Что делать если большой расход масла в двигателе - Журнал "Автопарк"
Auto-park24.ru

Журнал "Автопарк"
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что делать если большой расход масла в двигателе

Возможные причины масложора у двигателя

Если двигатель ест масло, причины порой довольно непросто выявить. Все же мы попытаемся выделить основные факторы, которые могут повлиять на расход смазки в двигателе. Стоит сразу отметить что некоторый расход масла присущ всем моторам современных автомобилей. Отчасти уменьшить его помогает принудительная циркуляция, естественные потери смазочного материала при этом сокращаются. Но, как бы конструкторы ни боролись с этой проблемой, расход все равно остается, хоть и небольшой.

Основные причины

Если приходится постоянно доливать масло в двигатель, это может свидетельствовать о серьезных неисправностях ДВС

Постоянно возрастающий расход масла зачастую свидетельствует о серьезной неисправности ДВС. Откладывая диагностику мотора, вы подвергаете себя риску “попасть” на дорогостоящий ремонт.

Как мы уже отмечали существует понятие допустимого расхода, его еще называют расход масла на угар, другими словами, любой ДВС сжигает небольшую часть смазки в процессе работы. А все дело в том, что масло, циркулируя в системе, попадает почти на все элементы двигателя, в том числе и на стенки цилиндров, чтобы поршни могли свободно перемещаться внутри них.

На поршнях имеются специальные маслосъемные кольца, которые сгребают все остатки смазки в поддон двигателя. Но малая толика все-таки остается на внутренней поверхности цилиндров и сгорает вместе с топливной смесью. В таком случае естественный расход масла должен составлять от 0,05% до 0,25% от выработанного топлива. Например, если двигатель “съел” 100 литров бензина, то допустимый расход масла не должен превышать 25 грамм. Минимум, соответственно, всего 5 грамм. Это допустимые пределы, а если есть отклонение в большую сторону – налицо чрезмерный расход масла и пора его останавливать.

На новых моторах масло может и вовсе не уходить. Правда, это наблюдается первое время. По мере износа всех механизмов и узлов начинает проявляться и расход. А если этот параметр зашкаливает, ищите поломку. Она может быть как сложной, для устранения которой потребуется полностью разбирать мотор, так и легкой – без полной разборки ДВС. Далее мы расскажем об этих неисправностях, чтобы помочь вам устранить.

Сложные поломки ДВС

Чрезмерный износ поршневых маслосъемных колец

Причина повышенного расхода масла может крыться в проблемных поршневых кольцах

Любой двигатель внутреннего сгорания имеет маслосъемные кольца на поршнях. Они предназначены для защиты камеры сгорания от попадания смазки. А так как поршневые кольца контактируют с поверхностью цилиндра, причем этот контакт сопровождает постоянное трение, то они постепенно стираются. А если имеется износ, то увеличиваются зазоры, через которые масло начинает поступать в камеру сгорания и, сгорая вместе с топливом, выходить через выхлопную систему. Также при сильном перегреве мотора кольца могут залегать — становиться менее упругими и прижиматься к поршням. Проблема с кольцами внешне проявляется обычно в виде выхлопа синего цвета. Такая поломка устраняется заменой маслосъемных колец, что обойдется автовладельцу недешево.

Износ стенок цилиндров

В таком случае придется расточить блок цилиндров. Есть, конечно, альтернатива – полностью заменить блок на новый. Но это, скорее всего, обойдется еще дороже.

Утечка масла из-за маслосъемных колпачков

Колпачки — это сальники из материала, способного выдержать высокие температуры. Когда имеет место чрезмерный износ, то теряется эластичность сальников. Результат – утечка и большой расход масла в двигателе. Чтобы заменить колпачки, вам потребуется проводить работы только с ГБЦ, а это значит, что не придется проводить разборку всего мотора. Пожалуй, этот случай наименее затратный из всех “сложных”.

Масло может течь из-под прокладки ГБЦ

Течь прокладки под ГБЦ

На новых автомобилях такой дефект проявляется крайне редко, так как вероятность того, что на заводе плохо проведут затяжку болтов, невелика, но такая вероятность все-таки существует. Что касается старых автомобилей, то для них это не редкость – износ двигателя уже настолько большой, что прокладка может прогореть. Замена ее не вызовет трудностей, так как достаточно снять головку блока. После установки новой прокладки равномерно затяните болты креплений, чтобы подобная неисправность не возникла вновь.

Сальники на коленчатом валу

Они тоже могут давать утечку — при сильном износе, низкой температуре или использовании некачественного масла сальники может попросту выдавить. Стоимость сальника не очень большая, а вот работы хватит на все выходные.

Повышенный расход масла может возникать из-за течи сальника коленвала

Поломка ротора турбины у наддувных двигателей

Ну а если в автомобиле установлен турбонаддув, то утечка может увеличиваться в геометрической прогрессии. Вполне реально осушить всю систему за очень короткий промежуток времени, если износились втулки ротора турбины. Поэтому, если расход увеличился, сразу обратите внимание на то, правильно ли функционирует нагнетатель.

Простые поломки

  1. Утечка смазки из масляного фильтра. Наиболее частая “простая” поломка. Характерный признак – пятна масла под автомобилем. Причина – плохо затянули корпус фильтра. Выход очевиден – нужно затянуть до конца корпус фильтра. В результате таких действий утечка прекратится.
  2. Течь через крышку ГБЦ. Обычно крышка фиксируется болтами (от 6 до 12 шт.), которые могут быть просто недотянуты. Исправляется элементарно — затяжкой болтов.
  3. Применение масел низкого качества. Также может послужить причиной высокого расхода. Дело в том, что в момент попадания смазки на поверхность поршней, она просто сгорает. Слейте его и залейте свежее, более качественное.
  4. Агрессивный стиль езды. Любите погонять, чтобы мотор взвывал, набирая обороты до предельных? Не забывайте о том, что такой стиль езды вызывает повышенный расход масла в двигателе. Можно еще упомянуть и про суровые морозы, так как в зимнее время расход увеличивается. Старайтесь для холодного времени года использовать только качественные масла.

Если под автомобилем появились масляные пятна, нужно проверить масляный фильтр — возможно он просто не до конца закручен

Новые автомобили

К сожалению, даже новые машины не застрахованы от увеличенного расхода смазочного материала. А все из-за хонинговки – внутренняя поверхность цилиндра делается не идеально гладкой, а в виде мелкой сеточки. Вот эта сетка и задерживает на себе небольшое количество смазки, которая впоследствии сгорает с бензином. Кроме того, поршневые кольца на новом моторе тоже неидеальной формы. Как результат — появление микроскопических зазоров, через которые также проходит масло. Что делать с этим явлением? Ничего, просто обкатывайте мотор. Поэтому первые 3-5 тыс. км новый автомобиль следует эксплуатировать в бережном режиме (мотор желательно не раскручивать свыше 3,5 тысяч оборотов). Поршни притираются к поверхности цилиндра, и зазоры между ними становятся минимальными. В этот период (время обкатки) расход масла довольно большой – до полутора литров на 10 тыс. км. По мере притирки деталей он существенно уменьшается.

Читать еще:  Что лучше двигатель после кап ремонта или нет

Некоторые автопроизводители проектируют двигатели своих автомобилей таким образом, что допустимый расход масла может достигать 1 литра на 10 тысяч километров и при этом является нормальным. Чаще всего такие двигатели выпускают немецкие концерны. Но при расходе более литра, стоит призадуматься, а все ли в порядке с мотором. Как бы то ни было, судить о каких-либо неисправностях можно только после обкатки двигателя, а не ранее.

Синеватый дым из выхлопной может свидетельствовать о неполадках цилинро-поршневой группы

Подведем итоги

Расход масла может быть как по причине его сгорания, так и банального вытекания. И если для устранения первой почти со стопроцентной гарантией придется вскрывать двигатель, то вторую можно устранить своими силами. Именно поэтому начать поиск причины повышенного расхода масла стоит с проверки прокладок и сальников на предмет подтекания. Обнаружили что-то подобное — сразу же замените сальники и прокладки. Чаще всего течет масло из-под клапанной крышки, прокладок ГБЦ, поддона и масляного фильтра. Или течь могут дать сальники коленвала и распредвала. Устранили все протечки или вовсе их не обнаружили, а масло все равно улетучивается? Значит диагноз неутешительный — проблема внутри двигателя.

Обратите внимание на выхлопную трубу – если при заведенном двигателе из нее валит синеватый дым, то масло сгорает в цилиндрах. Это ненормальная работа двигателя, поэтому появление черной копоти с маслом по краю выхлопной трубы – это повод задуматься. Все неисправности, для устранения которых требуется разборка двигателя, лучше проводить на СТО. Специалист сделает все намного качественнее, так как он сталкивается с подобными делами намного чаще, нежели вы. Следите за состоянием мотора, лейте только качественную смазку, тогда и не будет возникать вопросов, почему двигатель ест масло с таким удовольствием.

Двигатель и масло. Часть 3. Расход масла: воздушные приключения

И снова мы беседуем об особенностях работы моторного масла в ДВС. В основе разговора лежит опыт MS Motorservice International. Сегодняшняя тема – влияние чистоты воздуха на состояние системы смазки и расход масла. На первый взгляд, прямой связи здесь нет. А на самом деле от чистого воздуха зависит многое. Напомним, что первые две статьи этого цикла опубликованы в № 11 и № 12/2016.

Чем он дышит?

В цилиндрах ДВС сгорает не бензин и не дизельное топливо. Там воспламеняется топливно-воздушная смесь. Иными словами, мотору непрерывно нужен воздух, воздух, воздух. А воздух этот обязательно содержит разнокалиберную пыль.

Возьмем двигатель бюджетного легкового автомобиля усредненной мощности – скажем, 80–90 л. с. По данным книги немецкого исследователя М. Дурста «Фильтрация в автомобилях» (Munchen, 2005) за 10 лет эксплуатации такой двигатель стремится поглотить до 6,2 кг пыли. И поглотил бы, не будь во всасывающей магистрали воздушного фильтра.

Погодите. Господин Дурст приводит статистику для ухоженных немецких дорог! У нас с этим гораздо серьезнее. Запыленность дорог несравненно выше, а равнодушие дорожников вообще не поддается оценке. Наши ветра приносят не только мягкую лёссовую пыль (это еще полбеды!), но и беспощадную кварцевую. Именно кварцевая пыль, жесткий абразив, наиболее опасна для прецизионных пар трения. Вывод очевиден: качественный воздушный фильтр для российских условий еще важнее, а его своевременная замена тем более.

На пути к цилиндрам

Прежде чем смешаться с топливом и сгореть во славу мощности агрегата, воздух проходит несколько сочленений воздуховода (рис. 1). Если эти сочленения будут негерметичными, в двигатель попадет нефильтрованный воздух. И тогда даже самый лучший фильтр станет бесполезным – часть воздуха его просто-напросто обойдет. Причина появления «обходного пути» банальна: небрежный монтаж воздуховода после того или иного ремонта. Или износ со­членений вследствие частого монтажа-демонтажа. О таких «мелочах» почему-то забывают, и напрасно. Расплатой становятся пыль и грязь внутри мотора.

Но главной причиной пылевых загрязнений становится неквалифицированная работа с воздушным фильтром. Вот несколько характерных случаев, приведенных в документации MS Motorservice International.

  • Пропущенное техническое обслуживание, превышение интервала замены воздушных фильтров.
  • Неаккуратность при замене воздушных фильтров, когда в мастерской грязь попадает на штору, в том числе и на поверхность, обращенную к двигателю. Словом, перед нами механик-неряха.
  • Неисправные, деформированные и поврежденные фильтрующие элементы. А еще – фильтры, предназначенные для других двигателей, но подогнанные под воздуховод данной модели.
  • Фильтрующие элементы, по­­вреж­денные при продувании или чистке, о чем мы еще скажем. И даже покажем картинки.

И что в итоге?

Загрязнения, попадающие с воздухом в камеру сгорания, резко ускоряют абразивный износ гильз, поршней и поршневых колец. Грязь откладывается и в канавках поршней. Там она смешивается с моторным маслом, образуя консистенцию, близкую по свойствам к абразивной пасте (рис. 2).

Как известно, для нормальной работы поршня кольца должны быть подвижны. Но при загрязнении их подвижность начинает «играть на руку» износу. Судите сами: поршневые кольца двигаются вместе с налипшей «абразивной пастой» и постепенно истираются. Их высота уменьшается, а кольцевые канавки при этом расширяются (рис. 3).

Основной износ, спровоцированный загрязнениями, происходит на верхней торцевой поверхности колец. А по радиусу поршневые кольца изнашиваются благодаря ухудшению свойств масляной пленки на поверхности гильзы. Из-за той же грязи нормальные режимы смазки здесь сменяются полусухим трением – особенно вблизи верхней мертвой точки поршня. В итоге возникает комплексный (торцевой и радиальный) износ поршневых колец, а за ним – снижение компрессии и увеличение зазора между кольцами и цилиндром. И вот вам результат: при каждом ходе поршня начинается заброска моторного масла в камеру сгорания и резкое увеличение его расхода на угар.

Читать еще:  Горит лампочка давления масла и стучит двигатель

О роли масляного фильтра

Может возникнуть вопрос: а что же масляный фильтр? Почему он не отсеивает губительные загрязнения? Почему не выполняет своих обязанностей?

Отсеивает. Выполняет. Но не все так просто. Не забывайте, что грязь поступает к поршневым кольцам не через масляную магистраль, а с воздухом (еще раз посмотрим на рис. 1). Да, какая-то часть кварцевой пыли со стенок цилиндра попадает в поддон картера и оттуда – в масляные каналы. Крупные частицы, наиболее опасные для подшипников коленчатого и распределительного вала, задерживаются масляным фильтром. А мелкие циркулируют в масле постоянно, штора их пропускает. Но такова уж физика процесса очистки: если сделать «идеальную» фильтрующую штору, она и масло не будет пропускать! Поэтому тонкость отсева и пропускная способность масляного фильтра – это всегда компромисс, подразумевающий, что пыли в масле быть не должно.

В какой-то мере проблему мелких загрязнений решает комбинированная система фильтрации масла, когда параллельно полнопоточному фильтру устанавливают частичнопоточный (байпасный) фильтр тонкой очистки. Но это прерогатива дорогих автомобилей. А на бюджетных моделях, с которых мы начали разговор, устанавливают лишь один масляный фильтр – полнопоточный.

Поэтому еще раз подчеркнем особую роль воздушного фильтра: именно он является первым и главным стражем на пути пылевых загрязнений.

Умелое обращение с «воздушником»

В сопроводительной документации компания MS Motorservice International дает ряд полезных советов – как мастеру работать с тем или иным видом продукции. Не остались в стороне и воздушные фильтры, а именно – изделия марки KOLBENSCHMIDT, входящие в ассортимент компании.

Мы писали о них год назад – в январе 2016 года. Сегодня та публикация оказалась весьма кстати. Производитель фильтров приводит наглядные картинки – как надо обращаться с воздушным фильтром. В какой-то мере это повторение сказанного ранее, но уже с графическими примерами.

Смотрим: нельзя продувать фильтр сжатым воздухом и выбивать его. А еще – устанавливать фильтр в воздухоочиститель, если каркас или штора деформированы. Причины понятны: при продувке или «выколачивании» частицы грязи могут забить поры, а то и надорвать штору. А деформированный фильтр направит поток воздуха в обход фильтрующей шторы. Про важность своевременной замены воздушного фильтра уже говорилось.

Выполнение этих несложных правил продлит жизнь двигателю и предотвратит бессмысленный расход моторного масла «на угар» – весьма дорогого, кстати, продукта.

Иллюстрации MS Motorservice International

Расход масла в ДВС. Вы уверены что ваш двигатель не кушает масло? Давайте поразмыслим.

В техрегламентах лучших двигателей этот расход указан в среднем 0,1% от расхода топлива.
А теперь вам докажу что даже при не убывающем по щупу уровне ваш двигатель его кушает.
Итак возьмем средний по больнице двигатель 1,5-1,6л с масляным картером в 4 литра.
Средний городской расход топлива на АКПП такого двигателя составит около 10л на 100км.
Интервал замены масла допустим 6000км. За это время двигатель съест 600л топлива.
За это же время, абсолютно исправный двигатель обязан съесть 0,6л масла или 0,1л на 1000км.
Это расход обусловлен неидеальностью ЦПГ и попаданием масляных паров в камеру сгорания.
Попадание масляных паров в камеру сгорания происходит всего 3мя путями:

1. Через неплотные кольца (хон не способствует идеальному прижиму колец) на такте засасывания топливо-воздушной смеси, обычно на холостых и в пробочном режиме — когда разрежение в цилиндрах максимально и маслянные пары засасывает напрямую в камеру сгорания.

2. Через систему вентиляции картерных газов, какой бы она не была идеальной — все равно масляные пары подсасывает во впуск где они и попадают в камеру сгорания. Дело в том что во-первых кольца неидеальны и часть выхлопных газов прорывается в картер, отсюда повышенное давление последних и повышенный подсос их во впуск при езде по трассе при высоких температурах и высоких оборотах.

3. Через неплотные сальники клапанов — т.н. маслосъемные колпачки (МСК), со временем они дубеют и отверстие в центре расширяется, что обязательно приводит к заметному, но чаще всего не критичному попаданию масла в камеру сгорания. Правда в особо горячих двигателях (битурбо например) скорость старения МСК достигает 2-3года или всего 50-60т.км. городского пробега и расход масла при этом может превышать 1литр на 1000км прямо через них.

А теперь простая математика, почему при расходе в 100мл на 1000км уровень масла не убывает на щупе? Все очень просто. В любом отечественном топливе содержатся несгораемые тяжелые углеводороды — масляные фракции, мазуты, битумы, даже нефть содержится — чего только нет в отечественном топливе, но их количество невелико — всего 1% (вроде по нашему регламенту так — поправьте если ошибаюсь) у лучших представителей, причем у дизельного топлива в составе может быть вообще 3-5% тяжелых примесей, например мазута, парафинов или нефти и это не приводит к проблемам смесеобразования или пропускам зажигания, более того никакого синего дыма из-за этого из выхлопной видно не будет. Хотя черный от сажи на оборотах будет. Все дело в том, что они сначала попадают в камеру сгорания вместе с топливом (или впрыскиваются), а затем конденсируются на стенках гильз и поршне, но немного — остаток около 10% от содержащегося в топливе (большая часть либо сгорает либо улетает догарать в катализаторе или наружу, если его нет), он и стекает в картер. Вот вам 0,1% от расхода топлива назад вернулись в картер, но не масла, а тяжелых углеводородов. Получается расход масла в 0,1% полностью компенсируется попаданием различных тяжелых фракций из топлива в ровно таком же или очень близком количестве. Более того в дизельном двигателе на «слишком тяжелом» топливе можно наблюдать повышение уровня масла в картере! И это нормально — не стоит бежать менять форсунки или искать неплотности, топливо не попадает в картер, это сконденсировался мазут и стек в картер. Данное утверждение справедливо как для бензиновых, так и дизельных двигателей. У людей, которые ездят на газу всегда наблюдается не прогрессирующий со временем расход масла около 0,1л на 1000км и ничего с этим не поделать, двигатель — в порядке — просто из газа никаких тяжелых фракций в картер не поступает! Если вдруг, вы поехали в европу, где топливо полностью синтетическое и не содержит практически ничего нефтяного, а также тяжелых примесей, обязательно будет наблюдаться расход масла — следите за уровнем ВСЕГДА. Поэтому строгая рекомендация — если у вас не было расхода масла, при смене заправки или установки ГБО он появится из-за чистого топлива, то это нормально, двигатель не умер, вставать на капиталку НЕ НУЖНО. Просто у нас топливо такое, особенное, само поддерживает уровень масла, подливая в картер углеводородиков…надо ли напоминать какая «чача» там вместо масла в конце срока службы болтается в картере, минимум 0,6л из 4л (или 15% объема) вообще не то масло, которое было залито изначально…даже сажа может вполне копиться (и ее там может оказаться более 3-5%) на исправном двигателе из-за тяжелых фракций топлива, которые плохо горят. Хуже будет если в топливе растворен битум — он заасфальтирует двигатель буквально за 100т.км.

Читать еще:  Что лучше минеральное или синтетическое масло для двигателя

При накоплении загрязнителей в масле оно превращается в «Кузбасс-лак» и красит все вокруг.

Еще в масле копятся продукты сгорания, наряду с сажей это могут быть смолы, вода, несгоревшее топливо. Чуть позже подготовлю матчасть для рассчета интервалов замены нормальных ДВС.

И кстати, естественный расход масла в 0,1% от НОАКа не зависит вообще, никак, СОВСЕМ.
У людей летом 10W30 10W40 15W40 с Ноаком 10-15% показали околонулевой расход масла.

Самый простой способ уменьшить расход масла (Самый простой способ уменьшить расход ма)

BOPOH
Профессиональный советчик
  • 07.04.2005
  • #1
  • Самый простой способ уменьшить расход масла

    До тех пор, пока будут существовать двигатели, потребляющие масло, вопрос о его расходе будет оставаться актуальным. Несмотря на то, что в инструкциях по ремонту двигателей может приводиться допустимый расход масла до 1 литра на 1000 км, реальный расход масла на исправном двигателе должен быть меньше. Идеальным считается то состояние, когда доливать масло между заменами вообще не требуется. Если же у Вашего автомобиля уровень расхода масла составляет 1-1.5 литра, то такой расход можно смело назвать перерасходом.

    Это явление может быть вызвано несколькими причинами. Во-первых, вытекание масла через прокладки, сальники и прочие «неплотности». Обнаружить это можно и невооруженным глазом. Во-вторых, изношенные маслосъемные колпачки. Характерные признаки этой неисправности — небольшие клубы дыма сизого цвета из выхлопной трубы при резком увеличении оборотов. В-третьих, износ маслосъемных колец. В этом случае дым из выхлопной трубы идет практически постоянно и выглядит уже не как облачко, а как непрерывный шлейф за движущимся автомобилем.

    Уровень потребления масла неизбежно возрастает в более старом двигателе. Причиной здесь является обыкновенный износ. Именно поэтому в более старых и изношенных двигателях рекомендуется использовать густые масла. Они обычно не вытекают через все «неплотности» и увеличившиеся со временем зазоры между деталями двигателя.

    Использование густых масел особенно обоснованно в теплое время года, то есть летом. Пробки в городе увеличивают тепловую нагрузку на двигатель. В этих условиях правильный подбор масла имеет большое значение.

    Компания Castrol — мировой лидер в производстве смазочных материалов — специально для двигателей с большим износом разработала моторное масло на минеральной основе Castrol XLR SAE 15W-50.

    Особенно оно подходит для двигателей с повышенным расходом масла и низким давлением в системе смазки. Castrol XLR SAE 15W-50 благодаря своей вязкости помогает предотвратить утечку масла через прокладки и сальники и поддерживает давление масла. Стабильность свойств Castrol XLR SAE 15W-50 существенно снижает расход масла на угар и предотвращает изменение его химических свойств между интервалами смены масла.

    Несмотря на расхожее и, впрочем, вполне верное мнение о том, что минеральные масла не гарантируют такой высокой степени защиты двигателя от износа, как минеральные, следует также учитывать и специфику самого двигателя. Например, двигатель автомобиля 1980 г. проектировался еще когда суперсинтетическе масло было в диковинку, а двигатель отечественных автомобилей создавался и того раньше. А ведь проходное сечение масляных каналов рассчитывается под определенное масло. В общем, когда двигатель рассчитан на “минералку” самим производителем, лить “синтетику” не совсем логично. Тем более, зная экономность и рациональность наших покупателей, едва ли кому-нибудь покажется логичным и заливать дорогущую “синтетику” в старенькую машину или в автомобиль, который между заменами съедает еще и дополнительную порцию масла.

    В такой ситуации Castrol XLR SAE 15W-50 станет настоящей находкой для автолюбителя. Использование Castrol XLR SAE 15W-50 позволит уменьшить расход масла на угар, поддерживать оптимальное давление в системе смазки и обеспечит чистоту двигателя и надежную защиту от износа.

    Немаловажной особенностью является и суперцена на само масло Castrol XLR SAE 15W-50, которое стоит не дороже любой “минералки”. Как известно, качество моторных масел Castrol еще никогда не подводило, и доверять ему можно смело и в этот раз.

    Castrol — это только высококачественные смазочные материалы. Профессионалы во всем мире выбирают Castrol. Вы не ошибетесь, доверив защиту узлов своей машины мировому лидеру в производстве смазочных материалов — компании Castrol.

    А может этот материал надо в FAQ бросить?

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector