Планирование достижение цели коррупции

В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона «О противодействии коррупции» основные направления государственной политики в области противодействии коррупции определяет Президент Российской Федерации.

«Новая стратегия противодействия коррупции на 2023 год: план действий для России»

Признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации. Использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и или ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции. Стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г.

В наиболее широком изложении она противостоит попыткам легитиматизации расширения секретности и непубличности деятельности государственных структур. Аргументы в пользу открытого правительства восходят ко времени европейского Возрождения... Трудовой кодекс — кодифицированный законодательный акт кодекс о труде; является одним из основных источников трудового права. В большинстве случаев «трудовыми кодексами» называются не специально разработанные своды норм, а механически объединённые законы и правительственные постановления, принятые в разное время. Деофшоризация англ.

Данная мера призвана повысить собираемость налогов, усложнить отмывание криминальных денег и привести к большей ясности о собственниках предприятий. Трансфертное трансферное ценообразование — сбыт товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам. Они позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами. Это наиболее простая и распространённая схема международного налогового планирования, имеющего целью минимизацию уплачиваемых налогов. Трансфертные цены являются объектом контроля фискальных органов государства. Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции UNCAC — международно-правовой документ против коррупции, принятый на пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 31 октября 2003 года и вступивший в силу 14 декабря 2005 года. Конвенция состоит из 8 глав, объединяющих 71 статью.

В Германии термин «лоббизм» Lobbysmus имеет негативный оттенок, поэтому вместо него часто употребляют термины «общественно-политические коммуникации» politische Kommunikation , «взаимодействие с органами государственной власти» Public Affairs и «политическое консультирование» Politikberatung. Лоббирование в Германии осуществляют различные группы интересов Interessengruppen , среди которых наиболее влиятельными являются Объединение немецких профсоюзов, Федеральный союз немецкой промышленности... Налоговое право Европейского союза — совокупность правовых норм отдельных положений Договора о Европейском союзе первичное право , а также актов институтов Европейского союза, принятых в рамках их компетенции и полномочий в Европейском сообществе вторичное право , а также практика Суда Европейского союза и Суда первой инстанции в сфере налоговой политики ЕС. Налоговое право Европейского союза — особая отрасль права Европейского союза. Налоговое право Европейского союза отражает действительные интеграционные... Ревизия расчётов — проверка законности и правильности осуществления хозяйственных операций, касающихся финансовых обязательств хозяйствующего субъекта, их документального оформления и принятия к учёту, а именно...

Ключевые слова: коррупция, общенациональный план противодействия коррупции, конфликт интересов. Государственная антикоррупционная политика, система запретов, ограничений и обязанностей, антикоррупционные стандарты, антикоррупционная экспертиза. Keywords: corruption, national anti-corruption plan, conflict of interests.

State anti-corruption policy, system of prohibitions, restrictions and obligations, anticorruption standards, anti-corruption expertise. Необходимо напомнить, что Национальный план противодействия коррупции впервые был утвержден в 2008 году Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым, подготовлен Президентским советом по противодействию коррупции. Важной задачей документа является усиление координации по противодействию коррупции в России всех органов государственной власти и местного самоуправления. Данный документ определяет договоренность сторон о том, как будет происходить сотрудничество по вопросам противодействия коррупции. Представляется, что впоследствии эти договоренности должны воплотиться в определенные установленные сроки предложения законодательной инициативы. В частности, приоритетной задачей Администрация Президента Российской Федерации видит усовершенствование порядка отчетности государственных и муниципальных служащих при предоставлении сведений о доходах и расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сообщений о склонении к коррупции. Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы состоит из 16 разделов, и, как и в прошлые годы, мы видим, что особое внимание Президент уделяет в его первом разделе, посвященном совершенствованию системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции в отдельных сферах деятельности [1]. В тоже время, первый раздел Национального плана отличается отсутствием систематизации при его подготовке, что проявляется в разбросанности сроков исполнения, их несоответствия реальным возможностям и потребностям правоприменителя. Анализ этого документа показывает, что в ближайшие годы мы увидим еще больше категорий работников, которым необходимо предоставлять сведения о своих доходах.

Взятка - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий бездействие в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия бездействие входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям бездействию , а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Коммерческий подкуп - незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий бездействие в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации. Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность прямая или косвенная работника представителя организации влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных трудовых обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника представителя организации и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и или деловой репутации организации, работником представителем организации которой он является. Личная заинтересованность работника представителя организации - заинтересованность работника представителя организации , связанная с возможностью получения работником представителем организации при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. Основные принципы антикоррупционной деятельности организации 3. В соответствии со ст. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1 признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2 законность; 3 публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4 неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5 комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6 приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7 сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Система мер противодействия коррупции в Организации основывается на следующих принципах: а Принцип соответствия Антикоррупционной политики Организации действующему законодательству и общепринятым нормам: соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции РФ, заключенным Российской Федерацией международным договорам, Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и иным нормативным правовым актам, применяемым к Организации.

Планирование противодействия коррупции на муниципальном уровне: проблемы и перспективы

затратами ресурсов); – ответственности участников планирования (участники планирования несут ответственность за своевременность и качество разработки (корректировки) плана противодействия коррупции, осуществления мероприятий по достижению цели. Подборка наиболее важных документов по запросу Основная цель национальной стратегии противодействия коррупции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Все планы содержат сроки, исполнителей и конкретные задачи в области противодействия коррупции, направлены на достижение целей и приоритетов, установленных Национальной стратегией. Главная цель Национальной стратегии противодействия коррупции заключается в искоренении причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, что подчеркивает превентивный характер антикоррупционной политики. Антикоррупционная программа – это комплекс мер и действий, разработанных и реализуемых государственными органами, организациями или предприятиями с целью предотвращения, выявления и пресечения коррупционных проявлений.

Антикоррупционные программы

11 Аналитическое исследование «Развитие нормативно-правового обеспечения противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации» проводилось в соответствии с планом мероприятий Совета Федерации по противодействию коррупции на 2016–2017 гг. Борьба с коррупцией является осознанной необходимостью современного государства. О чем наглядно, с неизменным постоянством, свидетельствует диагностируемый негативный факт активного распространения преступлений коррупционной направленности. 1) организация осуществления антикоррупционного мониторинга (с целью определения уровня коррупции, выявления наиболее типичных коррупциогенных факторов, а также определения действенности уже реализуемых антикоррупционных мер). В отдельных субъектах РФ приняты акты органов исполнитель-ной власти об утверждении программ или планов противодействия коррупции. Основными целями таких программ и планов являются: сниже-ние уровня коррупции; внедрение независимой антикоррупционной. План по противодействию коррупции. 1. Целью противодействия коррупции является устранение коррупции в обществе. 2. Достижение цели противодействия коррупции реализуется посредством решения следующих задач: 1) формирования в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции.

В чем суть плана по борьбе с коррупцией в России, который утвердил Путин?

Раздел I. Совершенствование системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции в отдельных сферах деятельности Предусматривает исключение коррупционных рисков: при совмещении должности главы органа местного самоуправления на непостоянной основе с должностью в органе местного самоуправления, либо руководителя муниципального учреждения; в сфере участия госслужащих на безвозмездной основе в Советах директоров и других коллегиальных органах управления публично-правовых компаний, госкорпораций, коммерческих организаций; в деятельности Всероссийского казачьего общества; при выполнении депутатами своих полномочий в законодательных собраниях субъектов РФ; при замещении должности финансового уполномоченного в сфере финансовых услуг. Верховному Суду РФ рекомендовано установить обязанность судьи подать заявление о прекращении своих полномочий при нежелании соблюдать антикоррупционные ограничения и запреты. Предполагается ввести запрет на приём по трудовому договору в федеральные государственные органы граждан, которые были освобождены от судебного преследования с назначением судебного штрафа за коррупционные правонарушения по ст. Раздел II.

Повышение эффективности мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов Предлагается включить в перечень граждан и юридических лиц, с которыми может быть связана личная заинтересованность должностного лица: бывших супругов; юридические лица, в которых должностное лицо занимало должности до поступления на госслужбу или оказывало им услуги по договору ГПХ. Раздел III. Совершенствование порядка проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах… Минтруд должен разработать до конца 2023 года методические рекомендации по проведению антикоррупционных проверок. Предполагается распространить практику предоставления сведений о доходах, расходах и имуществе на случаи переизбрания или перевода на другую должность государственного или муниципального служащего.

Раздел IV. Совершенствование правового регулирования ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов Правительству РФ поручено подготовить предложения до 1 августа 2022 года по порядку привлечения к ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов и.

Бачурина и А. Щеглов, «профилактика — это одна из важнейших мер, направленных на предотвращение правонарушений» [2, с. С таким выводом сложно спорить, однако, такое понимание профилактики очень узкое. Гончарова профилактическую работу определяет как деятельность, по установлению лиц, с негативным социальным поведением [3, с. В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» под профилактикой предлагается понимать меры социального, правового, организационного, информационного и иного характера, в совокупности, направленные на выявление и нейтрализацию причин и условий, способствующих совершению правонарушений преступлений , а также оказывающих воспитательное воздействие на лиц [1]. В целом, профилактику нужно определять как мероприятия предупредительного воздействия в совокупности, которые проводятся с целью предотвращения появления новых коррупционных форм.

Предлагаем профилактику коррумпированности государственного управления определить следующим образом: — проводится работа с отдельной личностью для того, чтобы сформировать у нее правопослушание; — минимизируются криминогенные условия, связанные с совершением преступления, коррупционной направленности. Задачи профилактики видятся в следующем: — корректировать отрицательные формы поведения лица; — не допустить совершения новых преступных деяний. Профилактика коррумпированности государственного управления должна быть направлена на следующее: совершенствование законодательных положений о борьбе с коррупцией в системе государственного управления. Совершенствование антикоррупционных законодательных актов должно быть основано, в числе прочего, с учетом отечественного и лучшего зарубежного опыта. В реалиях действительности «коррупция не просто передается как знания, она трансформируется, приспосабливаясь к «существованию» в новых условиях, заложенных в укладе самого общества. Для этого негативного феномена нет ни границ, ни территорий» [4, с. Для отечественного государственного управления интерес может представлять антикоррупционная политика многих зарубежных стран. Например, для того, чтобы предотвращать взяточничество, в ряде зарубежных стран, применительно к отдельным государственным структурам, принимается комплексный документ антикоррупционная политика , в который включены общие положения, особенности предотвращения взяточничества в организации, стандарты поведения сотрудников, антикоррупционные процедуры при приеме на работу, обучение и сертификация персонала, процедура для сообщений и др.

В большинстве стран БРИКС для борьбы с коррупцией в сфере государственного управления формируется антикоррупционный комплаенс-контроль: — создаются отдельные структурные подразделения, которые должны отвечать за предотвращение коррупции; — принимаются документы, декларирующие неприятие коррупции; — антикоррупционные положения включены во многие внутренние документы организаций. В Узбекистане создано и функционирует Агентство по противодействию коррупции, которое подчиняется президенту и отчитываться перед парламентом. В функциональные обязанности Антикоррупционного органа входит разработка и реализация госполитики в области предупреждения и борьбы с коррупцией [5]. Важно отметить, что создавать антикоррупционные законодательные акты должны специалисты, знающие все о проблемах коррупции и о путях их преодоления.

В соответствии с частью 6 статьи 6 Федерального закона N 315-ФЗ саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта. Федеральный закон N 315-ФЗ не определяет конкретных мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона N 315-ФЗ такие меры устанавливаются уставом некоммерческой организации, стандартами и правилами саморегулируемой организации. Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 315-ФЗ независимый член постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации предварительно в письменной форме обязан заявить о конфликте интересов, который влияет или может повлиять на объективное рассмотрение вопросов, включенных в повестку заседания постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, и принятие по ним решений и при котором возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью указанного независимого члена и законными интересами саморегулируемой организации, которое может привести к причинению вреда этим законным интересам саморегулируемой организации. Возможные организационные меры по регулированию и предотвращению конфликта интересов С целью регулирования и предотвращения конфликта интересов в деятельности своих работников а значит и возможных негативных последствий конфликта интересов для организации организации рекомендуется принять положение о конфликте интересов или включить соответствующий детализированный раздел в действующий в организации кодекс поведения.

При этом следует учитывать требования к содержанию кодексов поведения, закрепленные в рассмотренных выше нормативных правовых актах, регулирующих отдельные виды деятельности. Положение о конфликте интересов - это внутренний документ организации, устанавливающий порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников организации в ходе выполнения ими трудовых обязанностей. При разработке положения о конфликте интересов рекомендуется обратить внимание на включение в него следующих аспектов: - цели и задачи положения о конфликте интересов; - используемые в положении понятия и определения; - круг лиц, попадающих под действие положения; - основные принципы управления конфликтом интересов в организации; - порядок раскрытия конфликта интересов работником организации и порядок его урегулирования, в том числе возможные способы разрешения возникшего конфликта интересов; - обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов; - определение лиц, ответственных за прием сведений о возникшем конфликте интересов и рассмотрение этих сведений; - ответственность работников за несоблюдение положения о конфликте интересов. Круг лиц, попадающих под действие положения Действие положения следует распространить на всех работников организации вне зависимости от уровня занимаемой должности. Обязанность соблюдать положение также может быть закреплена для физических лиц, сотрудничающих с организацией на основе гражданско-правовых договоров. В этом случае соответствующие положения нужно включить в текст договоров. Основные принципы управления конфликтом интересов в организации Перед организацией, желающей принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стоит сложная задача соблюдения баланса между интересами организации как единого целого и личной заинтересованности работников организации. С одной стороны, работники организации имеют право в свободное от основной работы время заниматься иной трудовой, предпринимательской и политической деятельностью, вступать в имущественные отношения. С другой стороны, такая частная деятельность работников, а также имеющиеся у работников семейные и иные личные отношения могут вступить в противоречие с интересами организации.

Основной задачей деятельности организации по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является ограничение влияния частных интересов, личной заинтересованности работников на реализуемые ими трудовые функции, принимаемые деловые решения. В основу работы по управлению конфликтом интересов в организации могут быть положены следующие принципы: - обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов; - индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для организации при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулирование; - конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования; - соблюдение баланса интересов организации и работника при урегулировании конфликта интересов; - защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником и урегулирован предотвращен организацией. Примерный перечень ситуаций конфликта интересов Следует учитывать, что конфликт интересов может принимать множество различных форм. В Приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям содержится примерный перечень возможных ситуаций конфликта интересов. Организации рекомендуется разработать аналогичный перечень типовых ситуаций конфликта интересов, отражающих специфику ее деятельности. Обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов В положении о конфликте интересов целесообразно закрепить обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов, например, следующие: - при принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей руководствоваться интересами организации - без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей; - избегать по возможности ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов; - раскрывать возникший реальный или потенциальный конфликт интересов; - содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов. Порядок раскрытия конфликта интересов работником организации и порядок его урегулирования, в том числе возможные способы разрешения возникшего конфликта интересов Организации следует установить процедуру раскрытия конфликта интересов, утвердить ее локальным нормативным актом и довести до сведения всех работников организации. В организации возможно установление различных видов раскрытия конфликта интересов, в том числе: - раскрытие сведений о конфликте интересов при приеме на работу; - раскрытие сведений о конфликте интересов при назначении на новую должность; - разовое раскрытие сведений по мере возникновения ситуаций конфликта интересов; - раскрытие сведений о конфликте интересов в ходе проведения ежегодных аттестаций на соблюдение этических норм ведения бизнеса, принятых в организации заполнение декларации о конфликте интересов. Раскрытие сведений о конфликте интересов желательно осуществлять в письменном виде.

Может быть допустимым первоначальное раскрытие конфликта интересов в устной форме с последующей фиксацией в письменном виде. Для организаций крупного и среднего бизнеса полезным может быть ежегодное заполнение рядом работников декларации о конфликте интересов. Круг лиц, на которых должно распространяться требование заполнения декларации конфликта интересов, следует определять собственнику или руководителю организации. В Приложении 5 к настоящим Методическим рекомендациям приведена типовая декларация конфликта интересов. Организация должна взять на себя обязательство конфиденциального рассмотрения представленных сведений и урегулирования конфликта интересов. Поступившая информация должна быть тщательно проверена уполномоченным на это должностным лицом с целью оценки серьезности возникающих для организации рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов. Следует иметь в виду, что в итоге этой работы организация может придти к выводу, что ситуация, сведения о которой были представлены работником, не является конфликтом интересов и, как следствие, не нуждается в специальных способах урегулирования. Приведенный перечень способов разрешения конфликта интересов не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае по договоренности организации и работника, раскрывшего сведения о конфликте интересов, могут быть найдены иные формы его урегулирования.

При разрешении имеющегося конфликта интересов следует выбрать наиболее "мягкую" меру урегулирования из возможных с учетом существующих обстоятельств. Более жесткие меры следует использовать только в случае, когда это вызвано реальной необходимостью или в случае, если более "мягкие" меры оказались недостаточно эффективными. При принятии решения о выборе конкретного метода разрешения конфликта интересов важно учитывать значимость личного интереса работника и вероятность того, что этот личный интерес будет реализован в ущерб интересам организации. Определение лиц, ответственных за прием сведений о возникшем конфликте интересов и рассмотрение этих сведений Определение должностных лиц, ответственных за прием сведений о возникающих имеющихся конфликтах интересов, является существенным элементом в реализации антикоррупционной политики. Таким лицом может быть непосредственный начальник работника, сотрудник кадровой службы, лицо, ответственное за противодействие коррупции, иные лица. Рассмотрение полученной информации целесообразно проводить коллегиально: в обсуждении могут принять участие упомянутые выше лица, представитель юридического подразделения, руководитель более высокого звена и т. Разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации Важным элементом работы по предупреждению коррупции является внедрение антикоррупционных стандартов поведения работников в корпоративную культуру организации. В этих целях организации рекомендуется разработать и принять кодекс этики и служебного поведения работников организации. При этом следует иметь в виду, что такой кодекс имеет более широкий спектр действия, чем регулирование вопросов, связанных непосредственно с запретом совершения коррупционных правонарушений.

В кодекс следует включить положения, устанавливающие ряд правил и стандартов поведения работников, затрагивающих общую этику деловых отношений и направленных на формирование этичного, добросовестного поведения работников и организации в целом. Кодексы этики и служебного поведения могут значительно различаться между собой по степени жесткости устанавливаемой регламентации. С одной стороны, кодекс может закрепить только основные ценности и принципы, которые организация намерена культивировать в своей деятельности. С другой стороны, кодекс может устанавливать конкретные, обязательные для соблюдения правила поведения. Организации следует разработать кодекс этики и служебного поведения исходя из собственных потребностей, задач и специфики деятельности. Использование типовых решений является нежелательным. Вместе с тем при подготовке своего кодекса организация может использовать кодексы этики и служебного поведения, принятые в данном профессиональном сообществе. Кодекс этики и служебного поведения может закреплять как общие ценности, принципы и правила поведения, так и специальные, направленные на регулирование поведения в отдельных сферах. Примерами общих ценностей, принципов и правил поведения, которые могут быть закреплены в кодексе, являются: - соблюдение высоких этических стандартов поведения; - поддержание высоких стандартов профессиональной деятельности; - следование лучшим практикам корпоративного управления; - создание и поддержание атмосферы доверия и взаимного уважения; - следование принципу добросовестной конкуренции; - следование принципу социальной ответственности бизнеса; - соблюдение законности и принятых на себя договорных обязательств; - соблюдение принципов объективности и честности при принятии кадровых решений.

Общие ценности, принципы и правила поведения могут быть раскрыты и детализированы для отдельных сфер видов деятельности. Например, в сфере кадровой политики может быть закреплен принцип продвижения на вышестоящую должность только исходя из деловых качеств работника или введен запрет на работу в организации родственников на условии их прямой подчиненности друг другу. При этом в кодекс могут быть введены правила реализации определенных процедур, направленных на поддержание декларируемых стандартов, и определения используемой терминологии. Например, при закреплении принципа продвижения на вышестоящую должность только на основе деловых качеств работника может быть установлена процедура обращения работника с жалобой на нарушение этого принципа. При установлении запрета на работу в организации родственников на условии их прямой подчиненности друг другу может быть дано точное определение понятия "родственники", то есть четко определен круг лиц, на которых распространяется действие данного запрета. Таким образом, кодекс этики и служебного поведения может не только декларировать определенные ценности, принципы и стандарты поведения, но и устанавливать правила и процедуры их внедрения в практику деятельности организации. Консультирование и обучение работников организации При организации обучения работников по вопросам профилактики и противодействия коррупции необходимо учитывать цели и задачи обучения, категорию обучаемых, вид обучения в зависимости от времени его проведения. Цели и задачи обучения определяют тематику и форму занятий. Обучение может, в частности, проводится по следующей тематике: - коррупция в государственном и частном секторах экономики теоретическая ; - юридическая ответственность за совершение коррупционных правонарушений; - ознакомление с требованиями законодательства и внутренними документами организации по вопросам противодействия коррупции и порядком их применения в деятельности организации прикладная ; - выявление и разрешение конфликта интересов при выполнении трудовых обязанностей прикладная ; - поведение в ситуациях коррупционного риска, в частности в случаях вымогательства взятки со стороны должностных лиц государственных и муниципальных, иных организаций; - взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам профилактики и противодействия коррупции прикладная.

При организации обучения следует учитывать категорию обучаемых лиц. Стандартно выделяются следующие группы обучаемых: лица, ответственные за противодействие коррупции в организации; руководящие работники; иные работники организации. В небольших организациях может возникнуть проблема формирования учебных групп. В этом случае могут быть рекомендованы замена обучения в группах индивидуальным консультированием или проведением обучения совместно с другими организациями по договоренности. В зависимости от времени проведения можно выделить следующие виды обучения: - обучение по вопросам профилактики и противодействия коррупции непосредственно после приема на работу; - обучение при назначении работника на иную, более высокую должность, предполагающую исполнение обязанностей, связанных с предупреждением и противодействием коррупции; - периодическое обучение работников организации с целью поддержания их знаний и навыков в сфере противодействия коррупции на должном уровне; - дополнительное обучение в случае выявления провалов в реализации антикоррупционной политики, одной из причин которых является недостаточность знаний и навыков работников в сфере противодействия коррупции.

В то же время, как показало проведенное Институтом исследование правового регулирования антикоррупционного программирования в субъектах Российской Федерации, утверждение антикоррупционных региональных программ различными по юридической силе правовыми актами не отражается на содержательных аспектах антикоррупционных программ.

В Ульяновской области антикоррупционная программа является видом целевой программы и принимается как нормативный правовой акт самостоятельно или в составе комплексной программы профилактики правонарушений. Согласно Закону от 05 июня 2007 г. Разработка антикоррупционной программы области осуществляется Правительством области, ведомственные антикоррупционные программы разрабатываются министерствами и иными органами исполнительной власти области. Согласно Закону от 04 мая 2006 г. Разработка проекта антикоррупционной программы осуществляется на основе открытого конкурса и финансируется из республиканского бюджета. Проект, победивший в конкурсе, публикуется в официальных средствах массовой информации.

Доработка официального проекта антикоррупционной программы Республики осуществляется экспертной группой, образуемой при специальном государственном органе по реализации антикоррупционной политики Республики. При доработке официального проекта учитываются предложения и рекомендации, высказанные участниками открытого обсуждения. Ведомственные антикоррупционные программы разрабатываются министерствами и ведомствами Татарстана. Порядок разработки и финансирования проектов антикоррупционных программ ведомственного уровня определяется Кабинетом министров. Примерно такие же положения закрепляются в антикоррупционном Законе Республики Марий Эл7. Согласно положениям Закона «О профилактике коррупции в Кабардино-Балкарской Республике»8 по проекту антикоррупционной программы проводятся публичные слушания.

Полагаем, что порядок, предусматривающий возможность открытого обсуждения мероприятий проекта программы, в наибольшей степени способствует повышению доверия населения к региональным органам государственной власти. Общий анализ антикоррупционных программ показывает схожесть их внутренней организации. Большинство региональных антикоррупционных программ в качестве обязательных структурных единиц содержат следующие разделы: 1 введение или преамбула; 2 совершенствование правового регулирования антикоррупционной деятельности; 3 организационно-управленческие решения по повышению эффективности реализации антикоррупционной политики; 4 информационно-пропагандистская составляющая реализации программы; 5 механизмы государственного контроля за реализацией программы; 6 ресурсное обеспечение реализации программы; 7 критерии показатели эффективности реализации антикоррупционной программы; 8 ожидаемые результаты реализации программы. Во введении преамбуле антикоррупционных программ дается характеристика федеральных правовых актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции. Кроме того, во всех региональных программах по борьбе с коррупцией идет ссылка на соответствующие региональные законы и иные правовые акты, чаще всего региональные программы по административной реформе, а также определяются ключевые задачи регионального развития, которые не могут быть достигнуты либо достижение которых в значительной степени затруднено в связи с распространенностью коррупционной деятельности. Так, в Программе по борьбе с коррупцией Чувашской Республики указано, что коррупция в Российской Федерации достигла высокого уровня, при котором она нарушает принципы равенства и социальной справедливости, затрудняет экономическое развитие страны и препятствует повышению эффективности государственного управления.

В антикоррупционной Программе Читинской области указано, что коррупция достигла такого уровня, когда практически полностью подорвано доверие населения к власти, затруднено экономическое развитие региона. Во введении также дается общая оценка основным антикоррупционным мероприятиям, предусмотренным соответствующей программой по противодействию коррупции. Характеристика мероприятий заключается в определении причин разработки соответствующего мероприятия, а также целей его реализации. В некоторых региональных программах по противодействию коррупции выделяются наиболее коррупционно опасные области, требующие разработки антикоррупционных мероприятий, в частности, сфера, связанная с обеспечением государственных, муниципальных нужд через размещение на основе торгов заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, сфера, государственной гражданской и муниципальной службы. В Программе по борьбе с коррупцией Саратовской области в качестве потенциально коррупционной выделяется нормотворческая деятельность, в связи с чем особое внимание в программе уделяется экспертизе правовых актов на предмет их коррупционности. Антикоррупционная программа Воронежской области направлена на искоренение коррупции в системе исполнительных органов власти.

В Астраханской области особое внимание уделяется противодействию коррупции в бюджетной сфере. Учитывая, что указанные сферы являются типичными с точки зрения их подверженности повышенным коррупционным рискам, полагаем, что такие мероприятия должны включаться во все региональные программы противодействия коррупции. В то же время такая специфика практически не находит отражения в содержании программ. Наиболее сложным вопросом при анализе региональных антикоррупционных программ является определение целей и задач этих организационно-правовых документов. При этом если цель - это желаемый результат для разработчиков программы, то задачи - это последовательная совокупность действий и мер, которые к определенному сроку необходимо выполнить, чтобы получить запланированный результат. Проведенный анализ региональных антикоррупционных программ свидетельствует о том, что ими ставятся различные по содержанию и объему цели.

Наиболее распространенной основной целью региональной антикоррупционной программы выступает снижение уровня коррупции - в 52 региональных программах. Часто встречающимися являются также следующие цели: 1 обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от проявлений коррупции; 2 содействие органам местного самоуправления в осуществлении антикоррупционных мер; 3 повышение уровня правовой культуры и стимулирование антикоррупционного поведения населения; 4 формирование нетерпимости граждан к коррупционным действиям; 5 вовлечение институтов гражданского общества и граждан в реализацию основных направлений предупреждения коррупции; 6 формирование в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции и другие. В отдельных региональных антикоррупционных программах дополнительные промежуточные цели выступают в качестве их основных задач. В то же время встречаются цели, выполнение которых для региональных антикоррупционных программ является недостижимым или их объективно невозможно измерить и сравнить, например, устранение причин и условий, порождающих коррупцию. Необходимо отметить, что цели антикоррупционной программы в обязательном порядке должны находиться в жесткой корреляции с задачами программы, с одной стороны, и программными мероприятиями - с другой. В то же время такая корреляция имеется далеко не всегда.

В региональных программах нередко наблюдается путаница в соотнесении основных задач и направленных на их реализацию программных мероприятий. В связи с этим можно предложить объединить все задачи по борьбе с коррупцией и корреспондирующие им мероприятия в несколько блоков: - задачи, направленные на организацию эффективной системы противодействия коррупции. К ним относятся мероприятия: по оценке существующего уровня коррупции в соответствующем субъекте Российской Федерации; мониторингу коррупциогенных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики; предупреждению коррупционных правонарушений; повышению риска от коррупционных действий; совершенствованию контрольной деятельности в системе мер по противодействию коррупции; - задачи, направленные на противодействие коррупции в сфере предпринимательства. К ним относятся такие мероприятия, как: выявление и исключение условий, порождающих коррупцию, прежде всего в экономической сфере; повышение эффективности администрирования; мониторинг уровня доверия предпринимателей и населения соответствующего региона к деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; снижение административных барьеров; увеличение выгод от соблюдения закона; повышение роли совещательных и коллегиальных органов в системе мер по противодействию коррупции; - задачи, направленные на формирование социальной нетерпимости к проявлениям коррупции. В их число включаются следующие мероприятия: активное привлечение структур гражданского общества к деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по противодействию коррупции; обеспечение неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения; содействие реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупциогенных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации; - задачи, направленные на формирование антикоррупционного законодательства субъектов Российской Федерации. В частности, это мероприятия: по совершенствованию правовой базы борьбы с коррупцией; организации проведения экспертизы на коррупциогенность нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и их проектов; мониторингу коррупциогенных факторов; выработке рекомендаций по устранению коррупциогенных факторов; разработке рекомендаций, направленных на снижение уровня коррупции в субъектах Российской Федерации.

Сроки реализации антикоррупционной программы указывают на временный характер осуществляемых мероприятий и рассматриваются в нескольких контекстах. Во-первых, выделяется общий срок действия антикоррупционной программы, который зависит от целей и задач соответствующей программы, содержания соответствующих антикоррупционных мероприятий. Во-вторых, устанавливаются сроки реализации применительно к отдельным антикоррупционным мероприятиям, предусмотренным программой по противодействию коррупции.

Новая стратегия противодействия коррупции на 2023 год

  • Получение подарков
  • Пример плана мероприятий по противодействию коррупции для госучреждения
  • Цели и меры по борьбе с коррупцией
  • Национальный план противодействия коррупции

Национальная стратегия противодействия коррупции

в) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и др. 4. Направления деятельности государственных органов по противодействию коррупции. Целью антикоррупционной политики является снижение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, путем реализации следующих задач. Цель посредника заключается в содействии достижению целей других субъектов деяния.

Программа противодействия коррупции на 2023 год: основные меры и их реализация

Целями проекта являются: Снижение уровня коррупционных проявлений в контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд проводимых на территории Вологодской области, а также повышение качества таких закупок. б) организация исполнения законодательных актов и управленче-ских решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции. В антикоррупционную политику организации рекомендуется включить перечень конкретных мероприятий, которые организация планирует реализовать в целях предупреждения и противодействия коррупции. Набор таких мероприятий может.

Планирование противодействия коррупции на муниципальном уровне: проблемы и перспективы

Для уменьшения коррупции в государственном управлении необходима также структурная ориентация органов власти на клиента. Институционализация стандартов предоставления государственных услуг позволяет изменить структуру стимулов, сориентировав чиновника на некоррупционные стратегии поведения. В отличие от внедрения систем оценки, в этом случае сдвиг достигается за счет изменений культуры государственных учреждений, своего рода «социалистического соревнования» за лучшее обслуживание граждан, а не с помощью стратегии кнута и пряника. Будучи заинтересован в лучшем обслуживании клиентов, чиновник отказывается от коррупционной стратегии поведения.

Такой подход позволит достичь определенных эффектов, в совокупности снижающих коррупцию. Ориентация на пользователя. Подход с точки зрения «жизненных эпизодов» настроен на потребности пользователя, предлагая государственные услуги в интуитивно понятной форме, вместо того чтобы отталкиваться от организационных структур, удобных чиновникам.

Несколько государственных ведомств могут быть вовлечены в процесс предоставления интегрированной услуги, которая связана с «жизненным эпизодом». Принцип «одного окна». Поскольку услуга с точки зрения «жизненного эпизода» пересекает традиционные границы ведомств, то очень часто пользователю обеспечена возможность выполнить все необходимые действия по получению услуги в одном месте.

Пользователь имеет дело с государством в целом, не зная о том, какие реально ведомства вовлечены в процесс предоставления услуги. Необходимо также совершенствование процедур закупок для государственных нужд. Повышение эффективности госзакупок требует, прежде всего, внедрения процедур мониторинга цен закупаемой продукции мониторинга среднерыночных цен , а также отслеживания эффективности бюджетных расходов при проведении государственных закупок.

Одна из важнейших задач повышения эффективности государственного управления - совершенствование административных регламентов. Регламентация деятельности государственных органов должна включать в себя определение приоритетных областей создания регламентов - наиболее коррупциогенных функций, которые устанавливаются, в том числе, по результатам опросов населения и бизнеса. Например, в Республике Татарстан такими приоритетными процессами являются: - отвод земельных участков; - конкурсные процедуры; - передача лесных участков в пользование.

Административные регламенты устанавливают нормы управленческих процессов, стандарты государственных услуг, показатели результативности, обеспечивающие полное и эффективное исполнение функций органов исполнительной власти. Введение регламентов позволяет персонализировать ответственность, создать систему оценки качества государственной службы, ограничить поле административного усмотрения путем «прописывания» разрешенных вариантов решения типовых вопросов. С помощью административных регламентов можно наладить полномасштабное планирование работы органов исполнительной власти и их подразделений, увязать цели, задачи и функции с ресурсами, наладить систему контроля исполнения решений на более формальной основе, чем в настоящее время.

Совокупное действие таких изменений приведет к ощутимому снижению уровня коррупции. Технологии «электронного правительства». Такие технологии уже внедряются в регионах.

Эта работа должна быть ускорена и расширена. Применение таких технологий в сфере, например, государственных заказов способствует уменьшению коррупции. Важна их роль и в расширении прозрачности действий власти.

Не секрет, что порой для многих граждан общение с различными госструктурами — от паспортного стола и до налоговой инспекции — оборачивается большими потерями времени, нервотрепкой и нередко нулевым результатом. А ведь большинство насущных, житейских, так сказать, проблем отнюдь не отличается глобальностью. Для их решения иногда просто достаточно иметь доступ к информационному ресурсу того или иного органа власти — будь то мэрия районного городка, администрация региона или федеральное министерство.

Технология «электронного правительства», применение которой в государственных структурах является одной из задач согласно программе «Электронная Россия», должна способствовать налаживанию полноценного диалога «гражданин — власть». Одна из основных задач «электронного правительства», реализуемая через создание Интернет-порталов органов власти, — это предоставление как можно большего объема информации, адресованной широкому кругу пользователей, гражданам, общественным организациям, предпринимательским структурам. По сути, речь идет о своеобразной «электронной приемной», работающей в интерактивном режиме по принципу «одного окна».

Это позволяет получать необходимую информацию или обмениваться данными буквально в несколько «кликов». По такой схеме в основном сегодня начали работать Интернет-порталы Правительства РФ и ряда министерств и ведомств. Федеральная налоговая служба, к примеру, может принимать налоговые декларации от юридических лиц в электронном виде.

Необходимо создавать курсы обучения на тему правил и норм, которые регулируют поведение должностных лиц, а также популяризировать тему честности и борьбы с коррупцией среди населения. Контроль и надзор Следующей важной мерой по предотвращению коррупции является создание механизмов контроля и надзора. Необходимо внедрить систему аудита и контроля, которая будет соблюдать принципы справедливости, независимости и прозрачности. Важно, чтобы эти механизмы надзора и контроля были не только созданы, но и адекватно работали. Усиление мер юридической ответственности Наконец, третьей мерой по предотвращению коррупции на законодательном уровне должно стать усиление мер юридической ответственности за нарушения, которые связаны с коррупцией.

Это означает, что нужно не только ужесточать законы, но и внедрять механизмы, позволяющие эффективно и независимо расследовать коррупционные дела. Законодательные изменения должны затрагивать все области жизни, в том числе и государственные закупки, налогообложение и деятельность общественных организаций. Резюме В целом, эффективная программа противодействия коррупции должна включать в себя не только контроль и надзор, но и обучение и просвещение, а также создание механизмов, которые бы обеспечивали усиление юридической ответственности. Только комплексный подход, где каждая из этих мер взаимодействует друг с другом, может привести к устранению коррупции и повысить уровень доверия граждан к государственным органам и институтам. Меры по выявлению и пресечению коррупции 1.

Создание прозрачной системы учета бюджетных средств Для повышения прозрачности расходования бюджетных средств будет создана электронная система контроля и учета расходов, которая позволит минимизировать возможность коррупционных операций.

Ожидается, что благодаря комплексным мерам, предусмотренным в плане действий, будет достигнут значительный прогресс в этом направлении. Предполагается, что снижение уровня коррупции будет достигнуто за счет улучшения прозрачности государственных закупок, налаживания борьбы с коррупционными сделками в сфере ЖКХ, повышения ответственности чиновников за нарушения в этой сфере, а также за счет других мер, описанных в плане действий. Укрепление доверия населения к власти Ожидается, что новая стратегия противодействия коррупции приведет к укреплению доверия населения к власти. Российские граждане считают коррупцию одной из самых серьезных проблем в стране, и ее борьба является ключевой задачей для повышения доверия к власти. Предполагается, что укрепление доверия населения к власти будет достигнуто за счет проведения прозрачной и эффективной работы по предотвращению коррупционных нарушений, а также за счет информационной работы по раскрытию фактов коррупции и объяснению населению основных мер, предусмотренных планом действий. Улучшение бизнес-климата в России Ожидается, что новая стратегия противодействия коррупции приведет к улучшению бизнес-климата в России. Коррупция влияет на экономическое развитие и инвестиционный климат в стране, поэтому ее борьба непосредственно связана с успешным функционированием бизнеса в России.

Предполагается, что улучшение бизнес-климата в России будет достигнуто за счет повышения прозрачности и конкурентности в сфере государственных закупок, улучшения условий для предпринимательства, а также за счет иных мер, предусмотренных планом действий. План действий для России 1. Совершенствование законодательства В рамках новой стратегии противодействия коррупции на 2023 год в России планируется пересмотреть и усовершенствовать законодательство, связанное с коррупционными преступлениями. Среди мер, которые будут приняты, можно выделить: Усиление ответственности должностных лиц за коррупционные деяния Повышение прозрачности и открытости процедур государственных закупок Ужесточение мер наказания за лжесвидетельство и сокрытие информации о коррупции 2. Профилактика коррупционных проявлений Одной из главных задач новой стратегии будет профилактика коррупционных проявлений. Для этого планируется принять следующие меры: Обучение государственных служащих антикоррупционным навыкам и принципам Создание более жесткой системы контроля за расходованием государственных средств Повышение уровня информированности населения о коррупционных проявлениях и мерах борьбы с ними 3. Международное сотрудничество Борьба с коррупцией должна быть международной и согласованной. В рамках новой стратегии планируется: Участие России в международных программах по борьбе с коррупцией Привлечение международных экспертов и консультантов для разработки и реализации антикоррупционной политики Активное использование механизмов международного правового сотрудничества в области борьбы с коррупцией Вопрос-ответ: Какие меры будут приняты в рамках новой стратегии противодействия коррупции на 2023 год?

Контроль и надзор Следующей важной мерой по предотвращению коррупции является создание механизмов контроля и надзора. Необходимо внедрить систему аудита и контроля, которая будет соблюдать принципы справедливости, независимости и прозрачности. Важно, чтобы эти механизмы надзора и контроля были не только созданы, но и адекватно работали. Усиление мер юридической ответственности Наконец, третьей мерой по предотвращению коррупции на законодательном уровне должно стать усиление мер юридической ответственности за нарушения, которые связаны с коррупцией. Это означает, что нужно не только ужесточать законы, но и внедрять механизмы, позволяющие эффективно и независимо расследовать коррупционные дела. Законодательные изменения должны затрагивать все области жизни, в том числе и государственные закупки, налогообложение и деятельность общественных организаций.

Резюме В целом, эффективная программа противодействия коррупции должна включать в себя не только контроль и надзор, но и обучение и просвещение, а также создание механизмов, которые бы обеспечивали усиление юридической ответственности. Только комплексный подход, где каждая из этих мер взаимодействует друг с другом, может привести к устранению коррупции и повысить уровень доверия граждан к государственным органам и институтам. Меры по выявлению и пресечению коррупции 1. Создание прозрачной системы учета бюджетных средств Для повышения прозрачности расходования бюджетных средств будет создана электронная система контроля и учета расходов, которая позволит минимизировать возможность коррупционных операций. Вся информация о движении бюджетных средств будет доступна для общественности, что поможет предотвратить необоснованные расходы и злоупотребления.

План мероприятий по противодействию коррупции

Целью Национальной стратегии противодействия коррупции в РФ является искоренение причин и условий, которые порождают коррупцию в российском обществе. Реализация Национальной стратегии противодействия коррупции осуществляется в соответствии с основными принципами: 1. Признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации.

Определение лиц, ответственных за прием сведений о возникшем конфликте интересов и рассмотрение этих сведений Определение должностных лиц, ответственных за прием сведений о возникающих имеющихся конфликтах интересов, является существенным элементом в реализации антикоррупционной политики. Таким лицом может быть непосредственный начальник работника, сотрудник кадровой службы, лицо, ответственное за противодействие коррупции, иные лица. Рассмотрение полученной информации целесообразно проводить коллегиально: в обсуждении могут принять участие упомянутые выше лица, представитель юридического подразделения, руководитель более высокого звена и т. Разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации Важным элементом работы по предупреждению коррупции является внедрение антикоррупционных стандартов поведения работников в корпоративную культуру организации. В этих целях организации рекомендуется разработать и принять кодекс этики и служебного поведения работников организации. При этом следует иметь в виду, что такой кодекс имеет более широкий спектр действия, чем регулирование вопросов, связанных непосредственно с запретом совершения коррупционных правонарушений. В кодекс следует включить положения, устанавливающие ряд правил и стандартов поведения работников, затрагивающих общую этику деловых отношений и направленных на формирование этичного, добросовестного поведения работников и организации в целом. Кодексы этики и служебного поведения могут значительно различаться между собой по степени жесткости устанавливаемой регламентации.

С одной стороны, кодекс может закрепить только основные ценности и принципы, которые организация намерена культивировать в своей деятельности. С другой стороны, кодекс может устанавливать конкретные, обязательные для соблюдения правила поведения. Организации следует разработать кодекс этики и служебного поведения исходя из собственных потребностей, задач и специфики деятельности. Использование типовых решений является нежелательным. Вместе с тем при подготовке своего кодекса организация может использовать кодексы этики и служебного поведения, принятые в данном профессиональном сообществе. Кодекс этики и служебного поведения может закреплять как общие ценности, принципы и правила поведения, так и специальные, направленные на регулирование поведения в отдельных сферах. Примерами общих ценностей, принципов и правил поведения, которые могут быть закреплены в кодексе, являются: - соблюдение высоких этических стандартов поведения; - поддержание высоких стандартов профессиональной деятельности; - следование лучшим практикам корпоративного управления; - создание и поддержание атмосферы доверия и взаимного уважения; - следование принципу добросовестной конкуренции; - следование принципу социальной ответственности бизнеса; - соблюдение законности и принятых на себя договорных обязательств; - соблюдение принципов объективности и честности при принятии кадровых решений. Общие ценности, принципы и правила поведения могут быть раскрыты и детализированы для отдельных сфер видов деятельности. Например, в сфере кадровой политики может быть закреплен принцип продвижения на вышестоящую должность только исходя из деловых качеств работника или введен запрет на работу в организации родственников на условии их прямой подчиненности друг другу. При этом в кодекс могут быть введены правила реализации определенных процедур, направленных на поддержание декларируемых стандартов, и определения используемой терминологии.

Например, при закреплении принципа продвижения на вышестоящую должность только на основе деловых качеств работника может быть установлена процедура обращения работника с жалобой на нарушение этого принципа. При установлении запрета на работу в организации родственников на условии их прямой подчиненности друг другу может быть дано точное определение понятия "родственники", то есть четко определен круг лиц, на которых распространяется действие данного запрета. Таким образом, кодекс этики и служебного поведения может не только декларировать определенные ценности, принципы и стандарты поведения, но и устанавливать правила и процедуры их внедрения в практику деятельности организации. Консультирование и обучение работников организации При организации обучения работников по вопросам профилактики и противодействия коррупции необходимо учитывать цели и задачи обучения, категорию обучаемых, вид обучения в зависимости от времени его проведения. Цели и задачи обучения определяют тематику и форму занятий. Обучение может, в частности, проводится по следующей тематике: - коррупция в государственном и частном секторах экономики теоретическая ; - юридическая ответственность за совершение коррупционных правонарушений; - ознакомление с требованиями законодательства и внутренними документами организации по вопросам противодействия коррупции и порядком их применения в деятельности организации прикладная ; - выявление и разрешение конфликта интересов при выполнении трудовых обязанностей прикладная ; - поведение в ситуациях коррупционного риска, в частности в случаях вымогательства взятки со стороны должностных лиц государственных и муниципальных, иных организаций; - взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам профилактики и противодействия коррупции прикладная. При организации обучения следует учитывать категорию обучаемых лиц. Стандартно выделяются следующие группы обучаемых: лица, ответственные за противодействие коррупции в организации; руководящие работники; иные работники организации. В небольших организациях может возникнуть проблема формирования учебных групп. В этом случае могут быть рекомендованы замена обучения в группах индивидуальным консультированием или проведением обучения совместно с другими организациями по договоренности.

В зависимости от времени проведения можно выделить следующие виды обучения: - обучение по вопросам профилактики и противодействия коррупции непосредственно после приема на работу; - обучение при назначении работника на иную, более высокую должность, предполагающую исполнение обязанностей, связанных с предупреждением и противодействием коррупции; - периодическое обучение работников организации с целью поддержания их знаний и навыков в сфере противодействия коррупции на должном уровне; - дополнительное обучение в случае выявления провалов в реализации антикоррупционной политики, одной из причин которых является недостаточность знаний и навыков работников в сфере противодействия коррупции. Консультирование по вопросам противодействия коррупции обычно осуществляется в индивидуальном порядке. В этом случае целесообразно определить лиц организации, ответственных за проведение такого консультирования. Консультирование по частным вопросам противодействия коррупции и урегулирования конфликта интересов рекомендуется проводить в конфиденциальном порядке. Внутренний контроль и аудит Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлена обязанность для всех организаций осуществлять внутренний контроль хозяйственных операций, а для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, также обязанность организовать внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Система внутреннего контроля и аудита организации может способствовать профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности организации. При этом наибольший интерес представляет реализация таких задач системы внутреннего контроля и аудита, как обеспечение надежности и достоверности финансовой бухгалтерской отчетности организации и обеспечение соответствия деятельности организации требованиям нормативных правовых актов и локальных нормативных актов организации. Для этого система внутреннего контроля и аудита должна учитывать требования антикоррупционной политики, реализуемой организацией, в том числе: - проверка соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции; - контроль документирования операций хозяйственной деятельности организации; - проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска. Проверка реализации организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции, может охватывать как специальные антикоррупционные правила и процедуры например, перечисленные в Таблице 1 , так и иные правила и процедуры, имеющие опосредованное значение например, некоторые общие нормы и стандарты поведения, представленные в кодексе этики и служебного поведения организации.

Контроль документирования операций хозяйственной деятельности прежде всего связан с обязанностью ведения финансовой бухгалтерской отчетности организации и направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составления неофициальной отчетности, использования поддельных документов, записи несуществующих расходов, отсутствия первичных учетных документов, исправлений в документах и отчетности, уничтожения документов и отчетности ранее установленного срока и т. Проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска может проводиться в отношении обмена деловыми подарками, представительских расходов, благотворительных пожертвований, вознаграждений внешним консультантам и других сфер. При этом следует обращать внимание на наличие обстоятельств - индикаторов неправомерных действий, например: - оплата услуг, характер которых не определен либо вызывает сомнения; - предоставление дорогостоящих подарков, оплата транспортных, развлекательных услуг, выдача на льготных условиях займов, предоставление иных ценностей или благ внешним консультантам, государственным или муниципальным служащим, работникам аффилированных лиц и контрагентов; - выплата посреднику или внешнему консультанту вознаграждения, размер которого превышает обычную плату для организации или плату для данного вида услуг; - закупки или продажи по ценам, значительно отличающимся от рыночных; - сомнительные платежи наличными. В рамках проводимых антикоррупционных мероприятий руководству организации и ее работникам следует также обратить внимание на положения законодательства, регулирующего противодействие легализации денежных средств, полученных незаконным способом, в том числе: - приобретение, владение или использование имущества, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений; - сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, места нахождения, способа распоряжения, перемещения прав на имущество или его принадлежности, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений. Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" установлен перечень организаций, обязанных участвовать в исполнении требований указанного документа. Так, в частности, финансовые организации обязаны обеспечивать надлежащую идентификацию личности клиентов, собственников, бенифициаров, предоставлять в уполномоченные органы сообщения о подозрительных сделках, предпринимать другие обязательные действия, направленные на противодействие коррупции. Принятие мер по предупреждению коррупции при взаимодействии с организациями-контрагентами и в зависимых организациях В антикоррупционной работе, осуществляемой при взаимодействии с организациями-контрагентами, можно условно выделить два направления. Первое из них заключается в установлении и сохранении деловых отношений с теми организациями, которые ведут деловые отношения в добросовестной и честной манере, заботятся о собственной репутации, демонстрируют поддержку высоким этическим стандартам при ведении бизнеса, реализуют собственные меры по противодействию коррупции, участвуют в коллективных антикоррупционных инициативах. В этом случае организации необходимо внедрять специальные процедуры проверки контрагентов в целях снижения риска вовлечения организации в коррупционную деятельность и иные недобросовестные практики в ходе отношений с контрагентами.

В самой простой форме такая проверка может представлять собой сбор и анализ находящихся в открытом доступе сведений о потенциальных организациях-контрагентах: их репутации в деловых кругах, длительности деятельности на рынке, участия в коррупционных скандалах и т. Внимание в ходе оценки коррупционных рисков при взаимодействии с контрагентами также следует уделить при заключении сделок слияний и поглощений. Другое направление антикоррупционной работы при взаимодействии с организациями-контрагентами заключается в распространении среди организаций-контрагентов программ, политик, стандартов поведения, процедур и правил, направленных на профилактику и противодействие коррупции, которые применяются в организации. Определенные положения о соблюдении антикоррупционных стандартов могут включаться в договоры, заключаемые с организациями-контрагентами. Распространение антикоррупционных программ, политик, стандартов поведения, процедур и правил следует осуществлять не только в отношении организаций-контрагентов, но и в отношении зависимых подконтрольных организаций. Организация, в частности, может обеспечить проведение антикоррупционных мер во всех контролируемых ею дочерних структурах. Кроме того, рекомендуется организовать информирование общественности о степени внедрения и успехах в реализации антикоррупционных мер, в том числе посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте организации. При наличии совместных предприятий, которые не подконтрольны организации, организация может довести до сведения партнеров информацию о принимаемых ею мерах в сфере профилактики и противодействия коррупции и стимулировать принятие аналогичных мер на совместном предприятии. В целом, возможность внедрения антикоррупционных программ следует обсудить еще на стадии организации совместного предприятия. В соответствующий договор также может быть включено положение о том, что в случае выявления фактов совершения коррупционных правонарушений совместным предприятием у организации должна быть возможность выхода из соглашения, поскольку продолжение деловых отношений в противном случае может нанести ущерб ее репутации.

Взаимодействие с государственными органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции Следует учитывать, что взаимодействие с представителями государственных органов, реализующих контрольно-надзорные функции в отношении организации, связано с высокими коррупционными рисками. В связи с этим организациям и их сотрудникам рекомендуется уделить особое внимание следующим аспектам. Сотрудникам проверяемых организаций следует воздерживаться от любого незаконного и неэтичного поведения при взаимодействии с государственными служащими, реализующими контрольно-надзорные мероприятия. При этом необходимо учитывать, что на государственных служащих распространяется ряд специальных антикоррупционных обязанностей, запретов и ограничений. Отдельные практики взаимодействия, приемлемые для делового сообщества, могут быть прямо запрещены государственным служащим. Получение подарков В частности, ограничения установлены в отношении возможности получения государственными служащими подарков.

Раздел VIII. Реализация мер по противодействию коррупции в организациях, осуществляющих деятельность в частном секторе экономики Рекомендовано продолжить ежегодные независимые исследования «бизнес-барометр коррупции» и всероссийские антикоррупционные акции в предпринимательской среде. Раздел IX. Совершенствование правовых и организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации Предлагается актуализировать Типовое положение о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации и Типовое положение об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. N 364. Раздел X. Совершенствование мер по противодействию коррупции при осуществлении закупок… Предполагается изменение законодательства в сфере закупок в сторону увеличения «прозрачности» процедур. Генпрокуратуре РФ поручено ежегодно, до 15 апреля, готовить доклад о пресечении взяточничества при заключении государственных и муниципальных контрактов. Раздел XI. Реализация мер по повышению эффективности антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Генпрокуратуре РФ поручено ежегодно, до 1 августа, докладывать о проведении антикоррупционной экспертизе НПА и проектов НПА. Минюст РФ должен организовать проведение обучающих мероприятий для заинтересованных лиц по антикоррупционной экспертизе локальных нормативных актов и проектов ЛНА организаций.

Полномочия участников планирования: руководитель учреждения: осуществляет общее руководство планированием противодействия коррупции в учреждении; утверждает план противодействия коррупции, определяет порядок его разработки корректировки ; определяет порядок осуществления мониторинга и контроля реализации мероприятий плана противодействия коррупции, а также порядок подготовки отчетов докладов о реализации плана противодействия коррупции; утверждает отчеты доклады о реализации плана противодействия коррупции. План противодействия коррупции включает в себя перечень мероприятий, с указанием по каждому мероприятию срока исполнения мероприятия, лица лиц , ответственных за его реализацию, и ожидаемый от реализации мероприятия результат. Мероприятия группируются по направлениям деятельности учреждения в сфере противодействия коррупции. Предложения в план противодействия коррупции вносятся участниками планирования в письменной форме в порядке и сроки, определенные руководителем учреждения. На основе поступивших предложений формируется проект плана противодействия коррупции на очередной период, который вносится для утверждения руководителю учреждения до начала планируемого периода. Как правило, мероприятия плана противодействия коррупции группируются по следующим направлениям деятельности: Осуществление антикоррупционных мер в рамках реализации законодательства по противодействию коррупции; Антикоррупционное просвещение и образование; Антикоррупционная пропаганда; Взаимодействие с правоохранительными органами , органами государственной власти Ярославской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, общественными объединениями и иными организациями в целях противодействия коррупции; Иные меры по противодействию коррупции: Примерный перечень мероприятий, реализуемых в рамках выполнения предусмотренных планом противодействия коррупции задач, изложен в примерном плане противодействия коррупции учреждения приложение 1 к Методическим рекомендациям. Утвержденный план противодействия коррупции доводится до лиц, ответственных за реализацию мероприятий плана противодействия коррупции, в течение 10 рабочих дней со дня его утверждения. По мере необходимости, как правило, не реже одного раза в квартал, осуществляется корректировка плана противодействия коррупции.

Антикоррупционные планы и программы в государственном управлении

Раздел VIII. Реализация мер по противодействию коррупции в организациях, осуществляющих деятельность в частном секторе экономики Рекомендовано продолжить ежегодные независимые исследования «бизнес-барометр коррупции» и всероссийские антикоррупционные акции в предпринимательской среде. Раздел IX. Совершенствование правовых и организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации Предлагается актуализировать Типовое положение о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации и Типовое положение об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. N 364. Раздел X. Совершенствование мер по противодействию коррупции при осуществлении закупок… Предполагается изменение законодательства в сфере закупок в сторону увеличения «прозрачности» процедур. Генпрокуратуре РФ поручено ежегодно, до 15 апреля, готовить доклад о пресечении взяточничества при заключении государственных и муниципальных контрактов. Раздел XI. Реализация мер по повышению эффективности антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Генпрокуратуре РФ поручено ежегодно, до 1 августа, докладывать о проведении антикоррупционной экспертизе НПА и проектов НПА. Минюст РФ должен организовать проведение обучающих мероприятий для заинтересованных лиц по антикоррупционной экспертизе локальных нормативных актов и проектов ЛНА организаций.

Реализация Национальной стратегии противодействия коррупции осуществляется в соответствии с основными принципами: 1. Признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации. Использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и или ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции.

По статистике, граждане наиболее часто сталкиваются с проявлением коррупции и административными барьерами именно в местных органах власти при оказании услуг населению в земельных, строительных, жилищно-коммунальных и других сферах. Коррупция препятствует эффективному развитию местного самоуправления, проведению социально-экономических преобразований, наносит ощутимый вред обществу, вызывает недоверие у граждан к государственным и муниципальным институтам.

Слишком большое количество целей и задач программы плана может свидетельствовать либо об их непродуманности, либо о формализме. Необходимо учитывать, что задачи должны быть сформулированы так, чтобы можно было оценить степень их достижения на основе целевых индикаторов показателей программы плана. Однако, несмотря на разные варианты постановки цели плана, у них единая составляющая - устранение минимизация причин и условий, порождающих коррупцию, повышение качества и эффективности муниципального управления. Требуют реальной проработки и сроки, установленные в программе плане. Исходя из того что в настоящее время реализуется новый Национальный план по противодействию коррупции, целесообразно определить сроки реализации муниципальных антикоррупционных программ на 2012 - 2013 гг.

Безусловно, любой план программа должен содержать перечень мероприятий с указанием по каждому из них наименования мероприятия, сроков исполнения, источников финансирования, объемов финансирования по годам реализации, исполнителей. В целом для большинства муниципальных образований актуальным является включение таких мероприятий, как контроль за использованием недвижимого имущества, земельных участков на территории муниципального образования; анализ результатов передачи прав на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, анализ передачи муниципального имущества в аренду; проведение комплексной проверки на предмет выявления нарушений в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; организация семинаров для предпринимателей по вопросам антикоррупционного законодательства; создание общедоступной информационной системы для обеспечения субъектов малого и среднего бизнеса информацией о порядке распоряжения муниципальным имуществом, перечне объектов для приватизации и аренды и т. Одним из важнейших элементов программы плана представляют оценки эффективности бюджетной, социальной, экономической , которые вычисляются по итогам их реализации за год и в целом за весь период действия программы плана. Оценка эффективности реализации происходит на основе индикаторов показателей , отражаемых в динамике, начиная с года, предшествующего году, в котором осуществлялась разработка программы плана. Индикаторы показатели должны иметь количественные критерии оценки.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: а признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; б законность; в публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; г неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений и др. Направления деятельности государственных органов по противодействию коррупции: а проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; б совершенствование системы и структуры государственных органов; в введение антикоррупционных стандартов; г обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти; д обеспечение независимости средств массовой информации, и др.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий