Auto-park24.ru

Журнал "Автопарк"
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что будет с блоком двигателя если его перегревали

Что будет с блоком двигателя если его перегревали

Перегрев двигателя.

Сегодня мы вместе с Александром Куницыным как следует разберемся с проблемой перегрева двигателя.

Нелепая ситуация. Перегрев? На дворе — зима, минус 20. В редакции чай в стаканах замерзает — какой уж тут перегрев! Поэтому звонок из фирмы «Моторлюкс» нас озадачил — мастера хотели рассказать именно об этой проблеме. Как оказалось, тема действительно актуальная. Судите сами.

Лицом к лицу лица не увидать

Частенько мы не замечаем того, что находится у нас буквально под носом. Таково одно из свойств человеческой натуры — патологическая дальнозоркость. Что находится под носом у водителя? РУсы, — наверняка ответят острословы и будут (в ряде случаев) правы.

Речь же идет о приборной панели со стрелочными приборами и контрольными лампами.

Многообразие дизайнерских решений этой зоны автомобиля огромно. Однако у всех вариантов есть общие черты. Ряд стрелочных приборов имеет сектора, отмеченные красным цветом, а некоторые контрольные лампы закрыты красными рассеивателями. Красный цвет Р сигнал опасности, призванный привлечь внимание водителя и предупредить его о том, что соответствующие технические параметры автомобиля таковы, что эксплуатировать машину нельзя. Следует немедленно прекратить движение и устранить неполадку.

Температура охлаждающей жидкости двигателя относится как раз к такой группе параметров. Если она превысила допустимый уровень, приборы и контрольные лампы будут беззвучно кричать водителю: «Тормози, приехали!»

Хорошо, если водитель внимателен и не только следит за ситуацией на дороге, но и изредка поглядывает себе «под нос». В противном случае его ждут клубы пара из-под капота.

О природе явления

Если бы все ограничивалось только выкипанием какой-то части охлаждающей жидкости! Подождал, пока двигатель остынет, долил жидкость до нужного уровня — и поехал дальше.

Закипание тосола, наблюдающееся при температуре от 100 С до 120 С (в зависимости от давления в системе охлаждения), чревато более серьезными последствиями.

Объясним, почему. Процесс кипения сопровождается образованием пузырьков, скапливающихся в паровые пробки. При этом насос системы охлаждения — помпа, рассчитанная на перекачивание жидкости, а не пара — не обеспечивает должную циркуляцию закипающего тосола в контуре охлаждения. Теплоотвод ухудшается, температура двигателя растет, кипение жидкости прогрессирует. Происходит лавинообразный процесс, при котором температура отдельных элементов двигателя вследствие дефицита охлаждения за считанные минуты может превысить норму в несколько раз. А температура влияет на конструктивную прочность деталей и на величину тепловых зазоров в многочисленных узлах трения. Одним словом, подумаешь о возможных последствиях — мороз по коже!

При недостатке охлаждения тяжелее всего приходится деталям камеры сгорания двигателя, так как именно в ней происходит наибольшее тепловыделение.

Прежде всего перегрев наносит удар по головке блока цилиндров, особенно если она изготовлена из алюминиевого сплава. Степень ее повреждения (от коробления плоскости разъема с блоком до трещин и расплавления отдельных участков камеры сгорания) зависит от того, насколько сильно нарушился процесс охлаждения.

Перегрев — явление всесезонное. Летом он, естественно, встречается чаще, однако у невнимательного водителя есть масса возможностей перегреть двигатель и зимой, в трескучий мороз.

Дело в том, что причинами, приводящими к перегреву, являются:
— засорение радиатора или внутреннее загрязнение системы охлаждения;
— недостаток охлаждающей жидкости в системе или неисправность клапана-термостата;
— неисправность насоса системы охлаждения (помпы) или его привода;
— отказ электрического вентилятора системы охлаждения или датчика-реле, включающего систему;
— нарушения технологии заправки тосола при его замене, приводящие к «завоздушиванию» системы;
— использование некачественного топлива с низкой детонационной стойкостью и неправильная установка угла опережения зажигания.

Как видите, температура окружающего воздуха в списке вероятных причин перегрева двигателя отсутствует. Так что можете смело отправляться жарким летними днем на дачу в собственном лимузине. Если, конечно, он исправен.

Климатические условия могут лишь замедлить или ускорить процесс перегрева.

Чтобы свести риск перегрева двигателя к минимуму, нужно тщательно следить за исправностью всех элементов системы охлаждения, проводить профилактику и технический осмотр, поддерживать требуемый уровень охлаждающей жидкости и своевременно ликвидировать ее течи. С периодичностью раз в два года или через каждые 50 тыс. км пробега следует заменять тосол. При замене тосола желательно очищать систему охлаждения от ржавчины, накипи и других загрязнений, используя специальные средства для промывки.

В случае сильного загрязнения можно достичь хороших результатов, пользуясь старинным дедовским способом: для очистки системы охлаждения наши деды с успехом использовали продукт переработки молока Р сыворотку, содержащую молочную кислоту. Ее заливают в систему, два часа дают двигателю поработать, а затем сливают. И система охлаждения, как новая!

Слова, слова, слова. Мы увлеклись и забыли, что вы ждете продолжения «разборки» с перегревом. Перейдем. . к практике

Все началось с того, что «однажды в студеную зимнюю пору» произошла неприятность с двигателем полноприводного автомобиля Subaru Leone. Вследствие не обнаруженных своевременно течей в системе охлаждения он, что называется, закипел.

После этого в системе смазки двигателя появились следы охлаждающей жидкости — тосола. Обычно это является следствием нарушения целостности прокладки головки блока или следствием дефекта самой головки. Подобные повреждения зачастую — «дело рук» перегрева. Нам предстояло уточнить, что именно он натворил у нас. Масло в результате попадания в него тосола превращается во вспененную эмульсию грязно-желтого цвета и быстро утрачивает свои смазывающие свойства. Эксплуатировать двигатель в таком состоянии нельзя.

Кстати, о двигателе нашего автомобиля. Он не совсем обычный. Это карбюраторный четырехцилиндровый двигатель оппозитного типа объемом 1,8 л.

Оппозитный двигатель, по сути дела, является «предельным» вариантом более знакомого V-образного двигателя с углом развала между цилиндрами 180 градусов.

Попадание охлаждающей жидкости в масло приводит к образованию эмульсии, которая, забивая систему вентиляции картерных газов, выносится в корпус воздушного фильтра Конструктивные особенности оппозитного двигателя Subaru Leone таковы, что для демонтажа головок блока цилиндров необходимо снять двигатель с автомобиля Вот он, возмутитель спокойствия! Он восстановил свою работоспособность и готов занять место под капотом автомобиля

Его отличительными особенностями являются малые габаритные размеры, позволяющие легко размещать двигатель в неглубоких моторных отсеках, и хорошая динамическая сбалансированность.

Двигатель, в общем, неплохой, но в данном случае его конструктивные особенности сыграли отрицательную роль. Дело в том, что доступ к двум головкам блока цилиндров без снятия двигателя с автомобиля невозможен.

Нам предстояло снять двигатель и демонтировать обе головки блока. Коль скоро речь в статье зашла о перегреве и его последствиях, в серии иллюстраций мы намеренно акцентировали внимание только на поиске и устранении неисправности. Снятие и установка двигателя производятся в обычном порядке и на фотографиях не показаны.

Алюминиевые головки блока достаточно коротки, но, тем не менее, крепятся к блоку девятью мощными болтами. Отворачивать болты при снятии, равно как и затягивать при установке головок, нужно в три этапа, чтобы обеспечить равномерность и не допустить деформации плоскости головки. Сняв головки блока, мы обнаружили повреждения прокладок. Каналы системы охлаждения сообщались с системой смазки двигателя. В некоторых местах имелись следы прорыва отработавших газов из камеры сгорания. В подобных случаях не имеет смысла менять прокладки на новые, не выяснив, в чем причина неисправности. Проведенные замеры плоскостей разъема головок выявили отклонения от плоскостности, доходившие до 0,2 мм. Вызванная перегревом деформация головки явилась причиной ослабления затяжки болтов, что и повлекло за собой прогорание прокладок.

Плоскостность была восстановлена методом фрезерования на фрезерном станке.

Беспечность обошлась владельцу Subaru в 550 долларов, не считая стоимости комплекта прокладок.

Кстати, могло быть и хуже. Так что приучайте себя периодически поглядывать на панель приборов — дешевле обойдется.

А на сэкономленные благодаря собственной внимательности и предусмотрительности немалые деньги купите себе велотренажер — не все же на машине разъезжать.

1. Отсоединяем все мешающие снятию впускного коллектора шланги и трубопроводы и демонтируем его
2. Отворачиваем и снимаем клапанную крышку и крышку кожуха газораспределительного механизма (ГРМ)
3. Ослабив ролик натяжителя ремня ГРМ, снимаем ремень. Затем, отвернув 3 болта, снимаем шестерню распределительного вала 4. Для обеспечения доступа к болтам крепления головки блока необходимо демонтировать корпус распредвала 5. Прежде, чем отворачивать болты крепления головки блока цилиндров, не забудьте снять гидравлические толкатели
6. Отворачиваем болты крепления головки блока и снимаем ее. Сейчас мы выясним, что здесь натворил перегрев 7. Прокладка головки блока имеет серьезные повреждения. Заметны следы прорыва отработавших газов из камеры сгорания. Прокладка подлежит замене
8. Образование эмульсии из вспененного масла и тосола приводит к ухудшению смазки. Этому двигателю повезло: на подобной эмульсии он поработал недолго
9. Проведя измерения при помощи щупа и линейки, прикладываемой в разных направлениях, было выявлено, что деформация головки блока в результате перегрева составила 0,2 мм 10. Для выравнивания плоскости головка была отфрезерована на 0,25 мм, что практически не изменит степени сжатия
11. Очистив плоскость блока цилиндров, приступаем к сборке. Прежде всего устанавливаем новую прокладку головки блока
12. Протяжку головки блока выполняем динамометрическим ключом в соответствии со схемой, приведенной в инструкции

Читать еще:  Вибрация двигателя на холостых оборотах форд фокус 2

Почему перегревается двигатель, и что делать при перегреве

Стабильной работе мотора способствует исправная система охлаждения, поддерживающая температуру двигателя в рабочем диапазоне. Любые неисправности деталей системы охлаждения могут спровоцировать перегрев двигателя автомобиля, пагубно повлияв на его работоспособность и даже вывести его из строя – в особо тяжелых случаях.

Причины перегрева двигателя могут быть самыми разными. Одни из них довольно тривиальны, другие – гораздо серьезнее. Проблему повышенной температуры приводного устройства нельзя недооценивать. Причину перегрева двигателя необходимо найти как можно скорее, а затем сделать все, чтобы восстановить его нормальное состояние.

В случаях перегрева есть два варианта исхода событий: двигатель подлежит восстановлению, либо из-за перекоса головки и блока цилиндров, придется менять двигатель в сборе.

Возможные причины перегрева двигателя

При проектировании конструкции двигателя инженеры учитывают факт, что агрегат будет длительное время работать в строго определенном диапазоне температур. Простыми словами, учитывается факт, что двигатель после запуска набирает температуру до рабочей зоны, после чего этот диапазон удерживается на протяжении всей работы мотора.

Как правило, в современных силовых агрегатах диапазон температуры, которая считается рабочей, варьируется от 85 до 110 градусов. Это значит, что задача охлаждающей системы – недопущение выхода за заданный порог температуры.

Важность в поддержании рабочей температуры объясняется тем, что это способствует благоприятному режиму работы двигателя, соотношению рабочих зазоров между деталями, соблюдение необходимой вязкости моторного масла и сохранение его свойств.

Также от температуры мотора зависит расход топлива, так как в впрысковых моторах датчик температуры ОЖ участвует в смесеобразовании.

Утечка охлаждающей жидкости

Если долив недостающей охлаждающей жидкости не решает проблемы и двигатель перегревается и дальше, это может указывать на утечку.

Утечка антифриза приводит к моментальному перегреву, к тому же система охлаждения заполняется воздухом, образовывая пробку. Причин для утечки охлаждающей жидкости масса:

  • повреждение резинового патрубка,
  • разрушение радиатора,
  • неисправность сальника водяного насоса,
  • пробой прокладки головки блока цилиндров,
  • неисправность теплообменника.

Исправляется ситуация путем замены неисправных деталей на новые, а в случае невозможности вовремя заменить поврежденную деталь можно воспользоваться герметиком для системы охлаждения.

Перегрев двигателя автомобиля из-за неисправностей радиатора

Дефектный радиатор чаще всего ответственен за потерю охлаждающей жидкости. Следует помнить, что этот элемент автомобиля расположен так, что постоянно подвергается воздействию вредных внешних факторов.

Наиболее опасными являются вода и соль, которые могут вызвать протечку радиатора, что обычно происходит в его нижней части. К счастью, проверка этого факта не требует посещения специализированного центра.

Все, что нужно сделать, это запустить двигатель и убедиться, что под передней частью автомобиля нет пятен. Если они есть, это будет означать отверстие в радиаторе, которое обычно вызывает его замену. Если пятно отсутствует, необходимо проверить другие компоненты системы охлаждения.

Дефекты шлангов радиатора

Источником утечки также могут быть хорошо видимые шланги радиатора. Если они имеют трещины, водитель должен будет заменить их на новые. Необходимо проверять их состояние, а также сборку на разъемах, на которые они могли быть нанесены слишком слабо.

Кабельные хомуты

Кабели на разъемах монтируются с помощью хомутов. Со временем может возникнуть коррозия, поэтому они не удерживают шланги радиатора с достаточной силой. Это также может привести к утечке.

Головной разъем

Пластиковый наконечник также может быть причиной утечки охлаждающей жидкости. Слишком сильное затягивание приводит к повреждению в виде трещины, что может привести к утечке. Поврежденную часть следует заменить новой.

Двигатель перегревается из-за недостаточной циркуляции

Часто виновником плохой циркуляции является загрязнение рубашки охлаждения и радиатора. Происходит это по причине использования некачественной жидкости, которая оставляет сульфатные отложения, заграждающие путь для ОЖ.

Источником проблемы с повышенной температурой двигателя также может быть поврежденный насос охлаждающей жидкости, который отвечает за циркуляцию жидкости в системе охлаждения. Насосы, оснащенные пластиковым рабочим колесом, наиболее подвержены этой неисправности.

Если водяной насос вышел из строя, то снижается эффективность работы системы: он может пропускать жидкость, шкив из-за подшипника может заклинить, или вращаться с люфтом.

При покупке новой неоригинальной помпы можно заметить, что крыльчатка более дешевого насоса имеет другую форму, а значит, он не обеспечит рабочим давлением систему.


Признаки перегрева. Что делать при их появлении

Чтобы не допустить нанесения урона двигателю, следует во время движения контролировать температурный режим по датчику. Но этот датчик может быть сломан, а о возникшей проблеме просигнализируют и другие признаки:

  • появление характерного запаха сильно разогретого антифриза (начальная стадия перегрева). Из-за сильного нагрева часть его переходит в газообразное состояние, из-за чего в системе повышается давление. При достижении определенной отметки часть пара будет стравливаться через клапан в крышке, поэтому и появляется запах охлаждающей жидкости;
  • клубы пара, выходящие из-под капота (средняя степень). При сильном превышении температуры очень много ОЖ становится паром, при этом давление в системе резко возрастает, клапан его ставить уже не успевает и пар начинает прорываться через крышку, возможен также срыв одного из патрубков.

При проявлении хоть малейших признаков следует сразу же съехать с дороги, заглушить двигатель и открыть капот. Далее следует выждать время для остывания мотора.

Ни в коем случае нельзя сразу же после остановки трогать крышку расширительного бачка и трубопроводы. Поскольку из-за пара внутри системы находится высокое давление, и малейшее воздействие на составные части может привести к прорыву горячего пара, что чревато получением сильных ожогов.

Осмотр двигателя следует проводить только после того, как пропадут звуки кипения (бульканья) жидкости. Сначала следует проверить уровень в бачке, чтобы оценить потери ОЖ. Далее следует проверить крепление всех трубопроводов системы.

В дороге выявить, что стало причиной закипания двигателя, практически невозможно. Но зато можно выждать, пока мотор полностью не остынет, восполнить уровень антифриза водой и продолжить движение, постоянно контролируя температуру. При превышении ее снова останавливаемся, ждем остывания и продолжаем движение. Таким образом можно добраться до нужного места для проведения ремонта и замены ОЖ.

Другие проблемы, из-за которых двигатель перегревается

Утечка антифриза является наиболее распространенной, но только одной из причин перегрева двигателя. Другие элементы могут быть ответственны за этот факт, в том числе вентилятор, термостат, датчик температуры, насос охлаждающей жидкости или прокладка головки блока цилиндров.

Датчик температуры

Повышенная температура двигателя может указываться неисправным датчиком температуры, который следует проверять, подключив автомобиль к компьютеру или заменив его новой деталью. Стоит подчеркнуть, что проблемой может быть не только сам датчик, но и кабель питания.

Термостат

Термостат является элементом, отвечающим за поддержание правильной температуры двигателя. Когда он перегревается, стоит присмотреться. Это не сложно. Нужно просто положить руку на шланг, ведущий к радиатору.

Если он теплый и жесткий, значит, термостат работает нормально. Если термостат вышел из строя, можно ожидать два варианта развития событий: долгого прогрева и перегрева.

Холодная труба является признаком заклинивания в закрытом положении, когда охлаждающая жидкость работает в небольшом контуре, минуя радиатор, соответственно, перегрев неминуем.

В этой ситуации водителю остается заменить термостат, а затем вентилировать всю систему.

Вентилятор

Стоит также сосредоточиться на вентиляции, если перегрев двигателя происходит во время медленной езды по городу. Скорее всего, виноват тот ремень, который мог с него упасть. Кроме того, шнур питания также может быть отключен.

Прокладка ГБЦ

Поврежденная прокладка головки также может привести к перегреву двигателя. Тогда повышенная температура двигателя является лишь одним из признаков такого отказа. Другими симптомами, указывающими на проблему с прокладкой, являются белые выхлопные газы и пузырьки, появляющиеся в расширительном баке.

Устройство, принцип действия, диагностика датчиков температуры

Датчики температуры двигателя. Engine coolant temperature sensor Intake air temperature sensor. Существуют различные типы систем управления двигателем, устройство которых может различаться в значительной мере. Но в любой из систем управления двигателем обязательно применяется датчик температуры охлаждающей жидкости. В большинстве систем применяется датчик температуры воздуха во впускном тракте двигателя.
Внешний вид датчика температуры двигателя — охлаждающей жидкости (слева) и датчика температуры воздуха во впускном тракте (справа)

В зависимости от температуры охлаждающей жидкости, блок управления двигателем корректирует состав топливовоздушной смеси, частоту вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, угол опережения зажигания. Влияние показаний датчика температуры охлаждающей жидкости на работу системы управления двигателем очень велико. Например, если вследствие неисправности рассчитанное блоком управления двигателем значение температуры охлаждающей жидкости двигателя не совпадает с фактической температурой охлаждающей жидкости двигателя на значительную величину, двигатель может заглохнуть / не запускаться. Большинство датчиков температуры воздуха во впускном тракте аналогичны по устройству и принципу действия датчику температуры охлаждающей жидкости. В зависимости от температуры воздуха во впускном тракте, блок управления двигателем несколько корректирует состав топливовоздушной смеси. Влияние показаний датчика температуры воздуха во впускном тракте на работу системы управления двигателем особенно заметно в таких системах, где не применяется датчик расхода воздуха.

Читать еще:  Ваз 2106 двигатель работает рывками на холостых оборотах

Что делать, если двигатель перегрелся

Если индикатор температуры двигателя приближается или уже находится на красном поле, необходимо остановить транспортное средство в безопасном месте и выключить двигатель. Затем проверить систему охлаждения. Может оказаться, что перегрев двигателя автомобиля спровоцирован недостатком хладагента, который в этом случае необходимо пополнить как можно скорее.

Не стоит забывать, что запрещено делать доливку, когда двигатель горячий – нужно ждать, пока температура ДВС и самой охлаждающей жидкости не снизится. В противном случае водитель подвергнется сильным ожогам при открытии расширительного бачка.

Также следует помнить, что нельзя добавлять холодный антифриз в горячий – это может отрицательно повлиять на его свойства.

Принцип действия датчиков температуры двигателя

В качестве датчиков температуры охлаждающей жидкости и большинства датчиков температуры воздуха во впускном тракте двигателя применяются терморезисторы с отрицательным температурным коэффициентом — с увеличением температуры датчика температуры двигателя его сопротивление уменьшается. Датчик температуры охлаждающей жидкости устанавливается в потоке охлаждающей жидкости двигателя. При низкой температуре охлаждающей жидкости, сопротивление датчика высокое (3,52 kQ при +20 °С); при высокой температуре -сопротивление датчика низкое (240 Q при +90 °С). От блока управления двигателем, через расположенный внутри блока управления двигателем резистор с постоянным электрическим сопротивлением, на датчик температуры двигателя поступает опор. напряжение величиной 5 V. Второй вывод датчика соединён с «массой».

Схема включения датчика температуры двигателя, в качестве чувствительного элемента которого применяется терморезистор. ECU Блок управления двигателем.

  1. Точка подключения зажима типа «крокодил» осциллографического щупа.
  2. Точка подключения пробника осциллографического щупа для получения осциллограммы выходного напряжения датчика.
  3. Датчик температуры.
  4. Выключатель зажигания.
  5. Аккумуляторная батарея.

Датчик температуры двигателя шунтирует опор. напряжение, вследствие чего, значение напряжения на датчике оказывается меньшим опор. С увеличением температуры охлаждающей жидкости (например, при прогреве двигателя), сопротивление датчика уменьшается и, соответственно, уменьшается напряжение на датчике. По величине этого напряжения блок управления двигателем рассчитывает текущее значение температуры охлаждающей жидкости двигателя.

Почему ржавеет антифриз

  • Истечение срока эксплуатации
  • Перегрев двигателя
  • Износ резиновых патрубков
  • Окисление металлических стенок внутри системы
  • Использование «неправильной» воды или смешивание разных антифризов
  • Нарушение герметичности прокладки ГБЦ
  • Прежде всего – промывка
  • Что будет, если ничего не делать?

Антифриз – одна из основных составляющих системы охлаждения двигателя. Эта жидкость может иметь разный цвет, в зависимости от того, к какой группе принадлежит (G11, 12, 12+). Со временем она утрачивает свойства – хуже отводит тепло, появляются хлопья и осадок. Это нормальное явление для старой охлаждающей жидкости. Но если антифриз стал коричневого цвета, это повод проверить систему детальнее. Сегодня мы разберемся, почему ржавеет антифриз в системе охлаждения и что с этим делать.

Истечение срока эксплуатации

Согласно исследованиям, стандартный пакет присадок охлаждающей жидкости (далее – ОЖ) теряет свойства спустя 700 часов работы дизельного двигателя и 1000 часов бензинового. Понятно, что никто из нас не будет ставить счетчик моточасов ради этого. Но и ждать, пока ОЖ приобретет коричневый цвет, глупо.

Если речь идет о брендовых продуктах с надписью «Long Life», их можно менять вдвое реже (но только при условии, что это оригинал – подделка не прослужит и года).

Может ли охлаждающая жидкость заржаветь спустя данный срок? Вполне. Причина тому – разрушение карбоксилатных присадок. Именно они образуют защитный слой на металлических стенках внутри системы, предотвращая развитие коррозии. Как только пленка разрушается, ржавеет металл. Соответственно, охлаждайка становится коричневого цвета.

Перегрев двигателя

Охлаждающая жидкость рассчитана на работу при высокой температуре. Но всему есть предел. Те самые антикоррозионные присадки начинают разрушаться при 105-110 градусах. И если вы хоть раз перегрели движок, сразу меняйте жидкость, а вместе с этим смотрите, не повело ли ГБЦ. На всех современных движках головка алюминиевая и очень боится перегрева.

Бывают и другие случаи – автомобиль не перегревался, а антифриз стал коричневым. Это говорит о качестве самой ОЖ. Ее присадки не способны работать даже при 90 градусах, либо данных присадок нет вовсе.

Износ резиновых патрубков

Если ОЖ становится темного цвета, может ли быть причина в старых патрубках? Не совсем. Да, резина имеет свойство изнашиваться – дубеет и крошится. Но первоначально на ее износ влияет охлаждающая жидкость. Заменив патрубки на новые, через месяц мы заметим такую же картину. Неужели нарвались на брак? Отнюдь. Коричневый антифриз, в котором уже не работают никакие присадки, подобно кислоте просто разъедает новую резину изнутри.

Окисление металлических стенок внутри системы

Аналогично прошлому случаю, антифриз или тосол, в котором нет защитных присадок, разъедает алюминий. Вся эта взвесь начинает циркулировать по системе охлаждения, забивая каналы и ухудшая теплоотвод. Заметив, что в бачке образовалась «муть», нужно сразу принимать меры. Спохватившись позже, можно перегреть двигатель со всеми «прекрасными» последствиями.

Использование «неправильной» воды или смешивание разных антифризов

Начнем с того, что любая ОЖ будет содержать в себе дистиллированную воду. Ее добавляют компании-производители антифризов, либо сами автовладельцы, в случае покупки концентрата. Последний рекомендуется разводить в пропорции 40/60 (концентрат и вода соответственно).

Почему выбирают именно дистиллированную воду? Такая вода не содержит минеральных солей и других примесей, которые могут нанести вред системе охлаждения двигателя.

Но часто владельцы старых авто пренебрегают этим правилом. Автомобилю 20 лет, да что с ним случится? Увы, с возрастом он не крепчает и будет реагировать на простую воду так же, как и остальные. Скоро такая вода образует налет, забьет каналы радиатора и рубашки охлаждения. Отмыть эту гадость будет сложно – часть все равно останется.

Вред можно нанести и по-другому. Представим ситуацию: в дороге закончилась ОЖ. Ехать так дальше нельзя – перегреем движок, а на ближайшей заправке есть только один тип антифриза, отличимый от нашего. Ничего же не случится, ведь и то, и другое – антифриз? Увы, не каждый тип ОЖ можно смешивать. Ниже мы приведем полезную картинку.

Дело в том, что каждая группа ОЖ имеет разный состав присадок, которые при смешивании могут нам только навредить. Жидкость вспенится или выпадет в осадок. Смешивать нужно с умом.

Можно ли вернуть прежний порог замерзания, залив ранее дистиллированную воду? Если ОЖ была новой и без примесей, можно добавить концентрат. Но нужно быть внимательным и использовать только ту группу, которая соответствует ранее использованному антифризу. Используя концентрат, можно вернуть порог замерзания ОЖ до -40 градусов. По умолчанию дистиллированная вода замерзает при -9 градусах.

Нарушение герметичности прокладки ГБЦ

Прогар прокладки может случиться на абсолютно разных авто с разным пробегом. Причин несколько:

  1. Перегрев. Самая популярная причина. Даже при краткосрочном перегреве нарушается геометрия головки блока. Не «ведет» только чугунные ГБЦ, но их уже не осталось в современном мире.
  2. Некачественная сборка двигателя после ремонта. Увы, не каждый механик умеет затягивать болты ГБЦ с правильным моментом. Обращаясь в сервис, обращайте на это внимание. Опытные механики всегда пользуются динамометрическим ключом и знают технологию затяжки.
  3. Брак прокладки. Сколько прослужит дешевый заменитель – вопрос удачи. Но как правило, не больше 30 тысяч километров. В худших случаях авто даже не доезжает до гаража. Не экономьте на запчастях. Даже самая дорогая прокладка будет стоить дешевле, чем повторная сборка-разборка ГБЦ, не говоря уже о потерянном времени.

Таким образом, прокладка усыхает или прогорает, из-за чего масло попадает в систему охлаждения и наоборот. В итоге мы замечем характерный майонез на масляном щупе, а в расширительном бачке – рыжий тосол. Однако это отнюдь не ржавчина, а слой масла.

Иногда такой автомобиль может иметь белый выхлоп. Также сквозь пробитую прокладку в систему охлаждения пробиваются выхлопные газы. ОЖ в бачке на работающем авто выглядит как газировка. Проблема усугубляется тем, что из-за повышенного давления газов могут разорваться патрубки на ходу, а заметить это удастся только по стрелке температуры ОЖ, уже перегрев двигатель.

Заметив любую из данных проблем, не нужно откладывать с ремонтом. Кроме замены прокладки, нужно тщательно промыть систему охлаждения и смазки, а уже после заливать новое масло и ОЖ.

Прежде всего – промывка

Можно ли очистить антифриз от ржавчины? К сожалению, такую жидкость невозможно каким-либо образом отфильтровать.

Наша задача – максимально очистить систему от накипи, ржавчины, осадка и других примесей. Профессиональная промывка включает несколько этапов:

  1. Подготовка. Сливается рыжий антифриз, оценивается состояние расширительного бачка. При сильном загрязнении бачок меняется на новый.
  2. Промывка радиатора. Мастер демонтирует теплообменник. Используя химию, радиатор под определенным давлением очищается несколько раз – до тех пор, пока жидкость не будет содержать отложений. Также теплообменник очищается и внешне.
  3. Промывка рубашки охлаждения двигателя. Аналогичным образом мастер удаляет остатки грязи внутри двигателя. При необходимости демонтируется термостат, для улучшения эффективности промывки.
  4. Сборка и заливка новой жидкости. На заключительном этапе проверяют герметичность соединений и удаляют имеющиеся воздушные пробки.
Читать еще:  Чтобы поставить двигатель на учет какие нужны документы

Бывают случаи, когда промывка теплообменников нецелесообразна ввиду повреждений или сильного налета.

Часто это касается печки, реже – радиатора двигателя. В такой ситуации лучше заменить теплообменник на новый.

Что будет, если ничего не делать?

Какой бы производительной не была помпа, она не сможет прокачать жидкость в прежнем количестве. Риск перегрева возрастает в разы. Ухудшается и сам теплообмен.

Если причиной ржавого цвета антифриза стала прокладка ГБЦ, однажды можно «приехать» на капиталку, незаметно перегрев двигатель. Поэтому так важно следить за здоровьем авто по цвету ОЖ. Обнаружив малейшие изменения, не стоит откладывать с ремонтом. Чем раньше будет замечена проблема, тем легче промыть двигатель и защитить систему от необратимого разрушения.

Перегрев двигателя авто: причины и последствия

Дорогие читатели! Наша статья носит исключительно информационный характер, что не подразумевает предоставление услуг, описанных в статье!

1. Внутренние причины перегрева

  1. Дополнительные источники тепла
  2. Особенности эксплуатации
  3. Двигатель
  4. Неисправности

2. На что обратить внимание?

  1. Критический случай
  2. Средний перегрев
  3. Слабый перегрев

4. Что делать при перегреве автомобиля?

5. Профилактика перегрева

Чем выше рабочая температура, тем выше КПД, по этой причине перегрев двигателя автомобиля – частая проблема современных автомобилей. При этом диагностировать проблему вовремя и уберечь автомобиль достаточно сложно. Перегрев авто может привести к серьезной дорогостоящей поломке.

В статье разберем наиболее популярные причины перегрева двигателя автомобиля, и расскажем, как уберечь себя от дорогостоящих последствий.

Уровень рабочей температуры в современных автомобилях доходит до 105 градусов, ранее этот показатель был на отметке 80 градусов. Во время стояния в пробках температура двигателя доходит до 113 – 126 градусов, при этом не все конструкционные материалы, фары и смазки способны выдержать такие нагрузки. Переход от приемлемой температуры к критичной может быть стремительным.

Стоит иметь ввиду, что во многих популярных моделях, с давними сроками выпуска вообще нет возможности отслеживать температуру охлаждающей жидкости. О перегреве сообщает датчик, который загорается по факту. Еще один распространенный вариант – фиктивные приборы, они высвечивают одинаковые показатели и при 80 и при 105 градусах, что делает их неэффективными. Все это обуславливает не готовность водителя к оперативным действиям.

Внутренние причины перегрева

1. Дополнительные источники тепла

Как уже писали выше, сам по себе мотор сильно нагревается, плюс вокруг него также находятся конструктивные элементы, которые дополнительно повышают температуру. К таким элементам можно отнести каталитические нейтрализаторы.

Еще один конструктивный элемент, который может спровоцировать перегрев двигателя – кондиционер, поскольку он выделяет тепло и не дает полноценно поступать воздуху к радиатору. Также проблемой может быть и скопление грязи и пыли, а это препятствует нормальному охлаждению. Излишне греются и галлогенные фары, стоит заменить их на светодиодные варианты.

Также не в пользу охлаждения двигателя сработала попытка сделать его более легким и компактным, из-за этого радиаторы стали тонкими, а объем охлаждающей жидкости снизился в 2 раза, это отрицательно сказалось на аварийном запасе.

АКПП и турбонадув также являются дополнительными источниками тепла под капотом.

2. Особенности эксплуатации

Следующий блок причин перегрева автомобиля связан с эксплуатацией транспортного средства.

Первый фактор, из-за которого автомобиль перегревается – перегруз машины. Причем речь идет как о салоне, так и о крыше. Второй связан с движением по бездорожью и в горных условиях, оно существенно увеличивает нагрузку на двигатель, плотность охлаждающего радиатора воздуха. Третий связан с неисправностями в ходовой и коробке передач, которые могут затруднить движение автомобиля: спущенные шины, сбои в срабатывании тормозов, неверные углы установки колес, гидротрансформатор, пробуксовка сцепления и другие.

Также к ситуациям, которые провоцируют перегрев, можно отнести длительную буксировку и длительную работу на холостых оборотах, она может быть вынужденной, но двигатель перегревает.

Если на клапане выпуска образуется трещина, температура отработанных газов повышается.

3. Двигатель

Если жидкости не хватает, значит, что есть протечки. Чаще всего их можно обнаружить в резиновых патрубках и радиаторах. Необходимо внимательно относиться к состоянию автомобиля и любым признакам некорректной работы.

4. Неисправности

Во время ремонта охлаждающей системы используют герметик, он, как и охлаждающая жидкость, может оставлять налет в системе. Этот налет выводит из строя термостат. В результате мотор и силовой агрегат перегреваются.

Ошибки в регулировке зажигания или впрыска. Если зажигание происходит позже необходимого, то оно не успевает закончиться на выпуске, из-за этого происходит скачок температуры отработанных газов. В результате антифриз закипает, что может привести к перегару мотора.

В системе охлаждения со временем откладываются минеральные соли, что становится проблемой, которую не так легко определить. Отложение солей препятствует заполнению всей системы жидкостью, утолщает стенки, приводит к перегреву мотора.

В камере сгорания образуется нагар, он препятствует проведению потока тепла, масло попадает в цилиндры с явным избытком, что чревато отложениями, от солей двигатель греется еще сильнее.

Также дополнительный слой отложений образуют присадки, создавая эффект утепления.

На что обратить внимание?

1. Первые признаки перегрева автомобиля – стрелка температуры антифриза на приборной переместилась в красную зону, это значит достижение уровня 120 градусов. Или загорелся специальный датчик, сопровождаемый звуковым сигналом.

2. Симптом перегрева машины: резко упала мощность и тяга авто.

3. Слишком громкая работа ДВС, металлические звуки, звон и др.

4. При проверке состояния охлаждающей жидкости обнаружены хлопья и потемнения на стенках расширительного бачка.

5. Из-под капота вырывается пар, закипел антифриз.

6. Если появился налет белого цвета на свечах, сами свечи будут повреждены – это признаки сильного перегрева двигателя автомобиля.

7. Если на улице теплая погода, вы стоите в пробке или едете очень медленно, но при этом чувствуете, что вентилятор радиатора не выключается совсем.

8. При проверке масла ДВС обнаруживается смена цвета на серо-рыжеватый, появление пены.

9. Протечки антифриза, ГСМ, трещин и деформации ДВС.

10. Стрелка под ногами водителя сильно нагревается.

Чем опасно?

Критический случай

Самый тяжелый вариант, при котором греющийся мотор внезапно глохнет полностью, обычно это чревато серьезными последствиями.

  1. сломаться коленвал;
  2. деформироваться вся цилиндрово-поршневая группа;
  3. оплавиться коренные и шатунные вкладыши;
  4. блок ДВС может быть пробит поршнем.

После такого серьезного перегрева восстановить двигатель обычно не удается.

Средний перегрев

Если двигатель долго работал в условиях перегрева, но его не заклинило. Тогда обычно закипает мотор и скачет температурная стрелка. Такая ситуация чревата прогаром прокладки головки блока цилиндров и деформацией поршневых колец и ГБЦ, в том числе и появлением трещин в корпусе. При этом автомобильная оптика продолжает работать.

Слабый перегрев

Незначительный и непродолжительный перегрев двигателя имеет место в случае, когда водитель заметил признаки вовремя, до того, как стрелка термостата переместилась в красную зону и предпринял меры по защите двигателя. При такой степени перегрева последствия обычно незначительные, после остывания двигатель может продолжать движение в прежнем режиме.

Что делать при перегреве автомобиля?

Самым серьезным симптомом перегрева является закипание двигателя. Если вы увидели пар, идущий из-под капота автомобиля:

1. Снизьте скорость.

2. Переведите рычаг на нейтральную позицию.

3. Доберитесь до места, где вы сможете остановиться.

4. Если нет ярко-выраженного гула, резких металлических ударов, заведите авто и дайте ему поработать на холостых оборотах.

5. После этого можно пробовать заливать в бочок воду или антифриз. Подождать, пока остынет двигатель и только после этого начинать искать причину.

6. Если вы слышите ярко-выраженный металлический стук во время работы двигателя, скорее всего повреждены вкладыши. В такой ситуации автомобилисту придется добираться до автосервиса на автоэвакуаторе.

7. Одно из главных правил: не пытаться сразу справиться с перегревом, остудить мотор, и заливать жидкости, иначе можно получить серьезные раны.

Профилактика перегрева

Профилактические мероприятия достаточно универсальны и подойдут для подстраховки от любых поломок, в том числе и перегрева. Так рекомендуют вовремя обслуживать автомобиль, проверять уровни технологических жидкостей и регулярно доливать. Заливать в машину только качественное масло и топливо с высоким октановым числом.

Стоит выбирать только совместимые варианты ГСМ, они указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля. Вовремя менять вышедшие из строя детали системы охлаждения автомобиля. Верно регулировать зажигание и диагностировать натяжение ремня помпы. Желательно совсем отказаться от присадок, или минимизировать их содержание. И самое главное, при первых признаках перегрева, если стрелка термостата приближается к красной зоне, стоит сразу обратить на это внимание и предпринять все возможные меры для того, чтобы исключить возможность перегрева автомобиля.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector