Новости станция восток погода

Как устроена российская антарктическая научная станция "Восток" и каково работать там, где не выживает никто. 23 июля 1983 года на станции Восток был зарегистрирован абсолютный минимум приземной температуры воздуха на нашей планете – 89.2°С, что позволило называть станцию Восток «полюсом холода» Земли. "Несмотря на то, что расстояния между постройками на станции Восток небольшие, поначалу нам было очень тяжело между ними перемещаться. Летом температура на «Востоке» тоже ниже, чем на других российских антарктических станциях – к уже перечисленным причинам добавляется коротковолновая радиация, которая отражается на 90%.

Ученые-полярники рассказали о типичном дне на научной станции Восток

Погода станция Восток сейчас Норвежский сайт погоды на 10 дней, на 14 дней, 3 дня, почасовой точный прогноз погоды на русском. 23 июля 1983 года на станции Восток был зарегистрирован абсолютный минимум приземной температуры воздуха на нашей планете – 89.2°С, что позволило называть станцию Восток «полюсом холода» Земли. Погодная аномалия заставила зимовочный состав 59-й Российской антарктической экспедиции на станции Восток расчищать станцию от снежных заносов.

На российской антарктической станции Восток зафиксирован новый температурный рекорд

Подробно о погоде в Восточном сегодня, сейчас, прогноз на завтра и на ближайшие дни. Новый температурный рекорд зафиксирован на российской станции «Восток» Новости (RSS) Впервые, за всю историю метеорологических наблюдений, учёные Арктического и антарктического. На российской антарктической станции "Восток" уже более 1,5 месяцев держатся предельно низкие температуры для нынешнего времени года, сообщил РИА Новости начальник логистического центра Российской антарктической экспедиции (РАЭ) Вячеслав Мартьянов.

Советские полярники 40 лет назад зафиксировали в Антарктиде рекордные для Земли -89,2°C

Несчастный метеоролог в любую погоду 4 раза в день ходит на улицу смотреть свои приборы; во-вторых: только Восток стоит на подлёдном озере, которое образует ровное плато, где ветер не может разгоняться повышая температуру. Сегодня, 16 апреля 2024, погода в населённом пункте Восток будет облачной, прохладной и ветреной, осадков не ожидается. Станция Concordia зафиксировала максимум температуры в минус 11,5°C. Российская станция «Восток» расположена в самой холодной точке планеты. Станция Восток расположена не на Южном полюсе, а на полпути между ним и прибрежной станцией Мирный. Антарктической станции «Восток» 65 лет. Новый температурный рекорд зафиксирован на российской станции «Восток» Новости (RSS) Впервые, за всю историю метеорологических наблюдений, учёные Арктического и антарктического.

Погода в Кировском районе

С мая по сентябрь, в период антарктической зимы, добраться до станции практически невозможно. Но уже с конца февраля сотрудники станции Восток работают в автономном режиме, обеспечивая непрерывный поток метеорологических и геофизических данных для наших исследований. Станция Восток находится в центральной части Антарктиды на расстоянии около 1500 км от побережья и почти в 3 500 метрах над уровнем моря. Осадков здесь практически не бывает — среднегодовой уровень всего около 18 мм. Полярная ночь здесь длится 120 дней, в это время приток коротковолновой солнечной радиации полностью отсутствует и температуру определяет длинноволновая радиация.

Например, я изучал техническую документацию по строительству бурового комплекса 5Г имени Бориса Кудряшова, поскольку эта информация пригодится нам при проектировании нового современного комплекса, а мой коллега — международное право в Антарктиде. Погулять на Востоке толком негде, ведь вокруг ледяная пустыня. Вот на станции Прогресс, которая находится на берегу, — можно, но сначала следует сообщить маршрут следования радисту и получить у него специальное оборудование", — говорит Вячеслав Кадочников. Однако, по словам Дмитрия Васильева, никто не воспринимал это как излишнее обременение и, тем более, обузу: "Мы спешили реализовать все свои планы, ведь сезон — не резиновый, а в Петербурге выполнить натурные эксперименты попросту невозможно. К тому же, чем еще заниматься? Сидеть и тосковать по дому, по близким людям даже в выходной день совершенно не хочется. Однако поскольку время было уже позднее и повара к тому моменту заканчивали работу, вопрос своего "бригадного" ужина ученые решали самостоятельно. Вячеслав рассказывает, что в их бригаде в прошлом сезоне большой популярностью пользовалась китайская еда, переданная когда-то российским учёным их коллегами из КНР.

Но на Востоке, при температуре поверхности ледника -57 градусов, они могут храниться вечно, так что для нас такой подарок оказался как нельзя кстати. Мы обжаривали такие маленькие китайские пельмени с овощами и чем-то вроде крабовых палочек на сковороде, плавили сыр, добавляли специи. Так что ужин получался хоть и поздний, но весьма вкусный", — заверяет он Любой из нас скажет, что хочет вернуться Конечно, по воскресеньям молодые люди работали меньше, чем в будни. Свободное время они обычно проводили вместе и не забывали об отдыхе. Смотрели фильмы и сериалы, причем те, которые никогда не стали бы смотреть дома, в Петербурге. Но в Антарктиде они казались очень интересными. В общем, занимались тем же, чем и в обычной жизни, но с примесью легкой головной боли от гипоксии пониженное содержание кислорода в организме — ред. Сейчас молодые ученые полны энтузиазма и готовы снова отправиться на холодный континент.

Как сообщает НИИ Арктики и Антарктики, в последние время на станции установилась крайне низкая температура воздуха. В таких суровых условиях российские полярники проводят научные работы и наблюдения, обустраивают свой быт, например на станции недавно были завершены работы по расширению системы подснежных туннелей, ведущих к служебно-жилому зданию. Хотите видеть наши новости в своей ленте социальной сети?

На случай чрезвычайных ситуаций на станции предусмотрен двухлетний запас еды и горючего.

Как измеряют температуру сейчас? Если во время первоначального освоения Антарктиды во второй половине XX века почти все измерения делали вручную, то сегодня на Востоке установлен автоматический метеорологический комплекс MAWS. Он ежеминутно фиксирует пять основных параметров погоды: температуру воздуха, температуру почвы, атмосферное давление, скорость и направление ветра. К этим данным метеорологи добавляют показания расположенного в специальной будке психрометра.

Он представляет из себя набор из двух термометров, сухого и смоченного. Основываясь на разнице их показателей, ученые могут вычислить влажность воздуха.

Восток подробный прогноз погоды на сегодня по часам

  • Линия метро затоплена из-за мощного ливня 27 апреля в Москве -
  • Читайте также:
  • Метеоинформация по району космодрома Восточный
  • Москва «поплыла» из-за сильного и продолжительного ливня
  • Прогноз погоды на ст. Восток на 10 дней

опчпуфй рпзпдщ

Сайт представляет прогнозы погоды на ближайшие семь суток и информацию о фактической погоде, наблюдённую на наземных станциях, всех стран мира. Прогнозы полностью на все 7 суток обновляются на сайте дважды в сутки: к 05:30 и 17:30 UTC. Средние значения климата и погоды в течение всего года на станции Восток. Сегодня в Восточной ожидается 0°.−2°, значительная облачность, без осадков. Погода в Антарктической станции Восток в январе на ⋆ Самая низкая минимальная температура для марта за почти 40 лет установлена в районе антарктической станции «Восток», сообщает НИИ Арктики и Антарктики. Хоть со дня открытия в 1957 году станция «Восток» и пережила две реконструкции. Главная» Новости» Станция восток зарплата персонала.

Почасовой прогноз погоды в Востоке

Главная» Новости» Станция восток погода. 21 мая на российской антарктической станции «Восток» отмечена температура -71,8°, сегодня минимальная температура -71,3°. Даже днём вчера было максимум -70,2°, сегодня -62,3°. Станция Восток расположена не на Южном полюсе, а на полпути между ним и прибрежной станцией Мирный. Главная» Новости» Средняя температура на станции восток в январе. Погода в Восточном на завтра. В Антарктиду на этой неделе доставили новые модули уникальной и суперсовременной станции «Восток».

Восток подробный прогноз погоды на сегодня по часам

  • Восток (3488m)
  • Синоптик Позднякова: к вечеру погода в Москве «успокоится»
  • Прогностические данные
  • Землетрясение произошло на востоке Казахстана - Новости

Антарктическую станцию Восток очищают от снежных заносов

Как рассказал Александр Макаров, директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института, станция «Восток» — единственная российская внутриконтинентальная антарктическая научно-исследовательская станция, работа которой продолжается круглый год. С мая по сентябрь, в период антарктической зимы, добраться до станции практически невозможно. Но уже с конца февраля сотрудники станции «Восток» работают в автономном режиме, обеспечивая непрерывный поток метеорологических и геофизических данных для наших исследований. Стоит отметить, что большую часть года на станции наблюдается антициклоническая погода: ясное небо и земное излучение спокойно покидает земную атмосферу, не задерживаясь.

Но уже с конца февраля сотрудники станции «Восток» работают в автономном режиме, обеспечивая непрерывный поток метеорологических и геофизических данных для наших исследований. Стоит отметить, что большую часть года на станции наблюдается антициклоническая погода: ясное небо и земное излучение спокойно покидает земную атмосферу, не задерживаясь. Такой эффект называется радиационным выхолаживанием. Напомним, станция «Восток» находится в центральной части Антарктиды на расстоянии около 1500 км от побережья и почти в 3 500 метрах над уровнем моря.

Российская станция «Восток» в Антарктиде уникальна не только благодаря своему расположению. Она также самая современная антарктическая станция в мире, пояснил глава «Новатэка» Леонид Михельсон. У России — 5 круглогодично действующих. Но станция "Восток" — самая южная и уникальная из всех.

Сказали только: в Антарктиде об Антарктиде не очень читалось. Эти книги лучше читаются дома. Особо выделили Платонова, многие только тут его и открыли. Все прочитали Распутина «Живи и помни». И все в один голос просили сказать спасибо Виктору Конецкому за его хорошие книги о странствиях, за «Соленый хлеб», за «Рассказы матроса Ниточкина». Ну и каких чудес на земле не бывает! Читатели, я надеюсь, поймут: не похвальбы ради автор решился сказать об этом. Просто очень уж любопытно: как восприняли вдалеке взволновавшую всех нас историю Лыковых? Газеты в Мирном зачитали до дыр, но кто-то их отложил, сберег как подарок «восточникам». И походом вместе с другими гостинцами газеты им привезли. Читали по очереди, и, конечно, было о чем поговорить, поразмышлять. Два тупика. Две схожие и несхожие ситуации. И стремления прямо противоположные: к людям и от людей… Люди Сейчас они разъехались по всей стране. Большинство — ленинградцы. Двое живут в Архангельске. Доктор Геннадий Баранов после отпуска будет принимать своих пациентов в маленьких Боровичах Новгородчины. Такова география жизни. Возраст тоже неодинаковый. Самому старшему, начальнику станции Петру Астахову, — пятьдесят, младшему, Петру Полянскому, — двадцать пять. Большинство — новички в Антарктиде. Четверо были в ней во второй раз, двое — третий, а один — в пятый. У каждого своя судьба. И все двадцать навсегда связаны тем, что пережили вместе. Там, на Востоке, они даже внешне походили один на другого. Гляжу на снимок: на месте лица человеческого — заиндевелый круг. Каждый мог бы сказать: это я. На фотографии, сделанной на борту теплохода, они уже другие. Уже в городском платье, успели даже загореть. Об Антарктиде напоминают лишь бороды и усы, да еще кое у кого седина не по летам ранняя. По лицам можно судить о характерах, хотя, когда в редакции снимок рассматривал ошибались в характеристиках. Рассматриваю лежащий передо мной снимок. Какое ли наиболее утомленное? Пожалуй, вот это с бородкой клинышком — повар Калмыков Анатолий. На корабле я долго его расспрашивал про варку щей-борщей в Антарктиде, а он то и дело сворачивал на рассказ о семье, о работе своей в Ленинграде. Видно было: соскучился. Я очень обрадовался, увидев в Одессе его в объятиях жены и двух ребятишек. Причем повар, как полагалось в тот важный момент, на возвышении стоял, под флагами. Но жена и дети не выдержали, подбежали к трибуне, запустили руки в рыжеватую бороду и что-то очень дорогое для сердца полярника говорили, говорили, вызывая вздохи и слезы сочувствия у всех стоявших перед трибуной. В Антарктиду поваром ленинградский профессиональный слесарь попал, по его словам, как кур во щи. Была у слесаря слабость — кухарил. Сначала дома, потом, чтобы устроить сынишку в лагерь, взялся там помогать. Позже на поварские курсы подался и работал в лагере уже «поваром натуральным». И вздумалось человеку испытать любимое свое дело не где-нибудь — в Антарктиде. Три фигуры в этом краю считаются наиважнейшими — радист, механик и повар. В годы первых экспедиций поваров сюда приглашали из ресторанов, причем из лучших. По сию пору живут в Антарктиде легенды о кулинарных фантазиях этих ребят. Чудеса делали! Ныне ресторанных асов романтика Антарктиды почему-то привлекать перестала. Но чудес от повара ждут по-прежнему, ибо две только радости доступны тут человеку — еда и баня. Не знаю, что вышло бы в эту зимовку у тонкого ресторанного мастера, но повар Калмыков Анатолий был на Востоке надежным, изобретательным, безотказным. Кроме похвал перепадали ему и ворчания — все сносил. И всю зимовку три раза в день в тесноте, на керосиновой печке, на двадцать ртов было у него первое, второе и третье. В анкете на мой вопрос: «Чему научила тебя Антарктида? Таков один из новичков Антарктиды. О каждом из двадцати мне хотелось бы рассказать. Каждого эта зимовка сурово проверила и чему-нибудь научила. Но должен признаться, не со всеми успел как следует побеседовать. А Велло Парка, например, и вовсе не видел, он остался в Антарктиде еще на месяц метеорологом на теплоходе «Профессор Визе». Факт этот сам за себя говорит. После всякой зимовки, после этой особенно, сердце рвется домой. Но хладнокровный, уравновешенный Велло сказал: «Ладно, надо так надо…» Вот на снимке моем в самом последнем ряду стоит Валерий Лобанов. О нем говорили как о самом трудолюбивом — «свое сделает и чужое прихватит». Он и в анкете на первое место поставил труд. Тут нельзя абы как, тут все должно быть надежно. Расплатой за небрежность или халтуру может быть жизнь». Школа строительных студенческих отрядов для Геннадия не прошла даром. Умение держать в руках молоток, гвоздь, топор оказалось не менее важным, чем опыт врачебный. Теперь чувствую: многому научился, и не только в профессиональном смысле, но, главное, в понимании людей, их возможностей и своей ответственности. Прожитый год смело можно посчитать за два, а то и за три», — Сергей Касьянов, механик. Это все говорят новички, впервые узнавшие Антарктиду. И любопытно было почувствовать: трагизм всего, что случилось, они восприняли как-то иначе, чем ветераны: «Ну, говорили, что в Антарктиде трудно. Убедились — действительно трудно». Такая точка отсчета жизненных трудностей очень важна. И особо возмужавшими, как мне показалось, возвращались домой два человека, совершенно не схожие ни внешностью, ни характером, ни образом всей предыдущей жизни. Когда из Стамбула мы шли по Босфору, на палубе теплохода я снял их стоящими рядом. И могу сейчас вглядеться в их лица. Совершенно не схожие! Один степенного вида очкарь — «профессор», корректный, вежливый, несколько замкнутый. Это инженер-электрик Владимир Харлампиев. Другой — механик Сергей Кузнецов — похож на озорного мальчишку. Со всеми свой человек, весел, задирист, хотя, как мне показалось, сам к задирам не очень терпим и обидчив. Имеет два прозвища. За умелые руки и редкое трудолюбие Макарыч. За маленький рост и щуплость похудел на зимовке на семь килограммов — другое, очень веселое прозвище. Сергею тридцать. За словом в карман не лезет. На мой вопрос: «Усы добыл в Антарктиде? Думаю, не без значительных колебаний решился он покуситься на Антарктиду. Допускаю: вопрос возмужания, жизненной школы имел существенный вес, когда принималось решение… Сергей Кузнецов рос в Архангельске, в семье рабочего. Вырастал девятым ребенком и, понятное дело, небалованным. Сергей с восемнадцати лет на море. Исходил сначала холодные воды, потом плавал и в теплых. Машина всегда сверкала, и от этого в трудовой моей книжке благодарностям просто тесно». Любит морской механик слегка прихвастнуть, но делает это в высшей степени простодушно, с правом человека, для которого труд — это жизнь, который много всего успел повидать и уверен в себе. В том, что выдюжил на Востоке, ничего особого он не видит. Так и должно быть: Кузнецовы — крепкая кость. У Харлампиева все иначе. Он признается, что испугался всего, что случилось. Испугался, что не готов к неожиданно вставшим трудностям, испугался, что окажется слаб и будет унижен своим положением. Мы говорили об этом с Владимиром много ночных часов. Я покорен был искренностью и деликатностью этого человека. Чувствовалось: он счастлив, что все сумел одолеть, что ни в чем слабость не показал, что был на уровне всех остальных, хотя, несомненно, был ему труднее, чем всем, уже из-за одних только его очков. Только самый чуткий из всех Борис Моисеев понимал особые мои трудности и чем мог облегчал». Профессионально Владимир Харлампиев заслужил всеобщее уважение. Сергей Кузнецов: «Володька сделал все возможное и невозможное. Пять раз перебрал генератор — и он заработал! Возможно, первый раз в жизни я очень остро почувствовал элемент творчества». Ответы Владимира на анкету «Чему научила тебя Антарктида? Понял, насколько свойственно для обыкновенного человека недооценивать свои возможности. Если бы перед поездкой я узнал, что мне предстоит сделать, через что пройти, то никогда не поверил бы, что смогу все это. Еще раз убедился в правомерности истины о том, что человек познается в беде. Даже обычная зимовка на Востоке достаточно трудна, но так хорошо узнать друг друга нам позволили лишь неожиданности, которых было хоть отбавляй. Научился ценить жизнь, те большие и маленькие радости, которыми тут она изредка оделяет. В какой-то степени изменились взгляды на многие жизненные явления, что-то отошло на задний план, что-то выступило вперед, но самое главное, что эти изменения произошли и происходят еще не в худшую, кажется, сторону. Научился видеть в людях основное, не концентрировать внимание на мелочах. Да, он, конечно, немедленно обнаружился, как только люди оказались у грани опасности. В такие минуты люди, как к магниту, тянутся к человеку, не потерявшему голову, к человеку, решения которого безошибочно верные, «к человеку, с которым, я сразу почувствовал, не пропадешь», — сказал самый молодой из «восточников» Петр Полянский. Таким человеком оказался инженер-буровик Борис Моисеев. В редакции я предложил друзьям-журналистам по снимку определить лидера. Все ошиблись. Я и сам обнаружил Бориса в заднем ряду — еле виднеется за плечами друзей худощавая его фигура. Один из хорошо знающих инженера ребят сказал: «В обычной обстановке Борис всегда вот такой. Застенчив и скромен до крайности. Таким в жизни достается обычно самый постный кусок. В обычной жизни в лидеры он не проходит». А там он был подлинным лидером. С самой первой минуты драмы. Это он, точно оценив ситуацию на пожаре, крикнул: «Ребята, немедленно вниз — крыша сейчас провалится! Это он сразу же вспомнил: на буровой есть забытый движок — и побежал его заводить. Движок нуждался в наладке. Борис все сделал — и движок заработал. Борису принадлежит идея спасительных печек. И это он, обнаружив на свалке дизель, сказал: «Ребята, чего бы нам это ни стоило — восстановим! Баню построить — Борис настоял, предложил под нее жилую свою комнатушку, был «прорабом» на этой жизненно важной стройке. Тут нет возможности перечислить все, что придумано, предложено и сделано руками инженера-буровика в критические моменты зимовки. Делая записи, я спросил у ребят: все точно, не перехвалим? Сказали: все справедливо! Хорошо владеет токарным станком, прекрасный слесарь, электрик, хорошо разбирается в дизелях. И опыт — пятый раз в Антарктиде! Возможно, этих забот и довольно, чтобы люди в критический час к тебе потянулись? Говорят: нет, только этого мало. И добавляют вот что: «Абсолютной честности человек… За самое трудное берется первым. Пока не закончено дело, не успокоится. Не ждет похвал… Человек мягкий и добрый. Не дожидается, когда попросят помочь, сам видит, где трудно, и без слов помогает… Ничего — очертя голову: сначала подумает, потом делает. Обязательно посоветуется. И тебе посоветует, но мягко и необидно… Иногда нужно, чтобы с тебя не только спросили, но поддержали, поняли, вошли в твое положение. Борис и это умеет… Верит в людей. Ему всегда хочется, чтобы все было хорошо. И сам он для этого делает все возможное. В каюте сидел худощавый стеснительный человек, не склонный к пространному разговору о пережитом. Сказал: «Было трудно. Невыносимо трудно. Особенно, думаю, новичкам…» Мы пили чай, говорили о том, о сем — о Стамбуле, о Чукотке, где когда-то Борис работал, о пяти поездках его в Антарктиду. И неизбежно вернулись потом к этой последней зимовке. Я много о ней узнал от Бориса. Приведу тут вопросы из разговора и ответы на них. Но эта трудность закономерна. У всех ведь характеры, свои вкусы, привычки, разные представления о жизни. И все оказалось тут на виду, обнажилось и обострилось. Были у нас и ошибки. Не обижайтесь, разбор их для прессы не предназначен. Сами все разжуем в Ленинграде… Коснулись в беседе средств, помогающих разрядить обстановку. Борис Моисеев: «Средства эти известны: мудрость, терпение, юмор… В этот раз я как-то особенно ощутил отсутствие среди нас Василия Теркина. И пожалуй, тут, на Востоке, понял всю мудрость и жизненность главной поэмы Твардовского. В трудных длительных испытаниях крайне нужна большой прочности, неунывающая, находчивая, всех притягивающая натура». Но чего не дано — того не дано. Теркиным надо родиться. Эти ребята — по мне. Прямые, искренние, работящие, очень надежные. Такие — достойная смена нам, старикам, в Антарктиде. Отбор естественный существует, конечно. Без пережитых трудностей кое-кто, однажды побывав в Антарктиде, больше туда не просится. А пережитые трудности, по моим наблюдениям, человека лишь закаляют… В ответах ребят на анкету эта мысль человека, пять раз побывавшего в Антарктиде, подтверждается. Михаил Гусев: «Осознал: максимальное удовлетворение от работы получаешь, выполняя ее в экстремальных условиях. Ни о чем не жалею! И если суждено еще побывать в Антарктиде, то колебаться не буду — Восток! Это решат домашние обстоятельства. Что касается моих устремлений, то Антарктидой я заболел». Валерий Головин: «Если меня пошлют, поеду. И попрошусь на Восток». Такие они — «восточники». А надо ли туда ехать? Древнейший вопрос: надо ли с риском для жизни куда-то плыть, ехать, идти? Ответ тоже древний. В латинском отчеканенном изречении он звучит так: «Плавать по морю необходимо. Жить не так уж необходимо». Эта старинная мудрость предполагает сознательный риск во имя открытий, познаний. На том стоит человек. Иначе по сей день мы бы думали, что Земля наша плоская, как нижняя часть хлебного каравая. Антарктида, Антарктика это одно и то же … Не так уж давно никто не знал, что она существует. Во времена молодого Пушкина, в 1819 году, из Кронштадта в далекое плавание отправились два русских парусника «Восток» и «Мирный». Название нынешних антарктических станций — благодарность потомков тем, кто считал: плавать по морю необходимо! Это была не первая попытка проверить предположение, что где-то на карте, в самом низу, должна быть земля. Найдя Австралию, морские скитальцы стремились увидеть: а что же там, дальше, на юге? Но Земля туда не пускала. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы». Сказано сильно и кем — Джеймсом Куком, знаменитым путешественником, открывателем, прославленным капитаном! Тем значительней подвиг двух капитанов российских Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Две нынешние станции в Антарктиде носят их имена. Антарктида существовала! Семьсот пятьдесят один день были русские моряки в плавании, из них сто дней — в антарктических льдах. Любой нынешний капитан, знающий все коварства южного льда, снимет шапку перед подвигом «Мирного» и «Востока» — парусные суда, лишенные маневренности нынешних кораблей, в любой момент могли оказаться в ловушке. Между тем корабли обогнули всю Антарктиду, девять раз приближались к ее берегам и в общих чертах определили размеры и контуры континента. Немецкий географ Петерман писал: «За эту заслугу имя Беллинсгаузена можно прямо поставить наряду с именами Колумба, Магеллана…» Таков начальный вклад нашей страны в исследование Антарктиды. Ледовый континент после его открытия осторожно, но непрерывно стали «ощупывать». Однако он долго оставался «терра инкогнита» — землей неизвестной, казавшейся воплощением всех опасностей. Название материку придумал англичанин Меррей: Антарктида — «лежащая против Арктики». Лишь в 1895 году люди впервые ступили на материк. То были норвежцы, капитан Кристинсен и четверо его спутников. Их вылазка длилась считанные часы. Но все всегда начинается с первого шага. Шестнадцать лет спустя пять норвежцев и пятеро англичан двумя группами, соревнуясь, решили двинуться в глубь Антарктиды и достичь ни много ни мало — Южного полюса. И они достигли его. Они увидели материк Антарктиды. Их впечатления? Место действительно самое неуютное на Земле — суровая, безжалостная, ледяная пустыня. Достойно ли это место внимания человека? Излишний вопрос. Уж коли мы покусились узнать, что представляет собой Луна, как выглядят, «чем дышат» Венера и Марс, то Антарктида — огромная часть нашего дома — Земли — неизбежно должна была стать объектом тщательных изучений. И ни в каком другом деле народы не проявили столько согласия, солидарности, взаимовыручки, помощи, целенаправленных общих усилий, как в изучении Антарктиды. Для науки Антарктида — уникальное место планеты, гигантская лаборатория, где изучают природу Земли и космоса. Тут работают геофизики, магнитологи, океанологи, моряки, радиофизики, биологи, астрономы. Но Холод и Лед все-таки главные объекты науки. Антарктиду называют «кухней» земной погоды. Надо ли удивляться, как тянет к себе эта «кухня» климатологов, гляциологов, ученых метеослужбы. Но, оказалось, антарктический лед, напластованный чередованием зимы и лета, является еще и уникальным летописцем Земли. Как годовые кольца деревьев, лед, если его пробурить и исследовать вынутые керны, может рассказать, в какие годы на планете выпадали пеплы вулканов, когда оседала метеоритная пыль, как менялся климат планеты, каков возраст самой антарктической ледяной шапки. Бурение льда подтвердило, между прочим, предположение, что ледяная масса, соприкасаясь у основания с грунтом, превращается в воду — давление, трение и внутриземное тепло в совокупности делают свое дело… Много всего поведала Антарктида. Несколько поколений людей снимали с этого континента покров таинственности, но главные, громадные по объему знания Антарктиды были получены в этом веке. Большой и всеми признанный вклад в изучение континента сделали советские исследователи. Их тут с 1956 года побывало шестнадцать тысяч, причем пять тысяч — с зимовкой. Однако, чем больше мы знаем, тем больше у нас вопросов. И «белый магнит» по-прежнему будет притягивать исследователей. В последние годы Антарктиду усиленно посещают геологи. И они «накопали» тут много всего интересного, объясняющего природу Земли и дающего представление о богатствах Южного континента. Пока в практических целях с континента увезли лишь глыбу белого мрамора на памятник Скотту в Новой Зеландии. Но завтра может все измениться. И очень возможно, что главный спрос тут будет на… лед. Идея возить отсюда айсберги на буксире лет двадцать назад вызывала улыбку. Сейчас уже существуют проекты, как это делать. Проблема чистой воды повсюду становится все острее. И взоры людей обращаются к Антарктиде. Тут законсервировано восемь десятых запасов пресной воды планеты… «Плавать по морю необходимо…» Со времен Фаддея Беллинсгаузена Антарктида, конечно, ни на градус не потеплела, не стала гостеприимней. Но люди научились тут жить и работать. Обдуманно скажем: не более чем ехать по напряженной автомобильной дороге. Большая опасность в наш технический век, как наблюдаем, может подстеречь человека даже на тихой, спокойной, обжитой реке, стоит лишь малость притупить бдительность. Антарктида же требует мужества, выносливости и дисциплины особой. Она, как любят говорить полярники, не прощает обращения с ней «на ты». Четыре года назад мир облетело известие: новозеландский лайнер двести тридцать семь пассажиров и двадцать человек команды в Антарктиде потерпел катастрофу.

На российской антарктической станции Восток зафиксирован новый температурный рекорд

Климат отличается нулевой влажностью и минимальным количеством осадков. Среднегодовая скорость ветра здесь составляет 5 метров в секунду. Станция получила название в честь одного из кораблей антарктической экспедиции 1819-1821 годов. Государственным комитетом Российской Федерации по печати.

Прошел из «спальных апартаментов» в дизельную, где дежуривший в эту ночь третий механик Сергей Касьянов мыл в керосине поршневые кольца. Вместе прошлись, принюхиваясь, по ДЭС — ничего. Оделись, вышли наружу и сразу увидели пламя. Оно пробивалось сбоку жилой пристройки ДЭС. Механики бросились бить тревогу. Один побежал к телефону, другой — будить Карпенко… У меня на листах ребята нарисовали весь план Востока.

Отдельно в крупном масштабе — ДЭС с пристройкой. Красным помечено место начала пожара и время — 4 часа 17 минут, когда заметили пламя. Стрелками показали, кто, когда и откуда, полуодевшись, бежал на пожар. Ночь, мороз за семьдесят. И пожар. Подобные ситуации в последние годы стали модными в фильмах ужасов. В мягком кресле кинотеатра сидишь, наблюдая, как мечутся люди, застигнутые бедой. Тут же была реальная жизнь. Живые люди бежали, поднятые криком: «Пожар!

Никакая самая доброжелательная рука помощи не в состоянии сюда дотянуться… С детства помню пожар в нашем крытом соломой селе. Огонь подбирался к нашему дому. Помню отца на крыше. Солома покрыта веретьем. Цепочкой стоявшие люди непрерывно подавали отцу на крышу ведра с водой — отец опоражнивал их: одно — на себя, одно — на веретье. Помню отчаянный крик: «Мишка, прыгай — сгоришь! И крыша нашего дома вспыхнула. Памятно на всю жизнь. Но то была всего лишь беда, рядовая, распространенная в степных соломенных селах.

Тут же была катастрофа. Каждый делал, что мог, для спасения. Синяки, ссадины, кровоподтеки, ожоги, сломанное ребро обнаружились позже. В эти же четверть часа отчаянной схватки ранений никто не почувствовал. Но сражение, сразу же стало видно, проигрывалось. Негорючие с виду стены алюминий и бакелит с прокладкой из стекловаты горели, выделяя удушающий дым. А что касается наполнения всей постройки, то все в ней, пропитанное соляркой и маслами, казалось, только и ждало огня. Надо знать Антарктиду. Она действует, как знакомый нам бытовой холодильник: вымораживает, иссушает.

Все превращается почти в порох. Сухость такая же, как в Сахаре. И пожары — бич Антарктиды. Сколько их было тут, зарегистрированных и не помянутых на бумаге, с жертвами и без жертв! Первыми горели англичане на своей станции Хоп-Бей. Свирепствовали пожары в зимовку 1960—1961 годов. У нас в Мирном погибли восемь аэрологов сгорели в занесенном снегом жилье. У американцев на Мак-Мёрдо огонь поглотил на четверть миллиона долларов ценнейшего оборудования. Пожары случались в идущих по Антарктиде санно-тракторных поездах.

Из вагонов люди выскакивали, как из горящих танков, и катались по снегу, сбивая огонь на одежде. А случалось, не успевали выскакивать. И в Антарктиде пожары трудно тушить. Нет воды… Курьез. Ведь именно тут скопился пресноводный запас планеты. На три четверти материк Антарктиды состоит из воды. Но вода эта твердая. Уже через двадцать минут опытный Борис Моисеев, чувствуя, как крыша ДЭС начинает «дышать» под ногами, крикнул: «вниз немедленно! Но дизели еще какое-то время стучали в забитой дымом постройке.

Потом стихли — пламя набросилось на стоявшие рядом баки с горючим. Сражение проиграно. И все ли целы? При багровом свете едва узнавали друг друга — закопченные, в прожженной одежде, кровоподтеках. Одного не было! Сам Сергей выполз из едкого дыма на четвереньках в полуобмороке. Магнитолог Михаил Гусев бросился разбивать плексигласовое стекло окошка. Плексиглас не поддался. Да и напрасным был этот порыв — броситься, обвязавшись веревкой, в помещение станции: в толще ядовитого дыма уже светились языки пламени… Останки Алексея Карпенко нашли через день уже на остывшем пожарище.

Анализируя его действия, поняли: Карпенко пытался тушить огонь изнутри запасом имевшейся там воды. Увидев тщетность усилий, схватил одежду и побежал в щитовую обесточить проводку. Так поступить предписывала инструкция. Оголяясь огнем, проводка могла стать причиной жертв при тушении. Но, выключив свет, сам Карпенко оказался в ловушке. В темноте и в едком дыму, теряя сознание, он, как видно, споткнулся у самой входной двери. Равнодушная Антарктида уже давно ведет счет своим жертвам. Первой из них была пятерка англичан во главе с Робертом Скоттом. С тех пор в Антарктиде навсегда осталось немало людей.

Погибали от мороза и от пожаров, проваливались на тягачах в ледяные трещины, гибли при посадках самолетов на лед, при авариях вертолетов, при обвалах ледяного барьера у океана. Из наших первым в 1956 году погиб в Антарктиде молодой парень, тракторист Иван Хмара. В Антарктиде мне показали кинохронику высадки Первой Антарктической экспедиции. Тогда все еще было в новинку, все было неведомо. На морском льду рядом с кораблем забуксовал трактор. Горячий молодой Иван Хмара попытался вытолкнуть трактор из опасного места. У оператора, снимавшего в эту минуту панораму высадки экспедиции, не дрогнула в руках камера, и остались на пленке две секунды драматической гибели человека. Трактор нырнул под лед, как грузило, а за ним, встав на дыбы, ушли деревянные сани. Две секунды — и все.

Оторопевшие люди стояли у зияющей полыньи. С тех пор прошло тридцать лет. Антарктида многому научила, заставила приспособиться к суровому своему нраву. Теперь существуют жесткие правила жизни и поведения человека на континенте: как одеваться, дышать, питаться, как строить жилища, ходить, на чем ездить, в какое время летать, как преодолевать трещины, что можно и что нельзя делать при здешних ветрах и морозах. Но возможно ли предусмотреть все? Сколько возникает непредвиденных ситуаций! И снисхождения от Антарктиды не жди. Уже в середине зимовки радист Валерий Головин, принимая известие, что и где в Антарктиде случилось, записал сообщение: «Поиски трех британских ученых у станции Фарадей прекращены». После шторма, взломавшего морской лед, ученые оказались отрезанными на небольшом острове.

И никакого следа. Чаще всего так и случается — человек исчезает без последнего слова. Исключение — самая первая жертва белого континента. Роберт Скотт, медленно погибая, до последней минуты делал записи. Последняя строчка из его дневника: «Ради Бога, не оставьте наших близких». Эти пронзительные слова должны обязательно оживать в нашей памяти при каждом печальном известии с пути исследователей. По совпадению в этот же день предавали неласковой здешней земле прах капитана Ивана Александровича Мана. Прославленный полярник, с чьим именем связана вся история советских исследований в Антарктиде, умер дома, в постели, от старости. Перед смертью он попросил похоронить его в Антарктиде.

Над могилой сказали: «Он пришел сюда в последний раз, чтобы остаться». Антарктида прочно входит в судьбу каждого, кто в ней побывал. Вернемся, однако, к утру 12 апреля. Пылает вся постройка ДЭС. И уже нет никакого смысла лихорадочно бросать в огонь бруски снега. Двадцать человек, сбившись в тесную группу, бессильные что-либо сделать, наблюдают, как на глазах у них исчезает основа всей жизни Востока, то, о чем со дня основания станции говорили грубовато, но точно: «Если в зимнюю пору на Востоке что-нибудь случится с дизельной — кранты! Мы вполне понимали — через час такой холод заберется во все пока еще теплые уголки станции. А до ближайшего в Антарктиде тепла — полторы тысячи ничем не преодолимых сейчас километров» из дневника А. В этих заметках часто будут встречаться строчки из его дневника.

По-настоящему испугались только теперь, когда кончилась суета и когда отчетливо прояснилось все, что их ожидало. Но надежда еще была. Надежда темнела баками, стоявшими на санях в десяти шагах от огня. Загорятся или не загорятся? В ту минуту люди не знали еще, как смогут без дизелей распорядиться теплом, заключенным в солярке. Солярка, горевшая в баках ДЭС, посылала языки пламени и на этот главный запас топлива станции. Борис Моисеев: «Я думал: обязательно загорятся. Вначале ближние баки, потом и все остальные. И этот огонь будет для нас последним».

Двадцать баков с соляркой стояли в эти минуты между жизнью и смертью двадцати человек. Огонь уже жадно лизал эти баки. Но мороз — диалектика! Огню еще надо было разогреть, растопить загустевшую до состояния джема солярку. И пока он эту работу проделывал, вдруг изменил направление ветер. Борис Моисеев: «Спасением это назвать еще было нельзя, но мысль лихорадочно работала: шанс появился! Сделаем печки-капельницы… На буровой есть движок, если запустим — будет радиосвязь… Продукты есть, надо лишь уберечь от мороза». Биологи доказали: пчела, в отдельности каждая, долго не проживет. Только сообщество пчел с разделением труда и функций приспособлено выжить.

Двадцать людей разного возраста, специальностей, разного опыта выжить могли, лишь уподобившись пчелам. В тот драматический час людей мгновенно сплотила стихийная сила грозной опасности. Без промедления, но без паники. Разумно, целенаправленно, без ошибок — действовать. Не позабыли заснять пожар. Спустили воду из всех систем отопления — «что бы там ни случилось, придет час, на Востоке появятся новые люди. Надо максимально облегчить введение станции в строй». К первому очагу тепла, «керосинке» под названием «Алма-Ата», установленной в кают-компании, быстро, как только могли, стали таскать продукты со склада. Первая радость — в восемь часов Борис Моисеев запустил до этого позабытый всеми старый движок.

Врач Геннадий Баранов: «Когда я услышал это слабое тарахтение, подумал: реанимация, пульс появился — значит, возможна жизнь». Но только к вечеру удалось разыскать, приспособить, протянуть кабель от движка к радиостанции. Радист Валерий Головин, как наседка цыплят согревший приборы еще одной «керосинкой», с опаской подключил радиостанцию к незнакомому источнику тока… Все в порядке. И они вышли в эфир. Они сообщили обо всем, что случилось, на Молодежную. В тот же час сообщение ушло в Ленинград и в Москву… Антарктида между тем властно входила в лишенные тепла жилые постройки. Из дневника А. Писать можно только карандашом. Зубная паста сделалась каменной.

Для пробы заколотил тюбиком в деревянную стойку гвоздь… Алюминиевые стены дома страшновато, как натянутый до предела канат, звенят. И лопаются. Около этих точек и жмемся… Я в Антарктиде не новичок. И не склонен к лишнему драматизму. Но положение отчаянное. Вслух об этом — никто ни слова. Но думают все несомненно. Такого тут еще не бывало. Я бы и сам так сказал.

А надо выкарабкаться!.. Пока писал, температура понизилась до тридцати четырех. Пальцы не держат карандаш». Спать в этот вечер они легли, вернее свалились, у трех «керосинок» не раздеваясь, не снимая обуви, прижавшись друг к другу. Четырнадцатое апреля было днем серьезных решений. Из Москвы пришла радиограмма за подписью очень ответственного лица. Спокойная, взвешенная, заботливая радиограмма. Суть ее: нужны ли чрезвычайные меры для спасения людей? Чрезвычайные меры… О них, разумеется, думали тут.

Но какие меры возможны в этой особой, исключительной обстановке? Практически никакие. Тяжелый транспортный самолет с грузом на парашюте? Но это мера со множеством неизвестных и очень рискованная, возможные жертвы обострили бы и без того тяжелую ситуацию. Начальник станции Петр Астахов, сам для себя решение уже принявший, счел обязательным знать мнение каждого из зимовщиков. Новички не спешили, молчали. И тогда сказал несколько очень простых, всем очень понятных слов Велло Парк, метеоролог с многолетним антарктическим стажем и опытом альпиниста. Он сказал со своим обычным эстонским акцентом: «Ребята, какие чрезвычайные меры! Продукты есть.

Топлива много. Руки целы. И головы мы, я наблюдаю, не потеряли. В этом смысле и подготовили радиограмму в Москву. Добавили: «Движок пока работает ненадежно. Возможное наше молчание не воспринимайте трагически». Договорились: родным — ни полслова обо всем, что случилось, ни даже намека. Возможные перебои с телеграммами объяснять плохим прохождением радиоволн. Легко сказать — перезимуем… Печка, у которой Валерий Головин отбивал радиограмму с этим решением, нещадно чадила.

Свет у карманных фонариков иссякал, и надо было срочно что-то придумать. Движок решили беречь и запускать только на время радиосвязи. К нему приставили наиболее грамотного и бдительного механика Сергея Кузнецова — прогревать, следить за режимом, «беречь пуще глаза». Надо было решать проблему приготовления пищи, добывания воды. Прозаическая вещь — туалет при минус семидесяти градусах становится большой проблемой. Необходимость большого объема физической работы на зверском морозе. Тяжесть на пороге стоящей полярной ночи… Большие испытания нам предстоят» — так записано в дневнике. Испытания предстояли не день-другой, не пару недель — девять месяцев! Из них четыре — полярная ночь.

И все это, не позабудем, на Полюсе холода. Земля прекратила движение. И только звезды в ясную ночь и радиограммы с далекого милого Севера сообщали уверенность: Земля жива и по-прежнему вертится» — это записано было в середине зимовки. А в середине апреля люди еще только-только взвалили на плечи свой тяжкий крест. И чтобы понять, сколь тяжела была эта ноша, интересно узнать: а как живется-зимуется на Востоке, когда ничего особого не случается? Восток Восток… Я внимательно изучил снимок, сделанный с низко пролетавшего самолета. Все на виду — богатство и крайняя скудность одновременно. Богатство потому, что каждый килограмм груза, завезенного сюда, стоит десять рублей. Но вот оно все перед нами это богатство.

Два темных, похожих на вагоны, продолговатых бруска — это жилье, научные лаборатории, кают-компания, радиостанция, баня, кухня, медпункт. Нетрудно представить себе вагонную тесноту в этих хранящих тепло оболочках. Тепло и свет давал Востоку третий слева брусочек с пристройкой. Это ДЭС. Четыре двигателя стояли под этой крышей. В пристройке жили трое механиков. Высокая будка с полосатым шаром на крыше — святилище аэрологов. Отсюда запускаются в небо шары с измерительной аппаратурой, отсюда за ними следит локатор. Сооружение с башнями — установка для бурения льда.

В середине снимка вижу запасы горючего в баках. Правее стоят тракторы-вездеходы, походный домик-балок. В правом верхнем углу на постаменте из бочек — старенький вездеход. Он покоился тут на свалке. Но время идет, вспомнили: на этой машине пришел сюда в 1957 году основатель Востока полярник Алексей Трешников. Так появился тут монумент. Что же еще… Еще мы видим три домика для научных работ, следы тракторов, видим флаг, возле которого установлен столб-указатель: до Мирного — 1438 километров, до Москвы — 15 621. Вот и весь легендарный Восток, «не блещущий красотой хутор, заброшенный в глубины Антарктиды», — сказал в своей хорошей шутливо-серьезной книге об Антарктиде писатель Владимир Санин. Так же тесно, так же трясемся над каждым киловаттом энергии и так же не хватает кислорода…» — сказал четырежды тут зимовавший начальником станции Василий Сидоров.

Таков этот «хутор». Все, кто летят на Восток, вполне понимают: зимовка даже без всяких ЧП, обычная, благополучная зимовка — нелегкое испытание человеку. И слово «восточник» двадцать пять лет произносится с уважением. На этот раз Восток уже в самом начале зимовки уготовил людям очень суровый экзамен. После кино отправился спать. Механик Юра Астафьев лежит на кушетке на себя не похожий. Хрипы, конвульсии. На Памире я такое уже наблюдал — начало отека легких. А это значит — опасность самая крайняя.

Днем, как и ждали, подскочила температура. На фоне отека легких развивается пневмония. Применяем антибиотики и все, что положено в этом случае. Ясно: Юрку надо немедленно эвакуировать. В Мирном ситуацию понимают, но самолет подняться не может — у них там ветер двадцать пять метров в секунду и видимость почти ноль». Дежурю возле больного. Радисты сказали: летчики будут к нам пробиваться. Но возможно ли это? Самолет все-таки прилетел, забрал больного.

И это было его спасением. Получили радиограмму от летчиков. Вчера два борта покинули Мирный курсом на Молодежную. Там один самолет законсервируют на зимовку, другой повезут в Союз на ремонт. Теперь, если что-нибудь случится, помощь не прилетит… И вот он, «подарок судьбы» — случилось! В час получения радиограммы в медпункт пришел взволнованный инженер Михаил Родин с жалобой на одышку и нарастающее удушье. Та же картина, что и у Юрки, — начало отека легких и пневмония… В глазах у нашего друга мучительная тревога. И чем мы можем его утешить? Мы говорим, что сделаем все возможное.

Но Мишка-то понимает: спасение — самолет. А слово это мы даже вслух не можем произносить — мороз под семьдесят, какие могут быть самолеты». Бессонная ночь у постели больного. Наш Михаил догорает, как свечка. Держится только на кислороде, гормонах и на сердечных. Губы едва шевелятся. Четырнадцатого марта с Востока на Молодежную ушла радиограмма, в которой взвесили каждое слово: «У одного из зимовщиков тяжелая форма горной болезни. Был консилиум. Решили: дальнейшее пребывание на станции связано с риском для жизни.

Просим авиаторов отреагировать». Посылавшие радиограмму вполне понимали: просить, настаивать, требовать невозможно, нельзя.

И вот на 11:00 самые интенсивные осадки у нас прошли всё-таки на северо-востоке и востоке столицы. То есть в восточном округе автоматические станции показали, что количество осадков буквально за два часа, то есть с 09:00 до 11:00 превысило отметку 20 мм, то есть это действительно сильные осадки», — рассказала собеседница RT. По её прогнозу, к 17:00 погода «успокоится» на всей территории Москвы и Московской области.

Атмосферное давление там почти в два раза ниже нормы, кислорода в воздухе очень мало, и это ведет к быстрой утомляемости. Кто-то может не поверить, но прогулка от основного здания станции до буровой с перепадом высоты в пять метров становилась настоящим испытанием. В нормальных условиях в этом, конечно, нет ничего сложного, но в Антарктиде, пройдя метров 25, ты точно остановишься, чтобы отдышаться, потому что начинает кружиться голова и темнеть в глазах", — вспоминает Вячеслав Параллельно — диссертация У него и коллег с дневной смены после обеда до начала работ оставался час. Каждый распоряжался временем по-своему: кто-то пил кофе, кто-то обменивался с коллегами новыми знаниями и планами исследований, кто-то звонил домой или читал новости в интернете. Кроме того, можно было пообщаться с радистом и узнать от него последние известия или же помочь метеорологу выполнить ежедневные измерения. А вот работник ночной смены, аспирант Дмитрий Васильев, в это время начинал научные эксперименты. В перспективе это позволит ускорить процесс и снизить риск простоев оборудования из-за неисправностей. Для проведения экспериментов мы забурили примерно в 700-та метрах от станции скважину глубиной 30 метров, апробировали наш метод, а также получили ледяной керн и шламовые частицы, которые после изучали в гляциологической лаборатории", — рассказывает Дмитрий. Тем временем дневная смена обсуждала предстоящие задачи и на 8 часов включалась в цикл работ.

От буровой установки во время своей смены команда практически не отходит, но задачи перед ней стоят разноплановые. От управления лебедкой на всех этапах работы до обслуживания бурового снаряда: его сборки и разборки, извлечения кернов, замены шламовых фильтров, проверки работоспособности различных узлов установки, подготовки оборудования для следующего рейса. Библиотека на станции состоит в основном из специализированных книг. Например, я изучал техническую документацию по строительству бурового комплекса 5Г имени Бориса Кудряшова, поскольку эта информация пригодится нам при проектировании нового современного комплекса, а мой коллега — международное право в Антарктиде. Погулять на Востоке толком негде, ведь вокруг ледяная пустыня. Вот на станции Прогресс, которая находится на берегу, — можно, но сначала следует сообщить маршрут следования радисту и получить у него специальное оборудование", — говорит Вячеслав Кадочников. Однако, по словам Дмитрия Васильева, никто не воспринимал это как излишнее обременение и, тем более, обузу: "Мы спешили реализовать все свои планы, ведь сезон — не резиновый, а в Петербурге выполнить натурные эксперименты попросту невозможно.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий