Новости март картина грабарь

Картина даёт ощущение лёгкости и ожидание чего-то светлого радостного. тэги: грабарь игорь эммануилович, март, описание картины.

Описание картины Игоря Грабаря «Мартовский снег» (Март)

Описание картины «Грабарь — Март» воздействует на скрытые чувства ребенка, раскрывая. Грабарь нашел новые возможности воплощения русской природы в «послелевитановскую» эпоху и получил широкое признание как художник за его великолепные зимние пейзажи и натюрморты. Описание картины «Грабарь — Март» воздействует на скрытые чувства ребенка, раскрывая перед ним такие стороны жизни, с которыми ребенок не мог бы столкнуться в своей повседневности. Описание картины «Грабарь — Март» воздействует на скрытые чувства ребенка, раскрывая перед ним такие стороны жизни, с которыми ребенок не мог бы столкнуться в своей повседневности. Несравненный март Нам преподносит ярко, живо сказку.

Описание картины:

  • Локация пользователя
  • Весенние пейзажи на полотнах Игоря Грабаря
  • Игорь Эммануилович Грабарь
  • Локация пользователя

Весенние пейзажи на полотнах Игоря Грабаря

Март - одно из многих произведений художника. А этот март он написал спустя треть века. Home ⇒ Грабарь Игорь ⇒ Описание картины Игоря Грабаря «Мартовский снег» (Март). Грабарь уловил ту ускользающущю голубизну снега, которую можно увидеть только в определённое время дня, точнее, когда день вот-вот сменят сумерки. Несравненный март Нам преподносит ярко, живо сказку.

Доп. соц. сети пользователя

  • Описание картины Игоря Грабаря «Мартовский снег»
  • Мартовский снег — Игорь Грабарь📕
  • 2 Комментарии
  • Весенние пейзажи на полотнах Игоря Грабаря
  • Доп. соц. сети пользователя
  • Картина грабаря март

Весенние пейзажи на полотнах Игоря Грабаря

Посетительница фотографирует картину на выставке Игорь Грабарь. одно из самых известных имен в истории русской культуры XX века. Несравненный март Нам преподносит ярко, живо сказку. Описание картины «Грабарь — Март» воздействует на скрытые чувства ребенка, раскрывая перед ним такие стороны жизни, с которыми ребенок не мог бы столкнуться в своей повседневности.

И. Грабарь Март 1939 г

В последней картине Грабарь поставил цель «передать контраст шероховатой скатерти, блестящей посуды и матовых нежных цветов при помощи соответствующей каждому предмету фактуры и характера окраски»[24]. А этот март он написал спустя треть века. Март - одно из многих произведений художника. Картина Игоря Эммануиловича Грабаря март. Картина Грабаря март. Грабарь Мартовский снег картина. Игорь Грабарь Березовая аллея.

Весенние пейзажи на полотнах Игоря Грабаря

Зная действие закона дополнительных цветов и применяя его на практике, Грабарь сумел придать краскам особую звучность в воспроизведении эффекта инея. Сложная красочная комбинация из соседства белил с рельефными, тягучими мазками синих, лиловых, желтых цветов передавала иллюзию вибрации воздуха. Результат такого плотного наложения красочной массы проявлялся лишь на расстоянии, то есть то, что казалось с близкого расстояния смешением густых мазков красок, на расстоянии приобретало очертания осмысленной формы. Знакомство Грабаря, как и многих русских художников, с импрессионизмом произошло заочно, еще в те годы, когда он учился в Высшем художественном училище. В 1894 году живописец примкнул к дружескому кружку, сложившемуся вокруг ученицы И. Репина Марианны Веревкиной.

Безусловно, Грабарь-импрессионист имел свою тему и индивидуальную живописную манеру. В отличие от французов, любивших изображать частную жизнь людей - их будни, отдых, прогулки и развлечения, русский художник не проявлял к подобным темам должного интереса. Бессмысленно искать в его творчестве сюжеты с социальной заостренностью, раскрывающие процессы урбанизации и промышленного развития нарождающегося в России капитализма. Современность и ее стремительное движение Грабаря мало увлекали. В наследии мастера найдется всего несколько индустриальных пейзажей и, наверное, столько же полотен, в которых активно действует человек.

Персонажи таких картин, как «Мартовский снег» 1904, ГТГ , «Под березами» 1904, ГТГ , «В гололедицу» 1908, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань , хотя и взаимодействуют с природой, но изображены так, что утратили свою жизненную энергию и превратились в образы-символы. В них никак не отражена страстная природа личности, которая так явственно воплощалась французскими живописцами. Значительно позже, рассуждая об искусстве голландского художника Яна Вермеера Дельфтского, Грабарь-искусствовед напишет так, как будто имел в виду свои картины: «Здесь незачем искать психологии или особой выразительности жестов, улыбки, взгляда, это только приведенное в состояние покоя видение жизни»[21]. В советский период для него, как и для большинства советских живописцев, в пейзажной живописи стала основополагающей тенденция реалистического изображения природы - особенностей ландшафта, состояния атмосферы, освещенности, колористического богатства. Работая на пленэре, Грабарь создал целую серию замечательных подмосковных пейзажей, пронизанных радостным и оптимистичным настроением.

Особенно его увлекали городские пейзажи. В 1930-е годы он часто их писал из окна своей мастерской, находившейся в бывшем доме Мещериных на Пятницкой улице, среди них «Московский дворик в снегу» 1930, ГРМ и «Проходной двор в Замоскворечье. Серый день» 1941, ГТГ. Живописец вновь возвращается к старой теме - изображению эффекта инея, мотиву, принесшему ему популярность в дореволюционной России. Как и прежде, его вновь увлекла «красота бесконечных бирюзово-сиреневых переливов на снегу»[22].

В этих зимних пейзажах, так же как в написанном ранее «Сентябрьском снеге» 1903, ГТГ , а потом «Светлане» 1933, ГТГ , ему удалось выразить «налет поэзии, теплого отношения, внимания и нежности к теме, которая никогда не дается холодному рассудку и формальному подходу»[23]. В начале 1900-х Грабарь, пожалуй, первым из русских художников Серебряного века обратился к картине-натюрморту. Следует напомнить, что Константин Коровин, мастер этого жанра, стал писать свои изысканные композиции с букетами роз и рыбами, блистающими серебристой чешуей, только в начале 1910-х годов. Среди них такие шедевры, как «Хризантемы» 1905 и «Неприбранный стол» 1907. В последней картине Грабарь поставил цель «передать контраст шероховатой скатерти, блестящей посуды и матовых нежных цветов при помощи соответствующей каждому предмету фактуры и характера окраски»[24].

Для этого он использовал смешанную технику. Вся работа написана маслом, но для изображения цветов применена темпера, а в качестве материала для лессировок - акварель. Все перечисленные произведения, разные по композиции и колориту, объединяет общее настроение восторга перед красочным изобилием материального мира. Не трудно заметить, с каким вниманием и какой изысканностью живописец изображал фарфоровую и хрустальную посуду, серебряные приборы, роскошные цветы и фрукты, сверкающие белизной крахмальные скатерти, тем самым выражая через них счастье бытия. Лишь на рубеже 1914-1915 годов, в период увлечения живописью Поля Сезанна, ему удалось выработать новый подход в живописи.

По примеру гениального новатора он стал писать натюрморты с фруктами на плоской поверхности, взяв точку зрения сверху вниз и используя контрастные локальные краски. В плоскостной, декоративной манере исполнены «Васильки» 1914, частное собрание и два варианта пейзажа «Рябинка» 1915, ГТГ. Первая писана в мае, вторая - в сентябре. Обе вышли неплохо, в особенности вторая, находящаяся в Третьяковской галерее»[26]. Коренной перелом во всех сферах жизни и радикальное ее преобразование, последовавшие после Октябрьской революции, не могли не отразиться на искусстве Грабаря.

Несмотря на административную занятость, погруженность в выставочную работу и постоянное участие в научно-исследовательских экспедициях по разным уголкам России, он не прекращает заниматься живописью. В период соцреализма Грабарь по-прежнему работал в жанре натюрморта и пейзажа, но, постепенно переключившись на портрет, стал одним из ведущих портретистов страны. Еще в 1929 году, находясь в Германии с иконной выставкой, он сумел вновь побывать во многих европейских городах и любимых музеях, обращая внимание преимущественно на портреты старых мастеров. Особенно его тогда взволновал Франц Хальс. Эмоциональный Грабарь сразу тогда приступил к написанию портретов, используя себя в качестве модели.

Это были небольшие погрудные изображения, исполненные на нейтральном фоне. Художник пытался передать свою внешность и отчасти внутренний мир. С этой целью его внимание сосредотачивалось на изображении лица и глаз. В целом автопортреты демонстрировали явную попытку самоанализа. На репрезентативном «Автопортрете с палитрой в белом халате » 1934, ГТГ Грабарь изобразил себя практически в полный рост и во всех свойственных ему ипостасях: художника палитра и кисти , ученого деловой костюм , реставратора белый халат.

Из портретной живописи наиболее соответствовала духу времени «Светлана» 1933, ГТГ - воплощение идеала советской молодежи. Портрет создавался быстро, на одном дыхании, и явно нравился автору. Умение увидеть внутренний мир человека и изобразить его так, чтобы не было заметно натянутости во время позирования, помогло Грабарю при написании многих картин, в частности «Зимой. Свою дочь Ольгу он изобразил на фоне зимнего пейзажа, с разрумяненным от мороза лицом и сияющей чистой, детской улыбкой. Девятилетний сын Мстислав, сидящий с раскрытой книгой за столом, напротив, чрезвычайно сосредоточен и строг.

Многие портреты художник исполнил по заказу. Часто заказчиками оказывались государственные учреждения, в том числе Академия наук, но были и частные обращения. Дочь художника отмечала, что отец «быстро нащупал уязвимое место людей, достигших определенного положения в обществе, - желание быть увековеченным»[27]. Совершенно иным по поставленным задачам стал «Портрет С. Прокофьева» 1941, ГТГ.

Грабарь был поклонником таланта композитора и первый его портрет выполнил в 1934 году. Во время эвакуации в Нальчике они оказались с композитором в соседних номерах гостиницы, и у художника появилась возможность не только общаться с Прокофьевым, но и присутствовать во время его работы над оперой «Война и мир». На полотне он как раз попытался зафиксировать миг творческого озарения - рождения музыки. Прокофьева» художник считал одним из лучших в своем творчестве и при жизни с ним не расставался. Грабарь, как и многие его современники - А.

Герасимов, Е. Кацман, И. Бродский, П. Кончаловский, - не избежал периода увлечения советским салонным искусством. Обращение к подобному жанру - довольно необычное явление, особенно для творчества таких авторов, как Кончаловский и Грабарь.

Действительно, кумирами Грабаря всегда были выше названные художники. Известно также, что он восхищался живописной пластикой полотен Андреса Цорна и маэстрией Филиппа Малявина, но к академическому, тем более салонному искусству относился критически.

Бакушинского 1936 и А. Эфроса 1931 , музееведа П. Нерадовского 1946 , реставратора П. Барановского 1938-1951 и других.

О результатах их совместной работы можно узнать в презентациях двух мультимедийных программ. На выставке уделено внимание Грабарю - основоположнику отечественной искусствоведческой науки. В последнем небольшом зале третьего этажа развернута инсталляция кабинета искусствоведа, где в выставочном шкафу можно увидеть многочисленные издания, в которых он печатал свои научные труды. При оформлении кабинета учитывалось описание, оставленное современниками: «... Стены в ультрамариновой окраске; во всю стену от окна до двери невысокий книжный шкаф, заполненный книгами на всех полках. С левой стороны, перед кабинетной лампой, несколько томов сочинений А.

Свою литературную деятельность Грабарь начал с публикаций небольших юмористических рассказов в журналах «Стрекоза», «Пчелка» и «Нива». Затем он сотрудничал в журналах «Мир искусства», «Весы» и «Старые годы» и там уже помещал художественные обзоры выставок, биографии прославленных художников, заметки о картинах. Его знаменитая статья «Упадок или Возрождение? Именно она объединила его тогда с художниками «Мира искусства». Так же как мирискусники, Грабарь искренне верил, что «наше время - это дни не упадка, не мелких страстей, мелких художников, это дни блестящего возрождения, дни надежд и упований. Кто будут эти желанные люди, в каком направлении они сделают свой шаг вперед - этого сказать нельзя.

Но мы имеем все данные для того, чтобы надеяться и ожидать»[5]. Постепенно от публикаций критических статей Грабарь перешел к монографическим исследованиям. Наиболее известными стали его труды о творчестве архитекторов Д. Жилярди и М. Серова и И. Тома «Истории русского искусства» под редакцией И.

Фотография В 1906 году Грабарь выступил редактором и одним из авторов «Истории русского искусства» М. В 1908-м он написал всего несколько картин, а уже со следующего года и до конца 1914-го «не брался за кисть, находясь во власти пера»[6]. Действительно, научная деятельность потребовала много времени и сил. Необходимо было в краткие сроки представить четкую концепцию, подобрать авторов, готовых участвовать в коллективном труде, заняться редактированием чужих и написанием своих текстов. Опираться на опытный коллектив авторов его научил А. Маркс - издатель журнала «Нива».

Грабарь писал: «Осторожный и умный Маркс создал свое гигантское издательское дело не столько сам, собственными усилиями, сколько умелым подбором людей»[7]. Параллельно художник взялся за подготовку посмертной выставки В. Серова и написание монографии о его творчестве. В эти же годы он работал над проектом для архитектурного комплекса корпусов Захарьевской больницы в Химках[8]. Кроме того, в 1913 году Московская городская дума избрала его попечителем Третьяковской галереи. В советские годы ученый инициировал издание новой многотомной «Истории русского искусства» М.

Лазаревым и В. Основная задача этого фундаментального исследования состояла в том, чтобы дать всестороннюю картину развития русского искусства с древнейших времен до современной выходу книг советской эпохи. В это время он сотрудничал с журналами «Среди коллекционеров», «Русское искусство», «Красная Нива», «Красная панорама». В 1941 году за фундаментальный труд о творчестве И. Репина Грабарь получил Сталинскую премию. По его подсчетам, было опубликовано более 100 научных статей.

Ученый сам раскрыл секрет своей работоспособности. Он объяснил, что на протяжении жизни вставал в 6 часов утра, а ложился спать в 10 часов вечера, «не любил заседать, никогда нигде не бывал по вечерам и по гостям, ибо берег свое время для дела»[10]. Февральская лазурь. Живописец создал яркие, эффектные, жизнеутверждающие полотна, основываясь на опыте европейского импрессионизма, постимпрессионизма и модерна. Незабываемы его зимние пейзажи. Вслед за известной картиной «Февральская лазурь» 1904, ГТГ он исполнил большой пейзажный цикл, получивший название «Сказка инея».

Истинными шедеврами его творчества как дореволюционного, так и последующего советского периода становятся натюрморты. В таких картинах, как «Хризантемы» 1905 , «Неприбранный стол» 1907 , «Груши на зеленой драпировке» 1922; все - ГТГ , мастер находит множество изысканных колористических и композиционных решений. В художественном развитии Грабарь прошел путь от импрессионизма к декоративной плоскостности и обобщенности сезаннизма и закончил его как мастер соцреализма. В 1920-1930-е годы художник с увлечением работал в жанре портрета. Ему позировали родственники, друзья, люди творческих профессий. Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 25-го по новому стилю 1871 года в Будапеште, в семье русинов[11], посвятивших жизнь борьбе против курса мадъяризации[12], насильственно проводимого правительством Австро-Венгрии со второй половины XIX века.

Со стороны матери, О. Добрянской 1843-1930 , художник принадлежал к дворянскому сословию. Его дед, Адольф Иванович Добрянский фон Сачуров 1817-1901 , был записан в книгу старинного дворянского рода Сас, который велся от православного воеводы Томова Совы, который переселился из русских земель в Венгрию в Х веке. Большинство польских и украинских историков считают, что родоначальниками фамилии Добрянских являются двоюродные братья Юрий, Занько и Дмитрий, которым король Польши Владислав пожаловал грамотой от 28 июня 1402 года Добру в Саноцкой земле Русского воеводства[13]. Добрянские были признаны дворянами предположительно в 1445 году. Отец Адольфа, так же как и дед, был униатским священником.

Выходцем из священнической семьи был и отец художника, Эммануил Иванович Грабарь 1831-1910 , преданный последователь и ученик Адольфа Добрянского. Отец получил юридическое образование и одно время был депутатом Будапештского парламента. В 1863 году Эммануил Грабарь женился на дочери учителя. Через несколько лет у них родился сын Владимир 1865-1956 , в 1871-м - Игорь. В 1876 году отец эмигрировал в Россию и, взяв фамилию Храбров, первоначально поселился в Егорьевске, где стал преподавать немецкий язык в местной прогимназии. Со временем к нему перебрались сыновья, а жена некоторое время оставалась на родине, помогая Адольфу Добрянскому бороться за права русинов.

Лишь в 1882 году, после громкого судебного дела, получившего название «процесс Ольги Грабарь»[14] обвинялись в государственной измене она и ее отец, однако дело завершилось не смертным приговором, как предполагалось, а полным оправданием , смелая женщина смогла перебраться в Россию, к своей семье. В это время Эммануил Грабарь переехал в город Измаил, где в местной прогимназии получил место преподавателя иностранных языков, а младший сын, благодаря связям деда с русскими славянофилами, был зачислен стипендиатом в престижный Императорский лицей в память цесаревича Николая в Москве. В этом заведении, основанном в 1868 году по инициативе и частично на средства М. Каткова и П.

Девушка спешит с коромыслом и ведрами к источнику за водой. Она тепло одета: плотно завязан платок, полушубок и длинная цветная юбка. Видно, что эта девушка не прочь и пофасонить. Ведь рядом с источником всегда собирается молодежь, и каждая из них старается перещеголять своих подруг и соседок, словно на смотринах. На картине Мартовский снег видны деревенские хозяйственные постройки, а самих домов не видно. Значит, героиня уже отошла от села и на пути к колодцу.

Ясно, что солнце уже собирается к закату, в результате такого природного эффекта на картине автор демонстрирует такие длинные синие тени от высокого дерева, которое нам не видно, на уже подтаявшем серо-голубом с розоватым отливом снегу. Обнаженные стволы деревьев и кустарников изображены по бокам.

Они уже сбросили свой красивый зимний снежный наряд и через пару недель на них появятся набухшие почки. Вокруг еще лежит снег, уже не такой пушистый и сверкающий как зимой, а тяжелый, набухший от воды, кое-где даже видна земля. Протоптана лишь тропинка, которая ведет к колодцу. Изображая в любимом стиле импрессионизма весенний солнечный день, Грабарь использует множество светлых оттенков. Особенно это заметно на переднем плане картины. Здесь краски и белые, и желтоватые и светло розовые, и конечно все оттенки от голубого до синего.

Когда вглядываешся на полотно, то, кажется, что все здесь дышит спокойствием и умиротворенностью. Но, мы понимаем, что это не надолго, еще несколько дней и воздух огласят крики грачей, вернувшихся из далеких краев и горячо обсуждающих место для сооружения гнезда.

Коллекция онлайн

  • Коллекция онлайн
  • Мартовский снег — Игорь Грабарь
  • Лаврус - 10 картин Игоря Грабаря, которые нужно знать //Текст
  • Картина грабаря март - 80 фото

Грабарь Игорь Эммануилович «Март»

Снизу колышется молодая зеленая трава. За березами простирается заросшее поле и синева далекого леса. Очень умиротворенный и спокойный пейзаж, вот только лично его ни в каком музее не посмотреть. Полотно находится в частном собрании. Мартовский снег Еще одна картина с названием "Мартовский снег", была создана художником в 1921 году.

Грабарь Игорь Эммануилович "Мартовский снег", 1921 Картон, масло 51 x 69 см. Грабарь Игорь Эммануилович В том же году художник поделился впечатлениями о написании картины: Погода стоит на манер нашего конца февраля, каждый день солнце, мороз градусов пять, но на солнце чуть-чуть тает, - дивно. Молодые липки не облетели, и среди огромных обнаженных лип их листва дает отличные красно-оранжевые пятна. Пишешь на воздухе, пахнет уже весной Возможно, что речь шла именно о "Мартовском снеге", по описанию похоже.

Хотя, глядя на красноватые листья, у меня закрадывается мысль, может все-таки писалась осень и потом в название работы вкралась ошибка? Весенний пейзаж. Апрель Очень приятной работой получилась картина "Весенний пейзаж.

Зима еще не отступила, но по яркому солнечному дню, рыхлости снега, чувствуется, что скоро снежный покров начнет таять. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее. Майский вечер В 1905 году году Грабарь написал чудесный "Майский вечер".

Грабарь Игорь Эммануилович "Майский вечер", 1905 Холст, масло 91x75 см. Грабарь Игорь Эммануилович На переднем плане молодые березки чуть покачивающиеся под легким ветерком. Создавается прекрасный контраст на фоне ярко-голубого неба, виднеющегося сквозь листву. Снизу колышется молодая зеленая трава. За березами простирается заросшее поле и синева далекого леса. Очень умиротворенный и спокойный пейзаж, вот только лично его ни в каком музее не посмотреть.

Полотно находится в частном собрании. Мартовский снег Еще одна картина с названием "Мартовский снег", была создана художником в 1921 году. Грабарь Игорь Эммануилович "Мартовский снег", 1921 Картон, масло 51 x 69 см.

Пейзажам, созданным в конце 1930-х — 1940-е годы, свойственна та же свежесть и оптимистичность мировосприятия, что и его ранним картинам этого жанра.

Но теперь Грабарь переходит к большему охвату пространства, к широкой, обобщенной композиции.

Тропинка ведёт вдаль, девушке, спешащей за водой, предстоит ещё неблизкий путь. Скоро начнёт вечереть, деревья отбрасывают на тающий снег длинные синеватые тени. Игорю Грабарю на картине «Мартовский снег» удалось поймать и передать тот неуловимый миг перехода дневного освещения в вечернее. В воздухе стоит звенящая тишина, кажется, что можно услышать скрип снега под ногами девушки, идущей с ведрами за водой.

Картина написана очень легко и воздушно, так художник хотел передать ещё невидимое, едва уловимое наступление весны.

Описание картины Игоря Грабаря «Мартовский снег» (Март)

Картина грабаря март - 80 фото В последней картине Грабарь поставил цель «передать контраст шероховатой скатерти, блестящей посуды и матовых нежных цветов при помощи соответствующей каждому предмету фактуры и характера окраски»[24].
Игорь Эммануилович Грабарь Описание картины грабаря март. Описание картины грабаря март. Предки: великое движение славян 25 марта 1871 года во времена народных волнений в Будапеште на свет появился Игорь Грабарь — один из последних.
Описание картины Игоря Грабаря «Мартовский снег» (Март) Картина воспринимается во многом как подготовка к разработке композиции «Хризантем», но она отличается как общим настроением, так и цветовым строем, редко встречающимся у Грабаря.

Картина грабаря март - 80 фото

Значит, героиня уже отошла от села и на пути к колодцу. Ясно, что солнце уже собирается к закату, в результате такого природного эффекта на картине автор демонстрирует такие длинные синие тени от высокого дерева, которое нам не видно, на уже подтаявшем серо-голубом с розоватым отливом снегу. Обнаженные стволы деревьев и кустарников изображены по бокам. Они уже сбросили свой красивый зимний снежный наряд и через пару недель на них появятся набухшие почки. Вокруг еще лежит снег, уже не такой пушистый и сверкающий как зимой, а тяжелый, набухший от воды, кое-где даже видна земля. Протоптана лишь тропинка, которая ведет к колодцу. Изображая в любимом стиле импрессионизма весенний солнечный день, Грабарь использует множество светлых оттенков. Особенно это заметно на переднем плане картины.

Виноградова, П. В следующем году он провел осень у своей тетки А. Ходобай в имении Титово Лихвинского уезда Калужской губернии. Впоследствии коллекционер внимательно следил за творчеством Грабаря, стараясь не пропустить его лучшие вещи. После плодотворного пребывания в Титове Грабарь на протяжении нескольких лет вдохновлялся разными видами российской глубинки, принимая приглашения своих друзей - В. Писарева, Ф. Малявина, С. Иванова, И. Особенно ревностными его поиски в области пейзажа стали после общения с Ф. Малявиным, заявившим, что после Левитана обращаться к этому жанру бессмысленно, поскольку тот «все переписал»[15]. Однако Грабарь нашел художественно-пластические приемы, чтобы по-новому изобразить русскую природу в «послелевитановский период». Написанные в подмосковных имениях картины Грабаря размещены в разделе «Усадебный пейзаж» в одном из залов третьего этажа Инженерного корпуса. В начале зимы 1904 года художник оказался в Дугине - подмосковной усадьбе друга-художника Н. В дом этого талантливого и благородного человека, создавшего все условия для работы своим друзьям по профессии, в разные годы приезжали В. Переплетчиков, М. Аладжалов, А. Корин, А. Степанов, А. Васнецов, С. Малютин и И. В специально оборудованной для товарищей мастерской работалось спокойно и плодотворно, а привольная русская природа с открывающимися панорамными видами на луга и леса, впечатляющая архитектура Дугина и близлежащих усадеб, так же как тихая поэзия деревенских улиц, печально застывших в зимних сумерках или утопающих в аромате цветущей сирени, вдохновляли многих живописцев. Известно, что в мещеринской усадьбе живописец впервые попал под обаяние белоснежных российских просторов и создал эффектные зимние пейзажи. Первый среди них - «Белая зима. Грачиные гнезда» 1904, ГТГ , в котором ему удалось успешно передать «эффект белого снега на белом небе, с белой березой»16. По словам Грабаря, работа вызвала похвалу В. Серова, сказавшего: «Трудная задача, а вышла у вас. Зима - действительно белая, а белил не чувствуешь»[17]. С большим воодушевлением и подъемом Грабарь в это время изображал пушистые сугробы, заснеженные крыши домов и сараев и, главное, сверкающий иней на выразительных ветвях берез. Это «зрелище фантастической красоты»[18] - звенящее мерцание инея в ослепительной синеве мартовского неба - помогло Грабарю обратиться к новым живописно-пластическим средствам. Он стал использовать технику пуантилизма, в которой в России до него еще никто не работал. Основоположником этого метода считается французский пейзажист Жорж Сёра. Художник применял красочные точки, покрывая ими поверхность холста. Эффект метода заключался в расчете на оптическое смешение отдельных мазков на сетчатке глаза при восприятии картины зрителем. Пуантилизм Грабаря существенно отличался от предложенного французами варианта. Русский живописец не обособляет мазок от мазка, точку одного цвета от точки другого цвета, напротив, он стремился придать мазку особую пластичную структуру, подчиняя ее текучей, подвижной форме изобразительного объекта. Кроме того, в отличие от французов, которые создавали свои картины в мастерской, полагаясь на память и руководствуясь результатами научных исследований в области оптических свойств цвета, Грабарь всегда отталкивался от натуры и предпочитал работать на пленэре. Среди созданных тогда пейзажей «Февральская лазурь» 1904 - наиболее яркий и выразительный пример использованного художником метода цветового разложения, иначе дивизионизма. Картина была написана чистым цветом, без смешения контрастных пигментов на палитре, причем каждый слой он наносил на поверхность основы отдельными густыми и пластичными мазками. Зная действие закона дополнительных цветов и применяя его на практике, Грабарь сумел придать краскам особую звучность в воспроизведении эффекта инея. Сложная красочная комбинация из соседства белил с рельефными, тягучими мазками синих, лиловых, желтых цветов передавала иллюзию вибрации воздуха. Результат такого плотного наложения красочной массы проявлялся лишь на расстоянии, то есть то, что казалось с близкого расстояния смешением густых мазков красок, на расстоянии приобретало очертания осмысленной формы. Знакомство Грабаря, как и многих русских художников, с импрессионизмом произошло заочно, еще в те годы, когда он учился в Высшем художественном училище. В 1894 году живописец примкнул к дружескому кружку, сложившемуся вокруг ученицы И. Репина Марианны Веревкиной. Безусловно, Грабарь-импрессионист имел свою тему и индивидуальную живописную манеру. В отличие от французов, любивших изображать частную жизнь людей - их будни, отдых, прогулки и развлечения, русский художник не проявлял к подобным темам должного интереса. Бессмысленно искать в его творчестве сюжеты с социальной заостренностью, раскрывающие процессы урбанизации и промышленного развития нарождающегося в России капитализма. Современность и ее стремительное движение Грабаря мало увлекали. В наследии мастера найдется всего несколько индустриальных пейзажей и, наверное, столько же полотен, в которых активно действует человек. Персонажи таких картин, как «Мартовский снег» 1904, ГТГ , «Под березами» 1904, ГТГ , «В гололедицу» 1908, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань , хотя и взаимодействуют с природой, но изображены так, что утратили свою жизненную энергию и превратились в образы-символы. В них никак не отражена страстная природа личности, которая так явственно воплощалась французскими живописцами. Значительно позже, рассуждая об искусстве голландского художника Яна Вермеера Дельфтского, Грабарь-искусствовед напишет так, как будто имел в виду свои картины: «Здесь незачем искать психологии или особой выразительности жестов, улыбки, взгляда, это только приведенное в состояние покоя видение жизни»[21]. В советский период для него, как и для большинства советских живописцев, в пейзажной живописи стала основополагающей тенденция реалистического изображения природы - особенностей ландшафта, состояния атмосферы, освещенности, колористического богатства. Работая на пленэре, Грабарь создал целую серию замечательных подмосковных пейзажей, пронизанных радостным и оптимистичным настроением. Особенно его увлекали городские пейзажи. В 1930-е годы он часто их писал из окна своей мастерской, находившейся в бывшем доме Мещериных на Пятницкой улице, среди них «Московский дворик в снегу» 1930, ГРМ и «Проходной двор в Замоскворечье. Серый день» 1941, ГТГ. Живописец вновь возвращается к старой теме - изображению эффекта инея, мотиву, принесшему ему популярность в дореволюционной России. Как и прежде, его вновь увлекла «красота бесконечных бирюзово-сиреневых переливов на снегу»[22]. В этих зимних пейзажах, так же как в написанном ранее «Сентябрьском снеге» 1903, ГТГ , а потом «Светлане» 1933, ГТГ , ему удалось выразить «налет поэзии, теплого отношения, внимания и нежности к теме, которая никогда не дается холодному рассудку и формальному подходу»[23]. В начале 1900-х Грабарь, пожалуй, первым из русских художников Серебряного века обратился к картине-натюрморту. Следует напомнить, что Константин Коровин, мастер этого жанра, стал писать свои изысканные композиции с букетами роз и рыбами, блистающими серебристой чешуей, только в начале 1910-х годов. Среди них такие шедевры, как «Хризантемы» 1905 и «Неприбранный стол» 1907. В последней картине Грабарь поставил цель «передать контраст шероховатой скатерти, блестящей посуды и матовых нежных цветов при помощи соответствующей каждому предмету фактуры и характера окраски»[24]. Для этого он использовал смешанную технику. Вся работа написана маслом, но для изображения цветов применена темпера, а в качестве материала для лессировок - акварель. Все перечисленные произведения, разные по композиции и колориту, объединяет общее настроение восторга перед красочным изобилием материального мира. Не трудно заметить, с каким вниманием и какой изысканностью живописец изображал фарфоровую и хрустальную посуду, серебряные приборы, роскошные цветы и фрукты, сверкающие белизной крахмальные скатерти, тем самым выражая через них счастье бытия.

Снега еще очень много, но чуть просел, стал рыхлым, и свет весеннего солнца окрасил его в розовый цвет. А бирюзовое небо словно отразилось в нем, образовав голубые тени, как в ранних работах художника. Но гладкая поверхность холста, четкость контуров, точность рисунка — почерк «зрелого» Грабаря.

А бирюзовое небо словно отразилось в нем, образовав голубые тени, как в ранних работах художника. Но гладкая поверхность холста, четкость контуров, точность рисунка — почерк «зрелого» Грабаря. Язык его живописи стал заметно проще и сдержаннее, что, конечно, было связано с его желанием дистанцироваться как можно дальше от импрессионизма и других формальных «измов» и приблизиться к реалистической трактовке образа.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий