Что будет если залить в двигатель некачественное масло
В чем опасность использования некачественных масел
Использование высококачественных моторных масел позволит предотвратить серьезные проблемы с двигателем.
Сильный износ при запуске двигателя
Известно, что наибольшему износу двигатель подвергается во время холодных запусков.
Слишком вязкое моторное масло в холодное время года может затруднить запуск двигателя — или же, что еще хуже, он заведется, но не будут смазаны должным образом все основные трущиеся детали, такие как подшипники коленчатого вала, поршневые кольца и поверхности цилиндров, направляющие втулки клапанов, распредвал и т.д.
Основные причины повышенного износа двигателя при запуске: Температура замерзания моторного масла выше чем температура наружного воздуха в момент запуска двигателя и не обеспечивает его удовлетворительной текучести во время запуска или его нормальной прокачки при низких температурах.
Недостаточная текучесть масла, что не позволяет масляному насосу должным образом распределять масло по смазочной системе двигателя.
Повышенное потребление масла
Потребление масла зависит от типа двигателя, условий его использования и свойств моторного масла.
Основные причины повышенного потребление масла: Большая величина зазора между поршневыми кольцами и стенками цилиндров, залегание масляных колец вследствие засорения, износ стенок цилиндра, их деформация или плохая очистка.
Люфт между направляющими втулками клапана и ножкой клапана, повреждение или износ маслосъемных колпачков. Изношенные втулки могут привести к излишкам масла на стенках цилиндра, что повлечет повышенное потребление масла.
Протечки масла в различных соединениях
Слишком высокий уровень масла, что ведет к избыточной смазке и угару масла в цилиндрах.
Слишком низкая вязкость масла
Повышенная летучесть масла увеличивает его расход из-за испарения.
Проблемы с коленвалом
Основная проблема с коленчатым валом при ухудшении смазывающих свойств масла это повышенный износ подшипников (вкладышей) что ухудшает подачу масла к зонам трения и может привести к заклиниванию двигателя.
Основные причины возникновения проблем: Слабая подача масла (засорены масляные каналы, заклинило редукционный клапан маслонасоса в открытом положении, недостаточное количество масла в картере).
Слишком низкая вязкость масла, что приводит к разрушению масляной пленки, вследствие чего наблюдается недостаточное смазывание трущихся деталей.
Загрязнение масла посторонними примесями (частицы пыли из воздуха, частицы металла, возникшие вследствие износа двигателя), что ведет к абразивному истиранию трущихся поверхностей.
Повышенное содержание пузырьков воздуха в масле ведет к эрозии (кавитации). Коррозия частей двигателя, вызываемая наличием в масле органических кислот, которые образуются при высоких температурах.
Разрушение поршней
Остатки продуктов сгорания на поверхности поршня представляют собой углеродистые соединения, которые образуются при сгорании топлива и деградации присадок моторного масла.
Основные причины разрушения поршней: Накопление отложений на днище поршня усиливает теплообмен между камерой сгорания и стенками цилиндров, так как отложения выступают в роли теплоотражателя, что приводит к резкому повышению температуры, как в данном месте, так и в целом.
Накаливание этих отложений может способствовать возгоранию топлива раньше времени (детонации), что ведет к разрушению поршней.
Самовозгорание топливной смеси ведет к нарушению синхронизации в работе коленвала и двигателя.
Накопление отложений также сокращает объем камеры сгорания, что в свою очередь приводит к повышению степени сжатия.
Сгорание выпускных клапанов
Тарелка выпускного клапана может покрыться отложениями (солями металлов из масла, солями свинца от топлива).
Причины прогорания выпускных клапанов: Когда клапаны находятся в открытом состоянии, отложения вступают в контакт с местами прилегания клапана к седлу в головке блока цилиндров и в результате ухудшается их способность плотно закрываться.
В дальнейшем цикле, когда происходит возгорание, поток газов под высоким давлением выжигает места на сёдлах и тарелках клапанов, неплотно прилегающих друг к другу.
Износ цилиндров, поршневых колец и поршней
Взаимодействие поршневого кольца с канавками на поршне
Воздействие высоких температур, которые деформируют поршневые кольца, приводит к повышенному износу канавок и в некоторых случаях вызывает разрушение поршневых колец и/или перемычек между канавками.
Взаимодействие поршня с гильзой цилиндра Перегрев, вызванный недостаточным охлаждением, ранним возгоранием или слабым возгоранием смеси, может нарушить правильный ход работы двигателя и разрушить масляную пленку на стенках цилиндра.
Взаимодействие поршневых колец с гильзами цилиндра Приводит к образованию царапин Появлению коррозии или абразивного износа
Износ распредвала и других элементов механизма газораспределения
Износ варьируется от конструкции двигателя,свойств котактирующих поверхностей, их геометрии, условий работы и смазочного материала. Признаками износа является повышенное истирание толкателей клапанов и прилегающих поверхностей кулачков.
Плохая работа клапанов может привести к заклиниванию двигателя (износу с истиранием) или же скалыванию (потере материала) толкателей клапанов.
Как не залить в автомобиль «левое» масло
Рынок расходных материалов для авто настолько широк, что глаза разбегаются от количества марок и наименований. В первую очередь это относится к моторным маслам.
Не буду касаться их свойств и характеристик – в общем-то, они есть в спецификациях к каждому товару, в сервисной книжке автомобиля тоже указаны рекомендуемые марки, да и любой грамотный продавец может посоветовать подходящий продукт.
Другой вопрос: действительно ли в купленной канистре будет именно то, что написано снаружи на этикетке?
«Фирменное» масло
Не секрет, что сегодня в Казахстане можно нарваться на подделку, покупая всё что угодно, начиная от парфюма и заканчивая бытовой техникой. К сожалению, автомобильные масла тоже не смогли избежать проблем «суррогатного материнства».
Нередки случаи, когда после очередной замены масла двигатель начинает работать не лучше, а хуже: увеличивается шумность, появляется ощутимая детонация, дымок из выхлопной трубы, мотор становится более прожорливым, требуя частой доливки масла. И хорошо, если человек вовремя обратит внимание и поймёт причину. Иначе это может обернуться серьёзными проблемами.
Что такое фальсификат?
Поддельное масло – это, как правило, смесь индустриального масла (в народе его называют «веретённым») с самым дешёвым и некачественным маслом для грузовых автомобилей, лишь приблизительно подогнанная по вязкости к тому продукту, за который её выдают. Иногда в фирменные канистры заливают и просто отработанные масла, которые регенерируют (восстанавливают, а особо ленивые – просто очищают) и выдают за нормальные. Так что содержание необходимых присадок в такой смеси либо сильно занижено, либо их нет вовсе. Присадки же – это самая дорогая составляющая моторного масла, которая, занимая всего около 10 процентов объёма, «забирает» более половины его стоимости. Потому если уж «производители» фальшивых масел на чём-то экономят, так это именно на них.
Что «хорошего» следует ожидать от подобного «подарка»?
Во-первых, такое масло может содержать меньше загустителя и вязкостных присадок, а значит, при высоких температурах оно станет недопустимо жидким, что приведёт к падению рабочего давления в масляной системе и, следовательно, недостаточному смазыванию двигателя, что, в свою очередь, гарантирует его ускоренный износ.
Во-вторых, в мороз такое масло может попросту не дать возможности завести мотор.
В-третьих, поскольку наличие присадок контролируется щелочным числом (более низкое значение которого как раз указывает на недостаток присадок в силу разбавления индустриальными и трансформаторными маслами), то применение этой бодяжной смеси гарантирует скорую коррозию внутренних полостей и деталей, а также загрязнение двигателя. Использование такого масла однозначно приведёт к необходимости капитального ремонта через 20-30 тысяч километров.
Будьте осторожны! У нас достаточно продаваемых в розницу моторных масел, не соответствующих как современным стандартам, так и вообще каким-либо автомобильным стандартам. Особенно это касается продуктов, продаваемых с лотков вдоль дорог. Помните, что, привлекая покупателя дешевизной, подделка способна за несколько месяцев вывести из строя исправный двигатель!
Что подделывают?
Самое большое количество подделок – фальшивый товар российских марок. В силу того что российские масла более дешёвые (по сравнению с маслами знаменитых мировых марок), а следовательно, имеют более широкий спектр потребителей (легковые автомобили «Росавтопрома», старые иномарки, грузовики и автобусы, спецтехника), их и подделывают все кому не лень. Что интересно, львиную долю подделок масел из России составляют суррогаты российских же умельцев. Хотя в этом были замечены и «специалисты» из других стран СНГ и даже Китая.
Особо просто делают замес дешёвых масел со старыми ГОСТами – М5, М6, М8, М6/12Г, ТМ5-18 и т.д. Их отличает характерное исполнение: низкопробное оформление, примитивные пробка и этикетка, прозрачная канистра.
А вот моторные и трансмиссионные масла, выпускаемые солидными российскими фирмами под собственными торговыми марками типа «Лукойл» и т.п. – это продукты в оригинальной таре, произведённые с соблюдением более продвинутых технологий и чётко соответствующие тому, что написано на этикетке. Подделка такой продукции требует от суррогатчиков больших затрат, что зачастую невыгодно. Потому в этом секторе подделок значительно меньше.
Что касается импортных масел, то с ростом количества иномарок в стране растут, увы, и объёмы подделок масел в фирменных канистрах.
Честно сказать, современный уровень развития технологий и наличие определённой суммы денег позволяют «масляным пиратам» произвести подделку под любую известную марку такого уровня, что отличить её от оригинала сможет только специалист.
Однако следует помнить, что производство подделок под современные импортные масла мелким «очумельцам» экономически нецелесообразно из-за того, что даже оборудование по производству похожей на фирменную (со всеми защитными прибамбасами) упаковки стоит немалых денег. А то жди потом, когда всё окупится. В связи с этим такие «бодяжники» любят подделывать недорогое импортное масло от не столь именитых производителей в менее оригинальной таре, тем более что на него охотно клюют небогатые автомобилисты.
Поэтому когда неизвестно, кто предлагает приобрести незнакомый продукт – типа «новинка на нашем рынке», но очень популярный в Германии (Японии, Швеции) – стоит сначала хотя бы прошерстить интернет, чтобы узнать об этой «новинке» поподробнее. А заодно посетить официальный сайт производителя вашего авто и выяснить, есть ли этот бренд в списке допущенных к использованию.
Если же говорить о марках с мировым именем, то в этом случае самопальщики предпочитают «производить» масла устаревших «моделей», присутствующих на рынке более пяти, а то и десяти лет, у которых и канистры попроще, и цена ниже. Вдобавок, к этому времени подобные продукты по лицензии начинают выпускаться многими партнёрами компании-производителя.
Но хотя суррогат с этикетками «свежих» Shell, Mobil, Castrol, Elf, Total, BP, LiquiMoly встречается реже, расслабляться не стоит. Такого тем не менее предостаточно. Всё потому, что высокая цена таких масел – залог получения серьёзной прибыли при реализации их подделок.
Потому уже не редкость и самопальные нишевые продукты – оригинальные масла автомобильных производителей Mazda, Toyota, Nissan, Ford, GM, WV, BMW.
К чему приводит использование некачественного моторного масла?
Двигатель — это сердце автомобиля, а моторное масло его основная защита. При использовании подделки или некачественного масла можно существенно навредить мотору, что серьезно ударит по карману водителя.
Какие последствия использования некачественного моторного масла?
Масло теряет свои свойства, когда уже просрочено, превышен срок использования и требуется замена или были существенно превышены температурные режимы эксплуатации. После этого масло теряет нужные свойства и требуется срочная замена.
Последствия использования некачественного масла таковы:
снижения требуемой вязкости, состав хуже смазывает труднодоступные детали;
уменьшение плотности масла, что повышает нагрузку на двигатель;
рабочие элементы быстрее изнашиваются;
чаще случается перегрев мотора;
повышается в разы риск теплового прихвата;
холодный запуск становится трудным;
повышается летучесть состава, из-за увеличение расхода топлива;
масло может вспениваться и вытекать через специальный сапун;
повышенное отложение нагара, двигатель работает труднее;
больше дыма и шума.
Все это приводит к неизбежной поломке двигателя и соединительных узлов. Наибольшему разрушению мотор подвержен в период холодного запуска. Все детали еще не прогрелись до рабочей температуры и не вышли на свой режим. В этот момент масло подается особенно быстро и от его качества зависит скорость подачи и требуемая защита.
Как определить некачественный состав?
Не имея дома лаборатории, а в магазине эксперта можно определить качественное масло. Перед покупкой стоит обратить внимание на этикетку и логотипы, у оригинальной продукции все надписи выполнены четко и хорошо читаемо, есть информация о производителе и номер партии, а также код.
Специалисты Авто.Про рекомендуют проверять данный код через интернет, это занимает всего минуту. В домашних условиях качество масла определяется по вязкости и оттенку. Оттенок практически всегда янтарный, а вот цвет может быть от светлого до темного. Далее после 15 минут работы даже в холостую
достается щуп масла и капается на бумагу, желательно белую. Если капля не большая, всего до 3 см, то масло хорошее.
Также не должно быть потеков, расслоений и разводов, всего того, что указывает на неоднородность состава.
В противном случае перед вами подделка или некачественное масло использовать которое категорически запрещено.
Как выбрать хорошее масло?
Выбор хорошего производителя − уже половина дела в выборе моторного масла. К наиболее востребованным брендам относятся: POLYMERIUM, General Motors, Роснефть, Mannol, LUXE, Febi, Total,
ELF, Idemitsu, Motul, Shell, Mobil, Лукойл, Liqui Moly и ZIC.
Этим производителям можно доверять, их продукция является оригинальной и качественной. Представлен большой ассортимент, чтобы подобрать состав по нужным требованиям и бюджету соответственно.
Промывка двигателя перед заменой масла
Когда вы покупаете подержанный автомобиль, есть риск, что кто-то из бывших владельцев менял масло неправильно: нарушал регламент замены, покупал неподходящие или самые дешёвые смазочные материалы.
Промывка может потребоваться и новым авто, которые «уехали» за гарантийный период, обслуживались не у официального дилера или просто имеют большой пробег.
Ниже расскажем, в каких случаях перед заменой масла надо промывать двигатель, а когда промывка не требуется вовсе. Чем можно промывать двигатели и в чем разница между промывочными средствами.
Как промывочное масло очищает двигатель
Масло в двигателе выполняет не только смазывающие функции, но и убирает продукты износа из пар трения, а также препятствует отложению лаков, нагаров и шламов на деталях. Все эти загрязнения смешиваются с маслом, стекают в картер, делая цвет масла темнее.
В состав современных моторных масел входят моющие присадки, задача которых — нейтрализовывать образующиеся в двигателе кислоты и препятствовать появлению любых отложений на деталях.
Чем дольше работает масло, тем сильнее расходуются моющие присадки и снижается щелочное число. Это касается случаев, когда:
- замена масла производится не по регламенту;
- автомобиль эксплуатируется в городе;
- по моточасам наработка масла превышает допустимые пределы;
- создаются тяжелые условия для ДВС, которые описаны в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Некоторое количество масла (в зависимости от конструкции двигателя) при замене остаётся в скрытых полостях двигателя. Загрязнённое масло смешивается с новым, что ухудшает исходные смазочные и моющие свойства.
Случаи, в которых обязательно нужно промывать двигатель
Любому двигателю, независимо от возраста и пробега, может потребоваться промывка. Таких случаев немного, но все они в равной степени важны для правильной, стабильной и долгосрочной работы мотора.
- Переход с одного масла на другое. Это касается и типа масла (синтетика, полусинтетика, минералка), и его вязкости (5W-30, 5W-40, 10W-40), и производителя. Каждое масло имеет свой уникальный набор присадок, которые лучше не смешивать.
- Покупка подержанного автомобиля. Вы никогда наверняка не узнаете, какое масло заливал прежний хозяин, как часто его менял, когда была произведена последняя замена и промывался ли когда-либо двигатель.
- Начало образования углеродистых отложений под клапанной крышкой или на маслозаливной крышке: например, при замене масла.
- В двигатель попало некачественное топливо, масло или антифриз.
- Снижение компрессии двигателя.
Нельзя смешивать разные моторные масла
Продукты от разных производителей не унифицированы, отличий много: прежде всего разные базовые масла и разные пакеты присадок, которые могут оказаться несовместимы друг с другом.
При смешивании разных масел руководствуйтесь следующими правилами:
- Масла должны совпадать по классу вязкости — SAE. Подробнее читайте в одной из наших прошлых статей: там мы расшифровали и объяснили значения основных классификаций моторных масел.
- Масла, имеющие более высокий класс по классификации API, можно добавлять в масла, имеющие более низкий класс эксплуатации, но не наоборот.
- Предпочтительнее смешивать масла от одного производителя.
Ещё раз уточним: смешение различных моторных масел производится при условии полной замены масла в ближайшее время.
Виды загрязнений
Нагары
Высокотемпературные отложения — нагары. Это твёрдые углеродистые вещества, образующиеся в зонах высоких температур и оседающие на стенках камер сгорания, клапанах, днище поршней и распылителях форсунок.
Нагар негативно сказывается на работе двигателя: падает компрессия в цилиндрах, с ней падает и мощность двигателя, при этом возрастает прорыв газов в картер и увеличивается расход масла. Если этот процесс продолжается, прижимание колец к стенкам цилиндра приводит к чрезмерному износу цилиндров — а это верный путь к капремонту или замене двигателя.
Среднетемпературные отложения — лаки. Образуются в местах, где детали двигателя покрыты тонкой масляной пленкой и находятся в зоне средних температур (порядка 200 °С) — это «юбка» и внутренняя поверхность поршня, шатуны и поршневые пальцы, стержни клапанов и нижние части цилиндров.
Цвет лаковых отложений: от светло-соломенного до темно-коричневого, но далеко не всегда это можно определить визуально. Лаки значительно ухудшают отвод тепла, снижают прочность и устойчивость масляной пленки на стенках цилиндров.
Шлам, смолы и сажа
Под это понятие также подпадают все низкотемпературные отложения — непосредственно шлам, а также смолы и смолистые отложения (осадки).
Шлам образуется в двигателе в результате:
- окисления и других превращений масла и его компонентов;
- накопления в масле топлива или продуктов разложения;
- неполного сгорания топлива;
- попадания воды в двигатель.
Смолистые вещества, или просто смолы, образуются в масле в результате его окислительных превращений и неполного сгорания топлива. Образование смол усиливается при работе недостаточно прогретого двигателя.
Смолы, охлаждающая жидкость, водяной пар или просто вода, смазки и герметики при попадании в двигатель со временем преобразуются в более крупные частицы и образуют в масле так называемый шлам. Также типичные причины появления шлама — редкая смена смазочных материалов или использование неподходящего продукта.
Шлам — это суспензия и эмульсия в масле из нерастворимых твердых и смолистых веществ чёрного или коричневого цвета. В состав картерного шлама входят:
- масло — 50-70%;
- вода — 5-15%;
- продукты окисления масла и неполного сгорания горючего, твёрдые частицы и другие примеси.
В зависимости от температуры двигателя и масла процессы шламообразования условно делятся на низкотемпературный и высокотемпературный.
Низкотемпературный шлам образуется при взаимодействии картерных газов, содержащих остатки топлива и воды, с маслом. В непрогретом двигателе вода и топливо испаряются медленнее, что способствует образованию эмульсии, которая впоследствии превращается в шлам.
В итоге образование шлама в картере является причиной:
- возрастания вязкости масла;
- закупоривания каналов системы смазки;
- нарушения подачи масла.
Высокотемпературный шлам образуется в результате соединения между собой окисленных молекул масла под влиянием высокой температуры. Увеличение молекулярной массы масла приводит к повышению его вязкости.
В дизельном двигателе образование шлама и увеличение вязкости масла вызывается накоплением сажи.
Сажевые отложения препятствуют нормальному отводу тепла, качественной смазке трущихся поверхностей или вообще приводят к масляному голоданию и сухому трению — как следствие, к поломке двигателя и дорогостоящему ремонту.
В вышеперечисленных (запущенных) случаях никакое промывочное масло или специальные моющие присадки не исправят ситуацию — только дефектовка и очистка деталей на сервисной станции.
Однако моторное масло является лишь одной и зачастую наименее значительной причиной образования отложений в двигателе, основные же:
- Конструктивные особенности двигателя.
- Режимы работы двигателя.
- Качество используемого топлива.
- Условия эксплуатации (обслуживание ДВС).
- Качество масла.
В итоге, смыть все загрязнения быстро не получится, так как образуются они не мгновенно, а постепенно. Тут на помощь и приходят промывочные жидкости.
Варианты промывки
«Моющие» составы подразделяются на три категории по тому, как они воздействуют на двигатель:
- Промывочные масла, так называемый «мягкий способ очистки».
- Жидкости-«пятиминутки».
- Долговременные промывки, которые имеют более агрессивный состав активных веществ.
Промывочное масло — это полноценное минеральное масло, часто низкой вязкости, в которое добавляются моющие и противозадирные присадки. В его состав входит также большое количество кальция, который нейтрализует кислотную среду отработки. Фасуется в привычные «масляные» канистры по 4 или 5 литров.
При этом способе сливают отработанное масло и вместо него заливают специальное промывочное. Дают двигателю поработать на холостом ходу и сливают промывку. Ставят новый фильтр и заливают новое масло.
Промывка-«пятиминутка» поставляется в маленьких бутылочках или баночках и добавляется в уже отработанное масло. В своем составе «пятиминутки» содержат сольвенты, растворители и сульфонат кальция: эти вещества призваны быстро очистить двигатель от накопившегося нагара, пыли и прочей грязи.
Состав заливается в старое масло. Затем двигатель должен поработать на холостых оборотах 5-7 минут. После сливаем отработку, меняем фильтры и заливаем новое масло.
«Быстрая» промывка, в отличие от промывочных масел, более агрессивно воздействует на двигатель: из-за малого объёма самой жидкости, концентрация активных моющих веществ в разы выше, чем у промывочного масла.
Долговременная промывка работает схожим образом, что и «пятиминутка». Только вместо условных минут на холостом ходу, при использовании долговременной промывки на автомобиле необходимо проехать 70-100 км, прежде чем производить замену масла.
Главное преимущество «пятиминутки» и схожих составов — процедура простая и быстрая. Они смывают большое количество грязи внутри, но отработка, которая неизбежно останется в моторе, будет намного токсичнее, чем просто «старое» масло.
Так что если у вас возникает потребность промыть двигатель, выбирайте промывочное масло, а не «пятиминутки».
Есть и ещё один способ — пожалуй, самый простой: промыть двигатель маслом, на котором вы собираетесь ездить. То есть залить новое масло и сменить через укороченный интервал времени — через пару тысяч километров.
Процесс промывки
Процедура использования промывочного масла выглядит следующим образом:
- Прогреваем двигатель в течение 20-30 минут на холостых оборотах.
- Сливаем отработавшее старое масло.
- Заливаем промывочный материал. Такой продукт является полнообъемным, то есть его количество аналогично объему обычно смазки, которая заливается в ДВС штатно.
- Заводим двигатель, даём агрегату работать на холостых оборотах 10-20 минут. Резко газовать запрещено, так как промывочное масло не сможет защитить мотор под нагрузкой.
- По окончании очистки заглушите двигатель, слейте промывку из ДВС. После этого замените масляный фильтр и заливайте свежее масло.
LUKOIL предлагает промывочное масло, которое подходит для всех типов двигателей. Это минеральное масло с композицией высокоэффективных моющих присадок. Помимо очистки, присадки в промывочном масле защищают от коррозии и повышенного износа трущихся пар двигателя.