Содержание петиции 9 января 1905 года

9 января 1905 года около трёхсот тысяч рабочих по призыву попа Гапона вышли на манифестацию и двинулись к Зимнему дворцу с намерением передать царю петицию, составленную Гапоном и его единомышленниками. 24.01.2005 Исторические параллели между 1905 годом и сегодняшним днем. женщинами, детьми, стариками - двинулись к Зимнему дворцу для вручению коллективной Петиции о рабочих нуждах царю Николаю II. Петербурга от9 января 1905 исторический документ, ходатайство или заявление, с которым работники Санкт - Петербурга, под руководством священника Георгий Gapone, пошел в дом Николая II на Красной воскресенье, 9 января 1905. По официальным данным, на 10 января 1905 года погибло 130 человек, было ранено 299. По оценкам петербургских журналистов – 1000—1200 и 4500—4900 человек соответственно, причем, среди погибших были старики, женщины и дети.

«КРОВА́ВОЕ ВОСКРЕСЕ́НЬЕ» 1905

Петиция к царю, 9 января года ~ Проза (История) "В ночь с 6 на 7 января Гапон собственноручно написал свой вариант рабочей петиции, который и вошёл в историю под именем Петиции 9 января 1905 года.
«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 года Дата создания: 8 января 1905 г., опубл.: 1907 г. Источник: журнал «Красная летопись», № 2, 1925 г. • Окончательный текст рабочей петиции, с которой рабочие шли 9 января 1905 года к царю Николаю II.
О забытых властью уроках «Кровавого воскресенья» 9 января года немедленно. () Начало первой русской революции. Январь-март 1905 года.
Петиция рабочих и жителей Санкт-Петербурга 9 января года — Википедия Осенью 1905 года был арестован, освободили его согласно Манифесту от 17 октября. Тогда же, в соответствии с этим манифестом, смог вернуться в Россию и Гапон. В ноябре-декабре 1905 года П. Рутенберг руководил боевой дружиной в одном из рабочих районов Петербурга.

Петиция к царю, 9 января 1905 года

Историки считают, что Г. Гапон до последнего надеялся избежать похода к царю с петицией, хотя первоначально эта идея принадлежала именно ему. Но тот факт, что администрация завода, а потом и чиновники отказались идти на уступки, заставил Г. Гапона вернуться к идее похода к царю, причем не маленькой делегацией, а «всем миром». Текст петиции был составлен самим Г. Гапоном в ночь с 6-го на 7-ое января, а с 7-го на 8-ое он рассматривался и дополнялся членами «Собрания». В начале и конце петиции было прямое обращение к царю с описанием бедственного положения рабочих и призывом помочь им. Сами требования сводились к реорганизации системы государственного управления создание Парламента , к расширению прав и свобод, к отделению Церкви от государства, к разработке справедливого рабочего законодательства.

Гапон убеждал рабочих в том, что царь с готовностью откликнется на их требования, так как не представляет, как на самом деле обстоят дела. Вера рабочих в эффективность массовой мирной демонстрации росла. Во время подготовки петиции продолжалась работа по агитации рабочих. К утру 8 января к забостовке путиловцев присоеденились почти все предприятия Санкт-Петербурга 625 предприятий города со 125 000 рабочих , а также типографии, различные конторы, транспортники и т. Всего около 150 тысяч человек. Гапон, понимая, чем конкретно может закончиться поход рабочих к царю, 7 января написал два письма: одно на имя Николая II, а другое на имя министра внутренних дел П. Историкам известно, что последний письмо получил, а вот прочел ли свое письмо император, неизвестно.

Так или иначе, в письмах говорилось, что рабочие дают гарантию безопасности монарху, гарантии ненасильственного обращения к царю. Не получив ответов, священник в своих речах от 8 января стал касаться личности самого императора и даже открыто угрожал ему свержением в том случае, если к демонстрантам будет применена сила. Впервые на сборах рабочих прозвучал лозунг «Долой царя». Именно до 8 января власти оставались относительно спокойными и никак не реагировали не деятельность Г.

Меры против нищеты народной 1 Отмена косвенных налогов и замена их прямым прогрессивным подоходным налогом. Меры против гнета капитала над трудом 1 Отмена института фабричных инспекторов.

Увольнение рабочего не может состояться иначе, как с постановления этой комиссии. Вот, государь, наши главные нужды, с которыми пришли к тебе. Лишь при удовлетворении их возможно освобождение нашей родины от рабства и нищеты, возможно ее процветание, возможно рабочим организоваться для защиты своих интересов от эксплуатации капиталистов и грядущего, и душащего народ чиновничьего правительства. Повели и поклянись исполнить их, и ты сделаешь Россию и счастливой, и славной, а имя твое запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена. А не поверишь, не отзовешься на нашу мольбу — мы умрем здесь, на этой площади, перед твоим дворцом. Нам некуда дальше идти и незачем.

У нас только два пути: или к свободе и счастью, или в могилу... Пусть наша жизнь будет жертвой для исстрадавшейся России. Нам не жаль этой жертвы, мы охотно приносим ее! А вот зачем священнику вписывать эти политические требования в петицию рабочих? Да, и он ли это делал? К этому вопросу мы вернемся.

Узнав, что Гапон скрылся и шествие к царю не отменено, министры юстиции, внутренних дел, финансов, градоначальник, с которыми у Гапона до этого были доверительные отношения, заволновались — что делать? Допустить манифестацию значило капитулировать без борьбы. Решили не допустить народ к Зимнему дворцу, а Гапона арестовать. Решить-то решили, но почему-то не сделали этого. Накануне, узнав о концентрации войск в городе, писатели М. Горький, Н.

Аннинский и другие обратились к министру внутренних дел князю Святополк-Мирскому с просьбой предотвратить кровопролитие. Министр ответил, что от него ничего не зависит, хотя он употребит свое влияние, но вопрос решается на самом верху-- царь поручил руководить всем великим князьям Сергею и Владимиру Александровичам и генералу Трепову. Лукавил министр, от него зависело очень многое и знал он о предстоящих событиях больше других ибо находился в центре событий, и во многом управлял ими. Дело в том, что после вступления На престол. У Николая 11 возникает идея сближения с народом. И между нами—никого».

Как-то из разговора с великими князьями, он узнает, что некий титулярный советник Клопов неоднократно обращается к престолу с просьбой разобраться с казнокрадами в мукомольном деле.

Мы, рабочие и жители С. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать. Мы и терпели, но нас толкают всё дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся.

Нет больше сил, государь. Настал предел терпению. Для нас пришёл тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук. И вот мы бросили работу и заявили нашим хозяевам, что не начнём работать, пока они не исполнят наших требований.

Мы не многого просили, мы желали только того, без чего не жизнь, а каторга, вечная мука. Первая наша просьба была, чтобы наши хозяева вместе с нами обсудили наши нужды. Нo в этом нам отказали — нам отказали в праве говорить о наших нуждах, находя, что такого права за нами не признаёт закон. Незаконны также оказались наши просьбы: уменьшить число рабочих часов до 8 в день; устанавливать цену на нашу работу вместе с нами и с нашего согласия, рассматривать наши недоразумения с низшей администрацией заводов; увеличить чернорабочим и женщинам плату за их труд до 1 руб.

Всё оказалось, по мнению наших хозяев и фабрично-заводской администрации, противозаконно, всякая наша просьба — преступление, а наше желание улучшить наше положение — дерзость, оскорбительная для них. Государь, нас здесь многие тысячи, и все это люди только по виду, только по наружности, — в действительности же за нами, равно как и за всем русским народом, не признают ни одного человеческого права, и даже права говорить, думать, собираться, обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения. Нас поработили, и поработили под покровительством твоих чиновников, с их помощью, при их содействии. Карают, как за преступление, за доброе сердце, за отзывчивую душу.

Тут мы ищем последнего спасения. Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою судьбу, сбрось с него невыносимый гнет чиновников. Разрушь стену между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой. Ведь ты поставлен на счастье народу, а это счастье чиновники вырывают у нас из рук, к нам оно не доходит, мы получаем только горе и унижение.

Взгляни без гнева, внимательно на наши просьбы: они направлены не ко злу, а к добру как для нас, так и для тебя, государь! Не дерзость в нас говорит, а сознание необходимости выхода из невыносимого для всех положения. Россия слишком велика, нужды ее слишком многообразны и многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собой.

Ведь ему только и известны истинные его нужды. Не отталкивай его помощь, повели немедленно, сейчас же призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий, представителей и от рабочих. Пусть тут будет и капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и учитель - пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания - и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов.

Это самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется все, это главный и единственный пластырь для наших больных ран, без которого эти раны сильно будут сочиться и быстро двигать нас к смерти. Но одна мера все же не может залечить наших ран. Необходимы еще и другие, и мы прямо и открыто, как отцу, говорим тебе, государь, о них от лица всего трудящегося класса России. Необходимы: I.

Меры против невежества и бесправия русского народа. Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки. Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.

Николай Стариков

Петиция рабочих и жителей Петербурга для подачи Николаю II 9 января 1905 г. Выверено по изданию: Государство российское: власть и общество. С древнейших времен до наших дней. Забастовка 1905 года — предпосылки и причины. Священник Георгий Гапон в 1904 году инициировал образование в Петербурге «Собрания русских фабрично-заводских рабочих». Текст петиции царю 9 января 1905 года. Государь! Для того, чтобы снять с этого исторического события нагромождения грязной и преднамеренной лжи, необходимо зафиксировать несколько основных моментов, связанных с датой «9 января 1905 года»: 1. Это не было стихийным событием.

Петиция рабочих и жителей Петербурга для подачи царю Николаю II в день 9 января 1905 г.

Россия слишком велика, нужды ее слишком многообразны и многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо [народное] представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собою. Ведь ему только и известны истинные его нужды. Не отталкивай же его помощь, прими ее, повели немедленно, сейчас же призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий, представителей и от рабочих. Пусть тут будет и капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и учитель, — пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, и для этого повели, чтобы выборы в учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов. Это самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется все; это главный и единственный пластырь для наших больных ран, без которого эти раны сильно будут сочиться и быстро двигать нас к смерти.

Но одна мера все же не может залечить всех наших ран. Необходимы еще и другие, и мы прямо и открыто, как отцу, говорим тебе, государь, о них от лица всего трудящегося класса России. Необходимы: I. Меры против невежества и бесправия русского народа. Меры против нищеты народной. Меры против гнета капитала над трудом.

Увольнение рабочего не может состояться иначе, как с постановления этой комиссии. Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе. Лишь при удовлетворении их возможно освобождение нашей родины от рабства и нищеты, возможно ее процветание, возможно рабочим организоваться для защиты своих интересов от наглой эксплоатации капиталистов и грабящего и душащего народ чиновничьего правительства.

Рисунок неизвестного художника, начало ХХ века Источник: livejournal.

Именно его считают главным инициатором и организатором шествия, которое начиналось как мирная попытка вручить рабочую петицию императору Николаю II , а закончилось расстрелом манифестации и сооружением первых баррикад на Васильевском острове. Но если допустить, что «Собрание» возглавлял бы другой человек, то придется признать, что, вероятнее всего, развитие событий мало отличалось бы от той версии, которая реализовалась в 1905 году. Хотя Георгий Гапон, по воспоминаниям современников, и отличался явным стремлением стать главой рабочего движения Санкт-Петербурга, а затем и всей России, он, как и многие подобные руководители, оказался заложником ситуации. Созданное как организация, главной целью которой было отвлечение рабочих от обсуждения наиболее острых политических и экономических вопросов, «Собрание» очень быстро переросло формат «кружка по интересам» и превратилось в настоящую рабочую организацию, многие члены которой видели свою главную задачу в отстаивании своих интересов.

К тому же по-настоящему революционные организации и партии России прежде всего эсеры и социал-демократы не оставляли это объединение рабочих без внимания, хотя оно и не всегда адекватно воспринималось. К концу 1904 года на общероссийской волне требований либеральных изменений в жизни страны фокус интересов «Собрания русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга» окончательно сместился с организации совместного досуга на отстаивание прав и свобод рабочих. Оставалось совсем немного: найти подходящий повод для того, чтобы во весь голос заявить о своих требованиях. И он нашелся в первые дни января 1905 года.

Священник Георгий Гапон зачитывает январскую петицию рабочим в одном из отделений «Собрания русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга». Этот спор быстро вылился в забастовку, к которой вскоре присоединились рабочие других петербургских заводов. В общей сложности к 8 января в городе бастовали свыше 400 крупных и мелких предприятий, а общее число забастовщиков превысило 110 тысяч человек.

Мы, рабочие и народ, не имеем никакого голоса в расходовании взимаемых с нас огромных поборов. Мы даже не знаем, куда и на что деньги, собираемые с обнищавшего народа, уходят. Народ лишен возможности выражать свои желания, требования, участвовать в установлении налогов и расходовании их. Рабочие лишены возможности организоваться в союзы для защиты своих интересов. Разве это согласно с божескими законами, милостью которых ты царствуешь?

И разве можно жить при таких законах? Не лучше ли умереть, умереть всем нам, трудящимся людям всей России? Пусть живут и наслаждаются капиталисты — эксплуататоры рабочего класса и чиновники-казнокрады, грабители русского народа. Вот что стоит перед нами, государь, и это-то нас и собрало к стенам твоего дворца. Тут мы ищем последнего спасения. Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою судьбу, сбрось с него невыносимый гнет чиновников. Разрушь стену между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой. Ведь ты поставлен на счастье народу, а это счастье чиновники вырывают у нас из рук, к нам оно не доходит, мы получаем только горе и унижение.

Взгляни без гнева, внимательно на наши просьбы, они направлены не ко злу, а к добру, как для нас, так и для тебя, государь! Не дерзость в нас говорит, а сознание, необходимости выхода из невыносимого для всех положения. Россия слишком велика, нужды ее слишком многообразны и многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собой. Ведь ему только и известны истинные его нужды. Не отталкивай его помощь, повели немедленно, сейчас же призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий, представителей и от рабочих. Пусть тут будет и капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и учитель, — пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, — и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов.

Это самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется все; это главный и единственный пластырь для наших ран, без которого эти раны сильно будут сочиться и быстро двигать нас к смерти. Но одна мера все же не может залечить всех наших ран. Необходимы еще и другие, и мы прямо и открыто, как отцу, говорим тебе, государь, в них от лица всего трудящегося класса России. Меры против невежества и бесправия русского народа 1 Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки. Меры против нищеты народной 1 Отмена косвенных налогов и замена их прямым прогрессивным подоходным налогом. Меры против гнета капитала над трудом 1 Отмена института фабричных инспекторов.

Ведь ему только и известны истинные его нужды. Не отталкивай же его помощь, прими ее, повели немедленно, сейчас же призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий, представителей и от рабочих. Пусть тут будет и капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и учитель, — пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, и для этого повели, чтобы выборы в учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов. Это самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется все; это главный и единственный пластырь для наших больных ран, без которого эти раны сильно будут сочиться и быстро двигать нас к смерти. Но одна мера все же не может залечить всех наших ран. Необходимы еще и другие, и мы прямо и открыто, как отцу, говорим тебе, государь, о них от лица всего трудящегося класса России. Необходимы: I. Меры против невежества и бесправия русского народа. Меры против нищеты народной. Меры против гнета капитала над трудом. Увольнение рабочего не может состояться иначе, как с постановления этой комиссии. Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе. Лишь при удовлетворении их возможно освобождение нашей родины от рабства и нищеты, возможно ее процветание, возможно рабочим организоваться для защиты своих интересов от наглой эксплоатации капиталистов и грабящего и душащего народ чиновничьего правительства. Повели и поклянись исполнить их и ты сделаешь Россию и счастливой и славной, а имя твое запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена. А не повелишь, не отзовешься на нашу мольбу, — мы умрем здесь, на этой площади, перед твоим дворцом.

Николай Стариков

Кратко говоря, все началось с организации «Собрания русских фабрично-заводских рабочих». Интересно, что созданию этой организации активно способствовал Департамент полиции. Это было связано с тем, что власти были озабочены ростом числа недовольных в рабочей среде. Основной целью «Собрания» изначально было ограждение представителей рабочего класса от влияния революционной пропаганды, организация взаимопомощи, просвещение.

Однако «Собрание» должным образом не контролировалось властями, в результате чего произошла резкая смена курса организации. Во многом это было связано с личностью человека, ее возглавившего. Георгий Гапон Какое отношение имеет Георгий Гапон к трагическому дню, который запомнился как Кровавое воскресенье?

Кратко говоря, именно этот священнослужитель стал вдохновителем и организатором демонстрации, исход которой оказался столь печальным. Гапон занял пост руководителя «Собрания» в конце 1903 года, вскоре оно оказалось в его неограниченной власти. Честолюбивый священнослужитель мечтал о том, чтобы его имя вошло в историю, провозгласил себя подлинным вождем рабочего класса.

Лидер «Собрания» основал тайный комитет, участники которого читали запрещенную литературу, штудировали историю революционных движений, разрабатывали планы борьбы за интересы рабочего класса. Сподвижниками Гапона стали супруги Карелины, пользовавшиеся большим авторитетом у рабочих. Именно она послужила источником, откуда были взяты требования, которые демонстранты планировали изложить царю в Кровавое воскресенье 1905 года.

Кратко говоря, добиться своей цели им не удалось. В тот день петиция так и не попала в руки Николая Второго.

Незаконны также оказались наши просьбы: уменьшить число рабочих часов до 8 в день; устанавливать цену на нашу работу вместе с нами и с нашего согласия, рассматривать наши недоразумения с низшей администрацией заводов; увеличить чернорабочим и женщинам плату за их труд до 1 руб. Всё оказалось, по мнению наших хозяев и фабрично-заводской администрации, противозаконно, всякая наша просьба — преступление, а наше желание улучшить наше положение — дерзость, оскорбительная для них. Государь, нас здесь многие тысячи, и все это люди только по виду, только по наружности, — в действительности же за нами, равно как и за всем русским народом, не признают ни одного человеческого права, и даже права говорить, думать, собираться, обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения. Нас поработили, и поработили под покровительством твоих чиновников, с их помощью, при их содействии. Карают, как за преступление, за доброе сердце, за отзывчивую душу. Пожалеть забитого, бесправного, измученного человека — значит совершить тяжкое преступление. Весь народ рабочий и крестьяне отданы на произвол чиновничьего правительства, состоящего из казнокрадов и грабителей, совершенно не только не заботящегося об интересах народа, но попирающего эти интересы. Чиновничье правительство довело страну до полного разорения, навлекло на неё позорную войну и всё дальше и дальше ведёт Россию к гибели.

Мы, рабочие и народ, не имеем никакого голоса в расходовании взимаемых с нас огромных поборов. Мы даже не знаем, куда и на что деньги, собираемые с обнищавшего народа, уходят. Народ лишён возможности выражать свои желания, требования, участвовать в установлении налогов и расходовании их. Рабочие лишены возможности организоваться в союзы для защиты своих интересов. Разве это согласно с божескими законами, милостью которых ты царствуешь? И разве можно жить при таких законах? Не лучше ли умереть — умереть всем нам, трудящимся людям всей России?

Этот список представлял собой изложение мартовской «Программы пяти», вошедшей в первую редакцию петиции без изменений [3]. Список состоял из трёх параграфов: I. Меры против невежества и бесправия русского народа, II. Меры против нищеты народа и III. Меры против гнёта капитала над трудом. Первый параграф — Меры против невежества и бесправия русского народа — состоял из таких пунктов: свобода и неприкосновенность личности , свобода слова , свобода печати , свобода собраний , свобода совести в деле религии ; общее и обязательное народное образование за государственный счёт; ответственность министров пред народом и гарантия законности управления; равенство перед законом всех без исключения; немедленное возвращение всех пострадавших за убеждения. Второй параграф — Меры против нищеты народа — включал следующие пункты: отмена косвенных налогов и замена их прямым , прогрессивным и подоходным налогом ; отмена выкупных платежей, дешёвый кредит и постепенная передача земель народу. Наконец, в третий параграф — Меры против гнёта капитала над трудом — вошли такие пункты: охрана труда законом; свобода потребительно-производительных и профессиональных рабочих союзов ; восьмичасовой рабочий день и нормирование сверхурочных работ ; свобода борьбы труда с капиталом; участие представителей рабочего класса в выработке законопроекта о государственном страховании рабочих; нормальная заработная плата [35]. Во второй, последней редакции петиции, с которой рабочие шли к царю 9 января, к этим требованиям были добавлены ещё несколько пунктов, в частности: отделение церкви от государства ; исполнение заказов военного и морского ведомства в России, а не за границей; прекращение войны по воле народа; отмена института фабричных инспекторов. В результате общее количество требований увеличилось до 17 пунктов, причём некоторые из требований были усилены добавлением слова «немедленно» [4]. За списком требований следовала последняя, заключительная часть петиции. В ней содержалось очередное обращение к царю с призывом принять петицию и исполнить её требования, причём от царя требовали не только принять, но и поклясться в их исполнении. Рабочие выражали готовность умереть у стен царского дворца , если царь не выполнит их требований. Нам некуда больше идти и незачем! У нас только два пути — или к свободе и счастью, или в могилу». Эта часть заканчивалась выражением готовности принести свою жизнь в жертву для исстрадавшейся России и утверждением, что рабочим не жаль этой жертвы и они охотно приносят её [35]. Чтение и сбор подписей под петицией [ править править код ] «Гапон читает петицию в собрании рабочих». Рисунок неизвестного художника. Начиная с 7 января «гапоновская» петиция читалась во всех отделах рабочего «Собрания». В некоторых отделах петицию читал сам Гапон, в других местах — председатели отделов, их помощники и рядовые активисты «Собрания». В эти дни гапоновские отделы стали местом массового паломничества петербургских рабочих. Люди шли изо всех районов, чтобы послушать речи, в которых им впервые в жизни в простых словах открывалась политическая мудрость [7]. В эти дни из рабочей среды выдвинулось множество ораторов , умевших говорить понятным народным массам языком. Люди вереницей приходили в отделы, слушали петицию, ставили под ней свои подписи, а затем уходили, уступая место другим. Отделы сделались центрами рабочей жизни Петербурга. По словам очевидцев, город напоминал один массовый митинг , на котором царила такая широкая свобода слова, какой никогда не видел Петербург [36]. Обычно чтение петиции проходило следующим образом. В помещение отдела впускалась очередная партия людей, после чего один из ораторов произносил вступительную речь, а другой начинал чтение петиции. Когда чтение доходило до конкретных пунктов петиции, оратор давал каждому пункту подробное толкование, а затем обращался к аудитории с вопросом: «Верно, товарищи? В тех случаях, когда толпа не давала единого ответа, спорный пункт толковался снова и снова, пока аудитория не приводилась к согласию. После этого толковался следующий пункт, потом третий и так до конца [7] [38]. Добившись согласия со всеми пунктами, оратор читал заключительную часть петиции, в которой говорилось о готовности рабочих умереть у стен царского дворца, если их требования не будут исполнены. Затем он обращался к аудитории с вопросом: «Готовы ли вы стоять за эти требования до конца? Готовы ли вы умереть за них? Клянётесь ли вы в этом? Умрём все, как один!.. По многочисленным свидетельствам, в отделах царила атмосфера религиозной экзальтации : люди плакали, бились кулаками о стены и клялись явиться на площадь и умереть за правду и свободу [7]. Наибольшее возбуждение царило там, где выступал сам Гапон. Он разъезжал по всем отделам «Собрания», овладевал аудиторией, читал и толковал петицию. Заканчивая чтение петиции, он говорил, что если царь не выйдет к рабочим и не примет петицию, то он больше не царь: «Тогда я первый скажу, что у нас нет царя» [39]. Выступлений Гапона ожидали на жестоком морозе по много часов. В Невском отделе, куда он приехал вечером 7 января, собралась многотысячная толпа, которая не могла вместиться в помещение отдела. Гапон вместе с председателем отдела вышел во двор, встал на бак с водой и при свете факелов стал толковать петицию [19]. Многотысячная толпа рабочих слушала в могильной тишине, боясь пропустить хотя бы одно слово оратора. Когда Гапон закончил чтение словами: «Пусть наша жизнь будет жертвой для исстрадавшейся России. Нам не жаль этой жертвы, мы охотно приносим её! Не жаль!.. Не надо!.. В Василеостровском отделе один пожилой оратор говорил: «Товарищи, помните ли вы Минина, который обратился к народу, чтобы спасти Русь! Но от кого? От поляков. Теперь мы должны спасти Русь от чиновников… Я первый пойду, в первых рядах, и когда мы падём, вторые ряды за нами. Но не может быть, чтобы он велел в нас стрелять…» [7] Накануне 9 января во всех отделах уже говорилось о том, что царь может не принять рабочих и выслать против них солдат. Однако это не остановило рабочих, а придало всему движению характер какого-то религиозного экстаза [37]. Во всех отделах «Собрания» до самого 9 января продолжался сбор подписей под петицией. Рабочие настолько верили в силу своей подписи, что придавали ей магическое значение. К столу, где собирались подписи, на руках приносили больных, стариков и инвалидов для совершения этого «святого акта» [36]. Общее количество собранных подписей неизвестно, но оно исчислялось десятками тысяч. Только в одном отделе журналист Н. Симбирский насчитал около 40 тысяч подписей [41]. Листки с подписями рабочих хранились у историка Н. Павлова-Сильванского, а после его смерти в 1908 году были изъяты полицией. Их дальнейшая судьба неизвестна [30]. Петиция и царское правительство См. В этот день Гапон явился на приём к министру юстиции Н. Муравьёву и вручил ему один из списков петиции. Министр удивил Гапона сообщением, что у него уже есть такой текст [9]. По воспоминаниям Гапона, министр обратился к нему с вопросом: «Скажите мне откровенно, что все это значит? В своей речи он рисовал бедственное положение рабочего класса и говорил о неизбежности политических реформ в России. Он убеждал министра пасть в ноги царю и умолять его принять петицию, обещая, что его имя будет записано в анналы истории. Однако Муравьёв не поддержал Гапона, ответив, что у него есть свой долг, которому он останется верен [9]. Тогда Гапон попросил связать его по телефону с министром внутренних дел П. Однако последний вообще отказался говорить со священником. Впоследствии Святополк-Мирский объяснял свой отказ беседовать с Гапоном тем, что не знал его лично [44]. На другой день, 8 января, состоялось заседание правительства, на котором собрались высшие чиновники государства. К этому времени все члены правительства ознакомились с текстом «гапоновской» петиции. В канцелярию министерства внутренних дел было доставлено несколько экземпляров [45]. На заседании министр юстиции Муравьёв сообщил собравшимся о своей встрече с Гапоном. Министр охарактеризовал Гапона как ярого революционера [46] и убеждённого до фанатизма социалиста [47]. Муравьёв предложил арестовать Гапона и тем обезглавить возникшее движение. Муравьёва поддержал министр финансов В. Коковцов [48]. Министр внутренних дел Святополк-Мирский и градоначальник И. Фуллон слабо возражали [45]. На заседании было решено арестовать Гапона и выставить заграждения из войск, чтобы не допустить рабочих к царскому дворцу. Со слов Муравьёва министр характеризовал Гапона как «социалиста» и доложил о принятых мерах. Николай записал об этом в своём дневнике. Судя по записям царя, сообщения министра носили успокоительный характер [45]. Согласно многочисленным свидетельствам очевидцев, никто в правительстве не предполагал, что в рабочих придётся стрелять [49]. Все были уверены, что толпу удастся разогнать полицейскими мерами. Вопрос о принятии петиции даже не ставился. Содержание петиции, требовавшей ограничения самодержавия , делало её неприемлемой для властей. В правительственном докладе политические требования петиции характеризовались как «дерзкие» [5]. Само появление петиции было для правительства неожиданным и застало его врасплох. Заместитель министра финансов В. Тимирязев , участвовавший в заседании 8 января, вспоминал: «Никто не ожидал подобного явления, да и где же видано, чтобы в двадцать четыре часа собрать полуторастатысячную толпу ко дворцу и чтобы ей в двадцать четыре часа дать Учредительное собрание, — ведь это невиданное дело, дай всё сразу. Мы все растерялись и не знали, что делать» [50]. Власти не учли ни масштаба событий, ни последствий возможной стрельбы в безоружный народ. Из-за растерянности правительства инициатива перешла в руки военных властей [51].

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. В истории каждого государства есть особо значимые, переломные дни. В России одним из таких было 9 января 1905 года. То печально известное воскресенье могло стать триумфом российской монархии. У императора Николая II был шанс завоевать горячую любовь своих верноподданных и снискать титул Благословенного. Но вместо этого народ прозвал его Кровавым, а империя Романовых сделала необратимый шаг к своему краху. Малейший неверный шаг со стороны правительства мог привести к взрыву. Выход из ситуации предложил возглавляющий Особый отдел Департамента полиции Сергей Зубатов. Его идея заключалась в легализации рабочего движения. Чтобы помешать радикально настроенным кругам воздействовать на рабочих, следует создать свои объединения — контролируемые и управляемые. Ведомые надёжными людьми, такие союзы не пойдут за революционерами, а сосредоточатся на экономической борьбе с работодателями. Наиболее подходящей кандидатурой руководителя, преданного правительству рабочего движения, оказался Георгий Аполлонович Гапон, выходец их семьи украинского священнослужителя. Георгий пошёл по стопам отца. В священники особо не рвался, но, движимый честолюбием, после Полтавской семинарии направился в Петербург и блестяще выдержал экзамены в Духовную академию.

Петиция к царю, 9 января 1905 года

Переговоры с начальством провалились, и 3 января завод встал. Через день к стачке присоединились и другие предприятия, а вскоре в Питере бастовало уже более ста тысяч человек. Восьмичасовой рабочий день, оплата сверхурочных, индексация заработной платы — таковы были первоначальные требования, изложенные в документе под названием «Петиция о насущных нуждах». Но вскоре документ переписали коренным образом. Экономики там практически не осталось, зато появились требования о «борьбе с капиталом», свободе слова и… прекращении войны. Но их обманули — на иностранные деньги устроили им кровавую бойню», — говорит историк, профессор Николай Симаков. Что самое интересное: вариантов текста петиции встречается великое множество, какие из них подлинные, какие нет — неизвестно. С одним из вариантов воззвания Георгий Гапон ходил к министру юстиции и генерал-прокурору Николаю Муравьеву. Но с каким?.. Достоверно о нем известно немного.

В школьных учебниках написано, что через год его казнили путем повешения некие «революционеры». Но казнили ли на самом деле? Сразу после 9 января служитель культа оперативно удрал за границу, откуда тут же стал вещать про тысячи жертв «кровавого режима». А когда он якобы вернулся в страну, в полицейском протоколе фигурировало лишь некое «тело человека, похожего на Гапона». Священника то записывают в агенты «охранки», то объявляют честным защитником прав трудящихся. Факты вполне определенно свидетельствуют, что Георгий Гапон работал вовсе не на самодержавие. Именно с его ведома петиция рабочих трансформировалась в откровенно антироссийский документ, в совершенно невыполнимый политический ультиматум. Знали ли об этом вышедшие на улицу простые трудяги? Вряд ли.

В исторической литературе указывается, что петиция составлялась с участием питерского отделения эсеров, поучаствовали и «меньшевики». О ВКП б нигде не упоминается. И лишь потом, через много лет, выяснилось, что он сотрудничал с определенными революционными организациями, а также с иностранными разведками. То есть вовсе не был той якобы «независимой» фигурой, какой казался своим современникам», — объясняет Николай Стариков. Верхи не хотят, низы не знают Первоначально Николай II хотел встретиться с выборными представителями рабочих, выслушать их требования. Однако проанглийское лобби в верхах убедило его не идти к народу. Чтобы не сомневался, была организована инсценировка покушения. Никто не пострадал. Ведь царь-мученик, погибший от рук злодеев, был никому не нужен.

Требовался «кровавый тиран». Но об этом никто не знал. Более того, над зданием реял личный штандарт императора. Шествие в центр города вроде бы запретили, однако официально об этом не объявили. Улицы никто не перекрывал, хотя это было несложно сделать. Странно, не правда ли? Глава МВД князь Петр Святополк-Мирский, который прославился поразительно мягким отношением к революционерам всех мастей, клялся и божился, что все под контролем и никаких беспорядков не случится. Очень неоднозначная личность: англофил, либерал времен Александра II, именно он косвенным образом виновен в гибели от рук эсеров своего предшественника и начальника — умного, решительного, жесткого и деятельного Вячеслава фон Плеве.

Пусть живут и наслаждаются капиталисты — эксплуататоры рабочего класса и чиновники — казнокрады и грабители русского народа. Вот что стоит перед нами, государь, и это-то нас собрало к стонам твоего дворца.

Тут мы ищем последнего спасения. Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою судьбу, сбрось с него невыносимый гнёт чиновников. Разрушь стену между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной имеете с тобой. Ведь ты поставлен на счастье народу, а это счастье чиновники вырывают у нас из рук, к нам оно не доходит, мы получаем только горе и унижение. Взгляни без гнева, внимательно на наши просьбы, они направлены не ко злу, а к добру как для нас, так и для тебя, государь! Не дерзость в нас говорит. Россия слишком велика, нужды её слишком многообразны и многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собой. Ведь ему только и известны истинные его нужды. Не отталкивай его помощь, повели немедленно, сейчас же призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий, представителей и от рабочих.

Пусть гам будет и капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и учитель, — пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, — и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов. Эта самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется всё, это главный и единственный пластырь для наших больных ран, без которого эти раны сильно будут сочиться и быстро двигать нас к смерти.

Обеспечение каждого трудоспособного гражданина рабочим местом и достойной его квалификации зарплатой, а каждого отечественного предпринимателя — вниманием, партнерством и реальной поддержкой со стороны государства. Обеспечение возможности каждому ответственному гражданину принимать участие в управлении государством и прилагать свои способности в жизнеустроении Отечества, реализуя право народа быть источником и сувереном власти, через формирование исторически присущих ценностным основаниям Русской цивилизации институтов подлинного народовластия. Принятие соборно одобренной Национальной стратегии России как основополагающего документа, определяющего основные цели, направления и приоритеты развития государства, а также закрепляющего мировоззренческие основы самобытной Русской цивилизации и пути воплощения конкурентных преимуществ России как богатейшей мировой державы, реализующей собственный геополитический проект. От имени участников, Председатель Оргкомитета форума М. Лермонтов Comments disabled.

Хоть это возможно и не по теме. Имеется много документов доказывающих, что все эти события творились... Что Япония ведущая в это время войну с Россией, потратила много денег на то, что бы состоялась такая грандиозная провокация как - Кровавое воскресенье, не говоря уже о революции 1905 года. А Кровавое воскресенье... Эта провокация была японцам очень нужна, что бы скомпрометировать царскую власть в России перед народом, и втоптать её в грязь. И спровоцировать революцию в России после всего этого... И вывести после всего этого Россию из войны. И это им сделать вполне успешно удалось.

Петиция рабочих и жителей Петербурга для подачи Николаю II 9 января 1905 г.

Первая Российская буржуазно-демократическая революция 1905—1907 гг. Петиция рабочих и жителей Петербурга для подачи царю Николаю II в день 9 января 1905 г. Реквизиты. 9 января 1905г.: Петиция рабочих урга. Государь! Петербурга от9 января 1905 исторический документ, ходатайство или заявление, с которым работники Санкт - Петербурга, под руководством священника Георгий Gapone, пошел в дом Николая II на Красной воскресенье, 9 января 1905. 1905. Русский музей (С.-Петербург). «КРОВАВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ» 1905, принятое в историч. и публицистич. литературе название событий 9(22) янв. в С.-Петербурге. 22 января (9 января по старому стилю) 1905 года в Санкт-Петербурге состоялось многотысячное шествие рабочих к Зимнему дворцу. Его возглавил уроженец Полтавской губернии священник Георгий Гапон.

Кровавое воскресенье 1905 года: причины, ход событий, последствия

Текст петиции царю 9 января года Утром 22 (9) января рабочие и члены их семей (около 140 тысяч человек) двинулись с иконами, хоругвями и портретами императора из различных отделов «Собрания», находящихся на окраинах, к центру города – Дворцовой площади.
«Мы обнищали, нас угнетают»: воскресенье, о котором не хотят вспоминать результат попыток рабочего класса обратиться к царю. До правителя безоружные заводчане так и не дошли, к тому же пострадали в ходе столкновения с военными: больше сотни убитых, около трех сотен раненых.

Все о кровавом воскресенье 9 января 1905 года

А день 9 января 1905 года вошел в историю как "Кровавое воскресенье". Мирная демонстрация петербургских рабочих, которые с наивной верой в царя-батюшку шли к Зимнему дворцу, была беспощадно расстреляна царскими войсками. Петиция рабочих и жителей Петербурга для подачи Николаю II 9 января 1905 г. Выверено по изданию: Государство российское: власть и общество. С древнейших времен до наших дней. В самый разгар русско-японской войны 1904 — 1905 годов, когда стало ясно, что Россия одолеет Японию, опять-таки при поддержке иностранных государств, была развязана кровавая всероссийская смута 1905 — 1907 годов. 24.01.2005 Исторические параллели между 1905 годом и сегодняшним днем. День расправы с мирным шествием рабочих к царю 9 января 1905 г. вошел в историю под названием Кровавое воскресенье.

Предыстория событий (будущие участники «Кровавого воскресенья»)

  • Петиция рабочих царю Николаю Второму (Александр Бастрыкин) / Проза.ру
  • Великая провокация 9 января 1905 года
  • Официальный сайт Чувашского рескома Коммунистической Партии Российской Федерации
  • История России. Кровавое воскресенье. 9 января г.

Николай Стариков

Великая провокация 9 января года — Журнальный зал Осенью 1905 года был арестован, освободили его согласно Манифесту от 17 октября. Тогда же, в соответствии с этим манифестом, смог вернуться в Россию и Гапон. В ноябре-декабре 1905 года П. Рутенберг руководил боевой дружиной в одном из рабочих районов Петербурга.
Откройте свой Мир! Понимание причин и предпосылок Кровавого воскресенья имеет большое значение для понимания причин революции 1917 года, ее характера, особенностей и результатов. Поэтому давайте перенесемся в начало 1905 года и посмотрим, как развивались события.
«Кровавое воскресенье» — урок. История, 9 класс. Текст петиции царю 9 января 1905 года. Государь!
Анализ обстоятельств публикации и вариантов текста петиции с использованием не привлекавшихся ранее газетных статей и мемуаров показывает, что текст «Петиции рабочих Петербурга 9 января 1905 г.» является переводом с английского. История с якобы подачей.

Петиция рабочих и жителей Санкт-Петербурга 9 января 1905 года

Мы и терпели, но нас толкают все дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душит деспотизм и произвол, мы задыхаемся. Нет больше сил, Государь. Настал предел терпению. Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук. И вот, мы бросили работу и заявили нашим хозяевам, что не начнем работать, пока они не исполнят наших требований. Мы немногого просили, мы желали только того, без чего не жизнь, а каторга, вечная мука. Первая наша просьба была, чтобы наши хозяева вместе с нами обсудили наши нужды, но и в этом нам отказали, как отказали в праве говорить о наших нуждах, находя, что такого права за нами не признает закон. Незаконны также оказались наши просьбы: уменьшить число рабочих часов в день, устанавливать цену на нашу работу вместе с нами и с нашего согласия, рассматривать наши недоразумения с низшей администрацией заводов, увеличить чернорабочим и женщинам плату за их труд до одного рубля в день, отменить сверхурочные работы, лечить нас внимательно и без оскорблений, устроить мастерские так, чтобы в них можно было работать, а не находить там смерть от страшных сквозняков, дождя и снега.

Все оказалось по мнению наших хозяев противозаконным, всякая наша просьба — преступление, а наше желание улучшить наше положение - дерзость, оскорбительная для наших хозяев. Нас здесь больше трехсот тысяч, и все это люди только по наружности, в действительности же за нами не признают ни одного человеческого права, ни даже - говорить, думать, собираться, обсуждать наши нужды, принимать меры к улучшению нашего положения. Всякого из нас, кто осмелится поднять голову в защиту интересов рабочего класса, бросают в тюрьму, отправляют в ссылку: карают, как за преступление, за доброе сердце, за отзывчивую душу. Пожалеть забитого, бесправного, измученного человека значить - совершить тяжкое преступление. Разве это согласно с Божескими законами, милостью которых Ты царствуешь и разве можно жить при таких условиях, законах? Не лучше ли умереть всем нам, трудящимся людям всей Poccии? Пусть живут и наслаждаются капиталисты и чиновники!

Вот, что стоит перед нами, Государь! И это то нас и собрало к стенам Твоего дворца. Тут мы ищем последнего спасения. Не откажи в помощи Твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою судьбу, сбрось с него гнет чиновников. Разрушь стену между Тобой и Твоим народом, пусть он правит страной вместе с Тобой. Ведь, Ты поставлен на счастье народу, а это счастье чиновники вырывают у нас из рук, к нам оно не доходит, мы получаем только горе и унижение. Взгляни без гнева, внимательно на наши просьбы.

Однако, достоверно известно, что в последнем пункте предлагалось ввести политические свободы и созвать Учредительное Собрание, которое должно было решать вопросы государственного устройства. По сути, этот пункт был призывом к упразднению самодержавия. Справедливости ради надо сказать, что для большинства рабочих требования этого пункта были туманны, неопределенны, и они не видели в них угрозы царской власти, против которой даже и не собирались выступать. Главными для них были, в общем, вполне разумные экономические требования. Однако в то самое время, когда рабочие готовились к демонстрации, от их имени составлялась иная петиция. Более радикальная, содержащая экстремистские требования общегосударственных реформ, созыва Учредительного собрания, политического изменения государственного строя.

Все пункты, известные рабочим и реально поддерживаемые ими, становятся как бы дополнением политических требований. Это была в чистом виде политическая провокация революционеров, пытавшихся от имени народа в тяжелых военных условиях предъявить требования неугодному им русскому правительству. Конечно же, организаторы демонстрации знали, что требования, составленные в их петиции, заведомо невыполнимы и даже не соответствуют требованиям рабочих. Главное, чего хотели достичь революционеры - это дискредитировать Царя Николая II в глазах народа, морально унизить его в глазах своих подданных. Организаторы хотели унизить его уже тем, что от имени народа предъявляли ультиматум Божьему Помазаннику, который согласно положению Законов Российской Империи должен руководствоваться «Токмо волей Божиею, а не многомятежной волей народною». Много позже событий 9 января, когда одного из устроителей демонстрации священника Гапона спросили: «Ну, как Вы полагаете, о.

Георгий, что было бы, если бы Государь вышел навстречу народу? Царю нечего бояться. Я, как представитель «Собрания русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга», мои сотрудники товарищи рабочие, даже все так называемые революционные группы разных направлений гарантируем неприкосновенность его личности». По сути, это был вызов Царю, оскорбление его личного достоинства и уничижение его власти. Подумать только, священник ведет за собой «революционные группы разных направлений» и, как бы похлопывая по плечу русского Самодержца, говорит: «Не бойся, я гарантирую тебе неприкосновенность!

Но до этого не дошло. Накануне шествия военные получили приказ не допускать рабочих до центра города. В некоторых случаях по бунтующим стреляли. Шествие разогнали, без жертв, разумеется, не обошлось. Солдаты у Нарвских ворот, 9 января 1905 год Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, russiainphoto. И число погибших, и число раненых, около 300 заводчан, общественность поставила под сомнение.

Корреспонденты зарубежных изданий, таких как "Дейли мейл", "Лаффан" вели счет на несколько тысяч раненых и убитых. Цена за кровь События Кровавого воскресенья histrf. Всё это не дало существенных результатов. Каждый шаг со стороны государства воспринимался не так, как рассчитывалось. Даже денежные компенсации из личных средств Николая II не вызвали народной милости. Сумму в 50 тысяч рублей многие оценили как цену, назначенную за кровь.

Некоторые отказывались принимать деньги.

Она явилась предтечей Февральского переворота и Великой Октябрьской социалистической революции. Россия слишком велика, нужды ее слишком многообразны и многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею.

Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собой. Ведь ему только и известны истинные его нужды. Не отталкивай его помощь, повели немедленно, сейчас же призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий, представителей и от рабочих.

Пусть тут будет и капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и учитель, — пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, — и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий