Кризисные моногорода 2024

Категория 1. Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во. В 2019 году в фонд "" должно быть перечислено 2,8 млрд рублей из федерального бюджета, с 2020 по 2024-й запланировано по 4,7 млрд рублей. Преодоление последствий кризисных явлений характерных для моногорода (анализ и мониторинг ситуации, анализ и мониторинг в процессе изменений). В правительстве намерены предложить кризисным моногородам формат, изначально придуманный для развития Дальнего Востока,— территории опережающего развития. Многопроблемные моногорода Три вопроса о самых кризисных российских населенных пунктах 99 российских моногородов.

В Минэкономразвития отнесли к проблемным и кризисным 99 российских моногородов

При этом правительство планирует теперь работать со всеми 319 моногородами, а не только с теми, что находятся в «красной» зоне, сообщил Шувалов. Глава Фонда развития моногородов Илья Кривогов заявил, что данная мера позволит «снизить желание субъектов страны переводить стабильные моногорода в перечень самых неблагополучных, чтобы получить дополнительное финансирование». В настоящее время Минэкономразвития и федеральные органы исполнительной власти прорабатывают возможность корректировки общих подходов к классификации моногородов и актуализации критериев их отбора на получение государственной поддержки. Речь идет, в том числе, о «возможности создания ТОР на территориях моногородов вне зависимости от их отнесения к категориям». Чем брать инвесторов В сентябре 2015 года министр Улюкаев на совещании у президента Владимира Путина доложил, что подконтрольное ему ведомство получило 16 заявок из восьми регионов на создание ТОР территория опережающего развития в моногородах. Фонд развития моногородов заключил генеральные соглашения с 24 моногородами. Фонд принял обязательства по софинансированию объектов инфраструктуры, необходимой для реализации инвестпроектов в девяти моногородах, на 5,1 млрд руб. Реализация этих проектов позволит создать более 11,5 тыс. С сентября 2015 года в активной проработке находилось 17 инвестпроектов с общим объемом инвестиций 44,6 млрд руб. Отметим, моногород получает статус ТОР на 10 лет, с правом продления еще на 5 лет.

В одном из своих посланий Федеральному Собранию РФ он заявил, что нормализация ситуации в моногородах — особое и очень важное направление, а также подчеркнул, что это задача и органов власти всех уровней, и руководства предприятий. В таких городах и поселках надо создать условия для применения способностей людей в самых разных сферах, а также стимулы для частных инвестиций. Для того чтобы повысить инвестиционную привлекательность экономически слабых территорий, правительством был принят ряд мер. Создан Фонд развития моногородов. Его деятельность направлена на софинансирование расходов регионов и муниципалитетов по созданию объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для запуска новых инвестпроектов в моногородах, а также организацию финансирования инвестпроектов и формирование подготовленных команд через обучение и т. Государство также дает возможность создавать на территории моногородов территории опережающего социально-экономического развития ТОСЭР с сопутствующим предоставлением льгот по налогам и обязательным платежам во внебюджетные фонды. В рамках этой программы ставка налога на прибыль для резидентов ТОСЭР установлена не более 5 процентов в первые пять лет с момента получения первой прибыли , затем — не менее 10 процентов в течение следующих 5 лет; при этом ставки налогов на имущество и землю — ноль процентов. Также существенно снижаются всевозможные тарифы по обязательным платежам в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Почему инвесторы не идут «Решение не принято». Ревде удалось сохранить статус моногорода еще на год Генеральный директор Фонда развития моногородов Илья Кривогов полагает, что для привлечения инвестиций с целью укрепления и развития моногородов требуется серьезная экспертиза инвестиционных проектов.

В этот период во многих моногородах на градообразующих предприятиях прошли массовые увольнения сотрудников. Для нейтрализации обострившейся ситуации Правительство РФ разработало программу содействия развитию моногородов, оказавшихся в наиболее сложной ситуации. На эти цели в 2010 году было направлено около 22,7 миллиарда рублей, но уже в 2011 году финансирование значительно сократилось, и вызвано это было тем, что бюджетные вливания не решили проблему моногородов, а лишь снизили накал проблем в данных населенных пунктах. В связи с этим Правительством РФ было принято решение переформатировать программу поддержки моногородов. Позже то, что государственная поддержка моногородов в 2010 году не имела должного эффекта, подтвердила и Счетная палата РФ в своем отчете о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ результативности мер, принимаемых органами государственной власти по поддержке моногородов». По мнению аудиторов, бюджетные средства, выделенные в 2010 году моногородам, не оказали влияния на социально-экономическое положение данных населенных пунктов и не позволили диверсифицировать их экономику. Важным этапом в формировании новой системы поддержки моногородов стал 2014 год.

Каждый из регионов должен представить в Министерство регионального развития комплексный инвестиционный план развития территории, с целью решить представленную проблему. Формализованный механизм управления рисками и прогноза ситуации в монопрофильных муниципальных образованиях представляет собой комплексный инвестиционный план КИП модернизации моногорода [7]. Комплексный инвестиционный план, позволяет сконцентрировать возможности федеральных, региональных целевых проектов и стратегий развития в процессе их осуществления; формирует условия с целью реализации программ на принципах частного государственного партнерства; представляет собой главное основание государственной помощи; дает шанс определить наилучший способ развития города. Переход моногорода в зону управляемого риска, увеличение эффективности бюджетной сферы и бизнеса, развитие малого и среднего предпринимательства, ориентированного на модернизацию, рост качества жизни населения, создание альтернативных производств, переход от индустриального к инновационному пути развития — ко всему этому нас должна привести реализация КИПов развития моногородов. На наш взгляд, с целью осуществления поддержки монопрофильных зон в регионах должна быть организована методологическая помощь в работе согласно формированию комплексных инвестиционных проектов [8]. Рассмотрим характеристики инновационного климата на базе восьми частных условий, каждый из которых, характеризуется некой целой группой показателей. Ресурсный фактор, включает все типы ресурсов, которые являются природной основой для развития производительных сил минерально-сырьевые ресурсы, аграрные средства.

Промышленный фактор, представляет собой совокупные итоги и результаты хозяйственной деятельности населения определенной территории объем производства, балансовый доход [9]. Потребительский фактор предусматривает совокупность покупательной способности населения определенной территории и содержит показатели дохода населения, расхода и суммы взноса населения. Инфраструктурный фактор определяет комплекс инфраструктурной обеспеченности территории. Бюджетно-финансовый фактор представляет собой совокупность налоговых и иных денежных поступлений в бюджетную систему территории размеры налоговых поступлений, субвенций. Инновационный фактор обусловлен процессами развития национальной инноваторской системы, отображает возможности местности в процессах производства и внедрения инноваций. Трудовой фактор содержит комплекс трудовых ресурсов, их профессионально-квалификационный уровень, который содержит информацию о данных численности безработных, численности экономически активного населения. Институциональный фактор предполагает уровень развития социально-экономических институтов, которые функционируют в рамках муниципального экономического пространства.

С целью эффективного управления моногородом важно создать комплексную единую систему показателей, которая отражает стратегические приоритеты, кроме того позволяет дать оценку изменениям всех систем, которые, в свою очередь, определяют успешность развития территории. Впоследствии цикла развития необходимо поддерживать и находить новые цели и задачи моногорода. Развитию предпринимательства в моногородах нужно уделить особое внимание, потому что это дает новый импульс жизни города. Кроме того, необходимы новые предложения, новые мысли и идеи, ранее не связанные с предприятием, однако, которые способствуют занятости населения, развитию малого бизнеса, повышению его социального статуса [10]. Большая часть методик, как отечественных, так и зарубежных, сходятся в том, что необходимо обязательно оценивать следующие аспекты при инновационном развитии моногородов: социальную сферу, экономическую сферу, бюджет, ресурсный потенциал. Ярким примером государственного регулирования экономики является управление моногородами. Активное участие в данных процессах должно принимать население города.

Необходимо организовать обучение новым профессиям, а также способствовать повышению квалификации для того чтобы уменьшить структурную безработицу. Муниципалитеты должны заниматься развитием производственной и социальной инфраструктуры города, осуществлять службу по формированию новых рабочих мест [11]. Любой моногород должен оцениваться не только лишь по финансовым, но и согласно общественным показателям.

Современные тенденции и проблемы развития моногородов

Вторая группа — глобальные кризисные явления, продуцирующие зависимость. Финансовую поддержу госкорпорации с 2024 года смогут получать всего те моногорода, где степень безработицы вдвое превышает посредственный показатель по стороне. Кризисные ситуации в моногородах – один из главных вызовов социальной и политической стабильности России. После кризиса в Пикалево властями был составлен перечень таких.

Россия потратит 57,3 миллиарда рублей на развитие моногородов

Для кризисных моногородов России характерна так называемая «скрытая» безработица. Больше всего кризисных моногородов в Поволжье (21). «С 2024 года моногорода смогут рассчитывать на финансовую поддержку по линии госкорпорации [льготные займы на инвестпроекты и софинансирование создания. городов составляло 75 моногородов [7], число кризисных моногородов выросло на 25%. Подобная мера, полагаем, должна способствовать выведению моногородов из кризисного состояния.

Минэкономразвития назвало самые проблемные моногорода России

Например, поселения с числом жителей менее 3-х тысяч человек — в программу комплексного развития сельских территорий, — рассказала депутат Госдумы Альфия Когогина. Проект нового документа направлен в Минфин, он дорабатывается с учётом замечаний ведомства. Предложения о сокращении количества моногородов в Минфин не поступали.

В отчете Счетной палаты подчеркивалось, что мероприятия по поддержке моногородов не решили ключевую задачу улучшения роста благополучия их жителей. Он предложил помимо прочего диверсифицировать экономику моногородов, чтобы снять зависимость от градообразующих предприятий. Сколько в России кризисных моногородов В России сейчас зарегистрировано 319 моногородов, они расположены на территории 61 российского региона. Больше всего моногородов в Кемеровской 24 , Свердловской 17 и Челябинской 16 областях.

В распоряжении от 2014 года правительство отнесло к наиболее кризисным 75 городов, сейчас их число выросло на четверть, следует из текста новой программы. Каждый третий из них — это житель «кризисного» моногорода, отмечается в проекте. Больше всего кризисных моногородов в Приволжье 21 и Сибири 20 , в Северо-Западном и Центральном федеральных округах по 18. Среди регионов наибольшая концентрация проблемных центров в Кемеровской 9 и Челябинской 7 областях, Карелии 6 и Пермском крае 6. На сентябрь назначен точечный пересмотр списка моногородов к нему добавят восемь новых и некоторые исключат. В мае 2020 года список будет пересмотрен полностью, говорится в документе. Осенью 2018 года Счетная палата указывала на неактуальность списка моногородов, составленного в 2014 году.

По данным Минэкономразвития, которые приводили аудиторы, 107 населенных пунктов утратили признаки моногородов в результате оттока населения и, как следствие, сокращения числа работников градообразующих предприятий. К примеру, из списка моногородов предлагалось исключить Череповец. Список моногородов пересмотреть будет сложно, сказал РБК генеральный директор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов. С другой, поскольку там есть надежды получить льготы, регионы пишут заявки с просьбой включать все новые и новые города в моногорода, а выполнившие программу, типа Череповца, не торопятся покидать список», — отмечает он. Пузанов уверяет, что ситуация в моногородах сейчас «неплохая, не хуже, чем во многих немоногородах». Но так как моногорода очень уязвимы из-за своей зависимости от единственного предприятия, кризис может начаться в любой момент.

Всего в России 317 населенных пунктов с градообразующими предприятиями, говорится в ответе министерства.

Из них 99 относятся к кризисным. Ранее ведомство уточнило признаки, по которым моногорода определяют как проблемные. Среди них темпы роста экономики, показатели занятости, розничной торговли, оборота малых и средних предприятий, размер жилого фонда и уровень поддержки от федерального бюджета. В постановлении правительства от 2014 года уточняется, что кризисность моногорода определяется также по показателям работы градообразующего предприятия и по оценкам жителями положения в городе. Как рассказал РБК ответственный секретарь экспертного совета по развитию моногородов в Госдуме Павел Склянчук, главный показатель кризисного состояния таких населенных пунктов — оценка ситуации местными жителями. По его словам, также могут иметь значение и другие факторы, в том числе проблемы с экологией и наличие в городе предприятий, находящихся «на стадии сворачивания производств и массовых сокращений».

В 2010 году организация Greenpeace обнаружила, что воды района загрязнены красителями ткани, что делает их непригодными для питья.

Однако, как пишет The Economist , производители больше обеспокоены иностранной конкуренцией, чем предупреждениями «иностранных эко-воинов». В отрасли производства нижнего белья сейчас происходит настоящая битва среди таких азиатских стран, как Таиланд, Вьетнам, Мьянма и Камбоджа. Единственное преимущество, которое держит тот же Гурао на плаву — отлаженные и удобные цепи поставок. Тем не менее, подобным моногородам в Китае грозит запустение и экологическая катастрофа, если производители не изменят своего подхода. Вместо того, чтобы модернизировать свои технологии? Чиновники региона настоятельно рекомендуют механизировать производство и привлекать капиталы. Неизвестно, получится ли у них изменить ситуацию.

Аналитики уверены, что если всё оставить так, как есть, то трудовые мигранты вновь вернутся в свои дома центральных провинций, где будут заниматься сельским хозяйством. В таком случае на карте Китая может появится немалое количество городов-призраков. Советское наследие В России и странах СНГ, как и в Китае, эффективного решения проблемы моногородов до сих пор не нашли. С распадом СССР и упадком промышленного производства множество городов в бывших республиках пришли в запустение. Так, например,Узбекистан в 1991 году пережил волну массового закрытия предприятий. В результате этого кризиса страна столкнулась с огромными потоками внутренней и внешней миграции, которая привела ряд городов в запустение. В оставшихся моногородах наблюдается нехватка рабочих мест и фактическое отсутствие инфраструктуры.

Согласно прошлогоднему отчёту узбекского парламента, «необходимо определить путь развития для каждого отдельного города». Власти предполагают создать на их месте промышленные, туристические или сельскохозяйственные центры. Для этого планируется привлечь инвесторов, которые будут участвовать в развитии городов. Кроме того, рассматривается возможность перевести в малые города административные здания и университеты. Однако эксперты сомневаются в реальности этого плана. Бывший аналитик министерства экономики страны Шохруххон Назаров утверждает : Мне кажется, что этот план не жизнеспособен без серьёзных реформ в экономике Узбекистана. Депутаты ждут, что произойдёт чудо и «ангелы-инвесторы» начнут вкладывать свои деньги.

Узбекский бизнес-реалии слишком жесткие: любое долгосрочное планирование невозможно. Таким образом, предприниматели не хотят вкладывать средства в инфраструктурные проекты, которые окупятся только через десятилетия. Шохруххон Назаров С той же проблемой сталкиваются белорусские моногорода. Так, Минфин Белоруссии недавно опубликовал данные о том, что Белорусский цементный завод потерял 16,5 млн долларов в 2015 году. Эти цифры — проблема для страны, но ещё большую опасность они представляют для моногорода Костюковичи, который существует за счёт этого завода. Схожие процессы происходят практически во всех моногородах Белоруссии. Например, "Кричевцементшифер" понёс ещё большие убытки в прошлом году.

Проблемы наблюдаются на градообразующих предприятиях Красносельского, Березовки и Оболя. Убыточные предприятия при худших раскладах закрываются, а это ведёт к деградации городов, забота о которых ложится на плечи властей. Единственным положительным примером среди белорусских моногородов является Солигорск, на территории которого функционирует самое прибыльное предприятие страны "Беларуськалий". Компания сохраняет свою прибыльность, благодаря чему город остаётся функциональным.

Моногорода приговорили к медленной смерти — кому это выгодно?

Главный редактор Бабаян Роман Георгиевич. Email: [email protected]. Информация, размещенная на портале, а именно: текстовые материалы, элементы дизайна, логотипы, товарные знаки, фотографии, видео и аудио охраняются законодательством Российской Федерации и международными нормами права и не могут быть использованы без разрешения правообладателей. Согласно ст.

Кроме этого в Счетной палате обратили внимание, что Фонд развития моногородов, который занимается реализаций программы, по сути завысил объем привлеченных инвестиций. По состоянию на 1 января 2018 года он якобы составил порядка 1539,3 млрд рублей, что более чем в 30 раз превышает плановое значение на 2017 год 50 млрд рублей. После проверки выяснилось, что в эту сумму включались инвестиции, которые были осуществлены до принятия программы так называемым нарастающим итогом. По данным аудиторов, огромные суммы средств даже не были использованы. Так за 2014-2017 годы Минэкономразвития России предоставил Фонду субсидии на сумму 21,2 млрд рублей, из них 3,3 мллрд было возвращено «за отсутствием потребности», а 5,9 млрд были не использованы и числились на счетах. В то же время в докладе отмечается, что и сам список моногородов уже неактуален.

По оценке Минэкономразвития РФ, 107 городов из 319 уже не соответствуют критериям.

Но именно сейчас и именно в этих населённых пунктах могут зародиться первые искры беспорядков, с перспективой на всероссийский пожар. И это, увы, не досужие домыслы. Доклад «Риски 2022: градообразующие организации и моногорода», подготовленный «Центром стратегических разработок», описывает крайне негативную картину. А именно рост безработицы и резкое снижение доходов населения. Причём, по прогнозам экспертов, в ближайшее время ситуация сильно ухудшится. Или в Соколе Вологодская область , где предприятия по производству пеллет и топливных брикетов «Сегежа Групп» входит в АФК «Система» работали исключительно на экспорт. Под угрозой «алюминиевые», «медные» и иные города, там олигархи в любой момент могут выкинуть на улицы сотни тысяч, а в совокупности, в целом по РФ, и миллионы работников. Среди них крупные металлургические центры страны и моногорода — крупные производители лесопромышленного и деревообрабатывающего комплекса. Читайте также Моя твоя не понимать: Разведчики ВСУ расшибли головы о языковой барьер Коллективный Запад долгое время считал, что многонациональный состав — это слабое место России.

То есть структуры типа ФРМ нужны. И моногорода придётся спасать. Причём каких-либо особых проблем тут нет. Стратегические отрасли промышленности должны быть национализированы, в последнее время на эту тему говорят всё чаще. Власти пока молчат, но времени на принятие единственного верного решения у них остаётся всё меньше. Продукция переориентируется на внутренний рынок, где в настоящее время наблюдаются совершенно ненормальные цены. На всё — на металл, на доски, на ГСМ, удобрения, и т. Плюс развитие иных производств, декларированные разгоняемым Фондом цели тоже вполне актуальны. Хотя еще более актуальны «сопутствующие производства». Например, там, где много стали — продукция из неё, где занимаются лесом — деревообработка, и по тому же принципу в иных местах.

Предприятия будут функционировать, народ зарабатывать, потребители получать нужную им продукцию.

Моногорода с этим не согласны, и каждый моногород хочет себя видеть во всех нацпроектах", - подчеркнула Макиева. В нацпроекте "Жилье и городская среда" участвуют 264 моногорода, в нацпроекте "Демография" - 179, "Здравоохранение" - 144, "Культура" - 74, "Экология" - 54 города. В свою очередь губернатор Кузбасса Сергей Цивилев отметил, что для успешной работы по развитию монозависимых муниципалитетов необходимо связывать программы их развития с выполнением нацпроектов. Для нас развитие моногородов является приоритетным направлением.

Вся работа моногородов должна быть напрямую увязана с эффективной реализацией национальных и региональных проектов.

Не пропасть поодиночке. Какое будущее уготовано моногородам?

Кризис советского индустриального наследия, часть которого модернизировать можно, но дорого. Больше всего кризисных моногородов в Поволжье (21). В 2019 году в фонд "" должно быть перечислено 2,8 млрд рублей из федерального бюджета, с 2020 по 2024-й запланировано по 4,7 млрд рублей. Моногорода: поддержка государства. Чтобы вывести моногорода из аутсайдеров в лидеры экономического развития, Правительство РФ прилагает большие усилия. В результате главе правительства пришлось самостоятельно решать проблемы перехода моногорода из плановой экономики в капиталистическую. В результате главе правительства пришлось самостоятельно решать проблемы перехода моногорода из плановой экономики в капиталистическую.

Минэкономразвития назвало самые кризисные моногорода России

Специфика моногорода вытекает уже из названия: город с моно-укладом, фактически полностью зависящий от деятельности одного – градообразующего – предприятия. госпрограммы развития моногородов на 2019–2024 годы, затраты на ее реализацию за шесть лет составят 57,3 млрд руб. По данным Росстата, в моногородах проживает 13,5 млн человек, причем каждый третий из них – житель «кризисного» моногорода.

Фонд развития моногородов. Моногорода России получат порядка 300 млрд рублей до 2024 года

Однако на проблемность города указывают также сниженный рост экономики, данные розничной торговли, размер жилого фонда и другие факторы. На данный момент российское правительство занимается разработкой программы для развития моногородов, которая будет осуществляться с 2019 по 2024 годы. С ее помощью планируется снять зависимость экономики поселений от градообразующих предприятий.

Оставшаяся часть трудоспособного, но «экономически неактивного» населения - то есть «совсем нигде не работающих» - это женщины-домохозяйки и мужчины, в разной степени социальной деградации. Монопрофильность городов Ивановского региона связана с исторической специализацией территории. Экономика области в течение двух веков складывалась как моноиндустриальная, ориентированная преимущественно на производство хлопчатобумажных тканей. Большинство райцентров и малых городов исторически возникли в 17-18 вв. В период кризиса 90-х г. Так как профильная переориентация высвобождающихся работников практически невозможна другие отрасли производства неразвиты , безработица приняла системный характер. С 2000-го года отмечается рост объемов в сфере услуг и торговли вследствие развития индивидуального предпринимательства и полулегальной «самозанятости».

Но это направление деятельности к 2007 году уже исчерпало свой потенциал роста больше уже некого обслуживать , а спад в промышленности продолжается. В малых моногородах качество жизни населения полностью зависит от экономики градообразующих предприятий. Среднедушевые доходы в 2-3 раза меньше, чем в среднем по стране. Специфика моногородов такова, что преобладают патерналистские настроения. Жители в течение нескольких поколений привыкли к стабильной работе на крупном предприятии, у них притупилось чувство внутренней динамики, сильны иждивенческие настроения. Именно в моногородах на этой почве возникают социальные протестные акции населения и не только в Пикалево Очевидно, для преодоления негативной тенденции нужно стимулировать промышленное производство, создание рабочих мест.

Третья промышленная революция изменила ситуацию. В современных условиях требуется более диверсифицированная продукция, с налаженными сетевыми связями между крупными и средними и мелкими предприятиями, расположенными на соответствующей территории. Характеризуя зарубежный опыт решения проблем моногородов, выделим три момента. В зарубежной практике, проблемы моногородов являются не результатом кризисных процессов в экономике, ее институциональной трансформации, и, возможно, ошибок в ее осуществлении, а следствием объективных изменений в ее отраслевой структуре. Не случайно, почти все кризисные моногорода за рубежом - это бывшие «угольные» Mining towns и «металлургические» Metal towns города; поселения, где прежние добывающие предприятия закрылись из-за исчерпания природных ресурсов Resource towns ; поселения близь утративших значение железнодорожных узлов Railway towns и пр. Именно этот момент, резко ограничивает возможности использования зарубежного опыта возрождения моногородов в России. Однако существуют еще два момента, которые, на наш взгляд, и делают зарубежный опыт интересным и полезным для России. В большинстве стран речь идет об адресной помощи, которая оказывается на региональном и общегосударственном уровнях. И только по факту возникновения признающейся кризисной и требующей вмешательства ситуации. Третий момент, на наш взгляд, наиболее важный для России, -в том, что процесс принятия программ поддержки моногородов отличается открытостью и гласностью. Принятие любой программы предваряется ее обнародованием и обсуждением с привлечением всех заинтересованных субъектов - населения города, общественных и политических организаций, представителей бизнеса. При этом рассматриваются различные, иногда альтернативные, варианты привлечения ресурсов для экономического оздоровления территории. Так, в одних случаях, речь идет о государственных средствах, в других, -о средствах частного бизнеса, в т. Для контроля за реализацией принимаемых программ формируются различного рода наблюдательные советы [3; 4]. Российские моногорода в Стратегии пространственного развития На сегодняшний день моногорода в Российской Федерации расположены на территории 61 российского региона. Больше всего моногородов в Кемеровской 24 , Свердловской 17 и Челябинской 16 областях. При этом по количеству кризисных моногородов лидируют Кемеровская 9 и Челябинская 7 области; Республика Карелия и Пермская область по 6 2. Большинство проблем, которые стоят перед моногородами, обусловлено, главным образом, высокой степенью зависимости их экономики от градообразующего предприятия, которое стало наследием, 2 Из решения Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. Зависимость эта проявляется как в уровне занятости и доходов местного бюджета, так и в необходимости поддержания инфраструктуры. Кроме того, в большинстве моногородов наблюдаются трудности, а иногда полная неспособность градообразующих предприятий адаптироваться к условиям рынка. Непродуманность политики включения моногородов в процесс рыночных трансформаций, так же как и противоречивость процесса реформирования местного самоуправления, привела к тому, что у администрации моногородов, переживших развал градообразующего предприятия, не оказалось ни полномочий, ни экономических ресурсов, чтобы за счет доходов местных бюджетов исправить ситуацию. В значительном количестве случаев промышленные площадки остановленных в моногородах производств многие годы были недоступны для альтернативного хозяйственного использования. На сегодняшний день в 20 регионах более половины городов относится к монопрофильным [5, с. Есть регионы, где проблема моногородов вообще имеет критический характер. Примером может служить Кемеровская область, где все города, кроме Кемерово, - монопрофильные. Как уже было отмечено, за годы рыночных трансформаций, наблюдалось несколько попыток решить проблему моногородов. Характеризуя современную государственную политику в этой сфере, можно выделить следующие ее особенности. Переход от единой политики в отношении моногородов к политике, основанной на их типизации с учетом остроты требующих решения проблем. Полагаем, что данный подход требует еще своего совершенствования. Так, многие эксперты высказывают точку зрения, что принятая типизация весьма условна и «годится только для того, чтобы обозначить ареал самых срочных действий в отношении этих городов. Такая упрощенная типизация недостаточна для того, чтобы осуществить подбор наиболее действенных форм государственной поддержки сообразно каждой конкретной ситуации в том или ином моногороде» [1, с. Тем не менее, такой подход, несомненно, особенно значим для первой группы моногородов, которые требуют наиболее экстренных мер поддержки. Формирование институциональной основы политики поддержки моногородов. Здесь, в первую очередь, следует отметить создание Фонда развития моногородов, а также принятие приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов»3, срок реализации которой - с ноября 2016 г. Протокол от 30 ноября 2016 г. Задачей Фонда развития моногородов становится финансирование концессионных проектов, выдача займов лизинговым компаниям, а также софинансирование строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры в соответствующих моногородах4. В результате внесенных изменений Фонд развития моногородов получил право выдавать займы лизинговым компаниям от 5 до 250 млн руб. Такая мера должна позволить обновить транспортную систему и инфраструктуру ЖКХ в моногородах. Также утвержденными изменениями введена возможность выдачи Фондом займов на концессионные, ГЧП и МЧП-проекты - от 25 млн до 1 млрд руб. Кроме того, Фонд будет поддерживать инвестпроекты индивидуальных предпринимателей. Важным нововведением стало и софинанси-рование Фондом строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры. В моногородах с численностью до 50 тыс. При этом предполагается финансирование создания не только крупных предприятий и инфраструктуры, но и формирование современной городской среды. Создание нормативно-правовой базы для использования механизмов концессии, лизинга, финансирования социальной инфраструктуры, несомненно, позволит усилить институциональные основы возрождения моногородов России. Особые меры предусмотрены для моногородов, в которых введен режим ЧС федерального характера. В частности, Фонд сможет выдавать займы на оборотный капитал. Также здесь снято ограничение по финансированию Фондом проектов, связанных с оптово-розничной торговлей [7]. Новым элементом государственной политики в отношении моногородов стало решение о возможности создания в этих городах территорий опережающего социально-экономического развития ТОСЭР [2]. Для стимулирования инвестиционной активности на территории моногородов, резидентам ТОСЭР предоставляются налоговые льготы, льготные тарифы страховых взносов в негосударственные внебюджетные фонды, облегченный порядок проведения государственного и муниципального контроля. При этом указанные льготы предоставляются новым инвесторам, которые не связаны с градообразующими предприятиями. На середину июля 2018 г. На 15. Предполагается, что реализация инвестиционных проектов к 2026 г. Эффективность введения института ТОСЭР долгое время сдерживалась ограничениями, установленными в видах экономической деятельности. Однако сегодня ситуация изменилась. С начала 2020 г. Постановлением Правительства РФ для 25-ти моногородов, имеющих статус территории опережающего развития ТОР , расширен перечень видов экономической деятельности. Это, несомненно, станет важной предпосылкой для расширения привлекательности ТОСЭР для новых резидентов. В условиях пандемии Фонд развития моногородов обратился в Минэкономразвития с рядом предложений, в т. Подобная мера, полагаем, должна способствовать выведению моногородов из кризисного состояния. Кроме того, в начале 2020 г. Однако если руководство ТОСЭР в течение 2 лет не будет должным образом вести работу по привлечению резидентов и созданию необходимой инфраструктуры, то предусмотрена возможность отзыва полученного статуса до истечения срока его действия. Все это позволит привлечь новые предприятия и повысить эффективность соответствующих территорий [9]. Осознание необходимости рассмотрения государственной политики в отношении моногородов в качестве составной части общей системы стратегического планирования.

Снижение цен на рыбу привело к массовым увольнениям. В этом случае правительство изменило политику. В шахтёрских моногородах использовался принципиально иной подход. Здесь все средства были потрачены на улучшение технологической составляющей. Позже канадцы стали использовать ещё один подход, который получил название «управляемого сжатия». Его суть заключается в том, что жилая территория города сокращается за счёт переезда жителей в другие регионы. Для этого канадские власти выкупали дома у населения , часть из которых реконструировали и продавали по низким ценам всем желающим, например, тем, кто не хотел уезжать из региона. При этом в городе улучшалась инфраструктура. Таким образом, властям удалось избежать феномена покинутых «городов-призраков». Этот подход наиболее удачно подходит именно для малых городов, у которых сохраняется более или менее стабильное производство, но нет потенциала диверсификации, как в случае с немецким городом Рур. Столица мёртвых моторов С проблемой моногородов столкнулись и США. Пожалуй, самый известный случай упадка моногородов — это Детройт и другие города «ржавого пояса» Кливленд, Питтсбург, Ньюкасл, Филадельфия. В своё время они были фактически «локомотивом» американской промышленности, однако с 80-х годов они пришли в упадок. В поиске лучших условий крупнейшие автомобильные производства стали переносить свои производства в другие страны, что привело эти города в запустение. Так, в 2008 году Детройт оказался самым неблагополучным городом США по уровню преступности, безграмотности населения, безработицы и экологии. За 50 лет население города сократилось более чем в 2 раза. Фото: shutterstock. Она предполагает снос беднейших городов и возвращение территории природе. Программа уже коснулась города Флинта, который находится недалеко от Детройта, где отдельные малозаселённые районы сравняли с землёй и создали на их территории парк. Другой вариант сокращения убытков сводится к сокращению числа муниципалитетов, что позволяет увеличить налоговые доходы и сократить траты на полицию, пожарную охрану и электроснабжение. Некоторые штаты используют противоположный подход , создавая на территории бывших моногородов зоны предпринимательства, где компании получают налоговые льготы и субсидии. Также рост ряда территорий поддерживается за счёт создания туристических центров, где строят торговые и развлекательные центры, парки развлечений или казино. При этом, китайские моногорода не обязательно построены вокруг одного производства — это может быть целый комплекс фабрик одной отрасли. Известным примером является моногород Гурао, который благодаря своей специализации называют «городом нижнего белья». Вдоль восточного побережья страны расположено около 500 подобных городов, фабрики которых заточены на производство того или иного продукта на экспорт. В эти города постоянно приезжают трудовые мигранты из центральных провинций, что подпитывает экспорт. Однако в последнее время у моногородов начались проблемы. Основная проблема заключается в том, что расходы на сырьё растут, но клиенты не желают платить больше. В прошлом году, к примеру, из того же Гурао сбежало несколько производителей, которые оставили немалые долги и не выплатили зарплаты рабочим. Помимо экономических проблем город страдает от экологических последствий сконцентрированного в одном месте производства. В 2010 году организация Greenpeace обнаружила, что воды района загрязнены красителями ткани, что делает их непригодными для питья. Однако, как пишет The Economist , производители больше обеспокоены иностранной конкуренцией, чем предупреждениями «иностранных эко-воинов». В отрасли производства нижнего белья сейчас происходит настоящая битва среди таких азиатских стран, как Таиланд, Вьетнам, Мьянма и Камбоджа.

Число моногородов в России намерены сократить вдвое

Теоретически все моногорода, которые попали в список кризисных, имеют право получить эти средства из фонда. Статья освещает программу развития моногородов 2020-2024 в России, критерии отбора моногородов, меры поддержки, достигнутые результаты и будущие перспективы развития. В Свердловской области к кризисным моногородам отнесены пять поселений. «С 2024 года моногорода смогут рассчитывать на финансовую поддержку по линии госкорпорации [льготные займы на инвестпроекты и софинансирование создания. Моногорода России получат порядка 300 млрд рублей до 2024 года. В 41 моногороде, получившем государственную поддержку в 2010 – 2011 годах на создание необходимых объектов инфраструктуры, техническая готовность таких объектов составила.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий