Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором дипломная работа
Асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором
8 марта 1889 года величайший русский учёный и инженер Михаил Осипович Доливо-Добровольский изобрёл трёхфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором.
Современные трёхфазные асинхронные двигатели являются преобразователями электрической энергии в механическую. Благодаря своей простоте, низкой стоимости и высокой надёжности асинхронные двигатели получили широкое применение. Они присутствуют повсюду, это самый распространённый тип двигателей, их выпускается 90% от общего числа двигателей в мире. Асинхронный электродвигатель поистине совершил технический переворот во всей мировой промышленности.
Огромная популярность асинхронных двигателей связана с простотой их эксплуатации, дешивизной и надежностью.
Асинхронный двигатель — это асинхронная машина, предназначенная для преобразования электрической энергии переменного тока в механическую энергию. Само слово “асинхронный” означает не одновременный. При этом имеется ввиду, что у асинхронных двигателей частота вращения магнитного поля статора всегда больше частоты вращения ротора. Работают асинхронные двигатели, как понятно из определения, от сети переменного тока.
Устройство
На рисунке: 1 — вал, 2,6 — подшипники, 3,8 — подшипниковые щиты, 4 — лапы, 5 — кожух вентилятора, 7 — крыльчатка вентилятора, 9 — короткозамкнутый ротор, 10 — статор, 11 — коробка выводов.
Основными частями асинхронного двигателя являются статор (10) и ротор (9).
Статор имеет цилиндрическую форму, и собирается из листов стали. В пазах сердечника статора уложены обмотки статора, которые выполнены из обмоточного провода. Оси обмоток сдвинуты в пространстве относительно друг друга на угол 120°. В зависимости от подаваемого напряжения концы обмоток соединяются треугольником или звездой.
Роторы асинхронного двигателя бывают двух видов: короткозамкнутый и фазный ротор.
Короткозамкнутый ротор представляет собой сердечник, набранный из листов стали. В пазы этого сердечника заливается расплавленный алюминий, в результате чего образуются стержни, которые замыкаются накоротко торцевыми кольцами. Эта конструкция называется «беличьей клеткой». В двигателях большой мощности вместо алюминия может применяться медь. Беличья клетка представляет собой короткозамкнутую обмотку ротора, откуда собственно название.
Фазный ротор имеет трёхфазную обмотку, которая практически не отличается от обмотки статора. В большинстве случаев концы обмоток фазного ротора соединяются в звезду, а свободные концы подводятся к контактным кольцам. С помощью щёток, которые подключены к кольцам, в цепь обмотки ротора можно вводить добавочный резистор. Это нужно для того, чтобы можно было изменять активное сопротивление в цепи ротора, потому что это способствует уменьшению больших пусковых токов. Подробнее о фазном роторе можно прочитать в статье — асинхронный двигатель с фазным ротором.
Принцип работы
При подаче к обмотке статора напряжения, в каждой фазе создаётся магнитный поток, который изменяется с частотой подаваемого напряжения. Эти магнитные потоки сдвинуты относительно друг друга на 120°, как во времени, так и в пространстве. Результирующий магнитный поток оказывается при этом вращающимся.
Результирующий магнитный поток статора вращается и тем самым создаёт в проводниках ротора ЭДС. Так как обмотка ротора, имеет замкнутую электрическую цепь, в ней возникает ток, который в свою очередь взаимодействуя с магнитным потоком статора, создаёт пусковой момент двигателя, стремящийся повернуть ротор в направлении вращения магнитного поля статора. Когда он достигает значения, тормозного момента ротора, а затем превышает его, ротор начинает вращаться. При этом возникает так называемое скольжение.
Скольжение s — это величина, которая показывает, насколько синхронная частота n1 магнитного поля статора больше, чем частота вращения ротора n2, в процентном соотношении.
Скольжение это крайне важная величина. В начальный момент времени она равна единице, но по мере возрастания частоты вращения n2 ротора относительная разность частот n1-n2 становится меньше, вследствие чего уменьшаются ЭДС и ток в проводниках ротора, что влечёт за собой уменьшение вращающего момента. В режиме холостого хода, когда двигатель работает без нагрузки на валу, скольжение минимально, но с увеличением статического момента, оно возрастает до величины sкр —критического скольжения. Если двигатель превысит это значение, то может произойти так называемое опрокидывание двигателя, и привести в последствии к его нестабильной работе. Значения скольжения лежит в диапазоне от 0 до 1, для асинхронных двигателей общего назначения оно составляет в номинальном режиме — 1 — 8 %.
Как только наступит равновесие между электромагнитным моментом, вызывающим вращение ротора и тормозным моментом создаваемым нагрузкой на валу двигателя процессы изменения величин прекратятся.
Выходит, что принцип работы асинхронного двигателя заключается во взаимодействии вращающегося магнитного поля статора и токов, которые наводятся этим магнитным полем в роторе. Причём вращающий момент может возникнуть только в том случае, если существует разность частот вращения магнитных полей.
Проектирование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором
Главная > Курсовая работа >Физика
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева
Факультет энергетики и машиностроения
Кафедра энергетики и приборостроения
На тему: «Проектирование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором»
по дисциплине – «Электрические машины»
д.т.н., проф. Н.В. Шатковская
1. Выбор главных размеров
2. Определение числа пазов статора, витков в фазе обмотки сечения провода обмотки статора
3. Расчёт размеров зубцовой зоны статора и воздушного зазора
4. Расчёт ротора
5. Расчёт магнитной цепи
6. Параметры рабочего режима
7. Расчёт потерь
8. Расчёт рабочих характеристик
9. Тепловой расчёт
10. Расчёт рабочих характеристик по круговой диаграмме
Асинхронные двигатели являются основными преобразователями электрической энергии в механическую и составляют основу электропривода большинства механизмов. Серия 4А охватывает диапазон номинальных мощностей от 0,06 до 400 кВт и имеет 17 высот оси вращения от 50 до 355 мм.
В данном курсовом проекте рассматривается следующий двигатель:
— исполнение по степени защиты: IP 23;
— способ охлаждения: I С0141.
Конструктивное исполнение по способу монтажа: IM1081 – по первой цифре – двигатель на лапах, с подшипниковыми щитами; по второй и третьей цифрам – с горизонтальным расположением вала и нижним расположением лап; по четвертой цифре – с одним цилиндрическим концом вала.
Климатические условия работы: У3 – по букве – для умеренного климата; по цифре – для размещения в закрытых помещениях с естественной вентиляцией без искусственно регулируемых климатических условий, где колебания температуры и влажности воздуха, воздействия песка и пыли, солнечной радиации существенно меньше, чем на открытом воздухе каменные, бетонные, деревянные и другие, не отапливаемые помещения.
1. Выбор главных размеров
1.1 Определим число пар полюсов:
Тогда число полюсов .
1.2 Определим высоту оси вращения графически: [1] по рисунку 9.18, б , в соответствии с , по [1] таблице 9.8 определим соответствующий оси вращения наружный диаметр .
1.3 Внутренний диаметр статора , вычислим по формуле:
где – коэффициент определяемый по [1] таблице 9.9.
При лежит в промежутке: .
Выберем значение , тогда
1.4 Определим полюсное деление :
1.5 Определим расчётную мощность , Вт:
где – мощность на валу двигателя, Вт;
– отношение ЭДС обмотки статора к номинальному напряжению, которое может быть приближенно определено [1] по рисунку 9.20. При и , .
Приближенные значения и возьмём по кривым, построенным по данным двигателей серии 4А. [1] рисунок 9.21, в. При кВт и , , а
1.6 Электромагнитные нагрузки А и В определим графически по кривым [1] рисунок 9.23, б . При кВт и , , Тл.
1.7 Обмоточный коэффициент . Для двухслойных обмоток при 2р>2 следует принимать =0,91–0,92. Примем .
1.8 Определим синхронную угловую скорость вала двигателя :
где – синхронная частота вращения.
1.9 Рассчитаем длину воздушного зазора :
где – коэффициент формы поля. .
1.10 Критерием правильности выбора главных размеров D и служит отношение , которое должно находиться в допустимых пределах [1] рисунок 9.25, б .
. Значение лежит в рекомендуемых пределах, значит главные размеры определены верно.
2. Определение числа пазов статора, витков в фазе обмотки и сечения провода обмотки статора
2.1 Определим предельные значения: t 1 max и t 1 min [1] рисунок 9.26. При и , , .
2.2 Число пазов статора:
Окончательно число пазов должно быть кратным значению числа пазов на полюс и фазу: q . Примем , тогда
где m число фаз.
2.3 Окончательно определяем зубцовое деление статора:
2.4 Предварительный ток обмотки статора
2.5 Число эффективных проводников в пазу ( при условии ):
2.6 Принимаем число параллельных ветвей , тогда
2.7 Окончательное число витков в фазе обмотки и магнитный поток :
2.8 Определим значения электрических и магнитных нагрузок:
Значения электрической и магнитных нагрузок незначительно отличаются от выбранных графически.
2.9 Выбор допустимой плотности тока производится с учётом линейной нагрузки двигателя:
где нагрев пазовой части обмотки статора, определим графически [1] рисунок 9.27, д . При .
2.10 Рассчитаем площадь сечения эфективных проводников:
Принимаем , тогда [1] таблица П-3.1 , , .
2.11 Окончательно определим плотность тока в обмотке статора:
3. Расчёт размеров зубцовой зоны статора и воздушного зазора
3.1 Предварительно выберем электромагнитные индукции в ярме статора B Z 1 и в зубцах статора B a . При [1] таблица 9.12 , а .
3.2 Выберем марку стали 2013 [1] таблица 9.13 и коэффициент заполнения сталью магнитопроводов статора и ротора .
3.3 По выбранным индукциям определим высоту ярма статора и минимальную ширину зубца
3.4 Подберём высоту шлица и ширину шлица полузакрытого паза. Для двигателей с высотой оси , мм. Ширину шлица выберем из таблицы 9.16 [1]. При и , .
Читать реферат по всему другому: «Технология ремонта и обслуживание асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором» Страница 1
СодержаниеВведение
.1. Устройство и принцип действия асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором
.2. Возможные неисправности асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором и способы их устранения
.4. Технологическая карта ремонта и обслуживания асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором
. Охрана труда и экология
Список литературы Введение Обслуживание электроустановок промышленных предприятий осуществляют сотни тысяч электромонтеров, от квалификации которых во многом зависит надежная и бесперебойная работа электроустановок. Правильная организация труда электромонтера и грамотное ведение им эксплуатации электроустановок становятся весьма сложным и ответственным делом, так как любая ошибка эксплуатации может привести к значительным материальным ущербам, выводу из строя дорогостоящего оборудования, большим потерям продукции, нерациональному использованию электроэнергии.
Актуальность выбранной темы: на фоне развития промышленности все более возрастает роль надежных и мощных электрических машин с высоким КПД.
Для своей работы я выбрал тему «Технология ремонта и обслуживание асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором», так как такой двигатель является одним из самых распространенных видов электрических двигателей.
Цель работы: изучить и описать устройство, принцип действия, технологию ремонта и обслуживания асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.
· проанализировать литературу и техническую документацию по выбранной теме;
· изучить и описать устройство, принцип действия, возможные неисправности асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором;
· составить технологическую карту ремонта и обслуживания асинхронного двигателя;
· сделать экономические расчёты ремонтных работ;
· проанализировать экологическую обстановку на участке прохождения производственной практики.
1. Основная часть .1 Устройство и принцип действия асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором Асинхронная машина — это электрическая машина переменного тока, частота вращения ротора которой не равна (в двигательном режиме меньше) частоте вращения магнитного поля, создаваемого током обмотки статора. В основном они используются как электродвигатели и являются основными преобразователями электрической энергии в механическую.
Асинхронный двигатель состоит из двух основных частей, разделенных воздушным зазором: неподвижного статора и вращающегося ротора. Каждая из этих частей имеет сердечник и обмотку. При этом обмотка статора включается в сеть и является как бы первичной, а обмотка ротора — вторичной, так как энергия в нее поступает из обмотки статора за счет магнитной связи между этими обмотками. По своей конструкции асинхронные двигатели разделяются на два вида: двигатели с короткозамкнутым ротором и двигатели с фазным ротором. Рассмотрим устройство трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором. Двигатели этого вида имеют наиболее широкое применение
Рис.1. Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором
1-вал; 2-наружная крышка подшипника; 3-роликовый подшипник;
Расчет асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором
Пример готовой курсовой работы по предмету: Электротехника
СОДЕРЖАНИЕ
1. Выбор главных размеров
2. Определение числа пазов, витков и сечения проводников обмотки статора
3. Расчёт размеров зубцовой зоны статора и воздушного зазора
4. Расчёт ротора
5. Расчёт намагничивающего тока
6. Расчёт параметров рабочего режима
7. Расчёт потерь
8. Расчёт рабочих характеристик
9. Расчёт пусковых характеристик
10. Тепловой и вентиляционный расчеты
10.1. Тепловой расчет обмотки статора
10.2. Вентиляционный расчет
Выдержка из текста
По мере развития силовой полупроводниковой техники и микропроцессорных систем управления двигатели постоянного тока в замкнутых системах электропривода постепенно вытесняются более надёжными и дешёвыми асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором (АД).
Наибольшее применение имеют асинхронные двигатели, рассчитанные на работу на промышленной частоте (50 Гц).
Это трёхфазные асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором, рассчитанные на частоту сети
Расчет асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором
Проектируемый двигатель используется в деревообрабатывающем производстве, в приводах деревообрабатывающих станков. Производство по деревообработке относятся к помещениям II класса по огнестойкости категории В (к категории В относятся производства связанные с обработкой твёрдых сгораемых веществ и материалов, а так же жидкостей с температурой возгорания выше 120оС.), поэтому двигатель имеет закрытое исполнение IP44.
Номинальные данные разрабатываемого асинхронного двигателя должны соответствовать продолжительному номинальному режиму работы (S1), который характеризуется продолжительностью работы, достаточной для достижения установившейся температуры всех частей двигателя при неизменной внешней нагрузке.
Асинхронные машины – наиболее распространенные электрические машины. Особенно широко они используются в качестве электродвигателей и являются основными преобразователями электрической энергии в механическую. В настоящее время асинхронные двигатели потребляют около полвины всей вырабатываемой в мире электроэнергии и широко применяются в качестве электропривода большинства механизмов. Это объясняется простотой конструкции, надежностью и высоким КПД этих электрических машин.
На долю асинхронных двигателей приходится не менее
80. всех электродвигателей, выпускаемых промышленностью и составляющих основу электропривода большинства механизмов. При этом наибольшее количество электроэнергии потребляют двигатели мощностью до
Во многих случаях электрические машины определяют технический уровень изделий, в которых они используются в качестве генераторов и двигателей.
Последние три-четыре десятилетия наиболее популярными и приме-няемыми в промышленности стали двигатели серии 4А. В основу построе-ния серии положены не габаритные размеры сердечников статора, как в прежних сериях, а высоты оси вращения, то есть расстояния от оси враще-ния ротора до установочной поверхности.
Единая серия 4А охватывает диапазон мощностей от 0,6 до
40. кВт и построена на 17 стандартных высотах оси вращения от
35. мм. Серия включает основное исполнение двигателей, ряд модификаций и спе-циализированные исполнения. Двигатели основного исполнения предна-значены для нормальных условий работы и являются двигателями общего назначения. Это трёхфазные асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором, рассчитанные на частоту сети
5. Гц. Они имеют исполнение по степени защиты IP44 во всём диапазоне высот оси вращения и IP23 в диа-пазоне высот осей вращения 160-355 мм.
ICA0141 – закрытая машина с ребристой или гладкой станиной, обдуваемая наружным вентилятором, расположенным на валу машины;
В настоящее время асинхронные двигатели потребляют более
40. вырабатываемой электрической энергии, на их изготовление расходуется большое количество дефицитных материалов: обмоточные меди, изоляции, электрической стали и других затрат.
Широкое применение АД связано с рядом их достоинств. Возникают проблемы расчета мощности и выбора двигателя для того или другого случая, выбора наиболее рациональной схемы управления асинхронным двигателем, расчета конденсаторов, обеспечивающих работу трехфазного асинхронного двигателя в однофазном режиме, выбора сечения и типа проводов, аппаратов управления и защиты. В книге приводится также описание устройства и принципа действия асинхронного двигателя, основные расчетные соотношения для двигателей в трехфазном и однофазном режимах.
1. Копылов, И. П. Проектирование электрических машин [Текст]
/ И. П. Копылов. В 2 кн. Под ред. И. П. Копылова. – М.: Энергоатомиздат, 1993. -384 с.
2. Кравчик, А. Э. Асинхронные двигатели серии 4A:
- Справочник [Текст]
/ А. Э. Кравчик, М. М. Шлаф,
В. И. Афонин, Е. А. Соболенская. – М.: Энергоиздат, 1982. -504 с.
3. Кацман М. М. Расчет и конструирование электрических машин: Учебное пособие для техникумов [Текст]
/ М. М. Кацман. – М.: Энергоатомиздат, 1984. -360 с.
4. Копылов, И. П. Справочник по электрическим машинам [Текст]
/ И. П. Копылов, Б. К. Клоков. В 2 т. Т.
1. Под общ. ред. И. П. Копылова и Б. К. Клокова. – М.: Энергоатомиздат, 1988. -456 с.
Практическая работа №13 Управление асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором
учебно-методический материал
Практическая работа №13 Управление асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практическая работа №13 Управление асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором | 275.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа №13
Управление асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором
Цель работы: ознакомиться с устройством асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором; изучить методику испытания электродвигателя;
Оборудование: лабораторный стенд, электроизмерительные приборы, материалы
Приборы и инструмент: отвертка, кусачики, тестер.
Основные понятия и определения
Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором (рис. 10.1. и 10.2) состоит из следующих основных частей: статор с трехфазной обмоткой, ротор с короткозамкнутой обмоткой и остов. Обмотка ротора выполнена бесконтактной (она не соединена ни с какой внешней цепью), что определяет высокую надежность такого двигателя.
Магнитная система.Асинхронная машина в отличие от машины постоянного тока не имеет явно выраженных полюсов. Такую магнитную систему называютнеявнополюсной. Число полюсов в машине определяется числом катушек в обмотке статора и схемой их соединения. Вчетырехполюсной машине (рис. 10.3) магнитная система состоит из четырех одинаковых ветвей, по каждой из которых проходит половина магнитного потока Ф п одного полюса, в двухполюсной машине таких ветвей две, вшестиполюсной — шесть и т. д. Так как через все элементы магнитной системы проходит переменный магнитный поток, то не только ротор 1, нои статор 2 выполняют из листов электротехнической стали (рис. 10.4), изолированных один от другого изоляционной лаковой пленкой, окалиной и пр. В результате этого уменьшается вредное действие вихревых токов, возникающих в стали статора и ротора при вращении магнитного поля. Листы статора и ротора имеют пазы открытой, полузакрытой или закрытой формы, в которых располагаются проводники соответствующих обмоток. В статоре чаще всего применяют полузакрытые пазы прямоугольной или овальной формы, в машинах большой мощности — открытые пазы прямоугольной формы.
Рис. 10.1. Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором: 1 — остов; 2 — статор; 3 — ротор; 4 — стержни обмотки ротора; 5 — подшипниковый щит; 6 — вентиляционные лопатки ротора; 7 — вентилятор; 8 — коробка выводов
Рис. 10.2. Электрическая схема асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором (а) и его условное графическое изображение (б): 1 — статор; 2 — ротор
Рис. 10.3. Магнитное поле четырехполюсной асинхронной машины
Рис. 10.4. Листы ротора (а) и статора (б)
Рис. 10.5. Пакет собранного статора (а) и статор с обмоткой (б)
Сердечник статора 1 (рис. 10.5, а) запрессовывают в литой остов 3 и укрепляют стопорными винтами. Сердечник ротора напрессовывают на вал ротора, который вращается в шариковых подшипниках, установленных в двух подшипниковых щитах. Воздушный зазор между статором и ротором имеет минимальный размер, допускаемый с точки зрения точности сборки и механической жесткости конструкции. В двигателях малой и средней мощности воздушный зазор обычно составляет несколько десятых миллиметра. Такой зазор обеспечивает уменьшение магнитного сопротивления магнитной цепи машины, а следовательно, и уменьшение намагничивающего тока, требуемого для создания в двигателе магнитного потока. Снижение намагничивающего тока позволяет повысить коэффициент мощности двигателя.
Обмотка статора. Она выполнена в виде ряда катушек из проволоки круглого или прямоугольного сечения. Проводники, находящиеся в пазах, соединяются, образуя ряд катушек 2 (рис. 10.5,б). Катушки разбивают на одинаковые группы по числу фаз, которые располагают симметрично вдоль окружности статора (рис. 10.6, а) или ротора. В каждой такой группе все катушки электрически соединяются, образуя одну фазу обмотки, т. е. отдельную электрическую цепь. При больших значениях фазного тока или при необходимости переключения отдельных катушек фазы могут иметь несколько параллельных ветвей. Простейшим элементом обмотки является виток (рис. 10.6,б), состоящий из двух проводников 1 и 2, размещенных в пазах, находящихся друг от друга на некотором расстоянии -у. Это расстояние приблизительно равно одному полюсному делению т, под которым понимают длину дуги, соответствующую одному полюсу.
Рис. 10.6. Расположение катушек трехфазной обмотки на статоре асинхронного двигателя (а) и виток из двух проводников (б)
Обычно витки, образованные проводниками, лежащими в одних и тех же пазах, объединяют в одну или две катушки. Иногда их называют секциями. Их укладывают таким образом, что в каждом пазу размещается одна сторона катушки или две стороны — одна над другой. В соответствии с этим различают одно- и двухслойные обмотки. Основным параметром, определяющим распределение обмотки по пазам, является число пазов q на полюс и фазу.
В обмотке статора двухполюсного двигателя (см. рис. 10.6, а) каждая фаза (А-Х; B-Y; C-Z) состоит из трех катушек, стороны которых расположены в трех смежных пазах, т. е. q = 3. Обычно q > 1, такая обмотка называется распределенной.
Наибольшее распространение получили двухслойные распределенные обмотки. Их секции 1 (рис. 10.7, а) укладывают в пазы 2 статора в два слоя. Проводники обмотки статора укрепляют в пазах текстолитовыми клиньями 5 (рис. 10.7,б), которые закладывают у головок зубцов.
Стенки паза покрывают листовым изоляционным материалом 4 (электрокартоном, лакотканью и пр.). Проводники, лежащие в пазах, соединяют друг с другом соответствующим образом с торцовых сторон машины. Соединяющие их провода называют лобовыми частями. Так как лобовые части не принимают участия в индуцировании э. д. с, их выполняют как можно короче.
Отдельные катушки обмотки статора могут соединяться «звездой» или «треугольником». Начала и концы обмоток каждой фазы выводят к шести зажимам двигателя.
Обмотка ротора. Обмотка ротора выполнена в виде беличьей клетки (рис. 10.8,а). Она сделана из медных или алюминиевых стержней, замкнутых накоротко с торцов двумя кольцами (рис. 10.8,б). Стержни этой обмотки вставляют в пазы ротора без какой-либо изоляции, так как напряжение в короткозамкнутой обмотке ротора равно нулю.
Рис. 10.7. Двухслойная обмотка статора асинхронного двигателя: 1 — секция; 2 — паз; 3 — проводник; 4 — изоляционный материал; 5 — клин; 6 — зубец
Рис. 10.8. Короткозамкнутый ротор: а — беличья клетка; б — ротор с беличьей клеткой из стержней; в — ротор с литой беличьей клеткой; 1 — короткозамыкающие кольца; 2— стержни; 3— вал; 4 — сердечник ротора; 5 — вентиляционные лопасти; 6 — стержни литой клетки
Пазы короткозамкнутого ротора обычно выполняют полузакрытыми, а в машинах малой мощности — закрытыми (паз имеет стальной ободок, отделяющий его от воздушного зазора). Такая форма паза позволяет хорошо укрепить проводники обмотки ротора, хотя и несколько увеличивает ее индуктивное сопротивление.
В двигателях мощностью до 100 кВт стержни беличьей клетки обычно получают путем заливки расплавленного алюминия в пазы сердечника ротора (рис. 10.8, в). Вместе со стержнями беличьей клетки отливают и соединяющие их торцовые короткозамыкающие кольца.
Для этой цели пригоден алюминий, так как он обладает малой плотностью, достаточно высокой электропроводностью и легко плавится.
Обычно двигатели имеют вентиляторы, насаженные на вал ротора. Они осуществляют принудительную вентиляцию нагретых частей машины (обмоток и стали статора и ротора), позволяя получить от двигателя большую мощность. В двигателях с короткозамкнутым ротором лопасти вентилятора часто отливают совместно с боковыми кольцами беличьей клетки (см. рис. 256, в).
Асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором просты по конструкции, надежны в эксплуатации. Их широко применяют для привода металлообрабатывающих станков и других устройств, которые начинают работать без нагрузки. Однако сравнительно малый пусковой момент у этих двигателей и большой пусковой ток не позволяют использовать их для привода таких машин и механизмов, которые должны пускаться в ход сразу под большой нагрузкой (с большим пусковым моментом). К таким машинам относятся грузоподъемные устройства, компрессоры и др.
Двигатели с повышенным пусковым моментом.Короткозамкнутые асинхронные двигатели с повышенным пусковым моментом имеют специальную конструкцию ротора (обозначаются АП). К ним относятся двигатели с двойной беличьей клеткой и двигатели с глубокими пазами.
Ротор 3 (рис. 10.9,а) двигателя с двойной беличьей клеткой имеет две короткозамкнутые обмотки. Наружная клетка 1 является пусковой. Она обладает большим активным и малым реактивным сопротивлениями. Внутренняя клетка 2 является основной обмоткой ротора; она, наоборот, обладает незначительным активным и большим реактивным сопротивлениями. В начальный момент пуска ток проходит, главным образом, по наружной клетке, которая создает значительный вращающий момент. По мере увеличения частоты вращения ток переходит во внутреннюю клетку, и по окончании процесса пуска машина работает как обычный короткозамкнутый двигатель с одной (внутренней) клеткой. Вытеснение тока в наружную клетку в начальный момент пуска объясняется действием, э. д. с. самоиндукции, индуцируемой в проводниках ротора. Чем ниже расположен в пазу проводник, тем большим магнитным потоком рассеяния 6 он охватывается и тем большая э. д. с. самоиндукции в нем индуцируется (рис. 10.9, в), следовательно, тем большее он будет иметь индуктивное сопротивление.
Вытеснение тока в верхние проводники ротора сильно сказывается при неподвижном роторе, когда частота тока, индуцируемого в обеих клетках ротора, велика. При этом индуктивные сопротивления обеих клеток значительно больше активных и ток распределяется между ними обратно пропорционально их индуктивным сопротивлениям, т. е. проходит в основном по наружной клетке с большим активным сопротивлением.
По мере возрастания частоты вращения ротора частота тока в нем будет уменьшаться (вращающееся магнитное поле будут пересекать проводники ротора с меньшей частотой), и ток начнет проходить по обеим клеткам в соответствии с их активными сопротивлениями, т. е., главным образом, через внутреннюю клетку.
Таким образом, процесс пуска двигателя с двойной беличьей клеткой имеет сходство с процессом пуска асинхронного двигателя с фазным ротором, когда в начале пуска в цепь обмотки ротора вводится добавочное активное сопротивление (пусковой реостат), а по мере разгона это сопротивление выводится. Точно так же и в рассматриваемом двигателе ток в начале пуска проходит по наружной клетке с большим активным сопротивлением, а затем по мере разгона постепенно переходит во внутреннюю клетку с малым активным сопротивлением.
Рис. 10.9. Конструкция роторов асинхронных двигателей с повышенным пусковым моментом: с двойной беличьей клеткой (а), с глубокими пазами (б) и разрезы их пазов (в и г)
Для повышения активного сопротивления пусковой клетки стержни ее изготовляют из маргацовистой латуни или бронзы. Стержни рабочей клетки выполняют из меди, обладающей малым удельным сопротивлением, причем площадь поперечного сечения их больше, чем у пусковой клетки. В результате этого активное сопротивление пусковой клетки увеличивается в 4—5 раз по сравнению с рабочей. Между стержнями обеих клеток имеется узкая щель 5, размеры которой определяют индуктивность рабочей клетки. Двухклеточный двигатель на 20—30% дороже короткозамкнутого двигателя обычной конструкции. Для упрощения технологии изготовления ротора двухклеточные двигатели небольшой и средней мощности выполняют с литой алюминиевой клеткой.
Действие двигателей с глубокими пазами (рис. 10.9, б) также основано на использовании явления вытеснения тока. В этих двигателях стержни 4 беличьей клетки выполнены в виде узких медных шин, заложенных в глубокие пазы ротора 3 (высота паза в 10— 12 раз больше его ширины). Нижние слои стержней, расположенные дальше от поверхности ротора, охватываются значительно большим числом магнитных линий потока рассеяния 6, чем верхние (рис. 10.9,г), поэтому они имеют во много раз большую индуктивность. В начале пуска в результате увеличенного индуктивного сопротивления нижних частей стержней ток проходит, главным образом, по их верхним частям. При этом используется только небольшая часть поперечного сечения каждого стержня, что приводит к увеличению его активного сопротивления, а следовательно, и к возрастанию активного сопротивления всей обмотки ротора.
При увеличении частоты вращения ротора вытеснение тока в верхние части стержней уменьшается (по той же причине, что и в двигателе с двойной беличьей клеткой), и после окончания пуска ток равномерно распределяется по площади их поперечного сечения.
Порядок проведения работы
1. В данной работе исследуется асинхронный электродвигатель переменного тока М1 (см. рис. 10.10). При выключенном стенде с помощью измерительных приборов производится замер сопротивлений обмоток статора электродвигателя (тестером) и сопротивлений изоляции измеряется мегометром или при его отсутствии с помощью тестера и сравнивается с требуемыми.
2. Для проверки параметров работы на холостом ходу смонтировать схему управления двигателем по рис. 10.11.
3. Проверить правильность монтажа при помощи тестера. После проверки схемы преподавателем запитать стенд от сети и подать в схему напряжение (поочередно включить сетевой выключатель стенда, затем автомат QF1). Проверить работу схемы. Нажатием черной кнопки кнопочного поста SB1 запустить двигатель. Замерить ток двигателя и его скорость. Остановка двигателя производится нажатием красной кнопки поста SB1. Записать показания приборов.
Эти значения должны соответствовать паспортным значениям.
4. Сделать вывод о проделанной работе. Ответить на контрольные вопросы.
- Каков принцип работы двигателя переменного тока.
- В чем преимущества двигателей переменного тока по сравнению с двигателями постоянного тока.
- Каково основное отличие характеристик двигателей переменного тока от двигателей постоянного тока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В методической разработке приведены технологическая карта и конспект урока.
Важнейшая проблема, волнующая всех преподавателей, – повышение эффективности урока.Снижение уровня знаний студентов в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, формализ.
Лабораторная работа предназначена для студентов колледжей электротехнических специальностей. Лабораторная работа предусматривает подключение двигателей в трёхфазную сеть по схемам «звезда» и «треуголь.
Практическая работа№8 «Расчет основных характеристик асинхронных двигателей» С-21,С-22.
принципы работы и методы проверки элементов системы электронного управления впрыском топлива бензинового двигателя.
Практическая работа № 3По дисциплине ОП 03 «Организация и технология розничной торговли»Профессия: «Продавец, контролер-кассир»Тема: Сущность торгового менеджмента. Организацио.
Презентация содержит краткое описание конструкции АД с фазным ротором, его принцип действия и техническое обслуживание.