Что за двигатели на формуле 1 2014 года
Двигатели формулы 1: «Кто на свете всех сильнее?»
В автогонках любого уровня зрителей прежде всего привлекает соперничество пилотов, личностей. Многие болеют также за определенные автомобили или команды. Но, думается, совсем мало наберется людей, которых бы всерьез интересовало, какой двигатель обеспечил победу той или иной машине. Между тем, подобно футбольному вратарю, мотор — это половина команды. Если не больше — во всяком случае, что касается формулы 1.
Двигатель — самая сложная и дорогая часть гоночного автомобиля. Возможно, поэтому фирм, поставляющих моторы для формулы 1, ровно вдвое меньше, чем тех, кто строит шасси. За всю историю чемпионата мира их едва наберется четверть сотни, не считая полулюбительских конструкций, появлявшихся в 50—60-е годы на одном-двух этапах. Причем, если сами автомобили — особенно в последние годы — строят в основном мелкие специализированные фирмы, то большая часть моторов для них поставляется крупнейшими автомобильными концернами, такими, как «Мерседес-Бенц», «Хонда», «Рено». Правда, и «специалисты» достаточно успешно справляются с этим сложным делом: вспомним хотя бы самого известного из них — «Косворт».
Трудно, конечно, однозначно ответить на вопрос, какая из этих конструкций была наиболее удачной — слишком широки временные рамки. Тем не менее сейчас, когда автоспортивная пресса полна рассуждений о непобедимости моторов «Рено» и о том, что интерес к первенству мира от этого падает, полезно оглянуться немного назад. Может быть новое — это только хорошо забытое старое?
Так всех повергают в изумление рекорды «Хонды» (1988 год, 15 побед из 16) и «Рено» (1992 год, 15 «поул-позишн» из 16). И мало кто вспоминает о достижениях «Косворта». В 1969 году машины, оснащенные этим мотором, выиграли все 11 этапов чемпионата и каждый раз были первыми на старте. Четырьмя годами позже результат был еще выше — 15 из 15. Кроме того, за два сезона 1968-1969 годов — 22 победы и 21 «поул-позишн» из 23 возможных. И, наконец, уникальная серия — с 20 июля 1968 по 10 мая 1970 года «косворты» выиграли все Гран-При!
Самый эффективный мотор формулы 1 — «Мерседес-Бенц».
Правда, здесь есть одно существенное отличие. «Рено» и «Хонда» поставляли свои моторы не более чем двум командам, а с «Косвортом» побеждали «Матра», «Лотос», «Тиррел», «Мак-Ларен», «Вильямс» и многие другие. Впрочем, в 1967 году, когда этот мотор впервые появился в Ф1. он был предназначен исключительно для команды «Лотос». Именно «под него» проектировал свой «Лотос-49» Колин Чапмен.
Многие считают 8-цилиндровый V-образный мотор с двумя распредвалами в каждой головке цилиндров, четырьмя клапанами на цилиндр (отсюда название «Косворт-DFV» — дабл фо вэйлв) и впрыском топлива «Лукас» лучшим двигателем не только формулы 1, но и вообще во всей истории автогонок. Действительно, силовой агрегат, сконструированный Майклом Костином и Кейтом Даквортом, прожил необычайно долгую и славную жизнь. За 17 сезонов эта модель (одна модель, заметьте, тогда как «Рено» и «Хонда» едва ли не каждый год существенно обновляли свои двигатели) в 243 гонках одержала 155 побед, принесла 12 чемпионских титулов. «Косворт» уступал почти всем своим конкурентам в мощности, но был легким, надежным и, что немаловажно, дешевым. В 1968 году его продавали за 7500 фунтов стерлингов, в то время как «Феррари» двигатель обходился в 50 тысяч.
И все же строгая математика не позволяет поставить этот во всех отношениях выдающийся агрегат на первое место. Как вы, наверное, уже успели заметить, в помещенной здесь таблице включены все моторы, одержавшие в Ф1 хотя бы одну победу. Кроме «Инди-500», которая была этапом чемпионата мира с 1950 по 1960 год. Мы расставили их в соответствии с эффективностью — процентным отношением числа побед к количеству стартов в чемпионате мира. Однозначный лидер по этому показателю — «Mерседес-Бенц».
Разработанный немецкими инженерами специально для новой, 2,5-литровой формулы 1, вступившей в силу с 1954 года, 8-цилиндровый рядный мотор мощностью 300 л. с. при 9000 об/мин имел прямой впрыск топлива «Бош» и десмодромный клапанный механизм. В первой же своей гонке он занял первые два места и на старте, и на финише, а также установил рекорд круга. Трехлучевая мерседесовская звезда, просияв на небосклоне формулы 1 ровно полтора года, погасла так же внезапно, как и появилась. Руководство штутгартской фирмы решило, что этого достаточно, чтобы на долгие десятилетия сделать «Мерседес-Бенц» символом не только комфорта, но и скорости.
Возможно, недалек тот день, когда этот немецкий мотор вновь появится в гонках Гран-при — на швейцарском «Заубере». Но пока «Мерседес-Бенц» действует необычайно осторожно (может из опасения испортить статистику?), ограничившись туманной надписью «Концепция «Мерседес-Бенц» на машине, оснащенной английским мотором «Илмор».
4-цилиндровый «Ковентри-Клаймекс» образца 1960 года (2495 см3, 243 л. с. при 6800 об/мин).
Немецкая фирма была предпоследним крупным автомобильным заводом, которому удалось выиграть чемпионат мира Ф1 на собственном автомобиле. А последней через год стала. «Лянча». Да-да, не удивляйтесь, два сезона — в 1956 и 1957 годах — команда «Феррари» использовала в формуле 1 автомобили другого итальянского завода. Вот почему в графе «победы» у «скудерии» стоит 98, а не привычная всем цифра 103.
«Лянча-D50», появившаяся также в 1954 году, была последним творением одного из известнейших конструкторов в истории автомобилестроения Витторио Яно. Создатель знаменитых 8C, P3, «Альфетты 158/159» и на закате творческой деятельности доказал, что способен идти в ногу со временем. 8-цилиндровый V-образный мотор впервые в Ф1 выполнял роль силового элемента рамы, предвосхитив таким образом «чапменовскую революцию» 1967 года. К сожалению, в 1955 году Джанни Лянча очутился в глубоком финансовом кризисе, и гоночные автомобили за 30 тысяч фунтов стерлингов приобрел Энцо Феррари. Так и получилось, что моторы «феррари» (и автомобили, разумеется, тоже) стартовали не в 504 Гран-при, как написано во всех справочниках, а в 492.
В целом же двигатели, сконструированные в Маранелло, как выясняется, вовсе не так хороши, как мы привыкли думать. В нашей таблице — создания почти легендарных Аурелио Лампреди, Карло Кити, Мауро Форгьери, как видим, уступили не только всем своим нынешним и недавним конкурентам, но и полузабытым уже «Ковентри-Клаймекс» и «Репко».
Первый из них строил небольшой английский завод, специализировавшийся на помпах и пожарных насосах. Известность к нему пришла, когда литровый моторчик от переносной помпы инженеры фирмы «Кифт» приспособили на свой спортивный автомобиль. Эксперимент оказался настолько удачным, что через три года моторы «Ковентри-Клаймекс» буквально оккупировали формулу 2. А в 1957 году этот двигатель появился на «Купере» в Ф1. Уже 19 января следующего года 2,5-литровый мотор мощностью 239 л. с. принес Стерлингу Моссу на «Купере» победу в Гран-при Аргентины. А потом были чемпионские звания Джека Брэбхэма и Джима Кларка в «полуторалитровой» формуле 1. Но когда в 1966 году рабочий объем моторов повысили до 3000 см3, «Ковентри-Клаймекс» сразу отстала — последняя победа ее двигателя датируется 1 августа 1965 года.
Появившийся в 1947 году 16-цилиндровый V-образный (135°) BRM с компрессором развивал для своего объема (1486 см3) невероятные 615 л. с. при 12000 об/мин. Но в погоне за мощностью английские конструкторы упустили не менее важное качество гоночного мотора — надежность.
«Репко» — мотор еще более экзотический. Он был построен австралийской фирмой, занимавшейся производством лодочным моторов, на базе серийного блока «Олдсмобил». 8-цилиндровый V-образный двигатель выглядел прямо-таки слабаком (285—300 л. с.) по сравнению с 360—380-сильными конкурентами. Однако его удивительная надежность (вот что значит серийный блок!) позволила Брэбхэму и Денису Хьюму завоевать два чемпионских титула, а команде «Брэбхэм» два Кубка конструкторов.
Надежность и в самом деле одно из важнейших качеств гоночного мотора. Тот, кто пренебрегает ею в ущерб мощности, может быть и войдет в историю. Как вошли в нее 16-цилиндровый H-образный, страшно сложный и дорогой BRM или 12-цилиндровая V-образная поперечная (!) «Хонда» объемом 1,5 литра, турбомоторы «Рено» или «Альфа-Ромео». Однако займет в ней место в разделе «курьезы», в «зале славы» скорее всего окажутся другие.
Конструкция моторов формулы 1 — тема необъятная, и мы обязательно еще вернемся к ней. Ну, а «кто же на свете всех сильнее»? Вопрос этот чисто риторический. Как говаривал Генри Форд — «самый лучший автомобиль — это новый автомобиль».
Погодные условности: как дождь изменит расклад сил на Гран-при России
Восьмой по счету Гран-при России в Сочи может стать самым интересным этапом, который когда-либо проходил в нашей стране. Макс Ферстаппен («Ред Булл») постарается прорваться к победе, несмотря на штраф и традиционное преимущество машин «Мерседеса» на сочинской трассе. При этом планам фаворитов может помешать дождь, который с высокой вероятностью пойдет в воскресенье. Последний раз проливной ливень в Бельгии не позволил организаторам провести нормальную гонку, соревнование пришлось закончить после нескольких кругов. Никита Мазепин проведет свой первый домашний этап «Формулы-1» в карьере и очень рассчитывает на достойный заезд.
Накаленные отношения
Спустя две недели после очередного столкновения между лидерами чемпионата Льюисом Хэмилтоном («Мерседес») и Максом Ферстаппеном страсти вряд ли угаснут. Судьи признали голландца виновным в инциденте и присудили ему штраф в три позиции на стартовой решетке этапа в России. Решение стюардов выглядело неоднозначным для многих, однако Макс уже смирился с наказанием.
В «Ред Булл» могут воспользоваться ситуацией и поставить новую силовую установку на болиде своего лидера. Это и вовсе приведет к старту с конца стартовой решетки. Тем не менее такой шаг не станет неожиданностью. Ферстаппен уже однажды сумел совершить невероятный прорыв с 19-го места в Сочи. На Гран-при России – 2018 он вырвался на пятую позицию за первые восемь кругов гонки.
Но главные фавориты в Сочи — «Мерседес». Эта команда никогда не проигрывала в России, а в этом году она будет еще больше мотивирована на победу. Льюис Хэмилтон отстает на пять очков от Ферстаппена в чемпионате, и британец наверняка намерен вернуть себе лидерство по итогам Гран-при России.
— Здорово было в прошлом году финишировать вторым, ведь трасса в Сочи никогда не подходила нашей машине, — рассказал Макс Ферстаппен. — В этом сезоне мы более конкурентоспособны, сейчас у нас лучшая машина — интересно понять, какой окажется расстановка сил. Нас ждет уикенд на совсем другой трассе, чем в Монце, возможен дождь. Конфигурация трассы отличается от тех, где мы выступали прежде, так что я с нетерпением жду начала этапа. Посмотрим, какими окажутся результаты.
Не исключено, что Гран-при России будет легкой прогулкой для «Мерседеса». Тем не менее последние гонки показали, что «Формула-1» вновь становится непредсказуемым соревнованием. Более того, прогноз погоды обещает обильные осадки во время уикенда. Главное, чтобы не повторился сценарий Гран-при Бельгии – 2020, где зрители так и не дождались реальной гонки.
Острая борьба
За третье место в Кубке конструкторов также острая борьба. «Феррари» в середине сезона отобрала преимущество у «Макларен» и постепенно отрывалась от конкурента. Но «Макларен» нанес мощный ответный удар на Гран-при Италии. Даниэль Риккьярдо («Макларен») победил в Монце, а Ландо Норрис (также «Макларен») дополнил успех финишем на второй строчке. Команда набрала 45 очков и вырвалась на третье место в чемпионате.
В Сочи «Макларен» может еще больше увеличить свое преимущество. Перед уикендом в России лидер «Феррари» Шарль Леклер получил новую силовую установку, что привело к штрафу. Он начнет заезд с конца стартовой решетки. Таким образом, Карлос Сайнс будет в одиночку сражаться с гонщиками «Макларен» на Гран-при России.
«Альфа Таури» постарается оправиться от самого неудачного уикенда за последние годы. В Монце Юки Цунода не смог начать гонку из-за проблем с тормозами, а Пьер Гасли завершил заезд спустя всего лишь через несколько кругов после старта. Примечательно, что перед этапом в Италии последний двойной сход у команды был как раз в Сочи в 2018 году. Цунода и Гасли уверены, что команде удастся набрать очки в России на этот раз.
В составе «Альфа Ромео» мы вновь увидим 41-летнего Кими Райкконена. Чемпион мира – 2007 пропустил две последние гонки в Зандворте и Монце из-за ковида. Кими вернется за руль «Альфа Ромео» в Сочи, чтобы провести свой последний Гран-при России.
Домашнее испытание
В прошлом году Никита Мазепин («Хаас») стал единственным россиянином, который поднялся на подиум на Гран-при России. Он занял второе место во втором заезде «Формулы-2». Сейчас же гонщик дебютирует на домашнем этапе уже в качестве боевого пилота команды «Формулы-1». Возможно, Никите придаст мотивации продолжение сотрудничества с «Хаас» в 2022 году — перед стартом уикенда эти планы подтвердил руководитель американской команды Гюнтер Штайнер. По его словам, контракт продлят и с Миком Шумахером.
— Мы не знаем, какая будет погода в день гонки, — рассказал «Известиям» Никита Мазепин. — Прогноз постоянно меняется, но нельзя исключать, что условия будут даже хуже, чем в Бельгии. А учитывая особенность трассы, можно ждать неожиданностей. Но я к этому готов. Надеюсь, что не допущу ошибок при своей публике. Помню, как для всех российских болельщиков было важно, что у нас появился свой этап «Формулы-1». Впервые я приехал сюда как гонщик в 2015 году. Это был мой первый сезон в «Формуле-Рено» после картинга. После этого я приезжал соревноваться в Сочи каждый год, проводил здесь удачные гонки. В том числе был на подиуме «Формулы-2» в прошлом сезоне. Я хорошо знаю трассу, ее особенности, знаю, в каком направлении будет дуть ветер на главной прямой. Это важно.
Напарники по «Хаас» жестко сражаются на трассе и спорят вне трека. До очередного контакта дошло на«Гран-при Италии. Мазепин развернул Шумахера в Монце, но россиянин извинился перед немцем за ошибку. Гонщиков ожидает новое сражение, однако на этот раз у Мазепина будет поддержка домашних трибун.
Самые дорогие команды «Формулы-1». Рейтинг Forbes
В начале ноября Льюис Хэмилтон занял второе место в Гран-при США, придя к финишу всего на несколько секунд позже своего товарища по команде Валттери Боттаса. Второе место принесло Хэмилтону достаточно очков, чтобы в шестой раз стать чемпионом «Формулы-1», и сейчас ему недостает одной победы до рекорда Михаэля Шумахера. При этом пять чемпионских титулов Хэмилтон выиграл за последние шесть лет. Это невероятное достижение — 34-летний британец по праву считается легендой автогонок. Но первенство Хэмилтона — еще и знак величайшей угрозы для будущего успеха «Формулы-1». Суть этой угрозы в огромном влиянии неограниченных трат.
Успех Хэмилтона на трассе во многом стал возможен благодаря тому, что его команда, Mercedes, готова тратить больше конкурентов: около $430 млн в год, более чем в два раза больше того, что большинство команд «Формулы-1» могут потратить за один сезон. И Mercedes остается бесспорным лидером, с легкостью победив в каждом из последних шести чемпионатов. Другие команды вынуждены бороться за остатки, чтобы удержаться на плаву. История Формулы-1» знает множество примеров команд, которые прекратили существование, потому что не справились с финансовым давлением.
Существование этого внушительного финансового разрыва и его влияние на самый дорогой вида спорта — не новость. Но эта тема внезапно оказалась в центре внимания, когда владелец «Формулы-1», Liberty Media, начал подготовку к внедрению инструментов контроля за расходами. Конечная цель — это обновленные соревнования, главными чертами которых станут захватывающие гонки и финансовая стабильность, но эти перемены нивелируют некоторые преимущества, которыми сейчас располагают ведущие команды.
Не так давно на «Формуле-1» творился хаос. Финансовая нестабильность не давала соревнованиям выйти на биржу в Сингапуре и отпугивала инвесторов. Оценка стоимости гонок сократилась на 12% — более чем на $1 млрд — менее чем за пять лет.
Этот порог был зафиксирован в январе 2017 года, когда Liberty Media миллиардера Джона Мэлоуна наконец решила приобрести чемпионат за $8 млрд. С тех пор дела «Формулы-1» пошли на лад. В прошлом году выручка организаторов чемпионата составила $1,83 млрд, на 2,5% больше по сравнению с предыдущим годом. Рыночная капитализация «Формулы-1» составляет $10 млрд, и это исторический рекорд (цена акций выросла на 48% после сделки с Liberty). Аудитория телетрансляций в США в этом сезоне выросла на 22%. Число людей, которые посещают гонки, также растет.
Но говорить о триумфальном возрождении «Формулы-1» пока рано. Почти весь рост выручки за 2018 год связан со вспомогательными направлениями: проведением соревнований «Формула-2», телепередачами, гостиничными и туристическими услугами. Тем временем, выручка от спонсорских контрактов чемпионата снизилась, а сумма взносов за проведение соревнований выросла всего на $1 млн, несмотря на то, что добавилась еще одна гонка. Мировая телеаудитория чемпионата сократилась, когда он перешел с бесплатных каналов на кабельные. В то же время, выручка от трансляций практически не увеличилась. И хотя число зрителей в США растет, это все еще очень скромные цифры: 680 000 зрителей на каждую гонку — это всего одна пятая от средних показателей Nascar.
Поэтому у организаторов чемпионата остается не так много пространства для маневра при проведении реформ, которые должны создать равные условия для всех команд.
Главное новшество, которое планируется ввести — лимит на расходы команд в размере $175 млн за сезон (в эту сумму не войдут расходы на двигатели и зарплаты водителей). Это радикальные, но необходимые меры. Cтоимость участия в «Формуле-1» запредельна для команд второго эшелона. В последние несколько лет такие команды как Lotus, Force India и Manor Racing обанкротились или были проданы за копейки.
Финансовое давление тоже растет, поскольку увеличение расходов на проведение гонок влияет и на призовой фонд команд — в прошлом году общая сумма составляла $913 млн, почти на 6% меньше, в 2016 году. Негативное воздействие Brexit на курсы валют сократило реальный доход команд, поскольку большинство из них несут расходы в британских фунтах, а доходы получают в долларах США или евро.
Однако главная сложность для «Формулы-1» состоит в том, чтобы убедить ведущие команды — Ferrari, Mercedes, Red Bull — сократить расходы и дать остальным участникам шанс сравняться с ними. Команды «Формулы-1» с щедрым финансированием не готовы терять имеющиеся преимущества, и, поскольку их обязательства в отношении соревнований истекают через год, они пользуются возможностью надавить на Liberty.
Mercedes никак не опровергала слухи о том, что компания собирается продавать свою команду «Формулы-1». Red Bull, кажется, постоянно близка к уходу. Ferrari, которая известна склонностью к шантажу, до сих пор оставалась открыта к сотрудничеству, хотя команда выразила обеспокоенность по поводу новых правил соревнований. Причины нетрудно понять, поскольку неограниченные траты этих команд позволили им выстроить одни из самых дорогостоящих брендов профессионального спорта.
Взять, к примеру, доминирование Mercedes. Сначала «Серебряные стрелы» поднялись на первые позиции рейтингов в 2014 году, когда взяли на себя внушительные финансовые обязательства. В тот год команда потратила в общей сложности $380 млн, что на 26% больше, чем в 2013 году, и на 59% больше, чем в сезоне 2012 года. Эти издержки привели к убыткам в размере $150 млн в тот год, когда команда впервые получила чемпионский титул, однако стабильный успех в итоге принес материальную выгоду. В прошлом году Mercedes сообщила об операционной прибыли в размере $22 млн, и это притом, что ее расходы превышали на $100 млн и более расходы любой команды, кроме Ferrari. Сейчас гоночная команда Mercedes оценивается в $1,15 млрд, что на 46% больше по сравнению с результатами нашего последнего анализа стоимости команд, проведенного два года назад.
Самая дорогая гоночная команда мира, Ferrari, сейчас оценивается в $1,35 млрд. Высокие расходы Ferrari на участие в чемпионате привели к операционным убыткам — по нашим оценкам, они составили $12 млн при выручке $426 млн. Полоса впечатляющих результатов и соответствующих доходов может быстро закончиться — взгляните на McLaren, которая претендовала на звание чемпиона и лидировала по выручке до тех пор, пока не потеряла свои позиции после недавних провальных сезонов. Однако Ferrari стара как этот спорт и с 1981 года не опускалась по итогам чемпионата ниже первой четверки. «Формула-1» предоставила итальянской команде право вето и ежегодный бонус в обмен на репутационные выгоды от ее участия в чемпионате.
Другие команды даже не приблизилась к этим двум лидерам. Однако и среди них можно найти примеры того, как огромные расходы могут повысить стоимость команды. Red Bull, которая с 2008 года лишь однажды не вошла в тройку лидеров, оценивается в $640 млн. Команда приносит прибыль, но лишь благодаря тому, что около трети ее выручки ($92 млн) — это «спонсорские» инвестиции от Red Bull GmbH, материнской компании команды. McLaren, несмотря на недавние проблемы, оценивается в $620 млн. Renault тоже стремительно растет — стоимость команды за последние два года выросла более чем в два раза, до $430 млн. Помогли в этом щедрые расходы французских владельцев команды.
Полностью рейтинг команд «Формулы-1» по их стоимости выглядит так:
- Ferrari — $1,350 млрд
- Mercedes — $1,015 млрд
- Red Bull Racing — $640 млн
- McLaren — $620 млн
- Renault — $430 млн
- Williams — $400 млн
- Toro Rosso — $200 млн
- Racing Point — $130 млн
- Haas F1 — $115 млн
- Alfa Romeo — $105 млн
Эволюция болидов «королевских гонок»
17 марта в Мельбурне (Австралия) на треке «Альберт-Парк» стартует юбилейный, 70-й, сезон «Формулы-1». В преддверии этого события Prosports.kz вспоминает культовые болиды за многолетнюю историю королевы автоспорта.
Alfa Romeo 158
Впервые чемпионат мира Международная автомобильная федерация (FIA) провела в 1950 году. Сама же «Формула-1» фактически была создана в 1946 году. Годом позже была основана прародительница серии – «Формула-А». В дебютном чемпионате 1950 года приняло участие 16 команд, пять из которых были заводскими. Календарь тех лет традиционно состоял из шести европейских Гран-при и легендарной гонки «500 миль Индианаполиса», правда, участие в последней принимали не многие. Стоить отметить, что до конца 50-х Кубок конструкторов не разыгрывался. Доминирующей силой тех лет стал болид Alfa Romeo 158, построенный еще в 1938 году для чемпионата «Формулы-2», ранее носившего название Voiturette. Удивительно, но легендарный болид 12-летней давности стал главенствующей силой в первые годы «Формулы-1». В конце 30-х он получил двигатель объемом 1,5 литра на основе V-образного 16-цилиндрового двигателя.
К старту первого чемпионата Ф-1 итальянские инженеры сумели выжать из машины 350 л.с. – немыслимая цифра для тех лет. Неудивительно, что чемпионом в тот год стал итальянец Нино Фарина, ненамного опередивший своего напарника Хуана Мануэля Фанхио, который в будущем выиграет пять титулов за семь лет. Стоит отметить, что именно в миланской команде свою карьеру начал великий Энцо Феррари. Успех «Альфы» вдохновил его на создание своей команды.
Ferrari 500 и Mercedes-Benz W196
В 1952 году команда «Альфа Ромео» покинула «Формулу-1», и в следующие два года чемпионат разыгрывали на технике «Формулы-2». Именно в эти два года (1952-1953) доминировала техника Ferrari, если быть точнее, то болид Ferrari 500, за рулем которого Альберто Аскари из Италии оформил два чемпионских титула. Основная борьба за чемпионство в середине тех лет развернулась между болидами Ferrari и немецкими Mercedes-Benz. В ответ на 500-ю модель немецкие инженеры создали монстра, получившего название W196. С 1954 по 1955 год на Гран-при доминировал именно этот болид. Благодаря обтекаемому кузову и закрытым колесам 196-я модель завоевала два чемпионских титула для Хуана Мануэля Фанхио. На успехе тех лет команда из Германии получила название «Серебряные стрелы». Но ее невероятный успех был омрачен аварией на гонке «24 часа Ле-Мана» в 1955 году, когда пилот команды Пьер Левега влетел в толпу зрителей. Тот инцидент унес жизни 83 человек, а 120 получили ранения. В знак уважения к погибшим команда ушла из автоспорта в целом. Лишь в середине 80-х годов прошлого столетия коллектив начал выступать в DTM, а полноценного возвращения в «Формулу-1» в качестве заводской команды пришлось ждать аж до 2010 года.
Приход британцев
Середина 60-х годов ознаменовалась приходом в мир «Формулы-1» производителей и пилотов из Туманного Альбиона. Вплоть до 2000-х команды из Британии были главенствующей силой в чемпионате. Первым чемпионским болидом из Британии стал маленький среднемоторный Cooper T43 Climax. На нем
в 1958 году легенда автоспорта Джек Брэбем пришел к первому из трех чемпионских титулов.
Следующего прорыва ждать пришлось недолго. В 1962 году известный британский инженер Колин Чепмен создал Lotus 25 Climax, ставший первым болидом, в конструкции которого использовался монокок. К концу 60-х годов серия пошла по пути активного развития аэродинамики. Болиды приняли более плавные линии, а Колин Чепмен вновь пришел к гениальному решению. В сезоне 1969 года дебютировало его творение Lotus 49 B. Ключевой особенностью 49-й модели стало использование антикрыльев. В тот же год практически все команды пошли по этому пути, и зрители запомнили огромные задние крылья, напоминавшие лавки. Идея из американской серии Can-Am не прижилась и была запрещена годом позже.
Золотые 70-е и шестиколесные болиды
Инженерный гений Колин Чепмен не остановился на успехе 60-х и уже в следующем десятилетии представил миру Lotus 72/72 D Ford. В начале семидесятых Чепмен отметился идеей о переносе радиаторов из носовой части болида ближе к двигателю. Так «Формула-1» получила боковые понтоны. В 1972 году Эмерсон Фиттипальди за рулем 72-й модели стал чемпионом мира. Также в те годы отлично себя показывали модели легендарного новозеландца Брюса Макларена. В 1974-м на свет появился болид McLaren M23 Ford, получивший среди фанатов название «утюг» из-за высоких воздухозаборников за головой пилота. Именно на таком «утюге» Фиттипальди оформил второй чемпионский титул.
Нельзя не упомянуть один из самых странных болидов в истории чемпионата – Tyrrell P43 Ford. В 1976 году конструктор Дерек Гарднер показал миру Tyrrel, получивший шесть колес. Хоть никто и не стал чемпионом на этой машине, но за два сезона она завоевала 15 подиумов и одну победу. В 1978 году вновь Колин Чепмен создал один из самых знаковых болидов в истории Ф-1 – Lotus 78. Потрясающий внешне он оказался еще более впечатляющим изнутри. Черно-золотой болид использовал новую аэродинамику, превратив нижнюю часть в одно большое антикрыло. Это позволило машине прилипать к асфальту, а пилотам – проходить повороты на безумных скоростях.
Культовый MP4/4 и турбоэра
Середина 80-х и начало 90-х ознаменовались тотальным господством команды McLaren на двигателях Honda. Культовую пару McLaren/Honda и Сенна/Прост знают даже далекие от «Формулы-1» люди. Вторая половина 80-х прошла под полную диктовку McLaren во главе с конструктором Гордоном Марри. Мощность в те годы благодаря турбодвигателям перешагнула отметку в 1300 лошадиных сил. Самым культовым болидом той эпохи стал McLaren MP4/4 1988 года. Ален Прост и Айртон Сенна в том сезоне выиграли 15 из 16 гонок, заработав в сумме 199 очков. Болид по праву считается классикой в мире «Формулы-1», а красно-белая раскраска ассоциируется с Айртоном Сенной.
В 1992 году команде Williams все же удалось одолеть британцев благодаря болиду FW41B. 10-цилиндровый мотор «Рено» вкупе с отличной электроникой позволил брутальному Найджелу Мэнселлу прийти к чемпионству.
Начало 2000-х ознаменовалось царствованием команды Ferrari, а тройка Шумахер – Браун – Тодт стала культовой. Болид итальянской команды стал настоящим самовозом, что позволило команде и Шумахеру завоевать пять чемпионских титулов кряду. Безусловно, это одно из самых громких доминирований в «Формуле-1».
В целом XXI век стал веком преимущества одной команды. Если Ferrari правила чемпионатом до середины 2000-х, то в начале десятых на трон взошла команда RedBull. Благодаря одному из самых успешных конструкторов в истории Эдриану Ньюи команда из Австрии завоевала четыре Кубка конструкторов. Конюшня из Милтон-Кейнса была лучшей до смены регламента в 2014 году. Главной особенностью болидов RB стала высокая прижимная сила.
С 2014-го по настоящее время чемпионат проходит под диктовку Mercedes. К смене регламента команда из Германии готовилась долгие четыре года, но позже была сполна вознаграждена за это. Создав настоящего монстра, команда завоевала пять чемпионских титулов кряду, а Льюис Хэмилтон оформил уже пятый титул в карьере. По итогам прошлого сезона можно с уверенностью заявить, что доминирование команды продолжится и в этом сезоне.