О каком качестве публичного выступления пишет цицерон если кто захочет быть первым в красноречии

«Цветы» (в нашем случае) — это все то, что украшает выступление оратора. Остроумие, вкус, умение пользоваться поговорками, посло¬вицами, приемами ораторской речи — первый признак оратора, грамотного в теории риторики. это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Стройность речи – это её красота и осанка, на которую булавкой аккуратно прикрепляются мысль и убедительность. Цицерон упоминает об одной очень важной детали в речи, на которую мы мало обращаем внимание: на рифму, которая по случаю стала стихотворной. Можно сказать, тяжкое бремя и обязательство налагает на себя тот, кто торжественно берется один среди многолюдного сборища при общем молчании рассуждать о делах первой важности! 26. Позиции оратора в ходе публичного выступления. В процессе выступления каждый оратор занимает определенную коммуникативную позицию, выступает в определенной роли, которую он сам на себя принимает.

Жизнь и философия

Далее имеется в виду его статуя Зевса в Олимпии, признанная в античности одним из чудес света, и его статуя Афины Поборницы в Парфеноне, так же как и статуя Зевса, полностью покрытая золотом и слоновой костью. Цицерон доказывает, опираясь как раз на понимание «идеи» как «замысла», что высшая красота неизъяснима и непостигаема, поскольку представляет собой ту ценность и тот восторг, выше которого мы ничего не можем помыслить. В христианское время это положение античной риторики повлияло на представления о Боге как о неизъяснимой вспышке света, постигаемой только умом. И вот, так же как в скульптуре и живописи есть нечто превосходное и совершенное, мыслимому образу которого подражает то, что предстает нашим очам, так и образ совершенного красноречия мы постигаем душой, а его отображение ловим слухом. Платон, этот достойнейший основоположник и наставник в искусстве речи, как и в искусстве мысли, называет такие образы предметов идеями и говорит, что они не возникают, но вечно существуют в мысли и разуме, между тем как все остальное рождается, гибнет, течет, исчезает и не удерживается сколько-нибудь долго в одном и том же состоянии. Поэтому, о чем бы мы ни рассуждали разумно и последовательно, мы должны возвести свой предмет к его предельному образу и облику. Основоположник auctor — многозначное слово, означавшее одновременно «автор» создатель какого-то учения и «авторитет» лицо, близкое божеству, как бы полубог, обладающее божественными полномочиями учреждать новые культы, науки и правила.

Но я вижу, что это мое вступление исходит не из рассуждений об ораторском искусстве, но почерпнуто из самых недр философии, да к тому же древней и несколько темной. Это вызовет, быть может, порицание и во всяком случае — удивление. Читатели будут или удивляться, какое отношение имеет все это к нашему предмету но когда они разберутся в самом предмете, то убедятся, что недаром я начал речь издалека , или порицать, что мы ищем нехоженых путей и покидаем торные. Недра — в оригинале буквально: «центр», «центральное» media , центральная проблематика, до которой обычно не добираются те, кто не изучал философию систематически. Я и сам понимаю, как часто кажется, что я говорю нечто новое, когда я лишь повторяю весьма старое, но многим незнакомое; и все же я заявляю, что меня сделали оратором — если я действительно оратор, хотя бы в малой степени, — не риторские школы, но просторы Академии. Вот истинное поприще для многообразных и различных речей: недаром первый след на нем проложил Платон.

Академия — основанная Платоном философская школа, находившаяся в саду: поэтому Цицерон и говорит о «просторе», в отличие от классов риторических школ, требовавших систематических занятий и отработки поз при выступлении как стоять, как повернуться, как пройтись по сцене , вроде наших танцевальных школ. Сам Цицерон в юности общался с философами, в том числе выходцами из Афин, а затем, опасаясь как судебный оратор мести Суллы, некоторое время скрывался в этом городе, заодно изучал здесь философию, в том числе платоническую. Как он, так и другие философы в своих рассуждениях бранят оратора и в то же время приносят ему великую пользу. Ведь от них исходит, можно сказать, все обилие сырого материала для красноречия; но этот материал недостаточно обработан для процессов на форуме, так как философы, по их обычному выражению, предоставляют это более грубым музам. Сырой материал silva, «древесина, лес, строительный материал», в философский оборот вошел другой перевод, materia — совокупность фактов и рассуждений, из которых можно строить речь. Цицерон имеет в виду, что философы наиболее проницательны, а значит, предлагают лучшие аргументы, хотя в политическом и судебном красноречии трудно использовать слишком отвлеченные аргументы.

Грубые музы — выражение из «Федра» Платона, означающее ремесла, лишенные созерцания, высшей созерцательной цели, такие как судебное дело, дело «стряпчих». Такое презрение и пренебрежение философов к судебному красноречию лишило его многих важных средств; зато, блистая украшениями слов и фраз, оно имело успех у народа и не боялось сурового суда немногих. Вот как оказалось, что людям ученым недостает красноречия, доступного народу, а людям красноречивым — высокой науки. Немногие — философы, осуждающие судебную риторику за верхоглядство и низость целей. Это можно сравнить с тем, что ученые люди сейчас иногда презирают массовую культуру. Так заявим же с самого начала то, что станет понятнее потом: без философии не может явиться такой оратор, какого мы ищем; правда, не все в ней заключено, однако польза от нее не меньше, чем польза актеру от палестры ведь и малое нередко можно отлично сравнить с великим.

Действительно, о важнейших и разнообразнейших предметах никто не может говорить подробно и пространно, не зная философии. Палестра — гимнастическая школа в древней Греции; переносно: систематические занятия спортом, которые оказываются нужны актеру для выносливости на сцене. Так и оратор, изучавший философию, сможет дольше продержаться на трибуне и выступать увереннее. Так, и в «Федре» Платона Сократ говорит, что даже Перикл превосходил остальных ораторов оттого, что учителем его был физик Анаксагор: от него-то, по мнению Сократа, и усвоил он много прекрасного и славного, в том числе — обилие и богатство речи и умение известными средствами слога возбуждать любые душевные движения, а это главное в красноречии. То же самое надо сказать и о Демосфене, из писем которого можно понять, каким усердным был он слушателем Платона. В «Федре» Платона Сократ говорит лишь о том, что Перикл научился у Анаксагора умению рассуждать на любую свободную тему, причем в высоком, а не привычном ключе.

Про воздействие на душевные движения аффективное воздействие добавил сам Цицерон, имея в виду задачу риторики movere — волновать душу. Далее, без философского образования мы не можем ни различить род и вид какого бы то ни было предмета, ни раскрыть его в определении, ни разделить на части, ни отличить в нем истинное от ложного, ни вывести следствия, ни заметить противоречия, ни разъяснить двусмысленное. А что сказать о природе вещей, познание которой доставляет столь обильный материал для оратора? И можно ли что-нибудь сказать или понять относительно жизни, обязанностей, добродетели, нравов, не изучив эти предметы сами по себе? В этом абзаце перечислена последовательность дисциплин в философских школах того времени: сначала изучали логику, потом — физику, наконец — этику. Те разделы философии, которые не вмещались в эту схему, посвященные общим вопросам бытия, назывались «метафизикой», буквально «после физики» — их изучали после физики, но перед этическими вопросами как относящимися уже к дальнейшей жизненной практике, к политической карьере после окончания обучения.

Все эти столь важные мысли должны обрести несчетные украшения: этому одному и учили в наше время те, кого считали учителями красноречия. Оттого никто и не обладает истинным и совершенным красноречием, что наука о вещах существует сама по себе, наука о речах — сама по себе, и люди у одних наставников учатся мыслить, у других говорить. Украшения ornamenta — любые способы придать речи убедительность. Так и Марк Антоний, которого поколение наших отцов признавало едва ли не первым в красноречии, муж от природы проницательный и здравомыслящий, в единственной оставленной им книге заявляет, что видывал много людей речистых, но ни одного красноречивого. Из этого видно, что у него в душе обретался некий образ красноречия, который он постигал воображением, но в действительности не видел. Итак, даже этот человек самого тонкого ума, требуя многого от себя и от других, не видел решительно никого, кто по праву мог бы называться красноречивым; и раз уж он не считал красноречивым ни себя, ни Красса, то, конечно, он заключал в душе такой образец красноречия, который решительно обнимал все, и поэтому не мог подойти к тем, кому чего-то а иной раз и очень многого недоставало.

Марк Антоний 143—87 до н. По свидетельству Цицерона, Марк Антоний был широко образован в греческой философии и риторике, но скрывал свое образование, чтобы его речи воспринимались как сказанные экспромтом и потому казались более убедительными. По этой же причине он запрещал записывать свои речи, его единственным сочинением был небольшой учебник красноречия, до нас не дошедший. Луций Лициний Красс 140—91 до н. Красс был представителем «азианской» школы красноречия, требовавшей говорить пышно и величаво, приближая речь к поэзии, со множеством звуковых ухищрений и других украшений. Далее Цицерон приводит подробные стилистические характеристики азианского, аттического и среднего родов красноречия, с целью доказать, что эта вражда двух школ мнимая и, к примеру, классик аттического красноречия Демосфен не укладывается в его рамки.

Были ораторы, так сказать, велеречивые, обладавшие одинаково величавой важностью мыслей и великолепием слов, сильные, разнообразные, обильные, важные, способные и готовые волновать и увлекать души, причем одни достигали этого речью резкой, суровой, грубой, незавершенной и незакругленной, а другие — гладкой, стройной и законченной. Были, напротив, ораторы сухие, изысканные, способные все преподать ясно и без пространности, речью меткой, отточенной и сжатой; речь этого рода у некоторых была искусна, но не обработана и намеренно уподоблялась ими речи грубой и неумелой, а у других при той же скудости достигала благозвучия и изящества и бывала даже цветистой и умеренно пышной. Но есть также расположенный между ними средний и как бы умеренный род речи, не обладающий ни изысканностью вторых, ни бурливостью первых, смежный с обоими, чуждый крайностей обоих, входящий в состав и того и другого, а лучше сказать, ни того, ни другого; слог такого рода, как говорится, течет единым потоком, ничем не проявляясь, кроме легкости и равномерности: разве что вплетет, как в венок, несколько бутонов, приукрашивая речь скромным убранством слов и мыслей. Бутон torus — также «узел», прямая логическая связь или простой понятный пример, необходимый, чтобы речь не воспринималась как совершенно пышная и фантастическая. Образ взят из навыка плетения венков, требовавших таких узлов — как бы приведение всех рассуждений к одному простому примеру. Никто не превзошел его ни в важности, ни в изяществе, ни в умеренности.

А тем, чье у нас распространилось невежественное учение и кто желает именоваться аттиками или даже говорить по-аттически, не мешает указать, чтобы они подивились на этого мужа, который, по-моему, был аттичнее самих Афин, и чтобы они поучились у него, что такое аттичность, и взяли бы за образец красноречия его мощь, а не свое бессилие. Цицерон так набрасывается на современных ему последователей аттической школы красноречия, вероятно, из нежелания следовать моде, собираясь сам дать философское, а не политическое обоснование риторики. Ведь у нас теперь каждый хвалит только то, чему сам способен подражать. Однако для тех, кто увлечен лучшими стремлениями, но слишком слаб в суждениях, я считаю не лишним объяснить, чем на самом деле заслужили аттики свою славу. Красноречие ораторов всегда руководилось вкусом слушателей. Всякий, кто хочет иметь успех, следит за их желаниями и в согласии с ними слагает свою речь целиком применительно к их суждениям и взглядам.

Доказательства позиции по неотложным вопросам — со свидетельствами в их пользу. Опровержение "уничтожение доводов наших противников" — не так уж просто было с Цицероном тягаться. Вывод заключение, "построенное по всем правилам искусства". Это означало, насколько я понимаю, что следует напомнить публике о том, какая ответственность лежит на ней в данном вопросе, и с достоинством удалиться. Между прочим, цицероновские правила для ораторов выглядят довольно строгими, — но стоит лишь просмотреть остальные его теоретические труды по риторике, как вы увидите, что он одобрил бы и схему, приведенную выше, особенно ту ее часть, которая касается "шуток, историй и анекдотов". Послушайте, что писал он сам: "Если публика утомлена слушанием, мы начнем с чего-нибудь такого, что вызовет смех, — с притчи, правдоподобной выдумки, карикатуры, иронического переосмысления слова, двусмысленности, намека, шутки, каламбура...

Не правда ли, Цицерон хорошо знал публику? Делайте хоть что-нибудь! Знаете, есть одно дело, которое не дает мне покоя.

Новаторство Цицерона в том, что он привнёс в речь поэтическую художественность.

Например, можно в какой-то части речи повторять одно слово или синтаксическую конструкцию, или держать определенный темп, или перечислять предметы резко, без союзов. Точно так же можно придать ритм «фигурам мысли» — намёкам, переходам, иллюстрациям, противопоставлениям. Смех Очевидное правило. Шутка любую речь, кроме торжественной, делает интереснее и убедительнее.

Цицерон умел смешить до слёз. Но он же предостерегал — оратору надо использовать юмор умеренно и «всячески избегать шутовского острословия». Дарование Без природного таланта оратором не стать. Цицерон считал, что не способным к красноречию нужно прямо говорить об этом.

Остальным же нельзя мешать, а особенные дарования изо всех сил надо поддерживать. Три трактата об ораторском искусстве. Бобровникова Т. Цицерон: Интеллигент в дни революции.

Цицерон Марк Туллий. Избранные сочинения. Лучшее за.

В этом качестве велеречивый Цицерон совершил в 63 г. Когда был раскрыт заговор Катилины аристократы вооружённым путём хотели взять власть , Цицерон предотвратил переворот словом — он прочёл в сенате четыре речи против заговорщика и убедил собрание не только свергнуть Катилину, но и казнить его без должных судебных процедур. Цицерон произносит в сенате речь против Катилины. О нравы! Всё понимает сенат, всё видит консул, а этот человек ещё живёт и здравствует!

Да если бы только это! Нет, он является в сенат, становится участником государственных советов и при этом глазами своими намечает, назначает каждого из нас к закланию. А что же мы? Что делаем мы, опора государства? Неужели свой долг перед республикой мы видим в том, чтобы вовремя уклониться от его бешеных выпадов?

Нет, Катилина, на смерть уже давно следует отправить тебя консульским приказом, против тебя одного обратить ту пагубу, что до сих пор ты готовил всем нам…» Из первой речи Цицерона против Катилины, произнесённой в сенате Однако политическая звезда Цицерона очень быстро померкла. Ему не только не удалось удержаться в сенате и вообще в Риме из-за Цезаря , но и в принципе пришлось надолго покинуть политическую арену. Республика, которую он защищал, пала. Его политическая программа — единение сословий — полностью провалилась. Когда голос Цицерона вновь зазвучал громко, на сей раз против деспота Марка Антония против него оратор прочёл около 20 сильных речей , тот устранил его самым грубым образом: послал убийц.

Пожилому республиканцу и философу отрубили голову. Фульвия с головой Цицерона, фрагмент картины П.

Риторика Цицерона

Аргументы публичного выступления должны быть взяты из: сферы деятельности слушателей Передача выступающим информации широкой аудитории – это: публичное выступление Автором трактата «Правила. реферат О каком качестве публичного выступления пишет цицерон. Риторика оставалась основным предметом американских средних школ и колледжей, учебная программа которых включала «Об ораторском искусстве» Цицерона, «Науку поэзии» Горация, «О возвышенном» Лонгина. Основной заслугой М.В. Ломоносова в теории риторики считается: популяризация в риторике научного знания и просвещения светская направленность его книг по красноречию. Ораторское искусство древнего Рима. Развитию красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, которое со II в. до н. э. становится предметом тщательного изучения в специальных школах.

Шесть правил Цицерона по структуре речи

В сенате, в храме Согласия, 5 декабря 63г. до н.э. Цицерон, нарушая процессуальные нормы, выступил с очередной речью против Катилины (четвертая Катилинария), призывая казнить заговорщиков. Чтобы успокоить сограждан, взволнованных слухами о событиях, Цицерон в этой речи дает характеристику сторонников Катилины, разделив их на 6 разрядов, начиная от промотавших свое состояние ветеранов Суллы и кончая напомаженными столичными мотами. Самый ранний трактат «Риторика» был написан Цицероном еще в юношестве (83 г. до н.э.). Его трактат в 3 книгах «Об ораторе» (55 г. до н.э.) до настоящего времени служит учебным пособием судебной риторики.

Основы риторики

В теории познания Цицерон склоняется к скептицизму, считая, что нет критерия для отличия реальных представлений от нереальных. Он рассматривает вопросы о высшем благе, о добродетелях как единственном источнике счастья, стремится к совершенству. Такому стремлению соответствуют четыре добродетели: мудрость, справедливость, мужество, умеренность. Его философские воззрения легли в основу взглядов на ораторское искусство. Каковы же взгляды Цицерона на ораторское искусство?

Теория красноречия Цицерона занимает среднее положение между азианизмом [1]и умеренным классическим аттицизмом. Цицерон сетует на то, что красноречие среди всех наук и искусств имеет меньше всего представителей. И это не случайно. По его мнению, настоящих хороших ораторов мало, потому что красноречие - нечто такое, что дается труднее, чем это, кажется.

Красноречие рождается из многих знаний и умений. Ко всему этому должны присоединяться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость, как в отражении, так и в нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью. Кроме того, необходимо знать всю историю древности, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими правами. Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса?..

Наконец, что сказать мне о сокровищнице всех познаний - памяти? Ведь само собою, разумеется, что если наши мысли и слова, найденные и обдуманные, не будут поручены ей на хранение, то все достоинства оратора, как бы ни были они блестящи, пропадут даром". Красноречие - это искусство, но труднейшее из искусств. Действующими лицами своего диалога, авторитетом которых Цицерон подкреплял свое мнение, были учителя его молодости, лучшие ораторы предшествующего поколения Лициний Красе и Марк Антоний, а также их ученики Сульпиций и Котт и менее значительные лица.

Его трактат в 3 книгах «Об ораторе» 55 г. Из трактатов по философии права особое значение имеют 6 книг «О государстве» 53 г.

Проверка позиции по вопросам, требующим решения, поддержанные доказательствами. Опровержение "разрушение аргументации наших противников", - Цицерон был крутой парень.

Заключение окончание, "сделанное в соответствии с законами искусства". Здесь я предполагаю напомнить публике о ее ответственности в той области, о которой идет речь, и красиво удалиться. На первый взгляд, Цицерон довольно строг в своих правилах изложения речи, но, просмотрев остальные его теории по произнесению публичных речей, вы почувствуете, что он бы одобрил структуру презентации Джона Вуда, особенно акцент Вуда на "шутки, истории, анекдоты". Не правда ли, Цицерон понимал публику?

Он говорит: "Разбудите их". Расскажите историю, шутку, каламбур. Сделайте что-нибудь!

Так возникает образ идеального оратора, образованного и тем самым поднимающегося над обыденным сознанием, над толпой, способного вести ее за собой. Цицерон отмечает, что все другие науки замкнуты каждая в себе самой, а красноречие, то есть искусство говорить толково, складно и красиво, не имеет никакой определенной области, границы которой сковывали бы его.

Человек, который берется за ораторское искусство, должен уметь сказать решительно обо всем, что может встретиться в споре между людьми, иначе он не может посягать на звание оратора. Цицерон по традиции, принятой в Греции, выделяет три рода речей: выступления на форуме, выступления в суде на гражданских делах и разбирательствах, хвалебные речи. Обязанность оратора заключается в следующем: найти что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести. Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения противника. По мнению Цицерона, самое важное для оратора - это словесное выражение мысли и произнесение речи.

Первое требование к речи - чистота и ясность языка выражение мысли. Чистота и ясность вырабатываются обучением и совершенствуются посредством чтения образцовых ораторов и поэтов. Для чистоты речи необходимо безупречно выбирать слова, правильно пользоваться морфологическими формами. Ясность речи связана с правильным, нормативным произношением: оратору необходимо правильно управлять органами речи, дыханием и самими звуками речи. Слово, искусство красноречия связано с личностью говорящего, через них выражается ум, эрудиция оратора, его знания, опыт, а также воля, которая действует на слушателей через речь.

Красноречие - это высшее проявление нравственной силы человека. Следовательно, чем нравственнее человек, тем, по мнению Цицерона, красноречивее. В этом случае красноречие - благо, которое использует оратор для людей.

Гладкость — в риторике не столько ровное изложение, сколько отсутствие украшений, привлекающих внимание и мешающих сосредоточиться на теме слушателям, у которых плохо развиты воображение и эмпатия, которые не умеют «поддаваться обаянию речи». Но и помимо того: если нам предстоит выбор между речью только удовлетворительной и речью, возбуждающей кроме удовлетворения еще и восторг, — может ли наш ответ быть сомнительным? Это касается уже не вопроса об аттическом, а вопроса об идеальном красноречии. А так как лучшие из греческих ораторов были афинские, их же глава несомненно, Демосфен, то отсюда следует, что тот, кто воспроизведет стиль Демосфена, будет заодно и самым аттическим и наилучшим оратором. Но тут я боюсь, что если я выполню то, чего ты хочешь, и обрисую такого оратора, какого ты ищешь, этим я ослаблю усилие многих, кто в бессилии отчаянья откажется посягать на то, чего не надеется достигнуть. Образ species — обычный для Цицерона перевод греческого слова «идея», внешний вид, образец. Здесь приобретает еще оттенок «замысел», «проект», в отличие от «облика» figura, перевод греческого слова «схема» , что можно было бы понять и как «конструкцию» речи, и как производимое ей «впечатление».

Тем самым в начале трактата поставлен вопрос, что лучший замысел непременно получит — и должен получить — лучшее воплощение, причем о замысле говорить несколько проще, чем о воплощении. Но по справедливости, на все должны посягать все те, в ком есть желание прийти к цели великой и достойной великих усилий. А у кого не хватит природных данных или силы выдающегося дарования или кто будет недостаточно просвещен изучением великих наук, пусть и он идет по тому пути, по какому сможет, ибо если стремиться стать первым, то не позорно быть и вторым и третьим. Дарование ingenium — врожденные способности, например сообразительность или хорошее воображение, в отличие от природных данных, таких как громкий голос или легкость движений. Великие науки — так Цицерон называет риторику, потому что она требует долгого времени движения к совершенству и немалого опыта политической или судебной деятельности. Ведь и среди поэтов есть место не одному Гомеру, если говорить о греках, и не одному Архилоху, или Софоклу, или Пиндару, но и вторым после них, и даже тем, кто ниже вторых. Так же и в философии величие Платона не помешало писать Аристотелю, и сам Аристотель своими поистине дивными знаниями и плодовитостью не угасил усердия остальных. Высокими предметами Цицерон называет искусства, прежде всего речевые, поэзию и риторику, а также присоединяет к ним философию и изобразительные искусства. Философия способна обращать ум к самым высоким мыслям, а изобразительные искусства — показать недостижимую, ни с чем не сравнимую красоту. Впрочем, создавая образ совершенного оратора, я обрисую его таким, каким, быть может, никто и не был.

Ведь я не доискиваюсь, кто это был, а исследую, каково должно быть то непревзойденное совершенство, которое редко или даже никогда не встречалось мне в речи выдержанным с начала до конца, но то и дело просвечивало то тут, то там, у иных чаще, у иных, быть может, реже, но везде одно и то же. Однако я утверждаю, что и ни в каком другом роде нет ничего столь прекрасного, что не уступало бы той высшей красоте, подобием которой является всякая иная, как слепок является подобием лица. Ее невозможно уловить зрением, слухом или иным чувством, и мы постигаем ее лишь размышлением и разумом. Так, мы можем представить себе изваяния прекраснее Фидиевых, хотя не видели в этом роде ничего совершеннее, и картины прекраснее тех, какие я называл. Так и сам художник, изображая Юпитера или Минерву, не видел никого, чей облик он мог бы воспроизвести, но в уме у него обретался некий высший образ красоты, и, созерцая его неотрывно, он устремлял искусство рук своих по его подобию. Слепок — посмертная маска, положенная в храме и знаменовавшая для родственников обожествление умершего. Фидий ок. Далее имеется в виду его статуя Зевса в Олимпии, признанная в античности одним из чудес света, и его статуя Афины Поборницы в Парфеноне, так же как и статуя Зевса, полностью покрытая золотом и слоновой костью. Цицерон доказывает, опираясь как раз на понимание «идеи» как «замысла», что высшая красота неизъяснима и непостигаема, поскольку представляет собой ту ценность и тот восторг, выше которого мы ничего не можем помыслить. В христианское время это положение античной риторики повлияло на представления о Боге как о неизъяснимой вспышке света, постигаемой только умом.

И вот, так же как в скульптуре и живописи есть нечто превосходное и совершенное, мыслимому образу которого подражает то, что предстает нашим очам, так и образ совершенного красноречия мы постигаем душой, а его отображение ловим слухом. Платон, этот достойнейший основоположник и наставник в искусстве речи, как и в искусстве мысли, называет такие образы предметов идеями и говорит, что они не возникают, но вечно существуют в мысли и разуме, между тем как все остальное рождается, гибнет, течет, исчезает и не удерживается сколько-нибудь долго в одном и том же состоянии. Поэтому, о чем бы мы ни рассуждали разумно и последовательно, мы должны возвести свой предмет к его предельному образу и облику. Основоположник auctor — многозначное слово, означавшее одновременно «автор» создатель какого-то учения и «авторитет» лицо, близкое божеству, как бы полубог, обладающее божественными полномочиями учреждать новые культы, науки и правила. Но я вижу, что это мое вступление исходит не из рассуждений об ораторском искусстве, но почерпнуто из самых недр философии, да к тому же древней и несколько темной. Это вызовет, быть может, порицание и во всяком случае — удивление. Читатели будут или удивляться, какое отношение имеет все это к нашему предмету но когда они разберутся в самом предмете, то убедятся, что недаром я начал речь издалека , или порицать, что мы ищем нехоженых путей и покидаем торные. Недра — в оригинале буквально: «центр», «центральное» media , центральная проблематика, до которой обычно не добираются те, кто не изучал философию систематически. Я и сам понимаю, как часто кажется, что я говорю нечто новое, когда я лишь повторяю весьма старое, но многим незнакомое; и все же я заявляю, что меня сделали оратором — если я действительно оратор, хотя бы в малой степени, — не риторские школы, но просторы Академии. Вот истинное поприще для многообразных и различных речей: недаром первый след на нем проложил Платон.

Академия — основанная Платоном философская школа, находившаяся в саду: поэтому Цицерон и говорит о «просторе», в отличие от классов риторических школ, требовавших систематических занятий и отработки поз при выступлении как стоять, как повернуться, как пройтись по сцене , вроде наших танцевальных школ. Сам Цицерон в юности общался с философами, в том числе выходцами из Афин, а затем, опасаясь как судебный оратор мести Суллы, некоторое время скрывался в этом городе, заодно изучал здесь философию, в том числе платоническую. Как он, так и другие философы в своих рассуждениях бранят оратора и в то же время приносят ему великую пользу. Ведь от них исходит, можно сказать, все обилие сырого материала для красноречия; но этот материал недостаточно обработан для процессов на форуме, так как философы, по их обычному выражению, предоставляют это более грубым музам. Сырой материал silva, «древесина, лес, строительный материал», в философский оборот вошел другой перевод, materia — совокупность фактов и рассуждений, из которых можно строить речь. Цицерон имеет в виду, что философы наиболее проницательны, а значит, предлагают лучшие аргументы, хотя в политическом и судебном красноречии трудно использовать слишком отвлеченные аргументы. Грубые музы — выражение из «Федра» Платона, означающее ремесла, лишенные созерцания, высшей созерцательной цели, такие как судебное дело, дело «стряпчих». Такое презрение и пренебрежение философов к судебному красноречию лишило его многих важных средств; зато, блистая украшениями слов и фраз, оно имело успех у народа и не боялось сурового суда немногих. Вот как оказалось, что людям ученым недостает красноречия, доступного народу, а людям красноречивым — высокой науки. Немногие — философы, осуждающие судебную риторику за верхоглядство и низость целей.

Это можно сравнить с тем, что ученые люди сейчас иногда презирают массовую культуру. Так заявим же с самого начала то, что станет понятнее потом: без философии не может явиться такой оратор, какого мы ищем; правда, не все в ней заключено, однако польза от нее не меньше, чем польза актеру от палестры ведь и малое нередко можно отлично сравнить с великим. Действительно, о важнейших и разнообразнейших предметах никто не может говорить подробно и пространно, не зная философии. Палестра — гимнастическая школа в древней Греции; переносно: систематические занятия спортом, которые оказываются нужны актеру для выносливости на сцене. Так и оратор, изучавший философию, сможет дольше продержаться на трибуне и выступать увереннее. Так, и в «Федре» Платона Сократ говорит, что даже Перикл превосходил остальных ораторов оттого, что учителем его был физик Анаксагор: от него-то, по мнению Сократа, и усвоил он много прекрасного и славного, в том числе — обилие и богатство речи и умение известными средствами слога возбуждать любые душевные движения, а это главное в красноречии. То же самое надо сказать и о Демосфене, из писем которого можно понять, каким усердным был он слушателем Платона. В «Федре» Платона Сократ говорит лишь о том, что Перикл научился у Анаксагора умению рассуждать на любую свободную тему, причем в высоком, а не привычном ключе. Про воздействие на душевные движения аффективное воздействие добавил сам Цицерон, имея в виду задачу риторики movere — волновать душу. Далее, без философского образования мы не можем ни различить род и вид какого бы то ни было предмета, ни раскрыть его в определении, ни разделить на части, ни отличить в нем истинное от ложного, ни вывести следствия, ни заметить противоречия, ни разъяснить двусмысленное.

А что сказать о природе вещей, познание которой доставляет столь обильный материал для оратора? И можно ли что-нибудь сказать или понять относительно жизни, обязанностей, добродетели, нравов, не изучив эти предметы сами по себе? В этом абзаце перечислена последовательность дисциплин в философских школах того времени: сначала изучали логику, потом — физику, наконец — этику. Те разделы философии, которые не вмещались в эту схему, посвященные общим вопросам бытия, назывались «метафизикой», буквально «после физики» — их изучали после физики, но перед этическими вопросами как относящимися уже к дальнейшей жизненной практике, к политической карьере после окончания обучения.

Марк Туллий Цицерон

  • Ораторское искусство с комментариями и иллюстрациями
  • Понравилось? Поделитесь с друзьями!
  • Логические и психологические основы риторики — МегаЛекции
  • Композиция речи по Цицерону.

Логические и психологические основы риторики

О каком качестве публичного выступления говорит Стефан Яворский: «В ярости глас подобает быти яр, в печали уныл и густ, во страсе униженный, добрый, унылый»? Определите языковое средство в судебной речи Ф. Плевако: «Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь….

Старушка украла старый чайник ценою в пятьдесят копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно». О каком качестве публичного выступления пишет Цицерон: «..

Определите риторическую фигуру в речи Демосфена: «Ты был протагонистом, я был зрителем. Ты во всех политических делах работал на врагов, я — на благо родины». О каком отрицательном факте предупреждает И.

Ильф Е Петрова: «Если слово пришло в голову одновременно двум, значит оно могло прийти в голову трем и четырем, значит оно слишком близко лежало. Не ленитесь, Женя, давайте поищем другое. Это трудно.

Но кто сказал, что сочинять художественные произведения — легкое дело»? Содержание коммуникации не зависит …. Какую максиму не содержат коммуникативные принципы Грайса: 66855.

В чем заключается Принцип равной безопасности:? В чем заключается Принцип децентрической направленности:! В чем заключается Принцип адекватности:?

Наличие в языке единиц, одни из которых представляют отжившую норму, а другие — новую, называется 66859. Нормы современного русского литературного произношения регулирует употребление каких слов: 66860. Морфологические нормы определяют правильное употребление каких вариантов:?

Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний - низкого, высокою и переменного - достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства в напевах. Движениями он будет владеть так, чтобы в них не было ничего лишнего. А какое достоинство, какую привлекательность изобразит его лицо, которое выразительностью уступит только голосу! При этом должно избегать всякого излишества, всякого кривляния, но зато искусно владеть взглядом. Ибо как лицо есть изображение души, так глаза - ее выражение. А насколько им быть веселыми или печальными, покажут сами предметы, о которых будет идти речь. Ознакомьтесь с отрывком из книги П. Сергеича «Искусство речи на суде». Какие рекомендации себе как оратору вы можете почерпнуть? Исходная точка искусства судебного оратора заключается в умении уловить частное, особенное, характерное, то, что выделяет известный предмет или явление из ряда других, ему подобных.

Пока нет обособления - нет художественной обработки. Мещанин Иванов украл пару сапог. Сколько ни думать, из этого ничего иного нельзя выдумать, кроме того, что Иванова надо посадить в тюрьму. Отметьте одну характерную черту, скажите: старик Иванов украл пару сапог, мальчишка, пьяница, вор Иванов украл пару сапог, и вам уже дана канва для бытового очерка, вы уже на пути к художественному творчеству, уже готовы от себя вложить в дело нечто, вам лично присущее. Для внимательного и чуткого человека в каждом незначительном деле найдется несколько таких характерных черт; в них всегда есть готовый материал для литературной обработки. А судебная речь есть литература на лету. Надо старательно отличать общее от единичного, своеобразного. Для общего у каждого оратора может оказаться давно обработанный материал; если нет, он найдется в изобилии в сборниках. Единичное же, исключительное, то, что впервые встречается в данном деле, есть источник вполне самостоятельной, творческой разработки всей темы или отдельных эпизодов... Каждую из этих особенностей дела надо обсудить внимательно, как тему для интересной картины.

Кони говорит, что Спасович в своих речах являлся не только защитником, но и мыслителем; частный случай служил для него поводом затронуть общие вопросы и осветить их с точки зрения политика, моралиста и публициста. Не надо думать, что это возможно только в больших процессах. По самому ничтожному делу можно затронуть выдающееся современное событие или общий вопрос из области религии, нравственности, политики. У московской заставы поздно вечером стоит городовой; с одной стороны к нему приближается пьяный мастеровой, с другой - навстречу пьяному идут три местных хулигана; городовой знает их давно, потому что местные обыватели каждый день жалуются на их нападения: заведут человека в глухой двор, разденут и идут пропивать награбленное; до сих пор ни разу не попадались. В это время проходил вагон конки; городовой стал на площадку и поехал вслед за своими ненадежными знакомцами; они поравнялись с пьяным, потолкались с ним и пошли дальше; городовой подошел к нему и спросил, все ли у него цело; мастеровой хватился за карман и сказал, что пропал портсигар; городовой погнался за грабителями и задержал одного из них с поличным в руках. Портсигар был жестяной и стоил двенадцать копеек. За этот грабеж согласно разделу 3 статьи 1643 уложения установлено заключение в арестантские отделения на срок от четырех до пяти лет с лишением всех особых прав. Само собой разумеется, это дело попало на суд по недоразумению; на судебном следствии выяснилось, что ограбленный просил не составлять протокола о грабеже и отпустить и его, и виновника с миром; но в судебной палате состоялось определение о предании суду. Нетрудно представить себе незавидное положение прокурора между этими двенадцатью копейками и лишением всех особенных прав; но раз УЖ это неловкое дело попало ему в руки, что мешало ему затронуть очень интересную современную тему: городовой сделал свое дело? Мне пришлось прослушать речь одного из лучших ораторов нашей столичной прокуратуры по делу, очень благодарному для обвинителя.

Парень, еще не достигший совершеннолетия, сошелся с молоденькой певицей ресторанного хора; через несколько месяцев он надоел ей, и она отказалась от любовных встреч с ним; он улучил минуту и одним ударом ножа заколол ее. Я с уверенностью приготовился выслушать сильную и красивую речь и был жестоко разочарован. Обвинитель говорил о преступности, ножевой расправе, о неприкосновенности человеческой жизни, о необходимости наказания, чтобы образумить или устрашить других.

Рассказать, как вам это представляется". Внимание сосредоточивается на одном из говорящих. Тот, к кому обращаются, теперь понимает, что должен что-то ответить. С этого, наверное, начиналось выступление — и с этого ныне начинается любое из тридцати миллионов выступлений, происходящих ежедневно на всей территории США. Из этого можно вывести наглядную схему, которая может пригодиться для вашего очередного выступления: Простая схема вашего очередного выступления Выступаете вы, но речь должна идти о них.

Я вижу вашу проблему несколько иначе... А вот доказательства". А вот какую пользу она вам принесет". Оно начинается с вопроса, интересующего публику, и кончается "следующим шагом", направленным на решение этого вопроса.

Каким словарем можно воспользоваться, чтобы уточнить значения слов: представить — предоставить?

Каким словарем можно воспользоваться, чтобы уточнить значения слов: типовой — типичный — типический? Какова последовательность элементов языковой политики? Какое выделенное слово является количественным числительным? Какое из словосочетаний является неправильным? Какое качество художественного текста является основным Какое место занимает литературный язык в системе русского национального языка Какое прилагательное имеет краткую форму?

Какое существительное в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -А? Какое существительное относится к женскому роду? Какое существительное относится к среднему роду? Какую максиму не содержат коммуникативные принципы Грайса: Качество слова, связанное с типичными для него сферами употребления, называется Кодификация норм литературного языка — это… Кто автор фразеологизма подковать блоху? О каком качестве речи писал Л.

Толстой: «Если бы я был царь, я издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розг»?

Требования к поведению говорящего

Аргументы публичного выступления должны быть взяты из: сферы деятельности слушателей Передача выступающим информации широкой аудитории – это: публичное выступление Автором трактата «Правила. Чтобы успокоить сограждан, взволнованных слухами о событиях, Цицерон в этой речи дает характеристику сторонников Катилины, разделив их на 6 разрядов, начиная от промотавших свое состояние ветеранов Суллы и кончая напомаженными столичными мотами. Формирование красноречия начинается с устного речевого высказывания школьника на разных предметах, также оно имеет разные формы: краткий или развёрнутый ответ на поставленный вопрос, устный пересказ прочитанного или прослушанного текста и так далее. Как запомнить речь для публичного выступления? Цицерон придумал способ запоминания под названием «Римская комната». Информацию, которую вы хотите запомнить, необходимо в определенном порядке мысленно разместить в знакомой вам комнате.

Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.)

Об ораторе / Три трактата об ораторском искусстве Далее Цицерон приводит подробные стилистические характеристики азианского, аттического и среднего родов красноречия, с целью доказать, что эта вражда двух школ мнимая и, к примеру, классик аттического красноречия Демосфен не укладывается в его рамки.
Риторика Цицерона Как запомнить речь для публичного выступления? Цицерон придумал способ запоминания под названием «Римская комната». Информацию, которую вы хотите запомнить, необходимо в определенном порядке мысленно разместить в знакомой вам комнате.
ответы к тестам. 61000. Признание права на земельный участок осуществляется Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных — мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся — трогательности.
Ораторское искусство Рима. Цицерон О каком качестве публичного выступления говорит Цицерон: « кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся – трогательности»?
Шесть правил Цицерона для ораторов Он потребовал подушек, и все уселись на тех сиденьях, которые были под платаном. [Первая речь Красса: похвала красноречию.] 8. Здесь-то, чтобы изгладить впечатление прежнего разговора, Красе и завел разговор о занятиях красноречием. Котта рассказывал об этом не раз.

Шесть правил Цицерона для ораторов

Основы риторики методичка русский 26. Позиции оратора в ходе публичного выступления. В процессе выступления каждый оратор занимает определенную коммуникативную позицию, выступает в определенной роли, которую он сам на себя принимает.
Риторика Цицерона Стройность речи – это её красота и осанка, на которую булавкой аккуратно прикрепляются мысль и убедительность. Цицерон упоминает об одной очень важной детали в речи, на которую мы мало обращаем внимание: на рифму, которая по случаю стала стихотворной.
Подготовка публичного выступления Аргументы публичного выступления должны быть взяты из: сферы деятельности слушателей Передача выступающим информации широкой аудитории – это: публичное выступление Автором трактата «Правила.
Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пуст...➤ MyBook Ораторское искусство – это действительно то, чем в совершенстве владел Цицерон. Это дело всей его жизни, которому он обучал, которое он любил и ценил. На эту тему им написано несколько трудов; «Оратор» и «Об ораторе» наиболее известные из них.

Практическая риторика. И

В каком слове на месте сочетания букв ЧН не произносится [ШН]? Обязательный элемент официального документа — это Какой фразеологизм НЕ употребляется в книжном стиле? В каком ряду во всех словах ударение поставлено Неверно? Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного Какой предлог НЕ используются в официально-деловом стиле? Укажите лексическое значение слова карт-бланш Какая композиционная часть выступления представлена в данном отрывке речи Г. Плеханова: «Многоуважаемые слушатели и слушательницы!

Вы сделали лестное для меня предложениечитать вам лекции по политической экономии. К сожалению, различные работы отнимали у меня до сих пор всё время, так что лишь теперь, покончивши с ними, я смогу исполнить ваше желание»? Какой жанр НЕ относится к научному стилю? Укажите пример с ошибкой в образовании формы Им. Какое устойчивое выражение НЕ используется в официально-деловом стиле?

Речевая избыточность имеется в предложении: К какому жанру относится данный текст? В целях расширения спектра образовательной деятельности вуза, в соответствии с реально складывающейся конъюнктурой на рынке интеллектуальных услуг и во исполнение Постановления Ученого сове6та университета от 28. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениидолжны стоять запятые? В античном мире риторика 1 как наука убеждать 2 играла огромную роль 3 открывая для овладевших ею путь к общественной деятельности 4 и высокому положению в обществе. Какой троп НЕ использован во фразе: Свободная мысль и научная дерзость ломали свои крылья о невежество и косность политического строя.

Голованов В каком ряду во всех словах пишется удвоенная согласная? Укажите правильный вариант библиографического описания статьи. Переводя текст, Укажите ряд, в котором перечислены все части автобиографии. Что означает фразеологическое словосочетание коломенская верста? Укажите словосочетание с нарушением норм согласования Укажите ряд, в котором перечислены все части введения дипломной работы К какому стилю относится данный текст?

К сожалению, нами не получены Ваши предложения по дальнейшему сотрудничеству, что затрудняет нашу подготовку к переговорам. Просим сообщит ориентировочный объем оборота между нашими предприятиям и на ближайшие три года. Характерной чертой делового письма НЕ является Укажите цель следующего выступления. Аллергию называют болезнью цивилизации. В странах с высоким уровнем развития промышленности аллергические заболевания являются социальной проблемой, поражая до четверти и более населения.

В окружающей среде имеются разнообразные факторы, способные вызывать это заболевание. Установлена связь аллергии и нарушения иммунной системы. Таким образом 1 коэффициент наполнения определяет массу свежего заряда 2 поступившего в цилиндр 3 а следовательно 4 и количество топлива 5 которое может сгореть. Укажите правильный вариант последовательности библиографического описания книги. Заглавие Б.

ФИО автора В. Количество страниц Г. Год издания Д. Издательство Е. Место издания В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется И?

Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного Какой тип аргумента используется в следующем тексте? Образованность я защищать не стану, она не нуждается в моей защите, вы ее не любите … у каждого свой вкус. Позвольте вам только напомнить старинную поговорку: «Юпитер, ты сердишься: стало быть ты виноват» К бытовому красноречию относится: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Выполняя информативную 1 и экспрессивно-воздействующую функции 2 публицистический стиль всегда прибегал к разнообразным средствам усиления экспрессии 3 обеспечивающим выражение авторского отношения к описываемой ситуации 4 и определенное воздействие автора на адресата. Укажите пример с ошибкой в образовании формы Р.

Какой из приведенных конструкций нельзя заканчивать выступление? В каком ряде во всех словах на месте пропуска пишется Е? Укажите значение слова сакральный. К академическому красноречию НЕ относится … В предложении Завтра на прием к руководителю фирмы придет наше протеже. Укажите речевое действие, которое помогает установить и поддерживать контакт с аудиторией.

Описание предмета 1 воспринимаемое на слух 2 всегда выигрывает 3 если создает в воображении слушателей яркий 4 наглядный образ 5 окрашенный эмоциями оратора. В каком слове на месте сочетание букв ЧН произносится [ШН]? В предложении Не убоявшись прессинговой политики, депутаты дали отлуп центру, приняв специальное постановление, подтверждающее суверенизацию. Укажите лексическое значение слова плеяда Какая задача НЕ свойственна заключительной части речевого сообщения? Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного Какой способ изложения использован в данном тексте: «Рассмотрим состояние русского языка.

У нас снижается грамотность школьников; у нас мало внимания уделяется повышению грамотности студентов; у нас плохо владеют русским языком журналисты и телеведущие и т. Таким образом, нам необходимо лучше обучать русскому языку». Какая норма нарушена в предложении: «Никто не мог поставить правильный диагноз болезни»? Каким словарем вы воспользуетесь, чтобы определить значения слов: памятный - памятливый? Найдите предложение, в котором НЕ нарушена фразеологическая норма Укажите правильную последовательность этапов подготовки к публичному выступлению: А.

Произнесение речи Укажите пример с ошибкой в образовании формы Им. В нормативной речи недопустим вопрос: Определите вид изобразительно-выразительного средства по его описанию: повторы слов на границах смежных отрывков внутри предложения. Укажите словосочетание с нарушением норм согласования В каком ряду во всех словах ударение поставлено верно? В каком предложении нет ошибки в именной части устойчивого сочетания? Синтаксическая норма нарушена в предложении: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Найдите НЕправильный вариант употребления фразеологизма Лексическая норма нарушена в предложении Слово нелицеприятный означает: Укажите пример с ошибкой в образовании формы Им. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного В каком ряду во всех словах ударение поставлено верно? В каком слове произносится [О] на месте буквы Е? Когда говорят 1 что в Российском обществе сейчас нет единой национальной идеи 2 то это 3 к сожалению 4 справедливо. Укажите пример с ошибкой в образовании формы множественного числа родительного падежа: Имеется несколько способов изложения материала.

Личным документом НЕ является: Жесткая система жанров характерна для: Объектом сознательного воздействия общества на язык НЕ является: В каком документе НЕ обязательно название: Современное состояние русского литературного языка характеризуется: Для приказа характерны: Каким словарем можно воспользоваться, чтобы уточнить значения слов: представить — предоставить? Что называется совокупностью правил выбора и употребления языковых средств в данном обществе в данную эпоху Найдите предложение без грамматических ошибок. Определите экспрессивно-стилистическую эмоциональную окраску слова лицо в синонимическом ряду «лицо, физиономия, лик, рыло»: Определите тип ошибки в предложении «Если вы проживаете в других районах города, мы представим информацию о том, какая прокуратура рассмотрит ваши обращения» Определите функционально-стилистическую окраску слова содействовать в синонимическом ряду «помочь, содействовать»: Укажите предложение с грамматической ошибкой: Определите риторическую фигуру в речи Демосфена: «Ты был протагонистом, я был зрителем. Ты во всех политических делах работал на врагов, я — на благо родины» О каком качестве публичного выступления пишет Цицерон: «.. Религиозный стиль противопоставлен публицистическому как: Термины в научном тексте составляют: Какая функция для художественного текста является определяющей: Институциональное ограничение информации связано с: Возникновение письменности связано с Докладная записка содержит: Определите троп в судебной речи А.

Кони: «Фальшивые ассигнации похожи на сказочный клубок змей. Бросил его кто — либо в одно место, а поползли змейки повсюду»: В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления? Немотивированные повторы однокоренных слов в предложении Не образуются формы степеней сравнения от прилагательного... В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква: В каких предложениях допущены ошибки в употреблении местоимений? Отметьте правильный вариант написания и произнесения слова К новым функциональным стилям относятся: Разговорная речь является: Отличительной чертой документа НЕ является: К директивным документам НЕ относятся: Какое качество художественного текста является основным: Некодифицированными являются: Систематизированный перечень слов в словаре — Отметьте верное высказывания….

Кто не является создателем словарей русского языка: Кто автор фразеологизма подковать блоху? Лексика, сфера употребления которой ограничена территорией Автор однотомного словаря русского языка… В каких словах не пишется ь: Нормы литературного произношения в русском языке формировались на основе говора… Императивные нормы… Определите троп в судебной речи Н. Какое место занимает литературный язык в системе русского национального языка Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» Определите экспрессивно-стилистическую эмоциональную окраску слова начертать в синонимическом ряду «написать, начертать, нацарапать»: Определите тип ошибки в предложении «Надежность Альфа-Банка — это аксиома, не требующая доказательств» Укажите предложение с грамматической ошибкой. В чем заключается Принцип децентрической направленности: Использование принципа коммуникативной целесообразности регулирует … аспект культуры речи Отметьте предложение, в котором правильно употреблен деепричастный оборот Аспекты культуры речи Вопрос 41:Литературный язык как основа публичной речи — это Каким словарем можно воспользоваться, чтобы выбрать верный вариант: не в коня корм? От каких глаголов образуется форма настоящего времени?

В каком словосочетании допущена ошибка: Какие качества относятся к коммуникативным качествам хорошей речи Использование норм современного русского литературного языка регулирует … аспект культуры речи В каком предложении нарушен порядок слов? Единицей какого уровня языка является слово. В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения? В каком предложении допущена ошибка: За что ратует Пушкин в статье «О прозе»: «Должно бы сказать: рано поутру — а они пишут: Едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба — ах, как все это ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее»? Отметьте верные высказывания….

Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать род существительных: провизор, протеже? Сколько существует типов речевой культуры? В каком словаре слова располагаются в алфавитном порядке конечных букв слова Деепричастия типа бежав, бережа, жгя, идя Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении «Его герои, которые так интересно описываются в произведении, к которым привыкаешь, которые начинают нравиться, вдруг внезапно умирают в конце» Найдите предложение с грамматической ошибкой. О каком качестве речи писал Л. Толстой: «Если бы я был царь, я издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розг»?

Использование форм приветствия и прощания в зависимости от ситуации общения регулирует … аспект культуры речи Отметьте правильный вариант В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения? Слова, которые звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются: В каких словах пишется разделительный ъ: Слова, значения которых полностью совпадают: В каком ряду слов допущена ошибка: Стиль, характеризующийся тщательной артикуляцией, отчетливостью произношения звуков и их сочетаний Укажите ряд слов с ошибочным окончанием: В каком ряду все формы степеней сравнения прилагательных являются нормативными, т. Определите тип ошибки в предложении «Настроение у нас от посещения клубов и ДК осталось унылое» Каким словарем можно воспользоваться, чтобы выбрать верный вариант: пускать туман в глаза или пустить туман в глаза? Все наречия пишутся через дефис: В каком ряду допущена ошибка в суффиксах причастий: Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать род существительных: визави, протеже? В каком ряду все слова пишутся через дефис: Фразеологизм идти ва-банк означает...

Найдите вариант, где форма превосходной степени сравнения прилагательного образована неправильно Укажите фразеологизм-синоним к словосочетанию очень любить Каким словарем можно воспользоваться, чтобы уточнить значения слов: типовой — типичный — типический? В каком ряду во всех словах следует писать ё: В какому ряду во всех словах пишется ы: В каком варианте нарушено правило образования форм родительного падежа существительных? Определите тип ошибки в предложении «Это дешевле, чем пареная репа»: Какое существительное в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -А? Укажите предложение с грамматической ошибкой Какое из словосочетаний является неправильным? Укажите предложение с грамматической ошибкой В предложении «Обувь должна быть одновременно и красивее, и удобнее» Какое прилагательное имеет краткую форму?

Какое существительное относится к женскому роду? Определите троп в судебной речи В. Спасовича: «Дело похоже не на реку, которой ручьи сливаются в одно русло, но на пень старой вербы, пускающей много тонких и надобно сказать хилых ветвей». Какая группа местоимений относится к указательным? Ильф Е Петрова: «Если слово пришло в голову одновременно двум, значит оно могло прийти в голову трем и четырем, значит оно слишком близко лежало.

Не ленитесь, Женя, давайте поищем другое. Это трудно. Но кто сказал, что сочинять художественные произведения — легкое дело»?

О каком качестве речи писал Л. Толстой: «Если бы я был царь, я издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розг»? О каком отрицательном факте предупреждает И. Ильф Е Петрова: «Если слово пришло в голову одновременно двум, значит оно могло прийти в голову трем и четырем, значит оно слишком близко лежало. Не ленитесь, Женя, давайте поищем другое. Это трудно. Но кто сказал, что сочинять художественные произведения — легкое дело»?

Объектом сознательного воздействия общества НЕ является Ограничение тематики характерно для Определите риторическую фигуру в речи Андреевского: "Вы, вероятно, ожидали встретить холодного, резкого, наглого, ужасного человека… Определите риторическую фигуру в речи Демосфена: «Ты был протагонистом, я был зрителем. Ты во всех политических делах работал на врагов, я — на благо родины» Определите риторическую фигуру: "Тут было не исступление ума, не логическое заблуждение больного мозга… Определите тип ошибки в предложении "Если вы проживаете в других районах города… Определите тип ошибки в предложении "Настроение у нас от посещения клубов и ДК осталось унылое" Определите тип ошибки в предложении «Если вы проживаете в других районах города… Определите тип ошибки в предложении «Надежность Альфа-Банка — это аксиома, не требующая доказательств» Определите тип ошибки в предложении «Это дешевле, чем пареная репа»: Определите троп в судебной речи Н. Карабчиевского: «Карьера практикующего врача его положительно отталкивала» Определите языковое средство в судебной речи Ф. Плевако: «Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь….

Поэт более обременен ритмом, чем оратор, но богаче выбором слов и похожим орнаментом. Затем Красс отвечает на замечание Сцеволы: он не стал бы утверждать, что ораторы должны быть экспертами во всех предметах, если бы он сам был тем человеком, которого он описывает. Тем не менее, каждый может легко понять в выступлениях перед ассамблеями, судом или в Сенате, хорошо ли владеет оратор в искусстве публичного выступления или хорошо ли он образован в области красноречия и всех гуманитарных наук. Сцевола, Красс и Антоний спорят об ораторе Сцевола говорит, что больше не будет спорить с Крассом, потому что он смог исказить часть сказанного в свою пользу. Сцевола понимает, что Красс, в отличие от некоторых других, не издевался над философией и другими искусствами; вместо этого он дал им кредит и поместил их в категорию ораторского искусства.

Сцевола не может отрицать, что человек, овладевший всеми искусствами, а также могущественный оратор, действительно был бы замечательным человеком. А если бы и был такой человек, то это был бы Красс. Красс снова отрицает, что он такой человек: он говорит об идеальном ораторе. Однако, если так думают другие, что тогда они подумают о человеке, который проявит больше навыков и будет действительно оратором? Антоний одобряет все, что сказал Красс. Но стать великим оратором по определению Красса было бы трудно. Во-первых, как человек может получить знания по каждому предмету? Во-вторых, этому человеку было бы трудно оставаться строго верным традиционному ораторскому искусству и не сбиться с пути к пропаганде. Антоний сам столкнулся с этим, задерживаясь в Афинах. Ходили слухи, что он был «ученым человеком», и многие люди подходили к нему, чтобы обсудить с ним, в зависимости от способностей каждого, обязанности и методы оратора.

Сообщенные дебаты в Афинах Антоний рассказывает о дебатах, которые произошли в Афинах по этому поводу. Менедем сказал, что существует наука об основах основания и управления государством. С другой стороны, Чармада ответил, что это находится в философии. Он думал, что книги риторики не учат познанию богов, воспитанию молодежи, справедливости, упорству и самообладанию, умеренности в любой ситуации. Без всего этого не может существовать ни одно государство, и ни одно государство не может быть хорошо организовано. Кстати, он задавался вопросом, почему мастера риторики в своих книгах не написали ни единого слова о конституции штатов, о том, как написать закон, о равенстве, о справедливости, верности, об удержании желаний или построении человеческого характера. Своим искусством они создали так много очень важных аргументов, с книгами, полными стихов, эпилогов и подобных тривиальных вещей - он использовал именно этот термин. Из-за этого Чармада использовали для насмешек над их учениями, говоря, что они не только обладали той компетенцией, на которую претендовали, но и не знали метода красноречия. Более того, он заявил, что хороший оратор должен сам светить хорошим светом, то есть своим достоинством жизни, о котором эти мастера риторики ничего не говорят. Более того, аудитория настраивается на то настроение, в котором их заводит оратор.

Но этого не может произойти, если он не знает, во сколько и какими способами он может управлять чувствами мужчин. Это потому, что эти секреты скрыты в самой глубине души философии, и риторы никогда даже не касались ее на поверхности. Менедем опровергает Хармада , цитируя отрывки из речей Демосфена. И он привел примеры того, как речи, произнесенные на основе знания права и политики, могут побудить аудиторию. Чармада соглашается, что Демосфен был хорошим оратором, но сомневается, было ли это естественной способностью или результатом его исследований Платона. Демосфен часто говорил, что в красноречии не было искусства, но есть естественная способность, которая позволяет нам уговаривать и умолять кого-то, угрожать соперникам, разоблачать факт и подкреплять наш тезис аргументами, опровергающими чужие. Короче говоря, Антоний думал, что Демосфен, похоже, доказывает, что не существует «ремесла» ораторского искусства и никто не может хорошо говорить, если он не овладел философским учением. Чармада, наконец, заявил, что Антоний был очень послушным слушателем, а Красс был участником споров. Разница между disertus и eloquens Антониус, убежденный этими аргументами, говорит, что написал о них брошюру. Он называет disertus легко говорящий , человека, который может говорить с достаточной ясностью и умом перед людьми среднего уровня о любом предмете; с другой стороны , он называет eloquens красноречивый человеком, который умеет говорить на публике, используя благородный и более Украшенный язык на какой предмет, так что он может охватить все источники искусства красноречия с его умом и памятью.

Когда-нибудь где-нибудь появится человек, который не просто будет утверждать, что он красноречив, но на самом деле будет по-настоящему красноречивым. И если этот человек не Красс, то он может быть лишь немного лучше Красса. Сульпиций рад, что, как он и Котта надеялись, кто-то упомянет Антония и Красса в своих разговорах, чтобы они могли получить хоть немного знаний от этих двух уважаемых людей. Поскольку Красс начал дискуссию, Сульпиций просит его сначала высказать свои взгляды на ораторское искусство. Красс отвечает, что он предпочел бы, чтобы сначала выступил Антоний, поскольку сам он склонен уклоняться от любых разговоров на эту тему. Котта рад, что Красс хоть как-то отреагировал, потому что обычно очень трудно заставить его хоть как-то отреагировать на эти вопросы. Красс соглашается отвечать на любые вопросы Котты или Сульпиция, если они находятся в пределах его знаний или возможностей. Есть ли наука о риторике? Сульпиций спрашивает: «Существует ли« искусство »ораторского искусства? Неужели они думают, что он какой-то праздный болтливый грек?

Думают ли они, что он просто отвечает на любой вопрос, который ему задают? Это был Горгиас, который начал эту практику - и это было здорово, когда он это делал, - но сегодня ею так злоупотребляют, что нет темы, какой бы грандиозной она ни была, на которую, как утверждают некоторые, они не могли бы ответить. Если бы он знал, что именно этого хотят Сульпиус и Котта, он взял бы с собой простого греческого, чтобы ответить - что он все еще может сделать, если они того захотят. Муций упрекает Красса. Красс согласился ответить на вопросы молодых людей, не предлагая для ответа какого-нибудь неопытного грека. Красс был известен как добрый человек, и для него было бы прилично уважать их вопрос, отвечать на него и не убегать от ответа. Красс соглашается ответить на их вопрос. Нет, говорит он. Нет искусства говорить, а если и есть искусство, то оно очень тонкое, потому что это всего лишь слово. Как ранее объяснил Антониус, Искусство - это то, что было тщательно изучено, исследовано и понято.

Это не мнение, а точный факт. Ораторское искусство никак не может подпадать под эту категорию. Однако, если практика ораторского искусства и то, как оно проводится, изучены, сформулированы в терминах и классифицированы, тогда, возможно, это можно будет считать искусством. Красс и Антоний спорят о природном таланте оратора Красс говорит, что природный талант и ум - ключевые факторы, чтобы быть хорошим оратором. Используя ранее приведенный пример Антониуса, этим людям не хватало знаний ораторского искусства, им не хватало врожденных способностей. Оратор должен иметь от природы не только сердце и разум, но и быстрые движения, чтобы находить блестящие аргументы и обогащать их развитием и витиеватостью, постоянными и твердыми, чтобы сохранять их в памяти. Неужели кто-нибудь думает, что эти способности можно получить с помощью искусства? Нет, это дары природы, то есть способность изобретать, умение разговаривать, сильные легкие, определенный тон голоса, особое телосложение, а также приятное на вид лицо. Красс не отрицает, что риторическая техника может улучшить качества ораторов; с другой стороны, есть люди с настолько глубоким недостатком перечисленных качеств, что, несмотря на все усилия, они не добьются успеха. Это действительно тяжелая задача - выступать одним человеком по самым важным вопросам и в многолюдном собрании, при этом все молчат и уделяют больше внимания недостаткам, чем достоинствам самого оратора.

Если он скажет что-нибудь неприятное, это также перечеркнет все приятное, что он сказал. Во всяком случае, это не предназначено для того, чтобы молодые люди ушли от интереса к ораторскому искусству, при условии, что они обладают для этого природными способностями : каждый может увидеть хороший пример Гая Целиуса и Квинта Вариуса , завоевавших расположение народа своими природными способностями. Однако, поскольку цель состоит в том, чтобы найти «Совершенного оратора», мы должны представить человека, который обладает всеми необходимыми качествами без каких-либо недостатков. По иронии судьбы, поскольку в судах такое разнообразие судебных исков, люди будут слушать даже самые ужасные выступления адвокатов, с чем мы бы не стали мириться в театре. А теперь, заявляет Красс, он наконец заговорит о том, о чем всегда молчал. Чем лучше оратор, тем больше стыда, нервозности и сомнений он будет испытывать по поводу своих выступлений. Бесстыдные ораторы должны быть наказаны. Сам Красс заявляет, что он до смерти напуган перед каждым выступлением. Из-за его скромности в этой речи остальные в группе поднимают статус Красса еще выше. Антоний отвечает, что заметил эту святость у Красса и других действительно хороших ораторов.

Это потому, что действительно хорошие ораторы знают, что иногда речь не дает ожидаемого эффекта, который желал оратор. Кроме того, ораторов обычно судят жестче, чем других, поскольку от них требуется очень много знать по очень многим темам. Оратор легко настраивается по самой природе того, что он делает, чтобы на него навесили ярлык невежественного. Антоний полностью согласен с тем, что оратор должен обладать природными дарами, и ни один мастер не может научить его им. Он ценит Аполлония Алабандского , великого мастера риторики, который отказался продолжать обучение тех учеников, которых он не считал способными стать великими ораторами. Если человек изучает другие дисциплины, ему просто нужно быть обычным человеком. Но к оратору предъявляется так много требований, как тонкость логика, ум философа, язык поэта, память юриста, голос трагического актера и жест самого искусного актера. Красс наконец задумывается о том, как мало внимания уделяется изучению искусства ораторского искусства по сравнению с другими искусствами. Росциус , известный актер, часто жаловался, что не нашел ученика, заслуживающего его одобрения. Было много людей с хорошими качествами, но он не терпел в них никаких недостатков.

Если мы рассмотрим этого актера, то увидим, что он не делает жест абсолютного совершенства, высочайшего изящества, чтобы доставить публике эмоции и удовольствие. За столько лет он достиг такого уровня совершенства, что каждого, кто выделяется в определенном искусстве, называют Росциусом в своей области. Человеку, не имеющему врожденных способностей к ораторскому искусству, вместо этого следует попытаться достичь чего-то более доступного. Красс отвечает на некоторые возражения Котты и Сульпиция Сульпиций спрашивает Красса, советует ли он ему и Котте отказаться от ораторского искусства и вместо этого изучать гражданское право или делать военную карьеру. Красс объясняет, что его слова адресованы другим молодым людям, у которых нет врожденного таланта к ораторскому искусству, а не обескураживают Сульпиция и Котту, у которых большой талант и страсть к нему. Котта отвечает, что, учитывая, что Красс побуждает их посвятить себя ораторскому искусству, пришло время раскрыть секрет его мастерства в ораторском искусстве. Более того, Котта хочет знать, каких еще талантов им еще предстоит достичь, помимо тех природных, которыми они обладают, - согласно Крассу. Красс говорит, что это довольно простая задача, так как он просит его рассказать о собственных ораторских способностях, а не об искусстве ораторского искусства в целом. Поэтому он раскроет свой обычный метод, который он использовал однажды, когда был молод, не будет ничего странного, загадочного, сложного или торжественного. Сульпиций радуется: «Наконец-то настал день, которого мы так желали, Котта!

Мы сможем услышать из самых его слов, как он разрабатывает и готовит свои речи». Основы риторики «Я не скажу вам ничего по-настоящему загадочного», - говорит Красс двум слушателям. Во-первых, это гуманитарное образование и следуйте урокам, которые преподаются в этих классах. Основная задача оратора - заставить выступить так, чтобы убедить аудиторию; во-вторых, каждое выступление может быть по общему вопросу, без указания лиц и дат, или по конкретному, касающемуся конкретных лиц и обстоятельств. В обоих случаях обычно спрашивают: если факт произошел, и если да, какова его природа как это можно определить если это законно или нет. Есть три вида речей: во-первых, в суде, на публичных собраниях и в тех, кто кого-то хвалит или обвиняет. Есть также некоторые темы loci , которые можно использовать в судебных процессах, цель которых - справедливость; другие, которые будут использоваться на собраниях, цель которых - дать заключения; другие - для использования в хвалебных речах, цель которых - воздать должное упомянутому человеку. Вся энергия и способности оратора должны быть приложены к пяти ступеням: найти аргументы изобретательность расположите их в логическом порядке, по важности и возможности dispositio украшать речь приемами риторического стиля elocutio сохранить их в памяти memoria раскрыть речь с искусством изящества, достоинства, жеста, модуляции голоса и лица actio. Прежде чем произносить речь, необходимо заручиться благосклонностью аудитории; затем выставьте аргумент; после, установить спор; впоследствии предъявить доказательства собственного тезиса; затем опровергните аргументы другой стороны; наконец, отметьте наши сильные позиции и ослабьте позиции других. Что касается украшений стиля, то сначала учат говорить на чистом латинском языке ut pure et Latine loquamur ; во-вторых, четко выразить себя; в-третьих, говорить элегантно, сообразно достоинству аргументов и удобно.

Правила риторов - полезные средства для оратора. Однако факт в том, что эти правила появились благодаря наблюдению одних людей над естественными дарами других. То есть не красноречие рождается из риторики, а риторика рождается из красноречия. Я не отказываюсь от риторики, хотя считаю, что она не обязательна для оратора. Затем Сульпиций говорит: «Это то, что мы хотим лучше знать! Риторические правила, которые вы упомянули, даже если они не так сейчас для нас. Но это позже; теперь мы хотим узнать ваше мнение об упражнениях». Упражнение упражнение Красс одобряет практику разговора и визуализации при ведении судебного процесса.

Часто некоторое устаревшее произношение связывается с принадлежностью человека к какому-либо социальному слою. Так, в среде образованных людей XIX в. Так, в бытовой речи неуместны слова идентичный вместо одинаковый, таковой вместо этот, нежели вместо чем, ибо вместо потому что и т. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного и интеллектуального развития, о его внутренней культуре. В обиходном значении культуру речи понимают часто как «красивую», содержащую изысканные слова и выражения речь. Иногда можно услышать: «Она так культурно отвечает» или «Он выражается некультурно». Однако это понятие более объемно и содержательно. Таким образом, выделяется два главных показателя, или критерия, культуры речи — правильность и коммуникативная целесообразность. Но этими критериями культура речи не ограничивается. Другими критериями культуры речи, определенными еще с древнейших времен, являются: точность, логичность, ясность и доступность, чистота, выразительность, разнообразие, эстетичность, уместность. Рассмотрим все критерии культуры речи более подробно. Первый аспект связан с истинностью речевого высказывания правда или ложь. Например, прочитанная ясным языком лекция по ядерной физике может быть доступной в основном для специалистов. Уместность тех или иных языковых средств зависит от контекста, ситуации, психологических характеристик личности собеседника. Из выше сказанного можно обозначить предпосылки ораторского успеха: Четко и правильно произносить каждый звук, акцентируя значимые слова. Для звучности голоса используйте правильное дыхание, давайте возможность струе воздуха из легких звучать сильно, свободно, чисто при необходимости изменять тон голоса повышать, понижать, вибрировать, избегать монотонности. Темп произношения должен приравниваться от 120 до150 слов в минуту значимые фрагменты — помедленнее, второстепенные — быстрее. Контролируйте дыхание, управляйте им. Главное — настрой души, что дает возможность голосу быть более сильным и звучным. Придерживайтесь пауз дыхательные, логических, психологические до и после важных мыслей. Не произносите длинных предложений. В ноябре 1950 года американскому писателю Уильяму Фолкнеру была присуждена Нобелевская премия. В связи с этим он произнес речь, в которой ярко обрисовал высокие задачи, стоящие перед молодыми писателями: «Я не могу примериться с мыслью, что человечеству приходит конец. Легко сказать, что человек бессмертен лишь потому, что он все преодолеет; что даже если бы пробил и замер последний удар на часах судьбы из-за ничтожной крупицы элемента, который облаком расплывется и недвижимо застынет в багровом отблеске последнего умирающего заката, то и тогда будет слышен один звук — звук слабого неиссякающего человеческого слова. Я отказываюсь допустить это. Я верю, что человек не только все превозможет, он победит. Он бессмертен не потому, что среди живых существ только ему дано неиссякающее слово, а потому, что ему дарована душа, способная жертвовать, сострадать, терпеть». Речь есть нечто большее — это должен понять изучающий ее, - чем механически производимый ряд звуков, который выражает мимолетные наблюдения и настроения, занимающие в данную минуту того, кто говорит. Речь — это человек в целом. В каждой ситуации общения используется своя стратегия. Для государственных служащих особенно важно умение использовать речевые тактики именно в диалогическом общении. Эта тактика более характерна для бытового общения и заключается в том, что спецаалисть как бы искусственно устанавливает разрыв в знаниях, перевоплощаясь при этом в «незнайку», «провинциала», «дилетанта» или даже в «дурачка». Расположившись в центре Бостона, он задавал случайно выбранным прохожим — мужчинам вопрос о том, как пройти к известному всем жителям Бостона универсальному магазину «Йордан Марш». Всех испытуемых он разбил на три группы. Оказалось, что во втором и третьем случаях он получал значительно более длинные ответы. Это позволило ван Дейку выделить около тридцати ходов в построении речи, выражающей предубежденность. В частности, их можно использовать и в деловой сфере.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий