Auto-park24.ru

Журнал "Автопарк"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что является истинным двигателем мировой истории согласно гегелю

Материализм по Гегелю

Материализм, по Гегелю,— это точка зрения обыденного сознания, которое под объективным понимает «. то, что существует вне нас и доходит до нас извне посредством восприятия. Обыденному сознанию чувственно воспринимаемое, то есть то, что стоит пред ним (например, данное животное, данная звезда и т.д.), представляется существующим само по себе, самостоятельным; мысли же, наоборот, считаются им несамостоятельным и зависимым от чего-то другого. Но на самом деле,— пишет Гегель,— чувственно воспринимаемое есть нечто подлинно несамостоятельное и производное, а мысли, напротив, суть подлинно самостоятельное и первичное».

Как рационалист Гегель признает истинным только рациональное бытие, бытие логических категорий общего. Он третирует чувственное познание. Вещи, которые нам даны в ощущениях, по его мнению, не представляют собой действительности. Гегель отождествляет материализм с эмпиризмом и критикует его за то, что последний ищет истинное не в мыслях, а в опыте. Опыт же дает единичное, отдельное. Основное противоречие эмпиризма, по Гегелю, заключается в том, что он возводит содержание восприятия, чувства в форму всеобщих представлений, положений, законов и т.п.

Гегель нащупал слабое место метафизического материализма, не смогшего правильно решить вопрос о соотношении между отдельным и общим. Домарксовский материализм утверждал, что вне нас и независимо от нас существуют отдельные чувственно воспринимаемые предметы и их отношения, но общее—материю—рассматривал лишь как шонятие, объединяющее все чувственно воспринимаемые предметы и процессы.

Материализм, отмечает Гегель, исходит из действительности как совокупности отдельных, единичных вещей, и это не философская точка зрения, ибо философия есть наука об общем, а общее есть мысль. «. Материализм признает истинно объективным материю как таковую. Но сама материя есть абстракция, которая как таковая не может быть воспринята нами. Можно поэтому оказать, что не существует вообще материи, ибо в том виде, в котором она существует, она всегда представляет собой нечто определенное, конкретное. И, однако, эта абстракция, которую мы называем материей, есть, согласно учению материализма, основа всего чувственного, есть чувственное вообще, абсолютная разъединенность внутри себя, и поэтому она есть внеположное друг другу сущее».

Таким образом, Гегель утверждает, что если материализм признает истинно объективным только материю, то он должен признать, что материя есть абстракция, а следовательно, мысль.

В связи с этими рассуждениями Гегеля В.И. Ленин делает замечание: «Гегель серьезно ,.верил», думал, что материализм, как философия, невозможен, ибо философия есть наука о мышлении, об общем, а общее есть мысль».

Гегель не мог решить проблему связи общих понятий и реальных единичных вещей. Он абсолютизировал общее, считая, что оно как идея определяет характер вещей. Единичное выводится из общего, является инобытием, отблеском общего. Своей критикой эмпиризма, номиналистических тенденций метафизического материализма «Гегель бьет всякий материализм,— замечает В.И. Ленин,— кроме диалектического».

Исходя из того, что источником познания является логический, разумный дух, Гегель отрицает истинность чувственного познания. Он пишет: «Если истинным считать ощущаемое бытие, то тем самым вообще уничтожается необходимость понятия. и, наоборот, утверждается обывательский взгляд на вещи. все снижается до уровня обывательского здравого смысла». По этому поводу Ленин замечает: «Клеветы на материализм!! „Необходимость понятия» ни капли не „уничтожается» учением об источнике познания и понятия!! Несогласие с „здравым смыслом» есть гнилая причуда идеалиста».

Материя как категория у Гегеля выступает определенной ступенью развития и самопознания абсолютной идеи. В этом идеалистическом положении рациональным является тот факт, что наше познание как индивидуальное, так и историческое не сразу достигает глубинных основ материальной сущности вещей и процессов. Категории: бытие, существование, вещь, действительность, субстанция, реальность, объективность, которые выступают у Гегеля как ступени развития и познания абсолютной идеи, как абстрактные формы развития чистой мысли, содержат в себе то рациональное зерно, которое Гегель «угадал» в развитии наших знаний о материальной сущности действительного мира.

Согласно Г. Гегелю истинный двигатель истории

Экзистенциализма

Французского материализма XVIII века

Феноменологии

Постмодернизма

Философское направление, абсолютизировавшее законы механики применительно к социальной философии

Экзистенциализм

Французский материализм XVIII века

Феноменология

Постмодернизм

Основатель социологии как позитивной науки

4. Основной труд К.Маркса:

«Критика чистого разума»

«Структура научной революции»

Выделил социально-экономический класс в качестве главного элемента социальной структуры общества

К. Маркс

Л. Фейербах

М.А. Бакунин

Н.Г. Чернышевский

Понятие общественно-экономической формации принадлежит

7. Общественно-экономическая формация – это

Общество с присущей ему формой правления;

Общество с присущим ему экономическим базисом и возвышающейся над ним политико-юридической надстройкой;

Локальная замкнутая цивилизация;

Совокупность взаимоотношений людей в конкретном пространстве

8. Существует … общественно-экономических формаций

9. Согласно социологии марксизма, основной движущей силой развития общества является

Воля выдающихся людей

Борьба за существование

Философ, понимавший общественный прогресс как развитие и смену общественно-экономических формаций

Определяющие отношения между людьми, в марксистской философии

Класс, способный переустроить общество, по К.Марксу

В марксизме главным фактором в развитии общества считается

Народонаселение

Географическая среда

Воля личности

Способ производства материальных благ

14. Не относится к основным типам общественного производства:

Производство материальных благ

Производство социальных отношений

Производство духовных ценностей

Согласно Г. Гегелю истинный двигатель истории

Воля выдающихся личностей

16. Сущность натурализма как подхода, объясняющего общественную жизнь, состоит в положении о том, что:

Определяющим фактором развития общества признается материальное производство

Общественная жизнь существенно зависит от природных факторов

Движущей силой развития общества являются идеи великих людей

Развитие общества подчинено объективным законам, не зависящим от сознания и воли людей

17. Фактор, который, согласно социал-дарвинизму, является основной движущей силой развития общества

Воля выдающихся людей

Борьба за существование

18. Антропосоциогенез – это

Читать еще:  Через сколько меняют масло в двигателе на фурах

Процесс социализации человека, приобщения индивида к культуре

Процесс становления общепланетарной цивилизации на началах разума

Осуществляющаяся в наши дни коэволюция природы и общества

Процесс становления человека и общества, их выделения из мира природы

Логика и диалектика Гегеля

Кульминационным моментом развития немецкой философии стала философия Гегеля (1770 -1831). Хотя Гегель часто критиковал Канта, его система не смогла бы возникнуть без философской системы Канта.

Гегель был академическим философом и преподавал философию сначала в Йене, затем в Нюрнберге, далее в качестве профессора Гейдельберского университета (1816 — 1818) и, наконец, в качестве процессора Берлинского университета (с 1819 г. до своей смерти)

Философия Гегеля наиболее трудна для понимания из всех значительных философов. Гегель полагал, что в основе мира лежит не единичное, а целое.

Известная формула Гегеля гласит: “Все действительное разумно, все разумное действительно”. Однако под действительным понимается не то, что у эмпирика. Напротив, по Гегелю, факты обманчивы и то, что кажется эмпирику разумным и очевидным, не является таковым. Только после того, как явления (действительное) будут рассмотрены в качестве сторон целого, они могут оцениваться как разумные.

Что такое целое, по Гегелю? Гегель называет его абсолютом. Абсолют духовен (вспомните, что у Спинозы абсолют имеет свойства материи, например, протяженности и мышления; у Гегеля же оба эти свойства абсолюта отрицаются).

Метафизика Гегеля отличается двумя важнейшими моментами: логикой и диалектикой.

1. Логика — и есть философская система Гегеля. Она строится на том утверждении, что любой предикат (любую характеристику целого) можно опровергнуть в силу его самопротиворечивости. Отвергая силой логики любой предлагаемый предикат абсолюта, мы придем к конечному выводу диалектики (которая состоит из тезиса, антитезиса и синтеза), называемому “абсолютной идеей”.

Абсолютная идея, которой завершается произведение Гегеля “Логика”, есть мысль, мыслящая самое себя. Ясно, что абсолют не может мыслить ничего, кроме себя, поскольку не существует ничего, кроме иллюзорных путей и попыток нашего постижения реальности. Дух является единственной реальностью, а его мысль отражает самое себя в самопознании. Абсолютная идея у Гегеля есть чистая мысль, мыслящая самое себя. Это и есть все то, что бог совершает на протяжении веков: “Это единство, есть, следовательно, абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея”. Так Гегель объяснял суть абсолюта.

Здесь нам мог бы помочь Вл. Соловьев, который довольно остроумно заметил о гегелевском абсолюте: “Для Гегеля Бог был лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и своего собственного абсолютного совершенства, на природу же в ее эмпирических явлениях Гегель смотрел как на чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной идеи”. Попробуем для простоты восприятия изобразить это схематично:

Абсолютная идея — природа — дух

Проиллюстрируем эту теорию выдержками из введения к гелевской “Философии истории”: “. Подобно водителю . идея является водителем народов, и именно дух, его разумная и необходимая воля, руководит хором мировых событий. ” “Но единственной мыслью, которую привносит с собой философия, является та простая мысль разума, что разум господствует в мире, так что, следовательно, и всемирно-исторический процесс совершался разумно. . Разум . является как субстанцией, так и бесконечной мощью; он является для самого себя бесконечным содержанием всей природной и духовной жизни, равно как и бесконечной формой — проявлением этого ее содержания. Разум есть субстанция”. “Но именно в философии доказывается. “но такая идея является истинным, вечным, безyсловно могущественным началом, что она раскрывается в мире и что в мире не раскрывается ничего, кроме нее, ее славы и величия”. — “Мир разумности и самосознательной воли не предоставлен случаю, не должен обнаружиться при суете знающей себя идеи”. Это “результат, который известен мне, потому что я уже знаю целое”.

1. В “Философии права” Гегель развивает свое учение о государстве: по отношению к индивиду государство есть объективный дух, истинной целью государства является единство; война не является абсолютным злом, ибо она может иметь положительное нравственное значение, мир есть окостенение, нация не имеет права избегать войны. Идеальным государством для Гегеля была, разумеется, Германия, а формой правления — Прусская сословная монархия.

Еще один важный момент философии истории Гегеля — отношение к нации. Особое значение придается национальному духу, он становится двигателем исторического развития. Таковым, по Гегелю, является в первую очередь — немецкий дух. Важны и личности — “завоеватели”, в которых воплощены цели исторических переходов (Гегель называет в качестве примеров таких личностей Александра, Цезаря и Наполеона).

Таким образом, мы можем дополнить нашу схему тем разъяснением, что, согласно логике Гегеля, дух как воплощение абсолютной идеи сечь государство — Прусская сословная монархия, нация — носитель национального (немецкого) духа; герой — завоеватель, претворяющий в жизнь цели исторического развития. Во всем этом главное заключается в предпочтении целого перед какой-либо его частью: государства, нации — перед индивидом.

Такова философская cистема Гегеля. Теперь обратимся к анализу его метода.

2. Гегель называет свой метод диалектическим: это “столь же синтетический, сколь и аналитический момент суждения, в силу которого первоначальное всеобщее определяет себя из самого себя как иное по отношению к себе”. И тогда, как подчеркивает Гегель, древние “диалектику часто рассматривали как некоторое искусство, как будто она основывается на каком — то субъективном таланте”, то на самом деле диалектика “принадлежит к объективности понятия”.

Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной форме. Эта форма — триада. Она включает в себя утверждение (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и отрицание (синтез), или снятие противоположностей.

Каждое понятие (каждое явление) проходит, по Гегелю, цикл развития, циклы могут повторяться вновь и вновь на более высоком уровне, пока не будет получен высший синтез. Гегель приводил такой пример дналектического цикла: “Почка исчезает, когда распускается цветок и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок предстает ложным наличным бытием растения, а в качестве ею истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого”.

Читать еще:  Что лучше двигатель ваз 2103 или ваз 2106

Итак, Диалектика понятия определяет диалектику вещей (т. е. природных и социальных процессов). Диалектика вещей, по Гегелю, лишь отражение подлинной диалектики, присущей абсолютной идее, Логос), который сам по себе Абсолютная идея. Логос, мировой разум, или бог (что одно и то же) мыслится Гегелем с точки зрения пантеизма. Это не личный бог христианской религии, а безличный процесс самодвижения — абсолютной идеи, которая в своем развитии проходит три этапа:

1) развитие идеи в ее собственном лоне, в “стихии чистого мышления” — Логика, где идея раскрывает свое содержание в системе связаных и переходящих друг в друга логических категорий;

2) Развитие идеи в форме “инобытия” т.е. в форме природы — философия природы; природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность;

3) Развитие идеи в мышлении и истории (в “духе”) — Философия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности, развивающийся в процессе того развития — абсолютный дух, в котором “сняты” противоречия и достигнута гармония.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Философия Гегеля

В «Феноменологии духа» (1807) Гегель ставит перед собой задачу преодоления взгляда с точки зрения индивидуального сознания. Для Гегеля очевидно, что только на уровне индивидуального сознания существует противопоставление между субъектом и объектом. Философия же должна снять это противопоставление. Чтобы сделать это» по мнению Гегеля, необходимо провести индивидуальное сознание по тому пути, который проделало человечество на протяжении всей своей истории.

Тождество мышления и бытия — это та точка, в которой происходит переход от обыденного, частного, индивидуального мышления к мышлению чистому, то есть подлинно философскому.

Историю Гегель понимает не в традиционном смысле этого слова» то

есть не как упорядоченную во времени последовательность событий. Для него история — это последовательность этапов, своего рода «выжимка» истории, которая должна проиллюстрировать движение и развитие мирового духа до того состояния, в котором он достигает снятия противопоставления между субъектом и объектом, а следовательно, тождества мышления и бытия.

Гегель выделяет три этапа развития духа: сознание, самосознание и разум. Сознание — это наиболее примитивная ступень развития духа. Она крайне бедна содержаниями, поскольку человек на этом этапе способен ухватывать лишь отдельные проявления вещи и в целом находится в плену у абстрактного мышления, не способного схватить объект в конкретности его целостности. Единственное, что доступно для осознания на этом этапе, — зто противопоставления, которые обнаруживаются в вещах (например, противопоставление единого и многого).

На втором этапе развития духа, который Гегель связывает с самосознанием, основная задача — реализация свободы. Гегель анализирует идеи таких философских направлений, как стоицизм и скептицизм.

-В них он видит проявление взаимодействия между субъективным и объективным. Если стоик достигает субъективной свободы путем внутреннего самоосвобождения, то скептик стремится снять бытие в субъективном плане. Однако это не отменяет объективности бытия. Кроме того, Гегель рассматривает христианство, которое он называет «несчастным сознанием».

Разум у Гегеля выступает в трех ипостасях: наблюдающий разум критикует науку, действующий разум стремится к личным наслаждениям, воплощенный в индивидуальности разум соединяет в себе две противоположности: личное начало и общественный опыт. По мнению Гегеля, трлько индивидуальность, накопив личный опыт и имея в своем распоряжении способна взглянуть на себя и на мир с точки зрения мировой истории и мирового духа. И на этом этапе сознание достигает уровня абсолюта, то есть тождества бытия и мышления, субъекта и объекта.

В «Науке логики» (1812—1816) Гегель максимально полно изложил свое понимание и обоснование диалектики, свое учение о развитии, а также категории и понятия, при помощи которых описываются разнообразные грани и аспекты процесса развития.

Основной принцип диалектики можно сформулировать следующим образом: любое суждение (тезис) содержит в себе свое отрицание (антитезис), а следовательно, и возможность снятия противоречия между тезисом и антитезисом в синтезе. Снятие Гегель понимал одновременно как отмену и удержание. Нечто, попадая под отрицание, исчезает, но в то же время сохраняет свой смысл; новое состояние отрицает все предыдущие, превосходит их, но и сохраняет в себе эти Предшествующие состояния в снятом виде, и прежде всего — их смысл.

Диалектику Гегель рассматривал как особую закономерность» которая лежит одновременно и в основе мышления» и в основе природы. Гегель мыслил противоречие не как проявление беспомощности разума (так полагал Кант); для него противоречие было подлинной стихией мышления.

Развитие природы» с точки зрения Гегеля» происходит по тем же законам» что и развитие человеческого мышления. Гегель объясняет это тем, что мышление — это очередной этап развития едииого начала — субстанции-субъекта. Любое развитие предполагает три этапа: тезис (утверждение), антитезис (отрицание) и синтез (отрицание отрицания). При этом на последней стадии, стадии синтеза, первые два элемента объединяются в новом гармоническом единстве. Обратимся к примеру самого Гегеля: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы. вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой. ».

Читать еще:  Фав в 5 от чего двигатель ходовая

В «Энциклопедии философских наук» (1817) ключевым является представление о том, что в основе всех явлений природы, а также любых общественных явлений лежит абсолют, духовное и разумное начало, субстанция всего существующего — «абсолютная идея».

Развитие абсолютной идеи включает три этапа. На первом — логическом — этапе, которому посвящена «Наука логики» (так называемая, малая логика), абсолютная идея пребывает в сфере «допри- родного» бытия, то есть в стихии чистого мышления* Абсолютная идея на этом этапе предстает как система категорий и понятий логики. Согласно Гегелю, логический процесс развития завершается понятием «абсолютной идеи». Первоначально идея отчуждает свое бытие, сообщая ему движение и делая его содержательным, чтобы затем обнаружить себя как сущность, понятие.

Второй.этап развития абсолютной идеи, рассматриваемый в «Философии природы», — ее воплощение в природе как своем «инобытии». Природа, с точки зрения Гегеля, является внешним проявлением саморазвития, характеризующего логические категории; другими словами, Гегель полагал, что развивается ие природа, которая просто не

способна к историческому развитию, то есть к развитию во времени, а логические категории. В «Философии природы» Гегель рассматривает механику, физику и органику (органическую физику), которые яв- ляются для него формами отчужденного бытия идеи. В связи с механикой он подробно останавливается на понятиях пространства, времени, движения, всемирное тяготение и т.д. В связи с физикой Гегель рассматривает свет, звук, теплоту, химический процесс, огонь и т.д. Рассматривая органическую физику, Гегель останавливается на геологической природе, растительной природе и животных организмах.

На третьем, высшем этапе саморазвития, который рассматривается в «Философии духа», абсолютная идея достигает состояния «абсолютного духа». На третьем этапе достигается синтез этих противоположностей: абсолютная идея развивается одновременно и в мышлении, и в истории. Завершение саморазвития абсолютной идеи, по мнению Гегеля, проявляется в формировании религии, искусства и философии. На третьем этапе абсолютная идея покидает природу и возвращается к самой себе в виде «духа»; таким образом абсолютная идея преодолевает свое отчуждение в природе. Под духом Гегель понимает самосознание человечества, которое развиватеся в рамках всемирной истории.

Развитие духа Гегель понимает как процесс «самоосвобождения» от всех несоответствующих его понятию форм наличного бытия и его преобразование в особую действительность, полностью соответствующую понятию духа Всего Гегель выделяет три этапа развития духа 1) «субъективный дух» как его отношение к самому себе; субъективный дух соотносится со сферой сознания людей в его природной и социальной обусловленности; 2) «объективный дух» как порождаемый духом мир, в котором свобода предстает как наличная необходимость; объективный дух охватывает общественное бытие человечества; развитие объективного духа завершается всемирной историей; «абсолютный дух» как мировоззренческие формы общественного сознания; абсолютный дух проходит три стадии развития в виде искусства, религии и философии.

В XIX веке на положение и роль философии оказывают влияние следующие факторы: наука из занятия одиночек и энтузиастов постепенно становится общественным достоянием, поскольку общество осознает связанные с ней преимущества, прежде всего — машинные средства, облегчающие жизнь человека. В начале XIX века были изобретены паровоз, пароход, трамвай, телеграф, электрический мотор, а также капсюльное ружье с затвором и револьвер;

[7[ Специфика философии XIX века развитие науки, повлекшее за собой мощный рывок в развитии промышленного производства, косвенно оказало влияние на формирование нового предпринимательского класса, а также класса пролетариев; большой разрыв в уровне жизни разных классов становится причиной сильной социальной напряженности; изменяются представления об устройстве мира. Прогресс науки, в первую очередь — естественных наук, приводит к радикальной трансформации картины мира; существенно расширился горизонт европейской культуры. Речь идет о культурном и производственном освоении новых территорий, а также о появлении таких новых интеллектуальных и культурных центров, как Америка и Россия.

В XIX веке обостряется противостояние между рационализмом и иррационализмом, материализмом и идеализмом. Целая плеяда крупнейших мыслителей, среди которых можно назвать Л. Фейербаха, К. Маркса и С. Кьеркегора, обрушивается с критикой на философскую концепцию Гегеля, закладывая основы для материализма в современном понимании, а также для экзистенциализма. С другой стороны, А. Шопенгауэр едва ли не первым отказывается от сознания как основного концепта философии, выдвигая на его место иррациональную волю. Ф. Ницше закладывает основы своего учения, оказавшего едва ли не самое сильное на иррационапистическую философию XX века.

Некоторые философы продолжают традиции Нового времени.

Например, Ф. Брентано, О. Конт стремятся построить обоснование философии по аналогии с естественными науками. Получают продолжение и идеи историцизма, особенно яркое проявление которых можно найти у основателя философской герменевтики В. Дильтея.

Несмотря на все отличия, философия XIX века имеет много общего с современной философией. Нередко зту эпоху рассматривают как переходную между завершившимся Новым временем и Новейшим временем. По этой причине философия XIX века может быть рассмотрена как источник основных проблем, которые волнуют философию в наши дни.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector