Финансовая грамотность в школе выступление на педсовете

Тема: «Формирование у обучающихся функциональной и финансовой грамотности на. уроках и во внеурочное время». Учитель МКОУ Большеверейской СОШ. Воронцова Н.Ф. Цель. uЦель современного образования в начальной школе – формирование функциональной грамотности. примерную рабочую программу по финансовой культуре - способы реализации ФГОС по финансовой культуре. Существует несколько вариантов внедрения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность обучающихся общеобразовательных организаций, которые и определяют так называемую модель реализации финансовой грамотности в школе. Первый выпуск Школы финансовой грамотности. 7 июня в Тамбовской областной универсальной научной библиотеке им. А.С. Пушкина состоялся первый выпуск слушателей Школы финансовой грамотности.

Финансовая грамотность в начальной школе

Методическая разработка (RAR, 2,32 Мб). Методическая разработка «Внедрение курса финансовой грамотности в обучение младших школьников на основе УМК «Школа России». Повестка дня: 1. «Повышение уровня педагогической компетентности в обучении детей финансовой грамотности». (Заведующий Ворон О.В.) 2. «Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности у дошкольников». Существует несколько вариантов внедрения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность обучающихся общеобразовательных организаций, которые и определяют так называемую модель реализации финансовой грамотности в школе. Зачем нужна финансовая грамотность, Почему люди в России часто финансово неграмотны, Жизненные ситуации, в которых необходима финансовая грамотность, Как избежать финансовых ошибок.

Функциональная грамотность. Формирование финансовой грамотности на уроках обществознания

Национальный проект «образование», поставил две важные существенные задачи: 1 обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования и 2 воспитание гармонично развитой социально ответственной личности. Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе. Он должен помнить, что результат его работы заложен им в тех материалах, с которыми он пришел на урок, и теми материалами, с которыми дети работают дома. Нужно понять: Какие задания работают на формирование функциональной грамотности? Сколько таких заданий в учебниках и задачниках, по которым работает учитель? Достаточно ли их количества для формирования прочного уровня функциональной грамотности? Составляющая функциональной грамотности - это финансовая грамотность. Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.

Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Бесспорным является тот факт, что начинать изучать основы финансовой грамотности, рационального финансового поведения следует с детства, так как современные школьники достаточно активно начинают самостоятельно покупать товары, пользоваться пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений , что требует от них определенного уровня финансовой грамотности. Функциональная грамотность — умение решать жизненные задачи в разнообразных сферах деятельности; способность использовать полученные математические знания для решения задач в разнообразных сферах; готовность применять математику в различных ситуациях. Одной из составляющей функциональной грамотности — это математическая грамотность учащихся. Математическая грамотность — это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, свойственные созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Современный цифровой мир с одной стороны облегчил жизнь человека, а с другой стороны, наоборот, усложнил. Перед человеком открывается многообразие цифрового мира. Теперь большая свобода выбора, и сделать правильный выбор часто означает сэкономить деньги или их не потерять, для этого надо иметь как минимум читательскую грамотность.

Так, чаще всего я использую: активное обучение, при котором главным становится активная познавательная деятельность обучающихся, направленная на решение поставленной проблемы.

В рамках реализации данного метода работы ставлю перед школьниками проблему практической направленности. На мой взгляд, эффективными также являются следующие направления в работе по формированию финансовой грамотности обучающихся как одного из элементов функциональной грамотности. Деловая игра. Ее преимущество заключается в том, что хотя моделируется реальная ситуация, но из-за сокращения временного промежутка, предоставляется возможность решить и увидеть конечный результат в течение короткого отрезка времени.

В режиме игры обучающиеся активно обсуждают, предлагают разные варианты решения поставленной задачи, моделируют практическую ситуацию, что помогает им в реальной жизни принимать правильные решения с учетом полученных знаний. Особый интерес для школьников вызвали задания по следующим темам: «Проводим исследование в семье», «Суть пенсионной реформы», «Вклады. Как сохранить и приумножить», «Рациональное размещение моих финансов» и другие. Одним из самых известных методов является «мозговой» штурм.

В рамках формирования финансовых компетенций, он идеально подходит для этого. Каждый из участников предлагает свою идею, которую записывает один из обучающихся. Затем начинаются дискуссии и обсуждения, после чего учитель говорит кто дал правильный ответ. Я предлагала школьникам следующие вопросы для «мозгового штурма»: какие полезные навыки ты мог бы приобрести, подрабатывая; какие таланты и способности ты можешь реализовать уже сегодня; приведи примеры людей, которые смогли превратить свой талант в деньги и другие.

Кейс-технологии также позволяют сформировать знания обучающихся в области финансов. Так я разрабатываю основные вспомогательные материалы, приближенные к реальной ситуации, организую предварительное обсуждение кейса, затем делю класс на группы, обучающиеся разрабатывают варианты решений, задают друг другу вопросы, составляют письменные отчеты. Учитель координирует обсуждение кейса в группах, оценивает работу. Данный метод позволяет предоставить реальную возможность школьнику понять какую ошибку он сделал и предоставить ему возможность ее исправить.

Большой интерес у обучающихся вызвали кейсы: «Страхование жизни», «Семейный бюджет», «Путешествие», «Расходы семьи» и другие. Метод проектов также помогает сформировать навыки финансовой грамотности у школьников. Использование исследовательских методов для решения выдвинутой проблемы, сбор, систематизация, анализ полученных результатов помогают обучающемуся решить стоящую перед ним практическую задачу. Так, мною был предложен проект по теме: «Организация и деятельность моей фирмы».

Обучающиеся должны были показать не только теоретические знания по маркетинговому исследованию, но и предложить такой бизнес, который был бы рентабельным в реальной практической жизни. Вызвал интерес проект по теме: «Личное финансовое планирование». Мини-исследование помогает через создание проблемной ситуации, поиск и обоснование решения проблемы, а также получения практических результатов сформировать навыки рациональных финансовых расчетов. Мною были предложены обучающимся в рамках мини - исследования следующие темы: «Жизнь в кредит: за и против», «Карманные деньги», «Смс-мошенничество», «Финансовые пирамиды».

Метод «Кластер» также помогает лучше усвоить те или иные сложные вопросы, касающиеся каких - либо смысловых единиц или более полно раскрывающие тему, логические связи. Я предлагала обучающимся кластеры по темам: «Семейный бюджет», «Налоги». Одной из самых интересных форм работы школьники считают обучение финансовой грамотности через литературных героев. Литература богата примерами, связанными с проблемами отношения человека к деньгам.

Экспериментальная программа "Планета знаний" не оправдала себя, а между тем по ней продолжают обучать детей, так как учебники закуплены. Тут то же? Учебные пособия некуда деть? Категорически против данной инициативы! Для начала пусть школы усиливают уровень преподавания основных дисциплин в школах. Нынешние российские школьники уже активно пользуются "благами" капитализма — покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. Они уже с довольно раннего возраста переходят в категорию потребителей. Умение пользоваться деньгами для них уже крайне важно, так как именно детский мозг больше всего подвержен влиянию рекламы, и транснациональные корпорации уже вовсю наживаются на детях и подростках.

Еще одна важная причина для внедрения финансовой грамотности в школах — это развитие навыка по выявлению реальных потребностей и отделения их от сиюминутных желаний. Наверняка многие из нас видели бьющихся в истерике детей в супермаркетах или школьников, увешанных гаджетами. Эти дети не знают, что деньги — это результат тяжелого труда родителей. Они привыкли к тому, что всегда получают все, что хотят. Родители воспринимаются как аналог бездонного кошелька. Главное, что должны донести до детей занятия по финансовой грамотности — деньги нужно зарабатывать и уметь тратить так, чтобы они принесли максимальную пользу, а не сиюминутное удовлетворение. Однако проблема финансовой грамотности детей не может быть решена без повышения финансовой грамотности педагогов и родителей. Должна быть организована просветительская работа с родителями в форме видео-семинаров, тематических бесед и родительских собраний.

Для всего этого в Министерстве науки и образования необходимо разработать специальные программы и стандарты. Помимо вышесказанного рекомендуется организовать не просто центры переподготовки педагогов, но и проводить профессиональное обучение педагогического состава школ простейшим навыкам по работе с финансами. При этом главное, что должно быть донесено до педагогов, большинство из которых сидят на кредитной игле, жалуясь при этом на низкую зарплату: "Траты не должны превышать заработок". Если зарплата не покрывает потребности, нужно развиваться и расти профессионально, а именно получать категорию, повышать квалификацию, подрабатывать репетиторством или же разрабатывать собственные образовательные или учебные курсы. Только работа на уровне всех слоев общества вкупе с адекватной пропагандой финансовой грамотности способна преодолеть опасность растущей кредитной зависимости в обществе и повысить благосостояние населения.

Финансовая дисциплина помогает разумно относиться к деньгам — не поклоняться им и не бояться. Финансово грамотный человек имеет доход, которого хватает на удовлетворение потребностей, жизнь в удовольствие, обеспечение достойного уровня благ в будущем. На схеме навыки, финансово подкованного гражданина: Задание: прочитай текст, используй схему, определи каких начальных навыков финансовой грамотности нет у Матвея. Мальчик потратил деньги в столовой, сходил в кино и купил сладостей, а на тетради денег не хватило. Хотел взять деньги из копилки, но там оказалось пусто. Пришлось просить у папы еще 500 рублей. Ответ: расходует больше, чем зарабатывает — взял в долг денег у папы; неразумно тратит— спустил деньги на развлечения; не составляет план расходов и доходов; не копит. Задание: оцени свой уровень грамотности по схеме. Если ты набираешь 2-4 пункта, то это низкий уровень, 5-7 —средний, 8-9 —ты молодец и хорошо разбираешься в экономических процессах. Каких навыков не хватает тебе, чтобы стать финансово грамотным? Вопрос: На что ты тратишь карманные деньги? Удается ли тебе накопить на свою цель? Почему так происходит? В России нет развитой финансовой культуры. В Западных странах с детства учат потреблять экономно, перерабатывать отходы, страховать жизнь и здоровье, оставлять сбережения «на черный день». Наши бабушки и дедушки родились и выросли в СССР, где не было рыночных отношений:вся собственность принадлежала государству, медицинские и образовательные услуги предоставлялись бесплатно, коммунальные платежи и проезд стоили недорого. Пожилые люди не могут перестроиться под новую реальность. Мамы и папы выросли в 1990-ые — период тяжелейших экономических кризисов, когда деньги обесценивались каждый день, а цены росли. В таких условиях люди не копили, эта привычка сохранилась до сих пор. Это интересно! В 1993 году хлеб стоил 25 рублей, а 1994 году — 450. Желание быстро разбогатеть. После распада СССР люди и череды кризисов потеряли свои накопления, поэтому часть россиян боится банков и хранит деньги «под матрасом». Подсознательно люди опасаются воровства и хотят сберечь накопления. Создатели финансовых пирамид обещают выгодно вложить эти средства, а на деле просто обманывают людей. Мошенники втираются в доверие, пользуются правовой и финансовой безграмотностью жертвы, а потом скрываются с деньгами. Низкий уровень дохода. По данным Росстата за 2020 год в РФ 18 млн. Их доход ниже 12 тысяч рублей прожиточного минимума.

Выступление на педагогическом совете.

Слайд 6 НОВИЗНА ОПЫТА заключается в разработке методических материалов с использованием инновационных технологий , которые дают знания о мире финансов и экономики, в котором ребенок может быть главным действующим героем. Использование опыта возможно в условиях Образовательной организации , в повседневной жизни , так как мой опыт охватывает всех участников образовательного процесса и используется во всех возможных формах взаимодействия с ними на уроках и во внеурочное время. Цель внедрения данного направления в нашей Образовательной организации — показать важность обучения учащихся финансовой грамотности. Слайд 7 Обучение финансовой грамотности учащихся , это необходимость для России, как процветающей страны в будущем, занимающую лидирующее место в мире по качеству жизни.

Необходимость проведения системной работы с педагогами по внедрению в практическую деятельность материалов и образовательных программ по финансовой грамотности. Предусмотреть проведение командного обучения для эффективной организации работы в проектных группах. Предусмотреть проведение практических занятий в образовательных организациях в целях практической апробации педагогами своих методических проектных наработок. Необходимость представления опыта работы по финансовой грамотности на сайте городского методического объединения или методического центра города. Методические материалы: Сборник задач по финансовой грамотности. Учебное пособие. Авторы: Носач Е. Выступление по теме «Формирование финансовой грамотности у учащихся».

Несколько лет подряд наши ученики становятся победителями и призерами конкурса «Налоги — паруса государства». Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебнике незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях. Родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания но не за отметки в дневнике или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере. Только работа на уровне всех слоев общества вкупе с адекватной пропагандой финансовой грамотности способна преодолеть опасность растущей кредитной зависимости в обществе и повысить благосостояние населения. Источники: 1. Белехова Г.

Поэтому наша образовательная организация перед собой поставила следующие. Слайд 8 -создать условия для формирования финансовой грамотности у детей; - познакомить детей с явлениями социальной действительности понимание и оценка окружающего предметного мира ; -расширить знания детей и дать осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд - товар - деньги» и «стоимость товара в зависимости от качества»; -развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, и управлять своими эмоциями; -воспитать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту вести себя правильно в различных жизненных ситуациях ; - развить навыки осмысленного поведения; Слайд 9 ОПЫТ и РЕЗУЛЬТАТ Слайд 10 В старших классах возникает потребность участия в проектной деятельности. Исследования, проводимые на занятиях по финансовой грамотности, а также самостоятельно, могут быть представлены в виде защиты проекта на научно — практической конференции в школе.

Финансовая грамотность

Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека. Функциональная грамотность человека, в том числе подрастающего, является основным условием качества его жизни и социальной безопасности общества. В 2016\2017 учебном году в рамках проекта Минфина России было подготовлено 7600 учителей в 15 регионах. Они обучались на 72-часовых программах повышения квалификации, по окончании которых могут вести занятия по финансовой грамотности в школах и техникумах. Предложено содержание типовых задач для учащихся по разделам курса «Финансовая грамотность» с учетом реализу-ющих интересов обучающихся. Первый выпуск Школы финансовой грамотности. 7 июня в Тамбовской областной универсальной научной библиотеке им. А.С. Пушкина состоялся первый выпуск слушателей Школы финансовой грамотности. При проведении аукциона Банкир выступает в качестве аукциониста. Банк никогда не может стать банкротом, но может выдать столько денег, сколько нужно, в виде долговых расписок, написанных на обычном листке бумаги. Игроки бросают оба кубика.

Финансовая грамотность учащихся – веление времени

Например, ученику предлагают ситуацию, согласно которой он уже работает и зарабатывает деньги. У него есть определенная сумма для первоначального взноса на покупку жилья. Но ему требуется в 3 раза больше денег. Учитель задает вопрос, как он будет действовать, чтобы купить квартиру. Технология творческой мастерской На уроках учитель создает учебный процесс, стимулирующий творческую, эмоциональную атмосферу.

Элементы финансовой грамотности в новых ФГОС распространяются на предметы, напрямую связанные с вычислениями и экономической сферой. Наиболее гармонично они вписываются в математику и обществознание. Например, на уроках математики, изучая проценты, можно вместо решения задач с кусочками пирога планировать личный или семейный бюджет либо изучать пользование кредитами.

Именно эти школьные предметы позволяют внедрить базовые финансовые знания в школьную программу наиболее естественным образом. Но Минфин России разработал рекомендации по встраиванию элементов финансовой грамотности и в другие дисциплины. Мы надеемся, что в обозримом будущем финансовая грамотность найдет точки соприкосновения с такими предметами, как информатика, основы безопасности жизнедеятельности, история, литература, иностранные языки, — ведь финансы пронизывают всю нашу жизнь. Все методические и обучающие материалы по финансовой грамотности — учебники, поурочные презентации, игровой и видеоконтент — созданы за счет средств федерального бюджета и безвозмездно передаются в российские школы или публикуются в открытом доступе. Уметь научить Безусловно, большая роль в популяризации финансовой грамотности в школе отводится педагогам. Профессиональные компетенции современных учителей позволяют им быстро осваивать новый материал и методики преподавания, но важно, чтобы педагог осознавал свое место и новую роль в учебном процессе. Чтобы образование как можно более просто, безболезненно и быстро «подружилось» с основами финансовых знаний, для всесторонней поддержки учителей, методистов, преподавателей, консультантов на базе ведущих вузов России — МГУ имени М.

При поддержке Минфина России федеральные методические центры развивают образовательные практики и современные обучающие программы, необходимые контрольно-измерительные материалы, проводят занятия по подготовке и переподготовке педагогов. МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА Николай Иосифович Берзон, руководитель Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования Высшей школы экономики, доктор экономических наук, профессор При введении элементов финансовой грамотности в школьную программу мы сталкиваемся как минимум с двумя проблемами. Первая проблема заключается в том, что на сегодняшний день в школе нет отдельного обязательного предмета, посвященного финансовой грамотности только элективный курс , а в масштабах целой страны недостаточно школ с подобным опытом. Вторая проблема — в школах недостает подготовленных учителей, которые могли бы преподавать этот предмет или его элементы внутри других дисциплин. Педагогические вузы готовят учителей русского языка, математики и других предметов, но не финансовой грамотности. Поэтому наша задача — обучать учителей и помогать им транслировать полученные знания своим ученикам. Кроме обозначенной проблематики можно отметить, что на предыдущем этапе введения финансовой грамотности в школьную программу мы столкнулись с проблемой непонимания со стороны некоторых директоров и администраторов школ.

Там, где администрация региона рекомендует изучать финансовую грамотность, этот курс читается, там же, где идеей экономического просвещения пока не прониклись, предпочтение отдается другим областям знаний. Проблема в том, что, прослушав наши курсы, учителя повышают личные экономические знания, а донести их до учеников иногда не имеют возможности: в школе нет такого элективного курса. То есть учителей мы обучили, но над учителем стоит директор. Чтобы содействовать распространению в школах идеи финансовой грамотности, мы организовали короткий обучающий семинар для директоров и администраторов школ. Похожая система уже используется, например, Федеральным методическим центром для высшей школы на базе МГУ имени М.

Чем раньше дети узнают о роли денег в жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. При изучении математики дети знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Знакомятся с понятием цена товара, количество, стоимость покупки. Учащиеся решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Изучая окружающий мир обучающиеся, узнают: что такое экономика, государственный бюджет, семейный бюджет, знакомятся с историей денег. Но всё это носит не системный характер, поэтому чтобы процесс формирования финансовой грамотности обучающихся носил целостный характер, задания, направленные на развитие финансовой грамотности, я включаю в другие учебные предметы, внеурочные занятия, при проведении классных часов. СЛАЙД 4 Для организации работы по формированию у младших школьников финансовой грамотности использую УМК «Введение в финансовую грамотность», который разработан с учётом возможности встраивания предлагаемых в нём тем на уроках по предметам «Окружающий мир», «Математика», «Технология» и также учебные пособия, которые представлены на слайде. Формирование финансовой грамотности младших школьников осуществляется через формирование элементарных представлений о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества. Уже в начальных классах учащиеся начинают освоение основных терминов, составляющих суть экономики: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др.

Слайд 6 НОВИЗНА ОПЫТА заключается в разработке методических материалов с использованием инновационных технологий , которые дают знания о мире финансов и экономики, в котором ребенок может быть главным действующим героем. Использование опыта возможно в условиях Образовательной организации , в повседневной жизни , так как мой опыт охватывает всех участников образовательного процесса и используется во всех возможных формах взаимодействия с ними на уроках и во внеурочное время. Цель внедрения данного направления в нашей Образовательной организации — показать важность обучения учащихся финансовой грамотности. Слайд 7 Обучение финансовой грамотности учащихся , это необходимость для России, как процветающей страны в будущем, занимающую лидирующее место в мире по качеству жизни.

"Формирование финансовой грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности".

Рассмотрим содержание темы по финансовой грамотности в курсе математики в 3 классе на примере УМК «Школа России». В 3 классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 р., учатся переводить рубли в копейки и обратно. Предложено содержание типовых задач для учащихся по разделам курса «Финансовая грамотность» с учетом реализу-ющих интересов обучающихся. Создать условия для успешной адаптации и социализации учащихся в обществе можно через изучение курса «Финансовая грамотность». Данный курс был впервые введен в 2019-2020 учебном году для учащихся 10-х классов. PISA-2012 – финансовая грамотность. PISA-2015 – решение проблем. Выступление на педсовете по теме «Актуальность формирования функциональной грамотности обучающихся в условиях реализации национального проекта «Образование»», январь 2022г.

Финансовая грамотность учащихся – веление времени

1. Расширить знания о значении финансовой грамотности; актуализировать и расширить знания педагогов в области. экономики и финансовой грамотности 2. Развить потребность к самостоятельному получению знаний, самосовершенствованию, саморазвитию. В исследованиях PISA финансовая грамотность определяется как знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. «Чтобы ваши финансы не пели романсы» – под таким девизом проходят в нашей школе уроки и мероприятия по финансовой грамотности. О важности такой работы и не приходится говорить, когда мы живем в век сплошных финансовых операций. Эти уроки и мероприятия направлены. Функциональная грамотность в предмете финансовая грамотность. (СЛАЙД 1) В современной педагогике образовательный результат понимается, как индивидуальное достижение, т.е. достигает не весь класс, а конкретный ребенок.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий