Auto-park24.ru

Журнал "Автопарк"
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Через сколько меняют масло в двигателе грузовых автомобилей

ТО грузовых автомобилей: периодичность, состав работ и общие рекомендации

Любое транспортное средство нуждается в регулярном проведении технического обслуживания – комплекса мероприятий, направленных на поддержание работоспособности и эксплуатационных характеристик всех узлов и агрегатов ТС. Регулярное техническое обслуживание очень важно для грузовых автомобилей, так как они постоянно подвергаются серьезным нагрузкам, и если вовремя не произвести обслуживание, то ресурс грузовика резко сократится. Так что ТО – это важное мероприятие, которое влияет на эффективность применения автомобиля, затраты на его эксплуатацию и ремонт.

ТО грузовых автомобилей отличается от обслуживания других типов транспортных средств, оно имеет свои особенности, о которых должен знать каждый владелец грузовика. Причем здесь не имеет значение марка, модель и производитель автомобиля – в ТО одинаково нуждаются и отечественные, и зарубежные грузовики всех классов. Поэтому здесь мы посмотрим на то, как проводится техническое обслуживание грузовиков без привязки к их типам, маркам и моделям.

Стандарты и требования по проведению ТО грузовых автомобилей

Мало кто из автовладельцев знает, что периодичность регламентного технического обслуживания и ряд других аспектов ТО автомобилей – это не прихоть автопроизводителей и дилеров, а мера, регламентированная государственным стандартом. В частности, в России сегодня действует стандарт ГОСТ 21624-81 «Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий», который среди прочего устанавливает сроки проведения ТО, а также прописывает ряд требований к конструкции автомобилей и проведению их технического обслуживания.

Однако никто не мешает производителям автомобилей устанавливать свои сроки и требования по ТО, но, как показывает практика, стандарт хорошо отражает действительное положение дел и устанавливаемые им сроки регламентного ТО и требованиям вполне соответствуют срокам и требованиям автопроизводителей.

Периодичность планового технического обслуживания

Стандарт ГОСТ 21624-81 устанавливает три вида технического обслуживания транспортных средств:

• Ежедневное обслуживание (ЕО);

Также стандарт устанавливает и периодичность регламентного технического обслуживания (или межсервисный интервал), она измеряется в километрах пробега транспортного средства. Если говорить конкретно о грузовых автомобилях, то периодичность различных видов ТО следующая:

• ЕО – каждый день (раз в сутки);

• ТО-1 – не менее 4000 км;

• ТО-2 – не менее 16 000 км.

Сразу нужно отметить, что стандарт не определяет периодичность обслуживания, которое должно проводиться в период обкатки автомобиля – здесь за все отвечает производитель. Однако для грузовых автомобилей обкатка длится в среднем 1000 км, причем многие производители при достижении такого пробега рекомендуют произвести замену моторного, а иногда и трансмиссионного масла. Ряд производителей рекомендует выполнять первое ТО только при пробеге 4000 км, однако так поступать рекомендуется только тем водителям, которые полностью соблюдали рекомендации по обкатке автомобиля, в противном случае ресурс двигателя и трансмиссии резко сократится, что чревато серьезными затратами в будущем. Так что для большей надежности и безопасности лучше произвести некоторые работы по обслуживанию при пробеге в 1000 – 1500 км.

Также стандартом не устанавливается и еще один вид ТО, которое по факту присутствует в России – сезонное техническое обслуживание (или СТО). Оно проводится раз в полгода весной и осенью, и необходимо для подготовки автомобиля к предстоящим сезонным изменениям климатических условий.

Однако из любого правила есть исключения. Например, многие актуальные модели европейских и американских грузовых автомобилей, в том числе и Iveco, обладают увеличенным межсервисным интервалом, который может достигать 40 – 60 тысяч км. Речь идет о ТО-2, при котором производится замена моторного масла и другие мероприятия. И сразу нужно заметить, что это не идет вразрез с требованиями стандарта, так как в нем указан минимальный пробег между ТО-2, а про максимальный ничего не сказано.

Хотя и это – не предел. Многие грузовики и магистральные тягачи имеют межсервисный интервал 80 – 100 тысяч км, однако здесь есть одно «но» — такой интервал установлен только для автомобилей, эксплуатируемых в Европе, для России это совершенно неприемлемо. В нашей стране грузовики сталкиваются с рядом негативных факторов, которые приводят к увеличенному износу двигателя и других агрегатов – низкокачественное топливо, плохое состояние дорог, наконец, некачественный сервис и т.д. И если для того же Iveco Eurocargo или Trakker руководствоваться европейскими нормами на периодичность обслуживания, то грузовик просто не «доживет» до следующего ТО, а если и «доживет», то потребует больших затрат на ремонт.

Здесь уместен вопрос, с какой же периодичностью лучше всего проводить техническое обслуживание автомобиля? Все зависит от возраста автомобиля и некоторых других факторов. Если грузовик новый и еще находится на гарантии, то сервис нужно посещать в сроки, установленные дилером. Для старых автомобилей межсервисный интервал выбирают сами владельцы, но и в этом случае стоит придерживаться либо сроков дилера, либо рекомендаций производителя, либо указанного выше стандарта.

Примерный состав работ при ЕО, ТО-1, ТО-2 и СТО

Итак, что входит в состав работ по техническому обслуживанию? Все зависит от пробега, то есть – от вида ТО.

Ежедневное обслуживание. При ЕО проводится осмотр автомобиля на предмет целостности отдельных механизмов и на наличие поломок, проверяется работоспособность тормозной системы, осветительных приборов и других механизмов, измеряется давление в шинах, а также осуществляется мойка автомобиля и его заправка (при необходимости). То есть, ЕО направлено на то, чтобы автомобиль без каких-либо проблем вышел в рейс и выполнил поставленные задачи.

Первое ТО. При ТО-1 проводится проверка уровня всех технических жидкостей (масел, охлаждающей жидкости и т.д.), а также регулировка различных механизмов – рулевого управления, привода сцепления, свободного хода педали тормоза и других. Наконец, при ТО-1 осуществляется смазка требующих того узлов, агрегатов и механизмов. Смазочные работы проводятся согласно карте, которая должна иметься в автомобиле или в сервисе официального дилера.

Читать еще:  Газель на газу двигатель 405 на холостом глохнет

Второе ТО. При ТО-2 проводятся те же работы, что и при ТО-1, а также и ряд иных мероприятий. В первую очередь – замена моторного масла. Нередко именно во время ТО-2 производится разборка и ремонт некоторых узлов, которые при ТО-1 просто подвергались регулировкам и смазке. Обычно указанный для данного конкретного автомобиля межсервисный интервал соответствует времени между проведением ТО-2.

Сезонное ТО. Мероприятия по СТО зависят от времени его проведения. Так, осенью во время СТО необходимо подготовить автомобиль к эксплуатации в холодное время года (то есть, при отрицательных температурах воздуха). Для этого в систему охлаждения заливается антифриз (хотя в большинстве современных автомобилей вода уже практически не используется), в бачок омывателя – незамерзающая жидкость, а в двигатель – масло пониженной вязкости (хотя это требуется далеко не всегда). Также обязательно проверяется и при необходимости корректируется плотность электролита аккумуляторов. Наконец, осенью необходимо слить конденсат из ресиверов пневмосистемы и заменить осушители (в дальнейшем, при наступлении мороза, слив конденсата рекомендуется проводить не реже раза в неделю). Весной объем работ по техническому обслуживанию меньше, так как к эксплуатации в теплое время года грузовики приспособлены гораздо лучше, чем в холодное.

Таким образом, в течение года владелец грузового автомобиля проводит несколько различных видов ТО. Как показывает практика, среднегодовой пробег грузовиков в России колеблется от 40 000 км (при умеренной эксплуатации) до 250 000 км (при активной эксплуатации без простоев), а в среднем годовой пробег составляет порядка 100 000 км. Значит, в среднем грузовик два, а иногда и три раза за год проходит ТО-2, что требует соответствующих затрат. Однако избежать этого нельзя – без обслуживания автомобиль быстро выработает ресурс и потребует еще более крупных расходов.

Периодичность замены масла в двигателе автомобиля

В целях обеспечения рабочего процесса, а также для выполнения защиты деталей и узлов двигателей внутреннего сгорания автомобилей применяется специальная смазочная жидкость, которая получила название моторное масло. Для качественной работы силового агрегата автомашины моторное масло должно осуществлять следующие ключевые функции:

  • уменьшать силу трения между элементами мотора и как следствие предотвращать заклинивание за счет смазывания внутренних рабочих поверхностей;
  • выполнять антикоррозийную и противозадирную защиту;
  • осуществлять процесс охлаждения в местах соприкосновения элементом мотора в ходе рабочего процесса;
  • выводить несгоревшее топливо из рабочей зоны;
  • удалять в масляный фильтр появляющиеся металлические частицы.

В соответствии с возможностью применения того или иного вида моторного масла, оно подразделяется на соответствующие стандарты, допуски, классы. К основным таким классификаторам следует отнести:

  • температурный режим эксплуатации;
  • технические характеристики и тип силового агрегата (дизельный, бензиновый);
  • основа для изготовления (синтетика, полусинтетика, минеральная);
  • используемые в составе варианты присадок для формирования соответствующих характеристик.

Классификация моторной смазки

Для того чтобы правильно подобрать необходимую смазку для мотора в нашей стране наиболее распространенными считаются два вида классификация SAE и API.

1. Международная стандартизация SAE была выполнена Объединением автоинженеров (Society of Automotive Engineers). В основу такой классификации заложено разделение характеристик масла по параметрам вязкости (плотности) в зависимости от температуры внешней среды. Такая стандартизация подразумевает выделение трех типов смазочного материала в зависимости от режимов эксплуатации:

  1. Зимняя – данная смазка обеспечивает запуск и работу мотора при отрицательных температурах воздуха. Для обозначения данного типа используют символ «W», а минимальную температуру эксплуатации устанавливают минусованием показателя 35 от цифрового параметра.
  2. Летняя – указанный тип моторной смазки применяется в теплых условиях при температуре воздуха выше 0 градусов. При маркировке используют только цифровые показатели, при их возрастании увеличивается вязкость.
  3. Всесезонная – является самой распространенной смазывающей жидкостью. Применяются для круглогодичной эксплуатации, при маркировке используется двойное обозначение. Например, масло 10W40 может использоваться при температуре от – 25 (10-35) до + 40 градусов.

Классификация по API разработана Американским институтом топлива (American Petroleum Institute) и подразделяет моторные масла на возможность их применения в зависимости от типа мотора и комплекса присадок, обеспечивающих заданные характеристики.

Бензиновые двигатели грузовых и легковых автомобилей. Такие масла маркируются символом «S». Второй буквенный показатель указывает на основные характеристики данной смазки сформированными присадками. Наибольшее распространение в настоящее время получили следующие моторные жидкости:

  1. N – с невысоким содержанием фосфора, для автомашин с катализаторами.
  2. M – обладает повышенными показателями по износостойкости и способностью к окислению.
  3. L – с пониженной летучестью и увеличенным сроком службы.
  4. J – увеличенные качества против образования нагара и осадков.

Дизельные моторы грузовых и легковых автомашин. Обозначаются знаком «C». Вторая буква аналогично, как и в бензиновой квалификации указывает на параметры смазки. Кроме того, иногда применяются цифры 4 или 2, указывающие на тактность дизеля. Самыми распространенными в настоящий период являются следующие масла:

  1. I-4 – обладают низким содержанием серы и фосфора, используется в автомобилях с катализаторами.
  2. H-4 – предназначены для эксплуатации в высокооборотных дизелях.
  3. G-4 – высокие защитные параметры к образованию нагара и сажи.

Кроме указанных вариантов классификации, которые обозначаются на маркировке моторного масла, практически все ведущие автопроизводители используют собственные допуски, разрешающие применение данных смазок в силовых агрегатах автомобилей компании.

Различия моторных масел по основе изготовления

При разработке и последующем выпуске могут использоваться следующие основы для масел, к которым добавляются присадки возможным объемом до 25%:

  1. Минеральная – выпускается из натуральных компонентов природного происхождения, простая технология производства и потому имеют самую маленькую стоимость. Характеризуются небольшим сроком эксплуатации, быстрой потерей своих качеств и свойств, способно образовывать нагар на элементах мотора. Такое масло лучше использовать на возрастных автомобилях, а также на бюджетных машинах с небольшим годовым пробегом.
  2. Полусинтетическая – получается методом смешивания синтетических и минеральных основ (лучшая пропорция 70 к 30). Отличается низкой испаряемостью, качественными защитными показателями. Позволяет устранить основные недостатки минеральной смазки, а именно увеличивает период сохранения технологических качеств, снижает образование нагара. Располагает по сравнению синтетическим маслом более низкой ценой. Рекомендуется использовать в моторах автомобилей со средним пробегом.
  3. Синтетическая – получается в процессе химико-технологического синтезирующего цикла, поэтому в составе присутствуют только компоненты, не существующие в природном виде и обладающие уникальными свойствами. Такое масло характеризуется самыми высокими техническими параметрами и эксплуатационными данными, особенно хорошими противокоррозионными качествами. Сложный процесс производства формирует высокую стоимость данного масла. Лучше всего применять в высокооборотных моторах новых автомашин.
Читать еще:  Что может быть от перегрева двигателя ваз 21053

Выбор моторной смазки и стандартная периодичность замены

Зная характеристики двигателя автомобиля, классификацию масел по API и SAE, допуски автопроизводителя, а также определив тип основы можно подобрать моторное масло наиболее соответствующие данному силовому агрегату. При этом важно учитывать рекомендации автопроизводителя по использованию масла определенной компании, но это только в том случае если изготовитель не формируют собственные допуски.

Указанные допуски компании-производители автомобилей разрабатываются на основании сложных химико-технологических анализов и лабораторных исследований. Такие методы проводятся с целью изучения воздействие комплекса присадок или отдельной присадки на конструкционные материалы, используемые в двигателе. Дело в том, что обладая определенным химическим составом, одна присадка может давать положительные моменты в работе деталей двигателя установленного состава и вызывать коррозию и разрушения у элементов мотора изготовленных из других материалов.

Периодичность замены масла в моторе любого автомобиля закреплена действующими регламентами технического обслуживания. Для подавляющего количества автотранспортных средств такой период устанавливается от 10 до 15 тыс. км пробега для условий нормальной эксплуатации.

В последнее время целый ряд фирм производителей автомасел освоил выпуск моторной смазки с увеличенным сроком эксплуатации. Применять такой увеличенный период можно только в том случае, что у обозначенного масла есть допуск на эксплуатацию в двигателях определенной автомобильные фирмы с указанием конкретных моделей. Отсутствие такого допуска в случае использования может привести к негативным моментам для силового агрегата.

Факторы, снижающие срок службы моторного масла

Несмотря на то, что автопроизводители рекомендуют определенную периодичность смены моторного масла в двигателях автомобилей своей компании, опытные водители и специалисты автосервиса рекомендуют при эксплуатации автомашины в неблагоприятных условиях корректировать период смены моторной смазки.

К таким неблагоприятным условиям следует отнести:

1. Условия эксплуатации автомобиля.

Для того чтобы выполнить нормативный пробег между ТО 15 тыс. км автомобилю в городских условиях потребуется около 700 часов работы. При движении по загородным дорогам для выработки межсервисного пробега автомашине потребуется всего 200 часов. Разница во времени работы двигателя достигает практически четырехкратной величины. Это указывает на то, что при одинаковом пробеге в городском цикле моторное масло эксплуатировалось в четыре раза интенсивнее.

Такая увеличенная нагрузка однозначно привела к существенным снижениям технических характеристик смазочного материала. Кроме того, работа мотора в городских условиях связана с повышенной температурой и плохой вентиляции, что также является неблагоприятными факторами. Поэтому выбирая интервал замены масла в двигателе необходимо выполнять корректировку в зависимости от указанных условий эксплуатации автомобиля.

2. Регулярные короткие поездки.

Короткой следует считать поездку, за время которой двигатель автомобиля не успевает полностью прогреться. Это, например, поездки только на работу. За время стоянки автомашины между такими поездками в моторе возникает конденсат, который в дальнейшем смешиваясь с продуктами, возникающими от сгорания топлива, представляет кислотную смесь. Такая смесь разрушает структуру моторного масла и увеличивает коррозию деталей двигателя. Особенно опасны такие короткие передвижения в зимний период, как холодная и поврежденная смесью моторная смазка не выполняет качественно свои задачи, что сильно увеличивает износ силового агрегата.

3. Продолжительное движение с повышенной нагрузкой на двигатель.

Если автомобиль постоянно транспортирует прицеп, ездит с полной загрузкой или передвигается по пересеченной местности, то силовой агрегат автомашины работает продолжительное время на максимальной мощности. Такая эксплуатация приводит к более раннему окислению и изменению вязкости моторного масла, что негативно сказывается на работе двигателя.

Поэтому кроме правильного выбора моторного масла для двигателя автомобиля важно при определении периода замены учитывать условия эксплуатации.

Периодичность замены масла в двигателе – определяем сроки и учимся менять самостоятельно

Эксплуатация любого автомобиля, так или иначе, требует его регулярного технического обслуживания, в том числе и заботы о смазке мотора, здесь важно определить периодичность замены масла в двигателе. При проведении этого ответственного мероприятия следует учитывать большое разнообразие автомобильных двигателей, которые различаются между собой в зависимости от назначения того или иного автомобиля. Исходя из этого, каждому типу двигателей соответствует определенное моторное масло, в состав которого входит основа и различные виды присадок.

Срок замены масла в двигателе и его функция

Исходя из основы, все моторные смазочные составы разделяются на минеральные, изготовленные из нефти, и синтетические, которые получены исключительно химическим синтезом. Однако, несмотря на базовый набор всех необходимых качеств, саму основу нельзя использовать в двигателе в чистом виде. Для улучшения эксплуатационных характеристик применяются различные присадки, предназначенные для оптимизации работы двигателей.

Эти вещества выполняют разные функции, например, стабилизируют вязкость состава при определенных значениях температур. Кроме того, с помощью присадок производится очистка внутренних частей двигателя и множество других полезных действий. В процессе эксплуатации автомобиля моторное масло постепенно вырабатывает свой ресурс и теряет полезные качества. В таких случаях решающее значение имеет интервал замены масла в двигателе, который необходимо строго соблюдать.

Читать еще:  Что если на холодном двигателе дать большие обороты

Периодичность замены масла в двигателе и подготовка

Специалисты считают, что оптимальный срок замены обычного масла составляет 5000 км пробега, а для синтетического варианта этот срок увеличивается до 8000 км. И хотя очень многие считают, что современные разработки таких жидкостей позволяют проехать и 15 тысяч километров, все-таки не следует рисковать, поскольку последствия могут быть самые плачевные. По этой причине нередко происходит перегрев двигателя, особенно в жаркую погоду, снижение его производительности и увеличение расхода топлива.

При трении деталей между собой образуется большое количество мельчайших металлических осколков, попадающих в масло. Постепенно их становится слишком много, и они выводятся при замене состава, не успев нанести двигателю каких-либо повреждений. Своевременная замена смазочного состава повышает чистоту работы двигателя и улучшает его работу в целом. Когда подошел срок замены масла в двигателе, необходимо провести определенные подготовительные работы. В первую очередь нужно приобрести новое моторное масло, а также промывочное.

Как правило, для двигателей объемом до 2000 м 3 следует брать по 4 л каждого масла. Расчет для других двигателей определен в руководстве по их эксплуатации.

Кроме того, необходимо купить новый масляный, топливный и воздушный фильтры. Затем должна быть приготовлена посуда для слива отработанного состава и все необходимые инструменты для снятия пробки сливного отверстия и масляного фильтра.

Интервал замены масла в двигателе и порядок действий

После проведения подготовительных работ, когда наступил период замены масла в двигателе, необходимо в строгой последовательности выполнить следующие действия:

  • Поставить автомобиль на ровную плоскость и зафиксировать его ручным тормозом. После этого нужно снять защиту картера и прогреть двигатель на холостых оборотах в течение примерно 12-15 минут до рабочей температуры.
  • Снять крышку с заливной масляной горловины, а затем открутить пробку на сливном отверстии поддона. После этого отработанное масло сливается в подставленную емкость с соблюдением мер предосторожности, поскольку оно очень горячее.
  • Старый масляный фильтр удаляется вместе с прокладкой. Необходимо подождать примерно 10 минут, пока жидкость окончательно не стечет.
  • Пробка сливного отверстия закручивается, и устанавливается новый масляный фильтр. Резиновую прокладку нужно смазать моторным маслом, чтобы не образовывались складки. Новый состав заливается через горловину с применением сетчатого фильтра.

Таким образом, замена масла в двигателе представляет собой достаточно простую операцию, которая может быть проведена самостоятельно в течение получаса.

Как правильно поменять масло в двигателе

Процедуру замены масла следует начинать с прогрева мотора. Несмотря на важность этого мероприятия его нельзя причислить к очень трудоемким действиям. При сервисном обслуживании автомобиля это является обязательным мероприятием. Все следует проводить аккуратно. Разумеется, перед началом замены масла требуется подготовить все необходимые инструменты. Процедуру замены масла в двигателе можно разбить на ряд этапов.

Подготовительные мероприятия

Работу мотора следует довести до рабочей температуры. От этого во многом зависит успех данного мероприятия. Авто необходимо установить на яму, и запустить двигатель. Коробка передач должна находиться на скорости либо в положении «Р». Далее необходимо включить стояночный тормоз и открыть капот. Это обеспечит остывание масла и стекание его в картер. Масло следует начинать сливать после того, как после отключения двигателя прошло не менее 5 минут.

После этого немного приоткрывают крышку, которая закрывает маслоналивную горловину. Щуп из трубки при этом необходимо немного вынуть. Это необходимо для выравнивания атмосферного давления с тем, что присутствует в картере. Все имеющиеся окружающие загрязнения предварительно удаляют. В систему смазки песок и пыль попадать не должны.

Cлив моторного масла

На сливном отверстии масленого картера двигателя удаляют пробку. Предварительно необходимо подставить какую-то емкость. Следует иметь в виду, что масло будет вытекать под сильным напором. Пробку следует выкручивать постепенно.

Замена масляного фильтра в нижней части двигателя

Пока стекает масло, можно поменять фильтр, что расположен в нижней части мотора. Открутить его можно вручную или с использованием съемника. Откручивать его также следует аккуратно и постепенно. Сняв фильтр, его убирают в сторону. Привалочная поверхность и резьбовой штуцер очищаются от имеющихся загрязнений. Прежде чем устанавливать фильтр, следует нанести на поверхность небольшое количество силикона. Это облегчает монтаж, и исключает возможность повреждений уплотнителя из резины.

Фильтр помещен в металлический корпус. Его затягивают вручную до упора. Затем закручивается новая сливная пробка. Можно поставить старую пробку, но обязательно с новым уплотнителем. Для этого пользуются динамометрическим ключом. При его отсутствии можно использовать и обычный накидной ключ. При этом слишком большое усердие проявлять не следует. Иначе можно просто сорвать резьбу.

Замена масляного фильтра в верхней части двигателя

Если фильтр помещен в металлический корпус, то необходимо тщательно осмотреть его поверхность. Если все в порядке, то устанавливают новый фильтр и закручивают его вручную. Если фильтр покрывает пластиковая крышка, то его из нее извлекают и выкидывают. В крышку помещают новый фильтрующий элемент. Также требуется заменить уплотнения. Для установки используют динамометрический ключ.

Заливка масла

При заливке масла используют воронку. При отсутствии информации о заливочном объеме следует постоянно проверять уровень. Иначе можно допустить перелив. После того, как масло залито, горловину закрывают. Далее на 15-30 секунд включают двигатель. Когда мотор остановится, снова проверяют уровень масла. Если имеется необходимость, осуществляют корректировку.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector