Новости основные признаки цифровой зависимости

Чем младше респонденты, тем чаще они отмечают у себя симптомы цифровой зависимости: среди опрошенных младше 34 лет доля таких людей составила 57%, тогда как среди участников опроса старше 45 лет — 37%. АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЦИФРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки». Несмотря на то, что компьютерная зависимость еще не имеет общепринятого признания, основные диагностические критерии этой мании все же выработаны. Признаки digital-зависимости наблюдают у себя 43% россиян, а 12% в этом абсолютно уверены.

Признаки ИНТЕРНЕТ-зависимости. Зависимость от телефона, соцсетей и компьютерных игр

А еще отключите отвлекающие вас напоминания и заведите правило не брать телефон в спальню и за стол. Попробуйте пару дней пожить без дополнительных функций вашего телефона. Можно только звонить и отвечать на срочные сообщения, все остальное — под запретом. Такой «детокс» очень удобно делать в отпускена выходных. Либо если позволяет жизненная ситуация можно устроить себе полноценный марафон на 102030 дней без гаджетов.

Как только рука тянется к смартфону, — отвлекайте себя чтением книги, занятиями спортом, рисованием, — любым полезным хобби. Время, которое у вас неизбежно освободится после снижения цифровой зависимости, старайтесь тратить на реальные вещи — чаще гуляйте, ходите в гости, катайтесь на велосипеде или запишитесь в клуб по интересам. Помните главное — виртуальный мир, каким бы полезным и ярким он не казался, никогда не заменит вам человеческого общения, тепла и настоящей искренней заботы. Управляйте гаджетами так, чтобы они не стали управлять вами!

Пристрастие к постоянному чтению новостей, ленты социальных сетей, баннеров тизерных сетей, особенное пристрастие к острым, негативным, криминальным, фейковым новостям. Конечно, не всякое использование смартфона или общение в Интернете является сформированной цифровой зависимостью. Далее обсудим, когда же стоит насторожиться. Признаки цифровой зависимости Интернет-зависимость, или цифровая зависимость, — относительно новая зависимость в череде других терзающих человечество, среди которых алкогольная, игровая, наркотическая, сексуальная, химическая и прочие зависимости. Но она мало чем отличается от других зависимостей своими симптомами, развитием и течением расстройства. Интернет-зависимости можно избежать, если вовремя её обнаружить и скорректировать. Она имеет типичные признаки, а также может включать в себя дополнительные симптомы которые разные авторы включают в перечень симптомов зависимости или исключают из него. На сегодняшний день психологи разработали модели выявления любой зависимости, в том числе от Интернета и цифровых устройств, и они включают следующие признаки.

Предмет, вызывающий зависимость, становится для человека сверхценным, имеющим особую значимость. Отмечаются колебания настроения, которое значительно улучшается, если есть возможность выйти в Интернет, например, во время путешествий. Возникает необходимость всё чаще обращаться к предмету зависимости, повышать время использования.

Если да, пытается ли подросток решить их?

Есть ли у вашего ребёнка друзья, или он одинок и испытывает трудности с общением? В этом вопросе не так важно, насколько компания подростка кажется вам подходящей. Важно, чтобы он в принципе умел находить общий язык со сверстниками. Но ребёнка или подростка можно научить справляться с трудностями, делая что-то вместе с ним, помогая найти пути решения проблемы, а затем контролируя процесс издалека.

В бытовом не медицинском плане можно начинать беспокоиться, если ребёнок погружён в игры и соцсети до такой степени, что игнорирует проблемы в реальной жизни. Причины возникновения компьютерной зависимости у подростков Психологи и психиатры выделяют две тесно связанные друг с другом причины появления зависимости: сильное и постоянное внутреннее напряжение и неумение справиться с ним здоровыми методами. Из-за этого человек сталкивается с тем, что не умеет получать удовольствие продуктивным путём, а положительные эмоции связаны только с предметом зависимости. Зависимость может вызывать следующие последствия: невозможность адаптироваться в обществе и найти своё место, формирование сопутствующих этому непродуктивных и вредных привычек; отсутствие интереса к здоровому образу жизни и саморазвитию, из-за того что вместо развития своих интересов ребёнок занят избеганием проблем; ложное впечатление того, что успех — это быстро и просто, искажённое представление о труде: наблюдая за блогерами в соцсетях, подростки не понимают, сколько сил и ресурсов на самом деле нужно, чтобы преуспеть; проблемы со здоровьем: испорченная осанка, бессонница, нервозность, сухие воспаленные глаза и снижение остроты зрения, головные боли, синдром запястного канала боль в запястье из-за постоянной работы мышкой.

Одновременно с поиском причины важно заново выстроить режим дня и вместе наполнить его разнообразными и приятными активностями: это может быть футбол, теннис, танцы, кружок лепки, клуб «Что? Важно помнить, что борьба с любой зависимостью — постепенный процесс, для которого потребуется много времени.

Погружение в социальную жизнь дает возможность отрываться от реальной, которая сегодня для многих выглядит полной стрессов, провоцирующих подавленное и угнетенное состояние, чувство неудовлетворенности собственным положением, отмечает она. Преподавателю приходится конкурировать с так называемой виртуальной реальностью, виртуальной беседой, которыми увлечены обучающиеся. Причем студенты по шкале приоритетов выбирают виртуальную реальность. В данном конкретном случае нужно задуматься всем: родителям, преподавателю, обществу. Современные молодые люди постепенно отвыкают от реального контактного общения», — добавляет Наталия Чернышкова, заместитель руководителя департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации Финансового университета при правительстве РФ. Признаки зависимости Можно выделить основные признаки виртуальной зависимости.

Прежде всего, это непреодолимое желание посещения социальных сетей. Психиатр-нарколог и психотерапевт Илья Кислер называет это «гиперподключенностью»: всегда должен быть интернет, паника при отсутствии интернета, паника в ситуациях, когда села батарея смартфона. Далее наступает потеря контроля над временем — обязательства из реальности отходят на второй план. Еще один симптом — стремление к постоянному привлечению внимания посредством обновления информации в социальных сетях. Он испытывает острую необходимость написать или отправить сообщение. Такие люди ищут любые поводы, чтобы вновь открыть приложения, проверить социальные ленты, просмотреть — без всяких на то весомых причин каждые 30 секунд — 2 минуты», — поясняет Миккельсен. Кроме того, людям, одержимым зависимостью, трудно сосредоточиться на деле и вернуться к своим обязанностям после нахождения в пространстве соцсетей.

Признаки интернет-зависимости

Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети. Поэтому цифровая зависимость – серьезная проблема не только для детей, но и для взрослых. Основными критериями, определяющими компьютерную зависимость (интернет-зависимость, игровую зависимость), можно считать следующие. Лим подчеркивает, что проблема цифровой зависимости очень реальна и вызывает беспокойство, и он хотел бы увидеть исследования, как лучше всего с ней бороться. По ее словам, среди признаков зависимости будут: навязчивое желание получить предмет зависимости, а в случае его неполучения — изменения эмоционального состояния человека. Основные признаки цифровой зависимости: 1. Придание сверхзначимости постоянному присутствию и общению в социальных сетях, непрерывному ознакомлению с лентами новостей и т. п.

Вы точно человек?

Фергюсон заявляет, что, согласно некоторым исследованиям, увлечение смартфонами и видеоиграми — лишь один из сигналов о более крупных проблемах с психическим здоровьем. И неясно, виноваты ли собственно новые технологии или они становятся просто способом уйти от реальности. Фото: 20th Century Fox «Людей привлекают забавные вещи, и некоторым людям трудно ограничивать себя в пользовании этими забавными вещами», — добавил он. И все же все сказанное не отменяет потенциального вреда цифровых технологий, особенно для маленьких детей, считает Димитрий Кристакис, педиатр детской больницы Сиэтла. Время, проведенное у экрана, и развитие мозга у детей Кристакис беспокоится не зря — от младенчества до дошкольного возраста дети буквально одержимы изучением причинно-следственных связей, и эта исследовательская фаза совпадает с периодом развития мозга. Мозг моей дочери весил примерно 333 грамма при рождении, а к двум годам — уже примерно 1000 граммов. Это 300-процентное увеличение массы. Для сравнения, ее мозг вырастет всего лишь на 300 граммов за последующие 18-20 лет.

С рождения до 3 лет связи между нейронами в ее мозгу увеличатся в шесть раз. И постоянное взаимодействие с миром в том числе электронным миром — то, что формирует эти связи. Правда в том, что мы до сих пор не знаем, какова степень воздействия смартфонов и других сенсорных устройств на развитие. Одна из проблем, затрудняющих исследование, — невозможность исследовать мозг детей с помощью МРТ, так как дети или боятся аппарата, или не могут лежать совершенно неподвижно внутри него. Команда Рейчел Барр пытается с помощью специального устройства решить эту проблему. Дети до 5 лет надевают функциональное устройство инфракрасной спектроскопии fNIRS , и специальные датчики измеряют активность мозга. Система быстра, удобна и безопасна, поэтому команда Барр использует ее для работы с дошкольниками, чтобы измерить влияние различных устройств на их разум.

Но она только вводится в работу, поэтому получить представление о положительных и отрицательных моментах в использовании экранов можно, наблюдая за поведением ребенка. Например, существует множество доказательств, что экран, работающий рядом с ребенком в фоновом режиме например, включенный телевизор , снижает качество игры, чтения и общения с детьми. А также ухудшает или задерживает развитие речевых навыков. Какое «рано» — еще слишком рано Родители считают, что дети до 2 лет вообще не должны пользоваться смартфонами и планшетами. На самом деле последняя и часто цитируемая рекомендация Американской академии педиатрии касается возраста до 18 месяцев. Однако новые исследования показывают, что все не так-то просто с возрастными ограничениями.

Зависимость от всемирной сети не полностью изучена.

Интернет постепенно превращает пользователей в вспыльчивых и не способных к плодотворной работе людей. Кроме этого, интернет-аддикция приводит к утрате коммуникативных навыков и асоциальности. Многие предпочитают общаться в сети, покупать товары в онлайн-магазинах, так как не нужно выходить из дома. В связи с этим появляются сложности с поиском новых друзей.

Зависимый от интернета человек нередко находится в стадии отрицания, он уверен, что проводит в сети совсем немного времени, что может в любой момент прекратить.

Он уверен, что скроллинг и «зависание» в соцсетях не наносит вреда его жизни за пределами интернета. Бывает и такое, что человек понимает опасность своей ситуации, но не имеет ресурса разорвать порочный круг. Во всех случаях помочь может консультация психиатра-нарколога , специалиста по зависимостям, которые в основе своей все довольно схожи. Как и в случае с химической зависимостью от алкоголя или наркотиков, зависимость может сформироваться по разным причинам: генетическая предрасположенность к зависимостям, связанная с малым количеством дофаминовых рецепторов. Некоторые люди испытывают сложность с тем, чтобы испытывать радость или удовлетворение при совершении повседневных дел, поэтому пытаются получить эмоции другими способами: через сидение в интернете, азартные игры, приём психотропных веществ; психические расстройства, травмы, проблемы.

Зависимость от интернета может произрастать из психологических проблем — например, замкнутости, сниженной самооценки, тревожности, стресса, неспособности коммуницировать с людьми офлайн. Со всем этим может помочь психотерапия ; история зависимостей в семье и родительские ролевые модели.

Оно осуществляется, прежде всего, методами психотерапии и психоанализа. План такого лечение составляется специалистом соответственно индивидуальным особенностям пациента. Психотерапия в данном случае направлена на то, чтобы позволить человеку вновь ощутить вкус жизни. Важным условием окончательного выздоровления является последующее психологическое сопровождение пациента. Сутью психотерапии компьютерной зависимости является выявление, а также последующее устранение имеющегося у пациента психологического конфликта, ставшего причиной его зависимости, а также социальной реинтеграции. Важнейшим условием успешного психотерапевтического лечения компьютерной зависимости является согласие пациента на его проведение, а также его желание сотрудничать с психотерапевтом.

Информационная зависимость

Цифровая зависимость связана с дофамином: этот нейромедиатор, в том числе, вызывает ожидание счастья и побуждает человека искать то, что принесёт ему удовольствие. Причём сладостное предвкушение продолжается и после того, как желаемое получено — мы смотрим мем, смеёмся и ждём новый, ещё более смешной. Дело тут не в настоящем моменте удовольствия, а в ожидании следующего — нового ролика на YouTube, видео в TikTok или сообщения. На нейрохимическом уровне дофаминовое потребление работает так: нейромедиатор воздействует на мозг через рецепторы, и чем больше вещества на них попадает, тем сильнее получается передаваемый сигнал. Когда нейронная система постоянно вырабатывает одно и то же количество дофамина, он накапливается и появляются новые рецепторы. Из-за этого чувствительность падает. Постоянная стимуляция соцсетями и YouTube-роликами, возможно, формирует толерантность к дофамину. Дофамин — ценное химическое соединение, наш организм им просто так не разбрасывается.

Нейромедиатор хранится в синаптических пузырьках, из которых попадает в синаптическую щель между двумя нейронами во время смешных видео в TikTok. Есть мнение, что длительное использование интернета уменьшает количество белков-транспортёров, которые помещают вещество обратно в пузырьки. Стоит отметить, что нейрохимические механизмы цифровой зависимости ещё до конца не изучены. И наверняка она связана не только с дофамином, но и со множеством других веществ. Как понять, что у меня цифровая зависимость? Её симптомы пока нигде формально не обозначены, но клинический психолог Кимберли Янг и психиатр Ивана Голдберг в 1996 году провели исследование под эгидой Американской психологической ассоциации. Они вывели следующие критерии этого расстройства: мысли об интернете, о прошлых и будущих сессиях; необходимость увеличивать время пребывания в сети, чтобы получить удовлетворение; неудачные попытки избавиться от цифровой зависимости: негативные чувства при отсутствии интернета или отказе от него; пребывание онлайн без намерения, например, бессмысленный скроллинг ленты; негативное влияние на другие сферы жизни — ссоры с родными, опоздания на работу; ложь близким или терапевтам, чтобы увеличить время пребывания в сети; интернет, как способ уйти от реальности или справиться с какими-то негативными переживаниями.

Эти пункты «классические» — они подходят и к алкогольной, и к наркотической, и к любой другой серьёзной зависимости. Со временем их дополнили более близкими к жизни симптомами: тревожность без девайса под рукой; подъем с кровати и отход ко сну со смартфоном; постоянное листание ленты; смартфон всегда под рукой. Какие последствия у цифрового расстройства? Статистика настораживает: средний пользователь прикасается к своему смартфону 2 617 раз в день и проводит в нём около 145 минут, а уже пристрастившийся человек трогает гаджет 5 427 раз, его общее экранное время — 225 минут. И это вполне объяснимо — технологии окружают нас повсюду, а бизнес и образование почти полностью перешли в онлайн, тем более во время пандемии COVID-19.

Цифровые платформы оказывают сильное влияние на поведение и умственное развитие детей, что может иметь долгосрочные последствия для их физического и психического здоровья и благополучия. Однако родители и учителя имеют ограниченную информацию и ресурсы, которыми они могли бы помочь, когда ребенок использует цифровые устройства в социальной или онлайн-среде. Развитие детей в понимании своих эмоций и эмоций других людей, обмене ими и взаимодействии с ними, а также в умеренном использовании цифровых устройств в ранние годы имеет решающее значение для лучшей подготовки детей к преодолению рисков зависимости от этих устройств.

Европейский союз недавно начал уделять внимание цифровым и смежным вопросам. В июньских выводах Совета 2018 года о цифровой трансформации экономики подчеркивается важность защиты детей и подростков от таких опасностей, как цифровая зависимость. Европейский Союз уже является лидером в этой области и будет продолжать подавать пример. Вместе мы должны убедиться, что дети готовы к решению цифровых проблем в будущем. В отчете также подчеркивается важность предотвращения использования вызывающих привыкание и вредных средств массовой информации, таких как игры, с помощью таких действий, как предварительная регистрация, обеспечение наличия соответствующего возрасту контента и обеспечение ответственности компаний за контент, который они создают. Международное партнерство за здоровье детей в Интернете IPCH — это многосторонняя организация, которая продвигает передовой опыт управления и защиты здоровья детей в Интернете путем мобилизации политики и планов действий со стороны правительств, гражданского общества, научных организаций и промышленности. В России проблемой цифровой зависимости занимаются многие психиатры и нейрофизиологи, например, Андрей Курпатов и Татьяна Черниговская, разработавшие когнитивную терапию цифрового лечения зависимости в России, и Юрий Кореценко, который является изобретателем цифровой детокс-терапии. Также этой проблеме посвящены иследования [1, 2, 3, 4].

Цифровое лечение детоксикации основано на эффективности методов нейробиоуправления, которые дают некоторое представление о структуре мозга, а это означает, что понимание структуры мозга и нейрофизиологии зависимости от цифровых технологий сможет повысить эффективность этого лечения. Нейробиоуправление основано на адаптации конкретной электрической активности мозга. Электроэнцефалограмма головного мозга ЭЭГ регистрирует электрическую активность в коже черепа во время ее наблюдения.

Снижение интереса к некогда приятным формам времяпрепровождения в угоду занятиям на компьютере. Занятия в Интернете или игра в компьютерные игры происходят в ущерб «живому» общению с друзьями или семьей. Пренебрежение учебой, работой, прежними увлечениями в пользу Интернета или компьютерных игр, что приводит к нарастанию семейных, социальных и профессиональных проблем. Формирование новых отношений, форм общения чаще интерактивных , с людьми, встреченными on-line. Лечение компьютерной зависимости в центре «Феникс» В центре «Феникс» диагностируют компьютерную зависимость, разбираются в причинах, ее вызывающую, и помогают вернуться в реальный мир.

Мы помогаем людям более 30 лет.

Многие эксперты заговорили и о другой возможной зависимости, которая также ассоциируется с компьютером и смартфоном, — постоянном и неконтролируемом времяпрепровождении в соцсетях. Пока официально такого диагноза не существует, но специалисты убеждены в том, что проблема есть и она требует комплексного изучения. О проблеме Социальные сети и мессенджеры задумывались как удобный канал коммуникации. Со временем они трансформировались в ресурс, где можно демонстрировать фото, видео, рассказывать о своей жизни. Не все смогли правильно воспользоваться новыми возможностями. Ее можно описать как чрезмерное или неконтролируемое использование социальных медиа, которое сохраняется, несмотря на серьезные негативные последствия для личных, социальных или профессиональных функций», — объясняет заведующий кафедрой «Интеллектуальные системы информационной безопасности» РТУ МИРЭА, кандидат технических наук, доцент Шамиль Магомедов. Виртуальный мир предлагает пользователям значительно более теплые и яркие отношения, чем в реальности. Порой человек «переезжает» туда окончательно.

Современные технологии позволяют полностью переместить свою жизнь в интернет», — говорит психолог Ксения Миккельсен. Погружение в социальную жизнь дает возможность отрываться от реальной, которая сегодня для многих выглядит полной стрессов, провоцирующих подавленное и угнетенное состояние, чувство неудовлетворенности собственным положением, отмечает она. Преподавателю приходится конкурировать с так называемой виртуальной реальностью, виртуальной беседой, которыми увлечены обучающиеся. Причем студенты по шкале приоритетов выбирают виртуальную реальность. В данном конкретном случае нужно задуматься всем: родителям, преподавателю, обществу.

Психолог Яушева назвала признаки цифровой зависимости

А когда ты там бездушно просиживаешь, а ребенок у тебя растет, как в поле трава, без всякого ухода, без ничего — нет никакого оправдания. И будущим отцам, юношам, которые готовятся стать отцами, пока не поздно — бейте в колокола, если чувствуете, что есть зависимость, не просиживайте день и ночь у компьютера. Одно дело, когда это по учебе нужно, но будь честен — выключай компьютер, когда ты ее закончил. Ответь на сообщения, которые тебе пришли и все. Не сиди ты, не просиживай. Сделай телефонный звонок и за минуту ты обсудишь все дела, это лучше, чем постоянно доставать и утыкаться в этот экранчик маленький мерцающий. И как можно променять восходы, закаты, ветер, траву, море, дыхание и течение реки, пение птиц на какое-то железо бездушное. Надо как-то стряхнуть с себя эту мишуру, как-то очнуться для настоящей жизни. И даже разводы сейчас есть, к великому стыду, когда человек не может справиться, сидит и летает на этих самолетах, бомбит кого-то там, а ребенок кричит, жене это год-два и надоедает, она уходит.

Одно дело, когда есть такой серьезный повод для развода, как измена это серьезное основание для развода, но и его человек может преодолеть и простить, и это будет гораздо выше чем, поступить по закону. А другое дело — развалить семью из-за какой-то железяки. Господи, помилуй. Трудно понять это. Мне приходилось уходить в город раз в неделю, там были городские компьютерные интернет-клубы. Я туда приходил, на письма отвечал и уходил. Но меня просто поражало и ужасало то, что я там видел. Дети 1-й, 2-й, 3-й класс и старшие, естественно, в школьное время, когда они должны учиться, они засиживались за компьютерными играми, что-то там обсуждали и это было каждый раз, когда я туда приходил.

И это было свободно — можно было прийти, заплатить и хоть целый день играй. Я тогда впервые с этим столкнулся. Но помимо того, что ты набиваешь себе карманы этими гульденами, пенязями, рублями мятыми несчастными, ты же должен думать, что ты калечишь детей. Ты должен хотя бы ограничить контент какой-то развратный, насильственный. Оградить детей от того, что может разрушить их личность. Нельзя все на деньги мерить. Есть игры в стрелялки, где ходят и убивают друг друга. Все ли эти игры опасны?

Мы же тоже играли, интересно сбросить какие-то эмоции, ощутить победу… Наверное, нужно из общего шлака выбирать наименьшее зло. Какие-то спортивные симуляторы, гонки, где можно приобрести навык вождения, соблюдения правил дорожного движения; безобидные стратегии, которые обучают. Помню, когда мои старшие дети были маленькие, у них была серия про Пятачка. Человек проходил какие-то уровни, приобретал знания. Это было интересно. Но опять же — это должно быть строго регламентировано со стороны взрослых. После того, как сделано домашнее задание, все обязанности по дому выполнены, можно и сорок минут — посиди поиграй. Поиграй во что?

По-хорошему отец, если выбирает игру, сам должен знать, погонять с ребенком, что там за игра такая и дать свою оценку взрослую, мужскую, полезно это или неполезно. Полностью запретить компьютер, наверное, это все-таки не выход. Хотя у некоторых семей получается полный запрет на компьютерные игры. Наверное, знакомство с компьютером нужно начинать не раньше, чем по школьной программе нужно соприкасаться с этим. У него дети — дошкольники 15 минут в день играют и то, после всех-всех дел, которые нужно было сделать. Младшие школьники — 30 минут в день. А старшие школьники еще побольше. Опыт этого священника говорит о том, что это помогает.

Дети знают, что у них есть 15 минут в день на игры, все. Они больше не требуют и легко на это идут. Но это надо воспитывать, конечно, с самого раннего возраста. Когда человек уже привык по три часа играть, то ограничивать его на сорок минут — это будет, конечно, проблематично. Отец Илья, а как влияет компьютерная зависимость на психологическое состояние детей? Ребенку хорошо и комфортно только с компьютером и с теми людьми, которые там. Он не видит интереса к реальной жизни. Он становится не свободен, рабом технологий.

И как-то по-хорошему гордость должна проявиться — до какой степени эти технологии будут мной владеть. Ну, что я не могу час посидеть без смартфона, не заглянуть в почту?

Некоторые родители считают компьютерную зависимость всего лишь плохой привычкой или пробелом в воспитании, но специалисты по психическому здоровью предлагают рассматривать ее как заболевание. В 2019 году игровые расстройства, включая зависимость от компьютерных игр, внесли в Международную классификацию болезней. Симптомы компьютерной зависимости у подростков: Потребность проводить в сети все свободное время, отсутствие других увлечений и хобби Синдром отмены: беспокойство, раздражительность при невозможности выйти в сеть Неоднократный обман родителей или других близких относительно времени, проведенного за компьютером Раздражительность, агрессия в ответ на запреты или уговоры отвлечься от компьютерной игры, соцсетей Стремление продолжать играть, несмотря на проблемы в учебе, испорченные отношения с родителями и друзьями Пренебрежение внешним видом и личной гигиеной — подросток может перестать мыться без напоминания, становится равнодушен к своей внешности Физические признаки: бессонница, нервозность, сухие воспаленные глаза, головные боли. В качестве одного из последствий компьютерной зависимости у подростков может развиться синдром запястного канала боль в запястье из-за работы мышкой Кто и почему приобретает зависимость Многие дети знакомятся с компьютером еще в 2—3 года, но далеко не все в подростковом возрасте приобретают зависимость. Нередко чрезмерная тяга к виртуальному миру появляется у детей, которые предоставлены сами себе и не научились получать удовольствие от хобби, чтения, спорта. Тогда подросток в погоне за положительными эмоциями выбирает самый простой путь: сериалы, вредную еду, компьютерные игры.

Все это доставляет удовольствие без усилий и быстро вызывает привычку. Типичные причины компьютерной зависимости у подростков Дефицит ярких эмоций Компьютерные игры и ролики в соцсетях можно сравнить с фаст-фудом — «быстрой едой» для психики и мозга. В реальной жизни для ярких событий нужна деятельность, активность, а в виртуальном мире достаточно запустить игру. Правда, как и фаст-фуд, виртуальные события только утоляют «голод», но не помогают развиваться. Застенчивость, проблемы с общением В играх и соцсетях для того, чтобы привлечь к себе внимание, достаточно прокомментировать чье-то фото или вместе пройти одну миссию. В реальной жизни заводить знакомства намного труднее, поэтому застенчивым подросткам интернет-среда кажется хорошим выходом. Она и вправду расширяет круг общения, но с другой стороны, ребенок так и не научится дружить в обычной жизни. Более того, он может потерять к этому интерес.

Желание доказать превосходство, получить признание Строя замки, убивая монстров или снимая ролик для соцсети, подросток получает восхищение и поддержку, которых у него нет в реальном мире. Он чувствует себя значимым и важным, видит лайки как одобрение сверстников. Бесполезно думать, как отучить подростка от компьютерной зависимости, если в офлайне у него нет ситуаций успеха. И такие ситуации не появятся из ниоткуда, если отключить дома интернет, — над ними нужно работать. Еще один фактор, который может способствовать развитию компьютерной зависимости у детей и подростков, — отсутствие традиций отдыха в семье. Семейные поездки, занятия спортом и хобби, в которых нужно делать что-то своими руками, учат детей развлекаться занимаясь делом. Но если в семье принято проводить время перед телевизором, ребенку негде научиться другому способу избавлять себя от скуки. Стадии интернет-зависимости Игромания лудомания давно привлекала внимание психиатров, а сегодня их профессиональный интерес сместился от азартных игр к онлайн-играм.

Игровая зависимость у подростков и взрослых, как любое заболевание, имеет свои стадии. Сегодня популярна классификация Кекелидзе-Шемчука , согласно которой полное погружение в виртуальную жизнь проходит в 4 этапа. Доклинический этап У ребенка появляется потребность играть или проводить много времени в сети, но компьютерной зависимости еще нет, и достаточно помощи педагога-психолога или самих родителей. Проблема обычно в неумении общаться или развлекаться без мобильника и компьютера. Но если подростку предложить интересное дело, он отрывается от сетевых развлечений. Поэтому первая стадия легко обратима, главное — не запустить ситуацию. Клинические изменения личности Подросток ищет возможность играть или заходить в соцсети как можно чаще, не умеет по-другому расслабляться и отдыхать. Интереса к другим развлечениям почти не остается, или они явно проигрывают в его системе приоритетов.

Здесь могут появиться прогулы школы, ложь родителям и учителям, трата всех карманных денег на платные опции в игре. Чтобы помочь подростку избавиться от компьютерной зависимости на этом этапе, нужны решительные меры — одних психолого-педагогических внушений будет мало. Родителям нужно создать достойного конкурента интернету. Например, вместе заняться спортом или отправиться в длинный туристический поход. Клиническая зависимость На этом этапе подросток не способен легко оторваться от игры, даже если захочет.

Для следующих нескольких уроков попросите показать статистику: сколько времени каждый день он использовал телефон и какие 3 приложения чаще всего открывал.

Спросите изменила ли эта информация его будущее отношение к использованию телефона и интернета. Задание 3 Включите видео , после просмотра которого ученик должен ответить на вопросы: On what occasions do people use their cell phones? Should we be concerned about the issue? Задание 4 Создайте таблицу из трех столбцов, где будут написаны multiple times a day, multiple times a week и at least weekly. Попросите ученика распределить следующие действия по столбцам: making calls, texting, sending and reading emails, searching for information, taking pictures, checking the weather, researching products and services, searching for a store, sharing and posting photos, using maps, using social media sites. Покажите ученику диаграмму 2013 года, чтобы он смог сравнить свои результаты страница Top Smartphone Activities.

Спросите, как, по его мнению, изменилась диаграмма в 2020 году, как она выглядит сейчас. Или же можно показать видео , где подростки рассказывают о том, для чего используют телефон, какими приложениями пользуются, а также свое мнение о жизни без технологий. Выберите одно из высказываний, например, I could not imagine a world without technology, и узнайте мнение ученика об этом. Задание 5 Проведите урок по теме « Digital detox ». Задание 6 Предложите ученику провести цифровой детокс челлендж. Создайте список задач, которые он должен сделать во время челленджа или отправьте уже готовый лист.

Определите срок, за который нужно пройти его.

Например, когда появляется раздражение из-за того, что человека отвлекают от компьютера. Раздражение может быть обосновано, если прервали работу, но если человек просто играет или сидит в интернете, близкие просят его отвлечься, а он на них раздражается, раздражение повторяется из раза в раз, то здесь налицо первый признак зависимости.

Второе — это неумение контролировать и властвовать над временем. Человек совершенно не может поставить себе временные рамки, проходя в игре уровень за уровнем или общаясь бесконечно со сверстниками, с которыми только утром виделся, без конца продолжает это виртуальное общение, перебрасывается фразами. И он не видит, что время, как вода, уходит в песок. Человек, который ставит компьютер в центр вселенной, конечно, следит за постоянными обновлениями.

Потому что компьютерные технологии шагают вперед, развиваются, нужно быть постоянно в этой теме, на плаву. И он готов тратить немалые деньги для того, чтобы у него был компьютер по последнему слову техники. Хотя для решения его рабочих задач может быть достаточно вполне простого компьютера, с внутренней начинкой, с операционной системой, с памятью. Психолог предложила абсолютно добровольно подросткам провести дома, в своих стенах, в своей комнате 8 часов без ничего — без компьютера, без телефона, без планшета, без радио, без телевизора.

Можно было читать книги, поиграть в шахматы, например. Предлагалось вести дневник, записывать, что ты чувствуешь, какие у тебя ощущения, что ты думаешь. Добровольцев было около 60-ти человек, подростки. И те результаты, которые были показаны, удивили самого психолога, потому что из 60-ти человек только двое смогли просидеть в комнате, занимаясь чем угодно, кроме как находясь в виртуальном мире.

Остальные — кто-то ушел буквально через полчаса, кто-то через час, кто-то больше, но до финала дошло только два человека. И все 60 человек, первое, что сделали, когда им открыли двери, кинулись в интернет — писать о том, как я себя чувствовал, как это тяжело. То есть все начали делиться своими впечатлениями не с родными и близкими, а именно в соцсетях — у кого какие ощущения. Ведь логично делиться с близким человеком, родным по крови.

А в такой ситуации, по всей видимости, человек не встречает ответного интереса. Есть какая-то отправная точка, предпосылки? Когда у человека появляется свободное время и он не знает, чем себя занять. И когда родители, несущие перед Богом и перед обществом ответственность за свое чадо, не могут ничего ему предложить.

Естественно, что когда вокруг всю жизнь человеческую пронизывают компьютерные технологии, то логично при свободном времени, к ним обратиться. Еще одна из частых причин развития зависимости это то, что человек не признан в семье. Родители вечно куда-то спешат. Они занимаются какими-то очень важными делами: карьерой, заработком, образованием своим.

Это очень хорошие направления и желания, но дети часто остаются в параллельном мире, их интересы не пересекаются. И ребенок, не находя ответа и отзыва родительского в своих устремлениях, находит, куда тратить свои душевные силы, которые в нем заложены. Он тратит их на виртуальное общение. Бывает так, что у человека проблемы со сверстниками, он не находит взаимопонимания, он постоянно на каких-то вторых ролях, его гнобят, унижают.

Не складываются отношения, бывает. Это же целая наука, как преодолеть такие проблемы. Родители должны помочь, это реально сделать. Но если проблема остается незамеченной, ребенок не признан в реальном мире, то он под виртуальным ником заходит в интернет, играет, достигает каких-то успехов в играх, получает бонусы, звания ему присваивают.

И у человека вырастают крылья, в реальном мире он никто, а там он признан, там простор открытый. Он там не 8 часов в день, он там круглосуточно востребован. Вот такие характерные кирпичи фундамента, на котором строится зависимость от компьютера. Как вам кажется?

Например, это может быть вполне успешная молодая женщина, когда у нее на работе появляется свободное время. А иногда и не появляется — она ворует его, если играет на работе, создает себе какую-то ферму, кормит каких-то зверушек, создает себе свой мирочек, там уютно все. Безобидные вроде такие шалости, но при постоянном употреблении они входят в привычку. Чем дольше на эту проблему не обращали внимания, тем труднее с ней бороться, это как любая болезнь.

Но у взрослых внутренний инструментарий для борьбы с интернет— и компьютерной зависимостью гораздо больше представлен, чем у подростков. Дети находятся в стадии познания мира, они только приобретают опыт путем проб и ошибок. А взрослый этот путь уже прошел и по определению он должен и по-взрослому оценивать свою зависимость. Поэтому у взрослого человека гораздо больше способов преодолеть зависимость, честно поставив себе диагноз.

Если это верующий человек, надо призвать в помощь Господа. Детям тяжелее справляться с зависимостью, потому что у них нет ни жизненного, ни духовного опыта. Если дети захромали на оба колена, они идут, спотыкаются, то их нужно поддержать. Но не нравоучениями и бесконечными поучениями, а находить те словосочетания, которые не заденут их подростковое обостренное самолюбие.

Оно открыто как рана.

Что хотите найти?

Признаки компьютерной зависимости могут выражаться в нарушении зрения, авитаминозе, неправильном питании (быстрые перекусы), не соблюдении правил личной гигиены и пр. Цифровой зависимостью принято называть состояние, при котором человеку становится сложно обходиться без современных цифровых технологий. Признаки цифровой зависимости. Каждый восьмой россиянин (13%) уверен, что у него есть зависимость от гаджетов и интернета; признаки этой зависимости отмечают у себя 45% (в 2021-м их доля составляла 42%). Признаки компьютерной зависимости. В этом материале разбираемся, что такое компьютерная зависимость от игр и интернета и как ее победить.

Вы точно человек?

Основной признак зависимости — не количество проведенного в сети времени, а низкое качество, то есть потеря контакта с реальностью. Поэтому, чтобы обнаружить подобную зависимость у близких людей, важно знать начальные признаки зависимости, диагностические критерии, возможные способы помощи. Одним из основных источников цифровой зависимости являются социальные сети. Цифровой зависимостью принято называть состояние, при котором человеку становится сложно обходиться без современных цифровых технологий. Признаки цифровой зависимости.

Каждый второй россиянин считает себя интернет-зависимым

Психологическим последствиям компьютеризации трудовой деятельности посвящено множество исследований, в ходе которых были проанализированы позитивные и негативные стороны взаимодействия человека с компьютером. Освещаются такие психологические проблемы взаимодействия человека с компьютером, как компьютерная тревожность, изменение коммуникативных способностей, компьютерная зависимость, аутизация и уход в виртуальную реальность. Среди факторов, влияющих на снижение эффективности компьютеризации, выделяют феномен компьютерной тревожности. Поведение в состоянии компьютерной тревожности характеризуется чрезмерной осторожностью при использовании компьютеров, попытками сократить время использования компьютера и даже избеганием самих компьютеров и мест, где они находятся. Для этого также характерна боязнь техники, испортить, сломать что-либо; ощущение незнания, неумения; боязнь за свое здоровье; опасения перед чем-то новым, незнакомым; ощущение дефицита времени.

Диалог человек-компьютер может оказывать влияние на формирование коммуникативных качеств личности пользователей и разработчиков. Возможно возникновение таких новых психологических эффектов, как уменьшение диапазона эмоций, размывание коммуникативных границ, трудности в понимании психологического контекста общения человека с человеком, монологический стиль взаимодействия с людьми. Еще одна из проблем взаимодействия человека и компьютера может быть связана с возникающей возможностью ухода от трудностей и проблем окружающей человека действительности в заманчивый мир"компьютерных грез", что может стимулировать явление аутизации пользователей компьютеров и их уход в виртуальную реальность. Шоттон касалось людей так или иначе работающих с компьютером, среди которых большинство являются программистами.

В то время компьютер был далеко не в каждой семье, поэтому данная проблема имела меньший масштаб, нежели в современном обществе. В наше же время развитие индустрии развлечений порождает зависимость от удовольствия, и компьютер становится средством для получения положительных эмоций, а компьютерная зависимость приобретает все более новые формы, разделяясь на игровую и интернет-зависимость. Психологический портрет зависимых В современном обществе компьютерные технологии настолько тесно внедрились в нашу жизнь, что мы и не осознаем, насколько зависим от них. Порой взаимодействие с компьютером приобретает формы, подобные по содержанию психологической зависимости.

Поскольку научно-технический прогресс постоянно стимулирует развитие и совершенствование компьютерных технологий, они с каждым днем приобретают все большую популярность у всех слоев населения, становятся более доступными, то, можно предположить, что проблема компьютерной зависимости со временем будет становиться все более актуальной. Благодаря новейшим технологиям осуществляется не только передача, обработка и хранение информации, но и формируется новая социальная среда со своей определенной спецификой. Негативной стороной этого процесса является злоупотребление временем, проводимым людьми в виртуальном пространстве. В своих исследованиях К.

Янг и Р. Роджерс выявили, что аддикты зависимые обладают высоким уровнем абстрактного мышления, эмоционально чувствительны, настороженно относятся к другим людям. Многие ученые изучали компьютерную зависимость, однако по определенным причинам людей, страдающих от данной зависимости становится все больше. Следовательно, изучение психологических особенностей лиц с компьютерной зависимостью в век стремительно развивающихся информационных технологий является актуальной проблемой.

Вопрос о компьютерной зависимости в обществе впервые стал широко обсуждаться в 80-х годах прошлого столетия, когда английский психолог М. Шоттон провела тщательное исследование среди профессиональных программистов и людей, часто работающих за компьютером. Шоттон описывала данную аддикцию как патологическое пристрастие к работе за компьютером. Компьютерная аддикция является разновидностью зависимого поведения и характеризуется стремлением уйти от жизненных реалий в виртуальный мир с помощью трансформации собственного эмоционального состояния.

Патологическое пристрастие к времяпровождению за компьютером приводит к ограничению интересов и других видов деятельности, сужает круг социальных контактов. Ряд исследователей выделяют физические и психологические симптомы компьютерной зависимости. К психологическим относятся: эйфория от пребывания в виртуальном мире, увеличение количества времени, проводимого за компьютером, ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером, проблемы с работой или учебой, невозможность вовремя прекратить работу за компьютером. К физическим: сухость в глазах, боли в спине, нерегулярное питание, пропуск приемов пищи, расстройства сна, изменение режима сна и другие.

Если рассматривать ситуацию на примере интернет-зависимости, Всемирная паутина привлекает людей по следующим причинам: 1. Анонимность позволяет человеку ощутить свободу в общении, особенно если он в реальной жизни застенчив. Неограниченный доступ к информации и развлечениям. Реализация своих желаний и фантазий, пусть и виртуальном мире.

Возможность нахождения желаемых собеседников, удовлетворяющих любым требованиям. Отсутствие ответственности. Психологические характеристики личности могут повышать или понижать риск развития компьютерной зависимости. Например, у одних людей наблюдается зависимость, другие устойчивы к формированию аддикции от компьютерных игр.

Зависимые испытывают склонность к интеллектуализации, чувство одиночества и недостатка взаимопонимания, эмоциональную напряженность, склонность сосредотачиваться на негативных аспектах жизни, желание бороться с фрустрациями. Все исследователи сходятся во мнении, что лицам с высоким уровнем зависимости от компьютера присуща тревожность и депрессивность. Такие люди обладают низкими показателями силы воли, стрессоустойчивости и уверенности в себе. Для них характерны трудности в формировании и успешном осуществлении межличностного общения.

По результатам многочисленных опросов, проводимых во многих странах в разное время, формируется общий психологический портрет зависимых от компьютера. Последствия Компьютерная зависимость определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.

Группа риска: люди, у которых отсутствует реальный партнер, с неудовлетворенностью от имеющихся отношений. Навязчивый серфинг. Интернет-серферы могут часами «плавать» в сети в поисках информации. При этом не обязательно они ищут что-то конкретное. Часто такие люди просто переходят по интересным ссылкам с одного сайта на другой. В итоге перекормленный огромным объемом разноплановой информации мозг со временем теряет свойство мыслить глубоко и критично.

Группа риска: любопытные люди, имеющие в своем распоряжении много свободного времени, шопоголики, а также те, которые хотят компенсировать свои внешние недостатки или неуверенность в себе знаниями. Страсть к азартным играм и ставкам на деньги онлайн. Сегодня практически каждый интернет-сайт полон реклам, сулящих огромные выигрыши и заработки. Такие виртуальные казино, биржи и букмекерские конторы удачно играют на страсти азартных людей. Особенно тех, кто не имеет возможности посетить реальное казино. Группа риска: азартные люди, а также те, которые стремятся к легким деньгам. Если подытожить, то в любом случае в виртуальную реальность человека толкает неудовлетворенность его реальной жизнью и нежелание боязнь эту жизнь менять. Способы борьбы с компьютерной зависимостью Опять-таки, проводя параллель с другими зависимостями, лечение компьютерной зависимости будет успешным только в одном случае. Если зависимый признает свою проблему и по-настоящему искренне захочет от нее избавиться.

Иначе патологическое пристрастие только усугубится. Основную роль в лечении такой зависимости играют психологи и психотерапевты при обязательном содействии родственников зависимого, а при наличии физических последствий — врачи соответствующего профиля. Подготовка к лечению компьютерной зависимости Практически всегда чрезмерную увлеченность компьютером в первую очередь замечает окружение зависимого человека — его родственники, друзья, коллеги. Но не он сам. Поэтому и решение этой проблемы начинают искать именно они. Чаще всего заинтересованные вернуть виртуального «бродягу» в реальность пытаются сделать это сами. Сначала в ход идет убеждение иногда даже в форме ультиматума на интуитивной основе, затем — на основе соответствующей литературы, статей и форумов в интернете. И только поняв безуспешность такой кампании, те, у которых еще не опустились руки, ищут помощи у специалистов. Таким образом, первая консультация с психологом или психотерапевтом происходит не с самим страдающим зависимостью, а с теми людьми, которые хотят ему помочь.

В ходе нее специалист помогает родственникам друзьям советами о том, как вести себя с зависимым, чтобы он признал свое пристрастие и захотел его вылечить. Психологическая коррекция компьютерной зависимости Главная цель специалиста при лечении зависимости от компьютера — найти причину ухода пациента в виртуальный мир, а затем определить способ вернуть его в реальность и помочь в ней освоиться. Таким образом, на первом этапе проводится диагностика причин возникновения зависимости и исключение депрессии и психиатрических проблем. Только после этого можно выбрать основной вектор психологической коррекции: улучшение взаимоотношений с родными, сверстниками, противоположным полом, формирование навыков саморегуляции и умения справляться с трудностями, воспитание волевых качеств и повышение самооценки. Одно из важных направлений такого лечения — вовлечь зависимого от компьютера человека в реальный мир. Показать, что он тоже может быть интересным и увлекательным даже без интернета и гаджета. Для этого можно использовать разные виды развлечений, спорта, искусства. К примеру, боулинг, пейнтбол, футбол, туристические походы, пикники, танцы, музыка, семейные ритуалы вечера пиццы, прогулки с детьми и т. Поскольку и на этом этапе специалисту не обойтись без помощи родных зависимого, он продолжает работать и с ними.

Он помогает не только создать необходимую атмосферу дома, но и советует, как им самим не потерять веру в успешность лечения. Поскольку это тоже зависимость. А значит, избавиться от нее будет нелегко. Если методы психотерапии оказались неэффективными, специалист может использовать более сложный способ преодолеть зависимость — гипноз. На сегодня нет универсального гарантированного способа, как избавиться от компьютерной зависимости. Лечение подбирается индивидуально и во многом зависит от самого пациента и его окружения. При этом именно эта зависимость считается одной из самых сложных в отношении излечения. Медикаментозное лечение компьютерной зависимости Лекарственные препараты не являются основным способом лечения этого вида зависимости. Они помогают решить проблемы физиологического характера, которые возникли в результате пристрастия к компьютеру.

Но очень важно разделять осознанное пользование интернетом и цифровыми благами и бесцельное проведение времени. Надо понимать, что интернет — это бизнес для многих крупных компаний, там сталкиваются большие финансовые интересы. Целые отделы квалифицированных сотрудников работают над тем, чтобы задержать Вас на сайтах как можно дольше по времени. Поэтому цифровая зависимость — серьезная проблема не только для детей, но и для взрослых. Развивается ли у Вашего ребёнка цифровая зависимость?

Есть 5 признаков: 1. На просьбы отвлечься от игры и отойти от компьютера реагирует остро: злится, плачет, кричит и протестует. Ребенок из-за гаджетов может забыть сделать уроки или выполнить свои домашние обязанности. Режим дня сбивается из-за того, что ребенок постоянно сидит перед экраном монитора.

У человека развивается множество психологических нарушений. Цифровые технологии сильно отвлекают людей, снижается уровень концентрации внимания. Жизнь в постоянном цейтноте еще сильнее возбуждает головной мозг, который и так находится в беспокойном состоянии. Лечение Первым этапом в лечении зависимости от информации является ограничение потока лишних сведений. Например, если вам необходимо, чтобы в доме звучал какой-то фон, то вместо телевизора включите инструментальные мелодии.

В общественных местах рекомендуется использовать плеер. Если предпочитаете получать новые данные из соцсетей или блогов, то по максимуму сократите количество подписок. Также специалисты советуют разработать график поступления сведений. Например, просматривайте новостные сайты или ленту не каждые полчаса, а в конкретное время. Это позволит сконцентрироваться на конкретной информации и сэкономит много часов. Периодически необходимо устраивать «разгрузочные дни». Например, в выходные стоит уехать подальше от разнообразных информационных источников. Отправляйтесь на природу и дайте возможность мозгу немного отдохнуть. Главное, после возвращения не стоит набрасываться на все доступные источники новых сведений, пытаясь восполнить упущенное.

По-настоящему важные данные в любом случае рано или поздно дойдут до вас. Смотрите меньше телевизионных передач, ток-шоу, мыльных опер и новостей. Регулярный просмотр контента сомнительного качества отнимает много времени, которое можно использовать более продуктивно. К тому же он снижает уровень интеллекта, отучает от креативного и абстрактного мышления, способствует развитию информационной зависимости. При поиске необходимых сведений обращайте внимание только на те темы, которые требуется изучить. Не тратьте время на броские и отвлекающие заголовки, не затрагивающие нужные вам данные. Запомните, что любые посторонние сведения уводят от реализации поставленных планов. Зачастую в подобных статьях предоставлена ложная информация, которая ничему не научит и не даст полезных сведений. Также необходимо не только сократить поток информации, но и научиться анализировать те сведения, которые поступают.

Для этого важно уметь отделять главное от второстепенного, выявлять причинно-следственные связи, сравнивать данные из разных источников и делать правильные выводы. В наше время основной части информации нельзя слепо доверять. Одинаковые данные могут преподноситься с абсолютно противоположных точек зрения. Если не научиться анализировать их, то ваш мозг переполнится противоречивой информацией. Не всегда удается самостоятельно справиться с зависимостью, поэтому лучше обратиться за помощью к профессионалам. Занятия с психотерапевтом помогут выявить первопричину развития нарушения и подобрать эффективные способы его устранения. Рекомендации специалистов станут хорошими мерами профилактики информационной зависимости: уменьшите время использования гаджетов; не берите мобильный телефон в спальню, отправляясь спать; не пользуйтесь смартфоном за час до сна и сразу после пробуждения; используйте интернет для решения конкретных задач например, поиск данных по определенной теме. Вместо бездумного потребления информации стоит потратить время и силы на поиск процессов, в которые вы сможете погрузиться с головой.

Все, что нужно знать о компьютерной игровой зависимости: причины, признаки, методы борьбы

Цифровая зависимость – это нарушение функции мозга – мозг больше не работает на полную мощность, ребенок или молодой человек может не развить полный потенциал способностей своего мозга. Цифровой зависимостью принято называть состояние, при котором человеку становится сложно обходиться без современных цифровых технологий. Признаки компьютерной зависимости. Основные причины возникновения интернет-зависимости мы рассмотрели.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий