Устройство и работа узлов системы смазки двигателя - Журнал "Автопарк"
Auto-park24.ru

Журнал "Автопарк"
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство и работа узлов системы смазки двигателя

Устройство и работа узлов системы смазки двигателя

Совокупность устройств, обеспечивающих непрерывное поступление масла к узлам трения и его очистку, составляет систему смазки.

В зависимости от способа подвода масла к трущимся поверхностям различают три системы смазки — разбрызгиванием, под давлением и комбинированную. В настоящее время на большинстве автотракторных двигателей применяется комбинированная система смазки, при которой часть деталей смазывается маслом под давлением, а часть — разбрызгиваемым маслом и самотеком.

Двигатель автомобиля ГАЗ -53А имеет комбинированную систему смазки, типичную для двигателей с верхним расположением клапанов.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

При работе двигателя приводится в действие от распределительного вала шестеренный масляный насос, который через маслоприемник забирает масло из поддона картера. Нижняя секция масляного насоса нагнетает масло по каналу в центрифугу, после которой масло сливается в поддон картера. Верхняя секция масляного на-coca нагнетает масло в главную масляную магистраль. блока цилиндров. Из главной магистрали масло по каналам в блоке подводится к коренным подшипникам коленчатого и распределительного валов. От коренных шеек коленчатого вала по каналам, просверленным в валу, масло поступает к шатунным подшипникам.

Из второй и четвертой втулок распределительного вала масло пульсирующим потоком подается по каналу в полые оси коромысел. Смазка распределительных шестерен 19 осуществляется маслом, сливаемым из центрифуги.

Из полости, расположенной между пятой шейкой распределительного вала и заглушкой блока цилиндров, масло подается к приводу прерывателя-распределителя зажигания.

Для охлаждения масла при работе двигателя с большой нагрузкой или при температуре выше 20 °С краном включается радиатор, подключенный параллельно главной масляной магистрали. Масло в радиатор поступает через предохранительный клапан, который открывается при давлении 0,1 МПа и отводится по трубопроводу. Клапан даже при открытом кране автоматически закрывается и не пропускает масло в радиатор.

В системе смазки имеются два автоматически работающих редукционных клапана. Редукционный клапан расположен в корпусе нижней секции насоса и предназначен для поддержания давления масла, подаваемого к центрифуге не выше 0,45 МПа. Лишнее масло при избыточном давлении поступает во всасывающую полость насоса. Клапан главной масляной магистрали отрегулирован на давление 0,4 МПа. При более высоком давлении клапан открывается и часть масла сливается в поддон картера.

Для контроля минимального давления масла в системе смазки служит сигнальная лампа на щитке приборов, включающаяся, когда давление падает до 0,04 МПа.

Двигатель СМД -14 гусеничного трактора ДТ-75М имеет комбинированную систему смазки. В нее входят: масляный насос:
— маслоприемник;
— масляный фильтр грубой очистки и центрифуга, расположенные в одном корпусе;
— масляный радиатор с переключателем редукционный клапан;
— перепускные клапаны;
— сливной клапан;
— масляная магистраль с каналами;
— датчик указателя давления масла;
— поддон, сальники и другие элементы.

При работе двигателя масло из поддона картера через маслоприемник подается на сосом по каналу в корпус масляного фильтра, где поток масла разветвляется. Часть масла (около 30%) под давлением 0-6- 0,65 МПа поступает в ротор центрифуги, откуда после очистки сливается обратно в поддон картера; большая часть масла по каналу в корпу се фильтра через калиброванное отверстие II.

Рис. 1. Система смазки двигателя FA3-53A

Рис. 2. Система смазки двигателя СМД -14

Масло, прошедшее через фильтр грубой очистки, поступает либо к переключателю и далее по трубке в масляный радиатор, либо, минуя его (зимой), в главную магистраль, идущую вдоль блок-картера. По поперечным каналам в блок-картере масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала и через сверления в шейках вала к шатунным подшипникам. Масло, поступающее к Шатунным подшипникам, проходит дополнительную центробежную очистку в полостях шатунных шеек. От коренных подшипников часть масла по сверлениям в блоке отводится Тюд давлением к подшипникам распределительного вала

Клапанный механизм смазывается маслом, поступающим от заднего подшипника распределительного вала по вертикальным каналам в блок-картере и головке цилиндров.

В рассмотренной системе под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки коромысел клапанов, а гакже втулки промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса. Остальные детали двигателя смазываются разбрызгиванием.

В двигателе ЯМЗ -740 автомобилей КамАЗ под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов, подшипники осей коромысел, сферы верхних наконечников штанг, топливный насос и компрессор. Все остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызги; ванием.

Для автомобильных карбюраторных двигателей выпускаются следующие марки масел, предусмотренные ГОСТ 10541—78; М-8АЬ М-8БЬ М-8ГЬ М-бз/ЮГь М-12Г! и др.

Для смазки дизельных двигателей используются дизельные масла по ГОСТ 8581—78: М-8В2, М-10В2, М-8Г2, М-10Г2, М-8Г2К, М-10Г2К.

Вместимость системы смазки определяется типом двигателя и колеблется в пределах 4—30 л.

В современных автомобильных двигателях применяют комбинированную систему смазки, когда наиболее нагруженные детали (коренные и шатунные подшипники, подшипники распределительного вала и др.) смазываются под давлением, создаваемым масляным насосом, а остальные детали — разбрызгиванием масла. Разбрызгивается масло коленчатым валом и другими быстро вращающимися деталями. Пространство картера двигателя при этом заполняется мельчайшими частицами масла, которые, осаждаясь на деталях, проникают в зазоры между трущимися поверхностями.

В V-образном двигателе ЗИЛ -130 масло из поддона через маслоприемник засасывается насосом и подается в фильтр центробежной очистки. Масло, очищенное в фильтре, подается в распределительную камеру, а затем в два продольных магистральных канала. Из левого магистрального канала масло подается к пяти коренным подшипникам коленчатого вала и далее по каналам в щеках вала — к шатунным подшипникам. От коренных подшипников по каналам в блоке цилиндров масло поступает к четырем подшипникам распределительного вала. К заднему подшипнику распределительного вала масло подается из распределительной камеры.

В средней шейке распределительного вала имеются отверстия, при совпадении которых с отверстиями в блоке цилиндров (один раз при каждом обороте распределительного вала) масло поступает в каналы, выполненные в каждой головке цилиндров. Из них через каналы в стойках осей коромысел масло попадает внутрь полых осей коромысел и далее — к втулкам коромысел. По каналам, выполненным в коротких плечах коромысел, масло направляется к сферическим опорам штанг. К клапанам масло поступает самотеком. Толкатели смазываются маслом из продольных магистральных каналов.

Из переднего конца правого магистрального канала масло подается для смазки компрессора.

Для смазки стенок гильз цилиндров в нижних головках шатунов имеются отверстия. В момент совпадения отверстий с каналами в шейках коленчатого вала масло впрыскивается на стенки гильз.

Таким образом, под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, опоры промежуточного валика привода прерывателя-распределителя и масляного насоса, толкатели. Втулки осей коромысел имеют пульсирующую смазку, остальные детали смазываются разбрызгиванием или самотеком.

Масляный насос создает циркуляцию масла в системе смазки. На автомобилях применяют шестеренчатые масляные насосы. Односекционный насос (рис. 4, а) состоит из двух шестерен, а двухсекционный (рис. 4, б)— из двух пар шестерен. Ведущие шестерни получают вращение от вала. Основная (верхняя) секция двухсекционного насоса подает масло в систему смазки, а дополнительная (нижняя) секция — в масляный радиатор ( ЗИЛ -130), в фильтр центробежной очистки масла (3M3-53), в фильтр центробежной очистки, а затем в масляный радиатор ( ЯМЗ -740). Секции масляного насоса разделены перегородкой.

Читать еще:  Высокие обороты при запуске двигателя ваз 2115 инжектор

Определенное давление в системе смазки поддерживается редукционным клапаном. У двигателя 3M3-53 плунжерный редукционный клдпан установлен в конце масляной магистрали. При его открытии масло сливается в полость крышки распределительных шестерен. В корпусе нижней секции масляного насоса помещен плунжер (рис. 4, в) редукционного клапана магистрали фильтра центробежной очистки масла.

У двигателей ЗИЛ плунжерный редукционный клапан системы смазки установлен в верхней секции масляного насоса. Когда давление превышает 3,2 кгс/см2, масло перетекает из нагнетающей полости насоса во всасывающую. В нижней секции масляного насоса имеется перепускной шариковый клапан, отрегулированный на давление 1,2 кгс/см2.

Масляные фильтры. Помимо сетчатых фильтров, устанавливаемых в масло-приемниках насосов, применяются фильтры грубой и тонкой очистки масла ( ГАЗ -52) и фильтры центробежной очистки масла (центрифуги).

Фильтры грубой очистки масла обычно пластинчато-щелевые. Их фильтрующий элемент состоит из набора металлических фильтрующих пластин, разделенных промежуточными пластинами толщиной 0,09—0,1 мм, собранных на одном валике. Масло, проходя через щели, очищается от грязи и смолистых образований. Через фильтр грубой очистки проходит все масло.

Фильтр тонкой очистки имеет сменный фильтрующий элемент, состоящий из набора картонных дисков и фигурных прокладок. Такой фильтрующий элемент оказывает большое сопротивление проходящему через него маслу, поэтому фильтр тонкой очистки включается параллельно масляной магистрали. Масло из фильтра стекает в поддон картера двигателя.

В фильтр центробежной очистки масла двигателя 3M3-53 (рис. 5) масло поступает от насоса через пустотелую ось ротора.

Из пространства под колпаком масло проходит через фильтрующую сетку и жиклеры в попорть корпуса фильтра, откуда стекает в поддон картера. Действием реакции струй масла, выбрасываемых из двух жиклеров, пластмассовый ротор приводится в быстрое вращательное движение. При этом тяжелые частицы грязи и осадков отбрасываются к внутренней поверхности стенок колпака и оседают на них.

Преимущество фильтра центробежной очистки состоит в том, что он в первую очередь задерживает тяжелые примеси. Кроме того, работу фильтра можно легко и надежно проверить прослушиванием вращения ротора после остановки двигателя.

На двигателе ЗИЛ -130 устанавливают полнопоточный фильтр центробежной очистки масла (рис. 6), включаемый в систему смазки последовательно. Масло от насоса подается по каналу под вставку фильтра. Часть масла, пройдя сетчатый фильтр, поступает к двум жиклерам. Другая часть масла, попадая под колпак, подвергается центробежной очистке при вращении ротора. Очищенное масло, обогнув сверху вставку, подается в радиальные отверстия оси, а затем через трубку и отверстие поступает в распределительную камеру блока цилиндров.

Перепускной клапан при значительном износе подшипников коленчатого вала или густом масле (при пуске двигателя) перепускает часть масла в распределительную камеру, минуя фильтр.

В систему смазки двигателя ЯМЗ -740 включены два полнопоточных фильтра тонкой очистки со сменными фильтрующими элементами из древесной муки и фильтр центробежной очистки масла.

На двигателях легковых автомобилей применяют полнопоточные фильтры со сменными бумажными фильтрующими элементами.

Масло, поступающее в корпус фильтра, проходит через бумажный фильтрующий элемент, сложенный в виде гармошки и склеенный по боковому шву. Уплотнение фильтрующего элемента с торцов достигается двумя резиновыми кольцами и двумя стальными шайбами, которые прижаты пружиной.

При засорении фильтрующего элемента открывается перепускной шариковый клапан, пропускающий масло в магистраль, минуя фильтрующий элемент.

Масляный радиатор. Охлаждение масла в картере двигателя достигается обдувом поддона картера воздухом, вентиляцией картера и подачей масла в масляный радиатор, расположенный перед радиатором системы охлаждения.

Масляный радиатор трубчатый, воздушного охлаждения. На двигателях ЗИЛ -130 он постоянно включен в систему смазки. Отключают масляный радиатор при низких температурах краном 2.

На двигателях 3M3-53 масляный радиатор включают краном, находящимся в передней части двигателя с правой стороны, при температуре воздуха выше 20 °С, а также при движении в тяжелых условиях. Масло поступает в радиатор из главной масляной магистрали через предохранительный клапан, который открывается при давлении 1 кгс/см2. Из радиатора масло по шлангу сливается в поддон картера.

Устройство и работа узлов системы смазки двигателя

В двигателях внутреннего сгорания применяется комбинированная система смазки — под давлением и способом разбрызгивания. К наиболее нагруженным трущимся поверхностям масло подается под давлением, а остальные детали механизмов двигателя смазываются брызгами масла и масляным туманом.
К подшипникам коленчатого и распределительного валов масло подходит по каналам системы, конечно же, под давлением. Сделав свое дело, то есть, смазав, немного охладив и забрав с собой продукты износа, масло стекает обратно в поддон картера двигателя.

При вращении коленчатого вала, его кривошипы ударяют по поверхности масла в поддоне картера, при этом образуются масляные брызги и туман, которые попадают на зеркало цилиндров, поршень и поршневой палец. Все движущиеся детали кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов как бы купаются в масле. Этим достигается высокая износостойкость узлов современных двигателей.

Основные неисправности системы смазки.

Подтекание масла возможно из-за слабо затянутой сливной пробки в поддоне картера, повреждения уплотнительных прокладок и наружных маслопроводов, износа сальников.
Для устранения неисправности необходимо восстановить герметичность соединений, заменить поврежденные и изношенные прокладки и сальники.

Низкое давление в системе смазки может быть по причине недостаточного количества масла, применения некачественного масла, износа подшипников коленчатого вала или деталей масляного насоса.
Для устранения неисправности следует проверить уровень масла и в случае необходимости долить, изношенные узлы и детали надо заменить. А марка масла должна соответствовать инструкции завода-изготовителя.

Эксплуатация системы смазки.

Выход из строя или плохая работа системы смазки может привести к серьезной поломке двигателя. Поэтому на щитке приборов имеется контрольная лампа аварийного давления масла. Свечение этой лампы красным светом при работающем двигателе недопустимо. Надо немедленно заглушить двигатель и разобраться в причине неисправности.
Одной из причин того, что зажглась красная лампочка аварийного давления, может быть недостаточный уровень масла в поддоне картера двигателя. Хотя бы раз в неделю следует проверять уровень масла. При этом после остановки мотора сделайте небольшую паузу в 2 — 3 минуты, за это время из некоторых каналов масло стечет в поддон, да и масляный туман в картере тоже осядет. Уровень масла в поддоне картера двигателя всегда должен быть в норме. А нормой считается след масла на щупе между рисками «MIN» и «MAX».

Читать еще:  Возможные неисправности двигателя причины и способы их устранения

Подтекание масла из системы смазки определяется по характерным следам на асфальте после стоянки автомобиля. Причины утечки масла устраняются довольно сложно, поэтому лучше обратиться к специалисту. Но с незначительными подтеканиями можно смириться и ездить всю жизнь, так как любое вмешательство в систему смазки очень трудоемкое и дорогое «удовольствие».
Для нормального функционирования двигателя необходимо вовремя доливать масло до нормального уровня, а также менять его, с одновременной заменой масляного фильтра. Периодически следует промывать систему смазки специальным промывочным маслом.

Масла, применяемые в системе смазки двигателей, могут быть минеральными, полусинтетическими (Semi — Synthetic) и синтетическими (Fully Synthetic).
Применение синтетического масла после использования любого другого возможно только после промывки системы смазки с помощью специальных моющих средств.
Если соблюдать рекомендованные сроки замены синтетического масла, то в дальнейшем промывка системы смазки не потребуется, так как это масло имеет очень высокие эксплуатационные свойства.
Большое распространение получили всесезонные масла. Они имеют двойное обозначение, например SAE 10W–30, SAE 15W–40 и т.п., где W – сокращенно от winter – зима, а цифры определяют вязкость масла.
Наступающую «старость» кривошипно-шатунного механизма, можно «вычислить» по сильному дымлению из выхлопной трубы глушителя или трубки отсоса картерных газов, увеличению количества вредных веществ в составе выбрасываемых в атмосферу выхлопных газов и по потере мощности двигателя.

Хозяин автомобиля может начинать «впадать в отчаяние», так как «сердце машины» пора ставить на капитальный ремонт или менять на новое. Что конкретно делать, скажет специалист и ваш кошелек.
Напоминаю о том, что долговечность отечественных двигателей для легковых машин равна примерно 150 — 200 тысячам километров пробега. Поэтому стоимость подержанного автомобиля напрямую связана с тем, какую часть ресурса он уже израсходовал. Вот почему вопрос: «Какой пробег?» — стоит одним из первых при выборе машины не первой свежести.
С основными проблемами системы смазки мы с вами познакомились и вроде бы можно спокойно ехать дальше. Но абсолютно спокойным можно быть только на. (надеюсь, вы знаете где). Если вам предстоит поездка за город по проселочной дороге, то у вас есть возможность разом потерять все масло через пробоину в поддоне картера двигателя. Это происходит тогда, когда машина наезжает «носом» на пенек или на валун спрятавшийся в высокой траве, да и в городе дороги бывают с «сюрпризами». Чтобы избежать повреждения поддона, имеет смысл защитить его металлическим щитом. Советую приобрести и установить такой щит, называется он – защита поддона картера двигателя.

У читателей этой книги, может сложиться впечатление, что, выезжая на машине, с ними непрерывно будет что-то случаться, и надо будет постоянно «оживлять» свой автомобиль, в стремлении продолжить поездку. Это, конечно, заблуждение. Современная машина сделана так, что за несколько лет грамотной эксплуатации вы успеете сменить, один — два раза проколотое колесо на запасное. Хотя, при разгильдяйском отношении к своему «железному коню», очень быстро можно получить весьма большой букет дорогостоящих неприятностей.
После знакомства с работой механизмов и систем двигателя можно сделать интересный и важный вывод о том, что двигатель – это агрегат, работающий по принципу самообеспечения. Если все его узлы исправны и отрегулированы, то при своей работе одни механизмы отдают энергию другим, а те третьим, кто-то крутит вал, кто-то качает бензин или масло и так далее. То есть энергия в двигателе перераспределяется таким образом, что он сам себя обеспечивает всем необходимым. Готовит горючую смесь, подает искру на электроды свечи, отводит лишнее тепло, смазывает трущиеся поверхности, и в конечном итоге крутит колеса автомобиля. Если двигатель работает, живет, значит все в порядке, будет движение, комфорт для водителя и пассажиров.

Устройство и работа узлов системы смазки двигателя

Система смазки предназначена для подачи смазочного масла к трущимся частям двигателя, что уменьшает их трение и прежде­временный износ, а также для частичного отвода тепла, выделяе­мого при трении. В некоторых двигателях систему смазки можно использовать для охлаждения поршней; она обеспечивает работу сервомоторов системы регулирования и автоматизации. Надежная и качественная работа системы смазки во многом определяет моторесурс двигателя.

В современных дизелях применяют принудительную, циркуля­ционную и смешанную системы смазки.

Смазку под давлением используют в мощных тронковых и во всех крейцкопфных двигателях для подшипников коленчатого и распределительного валов, подшипников приводов навешанных вспомогательных механизмов и поршневой головки шатуна. Смазка цилиндровых втулок и поршней осуществляется специаль­ным насосом высокого давления— лубрикатором. Применение лубрикаторов позволяет использовать специальные сорта масел и обеспечивает регулирование количества подаваемого масла.

Смешанная система смазки состоит из смазки под давлением и смазки цилиндров, осуществляемой разбрызгиванием масла, стека­ющего с рамовых и мотылевых подшипников. Смазка разбрызги­ванием малоэффективна, режим смазки неустойчив, так как зави­сит от частоты вращения двигателя. Масло быстро стареет, его расход возрастает. Такую смазку применяют только в тропковых двигателях при диаметре цилиндра не более 400 мм.

В состав ситемы смазки входят: масляный насос, фильтры, сточная цистерна (циркуляционная, резервный масляный насос, сепаратор и трубопроводы, связывающие отдельные элементы си­стемы.

Различают две системы циркуляционной смазки: с «мокрым» и «сухим» картером. В системе с мокрым картером отработавшее масло собирается в поддоне фундаментной рамы, а в системе с сухим картером — в отстойнике, обычно находящемся вне двига­теля.

На рис. 175 показана схема системы циркуляционной смазки с сухим картером. Откачивающий масляный насос 11 забирает через приемную сетку 12 масло из картера двигателя и направ­ляет его через спаренный масляный фильтр грубой очистки 10 и маслоохладитель 8 в цистерну 4, откуда масло основным масля­ным насосом 3 по маслопроводу 1 нагнетается к трущимся частям двигателя. Постоянное давление масла в системе поддерживается перепускным клапаном 14. Терморегулятор 7 автоматически под­держивает постоянную температуру масла. Регулирование темпе­ратуры масла осуществляется перепуском его части помимо холо­дильника по трубе 6. Для уменьшения пенообразования в картере и в масляной цистерне 4 смонтирована сетка 13. Цистерна 4 обо­рудована указателем уровня и переливной трубой 5. В системе предусмотрена постановка фильтра тонкой очистки 2 для лучшей очистки масла. Через фильтр тонкой очистки непрерывно прохо­дит 10—15% общего количества прокачиваемого масла. Перед пуском двигателя он прокачивается ручным масляным насосом 9 контроль за работой масляной системы осуществляется по показа­ниям манометров М и термометров Т. На рис. 176 показана прин­ципиальная схема масляной системы с мокрым картером.

Масляные цистерны свежего масла, отработавшего и расход­ные оборудуют и располагают аналогично топливным.

Масляные насосы циркуляционной системы смазки обычно выполняют шестеренными или винтовыми. Схема реверсивного ше­стеренного насоса изображена на рис. 177. Насос имеет золотники, обеспечивающие подачу масла независимо от направления вращения. Роль золотников выполняют оси шестерен, в которых выфрезерованы каналы, связывающие всасывающий патрубок насоса при переднем ходе с полостью А, при заднем — с полостью Б, а нагнетательный — соответственно с полостью Б или полостью А.

Читать еще:  Что будет если прокрутить двигатель в обратную сторону

Лубрикаторы представляют собой многоплунжерные насосы высокого давления, они служат для подачи смазки к цилиндровым втулкам. На рис. 178 показан лубрикатор мощного судового крейцкопфного двигателя. Кулачковый вал лубрикатора получает вращение от распределительного вала через зубчатую передачу. При вращении вала 14 кулачковая шайба 13 воздействует на плунжер 1 , перемещая его влево — осуществляется ход нагнетания. Открываются шариковые нагнетательные клапаны 4 и капля масла по струне 5 поступает в нагнетательный трубопровод 8. Для наблюдения за подачей масла служит стеклянная трубка 6, запол­ненная соленой водой. Всасывающий ход плунжера осуществля­ется под действием пружины 2, при этом всасывающие шариковые клапаны 3 открываются и масло из бачка 11 поступает в насосное пространство А. Ход плунжера, а следовательно, и подача масла регулируется винтом 9 и рычагом 12. Винт 7 служит для стопорения регулировочного винта 9. Масло и бачок заливается через сетку 10.

Маслоохладители выполняют в основном трубчатого типа. Охлаждающая вода протекает по трубкам, а масло омывает трубки снаружи. Для увеличения пути движения масла внутри корпуса маслоохладителя устанавливают перегородки. Трубки за­крепляют в трубных досках развальцовкой.

Особенности и применение смазки для автомобилей

Каждому человеку, даже ребенку понятно, что автомобиль — это по определению очень сложный агрегат. Количество деталей, систем и узлов представляют собой одно целое, а самым сложным во всей этой системе является двигатель. Сердце машины подвержено колоссальным нагрузкам, постоянное трение от вращения механизмов, повышенные температуры и беспрерывная работа сильно сказываются на сроке жизни этого агрегата, именно по этой причине конструкторами была придумана система смазки. Благодаря ей, детали участвующие в рабочем процессе претерпевают меньше ущерба от трения и служат намного дольше.

  1. Принцип работы и назначение системы смазки
  2. Как устроена система смазки
  3. Уровень масла в системе
  4. Разновидности систем смазки
  5. Вывод

Принцип работы и назначение системы смазки

Как уже говорилось выше, система смазки для автомобилей отыгрывает колоссальную роль и влияет на то, как долго прослужит двигатель. Обусловлено это тем, что механизмы внутри двигателя прибывают в постоянном движении, шестерни и другие детали непрерывно трутся друг о друга, из-за этого они нагреваются еще больше, не говоря о том, что во время сгорания топлива этот узел и так находится в среде с повышенными температурами. Ввиду этих обстоятельств, внутренние механизмы могут подвергаются большому износу, но чтобы минимизировать ущерб, нужно постоянно добавлять в процесс работы смазочное вещество, чем и занимается обсуждаемая система.

Помимо своей прямой задачи, данная система выполняет ряд не менее важных функций:

  • Смазка охлаждает трущиеся элементы;
  • Смазочное вещество также способствует устранению нагара и всевозможных микрочастиц, которые скапливаются во время работы автомобиля;
  • Данный узел также не позволяет образовываться ржавчине внутри двигателя.

Как устроена система смазки

Если не брать во внимание какой-то определенный двигатель, а брать за основу общие показатели данного механизма, то система смазки в обязательном порядке включает в себя следующие составляющие:

  1. Поддон картера;
  2. Заборник масла;
  3. Масляный радиатор;
  4. Масляный насос;
  5. Масляный фильтр;
  6. Датчик для замера давление;
  7. Датчик количества масла и температуры;
  8. Масляный щуп;
  9. Клапан пропуска;
  10. магистраль и каналы для масла.

Само масло, которое является одним из основных условий функционирования этой системы, храниться в поддоне картера двигателя внутреннего сгорания. Когда «сердце машины» не работает, в эту емкость стекает все масло, кроме остатков, застрявших в фильтре и совсем малого количества, оставшегося на самих деталях.

Элементом, который позволяет смазывающему веществу циркулировать по системе без перерывов, выступает насос. В работу он включается благодаря коленчатому валу с распределительным и дополнительным приводами.

Что касается масляного фильтра, то он просто незаменим, и выполняет свою очевидную роль. Благодаря ему, смазывающая жидкость очищается от продуктов горения и других загрязнителей, которые появляются в процессе работы двигателя и от которых система может сильно пострадать.

Еще один важнейший элемент, входящий в данный узел — это радиатор. Благодаря ему в процесс вступает жидкость системы охлаждения, которая не дает перегреваться моторному маслу, ведь в случае перегревов оно теряет свои важнейшие качества и свойства.

Уровень масла в системе

Ни в коем случае нельзя позволять маслу превышать определенный заданный уровень в поддоне картера, ведь это может привести к различным неисправностям и поломкам, в частности выходу из строя накачивающего агрегата. Для этого предусмотрен отдельный элемент, именуемый масляным щупом.

На нем имеется две отметки, одна отвечает за минимум масла в поддоне, другая за допустимый максимум, который позволяет содержать система. Естественно, оптимальным считается промежуточный показатель. Если же масляная жидкость находится на нижней отметке, детали смазываются недостаточно, если на верхней, система быстро загрязняется, а расход жидкостей, в том числе топлива, увеличивается.

Разновидности систем смазки

Данная система делится на три основных вида, различаются они по принципу подачи смазывающей жидкости:

  1. Масло разбрызгивается;
  2. Подается под давлением;
  3. Комбинированный принцип (сочетает в себе первые два вида).

Принцип работы в первом случае является самым простым. Кривошипные подшипники, установленные в узле, имеют так называемые черпачки, с помощью которых смазывающая жидкость зачерпывается из поддона картера, а затем разбрызгивается на детали. Минус такого решения заключается в том, что степень и обильность орошения деталей маслом напрямую зависит от того, сколько этой субстанции имеется в поддоне, а также от наклона машины во время движения.

Второй случай является более качественным с точки зрения эксплуатационных характеристик, но из-за своей дороговизны и сложности работы, он стал намного реже устанавливаться на транспортные средства.

В современных авто чаще всего используется именно третий вариант. Данная система наиболее продумана, так как в этом случаем масло подается под давлением именно на те участки двигателя, которые испытывают наибольшие нагрузки. В местах, где износ менее заметен, имеет место быть только разбрызгивание. Таким образом, расход смазки уменьшается, и она используется с большим КПД.

Вывод

Система смазки отыгрывает важнейшую роль, как в работе всего автомобиля, так и самого двигателя. Она позволяет постоянно орошать внутренние составляющие «сердца машины», которые подвержены колоссальным нагрузкам и изнашиваются от высоких температур и трения. Таким образом, все составляющие двигателя прослужат максимально долго и с наименьшим износом.

и в работе двигателя. Она позволяет постоянно орошать внутренние составляющие «сердца машины», которые подвержены колоссальным нагрузкам и изнашиваются от высоких температур и трения. Таким образом, все составляющие двигателя прослужат максимально долго и с наименьшим износом.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector