндровым двигателям пришли более легкие механизмы, имеющие по 6-8 цилиндров, они до сих пор востребованы в автомобилестроении.
Описание устройства
По техническим характеристикам 12-цилиндровый дизельный двигатель представляет собой объединение нескольких блоков с одним цилиндром. Эти механизмы имеют общий коленчатый вал. Количество рабочих ходов, которые совершаются в течение 2 полных оборотов коленвала на такой силовой установке равно числу цилиндров.
Имеется несколько разновидностей двигателей с 12 цилиндрами. Они различаются только вариантами компоновки. В их число входят следующие подвиды:
- V12 – имеет v-образное строение с устройствами, которые размещены друг напротив друга. При этом во время установки соблюдается угол 60 градусов.
- L12 – имеет рядное расположение блоков цилиндров. Общий коленвал вращается поршнями. Эта разновидность представляет собой объединенную конфигурацию двухтактного и четырехтактного мотора. Этот 12-цилиндровый дизельный двигатель отличает небольшая ширина при достаточной длине. Их не используют в машиностроении, а только на судах.
- X12 – силовая установка, имеющая особенное расположение цилиндров. Они установлены в 3 ряда по четыре штуки. Здесь поршень также вращает коленчатый вал, объединяющий их.
- F12 – его называют еще «оппозитным» из-за необычной конфигурации. Угол между блоками составляет 180 градусов. Он отличается компактными размерами и заниженным центром тяжести. Такой силовой агрегат редко встречается в серийных автомобилях. Зато его часто можно увидеть на спортивном автотранспорте.
Такое количество разновидностей помогает конструкторам экспериментировать с производительностью и ходовыми качествами транспортных средств, снабжая их тем или иным мотором.
История
Первооткрывателем в области 12-цилиндровых двигателей признан Даймлер Готлиб, который воспользовался проектом Леона Левавассора. В конце 1903 года подобные моторы устанавливали на тяжеловесные моторные лодки и катера от компании Société Antoinette. До этого водные транспортные средства снабжались моторами с четырьмя цилиндрами, поэтому нововведение имело очень большой успех благодаря своей производительности.
Опираясь на разработки предшественников, компания Putney Motor Works в 1904 году выпустила первый 12-цилиндровый двигатель v-образный. Впоследствии он получил широкий спектр использования.
В 1909 году в первый раз был представлен двигатель для авиационной промышленности. Его выпустила компания Renault. В нем впервые применили воздушное охлаждение и расположение цилиндров, которое имело угол 60 градусов. Рабочий объем мотора был всего 12,3 л при диаметре цилиндра 96 и ходе поршня 140 мм. Уже через год производитель представил аналогичный двигатель в облегченном варианте, который предназначался для моторных лодок.
В начале 1912 года был выпущен усовершенствованный силовой агрегат на 17,5 л, имеющий мощное водяное охлаждение. Производительность этого устройства равнялась 130 кВт. В минуту он мог развивать 1400 оборотов. После этого конструкторы продолжили проводить эксперименты с объемом и мощностью двигателей.
Так в 1913 году ведущий конструктор компании Sunbeam Motor Car изобрел мотор такой же конфигурации для легкового автомобиля. Ход поршня и диаметр цилиндров составляли 150 х 80 мм. Впервые такой двигатель, имеющий производительность 150 кВт, был установлен на машину с названием Toodles V. Впоследствии автомобиль смог установить несколько рекордов скорости.
Перед Второй мировой войной 12-цилиндровые двигатели применялись при изготовлении военной техники. После длительного послевоенного периода, когда многие производственные мощности пришлось осваивать заново, эта конструкция была забыта незаслуженно. Однако уже в 1972 году автоконцерн Jaguar продемонстрировал публике мотор типа X12. Механизм имел литраж 5,3 и стал достаточно популярным во многих странах. Его производство не прекращалось до 1996 года. Несмотря на то что сейчас выпущены и более совершенные силовые установки, эти устройства пользуются большой популярностью у конструкторов.
Порядок работы
На 12-цилиндровом двигателе «порядок работы» подразумевает определенную последовательность запуска. Этот процесс отвечает за то, как чередуются одноименные такты устройства, в котором они соединены единым коленвалом. На порядок работы влияет несколько разных причин. К ним относятся такие факторы, как:
- строение распредвала;
- расположение цилиндров внутри силовой установки;
- разновидность коленвала.
Работа 12-цилиндрового двигателя во многом зависит от газораспределительных фаз, которые составляют этот процесс. Их последовательность должна распределяться соразмерно силе влияния на коленчатый вал. По схеме цилиндры, которые функционируют последовательно, не должны располагаться на соседних местах. Независимо от разновидности мотора, отличающегося типом расположения цилиндров, работа начинается с основного устройства под номером 1.
Например, рабочий цикл начинается с первого цилиндра. После того как коленвал совершает поворот, равный 90 градусам, начинается работа 5 механизма, затем цикл запускается последовательно и в других блоках. Если двигатель настроен правильно, то он будет работать более ровно и плавно, чем шести- и восьмицилиндровый.
Где устанавливается
Кроме водного и авиатранспорта, двенадцатицилиндровый силовой агрегат устанавливают на современных иномарках — «Ламборгини» и «Феррари». В России более распространенными являются моторы W12 от автоконцерна «Фольксваген». Недавно такие силовые установки стали выпускать на заводе города Барнаула. За основу взяли дизель довоенного образца типа V12. Ставят такие моторы и на разные виды тепловозов. Еще одна область применения — привод компрессорных и насосных агрегатов, буровых установок.
Сейчас при производстве автомобилей движки с 12 цилиндрами выпускают такие мировые автогиганты, как Rolls-Royce, Aston Martin, Ferrari, Pagani Automobili и другие. Они используют разновидность V12, так как они лучше всего подходит для установки на легковой автотранспорт.
Особенности обслуживания
Владельцы транспортных средств с установленным двигателем на 12 цилиндров знакомы с нюансами обслуживания этих устройств. Они отличаются неприхотливостью и продолжительным ресурсом работы.
Если регулировка была сделана правильно, то вмешательство профессионального автомастера не понадобится, пока не будет пройдено 15-20 тысяч км. После капитального ремонта, когда двигатель устанавливается заново, нужно как следует отрегулировать механизм, при необходимости воспользовавшись помощью профессионалов.
Отзывы
Если судить по сведениям, оставленным на автомобильных форумах, водители полностью довольны машинами с двигателями на 12 цилиндров. Отзывы, размещенные на этих сайтах, в большинстве положительные. Есть незначительный процент отрицательных откликов. В них владельцы жалуются на сложную регулировку механизмов и рекомендуют обратиться к опытным мастерам, чтобы впоследствии не возникло проблем.
Заключение
Маловероятно, что каждый водитель начнет вникать в принципы работы и характеристики 12-цилиндрового двигателя, изучать его разновидности, но знакомство с этой информацией будет очень полезно. С помощью этих знаний автомобилист сможет самостоятельно выполнить обслуживание и настройку механизмов.
Порядок работы 4, 6, 8 цилиндрового двигателя — просто о сложном
По большому счёту, нам, обычным автолюбителям, совершенно не обязательно знать порядок работы цилиндров двигателя. Ну, работает и работает. Да, с этим трудно не согласится. Не нужно до того момента, пока вы не пожелаете своими руками выставить зажигание или не займетесь регулировкой зазоров клапанов.
И совершенно не будет лишним знание о порядке работы цилиндров двигателя автомобиля, когда вам нужно будет подсоединить высоковольтные провода к свечам, либо трубопроводы высокого давления у дизеля. А если вы затеете ремонт головки блока цилиндров?
Ну согласитесь, смешно будет ехать на автосервис для того, чтобы правильно установить ВВ провода. Да и ехать-то как? Если двигатель троит.
Что значит порядок работы цилиндров двигателя? ↑
Последовательность, с которой чередуются одноименные такты в разных цилиндрах и называется порядком работы цилиндров.
От чего зависит порядок работы цилиндров? Есть несколько факторов, а именно:
— расположение цилиндров двигателя: однорядное или V-образное;
— количество цилиндров;
— конструкция распредвала;
— тип и конструкция коленвала.
Рабочий цикл двигателя
Рабочий цикл двигателя состоит из газораспределительных фаз. Последовательность этих фаз должна равномерно распределяться по силе воздействия на коленчатый вал. Именно в этом случае происходит равномерная работа двигателя.
Обязательным условием является то, что цилиндры, работающие последовательно, не должны находиться рядом. Для этого и разрабатываются производителями двигателей, схемы порядка работы цилиндров двигателя. Но, во всех схемах порядок работы цилиндров начинает свой отсчет с главного цилиндра №1.
Порядок работы цилиндров у разных двигателей
У двигателей одного типа, но разных модификаций, работа цилиндров может отличаться. Например, двигатель ЗМЗ. Порядок работы цилиндров двигателя 402 – 1-2-4-3, в то время как порядок работы цилиндров двигателя 406 – 1-3-4-2.
Если углубится в теорию работы двигателя, но так, чтобы не запутаться, то мы увидим следующее. Полный рабочий цикл 4-х тактного двигателя проходит за два оборота коленвала. В градусах это равно 720. У 2-х тактного двигателя 3600.
Колена вала смещают на определенный угол для того, чтобы вал находился под постоянным усилием поршней. Этот угол напрямую зависит от количества цилиндров и тактности двигателя.
— Порядок работы 4 цилиндрового двигателя, однорядного, чередование тактов происходит через 1800, ну а порядок работы цилиндров может быть 1-3-4-2 (ВАЗ) или 1-2-4-3 (ГАЗ).
— Порядок работы 6 цилиндрового рядного двигателя 1-5-3-6-2-4 (интервал между воспламенением составляет 1200).
— Порядок работы 8 цилиндрового V-образного двигателя 1-5-4-8-6-3-7-2 (интервал между воспламенениями 900).
— Существует, например, порядок работы 12 цилиндрового двигателя W-образного: 1-3-5-2-4-6 – это левые головки блока цилиндров, а правые: 7-9-11-8-10-12
Для того, чтобы вам был понятен весь этот порядок цифр, рассмотрим пример. У 8 цилиндрового двигателя ЗиЛ порядок работы цилиндров следующий: 1-5-4-2-6-3-7-8. Кривошипы расположены под углом 900 .
То есть если в 1 цилиндре происходит рабочий цикл, точерез 90 градусов поворота коленвала, рабочий цикл происходит в 5 цилиндре, и последовательно 4-2-6-3-7-8. В нашем случае один поворот коленвала равен 4 рабочим ходам. Естественным образом напрашивается вывод, что 8 цилиндровый двигатель работает плавне и равномернее, чем 6 цилиндровый.
Скорее всего, глубокое знание порядка работы цилиндров двигателя вашего автомобиля, вам не понадобится. Но общее представление об этом иметь необходимо. А если вы задумаете произвести ремонт, например головки блока цилиндров, то эти знания лишними не будут.
Успехов вам в изучении порядка работы цилиндров двигателя вашего автомобиля. ©
Все о 12-ти цилиндровом двигателе
12-ЦИЛИНДРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ. ВИДЫ И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ
На современные авто часто устанавливают многоцилиндровые устройства. С их помощью можно увеличить мощность любого транспортного средства. Такие механизмы устанавливают, как на военной автотехнике, так и на легковом автотранспорте. Несмотря на то, что 12-ти цилиндровые тяжеловесные двигатели со временем стали менять на облегченные механизмы с 6-ью и 8-ью цилиндрами, первые все-таки до сих пор остаются востребованными в автомобильном машиностроении.
По своим техническим данным двигатель с 12-ю цилиндрами, работающий на дизельном топливе, представляет собой устройство, в котором на несколько блоков приходится один цилиндр. У всех этих механизмов – единый коленвал. На данном силовом агрегате число рабочих ходов, осуществляемых во время совершения коленчатым валом двух полных оборотов, соответствует количеству цилиндров.
Разновидности
Существует несколько вариантов конструкций двигателей с 12-ю цилиндрами. Их отличие между собой состоит только в способе компоновки, который разделяется на категории, представленные ниже.
- V12 характеризуется V-образным расположением с устройствами, размещенными друг против друга. Установка производится под углом в 60 градусов.
- L12, здесь цилиндрические блоки расположены в ряд. Вращение общего коленчатого вала приводится движением поршней. В данной конструкции двигателя объединяются 2-х тактный и 4-х тактный моторы в единый механизм. Дизельный двигатель этого типа, работающий на 12-ти цилиндрах, при достаточной своей длине имеет небольшую ширину. Их в машиностроении не используют. Нашли они свое применение только на морских судах.
- Х12. В этой силовой установке цилиндры расположены по-особенному. Они смонтированы по четыре единицы в три ряда. Здесь также, как и в предыдущем варианте, движение поршня приводит во вращение единый на все цилиндры коленвал.
- F12. Из-за неординарной конфигурации его называют оппозитным. Блоки относительно друг друга расположены под развернутым углом. Он имеет компактные габариты и заниженный центр тяжести. В серийно выпускаемых автомобилях рассматриваемый вариант силового устройства встречается редко. Но в автотранспорте спортивного назначения его можно встретить довольно часто.
С помощью всех перечисленных типов 12-ти цилиндрового двигателя конструкторы могут экспериментировать с данными разных видов моторов для нахождения оптимального решения для создания двигателя для отдельно взятой модели автомобиля.
Из истории
Признанным первооткрывателем в области двигателей, работающих на 12-ти цилиндрах, стал Даймлер Готлиб, использовавший в своем проекте идеи Леона Левавассора. Компания Societe Antoinette в конце 1903 года стала использовать аналогичные двигатели на массивных катерах и тяжелых моторных лодках. До этого времени водный транспорт оснащался четырехцилиндровыми моторами. Поэтому, это нововведение быстро стало признанным, благодаря высокому КПД.
Основываясь на уже имеющихся проектах, в 1904 году фирма Putney Motor Works впервые выпустила V-образный двигатель с 12-ю цилиндрами. В дальнейшем он завоевал большую популярность. В авиационной индустрии впервые он выступил в 1909 году. Его тогда представляла компания Renault. В двигателе в первый раз использовали охлаждение посредством воздуха и расположение цилиндров под углом в 60 град. Мотор был объемом всего лишь 12,3 литра, размер цилиндра в диаметре составлял 96 мм, а ход поршня – 140 мм. Спустя год, изготовитель вывел на рынок аналогичный агрегат облегченной модификации, предназначенный для катеров.
Усовершенствованный двигатель на 17,5 литра с интенсивным водяным охлаждением выпустили в начале 1912 года. Его КПД составляла 130 кВт. За одну минуту он способен был достичь 1400 оборотов. Инженеры-конструкторы экспериментировали дальше по подбору оптимальных вариантов на соответствие габаритов и КПД моторов.
В 1913 году появился такой же двигатель для легковых машин. Его придумал главный конструктор фирмы Sunbeam Motor Car. Размер цилиндра в диаметре и поршневой ход равнялись 80мм и 150 мм соответственно. Мотор имел КПД 150 кВт. Первый раз его смонтировали на авто марки Toodles V, который в дальнейшем продемонстрировал не одину рекордную скорость передвижения.
Перед началом II мировой войны подобные двигатели стали широко использовать в военной промышленности. Долгое послевоенное время принудило подзабыть эту конструкцию, и напрасно, так как потом пришлось заново ее осваивать. В1972 году концерн Jaguar вывел всем на обозрение двигатель категории X12. Силовое устройство на 5,3 литра в большинстве странах быстро завоевало популярность. Его бесперебойно производили вплоть до 1996 года. В настоящее время силовые агрегаты выпускаются в более совершенном исполнении. Но, несмотря на это, 12-ти цилиндровые двигатели до сих пор пользуются немалой популярностью у современных конструкторов.
Последовательность функционирования
Порядок работы на 12-ти цилиндровом двигателе представляет собой установленный порядок запуска механизма. Процесс несет ответственность за очередность пуска одноименных блоков механизма с общим коленчатым валом. Есть несколько различных причин, которые оказывают влияние на порядок их функционирования и определяются следующими вводными данными:
- конструкцией распределительного вала;
- размещением цилиндров в двигателе;
- разновидностью коленчатого вала.
Деятельность 12-ти цилиндрового двигателя находится в прямой зависимости от фаз газораспределения. Порядок распределения этих периодов должен соразмеряться с силой воздействия на коленвал. Последовательно работающие цилиндры, указанные в схеме, не должны размещаться рядом. Независимо от категории двигателя, где цилиндры размещены относительно друг друга по разным схемам, он заводится, начиная с запуска основного модуля с №1.
Допустим, что цикл начинается с работы первого цилиндра. Коленвал поворачивается на 90 градусов. После того, как он завершит свой поворот, в работу вступает пятый механизм. Далее цикл последовательно возобновляет работу и в остальных блоках. При правильной настройке агрегата силовая установка будет действовать ровнее и более плавно, по сравнению с шести- или восьмицилиндровым двигателем.
Где используется
Помимо водного и авиационного транспорта установку 12-ти цилиндровых двигателей осуществляют на современных моделях зарубежных автомобилей марок «Ламборгини» и «Феррари». В нашем автомобильном строении более популярными являются двигатели, относящиеся к категории W12 от концерна «Фольксваген». Не так давно эти силовые агрегаты стали производить на машиностроительном заводе в Барнауле. В качестве основы использовали дизельную установку довоенного производства V12. Такие двигатели устанавливают на тепловозы разных видов. Есть еще одна сфера их применения: компрессоры, насосы, установки для бурения скважин.
В настоящее время двигатели с 12-ю цилиндрами производят всемирноизвестные автопредприятия Rolls-Royce, Aston Martin, Ferrari, Pagani Automobili. Используют они тип мотора V12, который наиболее подходит для монтирования на легковые машины.
Обслуживание
Двигатели с 12-ью цилиндрами характеризуются неприхотливостью в обслуживании и имеют большой срок эксплуатации. Если он отрегулирован грамотно, то вмешательство квалифицированного мастера не потребуется еще долго, пока транспорт не пройдет 15000-20000 км пути. После капремонта и установки двигателя его вновь необходимо правильно отрегулировать. Если понадобится, стоит прибегнуть к услугам специалиста.
Отзывы
По данным на форумах автомобилистов можно судить, что водителям очень нравится автотранспорт, работающий на 12-ти двигателях. Большинство отзывов, которые размещены на сайтах, положительные. Малая доля негативных отзывов все-таки имеется. Там автовладельцы негодуют на затрудненную регулировку и советуют обращаться к профессионалам, чтобы в дальнейшем избежать проблем.
То, что каждый автовладелец станет изучать принцип действия и характеристики 12-ти цилиндрового мотора, маловероятно. Но ознакомление с изложенной информацией не будет бесполезным и лишним. Оно поможет автомобилисту самостоятельно обслужить и настроить механизм.
Читайте также
Какие авто признаны самыми опасными, а какие самым безопасными в 2018 году
Лидеры и антилидеры по итогам краштестов 2018 года
Европейским комитетом по выполнению краш-тестов авто в порядке независимых исследований опубликован рейтинг-лист. В нем приводится информация о лучших по безопасному оснащению тройки автомобилей и таком же количестве авто, оказавшимися в роли «антилидера» по результатам тестирования в ушедшем году.
При выполнении краш-тестирования авто в порядке независимого исследования были произведены обстоятельные испытания двадцати трех моделей.
Опасные ситуации за рулем и как их избежать
Как избежать опасных ситуаций за рулем
Вождение автомобиля – непростой процесс, подвергающий человека постоянным стрессовым ситуациям. Каким образом принять верный выбор, при этом сохраняя спокойствие? Данный раздел подробно расскажет, как действовать в чрезвычайных ситуациях на дороге, сохранив свой автомобиль и здоровье.
Как обкатать двигатель после капитального ремонта
Обкатываем двигатель после серьезного ремонта
Теоритические данные об обкатке машины и ее двигателя известны многим владельцам машин, однако с данной процедурой сталкиваются только владельцы недавно приобретенных машин или те, кто провел капитальный ремонт мотора. И если первые могут рассчитывать на помощь в дилерском центре и поддержку мастеров, то второй категории чаще всего приходится во всем разбираться самим.
В этой статье пойдет речь о том, как правильно обкатать мотор после серьезного ремонта и что для этого понадобится.
10 этапов, позволяющих определить, что автомобиль был битым
Некоторые автовладельцы не видят разницу между битым автомобилем и автомобилем, имеющим серьезные дефекты — вмятины, царапины, ржавчину. Однако, стоит их отличать.
Немец или японец. Какое авто лучше.
Немемцкое авто или японское? Плюсы и минусы.
Многие автолюбители сталкиваются с необходимостью решения вопроса – японец или немец? Ответ на этот вопрос не так прост и зависит от многих факторов. Например, для некоторых автомобиль – способ демонстрации статуса, который не учитывает критерий практичности. Такие люди выбирают престижные авто немецких производителей и даже не задумываются о покупке продукции японского производства. Другие же хотят ездить на очень надежном и простом авто и покупка БМВ для них – не самое оптимальное решение.
Четыре этапа продажи собственного автомобиля?
Очень часто наступает тот момент, когда приходиться распрощаться со своим автомобилем, то есть необходимо его продать. Причин может быть много, но говорить про них не будем, так как суть статьи вовсе не в этом.
Кондиционер в авто: нужен или нет
Брать ли авто без кондиционера: за и против
Уже установленный кондиционер в новом автомобиле это редкость, особенно в относительно недорогих моделях. Встречается, что даже дорогие иномарки не снабжены этим элементом в базовой комплектации. Есть ли смысл переплачивать за кондиционер и так ли он нужен в обычной жизни.
Как происходят на дорогах автоподставы
Езда на автомобили приносит только удовольствие и положительные эмоции. Но на дороге нужно быть очень внимательным, ведь можно попасть на уловку злоумышленников и попасть в автоподставу. Что собой представляют автоподставы и какие они бывают, можно узнать, прочитав статью до конца.
Как перетянуть автомобильные сидения своими руками
Перетяжка сидений автомобиля своими руками — мифы и реальность
Критерии, по которым оценивают автомобиль на степень качества складываются из многих факторов. Могут произвести хорошее впечатление мотор, ходовая и прочие важные части автомобиля, но изношенная обивка салона перекрывает все хорошие качества и выходит чуть ли не на первый план. К счастью, сегодня эту проблему легко решить. Работы по перетяжке сидений позволят вернуть былую привлекательность. Садясь в машину эмоции будут погружать вас в компанию, в которой было сделано ваше дорогостоящее приобретение. Можно как довериться специалистам, так и заняться этим самому. Но, стоит учесть, что хоть работа на первый взгляд кажется «не пыльной», потребуются кое-какие способности в выкройке и шитье на швейной машинке.
Химчистка автомобиля паром
Что такое химчистка автомобиля паром и как это происходит
Многие химчистки предоставляют такую услугу, как химчистка автомобиля паром. Многие автовладельцы с такой услугой не знакомы, а потому перед ее выбором необходимо тщательно изучить все ее достоинства и недостатки. В специализированных магазинах продаются специальные устройства для проведения подобной процедуры. Чем хорош этот способ и какую опасность он в себе таит?
Особенности работы 12-цилиндрового двигателя
История автомобилестроения с самого начала развивалась по нескольким направлениям, одним из которых было увеличение скорости и мощности. Логичным способом достичь этой цели было увеличение количества цилиндров, что и привело к появлению 12-цилиндровых двигателей.
В последнее время наблюдается противоположная тенденция – более компактные и лёгкие 6-8-цилиндровые моторы вытесняют своих габаритных оппонентов, но они всё ещё востребованы в современном автомобилестроении.
Разновидности 12-цилиндровых силовых агрегатов
Существует немало типов таких моторов, включая довольно экзотические и редко встречающиеся:
- L12 – ДВС с рядным расположением всех двенадцати цилиндров, при котором усилия всех поршней направлены на вращение коленвала. Характеризуется простотой конструкции, отличной сбалансированностью, небольшой шириной и значительной длиной, что делает невозможным использование этого типа моторов в легковых автомобилях. Зато они весьма распространены в судостроении;
- V12 – моторы с V-образным расположением цилиндров (два ряда по 6, расположенные напротив друг друга под углом 60°). Самая распространённая в автомобилестроении разновидность;
- W12 – W-образный двенадцатицилиндровый двигатель, характеризующийся более компактными размерами по сравнению с V12-цилиндровим собратом. Главный недостаток таких агрегатов – они менее сбалансированы и не достигают такой плавности в работе, как у оппонентов;
- X12 – двенадцатицилиндровый мотор, у которого один коленвал вращают три ряда цилиндров (по четыре в каждом ряду). Из-за сложности реализации такой вариант встречается нечасто;
- F12 – оппозитный ДВС, который отличается от V12 оппозитным расположением рядов цилиндров с втрое большим углом (180°) между ними. Такая конструкция предполагает увеличенную ширину и меньшую высоту, а также низко расположенный центр тяжести. Такие разновидности используются в основном в спортивных и гоночных автомобилях – на серийные их устанавливают крайне редко.
История развития 12-цилиндровых моторов
Первым конструктором, которому удалось создать действующий прототип 12-цилиндрового мотора, является Даймлер Готлиб, при этом за основу своего мотора он взял проект, разработанный Леоном Левавассором. В начале 20 столетия такие силовые агрегаты устанавливались на морские катера и моторные лодки от фирмы Société Antoinette. Замена четырёх цилиндров на 12 позволила существенно увеличить мощь и производительность, так что эти двигатели пользовались большой популярностью.
В 1904 году компания Putney Motor Works, используя наработки предшественников, разработала и запустила в серию первые V-образные двигатели, получившие широкое распространение в самых разных областях. В 1909 году компания Renault выпустила мотор, ориентированный на авиационную промышленность, в котором впервые ряды поршней были расположены под углом 60° и использовалось воздушное охлаждение.
Характеристики двигателя по сегодняшним меркам не впечатляют: при объёме 12,3 литров диаметр цилиндра составлял 95 мм., а ход поршня – 140 мм. В 2010 французы выпустили более компактный вариант мотора, предназначенный для моторных лодок и катеров. Ещё через два года появился 17,5-литровый силовой агрегат с жидкостным охлаждением, развивающий мощность 135 кВт и раскручивающий коленвал до 1400 оборотов/минуту.
В 2013 году в Sunbeam Motor Car удалось сконструировать двигатель с аналогичными характеристиками, предназначенный для установки в автомобили (L поршня – 15,0 см., D цилиндра – 8,0 см.). Первой моделью, на которой был апробирован двигатель с 12 поршнями, стал Toodles V, которому сумели покориться несколько рекордов скорости.
Накануне Второй мировой войны именно двигатели с 12 поршнями стали основными для тяжёлой военной техники. После её окончания и длительного периода рецессии и восстановления промышленности эти моторы были незаслуженно преданы забвению.
И только в 1972 году известный британский автоконцерн Jaguar выпустил инновационный для того времени 5,3-литровый двигатель типа X12, который возродил массовое производство 12-цилиндровых силовых агрегатов. Модель оказалась настолько успешной, что её выпускали вплоть до 1996 года. Сегодня такие моторы стали ещё более совершенными, мощными и экономичными (по отношению к своим предшественникам).
Схема функционирования
Последовательность, или порядок работы цилиндров 12-цилиндрового двигателя зависит от конкретной реализации – общего правила в этом отношении нет, поскольку, как мы уже отмечали, имеется немало конструктивных различий в зависимости от типа (например, двухрядные и тёхрядные моторы).
Кроме того, на последовательность чередования одноименных тактов силового агрегата влияют и другие факторы:
- геометрия расположения цилиндров в БЦ;
- строение распредвала;
- особенности конструкции коленвала.
В немалой степени работа 12-цилиндрового двигателя зависит от фаз газораспределения. Их порядок следования должен рассчитываться соответственно влиянию на коленвал.
Схематически цилиндры, работающие последовательно, не могут располагать рядом – это одно из немногих общих правил.
Есть и второй принцип – независимо от типа силового агрегата и геометрии расположения цилиндров, первым в работу вступает цилиндр пол первым номером. После совершения коленчатым валом поворота на 90° в работу вступает цилиндр №5, после чего по схеме, принятой для конкретного мотора, запускаются и другие поршни.
В целом двенадцатицилиндровые моторы работают намного плавнее и стабильнее, чем шести- и восьмицилиндровые аналоги.
Где используются моторы с 12 цилиндрами
Для воздушного и водного транспорта такие двигатели являются достаточно распространёнными. Что касается современного автомобилестроения, то в серийные модели их часто устанавливают фирмы Ferrari и Lamborghini. На российском рынке можно встретить двигатели типа W12 на автомобилях немецкого автоконцерна Volkswagen. С недавних пор 12-цилиндровые моторы начали выпускать в Барнауле, взяв в качестве прототипа довоенный дизель V12.
Такие силовые установки устанавливают на тепловозы, на буровые установки, в качестве привода для насосов и компрессорных установок.
Кроме Ferrari, такие двигатели устанавливаются на авто от Rolls-Royce, Pagani, это преимущественно классические V12, в наибольшей степени пригодные для использования в легковых авто.
Особенности обслуживания
Автовладельцы моделей с многоцилиндровыми двигателями знают, насколько неприхотливы и надёжны такие силовые агрегаты. При правильно выполненной регулировке они не требуют вмешательства между техосмотрами. Регулировка может потребоваться после ремонта двигателя, и эту работу лучше доверить профессионалам.