Что будет если тормозная жидкость попадет в двигатель
Точка кипения. Почему тормозную жидкость нужно менять каждые два года?
Тормозная система автомобиля не может функционировать без тормозной жидкости – она передает усилие, оказываемое при нажатии водителем на педаль тормоза, на колесный тормоз. Некоторые считают, что тормозная жидкость рассчитана на весь срок эксплуатации автомобиля. Это не так! Периодически ее необходимо менять. Вопрос в том, как часто? Стандартное требование большинства автопроизводителей – полностью менять тормозную жидкость каждые 2 года. И вот почему.
Даже в закрытую тормозную систему из окружающего воздуха попадает влага. Тормозная жидкость чрезвычайно гигроскопична, она довольно активно эту влагу впитывает. И когда в тормозной жидкости накапливается слишком много воды, происходит значительное снижение равновесной температуры кипения (этот термин определяет ее свойства в конце жизненного цикла, когда содержание воды в ТЖ достигает 3,5%), что может привести к появлению в тормозной жидкости паровых пробок. Как это происходит и чем это грозит? Такой пример: если при спуске с горы нога водителя будет постоянно находиться на педали тормоза, температура тормозной жидкости от нагретых тормозных колодок будет повышаться, и как только будет достигнута критическая точка, содержащаяся в жидкости вода начнет кипеть, образуя в тормозной системе пузырьки пара. Как следствие – потеря жесткой связи между педалью тормоза и тормозными колодками.
Даже минимальное содержание воды в тормозной жидкости ведет к снижению температуры кипения. При эксплуатации машины в условиях российского климата излишек влаги в тормозной жидкости накапливается уже за два года эксплуатации. При сильном торможении в жару она может закипеть, а зимой на стоянке – замерзнуть.
Если вы сами делаете ТО и следите за своим автомобилем, не забывайте про тормозную жидкость. Как минимум, периодически проверяйте ее уровень и при необходимости подливайте новую в тормозной бачок.
Для измерения температуры кипения в системе торможения существуют специальные приборы. Однако у рядового автолюбителя, как правило, такого прибора нет. Поэтому просто возьмите за правило менять тормозную жидкость каждые два года.
Вся разница в DOT
В основном тормозные жидкости отличаются температурой точки кипения и степенью вязкости. Чем меньше вязкость, тем проще тормозной жидкости проходить по патрубкам и через различные клапаны гидроприводов, и тем быстрее будет отклик. Классифицируют тормозные жидкости по американскому стандарту департамента транспорта FMVSS-116 DOT. Чем выше класс DOT, тем выше температура кипения и равновесная температура кипения.
Жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 производят на основе гликолей (NSBF), а DOT 5 – на основе силикона (SBBF) (к слову, ТЖ классов DOT 1 и DOT 2 давно устарели и не производятся). Смешивать тормозные жидкости разных типов (гликолевые с силиконовыми) нельзя, это важно знать при доливке тормозной жидкости! Если смешать жидкости на разных основах, то полученная в результате смесь может расслоиться. Не случайно стандарт FMVSS 116 требует окрашивать силиконовые жидкости DOT 5 в красный цвет, в то время как все остальные тормозные жидкости либо прозрачные, либо янтарные (точнее, имеют оттенки от светло-желтого до светло-коричневого). Что же касается тормозной жидкости DOT 5.1, то ее не возбраняется смешивать с продуктами классов DOT 3 и DOT 4.
Помимо истечения «срока пригодности» тормозной жидкости, показаниями к ее замене являются ремонт тормозных механизмов или покупка б/у машины.
Выбор тормозной жидкости
Тормозные жидкости класса DOT 3 считаются довольно устаревшими и применяются для автомобилей более ранних годов выпуска, они рассчитаны на эксплуатацию в ненагруженных тормозных системах. DOT 4 – довольно универсальные тормозные жидкости с улучшенными эксплуатационными характеристиками, они подходят практически для всех современных автомобилей с дисковыми тормозами. А для автомобилей с ABS применяются тормозные жидкости стандарта DOT 4 Class 6.
Тормозные жидкости класса DOT 5.1 (это модифицированный DOT 4 – с более высокой точкой кипения) используются на автомобилях с повышенными динамическими характеристиками, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше – например, на спортивных автомобилях для города.
Отдельно стоит остановиться на тормозных жидкостях класса DOT 5. Благодаря силиконовой основе эти жидкости отличаются низкой гигроскопичностью – они не поглощают влагу и не смешиваются с ней. Используют DOT 5, в основном, на автомобилях, которые эксплуатируются в условиях повышенной влажности и в тяжелых режимах – с частыми разгонами и интенсивными торможениями, сопровождаемыми повышенными динамическими и температурными нагрузками на тормозную систему.
Наш совет автовладельцам: не надо покупать жидкость, которую вы сами считаете «лучшей». Мы советуем не экспериментировать и просто купить тормозную жидкость, соответствующую рекомендациям производителя вашего автомобиля. Каждый автопроизводитель имеет собственную кодировку классов тормозных жидкостей, используемых в производимых им транспортных средствах – эта информация содержится в руководстве по эксплуатации автомобиля или спецификациях. Эти коды нужно сопоставить с соответствующими спецификациям того или иного производителя тормозных жидкостей – это поможет вам быстро и легко выбрать подходящий для вашей машины продукт.
В заключение отметим, что тормозная жидкость (кроме DOT 5) довольно агрессивна, особенно по отношению к краске колодок и кузова автомобиля – она оказывает разъедающее воздействие на окрашенные поверхности и даже на резину (DOT 3). Компания Nisshinbo проводит специальные испытания, чтобы определить, как ведет себя покрытие наших тормозных колодок при попадании на неё тормозной жидкости. Если тормозная система исправна, тормозная жидкость протекать не должна, но мы все равно проверяем стойкость нашей продукции к ее агрессивному воздействию.
Следует соблюдать технику безопасности при обращении с тормозными жидкостями. Главное, не допускать ее попадания в глаза и на кожу – а если это произошло, нужно срочно промыть лицо и руки под струей воды и, при необходимости, обратиться к врачу. При попадании на лаковые покрытия, одежду или обувь также необходимо незамедлительно промыть большим количеством воды. Будучи токсичным веществом, тормозная жидкость должна утилизироваться как специальные отходы. Ее нельзя выливать в канализацию. Стоит отметить, что тормозные жидкости горючи, и при работе с ними лучше воздержаться от курения.
Следим за состоянием тормозов. Контроль уровня тормозной жидкости
На легковых автомобилях в тормозной системе применяется привод гидравлического типа. Тормозная жидкость не меняет свой объем при внешнем воздействии, а в таком приводе выступает в качестве рабочего вещества, передающего усилие тормозной педали на рабочие цилиндры тормозов
Если тормоза не работают. Далеко не самый худший вариант
От количества тормозной жидкости и качества напрямую зависит работоспособность тормозов. Поэтому требуется постоянная проверка количества в системе привода и периодическая замена.
Жидкостью заполнены магистрали, идущие от главного тормозного цилиндра к рабочим. При нажатии на педаль, за счет возникающего давления жидкость перекачивается от главного цилиндра к рабочим. Чтобы в магистрали не попал воздух, перекачанное количество жидкости необходимо компенсировать, поэтому в бачке тормозной системы, соединенным с главным цилиндром находится запас рабочего вещества.
Контроль за уровнем
Индикатор о низком уровне тормозной жидкости
Для удобства проверки за количеством тормозной жидкости в бачок установлен поплавковый датчик, который соединен с сигнальной лампой, расположенной на приборной панели. Но этот датчик срабатывает только в случае критического падения жидкости в бачке. Такие повреждения возникают, к примеру, при повреждении магистрали, что приводит к вытеканию рабочего вещества из системы.
Но бывают ситуации, когда уровня жидкости для нормального функционирования привода уже недостаточно, но его хватает на то, чтобы сигнальная лампа не загоралась. Поэтому полагаться только на датчик уровня не стоит, лучше перед поездкой визуально проверить и удостовериться в нормальном количестве жидкости в бачке, тем более, что процедура эта не занимает много времени.
Место под капотом автомобиля, где может находится бачок с тормозной жидкостью
Резервуар тормозной жидкости расположен в подкапотном пространстве. Зачастую он установлен на главный цилиндр, поэтому искать нужно с правой стороны за двигателем (стоя перед авто). В некоторых машинах бачок прикрыт защитными накладками. Встречаются автомобили у которых резервуар – выносной и установлен отдельно от главного цилиндра, хоть и соединен с ним трубопроводами. Но и в этом случае емкость помещают недалеко от цилиндра, поэтому искать нужно за двигателем или же справа на подкрылке.
Тормозные бачки изготавливаются ил белого или прозрачного пластика, поэтому уровень тормозной жидкости хорошо просматривается через стенки резервуара и откручивать крышку не нужно, да и не желательно.
Для проверки и контроля за уровнем, на стенках тормозного бачка нанесены метки «мин» и «макс». Но какое количество жидкости считается для того или иного авто нормальным, следует уточнять в технической документации к машине. В одних моделях уровень должен быть чуть выше отметки «макс», у других – между метками, но ближе к максимальному значению.
Доливка
Если уровень в резервуаре ниже требуемого и расположен возле отметки «мин», то осуществляется доливка. При этом важно использовать жидкость только ту, что залита в систему. И хоть автолюбители утверждают, что вещества разных марок между собой совместимы, лучше не экспериментировать. Производители тормозных жидкостей используют в составе определенные добавки. При смешивании может произойти конфликт добавок, что приведет к потере эксплуатационных качеств жидкости, а это повлияет на работоспособность тормозной системы.
Если же неизвестно, какая жидкость залита, то залейте какая есть, но в этом случае затягивать с заменой не стоит.
Осуществлять доливку тоже следует правильно, при этом на процедуру влияют конструктивные особенности резервуара. На одних моделях поплавковый датчик уровня установлен в тело бачка, у других же он вмонтирован в крышку бачка.
В первом варианте перед доливкой узнайте до какого уровня нужно доливать. А далее откручиваем крышку и доводим количество до необходимого. Заливать следует аккуратно, лучше воспользоваться воронкой. Важно не пролить вещество, чтобы оно не попало на проводку, поскольку это может вызвать окисление контактов.
А вот в случае с датчиком, установленным в крышке, важно учитывать, что при закрытии бачка часть жидкости будет вытеснена поплавком, поэтому нельзя допускать заливку вещества выше указанной в тех. документации отметки. Поскольку датчик расположен в крышке, то для того, чтобы ее открутить, предварительно нужно отсоединить провода. После выкручиваем крышку, доливаем, завинчиваем крышку обратно и подключаем провода. Если случайно перелили жидкость, то излишки откачайте шприцем.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Причины срабатывания датчика
Датчик уровня сигнализирует, что в бачке низкий уровень тормозной жидкости, а это происходит при утечках из магистралей. Поэтому при загорании сигнальной лампы сначала проверьте уровень в бачке, а затем осмотрите трубопроводы, идущие на рабочие цилиндры.
Но датчик может сработать и по другой причине – сильном износе колодок. Чтобы компенсировать стирание колодок, поршни рабочих цилиндров по мере износа колодок выдвигаются из цилиндров. Из-за этого пространство внутри цилиндра под поршнем увеличивается и заполняется жидкостью. Недостаток ее в приводе компенсируется из бачка, из-за чего уровень снижается до минимальной отметки. При этом датчик может и не загораться, но сигнал будет срабатывать во время торможения. При нажатии на педаль, жидкость из бачка будет подаваться в главный цилиндр, поэтому уровень ее в резервуаре снизиться ниже критической отметки. При отпускании же педали, часть жидкости снова перетечет в резервуар, и датчик перестанет сигнализировать.
Чтобы устранить срабатывание датчика пополните количество жидкости. Но стоит понимать, что колодки изношены и их нужно заменить.
Помимо количества важно еще и качество жидкости. Она гигроскопична и накапливает в себе влагу. Содержание воды снижает температуру кипения, поэтому при интенсивном торможении высока вероятность отказа привода из-за закипания вещества.
Проверка качества
Качество тормозной жидкости проверяется специальным тестером. Но стоит отметить, что особой пользы от этого прибора нет. Дело в том, что он определяет наличие влаги по сопротивлению (чем больше воды, тем ниже сопротивление). Но жидкости разных производителей даже в «чистом» состоянии имеют разное сопротивление. Из-за этого результаты проверки будут недостоверными. Усугубляет ситуацию отсутствие возможности калибровки прибора.
К примеру, один и тот же тестер при проверке разных, но «чистых» жидкостей может показать, что какая-то из них имеет примеси воды, хотя это не так. Этим пользуются не совсем честные СТО, которые с помощью такой проверки тестером навязывают автовладельцу услугу замены тормозной жидкости.
Поэтому особо проверке качества жидкости тестером доверять не стоит. Лучше руководствоваться регламентом технического обслуживания авто, в котором указывается периодичность замены и следовать рекомендациям.
Видео: Проверка уровня и влажности тормозной жидкости Daewoo Matiz 0.8L-1.0L МКПП и АКПП
Течет тормозная жидкость: причины и профилактика
Снижение уровня ТЖ чревато потерей эффективности торможения. Также на точности и скорости работы системы сказывается попадание посторонних примесей в формулу. Определить, почему течет тормозная жидкость, поможет статья, собранная нашей редакцией.
- Как определить утечку
- Почему течет тормозная жидкость
- Причины
- Профилактика
- Видео
- Итог
Как определить утечку
Фактором того, что тормозная жидкость уходит, являются такие пункты.
- Появление мокрых пятен после стоянки автомобиля. При этом, субстанция не похожа на моторное масло или антифриз.
- Ухудшение тормозов во время остановки с большой скорости.
- Снижение уровня ТЖ в бачке расширителя.
Почему течет тормозная жидкость
Для установления причины утечки проводится тщательная диагностика всей тормозной системы. Все магистрали, уплотнители и сальники проверяются на предмет запотевания, образования влажных потеков или капель.
После установления места, дефект устраняется и тормоза прокачиваются.
Причины
Причинами потеков в 90% случаев становятся такие факторы.
- Коррозия напорных магистралей. При попадании воды в состав, происходит окисление стенок сосудов. Металлические поверхности могут не выдержать давления и дать течь.
- Разрушение сальников. Деструкция уплотнителей является причиной естественного износа или применения несоответствующей жидкости. Резинка может лопнуть в любой части тормозной линии. Для детального изучения необходимо проверить сальники суппортов, рабочих цилиндров.
- Замерзание трубок зимой. Во время сильных морозов, шланги могут лопнуть или задубеть. Движение элементов при езде может вызвать растрескивание поверхности.
- Механические повреждения. Удары, зацепы или трение, могут стать причиной образования прорех.
- Эксплуатация несоответствующего состава. К примеру, тормоза, рассчитанные на работу с категорией DOT 5, категорически запрещается обслуживать другими модификациями и также наоборот. Замена формулы вызывает разбухание резины, выдавливание уплотнителей.
Профилактика
В качестве профилактических мер, выполняются такие действия.
- Ежедневный контроль уровня ТЖ в расширительном бачке.
- Периодический осмотр магистралей на предмет повреждений.
- Заливка допускаемого средства.
- Контроль качества ТЖ при помощи специального прибора не реже, чем 1 раз в 5-6 месяцев.
Видео
Определив, почему течет тормозная жидкость можно самостоятельно починить автомобиль. При стабильной эксплуатации транспортного средства, диагностика системы выполняется не реже одного раза в месяц.
Как часто нужно менять тормозную жидкость
Думается, что нет необходимости объяснять автовладельцам важность грамотного функционирования тормозной системы. От исправности входящих в систему механизмов и наличия расходных материалов напрямую зависит безопасность водителя и тормозной путь автомобиля. Но если о замене колодок и дисков зачастую водители задумываются самостоятельно, то о необходимости замены тормозной жидкости многие узнают только от специалистов сервисного центра, когда приезжают на диагностику с жалобой на плохое срабатывание тормозов.
Тормозная жидкость, как и любая другая эксплуатационная жидкость в автомобиле, имеет свой срок служб, и ей может потребоваться замена, иначе рискует значительно снизиться эффективность торможения или увеличится нагрузка на элементы системы. Рассмотрим в рамках данной статьи, чем отличаются тормозные жидкости автомобилей, когда их следует менять, а также другие нюансы, связанные с ними.
Какие тормозные жидкости бывают
В данный момент на международном уровне принята классификация тормозных жидкостей DOT. В зависимости от характеристик жидкости, ей присваивается градация DOT. Все тормозные жидкости можно разделить на два больших лагеря:
- Тормозные жидкости, основа которых выполнена на гликолях и полиэфирах борной кислоты. Сюда относятся жидкости класса DOT1, DOT3 и DOT4. Такие жидкости служат около 2-3 лет, в зависимости от качества используемых в них присадок и режима эксплуатации. Главный недостаток подобных жидкостей – большое поглощение воды из окружающей среды, что является одной из особенностей гликолей;
- Тормозные жидкости, основа которых выполнена из силикона. Сюда относятся жидкости классов DOT1/ABS и DOT5. Поскольку силикон значительно меньше поглощает воду, срок службы у таких жидкостей больше – около 5 лет.
Важно заметить, что, несмотря на больший срок службы жидкостей, выполненных на основе силикона, это вовсе не значит, что их предпочтительно заливать в тормозные системы всех без исключения автомобилей. Характеристики тормозной системы чаще всего подстроены под работу с определенной жидкостью, и заливать следует тот вариант, который рекомендован производителем автомобиля.
Зачем менять тормозную жидкость
Тормозная жидкость заливается в систему не просто так – она напрямую влияет на эффективность тормозов. Если вкратце, то при несвоевременной смене тормозной жидкости водитель рискует оказаться в ситуации, когда он давит на педаль тормоза, а автомобиль практически не снижает скорость.
Обратите внимание: В городских условиях водитель может не замечать понижение эффективности работы тормозной системы, особенно если местность, по которой он передвигается, не обладает большим количеством склонов и подъемов. Однако, попытавшись затормозить на склоне на автомобиле с тормозной системой, в которой жидкость растеряла свои эксплуатационные свойства, водитель может столкнуться со сложностями, и в такой ситуации остановить автомобиль зачастую помогает только стояночный тормоз.
Рассмотрим чуть подробнее, зачем нужна тормозная жидкость, и почему важно отсутствие в ней воды.
Новая тормозная жидкость может похвастаться хорошими эксплуатационными характеристиками – температурой закипания около 260 градусов по Цельсию и практически полным отсутствием сжимаемости. Когда жидкость с течением времени напитывается водой (а это происходит неизбежно), ее сжимаемость увеличивается, а вместе с тем и снижается температура кипения (порой даже в 2 раза и больше – до 130 градусов по Цельсию или ниже). Как известно, при торможении автомобиля при нажатии на педаль тормоза выдавливаются поршни суппортов и сжимаются диски (барабаны). В момент сжатия возникает тепло, которое может достигать 250-300 градусов по Цельсию или даже больших температур. Если жидкость способна выдержать такие температуры, то она не закипит.
Теперь рассмотрим, почему важно, чтобы тормозная жидкость не кипела. Если она закипает, в ней появляются маленькие пузырьки газа (пар). Небольшие пузырьки объединяются в более крупные, а они, в свою очередь, являются сжимаемыми, соответственно, основная задача тормозной жидкости (оставаться несжимаемой) потеряна, что и приводит к отсутствию торможения даже при продавливании педали в пол.
Как вода попадает в тормозную жидкость
Выше было много сказано о негативном влиянии воды на характеристики тормозной жидкости. После этого резонно может возникнуть вопрос: «Как вода в нее попадает, если система герметизирована?».
Все довольно просто. Как было сказано выше, в процессе работы тормозная жидкость разогревается. Как известно из курса физики, при разогреве жидкости, она расширяется. Поскольку тормозная жидкость помещена в небольшой бачок, в нем имеется специальный клапан, который открывается с целью стравливания давления (иногда это делается напрямую через резьбу).
В морозную погоду происходит охлаждения бачка и тормозной жидкости в нем. Соответственно, внутри бачка создается отрицательное давление, для выравнивания которого клапан начинает работать на впуск. Соответственно, в систему попадает влажный воздух, из-за этого в тормозной жидкости и появляется вода.
Важно: Как можно понять из описанного выше, тормозная жидкость впитывает в себя воду не только в процессе работы. Это значит, что даже если автомобиль несколько лет стоял в гараже и не эксплуатировался, перед тем как выезжать на дороги, в нем потребуется заменить тормозную жидкость.
Как часто менять тормозную жидкость
Когда рассматривались виды тормозной жидкости в начале статьи, мы указывали, что среднее время их эксплуатации зависит от состава и используемых присадок. Соответственно, для различных тормозных жидкостей временные интервалы замены будут отличаться.
Но есть параметр, который позволяет точно определить, что тормозную жидкость пора менять – это процент влаги в ней. Если в тормозной жидкости накопилось 3,5% влаги, то ее необходимо срочно заменить, поскольку температура кипения такой жидкости снизилась до 140-160 градусов по Цельсию, что крайне мало для грамотной работы системы.
Обратите внимание: Как известно, в большинстве автомобилей используется от 500 до 1000 мл тормозной жидкости. Соответственно, 3,5% — это всего около 35 мл.
Чтобы узнать, как много воды содержится в тормозной жидкости, можно использовать специальный прибор. Он продается в специализированных автомобильных магазинах, а также на Aliexpress и в подобных магазинах. Стоимость прибора не более $10, а его задача – определять, как много воды скопилось в тормозной жидкости. Прибор очень простой в использовании, и его не помешает иметь каждому автовладельцу.