Когда посещают вертеп

Вертеп является древнерусским словом, которое обозначает пещеру согласно священному писанию, Сын Божий — младенец Иисус Христос — родился в вертепе, где остановились на.

Вертеп бывает не только театром, но и жизнью

Вертеп в Триказе является одним из крупнейших в Италии и его, безусловно, стоит посетить. Спектакли проходят обычно 25,26,27 и 30 декабря и 1, 3 и 6 января с 17.30 до 21.30. Считается, что первый вертеп был построен в канун Рождества 1223 года по совету Франциска Ассизского в городке Греччо для того чтобы простые крестьяне смогли «прикоснуться» к чуду. Вертеп — это не только пещера, где родился младенец Иисус Христос, вертепом называют и специальный кукольный ящик, в котором разыгрывается праздничное действо. С помощью вертепа можно ознакомить детей в детском саду с темой Рождества Христова, и рассказать историю возникновения праздника. Вертеп 2024 будет демонстрировать силу вертепа как средства мира и добра. За осмотром рождественского вертепа вице-королева наверняка провела не один час: его фигурки хранились в десятках шкафов и занимали несколько больших залов.

Что означает слово "вертеп"

В старину ряженые мальчики ходили по домам с вертепом и распевали песни про Рождество Иисуса Христа. В наши дни этот обычай называют колядовать, но это не совсем верно. Слово «вертеп» в церковнославянском языке имеет значение "пещера". сценарий, история, как устроен. Нередко значение слова «вертеп» ассоциируется с чем-то негативным, что связано с расхожим евангельским выражением «вертеп разбойников».

Пещера веры или место разврата: что означает слово «вертеп»

Первоначально вертепы рождественские давали представления только в храмах, но со временем они появились на городских площадях и рынках. Вертеп освещается свечами и украшается цветами и лентами. Во время богослужения вертеп посещают ангелы, пастухи и волхвы, которые приносят дары новорожденному Спасителю. Представление разыгрывается в специальном ящике — вертепе, изображающем пещеру (от церковно-славянского вертеп), в которой родился Спаситель. Когда собирают рождественские вертепы? содержание. Когда ставят роды, а когда снимают? Что делается, когда Младенца Христа укладывают в постель? Куклы, укрепленные на проволоке внутри 2-ярусного ящика – вертепа, приводились в движение вертепщиком.

Когда и какого числа празднуют Рождество в Европе в 2023 году

Они выходят навстречу друг другу из правой и левой двери с пением Великого Славословия: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение". Эта благодарственно-похвальная молитва Богу не сочинялась для вертепа - она произносилась в церкви во время богослужения. Помимо Ангелов на верхней сцене зрители видели трех волхвов. Двое из них изображались как мужчины средних лет, один - молодым человеком. Мужчины были с бородами, а юноша - безусый и безбородый. Два пастуха, тоже относящиеся к куклам Неба, одеты были в полукафтаны.

Ворот кафтана украшали даже вышивкой, штаны клетчатые, из ситца, сапоги вырезаны из дерева и покрыты черной краской. Главной куклой нижнего этажа был царь Ирод. Царя изображали как румяного мужчину с неприятным выражением лица. Борода черная, черные усы, длинные черные волосы. На лбу рисовали морщины.

На голове царь носил шестизубчатую корону, оклеенную золоченой бумагой. В руке он держит скипетр. Одежду кукле Ирода шили из красного кумача на черной подкладке. Сочетание красного и черного сразу выделяло куклу. Фигура Ирода - единственная, у которой голова отделена от тела и привязана к нему белой ниткой.

Такое устройство куклы нужно для того, чтобы в конце спектакля кукла Смерти могла срезать голову злодея косой. А после того черти тащили его тело в ад. При царе Ироде находился Воин. Его можно было узнать по шлему на голове и копью в руке. Еще одна кукла нижнего этажа - это Рахиль.

Так звали молодую женщину в черном платке со скрещенными на груди руками - она прижимала к себе своего младенца, которого отнимет у нее Воин царя Ирода. Нижняя сцена плотно заселена кукольным народом. Зрители увидят еще Отшельника с посохом и Смерть. Фигурка этой куклы должна быть страшной. Верхней одежды на кукле Смерти нет, туловище выкрашено желтой масляной краской, голова лысая.

В руках ее - коса. Но самой страшной куклой вертепа был сатана. Свирепого выражения лицо покрыто черной краской, губы, язык, брови и уши - красной; вместо глаз - шляпки гвоздей. Таково было изображение абсолютного злодея. Каким же было само вертепное представление?

Сначала появлялись Ангелы, поющие хвалебную песнь.

Но именно в контексте общей пасхальной культурной традиции. Если мы подумаем о смысле Рождества, то что мы, русские, празднуем? Вот Бог пришел к людям и стал таким же, как мы. Дальше он рос, проповедовал, был предан, распят и воскрес в третий день по Писанию.

И в Рождество мы празднуем не Бога, ставшего человеком. Мы празднуем рождение Бога, ставшего человеком и принявшего смерть, чтобы человек стал как Бог, чтобы освободить человека. Для нас, для нашей культуры, Рождество — это начало нашего Спасения. Это самый большой подарок, который Бог мог подарить людям. Вертеп, пришедший с Запада, очень красиво обрусел.

Принял очертания, соответствующие нашей пасхальной культуре. На Западе вертеп — это никакая не мистерия, а инсталляция. В Россию вертеп пришел с Запада, постепенно проникая вглубь страны и видоизменяясь. Традиция вертепа стала приобретать наши национальные черты, нашу национальную конструкцию. Куколки оделись в национальные костюмы и постепенно заговорили о своем.

И статичный вертеп стал театральным явлением. В чем это выражается? Во-первых, конструкция. Очевидно, что она не похожа на те вертепы, которые мы видим в любом магазине, храме, на улице в Европе, там, где эта традиция до сих пор жива, и где она зародилась. Там вертеп горизонтален, и часто представлен только тем, что происходит в русском вертепе на верхнем этаже.

У нас же есть разделение между миром небесным, где находится Святое семейство и те, кто приходит поклониться Младенцу Христу. Сюда приходит ангел, чтобы сказать: «Дева днесь Пресущественного рождает, И земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, Волсви же со звездою путешествуют; Нас бо ради родился Отроча младо — Превечный Бог». Второй этаж — это мир земных страстей, дворец Ирода, где убивают младенцев, где плачет Рахиль. И где в итоге нечистый утаскивает Ирода в преисподнюю, которая еще ниже. То есть, там даже три яруса.

Когда мы делали реконструкцию своего вертепа, мы взяли за основу псковский вертеп, который находится в театре Образцова. Мы брали оттуда украшение сцены, куклы наши — копии тех кукол, и так далее. Во-вторых, вертеп — это профессиональное действо. Вертепщик носит на себе вертеп, который был поменьше нашего и был единой конструкцией, с ним ходит его жена и дети, которые помогают ему во время представления. Жена и дети поют во время действия в верхнем этаже, а вертепщик говорит во время действия в нижнем ярусе.

В этом месте у нас было много вопросов: как ходят куклы в стержневом вертепном театре, как произносится текст? Оказывается, текст действия, происходящего в верхнем этаже, произносится без интонации, монотонно. Это еще одно отличие. В русской традиции невозможно передать слова Ирода, Ангела с интонациями, невозможна профанация. Невозможна и материализация священного.

Например, у русских не было игрушек-ангелов. Потому что нельзя взять ангела в руку — что ты с ним потом сделаешь? Ты прижмешь его к себе?

Итак, представление о том, что Иисус был рожден в пещере, широко распространилось в христианском мире. С XIII века монахами-францисканцами была заведена традиция выставлять в праздник Рождества в алтаре или в пределе храма фигурки Иосифа, Марии и младенца Иисуса. Постепенно из этого обычая возник передвижной кукольный театр в виде двух- или трехъярусного ящика, в котором разыгрывался рождественский сюжет. Благодаря этому театру, кстати, возникло слово марионетка. Сейчас оно обозначает театральную куклу, а когда-то относилось к кукольному изображению Марии.

Из западной Европы традиция рождественских кукольных представлений пришла к славянам, сперва к католикам, а потом и к православным. Обычными сюжетами этого театра были рождение Христа, поклонение волхвов, царь Ирод и Избиение младенцев. Добавлялись и необязательные компоненты: спор между пастухами и волхвами, черт, утаскивающий в ад царя Ирода, а иногда и просто комически сценки: цыган продает лошадь, солдат ловит черта и так далее. И выставляемые в храме композиции на рождественскую тему, и кукольный театр с рождественскими пьесами получили название вертеп — ведь главной их декорацией было изображения места, где родился Иисус.

Первый мудрец, даря золото, сказал: «Прими это золото как знак царя царей». Второй мудрец преподнес ладан со словами «Прими ладан. Он принадлежит тебе как Богу». Третий мудрец положил свой дар и сказал «Это - смирна, знак страдания и гибели перед Воскресением». Ладон и смирна — это благовония, которые в то время ценились очень дорого.

Вот так и родился спаситель мира - Иисус Христос. С тех пор 6 января, как только появляется в небе первая звезда, начинается Рождественский Сочельник. В старину отец вносил в дом сено, чтобы постелить его на стол потому, что на сено положили маленького Иисуса и поставить в него горшок с кутьёй — самым важным блюдом в этот праздник. Дети в Сочельник обязательно несли кутью крестным родителям, а те с нетерпением ждали маленьких крестников и угощали их всякой всячиной. В рождественскую ночь до самого утра молодые люди устраивали игры, катание на санях, ходили по дворам, пели колядки, желая хозяевам добра, здоровья и достатка. А те непременно одаривали их сладостями и звонкими монетками. Считалось, что чем больше колядовщиков войдет в дом, тем удачнее для хозяев будет год. Воспитатель: А ещё в этот вечер показывали вертеп - спектакль о рождении Спасителя. Дети группами ходили от дома к дому с маленьким сундучком, с изображением пещеры, в которой родился Сын Божий.

Как сходить в вертеп по-культурному?

  • Рождественский вертеп для детей
  • Рождественский вертеп. Древняя традиция, делающая Рождество незабываемым
  • Из истории рождественского вертепа
  • ВЕРТЕП | это... Что такое ВЕРТЕП?

Рождественский вертеп

Рождественский вертеп — традиция, которая была очень популярна в царской России. Традиционно вертеп состоит из двух ярусов: на верхнем мы видим представителей Святого Семейства в пещерке, на нижнем — царя Ирода во дворце. Куклы, укрепленные на проволоке внутри 2-ярусного ящика – вертепа, приводились в движение вертепщиком. Нередко значение слова «вертеп» ассоциируется с чем-то негативным, что связано с расхожим евангельским выражением «вертеп разбойников».

Что такое вертеп? Вертеп - пещера, где родился Иисус Христос

На Руси Вертеп был известен с 17-го столетия, но массовое распространение получил в 18-19 веках. Лит.: Галаган Г. П. Малорос. «вертеп» или вертепная рождественская драма: Объясн. текст с нотами и рисунком ящика для представлений. ВЕРТЕП (первоначальное значение слова – пещера, потаенное место), славянский народный кукольный рождественский театр (преимущественно украинский и русский). Возрождение вертепа приходится на 1980-е годы. Достоинства: Рождественский вертеп, возрождение традиций, Казанский собор в его бесконечной красоте. Нередко значение слова «вертеп» ассоциируется с чем-то негативным, что связано с расхожим евангельским выражением «вертеп разбойников».

Рождественский вертеп – основа Рождества

Из истории рождественского вертепа Ходили с вертепом как правило в канун Рождества Христова и сразу после него, в так называемые святые вечера, непосредственно связанные с этим событием.
Традиции на Рождество В этот день принято посетить церковь.

Из истории рождественского вертепа

Рождественский Вертеп рождественский вертеп Как правило, в начале представления ангел возвещал присутствующим благую весть о Рождении в Вифлееме Спасителя мира, которому идут поклониться волхвы.
Рождественский вертеп. Древняя традиция, делающая Рождество незабываемым Вертеп — это пещера, в которой родился Иисус Христос. А еще вертеп — это переносной кукольный театр.
Из истории рождественского вертепа Рождество Христово 2018, что такое рождественский вертеп, откуда пошел обычай его устраивать, как выглядит, фото, для чего делались вертепы раньше и зачем делают сейчас.
Рождественские вертепы В рождественскую ночь человек, поставивший целью посетить богослужение, становится волхвом.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА Вот все значения слова "Вертеп" (ст. -слав. вьртьпъ): 1. Вертеп — устаревшее название пещеры, сохранившееся в церковнославянском.

Кукольная мистерия: как в России возрождается рождественский вертеп

Но, наверное, в этот день весь храм можно назвать рождественским вертепом, в который люди приходят увидеть и прославить Младенца-Христа. Как же Церковь прославляет родившегося Спасителя? Конечно, богослужением. Для большей ясности поясню, что любой церковный праздник — будь то Рождество Христово или память кого-то из святых — всегда начинается накануне вечером. Поэтому вечером 6 января во многих храмах совершается всенощное бдение.

В древности это богослужение в полном смысле слова совершалось всю ночь — от захода солнца и до появления первых солнечных лучей ранним утром. В современной практике бдение служится накануне вечером. Всенощное бдение под Рождество особенное. Чтобы не перегружать читателя специальными терминами, просто скажем: рождественское всенощное бдение начинается с длительного чтения псалмов — древних гимнов, входящих в состав Библии.

Чтение совершается при выключенных светильниках, храм освещается только свечами и лампадами. Но несколько раз чтение прерывается торжественным пением, царские врата центральные двери главной части храма открываются, а полумрак храма озаряется светом. Сначала идет пение фрагментов древнего пророчества Исаии: С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог! Святого пророка Исаию называют ветхозаветным евангелистом, потому что он больше и яснее других пророков возвещал о грядущем Спасителе.

Слова с нами Бог — выражение духовной радости, радости осознания присутствия Бога среди людей. Следующий момент — торжественное исполнение хором главного праздничного песнопения, то есть тропаря: «Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты востока. Господи, слава Тебе! Этими словами Церковь прославляет Рождество Христа, через которое весь мир был озарен светом знания разума, разумения истинного Бога и Спасителя.

Христос именуется Солнцем Правды — как солнце освещает все своими лучами, так и Христос призывает каждого человека просветиться светом Божественной истины. Затем снова продолжится чтение. В этом в очередной раз можно увидеть евангельскую символику: размеренная тишина ночи нарушается явлением славословящих Бога ангельских воинств, возвестивших пастухам Рождение Спасителя. Это происходит на первой части всенощного бдения.

В неаполитанских композициях всегда есть грот, который считается границей между светом и тьмой. Мост это переход, река — символ рождения, крещения и смерти. Рождественский вертеп Франциска Ассизского Живую картинку-вертеп впервые создал в Италии святой Франциск Ассизский в 1223 году и назвал презепе, то есть ясли. С тех в Италии устанавливают презепе и в храмах, и в жилых домах. В Храме Христа Спасителя в Москве в 2005 году проходила выставка итальянских презепе. Совершенно уникальная выставка!

А в Неаполе до сих пор есть улица, на которой размещаются вертепные мастерские. В России больше были популярны театральные вертепы, небольшие кукольные представления с рождественским сюжетом.

Итальянский вертеп «презепе», — безумно красив, в отличие от наших.

Там — целые огромные города, раскинувшиеся широко; в городах идет жизнь, люди живут, ругаются, милуются. Иногда это бывают огромные композиции из необыкновенно красивых фигурок, изящных домов, деревьев, деталей, и ты ищешь, — где же, где ясли с Младенцем? А они оказываются где-то в гуще этой жизни, будничные и незаметные для остальных.

Мало того, презепе очень горизонтально. Вся жизнь — она здесь и сейчас. На мой взгляд, идея всего этого заключается в «Христос такой же как мы».

Та самая рождественская культура, в которой Господь стал человеком, и Он вместе с людьми. Поэтому действо происходит в одной плоскости. Иногда там какая-то машинерия происходит, летают ангелы, овечки двигают головами и так далее.

Русский вертеп — всегда вертикаль, увенчанная крестом. Это стремление вверх — характерная черта русской культуры. Кроме того, русский вертеп всегда стремится закрыться.

В нем есть занавесы, которые то открываются, то закрываются. В этот таинственный ящик зрителя приглашают заглянуть, приблизиться, вертеп невозможно смотреть из зала. Он очень личный, интимный.

Русский вертеп — для нового переживания того события, которое происходит — вновь — днесь, сегодня, с каждым из нас. Помимо вертепа, есть и другие признаки у традиционного для русских празднования Рождества. Елка пришла к нам из лютеранской традиции и довольно долго оставалась элементом дворянской культуры.

Потому что елка у русских всегда считалась деревом, связанным со смертью. Когда рождественская елка все же укрепилась в традиции, то ее украшали фонариками из соломы, из мертвой травы. Солому стелили и под скатерть на рождественский стол, кидали на пол.

Солома — не только символ яслей, но и символ Ветхого завета, который уже ушел. Отсюда появляется и еще один символ — зерно, которым посыпали родных, друзей, соседей: «Сею, вею, посыпаю, с Новым годом поздравляю! Сколько зернышек — столько детушек…».

Зерно, чтобы вырасти, должно быть похоронено в землю. И это опять же символ будущей пасхальной радости, часть пасхальной культуры. В частности, кутью ели на рождественский сочельник, и только ее можно было есть до первой звезды.

Кутья — поминальная еда, как мы знаем. И это тоже связано с умиранием-воскресанием. Подарки — как дары волхвов.

Пряники, которые давали детям только после отгаданной загадки, а загадки были очень образные, они готовили детей к будущим испытаниям, ведь мы же помним тех 14 тысяч невинно убиенных Иродом младенцев. Утром после службы христославы ходят по домам, потом колядовщики, и начинаются Святки до Крещения. И — в прорубь все, особенно те, кто в масках ряженые ходили о Святках.

Поэтому я считаю, что нынешняя мода на вертепы из куколок или изображений — привнесенная с Запада после падения железного занавеса. И поэтому у нас толком нет понимания, что с этим делать, со знаками и символами, которые были перемешаны и спутаны при советской власти. Русскую национальную рождественскую традицию практически уничтожили.

Фото: freepik Вторая часть вертепа — мирская. Что это значит? Если первая часть играет Божию повесть — вторая часть без всякой видимой связи с верхним играет какое угодно действие, главное, чтобы было весело. Его герои — всем известный петрушка, персонажи сказок, а также придуманные на ходу куклы-образы. Главный мотив — злободневность. В народном искусстве встречается такое склеивание сюжетов: комическое сменяет трагическое.

Первая часть — это трагедия! Представьте: полутемная комната, горят свечи, и вот уже Ирод замыслил свое злодейство, младенцы убиты, Рахиль плачет, и ее трагедия сопутствует радости Рождества Христа. Почему Рождество сопровождается избиением младенцев? Потому что впереди у Младенца-Христа — Голгофа, крест. А плач Рахили о детях предваряет страдания Богородицы у креста. Но как Христос воскреснет и восторжествует, так и царь Ирод получает возмездие — появляется Смерть и уносит его.

История получает завершение. И вот дальше начинается комическая часть, которая строится как любая народная драма. Нижний этаж вертепа отражает элемент смеховой народной культуры. Это свойственно народному гулянию, и здесь нет никакого обесценивания. Герои балагурят, разговаривают естественными голосами, смеются и паясничают. Только, конечно же, вертеп нельзя путать со скоморошеством.

Сюжеты нижней части, как правило, не закреплены: часто это народная импровизация: у тебя есть кукла коза — играй козой. Это история, которая сама зародилась и сама продолжает развиваться — редкий случай, когда ничего не спускали сверху, не рекомендовали, не пропагандировали. Конечно, во времена гонений, например, в Городживе вторая часть вертепа была неактуальной. Вертеп играли, потому что — Рождество. Вместо службы: в храм пойти нельзя, он закрыт, вот мы играем вертеп и так помним Рождество. И преследовали не потому, что театр, а потому, что Бога славили.

Глубинное единство обеих частей вертепа при внешней их разности можно найти в презепе presepe, ясли — западном варианте вертепа. В презепе все происходит на открытой площади, причем каждый художник презепе воспроизводит свой собственный город: все заняты своими делами, вот прачка несет белье, торговец — свой товар, какие-то дикие горцы спускаются в деревню, и тут же, немного в глубине, — Дева Мария родила Младенца Христа.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий