Что будет если провернуть двигатель в обратную сторону - Журнал "Автопарк"
Auto-park24.ru

Журнал "Автопарк"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что будет если провернуть двигатель в обратную сторону

Как изменить направление вращения однофазного асинхронного двигателя

Рис. 1 Схема подключения двигателя однофазного асинхронного двигателя с пусковым конденсатором.

Возьмем за основу уже подключенный однофазный асинхронный двигатель, с направлением вращения по часовой стрелке (рис.1).

  • точками A, B условно обозначены начало и конец пусковой обмотки, для наглядности к этим точкам подключены провода коричневого и зеленого цвета соответственно.
  • точками С, В условно обозначены начало и конец рабочей обмотки, для наглядности к этим точкам подключены провода красного и синего цвета соответственно.
  • стрелками указано направление вращения ротора асинхронного двигателя

Задача.

Изменить направление вращения однофазный асинхронный двигатель в другую сторону – против часовой стрелки. Для этого достаточно переподключить одну из обмоток однофазного асинхронного двигателя – либо рабочую либо пусковую.

Вариант №1

Меняем направление вращения однофазного асинхронного двигателя, путем переподключения рабочей обмотки.

Рис.2 При таком подключении рабочей обмотки, относительно рис. 1, однофазный асинхронный двигатель будет вращаться в противоположную сторону.

Вариант №2

Меняем направление вращения однофазного асинхронного двигателя, путем переподключения пусковой обмотки.

Рис.3 При таком подключении пусковой обмотки, относительно рис. 1, однофазный асинхронный двигатель будет вращаться в противоположную сторону.

Важное замечание.

Такой способ изменить направление вращения однофазного асинхронного двигателя возможен только в том случае, если на двигателе имеется отдельные отводы пусковой и рабочей обмотки.

Рис.4 При таком подключении обмоток двигателя, реверс невозможен.

На рис. 4 изображен довольно распространенный вариант однофазного асинхронного двигателя, у которого концы обмоток В и С, зеленый и красный провод соответственно, соединены внутри корпуса. У такого двигателя три вывода, вместо четырех как на рис. 4 коричневый, фиолетовый, синий провод.

UPD 03/09/2014 Наконец то удалось проверить на практике, не очень правильный, но все же используемый метод смены направления вращения асинхронного двигателя. Для однофазного асинхронного двигателя, который имеет только три вывода, возможно заставить ротор вращаться в обратном направлении, достаточно поменять местами рабочую и пусковую обмотку. Принцип такого включения изображен на рис.5

Рис. Нестандартный реверс асинхронного двигателя

Что будет, если перепутать клеммы и неправильно подключить аккумулятор?

Для современных автомобилей эта проблема неактуальна – пространство под капотом настолько тесное, что и правильным-то образом клеммы на аккумулятор надевать не удобно. Однако человек на то и человек, чтобы иногда совершать невозможные поступки непреднамеренно. Можно купить сам аккумулятор несоответствующей полярности и поставить его на место старого. При прикуривании риск неправильно подключить клеммы аккумулятора есть у всех машин, в темноте или при спешке бывает и не такое.

Последствия неправильного подключения аккумулятора

Сразу развеем миф о том, что «задом наперед» подключенный аккумулятор запускает двигатель в обратную сторону. Начнем со стартера: если статор с обмоткой, а не с постоянными магнитами, то при переполюсовке направление тока изменится одновременно и в статоре, и в роторе, стартер начнет вращаться в ту же сторону, что и раньше. Вспомните о коллекторных двигателях электродрелей, болгарок и другого инструмента – они работают на переменном токе, направление которого меняется постоянно.

Стартер с постоянными магнитами на статоре действительно начнет вращаться в другом направлении, но двигатель провернуть не сможет. Бендикс не даст передать усилие в «неправильную» сторону, для того он и предназначен.

Читать еще:  В двигатели масло выше максимума как это страшно

Даже если бы Вы и умудрились раскрутить мотор в обратном направлении, четырехтактный мотор при этом начинает забирать воздух из выпускного коллектора, а выбрасывать отработавшие газы во впускной. Так что ни карбюраторный, ни инжекторный двигатель так не завести, разве что дизель с механическим ТНВД запустится.

Если водитель перепутал полярность аккумулятора при установке, то одним из самых серьезных последствий будет то, что однозначно пострадает генератор. Посмотрите на схему его диодного моста (на примере простейшей «жигулевской» схемы):

Полупроводниковый диод – это элемент с односторонней проводимостью, не зря его символическое изображение похоже на стрелку. В направлении этой «стрелки» он проводит ток, в обратном – нет. Когда аккумулятор подключен правильно, то, пока генератор не работает (напряжение на его обмотках меньше, чем напряжение аккумулятора), диоды заперты – для аккумулятора генератор нагрузка, потребляющая несколько миллиампер из-за наличия в диодах небольшого обратного тока.

Если перепутать клеммы на аккумуляторе, то диоды в мосте откроются, и аккумулятор окажется замкнут через них. Это приведет к перегреву диодного моста и выходу диодов из строя с характерным запахом и хлопком из-за разрушения их корпусов.

Cгоревший диодный мост генератора

А вот для бортовой электроники переполюсовка вредна не всегда. Любое электронное устройство, если его не собирали на уроках труда китайские дети, имеет защиту от переполюсовки. Реализуется она просто с помощью тех же диодов: тут они открыты при «правильном» подключении, а при «неправильном» отрезают нагрузку от бортовой сети. Однако диоды по цепи питания редко используются в мощных потребителях тока – магнитолах и усилителях. А в них есть крайне уязвимые для переполюсовки элементы – электролитические конденсаторы, устанавливаемые для сглаживания пульсаций напряжения как раз в цепях питания.

Электролитические конденсаторы имеют высокую удельную емкость, поэтому популярны в электронике. Но их слабое место – это работа только при определенной полярности напряжения на обкладках, при переполюсовке происходит нагрев, обильное газовыделение (конденсатор вздувается), затем – взрыв. Чем больше емкость и габариты конденсатора, тем все это сильнее – если конденсатор на несколько микрофарад слегка щелкнет, то «банки» на тысячи микрофарад, применяемые в усилителях, взрываются.

Вышедшие из строя конденсаторы

И множество реле в проводке может издать тот же звук, что и диоды в мосте генератора. Дело в том, что в обмотках электромагнитных реле при отключении напряжения возникает резкий выброс напряжения, имеющего обратную полярность относительно источника питания. Для устранения вредного влияния таких импульсов на работу чувствительной электроники принято использовать диоды, подключаемые в обратном направлении. Пока на обмотку подано напряжение из бортовой сети, диод заперт, а при размыкании обмотки он открывается импульсом индуктивного выброса и гасит его. При переполюсовке аккумулятора такие диоды перегорят.

Короткие замыкания в сети

Что будет, если замкнуть клеммы аккумулятора? Учитывая способность стартерных аккумуляторов кратковременно отдавать ток в сотни ампер, предмет, замыкающий клеммы (например, случайно попавший между «плюсом» и кузовом автомобиля гаечный ключ), расплавится. Более массивные металлические предметы способны намертво привариться к клеммам или кузову, высаживая батарею «в ноль». В группе риска – автомобили, где аккумулятор установлен в багажнике – не стоит небрежно бросать туда ключи или буксировочные проушины, неизвестно, куда они попадут под действием тряски при езде.

Читать еще:  Через сколько надо менять масло в двигателе скутера

Замыкание аккумулятора при попадание постороннего предмета

Поскольку подобные замыкания происходят скрытно от владельца (случайно упавший при ремонте ключ можно хотя бы сразу увидеть), то они наиболее опасны – высока вероятность воспламенения в багажнике.

При подобных замыканиях возможны проблемы с бортовой электроникой. Штатные предпусковые обогреватели на немецких автомобилях после такого блокируются, и их работоспособность восстанавливается только после принудительной разблокировки с диагностического сканера.

Автомобили с CAN-проводкой чувствительны к скачкам напряжения питания. Есть риск появления спорадических ошибок в памяти контроллеров.

Неправильное прикуривание

Если водитель перепутал клеммы аккумулятора при прикуривании, то происходит следующее: мы получаем две последовательно соединенных батареи, выходы которых замкнуты накоротко. Получаем короткое замыкание уже под напряжением в 24 вольта. Подавляющее большинство продающихся в магазинах комплектов проводов, у которых сечение жил и так недостаточно, при этом моментально сгорит, оставив на руках незадачливого водителя ожоги. Если же провода с достаточным сечением, то перед перегоранием они успеют нагреться.

Поэтому всегда проверяйте правильность подсоединения проводов. Если у заводских комплектов хотя бы есть цветовая маркировка, то самодельные провода чаще нарезаются из одного куска и по цветам не отличаются. Пометить их можно цветной изолентой на «крокодилах» — это снизит риск неправильного подключения.

Первыми соединяются «плюсовые» клеммы – сначала «крокодил» крепится на прикуриваемом аккумуляторе, затем на прикуривающем. Масса подключается в обратном направлении – сначала на прикуривающем аккумуляторе. Таким образом цепь замыкается на последнем шаге на прикуриваемом автомобиле.

Так как правильно отсоединять клеммы аккумулятора не менее важно, порядок отключения тоже строго определен. Первой отключается масса, после этого любые манипуляции с проводами не будут давать риск короткого замыкания.

Помните, что прикуривание для бортовой электроники – это нештатная ситуация, создающая повышенную нагрузку на генератор, чрезмерные скачки напряжения в сети прикуриваемого автомобиля во время вращения стартера.

Видео: Что будет если перепутать полярность на клеммах аккамулятора? Что произойдёт? Как устронить?

Что будет если провернуть двигатель в обратную сторону

Группа: Пользователи
Сообщений: 19
Регистрация: 20.6.2009
Поблагодарили: 0 раз(а)

Поставил заряженный АКБ сегодня.
Завожусь и вижу такую ситуацию: стартер отрабатывает за полсекунды весь цикл, и ему плевать, повернут ли ключ в замке зажигания или уже отпущен. Через полсекунды он возвращает бендикс на место, крутанув маховик на жалкий миллиметр.
Сопротивление у стартера? Что посоветуете?

p.s. Куплю стартер от RAV4 XA 1995 в рабочем состоянии для проверки.

Кто-нибудь знает про черри тиго? Подходят части от него раву первому?
А то не могу моторчик стеклоочистителей найти в москве, а у черри возможно он похожий!

Группа: Пользователи
Сообщений: 19
Регистрация: 20.6.2009
Поблагодарили: 0 раз(а)

Сегодня купил стартер от целики. Подошел почти идеально. Но вот проблема, он совершенно одинаково отрабатывает, как и мой старый. Значит, дело не в стартере.

Тогда назревают вопросы:
1) Почему стартер при повернутом ключе зажигания начинает много раз отрабатывать цикл (выпускает бендикс, соединяется с венцом, проворачивает его на миллиметр и уходит обратно. Через полсекунды опять тоже самое), вместо того, чтобы войти бендиксом в венец маховика и пытаться с силой его прокрутить? Сопротивление? Нехватает массы/земли? Защита?
2) Может ли сигналка быть причиной неправильной работы стартера, блочить его работу? Иммобилайзер?
3) Где откопать схемы рава 1995, его кишки (стартер -> венец -> маховик -> двигатель)?
4) Слышали ли вы истории о том, как одна из шестеренок клинет в связи с поломкой ее подшипника?
5) Как лучше всего прокрутить венец маховика вручную? А двигатель?

Читать еще:  Устройство и принцип работы смазочной системы двигателя

Я очень буду ждать ваших ответов, потому что уже в отчаянии.

Группа: Пользователи
Сообщений: 727
Регистрация: 6.6.2009
Город: Камень Рыболов
Авто: RAV4 (1) правый руль
Пол: Мужской
Поблагодарили: 79 раз(а)

после капиталки не возможно прокрутить движок , Фольксваген пассат, что может быть?

Всё в этой жизни временно

Придётся. Клапана с поршнем не встретились? Вал не гнутый? Постели не «ушли»? Нужно было во время сборки контролировать «закусывание» вкладышей. Сначала положить на коренные, затягивать проворачивая его, затем шатунные. Вкладыши точно того же размера что и были?

Сообщение отредактировал klarist — Jul 20 2009, 11:35

Сообщений: 10 211
Из: Чебоксары

non78, А как это — вращался 5 минут очень тяжело?

Сообщений: 10 211
Из: Чебоксары

Ты его руками крутил тяжело получается? За болт шкива генератора?
Сейчас он у тебя заводится? Если заводится — заведи и сделай горячую обкатку, т.е. работу на холостых в течении часа-двух, желательно в радиатор шланг с холодной водой и открыть краник если он где-то есть. если нет возможности то нет. Контролируй давление масла, оно должно быть в своих пределах не меньше и не больше, если это не так останавливай движок и все разбирай.

По хорошему: Все разобрать вкладыши выкинуть, купить новые, на коленвал вкладыши ставить предварительно проверив с помощью спецгерметика зазоры во вкладышах по специальной методике. Вполне возможно придется точить коленвал, вкладыши ятак понимаю ты поставил не стандарт, а уже ремонтного размера?

Всё в этой жизни временно

Сообщений: 10 211
Из: Чебоксары

Видимо он его руками вращал, иначе как болт сломал.

Ты его руками крутил тяжело получается? За болт шкива генератора?
Сейчас он у тебя заводится? Если заводится — заведи и сделай горячую обкатку, т.е. работу на холостых в течении часа-двух, желательно в радиатор шланг с холодной водой и открыть краник если он где-то есть. если нет возможности то нет. Контролируй давление масла, оно должно быть в своих пределах не меньше и не больше, если это не так останавливай движок и все разбирай.

По хорошему: Все разобрать вкладыши выкинуть, купить новые, на коленвал вкладыши ставить предварительно проверив с помощью спецгерметика зазоры во вкладышах по специальной методике. Вполне возможно придется точить коленвал, вкладыши ятак понимаю ты поставил не стандарт, а уже ремонтного размера?

Сообщений: 10 211
Из: Чебоксары

А сейчас стартер вращает?

Всё в этой жизни временно

Значит собрал правильно. Его просто заклинило. Придётся разбирать. А охлаждение как сделал, пока крутил его до срыва болта? Масло до какой метки залито было?

Сообщение отредактировал klarist — Jul 20 2009, 14:05

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector