Город куда ездил шопен в 1829 году с концертами

Фридерик Франсуа Шопен родился в местечке Желязова Воля 1 марта 1810 года. Небольшая деревенька располагалась под Варшавой. В местечке семейство Шопенов пользовалось большим уважением.

Творческий путь Шопена

  • Остались вопросы?
  • Жизненный путь
  • Читайте также
  • Краткая биография композитора
  • Ранние годы Фредерика Шопена

Где выступал шопен с концертами. Фредерик Францишек Шопен

За свою недолгую жизнь 1810—1849 он написал множество произведений, почти все исключительно для фортепиано. У Шопена много произведений в жанре камерно-инструментальной музыки. Это танцевальные миниатюры: мазурки, полонезы, вальсы. Полонез был торжественным придворным танцем, с которого начинался бал.

Один из полонезов Шопена стал особенно популярным и польское радио использует его мелодию в качестве позывного сигнала радиостанции. Но самым любимым танцевальным жанром у Шопена был вальс. Его 17 вальсов — шедевры этого жанра.

В отличие от весёлых вальсов Кальмана и Штрауса вальсы Шопена обаятельно лиричны, с оттенком мечтательной грусти. Очень популярны ноктюрны Шопена. Слово «ноктюрн» переводится как « ночная песнь».

Ноктюрнами называют небольшие произведения лирического характера образы лунного света, мечты, размышления. Кроме того, у Шопена есть этюды, баллады, 3 сонаты для фортепиано,2 концерта для фортепиано с оркестром и 17 песен. С 1927 года в Варшаве проходят международные конкурсы пианистов имени Шопена.

Шопен родился в небольшом городке возле Варшавы под названием Желязова Воля. Вскоре семья переехала в Варшаву, где отец получил работу учителя. В семье часто звучала музыка-отец играл на скрипке и флейте, мать — на фортепиано.

В концерте участвовали, кроме Шопена, оркестр увертюра Бетховена «Прометей» , певица, балет. Шопен исполнил свои вариации для фортепьяно с оркестром на тему из «Дон-Жуана» Моцарта и дважды импровизировал — на предложенную публикой тему из популярной в то время оперы Буальдьё «Белая дама» и, по своему выбору, на мелодию польской свадебной песни «Хмель». Игра Шопена захватила слушателей, приветствовавших молодого музыканта горячими аплодисментами.

Ещё в Вене ШОен получил письмо от известного польского поэта Стефана Витвицкого с призывом направить внимание на создание национальной оперы. В Париже Шопен получает послание от сестры Людвики с таким же призыом. Но он оперу писать не хотел. Интуиция и ум подсказывали Шопену правильность избранного поля деятельности. Истинный художник редко ошибается.

Вскоре становится известно, что Шопен - первый писанист Парижа, а так же высоко чтимый композитор. Его ноктюрны и мазурки, вторично изданные в Лейпциге, распродаются за несколько дней. В 1836 в статье о ф-ных концертах Шопена Р. Шуман отмечает внутреннее родство Шопена и Бетховена, раскрывает революционно-патриотический смысл шопеновских произведений. В первое время пребывания в Париже, Шопен в основном занимался отделкой сочинений, написанных до Парижа: завершением начатых или воплощением ранее задуманных произведений. В этот перион в музыке Шопена преобладали небольшие ф-ные пьесы: лирические миниатюры, танцевальные жанры; написана и издана первая серия этюдов op. Из произведений крупных форм созданы баллада g-moll и скерцо h-moll. Весной 1834 Шопен с Ф.

Гиллером немецкий пианист и композитор ездили на музыкальный фестиваль в Аахен, где Шопен встретился с Мендельсоном, а затем они совершили совместное путешествие по Рейну, посетили Дюссельдорф. В Карлсбаде Карловы Вары Шопен увиделся с родителями это была первая и последняя встреча на чужбине. На пути в Париж Шопен впервые лично встретился с Р. В 1836 осенью вторично посетил Шумана в Лейпциге, много ему играл, знакомил с новыми сочинениями об этом Шуман написал в "Новой музыкальной газете". Летом 1835, в Дрездене по пути в Париж , Шопен встретил графиню Водзиньскую и её дочь Марию они были знакомы ещё с Варшавы. В Марию Шопена влюбился взаимно. Летом 1836 Шопен специально выехал в Дрезден, чтобы встретиться с Марией и сделать ей предложение. Но по возвращению в Париж тон писем от них изменился, затем они стали приходить реже.

К концу 1837 Шопен сам прекратил переписку. Исследователи считают, что брак был расстроен из-за сословных предрассудкой польской знати. Перенесённый удар сильно изменил его внутренне, внешне не был обнаружен. На первых порах любовь к ней Шопена вызывала разостное воодушевление и вдохновляла, но со временем превратилась в источник глубоких душевных страданий Сначала она ему не сильно понравилась, но позже его покорил её ум, талант и оригинальность. Шопену всё нравилось, но организму тяжело было переносить отсутствие необходимых для здоровья и работы условий. К этому прибавилась сильня простуда, которая осложнилась кровохарканьем. Семье пришлось переселиться в старый и заброшенный картезианский монастырь. С переселением возникло много новых трудностей, усугубляющих состояние Шопена.

Ранней весной спешно покинули Майорку. Здоровье Шопена восстановилось и осенью 1839 года они вернулись в Париж. За время пребывания на Майорке несмотря на долгое отсутствие ф-но появились: цикл из 24 прелюдий, вторая баллада F-dur, полонезы op. В ноане Шопен закончил сонату b-moll и некоторые другие произведения. Но самых преданных друзей Шопен находил среди соотвечетсвенников: Ян Матушиньский врач, эмигрировал в Париж, недолго жил на одной квартире с Шопеном , Юльян Фонтана тоже эмигрант, композитор и пианист , Войцех Гжимала их общий с Жорж Санд друг шопен радуется семейной жизни. Отношения кажутся долговечными, любовь и дружба - крепкими и надёжными. Зимой Шопен даёт многочисленные уроки, часы отдыха посвещает встречам с друзьями, театру, концертам. Летом всей семьёй переезжают в Ноан и там Шопен отдаётся творчеству.

Мало выступает перед открытой аудиторией, сторонится большой эстрады ему кажется, что его замыслы остаются непонятыми. Его редкие концерты превращались в событие музыкальной жизни Парижа. В малом же кругу он играл охотно, много. Конец 30-х - вторая половина 40-х - самые плодотворные годы.

Имя пианиста было неизвестно широким кругам публики, и вечер прошел при неполном зале. В концерте участвовали, кроме Шопена, оркестр увертюра Бетховена «Прометей» , певица, балет. Шопен исполнил свои вариации для фортепьяно с оркестром на тему из «Дон-Жуана» Моцарта и дважды импровизировал — на предложенную публикой тему из популярной в то время оперы Буальдьё «Белая дама» и, по своему выбору, на мелодию польской свадебной песни «Хмель».

Фредерик Шопен (мир прекрасного)

Молодой пианист закончил лицей за 3 года, поступив в 13 лет, после чего его педагогом стал Иосиф Эльснер, который быстро увидел в своем ученике гения. 1829 год ознаменовался как успешные венские концерты и стала понятна необходимость концертного путешествия. В начале сентября вернулся в Варшаву. Шопен посещает музыкальные собрания, встречается с друзьями, ездит за пределы Варшавы и много трудится. Примерно за год: появляются фортепианные миниатюры, закончен концерт f-moll, начат и закончен концерт e-moll. Вид на окраину Кракова, где с 1819 по 1831 год располагалась Варшавская консерватория. Она находится в монастыре слева. Шопен посещал это место для своих занятий и концертов до 1829 года. Картина Марцина Залески (1796–1877) датируется 1838 годом.

Где выступал шопен с концертами. Фредерик Францишек Шопен

Воспоминание о печальной любви великого польского композитора и знаменитой французской писательницы до сих пор окружает этот элегантный курорт неким романтическим ореолом и как магнит притягивает сотни тысяч гостей со всего мира. Сегодня имя великого польского композитора - важная часть туристического бренда Майорки. В рекламных буклетах Шопена и Жорж Санд именуют не иначе как «первыми туристами» и «родоначальниками туризма на Майорке». Вальдемосса стала центром культурного туризма, а поездка в этот живописный городок - самой востребованной местной экскурсией. В старом монастыре открылся музей, на площади у стен обители установлен памятник композитору. В пристройке к монастырю каждый час можно послушать музыку Шопена. Небольшой фортепианный концерт обычно завершает прелюдия «Капли дождя» - шедевр, сочинённый композитором зимой на Майорке. Покидая монастырь, можно вспомнить слова Ференца Листа.

Его типы и герои живут жизнью, не зависящей от его шаткой воли, так как представляют собой одно из проявлений вечной красоты. Более долговечные, чем их творец, они переходят из поколения в поколение, неизменными и неувядающими, тая в себе скрытую возможность искупления для своего автора». Начальным источником этих легенд являются, по-видимому, все же письма самого Шопена и воспоминания Жорж Санд так называемая «История моей жизни». По одному из преданий однажды Шопен музицировал в одиночестве, пока Жорж Санд с детьми ездила за покупками. Шопен задремал, и ему пригрезилось, что из здания напротив выходят какие-то страшные монахи и со зловещим пением обходят вокруг его жилища.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной. Опыт работы учителем истории и обществознания - 11 лет. Прекрасный музыкальный вкус будущему композитору привила его мать, которая хорошо играла на фортепиано и пела.

Необыкновенные музыкальные способности, а также самое важное — любовь к игре на фортепиано, проявились у Фредерика еще в раннем детстве. С семи лет с мальчиком начал заниматься известный пианист Войцех Живный. К двенадцати годам Фредерик достиг уровня лучших пианистов Польши. С 1823 года Шопен учился в Варшавском лицее. Творческая деятельность После окончания училища, Шопен начал изучать теорию музыки в классе композитора Юзефа Эльснера. Благодаря покровительству князей Четвертинских и Антона Радзивилла, Фредерику удалось попасть в высшее общество.

Гейне и другие. Последние годы Первый приступ заболевания легких случился у композитора Шопена в 1837 году по мнению биографов музыканта, это был туберкулез. С тех пор он страдал астматическими приступами. В это время Шопен жил с писательницей Жорж Санд. С 1838 по 1839 год влюбленные пробыли на острове Мальорка. Их отношения были непростыми, что также отрицательно сказывалось на состоянии здоровья композитора. В 1847 году они расстались. В 1848 году Шопен поселился в Лондоне, где продолжал давать концерты и вести преподавательскую деятельность. С каждым днем он чувствовал себя все хуже и вскоре вернулся в Париж.

В 1823 году, юноша поступает в Варшавский лицей. Обучаясь в лицее, он пишет свое первое творение, сонату под названием c-moll. Позже, через три года Фредерик Шопен продолжает свое обучение в главной школе музыки столицы. Он выбирает факультет, где преподают теорию музыки, гармонии и композиции. Учился Шопен в этой школе, тоже на протяжении трех лет. Во время учебы еще довольно-таки юный композитор пишет Вариацию для фортепиано и оркестра по теме дуэта, из оперы самого Моцарта, под названием Дон Жуан. Также он пишет Фантазию ор. Закончил, Шопен школу музыки на отлично, мало того его даже официально наградили характеристикой «музыкальный гений». К 12 годам Фредерик превратился в настоящего пианиста-виртуоза, который по техническим и музыкальным навыкам не уступал взрослым. Помимо образования юноша много путешествует по Европе, посещая оперные театры Праги, Дрездена, Берлина. Жизненный путь Фредерика Шопена Набравшись впечатлений и первого композиторского опыта, в 19 лет Шопен начинает свою пианистическую карьеру. Концерты, которые музыкант проводит в родной Варшаве и Кракове, приносят ему огромную популярность. Но первое же европейское турне, которое Фредерик предпринял спустя год, обернулось для музыканта расставанием с родиной. В 1829 году, сразу после того, как юноша заканчивает обучение в школе музыки, в июле он отъезжает вместе с компанией своих друзей на экскурсию в Австрию, а точнее в город Вена. Вурфел приглашает Шопена в музыкальное общество. Благодаря этому Фредерик два раза дает концерты в Kartnerthortheate. И вот Фредерик уже за границами своей страны приобретает признательность зрителей и творческий успех. Роберт Шуман о Шопене отзывается с восторгом. Прослушав выступление молодого польского пианиста и композитора, немец воскликнул: «Господа, снимите шляпы, это гений». Затем Фредерик возвращается обратно в Варшаву, у него имеется, много свободного времени, которое ранее он тратил на учебу, и композитор еще с большим рвением принимается за написание новых шедевров. Он выступает, играет, импровизирует и развлекается в варшавских салонах, периодически давая частные уроки. Принимает участие в постановках любительского домашнего театра. Почувствовав, что Фредерику нужно профессионально расти и совершенствоваться, отец обращается к министру народного образования Станиславу Грабовскому за грантом для сына, чтобы тот мог посетить зарубежные страны, в частности Германию, Италию и Францию, для продолжения образования. На австрийской сцене он успешно дебютировал в конце 1829 году. Аудитория была в восторге от его исполнительской техники, дополненной поэтической выразительностью. Осенью, в октябре в 1830 году, Фредерик Шопен выступает со своим концертом e-moll, на торжественно прощальном концерте, который проходил в Национальном Театре. Приблизительно через месяц, в ноябре Шопен вместе со своим товарищем решает переехать в Австрию, с намерениями потом отправится в Италию. Фредерик, находясь в Вене всего пару дней, узнает неприятное известие о том, что началось польское восстание которое еще называют ноябрьским восстанием. Этот бунт был против того, чтобы польское королевство было зависимо от России, также народ не желал видеть царя на польском троне. Шопен принимает эти события близко к сердцу и свои эмоции он выливает в свою новую пьесу, которая всем известна под названием «Революционный этюд».

БИОГРАФИЯ Ф. ШОПЕНА

Мадлен прозвучали фрагменты реквиема Моцарта. Шопена похоронили согласно его желанию на парижском кладбище Пер-Лашез рядом с могилой его любимого итальянского композитора Винченце Беллини. На гроб высыпали горсть родной польской земли из подаренного когда-то друзьями серебряного кубка. Сердце Шопена, как он завещал, было захоронено в одном из костелов Варшавы. Творчество Шопена оказало влияние на многие поколения музыкантов. Композитор по-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. Шопен был одним из немногих композиторов, сочинявших только для фортепиано.

Он не написал ни оперы, ни симфонии, его не привлекал хор, в его наследии нет ни одного струнного квартета. Шопен сочинил более полусотни мазурок их прототип — польский танец с трехдольным ритмом, похожий на вальс — небольших пьес, в которых типичные мелодические и гармонические обороты звучат по-славянски. За всю жизнь Шопен дал не более тридцати публичных концертов, в основном выступая в домах своих друзей.

Счастливая юношеская пора, полная поисков, надежд, успехов, закончилась. Предчувствия не обманули Шопена.

Он расстался с родиной навсегда. Помня хороший прием, оказанный ему в Вене, Шопен решил начать там свою концертную деятельность. Но, несмотря на усиленные хлопоты, ему так и не удалось дать самостоятельного концерта, а издатели соглашались напечатать его произведения только бесплатно. Неожиданно с родины пришла тревожная весть. В Варшаве началось восстание против русского самодержавия, организованное польскими патриотами.

Шопен решил прервать концертное турне и вернуться в Польшу. Он знал, что среди восставших находятся его друзья, может быть, и отец. Ведь в дни молодости Николай Шопен принимал участие в народном восстании под предводительством Тадеуша Костюшки. Но родные, друзья настойчиво советуют ему в письмах не приезжать. Близкие Шопену люди боятся, что преследования могут коснуться и его.

Пусть лучше он останется свободен и служит родине своим искусством. С горечью композитор покорился и направился в Париж В дороге Шопена настигло известие, еще более потрясшее его. С мыслями о трагических судьбах родины непосредственно был связан созданный еще до приезда в Париж самый знаменитый этюд Шопена, получивший название «революционного». В нем воплотился дух ноябрьского восстания, обусловивший все — и гневные возгласы начальных фраз, и скорбь, прорывающуюся в выразительных мелодиях заключительной части. Осенью 1831 года Шопен прибыл в Париж.

Здесь он прожил до конца своей жизни. Но Франция не стала его второй родиной. И в своих привязанностях, и в своем творчестве Шопен оставался поляком. И даже свое сердце после смерти он завещал отвезти на родину. Шопен быстро «завоевал» Париж.

Он сразу же поразил слушателей своеобразным и непривычным исполнением. В то время Париж был наводнен музыкантами из самых различных стран. Наибольшей популярностью пользовались пианисты-виртуозы Калькбреннер, Герц, Гиллер. Игра их отличалась техническим совершенством, блеском, ошеломлявшим публику. Вот почему первое же концертное выступление Шопена прозвучало таким резким контрастом.

По воспоминаниям современников, исполнение его было удивительно одухотворенным и поэтичным. О первом концерте Шопена сохранилось воспоминание прославленного венгерского музыканта Ференца Листа, также начавшего в то время свой блестящий путь пианиста и композитора: «Нам вспоминается егопервое выступление в зале Плейеля, когда аплодисменты, возраставшие с удвоенной силой, казалось, никак не могли достаточно выразить наш энтузиазм перед лицом таланта, который, наряду со счастливыми новшествами в области своего искусства, открыл собою новую фазу в развитии поэтического чувства». Шопен покорил Париж, как когда-то покорили Вену Моцарт, Бетховен. Подобно Листу, он был признан лучшим пианистом мира. На концертах Шопен большей частью исполнял свои собственные сочинения: концерты для фортепиано с оркестром, концертные рондо, мазурки, этюды, ноктюрны, вариации на тему из оперы Моцарта «Дон-Жуан».

Именно об этих вариациях писал выдающийся немецкий композитор и критик Роберт Шуман: «Шапки долой, господа, перед вами гений». Отсюда нелюбовь Шопена к "рубленым" коротким фразам, разрывающим естественное течение мелодии, нарушающим целостность музыкальной мысли. Его идеал — это фраза широкого дыхания, как бы вбирающая в себя, наподобие многоводной реки, более мелкие мелодические притоки — мотивы. Его высшая цель — фраза, естественно льющаяся, непринужденная, сыгранная без преувеличений и ложного декламационного пафоса. Отсюда, наконец, и то самобытное, ни с чем не сравнимое rubato, которым столь славился Шопен и которому он постоянно учил своих учеников: бесконечные, еле заметные отклонения от темпоритма при соблюдении его основ».

Лист отмечал: «У него мелодия колыхалась, как челнок на гребне мощной волны, или, напротив, выделялась неясно, как воздушное видение, внезапно появившееся в этом осязаемом и ощутимом мире».

Он расстался с родиной навсегда. Шопен безумно страдал, получая тревожные вести из Польши. В Варшаве в то время происходило восстание польских патриотов против русского самодержавия. Композитору пришлось остаться в стороне. В 1831 году Шопен прибывает в Париж и остается там до конца своей жизни. В своих привязанностях и в творчестве Шопен остается поляком. И даже свое сердце после смерти он завещал отвезти на родину в Польшу.

Первые вышедшие издания произведений Шопена не принесли ему дохода, и он вынужден был давать уроки музыки по 5-7 часов ежедневно. Эта работа обеспечивала его, но отнимала очень много времени и сил. Вскоре на многие годы Шопен связывает свою жизнь со знаменитой французской писательницей, выступавшей под псевдонимом Жорж Санд. С годами Шопен стал все реже давать концерты, ограничиваясь исполнением своих сочинений в узком кругу друзей. Наконец, его жизнь налаживается.

Он почти перестал писать, а свой последний концерт Шопен дал осенью 1848 года в Лондоне в пользу польских эмигрантов. Творчество Шопена — одно из величайших достижений польской и мировой художественной культуры, оказавшее огромное влияние на многие поколения музыкантов.

Шопен был непревзойденным творцом мелодий, его композиторская техника во многом отступает от принятых в его эпоху правил и приемов. Его перу принадлежит более полусотни мазурок, три фортепианных сонаты, он — автор нескольких баллад, особой популярностью пользуются его вальсы. Сердце композитора, согласно его предсмертной воле, было перевезено в Варшаву и замуровано в одной из колонн костёла Святого Креста. В разных официальных источниках встречается два варианта русскоязычного написания имени у Шопена - "Фридерик" и "Фредерик" - в зависимости от того, с какого языка транслитерировали. Французское написание - через "Е", польское - через "И". Редакция сайта использует в качестве основного источника БСЭ, где имя композитора пишется через "И" Персоны дня 20 февраля: 1852 — 1907 Анри Муассан французский химик, Нобелевский лауреат.

Фредерик Шопен

Фредерик Шопен. Фредерик Франсуа (Францишек на польский манер) Шопен родился 01.03.1810 года, в небольшом городке Желязова Воля в Варшавском герцогстве, в эпоху расцвета музыкального творчества. ите годы жизни Шопена был учителем Шопена в Варшаве? слите произведения Шопена, написанные в Варшаве Шопен покинул родину? Подавление польского восстания в 1831 году стало причиной того, что Шопен больше не вернулся на Родину. Город, в котором он поселился, принял его восторженно, пораженный его мазурками и полонезами, в которых сквозили славянские мотивы.

Польский композитор Фредерик Шопен

ите годы жизни Шопена был учителем Шопена в Варшаве? слите произведения Шопена, написанные в Варшаве Шопен покинул родину? 11 августа 1829 года состоялось первое концертное выступление девятнадцатилетнего Фридерика Шопена в Вене. При окончании консерватории Шопен был официально удостоен характеристики «музыкальный гений». Добровольное изгнание В 1829 и 1831 годах Фридерик Шопен с успехом концертировал в Вене. У Шопена очень рано проявилось тяготение к фортепиано. 1-й концерт он дал в 8 лет. 1-й учитель по фортепиано – Войтех Живный.

Фредерик Шопен — биография

  • В каком городе жил Шопен? - Онлайн журнал про РФ
  • Когда и почему шопен покинул родину кратко
  • Фредерик Шопен - биография композитора, жизнь и произведения
  • Фридерик Шопен - Исторические личности -

ШОПЕН, ФРИДЕРИК ФРАНЦИШЕК

В 1825 его пригласили выступить перед российским императором Александром I, и после концерта он получил награду – бриллиантовый перстень. В 16 лет Шопен был принят в консерваторию; ее окончание в 1829 формально завершило музыкальное образование Шопена. В 16 лет Шопен был принят в консерваторию, ее окончание в 1829 году формально завершило музыкальное образование композитора. В том же году Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения. Родился будущий музыкант в 1810 году в семье польского учителя и гувернера Николя Шопена и Теклы Юстины Кшижановской, дворянке по происхождению. В местечке Желязова Воля, что под Варшавой, фамилия Шопенов считалась уважаемой интеллигентной семьей. Вместе с Ференцем Листом и Фердинандом Хиллером Шопен играет в Парижской консерватории концерт для трех фортепиано Иоганна Себастьяна Баха.

Другие вопросы:

  • Биография Фредерика Франсуа Шопена | АртДонбасс - художественно-выставочный центр
  • Фридерик Шопен (1810-1849)
  • Где выступал шопен с концертами. Фредерик шопен - биография, фото, личная жизнь композитора
  • В каком городе жил Шопен? - Онлайн журнал про РФ
  • Фредерик Шопен: биография и творчество

Памятники Фредерику Шопену - Memorials to Frédéric Chopin

Еще юношей Шопен переехал из Франции в Польшу. Мама, имевшая дворянское происхождение, получила прекрасное образование, отлично знала французский язык, была музыкально одаренной женщиной. Она виртуозно играла на фортепиано, имела замечательный голос, часто пела. Любовь к мелодичным народным песням Фридерик унаследовал от своей матери. Портрет Шопена в детстве Фридерик был вторым ребенком в семье, кроме него, в семье росло три сестры. Мальчику исполнилось шесть месяцев, когда его отцу предложили вакансию в Варшавском лицее.

Семья переехала в столицу, отец стал преподавателем французского, немецкого языка, французской литературы. Кроме этого, Николя Шопен содержал пансиона для лицеистов. Интеллигентные, чуткие родители относились друг к другу и к детям с большой любовью. Все дети в их семье обладали яркими способностями, младшая сестра Эмилия, умершая очень рано, имела яркий литературный талант. Но музыкальный дар был только у Фридерика.

Мальчик часами просиживал у инструмента, подбирал, разучивал понравившиеся ему произведения. Он был по-настоящему одержим музыкой, одаренность малыша была очевидной. Мальчик рос невероятно чувствительным, мог горько заплакать, слушая печальную музыку, или просто мелодию, тронувшую его душу. Нередко Фридерик вскакивал ночью, чтобы подобрать аккорд или мелодию, с которой он не сумел справиться днем. Образование В пятилетнем возрасте юный музыкант уже стал выступать с концертами.

Уже тогда его называли маленьким чудом, вторым Моцартом. В семь лет родители отправили его учиться в класс знаменитого пианиста Войцеха Живного. Это было нелегко, потому что кроме того мальчик был обязан учиться, ежедневно посещать варшавское училище и готовить уроки. Уже в восьмилетнем возрасте о нем писали в газетах, как об очень одаренном музыканте и композиторе, сочинившем свою первую пьесу под названием «Полонез». Пять лет упорных занятий под руководством Живного превратили юное дарование в настоящего музыканта-виртуоза, который по техническим, музыкальным навыкам нисколько не уступал взрослым.

Когда педагог понял, что ученик в некоторых вопросах уже превосходит учителя, он завершил курс обучения. В 12 лет Шопен стал брать уроки у варшавского музыканта Юзефа Эльснера. Под руководством этого человека он изучает теорию музыки. В этот же период талантливый юноша попал под покровительство князей Четвертинских и князя Антона Радзивилла, с помощью которых он оказался в высшем обществе. По воспоминаниям современников, Фридерик производил очень приятное впечатление на всех окружающих.

Он был очень хорош собой, прекрасно воспитанного, умного, тактичного человека не зря называли истинным аристократом духа. В это время юный музыкант много ездил по европейским странам. Здесь его интересуют оперные театры и картинные галереи. Он посещает концерты выдающихся музыкантов того времени в Праге, Берлине и Дрездене. Талантливый юноша побывал и в России.

Его игра произвела большое впечатление на Александра I. За доставленное удовольствие император подарил музыканту перстень, усыпанный бриллиантами. Концертная деятельность В 19 лет Шопен начинает свою концертную деятельность. Он выступает в Вене, в Кракове, в Варшаве и сразу же становится невероятно популярным. Через год музыкант отправляется в свое первое европейское турне, совсем не подозревая о том, что он навсегда покидает родину.

Трогательно простился с ним его учитель Эльснер. В предместье Варшавы, где проезжал Шопен, он вместе со своими учениками исполнил специально для этого случая написанное им хоровое произведение. Шопену было двадцать лет. Счастливая юношеская пора, полная поисков, надежд, успехов, закончилась. Предчувствия не обманули Шопена.

Он расстался с родиной навсегда. Помня хороший прием, оказанный ему в Вене, Шопен решил начать там свои концерты. Но, несмотря на усиленные хлопоты, ему так и не удалось дать самостоятельного концерта, а издатели соглашались напечатать его произведения только бесплатно. Неожиданно с родины пришла тревожная весть. Шопен решил прервать концертное путешествие и вернуться в Польшу.

Он знал, что среди восставших находятся его друзья, может быть, и отец. Ведь в дни молодости Николай Шопен принимал участие в народном восстании под предводительством Тадеуша Костюшки. Но родные, друзья настойчиво советуют ему в письмах не приезжать. Близкие Шопену люди боятся, что преследования могут коснуться и его. Пусть лучше он останется свободен и служит родине своим искусством.

С горечью композитор покорился и 20 июля со своим приятелем поляком Кумельским он выехал из Вены, направляясь через Мюнхен и Штутгарт в Париж. В дороге в Штутгарте, Шопена настигло известие, еще более потрясшее его: восстание жестоко подавлено, его руководители брошены в тюрьмы, сосланы в Сибирь, что вызвало у композитора, многие друзья которого участвовали в этом восстании, тяжелый душевный кризис.. Шопен в отчаянии. Свое горе, гнев, возмущение он излил в музыке в созданных вскоре этюдах. Трем этюдам было дано название "Революционный" в силу исключительно драматического характера.

Так родилось одно из величайших его творений -этюд до минор. Размышления о судьбах Польши и патриотический дух прозвучали позднее в героических полонезах Шопена, а отголоски тоски по Польше звучат в некоторых мазурках, написанных на Мальорке и в Ноане. Период творческой зрелости В период между двумя революциями 1830 и 1848 годов Париж живет в особом лихорадочном напряжении. Июльская монархия, установившая господство крупной буржуазии, празднует свою победу, о непрочности которой то и дело напоминают грозные выступления пролетариата, брожение в массах мелкой буржуазии, оппозиция со стороны демократической интеллигенции. Власть банкиров принесла бешеную погоню за наживой, разложение общественной морали и нравов, придавала специфический характер всему строю общественной жизни.

В наступившем царстве лавочников все служило предметом торговли: честь и талант, красота и невинность. Но одновременно Париж - крупнейший центр западноевропейской цивилизации и культуры. В живописи выдвинулся ряд талантливых художников. Крупнейший из них - Эжен Делакруа - сделался другом Шопена. Париж становится местом паломничества свободомыслящей интеллигенции всех стран.

Туда устремляются артисты и писатели, художники и музыканты. Многие оседают надолго, некоторые обретают в Париже вторую родину и содействуют блеску парижской культуры. Не в меньшей мере, чем отечественным, Париж обязан своей славой иноземным художникам - Гейне и Мицкевичу, Листу и Шопену. Большого размаха достигает музыкальное искусство Парижа в 30 - 40-х годах. Наряду с французскими светилами оперно-театрального искусства - Обером, Галеви, симфонистом-новатором Берлиозом блистают Россини, Мейербер, Беллини, Доницетти.

Бесконечна вереница прославленных оперных певцов, приезжающих на гастроли и ангажированных постоянно: Паста и Рубини, Малибран, Нурри, Виардо, Лаблаш и другие. Плеяду выдающихся виртуозов-пианистов возглавляют Калькбреннер, Герц, Тальберг, Лист; ореол сенсации окружает концерты Паганини. Но было и нечто снижавшее художественно-эстетическую ценность музыкального искусства, расцветшего в эту пору на парижской почве. Ошеломляющие эффекты и великолепие оперных постановок подчас лишь прикрывали пустоту самой музыки; коммерческие интересы создавали нездоровую шумиху вокруг эстрады, часто превращая ее в место состязаний виртуозов всех мастей и рангов. Осенью 1831 года Шопен прибыл в Париж.

Здесь он прожил до конца своей жизни. Но Франция не стала второй родиной композитора. И в своих привязанностях, и в своем творчестве Шопен оставался поляком. И даже свое сердце после смерти он завещал отвезти на родину. Первый парижский концерт 26 февраля 1832 года сразу же принес ему огромную популярность.

Он сразу же поразил слушателей своеобразным и непривычным исполнением и покорил парижские салоны своим блистательным юмором и гением импровизации, быстро вошел в избранный круг людей искусства. В то время Париж был наводнен музыкантами из самых различных стран. Наибольшей популярностью пользовались пианисты виртуозы: Калькбреннер, Герц, Гиллер. Игра их отличалась техническим совершенством, блеском, ошеломлявшим публику. Вот почему первое же концертное выступление Шопена прозвучало таким резким контрастом.

По воспоминаниям современников, исполнение его было удивительно одухотворенным, поэтичным и изящным. Шопен покорил Париж, как когда-то покорили Вену Моцарт, Бетховен. Подобно Листу, он был признан лучшим пианистом мира. Музыка Шопена, как и его концертные выступления, вызывала всеобщее восхищение. Выжидали только музыкальные издатели.

Они не отказывались издавать произведения Шопена, но, как и в Вене, бесплатно. Поэтому первые издания не принесли Шопену дохода. Он вынужден был давать уроки музыки по пять-семь часов ежедневно. Эта работа обеспечивала его, но отнимала слишком много времени и сил. И даже впоследствии, будучи композитором, с мировым именем, Шопен не мог позволить себе прекратить эти так сильно изнурявшие его занятия с учениками.

Вместе с ростом известности Шопена как пианиста и композитора расширяется круг его знакомых. В числе его друзей - Лист, выдающийся французский композитор Берлиоз, французский художник Делакруа, немецкий поэт Гейне. Но как бы интересны ни были новые друзья, предпочтение он отдавал всегда своим соотечественникам. Ради гостя из Польши он изменял строгий порядок своего рабочего дня, показывая ему достопримечательности Парижа. Часами мог он слушать рассказы о родине, о жизни родных и друзей.

С юношеской ненасытностью наслаждался народными польскими песнями, а к понравившимся стихам нередко писал музыку. Очень часто эти стихотворения, превращенные в песни, попадали обратно в Польшу, становились достоянием народа. Если же пpиxoдил близкий друг, польский поэт Адам Мицкевич, Шопен сразу садился за фортепиано и играл для него часами. Вынужденный, как и Шопен, жить вдали от родины, Мицкевич тоже тосковал по ней. И только музыка Шопена немного ослабляла боль этой разлуки, переносила его туда, далеко, в родную Польшу.

Встречи с польскими друзьями были особенно дороги композитору и потому, что своей семьи у Шопена не было. С семьей графов Водзиньских Шопена связывали еще варшавские годы. Летом 1835 года, в Дрездене, куда Шопен попал, возвращаясь в Париж, он встретил графиню Водзиньскую и ее дочь Марию. Со времен варшавского знакомства Мария Водзиньская превратилась в привлекательную кокетливую девушку, кружившую головы своим поклонникам. Она не была лишена ума и способностей и в рамках светского любительства занималась живописью, пела и играла на рояле, сочиняла небольшие фортепианные пьески.

Вспыхнувшее чувство к Марии глубоко захватило Шопена.

На похоронах исполняли реквием Моцарта. По завещанию Шопена его сердце перевезли в Варшаву. С середины 40-х гг. Музыкальный язык более сложный. Появляется больше полифонических приёмов.

Многослойность мелодии. Гармония хроматизирована. Отсюда начинается путь к музыкальному эмприссионизму Дебюсси и др. Мазурки Для Шопена мазурки — символ Родины. Последние его произведения — мазурки. Значение этого жанра сопоставимо по значению с песней у Шуберта.

Это- маленькие фортепианные миниатюры, в которых Шопен наиболее близко соприкоснулся с польским фольклором, со звучанием народного ансамбля. Он выразил в мазурках характерные черты её разновидностей: Мазур, Оберек, Куявяк. Шопен называл мазурки обрасками. Изображается волынка, скрипка и контрабас. Эффектная, с большими скачками. Средняя часть в b-moll.

Воспроизводит лады и интонации дважды гармонического лада. Яркий пример лирической мазурки. Певучая гармония. Изображает народный ансамбль. В 3-й теме используется лидийский F-dur с си бекаром. Варьирование мелодии как народная импровизация.

С середины 30-х годов мазурки усложняются, драматизируются. Эта мазурка — яркий пример. Изложение в ней не похоже на мазурку. Оно полифоническое. Нет танцевальности. В конце- трагическая, скорбная кульминация.

Это — речитатив. Лидийский C-dur. Полонезы По сравнению с мазурками, это — более масштабный жанр. В полонезах Шопен воссоздаёт героический дух прошлого Польши. Гораздо больше виртуозности, крупная аккордовая техника, охват крайних регистров, часто фортепиано звучит как оркестр. Полонезы насыщены яркими контрастами.

В них есть и изобразительные моменты, напоминающие батальные сцены. Почти все полонезы написаны в сложных 3-х частных формах. Сложная 3-х частная форма. Средняя часть похожа на звучание медных духовых инструментов в оркестре. Мрачный трагический характер. Траурная тональность.

На многие годы он связал свою жизнь со знаменитой французской писательницей Авророй Дюдеван, выступавшей в печати под псевдонимом Жорж Санд. Судя по "музыкальным портретам" Констанции Гладковской и Марии Водзиньской, Шопен превыше всего ценил в них созданное его воображением обаяние чистоты. В Жорж Санд можно было найти все что угодно, только не это.

К тому времени она пользовалась скандальной репутацией. Шопен не мог не знать этого. Они же способствовали появлению Жорж Санд на музыкальных вечерах у Шопена.

Нужно сказать, что об истории отношений Шопена с Жорж Санд не так много достоверной информации. Далеко не все согласны с самой Жорж Санд, изображавшей ангела-хранителя Шопена перед его друзьями и описывавшей им свое "самопожертвование" и "материнские заботы" о композиторе. Лист в книге, изданной еще при жизни Жорж Санд, весьма недвусмысленно обвинил ее в том, что именно она была причиной его безвременной смерти.

Войцех Гжимала, один из ближайших друзей Шопена, также считал, что Жорж Санд, "которая отравила все его существование", была виновницей его гибели. С годами Шопен давал концерты все реже, ограничиваясь исполнением в узком кругу друзей. Он отдался всецело творчеству.

Появились его сонаты, скерцо, баллады, экспромты, новая серия этюдов, поэтичнейшие ноктюрны, прелюдии и по-прежнему любимые мазурки и полонезы. Наряду со светлыми лирическими пьесами все чаще из-под его пера выходили произведения, полные драматической глубины, а нередко и трагизма. Такова Вторая соната с похоронным маршем , принадлежащая к числу высших достижений композитора, всей польской музыки и романтического искусства в целом.

Юзеф Хоминьский, характеризуя первые две части сонаты, говорил: "После героической борьбы похоронный марш является уже, очевидно, последним актом драмы". Шопен рассматривал похоронный марш как эмоциональный итог, драматически завершающий развитие образов. Мы вправе назвать эту драму, образы которой развертываются в сонате Шопена, национальной трагедией.

Похоронный марш Шопена признан наиболее выдающимся произведением данного жанра. Этот марш занял особое, исключительное место не только в музыкальной литературе, но и в жизни человечества, ибо трудно найти более возвышенного, более прекрасного и более трагического воплощения чувства скорби. Жизнь Шопена в Париже сложилась если и не счастливо, то благоприятно для творчества.

Талант его достиг вершины. Издание произведений Шопена уже не встречает препятствий, брать у него уроки считается большой честью, а услышать его игру - редким счастьем, доступным немногим избранным. Последние годы жизни композитора были печальны.

Умер его друг Ян Матушиньский, вслед за ним - горячо любимый отец. Ссора и разрыв с Жорж Санд сделали его совсем одиноким. Шопен так и не смог оправиться от этих жестоких ударов.

Обострилась болезнь легких, которой Шопен страдал с юных лет. Последние два года композитор почти ничего не писал. Средства его иссякли.

Чтобы поправить свое тяжелое материальное положение, Шопен предпринял поездку в Лондон по приглашению английских друзей. Собрав последние силы, больной, он дает там концерты, уроки. Восторженный прием вначале радует его, вселяет бодрость.

Но сырой климат Англии быстро оказал свое губительное действие. Беспокойная жизнь, полная светских, часто пустых и бессодержательных развлечений, начала утомлять его. Письма Шопена из Лондона отражают его мрачное настроение, а нередко и страдание.

Свой последний концерт в Лондоне, оказавшийся последним в его жизни, Шопен дал в пользу польских эмигрантов. По совету врачей он спешно возвратился в Париж. Последним произведением композитора была мазурка фа минор, которую он уже не мог сыграть, записал лишь на бумаге.

По его просьбе из Польши приехала его старшая сестра Людвика, на руках которой он умер.

ШОПЕН, ФРИДЕРИК ФРАНЦИШЕК

Мадлен прозвучали фрагменты реквиема Моцарта. Композиторская техника Шопена весьма нетрадиционна и во многом отступает от принятых в его эпоху правил и приемов. Шопен был непревзойденным творцом мелодий, он одним из первых привнес в западную музыку неизвестные ей дотоле славянские ладовые и интонационные элементы и таким образом подорвал незыблемость классической ладогармонической системы, сложившейся к концу 18 в. То же касается ритма: используя формулы польских танцев, Шопен обогатил западную музыку новыми ритмическими рисунками. Он разработал сугубо индивидуальные — лаконичные, замкнутые в себе музыкальные формы, которые наилучшим образом соответствовали природе его столь же самобытного мелодического, гармонического, ритмического языка. Фортепианные пьесы малых форм. Эти пьесы могут быть условно разделены на две группы: преимущественно «европейские» по мелодике, гармонии , ритму и отчетливо «польские» по колориту. К первой группе относится большинство этюдов, прелюдий, скерцо, ноктюрнов, баллад, экспромтов, рондо и вальсов.

Специфически польскими являются мазурки и полонезы. Шопен сочинил около трех десятков этюдов, цель которых — помочь пианисту в преодолении специфических художественных или технических трудностей например, в исполнении пассажей параллельными октавами или терциями. Эти упражнения принадлежат к высшим достижениям композитора: подобно баховскому Хорошо темперированному клавиру, этюды Шопена — прежде всего гениальная музыка, притом блестяще раскрывающая возможности инструмента; дидактические задачи уходят здесь на второй план, часто о них и не вспоминают. Хотя Шопен сначала освоил жанры фортепианной миниатюры, он ими не ограничился. Так, в течение зимы, проведенной на Майорке, им был создан цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях. Цикл построен по принципу «от малого к большому»: первые прелюдии — лаконичные виньетки, последние — настоящие драмы, диапазон настроений — от полной безмятежности до яростных порывов. Шопен написал 4 скерцо: эти масштабные пьесы, исполненные мужества и энергии, занимают почетное место среди шедевров мировой фортепианной литературы.

Его перу принадлежит более двадцати ноктюрнов — прекрасных, мечтательных, поэтичных, глубоко лирических откровений. Шопен — автор нескольких баллад это единственный у него жанр программного характера , в его творчестве представлены также экспромты, рондо; особой популярностью пользуются его вальсы. Шопен поразил Париж своими оригинальными мазурками и полонезами — жанрами, в которых нашли отражение славянские танцевальные ритмы и гармонический язык, типичный для польского фольклора. Эти очаровательные, красочные пьесы впервые привнесли в западноевропейскую музыку славянский элемент, что постепенно, но неотвратимо изменило те гармонические, ритмические и мелодические схемы, которые великие классики 18 в. Шопен сочинил более полусотни мазурок их прототип — польский танец с трехдольным ритмом, похожий на вальс — небольших пьес, в которых типичные мелодические и гармонические обороты звучат по-славянски, а иной раз в них слышится и нечто восточное. Как почти все написанное Шопеном, мазурки весьма пианистичны и требуют от исполнителя большого искусства — даже если не содержат явных технических трудностей.

Гармонический язык усложняется, но гармонии очень певучие, они как бы сложены из певучих голосов. Особенности гармонии: Отдалённые тональности, альтерации, энгармонические модуляции, модуляции в далёкие тональности. Это подготовило Листа, Скрябина и других более поздних композиторов. Жизненный путь Шопен родился под Варшавой в Желязовой Воле в очень культурной семье. Отец — бывший офицер армии Костюшко. Отец работал в варшавском лицее. Мать была очень музыкальная. У Шопена очень рано проявилось тяготение к фортепиано. Он привил любовь мальчика к классике. В 13 лет он поступил в лицей отца. Изучал польскую литературу, эстетику, историю. В лицейские годы Шопен писал стихи, пьесы, хорошо рисовал особенно карикатуры. У него был врождённый туберкулёз. Музыкальная жизнь в Варшаве была довольно интенсивной, оживлённой. Ставились оперы польских композиторов, а так же Россини, Моцарта и др. Шопен слышал Паганини, Гуммеля пианист. Гуммель оказал влияние на ранний фортепианный стиль. В Варшаве были разные музыкальные кружки. Шопен в них выступал. Учёба в Главной Школе Музыки Консерватория. Занимался по классу композиции у Эльснера. Сочинять Шопен начал рано ещё до консерватории. Писал полонезы, вальсы. Раннее творчество 1-я группа произведений: Основные произведения концертные, виртуозные и несколько сложные, пышные, для фортепиано с оркестром. Высшее достижение этого периода — 2 фортепианных концерта. В 1828 г. Шопен первый раз выехал в концертную поездку за границу. Был в Берлине, Вене, Праге и Дрездене. В 1830 г. Осенью он поехал в Вену, а потом в Париж. В это время в Праге назревало восстание, которое Шопен горячо поддерживал. По дороге в Париж — в городе Штутгарде он узнал о разгроме восстания. Это его потрясло. Он рвался на родину, но его удержали друзья. После этого творчество Шопена изменилось. Появился невиданный до этого драматизм. Написал бурный этюд — c-moll, который он назвал Революционным этот этюд был написан там же — в Штутгарде. Впечатление о разгроме восстания выразилось затем и в других произведениях 1-я баллада, прелюдии a-moll и d-moll. Главный период творчества. Париж в 30-40 годы стал культурным центром Европы. В Париже выступали пианисты-виртуозы: Калькбреннер, Тальберг, а так же Паганини.

Бывая летом на каникулах в имениях своих товарищей по лицею, Фридерик и сам принимал участие в исполнении народных песен и плясок. С годами народная музыка стала неотъемлемой частью его творчества, сроднилась с его существом. После окончания лицея Шопен поступил в Высшую школу музыки. Здесь его занятиями руководил опытный педагог и композитор Иосиф Эльснер. Эльснер очень скоро понял, что его ученик не просто талантлив, а гениален. Среди его заметок сохранилась краткая характеристика, данная им юному музыканту: "Изумительные способности. Музыкальный гений". К этому времени Шопен уже был признан лучшим пианистом Польши. Достиг зрелости и его талант композитора. Об этом свидетельствуют два концерта для фортепиано с оркестром, сочиненные в 1829-1830 годах. Эти концерты неизменно звучат и в наше время и являются любимыми произведениями пианистов всех стран. Тогда же Фридерик познакомился с юной певицей Констанцией Гладковской, учившейся в Варшавской консерватории. Гладковской суждено было стать первой любовью Фридерика. В письме своему другу Войцеховскому он признавался: "... Именно под впечатлением этого юношеского чувства любви Шопен сочинил одну из лучших песен "Желание" "Если б я солнышком на небе сияла". В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену. Его концерты прошли с огромным успехом. Шопен, его друзья и родные поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия. Ему казалось, что он навсегда покидает родину. Наконец, осенью 1830 года Шопен выехал из Варшавы. Друзья подарили ему на прощание кубок, наполненный польской землей. Трогательно простился с ним его учитель Эльснер. В предместье Варшавы, где проезжал Шопен, он вместе со своими учениками исполнил специально для этого случая написанное им хоровое произведение. Шопену было двадцать лет. Счастливая юношеская пора, полная поисков, надежд, успехов, закончилась. Предчувствия не обманули Шопена. Он расстался с родиной навсегда. Помня хороший прием, оказанный ему в Вене, Шопен решил начать там свои концерты. Но, несмотря на усиленные хлопоты, ему так и не удалось дать самостоятельный концерт, а издатели соглашались напечатать его произведения только бесплатно. Неожиданно с родины пришла тревожная весть. В Варшаве началось восстание против русского самодержавия, организованное польскими патриотами. Шопен решил прервать концертное турне и вернуться в Польшу. Он знал, что среди восставших - его друзья, может быть, и отец. Ведь в дни молодости Николай Шопен принимал участие в народном восстании под предводительством Тадеуша Костюшки. Но родные и друзья настойчиво советуют ему в письмах не приезжать. Близкие Шопену люди боятся, что преследования могут коснуться и его. Пусть лучше он останется свободным и служит родине своим искусством. С горечью композитор покорился и направился в Париж.

Он выступает в Вене, Кракове, исполняя свои произведения. Возвратившись в Варшаву, он её покидает навсегда 5 ноября 1830 года. Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби — тоски по родине. К этому прибавилась в конце тридцатых годов любовь к Жорж Санд, которая дала ему больше огорчения, чем счастья. Проехав Дрезден, Вену, Мюнхен, он в 1831 году приехал в Париж. В пути Шопен написал дневник так называемый «Штутгартский дневник» , отражающий его душевное состояние во время пребывания в Штутгарте, где его охватывало отчаяние из-за краха Польского восстания. В этот период Шопен пишет свой знаменитый «Революционный этюд». Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Успех был полный. В концертах Шопен выступал редко, но в салонах польской колонии и французской аристократии слава Шопена росла чрезвычайно быстро. Были композиторы, которые не признавали его талант, например, Калькбреннер и Джон Филд, но это не мешало Шопену приобрести множество преданных поклонников как в артистических кругах, так и в обществе. Любовь к преподаванию музыки и пианизма была отличительной чертой Шопена, одного из немногих великих артистов, которые посвятили этому много времени. В 1837 году Шопен почувствовал первый приступ болезни легких.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий