Мартов лидер партии

Антонова К А — Английское смещение Индии в XVIII веке. Так как императрица Карин погибла, Эйрел Форкосиган был назначен также дедом Грегора, кто был одним из лидеров партии. МАРТОВ Л. (Цедербаум Юлий Осипович) (1873-1923), российский деятель российского революционного движения.

Мартов политические взгляды. Страницы истории

Ю.О. Мартов. Политик и историк - Урилов И.Х. одна из важнейших фигур российской революционной и политической истории. Имя Льва Мартова запомнилось в России и за ее пределами как.
МАРТОВ Л. (Цедербаум Юлий Осипович) — История России до 1917 года Основные этапы общественно-политической карьеры Мартова. Описание его литературно-публицистической деятельности. Ю.О. Мартов и мировой меньшевизм.
Станислав Тарасов: Грузия и Азербайджан в 1918 году: Как Мартов боролся против Сталина На втором съезде РСДРП в 1903 году между сторонниками этих двух партий произошел раскол; Мартов стал лидером меньшевистской фракции, выступавшей против большевиков Ленина.
Юлий Мартов, его жизнь, идеи и революционная деятельность Основные этапы общественно-политической карьеры Мартова. Описание его литературно-публицистической деятельности. Ю.О. Мартов и мировой меньшевизм.
Юлий Мартов, его жизнь, идеи и революционная деятельность Мартов был одним из тех социал-демократов, которые вместе с Плехановым, Аксельродом, Лениным и другими являются одними из отцов-основателей российского рабочего движения.

Мартов политические взгляды. Страницы истории

В 1899 г. Мартов поддержал написанный 17-тью ссыльными «Протест российских социал-демократов» против «Кредо» «Экономистов» Е. Во время пребывания в камере предварительного заключения им был написан первый собственный исторический очерк? В ссылке он пишет еще две книги: «Рабочее дело в России» и «Красное знамя в России».

В январе 1900 г. Затем заключил «тройственный союз» в поддержку газеты с А.

Не надо авантюристических мечтаний, призывает Мартов, надо быть реалистом и исходить из того, что «исторические условия не созрели для перехода власти в наши руки»; «лишь тогда, когда вся буржуазия и её подголоски исчерпают себя, дадут всё, что могут», а затем встанут «поперёк дороги пролетариату, перед ним встанет задача или взять власть в свои руки, если есть шансы её завоевать в открытой битве, или признать, что эта революция закончена, что созданная ею буржуазная республика окончательно сложилась, и занять место оппозиции - партии меньшинства населения, - которая своей борьбой и агитацией в рамках нового строя готовит силы пролетариата к новой революции, имеющей одну задачу — отвоевание власти у буржуазии»[29]. Вообще схемы — вещь нужная и полезная, тем более, если в них содержится точное обобщение опыта мирового социального развития.

Но абсолютизация этих схем — вещь крайне опасная. В политике тем более в революционной политике эти общие схемы спо-собны сыграть свою роль лишь в качестве общего подхода к конкретному анализу социальной ситуации. Но для политического деятеля важно уметь переводить язык большой теории и предельно общих формул на язык кон-кретной практики, конкретных действий. Не реальность надо подтаскивать к теоретическим формулам, а теоретические формулы растворять в реальности.

Философы назвали такой метод «Восхождением от абстрактного к конкретному». И в этом восхождении будут рождаться формулы, выражающие данную реальность, и они будут гораздо сложнее, чем исходные теоретические установки, а в чём-то даже будут противоречить им — в соответствии со знаменитым гётевским афоризмом: «Теория, мой друг, суха, но зеленеет жизни древо». Зеленеющее «жизни древо» - это и есть точный образ конкретного мышления. Ответы на конкретные вопросы невозможно получить в простом логиче-ском развитии общей истины; всякая общая истина — только плацдарм, с которого начинается теоретический штурм конкретных проблем, и решение задач и проблем, с которыми сталкивается исследователь во время этого штурма, - дело не механическое, не прикладное, не предопределенное «общей истиной», а дело, по сложности не уступающее открытию самих исходных «общих истин», дело, требующее самостоятельного, специфического исследования, при котором «общие истины» служат лишь ариадниной нитью движения, дело достижения новой, более конкретной истины, которая, в свою очередь, будет служить новым плацдармом для дальнейшего восхождения.

Для Мартова, абсолютизировавшего классические схемы, общее содержание исторического процесса в 1917 году сводилось к альтернативе: капитализм или социализм? Третьего не дано! А поскольку социализм пока невозможен не «созрели» для него условия! По Мартову, «третьего не дано»!

А вот его оппоненты из большевистской партии считали, что — «дано». Ленин видит задачу и в данном случае я целиком на его стороне не в том, чтобы реализовать одну из моделей социального устройства «капитализм», «социализм» , затверждённых в марксистском учебнике Каутского в соответствии с идеями Маркса и Энгельса , а в том, чтобы найти путь к такому социальному устройству, в котором бы наиболее полным образом, в соответствии с возможностями данной исторической эпохи, удовлетворялись интересы широких слоёв трудящихся, интересы эксплуатируемых и угнетаемых классов. И из этого, из требований живой жизни, из конкретики социально-классовой борьбы своего времени, а не из общих схем Маркса-Энгельса-Каутского следует формулировать революционные задачи и лозунги социально-преобразовательной деятельности. Так для России важно было решить три главных задачи: добиться мира, дать землю крестьянам, обеспечить достойные условия труда и жизни рабочему классу.

И совершенно неважно, как можно будет классифицировать ту социально-политическую систему, которая обеспечит решение этих задач. По-видимому, это будет не «капитализм» и не «социализм». Это будет переплетение политических методов и социальных схем ещё невиданных в истории. Это будет «конкретный анализ конкретной ситуации», к которому так и не смог пробиться Мартов через барьеры своих «схем».

Урок 3-й. Важно не только уметь переводить язык общей теории всеобщих схем и формул на язык конкретного анализа конкретной ситуации. Но ещё и уметь воплощать результаты этого конкретного анализа в практически-политические действия. Да, Мартову нередко удавалось схватывать особенности социально-политического момента и формулировать вытекающие из него политические задачи.

Ему только, как правило, не удавалось переводить всё это в сферу массового политического действия. И в этом главная слабость Мартова как политика. Вы можете быть тонким, проницательным политическим аналитиком и таким часто был Мартов , вы можете разработать и предложить толковый план политических действий и Мартов неоднократно это делал. Но если вы не способны воплощать ваши политические концепции в массовые политические действия, если вы не способны убедить, организовать и повести за собой единомышленников, - вам не следует идти в политику.

Идите на университетскую кафедру, в научный кабинет, в публицистику, в церковь, наконец. Идите просвещать и проповедовать. Куда хотите — только не в политику! Мартов же не обладая качествами партийного организатора и политического вождя шёл в политику, в самую её гущу.

И потерпел сокрушительное фиаско. Попробуем же извлечь уроки из его неудач. На чём всё время спотыкался политик Мартов? Его анализ, его критика позиций руководства его меньшевистской партии поражают остротой, глубиной, проницательностью.

В стремлении свернуть партию с гибельного, катастрофического для неё пути Мартов прибегает к самым жёстким, к самым резким оценкам: ему надо достучаться до своих заблуждающихся по его мнению товарищей. Вот он, с самого первого дня своего возвращения в Россию, из заседания в заседание, из выступления в выступление, просто криком кричит против захватившей его партию идеи участия в правительственной коалиции с буржуазной партией кадетов. На одном совещании он заявляет: «Образование правительства на основе «гражданского мира» между классами… является по существу контрреволюционным». На другом: участие меньшевиков в работе коалиционного с буржуазией правительства — «непоправимая», «окончательная глупость».

На третьем: практика коалиции — это «хуже преступления»[30]. Это же он не о каких-то частностях говорит, а о главном вопросе в данный исторический момент, от решения которого зависит не только судьба его партии, но, если угодно, весь ход революции. И как говорит! Он просто припечатывает руководство своей партии к позорному столбу: «контрреволюция», «хуже преступления», «окончательная глупость»!

Куда же больше, куда же резче, куда же определённей! Но большинство пренебрежительно отвергает критику Мартова. И что же Юлий Осипович? Он «проглатывает» это отвержение и … остаётся в этой партии — освящая тем самым все её «контрреволюционности» и «глупости».

Он, по сути, вступает в «коалицию» с ненавистными ему коалиционерами. Или вот он на заседании бюро ВЦИК 4 августа 1917 г. Там, пытается он убедить своих соратников, затевается контрреволюционное дело, там будет «сплошная стена контрреволюции военной и буржуазной». Соратники в очередной раз игнорируют его призывы.

И что же Мартов? Он — в своём репертуаре. Подчиняется большинству, идёт на государственное совещание и, молча, сидит там перед «стеной контрреволюции». А потом, как обычно, жалуется в письме Кристи 25 августа , что на совещании этом «сидел с закрытым ртом, ибо наше большинство Совета заранее постановило, что «оппозиция» то есть Мартов — Г.

И Мартов, как видим, «контрреволюционной» «торжественности» не испортил… А послушайте, что он говорил на объединительном съезде РСДРП о в августе 1917 года: «та политика, которую вело большинство меньшевистской партии до сих пор… представлялась от начала до конца политикой полного забвения и отрицания пролетарского марксизма, революционной стратегии марксизма»[32]. Такой вот сокрушительный приговор! Ну, и как же, дорогой Юлий Осипович, можно оставаться в такой партии? Вот здесь, вот в этом Ваша непоправимая, Ваша колоссальная ошибка.

В одном из своих традиционных писем Кристи Вы сетуете: «Массы не склонны нас поддерживать и предпочитают от оборонцев переходить прямо у антиподу — большевикам»[33]. Ну, а куда же им ещё переходить? У них ведь выбор: или оборонцы или большевики, третьего не дано. А вот Вы-то, Юлий Осипович, как раз и могли бы предложить им это «третье» - вышли бы со своими единомышленниками из меньшевистской партии, создали бы свою — не «оборонческую», не партию коалиции с буржуазией, а интернационалистскую, демократически-социалистическую партию.

И тем создали бы возможность значительной части масс переходить не только к большевикам, но и к вам, демократическим социалистам. Вы бы спасли революционно-демократическую часть меньшевизма. А так, уступив оборонческому, карьеристскому, нереволюционному большинству, вы, по сути, способствовали краху меньшевизма в целом, стремительно терявшему поддержку масс. И свою, многообещавшую, позицию Вы загубили, растворив её в позиции меньшевистского большинства.

Ваша позиция не получила громкого общественного звучания, она не стала известной широким массам, она упокоилась в узком кругу заседаний органов вашей партии, ваши отвергнутые большинством предложения и резолюции пылились на мало кому доступных полках партийных документов. А возможность занять свободную в те времена нишу нравственно-демократического социализма у Вас была. И появись такая партия — глядишь, и изменилась бы расстановка партийно-политических сил в стране, да и ход революционного процесса получил бы новые, весьма симпатичные оттенки. Да вот и большевики и Ленин, и Троцкий , зная все эти Ваши критические речи, неоднократно протягивали Вам руку, приглашая к союзу с ними.

Почему бы Вам не откликнуться на эти призывы? И совсем не обязательно было бы при этом смешиваться, объединяться с большевиками подобно «межрайонцам» Троцкого и Луначарского. Можно было бы оставаться на достаточно критическом расстоянии от них, но следовать старой революционной парадигме: «Врозь идти, но вместе бить! Это была бы совсем другая «коалиция» - коалиция революционных масс.

Пишу это, пытаясь вместе с Вами переиграть процесс столетней давности — и с сожалением понимаю невозможность иного Вашего политического поведения в то время. Тогда бы Мартов не был Мартовым, - говорю я себе. Я думаю, совершенно прав был историк И. Гетцлер, видевший основную ошибку Мартова в его отказе от создания собственной левой социалистической партии, которая помогла бы ему оказать большее влияние на ход революции в стране [34].

Такая партия была бы важна не только как место притяжения революционно-демократических масс, но и как форма сплочения мартовских единомышленников, левых революционных социалистов - им было бы куда идти из меньшевистско-соглашательской партии. Но Мартов не был способен на такой шаг. Даровитый писатель, изобретательный политик, проницательный ум, Мартов был гораздо выше того идейного течения, которое он возглавил. Но его мысли не хватало мужества, его проницательности недоставало воли.

Цепкость не заменяла их. Первый отклик Мартова всегда обнаруживал революционное устремление. Но немедленно же его мысль, не поддерживаемая пружиной воли, оседала вниз»[35]. Верно и точно, с одним уточнением: мысль Мартова не оседала она сохраняла свою высоту , а оставалась в теоретической сфере, не переходя в практическое действие.

И вот ещё — Троцкий о мартовской группе: «… расходясь с официальным меньшевизмом во всех основных вопросах, эта группа остаётся в рамках меньшевистской организации. Но этим самым она лишает себя притягательной силы. Политика, которая не мешает оставаться в одной партии с Даном, Церетели и пр. Именно так!

И в этом для нас суть третьего урока Мартова. Мартов и Октябрь Принято считать, что Мартов — враг Октября. Что в «Октябрьском перевороте» он видел авантюру большевиков, их насилие над историей и над российском обществом. И что история отомстит.

Что добром это не кончится, а кончится контрреволюционным Термидором. Раньше, когда в моде был сталинский «Краткий курс», его за это клеймили. Сегодня, когда прежние знаки меняются на противоположные, Мартова хвалят: он-де провидел, что дело Октября завершится термидорианской сталинской диктатурой, а насилие Октября получит продолжение в жесточайших репрессиях эпохи сталинизма. Но и те, и другие утверждали, что Мартов — враг Октября.

Всё это так и не так. Всё гораздо сложнее, гораздо интереснее и гораздо — для нашего времени — поучительнее. Прежде всего: «врагом Октября» Мартов не был. А был он, скорее, — «сочувствующим».

Давайте дадим ему слово. Занимая такую позицию, Мартов и не желает «специально порочить перед Европой большевистскую диктатуру», поскольку это «может объективно помочь врагам революции и социализма вообще» видит, стало быть, в «Октябре» не просто «переворот», но «революцию», а в ней — стремление к новому общественному устройству — «социализму» - Г. Мартов видит серьёзные, глубинные социальные причины, вызвавшие Октябрьскую революцию, видит в ней восстание народных масс, и потому не склонен думать, что она потерпит быстрое фиаско как утверждали многие из «антипролетарского» лагеря, и Аксельрод — в их числе. Прав И.

Урилов, заметивший, что, в отличие от многих своих современников, Мартов не верил в скорое падение ленинской диктатуры и что даже был согласен поддержать большевиков на условиях создания коалиционного демократического правительства[37]. Мартов не устаёт подчёркивать, что Октябрьский переворот - значительный шаг по пути социального прогресса. Поэтому «не верно, - убеждает он своих однопартийцев, - что этот переворот контрреволюционен»; и вообще он не был случайностью, он был предопределён «всем ходом русской революции». Мартовская позиция была чётко зафиксирована в тезисах, принятых на заседании ЦК РСДРП 17-21 октября 1918 года : «Совершённый в октябре 1917 года большевистский переворот являлся исторически необходимым»[39].

А в письме Мартова Аксельроду 23 января 1920 года появится самая, пожалуй, важная констатация: Октябрьский переворот был «шагом вперёд в общественном развитии»[40]. Только, приняв во внимание подобную оценку, можно приступать к анализу критики Мартовым Октябрьских событий. Только в этом контексте она и может быть понята по-настоящему. Да, Мартов был «сочувствующим» Октябрю.

Но не его апологетом. Он развёртывал довольно широкую картину опасностей, которые стоят и встанут на его пути. Пытался определить причины этих опасностей и способы их избежания. О чём идёт речь?

Два основных упрёка формулировал Мартов в адрес возглавившей Октябрьский переворот большевистской партии. Он упрекал большевиков за их стремление «перескочить» через исторически необходимые этапы исторического развития: за их попытки строить социализм, для которого не сложились необходимые предпосылки ни в сфере экономики, ни в сфере культуры, ни в сфере общественного сознания. А стремление к социалистической цели при отсутствии предпосылок рождает желание подстёгивать процесс, что ведёт к росту насилия, которое приобретает гипертрофированные формы и грозит выродиться в деспотическое политическое правление с произволом карательных органов, подавлением народной самодеятельности и прав личности. И это — второй упрёк Мартова.

Вот эти два, взаимосвязанные, фактора — стремление «перескочить» через необходимые этапы и разрастание насилия могут, по мнению Мартова, погубить то позитивное, революционное, прогрессивное, что лежит в основе Октябрьского переворота. Как оценить эти констатации, эти предупреждения Мартова? Но прежде давайте и здесь дадим слово самому Мартову и внимательно вчитаемся, вдумаемся в сказанное и написанное им. Из письма Аксельроду 1 декабря 1917 года : Попытка коммунистического эксперимента «перескакивание» , предложенная Лениным, «ни к чему, кроме краха, привести не может».

Давайте разбираться. Вначале — о «социально-утопическом эксперименте», связанном со стремлением «введения социализма» в условиях незрелости социальных отношений. Слишком упростил Мартов ленинскую позицию. Ленин, ведь, и в ходе революционного процесса 1917 года, да и позднее, никогда не выдвигал задачу «введения социализма».

В тех же Апрельских тезисах он, что называется «чёрным по белому», с не допускающей никакой двусмысленности, пишет: «Не «введение» социализма» - «наша непосредственная задача». А что же? Всего лишь — «переход… к контролю со стороны С. Совета рабочих депутатов — Г.

Что вовсе не является синонимом «социализма». И позднее, через несколько месяцев после победы Октября, в феврале 1918 года, когда многое стало яснее, Ленин, тем не менее, говорил: «Дать характеристику социализма мы не можем; каков социализм будет, когда достигнет готовых форм, - мы этого не знаем, мы этого сказать не можем», «потому что нет еще для характеристики социализма материалов. Кирпичи еще не созданы, из которых социализм сложится»[43] И в главных лозунгах Октябрьской революции «Мир! Ленин был в поиске, прекрасно понимая: капитализм в России — реакционен, социализм — пока невозможен.

Он искал новые формы социального бытия: не капитализм и не социализм, а тогда — что? Вот тут бы Мартову, тонкому аналитику и творческому теоретику, и придти бы на помощь, и предложить бы свою модель социального развития, учитывающую специфику России и мирового развития ХХ века. Но он не смог уловить всю новизну ситуации и прошёл мимо этой проблематики. Ленин был им не понят.

Некоторым оправданием Мартову было то, что ряд соратников Ленина радикально-левого толка тоже не понимали всей необычности, всей сложности ситуации, в которой оказалась Россия к исходу 1917 года. И они, действительно видели задачу в немедленном строительстве социализма. Мартов же в своей критике отождествил их с Лениным и, упростив тем самым задачу, упустил возможность включиться в разработку нового уровня теоретических построений. А Ленин, повторяю, был в поиске, который завершился к 1921 году разработкой концепции, которую мы бы назвали концепцией «нового конвергентного социализма».

Но об этом — чуть позже. И — о терроре, избыточном насилии и возможном в перспективе термидоре. Ну, конечно, насилия и избыточного насилия в те времена было предостаточно. И, естественно, человека родом из «Приличинска», как и всякого другого высоконравственного человека, это не могло не огорчать.

Но Мартов слишком упрощает проблему, как-то очень поверхностно судит о ней. Он полагает, что главные импульсы насильственных действий идут от лидеров большевистской партии. Ему кажется: убеди он Ленина, Троцкого, Луначарского в необходимости снизить уровень насилия, те пошлют соответствующие указания в идущие за ними массы — и насилие войдёт в допустимые рамки. А дело в том, что главные истоки насилия — в этих самых массах, в их социальном бытие, в их политической культуре.

Октябрь - сложное, неоднозначное и внутренне противоречивое явление, содержащее в себе разные альтернативы и интенции. Две основные: одна — народно-демократическая, ставящая задачу удовлетворения материальных и духовных потребностей народа. Создания системы народоправства, демократической власти трудящихся; другая — делающая акцент на насилии как способе решения всех проблем и толкающая общество к антидемократическому, тоталитарному режиму, государственно-бюрократическому строю. И — две основные социальные силы, питавшие эти тенденции.

Одна - политически и культурно развитые рабочие, типа, условно говоря, Ивана Бабушкина, Якова Дубровинского, Александра Шляпникова. И другая — Шариковы, Швондеры, герои платоновских повестей, ограниченные, малокультурные, примитивно мыслящие люди, понимающие «социализм, как казарму военно-коммунистического типа «казарменным коммунизмом» называл Маркс подобную систему взглядов. В революционных событиях 17 года они шли вместе, плечом к плечу. Они вместе боролись за изменение ситуации в стране, за улучшение жизни простых людей, угнетённых и униженных в романовской России.

Но по-разному видели будущее и способы борьбы за него. Это противоречие культурно-развитых сил революции и революционной но тёмной, но культурно не развитой массы зримо проявилось уже в первые Октябрьские дни. И этот знаменитый эпизод с Луначарским, одним из лидеров просвещённых революционных сил, описанный Джоном Ридом: «15 2 ноября комиссар народного просвещения Луначарский разрыдался на заседании Совета Народных Комиссаров и выбежал из комнаты с криком: «Не могу я выдержать этого! Не могу я вынести этого разрушения всей красоты и традиции…» Вечером в газетах появилось его заявление об отставке: «Я только что услышал от очевидцев то, что произошло в Москве.

Собор Василия Блаженного, Успенский собор разрушаются. Кремль, где собраны сейчас все важнейшие художественные сокровища Петрограда и Москвы, бомбардируется. Жертв тысячи. Борьба ожесточается до звериной злобы.

Что ещё будет? Куда идти дальше? Вынести этого я не могу. Моя мера переполнена.

Остановить этот ужас я бессилен. Работать под гнётом этих мыслей, сводящих с ума, нельзя. Вот почему я выхожу в отставку из Совета Народных Комиссаров. Я сознаю всю тяжесть этого решения, но я не могу больше…».

Не мелочи, не пустяки, не какие-то второстепенные мировоззренческие частности разделяли эти две революционные силы. И абсолютное неприятие этого — на другой. Конечно, у интеллигентнейшего Анатолия Васильевича немного сдали нервы. И более стойкие его соратники упросили Луначарского остаться: предстоит борьба не только с силами монархии и капитала, но и внутри революционной массы — с темнотой, невежеством и жестокостью ее участников.

И дезертировать с этого, становившегося всё более главным, участка борьбы культурным деятелям революции не позволительно. Собственно, после окончания гражданской войны, после победы над силами контрреволюции решался кардинальный вопрос дальнейшего социального развития страны: кто будет определять маршрут движения России — «Бабушкины» и «Шляпниковы» поддерживаемые «Луначарскими» или невежественная и «злобная» масса Швондеров и Шариковых науськиваемая и поощряемая политиками, которые впоследствии составят сталинскую команду. Количественый перевес был, увы, на стороне последних. Но была одна политическая фигура, которая в программных установках и реальной деятельности обеспечивала доминирование культурных революционных сил.

Этой фигурой, в начале 20-х годов, был В. Ульянов Ленин. Его, как он однажды выразился, «коренной» пересмотр взглядов на социализм, связанный с разработанной им Новой экономической политикой, его критика «леваков» работа «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» , его последние статьи называемые «политическим завещанием» , в центре которых НЭП, кооперация, культурная революция, наметили основные контуры будущего Культурного Социализма. И постепенно к этим позициям «просвещённого социализма» подтягивались Николай Бухарин пересмотревший свои позиции начала 20-х годов, периода написанной им с Преображенским «Азбуки коммунизма», и в 1925 году вступивший в острую полемику со своим соавтором, задержавшимся на позициях «казарменного коммунизма» , Леонид Красин, Алексей Рыков, Михаил Томский, Анатолий Луначарский… Но в 1924 году умер Ленин.

И силы, влияние Культурного Социализма были катастрофически ослаблены. Члены так называемой «ленинской гвардии» расстреливались в подвалах Лубянки или гибли за колючей проволокой Гулага. Ленинское политическое завещание было затоптано сворой получивших безраздельную власть казарменных псевдокоммунистических бюрократов. Надежды на Культурный Социализм угасали.

Сталинский «социализм» не был действительным социализмом, формацией, основанной на общественной собственности, социальном равенстве и народоправстве. Он был формацией, где собственностью реально владело и распоряжалось бюрократическое сословие. То была не общественная, а корпоративно-бюрократическая собственность. Там не было «свободного труда» там был труд рабов в Гулаге, полуфеодального, бесправного, беспаспортного крестьянства в колхозах и наемных рабочих в промышленности.

Там не было народоправства, вся власть — и экономическая, и политическая — сосредотачивалась в руках бюрократического сословия; это была политическая диктатура бюрократии. Это, повторяю, было особое, невиданное еще в истории, непредвиденное в теории, социальное образование, которое можно было бы назвать государственно-бюрократической формацией. Полностью оформившаяся к середине 30-х годов что официальной пропагандой той поры было представлено как завершенное «социалистическое» строительство , она прошла несколько этапов — от ранних стадий сталинского и хрущевского окраса в которых, при всей антинародности и реакционности политической формы, присутствовали элементы исторически прогрессивного содержания — модернизация, например, хотя и очень деформированная реакционной политической формой до поздней стадии - «брежневизма», когда под реакционной формой не осталось уже и следа исторически прогрессивного содержания. Вообще формация эта была сложным образованием, со сложнейшим переплетением мотивов деятельности различных социальных сил, с многовекторным историческим движением.

Были там — особенно в сфере культуры и в сфере массового, «низового» политического сознания — и черты подлинно социалистической деятельности, питавшиеся импульсами, порожденными стихией массового освободительного движения в Октябре 17 года. Но дирижерская палочка, направлявшая и определявшая всю деятельность социального «оркестра» была в руках класса бюрократии.

Когда буржуазия "исчерпает себя", допускал свержение бурж.

Переход власти к радикальной мелкобурж. В тактике большевиков Мартов усматривал стремление "добраться до власти не силой собств. Решил "остаться на далёком расстоянии с Лениным и Троцким" там же, л.

В тот же день на Всерос. Его речь была встречена большинством делегатов враждебно. Мартов и его сторонники заявили о сложении с себя полит.

Мартов отказался войти в ред. Он остался в оппозиции, во главе немногочисл. В кон.

В сер. Ибо ленинизм бросил в эти массы лозунг "Вся власть Советам"... Отметив, что это может привести к изоляции пролетариата к к господству контррев.

В речи на съезде и в проекте резолюции о войне и мире, не получившем поддержки большинства делегатов, констатировал бесплодность усилий меньшевиков по созыву междунар. Осуждал политику наступления на фронте. В обстановке приближающегося полит.

В Июльские Дни, в ночь с 4 на 5 июля, на заседании исполкома Петрогр. Совета, когда эсеры и меньшевики торжествовали по поводу прибытия воинских частей с фронта для "наведения порядка в столице", заметил: "Классич. С кон.

Указывал, что развал Врем. Астровым от имени Центр, бюро меньшевиков-интернационалистов обратился к 6-му съезду РСДРП б с приветствием, в к-ром выражалось "глубокое возмущение против клеветнич. Выразив надежду на "сотрудничество отд.

Выступал от интернационалист. Критиковал меньшевист. До съезда Мартов допускал возможность орг.

Пришлось снова ограничиться заявлением. Сотрудничал в "Новой Жизни", "Кронштадтской Искре" июль - сент. Оценивая положение после выступления Л.

Корнилова, писал: Почувствовав, что ею держится порядок в стране, что ею одной держится армия и что ею одной охраняется завоёванная свобода, демократия осваивается с мыслью, что ей одной должна принадлежать и власть в гос-ве... Отметив, что затормозить переход власти в руки демократии может только раскол в её среде между пролет, меньшинством и крест. Участник Всерос.

Совет Рос.

В 1892 году Мартов — один из основателей в Петербурге марксистской группы «Освобождение труда». Вскоре Мартов был арестован и выслан в Вильно. Там он стал лидером местной социал-демократической организации, одним из создателей партии еврейского пролетариата «Бунд». В 1895 году вместе с Лениным он основал «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В январе 1896 года Мартов был арестован. После года тюремного заключения был сослан в Сибирь на 3 года. После окончания ссылки, в 1900 году Мартов уехал за рубеж. В марте 1901 года в Мюнхене вошел в редакцию газеты «Искра» и журнала «Заря».

На съезде Мартов внес альтернативное ленинскому определение членства в партии содействие РСДРП вместо обязательного участия в организации , выступил против предложения Ленина ограничить редколлегию «Искры» Лениным, Мартовым, Плехановым, отказался работать в «Искре», бойкотировал выборы руководства партии. После выхода Ленина из редакции «Искры» вернулся в нее, был введен в ЦК партии. Обвинял большевиков и их лидера в стремлении установить в партии диктатуру. Мартов считал, что партия должна быть демократичной и легальной. Мартов отверг ленинскую тактику бойкота Государственной думы. Весной 1906 года он был арестован и выслан за границу, жил в Швейцарии. На январском пленуме 1910 г. В 1914—1917 годах, во время Первой мировой войны, Мартов выступал за справедливый демократический мир , был «интернационалистом», а в мае 1917-го, вернувшись в Россию, выступил против «революционного оборончества» и вхождения социалистов во Временное правительство. В сентябре того же года Мартов заявил о необходимости перехода власти в руки революционно-демократического правительства, но решил «остаться на далеком расстоянии с Лениным и Троцким».

В мае 1917 года на Всероссийской конференции РСДРП меньшевиков Мартов раскритиковал вступление социалистов в коалиционное правительство и сложил с себя ответственность за решения конференции, не участвовал в выборах руководства, став в оппозицию к руководству меньшевиков. Мартов возглавил немногочисленную группу меньшевиков-интернационалистов. На Первом Всероссийском съезде Советов он был избран членом ВЦИКа, на Всероссийском Демократическом совещании высказался против коалиции с буржуазией, но был избран в Предпарламент Республики, где возглавлял фракцию меньшевиков-интернационалистов. На Втором съезде Советов Мартов отстаивал идею межпартийных переговоров и предложил приостановить работу съезда до создания однородной демократической власти. Он с негодованием воспринял Октябрьский переворот, рассматривая его как катастрофу для России, и покинул Второй съезд Советов. В ноябре 1917-го, во время переговоров в Викжеле, Мартов вновь потребовал от Ленина создания «однородного социалистического правительства». Мартов предлагал «ни в коем случае не участвовать в разгроме пролетариата, хотя бы он и шел по ложному пути». В феврале-марте 1918 года он борется против заключения Брестского мира , на Червертом Чрезвычайном Всероссийском съезде Советов убеждает не ратифицировать договор и требует создать новое демократическое правительство. В апреле 1918-го Мартова судят за клевету на Сталина Мартов обвинял его в причастности к экспроприациям.

На суде Мартову было выражено «общественное порицание». В июне 1918 года ленинцы обвинили меньшевиков в союзе с белогвардейцами, а ВЦИК исключил меньшевиков из своего состава и из состава местных Советов. В то же время Мартов выступил в поддержку советской власти в ее борьбе с контрреволюцией, за снятие лозунга «Вся власть Учредительному собранию», против интервенции и участия меньшевиков в вооруженной борьбе с большевиками. На съезде меньшевиков в 1918 году Мартов отверг предложение «признать за народом право восстания против большевиков», призвал к единству рабочего движения. Он снова лидер партии меньшевиков, избран членом ЦК и в редакцию «Рабочей газеты» и газеты «Всегда вперед». В 1919—1920 годах Мартов находился на полулегальном положении, неоднократно подвергался арестам. На ходатайство Луначарского освободить Мартова из-за тяжелой болезни Ленин ответил отказом. В 1920 году Мартов выдвинул идею объединения всех «марксистских социалистических партий», включая РКП б , на основе народовластия, свободы идейной борьбы и пропаганды. В октябре 1920 года Мартов легально выехал за границу по поручению ЦК меньшевиков в качестве представителя партии в Интернационале.

В феврале 1921 года он учредил в Берлине журнал «Социалистический вестник» центральный орган меньшевиков , возглавил Заграничную делегацию РСДРП — партийный центр меньшевиков, стал одним из создателей Венского Интернационала. В Советской же России большинство лидеров меньшевиков было арестовано. Из-за обострения туберкулезного процесса в ноябре 1922-го Мартов был прикован к постели. Он умер 4 апреля 1923 года в Шемберге Германия , до самой смерти оставаясь гражданином страны Советов. Из книги Ленин. Человек - мыслитель - революционер автора Воспоминания и суждения современников Ю. Мартов полемизирует с положениями статьи В И. Из книги Странствие бездомных автора Баранская Наталья Владимировна Мартов Работа Любови Николаевны и Мартова оказалась более охватной и интенсивной, чем предполагали, когда обговаривали вместе с Ульяновым планы, потому что полтавская группа на первых порах стала как бы искровским центром для России. Именно к ним, в Полтаву, и адресовал Из книги Книга 3.

Гершензоном начались с ноября 1907 года;232 его как литературоведа я очень чтил; но его я боялся; он мне представлялся высоким и тучным, в очках, провалившимся в кресло, обитое прочною кожей, - посередине огромного кабинета; он Из книги Воспоминания автора Лихачев Дмитрий Сергеевич Гавриил Осипович Гордон В 1930 г. Советский композитор, народный артист России 1950 г. Автор песен в том числе к кинофильмам : «Песня о Родине» 1936 г. Легенда советской эстрады, певец, актер театра и кино, дирижер. Организовал и возглавил первый театрализованный джаз «Теа-джаз», 1929 г. Том 1. Макарова являлись как бы продолжением экспедиций 18-го или начала 19-го столетия Кука, Коцебу, Литке и в то же время имели коренные отличия от них. До 18-го столетия кругосветные экспедиции мореплавателей были Из книги Серебряный век. Том 2.

Том 3. Публикации в журналах «Русский мир», «Православное обозрение» и др. Сочинения « Древнерусские жития святых как исторический источник » М. Публикации в журналах «Русская старина», «Русский архив», «Исторический вестник», «Былое», «Столица и усадьба» и др. Автор статей для «Истории русской литературы» под ред. Книги «По портам Европы» СПб. Участвовал в передвижных выставках; с 1901 — с группами «36 художников» и «Союз русских художников». Ленина и Ю. Мартова называли друзьями-врагами.

Когда Мартов умер в 1923 г. Политические взгляды Мартова и Ленина поначалу сходились: оба были марксистами. Но затем из одной, марксистской идеологии выросли две другие противоположные друг другу - демократический социализм меньшевизм и революционный социализм большевизм. О том, каковы были основные расхождения между двумя этими идеологиями, наш корреспондент И. Расхождения между Лениным и Мартовым я бы объединил в три группы в соответствии с хронологией. Ленин утверждал, что в условиях самодержавия пролетарская партия должна стать "организацией профессиональных революционеров ", дисциплинированной, выстроенной сверху вниз: "идея централизма должна пронизать собою весь устав". Основная область деятельности партии - нелегальная, подпольная. А легальные организации должны играть вспомогательную роль - прикрывать нелегальное ядро.

10 фактов о ... Юлий Мартов: друг и враг Ленина

Мартов Лев (настоящие имя и фамилия Юлий Осипович Цедербаум) (1873— 1923), социал-демократ, один из лидеров меньшевизма. Родился 24 ноября 1873. С 1903 г. один из лидеров меньшевиков. русский революционер и публицист. 24 ноября 1873 года родился Юлий Мартов — будущий лидер фракции меньшевиков Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).

Ю.О. Мартов. Политик и историк

Мартов Л. Подарок русским крестьянам и рабочим. — С-Пб., 1906. Мартов Л. Политические партии в России. «Современная Россия». Мартов Юлий. Источник: Ю. О. Мартов, Письма и документы (1917-1922). Москва, 2004. Юлий Мартов лидер меньшевиков-интернационалистов Павел Аксельрод Социал-демократ, революционер. С 1903 один из лидеров меньшевиков. В г. Константинополь (Османская империя) 24 ноября 1873 г. в еврейской семье родился один из будущих лидеров революционного движения Юлий Осипович Цедербаум (Мартов). Мартов Юлий Осипович (1873–1923), деятель российской социал-демократии, один из идеологов и лидеров меньшевиков, мемуарист.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ. Ленин и Мартов: друзья-враги

В «Истории российской социал-демократии» Мартов отмечал, что массовое политическое движение невозможно втиснуть «в прокрустово ложе конспиративно-бюрократической системы». Кроме того, проявилась склонность Ленина к политической интриге. Накануне проведения съезда партии он обратился к Мартову с предложением объединить силы против Плеханова и исключить из редколлегии «Искры» неугодных ему людей. Подобное предложение возникло из-за идеологических разногласий между Лениным и остальными «искровцами», среди которых особенным уважением пользовался Плеханов. Столкнулись не только личные амбиции, но и разные взгляды на прошлое и настоящее России», — пишет историк Станислав Тютюкин в книге «Меньшевизм. Страницы истории». Возникла дискуссия о членстве в партии. Ленин требовал от членов РСДРП личного участия в работе одной из партийных организаций, а Мартов — регулярного личного содействия партии под руководством одной из ее организаций. Может показаться, что две формулировки схожи. Однако их следует воспринимать в контексте дискуссии о партийном строительстве по поводу книги «Что делать? Большинство делегатов съезда в вопросе членства поддержали позицию Мартова.

Но после этого произошло событие, из-за которого понятие «большевики» закрепилось именно за сторонниками Ленина. На съезде присутствовали члены «Бунда», они добивались особого положения в партии. Данное требование не было удовлетворено, большинство делегатов выступили против. Тогда бундовцы покинули съезд, и Мартов остался без их голосов. Ленин исключил из редколлегии «Искры» всех, кого захотел, расширил полномочия ЦК по сравнению с правами местных комитетов РСДРП и включил принцип кооптации членов в руководящие органы партии, что заменяло процедуру их избрания. Таким образом, произошел раскол на две фракции.

После съезда Мартов вошёл в бюро меньшевиков и в редакцию новой «Искры».

Участвовал в революции 1905, член Петербургского совета. На Женевской конференции меньшевиков настаивал на выборности всех партийных органов. Что же касается его отношения к Ленину, то в статье «На очереди» впервые для определения взглядов Ленина он ввёл термин «ленинизм». Вернувшись в октябре 1905 г. Даном, Мартов участвовал в работе Петербургского Совета рабочих депутатов, вошёл в Организационный комитет меньшевиков , работал в редакциях газет «Начало» и «Партийные известия». С декабря 1905 г. В 1906 г.

В феврале содержался в одиночной камере, затем — под надзором полиции. А в июле по решению Особого совещания был приговорён к трёхгодичной ссылке в Нарымский край, которая в сентябре была заменена высылкой за границу. Сначала Мартов жил в Женеве, затем в Париже. В 1907 г.

В 1892 г. Полтора года он находился в Доме предварительного заключения и в «Крестах». Его исключили из университета и летом 1893 г. Здесь он принимал участие в деятельности местной социал-демократической организации, в движении за создание Всеобщего еврейского рабочего союза Литвы, Польши и России с 1897 г. После отбытия наказания в 1895 г.

Лениным был одним из основателей петербургского Союза борьбы за освобождение рабочего класса название организации придумал Мартов , за что был в 1896 г. В 1899 г. Мартов поддержал написанный 17-ю ссыльными «Протест российских социал-демократов» против «Кредо» «Экономистов» Е. Во время пребывания в камере предварительного заключения им была написана первая собственная работа «Современная Россия».

И в теории, и в партийной работе Мартов был принципиальным противником большевизма и его лидера В. Ленина, отвергая, в первую очередь, стремление большевиков немедленно ввести социалистический строй в России, их нетерпимость к другим партиям, в том числе социалистическим. Как теоретик партий, Мартов известен в первую очередь классификацией российских партий, данной им в монографии «Политические партии в России» 1906 , в которой все российские партии подразделены на: 1 правые, реакционно-консервативные Русская монархическая партия, Союз русского народа, Русское собрание. Эти партии отстаивают монархический строй, самодержавие и традиционные русские ценности; 2 партии центра Торгово-промышленная партия, Союз 17 октября. Эти партии выступают за конституционную монархию, за введение в России основных прав и свобод, в том числе политических, и всеобщего избирательного права; 3 партии либерально-демократические Конституционно-демократическая партия, или Партия народной свободы, Партия демократических реформ, Партия свободомыслящих , которые выступают за введение конституционного порядка: равенства всех граждан перед законом, свободы совести и вероисповедания, свободы слова и печати, собраний и союзов, свободы подачи петиций, неприкосновенности личности и жилища, свободы передвижения; 4 революционные партии Партия социалистов-революцио- неров, РСДРП , которые добиваются полного народовластия или демократической республики, предоставления отдельным народам самоуправления, выборности всех чиновников. Таким образом, по Мартову, получается, что партийная система России по крайней мере, в 1906 г.

Во-первых, отношение к самодержавию. Партии центра очевидно правоцентристские хотят ограничить самодержавие конституцией, но свести законодательную роль будущего парламента к законосовещательной. Во-вторых, социальный состав парламента. Правоцентристские партии хотят и в будущем парламенте сохранить аристократический характер представительства. Либерально-демократические т. Остальные партии занимали радикальные позиции: либо крайне правые, либо крайне левые. И еще одна важная деталь классификации Мартовым российских партий. К левым политическим партиям он причисляет и либерально-демократические, и революционные. Это соответствует его концепции о возможном союзе социал-демократических и ли- берал-демократических сил. В другой своей монографии о российских партиях, «Зарождение политических партий и их деятельность», подписанной псевдонимом А.

Мартов рисует картину российского партийного генезиса, возникновения в рамках трех социальных движений народничество, социал-демократия, либеральная демократия протопартийных, а затем и партийных организаций. Истории революции в России, становления и борьбы российской социал-демократии, борьбы меньшевиков и большевиков посвящены такие работы О. Мартова, как: «История российской социал- демократии» Петроград, 1918 , «Мировой большевизм» Берлин, 1923 , «Итоги войны и революции» Москва, 1918 , «Записки социал-демократа» Москва, 1924 , его переписка с П. Аксельродом «Письма П. Аксельрода и Ю. Мартова», Берлин, 1924. Родился 24 ноября 1873 в Константинополе в еврейской купеческой семье, отец был издателем газеты. Окончив гимназию, в 1891 поступил на естественное отделение Петербургского университета, где организовал социал-демократическую группу и в 1893 был арестован.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ. Ленин и Мартов: друзья-враги

Мартов Лев (псевдоним Цедербаума Юлия Осиповича; 1873-1923) — русский политический деятель, один из основателей социал-демократического движения в России. один из лидеров меньшевизма. Мартов Лев (настоящие имя и фамилия Юлий Осипович Цедербаум) (1873— 1923), социал-демократ, один из лидеров меньшевизма. Родился 24 ноября 1873.

Мартов, Юлий Осипович

МАРТОВ Л. (Цедербаум Юлий Осипович) (1873-1923), политический деятель. Мартов вошел в историю под своим псевдонимом. Его настоящая фамилия – Цедербаум. Но он по-прежнему лидер партии и непререкаемый авторитет для окружающей его группы. «Современная Россия». Мартов Юлий. II съезд партии. Ленин предлагает новую редакцию «Искры» — три человека: Плеханов, Мартов, Ленин. Из предыдущей, «прославленной редакции» устраняются Засулич, Аксельрод, Потресов.

Они начинали как соратники

Ю.О. Мартов. Политик и историк - Урилов И.Х. МАРТОВ Л. (Цедербаум Юлий Осипович) (1873-1923), участник российского революционного движения. В 1895 член Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса".
Л. Мартов биография, Ранние годы, Политическая деятельность (1873—1923)—публицист, политический деятель, один из основателей Российской социал-демократической рабочей партии, идеолог и лидер меньшевизма.
Мартов рсдрп биография, дата рождения.

Почему Юлий Мартов требовал снять Сталина с должности в 1918 году

Нашёл себя при Советах и один из лидеров меньшевиков — Александр Мартынов. Он был принят в партию, работал в Коминтерне, умер в 1935 году в возрасте 69 лет. Вскоре Мартов был арестован и выслан в Вильно. Там он стал лидером местной социал-демократической организации, одним из создателей партии еврейского пролетариата «Бунд». Мартов Юлий Осипович (наст. фам. — Цедербаум; 1873—1923) — участник социал-демократического движения с 1892 г.; с 1895 г. Юлий Осипович Мартов (Цедербаум) известный деятель революционного движения, один из лидеров фракции, а затем и партии. МАРТОВ Л. (Цедербаум Юлий Осипович) (1873-1923), участник российского революционного движения. В 1895 член Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса".

Критика Сталина и восстание против ленинизма: как меньшевики не смогли взять власть в России

  • Ю.О. Мартов. Политик и историк
  • Биография Мартова Юлия Осиповича - презентация онлайн
  • О знаменитости
  • Мартов меньшевик: краткая биография

Сталин vs Юлий Мартов. Московский революционный трибунал. Апрель 1918 г.

С начала Первой мировой войны Мартов выступал за её скорейшее окончание и демократический мир, отрицал ленинский тактический лозунг поражения своего правительства и превращения империалистической войны в гражданскую. Февральская революция 1917 г. Лидер думской фракции меньшевиков-интернационалистов, он был противником вхождения социалистов во Временное правительство. После июльских событий левоэсеровский мятеж заявил о необходимости перехода власти в руки революционно-демократического правительства. Исходя из того что для успешной социалистической революции необходимы высокий уровень развития экономики и культуры, прочные демократические традиции и преобладание доли рабочего класса в составе взрослого населения, Мартов считал Октябрьский переворот катастрофой. На II Всероссийском съезде Советов он выступил с предложением образовать общедемократическое правительство, призвал прекратить междуусобицы и дать объединённый отпор контрреволюции.

Мартов боролся с большевиками политическими средствами, критиковал их внутреннюю политику.

В 1891 году Юлий поступил в Петербургский университет, где вошел в революционный студенческий кружок и стал марксистом. В революцию ушел не только он, но и его братья Сергей и Владимир, сестра Лидия, ставшая женой лидера меньшевиков Дана-Гуревича.

В 1892 году Мартов — один из основателей в Петербурге марксистской группы «Освобождение труда». Вскоре Мартов был арестован и выслан в Вильно. Там он стал лидером местной социал-демократической организации, одним из создателей партии еврейского пролетариата «Бунд».

В 1895 году вместе с Лениным он основал «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В январе 1896 года Мартов был арестован. После года тюремного заключения был сослан в Сибирь на 3 года.

После окончания ссылки, в 1900 году Мартов уехал за рубеж. В марте 1901 года в Мюнхене вошел в редакцию газеты «Искра» и журнала «Заря». На съезде Мартов внес альтернативное ленинскому определение членства в партии содействие РСДРП вместо обязательного участия в организации , выступил против предложения Ленина ограничить редколлегию «Искры» Лениным, Мартовым, Плехановым, отказался работать в «Искре», бойкотировал выборы руководства партии.

После выхода Ленина из редакции «Искры» вернулся в нее, был введен в ЦК партии. Обвинял большевиков и их лидера в стремлении установить в партии диктатуру.

Мать рано осталась сиротой и воспитывалась в католическом монастыре в Константинополе, вышла замуж сразу после выхода из монастыря, родила одиннадцать детей, троих похоронила. Двое из трёх братьев Сергей псевдоним «Ежов» , Владимир псевдоним «Левицкий» и сестра Лидия стали известными политическими деятелями. C раннего детства хромал. Гувернантка уронила его с небольшой высоты, в результате чего мальчик сломал ногу. О случившемся гувернантка долго никому не рассказывала, из-за чего лечение началось поздно и нога срослась неправильно. Несмотря на длительное лечение, как вспоминала его сестра Лидия «он так и остался на всю жизнь хромым, невольно волоча свою больную ногу, сильно сутулясь при ходьбе… Это обстоятельство сыграло, думаю, немаловажную роль в его жизни и во всем его развитии». Племянница Мартова Юлиана Яхнина вспоминала: «Мама всегда рассказывала мне об удивительной нравственной атмосфере, которая царила в семье. Они придумали государство, названное ими Приличенск.

Турцию семья покинула в 1877 году в связи с русско-турецкой войной.

В июле 1914 годана объединенном совещании российской социал-демократии, созванном под эгидой МСБ в Брюсселе, выступил вместе с Г. Плехановым и Л. Троцким с воззванием «Ко всем рабочим России! Здесь же, за границей, застала его и Первая мировая война. Политические взгляды Мартова по отношению к войне были весьма четкими: осуждение ее империалистического, антинародного, захватнического характера со стороны всех воюющих стран; неприятие социал-патриотизма в любых его формах; борьба за торжество пролетарского интернационализма. Участник Циммервальдской 1915 и Кинтальской 1916 конференций. Февральская революция 1917 года застала Мартова в Швейцарии. На совещании российских политэмигрантов в Цюрихе первоначально отказался принять участие в возвращении на родину через Германию, не желая чувствовать себя «германским подарком» русской революции, но затем вынужден был последовать в Россию тем же путем. С мая — лидер фракции меньшевиков-интернационалистов , противник революционного оборончества и вхождения социалистов во Временное правительство.

В дни Июльского кризиса допускал возможность перехода власти в руки Советов, осуждал антибольшевистскую кампанию, представлявшую целое течение в российской социал-демократии не без помощи агентуры германского правительства. От имени меньшевиков-интернационалистов приветствовал Шестой съезд большевиков. На Объединительном Августовском съезде РСДРП о оценил всю политику большинства центристского руководства собственной партии как политику «полного забвения и отрицания пролетарского марксизма». Представления о возможности объединения пролетариата и буржуазии во имя идеи государства Мартов назвал иллюзией, а их единение на почве спасения страны — мелкобуржуазной фикцией. В числе 26-ти своих сторонников, объявил о намерении выступить «перед пролетарскими массами с безоговорочной критикой решений партии и линии партийных центров». На Демократическом совещании поддержал идею немедленного создания однородного демократического правительства. Решение большевиков об уходе из Предпарламента объявил «политической ошибкой». На Втором съезде Советов после совершившегося Октябрьского переворота выступил с призывом к прекращению междоусобицы и к солидарному отпору попыткам контрреволюции потопить в крови пролетарское движение. После того как предложения о немедленных переговорах со всеми революционными организациями и социалистическими партиями о выходе из кризиса посредством образования общедемократического правительства и о прекращении военных действий на время этих переговоров были проигнорированы, Мартов и его сторонники покинули съезд. Принял участие в переговорах представителей общественных организаций и социалистических партий под эгидой Викжеля, где призвал всех присутствующих заявить, что, даже «признавая вооруженную политическую борьбу», они «никогда не признают для себя допустимым террор и гарантируют неприкосновенность всех участвующих в переговорах».

На Чрезвычайном съезде РСДРП о в декабре 1917 года в своем выступлении подчеркнул, что октябрьские события могут стать прологом контрреволюции. Призыв Мартова — «... Редактировать В рамках официальной и полуофициальной легальности В конце декабря 1917 — начале января 1918 года Мартов участвовал в работах специальных комиссий, призванных разработать позицию меньшевистской фракции. Хотя его предложение не противопоставлять Учредительное собрание советам не было поддержано, он добился от ЦК признания советов, «несмотря на вырождение», «принципиальным классовым оружием пролетариата». На этой основе целесообразным признавалось участие не только в советах вообще, но и во ВЦИК. В марте 1918 года Мартов перебрался в Москву.

Биография Мартова

Один из создателей Петерб. Цедербаум Юлий Осипович 1873-1923 , участник российского революционного движения. В 1895 член Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1895 член Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". Старовер Александр Николаевич 1869-1943. Участник российского революционного движения.

Мартов меньшевик Иулий Цедербаум родился в 1871 году в семье врача в Вильне ныне Литва , тогда входившей в состав Российской империи. С ранних лет он проявил интерес к политике и социальным проблемам, принимая активное участие в студенческом движении и антицарской оппозиции. С начала 1890-х годов Цедербаум, под псевдонимом Юлий Мартов, активно работал совместно с Владимиром Лениным — будущим лидером большевиков. Вместе они создали и редактировали «Искру» — первую легальную российскую марксистскую газету, заложив тем самым основу для создания Российской социал-демократической рабочей партии РСДРП.

Однако вскоре у Ленина и Мартова начали возникать основные разногласия по таким важным вопросам, как организация партии и пролетарская революция. Мартов возглавил меньшевиков, выступая за более широкое участие рабочего класса в революционной борьбе и за сохранение демократических структур партии. Мартов меньшевик активно участвовал во всех основных событиях русской революции 1905-1907 годов и первой мировой войны. Во время Февральской революции 1917 года он был членом Продолжительного Центрального Комитета Социал-демократической лейбористской партии так назывались меньшевики после 1912 года.

Он внес значительный вклад в развитие революционного движения в России и на благо рабочего класса. Мартов являлся одним из главных представителей меньшевиков — течения внутри РСДРП, которые придерживались идеологии якобы «меньшего» диктатуры пролетариата в отличие от большевиков. Он выступал за демократические изменения и построение социалистического общества путем мирных путей. Мартов активно участвовал в разработке и публикации программных документов РСДРП, включая основной документ партии — «Минимальную программу». Он также принимал участие в революционной агитации и пропаганде, пытаясь вовлечь широкие массы рабочих в борьбу за свои права и интересы. Вклад Мартова в революционное движение Оценка роли Мартова в истории Активное участие в создании РСДРП и разработке ее программных документов Мартов сыграл важную роль в формировании и утверждении идеологических основ революционного движения в России Агитация и пропаганда среди рабочих для привлечения их к борьбе за лучшую жизнь Мартов доказал свою преданность и стремление к прогрессивным целям, помогая формировать сознание рабочего класса Участие в создании и издании партийных печатных органов Это позволило распространять идеи и взгляды революционного движения, влияя на общественное сознание Мартов также сыграл важную роль в организации и проведении Марковского съезда РСДРП, который был поворотным моментом в истории партии и стал причиной ее раскола на большевиков и меньшевиков. Он стоял на позициях демократии и объединения всех революционных сил, но его мнение не было принято большевиками и партия разделилась. В целом, роль и вклад Мартова меньшевика в революционное движение были значительными. Его усилия в формировании партии и борьбе за права рабочих оказались важными факторами в противостоянии царскому режиму и создании условий для последующей Октябрьской революции. Наследие и значимость Мартова меньшевика в истории России Мартов меньшевик, известный также под своим настоящим именем Иулий Мартов, оставил значительное наследие в истории России. Вместе с товарищами по партии он играл важную роль в революционном движении начала XX века. Он представлял левое крыло партии, выступая за социал-демократические идеи и рабочий класс. Мартов стремился к общей цели — установлению социализма в России. В 1912 году Мартов был одним из основателей Меньшевистской фракции РСДРП, которая выступала за более мирные и постепенные методы достижения социалистических целей. Меньшевики также выступали за сотрудничество с буржуазными партиями в борьбе за демократические свободы и права рабочего класса. Мартов был известен своей критикой крайне левой фракции партии, большевиков, во главе с Лениным. Во время Февральской революции 1917 года, Мартов меньшевик поддерживал установление временного правительства, в то время как большевики выступали против него. Это разногласие способствовало разделению революционного движения на две основные силы, что в конечном счете привело к победе большевиков. Несмотря на то, что Мартов меньшевик не сумел реализовать свои идеи и достичь социальной справедливости, его вклад в историю России остается значимым. Его выступления, организационные способности и стремление к равноправию и свободе для всех классов населения оказали влияние на развитие рабочего движения и идеологии социализма в стране. Мартов меньшевик продолжает служить одним из символов борьбы за социальное равенство и права рабочего класса в России. Дата рождения:.

Это было закономерным проявлением системы нравственных принципов, которые уже тогда составляли духовный мир юного гимназиста. Юлий, вспоминает его сестра Лидия, придумал удивительную для мальчика его возраста игру, в которую вовлёк своих братьев и сестёр: основал некий город «Приличинск», граждане которого должны были жить по законам правды, чести, заботы о ближнем… Идеальный мир нравственной чистоты и моральной стойкости! Лидия Осиповна вспоминала, как в 1917 году при разногласиях Мартова и Дана в связи с высылкой из России швейцарского социалиста Гримма, Мартов «в ярости против Временного правительства, против Церетели и Дана, стал отказываться от уже принятого решения - поселиться всем вместе и сказал: «Нет, уж лучше мне вернуться в Приличинск. Ты решай, как можешь, а я — в «Приличинск». Не «природой» закладываются, не «природой» формируются духовно-нравственные устремления, которым следует человек. Воздействием окружающей его среды. В случае с Юлием, думаю, не обошлось без влияния на него деда - Александра Осиповича Цедербаума, просветителя, общественного деятеля, основателя первых в России еврейских газет и журналов, и отца — Иосифа Александровича, работаашего корреспондентом «Петербургских новостей» и « Нового времени». Книги, которые читались в этой семье Герцен, Толстой, Чернышевский, Писарев, Гюго, Шиллер… , разговоры, которые за вечернем чаем вели взрослые и к которым внимательно прислушивался Юлий — о политических процессах, о борцах за свободу, против деспотизма — они постепенно формировали духовно-нравственный мир мальчика, исподволь подготавливали «законы», по которым жили обитатели Приличинска. Обогащённые жизненным опытом они становились его мировоззрением. Похороны революционного мыслителя Шелгунова. Демонстрация - рабочие, студенты, венки со свободолюбивыми лозунгами. И мальчики-гимназисты с Юлием во главе. По сторонам — полиция, фиксирующая участников шествия. Взрослые советует ребятам «раствориться», «не светиться» - могут быть серьёзные неприятности в гимназии. Часть ребят уходит. Юлий остаётся! Робко предложил я рабочему с дубиной помочь им нести венок. Рабочие согласились, и я с восторгом держался за венок…»[10]. Естественное отделение физико-математического факультета. Ну, не может Юлий с головой уйти в научные формулы, когда вокруг столько бед, страданий, несправедливостей. Законы Приличинска требуют противостоять этому. Революционный кружок, первые листовки и первый арест. На следствии — безукоризнен: никаких сведений ни о ком из участников. А по выходе на свободу — беспощаден морально! Они становятся для него нерукопожатными. Сразу и навсегда! Врата Приличинска для них закрыты наглухо! С Ульяновым — революционно-просветительский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Новый арест. Ссылка в Туруханск. Место губительное вообще, а для Юлия с его слабыми лёгкими — в особенности. Обратись к властям, попроси более благоприятное место, сошлись на своё здоровье… Нет! Категорически — нет! Законы Приличинска не позволяют прогибаться перед власть имущими! Члены редакции газеты "Искра": В. Ленин, Г. Плеханов, Ю. Мартов, В. Засулич, П. Аксельрод, А. Потресов, Н. Или этот эпизод. Тоже как бы не слишком значительный. Но это только на первый взгляд. II съезд партии. Ленин предлагает новую редакцию «Искры» — три человека: Плеханов, Мартов, Ленин. Из предыдущей, «прославленной редакции» устраняются Засулич, Аксельрод, Потресов. Мартов горячится: нельзя так бесцеремонно отставлять заслуженных товарищей. Я думаю, с точки зрения «интересов дела» Ленин был безусловно прав. Он убедительно объяснял впоследствии: «Жизнь распорядилась не по личным привязанностям и интригам, а по работе. Практически только двое из всей славной шестерки были выпускающими редакторами и готовили номера «Искры» — Мартов и Ленин. Все остальные требовали согласования, но не давали статей и не вели практической работы. При всем моем уважении к этим товарищам как к личностям и к их прошлым заслугам в настоящее время это был балласт». Но есть, чёрт возьми, своя доля правоты и у Мартова. Ведь все «дела» делаются людьми и для людей. Вполне возможно было решить эту проблему более деликатным, более лояльным образом, без наклеивания этих ярлыков — «балласт» и т. Было вполне возможно соединить «деловой» подход Ленина и нравственный — Мартова. Но, пожалуй, никогда Нравственный камертон Мартова не звучал с такой чистотой и с такой силой, как в июльские дни 1917 года. Со знамёнами: «Долой министров-капиталистов! И звучали требования: «Мы требуем, чтобы немедленно была взята земля, чтобы немедленно был учреждён контроль над промышленностью, мы требуем борьбы с грозящим голодом»[11]. Часть демонстрантов, зная жёсткие нравы правительства, прихватило с собой — для возможного отпора — винтовки и пулемёты. Были, правда, среди них и горячие головы, требовавшие вооружённого свержения власти. Большевики стремились удержать движение в мирном русле. Но возмущённая народная стихия перекатывалась не только через головы возглавлявших Советы меньшевиков и эсеров, но и через головы большевиков. Сдерживающие речи большевистских агитаторов народ нередко встречал негодованием: «Долой, опять желают затянуть дело. Дальше так жить невозможно. Вся власть Советам! Показательна сценка, описанная Милюковым: Рослый рабочий подносит кулак к лицу лидера эсеров Чернова и исступлённо кричит: «Принимай, сукин сын, власть, коли дают»[14]. И в такой накалённой обстановке большевик Каменев — с трибуны Таврического дворца: « Мы не призывали к выступлению, но народные массы сами вышли на улицу… А раз массы вышли — наше место среди них… Наша задача теперь в том, чтобы придать движению организованный характер»[15]. И солидарный с большевиками Троцкий: «… превратить июльское движение в восстание значило бы почти наверняка похоронить революцию»[16]. Кажется, позиция большевиков абсолютно ясна: они за мирное шествие. Но большевики для всех партий — от октябристов и кадетов до меньшевиков и эсеров — как кость в горле. А тут вроде подворачивается хороший повод: обвинить во всём большевиков и разделаться с ними, стерев их с политического лица России. И после подавления июльского выступления масс, начинается дикая травля, жесточайшее преследование большевиков. Керенский: «Всех участвовавших в организации и руководстве вооружённым выступлением против государственной власти… арестовать и привлечь к судебной ответственности как виновных в измене родине и предательстве революции»[17]. Таврический дворец 13 июля. Керенский и Чхеидзе в унисон: покончить с большевизмом. И следом лидер меньшевиков Дан переводит пылкие объятья своих соратников на язык уголовной прозы — предлагает «в резких тонах резолюцию, обвинявшую большевиков в преступлениях против народа и революции»[18]. Травля большевиков набирает обороты. Ленин — Троцкому: «Теперь они нас перестреляют. Самый для них подходящий момент»[19]. Подвластные правительству, кадетам, меньшевикам и эсерам газеты — в один голос: «предатели», «изменники», «немецкие шпионы», «германские агенты, субсидируемые Берлином». Под аккомпанемент этой идеологической кампании ведутся силовые действия: 5 июля — разгром редакции и типографии «Правды», вооружённые отряды выбивают большевиков из их штаба в особняке Кшесинской, 6 июля — штурмом берут Петропавловку, где укрывались большевики. Кабинет министров издаёт приказ об аресте Ленина, Зиновьева, Каменева. Арестованы Троцкий, Луначарский… Ситуация противобольшевистской истерии настолько накалена, что ни одна политическая сила, ни один политический деятель из небольшевистского лагеря не решается сказать хоть одно слово, осуждающее истерию лжи и угроз. Впрочем, нет. Один человек всё же нашёлся. Один — против течения. Один — против всех! Это был Мартов! Поразительно тут вот что. Мартов, ведь, был принципиальным политическим оппонентом Ленина и его партии. По-разному они видели цели и перспективы революционного процесса, по-разному оценивали допустимые методы революционных преобразований. И часто весьма остро и резко полемизировали друг с другом. И, казалось, вот наступил момент, когда твой оппонент терпит жестокое фиаско. Может, порадоваться этому? А, может, принять участие в его добивании? Или даже просто помолчать, внутренне радуясь, как его добивают другие? А если вступиться? Страшно, ведь. Тут не гимназические «звери американские», тут «звери», обладающие тюрьмами, газетами, полицейскими дубинками и армейскими штыками. И настроенные весьма агрессивно. Но… «Приличинск»! Но его «уставы» и «законы»… И Мартов бесстрашно бросается на защиту большевиков. Нет, он не защищает их программы, их стратегические установки, их тактические решения. Он по-прежнему их противник. Он бросается защищать их от гнусных клевет, от несправедливых обвинений, от преследований, далеко выходящих за пределы правовых и нравственных норм. Заседание ВЦИК 13 июля. Дан один из лидеров меньшевистской партии, членом которой, между прочим, являлся и Мартов требует суда над большевиками, обвиняя их в организации мятежа 3-4 июля и в получении немецких денег. И берёт слово Мартов и заявляет, что «преследование большевиков вызвано давлением контрреволюционной улицы и прессы»[20]. Иначе говоря, он не большевиков считает «контрреволюционерами» как то хотят представить Дан с Керенским. Он «контрреволюционерами» считает тех, кто их преследует прозрачный намёк на политиков, подобных Дану и Керенскому. Урилов, главными контрреволюционерами были не большевики, а … сторонники войны и диктатуры»[21]. Ещё более остро схлестнулись Дан и Мартов на Петроградской конференции меньшевиков 15-16 июля. Мартов, определяя, кто несёт главную ответственность за столкновения 3-5 июля, возражал Дану: Кризис вызван не большевиками, не июльской демонстрацией, а тем, что «политика мира и коренной демократизации страны, отстаиваемая революционной демократией, столкнулась с интересами различных слоёв имущих классов и союзнического империализма». Пленум ВЦИК, 17 июля. Вот так! Это же, по сути, лозунг той стихийной рабочей и солдатской массы, вышедшей на демонстрацию 3-5 июля! Суханов так описывает позицию Мартова: « Мартов предостерегал против сколько-нибудь решительных публичных нападений на большевиков: отгораживание от них должно проводиться в самых мягких и спокойных формах. Слепое озлобление против них, как симптом массовой реакции, и без того резко определилось… Напротив, со всей силой необходимо обрушиться на всё то, что служит реакции. Необходимо разоблачать козни штаба; и надо избегать малейших проявлений солидарности с победившим советским большинством»[24] то есть со всеми этими Данами, Церетелими, Чхеидземи…. И не просто «избегать солидарности», но открыто противостоять этому «большинству». Особенно ярко позицию Мартова высвечивает его схватка с Церетели на одном из заседаний ЦИК, описанная Сухановым: «Мартов потребовал слова для внеочередного заявления. Он произнёс небольшую речь и огласил наш протест по поводу арестов». О, как взвился обычно выдержанный и спокойный Церетели занявший место министра внутренних дел : «Зачем существуют на свете эти выступавшие с протестами большевики второго сорта, когда имеется первый сорт? Он, Церетели, предпочитает иметь дело с Лениным, но не с Мартовым. С первым он знает, как надо обращаться, а второй связывает ему руки… Что касается репрессий и арестов, то они вызваны государственной необходимостью и интересами революции. Мартов не был «большевиком второго сорта», он вообще не был большевиком. Он был Нравственным камертоном и — самого высочайшего сорта. Заметим, что в обстановке обострения политической ситуации нравственные императивы Мартова всё отчётливее принимали форму «демократии, доводимой до конца». Нравственные императивы в политике перерастали в систему демократических требований. С нравственно-демократических позиций он оценивал все последующие события 1917 года. Он был абсолютным противником идеи «твёрдой диктаторской власти» вообще и генерала Корнилова, в особенности. Он требовал: «Вся власть — демократии! И в этих целях ратовал за создание однородного социалистического правительства, без всякой примеси «цензовых» то есть буржуазных элементов. Страстно выступал против малейшего нарушения демократических и значит нравственных принципов. Когда Церетели на объединённом съезде РСДРП о 19 августа предложил не допускать в ЦК представителей одной из фракций, Мартов тотчас назвал это «тактикой русских держиморд». И это — о руководстве партии, которую когда-то создавал Мартов и которая претендовала на роль главного лидера российской демократии! Как это похоже на ту знаменитую реплику «Дурак! Вот, к примеру, Дан на заседании Предпарламента, накануне Октября : «В массе своей рабочий класс не пойдёт на ту авантюру, на которую его толкают большевики… Необходимо вырвать почву из-под ног большевизма». И ещё - один из видных меньшевиков, министр труда Кузьма Гвоздев. Говорил о том, за большевиками идёт чернь, что сам он настоящий рабочий и рабочего знает и что Временное правительство, вопреки басням большевиков, пользуется доверием. А следом за ними — Мартов «Министр будущего большевистского кабинета! А позднее, после взятия большевиками власти, он скажет, что пролетариат имеет право на восстание. Но будет возражать против чересчур насильственных методов, диктаторских форм его осуществления. И, следуя своим нравственно-демократическим императивам, попытается изменить, трансфомировать эти методы и формы. На II съезде Советов, решавшем вопрос об отношении к Октябрьскому перевороту, Мартов берёт слово: «Прежде всего надо обеспечить мирное решение кризиса. На улицах Петербурга льётся кровь. Необходимо приостановить военные действия с обеих сторон. Мирное решение кризиса может быть достигнуто созданием власти, которая была бы признана всей демократией». Имелось в виду создание «общедемократического правительства» на основе «переговоров со всеми социалистическими партиями». И поразительно: «к предложению Мартова, пишет Суханов, присоединяются новожизненцы, фронтовая группа, а главное — левые эсеры. От имени большевиков отвечает Луначарский: большевики ровно ничего не имеют против, пусть вопрос о мирном разрешении кризиса будет поставлен в первую очередь. Предложение Мартова голосуется. Против — никого»[27]. Это был звёздный час Мартова. Казалось, удаётся повернуть события в демократическое русло, в мартовское русло … И не получилось. Мы потом проанализируем — почему. А пока на этом завершим рассказ о нравственно-демократической идеологии Мартова. И перейдём к другой стороне его деятельности — собственно политической. И тут мы вынуждены будем констатировать, что в политике у Мартова провал следовал за провалом. Попробуем разобраться, в чём тут дело. Политика: провал за провалом Провал первый. Конец февраля 1917 года. Из газет оба они — Мартов и Ленин — узнают: в России революция. Заканчивается эмиграция — с её жаркими теоретическими дискуссиями, полемикой в партийных газетах и журналах. Начинается время действия, которое они, лидеры партий меньшевиков и большевиков , готовили и к которому стремились всю свою жизнь. Начинается главное дело их жизни! Ленин пишет «Письма из далека» - советы своим однопартийцам. Но это — из «далека», а важно быть в самой гуще событий, чтобы ясно чувствовать их пульс, следить за калейдоскопически меняющимися ситуациями, за расстановкой социальных и политических сил — дабы точно и своевременно на всё это реагировать. Тем более, что, по некоторым сведениям, его соратники в Питере наметили не слишком правильную стратегию. Успеть исправить! В общем — в Россию, и, как можно, скорее. Лучше бы, конечно, через Францию и Англию союзные с Россией страны. Но английские власти не пропускают российских политиков, стоящих на антивоенных позициях. А как ещё? На аэроплане, как предлагает Натансон? Да где взять этот «аэроплан» и по небу каких стран на нём лететь? А, может, ехать по паспорту какого-нибудь гражданина из нейтральной страны? Ну, скажем, шведа. И притвориться глухонемым поскольку шведского языка не знаю. Нет, чушь какая-то: «аэроплан», «глухонемой швед»… И тут — идея Мартова — через Германию! Но поскольку это воющая с Россией страна, то Мартов предлагает обратиться к Временному правительству: пусть вернёт Германии группу военнопленных в обмен на проезд россиян по её территории. Но на запрос ответа нет и нет. Потом через некоторое время пришёл от Милюкова ответ: никакого «обмена» не будет, езжайте через Англию. Выглядит издевательством, ибо позиция английских властей известна. Ленин решает: ехать, через Германию! Другого пути нет. Понимал, конечно, что проезд через страну, воюющую с Россией, даст богатую пищу его политическим врагам. Предпринял кое-какие шаги — дабы уменьшить возможность и масштабы инсинуаций: ехать в «пломбированном вагоне», который будет обладать статусом «экстерриториальности», куда никому из немецких граждан заходить не позволено. А при необходимости общения с россиянами — только через сопровождающего их жителя нейтральной страны — Фридриха Платтена. И всё же нехороших последствий от такого решения будет немало. И ущерб большевистскому имиджу будет нанесён значительный. И всё же… И всё же всё перевешивает цель — как можно скорее войти в реку революционных событий. И 3 апреля — в Питере! И сразу новая стратегия для партии — Апрельские тезисы: никакой поддержки Временному правительству, власть — Советам! И в тот же день доклад на собрании большевиков. Маховик революционной большевистской деятельности начинает набирать обороты. А что же Мартов, лидер соперничающей с большевиками партии? Он хотел бы избежать неудобств, связанных с несанкционированным проездом через Германию. Мечется на швейцарской земле, посылает телеграмму за телеграммой и всё ждёт спасительного «разрешительного» ответа. Ленин уже завершает последние приготовления перед отъездом, а Мартов всё ещё ожидает официального разрешения. И жалуется своей подруге Надежде Кристи, что вот-де «милюковская банда», «дав полную свободу внутри, снаружи установила кордон хуже прежнего». Ленин с товарищами уже в российской столице. Выступает с «Апрельскими тезисами», намечая генеральную стратегию большевиков в революции. Уже выступил на одном, другом, третьем собрании. Речи — на массовых митингах. А Мартов всё ещё томится в Швейцарии и плачется Надежде Кристи, что «ответов на наши стоны и мольбы» из России нет.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий