Auto-park24.ru

Журнал "Автопарк"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что заливать в дизельный двигатель антифриз или тосол

Что заливать: тосол или антифриз?

Что лучше

В России распространен спор по поводу двух охлаждающих жидкостей: тосол и антифриз. Но сравнивать их глупо, поскольку тосол — антифриз российского производства. Это и настораживает автолюбителей: многие боятся подделок и эксплуатационных качеств. Поэтому некоторые владельцы авто не заливают тосол в дорогие машины, доверяя больше свойствам антифриза.

Риск получить подделку есть. При этом подделывают и отечественный, и зарубежный антифриз. Однако последний подделывают реже. Список различий, которые имеют тосол и антифриз, невелик:

  • цвет;
  • упаковка;
  • название антифриза.

Чтобы разобраться более подробно в отличиях антифриза и тосола, следует кратко изучить теорию. Охлаждающая жидкость состоит из соединений этиленгликоля, воды и присадок. От их количества и зависят отличия между смесями от разных производителей. Отвечают присадки за предупреждение процессов коррозии.

Есть мнение, что антифриз и тосол должны различаться по цветам. Но технология производства никак не влияет на оттенок. На него влияет краситель. Жидкости и антифриза, и тосола могут быть как красного, так и синего, зеленого цветов. Даже если у вещества оригинальный цвет, возможно, это проделки маркетологов. И здесь все зависит от красителя.

Другой распространенный миф: антифриз больше подходит для иномарок, а тосол — для отечественных авто. Есть доля правды, поскольку отечественный продукт изготавливается с расчетом на российские двигатели. Но поломки все равно случаются.

Однако в инструкции нет точного упоминания отдельных марок. Все зависит от эксплуатационных качеств и характеристик. Поэтому лучше обращать внимание на производителя антифриза.

Преимущества и недостатки тосола и антифриза Тосол, плюсы:

  1. дешевый;
  2. при старении свой цвет меняет.

Минусы:

  1. негативно влияет на водяной насос, что приводит к его скорому выводу из строя;
  2. уменьшает срок эксплуатации радиатора благодаря воздействию на алюминий и склонности к образованию конденсата;
  3. хватит максимум на 40000 км пути.

Антифриз, плюсы:

  1. хватает надолго;
  2. двигатель работает долго без перегрева;
  3. долгий срок эксплуатации радиатора;
  4. не образуется конденсат;
  5. у антифризов нет пагубного воздействия на металл;
  6. не влияет на насос.

Единственный недостаток, который имеет антифриз — цена.

Необходимо сравнить и технологии составов, по которым изготовляются тосол и антифризы. Есть три основных.

  1. Традиционная. Используются присадки, которые образовываются на основе нитратов, фосфатов, силикатов, то есть солей неорганических кислот.
  1. Карбоксилатная. Здесь применяются соли органических кислот, то есть карбонаты.
  1. Гибридная. Основа жидкости — органические присадки, но присутствует и небольшое количество фосфатов или силикатов.

Отечественный тосол изготавливают по традиционной технологии, зарубежные антифризы — по карбоксилатной. Поэтому лучше применять тосол для машин отечественного происхождения. Для дорогой иномарки лучше использовать антифриз. По цене он выше, зато и эксплуатационные свойства антифриза лучше.

ТОСОЛ

Это действительно Советская разработка, сейчас не буду лезть в дебри истории, но создавался именно в ответ на зарубежный антифриз. Существует двух цветов (а не одного как многие думают) – синий и красный.

Синий тосол выдерживает температуры до «– 40» градусов Цельсия.

Красный выдерживает до «– 65» градусов Цельсия.

По цветам разделили специально, чтобы различать температурный порог.

Состав здесь практически один и тот же (только в красном концентрация спирта немного выше). Перечислим компоненты:

  • Этиленгликоль – двухатомный спирт
  • Дистиллированная вода
  • Присадки

Весь секрет, кроется именно в присадках. В тосолах применяются так называемые присадки первого поколения или химические. В основном это – фосфаты, бораты, силикаты, нитриты. Основная задача – защитить патрубки внутри от коррозионного воздействия этиленгликоля и дистиллированной воды. Меняется 1 раз в 2 – 3 года полностью.

Нужно отметить, что составы тосола, не менялись вот уже очень много лет, то есть его штампуют в «первозданном виде» вот уже добрые 30 – 40 лет. Никаких работ по выявлению новой формулы практически не происходит.

Сравнение традиционной и карбоксилатной технологий

Традиционная (тосол) предотвращает появление коррозии. Состав образовывает пленку, которая оседает на поверхности деталей и защищает от кокоррозионных процессов. Однако пленка слабо проводит тепло, поэтому двигатель может перегреться. Расход топлива повышается, падает мощность.

Антифриз тоже образуют защитный слой, но его толщина намного меньше: 0,0006 мм. Двигатель не перегревается, поскольку пленка не влияет на отвод тепла.

Жидкости на основе органических солей не теряют своих качеств после долгой эксплуатации. Присадки в осадок не выпадают. Это касается антифриза. А силикаты и нитраты в составе неорганических солей (тосол) выпадают в осадок уже после 30 000 км. Именно поэтому зарубежный антифриз эксплуатируют в течение долгого времени. Но это при условии своевременной замены жидкости.

Силикаты могут переходить в гелеобразное состояние. Входящие в состав фосфаты выпадают в осадок при частых циклах охлаждения и нагрева. Гель и фосфаты забивают радиатор и мешают нормальной работе системы охлаждения. Поэтому тосол здесь проигрывает. Таких недостатков не имеет антифриз.

У современного автомобиля в охлаждающей системе встречаются элементы из пластика, резины, силикона. Антифриз не влияют на эти материалы. Но и качественный тосол тоже не вредит подобным элементам.

Антифриз больше напоминает обычную воду, тосол похож на растительное масло. Цвет значения не имеет, все зависит от красителя. Об этом было сказано выше. Карбоксилатные составы (антифриз) придется менять реже, что намного полезнее для окружающей среды. Их проще утилизировать.

Можно пробовать применять разные охлаждающие смеси. Но если автолюбитель не готов к экспериментам, следует выбрать антифриз, а не тосол.

ТОСОЛ или «G12+», «G13»

Самые, совершенные антифриз сейчас – это G13 (или «G12+», где-то «G12++»). Это можно сказать пик эволюции охлаждающих жидкостей.

Опять возвращаемся к общей составляющей:

  • Пропиленгликоль — здесь заменили вредный (ядовитый) этиленгликоль на более безобидный состав, таким образом — получили G Но в составах «G12+» и «G12++» применяется все же этиленгликоль.
  • Опять же всем известная дистиллированная вода, без нее никак.
  • Присадки, вот тут они гибридные или более совершенные.

Давайте подробнее о присадках. В чем тут «тонкость»:

— Как нам стало понятно химические (зеленые) антифризы, прекрасно защищают от коррозии (образуя пленку), но плохо способствуют отводу тепла, также срок службы у них небольшой.

— Другие красные антифризы, прекрасно борются с очагами коррозии, также отвод тепла у них улучшен. Но они не образуют пленку для защиты патрубков – то есть затягивают до появления ржавчины, что тоже не хорошо.

Что подумали разработчики – а почему бы их не скрестить в нужной пропорции, то есть будет и защита патрубков (не сильная, та которая нужна) и борьба с очагами коррозии (если вдруг проявится).

Таким образом, появились такие антифризы – в которых есть и немного химических и немного органических присадок – вот вам и «G12+» или «G13». Различия только в спирте в основе. Сейчас производители еще не приняли общего цвета, но лично я видел фиолетового оттенка, многие мои читатели – желтого.

НА сегодняшний момент эти составы лучше всех предыдущих, и уж тем более нашего тосола! Можно ли их заливать в наши автомобили? КОНЕЧНО, ДА – ОДНОЗАЧНО! Это своего рода пик в эволюции охлаждающей жидкости.

Процедура замены охлаждающего вещества (антифриз или тосол)

Знать особенности процесса всегда полезно, причем не только начинающим.

  1. Поставить машину так, чтобы передняя часть слегка уклонялась вниз.
  1. Выкрутить пробки, жидкость слить в подставленную посуду. Будет лучше, если емкость будет с широкой горловиной.
  1. Промыть систему охлаждения. Подойдет обычная дистиллированная вода. Лучше добавить в воду очистительную смесь. Закрыть пробки, крышки. Машину завести и включить обогрев салона на полную мощность. Обогрев должен поработать не менее 10 минут.
  1. Раствор отрабатывается и сливается, затем процедуру повторяют еще несколько раз.
  1. Заполнить приемник составом на две трети, пробку оставить открытой, запустить двигатель. Подождать 10 минут, после залить антифриз уже до конца.

Какую жидкость лучше заливать в систему охлаждения автомобиля – тосол или антифриз?

Для того чтобы мотор работал исправно, необходимо исключать ситуации его перегрева. За это отвечает система охлаждения (СО), которая при исправной работе обеспечивает оптимальный температурный режим работы силового агрегата. В ней постоянно циркулирует охлаждающая жидкость. В качестве таковой выступает тосол или антифриз. Автовладелец при выборе подходящего охлаждающего состава сталкивается с проблемой, что залить в СО — тосол или антифриз. Для того чтобы понять, что лучше подходит для вашего мотора, необходимо сначала узнать про то, как каждая из этих охлаждающих жидкостей влияет на СО и двигатель.

Можно ли смешивать антифризы и тосол

Некоторые автолюбители смешивают антифриз и тосол в надежде улучшить их качества. Этого делать не стоит. Даже одинаковые оттенки не являются причиной их смешивания, поскольку все зависит от красителя. Даже если смешать одинакового цвета антифризы и тосол, присадки могут неправильно среагировать друг с другом, а свойства разрушатся. Система охлаждения в этом случае будет работать неправильно.

При замене вещества (антифриз или тосол) нужно ориентироваться на инструкцию, которая идет вместе со средством. Промывают систему охлаждения водой, при этом нужно убедиться, что она чистая. Если продукт приобрел цвет ржавчины, значит, средство не может справляться с защитой от коррозии. Если средство стало таким через короткое время, значит, речь идет о подделке. Если она обнаружилась, средство стоит тут же заменить. О некачественном составе говорит и появление пены.

Некачественным может быть как тосол, так и антифриз, поэтому выбирать тщательно нужно и то, и другое.

Читать еще:  Устройство асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором схема

ТОСОЛ или красный антифриз «G12» и «G12+»

Здесь различие более существенные. Так уж сложилось, что в 80% случаев G12 окрашивают в красный цвет, этим показывается различие характеристик с G11.

Опять же есть общая составляющая – этиленгликоль + вода, но есть и более технологически совершенные присадки.

У G12 – строение намного отличается от своих менее технологичных собратьев. И дело тут в органических присадках. То есть у G12 – не химические присадки, а именно органические. Здесь применяется карбоновая кислота.

Как все это работает – да очень просто, кислота не обволакивает стенки патрубков и радиаторов, благодаря чему охлаждение улучшается на 20 – 25% (что просто спасение для высокотемпературных двигателей), то есть нет пленки в несколько микрон. Такие присадки начинают работать только тогда, когда появляется ржавчина внутри. Она практически мгновенно локализуется карбоновой кислотой. Кстати и ездить с «красным» антифризом можно от 3 до 4 лет.

Плюсы:

  • Лучшее охлаждение
  • Больший срок службы

Минусы:

  • Нет защиты, до появления очагов ржавчины.

Если констатировать факты – то этот антифриз немного лучше тосола, хотя бы из-за того что работает дольше и охлаждение машины лучше. Его можно применять в наших ВАЗ.

Лучший ответ: Как проверить качество антифриз в домашних условиях?

23.04.2021 55 300 Система охлаждения

Как известно, охлаждающая жидкость является важным расходным элементом в системе любого автомобиля. Поэтому выбор хладагента является приоритетной задачей при его замене. Сегодня мы расскажем вам, как определить — «Тосол» или антифриз залит, и в чем заключаются различия между этими веществами.

Многие опытные автолюбители знают, что оптимальная и эффективная работа мотора транспортного средства обеспечивается качественной залитой охлаждающей жидкостью. Если расходный материал действительно добротный, то он может продлить ресурс эксплуатации комплектующих элементов двигателя, а также обеспечить их нормальную работу.


Антифризы и «Тосолы» разных производителей, дистиллированная вода

Как же быть, если вы не знаете, какая именно охлаждающая жидкость (далее — ОЖ) залита в вашем авто? Определить это не так легко, как кажется на первый взгляд.

Как определить, что залито?

Проверить и распознать с помощью цвета, что залито в авто, не получится. Тосол всегда окрашен в синий оттенок. Но современные антифризы выпускаются и в синем цвете.

Если не знаешь, что залито в машине, то определить тип расходного материала можно по нескольким факторам:

  1. Понюхать и попробовать на ощупь. Антифризы обычно не имеют запаха, а если потрогать жидкость на ощупь, то она будет более маслянистой, в отличие от традиционного Тосола.
  2. Определение типа жидкости можно выполнить по диагностике совместимости хладагента с обычной водой. Надо взять из расширительного бачка немного вещества и смешать ее с водопроводной водой в пропорции 1:1. После емкость с хладагентом ставится в морозильную камеру примерно на один час. Если в результате произошло расслоение жидкостей, смешанное вещество стало мутным и на дне образовался осадок, то вы используете Тосол. Если в систему охлаждения вашего авто залит качественный антифриз, то таких проблем не возникнет.
  3. Еще один фактор — устойчивость к отрицательным низким температурам. Налейте небольшое количество хладагента в отдельную бутылку и поставьте ее в морозильную камеру. При использовании Тосола жидкость быстро замерзнет, если же залит хороший хладагент, этого не произойдет.
  4. С помощью ареометра можно выполнить диагностику показателя плотности вещества. Проверка должна производиться при температуре воздуха 20 градусов. С таким условием параметр плотности хладагента должен составить около 1,073-1,079 г/см3. Если это так, то вы используете антифриз.

Для диагностики можно прибегнуть к старому «дедовскому» способу:

  1. Вам понадобится пластина или другое приспособление из металла. Потребуется и резиновое изделие, к примеру, кусок шланга из системы охлаждения.
  2. Из резервуара под капотом автомобиля возьмите немного жидкости. Надо разливать ее в банку или бутылку, куда также следует поместить пластину и кусок шланга.
  3. Спустя 20 минут посмотрите на результат. Расходный материал российского производства создает защитный слой на всех компонентах охладительной системы. Соответственно, и на пластине, и на куске шланга вы увидите едва заметную пленку. Если же металл с коррозией, а пленка образовалась только там, где присутствует ржавчина, то вы используете антифриз. Извлеките изделия из емкости и проверьте их на ощупь.



Основные различия между этими ОЖ

В чем же заключаются различия между традиционным антифризом и «Тосолом»? В первую очередь стоит о — это та же охлаждающая жидкость только отечественного производства. История того, как на постсоветском пространстве автомобилисты стали называть любой антифриз «Тосолом», уходит на несколько десятилетий.

Тогда при Советском Союзе на авторынке продавался единственный вид хладагента и он назывался «Тосолом». Отсюда это и пошло. Некоторые автомобилисты ошибочно считают, что главным различием российского «Тосола» от любого другого хладагента является синий цвет. Однако это далеко не так. Цвет расходного вещества зависит исключительно от красителя, который в него добавляют, но ни на какие эксплуатационные характеристики он не влияет. Так что мнение о том, что синий цвет — главное различие между «Тосолом» и антифризом, ошибочное.


Долив дистиллированной воды в расширительный бачок

Состав

Собственно, эксплуатационные характеристики и состав вещества — это главное различие между ними. В составе ОЖ отечественного производства входит этиленгликоль и дистиллированная вода. Кроме того, в составе «Тосола» также присутствуют дополнительные присадки на основе солей неорганических кислот. В частности, речь идет о фосфатах, силикатах, нитритах и нитратах.

В основе любого антифриза присутствует этиленгликоль и дистиллят, а также пропиленгликоль и спирт. Но ключевую роль здесь играют именно органические присадки. Их состав особенно ценен для расходного вещества, поскольку данные присадки увеличивают антикоррозийные и антипенные свойства материала.

Характеристики

«Тосол» . В результате того, что на поверхности металлических компонентов охлаждающей системы появляется защитный слой, толщина которого зачастую не превышает 0.5 мм, это отражается на теплопередаче. Именно из-за этого может вырасти расход бензина, а ресурс мотора транспортного средства будет сокращаться. На практике хладагенты отечественного производства теряют свои свойства уже спустя 30-40 тысяч километров пробега.


Залив зеленой охлаждающей жидкости в расширительный бачок транспортного средства

Поскольку в составе «Тосола» могут присутствовать фосфаты и силикаты, эта ОЖ может образовывать гели и осадки на стенках охладительной системы. Образование отложений в системе впоследствии может привести к засорению радиатора и, соответственно, выходу его из строя.

Антифриз . Качественный хладагент образовывает защитный слой только на тех компонентах системы, которые более подвержены коррозии. Кроме того, теплопередача не нарушается, а значит для деталей двигателя использование такой ОЖ более безопасно.

Признаки попадания антифриза в блок цилиндров

Главный признак нарушения циркуляции охлаждающей жидкости в моторе – регулярное снижение её уровня в бачке

Антифриз может уходить из бачка и по другим причинам, но если замечена такая ситуация, стоит обратить внимание на другие признаки. Если автовладелец замечает один или несколько приведенных симптомов, существует вероятность течи антифриза в блок цилиндров

  1. Белый дым из выхлопной трубы с характерным запахом сгоревшего антифриза.
  2. Наличие белой эмульсии в масле. Белый налёт заметен на горловине для залива или на щупе при проверке уровня масла.
  3. Нагар или мокрый осадок на одной или нескольких свечах. При проникновении антифриза в блок цилиндров свечи также приобретают его запах.
  4. Двигатель начинает троить и работает неравномерно. Рывками.
  5. В расширительном бачке появляются пузырьки.
  6. Масло быстро темнеет.
  7. Может появиться белый дым. Он выходит из выхлопной трубы, и похож на пар.

Чем отличается Тосол от антифриза

Отличить обычный антифриз от Тосола в машине не так просто. Ведь оба типа расходных материалов имеют определенный состав и технические характеристики, которые рассмотрим ниже.

Какую жидкость целесообразно использовать в машинном двигателе, узнайте из ролика, снятого пользователем Александром Скрипченко.

Состав

Состав рабочих жидкостей и их технические особенности — основное отличие между хладагентами.

Тосол — продукт российского производства. Его основу составляют этиленгликоль и дистиллят, пропорции смешивания жидкостей определяются производителем. Состав жидкости дополняется добавками, выполненными на основе неорганических кислот.

Что касается антифриза, то, кроме этиленгликоля и дистиллированной воды, базу вещества составляют пропиленгликоль и спирт. Основную роль в работе вещества играют присадки, относящиеся к органическому типу. Их наличие в составе особенно важно для жидкости, так как благодаря им предотвращается образование коррозии на внутренних стенках компонентов охладительной системы и пены.

Характеристики

Тосол, залитый в систему охлаждения автомобиля, на поверхности металлических элементов радиатора и мотора образует защитный слой. Его толщина, как правило, составляет не более 0,5 мм. Образование слоя может отразиться на качестве теплоотдачи. В некоторых моторах это способствует увеличению расхода топлива и снижению срока службы силового агрегата. Ресурс эксплуатации охлаждающей жидкости в среднем составляет около 30-40 тысяч км пробега.

Читать еще:  Ваз 2110 как помыть двигатель не снимая его

В результате присутствия силикатов и других неорганических кислот в основе жидкости, хладагент со временем может перейти в гелевое состояние. В системе появится осадок, который останется на стенках. Из-за появления отложений может произойти засорение радиаторного устройства, что приведет к его поломке. Эта же проблема станет причиной перегрева ДВС.

Основная информация по поводу характеристик и составов разных расходных материалов приведена на ролике, снятом каналом Накачанные колеса.

Благодаря технологичным присадкам в составе антифриза, жидкость образует пленку для защиты от коррозии только там, где уже зафиксированы очаги ржавчины. В результате этого теплоотдача в системе не нарушается. Использование антифриза благоприятно влияет на функциональность мотора в целом.

Можно ли смешивать антифриз с тосолом, и что будет если их смешать?

Многим не дает покоя вопрос о том, что будет если смешать тосол с антифризом, и можно ли эти жидкости мешать вообще? Отвечаем.

По ГОСТу охлаждающая жидкость, будь то тосол или антифриз, не должна содержать механических примесей. Она должна быть прозрачной и однородной. У антифризов разных классов может быть один и тот же цвет, но это вовсе не означает, что их можно смешивать друг с другом. Даже при смешивании тосола разных производителей может появиться взвесь мелких, но твердых частиц.

А уж при смешивании минерального и синтетического антифриза, будь они хоть одного цвета, практически гарантированно выпадет мутный осадок, который обязательно осядет в охлаждающей системе автомобиля. Этот осадок со временем забьёт радиатор, остановит помпу и приведёт к закипанию мотора.

Если смешать антифризы одной категории, но разных цветов и производителей, то, скорее всего, их характеристики (например, температура замерзания и кипения) не изменятся. Однако после нагревания в такой смеси может образоваться взвесь из едва заметных твердых частиц. Нельзя однозначно сказать или как-то спрогнозировать, как себя поведёт данная «суспензия» в системе охлаждения двигателя.

Воизбежание возникновения проблем с автомобилем, мы не советуем заниматься подобными сомнительными экспериментами по смешиванию антифризов, и рекомендуем периодически проводить промывку системы охлаждения двигателя.

Опыт показывает, что относительно безопасно и без плачевных последствий для мотора, минеральные (G11 или тосол) и органические (G12) антифризы можно смешивать только с качественным универсальным антифризом класса G12++. Поэтому если вы точно не знаете какая охлаждающая жидкость залита в вашем автомобиле, то лишний раз рисковать не стоит – доливайте только универсальный антифриз.

Как определить, что залито?

Как же узнать, какой расходный материал залит? Как сказано выше, по одному только цвету определить никак не получится. Ровно так же, как и понять это по вкусу. Существует миф о том, что вкус у антифриза сладковатый, но это не более, чем просто миф. Да и нужно быть осторожным при «дегустации» — химические вещества, входящие в состав ОЖ, чрезвычайно ядовиты.


Кипение двигателя — результат эксплуатации некачественного расходного материала

Что же делать автомобилисту, если он хочет узнать, какой хладагент залит в охладительную систему его авто?

  • На ощупь и запах. Традиционный антифриз не имеет запаха, а на ощупь это вещество маслянистое. Российский «Тосол» на ощупь не будет таким же маслянистым.
  • По устойчивости к морозу. Если налить небольшое количество ОЖ в бутылку и поместить ее в морозильную камеру, то она не должна замерзнуть. Если замерзла, то скорее всего это «Тосол» некачественного производства, если нет — то это, по всей вероятности, антифриз высокого качества.
  • Совместимость расходного материала с водопроводной водой. Возьмите немного ОЖ из системы своего автомобиля и налейте ее в бутылку. В пропорции один к одному налейте в эту бутылку обычной воды из-под крана, подождите около часа. Если вы увидели расслоение веществ, смесь помутнела или налицо осадок, то это «Тосол» российского производства. При использовании качественного зарубежного антифриза этого всего возникнуть не должно.
  • Узнать, какой хладагент залит, можно по плотности. Но для этого вам понадобится ареометр — специальный прибор для проверки плотности ОЖ. Проверка вещества осуществляется при температуре окружающей среды или помещения более 20 градусов тепла. Если плотность вещества составляет от 1.073 до 1.079 г/см3, то перед вами, скорее всего, хороший антифриз.


Проверка плотности охладительной жидкости при помощи специального прибора ареометра

Есть еще один, так сказать, гаражный способ определения.

  1. Возьмите металлическую пластину или любое другое изделие из железа. Также вам понадобится какая-либо вещь из резины (идеально подойдет кусочек патрубка охладительной системы).
  2. Из расширительного бачка своего авто возьмите немного ОЖ в резервуар и поместите в него металлическую и резиновую детали.
  3. Подождите 10-20 минут. Как известно, российский «Тосол» образовывает защитную пленку на всех без исключения элементах системы, а значит как на металлических деталях, так и на резиновых деталях. Антифриз же считается более «умным» веществом, и защищает только те элементы, которые более подвержены образованию коррозии. То есть он будет защищать только металлические компоненты.
  4. Теперь достаньте обе детали из резервуара и внимательно проверьте их на ощупь. Если вы почувствуете, что пленка образовалась на обоих элементах, то в вашем расширительном бачке залита ОЖ российского производства. Если же пленочку вы чувствуете только на металлической детали, то в системе вашего транспортного средства залит антифриз.

Что лучше использовать – антифриз или тосол

Система охлаждения двигателя работает за счет жидкости, которая забирает тепло от разгоряченного мотора и отдает его атмосфере посредством радиатора. Такой жидкостью могут являться тосол либо антифриз, который разрешено лить технической документацией большинства автомобилей. Однако нередко приходится делать выбор: ведь тосол и антифризы разных видов не запрещены регламентом. Сегодня мы ответим на вопрос, в чем заключается разница между тосолом и антифризом и как же сделать по-настоящему правильный выбор.

Отечественный продукт

Тосол либо антифриз представляют собой прозрачную окрашенную жидкость, которая пахнет спиртом. К примеру, одно вещество может быть зеленым, когда как другое имеет исключительно синий оттенок.

Тосол обычно окрашивается в синий цвет, тогда как антифриз может быть зеленым, красным или даже желтым, в зависимости от разновидности и типа. Однако тосол и антифризы имеют схожий состав и выполняют вполне схожие функции.

Как отличить тосол от антифриза? Узнать тосол можно по цвету, который никогда не отличается от синего. Также узнать это вещество можно по маркировке, которая всегда наносится на упаковку и служит для того, чтобы покупатель не сделал неверный выбор.

Тосол и антифризы имеют в своей основе пропиленгликоль или этиленгликоль. Это вещество, являющееся производной спирта, предназначается именно для того, чтобы жидкость не замерзала зимой и не кипела при перегревах ДВС. Что же касается дополнительных веществ, то здесь можно сказать лишь одно: основная часть присадок направлена именно на поддержание антикоррозионных свойств металла и предотвращение его ржавления.

Основной особенностью, которая делает тосол поистине лучше и эффективнее, является присадка, которая в обязательном порядке входит в состав этой жидкости. Она предназначается исключительно для того, чтобы предотвратить ржавление и порчу металла с течением времени. Принцип ее действия значительно лучше, чем у всех жидкостей, которые выпускались ранее. Он заключается в полном покрытии металла антикоррозионной пленкой.

Эта пленка образуется ровно в тот момент, когда мотор автомобиля запускается в первый раз, и жидкость начинает циркулировать по системе. Пленка равномерно покрывает внутреннюю поверхность мотора, водяной помпы и радиатора, которые склонны к ускоренной коррозии. Эта пленка лучше всего работает на латунных поверхностях, тогда как в медные радиаторы лучше всего лить антифриз, который можно узнать по зеленому цвету.

Также стоит отметить, что тосол и антифриз — это, по сути, один и тот же продукт. Дело в том, что тосол практически идентичен антифризу 11-го стандарта, который на данный момент практически не применяется на автомобильной технике. Тем не менее компоненты антифризов, которые на данный момент применяют в иномарках, все же различны, а потому применение тосола в этих случаях крайне не рекомендуется.

Зарубежные стандарты

Анализируя статистику последних лет, которая говорит о том, как часто приобретали тосол и антифриз, можно сказать одно: тосол в автомобильные двигатели стали лить все реже и реже. На смену этой жидкости пришел антифриз, который начали активно использовать за рубежом еще в прошлом веке, а затем и в России, когда у нас в стране появились иномарки.

Узнать, что заливать в систему охлаждения придется именно антифриз, можно именно по цвету. Так, оттенок красного, желтого или розового цвета скажет о том, что дело приходится иметь с жидкостью 12-го или даже 13-го стандарта. Как правило, такой стандарт рекомендуется производителями дорогих авто зарубежного производства, требования к обслуживанию которых являются наиболее строгими.

Антифриз 12-го стандарта в последнее время стали заливать практически во всю автомобильную технику, присутствующую на рынке, поскольку состав этого продукта на порядок лучше, чем у тосола. На иномарки антифриз заливают в обязательном порядке: это требование, которое предписывается литературой и является неукоснительным. Его невыполнение приведет к тому, что ДВС может досрочно выйти из строя или банально закипеть, это приведет к необходимости капитального ремонта, которого лучше избежать.

Читать еще:  Что лить в двигатель калины синтетику или полусинтетику

Антифризы стандартов 12, 12+ и 12++ имеют красный оттенок. В основу состава такого вещества также входят производные спирта. Однако, в отличие от 11-го стандарта, здесь производится более тщательная и качественная фильтрация, которая позволяет избежать засорения системы охлаждения и выхода ее из строя при некачественном обслуживании.

Здесь интересны температурные свойства, которые на порядок лучше, чем у тосола. Так, если верить официальной документации, состав вещества таков, что температура замерзания колеблется около отметки в -100 градусов по Цельсию. Очевидно, что такая температура на нашей планете в естественной среде фактически недостижима, поэтому волноваться, что радиатор замерзнет и треснет, и правда не стоит.

Температура кипения здесь также является достаточно высокой. Этот показатель характеризует, при какой температуре жидкость начнет кипеть и потеряет все свои охлаждающие свойства. Для антифриза 12-го стандарта этот показатель приблизительно равен 102 градусам по Цельсию. Стоит отметить, что такая цифра будет достигаться лишь в том случае, если система охлаждения двигателя авто работает неисправно, например, по причине засорения радиатора.

Особенно важно то, какие присадки входят в состав антифриза и какую роль они выполняют в системе охлаждения. Основная доля вспомогательных веществ выполняет антикоррозионную функцию: каким бы высоким классом ни обладало авто, остается важным, чтобы радиатор не покрывался изнутри пленкой и не разрушался под воздействием воды и кислот.

Отличие тосола от антифриза в том, что здесь присадки являются «умными» и действуют не постоянно, а лишь в те моменты, когда их работа действительно необходима. Такое положение дел приводит к тому, что антифриз служит достаточно долго, а его полная замена производится лишь при смене радиатора или помпы охлаждения.

Так, присадка, которая встречается в жидкости охлаждения 12-го стандарта, работает таким образом, что ее частицы концентрируются исключительно около очагов коррозии. Определить эти очаги жидкости позволяют специальные вещества, которые вступают в реакцию с окислившимся металлом.

Заливать антифриз стоит даже в отечественные машины. Безусловно, вне зависимости от того, тосол или антифриз используется в машине, авто будет функционировать исправно. Однако если залить именно антифриз, то о замене охлаждающей жидкости можно будет забыть, и список регламентных работ значительно сократится.

Непростой выбор

Автомобилисту при проведении очередного технического обслуживания стоит ответить на вопрос и определить: тосол или антифриз лучше подойдет для железного коня. Для этого стоит учитывать возраст, состояние машины, а также ее класс и уровень исполнения.

Если речь идет о недорогой отечественной машине советского или российского производства, то не играет большой роли, тосол или антифриз в итоге будет залит в систему. Безусловно, антифриз в любом случае предпочтительнее: его присадки работают более эффективно, а срок службы остается достаточно высоким, вне зависимости от производителя. Тем не менее, если применять именно тосол, ничего критичного в этом нет: машина все равно будет служить исправно, и риск ее поломки окажется минимальным.

А вот если речь идет об иномарке, тем более новой, то лучше всего применять именно антифриз. Чем отличается тосол от антифриза? Составом присадок: они несовместимы между собой и длительного применения не допустят. Правда, тосол тоже подойдет, если его применение необходимо лишь для того, чтобы доехать до сервиса и затем произвести его немедленную замену. А вот для длительного использования тосол уже не годится, поскольку его свойств недостаточно для сохранения ресурса всех узлов системы охлаждения.

К слову, если документация требует применения антифриза 13-го стандарта, антифриз 12-го образца тоже не подойдет. Это обуславливается тем, что дорогая импортная техника очень чувствительна к составу жидкости охлаждения, и с высокой вероятностью ресурс ДВС значительно сократится, если не следовать рекомендациям производителя. Однако можно сказать одно: если в системе был применен тосол, а уже потом добавлен антифриз, то долго такая машина ездить не сможет: как правило, присадки несовместимы между собой и не будут выполнять свои функции должным образом.

Резюме

Определить, какую жидкость охлаждения использовать при обслуживании авто, можно, изучив руководство по эксплуатации для своей машины. Обращение к официальному дилеру — тоже неплохая идея. Кроме того, закупку стоит производить лишь в проверенных магазинах: это позволит избежать покупки контрафакта и риска подвергнуть свою машину повышенным нагрузкам или перегреву.

Тосол и антифриз: какая разница?

Владельцы машин редко задаются вопросом, что залито в систему охлаждения их автомобилей: тосол или антифриз. Между тем от типа хладагента может зависеть стабильность работы силового агрегата и, как следствие, транспортного средства в целом

Прежде всего, стоит отметить, что по статистике до 23% неисправностей в автомобиле непосредственно связано с системой охлаждения двигателя. Косвенных поломок еще больше, порядка 40%. Это красноречиво говорит о важности типа охлаждающей жидкости и ее свойств. Оговоримся сразу, что классификация на тосолы и антифризы существует только в России. Разумеется, те и другие присутствуют на нашем рынке. Процесс изготовления тосола базируется на традиционной технологии, при которой в состав жидкости входят присадки на основе солей неорганических кислот, таких как нитраты, нитриты, силикаты, фосфаты и пр. Антифриз изготавливается с использованием присадок, состоящих из солей органических кислот, карбонатов. При работе двигателя тосол образуют на поверхности металла защитный слой, толщина которого составляет до 0,5 миллиметра. Хорошо это или плохо? С одной стороны, хорошо, ведь это помогает противостоять коррозии металла. С другой стороны, что в данном случае намного важнее, защитный слой из-за своей мизерной теплопроводности негативно влияет на теплоотдачу. Эффективность теплообмена снижается почти вполовину. Тосол играет роль теплоизолятора. Как следствие, мотор функционирует при повышенных температурах, что, в конечном счете, ведет к снижению его мощности, повышенному расходу топлива и ускоренному износу силового агрегата в целом. Антифриз, в отличие от тосола, формирует защитный слой непосредственно в очагах коррозии. Причем толщина его слоя всего 0,0006 мм. Теплоотдача, соответственно, не снижается, что существенно увеличивает эффективность системы охлаждения двигателя.

Еще один аспект, выгодно отличающий антифриз от тосола, заключается в составе хладагента. Изначально количество силикатов, входящих в состав тосола и обеспечивающих антикоррозионную стойкость алюминиевых поверхностей, а также нитритов, противостоящих кавитационной эрозии (воздействие лопающихся пузырьков газа на поверхность металла), сбалансировано с количеством прочих присадок. Однако в процессе работы компоненты расходуются по-разному. Силикаты и нитриты вырабатываются довольно быстро. Пропорция нарушается, и через 30–40 тыс. км охлаждающая жидкость на их основе существенно теряет свои защитные качества. Антифриз же благодаря иному составу сохраняет стабильность качеств гораздо дольше. Срок его «жизни» достигает 250 тыс. км.

Еще одним слабым звеном тосола является неспособность входящих в его состав присадок в достаточной мере при высоких, свыше 105 о С, температурах защищать алюминий. А ведь «крылатый металл» сейчас используется в автомобилестроении очень активно. Антифриз защищает детали из алюминия и его сплавов гораздо лучше. Уже упомянутая кавитация существенно влияет на уменьшение срока службы различных узлов двигателя. В частности, водяного насоса или, иными словами, помпы. Возникающие во время работы насоса и затем лопающиеся пузырьки газа из охлаждающей жидкости провоцируют возникновение гидродинамических микроударов, воздействующих на поверхность лопастей. В результате в металле образуются раковины, со временем ведущие к разрушению лопастей и выходу помпы из строя. Такое явление имеет место при использовании любой охлаждающей жидкости, но антифриз в силу своего состава минимизирует воздействие кавитации по сравнению с тосолом, увеличивая срок эксплуатации помпы более чем на 50 %.

Продолжая выяснять, чем отличается тосол от антифриза, стоит упомянуть, что для силикатов, в большинстве случаев входящих в состав тосола, характерно образование гелеобразных побочных продуктов. А фосфаты зачастую провоцируют образование нерастворимых осадков. Эти отложения постепенно забивают систему охлаждения, в первую очередь радиатор и термостат, что в лучшем случае ведет к перегреву силового агрегата. Для антифриза характерна стабильность качеств, образование гелей и осадка в процессе работы ему не свойственно.

Помимо прочего, антифриз, в отличие от тосола, не проявляет агрессивности к резиновым, пластиковым и прочим деталям, которые в изобилии встречаются в системе охлаждения двигателя у современных автомобилей. И еще антифриз гораздо дольше, чем тосол, сохраняет свойства при высоких температурах и давлении (порядка 135 о С и 3 атм), являющихся типичными для современных моторов. Приятным бонусом антифриза можно считать его более высокий класс экологической чистоты.

В заключение нелишне будет напомнить, что, если возникла необходимость выбора охлаждающей жидкости, в первую очередь стоит заглянуть в руководство по эксплуатации автомобиля, чтобы прояснить для себя тип и нюансы использования рекомендованной автопроизводителем охлаждающей жидкости.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector