19 февраля манифест

Крестьянская реформа 1861 19 февраля 1861 царским манифестом было отменено крепостное право.

Невольная воля. Бывшие крепостные должны были выкупать землю до 1955 г.

Однако этот документ можно рассматривать как одну из многих попыток императора отменить нововведения Екатерины II, покровительствовавшей дворянству. Значение манифестов, связанных с освобождением крестьян, сложно переоценить. С одной стороны, они претворили в жизнь давно назревавшее реформирование социальной структуры российского общества. С другой, по мнению многих историков, лишь усилили социальную напряженность и стали благодатной почвой для развития революционных движений.

Государственная Дума Российской империи Два ключевых манифеста, радикально изменивших политическую жизнь страны, были изданы Николаем II в 1905 году с разницей в два с половиной месяца. Первый из них - "Высочайший Манифест Об учреждении Государственной Думы" от 6 или 19 по григорианскому календарю августа ознаменовал учреждение в Российской империи законосовещательного учреждения, позже получившего и законодательные функции.

Недостатки реформы:было малоземелье, её не хватало необходимо 5,5 десятин, а давали 1,5 ; рождается народничество защита народа от царя ; крестьяне не становились полноправными членами общества. Историческое значение освобождения крестьян Реформа учитывала интересы помещиков гораздо более, чем крестьян. Но: Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Велико и нравственное значение этой реформы, покончив с крепостным рабством.

Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, которые должны были ввести в стране современные формы самоуправления и суда, подтолкнуть развитие просвещения. Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Её введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству. В крестьянской реформе проявилась ограниченность возможностей самодержавия в проведении либеральных преобразований. Преследуя цели укрепления собственной власти, опираясь на традиционные элементы общества, государство неизбежно смешивало элементы либеральной и попечительной политики.

Он сказал, что необходимо провести реформу сверху, пока низы Российской империи не взяли инициативу в свои руки. Уже в 1857 г. Александр II — российский император Источник Рис. Александр II призывает московских дворян к освобождению крестьян Источник Однако дело продвигалось довольно трудно, поскольку члены комитета сами являлись ярыми сторонниками сохранения крепостного права в России. Александр решил возглавить процесс, и в этом ему помог случай. В октябре 1857 г. Назимов рис. В нем дворяне просили о разрешении императора обсуждать с ним вопрос об освобождении своих крестьян. Назимов — виленский губернатор, друг Александра II Источник Александр решил воспользоваться данной ему возможностью и издал рескрипт, по которому в указанных губерниях должны были быть созданы комитеты по обсуждению проекта отмены крепостного права. В течение 1858 г. После этого дискуссия об отмене крепостного права стала официальной и практически всенародной. Следом за этим были предприняты еще более решительные шаги. Секретный комитет был переименован в Главный комитет, который возглавил сторонник крестьянской реформы великий князь Константин Николаевич. В составе комитета был выделен специальный орган, точнее несколько органов, называемых Редакционные комиссии.

В результате император решил приступить к скорейшей разработке реформы. В октябре 1857 г. Ланской представил Александру II полученное от Назимова ходатайство инвентарных комитетов Виленской, Гродненской и Ковенской губерний об отмене крепостного права при условии сохранения всей земельной собственности за помещиками. Под давлением императора Секретный комитет постановил поручить министру внутренних дел разработать текст рескрипта Назимову. В результате 20 ноября 2 декабря Александр II подписал подготовленный под руководством А. Лёвшина Высочайший рескрипт на имя генерал-губернатора Виленской, Гродненской и Ковенской губерний, в котором излагалась первая определённая правительственная программа реформы — личное освобождение крестьян, предоставление им «усадебной оседлости» в собственность «посредством выкупа» и полевой земли за исполнение повинностей, сохранение вотчинной полиции в руках дворян. Разрабатывать конкретные проекты реформы должны были губернские комитеты по крестьянскому делу , формировавшиеся из состава местных дворянских корпораций Конец крепостничества. Более предметное изложение данных условий содержалось в отношении министра внутренних дел С. Ланского Назимову от 21 ноября 3 декабря , в котором был также сформулирован принцип постепенности предстоявшего преобразования: губернским комитетам предлагалось назначить для «переходного состояния» срок «не свыше 12-ти лет»; в течение этого времени крестьянам не дозволялось покидать имение «без разрешения помещика»; «для надзора за введением и соблюдением новых правил и для разбора недоразумений, могущих возникнуть между помещиками и крестьянами», планировалось образовать «особые в каждом уезде присутствия» должны были, в частности, контролировать сдачу «нерадивых и порочных крестьян» в рекруты. В отношении более определённо, чем в рескрипте, ставился вопрос о необходимости наделения крестьян полевой землёй «в видах предотвращения вредной подвижности и бродяжничества» Конец крепостничества. Рескрипт носил локальный характер, однако его содержание сразу же было официально предано гласности: текст разослан всем губернаторам и губернским предводителям дворянства для ознакомления и опубликован в газете Le Nord Брюссель , специально созданной по инициативе российских властей, и в «Журнале Министерства внутренних дел». Под предлогом того, что дворянство Санкт-Петербугского и Ямбургского уездов Санкт-Петербургской губернии выступило за упорядочение крестьянских повинностей, 5 17 декабря рескрипт и отношение министра внутренних дел сходного содержания были направлены санкт-петербургскому генерал-губернатору П. После этого правительством были инициированы адреса от дворянства остальных губерний европейской части России, в ответ на них даны рескрипты губернаторам по образцу рескриптов Назимову и Игнатьеву. К обсуждению вопросов правительственной политики впервые были привлечены широкие круги дворянства: открыты 46 губернских комитетов по крестьянскому делу 1858—1859 и две Общие комиссии для северо-западных и юго-западных губерний, которые должны были разработать проекты реформы с учётом особенностей различных регионов страны. В губернских комитетах сложились два противостоявших лагеря помещиков-дворян: консервативное большинство [князь И. Гагарин, Д. Шидловский, граф П. Шувалов из рода Шуваловых и другие; отстаивало право помещиков на землю и вотчинную власть и либеральное меньшинство А. Кошелёв , А. Унковский , князь В. Черкасский , А. Шрётер, П. Свистунов и другие; выступало за упразднение вотчинной власти и выкуп крестьянами надельной земли в собственность]. В начале 1858 г. Лёвшина не имевшего ясного представления о её перспективах и стремившегося к компромиссу с противниками отмены крепостного права к Н. Милютину — убеждённому стороннику освобождения крестьян с землёй. Александр II утвердил программу занятий губернских комитетов: под влиянием члена Главного комитета по крестьянскому делу генерал-лейтенанта Я. Ростовцева и стоявшего за ним полтавского помещика М. Позена, считавшего, что дворянство должно было сохранить право собственности на полевую землю он фактически допустил в её тексте возможность наделения крестьян только усадебной землёй. Для сохранения общественного порядка в период проведения реформы предполагалось учредить на местах должности военных генерал-губернаторов, наделённых правом принимать чрезвычайные меры. Однако крестьянские волнения в Эстляндской губернии т. В результате 18 30 октября 1858 г. Для рассмотрения проектов губернских комитетов 17 февраля 1 марта 1859 г. Ростовцев, с 1860 — граф В. В их состав входили представители бюрократии и общественных деятелей, большинство которых являлись сторонниками либеральных проектов реформы. Общепризнанным лидером Редакционных комиссий был Н. Милютин, его ближайшими помощниками — князь В. Черкасский и Ю. Именно план освобождения крестьян в имении Карловка, разработанный Милютиным, стал основой для создания проекта освобождения крестьянства во всероссийском масштабе. При его разработке члены Редакционных комиссий учитывали опыт российского реформа Киселёва 1837—1841 и др. Подготовка чернового варианта проекта была завершена к началу сентября 1859 г. В его обсуждении приняли участие представители губернских комитетов по 2 от каждого , вызывавшиеся в Санкт-Петербург в августе 1859 г. Депутаты от губернских комитетов подвергли проект критике за недостаточное соблюдение интересов помещиков; в результате членам Редакционных комиссий пришлось пойти на незначительные уступки этим требованиям несколько уменьшить размер наделов, которые предполагалось предоставить крестьянам, и увеличить объём повинностей, возложенных на них.

Манифест об отмене крепостной зависимости

Крестьянская реформа 1861 19 февраля 1861 царским манифестом было отменено крепостное право. Всемилостивейший Манифест от 19 февраля 1861 г., Об отмене крепостного права (Христианское чтение. Положение 19 февраля 1861 года. Историческое значение реформы. 1. По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу Положения регу-лировали вопросы наделения. Манифест и Положение об отмене крепостного права – 19 февраля 1861г. Обнародование Манифеста об отмене крепостного права 5 марта 1861 г.

Вы точно человек?

(19 февраля) 3 марта 1861 года Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». История | Смотреть выполненную таблицу Вопросы Ответы 1. Личное освобождение крестьян Какие гражданские права и свободы получили крестьян. Эпохальный манифест 1861 года открыл новую капиталистическую страницу в истории России и ввел огромную страну в эру капиталистического развития сельского хозяйства. Манифест, отпечатанный типографским способом, был разослан по епархиям. Освобождение крестьян (Чтение Манифеста). Перед оглашением Манифеста войска в стране были приведены в повышенную готовность. Самой главной реформой Александра II за все время его правления стала Крестьянская реформа – издание Манифеста 19 февраля 1861 г. об отмене крепостной зависимости.

5 императорских манифестов, которые изменили Россию

Манифест 19 февраля 1861 г. об отмене крепостного права Одним из самых значимых актов в полугодичном правлении Петра III стал "Манифест о вольности дворянства" от 18 февраля 1762 года.
19 февраля 1861 года. Крестьянская реформа в России. Отмена крепостного права 19 февраля 1861 Александром II были подписаны Манифест и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

Предпосылки к отмене крепостного права

  • ##plugins.themes.bootstrap3.article.sidebar##
  • - itexts Ресурсы и информация.
  • Все — крепостные?
  • Александр II - Манифест 19 февраля 1861 года краткое содержание
  • «Чтобы добрый дар был разумно употреблен…»

Отмена крепостного права (Манифест 1861 года)

Это была неподъемная сумма. На «помощь» крестьянам пришло государство. Остальную часть платили крестьяне. При этом они обязывались в течение 49 лет рассчитаться с государством и выплатить требуемые проценты. В среднем по стране за один земельный участок банк выплачивал помещику 400 рублей. При этом крестьяне отдавали банку деньги в течение 49 лет на сумму практически в 1200 рублей. Государство практически втрое увеличивало свои деньги. Дата отмены крпостного права это важный этап в развитии России, но он не дал положительного результата.

Только к концу 1861 года в стране вспыхнули восстания в 1176 имениях. К 1880 году 34 российские губернии были объяты крестьянскими восстаниями. Только после первой революции в 1907 году, власть отменила выкуп земли. Землю стали предоставлять бесплатно.

В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам. Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству дела, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправлены и дополнены в Главном по сему делу комитете; и составленные таким образом новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях рассмотрены в Государственном совете. Призвав Бога в помощь, мы решились дать сему делу исполнительное движение. В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными. Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников. Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы. На сих главных началах составленными положениями определяется будущее устройство крестьян и дворовых людей, установляется порядок общественного крестьянского управления и указываются подробно даруемые крестьянам и дворовым людям права и возлагаемые на них обязанности в отношении к правительству и к помещикам. Хотя же сии положения, общие, местные и особые дополнительные правила для некоторых особых местностей, для имений мелкопоместных владельцев и для крестьян, работающих на помещичьих фабриках и заводах, по возможности приспособлены к местным хозяйственным потребностям и обычаям, впрочем, дабы сохранить обычный порядок там, где он представляет обоюдные выгоды, мы предоставляем помещикам делать с крестьянами добровольные соглашения и заключать условия о размере поземельного надела крестьян и о следующих за оный повинностях с соблюдением правил, постановленных для ограждения ненарушимости таковых договоров. Как новое устройство, по неизбежной многосложности требуемых оным перемен, не может быть произведено вдруг, а потребуется для сего время, примерно не менее двух лет, то в течение сего времени, в отвращение замешательства и для соблюдения общественной и частной пользы, существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок. Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть: 1. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые съезды.

Манифест об отмене крепостного права 19 февраля 1861 года Манифест об отмене крепостного права 19 февраля 1861 года 18 февраля 1855 года на российский престол вступил 37-летний Александр II, шесть лет спустя, 19 февраля 1861 года император подписал Манифест об отмене крепостного права. Отмена крепостного права сопровождалась реформированием всех сторон жизни российского общества, что вызвало волну исследований событий данного периода отечественной истории. С момента обнародования документов реформы крестьяне получили личную свободу.

Неудивительно, что согласно данному принципу, оформление состоятельной, обуржуазившейся прослойки в русской деревне шло достаточно медленными темпами. Круговая порука порождала сильную зависимость от общины, ограничивавшей свободу передвижения крестьян. Наличие общины также могло объяснить явления застоя и рутинности производительных сил в русской деревне. И согласно условиям реформы 1861 года в документах на землю было указано лишь то, какое количество земли получит данный двор, но ни коим образом не определялись локация данной земли либо ее пределы. Община была в праве поменять один участок на другой. Пример 2 Участок земли не мог стать собственностью крестьянина, его получение не предоставляло возможности им распоряжаться так, как это были в праве делать члены иных сословий со своей собственностью, например, выставить на продажу, кроме того, было исключено право передачи либо получения его по наследству. Русское крестьянство по традиции было малоземельным, а размеры крестьянских участков не предоставляли возможности для развития товарного хозяйства, более того, они еле-еле гарантировали прожиточный минимум крестьянских семей. Именно поэтому, вопрос о предоставлении крестьянам земельных наделов был центральной проблемой в экономической и общественно-политической жизни России аж до 1917 года. Предоставление крестьянам земли являлось способом разрешения наиважнейшей государственной задачи — гарантировать существование крестьянства в качестве сословия. Здесь налицо сознательное стремление трактовать права крестьян в качестве отдельной правовой системы, иной, нежели право всех иных сословий. Закрепленное за крестьянином право на землю полностью отличалось от права собственности на землю всех других сословий. Таким образом, были сформированы предпосылки для последующего расширения разрыва между правосознанием крестьян и иных сословий социума Российской империи. Трансформация крестьян в небольших собственников была отложена. В то же время оставался неизменным сословный принцип организации всего русского общества.

Отмена крепостного права (Манифест 1861 года)

19 февраля 1861 г. император Александр II подписал "Манифест", положивший начало новой эпохе в истории России. Молва утверждала, что обнародование манифеста произойдет 19 февраля, в годовщину восшествия на престол Александра II. Найдите и изучите текст Манифест 19 февраля 1861 г. Разбившись на две группы, обсудите документ (первая группа вьсказывает аргументы в пользу реформы, вторая критикует реформу). Манифест 19 февраля 1861 года. Божиею милостию Мы, Александр Второй, император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский, и прочая, и прочая. 19 февраля 1861 г. в Петербурге Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение.

Все — крепостные?

  • Манифест 19 февраля 1861 года - Александр II :: Читать онлайн в
  • Популярные статьи:
  • Процесс освобождения крестьянства
  • Оглавление:

160 лет отмене крепостного права в России

«Чтобы добрый дар был разумно употреблен…» 5 марта 1861 года, в Прощёное воскренье во всех российких храмах был зачитан Манифест 19 февраля 1861 года об отмене крепостного права Александра II об освобождении крестьян.
160 лет отмене крепостного права в России Высочайшій Манифестъ о Всемилостивѣйшемъ дарованіи крѣпостнымъ людямъ правъ состоянія свободныхъ сельскихъ обывателей, и объ устройствѣ ихъ быта (1861 г., Февраля 19).
Вы точно человек? имениям ввести в действие в течение двух лет, со дня издания настоящего Манифеста.
Оглавление: Положение 19 февраля 1861 года. Историческое значение реформы. 1. По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу Положения регу-лировали вопросы наделения.

Невольная воля. Бывшие крепостные должны были выкупать землю до 1955 г.

Положения 19 февраля обязывали помещиков дать землю крестьянам, а крестьянам — принять эту землю. Крестьяне наделялись полевой землей по региональным нормам, не бесплатно, а за повинности и выкуп. Произведение относится к жанру История. Исторические науки, Культура.

Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды.

Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет со дня издания настоящего манифеста. До истечения сего срока крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов. Обращая внимание на неизбежные трудности предприемлемого преобразования, мы первое всего возлагаем упование на всеблагое провидение Божие, покровительствующее России. Засим полагаемся на доблестную о благе общем ревность благородного дворянского сословия, которому не можем не изъявить от нас и от всего Отечества заслуженной признательности за бескорыстное действование к осуществлению наших предначертаний.

Россия не забудет, что оно добровольно, побуждаясь только уважением к достоинству человека и христианскою любовию к ближним, отказалось от упраздняемого ныне крепостного права и положило основание новой хозяйственной будущности крестьян. Ожидаем несомненно, что оно также благородно употребит дальнейшее тщание к приведению в исполнение новых положений в добром порядке, в духе мира и доброжелательства и что каждый владелец довершит в пределах своего имения великий гражданский подвиг всего сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях, и тем даст сельскому населению добрый пример и поощрение к точному и добросовестному исполнению государственных повинностей. Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян и признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев утверждают нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе. Для удобнейшего же приведения в действие тех соглашений между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать в собственность вместе с усадьбами и полевые угодья, от правительства будут оказаны пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов. Полагаемся на здравый смысл нашего народа.

Когда мысль правительства о упразднении крепостного права распространилась между не приготовленными к ней крестьянами, возникали было частные недоразумения. Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим Рим. XIII, 1 , воздавать всем должное, и в особенности кому должно, урок, дань, страх, честь 7 ; что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за cиe соответственной повинности.

Особенно значительными оказались отрезки в черноземных районах. Крестьяне были не только ущемлены в размерах земли; они, как правило, получали неудобные для обработки наделы, поскольку самая лучшая земля оставалась у помещиков. Временнообязанный крестьянин получал землю не в собственность, а только в пользование. За пользование он должен был расплачиваться повинностями — барщиной или оброком, которые мало отличались от прежних его крепостных повинностей. Следующим этапом освобождения крестьян был переход их в состояние собственников. Для этого крестьянин должен был выкупить усадебную и полевые земли. Цена выкупа значительно превышала действительную стоимость земли. Следовательно, крестьяне платили не только за землю, но и за свое личное освобождение. Чтобы обеспечить реальность выкупа земли, правительство организовало так называемую выкупную операцию. Оно заплатило за крестьян выкупную сумму, предоставив им таким образом кредит. После заключения выкупной сделки крестьянин именовался собственником. Однако его собственность на землю была обставлена разного рода ограничениями. Полным собственником крестьянин становился лишь после выплаты всех выкупных платежей. Первоначально срок пребывания во временнообязанном состоянии не был установлен, поэтому многие крестьяне тянули с переходом на выкуп. Тогда был принят закон об обязательном переходе на выкуп в течение двух лет. В этот срок следовало заключить выкупные сделки либо терялось право на земельные наделы. В 1883 году категория временнообязанных крестьян исчезла. Часть из них оформила выкупные сделки, часть лишилась земли. В 1863 и 1866 годах реформа была распространена на удельных и государственных крестьян. Удельные крестьяне получили землю на более льготных условиях, чем помещичьи. За государственными крестьянами сохранилась вся земля, которой они пользовались до реформы. Отдельные группы крестьян, воспринимавших землю как «божью собственность», которая, согласно «правде», должна распределяться поровну лишь между работающими на ней, отнеслись к отмене крепостного права крайне отрицательно, называли его «подложной грамотой». Распространялись слухи о том, что помещики спрятали «настоящую волю». В итоге, в ряде мест в том числе в селе Бездна, Казанской губернии, и деревне Кандеевка, Пензенской губернии вспыхнули бунты, на подавление которых посылались воинские команды. Всего было зафиксировано более двух тысяч выступлений. К лету 1861 волнения пошли на убыль. Крестьяне, участвуя в составлении уставных грамот, и, вероятно, надеясь на улучшение жизни в качестве самостоятельных и свободных хозяев, втягивались в повседневную трудовую деятельность, что и привело к успокоению. Надежды же революционеров поднять их на борьбу после подписания грамот, то есть тогда, когда, как предполагалось, крестьяне окончательно убедятся в грабительском характере реформы, оказались беспочвенными. Итоги и последствия реформы Результаты реформ середины XIX века, в том числе и отмены крепостного права, постоянно являются предметом исследования и анализа со стороны ученых. Так, для большинства советских историков реформы — это водораздел, отделяющий период феодализма от периода капитализма, для многих западных исследователей — рубеж между традиционным и современным обществом. Готрелл предложил иную интерпретацию. Она состоит в том, что «реформы совпали с периодом ускорения экономического роста, а не положили ему начало… Несомненно, реформы имели большое политическое и социальное значение, но их экономическое влияние следует оценивать весьма осторожно». Если иметь в виду точный смысл законодательства 1861 года, то надо признать, что оно и не было рассчитано на единовременную перестройку помещичьего и крестьянство хозяйств, тем более — на единовременный переворот в экономике в целом. Время достижения конечной цели реформы — отделения крестьянского хозяйства от помещичьего и образования крестьянской земельной собственности — не устанавливалось, хотя предполагалось, что переход всех крестьян на выкуп совершится через 20 лет. Этот расчет Н. С переходом на выкуп надельной земли крестьяне номинально становились собственниками, однако сам по себе этот юридический статус не означал свободного развития самостоятельного мелкого крестьянского хозяйства, к чему стремились реформаторы. Ряд важных положений реформы, на которые они вынуждены были пойти, затруднял осуществление конечной цели. Вопрос о влиянии отмены крепостного права на развитие помещичьего и крестьянского хозяйства еще недостаточно изучен. Противоположность ставших традиционными выводов новым подходам, предложенным в современной литературе, приводит к одному несомненному заключению: проблема реализации реформы 1861 года требует пристального внимания и дальнейших конкретных исследований, в первую очередь региональных. И они уже появляются. Так, Д. Ковалев пришел к выводу, что в московском регионе к концу XIX века развернулся беспрецедентный для России процесс перехода крестьянских общин от традиционного трехпольного хозяйства к интенсивному многопольному с ориентацией на производство новых товарных видов сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем, развитие неземледельческих промыслов привело к всплеску промысловой миграции крестьянства. Возникновение противоречия между традиционными социально-правовыми институтами и менявшимися реалиями пореформенной деревни требовало законодательных решений. Это создавало объективные предпосылки для аграрных преобразований П.

Крестьяне переходили в положение временнщобязанных до времени заключения выкупной сделки. Александр III же постановил перевести на выкуп всех временнобязанных крестьян в 1883 г. В таком положении крестьяне должны были отрабатывать барщину или платить оброк за пользование землей его размер составлял 8-12 рублей в год. Самый высокий оброк платили крестьяне в Петербургской губернии, где были очень неплодородные земли, а черноземных же губерниях размер оброка была намного ниже. Барщину должны были отрабатывать все мужчины в возрасте 18-55 лет и все женщины в возрасте 17-50 лет.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий