Выступления работников мануфактур при петре 1 причины

Причины восстаний при Петре I. В большинстве случаев у лидеров восстания не было чёткого плана действий, что и стало главной причиной их поражения.

Принудительный труд на русских мануфактурах при Петре I

1705 ГОД: ПРИЧИНЫ: ЦАРЬ ИЗДАЛ УКАЗ ОБ ОБРЕЗАНИИ БОРОД И ПЛАТЬЕВ участники. Получи верный ответ на вопрос«1. за счёт чего наблюдался рост мануфактур. 2. Какие мануфактуры создавались при Петре I. 3. Почему и как изменилась налоговая система. Выступления работников мануфактур при Петре 1. Ход Восстания работников мануфактур. Восстание работников мануфактур при Петре 1. Причины выступления работников мануфактур при Петре.

Ответы и объяснения

Борьба работников государственных и частных мануфактур. Городские движения | История.ру Выступления работников мануфактур при Петре 1. Выступленияраюотников мануфактур. Основные события выступления работников мануфактур. Выступление работников мануфактур причины восстания.
Социальные и национальные движения. Оппозиция рефо Подушная подать – основной прямой налог в России XVIII века Посессионные крестьяне – крепостные крестьяне, закреп-ленные за мануфактурами Основные выводы: В годы правления Петра I государство совершило скачок в экономическом и политическом развитии.
Народные восстания против реформ Петра I | | Дзен При Петре I уменьшились гонения на старообрядцев, так как Петр I попытался извлечь выгоду из самого факта существования старообрядцев. В 1705 году был введен налог на бороды, а в 1716 году старообрядцы получили право жить наравне с остальными в общих поселениях.
конспект урока истории России в 8 классе "Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам" Москва при Петре I. Период 1689-1725 гг. в истории Москвы связан, прежде всего, с правлением Петра I. Начальная дата – 1689 г. ознаменована событиями, в ходе которых царевна Софья Алексеевна утрачивает свою власть, а молодой царь Петр Алексеевич ее обретает.

Выступления работников мануфактур при петре 1 таблица фото

Это вызывало массовые восстания.

Одновременно астраханцы послали своих представителей на Северный Кавказ к терским казакам. Главной движущей силой восстания в Астрахани были стрельцы. Слайд 10 Описание слайда: Узнав о восстании, Пётр I направил послов к калмыцкому хану Аюке с просьбой о помощи в усмирении мятежа.

Угроза захвата Астрахани ханом вынудила повстанцев отступить от Царицына. Тем временем к Астрахани подошла регулярная армия во главе с фельдмаршалом Б. В середине марта 1706 г. Под следствием оказалось более пятисот человек.

Триста пятьдесят из них были казнены или умерли во время пыток. Узнав о восстании, Пётр I направил послов к калмыцкому хану Аюке с просьбой о помощи в усмирении мятежа. Слайд 11 Описание слайда: 3. Восстание под руководством К.

Булавина Причины : попытки ограничить казачье самоуправление, массовое принудительное использование людей на строительстве флота и крепостных сооружений Азова и Таганрога, постоянные экспедиции по розыску беглых крестьян Слайд 12 Описание слайда: Восстание началось в октябре 1707 г. Но войсковой атаман Лукьян Максимов сумел разбить восставших и вынудить их к бегству в Запорожскую Сечь. Оттуда Булавин стал рассылать «прелестные грамоты», призывая крестьян и казаков к восстанию против царских властей. Восстание началось в октябре 1707 г.

Собрав значительные силы до 7 тыс. Этот призыв поддержали на Украине, в Тамбовском, Воронежском и Борисоглебском уездах. Слайд 14 Описание слайда: После этого силы восставших разделились. Один отряд направился к Изюму, другой — на Саратов, а третий во главе с самим Булавиным — на Азов.

Неудача Булавина под Азовом заставила его вернуться в Черкасск. Здесь против него был организован заговор знатных казаков, которые и убили его 7 июля 1708 г. После этого силы восставших разделились. Слайд 15 Описание слайда: 4.

Башкирское восстание Мощное народное выступление охватило Башкирию в 1705—1711 гг.

Выступление работников мануфактур Годы восстания: 1720-1723 Участники выступления: работные люди Действия: первое восстание на мануфактуре Тиммермана Москва. Организованное движение в Сукконом дворе. Подача жалобы Петру 1.

Добились некоторых результатов именно забастовками — в 1723 году выдался указ, в котором речь шла о справедливом отношении к рабочим. Повод: из-за роста числа мануфактур, условия работы становились тяжелее. Более того, увеличивался травматизм, который не компенсировался. Выступление старообрядцев Годы восстания: 1681 Участники выступления: Аввакум Петров организовал приверженцев старых обрядов.

Действия: 1681 — царь Федор Алексеевич отправился на водоосвящение. Старообрядцы крушат Архангельский собор в Кремле.

Несколько дней он не показывался людям и отказывался принимать пищу. В1722 г. Петр издал указ о престолонаследии, в котором оговорил право самодержца самому назначать наследника, ведь подрастал сын царевича Алексея — Петр Алексеевич. В 1722 г. Запишите свое мнение. Задание - раб. Казачьи выступления на Дону и в Запорожье отсрочили отмену казачьей автономии.

Вынуждали власть быть более гибкой в вопросах сыска беглых крестьян. Не позволяли власти увеличивать пошлины и отработки. Национальное движение народов Поволжья заставляло считаться с национальными традициями этих народов. В 1723 г. Значение народных выступлений Слайд 70 В целом народные движения при Петре I во многом были следствием проводимой им политики реформ. Восстания были показателем недовольства населения новыми порядками или перегибов и злоупотреблений царских чиновников. В результате восстаний правительство было вынуждено более гибко подходить к вопросам увеличения налогов, сыска беглых, к своей религиозной и культурной политике. Итоги народных выступлений Слайд 71 Народные выступления в первой четверти 18 века Восстание К. Булавина 1707.

История. 8 класс

Изображение слайда Слайд 14 После этого силы восставших разделились. Один отряд направился к Изюму, другой — на Саратов, а третий во главе с самим Булавиным — на Азов. Неудача Булавина под Азовом заставила его вернуться в Черкасск. Здесь против него был организован заговор знатных казаков, которые и убили его 7 июля 1708 г. Изображение слайда Слайд 15: 4. Башкирское восстание Мощное народное выступление охватило Башкирию в 1705—1711 гг. Повод: прибытие в Уфу в 1704 г.

Изображение слайда Слайд 16 Стремясь собрать больше денег, они ввели 72 новые статьи налогов. В числе других появился даже налог на карие и серые глаза которые были практически у всех местных жителей. Издеваясь над башкирами, чиновники оскорбляли их национальные и религиозные чувства, жгли бороды уважаемым старейшинам и простым людям. Всё это привело к стихийному восстанию башкир. Изображение слайда Слайд 17 Возглавили восстание родовая знать и мусульманское духовенство. Недовольство действиями царских властей повстанцы направили против всего русского народа.

Поэтому восстание носило ярко выраженный национальный характер. Сотни русских деревень были разорены и уничтожены, а их жители захвачены и проданы в рабство на невольничьи рынки Турции. Изображение слайда Слайд 18 Стремясь заручиться поддержкой мусульманских государств в борьбе против центральной власти, башкирская знать направляла посольства в Османскую империю и в Крымское ханство с просьбой принять башкир в своё подданство. Лишь в 1711 г. Изображение слайда Слайд 19: 5. Выступления старообрядцев При Петре раскольников было запрещено избирать на общественные должности.

Заключённый по старому обряду брак не признавался действительным. В 1716 г. Раскольников направляли на строительство металлургических и оружейных заводов. Наконец, под угрозой большого штрафа их обязали обряжаться в нелепую одежду, по которой можно было определить, что это «люди второго сорта».

Выступление стрельцов Петр связал с происками царевны Софьи Алексеевны, придав политическую окраску их движению. Правительство заявляло, что бунтовщики собирались вернуть царевну к власти, перебить бояр, разгромить Немецкую слободу и уничтожить иностранцев, а самого Петра в Москву не пускать. А про платье написано: кто станет иноземное платье носить, тот будет проклят, а где про то написано, того не знаю, потому что грамоте не умею. А кто табак пьет, и тем людям в старые годы носы разрывали. А на Москве у него Андрея знакомцев никого нет и с сказанными словами к государю его никто не подсылал — пришел он о том извещать собою, потому что и у них посадские люди многие бороды бреют, и немецкое платье носят, и табак тянут — и потому для обличения он, Андрей, и пришел, чтоб государь велел то все переменить. Кроме того, за ним Андреем иного государева дела нет…».

Стремление простого москвича вернуть на пусть истинный заблудившегося монарха показывает то недоумение, которое вызывали действия Петра среди простых москвичей. В народе о Петре распространились две основные легенды, правда, каждая имела несколько своих вариаций. В первой самодержец был представлен как подмененный царь, во второй он оказывался уже царем-антихристом. Подмена царя объяснялась так: «Над нами царствует ныне не наш государь Петр Алексеевич, но Лефортов сын. Блаженной памяти государь царь Алексей Михайлович говорил жене своей, царице: «Ежели сына не родишь, то учиню тебе некоторое озлобление»… И она, государыня, родила дщерь, а Лефорт — сына, и за помянутым страхом, втайне от царя, разменялись — и тот Лефортов сын и ныне царствует! Судороги, возникавшие у Петра время от времени истолковывались так, будто это «его нечистый дух ломает». Ограничение прав церкви, снятие колоколов, отсутствие патриарха рассматривалось современниками как гонение на христианство, а Петр при таком взгляде был никем иным как Антихристом. Царь-антихрист вводил новые порядки и современник сетовал, что «ныне по городам везде заставы, и нашего православного христианина в городе в русском платье не пропускают и бьют, и мучают, и штрафы берут». Победы в Северной войне, которые с небывалым размахом праздновались в Москве, сделали свое дело. Москвичи увидели, что усилия, которые от них требовало государство, не были потрачены впустую, это в какой-то степени уменьшило степень недовольства действиями правительства, но не искоренило его окончательно.

Еще один крупный всплеск оппозиционности властям проявился в деле царевича Алексея. Мать его Евдокию Лопухину Петр отправил в монастырь, сына же передал на воспитание к иностранцу сначала одному, потом другому. Петр интересовался воспитанием и обучением сына, но делал это в основном путем переписки. Требовательность отца и иностранных воспитателей побуждала царевича больше тянуться к матери и тому кругу людей, который сложился рядом с ним в подмосковном селе Преображенское: духовник Алексея протопоп Яков Игнатьев, ключарь Благовещенского собора в Кремле Иван Афанасьев, протопоп Алексей и священник Леонтий. В 1718 г. Недовольство гуляло и среди приказных людей. Во время присяги сыну Петра и Екатерины подьячий Артиллерийского приказа Ларион Докукин подал царю текст присяги, где было приписано, что от царевича Алексея он не отрекается и присягать новому кандидату на царство отказывается. Помимо того, подьячий распространял подметные письма. Преображенский приказ жестоко карал тех, кто смел высказывать крамольные речи, а уж тем более решался выступить против властей. Петр и его сподвижники, осуществляя реформы во имя великого будущего России, мало жалели своих подданных.

Техногенные чрезвычайные ситуации Главным городским бедствием того времени были пожары. Москва по преимуществу была городом деревянным. За период царствования Петра Москва несколько раз подвергалась масштабным пожарам. Современники свидетельствовали: «выгорел царев двор весь без остатку, деревянные хоромы и каменные все нутри, в подклетях и в погребах запасы, и в ледниках питье, и льду много растаяло от великого пожару», «все государевы приказы, многие дела и всякая казна погорели без остатку…». Пожары расчищали место для новых строений. После упомянутого пожара в Кремле стали строить Арсенал Цейхгауз , а в Замоскворечье вместо «Государева сада» был сооружен Суконный двор. Путь предотвращения пожаров видели в расширении каменного строительства в Москве, однако отдельные каменные здание в море деревянной застройки качественно ситуацию не изменяли. После крупного пожара 1701 г. К концу царствования Петра Кремль и Китай-город все же преобразились: количество каменных зданий здесь возобладало. Самый жуткий пожар случился 13 мая 1712 г.

Он начался за Пречистенскими воротами Белого города, перекинулся на Земляной, в Белом городе он уничтожил все кварталы вплоть до Сретенки, далее охваченной огнем оказалась Мещанская слобода. Причиной широкого распространения огня стал сильный ветер. В результате было уничтожено 3 тысячи дворов. Ответом на пожары стали царские указы о запрещении деревянного строительства в Белом-городе, каменные здания и мазанки должны были в обязательном порядке покрываться черепицей или дерном. Наука Москва являлась средоточием научной мысли того времени. Сама наука находилась в зачаточном состоянии, а научные знания имели в основном прикладной характер, причем сам царь являлся здесь основным инициатором развития. Широко была распространена переводная литература по математике, военному и морскому делу, технике, астрономии, географии и истории. Вместе с переводами европейских книг в русский язык входили новые термины, которые нередко заимствовались в готовом виде из иных языков. По-прежнему, оставались популярными и переиздавались «Грамматика» Мелентия Смотрицкого и «Синопсис» Иннокентия Гизеля. Ярким достижением отечественной мысли стал труд Леонтия Магницкого.

Он будучи преподавателем Навигацкой школы написал первый отечественный учебник по математике, названный так: «Арифметика, сиречь наука числительная. Царь Пётр лично прочитал этот труд и высокого его оценил. Научная мысль во времена Петра проглядывала в разнообразных записках и проектах. Одним из наиболее известных образцов подобного жанра стала работа Ивана Тихоновича Посошкова «Книга о скудости и богатстве», написанная в 1724 г. Посошков И. В связи с этим он обращает внимание на основных производителей страны, крестьян. Если крестьянин богат, то и страна богата. Чтобы улучшилось благосостояние крестьянства надо установить четкие размеры повинностей крепостных в пользу помещиков, отдать крестьянину его землю в вечное владение, стимулировать отходничество. Посошков призывал ограждать отечественный рынок от иностранных торговцев в духе учения меркантилистов. Для обогащения казны он предлагал распространить медные деньги, изъяв из обращения серебряные и ограничив хождение золотых монет.

Фёдор Поликарпов, начальник «приказа книг Печатного двора», сменивший на этом посту Кариона Истомина, составил словарь или, как он именовался, «Лексикон треязычный, сиречь речений славянских, эллино-греческих и латинских сокровище», учебник под названием «Алфавитарь рекше букварь, словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим, и любомудрие в пользу душеспасительную обрести тщащимся», «Историческое известие о московской академии». Поликарпову было поручено самим Петром взяться за написание российской истории и для начала описать царствование великого князя Василия Ивановича, однако труд его не был одобрен Петром I. Техника Развитие отечественной техники в первую очередь связано с нуждами производства и ведения войны. В особенности успешно развивалась фортификация и кораблестроительство. Изготовление артиллерийских орудий требовало знаний в области лития металла, его обработки. После поражения под Нарвой и потери в битве артиллерии Пётр спешно начинает ее воссоздание. В Москве было собрано 90 тыс. Медь пошла на изготовление 268 орудий. Бот Петра В селе Измайлово в 1688 г. Юный царь сначала катался на боте по Яузе, потом на Просяном пруду современная территория Измайловского парка.

В подмосковном селе Преображенское в 1695 г. Из Голландии была доставлена в Москву 32-весельная галера. По ее образцу было создано 23 галеры и 4 брандера. В Преображенское были направлены мастера с Волги, из Вологды, преображенцы и семёновцы, участвовавшие в строительстве кораблей на Переяславском озере. Весной 1696 г. Таким образом, начало строительства русского флота было положено в Москве. При Петре в 1704 г. Новый часовой механизм с колокольной игрой был заказан в Голландии. Его перевозили в Москву на 30 подводах. Монтажом механизма занялся кузнец Никифор Яковлев с восемью помощниками и уже в январе 1706 г.

Петр сам лично интересуется техникой и стремится внедрить ее в отечественное производство, его заботят вопросы «о машинах разных, что в воде работают, о карусели водяном, о точении стекол, как в Англии, также не возмут ли наших заводов, о пробе и ученье стекол украинских мастерам на заводах; о мастере, что делал на полки палатки, о игольном мастере, для чего брошен; о каналном деле». Иван Тихонович Посошков известен не только своей книгой «О скудости и богатстве», но и разнообразной изысканиями и достижениями в технических областях. Он учился иконописи, гравированию и черчению, оружейному делу и столярному ремеслу, чеканке денег и винокуренному производству. Посошков усовершенствовал рогатки, предназначенные для ведения стрельбы из пищалей, он также разрабатывал модель денежного станка, а в 1700 г. Он искал месторождения серы, красок вохры и черлени, нефти. В 1700 г. К периоду петровского правления относятся опыты русских людей в сфере воздухоплавания. Об этом сохранилось следующее свидетельство: «1695 г. И по указу великих государей сделал себе крыле слюдные из слюды , а стали те крыле 18 рублев из государевой казны. И боярин князь Иван Борисович Троекуров с товарищи и с иными прочими вышед стал смотреть, и тот мужик те крыле устроя, по своей обыкности перекрестился, и стал мехи надымать, и хотел лететь, да не поднялся, и сказал, что он те крыле сделал тяжелы.

И боярин на него кручинился, и тот мужик бил челом, чтоб ему сделать другие крыле иршенные замша из овечьей или козлиной шкуры — А. И за то ему учинено наказание: бит батоги снем рубашку и те деньги велено доправить на нем и продать животы ево и остатки». Технических знаний требовало и сооружение архитектурных памятников того времени: Меншиковой и Сухаревой башен, Большого Каменного моста и многих других. Меншикова башня, на полтора десятилетия перехватив первенство у Колокольни Ивана Великого, стала самым высоким сооружением в Москве, однако в 1723 г. Меншикова башня Каменный мост в Москве в начале 18 столетия. Такая ситуация была удобна, чтобы воспользоваться ею для подчинения церкви государству в административном, и экономическом плане. Вместо патриарха был назначен местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский, бывший рязанский митрополит, выходец из Малороссии, сделавший при Петре стремительную карьеру. Стефан Яворский Государь, воспользовавшись слабостью церкви, сократил юрисдикцию Патриаршего приказа, теперь он ведал лишь судебными делами, касавшимися духовных вопросов. А в 1701 г. Отныне доходами 60 крупнейших монастырей стало распоряжаться государство.

Наступление на позиции церкви ярко проявлялось в петровских забавах. Сам царь и его приближенные организовали Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор во главе с бывшим воспитателем Петра Никитой Зотовым, последнего именовали не иначе как «князь-папа». После смерти патриарха Адриана Никиту Зотова стали наряжать в его одежды. Современники понимали, что главным объектом царственных насмешек становится институт церкви. Петр отнюдь не выступал против самой религии, но церковная организация явно мешала его преобразовательным планам. Время правления Петра характеризуется смягчением отношения государства к иноверцам и старообрядцам. Приглашая в страну иностранных специалистов неизбежно приходилось мириться с тем, что они являлись адептами иных христианских конфессий. Старообрядцы перестали рассматриваться как враги государства и церкви, власть официально признавала их существование, но стремилась извлечь из этого выгоды. По указу 1714 г. Ярким проявлением московского религиозного вольнодумства стала деятельность кружка лекаря Дмитрия Тверетинова.

Он много учился у иностранцев и, видимо, вместе с науками впитал в себя их религиозные взгляды. Начав лекарскую практику, он стал посещать дома москвичей и вести разговоры на религиозные темы. Тверетинов отвергал церковные обряды и таинства, высказывался против церкви и ее иерархии. Известно, что он был активным пропагандистом своих взглядов, полемизировал с Леонтием Магницким и вице-губернатором Василием Ершовым. Кружок просуществовал в Москве почти 15 лет. В 1713 г. Но вмешались светские власти, и было решено ограничиться лишь отречением участников кружка от своих взглядов и помещением их в монастыри. Лишь одного из них Фому Иванова казнили за «богохуление». Архитектура В XVII столетии в России усиливается влияние европейской культуры, что находит свое отражение помимо прочего и в архитектуре. В 1680-е гг.

Изначально стиль барокко зародился в конце XVI в. Этот стиль отличался пышностью, торжественностью, но в то же время текучестью форм и криволинейностью, обилием скульптуры и декоративных элементов. Московское барокко берет на вооружение формы ордерной системы, возникшей еще в Древней Греции. Традиционно архитектурный ордер включал в себя набор таких элементов, как цоколь подножие сооружения , фуст стержень колонны , капитель венчающая часть колонны и антаблемент завершение стены , состоявший из архитрава, фриза и карниза. Считали, что ордерные формы повторяют пропорции человеческого тела и, тем самым, символизируют всеобщую гармонию и отсылают к высшим эталонам прекрасного. В московской архитектуре появляются колонны, пилястры, карнизы, фризы, рационализм и симметрия. Наиболее ярким проявлением нового стиля стало строительство центрических ярусных храмов и храмов-колоколен, ярким примером чему может служить храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Церковь Покрова в Филях Увеличение населения требовало создание просторных и хорошо освещенных храмов, в результате чего стали возводиться бесстолпные храмы с несколькими ярусами окон, торжественным оформлением фасадов, более пышным стало оформление внутреннего пространства храмов. Изменения происходят и в строительстве гражданских зданий. Все больше в Москве строилось каменных зданий.

Каменное строительство активно поощрялось властями, и связано это было в первую очередь с предотвращением одного из главных бедствий того времени — пожаров, которые уничтожали целые районы города. Распространение получают так называемые «каменные избы», строившиеся небогатым посадским населением. Более состоятельные жители посада строят каменные здания с несколькими комнатами. Такие дома могли состоять из трех основных частей: красное крыльцо ведет в широкий коридор, с одной стороны коридора — парадные палаты, с другой — жилые комнаты. Количество деревянных надстроек сокращается, их заменяют каменные сооружения. Стремление сделать жилье более комфортным привело к постепенному исчезновению «красного» крыльца. Ранее оно выполняло парадные функции: на нем хозяева встречали гостей. Теперь же «красное» крыльцо стало ближе примыкать к зданию, наконец, оно становится внутренней лестничной клеткой. В строительстве каменных палат родовитого боярства и царских дворцов заметным становится переход от свободной композиции отдельных строений к их центрально-осевому построению. Здесь также применяются элементы ордерной системы, создаются анфилады комнат, применяется отделка на «фряжский» манер.

При Петре в Москве строятся грандиозные гражданские сооружения: Сухарева башня, Всехсвятский каменный мост с шестивратной башней, на Красной площади сооружается каменное здание Земского приказа, примыкающего к Воскресенским воротам, а с другой стороны от ворот — здания Монетного двора. Рубеж семнадцатого и восемнадцатого столетия можно рассматривать как завершение эпохи каменного древнерусского зодчества. Открывается новая эпоха, теперь отечественные архитекторы все больше заимствуют западноевропейские новшества. Особое внимание уделяется не только возведению храмов, но и гражданскому строительству: возводятся административные здания, гостиные дворы, промышленные предприятия. Совершенствуется и строительная техника, это выразилось в конструировании бесстолпных перекрытий, уменьшении толщины стен, улучшении освещенности помещений, применении металлических элементов при строительстве кирпичных зданий. Живопись и графика Портретная миниатюра В первые годы правления Петра I Москва продолжает оставаться крупнейшим центром русского искусства. Его сосредоточением была Оружейная палата Московского Кремля, которая находилась в его западной части, напротив Потешного дворца и занимала два верхних этажа в длинном каменном здании, обращенном фасадом к Кормовому и Хлебному дворам. В 1700 году по воле царя в ее состав вошли Золотая и Серебряная палаты. Сюда со всех русских городов съезжались самые искусные мастера и после тщательного отбора приглашались на работу. Здесь аккумулировались различные школы, и вырабатывался единообразный «московский» стиль.

Начавшаяся в 1700 году Северная война со Швецией за выход России к Балтийскому морю резко изменила направление деятельности Оружейной палаты. В первую очередь она поставляет различные виды вооружения воюющей армии, но также занимается и другими работами. Среди направлений деятельности художественных мастерских была портретная миниатюра — один из жанров изобразительного искусства. Она появилась в Европе еще в эпоху Возрождения, и по стилю и технике исполнения была близка книжной миниатюре. Чтобы понять, что такое портретная миниатюра, обратимся к словарю — в объяснении термина «миниатюра» исследователи исходят из латинского названия красной краски типа сурика или киновари «минимум», который употреблялся для украшения рукописей иллюстрациями и орнаментами. Появление портретной миниатюры в России было значительной вехой в длительном процессе вхождения русского искусства в общеевропейское художественное пространство. Весьма важны для этого были традиции эмальерного искусства или «финифти» , существовавшие еще в Древней Руси. По сохранившимся живописным эмалевым композициям конца XVII века, можно судить, что от портрета их отделял только один шаг. Техника живописи на эмали очень сложная и требует от мастера специфических навыков, знания тонкостей ремесла, и, в частности, технологии обжига красок. Таким образом, технологическая подготовленность русских живописцев-эмальеров стала важнейшим фактором в быстром освоении искусства портретной миниатюры.

Одними из первых известных русских живописцев, работавших в Оружейной палате в технике миниатюры на эмали, были Григорий Семенович Мусикийский и Андрей Григорьевич Овсов. Поскольку миниатюрные портреты на эмали были очень дорогостоящими, их заказчиками были преимущественно царская семья и придворный круг. Благодаря искусности творчества Г. Мусикийского этот новый для России вид искусства обрел совершенную технику исполнения и собственный стиль. Особо восхищались современники «Семейным портретом Петра I». На крохотном квадрате миниатюры живописец изобразил парадный портрет царской семьи. Интересен отражающий эпоху портрет Петра I, изображенного опирающимся на пушку, на фоне Петропавловской крепости и Невы с кораблями 1723 г. Чистые, яркие краски этой миниатюры, четкий и ясный рисунок хорошо передают жизнеутверждающее чувство, с которым Мусикийский обращается к образу Петра и пейзажу молодой столицы. Необходимо отметить, что созданные Мусикийским миниатюры, изображавшие парадные или аллегорические многофигурные портреты Петра и членов его семьи и портреты «светлейшего князя А. Меньшикова», для европейской живописи того периода были редкостью, так как выделялись необычными, особо крупными размерами.

Несомненно, образ Петра Великого — это собственный взгляд художника, результат его наблюдений — царь на портретных миниатюрах Григория Мусикийского очень узнаваем. Мы видим лицо упорного молодого человека с высоким лбом, коротко стриженными каштановыми волосами, чуть утолщенным кончиком носа, слегка выдающимися щеками и узкой полоской черных усов. С Мусикийским соперничал другой мастер — Андрей Овсов, чьи миниатюрные портреты Петра, Екатерины и Меншикова не уступают в совершенстве миниатюрам Мусикийского. Овсов блестяще владел техникой эмали. Созданные им миниатюрные портреты, как и работы Мусикийского, Петр I дарил в знак милости своим приближенным в качестве наград за воинские подвиги. Однако, в 1712 году новой столицей государства становится Санкт-Петербург и его строительство требует колоссальных людских ресурсов. Мастерские Оружейной палаты переводятся в Северную столицу для обслуживания царского двора. Как отмечал Г. Малицкий: «в 1711 г. Деятельность Оружейной палаты постепенно замирает.

Но русская портретная миниатюра стремительно развивается и приобретает новые черты в новом времени. В 1689 году на русский престол взошел молодой царь Петр I. Россия переживала переломный момент своей истории. Во всех сферах государства были необходимы коренные реформы, назревшие еще при Алексее Михайловиче, отце Петра I. Таким образом, предпосылками петровских реформ явились преобразования конца XVII века, в том числе, и рождение театра. Указ Алексея Михайловича «учинити комедию» датирован 4 июня 1672 года. Эпоха Петра I, если рассматривать её с точки зрения театра, несравнима с любым другим периодом. Именно царь Петр впервые осознал, что театр — это могучее средство агитации, пропаганды и воспитания публики и сделал театр общедоступным. Первая русская театральная труппа появилась в Славяно-Греко-Латинской Академии, первом высшем учебном заведении в России, действовавшем в Москве с 1687 по 1814 гг. Начало правления Петра I изменило жизнь Академии: выросло число учеников и их наставников, расширилась библиотека.

Учителей в Академию приглашали из Киева и Львова, так как они были знакомы с методикой западноевропейского образования. Основным языком обучения стала латынь, и Академия получила название Славяно-Латинской. Обучение в Академии длилось до 12—15 лет и готовило не только богословов, но и специалистов для государственной службы — переводчиков и медиков. Здесь получили образование митрополит Платон Левшин , князь А. Кантемир, М. Школьный театр Академии, опиравшийся на русскую школьную драму, имевший русских актеров и имевший в первой четверти XVIII века большое культурное значение, гораздо больше отвечал требованиям Петра I, чем приглашенные им иноземцы Курст и Фюрст, ведавшие публичным театром на Красной площади. Спектакли московской Славяно-Греко-Латинской Академии отражали современность, осуществляя постановки, посвященные военным успехам России. Петр I требовал от театра популяризации и пропаганды своих преобразований. Драматургия нового театра, не связанная с религиозной тематикой, соответствовала своим содержанием духу времени. В 1703 году «триумфальным действом» под названием «Торжество мира православного» школьный театр Академии торжественно отметил взятие шведской крепости Нотебурга.

В спектакле представлялась война России против Швеции как борьба «российского Марса» против злых сил, преображенных в образы «Льва шведского» и «Луны таврикийской». Лев и Змея символизировали злобу и лукавство. Все действо заканчивалось триумфальным въездом «российского Марса». Эта антитеза будет повторяться вновь и вновь во всех триумфальных акциях Петровского времени. В 1710 году театр Академии представил зрителям спектакль «Божие уничижителей гордых уничижение», прославлявший разгром шведской армии под Полтавой. Смысл иносказаний разъяснялся надписями, сопровождавшими появление актеров, изображающих персонажей. Так, хромой Лев появлялся с надписью: «Хром, но лют», Гидра имела надпись: «Лютею и не храмлю». Затем надписи менялись. Лев появлялся уже с надписью: «Изменою погибаю». Надпись на Змие, «злобу знаменующем», гласила: «И аз такожде».

Торжественные школьные драмы, посвященные знаменательным событиям, отличались пышностью и различными эффектами: сводные хоры пели торжественные песни, звучали воинственные звуки медных труб, раздавались похвалы армии, спектакли украшались «офицерскими танцами». В школьных театральных представлениях усердно развивалась и тема греховности неподчинения властям. Во время народных волнений на Дону и в Поволжье труппа театра выпустила действо «Божие уничижителей гордых уничижение». Следующее явление изображало гибель всех, противостоящих государству: «Живы землей пожренны, с тем же гласом с небес». Драматургия школьного театра опиралась на христианскую, античную и языческую символику. Символизм был очень востребован среди просвещенного населения. В 1705 году распоряжением Петра I была издана книга «Символы и Емблемата», которая состояла из 840 гравированных рисунков с пояснениями на русском, латинском, французском и немецком языках. Издание стало справочником для аллегорической литературы и служило руководством для костюмирования актеров. В школьном театре этого периода на авансцену выступает Правитель — человек, облеченный властью и государственным долгом перед своим народом. И, хотя, это было еще несовершенно, нельзя не отметить, что школьный театр Славяно-Греко-латинской академии обладал тем, что позже мы навсегда потеряли — и его создатели, и его актеры обладали художественно-эстетическим сознанием, скрепленным в единое целое христианским мироощущением.

Больше никогда ни сцена, ни литература, ни искусство не будут его носителями с такой степенью убедительности. Славяно-Греко-Латинская Академия дала начало не только всему высшему образованию в России, но и стала местом рождения российского публичного театра. Тем самым был заложен фундамент для дальнейшего развития русской сцены, прочно связанного с именами Ф. Волкова, Сумарокова и других замечательных деятелей на поприще создания русского театрального искусства. В этот период в Москве продолжает развиваться искусство партесного пения. Появляется жанр духовного концерта.

Ряды работников мануфактур также пополняли осужденные, бездомные и военнопленные. Их труд, равно как и труд приписных крестьян, оплачивался по более заниженным ставкам. Техническое оборудование российских мануфактур, тип разделения труда и связи с внутренним и внешним рынком мало чем отличались от предприятий капиталистической Англии.

Восстание башкир было подавлено царскими войсками, но мятежникам удалось добиться от Петра I определённых уступок. Недавно введённые новые налоги и поборы были отменены, башкиры получили уникальное для России той эпохи правило на вотчинное владение землями, а несколько русских войсковых командиров, жестокость и алчность которых стала одной из причин восстания, были в ходе расследования осуждены и казнены. Основной причиной стал указ о поиске и выдаче беглых крестьян, нарушавший сложившееся правило «с Дону выдачи нет». Подробнее тут: Восстание Булавина. После подавления восстания Донская вольница была фактически упразднена, лишившись независимости и около трети населения многие бежали в другие регионы или за границу, в том числе и в Османскую империю. Восемь казачьих станиц были стёрты с лица земли, зачинщик восстания, Кондратий Булавин, был убит предателями из числа своего окружения. Указ Петра I о сыске беглых крестьян продолжил действовать, многие беглецы были отловлены и возвращены помещикам.

Информация

Принудительный труд на русских мануфактурах при Петре I Был протест в виде церковного непослушания, проповеди древних религиозных норм. Продолжаются акты самосожжения, происходят выступления против властей. 5. Выступления работников мануфактур (1720-1722 гг.).
Астраханское восстание Был протест в виде церковного непослушания, проповеди древних религиозных норм. Продолжаются акты самосожжения, происходят выступления против властей. 5. Выступления работников мануфактур (1720-1722 гг.).

Внутренняя политика Петра I

Восстание Булавина из-за непомерных налогов и невыносимых условий работы на заводах. Все восстания были подавлены, только при Башкирском восстании Петр 1 вынужден был идти на уступки и дать вотчинное право башкирам и отменить некоторые налоги. Чтобы обеспечить их рабочей силой, Петр насильно приписывал государственных крестьян к мануфактурам (указ 1703 года о крестьянах, которых приписывали к мануфактурам за счет государственной подати). Это означало, что крестьяне не могли их покинуть. Подушная подать – основной прямой налог в России XVIII века Посессионные крестьяне – крепостные крестьяне, закреп-ленные за мануфактурами Основные выводы: В годы правления Петра I государство совершило скачок в экономическом и политическом развитии. Причины народных выступлений в первой четверти 18 века. Причины выступления работников мануфактур при петре. Причины восстаний и волнений крепостных на фабриках, заводах и мануфактурах во время Петра 1. Формы классовой борьбы казённых приписных крестьян.

Сопротивление реформам Петра I. Народные выступления

Урок по теме Восстания старообрядцев и работников мануфактур. Эксплуатационных характер политики Петра I по отношению ко всем слоям населения и его стремление изменить русскую культуру вызвали ряд восстаний и бунтов. Значимость итогов выступлений. Выступления работников мануфактур при Петре 1 имели длительные последствия для развития страны. Прежде всего, они способствовали социальному сближению и формированию общих интересов рабочих и правительства.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий