Auto-park24.ru

Журнал "Автопарк"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что будет если в двигатель самолета попадет молния

Летают ли самолеты в грозу?

Как себя чувствуют самолеты в грозу или сильный ливень? Мой третий полет на самолете, из ОАЭ в Индию был не только волнительный из-за ощущений новизны полета, но и волнующим: в иллюминаторе всю ночь сверкали молнии и были огромные, кучерявые облака. Тогда я не знал что будет с самолетом если в него поедет молния, или не зальет ли двигатели водой как это случается на машинах.
В этой статье замечательный пилот авиакомпании S7, известный в инстаграме под ником airguide, расскажет вам, что из себя представляют грозы для самолетов, как они определяются в самолете и что делают в эти моменты пилоты гражданского самолета.

Какие бывают грозы?

Airguide: Грозы настолько многогранны насколько многогранна наша с вами природа. В метеорологии конечно же существуют общие принципы развития грозовых облаков, но порой, грозы бывают очень и очень непредсказуемы по своему появлению, а чаще по своему развитию.
Грозы бывают фронтальные и отдельные. Фронтальные, соответсвенно, развиваются на фронтах, как теплых так и холодных, единственное их отличие — грозы холодного фронта имеют своё максимальное развитие днём, в самое жаркое время, то есть в обед и после обеда, а грозы тёплого фронта набирают силу под утро, когда подстилающая поверхность земли максимально остыла.
Фронтальные грозы тем сильнее, чем больше разница температуры до фронта и за ним. То есть например: средняя Волга, июль, температура в обеденные часы достигает +35 градусов, и вот на это перегретую, парящую маревом поверхности земли, наступает мощный фронт с северо-запада несущий холодный балтийский воздух, температура которого +15 . Такая разница температур, при определённых условиях может вызвать не только мощнейшую грозу, но и ураган. Так вот. Этот фронт вытесняет это перегретый воздух, и тот, сопротивляясь, начинает как бы натекать на фронт, но сил сопротивляться у него нет и он, по границе фронта устремляется вверх и конечно же начинает охлаждаться. По законам физики охлаждающийся воздух начинает насыщаться влагой (вспомните бутылку лимонада из морозильной камеры в жаркой комнате) и превращается в облако.

Это облако тем выше и мощнее, чем больше разница температур и вполне может достичь высот 12-13 километров, и то это только в наших широтах. Ведь на экваторе такие облака достигают 15-16 километров, а порой и выше.
Дальнейшее развитие облака рождает внутри себя град, и электричество. Электричество появляется вследствие трения частиц облака между собой — соответственно если облако полыхает разрядами каждые 3-5 секунд, можно предположить, что в данный момент развития облако максимальное или близкое к нему. Верхняя часть грозы часто как бы растекается над облаком и это называется «наковальня». Это происходит из-за того что вертикальное движение внутри облака ослабевает с высотой и у него не хватает сил пробиваться дальше ввысь, а только вширь…

Всё выше написанное полностью применимо и к разговору о нефронтальных грозах, с одним только отличием — фронтальные грозы могут стоять «стеной» и 200, и 300, и 400 километров, порой просто отсекая всякую возможность добраться до пункта назначения, а нефронтальные могут стоять отдельными кучками на большом пространстве, но расстояния между ними дают пилотам варианты по их обходу, пусть с отклонением от маршрута, пусть и с БОЛЬШИМ отклонением от маршрута, но всё же оставляя возможность долететь до аэродрома назначения, а в некоторых случаях и до запасного.

Как определить грозовой фронт сидя в самолете?

Итак подытожим — мощнейшие вертикальные потоки воздуха, а соответственно сильнейшая турбулентность, град, разряды молний, обледенение — наверное не стоит говорить, что самолёту там делать нечего. И человечество придумало устройство которое позволяет определять опасные для полётов метеоявления и индицировать их в кабине пилота, для безопасного их обхода — метеолокатор.
Принцип работы метеолокатора — самая банальная радиолокация. Локатор посылает радиосигнал, тот в свою очередь отражается (если есть от чего отражаться) и возвращается назад, по изменению параметров ответного сигнала от сигнала посланного, аппаратура определяет плотность того что нам даёт отражённый сигнал. То есть по сути — локатор определяет плотность, а точнее водность облака, чем больше в облаке воды, там опаснее оно для полётов. Антенна метеолокатора находится в «носу» самолёта, хотя правильно эта часть фюзеляжа так и называется — обтекатель антенны радиолокатора. Антенна имеет регулировку по углу наклона, что очень и очень важно.
Ведь мало понимать где располагается облако, то есть определить его местоположение по углу места, но и необходимо определить его вертикальное развитие. Ведь было бы глупо обходить грозу, которая имеет высоту в 3000 метров, выполняя полёт на высоте 11000 метров. И наоборот — стараться перепрыгнуть грозу, которая уже давно выскочила на высоты, на которых гражданские самолёты уже не летают. Так вот основная задача пилота хорошенько просканировать пространство чтобы выбрать наиболее безопасный путь.

Как обходят опасные зоны самолеты в грозу?

Это сканирование начинается задолго до предполагаемого обхода, а решение о стороне обхода мы должны принять за 40 миль до грозы. Принятие решения — это достаточно кропотливая и серьёзная работа, ведь нужно учесть кучу параметров для выбора правильного пути. Экипаж постоянно меняет угол наклона антенны, меняет индикацию насыщенности отражённого сигнала, учитывает ветер, то есть сторону смещения очагов, фактическую высоту полёта, насколько далеко придётся уходить от намеченного маршрута, а хватит ли потом топлива до аэродрома назначения и так далее, чтобы в итоге выбрать правильные курс или высоту для обхода опасных метеоявлений.
И совокупность учёта этого множества параметров очень и очень важна, чтобы не оказаться например вот в такой ситуации на картинке ниже. На масштабе 40 миль вроде бы всё «красиво» и мы сможем безопасно пройти, но на масштабе 80 явно видно что если следовать с выбранным курсом мы попадём в западню:

Читать еще:  Как установить двигатель с десятки на классику


Индикация (засветки) грозовых очагов на индикаторе в кабине имеет 4 цвета. По мере опасности — зелёный, жёлтый, красный, фиолетовый. И документы Airbus нам предписывают следующее:
— обходить ВСЕ жёлтые, красные и фиолетовые не менее чем 20 миль от этих засветок;
— обходить вообще все, даже зелёные если их высота выше 28000 футов с интервалом не менее 20 миль
— грозы высотой более 35000 футов следует расценивать как очень опасные и пилоту требуется увеличить боковой интервал обхода более 20 миль.
— обход гроз «сверху» с запасом высоты не менее 5000 футов; но если гроза выше 25000 футов то следует избегать обхода её сверху, так как сохраняется вероятность сильной болтанки.
Казалось бы всё просто — выдерживай нужный интервал и всё. Но, к сожалению, в жизни вс намного сложнее. Вроде всё просканировали, решили «вот ту слева объедем, воон ту верхом, а вооооон тут справа обойдём»… Но диспетчер «обрадовал» нас запретом на обход слева из-за запретной зоны. И вот тут начинается «веселуха» вплоть до выполнения виража, так как соваться вправо невозможно, там западня, и влево нельзя, выше не залезем… и многие другие причины, мешающие выдержать требуемые ограничения по обходу опасных метеоявлений.

Гроза — это опасно, но при всём при этом какая бы ни была гроза, авиация не знает катастроф когда именно она стала причиной катастрофы большого современного лайнера. Да она была одной из причин, и может даже точкой отсчёта начала катастрофической ситуации, но финальной точкой всегда было что-то другое. Гроза — это невероятно опасно, но человечество и пилоты в частности научились как-то уживаться с этими оскалившимися небесными айсбергами, летать-то надо, и хотим мы этого или нет нам придётся летать над, слева, справа, между и делать это БЕЗОПАСНО. На этом закончу. Надеюсь задача — рассказать просто о грозах и ответить на вопрос как летают самолеты в грозу, поставленная мною в начале этого поста, выполнена. Спасибо за внимание.

Весь вышеуказанный текст взят с четырех отдельных постов с аккаунта пилота, после его одобрения на публикацию. Но я все же от себя добавлю: настоятельно рекомендую подписаться на его аккаунт, ведь помимо красивых картинок из кабины самолета, вы сможете задать ему любой вопрос касательно авиации и получить на него ответ.

Молния: Правильное поведение водителя во время грозы

Техника безопасности водителя во время грозы.

В летние месяцы мы часто становимся свидетелями гроз со шквалистым ветром и молниями. Молния, конечно, впечатляет и пугает. Но в большинстве случаев она не опасна для автолюбителей. Правда, чтобы снизить риски во время грозы, нужно выполнять ряд рекомендаций. А опасна ли гроза для кабриолетов, трейлеров-автодомов и велосипедистов? Мы обобщили основные виды транспорта, для того чтобы дать единые рекомендации для поездок во время грозы.

Молния с незапамятных времен впечатляет нас своим видом. Но для большинства из нас это одновременно и страшное зрелище природы, которое сильно пугает. Однако если гроза застала вас в автомобиле, в котором вы движетесь, вам нечего бояться молний. Дело в том, что если молния попадет в вашу машину, ничего страшного не произойдет, поскольку кузов машины будет, как клетка Фарадея, отводить сильный электрический разряд в землю.

Защита от молнии в автомобиле

Во время грозы закройте все окна и люк на крыше. Уберите внешнюю антенну (при наличии). Если вам нужно припарковать автомобиль во время грозы, постарайтесь не оставлять машину под деревьями, под открытыми навесами и рекламными конструкциями. При возможности припаркуйте ее в закрытом помещении.

Если во время грозы вы находитесь внутри машины, не трогайте металлические детали, которые соприкасаются с кузовом автомобиля. К счастью, все современные автомобили внутри отделаны большим количеством пластиковых элементов, защищающих водителя и пассажиров от металлических деталей.

Если все-таки каким-то чудом молния попала в ваш автомобиль (подобное случается очень редко), не паникуйте. Да, конечно, яркая вспышка может вас изрядно напугать. Также яркий свет может сильно ослепить вас. Поэтому если молния ударила в автомобиль на ходу, вы должны как можно скорее остановить автомобиль на обочине. К сожалению, из-за удара молнии кузов автомобиля может быть поврежден.

Например, лабораторные тесты показали, что имитация разряда молнии, направленного на кузов любого автомобиля, приводила к повреждению лакокрасочного покрытия, на котором были видны следы сильного нагрева. Также наиболее уязвимы шины автомобиля (боковые стенки резины), которые из-за попадания молнии могут расплавиться.

Защищает ли кабриолет от молнии?

Как только вы начали слышать издалека раскаты грома, или тучи на небе явно намекают на грозу, в случае если вы движетесь за рулем кабриолета, срочно закройте складную крышу. То есть вы должны закрыть крышу при первых же признаках грозы. С закрытой крышей ваша машина, также как и обычный автомобиль, превратится в клетку Фарадея.

Читать еще:  В чем причина дыма при запуске двигателя

Дело в том, что у любого кабриолета в конструкции складывающейся крыши есть металлические решетки, которые в случае попадания молнии в автомобиль отведут электрический разряд, рассеяв его по кузову и пустив затем в землю. Также, как клетка Фарадея, работает и рамка лобового стекла, рамка боковых стекол и механизм складывания крыши.

Кстати, ученые в лаборатории не раз тестировали кабриолеты, имитируя попадание в машину молнии.

Так, во время тестов было установлено, что при попадании молнии в кабриолет водитель и пассажиры останутся невредимыми. Правда, если кабриолет оснащен мягкой тканевой крышей, то от разряда молнии крыша может быть повреждена высокой температурой. Стоит отметить, что на сегодняшний день в мире нет ни одного зафиксированного случая травмирования водителя и пассажиров в результате попадания в автомобиль молнии. В том числе нет данных о тяжелых последствиях при попадании молнии в кабриолет.

В безопасности ли находятся пассажиры и водитель, которые в грозу едут в автодоме?

Внешняя оболочка из алюминия или пластиковая обшивка на металлическом каркасе также действуют, как клетка Фарадея. Поэтому находиться внутри автодома во время грозы вполне безопасно. В худшем случае, если кузов автодома оснащен пластиковыми панелями (как правило, кузов автодомов обшивается стекловолокном), он может повредиться при попадании молнии.

Если вы находитесь в кемпере и приближается гроза, то вы должны закрыть все открытые окна в автодоме, складную крышу и любые открытые ниши. Если в вашем кемпере в этот момент работает посудомоечная машина, ее необходимо отключить. Если во время грозы вы находитесь на парковке, предназначенной для автодомов и к вашему кемперу протянут электрический провод, по которому в автодом поступает напряжение, то вам следует отключить подачу в кемпер электричества.

Кроме того, все, кто находится внутри автодома, во время грозы не должны прикасаться ни к каким металлическим деталям, которые соприкасаются с металлическими деталями кузова автодома. Особенно с теми, которые направляются к крыше кемпера. Самое же безопасное место в кемпере – это кабина водителя.

Что делать во время грозы велосипедистам и мотоциклистам?

Для мотоциклистов и велосипедистов есть только одна рекомендация (в том числе она касается и пешеходов): избегайте открытых участков и близости к высоким объектам (деревьям, мачтам, антеннам мобильной связи, телевизионным вышкам, рекламным конструкциям и т. п.). Если вы движетесь на велосипеде, мотоцикле или идете пешком и вас неожиданно застала гроза, постарайтесь найти убежище. Например, под мостом. Также во время грозы держитесь подальше от автомобилей, припаркованных на открытой местности. Ни в коем случае не держите в грозу велосипед или мотоцикл, если стоите на открытом пространстве. Если молния попадет в велосипед или мотоцикл, который вы держите, вы также пострадаете.

Помните, что во время грозы чаще всего страдают мотоциклисты, велосипедисты и пешеходы. Так что наиболее защищены от молний те, кто находится внутри автомобиля, который при попадании молнии перенаправит разряд электричества в землю, как это делает клетка Фарадея.

Поэтому для велосипедистов, мотоциклистов и пешеходов молния представляет огромную опасность. Вот почему, если вы движетесь за рулем велосипеда, мотоцикла или идете пешком, вы должны как можно быстрее найти укрытие от грозы. Только ни в коем случае не прячьтесь от грозы под деревом. Помните, что молния бьет в первую очередь в самый высокий объект. Естественно, попадание молнии в дерево не редкое явление.

Что будет, если в двигатель самолета попадет птица

Согласно данным Международной организации гражданской авиации, каждый год случается 5 500 столкновений птиц с самолетами — бедные пернатые «камикадзе». Может им просто не нравится делить небо с крылатыми железными монстрами и они проверяют их на прочность. Но что происходит на самом деле? Может ли птица быть причиной авиакатастрофы? Как защищены самолеты от подобных случаев?

Немного статистики. Чаще всего аварии случаются при взлете или посадке. Логично, поскольку птицы держатся подальше от открытого космоса, они летают под облаками. 75% аварий в воздухе происходит на высоте до 300 метров, 20% — на высоте от 300 до 1500 метров и только 5% — выше 1 500 километров. Кроме того, птицы не всегда сталкиваются с кабиной самолета, и это происходит лишь в 12% случаев, в 45% случаев из них они попадают в двигатель.

Конечно же, во время разработки двигателя конструкторы учитывали возможность столкновения, но дело в том, что даже наилучшие двигатели в этом случае останавливается.

Самая известная история с пернатым произошла в 2009 году в Северной Америке. Самолет авиакомпании «US Airways» вылетел из аэропорта в Нью-Йорке «Ла-Гардиа» и столкнулся со стаей птиц. В результате оба двигателя заглохли. Пилот Чесли Салленбергер мгновенно принял единственное верное решение и совершил посадку на воду реки Гудзон. Посадка прошла блестяще — все 155 людей на борту остались живы. В подобной ситуации многие бы запаниковали, но этот человек оказался настоящим героем.

Теоретически двигатели должны были выдержать столкновение с птицей весом до 2 кг, так что пара ворон, чайка или даже утка — не представляли угрозы. Но по одной из версий, самолет столкнулся со стаей диких гусей, каждый из которых весит около 4-х кг. Сейчас многие из вас подумали: «А почему бы просто не поставить защитный экран перед двигателями». Ответ заключается в том, что это просто невозможно. Экран не дает воздуху проникать в двигатели и он должен быть очень прочным потому что в него попадет не только животное, но и куски металла. Расчеты таковы: если самолет на скорости 320 км/ч столкнется с чайкой, то сила удара составит около 3 200 кг на квадратный сантиметр. А если таже птица и самолет столкнулся на 2 км выше на скорости 690 км/ч — удар будет в 3 раза мощнее, чем выстрел 30 миллиметрового снаряда.

Читать еще:  Oil treatment присадка для двигателя как пользоваться

Очень опасно, когда птица ударяется об обтекатель. Такой случай произошел в 2004 году, когда реактивный пассажирский самолет совершил вынужденную посадку в Мумбаи. Сойдя с самолета, пассажиры увидели полутораметровую вмятину под кабиной и трещины по всему «носу».

Говоря о современных технологиях, вот что мы имеем — если птица попадает в двигатель, то ваши шансы 50 на 50. Если птица небольшая, то бояться нечего, но если большая, то может произойдет срыв в компрессоре. Он происходит, когда нарушается поток воздуха сквозь двигатель — это может закончиться отрывом лопаток от компрессоров, пожаром или взрывом двигателя. Другой — турбовинтовой двигатель, обладает достаточной прочностью, чтобы выдерживать столкновение с птицей, но с маленькой. И все равно возможен выход двигателя из строя. Хоть птица не закупоривает двигатель, из-за нее могут погнуться или оторваться лопасти, и двигатель перестанет работать.

Несмотря на все сказанное, нет нужды паниковать и отказываться от самолета. Конструкторами предусмотрели все-возможное, и если один двигатель перестает работать самолет сможет долететь до ближайшего места посадки, используя оставшиеся двигатели. Вероятность поломки всех двигателей сразу почти равна нулю. Кроме того, все аэропорты используют систему отпугивания пернатых гостей: биоакустические установки воспроизводящие звуки, которых боятся птицы, безвредная, но очень шумная пиротехника, а самые «модники» выпускают соколов и ястребов. На взлете и посадке самолет выпускает и включает фары. Зачем? А вот как раз чтобы отпугивать птиц, как бы это не было банально.

Глава Североморска, выживший в катастрофе SSJ 100, рассказал, что в самолет ударила молния

Глава ЗАТО Североморск Владимир Евменьков, который был одним из пассажиров закончившегося катастрофой рейса «Аэрофлота» в Мурманск, рассказал, что видел, как в самолет ударила молния. С Евменьковым побеседовали журналисты радиостанции «Север FM». Печатная версия выложена на странице радиостанции в соцсети «ВКонтакте».

«На взлете мы поднялись к облакам и, видимо, вошли в грозовой фронт, потому что я сидел возле иллюминатора и физически видел, что в правый двигатель два раза ударила молния. Было два очень громких удара и две вспышки, но двигатель не загорелся. Не знаю, работал он дальше или не работал, но он не горел, это совершенно точно. Потом стало понятно, что полет идет нештатно, потому что мы прекратили набор высоты, летели под облаками, внизу видели землю и совершали круги вокруг аэропорта. Я видел по соседям, что у людей посуровели лица. Паники не было. Затем прозвучало объявление, что по техническим причинам мы вынуждены вернуться в Москву, в аэропорт вылета. Мы начали снижаться. Снижались долго. Через какое-то время снова было объявление, что самолет готов к посадке, нужно приготовиться, и началась сама посадка, которая закончилась трагедией», — рассказал Евменьков.

По его словам, когда самолет выпустил шасси и коснулся полосы, то подпрыгнул вверх, затем снова опустился, а потом опять подпрыгнул. Потом загорелся двигатель.

Он также рассказал, что «на борту не было абсолютно никакой толкотни, во всяком случае я ее не видел». «То, что люди стояли в проходах, да, это действительно было. Например, я выходил далеко не первым, и когда поднялся со своего места, идти вперед было невозможно. Передо мной стояли женщина с ребенком, но они даже не шли, видимо, боялись надышаться угарным газом, и в этот самый момент бежать к выходу означало бы бежать по людям. Поэтому какое-то время я, например, просто стоял в проходе. Повторю, идти вперед было нереально, впереди были люди. Только когда началось движение, я пошел вперед. В этот момент дверь справа уже была открыта и надувной трап развернут. Дверь с левой стороны заклинило от удара, и бортпроводница никак не могла ее открыть. Как-то мы вместе с ней ее толкнули, и она поддалась, трап раскатился, и пассажиры стали спускаться на землю и через левую дверь. Аварийного выхода в середине самолета у „Суперджета“ нет», — сообщил Евменьков.

В воскресенье, 5 мая, 41 человек погиб в результате аварийной посадки в аэропорту Шереметьево самолета Superjet 100 «Аэрофлота», летевшего из Москвы в Мурманск.

Самолет взлетел из московского аэропорта, но вскоре вернулся в аэропорт и совершил аварийную посадку. После приземления он загорелся. На борту лайнера находились 78 человек, включая пятерых членов экипажа.

По факту трагедии СКР уже возбудил уголовное дело по части 3 статьи 263 УК («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»). В качестве версий следователи рассматривают неблагоприятные метеоусловия (ранее СМИ сообщали, что в лайнер могла попасть молния), неисправность воздушного судна и недостаточную квалификацию пилотов, диспетчеров и техников, проводивших осмотр борта.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector