Олонхо

Кроме этого, Р. К. Мааком записан на якутском языке и в переводе на русский язык краткий сюжет олонхо, названный им «Якутская сказка, рассказанная якутом в селе Сунтар».

Сообщить об опечатке

  • Содержание
  • Библиотека
  • Официальный сайт АУ РС(Я) "Театр Олонхо" — Классический театр народа Саха
  • Песни, демоны, олонхо. Особенности якутского театра - ТАСС
  • Якутский олонхо ★ Нюргун Боотур Стремительный читать книгу онлайн бесплатно

Олонхо - Olonkho

В Якутии отмечается День Олонхо Олонхо — это корпус древних эпических сказаний якутского фольклора и одновременно традиция его воспроизведения. Признан памятником нематериального наследия ЮНЕСКО.
Сунтарская эпическая традиция: история собирания олонхо Первое академическое издание текста олонхо Константина Оросина «Ньургун Боотур Стремительный» было сделано Георгием Устиновичем Эргисом в 1947 году.
Олонхо, Якутск - как добраться и что посмотреть Олонхо и тайное учение. Олонхо — не просто эпическое повествование о подвигах героя, олонхо — это синтез мифологии, религии, эпоса, психологии и, отчасти, метафизики.
Олонхо - спецпроект телеканала Якутия 24 Дух эпоса Олонхо – это дух Гипербореи, дух Светлоясный, дух Верховного Божества. Чорон – молочный Материнский Грааль Гипербореи – Белая Чаша Великой Белой Матери Иэйэхсит.
Олонхо, Якутск - как добраться и что посмотреть Словом «олонхо», означающим «то, что было» (как и русское «былина»), называется как весь эпос, так и его отдельные части-песни длиной от 10 до 40 тысяч строк.

Земля Олонхо.

олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», соответствует Скандинавскому полуострову. Эпос Олонхо состоит из многих сказаний, близких в сюжетном и стилистическом отношениях; объём их различен — 10—15, а иногда и более тысяч стихотворных строк. это героическое сказание о похождениях богатырей. Классическое Олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» состоит из 36000 строк. В Олонхо более 600 героев.

День Олонхо в Республике Саха (Якутия)

Они могут быть использованы для декорации интерьера, создания уникальных подарков или в качестве иллюстраций к статьям и публикациям о якутской культуре.

Ойунского переведен впервые.

Здесь также проводят детские соревнования по якутским видам спорта. Победители награждаются ценными призами. Почему каждому стоит посетить это место? Дворец Олонхола - одно из самых лучших мест отдыха для жителей и гостей столицы Якутии. Здесь в полной мере можно насладиться неповторимой красотой природы, а также получить эстетическое удовольствие от созерцания величественного и сказочного сооружения. Если вы не знаете, как добраться до Олонхо, то вы можете обратиться к нам для разработки вашего маршрута.

Мы поможем вам выбрать оптимальный вариант, который бы соответствовал вашим потребностям.

Старинный эпос Олонхо ударение на последнем слоге ученые называют «северной Илиадой» или «якутской Одиссеей». Такое сравнение вполне резонно: хотя сказания олонхо были записаны сравнительно недавно, они во многом напоминают мифы эллинов и других древних народов. Словом «олонхо», означающим «то, что было» как и русское «былина» , называется как весь эпос, так и его отдельные части-песни длиной от 10 до 40 тысяч строк. Самые длинные песни олонхо, по преданию, сказители-олонхосуты исполняли без перерыва семь дней и семь ночей! Для якутов олонхо всегда было не только развлечением, но и способом познания мира. Считается, что предки якутов до переселения в Якутию жили в северном Прибайкалье и в Приангарье. Неизвестно, как долго они там жили. И жили ли они в более отдаленные времена еще где-нибудь в другом месте? Вполне возможно, что далекие предки якутов жили или распространяли свой ареал и намного западнее Прибайкалья.

Во всяком случае, можно считать определенным: они находились в тесном общении с народами не только Саян, но и Алтая. Происхождение якутов от курыканов доказывает в ряде работ академик А. Окладников см. Якутия до присоединения к Русскому государству, М. Как видно из содержания их героического эпоса, древние якуты занимались не только скотоводством, но и охотой, рыболовством. Характерно, что рыболовством в эпосе занимаются те, кто ничего, кроме рыбы, не имеет, т. Обычно принято считать, что якуты переселились на свою нынешнюю родину под давлением более сильных соседей. Межплеменные войны, конечно, сыграли большую роль. Именно под давлением соседей слабые племена предков якутов покидали обжитые места. Но, кроме этого, видимо, были и «мирные» причины для постепенного передвижения на север и северо-восток мелких групп лесных охотников и рыболовов.

Первыми двинулись, вероятно, самые неимущие слои — в поисках изобильных охотничьих и рыболовных угодий. Эти первые «переселенцы», должно быть, имели лишь малое количество скота и лошадей или вовсе не имели их. Исторические предания отмечают приход в Якутию не только богатого Омогоя, обладавшего большим количеством скота и людей, но и бедного Эллея, прибывшего в одиночестве 2. Этот-то бедный Эллей а не богач Омогой , по преданию, и положил начало большинству якутских племен. Это вообще был разнородный элемент — не только тюркского, но частично и монгольского происхождения. Они ассимилировали часть местных племен, и спустя века образовался современный якутский народ, называющий себя «саха» и давший свое имя Якутии. Некоторую роль в этногенезе якутов сыграли и русские — через смешанные браки. Якутский язык сложился на основе тюркского с некоторым элементом монгольского. Создатель якутской литературы Платон Ойунский, сам бывший в юности сказителем, записал и издал крупнейшее сказание олонхо — «Нюргун Боотур Стремительный».

Якутский национальный героический эпос - ОЛОНХО

Чтение эпоса это питание из Чаши Жизни. Вкушающий из Чаши — Чорона узнаёт себя самого и всё Мироздание, весь Универсум, Природу изнутри себя самого. Попробуйте читать Олонхо именно как вкушение из небесного Чорона и вы увидите какая благодать наполнит ваше сердце! Тайна небесного Чорона в том, что в нём запечатлены все существа и человеки, божества и духи. Вкушающий из Чорона от капли к капле принятого сакрального напитка кумыса, вознесённого шаманом к Божествам, благословенного Божествами обретает полноту и становится абсолютно счастливым. В таком человеке обитает полнота благодати. Так же Чорон несёт квинтэссенцию составов священного древа Аар Луун.

Якутск, Российская Федерация E-mail: luna-titova mail. Его периоды, манера пения, тематика. Неслучайно олонхо в 2005 году признали шедевром устного и нематериального наследия человечества.

Ключевые слова Олонхо, фольклор, эпос, богатырь, миф, сказания Якутский фольклор - глубоко национальное явление, в котором отразились история, труд и быт, духовный облик народа, характер и психология якутов. Одним из главных составляющих якутского фольклора непременно является олонхо, одно из величайших произведений коллективного устнопоэтического творчества. Олонхо - это общее название замечательного памятника многовековой национальной культуры, состоящего из самостоятельно бытующих этнических сказаний, повествующих о подвигах богатырей. Олонхо отличается от всех других жанров якутского фольклора не только тематикой и содержанием, но и своими художественными особенностями, представляя собой большую эпическую поэму. Стадиально якутский эпос относится к позднеродовому периоду. О том, что это эпос родового периода, свидетельствуют, например, мифология олонхо, отражающая патриархально-родовые отношения, пережитки анимистических взглядов, сюжеты борьба с чудовищами , пережитки общеродового дележа добычи сохранившиеся в некоторых олонхо , экзогамный брак. Об этом же говорят лук и стрелы как оружие боя и орудие труда на охоте. А на то, что это эпос позднеродового периода - времени «военной демократии» у тюрко-монгольских народов Сибири указывает характер скотоводческой деятельности героев -преобладание развитого скотоводства, особенно коневодства: богатырь верхом на коне, конь его главный друг и помощник. Наоборот, его противник часто рисуется на быке в санной упряжке или верхом на чудовищном звере.

Рыболовство и охота - в тени, на втором плане герой охотится только в начале своей жизни. Родовое общество фактически разделено на героев родовых аристократов и вождей и их челядь -домашних рабов, которые принадлежат к неполноценным членам семьи и общества. Есть признаки начавшегося разделения труда - выделен кузнец и кузнечное ремесло. Кузнецы куют железные предметы труда и боя. О том, что олонхо - эпос позднеродового периода, говорит и довольно высоко развитая и стройная религиозная система. Добрым божеством противостоят злые подземные божества мир дуалистичен во главе с Арсан Дуолаем. Его люди - абаасы творят зло и насилие. В олонхо описывается изначальная жизнь человека с первого появления его на земле. Человек, появившись на земле, начинает организовывать жизнь на ней, преодолевая различные препятствия, встающие на его пути.

Препятствия эти создателям олонхо представляются в виде чудовищ, заполонивших прекрасную страну.

Иллюстрации олонхо - это не только великолепные произведения искусства, но и способ погрузиться в мир якутской культуры и истории. Они могут быть использованы для декорации интерьера, создания уникальных подарков или в качестве иллюстраций к статьям и публикациям о якутской культуре.

Когда сказитель приезжал к кому-то погостить, то у них вечерами на представление собирались все близко живущие соседи. Через Олонхо якутяне с детства впитывали в себя всё богатство, красоту, многообразие и яркость красок родного языка. Олонхо в нашей республике живо и сегодня. Ежегодно проводится республиканский Ысыах Олонхо, на котором сказители соревнуются в искусстве исполнения эпоса. В этом году Ысыах прошёл в Олёкминском районе, в рамках которого по традиции состоялся республиканский конкурс исполнителей Олонхо среди детей, молодёжи и взрослых исполнителей. В течение трёх дней участники исполняли героический эпос. Самое главное радует то, что в конкурсе в категории «молодёжь» приняли участие 20 человек.

Уверен в том, что они в будущем станут именитыми сказителями.

Консультация «Якутский героический эпос Олонхо — для русскоязычной группы в условиях детского сада»

Исполнение якутского эпоса требовало от народных сказителей и актерского таланта. Во «вселенной» олонхо три мира: Верхний — своего рода Олимп с якутскими богами, прародителями людей; Средний — земля, где среди людей племени Айыы живут иччи духи ; Нижний мир населен абаасами, однорукими и одноглазыми злыми демонами, питающимися душами людей. Оно пускает корни в Нижний мир, ствол проходит через Средний, а ветви устремлены к богам Верхнего мира. Песни олонхо повествуют о богатырях — потомках богов, изгнанных из Верхнего мира, героически сражающихся с абаасами, защищая семью и племя. В традициях эпоса богатыри и их соратницы обладают исключительно положительными чертами характера, наделены невероятной силой, исключительно добры и благородны. Демоны Нижнего мира, наоборот, сочетают все возможные пороки: жадность, злобу, мстительность, похоть, — и даже внешне изображены уродливыми. Олонхо — очень древний самобытный эпос, зародившийся еще до переселения тюркских и монгольских народов в Якутию.

Герои Олонхо оживали в воображении слушателей, и неизменная победа добра призывала не сдаваться, а преодолевать все тяготы жизни. За эту дерзость к суровостям жизни Мать-природа возблагодарила народ саха знойным летом и красотами полноводной, несущей жизнь Елеюне-Эбэ река Лена и её бесчисленных притоков и водоёмов-озёр, гор и долин. Народ воссоздавал, приумножал своим творчеством образы, созвучные этому Срединному миру. Каждый творчески мыслящий человек, тем более тот, кто созидает и знает силу Слова — писатель, Творец, живёт в этом мире — мире мифологическом, в котором всегда Добро побеждает Зло. Эта сила Слова с появлением письменности на языке саха воплощена в художественной литературе, лишь несколько страниц которой мы представляем в этой книге. Да, Антология современного якутского рассказа — только малая часть того литературного айсберга, который для широкого российского читателя всё ещё остаётся скрытым под толщей кажущимися непроницаемыми преград, культурных и языковых. Но именно эта Антология преодолевает искусственность этих препятствий. Рождению Антологии предшествовали десятилетия содружества якутских писателей и переводчиков с Литературным институтом имени А. Первым шагом к совместной публикационной деятельности в новом XXI веке стал выпуск в 2021 году подборки произведений российских писателей — преподавателей Литературного института на страницах якутских журналов «Полярная звезда» и «Чолбон». Знаменательно, что выпуск Антологии — проект научно-образовательного и культурно-просветительного центра «Дом национальных литератур» Литературного института имени А.

До появления письменности олонхо был средством обучения, передачи знаний новым поколениям, особенностей быта народа, он отразил в себе богатство языка и древние архетипы мифологического сознания якутов, их патриархальный родоплеменной уклад. Первые записи песен олонхо появились только в 1840-х годах. Текст самого крупного сказания — «Нюргун Боотур Стремительный» в 1920—30-х годах был записан Платоном Алексеевичем Ойунским, который в юности также был олонхосутом. Это дало импульс к возрождению национальной культуры и фольклора. Сейчас жанр продолжает развиваться: сказители олонхо совершенствуют свое мастерство, выступают на национальных праздниках, соревнованиях традиционного искусства, в театре, на радио. Благодаря усилиям Андрея Саввича традиция олонхо получила новую форму развития — сценическую. Жукова Рубрики.

Когда кумалаана приволокли пред княжеские очи, тот задал ему вопрос: — Разве я не ясно дал понять, что для тебя здесь нет места? Почему ты не убираешься вон? Нищий смиренно ответил: — Мне нужно где-то переночевать, и я очень голоден. Ночи уже слишком холодные, чтобы спать под открытым небом. Прости, но мне некуда больше идти. Князь холодно усмехнулся: — И какой же мне прок пускать к себе такого лохмотника? Чем ты готов расплатиться за мое гостеприимство? Неожиданно скиталец произнес: — Если это тебя заинтересует, то я неплохо умею рассказывать олонхо. Что такое олонхо Для справки: олонхо представляет собой вид устного эпоса якутского народа, занимающий центральное место в здешнем фольклоре. Это длинные зачастую в несколько десятков тысяч строк поэмы, повествующие об извечной борьбе добра и зла. Исполняли их олонхосуты — весьма почитаемые народные сказители, которые специализировались исключительно на этом виде эпического искусства. Опытные олонхосуты отличались многогранным талантом: им необходимо было демонстрировать певческое и актерское мастерство, а также обладать недюжинными ораторскими способностями и даром импровизации. Рекордно длинные олонхо исполнялись в течение семи суток, днем и ночью. Сказители делали перерыв лишь для непродолжительного сна, перекусов и отправления прочих естественных потребностей как своих, так и слушателей. Фото из открытых источников Неудивительно, что во времена, когда отсутствовали телевидение, Интернет, да и книги тоже в дореволюционной Якутии не было печатной литературы , иметь под своей крышей хорошего олонхосута было огромной честью. Но высокомерный князь не сразу поверил бродяге: — Да неужели? Ты и вправду мастер олонхо? Такой оборванец?.. И людям очень нравится, как я пою. Хозяин хмуро пригласил гостя в дом, но перед этим промолвил: — Хорошо, будешь рассказывать этой ночью мне и моей жене. Но если твое олонхо нам не понравится, я прикажу выпороть тебя самым крепким кнутом. На том и порешили.

Олонхо. Происхождение мира по-якутски

Ежегодно 25 ноября в Якутии отмечается День Олонхо и начинается его декада. В богатом якутском фольклоре особенно распространен древнейший героический эпос олонхо, состоящий из множества сказаний, историй и мифов. Ключевые слова: Олонхо, саха, сюнну, степные империи, сотворение мира, мировое дерево, пантеон божеств, этногенез, популяционная генетика, митохондриальная ДНК, Y-хромосома. Олонхо́ — древнейшее эпическое искусство якутов (саха). Занимает центральное место в системе якутского фольклора. Термин «олонхо» обозначает как эпическую традицию в целом. В этом выпуске мы с вами узнаем о героическом эпосе якутов – олонхо, который в 2009 году ЮНЕСКО включило в свой список «нематериального наследия человечества». Олонхо — общее название героического эпоса якутов, состоящего из множества больших сказаний. Средний размер их 10 — 15 тысяч стихотворных строк.

Нюргун Боотур Стремительный: краткое содержание, описание и аннотация

  • Откройте свой Мир!
  • Выпуск 28. Якутский героический эпос - Олонхо слушать онлайн на Яндекс Музыке
  • олонхо Якутский - Нюргун Боотур Стремительный
  • Олонхо - Olonkho -
  • Ключевые слова
  • Что такое олонхо? История якутской «Илиады», которую изучают в северных школах

Земля Олонхо.

Олонхо — это корпус древних эпических сказаний якутского фольклора и одновременно традиция его воспроизведения. Признан памятником нематериального наследия ЮНЕСКО. 1 неделя Олонхо «Ньургун Боотур – Стремительный» Знакомство с героем олонхо. Чтение отрывка из олонхо в переводе. Чтение отрывка, описание богатыря, показ иллюстраций. Автор Олонхо – Чопчуухаан-Николай Шамаев, режиссеры Лена Оленова и Наталья Слепцова, хореограф Сахая Яковлева, художник по костюмам Зинаида Максимова создали неповторимую. Ключевые слова: Олонхо, саха, сюнну, степные империи, сотворение мира, мировое дерево, пантеон божеств, этногенез, популяционная генетика, митохондриальная ДНК, Y-хромосома. При этом герои олонхо — не реальные исторические деятели, а древние боги и герои, наделенные волшебными способностями и даже видом не похожие на обычных людей. Олонхо – древнейшее эпическое искусство якутов.

Олонхо (Якутский народный эпос)

  • Иллюстрации олонхо (Множество фото) -
  • ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТЬ ИСТОРИЙ О СТРАНЕ ОЛОНХО
  • Якутский олонхо: другие книги автора
  • Якутия мистическая: Мастер олонхо
  • Навигация по записям
  • Комментарии

Айсен Николаев: Олонхо – гордость якутского народа

Олонхо — Рувики: Интернет-энциклопедия Эпос Олонхо состоит из многих сказаний, близких в сюжетном и стилистическом отношениях; объём их различен — 10—15, а иногда и более тысяч стихотворных строк.
Земля Олонхо. - начальные классы, презентации древнейшее эпическое искусство якутов. Олонхо звучит на национальных праздниках, песни исполняются по радио, тексты олонхо публикуются в печати.
Древняя земля Олонхо и ее контрасты - | Статьи по туризму от На территории древней земли Олонхо удивительная природа, большое количество рек и озер с огромными запасами рыб, разнообразный животный и растительный мир.
якутский народный героический эпос «олонхо» | Презентация: | Образовательная социальная сеть На территории древней земли Олонхо удивительная природа, большое количество рек и озер с огромными запасами рыб, разнообразный животный и растительный мир.

Сакральный смысл Олонхо

Зритель получает полноценную театрализованную постановку с понятным слуху языком и техническими эффектами. В составе театра работают не только актеры, но и десять исполнителей олонхо, которые живут в разных районах республики. Олонхосутам и исполнителям олонхо от 35 до 85 лет. Они обучают других актеров эпическому искусству", — отмечает заместитель директора театра Мария Турантаева. Театр сохраняет связь с населением, школами и молодежными центрами. Чаще всего это центры при сельских школах.

Сам он сытно отужинал с семьей, а нищему распорядился принести лишь прокисший творог, черствый хлеб и воду. Гость с благодарностью принял угощение и по зову князя пошел развлекать своих хозяев. В полутемной спальне горел огонь, княжеская чета лежала на кровати в ожиданье представления. Бродяга сел у печи и, попутно согреваясь, начал повествование. К превеликому удивлению супругов, поэма оказалась очень интересной, и олонхосут исполнял ее просто мастерски. Выражая время от времени одобрение, князь послушал с полчаса, а потом ему потребовалось отлучиться по малой нужде. Тойон велел кумалаану сделать паузу, а сам вышел из дома и отправился в отхожее место. Кошмарное путешествие Вечернее небо было покрыто свинцовыми тучами, накрапывал холодный дождь. Не успел князь дойти до уборной, как кто-то вдруг схватил его за плечи и оторвал от земли.

До смерти перепуганный тойон взглянул вверх и увидел громадного черного стервятника, уносящего его в небо. Бороться с исполинской птицей было бессмысленно и опасно: князь мог свалиться вниз и разбиться. Поэтому он, вверив себя судьбе, предпочел не двигаться. Летели они долго. Воздух успел сделаться ледяным, и князь совсем окоченел. Наконец стервятник спустился вниз, сбросил свою добычу на какую-то поляну и скрылся. Фото из открытых источников На поляне пылал огромный костер, вокруг которого плясали обнаженные женщины. Одна из них подошла к тойону и, схватив его как ребенка, сунула ему в рот свой сосок. Из груди полилась жидкость, но князь сразу понял, что это было не молоко, а человеческая кровь.

Чтобы не захлебнуться, он принялся глотать ее и пил до тех пор, пока не почувствовал, что больше в него не влезет ни капли. Напоив князя, женщина расхохоталась и сказала: — Душа твоя черна, как уголь, и нет среди людей места такому чудовищу. Мы даем тебе новый облик. Теперь ступай и твори зло без всяких ограничений!

За последние 35 000 лет на территории Северо-Восточной Сибири сменилось несколько волн масштабных миграций древнего населения, но женское население региона оставалось постоянным.

Как мы полагаем, именно оно сохранило и внесло в олонхо самые архаические мотивы, как наиболее консервативный и традиционный элемент народонаселения. Общие вступительные зачины героических эпосов тюркско-монгольских народов о сотворении мира, вероятно были включены в тексты олонхо во время расцвета сюнской хуннской общности. Начиная с XII в. Ключевые слова: Олонхо, саха, сюнну, степные империи, сотворение мира, мировое дерево, пантеон божеств, этногенез, популяционная генетика, митохондриальная ДНК, Y-хромосома.

Кулаковский записал от прославленного сказителя С. Каратаева олонхо «Сирота» не подтверждена документально. Имеется достаточное количество документальных свидетельств о письменных фиксациях лучших образцов якутского эпоса олонхо в период со второй половины XIX в. Худяковым в Верхоянске [5] , Э.

Пекарским, С. Ястремским и местным жителем, русским по происхождению, но получившим якутское воспитание, В. Васильевым в центральных районах [6]. Несмотря на существование фактов письменной фиксации образцов якутского эпоса олонхо в вилюйских районах, в том числе в Сунтарском, и интерес к этой теме в XIX — начале XX в. В 1938 г. Саввиным были записаны от олонхосутов Кангаласского наслега следующие произведения: от Семена Семеновича Афанасьева — Ырыа Сиэнчэ 1864-1950 олонхо «Одун Чуураа бухатыыр» в прозаической форме карандашом на листе 41,5х20,5см с одной стороны на латинице [7]. Текст был издан в 2014 г. Следующее олонхо — «Уол Дуолан бухатыыр» Митрофана Захаровича Мартынова 1880-1969 , который был родом из Кюкяйского наслега Сунтарского района, — интересно тем, что оно было записано два раза: в 1938 г.

Саввиным рукопись, написанная карандашом в прозаической форме на латинице, 145-156 лл. Илларионовым на магнитофоне. Первый вариант был издан по серии «Саха боотурдара» [9] и оцифрован. В карту экспедиции вошли наслеги Ыгыатта, Сиэйэ, Сунтар, Алланга, но более ни одного эпического текста записано не было. В основном внимание А. Саввина, видимо, привлекал репертуар народного самородка С. Зверева — Кыыл Уола. В действительности же известно, что в этот период в наслегах Сунтарского района сказительствовали олонхосуты: в Вилючане — легендарный Ырыа Титов — Тит Лыткин, несмотря на свой преклонный возраст, исполнял олонхо для ближайшего окружения, его сын А.

Лыткин находился в самом расцвете своего таланта. В 1960-е гг. Лыткин активно участвовал в вечерах олонхо, организуемых районным Домом народного творчества. Как вспоминает заслуженный учитель РС Я Н. Тимофеев, сегодня широко известный обучением детей сказительским традициям, в Хоринском наслеге в разное время жили и сказительствовали в общей сложности около 40 олонхосутов. Заслуживает особого внимания и тот факт, что в 40 — 50-х гг. Тимофеев в меру своих возможностей записал эпические тексты в процессе непосредственного исполнения их такими талантливыми олонхосутами, как Т. Аммосов — Багыр Тэрэппиин, И.

Федоров — Юччюллэ Уйбаан, И.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий