Выступления кони и плевако представляют вид красноречия

Русское судебное красноречие начинает развиваться во второй половине XIX века после судебной реформы 1864 г. с введением суда присяжных.

Лучшие речи гениального адвоката Федора Плевако

В речах А. Кони, К. Хартулари, С. Андреевского, Ф. Плевако, А. Урусова, В. Спасовича, М. Казаринова, В. Жуковского видим тонкий психологический анализ действий подсудимого. Речи Ф. Плевако, С.

Андреевского отличались необыкновенной образностью, выразительностью. Но объединяло их прежде всего уважение к своей профессии, широкая образованность, правовая и общая эрудиция, богатство и глубина мыслей, тщательный анализ собранных доказательств, сила слова, что делало их речи убедительными. Многие русские судебные ораторы были одаренными людьми, деятельность юриста сочетали с литературной и научной работой. Спасович, К. Арсеньев, А. Лохвицкий, A. Бобрищев-Пушкин — авторы многих работ по уголовному праву и уголовному судопроизводству, авторы учебников. Русские судебные ораторы XIX в. Показательны в этом плане речи Ф. Плевако по делу рабочих Коншинской фабрики, по делу люторических крестьян, по делу игуменьи Митрофаньи; речь П.

Александрова по делу Веры Засулич; речи Н. Карабчевского по делу Сазонова, по делу Гершуни. Александров в речи по делу Сарры Модебадзе сказал: «Я бы желал исполнить долг мой не только как защитника, но и как гражданина, ибо нет сомнения, что на нас как общественных деятелях лежит обязанность служить не только интересам защищаемых нами, но и вносить свою лепту, если к тому предоставляется возможность, по вопросам общественного интереса». Мысль о выполнении функций судебного оратора выразил В. Спасович в речи по делу Крестовского: «Это такая же служба, как воинская повинность; ее можно исполнять двояко: как казенщину, формально или с усердием, влагая душу в дело, употребляя все усилия, чтобы подействовать на ум и сердца судей». Русские юристы выполняли свою «службу» с усердием, влагая в нее душу и весь талант. Первым среди отечественной плеяды выдающихся ораторов-юристов следует назвать Кони Анатолия Федоровича 1844-1927 - превосходного судебного оратора, теоретика риторики, литературоведа, почетного академика изящной словесности. Он брался только за те судебные дела, которые отвечали его высоким нравственным принципам. Об этом, например, свидетельствует знаменитое дело Веры Засулич. Внешний вид судебного оратора должен быть прост и приличен.

Как и многие другие мастера слова, Кони советует остерегаться шаблона - этого врага всякого творчества. Каждый, кто выходит на трибуну, должен обладать своим стилем речи. Конец речи должен закруглить ее, т. Кони был безупречно честен. Институт готовил специалистов различных профессий - от актеров до лекторов. В соответствии с профилем того или иного факультета в программу включались гуманитарные науки и специальные дисциплины. На ораторском факультете ведущими предметами были психология, логика, русская и западная литература, теория и практика ораторского искусства. Она помогала ему в борьбе с косностью, беспринципностью, надменностью и лицемерием. Другим выдающимся судебным оратором в России был Плевако Федор Никифорович 1842—1908. Отличительной особенностью Плевако была способность словесно воссоздать на суде картину преступления, проникая тем самым в души людей, психологически воздействовать на них.

Примером психологического воздействия на суд присяжных может служить речь Ф. Вот как описывает В. Вересаев эту речь Ф. К Плевако. Поэтому речи его на бумаге и в отдаленной мере не передают их потрясающей силы. После громовой речи прокурора выступил Ф. Он медленно поднялся бледный, взволнованный. Речь его состояла всего из нескольких фраз... Прокурор во всем совершенно прав. О чем тут спорить?

Их можно считать предтечами судебного красноречия в Древней Греции. Слава о философе гремела далеко за пределами родного города, многие известные люди, общественные деятели считали большой честью побеседовать с ним. Античные философы впервые разработали основы судебного красноречия, полемики, умения вести диалог с использованием фактов, доказательств, а не просто за счет эмоциональной окраски речи. Отечественное судебное красноречие конца 19 века было развито во многом благодаря усилиям известных юристов А. Кони, С. Андреевского, В. Жуковского, Н. Карабчевского, Ф. Плевако, М. Казаринова, А.

Лохвицкого и ряда других. Они часто выступали в судах с публичными речами, поражая присутствующих стройностью своих аргументов, остроумием, т ехникой речи оратора , умением в краткий период времени изложить все обстоятельства дела, ничего не упустив. Достаточным будет упомянуть обстоятельство, что Ф. Плевако, прославившийся судебным красноречием и судебным ораторским искусством, стал олицетворением профессионального юриста, а его фамилия на продолжительное время приобрела нарицательный характер, обозначая особенно яркие выражения. Современное судебное красноречие Современное судебное красноречие в России продолжает развивать традиции, заложенные отечественными юристами в 19-20 веках. По-прежнему основой успеха выступающего в суде правозащитника остаются навыки грамотно и громко, с четкими интонациями излагать свою точку зрения. По сути, это блестящая импровизация, базирующаяся на заранее изученных обстоятельствах дела, уликах, опросах свидетелей, беседах с подзащитным и так далее.

Кони, В.

Д Спасовича, Ф. Плевако представляют вид красноречия: социально-политическое Ренессанс риторики в современной России связан с именами: Ю. Лотмана, Ю.

Александров, В.

Спасович, Н. Холев, дают детальный разбор обстоятельств дела, подробно анализируют доказательства, умело подбирают аргументы, убедительно обосновывают выводы. Другие ораторы блестяще владеют полемикой с обвинителем, таковы речи В. Д Спасовича, К.

В речах С. Андреевского, А. Кони, Ф. Плевако, А.

Урусова, К.

ЛЕКЦИЯ 1. Роды и виды публичной речи. Судебное красноречие

Основы судебного красноречия в России - что входит Его современники прозвали Ф.Н. Плевако, за его дар красноречия, московским златоустом, а также они считали его досто-примечательностью Москвы, таким как Царь-пушка, Царь-колокол или Третьяковская галерея2.
Риторика: Практикум Чтобы читатель мог реальнее представить себе ораторскую манеру Плевако, приведем еще свидетельство писателя В.В. Вересаева из его цикла «Невыдуманные рассказы о прошлом». «Жил в Москве знаменитейший адвокат Плевако Федор Никифорович.
Адвокат Кони - влияние его речевого мастерства на его профессиональную деятельность в.д спасовича ф н плевако относятся к роду красноречия, а ф кони кафе, выступления а ф кони в.д спасовича ф н плевако представляют вид красноречия.
Развитие русского судебного красноречия Ораторское искусство еще в античные времена оказывало значительное влияние на общественную и политическую жизнь Древнего Рима и Греции. Однако мало, что известно о развитии искусства красноречия в России, хотя оно тоже имело определенный вес в жизни.

От Плевако до Резника: известные речи адвокатов в суде

ораторское искусство. Риторика возникла из практики общественно-политического красноречия и судебных речей. 94. Определите, к какому роду красноречия относятся перечисленные виды (жанры) публичных выступлений: доклад на съезде, парламентское. А. Ф. Кони был мастером и другого вида судебного красноречия — руководящих напутствий заседателям, с которым обычно обращался председатель окружного суда после состязания сторон. судебный. 2. Тип речи - это защитное слово. в.д спасовича ф н плевако относятся к роду красноречия, а ф кони кафе, выступления а ф кони в.д спасовича ф н плевако представляют вид красноречия.

Биографии и речи.doc

  • От Плевако до Резника: известные речи адвокатов в суде
  • Вопрос 17 Особенности судебного красноречия Ф.Н. Плевако
  • Адвокат Кони.doc
  • Ответы на тесты по теме Образование
  • Основы судебного красноречия в России - что входит
  • Общее·количество·просмотров·страницы

Судебное красноречие и его представители

Психологизм и художественность — вот отличительные признаки судебного ораторства второй половины XIX в. Углубленное изображение душевных переживаний подсудимых находим в речах Ф.Н. Плевако, А.Ф. Кони, В.Д. Спасовича и других адвокатов. Наиболее значимыми видами речей здесь являются речь стороны обвинения и речь защиты (адвокатская речь). Блестящие образцы судебного красноречия представлены в выступлениях адвокатов XIX в. — А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако. Определите, к какому роду красноречия относятся следующие виды речевых сообщений: тост, надгробное слово, речь на приеме, письмо родственникам. Такие примеры находим в речах А.И. Урусова, Ф.Н. Плевако и В.Д. Спасовича по делу Дмитриевой и Каструбо-Карицкого, где защита одного противоречила защите другого, так как подсудимые перекладывали виновность друг на друга.

Известные юристы ( Ф.Н.Плевако, А.Ф.Кони)

Определите, к какому роду красноречия относятся перечисленные виды (жанры) публичных выступлений: доклад на съезде, парламентское выступление, дебаты, политическое обозрение. Книга представляет собой первый академический учебник по культуре речи, содержащий наиболее полный систематизированный материал по данной теме. В основе издания лежит принципиально новая теоретическая концепция культуры речи. В мини-коллекции Президентской библиотеки представлены публичные выступления Фёдора Плевако под редакцией Н. Муравьева «Речи. Речи Кони А.Ф. всегда были просты и чужды риторических украшений. Его слово оправдывает верность изречения Паскаля, что истинное красноречие смеется над красноречием как искусством, развивающимся по правилам риторики. 12. Выступления А. Ф. Кони, В. Д Спасовича, Ф. Н. Плевако представляют вид красноречия: • социально-политическое. 13. Ренессанс риторики в современной России связан с именами: • Ю. М. Лотмана, Ю. В. Рождественского, В. П. Вомперского.

Развитие русского судебного красноречия

Для раскрытия содержания каждой из поставленных задач использована общая литература по риторике, литературные источники, посвященные биографии, избранным трудам и речам А. Кони, а также некоторые периодические издания, посвященные вопросам эффективности государственного обвинения. Краткая история жизни и деятельности А. Кони 1844-1927 родился 9 февраля 1844 г.

Кони и актрисы И. До 12 лет воспитывался дома, потом в немецком училище св. Анны, откуда перешел во Вторую гимназию; из 6 класса гимназии в мае 1861 г.

Свой путь в обществе он начал в «эпоху реформ» 60-х годов XIX в. В 1864-1865 г. Кони сначала был назначен на должность секретаря Петербургской судебной палаты 18 апреля 1866г.

Осенью 1867 г. Кони был командирован в Харьков на должность товарища прокурора окружного суда, в 1870 г. Год спустя, двадцати семи лет от роду он возвращается в Петербург, чтобы принять на себя обязанности прокурора столичного округа.

На этих постах, как и в Харькове, А. Кони бесстрашно преследовал «сильных мира сего», преступивших закон. Летом 1875 г.

Пален, уже давно оценивший высокие деловые и личные качества А. Кони, назначил его на должность вице-директора Департамента юстиции, на который в то время возлагалась основная часть функций министерства: законопроектная работа, судебный надзор, руководство прокуратурой и т. Со временем отношения между А.

Кони и К. Паленом, что достигло своего эпогея 13 июля 1877 г. Центром данных событий стал заключенный студент А.

Боголюбов, подвергшийся сечению со стороны петербургского градоначальника генерала Ф. Трепова из-за не поклонения данному лицу второй раз, что сопровождалось побоями других заключенных, выразивших свое возмущение по указанному поводу, со стороны дюжих городовых. Все эти события были одобрены К.

Кони, отсутствующий во время описанных событий в Петербурге и узнав о них по возвращении, заявил своему министру, что разрешенное им ничем не оправдываемое насилие - вещь противозаконная, политическая ошибка, которая будет иметь ужасные последствия. Кони был назначен на должность председателя Петербургского окружного суда. И в это же время события, начавшиеся инцидентом с Боголюбовым, вошли в новый этап развития, заключавшийся в покушении на жизнь Ф.

Трепова со стороны некой женщины, представившейся Козловой впоследствии, как выяснилось, В. Засулич , которой двигала желание отомстить за сечение Боголюбова. Дело В.

Засулич рассматривалось судом присяжных. В результате решение суда присяжных о невиновности В. Засулич было единогласным.

После данного дела имя А. Кони звучало не только в советских периодических изданиях, но и во всех газетах Западной Европы и США. Публицисты обсуждали роль А.

Кони в оправдании В. Засулич, высказывая мнения о его участии в подборе присяжных и подталкивании их к оправдательному приговор. Отвечая на нападки «справа», А.

Кони, оперируя к своему резюме, напечатанному во всех газетах, писал: «... Те, кто упрекает, не читали его или злобно извращают его смысл». И далее Кони А.

Как видно, действительно, А. Кони «гнул» к признанию В. Засулич виновной, но заслуживающей снисхождения.

А присяжные оправдали В. Засулич потому, что сработали факторы недовольства внешней и внутренней политикой царской администрации, восхищения героическим поступком В. Засулич, а также великолепного мастерства адвоката П.

Тем не менее, после провала обвинения в деле В. Засулич, А. Кони подвергся четырехлетним гонениям со стороны чиновником сначала в период царствования Александра II, затем - его сына Александра III.

Особо эти гонения сказались на его преподавании в Училище правоведения, которое ему пришлось прекратить в связи с агитацией воспитанников училища против него. Несмотря на все эти провокации, А. Кони стоял на своем во имя принципа несменяемости судей как гарантии их независимости, без которой нет подлинного правосудия, нет справедливости в суде.

Председатель окружного суда вступил в бой за высочайшие, по его убеждению, социальные ценности, до которых, однако, не было дела царю и его министрам. Поворот к лучшему наметился, когда сменивший И. Палена министр Д.

Набоков, преодолев первоначальное предубеждение, внушенное министерскими чиновниками, из личных наблюдений составил мнение об А. Кони, оценил его честность, глубокие знания и горячую преданность делу. И осенью 1881 г.

Кони был назначен на должность председателя департамента Петербургской судебной палаты. Однако, А. Кони всё-таки вывели «из действующей армии», поскольку речь шла не об уголовном, а о гражданском департаменте.

В связи с отсутствием опыта А. Кони несколько месяцев штудировал лекции, учебно-научную литературу, гражданское законодательство и, наконец, уверенно стал рассматривать очень сложные гражданские дела. Кони руководил гражданским департаментом Судебной палаты более трех лет, после чего его, несмотря на еще памятное дело В.

Засулич, назначили на должность обер-прокурора уголовного кассационного департамента Сената. Данная должность являлась одной из высших, если не высшей должностью в системе уголовной юстиции, поскольку Сенат в то время был высшим судебным органом , осуществляющим надзор за деятельностью всех судебных учреждений. Обер-прокурором, а затем и сенатором А.

Кони прослужил в уголовном кассационном департаменте шестнадцать лет - с февраля 1885 по 1900 гг. Многие дела, рассмотренные в Сенате с участием А. Кони, вошли в летопись российского судопроизводства.

В 1900 г. Кони был избран Почетным членом Академии наук и оставил судебную деятельность, хотя и продолжал государственную службу сенатором в общем собрании Сената, а с 1907 г. Но большее внимание в эти годы он уделял научно-литературной, а также общественной деятельности.

После Октябрьской революции А. Кони остался вне государственной службы, поскольку не смог принять новый общественный строй , приспособиться к скудному, голодному, холодному быту в разоренной стране было трудно. Таким образом, А.

Кони сыграл важную роль в становлении и развитии российского советского судопроизводства, основанного на принципах гласности и устности, ставящих судебных деятелей лицом к лицу с живым человеком. И на этом поприще А. Кони, несмотря на всю сложность и коварность выпавших на его долю ситуаций, оставался юристом до мозга костей и всегда выступал как борец за справедливость, принципиально отстаивающий самые гуманные и демократические идеи.

Кони пробудился еще на студенческой скамье. Лекции по дисциплинам криминального цикла в университете его не удовлетворяли, и А. Кони стал изучать уголовное право самостоятельно, знакомясь с зарубежной и небогатой в то время отечественной литературой.

Так возникла мысль написать кандидатскую диссертацию о праве необходимой обороны. И в дальнейшем, поступив на государственную службу, А. Кони продолжал заниматься научной работой.

С 1865 г. В период жизни А. Кони, приходящийся на начало XX века, выходят в свет новые издания «Судебных речей», сборник материалов о жизни и деятельности прогрессивных российских юристов «Отцы и дети судебной реформы», первые тома собрания сочинений «На жизненном пути», комментированный Устав уголовного судопроизводства.

Особо значительны разработки А. Кони в сфере судебной этики. Выстраданные многолетней судебно-прокурорской работой его положения о нравственных основах судопроизводства и уголовной политики во многом сохраняют теоретическое и практическое значение в наши дни.

К этому направлению примыкает и историко-биографический очерк А. Кони о великом человеколюбце XIX в. В 1924 г.

Кони «Приемы и задачи прокуратуры из воспоминаний судебного деятеля », который послужил практическим пособием для сотрудников молодой советской прокуратуры. Кроме того, в период жизни, приходящийся на начало XX века, А. Кони также уделял много времени преподаванию уголовного судопроизводства в Александровском лицее и читает курс публичных лекций в Петербургском народном университете Тенишевских курсах.

Особый энтузиазм к своей педагогической деятельности он проявлял в последние годы своей жизни 1919-1927. Он читал курсы «прикладной этики», «истории и теории искусства речи» в Институте живого слова , «уголовного судопроизводства» в Московском университете , «этики общежития» в «Железнодорожном институте». Кроме того, он читал серию лекций в Музее города и выступал иногда публично с благотворительными целями.

Деятельность А. Кони в тот период была подлинным подвигом во имя любви к своему народу. В январе 1924 г.

Академия наук торжественным заседанием отметила 80-летие А. В ознаменование этого события был издан юбилейный сборник. И перешагнув в девятый десяток, А.

Кони неустанно продолжал литературную и просвещенческую деятельность: готовил к публикации свои уникальные воспоминания, выступал с лекциями. Весной 1927 г. Кони простудился и заболел воспалением легких.

Вылечить его уже не смогли. Кони не стало. Таким образом, научная деятельность А.

Кони имеет исключительное значение для просвещения, образования и воспитания в начинающих и даже опытных судебных деятелей нравственно-психологических начал судопроизводства. Его труды, посвященные важности и основам судебной техники, судебной психологии и судебной этики, и по сей день служат делу укрепления законности, развития правовой культуры, охраны прав личности. Кони исторического значения Одним из первых дел, по которому А.

Кони выступил в качестве обвинителя в Харькове, было дело о нанесении губернским секретарем Дорошенко мещанину Северину побоев, вызвавших смерть последнего. Убийство Северина произошло накануне введения Судебной реформы 1864 г. Дорошенко, используя свое служебное положение, пытался воспрепятствовать дальнейшему ходу событий, однако, ввиду публичной огласки в газетах и в связи с жалобой вдовы Северина в 1868 г.

Несмотря на неблагоприятную обстановку, созданную в связи с этим делом определенными кругами в Харькове, А. Кони смело занимался его расследование и твердо отставил свои выводы в ходе обвинения. В результате присяжные заседатели признали Дорошенко виновным.

В дальнейшем, А. Кони столь же самоотверженно вел и рассматривал дела, основная часть которых приходится на период его служения на посту обер-прокурора и сенатора в уголовном кассационном департаменте 1885-1900 гг. Среди них можно выделить дело Василия Протопопова, земского начальника Харьковского уезда, кандидата прав, который, воспользовавшись двойственным характером своей власти полицейская служба и суд , закрепленной законом от 12 июля 1889г.

Попытка обжалования Протопоповым приговора суда, который был достаточно снисходительным увольнение , была пресечена А. Кони, который не оставил и тени сомнения в том, что обладатель звания «кандидат прав» в действительности оказался «кандидатом бесправия». Это было первое дело о должностных преступлениях земского начальника.

Внимание к нему общественности и отклики в печати выходили далеко за его рамки и декларировали закономерный результат антинародной политики администрации. Министерство внутренних дел сделало свои выводы: ни одного дела против земского начальника после этого уже возбуждено не было. Историческое значение имело и дело о так называемом мултанском жертвоприношении.

Одиннадцать крестьян села «Старый Мултан», удмуртов по национальности, были привлечены к уголовной ответственности по обвинению в убийстве с целью жертвоприношения языческим богам. Один из них во время расследования умер. Суд, первый раз рассматривавший дело, троих подсудимых оправдал и семерых признал виновными.

Обвинительный приговор был отменен. При повторном рассмотрении дела те же семеро вновь были осуждены. И опять по жалобам защитников дело слушалось в Сенате.

Несмотря на внешнее давление, вызванное заинтересованностью в торжестве православия над язычниками, А. Кони скрупулезно проверил дело и выявил ряд допущенных судом серьезных процессуальных нарушений. Особое внимание сенаторов А.

Кони обратил на то, что сам факт существования у удмуртов обычая человеческих жертвоприношений, оспариваемый этнографами и другими учеными, не получил в материалах дела достоверного подтверждения. Констатация же такого обычая авторитетным приговором суда означала бы создание опасного прецедента. Склонив большинство Сената к повторной отмене приговора, А.

Кони не только оградил подсудимых от незаконного наказания, но и защитил малую притесняемую народность от домыслов, приписывающих ей ужасные кровавые обычаи. Дело в третий раз было рассмотрено судом первой инстанции, который оправдал всех подсудимых. В делах, по службе недоступных А.

Кони, он использовал свои связи, чтобы добиться оправдания или смягчения участи осужденных например, дело старика Кирюхина, дело Чичерина и т. В некоторых случаях действия А. Кони в этом направлении поражают своим бесстрашием.

В конце XIX века в Прибалтике царские чиновники-руссификаторы в союзе с православными церковниками развернули кампанию против протестантских пасторов. Им предъявлялось обвинение в «совращении в инославие», влекущем ссылку в Сибирь с лишением всех прав состояния. Первым по такому обвинению было дело против престарелого Пастора Гримма, после которого должны были последовать еще 55 подобных дел.

Рассмотрев дело в первой инстанции, пастор был осужден соответствующим образом. После этого его действия, не без участия А. Кони, были переквалифицированы в апелляционном порядке под другую намного более снисходительную статью, предусматривающую за первый случай временное удаление от места службы, а за второй - лишение сана и отдачу под надзор полиции.

В учении о диспозиции лежит учение о композиции. По Цицерону - обращение к суду, изложение обстоятельств дела с позиции фабулы , перечисление всех доказательств по делу, повторение самых сильных аргументов, выводы по делу. Элокуция - словесное выражение, либо дикция. Эта часть связана с лингвистикой, рассматривает организацию языкового материала, вплоть до подбора слов. Словесное выражение должно соответствовать определенным критериям правильности речи, изящности, уместности. Мемория — запоминание Акцио - произношение речи. Понятие юридической риторики и её место в системе юридических знаний. Ораторское искусство вообще понимается как комплекс знаний и умений по подготовке и произнесению публичной речи, умение подбирать материал, искусство построения речи и публичного говорения, умение доказывать и опровергать, убеждать, это речевое мастерство. Судебное красноречие, основное назначение которого — установление формальной? Она обусловлена нормами права прежде всего, процессуальными , предполагает оценочно-правовой характер речи.

Судебное ораторское искусство — комплекс знаний и умений юриста по подготовке и произнесению публичной судебной речи сообразно с требованиями процессуального закона, умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее правовые убеждения, умение воздействовать на сознание людей. Юридическая речь - система требований, предъявляемых к профессиональным участникам судопроизводства - лицам, на которых возложены обязанности публично обосновать сущность и значение заявленных требований. Форма определяет юридическую речь. Место в системе знаний — судебное ораторское искусство можно рассматривать как прикладную науку наряду с криминалистикой, судебной психологией, медициной и т. На нее оказывают влияние нормы материального права и процесса например, в Средние Века ораторское искусство было совершенно иным в том числе и поэтому — нужно было тщательно фиксировать вопросы, реакцию на них обвиняемого, а не произносить выразительные речи, уличающие его, например, в колдовстве, поскольку обвинение находилось в более выгодном положении исходя из существовавших на тот момент норм. Поскольку обвиняемый никогда, как правило, не являлся профессионалом, это почти всегда срабатывало Здесь также можно сказать о влиянии ТГП, других наук гуманитарного плана философии, истории, этики и т. Ораторское искусство в Древней Греции. Юридическая речь возникает в рамках древнегреческой системы судопроизводства, когда в процесс допускались лица, способные обосновать фактическую и юридическую сущность спора. Выступления их не носили узконаправленного характера, были общими, пространными, были ориентированы на публику, а не на суд. В более поздний период расцвет афинской демократии - появляется особый класс юрисконсультов, которые оказывали профессиональную помощь гражданину по судебному делу.

Это логографы, синегоры, прагматики. Логограф - пишущий оратор. Это составитель речи, который писал речь, формировал доказательства по делу, указывал на судебную инстанцию, где дело должно рассматриваться, желаемые наказания. Эта деятельность оплачивалась. Самый известный - Лисий многие речи опубликованы, некоторые ему приписываются. Функции обвинения и защиты не разделялись. Синегор - говорящий оратор. Это лицо, искушенное в ораторском искусстве, произносящее речь в защиту клиента. Прагматик - практикующий оратор. Юрисконсульт, сопровождавший синегора и клиента в суд, консультировавший их по различным тонкостям процесса.

Потребность афинского общества в судебных ораторах привела к возникновению целого социального направления - софистика. Софисты - за плату обучали красноречию. Структура речи, как правило, включала в себя вступление, рассказ о событиях — с целью заставить судей поверить в правдивость, здесь использовались художественные элементы речи, далее — доказательство, эпилог. Софистское направление представлял Горгий. Они считали, что истина относительна, следовательно, цель ораторского искусства не выяснение истины что невозможно. Цель — заставить слушателей поверить в любое положение. Считали, что любое положение можно доказать и опровергнуть. Речи Горгия славились выразительными средствами горгиевы фигуры — симметричные фразы с рифмой в конце. Слово — средство достижения власти над людьми. Исократ — писал тексты судебных речей, обучал искусству, сам выступал мало.

Считал, что нельзя смешивать риторику с софистикой. Оратор должен быть образованным, талантливым. Необходимо выбирать слова, тщательно готовить речь. Периодическая речь — делится на большие периоды. Разработал композицию выступления — введение, убеждение в своих доводах, опровержение чужих, заключение. Демосфен - главное — работа над навыками оратора. Огромное значение придавал форме выступления, доводя слушателей до неистовства. Ораторское искусство в Древнем Риме. В Древнем Риме появляется должность архонта, функцией которого было обоснование позиции государства по рассматриваемому делу. Это функция государственного обвинения налицо типа прокуроры.

В противовес архонтов появляются народные трибуны, которые отстаивали интересы граждан Рима перед государством. Появляются практически одновременно две процессуальные функции, появляются элементы состязательности. При этом в процессе значительное место уделялось устного обоснования решения, выносимого судьёй. То есть не только архонты и народные трибуны были ораторами, но и судья был оратором. Ораторское искусство переживает расцвет в период поздних лет Республики хотя и позднее появляются образцы искусства — апологии — речи в защиту христианства Развитию римского судебного искусства способствовало влияние греческой культуры. На процессе мог выступить любой свободный гражданин Рима. Марк Порций Катон Старший — историк, полководец и государственный деятель — родоначальник латинского красноречия. В речи всегда исходил из существа дела, ясно и логично излагал мысли, давал объективные оценки, говорил эмоционально, используя жестикуляцию. Основные качества речей — точность, краткость, изящество стиля. И да — Карфаген должен быть разрушен J Гальба — умел собирать и располагать в речи доказательства, произносил защитительные речи.

Разрабатывается теория судебной речи на базе греческого наследия. Делилась на вступление, изложение обстоятельств дела, доводов в пользу тезиса, опровержения тезиса противника, заключения. Начало речи — скромное, все самые действенные приемы — заключение. Также стоит отметить Марка Антония, Марка Лициния Ркасса, Квинта Гортензия Гортала — ввел приемы разделения, где перечислял, о чем будет говорит, заключения — напоминал доводы. Марк Туллий Цицерон — лучший из римских ораторов. Воспринял греческую диалектику, изучал римское право. На первый план выдвигал труд, работу над голосом. Считал важным познание наук — логики, дабы правило выстроить речь, этики — выбор приема для слушателей, философии, истории, литературы — для яркости, интересности речи. Наиболее важное условие успеха — убежденность оратора, стремление убедить суд. Сформулировал ряд теоретических положений, новую композицию материала — вступление с целью подготовить слушателей — план выступления основные доводы — изложение события преступления — доказательства — повторение решающих доводов — подведение итогов.

Придавал особое значение форме речи. Был признан римлянами «царем адвокатуры» Марк Фабий Квинтилиан - учитель красноречия. Формирует научные основы риторики, в т. Развитие юридической речи в период Средневековья и Возрождения. Средневековье - меняется процессуальная форма. Судопроизводство делится на светское и церковное. В светском судопроизводстве - законодательство требует специальных знаний как норм материального права, так и процесса. Уголовный и гражданский процесс дифференцируются из единого процессуального права. Гражданские правоотношения становятся разветвленными, появляются торговые, земельные, налоговые правоотношения, которые требуют специальных знаний.

Арсеньева, А.

Урусова, Н. Холева, Н. Карабичевского, Ф. Плевако с полным правом называют образцами судебного красноречия. К речам многих судебных деятелей было приковано внимание передовых людей того времени. Салтыков-Щедрин, Достоевский, Чехов и др. Выдающимся судебным оратором был признан А. Кони 1844-1927. Отец Кони — известный водевилист и театральный критик, редактор литературной газеты и журнала Пантеон, в котором сотрудничали Некрасов, Григорович, Полонский, Мей. Мать — актриса и писательница.

В их доме часто бывали передовые люди, что формировало нравственные идеалы юноши. В 1865 г. Кони закончил юридический факультет МГУ, его работа «О праве необходимой обороны» вызвала большой интерес общественности. Начинающему юристу прочили научное поприще, но начал он трудовую деятельность с должности помощника секретаря Петербургской судебной палаты. С 1867 г. Изучал историю уголовного процесса в России и на Западе. Написал ряд трудов по вопросам уголовного права, судебной этики, культуры речи в суде и др. В работе «Нравственные начала в уголовном процессе» А. Кони ставит вопрос о необходимости изучения нравственных начал в уголовном процессе, основанных на принципах гласности, устности, непосредственности, свободной оценки доказательств, презумпции невиновности. Он считает, что без нравственных, неписаных начал нельзя решать судьбы людей в суде.

Он ратует за честных и добросовестных судей, ибо дурные судьи могут обратить уголовный закон в ничто. Кони утверждает, что судья не имеет права решать вопросы по принципу: «я так хочу». Он должен решать так: «я не могу иначе», потому что это решение подсказывает логика, убеждение, жизненный опыт и смысл закона. Вопросы прокурорской деятельности, адвокатуры рассмотрены Кони в работах «Приемы и задачи обвинения», «Обвиняемые и свидетели», «Свидетели на суде» и др. С 1871 г.

Все части должны быть связаны между собой, при изложении необходимо соблюдать логику, учитывать причинно-следственные связи, не допускать вольной трактовки, искажения фактов или деталей дела. Разумеется, подобная судебная риторика требует богатой практики, владения техникой ораторского искусства на уровне профессиональных актеров. История судебного красноречия Судебное красноречие зародилось в Древней Греции, когда некоторые заседания судилищ проводились открыто, при большом стечении народа.

Чаще всего упоминаются Афины — город-государство, славившийся своими свободными нравами, открытым политически устройством. Позднее традиции эллинов продолжили и развили римляне, уделявшие большое внимание умению грамотно говорить, вести диспуты, убеждать. Поэтому объективно местом рождения судебного красноречия является весь Античный мир. Тогда же основы ораторской практики были заложены Демосфеном, Периклом, Ликургом и другими. Еще ранее принципы ведения диспута, диалога были разработаны Сократом, которого считают родоначальником философии в современном понимании. Знаменитые сократовские диалоги постепенно, с помощью безупречной логики, подводили оппонента к признанию ошибочности отстаиваемой точки зрения. Их можно считать предтечами судебного красноречия в Древней Греции. Слава о философе гремела далеко за пределами родного города, многие известные люди, общественные деятели считали большой честью побеседовать с ним.

Античные философы впервые разработали основы судебного красноречия, полемики, умения вести диалог с использованием фактов, доказательств, а не просто за счет эмоциональной окраски речи. Отечественное судебное красноречие конца 19 века было развито во многом благодаря усилиям известных юристов А. Кони, С. Андреевского, В. Жуковского, Н. Карабчевского, Ф.

1.3. Возникновение и развитие судебного красноречия

  • Наилучшим способом выступления признаются
  • Ответы на тесты по теме Образование
  • Судебные речи
  • суд.рит. россии.doc

Кузнецкий институт информационных и управленческих технологий

Основы судебного красноречия в России - что входит Введение 1. Судебное красноречие России 2. Композиция судебной речи 3. Выдающиеся русские ораторы судебного красноречия 4. Практика судебного красноречия (на примере А.Ф. Конни) Заключение Библиографический список литературы.
Судебные речи (Плевако) — Викитека Наиболее значимыми видами речей здесь являются речь стороны обвинения и речь защиты (адвокатская речь). Блестящие образцы судебного красноречия представлены в выступлениях адвокатов XIX в. — А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако.
Ответы на тесты по теме Образование Ораторское искусство еще в античные времена оказывало значительное влияние на общественную и политическую жизнь Древнего Рима и Греции. Однако мало, что известно о развитии искусства красноречия в России, хотя оно тоже имело определенный вес в жизни.

«Культура устной речи»

Становление и расцвет русского судебного красноречия вынесения бескомпромиссного, справедливого приговора.
Искусство речи А. Ф. Кóни. Автор к.и.н. Н. П. Ерошкин. анализ языковой личности.
Из истории судебного красноречия Определите, к какому роду красноречия относятся перечисленные виды (жанры) публичных выступлений: доклад на съезде, парламентское выступление, дебаты, политическое обозрение.
Тема 2. История судебного красноречия в России Выступления А. Ф. Кони, В.Д Спасовича, Ф. Н. Плевако представляют вид красноречия.
Ответы на тесты по теме Образование Среди других основных современных видов красноречия – академического, социально-политического, социально-бытового и церковно-богословского – судебное, пожалуй, наиболее архаично (как уже говорилось, судебные речи как род выделял еще Аристотель).

Особенности судебного красноречия А.Ф. Кони и Плевако.

Обратите внимание на речи известного адвоката Федора Николаевича Плевако, о котором А. Кони говорил, что «это был человек, у которого ораторское искусство переходило во вдохновение», особенно внимательно изучите места, где он дает психологический анализ действий подсудимого, и попробуйте сделать это самостоятельно. Судебные речи многих талантливых адвокатов являются образцом мастерского владения словом, сочетающегося с правильной подготовкой речи, умелым использованием и искусным анализом доказательств и обстоятельств дела. Изучив тему, Вы узнаете речи одних из самых известных ораторов эпохи судебной реформы 1864 г.

Кони, «короля русской адвокатуры» В. Спасовича речи его отличались четкостью умозаключений и тщательным анализом всех обстоятельств дела , Ф. Плевако «Содержанием и формой своих речей Плевако создавал настроение слушателей, тонко воздействуя на аудиторию.

Как правило, речи Плевако были кратки и остры, стилизованы под простую, непринужденную беседу. В ситуациях практически безнадежных для защиты он умел найти такой довод, который оказывался решающим для исхода дела. Плевако уделял главное внимание психологическим факторам.

Показатели, критерии и шкала оценивания компетенций текущего контроля знаний по учебной дисциплине «Речевая коммуникация в связях с общественностью и рекламе» Текущий контроль знаний, согласно положению о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся далее Положение в рамках изучения дисциплины «Речевая коммуникация в связях с общественностью и рекламе» предполагает тестирование, устный опрос и выполнение заданий по практическим работам. Регламент проведения и оценивание устного опроса В целях закрепления практического материала и углубления теоретических знаний по разделам дисциплины «Речевая коммуникация в связях с общественностью и рекламе» предполагается выполнение устных опросов студентов, что позволяет углубить процесс познания, раскрыть понимание прикладной значимости осваиваемой дисциплины.

Блестящая оправдательная речь Александрова превратилась в обвинение Трепова. Председательское резюме А. Кони было образцовым по своему беспристрастию. Он высказал вполне объективно доводы и обвинения и защиты, не оказывая предпочтения ни одной из сторон, что еще более усилило обвинения Трепова и помогло тем самым оправданию Засулич. Этот политический процесс отразился на служебном положении А. Власти были взбешены его поведением на процессе, считали его главным виновником того, что присяжные заседатели вынесли оправдательный вердикт. Несменяемость судей позволила А. Кони оставаться на посту председателя столичного окружного суда еще несколько лет, несмотря на намеки о необходимости подать в отставку, неприязнь верхов бюрократии и самого царя, травлю реакционной печати во главе с М.

Именно в эти годы А. Кони выработал окончательный стиль своих председательских напутствий, характерной чертой которого был тщательный анализ доказательств обвинения и защиты при полном отказе от каких-либо форм давления на присяжных заседателей. Десять лет А. Кони был обер-прокурором уголовного кассационного департамента Сената. За это время им было произнесено более 600 «заключений». Его кассационные заключения представляли собой оригинальные суждения по теории уголовного права и уголовного процесса, некоторые из них приобретали большое общественное значение. Кони был активным участником так называемого Мултанского дела, по которому 11 крестьян-удмуртов села Старый Мултан были обвинены в убийстве с целью жертвоприношения. При вторичном пересмотре кассационной жалобы по этому делу в Сенате заключение давал А. Кони, выступивший фактически не только в защиту осужденных крестьян, но и всего притесняемого удмуртского народа. В конце 90-х годов имя А.

Кони было известно уже всей культурной России. Тремя изданиями вышли его «Судебные речи», вышел сборник судебных речей, заключений и статей, в периодических изданиях было опубликовано множество статей по уголовному праву, о суде присяжных, статьи и воспоминания о И. Горбунове, И. Гончарове, о судебных деятелях Н. Стояновском, А. Ровинском, большая работа о московском гуманисте-филантропе первой половины XIX века Ф. Гаазе, выдержавшая впоследствии пять изданий. Во всех этих работах А. Кони выступал как большой знаток самых разнообразных вопросов судопроизводства, истории, литературы, как их глубокий исследователь, как замечательный стилист и рассказчик. Научная общественность высоко оценила эти личные качества А.

Еще в 1890 году Харьковский университет присвоил ему звание доктора уголовного права, а в 1900 году он был избран почетным академиком разряда изящной словесности Академии наук. Кони — желанный гость на заседаниях различных научных обществ, где выступает с интереснейшими речами, лекциями и докладами. Он тесно связан и с миром литераторов. По кружку «Вестника Европы» Кони был близко знаком с И. Тургеневым и И.

Таким образом, культура речи не личное дело каждого юриста, а общественная необходимость.

Вспоминаются в этой связи слова Н. Слово всегда есть, да ум наш ленив... О необходимости владеть богатствами русского языка писал А. Юрист должен владеть нормами публичной речи, ораторским мастерством для того, чтобы ясно, точно, стилистически правильно, убедительно выражать мысль. Это одно из решающих условий повышения эффективности прений. Лингвистические особенности ораторской речи.

Ораторская речь — это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, это речь, адресованная определенной аудитории, публичная речь. Такая речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия. По своему характеру она представляет собой монологическую речь, т. Однако если рассматривать публичное выступление с социально-психологической точки зрения, то это не просто монолог слушателя, а сложный процесс общения со слушателями, причем процесс не односторонний, а двусторонний диалог. Взаимодействие между говорящим и слушателями носит характер субъектно-субъектных отношений. Обе стороны являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичногообщения.

Ораторская речь характеризуется рядом особенностей, определяющих ее сущность:1 наличие обратной связи реакция на слова оратора. В процессе выступления оратор имеет возможность наблюдать за поведением аудитории и по реакции на свои слова улавливать ее настроение, отношение к высказанному, по отдельным репликам и вопросам из зала определять, что на данный момент волнует слушателей, и в соответствии с этим корректировать речь;2 устная форма общения. Публичная речь представяет собой непосредственный разговор со слушателем. В ней реализуется устная форма литературного языка. Такая речь воспринимается на слух, поэтому важно правильно построить и организовать свое выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателем;3 сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением. В процессе обдумывания, разработки, написания текста речи выступающий опирается на книжно-письменные источники, поэтому подготовленный текст — это, по сути, книжная речь.

Но, выходя на трибуну, оратор должен именно произнести речь, чтобы ее поняли и приняли. В этот момент появляются элементы разговорной речи, выступающий начинает импровизировать, опираясь на реакцию слушателей;4 использование различных средств общения. Поскольку публичная речь — это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства. Важную роль в процессе выступления играют паралингвистические, невербальные средства коммуникации.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий