Значение деятельности клоуна в развитии культура российского общества

26 августа 1919 года день подписания указа о создании государственных цирков в РСФСР – «день рождения» советского, а ныне российского цирка. За время его существования в России возникла целая плеяда знаменитых клоунов покоривших зрителей не только в нашей стране.

Воронежцы оценили "хулиганскую клоунаду" от экс-артиста Цирка дю Солей

пояснил Андрей Кислицин, который по совместительству ведет на телевидении "Битву экстрасенсов". - Петрушечники переходили все грани! хитреца Рыжего и напыщенного Белого. 10 декабря 1901 года родился Михаил Николаевич Румянцев, клоун, известный под сценическим псевдонимом «Карандаш». Он является одним из родоначальников жанра клоунады в стране. Клоун должен владеть жанрами, многое уметь. То есть это попросту необъятная профессия, — утверждает народный артист России, единственный в СССР обладатель самой престижной клоунской награды «Золотая маска Грока» Андрей Николаев. выявить основные тенденции влияния мировой цивилизации на современную российскую праздничную культуру; определить созидающий потенциал праздничной культуры в решении проблем социального и культурного развития российского общества.

Клоун кто это: что за профессия, чем занимается и плюсы с минусами

Интервью с клоуном Сергеем Дубининым Клоуны были символами смеха, радости, страха, шутовства и сатиры в разные времена и в разных культурах. В этой статье рассматривается, что символизируют клоуны и различные значения, придаваемые им.
Воронежцы оценили "хулиганскую клоунаду" от экс-артиста Цирка дю Солей Карандаш, 1901 – 1983) Выдающийся советский Олег Попов. (советский клоун и актер.
Как появился и откуда взялся клоун 26 августа 2009 года исполняется 90 лет со дня подписания указа о создании государственных цирков в РСФСР – «дня рождения» советского, а ныне российского цирка. За время его существования в России возникла целая плеяда знаменитых клоунов.

3. Становление и развитие культурно-досуговой деятельности в России

Олега Попова признаёт великим сам Чарли Чаплин, ещё при жизни именем солнечного клоуна назовут улицы в Бельгии и Германии. Михаилу Румянцеву (Карандаш), Юрию Никулину, Михаилу Шуйдину, Леониду Енгибарову позволялось на манеже. Клоун как Чужой в истории культуры. Сам термин «клоун» английского происхождения (clown) с латинскими корнями (colonus – мужик, деревенщина). В английском средневековье и Возрождении им обозначали театрального персонажа. В России же особой популярностью пользовался Рыжий клоун, который изначально звался «Иваном-кирпичом». Появился этот образ по очень простой причине — у актёров в конце XIX века сложилась мода выступать в рыжих париках. доброта, душевность, - говорит в прошлом известный клоун, а ныне директор Екатеринбургского цирка, народный артист России Анатолий Марчевский. - Если человек злой, агрессивный, он не сможет спрятаться за маской, как артист театра. Дебетовая карта Tinkoff Black c кэшбэком рублями за всё — АО "Тинькофф Банк", ИНН 7710140679, лицензия ЦБ РФ № 2673б e.

Смотрите также:

  • Человек-клоун: значение, особенности и роль в обществе
  • Клоун кто это такой, особенности профессии, чем занимается. Как им стать
  • Клоуны на Руси: как их называли
  • Интервью с клоуном Сергеем Дубининым

Взгляни, Ваня, на этих шутников их клоунов!

Постепенно образ видоизменялся, приобретал новые черты, становился объёмным. Менялся и внешний облик клоуна из-за разнообразия гримов и костюмов. В современном цирке мы видим разные образы клоуном. От максимально выдержанных, до предельно фантасмагорических. Таким образом, клоуны играют важную роль в развитии общества и помогают создавать позитивное и радостное настроение вокруг себя. Они вносят светлое и веселое начало в нашу жизнь, как гимнасты на линейке. Я учился у клоуна Карандаша, который говорил, что клоун — это большой ребенок. Из нормального человека с возрастом уходит детство, и он уже стесняется залезть на дерево при всех, похулиганить, а клоун сохраняет в себе непосредственность на всю жизнь.

Клоун - значение символики

Долгие столетия клоуны были веселыми или грустными, но совсем не страшными. Эксперты считают, что в мировой культуре первый злой клоун появился у Эдгара По в рассказе «Прыг-скок», опубликованном в 1849 году. Меня очень давно спрашивали о профессии Клоуна, И я с нетерпением ждал когда к нам в город приедет цирк, что бы задать этот вопрос настоящему клоуну. И вот цирк приехал, и я попал на представление и к. Кажется, что образ клоуна должен ассоциироваться с весельем. Между тем, многие даже взрослые люди сторонятся клоунов и даже боятся их. Одно из значений французского слова «шут» – «огонь». Клоуны – символы жизненной силы: на старинных гравюрах шутов иногда рисовали с обнажённым фаллосом, как бы метафорически ассоциируя их с греческим божеством плодородия. 30 июня состоялось его долгожданное выступление в сочинском цирке в рамках циркового фестиваля "Мастер". В 2016 году у уже российского клоуна Попова был запланирован тур по России. Его выступления с аншлагом прошли в Саратове.

Самые известные клоуны в России

Знаменитый советский клоун, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР родился в Петербурге в далеком 1901 году. В 13 лет Миша поступил в школу Общества поощрения художеств, но учился без интереса. Со времен античности они играли важную роль в обществе, поднимая настроение и принося радость. Но каково истинное значение и роль клоунов в современном мире? С одной стороны, клоуны являются искусством развлечения. Клоун – это неотъемлемая часть мировой культуры и развлечений. Он является одним из самых популярных персонажей цирка, театра и кино. История клоуна уходит корнями в глубокую древность, потому что его образ уже встречается в античных мифах и легендах. Западноевропейские цирки хорошо прижились в России, где свои народные комедианты (скоморохи) давно уже были истреблены.

Значение клоуна

Часть вторая. Клоуны по-советски . Юрий Никулин. Смешное и трагическое Постепенно образ видоизменялся, приобретал новые черты, становился объёмным. Менялся и внешний облик клоуна из-за разнообразия гримов и костюмов. В современном цирке мы видим разные образы клоуном. От максимально выдержанных, до предельно фантасмагорических.
Клоунизм: что это значит и как он влияет на общество? Сам сюжет в клоун-мим-номере редко представляет самостоятельную ценность. Он должен быть основой, которая логично связывает комические трюки, гэги. Сюжетная линия должна вести от гэга к гэгу (желательно в развитии, по нарастающей).
Самые известные клоуны в России - презентация онлайн Словарь С. И. Ожегова — лингвистический толковый словарь русского языка, который является самым первым из появившихся в России (тогда — в Советском Союзе) после Октябрьской революции.
Клоунада. Большая российская энциклопедия 26 августа 2009 года исполняется 90 лет со дня подписания указа о создании государственных цирков в РСФСР – «дня рождения» советского, а ныне российского цирка. За время его существования в России возникла целая плеяда знаменитых клоунов.
Самые известные советские клоуны. Клоуны ссср и россии Легендарный клоун Бим Бом, Карандаш, Рыжий и Белый Как появились любимцы зрителей?Само слово «клоун» имеет корни из латинского языка и обозначает «простак, простолюдин». Первые клоуны, Гримальди и Рич, вышли на сцену «Друри Лейн» в конце 18 века.

3. Становление и развитие культурно-досуговой деятельности в России

Кстати, в старом дореволюционном цирке клоуна нанимали так: артист приходит подписывать контракт, а хозяин неожиданно вскакивает и делает вид, что бьет его по щеке. Клоун же должен был поймать пощечину, сделать "апач". Буффонада от итальянского buffonata - шутка. В цирке это вид комической разговорной сценки, которая также называется буффонадным антре, исполняют ее клоуны-буфф. Обычно буффонадные антре строятся на столкновении разных характеров клоунов - хитреца Рыжего и напыщенного Белого. Все предельно преувеличено: у Рыжего, например, молоко для младенца содержится в двухведерной бутыли, башмак стреляет, а из фотоаппарата ударяет струя воды. Интермедия - короткая комическая сценка, разыгрываемая клоунами. Исполняется между номерами программы. Антре от французского entre - вход, вступление, выход. Это клоунская сюжетная разговорная или пантомимическая сценка, в которой обычно участвуют два клоуна.

Самостоятельный комический выход одного клоуна также стал именоваться антре. Насчитывается большое количество старинных, классических антре - разговорные, пантомимические, пародийные, акробатические, конные, музыкальные. Впрочем, сегодня вместо этого термина в цирковой обиход вошло слово "клоунада". Батон от французского baton - палка - палка с мягкой овальной подушечкой на конце. Обычно клоун дает ею апачи - ложные пощечины своему партнеру. Пантомима - язык жестов, движений.

За 1 концерт специалист здесь зарабатывает до 12000 RUB; Воронежский государственный цирк. Заведение с многолетними традициями постоянно находится в развитии. Именно здесь долгое время успешно выступал легендарный клоун Анатолий Дуров. Прибыль профильного исполнителя составляет 60000 рублей в месяц; шапито «Золотой Дракон». Цирк славится своими яркими и захватывающими программами. Опытная команда клоунов зарабатывает по 100 долларов за выступление. Организация постоянно посещает разные города России. Юрий Никулин Украинские артисты в сфере циркового искусства также выделяются талантами. Опытные клоуны в престижных организациях могут иметь неплохие заработки. Так, например, в популярном «Кобзове» известный мастер Олег Лиостаев получает 23 тыс. Работа клоуном Буба для него здесь стала профессией по призванию. Олег Лиостаев Уровень окладов специалистов данного профиля в по регионам страны имеет следующую картину: Киевская — 14-19 тыс. Каково жалованье актера в странах ближнего и дальнего зарубежья? Работа за рубежом для клоуна в большинстве случаев организована на контрактной основе. Особенно пользуются спросом артисты, популярность которых была ранее раскручена при помощи телевидения. Рассмотрим выручку специалистов в разных странах мира: Белоруссия. Цирковое искусство в стране развивается с конца 19-го столетия. В Белорусском государственном цирке штатный клоун зарабатывает до 800 б. Гомельские коллеги получают за 1 выступление до 50 баксов. Выезд в страны Восточной Европы приносит артистам неплохую выручку.

Говорят, именно постоянные поиски забавного и трогательного в окружающей действительности создавали Олегу Константиновичу неповторимое «солнечное» амплуа. Советский, российский цирковой артист, клоун, драматург, режиссёр, поэт, заслуженный деятель искусств России, автор пяти музыкальных комедий, значительного количества песен, сборника лирических стихов! Маленького Лёню впервые привел в цирк папа, и мальчик был поражен выступлением клоунов. Эти воспоминания будущий артист пронесет через года. В 1937 году отца Леонида Георгиевича расстреляли, мать попала в лагеря, а сам Лёня в три смены делал ящики для мин и снарядов, - началась война. В 1946 году Куксо поступает в цирк к Карандашу, там же знакомится с Никулиным, впоследствии они выступают во множестве совместных номеров — песни под гитару, клоунада, акробатика, жонглирование! Куксо нашел свой собственный стиль и даже придумал «боевой клич» для выхода, а его выступления, как и сам артист, отличались подвижностью и эксцентричностью. Любимый комик нескольких поколений зрителей, Юрий Владимирович, родился в 1921 году в городе Демидов, позже семья перебралась в Москву. По окончании школы Никулин был призван в Красную Армию, участвовал в советско-финской и Великой Отечественной войне, был награждён медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». Забавно, что при попытках поступить в знаменитые театральные институты и училища, Никулин получал отказы с обоснованием «Отсутствие актерского таланта». Как же заблуждались в приемных комиссиях!

Всегда обхожу темы политики, религии и секса. Мне хотелось поковыряться в теме трикстеров, безумных клоунов, их связи с потусторонним миром, - пояснил Андрей Кислицин, который по совместительству ведет на телевидении "Битву экстрасенсов". Были случаи, когда они продолжали шутить и во время собственной казни. Представляете, человеку выломали зубы, на кол посадили, а он работает. Перевоплощаясь в столь дерзкого персонажа, артист до выхода к публике внимательно изучает ее, чтобы выбрать подходящую интонацию. Скажем, в Воронеже в зале было много детей, и Кислицин признался, что здесь Петрушка-Андрюшка был гораздо менее жестким и злым, чем обычно: - Я же понимаю, что действую как хирург души. Не знаю, чувствуют люди или нет, но я их всех люблю. Но я не буду им потакать. Поймите меня правильно, я устал подстраиваться под зрителей, под их желание просто посмеяться, развлечься.

Клоун – тонкий психолог: Игнат Старичихин рассказал о работе смешить людей

Также существуют специальные программы, в которых клоуны профессионально обучаются методам и техникам взаимодействия с клиентами. Эти программы готовят клоунов-терапевтов для работы в больницах, домах престарелых, детских приютах и других учреждениях, где требуется психологическая поддержка пациентов. Существует множество исследований, подтверждающих положительный эффект терапевтического использования клоунов. Улыбка и смех, которые они вызывают, помогают снижать уровень стресса и агрессии, улучшают настроение и повышают самооценку клиентов. Важно отметить, что терапевтическое использование клоунов является дополнительным методом поддержки и не заменяет традиционную медицинскую помощь. Терапевтическое использование клоунов с каждым годом становится все более популярным. Их образы, шутки и жонглирование помогают пациентам забыть о своих проблемах и снова поверить в магию смеха. Клоуны-терапевты вносят радость и положительные эмоции в жизнь тех, кто нуждается в этом больше всего. Клоуны в медицине и реабилитации Клоуны имеют важную роль в медицине и реабилитации, особенно при работе с детьми и взрослыми, страдающими серьезными заболеваниями или проходящими сложные процедуры лечения. Их наличие может значительно улучшить эмоциональное состояние пациентов и способствовать их выздоровлению. Как клоуны помогают детям Клоуны-доктора или хосписные клоуны часто посещают больничные отделения, в которых находятся дети.

Они создают атмосферу радости и позитива, отвлекая детей от боли и стресса, связанных с лечением и пребыванием в больнице. Клоуны используют юмор, игры, веселые костюмы и аксессуары, чтобы вовлечь детей в игровой процесс и сделать их посещение врачей или процедуры менее страшными. Они могут использовать шутки, фокусы, музыку и танцы, чтобы создать позитивное настроение и снизить тревожность детей. Клоуны в реабилитации Клоуны также играют важную роль в реабилитации пациентов, которые проходят физическую терапию или восстанавливаются после травмы или операции. Они могут помочь пациентам повысить мотивацию, улучшить двигательные навыки и настроение. Клоуны-терапевты могут использовать игры, визуальные эффекты, музыку и другие методы, чтобы стимулировать пациентов и помочь им в процессе реабилитации. Их присутствие и поддержка помогают пациентам преодолеть физические и эмоциональные трудности, повышают их уверенность в своих способностях и помогают им вернуться к полноценной жизни после болезни или травмы. Заключение Работа клоунов в медицине и реабилитации имеет огромную значимость для пациентов всех возрастов. Они помогают создать позитивную и веселую атмосферу, поднять настроение и облегчить страдания больных. Благодаря своим навыкам и профессионализму, клоуны способны преодолеть барьер между медицинским персоналом и пациентами, располагая доверием и улучшая качество оказываемой помощи.

Вопрос-ответ Какую роль играют клоуны в современном обществе? Клоуны играют важную роль в современном обществе. Они помогают людям отвлечься от повседневных проблем и весело провести время. Клоуны способны поднять настроение, подарить улыбку и вызвать позитивные эмоции. Они также могут работать в госпиталях и помогать детям и взрослым справиться с болезнями и стрессом. Клоуны вносят яркость и радость в нашу жизнь.

Начнем с того, что не совсем понятно, кто и когда решил, что большой красный нос, яркий грим, всклокоченные волосы и огромные ботинки нравятся детям. Вероятнее всего, что это домыслы взрослых, считающих, что малышам нравится все яркое и необычное. Но чаще всего детям совсем не смешно, а дошкольников странный размалеванный тип и вовсе может испугать. Явление злого клоуна Возможно, если бы при зарождении клоунского ремесла провели кое-какие исследования, цирковые шутники не выглядели бы так эпатажно.

Но появились клоуны задолго до такой науки, как психология. Они всегда были ключевой фигурой цирковых представлений. Обойтись можно было без дрессировщиков, факиров и акробатов, но клоуны должны быть непременно. Хотя разного рода мимы были еще в древности, а клоуны развлекали людей в Средние века, негативный образ этого героя появился относительно недавно. Долгие столетия клоуны были веселыми или грустными, но совсем не страшными. Эксперты считают, что в мировой культуре первый злой клоун появился у Эдгара По в рассказе «Прыг-скок», опубликованном в 1849 году. Потом четверть века никто не вспоминал о злодеях в гриме. Но в 1874 году в пьесе Катюля Мендеса «Женщина из Табарина» снова появился отрицательный персонаж клоун. В 1892-м, итальянский драматург Руджеро Леонкавалло прочно закрепил за этими циркачами имидж злодеев, представив оперу «Паяцы». В ней клоуны были беспощадными убийцами.

Их совместная работа продолжалась до 1981 года. Если у Шуйдина был образ рубахи-парня, который все знает, то Никулин изображал ленивого и меланхоличного человека. В жизни же партнеры на арене отношений практически не поддерживали. Главное в творческой индивидуальности Никулина — это сокрушительное чувство юмора при полном сохранении внешней невозмутимости. Костюм был построен на забавном контрасте коротких полосатых брюк и огромных ботинок с псевдоэлегантным верхом — черный пиджак, белая рубашка, галстук и шляпа-канотье. Виртуозно разработанная маска за внешней грубостью и даже некоторой глуповатостью проступали мудрость и нежная, ранимая душа позволяла Юрию Никулину работать в самом трудном жанре клоунады — лирико-романтических репризах.

На манеже он всегда был органичен, наивен и трогателен, при этом умел смешить зрителей как никто. В клоунском образе Никулина удивительным образом сохранялась дистанция между маской и артистом, и это придавало персонажу большую глубину и многогранность. За свою долгую жизнь на арене Юрий Никулин создал множество неповторимых реприз, скетчей и пантомим, из которых самыми памятными и дорогими для артиста стали "Маленький Пьер", Пипо и миллионер в цирковых представлениях "Карнавал на Кубе" и "Трубка мира", Бармалей в новогоднем детском представлении и др. Одна из самых знаменитых жанровых сценок — легендарное "бревно". Многогранность таланта позволила Юрию Никулину реализоваться и в других жанрах. Он снялся более чем в сорока фильмах, играя как ярко комедийные, так и драматические, и поистине трагические роли.

Дебют на большом экране состоялся в 1958 году. Всенародную любовь Никулину-актера принесли комедии Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука». Однако за его плечами и немало серьезных картин - «Андрей Рублев», «Они сражались за Родину», «Чучело». Талантливый клон проявил себя серьезным и глубоким драматическим актером. Возле цирка на Цветном бульваре установлен памятник знаменитому клоуну и его партнеру. После смерти Шуйдина Юрий Владимирович в 1982 году возглавил цирк на Цветном бульваре ныне носящем имя Никулина , в котором проработал в общей сложности больше 50 лет.

За время его руководства в цирке было поставлено много интересных программ: "Я работаю клоуном", "На крыльях времени", "Здравствуй, старый цирк", "Впервые в Москве", "Невский простор", "Бульвар нашего детства", "Сладкая..! Солнечный клоун - Олег Попов Олег Попов — советский клоун и актер. Олег Константинович Попов родился 31 июля 1930 года в деревне Вырубово Московской области. В 1944 году, занимаясь акробатикой, юноша познакомился со студентами циркового училища. Олега настолько увлек цирк, что он тут же поступил в училище, получив в 1950 году специальность "эксцентрик на проволоке". Но уже в 1951 году Попов дебютирует в качестве коверного клоуна.

Известен широкой публике по образу "Солнечного клоуна". Этот неунывающий человек с копной русых волос носил чрезмерно широкие штаны и клетчатую кепку. В выступлениях клоун использует самые различные приемы - акробатику, жонглирование, пародию, эквилибристику. Особое внимание уделяется антре, которые реализуются с помощью эксцентрики и буффонады. Среди самых известных реприз Попова можно вспомнить «Свисток», «Луч и «Повар». В своем самом известном номере клоун пытается поймать солнечный лучик в сумку.

Творчество артиста не ограничивалось одним лишь театром, он много снимался на телевидении, участвовал в детской телепередаче «Будильник». Попов снимался даже в кино более 10 лент и режиссировал цирковые спектакли. Знаменитый клоун принимал участие в первых гастролях советского цирка по Западной Европе. Выступления там принесли Попову поистине мировую славу. Попов внес огромный вклад в мировое становление новых принципов клоунады, разрабатываемых раньше Карандашом, — клоунады, идущей от жизни, от быта, ищущей забавное и трогательное в окружающей действительности. В 1991 году Попов уехал из России, по личным причинам, а также не в силах принять развал великой Родины.

Ныне он живет и работает в Германии, выступая под псевдонимом Счастливый Ганс. Многие репризы Попова вошли в классику мирового цирка "Сон на проволоке", "Луч" и др. Константин Берман Константин Берман 1914-2000. Этот советский ковровый клоун появился в семье дирижера циркового оркестра. Неудивительно, что мальчика постоянно манила арена. С детства он участвовал в пантомимах, осваивая и другие жанры циркового искусства.

Профессиональная карьера клоуна началась с 14 лет, со своим братом Николаем он поставил номер «Акробаты-вольтижеры». До 1936 года пара выступала вместе, используя образы популярных комедийных киноактеров Г. Ллойда и Чарли Чаплина. Во время войны Берман выступал в составе фронтовых бригад на Брянско -Орловском направлении фронта.. Известность ему принесла простенькая реприза «Собака-Гитлер». В ней рассказывалась, как лающего на всех пса клоун стеснялся назвать Гитлером, ведь та может обидеться.

Эта простенькая реприза на фронте не изменно встречалась дружным солдатским хохотом. Клоун смог создать маску важного франта, надевая до нелепого щегольской костюм. Цирковой артист перешел на разговорные репризы, рассуждая не только на бытовые темы, но даже и о политике. Берман был довольно разносторонним клоуном, включаясь и в другие номера.

Талантливый эксцентрик выступает в черном фраке с цилиндром. В 2005 году артист был приглашен на съемки рекламного ролика. Контрактная работа приносит квалифицированному мастеру до 20тыс. Подработка на телевидении формирует дополнительную прибыль в 30 тыс. Знаменитая артистка является штатным сотрудником цирка им. Никулина на Цветном Арбате.

В месяц их может быть до 6-и; Юрий Куклачев. Работа в театре кошек принесла артисту мировую славу. Особенно ценятся выступления его кошек на территории стран постсоветского пространства. Благодаря своему таланту клоун сколотил капитал в 35 млн. Советская артистка большую часть взрослой жизни провела в Гомельском цирке. Оклад профессионала был скромным — 300 рублей в месяц; Леонид Егинбаров. Советский клоун-мим, который имел образ грустного человека. Благодаря эксцентричной игре и большому таланту его выступления любили советские граждане. Артист имел скудные гонорары в размере 115 рублей 70-е года. Выбирая профессию клоуна, необходимо быть легким на подъем.

Ведь постоянные гастроли с труппой по крупным городам выдерживает далеко не каждый. Однако перед человеком появляется возможность увидеть страну и зарубежье. Рейтинг наиболее престижных российских цирков имеет следующую картину: Московский цирк на Цветном бульваре. Директором организации был известный актер и телевизионный ведущий Юрий Никулин.

История возникновения и происхождения клоунов и их влияние на современное искусство и культуру

Бахтина, Л. Абрамяна, А. Козинцева и др. Российский психолог А. Однако уже члены племенного общества заметили: чтобы общность могла развиваться обязательно, нужен тот, «кто будет шагать не в ногу» [Уварова, 2018, с. Уже в древних обществах существовали так называемые общества перечащих, в которых клоун находился в особенном, неприкосновенном статусе, выступая своеобразным оберегом социальной группы. На первый взгляд, клоун является тормозом культурного развития, «пассивным по отношению к культуре» [Чеснов, 2007, с. Асмолов называет трикстера «социальным кочевником», вносящим в систему необходимую ей «неопределенность», элемент нерационального, чувственного постижения мира. Такой тип личности способен помочь «"не пропасть" социальной общности, когда в истории общества возникают ситуации, требующие парадоксальных решений» [Асмолов, 1990, с.

В периоды катаклизмов, перемен привилегия клоунов проверять на прочность культуру смехом становится всеобщей, жизненно важной потребностью, поскольку каждый человек обладает определенным уровнем неадаптивной, избыточной активности. Одним из доказательств этого является смех как реакция на абсурд. Человеческий вид отличается от всех других видов на земле дипластией. Дипластия как фатальная предрасположенность к неправильному поведению призвана провоцировать его нервную систему на творческую реакцию. Клоуны таких литературных произведений, как «Глазами клоуна», «Оно», «Правдивая история Федерико Рафинелли», кинематографических картин «Джокер», «В присутствии клоуна», «Клоуны», выводят нас из «зоны комфорта», шокируя своим нонконформистским поведением. Фигура шута и трикстера олицетворяет извечный конфликт человеческой свободы и социальных условностей, противостояния традиционности культуры и новаторского творчества, смеха и речи языка. Романова считает, что амбивалентность фигуры клоуна становится поводом для ее перемещения по «оси координат "Свой - Другой -Чужой - Враг - Монстр"» [Романова, 2017, с. Шапинская выделяет три основных источника и механизма создания фантазийных образов массовой культуры, которые могут быть применены к анализу трансформации образа клоуна под воздействием массмедийной культурной парадигмы.

В их числе «химеризация», «гор-гонизация» и «киборгизация» [Шапинская, 2019]. Нельзя не заметить, что в искусстве цирка клоун показан как лучший друг ребенка. Однако, несмотря на то, что клоунов сравнивают с детьми, до сих пор мнения исследователей расходятся на предмет того, в чем, собственно, заключается это сходство. Стулье вообще настаивает на том, что клоунада является искусством, доступным лишь восприятию взрослого человека [Stoeltje, 1985]. Трауберг замечает, что сравнение клоуна с «маленьким человеком» или ребенком можно принять с существенной оговоркой, учитывая авторитетное мнение С. Эйзенштейна, согласно которому «"малыш", "kid", "дитя", а дети, как правило, жестоки» [Трауберг, 1983]. Однако сложно поспорить с тем, что отношение к клоуну как к ребенку исторически обусловленно. Наблюдается упрощенность интерпретации фигуры клоуна как положительного героя, бытующая в рамках не только традиционной, но и инновационно-креативной парадигмы культуры.

Одной из особенностей современных детских игрушек является их диминутивность, умильность. Популярные среди детей зооморфные комические герои нередко наделены положитель- ными антропологическими характеристиками, вызывающими снисходительную улыбку и смех у взрослых [Липовецкий, 2014]. Однако образ клоуна, как и смех, неверно ассоциировать исключительно с радостью, поскольку смех «не удается связать с какой-либо эмоцией» [Козинцев, 2016]. Следует также учитывать, что «в той мере, в какой смех и плач непроизвольны, - они индексы. В той мере, в какой они имитируются сознательно - символы. А иконичностью обладает только смех - он похож на оскал, но, как и у животных, означает прямо противоположное: вот, как я мог бы поступить, но не поступлю» [Козинцев, 2016]. В качестве примера парадоксального сосуществования в медиасреде диаметрально заряженных социальных мифов о клоуне можно привести образ клоуна-доктора и клоуна-монстра. Первый миф повествует о клоуне как о веселом педагоге, друге, приятеле, докторе, который не просто создает альтернативный карнавальный мир, противоположный серьезному миру, но и налаживает связь между ними [Ivanova, 2020, с.

Второй миф хладнокровно презентует клоуна в качестве зомби, мертвеца, убийцы. Показателем влияния массмедиа на восприятие детьми фигуры клоуна как отрицательного героя выступает явление детской коулрофобии, зафиксированное в 80-е гг. База исследования Экспериментальной базой исследования послужили общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования, дома культуры, детские центры социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, школы-интернаты; реабилитационные центры для детей и подростков с ОВЗ; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних» районов Тверской области. Материалом анализа исследования является проведенное в 2020 г. Анкетирование проводилось в рамках Всероссийского научно-практического кластера «Педагогический потенциал искусства клоунады и уличного театра в социализации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации» 11. Крест, Речанского сельского поселения, Торопецкого района, Тверской области. Методология исследования Методологическую основу исследования составило исследование смеха и юмора, работы, посвященные культурологическому, исскуство-ведческому анализу фигуры клоуна, шута, трикстера, джокера; концепция резильентности; современные определения педагогических компетенций. Теоретические основания исследования Теоретической основой составления опросника является такое свойство личности, как резиль-ентность, связанное со способностью преодолевать сложные ситуации конструктивным путем.

Диагностика резильентности позволяет диагностировать уровень творческой инициативности, желание получать новые знания и применять их в профессиональной деятельности, стремление приобретать опыт в различных областях творческой деятельности. Основой для формирования вопросов послужил метод построения этажей резильентности С. Ваништендаля, предложившего рассматривать резильентность как модель дома [Семенова, 2020, с. Фундамент «дома резильентности», согласно Ваништендалю, символизирует сферу неформальных отношений. Первый этаж ассоциируется со способностью обнаруживать новые смыслы и взаимосвязи вещей. Второй этаж служит воплощением самоуважения, способностей, знания, навыков, позитивного мировосприятия, чувства юмора.

Славский - автор-составитель 2-го издания энциклопедии "Цирк" 1979 , один из учредителей Академии циркового искусства. Он окончил Государственное училище циркового искусства и выбрал не проторенную дорогу, а свою, совершенно особенную — смесь пантомимы и поэтической клоунады.

Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять. Многие зрители, привыкшие в цирке отдыхать, были разочарованы увиденным, большинство коллег советовали сменить флегматичное амплуа, клоун был непреклонен. Даже Юрий Никулин, изначально не воспринявший всерьез артиста «нового жанра», через три года признался: «…увидев его на манеже Московского цирка, я был восхищен. Он потрясающе владел паузой. Енгибаров, не произнося ни слова, говорил со зрителями о любви и ненависти, об уважении к человеку, о трогательном сердце клоуна, об одиночестве и суете. И все это он делал четко, мягко, необычно". В номерах Олега Константиновича смешивались разные, но неизменно позитивные жанры: клоунада, акробатика, жонглирование, эквилибристика, буффонада. Многие репризы Попова вошли в классику мирового цирка "Сон на проволоке", "Луч" и др.

Говорят, именно постоянные поиски забавного и трогательного в окружающей действительности создавали Олегу Константиновичу неповторимое «солнечное» амплуа.

Одновременно вырабатывал свой сценический образ, подбирая манеру выступления, костюм. С 1936 года перевелся в Московский цирк.

Тогда клоун взял в «помощники» собаку - маленького скотч-терьера по кличке Клякса. Выступления Карандаша отличались сатирой, отражавшими наболевшие моменты в обществе. Интересно, что перед тем как приехать в город на гастроли, артист заранее узнавал какое-нибудь популярное место и вставлял его название в сценку.

Зрителям это очень нравилось. А о «политических» шутках знаменитого клоуна ходили легенды. Известна его сценка времен брежневского «застоя».

Карандаш выходил на манеж с огромной «авоськой», битком набитой всякими дефицитными деликатесами: банками с икрой, батонами сырокопченой колбасы, ананасами и прочим все это было, конечно, муляжами. Он несколько минут молчал, а затем произносил: «Я молчу, потому, что у меня все есть. А вы почему?!

Он проработал в цирке больше полувека - 55 лет. Олег Константинович Попов начинал учеником слесаря, позже пришел в кружок акробатики Дворца спорта «Крылья Советов». Он окончил Государственное училище циркового искусства по специальности эксцентрик на проволоке.

Олег Попов известен под псевдонимом «Солнечный клоун». Он создал образ неунывающего паренька с копной русых волос в нарочито широких полосатых штанах и клетчатой кепке. В своих выступлениях использовал эквилибристику, акробатику, жонглирование, пародирование цирковых номеров, но главное место в его выступлениях занимали антре, решённые средствами буффонады и эксцентрики.

Мировую славу ему принесли первые гастроли советского цирка в странах Западной Европы. Артист переехал в Германию. Леонид Георгиевич Енгибаров , клоун-мим.

Он создал уникальный и запоминающийся образ грустного шута-философа и поэта. Во время его выступлений не столько смеялись, сколько думали и размышляли. Леонид Георгиевич окончил Государственное училище циркового искусства, отделение клоунады.

Артист шел другим путем, нежели его коллеги, развлекающие публику с помощью стандартного набора трюков и хохм. Енгибаров впервые стал создавать на арене цирка поэтическую клоунаду. Выступления артиста вызывали противоречивые чувства и такие же мнения.

Даже Никулин как-то сказал, что с первого взгляда клоун ему совсем не понравился. Но потом был по-настоящему восхищен. И все это он делал четко, мягко, необычно», - говорил Никулин.

Мировая известность пришла к клоуну после победы на Международном конкурсе клоунов в Праге. Енгибаров получил первую премию — кубок имени Э. Позже он создал свойтеатр пантомимы.

Юрий Владимирович Никулин участвовал в Великой Отечественной войне. После ее окончания он пытался поступить в театральный институт. Сейчас это кажется удивительным, но Никулина так и не приняли ни во ВГИК , ни в другие театральные институты.

Комиссии не обнаруживали в нём актёрских способностей. В конце концов, Никулин поступил в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре. Он работал с известным клоуном Карандашом.

Также он появлялся на сцене с Михаилом Шуйдиным. Вместе с Карандашом Никулин и Шуйдин неоднократно ездили на гастроли по стране и набирались циркового опыта. Позже появился знаменитый клоунский дуэт Никулин и Шуйдин.

В 60 лет Никулин перестал выступать и перешёл на должность главного режиссёра цирка на Цветном бульваре. Карандаш - Михаил Румянцев Михаил Румянцев сценический псевдоним - Карандаш, 1901 — 1983 — выдающийся советский клоун, один из родоначальников жанра клоунады в России. Михаил Николаевич Румянцев скончался 31 марта 1983 года.

Сегодня имя Михаила Николаевича Румянцева носит московское государственное училище циркового и эстрадного искусства. Виртуозно разработанная маска за внешней грубостью и даже некоторой глуповатостью проступали мудрость и нежная, ранимая душа позволяла Юрию Никулину работать в самом трудном жанре клоунады — лирико-романтических репризах. Солнечный клоун - Олег Попов Олег Попов — советский клоун и актер.

Известен широкой публике по образу "Солнечного клоуна". В выступлениях клоун использует самые различные приемы - акробатику, жонглирование, пародию, эквилибристику. Попов внес огромный вклад в мировое становление новых принципов клоунады, разрабатываемых раньше Карандашом, — клоунады, идущей от жизни, от быта, ищущей забавное и трогательное в окружающей действительности.

Ныне он живет и работает в Германии, выступая под псевдонимом Счастливый Ганс. Заслуженный артист Латвийской ССР 1954. Представитель циркового жанра «Белый клоун», работавший под псевдонимом Роланд, родился 5 ноября 1894 в окрестностях города Двинска.

Константин Берман Константин Берман 1914-2000. Во время войны Берман выступал в составе фронтовых бригад на Брянско -Орловском направлении фронта.. Эта простенькая реприза на фронте не изменно встречалась дружным солдатским хохотом.

Берман был довольно разносторонним клоуном, включаясь и в другие номера. Он прыгал через машину, как акробат, участвовал в воздушных полетах. Бергман много гастролировал по стране, рукоплескал ему Иран.

Леонид Енгибаров Леонид Енгибаров 1935 — 1972 — цирковой актер, клоун-мим. Когда его хоронили, в Москве вдруг пошел ливень. Казалось, что само небо оплакивает потерю грустного клоуна.

Енгибаров вошел в историю цирка, как представитель философской клоунской пантомимы. Приобрел славу, первым в СССР занявшись цирковой работой с кошками. Создатель и руководитель Театра кошек «Кошкин дом», с 1990.

В настоящее время в единственном в мире Театре кошек создано более 10 спектаклей. Спектакли Дмитрия Куклачева отличаются тем, что все трюки с кошками в них делаются в течение чёткого сквозного сюжета. Помимо спектаклей с кошками Юрий Куклачев регулярно проводит «Уроки Доброты» в школах, детских учреждениях и даже в детских колониях в разных городах России.

За это время в России возникла целая плеяда знаменитых клоунов покоривших зрителей не только в нашей стране но и во всем мире. Вспомним людей, посвятивших жизнь цирковому искусству. Михаил Румянцев сценический псевдоним - Карандаш, 1901 - 1983 - выдающийся советский клоун, один из родоначальников жанра клоунады в России.

Родился 10 декабря 1901 года в Петербурге. Приобщение Михаила к искусству началось в художественное школ, однако обучение интереса не вызвало. После курсов сценического движения в 1926 году он поступил в школу циркового искусства в класс акробатов-эксцентриков.

Обыкновенный черный костюм, - но мешковатый; обычные ботинки, - но на несколько размеров больше; почти обычная шляпа, - но с остроконечной тульей. Карандаш - обычный человек, добродушный, остроумный, жизнерадостный, находчивый, полный детской непосредственности, обаяния и энергии. Юрий Никулин 1921 - 1997 - советский цирковой артист, киноактер.

Родился 18 декабря 1921 года в городе Демидове Смоленской области. В звании рядового он участвовал в двух войнах: Финской 1939 - 1940 и Великой Отечественной 1941 - 1945 , получив боевые награды. Затем образовал творческий дуэт с другим помощником клоуна Карандаша Михаилом Шуйдиным.

Дуэт Никулин-Шуйдин просуществовал довольно длительное время и пользовался большим зрительским успехом. Маленький Пьер", Пипо и миллионер в цирковых представлениях "Карнавал на Кубе" и "Трубка мира", Бармалей в новогоднем детском представлении и др. Одна из самых знаменитых жанровых сценок - легендарное "бревно".

Многогранность таланта позволила Юрию Никулину реализоваться и в других жанрах. Однако за его плечами и немало серьезных картин - «Андрей Рублев», «Они сражались за Родину», «Чучело». Талантливый клон проявил себя серьезным и глубоким драматическим актером.

За время его руководства в цирке было поставлено много интересных программ: "Я работаю клоуном", "На крыльях времени", "Здравствуй, старый цирк", "Впервые в Москве", "Невский простор", "Бульвар нашего детства", "Сладкая..! Олег Попов - советский клоун и актер. Родился 31 июля 1930 года в деревне Вырубово Московской области.

Олега настолько увлек цирк, что он тут же поступил в училище, получив в 1950 году специальность "эксцентрик на проволоке". Солнечного клоуна". Попов внес огромный вклад в мировое становление новых принципов клоунады, разрабатываемых раньше Карандашом, - клоунады, идущей от жизни, от быта, ищущей забавное и трогательное в окружающей действительности.

Уточнение:Последние два года своей жизни он работал в России, вернувшись на родину. А вечером 02-11-2016 пришло печальное известие о смерти Олега Попова на гастролях в Ростове-на Дону. Константин Берман 1914-2000.

Цирковой артист перешел на разговорные репризы, рассуждая не только на бытовые темы, но даже и о политике. Знаменитый клоун снялся в двух лентах, в «Девочке на шаре» 1966г. Леонид Енгибаров 1935 - 1972 - цирковой актер, клоун-мим.

И многие его коллеги вскоре стали советовать ему сменить амплуа "думающего клоуна". Когда я увидел его в первый раз на манеже, мне он не понравился. На Международном конкурсе клоунов в Праге Енгибаров получил первую премию - кубок имени Э.

Помимо цирка, выступал с "Вечерами пантомимы" на эстраде, снимался в кино. Леонид Енгибаров 1935-1972. Мим сумел создать новое амплуа - грустный клоун, к тому же Енгибаров являлся еще и талантливым писателем.

Позднее - Государственный институт театрального искусства по специальности "театральный критик". С 1971 по 1990 год Куклачев был артистом "Союзгосцирка".

Юрий Никулин потом говорил о коллеге: «Карандаш — эпоха в цирке… Он по праву считался клоуном номер один. Он купался в славе. Люди его знали и по фильмам «Старый двор», «Карандаш на льду», которые шли по стране». Клоун заслужил признание. Он очень трепетно относился к делу, оттачивал все клоунады, репризы, каждое антре и всегда нервничал перед выступлением, даже уже будучи очень опытным. Карандаш воспитал многих выдающихся артистов в том числе того же Юрия Никулина и сам выходил на манеж до самой смерти. Последний раз клоун смешил людей за две недели до кончины — в марте 1983 г.

Леонид Енгибаров. Помимо «животного смеха» так клоуны говорят о беззаботном хохоте зрителя , Енгибаров умел вызвать у зрителя задумчивость — он порой делал свои номера философскими, высказывался о социальной проблеме. Начинал он свою карьеру после циркового училища в Новосибирске. Поэтому он так полюбился зрителю — зря скептики из числа бывалых профессионалов цирка советовали артисту не браться за амплуа грустного клоуна. Как и Карандаш, Енгибаров снимался в кино, выступал за границей и собирал награды. Его путь на арене и экране был преждевременно прерван — 37-летний актёр умер от разрыва сердца жарким летом 1972 г. Юрий Никулин. Однако в отличие от Вицина и Моргунова, Никулин пришёл на киноэкран из цирка.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий