Auto-park24.ru

Журнал "Автопарк"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что будет если неправильно соединить обмотки трехфазного двигателя

Схема соединения обмоток электродвигателя

Подписка на рассылку

  • ВКонтакте
  • Facebook
  • ok
  • Twitter
  • YouTube
  • Instagram
  • Яндекс.Дзен
  • TikTok

Обмотки электродвигателя могут подключаться к сети одним из двух способов – «звезда» и «треугольник». И выбирать подходящий стоит исходя не из удобства или простоты конструкции, а из величины питающего напряжения.

Для ЭД высокой мощности целесообразно использовать комбинированную систему «треугольник-звезда». Она снижает пусковые токи и делает старт более плавным.

Схема соединения обмоток электродвигателя «треугольником»

При использовании схемы «треугольник» обмотки ЭД подключаются последовательно, соединяясь концами и началами друг с другом. Точки их соединения также подключаются к фазам. Выглядит это следующим образом:

Главное достоинство схемы подключения «треугольник» – ЭД, присоединённый к сети таким образом, способен развивать полную мощность. То есть ту, которая указана в паспорте как номинальная.

Тем не менее, пусковые токи для подключённого электродвигателя очень высокие – они превышают номинальные примерно в 7 раз. И вследствие этого «плавность» работы машины также страдает. Это очень важно учесть при проектировании электропитания устройства и определении сферы практического использования.

Схема соединения обмоток электродвигателя «звезда»

Подключение по типу «звезда» подразумевает соединение концов обмоток статора в одной точке. Другими своими концами они подключаются к фазам электропитания. Выглядит это следующим образом:

Подключение по схеме «звезда» гарантирует плавность и «мягкость» работы электродвигателя. Кроме того, для старта машины не требуется относительно высоких пусковых токов. Но недостатком этой методики подключения является сниженная мощность работы устройства.

Тем не менее, важно учесть, что рассчитанные на рабочее напряжении 220/380 Вольт ЭД можно подключать к сети с линейным напряжением 380 В исключительно с использованием схемы «звезда».

Комбинированная схема запуска электродвигателя «звезда-треугольник»

Обе вышеприведённые схемы соединения обмоток асинхронных электродвигателей обладают как достоинствами, так и недостатками. «Треугольник» позволяет машине достичь полной мощности, но требует высоких значений пускового тока для старта. «Звезда» не нуждается в высоком пусковом токе и гарантирует плавную работу устройства, но не даёт ЭД достичь номинальной мощности.

Для решения этой проблемы применяется комбинированная схема подключения «звезда-треугольник». Она применяется в первую очередь для электродвигателей, имеющих высокую мощность (от 5 кВт). Комбинированная схема подразумевает оснащение мотора специальным реле, которое и переключает способ соединения обмоток прямо во время работы.

Так, при запуске ЭД с комбинированным подключением работает по схеме «звезда». Это снижает пусковые токи до их номинальных значений. Но как только ротор раскручивается до высоких оборотов, реле переключает схему соединения на «треугольник». Именно поэтому мотор может достигнуть своей номинальной мощности.

При переключении наблюдается резкий скачок тока. Из-за этого разогнавшийся ротор сначала теряет обороты, но затем постепенно ускоряется.

Стоит отметить, что комбинированное подключение поддерживают только электродвигатели со специальной маркировкой (Y/Δ).

Запуск электродвигателя по схеме «звезда-треугольник»

Практически любое производство в наши дни не обходится без мощного асинхронного электродвигателя. При запуске такого двигателя пусковой ток в 3-8 раз превышает значение номинального тока, необходимого для работы в нормально-устойчивом режиме.

Большой пусковой ток необходим для того, чтобы раскрутить ротор из состояния покоя. Для этого необходимо приложить гораздо больше усилий, чем для дальнейшего поддержания постоянного числа оборотов в заданный промежуток времени. Значительные величины пусковых токов у асинхронных двигателей являются весьма нежелательным явлением, поскольку это может приводить к кратковременной нехватке энергии для другого подключенного к этой же сети оборудования (падению напряжения). Масса примеров такого влияния встречается как на производстве, так и в быту. Первое, что вспоминается — это «мигание» электрической лампочки при работе сварочного аппарата, но бывают случаи серьезнее: просадка напряжения может стать причиной бракованной партии товара на производстве, что ведет к большим финансовым и трудовым затратам. Большой пусковой ток также может вызвать ощутимые тепловые перегрузки обмотки электродвигателя, в результате чего происходит старение изоляции, ее повреждение и в конечном итоге может произойти сгорание двигателя.

Все это послужило мотивом для поиска решения по минимизации токов пуска. Одним из таких решений является метод запуска двигателя по схеме «звезда-треугольник». Для начала разберемся что же такое «звезда», а что — «треугольник», и чем они отличаются друг от друга. Звезда и треугольник являются самыми распространенными и применяемыми на практике схемами подключения трехфазных электродвигателей. При включении трехфазного электродвигателя «звездой» (см. Рисунок 1) концы обмоток статора соединяются вместе, соединение происходит в одной точке, называемой нулевой точкой или нейтралью. Трехфазное напряжение подается на начало обмоток.

Рисунок 1 — Схема подключения «звезда»

При соединении обмоток статора «звездой», соотношение между линейным и фазным напряжениями выражается формулой:

где:
Uл — напряжение между двумя фазами;
Uф — напряжение между фазой и нейтральным проводом;
Значения линейного и фазного токов совпадают, т. е. Iл = Iф.

При включении трехфазного электродвигателя по схеме «треугольник» (см. Рисунок 2) обмотки статора электродвигателя соединяются последовательно. Таким образом, конец одной обмотки соединяется с началом следующей, напряжение в этом случае подается на точки соединения обмоток. При соединеии обмоток статора «треугольником» напряжение на фазе равно линейному напряжению между двумя проводами: Uл = Uф.

Рисунок 2 — Схема подключения «треугольник»

Однако ток в линии (сети) больше, чем ток в фазе, что описывается формулой:

где:
Iл — линейный ток;
Iф — фазный ток.

Получается, что соединяя обмотки «звездой», мы уменьшаем линейный ток, чего изначально и добивались. Но есть и обратная сторона этой схемы: как мы видим из формулы, пусковой момент двигателя прямо пропорционален фазному напряжению:

где:
U — фазное напряжение обмотки статора;
r1 — активное сопротивление фазы обмотки статора
r2 — приведенное значение активного сопротивления фазы обмотки ротора;
x1 — индуктивное сопротивление фазы обмотки статора;
x2 — приведенное значение индуктивного сопротивления фазы обмотки неподвижного ротора;
m — количество фаз;
p — число пар полюсов.

Чтобы было нагляднее, давайте рассмотрим пример: предположим, что рабочей схемой обмотки асинхронного электродвигателя является «треугольник», а линейное напряжение питающей сети равно 380 В, сопротивление обмотки статора Z = 10 Ом. Если обмотки во время пуска подключены «звездой», то уменьшатся напряжение и ток в фазах:

Фазный ток равен линейному току и равен:

После того, как двигатель набрал необходимые обороты, т. е. разогнался, переключаем обмотки со «звезды» на «треугольник», в этом случае получаем совершенно другие значения тока и напряжения:

Соответственно, при пуске двигателя по схеме «звезда», фазное напряжение в √3 раз меньше линейного, а по схеме «треугольник» — они равны. Отсюда следует, что момент при пуске по схеме «звезда» в 3 раза меньше, а значит, запуская двигатель по этой схеме, мы не сможем добиться выхода двигателя на номинальную мощность. Решая одну проблему возникает вторая, не менее острая, чем повышенные пусковые токи. Но единое решение все-таки есть: необходимо скомбинировать схемы подключения двигателя так, чтобы при пуске мощного двигателя не было больших токов в сети, а после того, как двигатель выйдет на необходимые для его работы обороты, происходит переключение на схему «треугольник», что позволяет работать со 100% нагрузкой без каких-либо проблем.

С поставленной задачей прекрасно справляется реле времени Finder 80.82. При подаче питания на реле, мгновенно замыкается контакт, который отвечает за подключение по схеме «звезда». После заданного промежутка времени, на котором обороты двигателя достигают рабочей частоты, контакт схемы «звезда» размыкается и замыкается контакт, который отвечает за подключение по схеме «треугольник». Контакты останутся в таком положении до снятия питания с реле. Наглядная диаграмма работы данного реле представлена на Рисунке 3.

Рисунок 3 — Временная диаграмма реле времени 80.82

Рассмотрим более подробно реализацию данной схемы на практике. Она применима только для двигателей, у которых на шильдике указано «Δ/Y 380/660В». На Рисунке 4 представлена силовая часть схемы «звезда-треугольник», в которой используется три электромагнитных пускателя.

Читать еще:  Ваз 2109 плавают обороты двигателя на 2000 карбюратор

Рисунок 4 — Силовая часть схемы «звезда-треугольник»

Как было описано ранее, для управления переключением со схемы «звезда» на схему «треугольник» необходимо воспользоваться реле Finder 80.82. На Рисунке 5 представлена схема управления с помощью данного реле.

Разберем алгоритм работы данной схемы:

После нажатия кнопки S1.1, запитывается катушка пускателя КМ1, в результате чего, замыкаются силовые контакты КМ1 и при помощи дополнительного контакта КМ1.1 реализуется самоподхват пускателя. Одновременно подается напряжение на реле времени U1. Замыкаются контакты реле времени 17-18 и включается пускатель КМ2. Таким образом, происходит запуск двигателя по схеме «звезда». По истечении времени Т (см. Рисунок 3), контакт реле времени 17-18 мгновенно разомкнется, пройдет задержка времени Tu, и замкнется контакт 17-28. Вследствие чего, сработает пускатель КМ3, который осуществляет переключение на схему «треугольник». Нормально замкнутые контакты пускателей КМ2.2 и КМ3.2 используется для предотвращения одновременного включения пускателей КМ2 и КМ3. Чтобы защитить двигатель от перегрузки, в силовой цепи установлено тепловое реле КК1. В случае перегрузки, тепловое реле разомкнет силовую цепь и цепь управления через контакт КК1.1. Остановка двигателя происходит при нажатии кнопки S1.2, которая разрывает цепь самоподхвата и обесточит катушку пускателя КМ1.

Обобщая написанное, можно сделать вывод, что для облегчения пуска мощного электродвигателя, рекомендуется изначально запускать его по схеме «звезда», что позволяет значительно снизить пусковые токи, уменьшить просадку напряжения в сети, но не позволяет двигателю выйти на номинальный режим работы. Для выхода двигателя на номинальный режим необходимо осуществить переключение обмоток статора на схему «треугольник». Схема переключения обмоток со «звезды» в «треугольник» реализована с помощью реле времени Finder 80.82, в котором устанавливается время разгона электродвигателя.

Список использованной литературы:

  1. ГОСТ 11828-86 «Определение вращающих моментов и пусковых токов».
  2. Вешеневский С. Н. Характеристики двигателей в электроприводе. // Издание 6-е, исправленное — Москва, Издательство «Энергия», 1977
  3. Войнаровский П. Д. Электродвигатели // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.) — СПб., 1890—1907

Потомственный мастер

Электричество, сантехника, установка бытовой техники. Просто о сложном

Подключение трёхфазного двигателя в трёхфазную сеть

В статье пойдет речь, как вы могли догадаться, о включении трёхфазного двигателя в трёхфазную сеть. Это стандартный способ включения трёхфазного асинхронного двигателя.

Подключение трёхфазного двигателя в однофазную сеть было подробно рассмотрено в прошлой моей статье , так что здесь мы не будем останавливаться на этом вопросе.

Подключение трёхфазного двигателя

Собственно, сложностей никаких нет. Если двигатель имеет два напряжения, потребуется проверить и при необходимости изменить схему соединения обмоток и подключить фазы. Сейчас подробно пройдёмся по каждому пункту.

Схема соединения обмоток двигателя

Их всего две: звезда и треугольник. Как правило, двигатели на два напряжения сразу имеют выводы в клеммной коробке, которая ещё называется коробка брно. Очень страшная процедура выбора и изменения схемы соединения обмоток заключается в установке перемычек по схеме, которая обычно указывается под крышкой коробки брно. В процедуре ничего сложного нет. Откручиваются гайки, снимаются перемычки, устанавливаются в нужном порядке и вновь затягиваются. Где будут перемычки для «звезды», на верхних (как на фотографии) или на нижних винтах не играет абсолютно никакой роли.

Сложности обычно начинаются, когда двигатель рассчитан на одно напряжение (например на 660 вольт), а нам надо получить другое, но в коробку брно выведены только три провода. Встречаются и пережитки прошлого — сети 127/220 вольт, а двигатель, например, только на напряжение 380 вольт. Как быть в этом случае? Варианта два (при условии, что это вообще возможно):

  1. Разбирать двигатель и выводить недостающие концы обмоток
  2. Оставить все как есть, но потерять при этом около 70% мощности.

Если двигатель 127/220 вольт, то подключить в сеть 380 вольт стандартными способами уже не получится, хоть разбирайте, хоть нет.

Как вывести дополнительные выводы обмоток асинхронного двигателя

Для этого придётся его разобрать. Сразу скажу, процедура не сложная, но может показаться страшной на первый взгляд. Прежде, чем начать эту процедуру убедитесь, что ваши действия будут разумными. То есть, если двигатель соединен звездой, то при выводе дополнительных концов вы можете соединить его в треугольник на пониженное напряжение и наоборот. В данном варианте я рассмотрю, как из двигателя со схемой соединения «звезда» вывести дополнительные концы обмоток.

Итак, разбираем двигатель (снимаем крышки) и вынимаем ротор, чтобы не мешался

Когда двигатель вскроете, то увидите (на фотографии обведено синим цветом) три скрутки, в которых уже имеющиеся провода соединяются с выводами обмоток. Их трогать не надо. Вам надо найти скрутку-спайку из трёх концов, к которым не подходит проводов. На фото обведено красным цветом. Аккуратно, стараясь не повредить изоляцию, разрезаете удерживающие обмотку нити и снимаете кембрик. Под ним должна обнаружиться спайка проводов. Не спешите её кусать. Возьмите тестер и сделайте замер сопротивления между двумя имеющимися проводами в коробке брно, а затем между пайкой и любым из проводов (оно должно быть ровно в два раза меньше, чем при замере между проводами). Если всё в порядке, смело срезаете пайку. К каждому выводу обмотки присоединяете по проводу (желательно использовать одноцветный провод для всех трёх выводов, но отличающийся по цвету от уже имеющихся выводов). Соединение проводов лучше делать пайкой или сваркой. На каждое получившееся соединение одеваете кембрик или термоусадочную трубку и плотно связываете обмотки толстой хлопчатобумажной ниткой.

Связывать капроновой нитью, как на фотографиях я настоятельно не рекомендую, поскольку при нагреве двигателя такая нить может «поплыть». Вот и вся процедура. Заодно можно сразу промыть и смазать подшипники двигателя и останется только собрать двигатель.

Процедура по выведению дополнительных проводов из двигателя с «треугольником» чуть сложнее. С одной стороны вам не придется искать скрутку, потому что к каждому из имеющихся проводов будет подходить сразу по два конца обмоток. Их будет ровно три штуки. Следовательно, вся ваша задача будет заключаться в том, чтобы откусить один конец из этой скрутки, присоединить дополнительный провод, закрепить провод и скрутку внутри двигателя и затем вывести этот провод наружу. Сложность заключается в том, что вы не можете знать наверняка, что вы откусили — начало или конец обмотки. Поэтому придется выполнить поиск начала и концов обмотки. Об этом напишу чуть позднее, в другой статье.

Как соединить обмотки в звезду и треугольник

Как я уже говорил здесь , разницы, что вы примете за начала, а что за концы обмоток нет никакой. Выше я рекомендовал сделать дополнительные выводы проводом другого цвета. Соответственно у вас есть три провода одного цвета и три провода другого цвета. Вот и примите провода одного цвета за начала обмоток, а другого цвета за концы. Есть смысл пометить выводы каждой обмотки (например разноцветной изолентой). Теперь вам нужно либо объединить начала обмоток, а на концы подать напряжения (это будет звезда), либо соединить начало первой обмотки (какую обмотку вы назовете первой тоже без разницы), с концом второй, начало второй с концом третьей и начало третьей с концом первой и на три получившиеся пары, опять же, подать напряжение (это будет треугольник).

Поводим итоги

Как видите, процедура подключения трёхфазного двигателя в трёхфазную сеть очень проста. Сложности начинаются, когда мы имеем двигатель, который не подходит нам по напряжению. Что важно понять? Схема соединения треугольником дает пониженное напряжение включения двигателя, схема звезда — повышенное. То есть, если мы имеем двигатель «звезда» на напряжение 660 вольт, то включив его по схеме «треугольник» у нас появляется возможность использовать его на напряжение 380 вольт. И наоборот, двигатель напряжением 220 вольт «треугольник» включив звездой, получим возможность подать на него напряжение 380 вольт.

Читать еще:  Установка предпускового подогревателя двигателя бинар своими руками

На этом позвольте попрощаться

С наилучшими пожеланиями, Я!

Подключение трёхфазного двигателя в трёхфазную сеть : 10 комментариев

  1. Валентин12.01.2017 в 16:21

Денис привет. Не думал что встречу земляка на просторах блоггинга. Я сам с Родников наверное слышал про этот город. В благовещенье был пару раз по работе, сам так же учился на электрика, но работаю не по профилю. Очень приятно знакомству.

  1. Потомственный мастер Денис Автор записи 12.01.2017 в 19:47

Привет, Валентин. Я почему-то так и подумал, когда увидел «37reg» (это я отвечаю на вопросы на джедай-электро под ником «Опытный» ну или как-то там, только там нельзя пропускать ссылки на сайты, но сам твой сайт я посетил и добавил в закладки). Про Родники не только слышал, но и бывал. До того, как уехал в Благовещенск, я много попутешествовал по нашей области. Бывал и в соседних областях и дальше: Нижний Новгород, Ярославль, Владимир, Кострома, Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Самара, Саратов. Теперь вот остановился в Благовещенске, уже побывал в Хабаровске, Владивостоке, Сахалине. Планирую со временем устроить автопробег с Дальнего востока на родину и обратно и посетить озеро Байкал, а так же другие города нашей страны. А сейчас появилось свободно время и ввиду большой безграмотности массы статей, за редким исключением решил сделать свой сайт, причем сделать его понятным для непосвященных. Вопрос к тебе, как блоггеру — есть ли какие-то пожелания или замечания?

  1. Валентин13.01.2017 в 02:48

Ой Денис, если как вебмастер тебе говорить то у тебя с этим сайтом полный капец, если не планируешь продвигаться с ним как личный дневник то нормально, анекдоты нравятся. Но если планируешь какую посещаемость иметь то тут надо поработать. Описывать все не хватит и дня. Если будет желание обращайся на почту или в скайп все данные есть на блоге. А приятно увидеть земляка )))

  1. Потомственный мастер Денис Автор записи 13.01.2017 в 05:21

Желание было, есть и будет и обязательно обращусь.

«Не бывает трусливых электриков. Либо электрик, либо трус.»

Все боятся. Не верь, если говорят, что не боятся – врут. И ничего постыдного тут нет. Думаешь, если кто не боится, так он умный или храбрый? Он дурак просто. Только дураки ничего не боятся…

  1. Потомственный мастер Денис Автор записи 23.01.2017 в 00:35

Саш, ну ты же грамотный человек, должен понимать, страх, опасение и внимание это три разных понятия, которые трактуют как боязнь. Трус, ни за что и никогда не будет работать под напряжением или если существует вероятность подачи напряжения (речь о бытовых напряжениях). Следовательно, он не электрик, он просто монтажник. Электрик, который не боится, очень быстро научится показывать пальцами дроби, а в худшем случае не успеет научиться. Знающий человек, предпримет меры предосторожности, но если надо, голыми руками будет работать с кабелем под напряжением (мне как-то пришлось соединять кабель на 380 голыми руками на улице, имея из средств защиты только деревянный поддон (нельзя было кабель отключить на ТП, схема электроснабжения дурацкая была). Естественно, я нервничал, но если бы боялся, то не смог бы этого сделать. Я до 13 лет воды боялся, потому что в три года чуть не утонул. Сейчас я спокойно нахожусь в воде, но незнакомое место сначала исследую (особенно под водой), а потом уже плаваю без опасений. Пару раз это помогло мне сохранить жизнь (серьезные коряги на дне лежали и вполне можно было на них нырнуть и распороть все, что можно). Так что, либо «профессионал», либо трус. И тут скорее речь идет обо всех рисковых профессиях: альпинист, электрик, крановщик, монтажник-высотник, водолаз, аквалангист и т.д. Я уже не говорю, о дрессировщиках опасных животных Я не боюсь, но предпринимаю все меры предосторожности. Чтобы бояться, надо знать, что ты получишь сдачи, но когда «противник» предсказуемый, страха нет, есть осторожность.

Это все так, но статистика наука упрямая, и говорит о том ,что чаще всего в «своей стихии» гибнут именно профи… Примеров в моей практике достаточно,чтобы с этим согласиться. И про правило левой руки забывать не надо, помогает:))))

  1. Потомственный мастер Денис Автор записи 24.01.2017 в 18:48

Гыыыы, статистику в студию А что за правило левой руки? Что-то нет такого на слуху. Может как по другому называется, потому и не пойму, о чем речь.

Левая рука в кармане, «сжимает бубенцы», а правой полезззз. :))) Уж очень чувствительное место :)))
Своего рода быстродействующий предохранитель получается:)))
Про статистику — в приватной беседе, не хочу выносить чужие трагедии в сеть, не этично это…

  1. Потомственный мастер Денис Автор записи 27.01.2017 в 05:21

Я могу и не публиковать статистику в комментариях А про правило не слышал :)))))))

Мастер-класс по теме: «Определение «начала» и «конца» обмоток электродвигателя» по профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»

Первый способ

Нам понадобится обычная плоская батарейка на 4,5 В и комбинированный измерительный прибор (тестер) или миллиамперметр постоянного тока. Обмотки мы предварительно вызвонили омметром. У нас имеется несколько пар проводов, но нам надо определить, где у этих пар начало обмотки, а где конец.


Принципиальная схема соединения «треугольник».

Берем любую пару проводов, принадлежащих одной из обмоток. Условно помечаем один из выводов обмотки как начало (Н), а второй как конец (К). Подключаем тестер на пределе единицы или десятки миллиампер постоянного тока к любой другой паре проводов, принадлежащей другой обмотке.

Минус батарейки присоединяем к нашему условному концу (К) первой обмотки. Касаясь несколько раз начала первой обмотки плюсом батарейки, наблюдаем за показаниями тестера. Нас интересует отклоненение стрелки прибора в момент замыкания цепи «батарейка – обмотка».

Если стрелка прибора отклоняется в минус, то переключаем полярность присоединения прибора ко второй обмотке и снова несколько раз замыкаем батарейку на первую обмотку.

Теперь отклонения прибора в момент замыкания должны быть в положительную сторону. Тот вывод обмотки, который соединен с плюсом тестера, будет началом второй обмотки, а с минусом – концом. Таким же образом определяем начала всех других обмоток.

Начала и концы обмоток

Обмотки могут навиваться в двух направлениях: по часовой стрелке и против часовой стрелки 1 . Как они фактически навиты, не видно, но тем не менее при помощи простого опыта легко определить, какие выводы являются их началами, какие – концами.

Допустим, что обмотки навиты в одном, безразлично каком, направлении (рисунок 2, а). Переменный магнитный поток Ф индуктирует в каждой из них электродвижущие силы (э. д. с.) E1 и E2, пропорциональные соответственно числам витков. Так как направление намотки одинаково, то нетрудно себе представить, что одна обмотка как бы является продолжением другой и, стало быть, в каждый момент направления э. д. с. в них совпадают. Это значит, что верхние их выводы A и a или нижние X и x имеют потенциал одного и того же знака – положительный или отрицательный, что и обозначено на рисунке 2, а знаками + и –.

Второй способ


Схема определения начал и концов фаз обмотки.

Две любые “найденные” фазные обмотки соединяем последовательно и к получившимся свободным концам подключаем 220 В, а к оставшейся третьей обмотке подключаем контрольную лампу и кратковременно подаем 220 В. Запоминаем, как у нас горит при этом лампа.

Читать еще:  Что будет если помыть двигатель автомобиля из керхера

Теперь у обмоток, которые у нас соединены последовательно, меняем подключение, то есть концы второй меняем местами и опять подаем питание. Лампочка должна засветиться по-другому, или ярче, или слабее. Если загорелась ярче, то обмотки у нас подключились последовательно, в порядке начало – конец – начало – конец. Так их и подписываем. Мы уже знаем четко две обмотки.

Теперь к неизвестной подключаем любую из известных и опять уже к этой паре подводим 220 В, а к свободной – лампу. Опять включаем питание. Теперь сразу будет видно по яркости накала, как включены обмотки. Наносим соответствующие надписи.

В приведенном примере можно вместо контрольной лампочки применить вольтметр и ориентироваться по отклонению стрелки прибора. Теперь, в зависимости от схемы подключения, нужно подключить обмотки. Для соединения звездой любые три (хоть начало, хоть концы) соединяем вместе, а к оставшимся трем будет подаваться питание 380 В. Для переключения в треугольник надо будет сделать еще другие манипуляции.

Определение одноименных выводов обмотки статора трехфазного асинхронного электродвигателя

Нередко сельскому электрику необходимо определить «начала» и «концы» фазных обмоток асинхронного электродвигателя. Неправильное соединение выводов этих обмоток звездой или треугольником может стать причиной неработоспособности электродвигателя (низкая скорость вращения, сопровождающаяся сильным гудением и нагревом).

Известно несколько способов определения одноименных выводов («начал» и «концов») обмоток трехфазного асинхронного электродвигателя. При любом из них предварительно устанавливают принадлежность выводов (попарно) к каждой из трех фазных обмоток статора с помощью тестера, мегаомметра или контрольной лампы. Рассмотрим три способа.

I. Две любые фазные обмотки соединяют Последовательно и к ним подводят переменное напряжение (например, 220 В); к выводам третьей подключают сигнальную лампу, рассчитанную на то же напряжение.

Возможны два варианта соединения двух фазных обмоток: встречно — «начало» одной с «началом» другой (pиc. 29, а) или согласно -«начало» одной с «концом» другой (рис. 29, 6). В первом случае контрольная лампа HL не светится, так как ЭДС ь двух фазных обмотках направлены встречно, взаимно уравновешиваются и в третьей обмотке ЭДС не индуцируется. Во втором случае лампа HL загорается, так как ЭДС в последовательно соединенных фазных обмотках суммируются, и в третьей индуцируется ЭДС. На условно именуемые «начала» и «концы» этих двух обмоток навешивают соответствующие бирки. Определив одноименные выводы двух фазных обмоток, таким же образом находят выводы третьей. Вместо лампы HL можно использовать вольтметр. Целесообразно также подавать пониженное напряжение и применять рассчитанный на него индикатор (вместо лампы напряжением 220 В).

II. Данный способ более безопасен, так как не требуется подавать на обмотки напряжение 220 В. К одной из фазных обмоток через

Рис. 29. Схемы определения одноименных выводов обмотки статора трехфазного асинхронного электродвигателя при питании от сети переменного (а, б) и источника постоянного (в) тока

выключатель S (рис. 29, в) и реостат R присоединяют аккумулятор GB. При замыкании или размыкании выключателя S в других фазных обмотках индуцируются ЭДС, направление которых определяют по милливольтметру PV.

Если к условному «началу» (Я) присоединена положительная (+) пластина аккумулятора, а к условному «концу» (К) — отрицательная (-), то при размыкании выключателя S на других фазах знак плюс будет соответствовать «началу», а минус — «концу» обмотки, что покажет милливольтметр PV, подключаемый поочередно к выводам двух других фаз. При замыкании выключателя полярность на других фазах противоположна указанной.

III. Если асинхронный электродвигатель имеет не шесть, а три вывода (при соединении звездой или треугольником), правильность соединения фаз обмотки можно проверить, подавая на два вывода пониженное напряжение переменного тока и измеряя вольтметром напряжения между третьим и каждым из присоединенных к сети. При правильном соединении эти напряжения будут равны половине напряжения, приложенного к двум выводам (такое соотношение сохраняется, если подают напряжение к любым двум выводам). Опыт проводят 3 раза, подводя напряжение к различным парам выводов. Если же одна из фаз обмотки присоединена неправильно, то при двух опытах из трех значения напряжения между третьим выводом и каждым из двух других будут неодинаковы.

Для асинхронного электродвигателях короткозамкнутым ротором проверку выполняют при напряжении, равном 1/5… 1/6 от номинального, во избежание перегрева обмотки; если асинхронный электродвигатель с фазным ротором, то его обмотка должна быть разомкнута.

Чтобы выбрать один из рассмотренных способов определения одноименных выводов, нужно знать конструктивные особенности электродвигателя и учитывать наличие соответствующего оборудования и электроизмерительных приборов. Первый способ наиболее удобен для трехфазных асинхронных электродвигателей с коротко-замкнутым ротором и шестью выводами, третий — для двигателей с тремя выводами.

Выводы обмоток электродвигателя — схемы соединения

Обозначение выводов обмоток статора

Каждый статор трехфазного электродвигателя имеет три катушечные группы (обмотки) — по одной на каждую фазу, а у каждой катушечной группы имеется по 2 вывода — начало и конец обмотки, т.е. всего 6 выводов которые подписываются следующим образом:

  • С1 (U1) — начало первой обмотки, С4 (U2) — конец первой обмотки.
  • С2 (V1) — начало второй обмотки, С5 (V2) — конец второй обмотки.
  • С3 (W1) — начало третьей обмотки, С6 (W2) — конец третьей обмотки.

Условно на схемах каждая обмотка изображается следующим образом:

Начала и концы обмоток выводятся в клемную коробку электродвигателя в следующем порядке:

В зависимости от соединения этих выводов меняются такие параметры электродвигателя как напряжение питающей сети и номинальный ток статора. О том по какой схеме необходимо подключить обмотки электродвигателя можно узнать из паспортных данных.

Основными схемами соединения обмоток являются треугольник (обозначается — Δ) и звезда (обозначается — Y) их мы и разберем в данной статье.

Примечание: В клемной коробке некоторых электродвигателей можно увидеть только три вывода — это значит, что обмотки двигателя уже соединены внутри его статора. Как правило внутри статора обмотки соединяются при ремонте электродвигателя (в случае если заводские обмотки сгорели). В таких двигателях обмотки, как правило, соединены по схеме «звезда» и рассчитаны на подключение в сеть 380 Вольт. Для подключения такого двигателя необходимо просто подать три фазы на три его вывода.

Схема соединения обмоток электродвигателя по схеме «треугольник»

Что бы соединить обмотки электродвигателя по схеме «треугольник» необходимо: конец первой обмотки (С4/U2) соединить с началом второй (С2/V1) , конец второй (С5/V2) — с началом третьей (С3/W1) , а конец третьей обмотки (С6/W2) — с началом первой (С1/U1).

Условно на схеме это изображается следующим образом:

На выводы «A», «B» и «C» подается напряжение.

В клемной коробке электродвигателя соединение обмоток по схеме «треугольник» имеет следующий вид:

A, B, C — точки подключения питающего кабеля.

Схема соединения обмоток электродвигателя по схеме «звезда»

Что бы соединить обмотки электродвигателя по схеме «звезда» необходимо концы обмоток (С4/ U2, С5/V2 и С6/W2) соединить в общую точку, напряжение при этом подается на начала обмоток (С1/U1, С2/V1 и С3/W1).

Условно на схеме это изображается следующим образом:

В клемной коробке электродвигателя соединение обмоток по схеме «звезда» имеет следующий вид:

Определение выводов обмоток

Иногда возникают ситуации когда сняв крышку с клемной коробки электродвигателя можно с ужасом обнаружить следующую картину:

При этом выводы обмоток не подписаны, что же делать? Без паники, этот вопрос вполне решаем.

Первое, что нужно сделать — это разделить выводы по парам, в каждой паре должны быть выводы относящиеся к одной обмотке, сделать это очень просто, нам понадобится тестер или двухполюсный указатель напряжения.

В случае использования тестера устанавливаем его переключатель в положение измерения сопротивления (подчеркнуто красной линией), при использовании двухполюсного указателя напряжения им, перед применением, необходимо коснуться токоведущих частей находящихся под напряжением на 5-10 секунд, для его зарядки и проверки работоспособности.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector