Римская семья агнатское и когнатское родство в римском праве

В течение римской истории существовало три типа семьи:  консорциум (семейная община агнатов);  агнатская семья (по мужской линии по принципу совместного проживания и труда);  когнатская семья (союз кровных родственников от общего предка).

26.Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Линии и степени родства.

Законы XII таблиц отразили наличие в Риме крупных семейных образований с исключительно широкими правами домовладыки. Тогда условия быта, состояние сознания людей определяли широкий коллективизм в общественных отношениях и преобладание сильной единоличной власти как в семье, так и в государстве. Древнеримскую семью в учебной литературе обозначают, как правило, термином familia. Однако familia относится к настолько специфичным институтам Древнего Рима, что употребление современного понятия "семья" для его обозначения на ранних этапах развития является не совсем корректным. Наиболее характерной чертой римской семьи была, пожалуй, абсолютная власть pater familias и над имуществом, и над подвластными членами семьи. Вместе с рабами, а первоначально, может быть и вместе с принадлежащими paterfamilias неодушевленными вещами, подвластные образуют familia [1В памятниках позднейшего периода слово familia часто обозначает совокупность рабов, принадлежащих определенному лицу. Это слово, которое так или иначе сближается во всех современных языках с понятием кровной связи, в своем первоначальном значении охватывало вовсе не отношение кровной близости, а все то, что было подчинено власти одного и того же paterfamilias—не только его жену, детей, потомство сыновей, но и рабов и скот, и неодушевленные вещи. При этом в древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Недаром думают, что в глубочайшей древности вся совокупность прав paterfamilias означалась одним словом: manus, кулак, которое в дошедших до нас памятниках означает уже только власть мужа над женой. Существеннейшее отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, оставаясь неизменным в своем содержании, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitus deminutio, которая в данном случае означала не умаление права, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности.

В самом деле, после смерти paterfamilias внуки переходили каждый под patria potestas своего отца, жены сыновей paterfamilias оказывались in manu своих мужей, над вдовой paterfamilias, ставшей persona sui iuris, устанавливалась опека сыновей; сыновья же сами становились paterfamilias—носителями полной правоспособности. И вокруг каждого из них складывался такой же круг отношений, основанных на власти и подчинении, как тот, из которого новый paterfamilias вышел. Надо, однако, заметить, что свободный от patria potestas считался paterfamilias и в тех случаях, когда у него не было ни жены, ни детей, ибо paterfamilias—это римский гражданин, не подчиненный patria potestas, это носитель семейной власти, не только осуществляемой, но и потенциальной. Особого уяснения требует различение когнатического и агнатического родства. Без этого строй семейных отношений в Риме останется непонятным. Первоначальное значение римского слова "фамилиа" familia —"домашнее хозяйство", совокупность данных имущественных ценностей. Затем это понятие получило расширенное толкование, и в состав "фамилии" стали включать уже и людей, которым это имущество принадлежало каксовокупным собственникам. С течением времени возвышается значение главы семейства. Под его властью оказываются не только рабы, но и все домашние— жена, дети, внуки.

Когда вошло в обычай усыновление, для которого существовало немало причин нужда в рабочих руках, родовая связь и вытекающая из нее обязанность перед осиротевшим родичем, племянником; отсутствие кровных сыновей, могущих нести заупокойные обязанности, о чем следовало беспокоиться при жизни, и пр. И те и другие получили равные права на имущество семьи и равные права на его наследование. Все они стали называтьсяагнатами, что значит "родственник по отцу". Затем к ним причислили всех тех, кто в свое время, при жизни ближайшего предка, находился под его властью, всех, кто жил под одной крышей с патриархом, прежде всего братьев патерфамилиас живших своими семьями. Таким образом, по семейному положению римские граждане делились, как уже отмечалось, на лиц своего права persona sui juris и лицчужого права persona alieni juris. К первым относились домовладыки, ко вторым —остальные члены семьи, так называемые подвластные. Для полной гражданской правоспособности требовалось, чтобы лицо занимало в семье независимое, самостоятельное положение, т. Их сыновья независимо от возраста, семейного и общественного положения при жизни отца или деда всегда были подвластными с весьма ограниченной гражданской правоспособностью. Они не могли первоначально быть собственниками имущества.

Приобретенное ими имущество автоматически становилось собственностью домовладыки. Подвластные могли заключать гражданско-правовые сделки только от имени и в пользу домовладыки, власть которого над семьей практически не ограничивалась. Он был единственным носителем и имущественных прав в семье.

Определение права собственности как практически абсолютного права пользоваться и распоряжаться вещами с теми лишь ограничениями, которые установлены договором и правом, было заимствовано впоследствии большинством гражданско-правовых кодификаций. Особой формой ограничения права собственности по Р. Римская регламентация права собственности в отличие от регламентации собственности в феодальном и со- временном праве характеризуется тем, что существенных различий между правом собственности на движимое и недвижимое имущество не проводилось. Право частной собственности находило в Риме свое завершение в наследственном праве. Ульпиан определял завещание как правомерное выражение воли, сделанное торжественно для того, чтобы оно действовало после нашей смерти. Однако свобода завещаний не была неограниченной: некоторых близких родственников завещатель не мог, без особых для того оснований, лишить наследства. Наследование по закону в древнейшем праве, нашедшем отображение в законах 12 таблиц, было построено на началах аг-натского родства лат. По мере развития хозяйственной и общественной жизни власть домовладыки стала ослабевать, а агнатское родство уступило место кровному - когнатскому родству лат. Преимущественные права на наследство кровных родственников когнатов были признаны хотя и не в полной мере преторским эдиктом; окончательно принцип кровного родства победил лишь в Юстиниановом законодательстве. Наряду с правом собственности очень подробную и технически развитую регламентацию получило в Р. Исторически первую группу составляли вербальные словесные контракты, затем появилисьлиттеральные письменные договоры, еще позднее произошло выделение уже не по формальному, а по сущ-ностному признаку реальных и консен-суальных контрактов. Глубокую теоретическую проработку получили вопросы о предмете и содержании обязательства, пороках соглашения, перемене лиц в обязательстве, средствах обеспечения обязательства. Значение римского уголовного права не столь велико. Заслугой римских юристов является провозглашение принципа "нет преступления,проступка, нет наказания и взыскания без закона" лат. Однако в законе не всегда указывалось, какое наказание может быть назначено за преступление; этот вопрос нередко решался по усмотрению должностных лиц, позднее его решение зачастую зависело от императора. Никакой кодификации римского уголовного права не существовало. Оно складывалось из массы законов, включая законы 12 таблиц, из постановлений народных собраний и сената. Наибольшее внимание римский законодатель уделял преступлениям против государства измена, "оскорбление величия римского народа" и порядка управления взяточничество , присвоение казенных денег, хищение государственного имущества и т. Виновные в этих преступлениях наказывались по преимуществу смертной казнью, ссылкой. Сами наказания носили сословный характер: за одно и то же преступление, например намеренное повреждение межи, рабы ссылались на верную смерть в рудники, члены низших сословий приговаривались к каторжным работам, нобили и всадники отделывались штрафом или ссылкой. В случаях осуждения к смертной казни знатных и солдат казнили мечом, незнатным угрожало сожжение, закапывание живыми в землю, раз-рывание телегами и пр. Рабов распинали на крестах. В теории римские юристы хорошо различали умышленное и неосторожное преступление, подстрекательство, соучастие и пр. Неосторожное убийство, как и неосторожный поджог, влекло по общему правилу меньшее наказание, меньшую ответственность по сравнению с теми же действиями, совершенными по злому умыслу. Древнейшей формой римского судебного процесса по частным искам был ле-гисакционный процесс лат. Он состоял из двух стадий: первая называлась in jure и была строго формальной, вторая - in judicis - отличалась свободной процедурой. Для судебного действия, безусловно, требовалось личное присутствие истца и ответчика; любое препятствие к таковому не только прекращало ход разбирательства,но и вообще исключало продолжение разбора дела.

Для современного наследственного права да и в некоторых других случаях сохранили значение римские способы исчисления близости родства; это по линиям и степеням. Прямая линия — это ряд лиц, происходящих одно от другого. Это — братья и сестры, дядя и племянник. Внутри линий близость родства определяется степенью. Супруги между собой и каждый из супругов и родственники другого супруга находятся в свойстве. Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 1377; Популярные статьи: Века вооружений. История доспехов.

Права и обязанности между членами семьи закрепляются в юридических нормах, которые по современным представлениям составляют особую правовую отрасль — семейное право. В Риме не существовало такой правовой отрасли, а многочисленные нормы и принципы регулирования семейно-правовых отношений изучались тем разделом частного права, который был посвящен правовому положению лиц. Соответствующие нормы и принципы регулировали отношения, основанные на браке и родстве; некоторое значение в этом регулировании имели также отношения свойства. Брак можно определить как союз мужчины и женщины с целью совместного воспитания потомства и ведения общего хозяйства. Браки бывают моногамные союз одного мужа и одной жены , полигамные допускающие наличия двух и более жен ; бывают браки полиандрические основанные на многомужестве. Римскому праву был известен только моногамный брак. Но формы и основания заключения этого брака, принципы регулирования отношений супругов изменялись в течение времени. Родством обозначается кровная связь между людьми, то есть связь, основанная на происхождении одного от другого или на происхождении группы людей от общего предка. Определение наличия родственной связи между двумя лицами имеет величайшее значение, поскольку из этой связи может происходить множество взаимных прав и обязанностей родственников, права личного власть, помощь и имущественного характера законный узуфрукт, наследственное преемство, алименты. Также установление родства необходимо для установления запретов кровосмешения. Линии различаются прямые recta и боковые transversa.

Римская семья и виды родства

Семья в римском праве обозначалась термином «familia», который произошел от латинского слова «famеl», что означает «раб», «слуга», то есть определял зависимость домочадцев от главы семьи. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной собственностью членов семьи на средства производства и продукты производства. Общие положения о древнеримской семье. Агнатское и когнатское родство. Первоначально в Древнем Риме подчинением домовлады-ке (pater familias) определялось и родство. Семья (родство, усыновление, удочерение). Виды линий родства в римском праве. Виды родства в римском праве (когнаты, агнаты). Агнатское и когнатское родство в римском частном праве. Линии и степени родства. Личные и имущественные отношения между супругами. Семейные субъективные права. Отеческая власть в период республики и в период империи. 14. Понятие и виды юридических лицпо римскому праву. 15. Опека и попечительство в римском праве. 16. Римская семья. Агнатское и когнатское родство.

РИМСКАЯ СЕМЬЯ. АГНАТСКОЕ И КОГНАТСКОЕ РОДСТВО

1. Агнатское — древний вид родства, по которому родственниками являлись все подвластные pater familias. 2. С развитием права на смену агнатскому приходит когнатское родство — это кровная связь лиц, происходящих: а) один от другого — прямая линия родства. Римская семья – это отношения на базе двух видов родства. Как структурная единица общества, римская семья могла иметь не одну законную форму. В так называемый доклассический период она была патриархальной. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права.10. Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве.

Агнатское и когнатское родство в римском праве кратко

Когнатское родство Понятие Вид родства, основанный не на кровном родстве, а на подчинении одному домовладыке, родство только по мужской линии. Вид родства, основанный на кровных отношениях , родство по крови.

Причиной прекращения брака могли стать смерть одного из супругов, потеря им свободы или развод. В классическую эпоху развод мог произойти по обоюдному согласию или же по одностороннему изъятию желания прекратить брачную жизнь.

Уважительной причиной также считалось желание уйти в монастырь. Односторонний развод без объяснения причины или по неуважительной причине проводился с выплатой штрафа, однако брак всё-таки расторгался. Конкубинат- это особая форма разрешённого римским законом сожительства мужчины и женщины.

Конкубинат существовал наряду с легальным римским браком, но, по сути, браком не являлся, поскольку было нарушено несколько условий брачного союза, возможного в обществе: 1 конкубинат не скреплялся необходимыми формальностями; 2 он мог заключаться между римлянином и женщиной любого положения; 3 существовал параллельно законному браку и одновременно с ним; 4 при конкубинате женщина не попадала под безраздельную власть мужа; 5 женщина не получала социального статуса мужа; 6 дети, родившиеся в конкубинате, не подлежали отцовской власти и, соответственно, не получали никаких прав. Закон указывал, что римские граждане тогда вступают в законный и действенный брак и имеют над родившимися у них детьми власть, когда они женаты на римских гражданках и даже латинянках и иностранках, с которыми существовало jusconnubii признанная за лицом способность к вступлению в римское супружество со всеми юридическими последствиями. Поскольку connubiumдаёт право детям наследовать состояние своего отца, то они не только делаются римскими гражданами, но состоят также во власти отца.

В республиканскую эпоху при моногамном характере римской семьи для мужчины считалось допустимым наряду сmatrimoniumс одной женщиной состоять в конкубинате с другой, но женщина в двух видах брака состоять не могла, ей было запрещено двойное сожительство. Конкубинат в Риме был своего рода формой гражданского брака, когда узаконить отношения оказывалось невозможным например, римлян уже имел жену, конкубина находилась внизу социальной лестницы или имела причины, по которым было запрещено заключать брак по закону, как в случае должностным положением магистра и гражданкой из его провинции и т. Дети от конкубината могли наследовать отцу только в том случае, если он официально признавал их через усыновление, только тогда он получал власть над ними а они - все вытекающие из этой власти права на наследование имущества.

От брака отличается конкубинат, дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской власти. Несмотря на моногамный характер римской семьи, для мужчины в римскую эпоху считалось допустимым наряду с законным браком с одной женщиной состоять в конкубинате с другой и напротив, всякое сожительство женщины с другим мужчиной, кроме мужа, давало в древнереспубликанском праве право мужу убить жену. В доюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося в различных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов: 1. Женщина не имела имущества, оно следовало мужу или домовладыке.

Формально она занимала место дочери главы семейства. Муж мог истребовать жену, покинувшую дом, при помощи иска виндикации. В браке кум ману развода требовал муж. Этот брак по внешности был похож на конкубинат, но отличался от него специальным намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей брак сине-ману. Жена оставалась агнаткой в своей прежней семье, правовой связи с семьей мужа не было.

Примером наиболее известных источников, используемых для проведения научных исследований, могут служить законы XII таблиц и дигесты Юстиниана. Однако в этом реферате рассматривается не всё семейное право Древнего Рима, а лишь его небольшую, но не менее интересную часть - агнатическое и когнатическое родство. Итак, целью этой работы является: наиболее подробное рассмотрение агнатического и когнатического родства в семейном праве Древнего Рима. Такое рассмотрение включает в себя: выделение основных составляющих данных видов родства, выявление значения в древнеримском семейном праве, а также их проявление в современном семейном праве. Агнатическое родство в семейном праве Древнего Рима. Агнатическая семья Семья в Древнем Риме была моногамной под моногамией подразумевается наличие у главы семьи одной жены. Основой для такого типа семьи служила власть её главы. Соответственно, его власти должны были подчиняться абсолютно все её члены. В число людей, подвластных отцу семейства, входили также жены его сыновей, состоявшие с ними в браке cum manu, а также все их потомки. Paterfamilias Под этим латинским термином в семейном праве Древнего Рима понимается отец семейства, являющийся единственным полностью правоспособным членом в римской семье, что определяет и его статус в отношении остальных членов семьи. Paterfamilias являлся также римский гражданин, не имевший собственной семьи, но вышедший из-под patria potestas, потому что он являлся носителем потенциальной семейной власти. Familia Мы сегодня привыкли понимать под этим словом людей, связанных чисто кровным родством. Тем не менее, в Древнем Риме это слово изначально носило совершенно иной смысл, который также следует упомянуть, так как это его определение имеет большое значение для понимания типа родства, который мы рассматриваем в этой главе. В те времена под familia понимался довольно широкий круг лиц, включающий в себя не только членов семьи, подвластных власти paterfamilias, но и рабов, а также имущество скот, вещи , принадлежащее ему или тем, кто находится под его властью. Особенности patria potestas в агнатической семье В данном пункте произойдет выявление наиболее важных особенностей власти отца агнатического семейства. Одной из самых явных таких особенностей является практически полная неспособность подвластных выйти из-под власти отца по своей собственной воле, независимо от возраста, которого они достигли. Определённую возможность для выхода из-под власти paterfamilias имели его сыновья и внуки - это было занятие должности магистрата, однако и оно не всегда помогало выйти из-под patria potestas. Так же существовал еще один способ выхода из-под власти отца семейства, причем весьма специфический - троекратная продажа в рабство, носившая, разумеется, чисто символический характер.

Понятие семьи в римском праве. Агнатское и когнатское родство; свойство.

Римская семья. Агнатское и когнатское родство — Мегаобучалка наиболее развитая система права древности, послужившая основой для современной континентальной системы права, к которой принадлежит и РФ.
Римская семья. Агнатское и когнастское родство. Кровные родственные связи с ее прежней семьей не порывались, как не возникало и агнатского родства между женой и семьей мужа. Мужу никакая власть над женой не принадлежала: супруги в личном отношении считались юридически равными объектами.
Римская семья. Состав и структура римской семьи. Агнатское и когнатское родство. 14. Понятие и виды юридических лицпо римскому праву. 15. Опека и попечительство в римском праве. 16. Римская семья. Агнатское и когнатское родство.
Конспекты юриста Агнатское и когнатское родство: Римская семья В древнейший период в состав римской семьи (Familia), кроме ее главы (pater familia), входили жена, дети, жены сыновей, внуки, правнуки.

Агнатское и когнатское родство в римском праве кратко

4.1. Римская семья. Агнатское и когнатское родство. В древнейшее время существовало первоначальное родство, так называемое агнатское родство. Это родство определялось подчинением власти одного и того же домовладыки. Например, дочь состояла в агнатском родстве с отцом. Когнатское родство. Понятие. Вид родства, основанный не на кровном родстве, а на подчинении одному домовладыке, родство только по мужской линии. Агнатское и когнатское родство. Семья в древнейшем Риме – собственно семья + все родственники, живущие вместе + рабы.

Римское право. (Семья. Семейные правоотношения. Агнатское и когнатское родство)

Введение 3 Понятие семьи по римскому праву 4 Агнасткое родство 7 Когнатское родство 10 Задача 12 Заключение 15 Список литературы 16. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права.10. Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве. Семья в римском праве обозначалась термином «familia», который произошел от латинского слова «famеl», что означает «раб», «слуга», то есть определял зависимость домочадцев от главы семьи. Агнатическое и когнатическое родство. Семья в древнем Риме представляла собой патриархальную семью, объединенную под властью главы семьи – домовладыки. Все члены семьи, включая кабальных и рабов, считались родственниками – агнатами.

Римская семья. Состав и структура римской семьи. Агнатское и когнатское родство.

агнатическое и когнатическое родство в римском праве Когнатское родство. Понятие. Вид родства, основанный не на кровном родстве, а на подчинении одному домовладыке, родство только по мужской линии.
Семейно-правовые отношения - Римское право (Вологдин А.А., 2015) Римское право признавало два вида родства – агнатическое и когнатическое. К агнатическим родственникам относились все лица, которые принадлежали к одной семье, поэтому родственниками признавались все лица, которые находились под властью одного главы семьи.
Римская семья Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права.10. Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве.
Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. 1. Агнатское — древний вид родства, по которому родственниками являлись все подвластные pater familias. 2. С развитием права на смену агнатскому приходит когнатское родство — это кровная связь лиц, происходящих: а) один от другого — прямая линия родства.
Понятие семьи в римском праве. Агнатское и когнатское родство; свойство. — КиберПедия Агнатское и когнатское родство: 1. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет тип промежуточной, патриархальной семьи, объединявшей под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов.

Реферат: Римское право 2 Характеристика личных

Все они именуются sui — «свои», тогда как отец семейства — sui juris — «сам себе господин», «полноправный»; 2. На первый план выдвигалась не когнатическая связь между отцом семейства и его подвластными, а агнатическая. Родство определялось — прямым parentes — родители и liberi — дети и боковым, а также по степеням, определяемым числом рождений, связывающих родственников. Братья и сестры могут быть полнородными germani и не полнородными: consanguinei и uterine единоутробными. Римляне различали и свойства Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. В составе агнатической семьи входили: его жена, его дети, жены сыновей, состоящие в браке и подчиненные не власти мужей, которые сами были подвластны, а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т.

Первая историческая форма моногамии уже основана на власти отца семейства. Семья - это основанное на браке или кровном родстве небольшое объединение лиц, связанных общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Древнеримская семья носила на себе отпечаток родового строя. Она строилась по принципу подчинения власти главы семейства - pater familias патерфамилиас. В состав семьи кроме главы семейства входили его жена, дети и их потомство, другие родственники, кабальные, а также рабы. Термином familia обозначалась совокупность всего имущества, детей, рабов и другой рабочей силы. Предполагается, что сначала этот термин охватывал только рабов, принадлежащих данной семье, а позже и все остальное имущество, рабочую силу жену, детей, кабальных, других лиц.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРес 24. Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство 24. Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной 13. Агнатское и когнатское родство 13. Агнатское и когнатское родство Первоначально в Древнем Риме подчинением домовладыке paterfamilias определялось и родство. Агнатическое и когнатическое родство 14. Агнатическое и когнатическое родство Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. Римская семья носила патриархальный характер. В ее состав входили глава семьи, жена, дети, 6. Понятие семьи в семейном праве. Функции семьи. Родство и свойство 6. Различают понятие семьи в юридическом и социологическом смысле. В социологическом смысле семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой Основные черты семейного строя. Правовой строй римской семьи относится к числу специфических римских правовых институтов. Только римский гражданин мог вступить в римский брак и основать римскую семью. Основные черты семейного строя были выражены в римском праве с исключительной законченностью и последовательностью, а изменения их знаменовали глубокие изменения и в условиях хозяйственной жизни Рима, и в идеологии его господствующих классов. Итак, область семейного права в Риме начинается с моногамической семьи, в основе которой лежала власть главы семьи и домовладыки paterfamilias. Все члены в такой семье подчиняются власти одного. Это — агнатическая семья, в состав которой кроме главы семьи входили: его жена in manu mariti , т. Все подвластные главе семьи члены семьи назывались sui. В такой семье лишь домовладыка был вполне правоспособным лицом persona sui iuris , а остальные члены семьи полной правоспособности не имели personae alieni iuris. Отсюда и пошло выражение, что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям — loco sororis и т. Сыновья и внуки не получают свободы от подчинения отцовской власти даже если получают должность магистрата. Не освобождает от власти главы семьи и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле домовладыки. Понятие агнатического и когнатического родства. В римском праве различались два вида родства. Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью. С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производите лей в общество потребителей власть домовла дыки стала принимать более определенные границы; род ство по крови когнатическое родство приобретало все большее значение. Когнатическое родство. Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это: а родственники по прямой или боковой линии: — родственники по прямой линии linea recta — лица, происходящие одно от другого дед, отец, сын. Прямая линия может быть восходящей linea ascedens или нисходящей linea descedens в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству; — родственники по боковой линии linea collaterales — лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др. Свойство affinitas — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены. Степень родства исчислялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии — количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии — количество рождений от общего предка. Степень свойств исчислялась таким же образом, как родство супруга например, муж является свойственником тестя 1-й степени по прямой линии. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: — консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; — патриархальная семья familia сменила консорциум; Последовательное ограничение власти домовладыки во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательственного права от его изначального формализма. Основные черты семейного строя.

Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию. С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи cognatio servilis ; это положение было новым для римлян. При развитой патриархальной семье, когда рабы были лишь «говорящим орудием», рабы могли только сожительствовать и их семейные связи не признавались. Последовательное ограничение власти домовладыки во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательственного права от его изначального формализма.

Римская семья – эволюция семейных отношений

Возглавлял семью домовладыка paterfamilias , все остальные лица были ему подвластны. Только домовладыка являлся полноправным субъектом имущественных отношений: его власть в семье была безграничной и распространялась не только на имущество, включая рабов, но и на всех членов семьи. Со временем эта неограниченная власть дифференцируется, появляется власть над женой manus mariti , власть над рабами dominica potestas , власть над детьми patria potestas , а также власть над вещами dominium. Отличия между этими видами власти заключаются в объеме правомочий лица, которому принадлежит та или иная власть. Постепенно власть над лицами претерпевает ограничения.

Так, право домовладыки убивать жену и детей, а также рабов со временем исчезает. На смену патриархальной семье приходит семья, представляющая собой круг лиц, обладающих взаимными правами и обязанностями. Тенденцией развития права является постепенное расширение объема правоспособности подвластных лиц, а также женщин. В римском праве различались два вида родства — агнатское agnatio и когнатское cognatio.

По цивильному праву юридическое значение имело только агнатское родство.

Во- первых, несомненно, та власть, которую отец семейства имел над детьми... Семья в римском частном праве Одним из специфических римских институтов считался правовой строй римской семьи. Основать семью мог только римский гражданин, вступивший в брак iustum matrimonium...

Семья в римском частном праве Родством называется отношение между несколькими лицами, основанное на принадлежности к семейному союзу. В римском праве сложились два типа родства: агнатическое и когнатическое. Древнейшим считалось агнатское... Семья в римском частном праве римский частный право семейный Основным фактором, определявшим все социальные процессы в римском обществе, являлось изменение в экономической жизни Рима, что способствовало смещению традиционных патриархальных устоев римской семьи...

Вид родства, основанный не по власти домовладыки, а по кровному родству Кто был главным в семье Домовладыка Отец семейства На кого распространялось к агнатам относились не только домовладыка и его дети мужского пола, но также и дети сыновей, жена домовладыки, жены детей, усыновленные лица, находящиеся в юридически признанном кровном родстве по женской линии и вообще кровные родственники Как приобреталось родство можно приобрести как с момента рождения, так и позднее например, узаконение внебрачного ребенка родство можно поменять подвластная дочь переходит под власть мужа или его домовладыки, следовательно все агнатские родственники меняются ; возникает только с момента рождения других вариантов нет ; Как прекращалось родство родство можно утратить при жизни например, вследствие эмансипации ; родство можно поменять подвластная дочь переходит под власть мужа или его домовладыки, следовательно все агнатские родственники меняются ; нельзя утратить при жизни.

Раб моложе тридцати лет, будучи отпущен на волю, может сделаться римским гражданином в том случае, когда он в завещании получает свободу и назначается наследником своего господина, несостоятельного должника, если только другой раб не становится прежде наследником с признанием свободы или кто-нибудь другой в силу этого завещания. Но если кто-нибудь сделал свободными и назначил наследниками детей, рожденных от собственной рабыни, то все-таки дети эти останутся рабами. Семейное право Термин familia имеет гораздо более широкий смысл в римском праве, чем в наши дни. Под таким термином в архаичные времена понимались рабы, наличествующие в данном хозяйстве, позже в термин также вошло все, что относится к составу домашнего хозяйства: и имущество, и рабочая сила, и собственно члены семьи. Главой семьи и властелином древнейшей семьи считался домохозяин или домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит, имеющий власть над всеми своими домочадцами. Слово «квирит» происходит от греческого термина, обозначающего власть.

Первоначально домовладыка имел одинаковую власть manus над женой, детьми, рабами, вещами; истребовать которых он мог с помощью одинакового то есть виндикационного иска, имеющего происхождение от наложения палки на собственность. Со временем эта власть домовладыки дифференцировалась и получила разные наименования согласно объекту, над которым осуществлялась: manus mariti власть над женой , patria potestas власть над детьми и т. В Древнем Риме в состав семьи а древние римляне жили большими семьями входили не только жена и дети домовладельца, но также и все родственники, делившие с ним кров, и рабы, принадлежавшие семье. Отношения в римских семьях строились по принципу агнатских, а позже когнатских связей. Под агнатским родством понималось изначальное подчинение власти одного и того же paterfamilias, то есть домовладыки, отца семейства, это родство по мужской линии. Когда дочь выходила замуж и переезжала в новый дом, она поступала под власть нового домовладыки, нового агната, и переставала быть агнатской родственницей своего отца, братьев и т. Это означало, что отец и мужчины прежней семьи утра-чивали над нею власть, она принимала на себя власть мужа и мужчин — родственников мужа.

Агнатское родство распространялось на детей: сыновья находились с отцом в этих отношениях, пока сами не становились агнатами, то есть домовладыками. Дочери — пока не переходили из-под власти отца под власть мужа. Агнатское родство распространялось на всех родственников, живущих в доме своего агната, а также на рабов. Наиболее бесправными в агнатских отношениях были рабы и женщины. Со временем власть домовладыки перестала нести ярко выраженные патриархальные черты и приобрела более очерченные границы; она перестала быть бесконтрольной и непререкаемой, а личность подвластных постепенно была введена в положения частного права. Это стало возможным с изменением экономических устоев общества — с развитием хозяйства, торговли, дроблением патриархальной семьи и ослаблением патриархальных устоев. На первое место стало выдвигаться родство по крови через женскую линию, когнатское родство, которое в конце концов полностью вытеснило агнатское родство.

В отличие от агнатского родства когнатское основывалось на общности происхождения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий