Палладианство

17.11 Палладианство в Европе и России в XVIII веке. Кто такой Андреа Палладио и почему Павловский дворец называют палладианской виллой? Палладианство (XVII-XIX вв.). Отчего-то манеру итальянца А. Палладио, сложившуюся еще в XVI столетии в области Венето, лучше всего смогли понять и оценить.

Стиль палладианский (палладианство)

Палладианство — почтенная архитектурная традиция, появившаяся под воздействием идей Андреа Палладио (1508—1580). Если совсем коротко, то палладианство — это симметрия. Тигровый — академические дарения конных тест на ледовитом, сумасшедшем или палевом колледже. Палладианство кратко, палладианство и классицизм отличия, палладианство. Вилла Капра (Ротонда) Во всём виноват Колумб (в который раз) Архитектор Андреа Палладио (1508 1580) единственный архитектор, имя которого дало название стилю, палладианству. Палладианство — это стиль, основанный на идеях и принципах древнеримской архитектуры, разработанных итальянским архитектором Андреа Палладио. Палладианство – направление в архитектуре европейского, в том числе русского, классицизма, берущее начало в творчестве величайшего зодчего Ренессанса Андреа Палладио.

Палладианство в русской архитектуре XVIII века. Часть 1

Палладианство, направление в европейском зодчестве 17—18 вв., развивавшее (в рамках классицизма) принципы, заложенные в творчестве Палладио. Импровизация в рамках палладианства. Представляем проект «английского дома» – дворца, построенного Олегом Карлсоном для заказчика в Подмосковье. «Русское палладианство» зародилось в эпоху Петра I, что четко прослеживается в истории создания новой столицы — Петрополиса — на Неве. Выставка «Русское палладианство. Палладио и Россия от барокко до модернизма» прошла осенью минувшего года в Венеции в Музее Коррер. Теперь ее показывают и в Москве.

Андреа Палладио. Отец классицизма

Тигровый — академические дарения конных тест на ледовитом, сумасшедшем или палевом колледже. Палладианство кратко, палладианство и классицизм отличия, палладианство. «Русское палладианство» зародилось в эпоху Петра I, что четко прослеживается в истории создания новой столицы — Петрополиса — на Неве. Исторически английское палладианство началось с желания создать национальный стиль, национальный архитектурный стандарт. Если говорить современным языком. архит. ранняя форма классицизма Конечно, проблема русского палладианства столь сложна и многогранна, что её невозможно полно рассмотреть в рамках статьи. Основные характеристики. Палладианство виллы Годи: собственный проект Палладио, включенный в I quattro libri dell'architettura. ПАЛЛАДИАНСТВО. (англ. Palladianism) — направление в европейской архитектуре 17—18 вв., развивавшее (как правило, в рамках классицизма) принципы зодчества.

Что такое Палладианство простыми словами

Издание собрания сочинений Д. Триссино было опубликовано маркизом Ф. Маффеи в Вероне в 1729 г. Одним из любимых — профессиональных занятий Джан Джордже была архитектура. В его мастерскую и поступил приехавший из Падуи 16-летний Андреа ди Пьетро делла Гондола. Заметив в помощнике мастера резчике по камню большой талант и целеустремленность, Триссино взял его под свое покровительство и заменил Андреа рано умершего отца. Князь сменил ему простоватое имя ди Пьетро на благозвучное — Палладио, в честь ангела Палладия, покровителя архитекторов, по легенде избавившего Италию от готов. По другой версии, в честь статуи греческой богини мудрости, знаний, искусств и ремесел Афины Паллады. Триссино сам обучал Андреа премудростям архитектуры, в качестве учебника подарив ему «Десять книг по архитектуре» Витрувия. Князь свел протеже со многими патронами искусства в Виченце, Падуе и Венеции, причем заботился о том, чтобы молодой человек получил не только архитектурное, но и разностороннее гуманитарное образование. Для этого он приглашал воспитанника на все научные и литературно-художественные «посиделки», которыми славился его дом; находил для него первоклассных учителей и наставников Д.

Фальконетто и др. Джан Джорджо дал возможность своему подопечному участвовать в строительстве своей виллы в Криколе 1535—1538 , после чего по его рекомендациям Андреа возводил виллу Годи в Лонедо 1540 и виллу Пизани в Баньоло 1544.

Как пластическое развитие стены воспринимаются и колонны Капитанио в Виченце 1576 , объединяющие лоджию и главный второй этаж. Креповки антаблемента стали продолжением и завершением капители. Поиски возрождения «вечных» начал архитектуры Палладио распространял и на организацию планов, регулярных, подчиненных полной симметрии. Вилла Ротонда стала наиболее последовательным осуществлением мечты зодчего о всепроникающей гармонии. Палладио благодаря завершенности созданной им системы остался для последующих поколений наиболее понятным среди зодчих Ренессанса; «палладианизм», порожденный его авторитетом, стал международным явлением, не угасавшим более трех веков. Развитие архитектурного ордера:.

Архитектор использовал серлиану это повторяющаяся структура с полукруглыми аркадами, которые обрамлены двумя прямоугольными проходами. Одним из самых примечательных элементов, украшающих прекрасное сооружение, является лоджия с "окном Палладио" или "Палладианским окном". Также нельзя не отметить смелые изменения, которые архитектор внес в готическую постройку: мастер добавил новое мраморное обрамление в классическом стиле, портик и лоджию. Еще одним произведением великого архитектора является построенное в 1571 году сооружение Палаццодель Капитанио. Великолепные полуколонны большого ордера и восходящая к римским триумфальным аркам композиция бокового фасада дополнены скульптурой и барельефами, которые изображают взятые у Турции трофеи. Замечательный пример подлинного синтеза архитектуры с живописью и скульптурой- Вилла в Мазере близ Виченцы другое название: Вилла Барбаро , которая была построена Андреа Палладио в 1570 году для семейства Барбаро. Фасад виллы украшают колонны ионического ордера и портики, ведущие в подсобные помещения. Все свои сооружения архитектор проектировал с учётом окружающей обстановки, поэтому, обратив внимание на количество этажей, можно заметить одну интересную уловку. Глядя на фасад, создается ощущение, что сооружение двухэтажное, однако в части, которая обращена на противоположную сторону этаж только один. Такое решение было применено из-за холмистой местности и перепада в ландшафте. Интерьер виллы отражает плоды прекрасной творческой коллаборации гения Андреа Палладио и живописца Паоло Веронезе, который внутри сумел расписать дворец знаменитыми фресками в технике иллюзионизма тромплей. В каждом из шести залов можно увидеть мифологические сцены и портреты хозяев виллы, которые словно бы отовсюду наблюдают за происходящим. Палладио также оказал значимое влияние и на культовую архитектуру, определив принципиально новое решение для церковного фасада и создав пластический, упрощенный язык в сравнении с ренессансом XV века и античностью. Церковь Сан Джорджо Маджоре, построенная в 1565 году, имеет органическую связь между композицией фасада и четко выраженной в интерьере пространственной структурой сооружения. Мастер выразил сложную конструкцию церкви с базиликальным разрезом сочетанием композиционных схем двух античных храмов, как два совмещенных объема. Фасад из белого мрамора был закончен лишь в 1611 году. Важно отметить, что за счет выделения средней части малого ордера полуколоннами на пьедесталах, всей церкви придается масштаб и стройность. Внутри церковь разделена на три нефа, её интерьер поражает развитостью стиля: заметное преобладание белого цвета, который является символом чистоты и непорочности, еще больше придает храму великолепия и умиротворения. Также в храме были впервые использованы трёхчетвертные колонны, а архитектура римских триумфальных арок превращена в базилику, что безусловно восхищает.

Но не прошло и полвека, как в 1763 году архитектор Петербургской академии художеств Василий Баженов становится академиком Римской академии св. Кологривовым и так же, как и в Западной Европе, стала настольным учебником архитекторов того времени. Наиболее выразительными памятниками неоклассического стиля в Петербурге являются постройки на территории Петропавловской крепости. А жемчужиной российской неоклассики стал Лефортовский Меньшиковский дворец в Москве. Дворец был построен по проекту архитектора Д. Аксамитова по заказу Петра для Франца Лефорта. Торжественно отпраздновав в присутствии царя новоселье 12 февраля 1699 года, Лефорт умер. Эрмитажный театр Дворец сильно отличался от парадных старорусских покоев. Его обширные залы и роскошные комнаты поражали воображение. Одна зала была отделана тисненой золотом кожей, другая была обита желтым бархатом, третью украшали редкие китайские коллекции произведений искусства, четвертая представляла морскую живопись, причем перед картинами находились модели галер и кораблей. В простенках окон второго и третьего этажа располагались классические пилястры, отвечающие не внутренним членениям, как в древнерусском зодчестве, а логике членения фасада, показывая регулярность облика и принципы симметрии в планировке. Здание имело трехчастную композицию. Подобные трехчастные композиции, но уже заключенные в единый блок, станут характерными для дворцовой архитектуры Петровского времени. Малый Трианон в Версале Лефорт умер, и дворец, являвшийся фактически царской резиденцией, был передан Меньшикову, который в 1707-1708 гг. Изменения проводились с целью приобретения дворцом идеальных общеевропейских форм. Лефортовский дворец был коренным образом перестроен архитектором Дж. Теперь парадный двор был окружен замкнутым прямоугольником корпусов, а торжественная арка главного въезда была обрамлена портиком со сдвоенными пилястрами. Часть дворца, построенная Аксамитовым, также получила новую архитектурную декорацию. Не случайно именно здесь проходили те пиры-ассамблеи, которые устраивал Петр Великий, внедряя в России новые европеизированные формы придворного быта. Наиболее известное творение неторопливого и основательного шотландца Камерона — это дворец в Павловске. Это Английский дворец в Петергофе разрушен в 1942 г. Последний, особенно близкий по композиции к виллам Палладио, и вошел в русскую архитектуру как основной тип государственного учреждения. Множество элементов, как, например, портик с ведущей к нему широкой лестницей или раскинутые крылья колоннад, соединяющих дом с флигелем, прочно вошли в наше понятие о прекрасном, выдающемся и удобном. Если что и объединяет Большой театр и сельский клуб в российской глубинке, казенные постройки в городах и классические дворянские усадьбы, то это элементы палладианского стиля. Воронихин, Захаров, Росси, Львов, Баженов, Казаков, Старов, Фомин, Стасов — практически каждый выдающийся русский архитектор отдавал должное палладианскому стилю. Дом королевы в Гринвиче Примечательно, что именно ХХ век принес в Россию новый расцвет палладианства. Поклонение палладианскому стилю появилось с новой силой в самом начале века в связи с популяризацией неоклассицизма. Как и их предшественники столетия назад, новые сторонники Палладио, такие как Щуко, Фомин и Жолтовский считали, что это именно высокий классицизм является самым совершенным способом решения всех архитектурных задач. Первая мировая война, а затем набравший силу авангардизм притормозили процесс развития неопалладианства. Самый убедительный пример советского палладианства — это дом на Моховой, построенный академиком Жолтовским и являющийся чуть ли не абсолютной копией Палаццо Порто работы великого венецианца, послуживший началом создания целой серии замечательных творений советской архитектуры.

Как разговаривает архитектура

  • Что такое палладианство?
  • Экскурсия Петра Вайля по архитектуре Андреа Палладио
  • 43. Палладианство
  • Биография Андреа Палладио

Андреа Палладио

Андреа Палладио (1508–1580) недаром обратился в миф имени себя, в то самое палладианство. И для Возрождения, и для истории искусства он стал квинтэссенцией. Палладианство было тогда общеевропейской модой. Это увлечение началось в Англии благодаря энтузиазму британского посла в Венеции Г. Уоттона. Основоположник палладианства и классицизма. Базилика Палладио в Виченце. Импровизация в рамках палладианства. Представляем проект «английского дома» – дворца, построенного Олегом Карлсоном для заказчика в Подмосковье. Определение палладианства. Палладианство – это архитектурный стиль, который возник в Великобритании в 18 веке и был основан на идеалах и принципах античной архитектуры. это стилевое течение раннего классицизма, основанное на идеях итальянского архитектора Андреа Палладио.

5. 018 Джан Джорджо Триссино и палладианство

Основоположник палладианства и классицизма. Базилика Палладио в Виченце. Томас Джефферсон, должно быть, очень повеселился, будучи вторым обитателем Белого дома в Вашингтоне, здания, несомненно, вдохновленного ирландским палладианством. Основоположник палладианства и классицизма. Как человек, мыслитель и зодчий Палладио целиком связан с культурой и искусством Италии эпохи Возрождения. Постановка вопроса о палладианстве в творчестве Кваренги и Львова не нова.

Андреа Палладио. Отец классицизма

Вторичному открытию палладианских принципов способствуют: — ставшие обязательными поездки в Италию молодых дворян — «Британника Витрувия» Кэмпбелла -лондонское переиздание «Четырех книг об архитектуре» Палладио — «Чертежи Иниго Джонса» Кента. Вместе с Кентом он строит около дюжины загородных домов, избегая маньеристских эффектов Палладио, что производят впечатление пуританско-поучительных и сухих. Вилла «Ротонда» Палладио неоднократно имитируется в разных вариантах. Нереализованный проект триумфального моста находит воплощение в миниатюрных сооружениях лорда Пэмброка в парках Уилтон-хаус и Стоу-хаус.

Такого рода ландшафтные парки, окружающие дом, являются изобретением именно этого поколения архитекторов, к которому относятся Флиткрофт, Уэар, Варди, Моррис и Бреттингем. Их искусственные мавританские, китайские, готические и античные руины, храмы и павильоны часто оформленные как театральные кулисы, должны вызывать философские чувства и настроения. Но на фоне классической строгости главного здания кажутся намеренно странными.

Правда, классический декор самого здания ограничивается входом и лестничной клеткой, в комнатах предпочтение отдается рококо и «шинуазри». Второе поколение архитекторов неопалладианства строит менее пуристические главные фасады. Роберт Адам.

Барокко в Англии Барокко также начинается в Англии лишь через 100 лет после Италии, являющейся его родиной. Наиболее значительными представителями этого стиля в светской архитектуре являются помощник Рена Хоксмур и самоучка Вэнбро, которые сооружают замок Хоуард-касл и по аналогичному плану дворец Бленим-пэлис. Монументальные размеры этих сооружений и добротное художественное исполнение говорят об энергичной, тяготеющей к великолепию, театральной и даже «мужской» манере Вэнбро. Арчер, учившийся в Риме у Борромини, перенимает динамичный язык форм последнего, Гиббс, ученик представителя позднего барокко Фонтаны, больше обращается к классицизму Рена. Вторичному открытию палладианских принципов способствуют: — ставшие обязательными поездки в Италию молодых дворян — «Британника Витрувия» Кэмпбелла -лондонское переиздание «Четырех книг об архитектуре» Палладио — «Чертежи Иниго Джонса» Кента. Вместе с Кентом он строит около дюжины загородных домов, избегая маньеристских эффектов Палладио, что производят впечатление пуританско-поучительных и сухих. Вилла «Ротонда» Палладио неоднократно имитируется в разных вариантах. Нереализованный проект триумфального моста находит воплощение в миниатюрных сооружениях лорда Пэмброка в парках Уилтон-хаус и Стоу-хаус. Такого рода ландшафтные парки, окружающие дом, являются изобретением именно этого поколения архитекторов, к которому относятся Флиткрофт, Уэар, Варди, Моррис и Бреттингем. Их искусственные мавританские, китайские, готические и античные руины, храмы и павильоны часто оформленные как театральные кулисы, должны вызывать философские чувства и настроения.

Он как бы поставил себе задачу сделать не то, что уже было сделано ими, но то, что они должны были бы сделать и сделали бы, конечно, если бы, возвратясь к жизни, стали работать для наших жилищ. Отсюда проистекает вполне свободное, лёгкое и находчивое применение им планов, линий и украшений античности во всех родах архитектуры, к которым обращался его талант». Катрмер-де-Кенси [2] Время, в котором приходилось работать Палладио, было временем кризиса морской торговли, на которой когда-то разбогатела Венецианская республика, и переселения венецианских аристократов из Венеции в пригороды — на «твёрдую землю» Терраферму , где можно было заняться сельским хозяйством. Поэтому Палладио изучал традиции сельской итальянской архитектуры.

Все свои виллы Палладио проектировал с учётом окружающей обстановки. Если здание находилось на возвышенности, как в случае виллы Капра ла Ротонда , он устраивал все фасады идентичными, чтобы строение со всех направлений выглядело одинаково хорошо. Поэтому его композиционные схемы центричны. Кроме того, в подобных случаях со всех четырёх сторон обычно устраивались портики , чтобы хозяева могли созерцать свои земли, находясь под защитой от солнца — во многом это напоминает современные крыльца , устраиваемые вокруг домов в сельской местности разных стран.

Палладио использовал также лоджии или крытые галереи, происходящие от простых навесов на столбах, также заимствованных им из крестьянских строений. Утопленные в стены портики, или помещения с большими проёмами в стенах, открывают внутреннее пространство комнат природной среде. Иногда лоджии располагаются и на втором этаже, формируя двухъярусные композиции. Нередко лоджии завершаются фронтонами , что акцентирует их значение в общей композиции фасадов.

На вилле Годи центром фасада является не портик, а именно лоджия. В иных случаях, как например в Палаццо Кьерикати в Виченце, лоджии формируют углы здания, что придаёт композиции особенную живописность, связывая её с окружающим пространством, воздухом и светом [3]. Композицию фасадов Палладио разрабатывал по примеру древнеримских храмов. Он был убеждён, что жилая архитектура древних римлян происходила от древнейших храмов с колоннадами и треугольными фронтонами.

Палладианские виллы чаще всего ограничены тремя этажами. У основания рустованные подвал или цокольный этаж, включающие служебные и подсобные помещения. Затем бельэтаж , доступ к которому открывается через внешний лестничный проём портика, включающий в себя главную приёмную и спальни, а выше над ним мезонин с дополнительными спальнями и прочими жилыми помещениями. Пропорционирование каждой комнаты, находящейся внутри виллы, задаётся с помощью простейших математических отношений типа 3:2, 3:4, 4:5, 5:3.

Эти сооружения, а также изданные венецианским зодчим «Четыре книги об архитектуре» стали эталоном для многих европейских мастеров классицистического направления архитектуры. В Италии — В. Скамоцци, в Англии — И.

Джонс, К. Рен, в Шотландии — Р. Адам, во Франции — Ж.

Габриэль, Ж. Суффло и др. Джеферсон, в России — Д.

Кваренги, К. Росси, М. Казаков, А.

Воронихин и т.

Палладианство в Англии

Ренессанс не знает своих Ван Гогов и Малевичей, и некому резонно указать: «Осел хвостом лучше мажет». Другое следствие — недвусмысленное отношение к деньгам. Мысль, что творцу воздается где-то в горних высях, никто не понял бы. Изделие должно быть оплачено, будь то штаны или Святое семейство. Заказчик вступал с художником в отношения клиента с обслугой, включая и то, что могли нахамить. Ренессансные тексты приводят случаи художнического своеволия — впрочем, портняжного тоже. Мысль, что творцу воздается где-то в горних высях, никто не понял бы Пограничный между старым и новым самосознанием пример — история с картиной Веронезе.

Церковь заказала ему сюжет Тайной вечери, но отказалась принять: мало того что один апостол режет баранину, а другой ковыряет вилкой в зубах — живописец разместил на холсте полсотни фигур, включая негритят-прислужников, пьяных немецких солдат, карликов, шутов и собак. Вышел скандал, и Веронезе вызвали на суд инквизиции. В итоге сошлись на смене названия: «Пир в доме Левия» сейчас картина в венецианской Академии, а в тех же скобках подивимся инквизиторской терпимости. Запись допроса сохранилась. Восхитительное достоинство, прямодушная гордость мастера, забытая зависимость от материала — ни слова о духовке и нетленке. Начинает возникать иная, современная концепция художника.

Но Андреа Палладио — еще из того, ремесленного цеха. Обилие художников на душу населения имело понятные результаты. Как в Одессе, где каждая мамаша считала долгом видеть сына со скрипочкой в руках, неизбежно появлялись Хейфец и Ойстрах, так в Тоскане и Венето из сотен мальчиков, отданных в ученики, выходили Боттичелли и Карпаччо. Так вышел из гильдии каменщиков Палладио. Баснословна его карьера: от первого успеха — палаццо Тьене в Виченце, где теперь штаб-квартира «Банко пополаре», — до посмертного триумфа во всем мире. Секрет распространения — прежде всего во внятных радикальных трактатах, пользуясь которыми даже посредственность могла воздвигнуть нечто значительное.

Палладио вывел алгоритм, и произошло воровство простоты. Секрет — и в извивах истории, которая ретроспективно не знает случайностей. Венеция стала туристским аттракционом раньше других городов планеты, за исключением Рима, пожалуй. Первые в мире туристы — англичане — вывозили впечатления и идеи из Венеции и Венето: одной из остановок по пути была Виченца. Ключевым оказался приезд сюда лондонского архитектора Иниго Джонса летом 1614 года. Он встретился с престарелым Винченцо Скамоцци, лучшим учеником Палладио, и приобрел несколько сундуков с эскизами.

Джонс умер, когда уже исполнилось двадцать лет Кристоферу Рену — человеку, который после великого пожара Лондона в 1666 году построил его заново, в конечном счете по принципам Палладио: например, собор Святого Павла. Идеи растекаются — чем они проще и внятнее, тем быстрее и шире. Но всегда должен быть проводник, персонификация идеи: таким для Англии стал Иниго Джонс, а для России — Джакомо Кваренги. В 1780 году по приглашению Екатерины он приехал из Италии в Петербург, где и умер тридцать семь лет спустя, успев послужить еще и Павлу, при Александре впав в немилость. Неистовый палладианец, он задал тон, стиль, моду, оставив выдающиеся образцы: Английский дворец в Петергофе разрушен люфтваффе в 1942-м , Академия наук, Эрмитажный театр, Обуховская больница, Конногвардейский манеж. Не забудем Смольный: эволюционер Палладио оказался причастен к самой радикальной революции в истории.

А победивший гегемон в своих общественных и частных сооружениях самоутверждался, копируя дворцы и поместья. В санатории «Сочи», построенном для политбюро — с портиками, фресками, лепниной, я своими глазами видел монументальную плиту, где золотом по белому в прожилках выбито: «Кефир 22:00—22:30». Под Москвой попал в гости к нефтяному магнату, занявшему бывшую дачу ЦК: лестница вчетверо шире кухни, ионические колонны в два обхвата, в биллиардную попадаешь через спальню. В санатории «Сочи» с портиками, фресками, лепниной, я видел монументальную плиту, где золотом по белому выбито: «Кефир 22:00—22:30» В Штатах главным проводником палладианства стал Томас Джефферсон. Молодая Америка брала пример с Англии — в архитектуре тоже. Но что до государственного устройства и принципов общественной жизни, то отцы-основатели заглядывали через голову и Англии, и всей Европы в античность: Грецию и Рим.

Так, взяв многое в университетской системе Оксфорда и Кембриджа, американцы отвергли их принцип замкнутых двориков монастырского типа, что напоминало об ограниченности человеческого разума и элитарности знания. В первоначальных Штатах все было идеологично. В этом смысле английское палладианство оказалось идеальным компромиссом — античность, пропущенная через британский опыт. Располагал к тому и климат: Штаты — южная страна, о чем часто забывают. Родные края Джефферсона — на широте Палермо. Здесь не было риска промерзнуть в открытых колоннадах или схватить насморк у распахивающихся до пола «венецианских» окон.

Впрочем, мода никак не связана со здравым смыслом. Как вышло, что палладианство активнее всего внедрилось на севере Европы — в Англии и России? Виллы, перенесенные из Венето в Эссекс и Петербургскую губернию, опять-таки напоминают хрущевские заполярные посадки кукурузы. В Британии широт, на которых находится Венето, нет вообще. В большой России такие параллели имеются, но — на Черном море, где палладианский стиль законно господствует в облике санатория «Металлург» и водолечебницы «Мацеста». Но какой такой прохлады алкали русские помещики на широтах Гренландии и Аляски?

Если уж заимствовать архитектуру в Италии, то логичнее было бы копировать средневековые палаццо — толстые стены, крохотные окна. Однако логика имеет отношение лишь к самим конструкциям, а не к моде на них. В Америке сам Джефферсон напоминал о Возрождении. Занимался сельским хозяйством, метеорологией, археологией, филологией, восстановил облик мамонта по ископаемым костям, составил словарь индейских диалектов. Внедрял республиканские принципы в американское общество и — палладианский стиль в американскую архитектуру, без обиняков называя Палладио библией. Об этих высказываниях можно не знать — достаточно взглянуть на дом Джефферсона в Вирджинии, названный итальянским именем Монтиселло, спроектированный в 90-е годы XVIII века самим хозяином по образцу виллы «Ротонда».

В XIX веке палладианские фасады были так популярны в Штатах, что Фенимор Купер жаловался: здания не отличить друг от друга В XIX веке палладианские фасады загородных домов были так популярны в Штатах, что Фенимор Купер жаловался: здания не отличить друг от друга. Мода сошла на нет только полстолетия назад, но и деловые кварталы американских городов успели стать назойливо палладианскими. Огромно влияние Джефферсона, избранного в 1800 году президентом США, на облик американской столицы — при нем строился Капитолий, Белый дом, судебные здания, менялась Пенсильвания-авеню. Если есть в мире второй, после Виченцы, палладианский город — это Вашингтон. Точнее, он первый: потому что подлинный, исторический Палладио в своем городе пробовал и искал — в Вашингтоне же использовано уже найденное, отобранное, проверенное не только итальянской, но и британской, и уже своей американской практикой. Вашингтон — столица палладианства.

А универсальность стиля такова, что житель Тамбовщины может представить себе Белый дом, пройдясь вокруг колхозного Дома культуры. Вид на корсо Палладио в Виченце. Но тяжелый комплекс непризнания Венецией тяготел над ним до смерти.

Его успех, среди прочих, отмечают два его лондонских проекта — Банкетный зал Уайтхолла и Квинз-Хаус в Гринвиче. В особенности последний, с его довольно суровой симметрией и строгостью, построенный из светлого камня, наверняка поражал воображение лондонцев, однако с постройкой этого здания английская архитектура совершенно преобразилась.

Так или иначе, классицизм сохранил влияние в Англии вплоть до XX в. Иниго Джоунз Банкетный зал Уайтхолла С легкой руки успешного классического архитектора Элиаса Холла палладианство распространилось и в Германии. Стиль также обрел популярность в Голландии в творениях Якоба ван Кампена, архитектора Королевской галереи Маурицхейс в Гааге и величественной городской ратуши в Амстердаме, позднее ставшей королевским дворцом. Как Джоунз и Холл, ван Кампен побывал в Италии и там, вероятно, повстречался с Винченцо Скамоцци, архитектором, знававшим Палладио и довершившим несколько его работ, в том числе «Театро Олимпико», после смерти наставника. Возникло и много других симметричных в плане, строго классических зданий с портиками — таково было влияние Палладио в Британии во второй половине XVIII столетия.

Так скромное архитектурное явление с севера Италии превратилось в мировое палладианство. Вилла Виллы Палладио — компактные загородные дома в предместьях Венеции, строившиеся в основном для отпрысков венецианской знати. Такое имение — действующая ферма с центром в виде изящнейшего дома.

Год 1937-й — один из страшных в России: «дело Тухачевского», бойня на Соловках, казнь иерея Владимира Амбарцумова, Павла Флоренского и тысяч других. Это время закручивания идеологических гаек и жесточайшего идеологического контроля.

Когда же открываешь издание перевода Палладио, осуществленного Жолтовским, то охватывает странное чувство. Такое издание могло быть предпринято до революции, во время декаданса, в Серебряном веке. В книге нет даже упоминаний об СССР и о пользе Палладио в деле строительства коммунизма, которые были обязательны. Вместо этого — длинные посвящения аристократам и королям, прекрасно переведенный текст Палладио о виллах и храмах, в котором нет и намека на важность Палладио для пролетарского государства, и корректные примечания без единой цитаты из Маркса, Ленина и Сталина. Самое же главное — рисунки: титульные листы со множеством аллегорических фигур, колонны, капители, и дворцы, дворцы, дворцы… На самом деле издание «Четырех книг об архитектуре» Палладио было задумано Жолтовским давно, еще до1917 года.

В 1937 году ему исполнилось семьдесят лет, и издание Палладио, предпринятое по экземпляру, лично принадлежавшему архитектору, стало реализацией его мечты, зародившейся во времена как раз декаданса и Серебряного века. Парадоксальным образом любовь к классике и русскому неоклассицизму, взятая на вооружение идеологами сталинского режима, совпала с ретроспекцией, столь ощутимой в культуре Серебряного века, и феномен русской усадьбы, сам по себе антиреволюционный и антикоммунистический, трансформировался: клубы, школы и дома культуры в СССР напоминали все тот же образ помещичьего дома с палладианскими фронтоном и портиком, смотрящегося с пригорка в пруд. Заявленный второй том Палладио в свет не вышел. Во время СССР не было и ни одного переиздания «Четырех книг об архитектуре», они появились лишь после перестройки. Таков вкратце общий контур истории русского palladianesimo.

Да, русское palladianesimo имеет точную дату рождения — 1699 год. Однако в искусстве даты важны, но не они его определяют. Когда оказываешься перед церковью Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли, называемой также просто Покрова на Нерли, что была построена близ Владимира в середине XII века, вдруг поражаешься тому, как, оказывается, близок дух древнерусского зодчества к Палладио: не palladianesimo, а именно architettura palladiana. Близок Покрову на Нерли и образ львовской усадьбы, столь щемяще естественно вписывающей палладианский неоклассицизм в русский пейзаж, что при взгляде на древнерусскую церковь приходит на ум вилла Ротонда: круг, вписанный в квадрат, платоновская конфигурация. Россия — не Европа.

Вскоре после перестройки церковь в моей деревне сгорела. Здание было каменным и пустым, гореть особо было нечему, но купол провалился, а стены и колонны, когда-то белые, покрылись черной копотью, что напоминало о сцене из «Андрея Рублева», когда немая девочка истерично мычит над испачканной черной краской белизной монастырской стены. Колхоз приказал долго жить, коров забили, стон прекратился. Родители в конце концов дом продали, и я не знаю, снесли ли церковь начисто или нет.

Собственные работы Кемпбелла также были представлены в книге, где он выступал как лидер паллладианского движения. На самом деле, в своих работах Кемпбелл слепо копировал произведения предшественников, за что и подвергся позднее критике современников. Тем не менее такие значительные здания Кемпбелла, как Уонстед и Хьютон, сыграли значительную роль в становлении палладианизма. Замок Мируорт. Кент 1723 г. Наиболее подражательным произведением Кемпбелла стал Мируорт Касл, повторяю-щий построенную Палладио виллу Ротонда. Здание имеет компактную планировку, с четырьмя фасадами с портиками. Проект в «стиле Иниго Джонса». Среди проектов, приведенных в «Британском Витрувие», которые Кемпбелл причислил к своим изобретениям, был загородный дом в «стиле Иниго Джонса». Проект был основан на Джонсовой галерее в Соммерсет-Хаузе. Замковые камни располагались над входом и над окнами многих палладианских загородных домов. Лондон Чисвик-Хауз строительство начато в 1725 году был гордостью лорда Берлингтона. Здесь он на практике применил знания, полученные при изучении принадлежавшей ему коллекции оригинальных рисунков Палладио и Джонса. Результатом стало необычное, очень выразительное здание, в котором изобиловали архитектурные цитаты. Как во внешнем виде, так и в интерьере, пропорции, в общем, следовали проектам Палладио, в то время как детали представляли собой академичное сочетание мотивов Палладио, Скамоцци, Джонса, Витрувия и других архитекторов. Количество деталей не шло во вред качеству каждой из них. Чисвик-Хауз не был имитацией виллы Ротонды Палладио, он творческой интерпретацией. Фасад разделен на покрытый рустовкой под червоточину цоколь и коринфский портик каждая деталь которого взята из работ Палладио с двумя лестницами с двойной балюстрадой. Балюстрада продолжается между колоннами портика и под боковыми окнами, как в Квинс-Хаузе Иниго Джонса. В плане вилла представляла собой миниатюрную копию виллы Ротонды. Дом состоял из парадных комнат. Служебные помещения, перенесенные в старое здание, не мешали интерьерам основного здания, построенного на определенной последовательности комнат; круглых, восьмиугольных, прямоугольных. На садовом фасаде расположены три «палладианских» окна. Под центральным окном — дверные проходы с закругленным верхом Центральный восьмиугольный зал освещен сверху четырьмя окнами. Богато украшенные, фронтонные дверные проемы взяты из работ Джонса. Два палладианских воротных столба, обрамляющих вход в Чисвик-Хауз, повторяют орнамент камней портика. Декоративные столбы с праздничными гирляндами над чередующимися гладкими и покрытыми «червоточиной» камнями поддерживают больших классических сфинксов.

Палладианская архитектура - Palladian architecture

По бокам расположены сельскохозяйственные постройки, не являющиеся частью виллы. В 18 веке, развившиеся как анфилады , они стали важной частью палладианизма. Здания, полностью спроектированные Палладио , находятся в Венеции и Венето , с особенно богатой группой палаццо в Виченце. В их число входят виллы и церкви , такие как Basilica del Redentore в Венеции. В архитектурных трактатах Палладио следовал принципам, определенным римским архитектором Витрувием и его учеником 15-го века Леоном Баттистой Альберти , которые придерживались к принципам классической римской архитектуры , основанной на математических пропорциях, а не на богатом орнаментальном стиле, также характерном для Ренессанса. Палладио всегда проектировал свои виллы с учетом их окружения.

Если на холме, таком как Вилла Капра , фасады часто проектировались так, чтобы иметь одинаковую ценность, чтобы жители могли иметь прекрасный вид во всех направлениях. Кроме того, в таких случаях портики были построены со всех сторон, чтобы жители могли в полной мере любоваться сельской местностью, будучи защищенными от солнца. Палладио иногда использовал лоджию как альтернативу портику. Проще всего это можно описать как утопленный портик или внутреннюю одноэтажную комнату с проницаемыми стенами, открытыми для стихий. Иногда лоджию размещали на уровне второго этажа поверх лоджии внизу, создавая так называемую двойную лоджию.

Лоджиям иногда придавалось значение в фасаде , увенчиваясь фронтоном. Вилла Годи имеет в качестве центральной точки лоджию, а не портик, плюс лоджии, завершающие каждый конец главного здания. Палладио часто моделировал фасады своей виллы на римском храме фасады. Влияние храма, часто в виде крестообразного , позже стало торговой маркой его работ. Палладианские виллы обычно имеют три этажа: рустованный подвал или цокольный этаж, в котором находятся служебные и второстепенные помещения.

Проще говоря, если мы возьмем русский усадебный дом с колоннами, то в Англии вполне может отыскаться похожий. Что же отвечает за узнавание? В данном случае за основу взяты две вещи.

Первая — то самое палладианство: портик, два почти симметричных крыла, окна-«серлианы» из ренессансных трактатов разделенные по вертикали на три части, центральная из которых завершается аркой. Вторая — ранний английский ренессанс времени рыжей королевы Елизаветы и Якова Стюарта по-английски эта архитектура называется Jacobean. Для нее характерны: красно-кирпичные стены с белокаменным рустом на углах, высокие кровли но без мансард, популярных у французов , с большими трубами подобия этих труб, декоративные стенки в данном случае венчают кровлю, маскируя стекло кровли атриума.

Большие окна с перпендикулярными белокаменными переплетами характерных вертикальных пропорций, унаследованные от тюдоровской готики. Детали фасада Или вот такой декоративный прием: два окна «склеиваются» в одно, и получают общий разорванный фронтон с небольшим акротерием в виде классического обелиска в разрыве. Витые фиалы над балюстрадой, окружающей кровлю — не готические и не вполне классические.

Англия долго и неохотно изучала ренессансную архитектуру, приняв ее из третьих рук — от фламандцев и немцев. А затем с тем же упорством, с каким ранее сопротивлялась «чистым» классическим формам, бросилась изучать наследие Высокого Возрождения и античности. После чего с тем же фанатизмом вернулась к своему прошлому всем известно, как высоко англичане ценят свои традиции , и создала в XIX веке архитектуру, подражающую времени Якова I, которая получила название Jacobetan.

В этом колебании между чистой классикой и национальными особенностями, наверное, и заключается суть английской архитектуры Нового времени.

Однако, возможно, самый высокий пример ирландского палладианства снова исходит от итальянца Алессандро Галилея 1691—1737 , который использовал математические пропорции, использованные Палладио, для строительства Каслтаунского дома недалеко от Дублина, по его собственному проекту Белого дома в Вашингтон. Другими примечательными примерами являются Дом Рассборо , спроектированный Ричардом Касселсом , архитектором немецкого происхождения, который также подписал оригинальные проекты больницы Ротонда в Дублине и Флорентийского суда , графство Фермана. Ирландские загородные виллы в палладианском стиле часто украшаются лепниной в стиле рококо , во многих случаях работами братьев Лафранчини , что делает их более заметными, чем целомудренные интерьеры, построенные примерно в то же время в Англии. В восемнадцатом веке большая часть Дублина была отремонтирована или построена с нуля , настолько, что грузинский отпечаток на городе, несмотря на претензии ирландских националистов, все еще огромен; до недавнего времени Дублин был одним из немногих городов мира, где можно было найти элегантные георгианские виллы конца 18 века в плохом состоянии. В других местах Ирландии, особенно с 1922 года, свинец удаляли с крыш палладианских вилл для перепродажи. В ирландской провинции до сих пор можно найти много палладианских домов без крыш. Североамериканский палладианство Палладианство в Соединенных Штатах : Ротонда Университета Вирджинии , спроектированная в палладианском стиле Томасом Джефферсоном.

Влияние Палладио в Северной Америке более или менее очевидно с первых дней американской колониальной архитектуры. Первый четко идентифицируемый след восходит к 1749 году, когда Питер Харрисон составил свой проект для библиотеки Редвуд в Ньюпорте , штат Род-Айленд , разработав рисунки, содержащиеся в «Четырех книгах архитектуры» Палладио ; примерно десять лет спустя Харрисон снова черпал вдохновение у Палладио для проекта Brick Market, также в данном случае в Ньюпорте. Архитектор-любитель Томас Джефферсон 1743—1826 , впоследствии ставший третьим президентом Соединенных Штатов Америки , сказал, что « Четыре книги » Палладио были его Библией. Джефферсон высоко ценил стилистические идеалы Палладио, и его проекты поместья Монтичелло и Университета Вирджинии были основаны на рисунках из книг Палладио. Понимая значение политической власти, заключенной в величии дворцов Древнего Рима , Джефферсон спроектировал множество общественных зданий, используя палладианский стиль. Проект Монтичелло отремонтированный между 1796 и 1808 годами совершенно очевидно основан на проекте Палладио для виллы Альмерико Капра , но его можно определить как образец грузинской колониальной архитектуры. В Вирджинии , а также в Северной и Южной Каролине здания, примыкающие ко многим плантациям, являются палладианскими: примеры включают плантацию Стратфорд-Холл, плантацию Вестовер и Дрейтон-холл, все три недалеко от Чарльстона , Каролина. Это примеры классической американской колониальной архитектуры: палладианский оттенок этих проектов стал возможен благодаря распространению гравюр работы венецианского мастера и его последователей, что позволило рабочим, архитекторам и клиентам получить более раннюю ссылку.

Характерной чертой палладианства в Америке было возвращение входного портика , который - в Соединенных Штатах, как и в Италии в 16 веке , - отвечал необходимости защищать вход от солнца; портик различных форм и размеров стал характерным элементом американской колониальной архитектуры. Если портик, часто закрытый, в Северной Европе стал просто символом иногда просто обозначаемым посредством колонн , другие — особенно в примерах последней фазы английского палладианства — даже приспособленным как второстепенный вход для экипажей , в Соединенные Штаты Америки Этот архитектурный элемент вернул себе ту роль, которая была отведена ему в первоначальных палладианских проектах. Белый дом , спроектированный Джеймсом Хобаном , изучавшим палладианский стиль в Ирландии. Томас Джефферсон, должно быть, был особенно доволен тем, что был вторым жильцом Белого дома , спроектированного Джеймсом Хобаном в палладианском стиле. Хобан, который подписал исполнительный проект здания, позже построенного между 1792 и 1800 годами , по общему признанию, был вдохновлен Каслтауном и Лейнстерским домом Ричарда Касселса. Хобан родился в Каллане , графство Килкенни , в 1762 году, изучал архитектуру в Дублине , где Лейнстер-Хаус, построенный в 1747 году, считался тогда одним из самых успешных образцов местной архитектуры. Палладианский стиль Белого дома интересен тем, что он является почти ранней формой неоклассицизма , особенно на южном фасаде, который очень напоминает проект, подписанный Джеймсом Вяттом в 1790 году для замка Кул , также в данном случае в Ирландии. По иронии судьбы, южный фасад имеет на один этаж меньше, чем Leinster House, а южный фасад на один этаж больше, чем Castle Coole.

Еще на южном фасаде есть внешняя лестница, что делает здание еще более палладианским. Castle Coole , по словам архитектурного критика Джерваса Джексона- Стопса , является «кульминацией палладианской традиции, еще не являющейся строго неоклассической из-за ее сдержанных украшений и элегантной строгости». Палладианский стиль в США. Одной из адаптаций палладианства, осуществленной в Северной Америке, является перемещение дворянского этажа : в проектах США он был перемещен на первый этаж, а в Европе он располагался над «служебным» этажом, предназначенным, короче говоря, для небольших помещений. Этому сдвигу суждено было стать одной из характеристик неоклассических стилей, пришедших на смену палладианству. Единственными двумя зданиями, построенными в Соединенных Штатах в колониальный период 1607—1776 гг. В первом случае источником вдохновения является вилла Пизани в Монтаньяне [14] , а дизайн второго здания вдохновлен виллой Корнаро ди Пьомбино Дезе [14]. Позже Томас Джефферсон покрыл фасад другими элементами, и поэтому сегодня проект Бакленда — единственный, полностью воспроизводящий архитектуру Палладио.

Неоклассицизм в России , который в своей первой фазе черпал из идей французской архитектуры середины восемнадцатого века , в семидесятых и восьмидесятых годах девятнадцатого века внимание было сосредоточено на различных интерпретациях палладианства, особенно из Англии и Италии [18]. Одним из первых образцов палладианской виллы , построенной в России , был дворец Павла I в Павловске , в его первоначальном варианте [19] , работа шотландца Чарльза Камерона. Однако главный вклад был сделан Джакомо Кваренги , архитектором, работавшим в России , в основном в Санкт-Петербурге , между восьмидесятыми годами восемнадцатого века и десятью годами девятнадцатого. Он построил множество дворцов, в том числе Эрмитажный театр 1782-1785 , интерьер которого вдохновлен Олимпийским театром Виченцы , и ввел в моду оригинальный монументальный стиль, вдохновленный Палладио, который был ориентиром для многих архитекторов, работавших в России. Среди них Иван Старов , построивший Палаццо ди Таврический 1783-1789 , который в полном соответствии с типологией палладианской виллы стал эталоном для многих других патрицианских построек. В 1798 году Николай Львов издал сокращенный вариант «Четырех книг об архитектуре» на русском языке. Отклонить С 1870 -х годов архитекторы, такие как Роберт Адам и Уильям Чемберс , были очень популярны, но, поскольку они черпали вдохновение из большого количества классических источников, в том числе из Древней Греции , их стиль называли неоклассическим , а не палладианским.

Оно состояло из центрального просвета, завершающегося полукруглой аркой, располагающейся на импосте, состоящем из небольшого антаблемента, под которым располагались пилястры, отделявшие малые просветы с обеих сторон. Известное также под названием серлианское или венецианское окно, оно, в действительности, было создано ещё в древнем Риме, задолго до всех этих предполагаемых «источников» и заслуг архитектора Браманте. Творения Палладио оказывали влияние по всей Европе шестнадцатого века, а особое признание получили в Англии, где без особого энтузиазма принимали роскошь итальянского барокко. Этот стиль, которым Иниго Джонс воспользовался в 1616 году для строительства Квинс-хаус домика королевы в Гринвиче, процветал и век спустя. Палладианство в архитектуре восемнадцатого века стало популярным благодаря различным публикациям, важнейшими из которых стали произведение Колина Кэмпбелла «Британский Витрувий» 1715 и «Четыре книги», переведённые на английский Джакомо Леони и Николя Дюбуа с 1715 по 1720 годы. Книга Кэмпбелла приобрела популярность среди богатых клиентов, которым он построил несколько загородных домов в палладианском стиле, включая знаменитый Стоурхед, в котором разместился один из известнейших садов того времени.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий