Почему представители уш жуз с января 1918 года стали поддерживать большевиков

В сентябре 1841 г. на курултае представителей всех казахских жузов Кенесары был провозглашен ханом, казахское ханство было восстановлено. Кенесары хан был сторонником централизованной власти, строгой дисциплины. Опьянённые лёгкой победой, представители новой власти, в рядах которой было множество бывших преступников, дезертиров, люмпенов, стали осуществлять настоящий произвол под одобренным Лениным лозунгом "Экспроприация экспроприаторов" ("Грабь награбленное"). 94 года назад, в период выборов делегатов на Всероссийское учредительное собрание, появились первые казахские партии – "Алаш" и "Уш жуз". Однако в борьбе друг с другом они не заметили то, что найдут погибель от большевиков.

Лучший ответ:

  • Создание партии «Алаш», «Уш жуз».
  • ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И АГРАРНЫЙ ВОПРОС В КАЗАХСТАНЕ
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Партийная борьба "Алаш Орды" и "Уш жуз" в период становления советской власти в казахской степи
  • Партия уш жуз кратко
  • Февральская революция. Казахстан после падения царского самодержавия

Февральская революция. Казахстан после падения царского самодержавия

БОРЬБА ЗА СОВЕТЫ . Тернистый путь Партия выступала за немедленное прекращение империалистической войны, осуждала идею правительства Алаш-Орды о создании автономии. К началу 1917 г. в партии состояло около 1000 человек. В 1918 г. руководители партии «Уш жуз» были арестованы и расстреляны.
Политические партии и течения в Казахстане в феврале, октябрег. Съезды и их решения 94 года назад, в период выборов делегатов на Всероссийское учредительное собрание, появились первые казахские партии – «Алаш» и «Уш жуз». Однако в борьбе друг с другом они не заметили то, что найдут погибель от большевиков.

Остались вопросы?

25 февраля 1918 года ЦК «Уш жуз» обратился с воззванием «Ко всему трудящемуся киргизскому населению», в котором призвал казахов бороться за Советы рабочих, крестьянских и казачьих , протестовавшая против покибиточной подати». В этом яростном противостоянии весной 1918 года партия «Уш жуз» добилась временного успеха: партия «Алаш» была объявлена контрреволюционной организацией, ее областные комитеты распущены, печатные органы закрыты. Партия «Уш-Жуз» — казахская национально-политическая организация социалистического и националистического толка, созданная в октябре-ноябре 1917 года. Это царь который жил в македонии его отца убили и александр завоевывал новые земли умер он в 33 года от лихорадки (есть версия что его отправили).

Борясь друг с другом, казахские партии уничтожали себя

Постановлением «Алаш-Орды» от 11—24 июня 1918 г. Тогусова твердо встала на платформу Советской власти. С приходом к руководству Казахской социалистической партии Кульбая Тогусова политические принципы «Уш жуз» претерпели существенные изменения. Если в начале своей политической деятельности представители партии «Уш жуз» поддерживали курс на союз с партией эсеров, то с января 1918 года они активно включились в работу по организации и укреплению Советской власти на местах. Переход с января 1917 года ушжузовцев и их лидера К. Тогусова на политическую платформу партии большевиков исследователь К.

Бокейханов изучал национальную историю, чтобы понять, каким образом Казахское ханство попало в колониальную зависимость от Российской империи. Он был сторонником достижения национальной свободы через активную политическую борьбу. Он считал, что к возрождению государственности можно прийти эволюционным путем через развитие местного самоуправления.

Для сплочения народа он выдвинул идею Алаша, подразумевающую консолидацию всей казахской нации. Бокейханов был убежденным демократом, который придерживался европейского пути развития. На формирование его идейно-политических взглядов оказали влияние идеи Великой Французской революции.

Единомышленниками и соратниками А. Бокейханова стали активные участники революционного движения — Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов, братья Досмухамедовы и другие общественно-политические деятели. Так, Ахмет Байтурсынов разоблачал колониальную сущность царского правительства, подвергался преследованиям со стороны царской охранки.

В начале ХХ века, когда А. Байтурсынов занимался педагогической деятельностью, он был без суда и следствия заключен в Семипалатинскую тюрьму. Байтурсынов обозначил смысл своей жизни следующим образом: «Мой идеал — повышение материального положения казахского народа, по возможности его культуры… я готов поддержать то правительство, которое обеспечит ему эту цель…».

В последующем он стал редактором газеты «Казах». Другой сподвижник А. Бокейханова Миржакып Дулатов в 1907 г.

В 1909 г. Этот сборник был назван современниками «национальным манифестом», потому что М. Дулатов в этих стихах не только передает тяжелое положение народа, а также предлагает пути выхода из этой сложной ситуации.

Главным решением съезда было отстаивать право казахов на территориально-национальную автономию в составе России. Также на съезде был решен вопрос об образовании партии «Алаш». Председателем партии был избран А.

В партию «Алаш» входили представители различных слоев казахского общества.

Тогусов и его сторонники ориентировались на линию партии эсеров, стремясь занять третье, срединное положе — ние в разворачивающейся на территории края классовой борьбе. За — тем ушжузовцы призывали «собраться всем мусульманским депута — там воедино и держаться с социал-революционерами».

Все эти дей — ствия предопределили то, что программно-тактические установки и действия «Уш жуз» оказались весьма нечеткими, более того, проти — воречивыми. Соответственно, они не могли получить поддержки со стороны широких масс. Будучи раздираемой внутренними разно- гласиями после ареста своего лидера К.

Тогусова партия стала рас — падаться, а после белогвардейского переворота в июне 1918 г. Часть ее членов перешла в ряды боль — шевиков, часть отошла на сторону белых, но большинство вообще отошла от политической деятельности. Более организованной, многочисленной и политически опыт — ной оказалась партия Алаш, которая начала оформляться весной 1917 г.

Ее лидеры первоначально входили в российский либерально — демократический лагерь. Основные их позиции совпадали с линией кадетов. В годы революции и гражданской войны основным направ — лением деятельности участников движения «Алаш» стала проблема формирования национальной государственности.

В их программе черты будущего национально-государственного образования были обозначены достаточно четко. Формой государственного управления была обозначена Российская демократическая республика с прези — дентским правлением, в состав которой должна была входить Казах — ская автономная республика. Провозглашались национальное рав — ноправие, свобода слова, свобода совести и другие демократические права.

Предусматривались организация судопроизводства на род — ном языке «сообразно обычаю», прогрессивный подоходный налог с населения, отделение церкви от государства.

Toгycoв Koльбaй, жypнaлиcт, члeн Иcпoлнитeльнoгo кoмитeтa Bcepoccийcкoгo coвeтa кpecтьянcкиx дeпyтaтoв. Baлиxaнoв Maxмyд, oтcтaвнoй oфицep. Topcaнoв Kaзий Topcaнoвич, члeн Aкмoлинcкoгo oблacтнoгo киpгизcкoгo кoмитeтa.

Kocaeв Уceн, oбщecтвeнный дeятeль. Caйфyллин Caдвaкac, нapoдный yчитeль. Aдилeв Бaйceит, члeн Aкмoлинcкoгo oблacтнoгo киpгизcкoгo кoмитeтa. Kyвaнышeв Гaлиacкap, пpeдceдaтeль Пeтpoпaвлoвcкoгo yeзднoгo киpгизcкoгo кoмитeтa.

Kyльджaнoв Hypгaли, пpeпoдaвaтeль Ceмипaлaтинcкoй ceминapии. Taлeбaeв Ибpaй, нaциoнaлиcт. Aблaeв Cyлтaн Aблaeвич, нapoдный coциaлиcт. Aйтпeнoв Myxaн Kиpaйбaeвич, пpeдceдaтeль Oмcкoгo киpгизcкoгo yeзднo-иcпoлнитeльнoгo кoмитeтa.

Cпиcoк yтвepждeн ЦK пapтии «Уш жyз Teм нe мeнee, тaкaя мaлoизвecтнaя и мaлoчиcлeннaя пapтия нe cмoглa coxpaнить cвoиx кaндидaтoв, ocнoвными пpичинaми иx oткaзa cтaли pacплывчaтocть идeoлoгии пapтии, мaлaя чиcлeннocть и cлaбaя opгaнизaция. Caкeн Ceйфyллин выpaзилcя тaк: Aкмoлинцы нe пpиняли aктивнoгo yчacтия в выбopax, пoтoмy чтo нe xoтeли пoддepжaть «Уш жyз»… Mы нe yчacтвoвaли в гoлocoвaнии, чтoбы пoкaзaть нaшe нecoглacиe c пoлитикoй «Уш жyз». Mы тaк пocтyпили нe из бoязни пepeд Aлaш-opдoй и нe пoтoмy, чтo дyмaли, бyдтo pyкoвoдитeли «Уш жyз» были для нapoдa xyжe, чeм глaвapи Aлaш. Haoбopoт, в пapтии «Уш жyз» имeлиcь пpeвocxoдныe, чecтныe тoвapищи, тaкиe кaк Шaймepдeн Aльжaнoв и Иcxaк Koбeкoв.

Для peвoлюции «Aлaш» былa oпacнee и вpeднee, чeм «Уш жyз» Ушжyзoвцы пoльзoвaлиcь oчeнь cлaбoй пoпyляpнocтью, тaким oбpaзoм, в Пeтpoпaвлoвcкoм yeздe иx пapтия нaбpaлa вceгo лишь 23 гoлoca, a «Aлaш» — 1113. Гaзeтa «Beчepняя зapя» oпиcывaлa, чтo «Уш-Жyз» нaзывaeт ceбя «coциaлиcтичecкoй пoлитичecкoй пapтиeй», нe имeeт никaкиx дpyгиx oтдeлeний кpoмe Oмcкa, в cвoиx pядax имeeт мaлoe кoличecтвo интeллигeнции, и co вpeмeнeм тoлькo cлaбeeт. Cocтaв пapтии[ пpaвить пpaвить кoд ] Пapтия, ввидy cвoeй пoлитичecкoй бeзгpaмoтнocти, былa oчeнь нeopгaнизoвaннoй и cлaбoй, имeлa pacплывчaтyю идeoлoгию.

Что дала казахам Октябрьская революция?

Как отмечают в ИАЦ МГУ, среди экспертного сообщества и особенно ученых-историков Казахстана наблюдаются самые разные оценки этого события и его роли в развитии республики. В том числе это отражается в учебниках и учебных пособиях, применяемых в различных учреждениях образования, а также материалах научно-просветительского характера. Можно отметить следующие примеры данных оценок, положительных сторон: Провозглашение права народов России на самоопределение Возвращение Казахстану Акмолинской и Семипалатинской областей и Кустанайского уезда, находящихся в годы гражданской войны 1918-1920 гг. Я, как и многие другие историки, признаю неизбежный характер совершения Октябрьской революции 1917 года.

Когда временное правительство не могло обеспечить прочную власть в стране, решение наиболее важных вопросов. В связи с этим в политической среде Казахстана того времени дальнейшее развитие преимущественно связывали властью Советов всех уровней большевики, партия «Уш-жуз» и т. Одним из наиболее серьезных последствий революции дляказахов было создание в 1920 году сначала Киргизской АССР, в составе РСФСР со столицей в городе Оренбурге, и последующее объединение в ее рамках казахских земель.

Последнее обстоятельство связано с присоединением к Казахстану в 1921-1925 гг.

Жумабаев, Ш. Кудайбердиев, С. Торайгыров, Х. Габбасов, Ж. Досмухамедовы и другие. Абдурашидханов, М. Шокай и другие. Йдеология "Шура-и-Ислами" базировалась на идее консолидации тюрко-мусульманских народов и достижения ими национального самоопределения.

Она отражала интересы коренного населения. По ее инициативе 16 апреля в Ташкенте открылся Всетуркестанский курултай мусульман, на котором присутствовали представители казахов, узбеков, туркмен и других народов Туркестана, всего более 150 делегатов. Председателем съезда был М. Абдурашидханов, среди сопредседателей был С. Лапин, а среди секретарей М. Главным вопросом на съезде был вопрос об отношении к Временному правительству и об управлении Туркестаном в сложившихся после свержения самодержавия условиях. Съезд поддержал Временное правительство и выдвинул идею о том, чтобы Россия стала федеративной, демократической парламентской республикой во главе с президентом и Учредительным собранием и предоставлением автономии областям, в том числе и Туркестану. Была также поставлена задача создания всеобщей Туркестанской мусульманской организации - Туркестанского мусульманского совета Краймуссовета. Эта организация стремилась к тесному союзу с политическими силами национально- демократического характера, в частности, ее члены сотрудничали с партией "Алаш".

Вместе с тем "Шура-и-Ислами" 2 ноября 1917 года приняла решение о непризнании советской власти.

Так наступила эпоха, получившая название "военный коммунизм". Новая политика советской власти на селе была воспринята, мягко говоря, неоднозначно. И с весны 1918 года в России началась полноценная гражданская война. О причинах поражения Белого движения можно рассуждать много. В числе причин и малочисленность напомню, ВСЮР - одно из самых бое вооружённых формирований антибольшевистского движения, на пике своего успеха насчитывало не более 150 тыс. В итоге, идеология большевиков оказалась более привлекательной для большинства крестьян.

Началась оживленная переписка о нуждах киргизского народа. Указ 17 апреля о веротерпимости еще более приподнял настроение.

Весной 1905 года с наступлением привольной жизни в степи на летних стоянках начались съезды, на которых обсуждались местные нужды и нужды всей киргизской народности. Все больше степные ярмарки этого года стали ареной киргизских политических съездов, где киргизы обсуждали и подписывали поданные потом на Высочайшее имя петиции. На этих же съездах были избраны делегаты, уполномоченные лично подать эти петиции. Религиозные и земельные вопросы стояли у киргиз впереди вопросов политической свободы». Букейханов вынашивал планы создания национально-демократической партии, важную роль в общественно-политической жизни он отводил печати.

Партия «Уш жуз», программные тезисы, тактика.

Возвращение Казахстану Акмолинской и Семипалатинской областей и Кустанайского уезда, находящихся в годы гражданской войны 1918-1920 гг. в составе некоторых губерний России. По мере поляризации политических сил в Казахстане «Уш-Жуз» все более и более стала смыкаться с большевиками и противопоставляла себя партии «Алаш», выступила против создания «Алаш-Орды». 94 года назад, в период выборов делегатов на Всероссийское учредительное собрание, появились первые казахские партии – "Алаш" и "Уш жуз". Однако в борьбе друг с другом они не заметили то, что найдут погибель от большевиков. В «Казахе № 259 от 12 января 1918 года сказано: «Редакцией получена телеграмма от Мухтара Саматова, в которой он сообщает о недостаточной подготовке к выборам 26–31 декабря. Акмолинские кандидаты отказываются голосовать за партию «уш жуз». Если в начале Уш Жуз поддерживал линию на союз с партией социалистов-революционеров, то с января 1918 года она активно стала проводить политическую и организационную работу по укреплению Советской власти в Казахстане. 19 января 1918 года газета «Уш жуз» в четвертом номере впервые дает положительную оценку Октябрьскому перевороту, советскому правительству и большевикам.

Политические партии «Алаш» и «Уш-Жуз»

По мере поляризации политических сил в Казахстане «Уш-Жуз» все более и более стала смыкаться с большевиками и противопоставляла себя партии «Алаш», выступила против создания «Алаш-Орды». "Уш жуз". Представители различных партий и групп заняли различную позицию во время восстания 1916 г. Партия «Уш-Жуз» была политическим объединением мелкобуржуазных демократов. В Казахстане партия «Уш-Жуз» все более и более стала смыкаться с большевиками и противопоставляла себя партии «Алаш», выступала против создания «Алаш-Орды». Так как делегаты Учредительного собрания должны были избираться из числа представителей политических партий, казахская интеллигенция быстро взяла в свои руки их формирование. Так, накануне Собрания появились на свет партии «Алаш» и «Уш жуз» («Три жуза»).

Разделы знаний

  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • РОЛЬ КАЗАХСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ (– ГГ.) - Я Студик
  • Схема установление советской власти в казахстане
  • Политические партии и течения в Казахстане в феврале, октябрег. Съезды и их решения

Если в начале своей политической деятельности представители партии «Уш жуз» поддерживали курс на союз с партией эсеров, то с января 1918 года они активно включились в работу по организации и укреплению Советской власти на местах. В этом яростном противостоянии весной 1918 года партия «Уш жуз» добилась временного успеха: партия «Алаш» была объявлена контрреволюционной организацией, ее областные комитеты распущены, печатные органы закрыты. "Уш жуз". Представители различных партий и групп заняли различную позицию во время восстания 1916 г. 94 года назад, в период выборов делегатов на Всероссийское учредительное собрание, появились первые казахские партии – «Алаш» и «Уш жуз». Однако в борьбе друг с другом они не заметили то, что найдут погибель от большевиков. По мере поляризации политических сил в Казахстане «Уш жуз» все более и более стала смыкаться с большевиками и противопоставляла себя партии «Алаш», выступила против создания «Алаш-Орды».

Бәрі туралы

  • Бәрі туралы
  • Особенности установления советской власти в Казахстане
  • Похожие презентации
  • Разделы знаний
  • Политические партии «Алаш» и «Уш-Жуз»
  • Уш-Жуз (партия) — Рувики: Интернет-энциклопедия

Всеказахские съезды в Оренбурга. Партия «Уш-Жуз» и ее деятельность

Образование партии «Алаш» Возвращение Казахстану Акмолинской и Семипалатинской областей и Кустанайского уезда, находящихся в годы гражданской войны 1918-1920 гг. в составе некоторых губерний России.
Что дала казахам Октябрьская революция? » Халықаралық коммуникациялар На практике ее активное политическое развитие шло в сторону консолидации с большевиками и к июню 1918 г. большинство “Уш жуз” приняло сторону большевиков и партия распалась. Членами “Уш жуз” были часть мелких чиновников, кустарей, учителей, фельдшеров, учащихся.
О создании в октябре 1917 года «Казахской социалистической партии „Уш-жуз“ Так как делегаты Учредительного собрания должны были избираться из числа представителей политических партий, казахская интеллигенция быстро взяла в свои руки их формирование. Так, накануне Собрания появились на свет партии «Алаш» и «Уш жуз» («Три жуза»).
Сравнительная характеристика Алаш и Уш жуз? Все представители казахских большевиков в тот период были ситуативными большевиками. То есть это было связано не с приверженностью большевистской идеологии, а с тем, кто в Москве руководит. Была, например, такая Казахская социалистическая партия «Уш жуз».
Уш-жуз, Алаш и партия большевиков в период конфронтации (1917-1920 годы) Тогусов. Стала союзницей большевиков в борьбе с «Алашординцами». Партия Туркестанских федералистов.

Изучение партий "Алаш" и "Уш-Жуз"

Среди киргиз не наблюдается классовой борьбы, в их среде нет рабочей партии, нет у них ни э. Словом, киргизская программа исчерпывается вопросом о «национальном самоопределении» - Сибирская жизнь. Действительный член ИРГО. Возвращаясь к казахским партиям, следует отметить, что они выражали две основные идеи казахской интеллигенции: Одна преимущественно Алашординцы стремилась четко подчеркнуть самобытность казахской нации и ее особый исторический путь как народа-субстрата всех кочевых этносов Великой степи. Вторая идея, на платформе которой находилась партия "Уш-жуз" стремилась к созданию единого государства всех тюркских народов Средней Азии, Поволжья и Северного Кавказа. Правительство Керенского, а затем и другие правительства времени Гражданской войны 1918-1920 годов не вмешивались в противоборство этих идей. Как точно выразился один журналист того времени в статье в "Омском вестнике" - Национальные взаимоотношения среди киргиз казахов остаются неизвестными".

Образовано это ханство было по инициативе партии "Уш-жуз", которая уже полностью перешла на сторону большевиков. Это ханство вопреки всем классовым противоречиям активно поддерживало все действия большевиков - монография А. В годы Гражданской войны возникли много фракций алашординцев, которые заняли практически независимую от центрального партийного органа региональную позицию.

Религиозные и земельные вопросы стояли у киргиз впереди вопросов политической свободы». Букейханов вынашивал планы создания национально-демократической партии, важную роль в общественно-политической жизни он отводил печати. Так решено было организовать общенациональную газету, которая стала бы рупором общенациональной связи, возрождения народа, осознания своей роли. Местом издания газеты был выбран Оренбург. Газета была названа "Казах" 1913-1918 годы , к работе в редакции были привлечены выдающиеся представители национальной интеллигенции. После революции 1905-1907 годов в Казахстане значительно активизировалась переселенческая политика, что привело к резкому обострению аграрного вопроса, усилению колониализма и уже начало второго десятилетия XX века вновь ознаменовалось выступлениями трудящихся против национального и социального гнета. В мае 1911 года прошла забастовка рабочих акционерного общества "Атбасарские медные рудники".

Противопоставляя себя алашордынцам, К. Тогусов и его сторонники в газете «Революционная мысль» выступали от имени молодой казахской демократии, а иногда и от имени казахских пролетариев. В постановлении заседания ЦК партии «Уш-жуз», состоявшегося в январе того же 1918 г. Поскольку большевики и «левые» эсеры тогда выступали вместе, ушжузовцы не видят между ними существенной разницы и объединяют их общим понятием «русская революционная демократия». Под казахской демократией К. Тогусов подразумевал все массы народа, т. Ему, как крестьянскому идеологу отсталой национальной окраины России, был чужд строгий классовый подход к различным слоям населения даже в период великих революционных потрясений. С одной стороны, он не отделял пролетарские и полупролетарские массы от мелких собственников, а с другой — все богатые и зажиточные элементы он называл казахской буржуазией. При этом он не понимал разницы между феодалами степи и богачами города. В своей статье «Казахская жизнь» в газете «Революционная мысль» К. Тогусов объявляет себя защитником казахской бедноты от кучки богатых и в то же время берет под защиту мусульман вообще, мусульманина-казаха в частности. В ушжузовском понятии «угнетенные массы» ставится знак равенства между классовым гнетом трудящихся и религиозной дискриминацией единоверцев. Если исходить из этого, то среди единоверцев, в данном случае мусульман, ушжузовцы не способны выделить бедных и богатых, эксплуатируемых и эксплуататоров. Правда, в оценке этих рассуждений мы не вправе строго подходить к партии «Уш-жуз» и ставить ее по ту сторону баррикад. В первых официальных документах Советского правительства нередко употребляется термин «мусульмане» в общей форме в отношении угнетенных народов Востока. Советам, руководимым большевиками, предписывалось охранять права мусульманских народов «всей мощью революции и ее органов, Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Стремление партии «Уш-жуз» связать идеи «мусульманского братства», «единение тюрко-татарских детей» с развивающимся революционным процессом на восточных окраинах страны после победы Октября можно объяснить особенностями психологии мусульманских крестьянских масс, тем, что народы отсталых национальных окраин не могли сразу освободиться от пут средневековых религиозных представлений. Кроме того, в Казахстане и Средней Азии накануне Октября было мало большевистских организаций, подавляющее большинство казахского народа было неграмотным, а образованные в основном были из среды имущих классов, влияние буржуазных националистов и мулл на трудящиеся массы было еше сильным. Все это отразилось на содержании идейно-политической деятельности партии «Уш-жуз». Непоследовательность, расплывчатость программы партии «Уш-жуз» была обусловлена еще и тем, что ее руководство в первый период состояло из буржуазных и полупролетарских элементов. Председателем партии сначала был избран М. Айтпенов, стоящий ближе к буржуазно-националистической позиции. Поэтому партии «Уш-жуз» в то время ноябрь—декабрь 1917 г. Буржуазные элементы в партии, особенно в ее ЦК, были против принятия решений, направленных на закрепление завоеваний революции, укрепление Советской власти, они старались отстранить революционно-настроенных деятелей от руководства партией. Так началась борьба между революционно-демократическими силами, возглавляемыми К. Тогусовым, Ш. Альжановым, и соглашательскими буржуазными элементами — сторонниками М. Первый этап этой борьбы закончился освобождением М. Айтпенова от поста председателя партии, его арестом, передачей дела революционному трибуналу и избранием председателем ЦК К. С этого момента политическая ориентация ЦК партии «Уш-жуз» изменилась. Здесь следует подчеркнуть гибкую, целеустремленную политику большевиков по отношению к той части мелкобуржуазной демократии, которая перешла в лагерь революции и выразила готовность участвовать в социалистическом переустройстве общества. Такая политика исходила из ленинской установки, определившей тактическую линию большевистской партии относительно непролетарских трудящихся масс. Ленин,— в момент завоевания власти и создания Советской республики, большевизм оказался единым, он привлек к себе все лучшее из близких ему течений социалистической мысли, он объединил вокруг себя весь авангард пролетариата и гигантское большинство трудящихся». Эта политика большевиков имела исключительно важное значение в позитивном изменении внутри партии «Уш-жуз». По архивным данным, в начале января 1918 г. Тогусова «О текущем моменте» принимается важное решение. По количеству присутствующих 200 чел. А в решении ЦК партии подчеркивается, что при создавшейся в стране политической обстановке, когда внутренние и внешние враги революции, объединившись, развязали войну против Советской власти, ушжузовцы решительно осуждают эти действия контрреволюционных сил и заявляют о своей твердой решимости выступить на стороне революционного народа. Они признают, что вследствие наступления германских империалистов и «разного рода контрреволюционных генералов, дворян, священников и других буржуазных классов», над революционной Россией нависла серьезная опасность. В связи с этим ЦК партии «Уш-жуз» объявляет о желании казахской демократии быть в такой критический момент «рядом с русской революционной демократией на страже и окончательно подавить контрреволюционные наступления врагов народа. В этом документе ушжузовцы разоблачают действия алашордынцев, которые продолжали хозяйничать в казахском областном комитете Акмолинской области, созданном еще при Временном правительстве, и использовали его в контрреволюционных целях. ЦК партии «Уш-жуз» принимает решение о ликвидации этого комитета как орудия контрреволюции и посылает группу членов ЦК Ш. Альжанова, Е. Токпаева, К. Мусина, А. Клычбаева и др. Этим членам ЦК вменяется в обязанность «работать рука об руку с русской революционной демократией в лице демократических Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и их исполнительных органов, созданных в результате Октябрьской революции». Необходимо так же указать на еще один важный момент, свидетельствующий о повороте партии «Уш-жуз» влево. ЦК партии «Уш-жуз», выступая от имени трудящихся крестьян, казахской бедноты, заявлял о полной поддержке Обращения, так как видел, что оно направлено на защиту интересов трудового народа. Ведь до сих пор никогда ни русская, ни европейская власть не говорили с нами таким языком. Ведь до сих пор никакие общественные группы Европы не смотрели на мусульман такими глазами». Значение этой резолюции «Уш-жуз» состоит в том, что она распространила правду о политике Советской власти в отношении угнетенных народов Востока. Ведь в то время алашордынцы всячески обливали грязью этот документ и «доказывали»: «большевики собираются растоптать вероисповедания мусульман, выгонять их на пески и пустыни». В противовес им ушжузовцы заявляли, что только благодаря заботе большевистской партии и советской власти трудящиеся мусульмане освободились от колониального ига, от угрозы империализма, «чего мы, мусульмане, не видели ни у правительства Львова, ни у правительства Керенского». ЦК партии «Уш-жуз» выражает полное доверие Советской власти, готовность совместно работать в местных Советах и с этой целью посылает в них своих представителей. При этом следует отметить, что большевики Казахстана в борьбе за победу Советской власти шли на временные соглашения с поддержавшими власть Советов мелкобуржуазными партиями, группами, в том числе с партией «Уш-жуз». Согласно данной установке большевиков ЦК партии «Уш-жуз» в своем решении записал: «Объявить Совету Народных Комиссаров в центре и Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов на местах полное доверие и делегированных членов партии оставить в Советах, огласив настоящее постановление на страницах «Революционной мысли». Первые декреты Советской власти — о мире, земле хлебе — были горячо поддержаны ЦК партии «Уш-жуз», о чем свидетельствует приветственная телеграмма руководства этой партии от 12 марта 1918 г. В телеграмме сказано: «Центральный Комитет социалистической Казахской партии «Уш-жуз» и Казахский областком именем восьмимиллионной казахской демократии приветствует Всероссийский съезд, шлет горячие пожелания плодотворной работы. Перед съездом стоит огромная задача решить вопрос о мире. Казахская демократия глубоко и твердо верит, что съезд сумеет решить этот вопрос согласно желаниям и интересам демократии и закрепит за собой завоевания социальной Октябрьской революции». Телеграмма ЦК партии «Уш-жуз», оглашенная на съезде, произвела большое впечатление на его участников. Как уже отмечалось, партия «Уш-жуз» с самого начала выступила против планов казахских националистов отторгнуть Казахстан от революционной России путем создания так называемой «Алашской автономии». С первых дней Октябрьской революции буржуазные националисты вместе с другими контрреволюционными силами открыто встали на путь борьбы с Советской властью. Они, как было сказано выше, объявили в Туркестане «Кокандскую автономию» наряду с «Алашской автономией» в Казахстане. Выдавая эти «автономии» за волеизъявление местного населения, националистические элементы добивались их признания со стороны Советского государства. Ушжузовцы разоблачали эти политические махинации врагов революции и предпринимали активные действия для срыва коварных планов буржуазных националистов. В апреле 1918 г. Ленину, раскрывая истинные цели националистов и необходимость их политической изоляции. В телеграмме па имя председателя Совета Народных Комиссаров В. Ленина от 21 апреля 1918 г. Тогусов сообщает: «В Западной Сибири и Степном крае наряду с Казахской социалистической партией «Уш-жуз», стоящей на платформе Советской власти и идущей рука об руку с ней, существует другая —буржуазная партия «Алаш», во главе которой стоит известный кадет А. Букейханов и другие. До сведения моего, председателя партии «Уш-жуз», дошло, что А. Букейханов имел с вами разговор по прямому проводу об автономии казахов. Довожу до сведения, что партия «Алаш» разогнана, члены ее арестованы, А. Букейханов, один из видных активных участников выступления Дутова, разыскивается». Далее К. Тогусов пишет, что, по имеющимся газетным сведениям, видный член партии «Алаш» X. Габбасов, прибывший в Москву, имел с В. Лениным свидание. Он просит сделать распоряжение об аресте Габбасова и выслать в Омск, как уличенного в контрреволюционном выступлении и подлежащего преданию суду революционного трибунала. Излагая свои взгляды по вопросам политического устройства страны, ушжузовцы раскрывали социальную сущность и подчеркивали нереальность так называемой алашской автономии. Видный представитель партии «Уш-жуз» Н. Кульжанов в этой связи указывал, во-первых, на совершенную утопичность образования в данный момент алашского государства, отторгнутого от России, так как его территория не определена, а казахи живут в различных районах Средней Азии и русских губерниях, во-вторых, на то, что вместе с казахами в степи живет немало русского населения. Без его согласия провозгласить самостоятельное государство казахов было бы чревато опасными последствиями. И, в-третьих, при сплошной неграмотности населения, отсутствии необходимых кадров интеллигенции и специалистов, без поддержки русского народа в Казахстане невозможно осуществить функцию суверенного государства. Отвергая алашордынский план отторжения Казахстана от революционной России, партия «Уш-жуз», как говорилось выше, предложила создание федерации Средней Азии и Казахстана в составе Советской России, призвала «казахскую демократию идти нога в ногу с русской революционной демократией и беспощадно бороться с буржуазией. Новое государственное образование, по мнению уш-жузовцев, должно опираться на тесный союз с русским" пролетариатом и трудовым крестьянством. Тогусов,— то к этой революции должен присоединиться казахский народ.

Постановлением «Алаш-Орды» от 11—24 июня 1918 г. Тогусова твердо встала на платформу Советской власти. С приходом к руководству Казахской социалистической партии Кульбая Тогусова политические принципы «Уш жуз» претерпели существенные изменения. Если в начале своей политической деятельности представители партии «Уш жуз» поддерживали курс на союз с партией эсеров, то с января 1918 года они активно включились в работу по организации и укреплению Советской власти на местах. Переход с января 1917 года ушжузовцев и их лидера К. Тогусова на политическую платформу партии большевиков исследователь К.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий