Значение его в системе управления выражено в манифесте 1 января

Значение его в системе управления выражено в манифесте 1 января определением, что в нем «все части управления в их главном отношении к законодательству сообразуются и чрез него восходят к верховной власти». МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ 1905 («Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка»), акт конституционного значения, положивший начало [наряду с Манифестом Николая II от 6(19).8.1905 о созыве законосовещательной Гос. думы]. Манифест об учреждении министерств стал первым актом министерской реформы, который принял император Александр I. По нему было учреждено восемь министерств, в том числе ранее не существовавшие министерства внутренних дел и народного просвещения.

Манифест егэ история

Манифест изменил систему государственного управления — появились Советы рабочих депутатов. Первый в России государственно-правовой акт утратил своё значение в связи с изданием 31 января (12 февраля) 1833 г. Николаем I манифеста о введении в действие с 1 (13) января 1835 г. «Свода законов Российской империи». Значение манифеста об усовершенствовании государственного порядка заключается в том, что он был первым шагом к созданию более прогрессивной и справедливой системы управления. 2) Второе отделение образовалось из бывшей комиссии составления законов, занималось кодификацией законов и состояло под управлением М.М. Сперанского, которого Николай вернул из ссылки до смерти его в 1839 г. Значение манифеста. Манифест 17 октября 1905 года сыграл важную роль в политическом развитии России. Он дал народу надежду и уверенность в своих возможностях, стал первым шагом на пути к политическим и общественным преобразованиям.

Вступление

  • История возникновения
  • Подготовка к реформе
  • Правление Александра I Реформы ММ Сперанского 2
  • Последствия
  • Правление Александра I. Реформы М.М. Сперанского
  • «Манифест 17 октября года оказался сюрпризом для всей страны» / [HOST]

Манифест 17 октября 1905 — ключевые положения и их значение в истории России

Он удостоился несметного количества карикатур и словесных издевок они исчисляются тысячами! С уверенностью можно утверждать, что ни один политический деятель в России не может конкурировать с Витте в этом отношении. В немалой степени столь острый интерес широкой публики к государственному деятелю был связан с его исключительной ролью в текущих событиях. Имя Сергея Витте неразрывно связано с Манифестом 17 октября — современники считали его «отцом» первой русской конституции. Для того, чтобы подчеркнуть исключительную роль Витте в появлении документа, карикатуристы использовали различные метафоры. Премьер-министр представал на страницах изданий в образе повара «стряпухи» и даже матери-кормилицы. Hamlet [Ридигер И. Волшебный фонарь. Автор Манифеста представлен в виде «стряпухи», которая готовит русские законы по заморским рецептам. На ящике с надписью «русские свободы» сидит жандарм с шашкой в руках. Повар-Витте в процессе стряпни выбирает консервативные и пресные «прусские свободы».

В карикатуре визуализируется образ «куцей конституции», данной по прусскому образцу, т. Новость об издании Высочайшего Манифеста была внезапной и упала на неподготовленную почву: многие чиновники на местах узнали о таком важном событии наутро из официального «Правительственного вестника». Возбужденные толпы народа, стихийные манифестации, газетные заголовки, трубившие о свободе, — в одних Манифест пробудил радужные надежды на скорые перемены к лучшему, в других — тягостные чувства и смутные опасения. Рука графа Витте строит Манифест 17 октября — российскую Конституцию. Хрестоматийный образ карточного домика подчеркивает хрупкость конструкции. Обстоятельства создания Манифеста хорошо известны. Текст его был написан членом Государственного совета князем А. Оболенским и временно управляющим делами Комитета министров Н. Непосредственным участником событий был С. Витте: его всеподданнейший доклад императору лег в основу документа.

Перед правительством, по мнению Витте, стоял выбор между диктатурой и конституцией. При этом сановник отказался от роли возможного диктатора. Среди окружения императора были и те, кто предлагал подавить беспорядки силой и даже ввести военное положение к примеру, граф А. Игнатьев , однако многие, в том числе командующий Петербургским военным округом великий князь Николай Николаевич, дядя императора, имевший на него большое влияние, выступили за конституцию. В письме от 19 октября Николай II делился с матерью: «Почти все, к кому я ни обращался с вопросом, отвечали мне так же, как Витте, и находили, что другого выхода, кроме этого, нет. Он прямо объявил, что если я хочу его назначить председателем Совета Министров, то надо согласиться с его программой и не мешать ему действовать». Далее император прямо заявлял, что подписанный им документ — «это, в сущности, и есть конституция». Граф Витте и Николай II при составлении манифеста. Граф Витте силой заставляет плачущего царя подписать Манифест 17 октября. Одна из самых известных открыток эпохи: такая интерпретация событий осени 1905 года была очень распространенной.

Вопреки ожиданиям Витте, издание Манифеста не принесло стране желаемого успокоения. Продолжались стихийные митинги и забастовки, по империи прокатились жестокие еврейские погромы. Документ едко и жестко критиковали со всех сторон. Оппозиционно настроенная и радикальная пресса считала царский манифест декларацией, считая уступки власти недостаточными. Представители либерально-демократических сил требовали скорого созыва Учредительного собрания и всеобщего избирательного права. Правительство Витте не поддерживало идею всеобщего избирательного права, полагая оптимальным прусский образец решения этого вопроса. Впрочем, в 1905 году такого права не было ни в одной европейской стране, и Россия не стала исключением. Вдобавок они обвиняли премьер-министра в чрезмерно жестоких мерах по усмирению революции. Правительству, действительно, наряду с разработкой и претворением в жизнь обещанных реформ, приходилось бороться с революционными беспорядками и манифестациями. Вскоре, 13 ноября 1905 года, тиражом 9400 экземпляров вышел в свет один из первых революционных сатирических журналов — «Пулемет».

На задней стороне обложки был напечатан Манифест 17 октября без каких-либо правок или сокращений. Поверх документа редактор и издатель Николай Шебуев поместил кровавый отпечаток ладони с подписью «К сему листу свиты его величества генерал-майор Трепов руку приложил». По-видимому, в тот же день это издание увидел сам император Николай II. По свидетельству очевидцев, царь был настолько раздосадован чтением журнала, что скомкал и бросил его на пол. Шебуев был осужден и провел год в Петропавловской крепости, однако «Пулемет» в итоге стал самым известным сатирическим журналом, а его суммарные тиражи достигли невероятных 150 000 экземпляров. Столичный градоначальник генерал-губернатор Д. Трепов за три дня до публикации Манифеста приказал развесить по Петербургу извещения, что все массовые беспорядки будут «подавлять немедленно и самым решительным образом» и что войскам и полиции дано приказание «холостых залпов не давать и патронов не жалеть». Это выражение вскоре стало крылатым и использовалась сатирическими изданиями всех направлений. Пресловутая фраза Трепова носила упреждающий характер: глава Петербургского военного округа Г. Раух характеризовал его слова как «так много прошумевшие и так мало оправданные на деле».

Более того, в конце октября 1905 года Трепов подал прошение об отставке, не желая препятствовать «умиротворению страны». Однако публика продолжала считать его негласным диктатором и палачом революции. Репутация «душителя свобод» неизбежно распространялась и на графа. Министр просвещения И. Толстой, работавший с премьером бок о бок в правительстве, признавал, что граф «не предчувствовал размеров скандалов и революционного озлобления, охвативших страну». Столичный чиновник И. Тхоржевский также признавал, что премьер ошибся в своих ожиданиях: «После 17 октября Витте получил, вместо желаемого оперного апофеоза, травлю и смуту со всех сторон». Поль-Де Пари [Ассатуров П. Витте изображен в виде дородной женщины в кокошнике и национальном костюме, кормящей грудью свое дитя — Конституцию. Рядом с Витте-кормилицей — генерал Д.

Он — «галантный кавалер» — всегда готов помочь Витте. Люди консервативно-охранительных взглядов восприняли ограничение самодержавия как катастрофу и крушение привычного миропорядка.

К утверждению и распространению единообразия и порядка в государственном управлении признали Мы нужным установлению Государственного Совета дать образование, свойственное пространству и величию Нашей Империи… …Совет издавна занимал важное место. В начале своем он был временным и преходящим. Но при вступлении нашем на престол, наименовав его Государственным, мы тогда же предназначили дать ему в свое время образование, свойственное публичным установлениям. Ныне, с помощью Вышнего, положили мы совершить сие образование на следующих главных началах: I.

В порядке государственных установлений Совет составляет сословие, в коем все части управления в главных их отношениях к Законодательству соображаются и через него восходят к Верховной Императорской Власти. По сему все Законы, Уставы и Учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном Совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению. Никакой Закон, Устав или Учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения Державной Власти. Совет составляется из особ, доверенностью Нашею в сословие сие призываемых. Члены Совета могут иметь звания в порядке судном и исполнительном. Министры суть члены Совета по их званию.

Османскую Империю подробно рассматривать не будем, а касательно России нужно отметить, что отсутствие Конституции и основные гражданских свобод стало главным мотивом революции 1905-1907 годов. После подавления революции власти только сделали видимость наличии свобод и создания Конституции. На самом деле изменений не было. В результате возникла революция 1917 года, которая смела Российскую империю и династию Романовых. Николай 2 цеплялся за самодержавие, отказывался принимать реалии современного мира такими какими они были, и в результате потерял страну. Выборы в первую Государственную Думу Произошло ли ограничение власти монарха? Одно из заблуждения о Манифесте 17 октября 1905 года заключается в том, что этот документ ограничил власть императора, и в результате в России произошло ограничение самодержавия.

Сама постановка такого вопроса является абсурдной, поскольку еще задолго до 1905 года власть Императора в России была ограничена и не была всеобъемлющей. Единственное время, когда можно говорить о неограниченности монархии это эпоха от Петра 1 до эпохи Павла 1. Чтобы это понять нужно знать, что неограниченная монархия это система управления, когда император грубо говоря может делать всё что захочет. Именно такая система была, например, при Петре 2. Однако, напомним, что Павел 1 издал манифест, согласно которому царь обязан передавать свою власть старшему наследнику по мужской линии. Этот манифест и был ограничением самодержавия. Если при Петре 1 Император мог делать всё что угодно, в том числе и отдать власть бывшей куртизанке, то после манифеста Павла 1 император был обязан передать власть конкретному человеку.

В октябре забастовки достигли своего пика, в стране бастовало более 2 млн человек, регулярно проводились погромы и кровавые столкновения. Реакция правительства и процесс создания Манифеста 17 октября Правительство пыталось справиться с бунтами, выпуская различные указы. В феврале 1905 г. Правительство давало гражданам свободу в выражении своей воли, но на самом деле эта свобода была фиктивной, так как право принимать решение все равно оставалось за императором, а власть монархии в России не могла быть уменьшена законным способом. Демонстрации продолжались. В мае 1905 г. Правительство не поддержало проект и пыталось изменить его содержание в пользу самодержавия.

В октябре бунты достигли своего пика, и Николай 2-й вынужден был пойти на примирение с народом. Итогом этого решения и стал Манифест 1905 г. В ходе реформ Александра II 1860-х гг. С одной стороны, это было смягчение старого Устава, соответствовавшее либеральному духу александровской эпохи — от предварительной цензуры освобождалась столичная научная литература и периодика, а судебные разбирательства по делам цензуры переходили в ведомство Министерства юстиции — наиболее либерального органа власти вследствие реформ. Однако при этом цензурное управление полностью оказалось во власти бюрократического аппарата. Ушла эпоха хорошо образованных цензоров, часто — писателей и поэтов, которые стремились не столько ограничить печать, сколько минимизировать нападки правительства на литературу и выступали в роли редакторов в их числе были, например, известные русские писатели Федор Иванович Тютчев, Иван Александрович Гончаров. Постепенно снизился и приоритет суда, закрепленный во «Временных правилах»: вереница дополнительных указов в 60-70-е годы наделила цензурный аппарат рядом возможностей административных взысканий право министра внутренних дел на запрет розничной продажи от 1868 г.

Все эти меры сформировали крайне запутанный механизм цензурного управления к началу XX века. Неповоротливость бюрократической машины была обусловлена не только сумбурностью законов, но и включением в ход цензурного регулирования множества различных инстанций Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Министерства народного просвещения и даже Священного Синода , которые должны были согласовать друг с другом свои действия — что, конечно, в разы увеличивало срок рассмотрения дел. При этом штат цензоров и их финансирование не росли, в отличие от объёма печати. Тем временем техническая сторона издательского дела переживала новый подъём: изобретение американским инженером Отмаром Мергенталером в 1884 году нового полиграфического оборудования — линотипа — в четыре раза увеличило скорость печати и сделало её значительно выгоднее, поэтому, наряду с литераторами, в борьбу с цензурными ограничениями активно включились предприниматели. Булыгинская дума Первым проектом, целью которого было остановка революционных движений в стране, был проект министра внутренних дел Александра Булыгина, разработанный в августе 1905 года о созыве Государственной думы. Новый государственный орган должен был ликвидировать революционные выступления народа, основными положениями были: от выборов отстранялись рабочие, бедное крестьянство, женщины, военнослужащие, студенты, для крестьян предусматривались 4—х ступенчатые, для дворян 2-х ступенчатые выборы, Дума имела лишь совещательный характер при царском правительстве. Проект Думы вызвал возмущение в обществе и созвана она так и не была.

Итоги Манифеста 17 октября 1905 года Несмотря на то, что принятие Манифеста остановило революцию и стало важным шагом в перестройке российского общества, шаг этот был лишь промежуточный, так как он не удовлетворял требований общества полностью. Манифест давал избирательное право практически всем гражданам, провозглашал ряд демократических свобод и ознаменовал собой переход России на новый уровень государственного управления. Единоличная власть монархии значительно ослабла, появился более современный законодательный орган, который должен был учитывать интересы народа. К сожалению, нежелание императора отпускать власть привело к тому, что он оставил за собой единоличное право распустить Думу в любой момент, что, фактически, сводило на нет все принятые изменения. Манифест прослужил несколько лет, однако не смог полностью удовлетворить требования народа.

Манифест егэ история

Читайте также: Презентация 6 класс история московское княжество Вступление Манифесты — это специально составленные документы, используемые для объявления важных решений и указаний, которые император дает своим подданным. В своих манифестах Александр I выражал свои взгляды на различные аспекты политической, социальной и экономической жизни Российской империи. Эти документы отражали главные принципы правления императора и его стремление к поддержанию и развитию страны. Первые манифесты Один из первых манифестов, выданных Александром I, был посвящен внутренней политике и реформам. В этом манифесте император объявил о своем намерении провести ряд изменений в системе управления государством, в целях укрепления его стабильности и процветания. Следующий манифест был посвящен социальной политике. Александр I стремился улучшить условия жизни своих подданных и создать более справедливое общество. Он объявил о проведении различных социальных реформ, направленных на улучшение образования, здравоохранения и социальной защиты граждан. Манифесты о войне и мире Одним из самых значимых моментов в правлении Александра I была его роль во время войн, которые происходили в то время. Император выпускал манифесты, в которых объявлял о начале войны или заключении мира. Он также выражал свою позицию по поводу войны и давал указания генералам и армии.

В своих манифестах об войне и мире Александр I проявлял эмоциональность и восторг за победы русской армии, а также сочувствие и тоску по погибшим. Он писал о мужестве и героизме российских воинов, вдохновляя своих подданных на патриотический дух и важность защиты Российской империи. Манифесты как итог Манифесты императора Александра I являются одним из ярких примеров грамотного использования политического и риторического инструмента. Они позволили Александру I проводить свою политику и влиять на общественное мнение, мобилизуя население и внося изменения в систему государственного управления и социальных отношений России. Манифесты Александра I отличались эмоциональностью и яркостью выражений, что делало их более проникновенными и запоминающимися. Они служили не только средством передачи информации, но и средством воздействия на общественное настроение и формирования коллективной памяти о правлении императора. В итоге, манифесты Александра I оказали значительное влияние на историю России, оставаясь важным источником информации о периоде его правления и оживляя интерес к событиям того времени по сей день.

Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали. В этом и заключался принципиально новый подход Сперанского: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Реформатор предлагал осуществить реформу в несколько этапов, не объявляя сразу о конечных целях преобразований, и завершить ее к 1811 году. Исполнение проекта Сперанского предполагалось начать с 1810 г. Осуществленные части преобразовательного плана Сперанского все относятся к центральному управлению, и осуществление их сообщило последнему более стройный вид. Это был второй, более решительный подход к устройству нового государственного порядка. Звания камергера и камер-юнкера не соединялись с определенными и постоянными должностными обязанностями, однако давали важные преимущества. Указом представлялось всем, носившим это звание, но не состоявшим в какой-нибудь службе, военной или гражданской, в двухмесячный срок поступить на такую службу, заявив, по какому ведомству они желают служить. Через четыре месяца, при окончательном распределении камергеров и камер-юнкеров по разным ведомствам и должностям, было подтверждено: всех остальных, не изъявивших желание поступить на службу, считать в отставке. Само звание обращалось впредь в простое отличие, не соединенное ни с какими служебными правами. Указ 6 августа того же года установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора 8-й класс и статского советника 5-й класс. Эти чины, которыми в значительной степени обусловливалось назначение на должности, приобретались не только заслугой, но и простой выслугой, т. Новый указ запретил производить в эти чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном из русских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена к указу. По этой программе от желавшего получить чин коллежского асессора или статского советника требовалось знание русского языка и одного из иностранных, знание прав естественного, римского и гражданского, государственной экономии и уголовных законов, основательное знакомство с отечественной историей и элементарные сведения в истории всеобщей, в статистике Русского государства, в географии, даже в математике и физике. Оба указа произвели тем больший переполох в придворном обществе и чиновной среде, что были изданы совершенно неожиданно. Они были выработаны и составлены Сперанским тайно от высших правительственных сфер. Указы ясно и твердо выражали требования, каким должны удовлетворять служащие в правительственных учреждениях. Закон требовал исполнителей «опытом и постепенным прохождением службы приуготовленных, минутными побуждениями не развлекаемых», по выражению указа от 3 апреля, — «исполнителей сведущих, обладающих твердым и отечественным образованием», т. Действительно, требовались новые люди, чтобы действовать в духе тех начал, какие старались провести в правительственных учреждениях, открытых с 1810 г. Государственный Совет Указом 1 января 1810 г. Значение его в системе управления выражено в манифесте 1 января определением, что в нем «все части управления в их главном отношении к законодательству сообразуются и чрез него восходят к верховной власти». Это значит, что Государственный совет обсуждает все подробности государственного устройства, насколько они требуют новых законов, и свои соображения представляет на усмотрение верховной власти. Государственный совет не законодательная власть, а только ее орудие, и притом единственное, которое собирает законодательные вопросы по всем частям управления, обсуждает их и свои заключения возносит на усмотрение верховной власти. Таким образом, был установлен твердый порядок законодательства. В этом смысле и определяет значение Совета Сперанский в ответе государю о деятельности учреждения за 1810 г. Такое начертание, сообщенное законодательству, тремя обозначенными в законе чертами характеризует новое учреждение: «…I. В порядке государственных установлений совет представляет сословие, в коем все действия порядка законодательного, судного и исполнительного в главных их отношениях соединяются и чрез него восходят к державной власти и от нее изливаются. Посему все законы, уставы и учреждения в первых их начертаниях предлагаются и рассматриваются в государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению в порядке законодательном, судном и исполнительном. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти. Но тому и другому значению поставлены были известные пределы. В законодательных актах следует различать два элемента: законодательную норму, устанавливающую известные отношения в государстве, и законодательный авторитет, сообщающий этим нормам силу закона. Авторитет принадлежит верховной власти, выработка нормы — дело Совета. Но, не разделяя законодательного авторитета, Совет соприкасается с ним. Таким соприкосновением служат мнения Совета — большинства и меньшинства, в том числе и отдельных членов, представляемые на рассмотрение верховной власти. Высказанные разногласия вместе с заключениями, т. Совет разрешает законодательные вопросы не по указанной программе, а по собственному разуму «пользуется всею свободою мнений», по выражению закона. С другой стороны, его нельзя назвать законодательным учреждением в том смысле как понимается это в современном обществе. Когда декрет, принятый законодательным представительным собранием, отвергается короной, государство остается без закона до нового возбуждения законодательного вопроса. В России верховная власть, признавая решение Совета неудобным, могла предписать ему рассмотреть дело вновь и выработать новое решение, не подсказывая его, а обращая внимание Совета на упущенные им обстоятельства дела. Получалось, что закон есть воля одной верховной власти, но обыкновенно внушаемая Советом, что и выражалось в самой формуле утверждаемых императором мнений Государственного совета: «внявши мнению Совета … быть по сему». Таким образом, была создана предпосылка для наиболее правильной и осмотрительной выработки новых законодательных норм. Точно так же и значение Совета, законодательное и объединительное, и руководство всеми частями управления выражается не в надзоре за подробностями управления и исполнением законов, что есть дело Сената, а в соображении общих условий, обеспечивающих правильное исполнение законов, потому Государственному совету принадлежит разъяснение истинного смысла законов, принятие общих мер к их успешному действию, распределение государственных доходов и расходов и рассмотрение отчетов всех министерств по управлению вверенными им частями. Все эти особенности делают организацию Государственного совета своеобразным явлением в государственном праве. Такому значению Совета соответствует и данное ему устройство. В Совете председательствует сам государь, назначающий и членов Совета, числом которых положено было 35. Совет состоял из общего собрания и четырех департаментов — законодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и государственной экономии. Для ведения делопроизводства Совета при нем была учреждена государственная канцелярия с особым отделением для каждого департамента. Дела каждого отдельного управления статс-секретарь докладывал в своем департаменте, а всей канцелярией руководил государственный секретарь, докладывающий дела в общем собрании и представляющий журнал Совета императору. Государственным секретарем был назначен Сперанский М. М, главный организатор учреждения, что давало право руководить всем Государственным советом. Это детище М. Сперанского просуществовало до 1917 года. Призванный первоначально рассматривать и утверждать планы дальнейших преобразований, Государственный совет фактически сам стал противником реформ, затягивая их обсуждение. Вскоре он переключился на рассмотрение многочисленных финансовых, судебных и административных вопросов. Значение Государственного Совета еще более снизилось, когда в 1816 году право доклада императору по делам Совета было передано А. Учреждение министерств. Министерства, в которые сентябрьским манифестом 1802 г. Сперанский подготовил два важных акта, реформирующих их деятельность. В июле 1810 г. А 25 июля 1811 г. Сперанский находил двойной недостаток в этих министерствах: отсутствие точного определения ответственности министров и неправильное распределение дел между министерствами. Они были преобразованы двумя актами — манифестом 12 июля 1810 г. По новому распорядку упразднялось одно из восьми прежних министерств, министерство коммерции. Дела этого министерства были распределены между министерствами финансов и внутренних дел. Из ведения же министерства внутренних дел вопросы внутренней безопасности были переданы новому министерству, министерству полиции. Кроме того, учреждено было несколько особых ведомств под названием «главных управлений» со значением отдельных министерств: «Главное управление ревизии государственных счетов» или государственный контроль , «Главное управление духовных дел иностранных исповеданий» и еще раньше, в 1809 г. Таким образом, отдельных центральных ведомств, между которыми были распределены дела в порядке исполнительном, т. В «Общих учреждениях» определены были состав и делопроизводство министерств, пределы власти министерств, их ответственность и другие подробности министерского управления. Оба акта, которыми были созданы министерства и особые главные управления, по стройности плана, логической последовательности его развития, по своеобразности и точности изложения до сих пор признаются образцовыми произведениями нашего законодательства, которыми не без основания гордился сам автор. Во главе министерства стояли министры и их товарищи заместители , им подчинялись директора департаментов, тем, в свою очередь, — начальники отделений, начальникам отделений столоначальники. Министры назначались императором. Губернаторы, также назначаемые императором, стали чиновниками Министерства внутренних дел. Но при преобразовании министерств так и не были осуществлены предложения Сперанского об ответственности министров. Порядок, установленный Сперанским, оставался без изменений вплоть до 1917 года, а некоторые из учрежденных в 1811 году министерств действуют и сейчас. Попытка преобразования Сената. Довольно долго обсуждалась в Государственном совете реформа Сената, но она так и не была осуществлена. В основу реформы был положен принцип разделения административных и судебных дел, которые смешивались в прежнем устройстве Сената. Согласно с этим Сенат было предположено преобразовать в два особых учреждения, из которых одно, названное Сенатом правительствующим и сосредоточивавшее в себе правительственные дела, должно было состоять из министров с их товарищами и начальниками особых главных частей управления, это прежний комитет министров. Другое, под названием Сената судебного, распадалось на четыре местных отделения, которые размещены по четырем главным судебным округам империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани. Особенностью этого судебного Сената была двойственность его состава: одни члены его назначались императором, других должно было избирать дворянство. Этот проект вызвал резкие возражения в Государственном совете. Больше всего нападали на право выбора дворянством членов Сената, видя в этом ограничение самодержавной власти. Несмотря на то, что при подаче голосов большая часть членов Совета высказалась за проект, и государь утвердил мнение большинства, реформирование Сената так и не было осуществлено из-за различных препятствий, внешних и внутренних, и сам Сперанский советовал ее отсрочить. Планы Сперанского встретили со стороны многих энергическое противодействие, и выразителем мнений его противников явился Карамзин: в своей «Записке о древней и новой России», врученной государю 18 марта 1811 г. Можно сделать вывод, что из трех отраслей высшего управления — законодательной, исполнительной и судебной — были преобразованы только две первые, третьей реформа так и не коснулась. Реорганизация финансовой политики государства. В 1809 г. Россия стояла на грани государственного банкротства. При предварительном обозрении финансового положения на 1810 г. Профессор Балугьянский написал обширную записку на французском языке, которую Сперанский переделал и дополнил. Она подверглась совместному обсуждению при участии Н. Мордвинова, Кочубея, Кампенгаузена и Балугьянского, а затем в особом комитете, собиравшемся у министра финансов Гурьева. Изготовленный таким образом план финансов был вручен государем председателю государственного совета в самый день его открытия, 1 января 1810 г. Вот его основные положения: «Расходы должны соответствовать доходам. Поэтому никакой новый расход не может быть назначен прежде, нежели будет найден соразмерный ему источник дохода. Расходы должны разделяться: 1 по ведомствам; по степени нужды в них — необходимые, полезные, избыточные, излишние и бесполезные, причем последние не должны допускаться вовсе; по пространству — общие государственные, губернские, окружные и волостные. Никакой сбор не должен существовать без ведома Правительства, потому что Правительство должно знать все, что собирается с народа и обращается в расходы; по предметному назначению — обыкновенные и чрезвычайные расходы. Для чрезвычайных расходов в запасе должны быть не деньги, а способы их получения; по степени постоянства — стабильные и меняющиеся издержки». Капитал для погашения ассигнаций предположено было составить посредством продажи ненаселенных государственных земель и внутреннего займа. Этот финансовый план был одобрен, и образована была комиссия погашения государственных долгов. Законами 2 февраля 1810 года и 11 февраля 1812 года возвышены были все налоги — иные удвоены, другие более чем удвоены. Так, цена пуда соли с 40 копеек поднята была до рубля; подушная подать с 1 руб. Нужно отметить, что в этот план входил и новый, небывалый прежде налог — «подоходный прогрессивный». Эти налогом обложен был доход помещиков с их земель. Но расходы 1810 г. Возвышение налогов и было главной причиной народного ропота против Сперанского, чем успели воспользоваться его враги из высшего общества. На 1812 год опять грозил большой дефицит. Манифестом 11 февраля 1812 г. Ответственным за все эти финансовые затруднения и повышения налогов, вызываемые тяжелыми политическими обстоятельствами того времени, общественное мнение делало Сперанского. Обещания прекратить выпуск ассигнаций правительство сдержать не могло. Новый тариф, 1810 г. Дела финляндские поручены были также Сперанскому, который только при его удивительном трудолюбии и талантливости мог справляться со всеми возложенными на него обязанностями. Главными орудиями в интриге, погубившей Сперанского, были барон Армфельт, пользовавшийся большим расположением императора Александра, и министр полиции Балашов. Армфельт был недоволен отношением Сперанского к Финляндии: по его словам, он «иногда хочет возвысить нас финляндцев , но в других случаях, наоборот, желает дать нам знать о нашей зависимости. С другой стороны, он всегда смотрел на дела Финляндии, как на мелкое, второстепенное дело». Армфелът сделал предложение Сперанскому, составив триумвират вместе с Балашовым, захватить в свои руки правление государством, а когда Сперанский отказался и, по отвращению к доносам, не довел об этом предложении до сведения государя, то решился погубить его. Очевидно, Армфельт желал, удалив Сперанского, стать во главе не одних финляндских дел в России.

Объектом моего исследования является проведение министерской реформы в период 1802-1811 гг. Первая глава моего исследования рассматривает истоки проведения министерской реформы: предпосылки, цели, задачи, аспекты, подготовку и разработку реформы. Вторая глава раскрывает содержание реформы и её итоги, устанавливающие значение и правильность курса проведенного реформирования. И прошлые, и современные министерства составляли и составляют основу управления сложнейшими процессами жизнедеятельности в нашей стране. В условиях государственных преобразований административная реформа приобретает особое значение в реализации функций государства. Целью моей работы является рассмотрение истории государственного управления, одной из важнейших составных частей которой является история министерств в России, представляющая интерес и сейчас — в период нового витка реформ, когда мы все ожидаем и от новых российских министров «верности, деятельности и усердия ко благу общему» [2]. Истоки министерской реформы 1. Этот император вступил на престол 12 марта 1801 г. Его вступление на престол возбудило в русском, преимущественно дворянском, обществе самый шумный восторг; предшествующее царствование для этого общества было строгим великим постом. Новое правительство поспешило прямо заявить направление, в каком оно намерено было действовать. В манифесте 12 марта 1801 г. В указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководиться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок. Этот недостаток он называл «произволом нашего правления» [3]. Для устранения этого недостатка он указывал на необходимость коренных, т. В таком направлении велись преобразовательные опыты первых лет. С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он призвал помогать ему в преобразовательных работах. Они принадлежали к поколению, непосредственно следовавшему за дельцами екатерининского времени. Во второй половине этого царствования они принадлежали к великосветской молодежи, которая вместе с манерами французских салонов усвоила незаметно и политические идеи французской литературы просвещения. То были граф Кочубей, племянник екатерининского дельца Безбородка Новосильцев, граф Строганов, родственник Новосильцева, и поляк князь Адам Чарторыйский. Эти люди составили интимный кружок, неофициальный комитет, который собирался после обеденного кофе в укромной комнате императора, и вместе с ним вырабатывали план преобразований. Благодаря тому что один из членов этой комиссии — граф Строганов вел для себя записи его негласных заседаний на французском языке 24 июня 1801 г. Он сразу затронул самые разнообразные государственные вопросы. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей» [4] — так выражена была эта задача в одной записи. Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением, установленным на основании истинного народного духа» [5]. Начали с центрального управления. Екатерина, как мы видели, оставила незавершенным здание центрального управления. Создав сложный и стройный порядок местной администрации и суда, она не дала правильных центральных учреждений с точно распределенными ведомствами, с ясным обозначением «твердых пределов», что было обещано в июльском манифесте 1762 г. Внук продолжал работу бабки, но выведенная им вершина правительственного здания по духу и строю своему вышла непохожей на корпус, не соответствовала своему фундаменту. Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет 30 марта 1801 г. Он был организован на скорую руку, состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты. Затем преобразованы были петровские коллегии, уже при Екатерине утратившие свой первоначальный характер. Манифестом 8 сентября 1802 г. То были министерство иностранных дел, военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения с комитетом министров для обсуждения дел, требующих общих соображений. Это последнее является впервые в системе наших центральных учреждений. Прежние коллегии подчинены министерствам или вошли в новые министерства, как их департаменты; главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия; каждый министр был ответственен перед Сенатом. Одновременно с реформами административными затронуты были и общественные отношения. Здесь также резко заявлено было направление, в каком предполагалось действовать. Направление это состояло в уравнении всех общественных состояний перед законом. Таковы были первые опыты перестройки центрального управления и общественных отношений, они составляют первую эпоху преобразовательной деятельности Александра I. Эти первые перестроечные опыты недостаточно обдумывались и страдали важными недостатками: недостаточно соглашались одни с другими, велись чрезвычайно торопливо. Так, новые центральные ведомства, министерства явились единоличными учреждениями, а руководимые ими губернские учреждения сохранили прежний коллегиальный строй. Он родился в 1771 г. Отлично кончив здесь курс, он остался преподавателем академии. Преподавал сначала свой любимый предмет — математику, потом красноречие, философию, французский язык. Все эти разнообразные предметы Сперанский преподавал с большим успехом. Жажда знания заставила его перейти на гражданскую службу. Он думал ехать за границу и довершить свое образование в немецких университетах. Так в 1797 г. Карьера эта была в полном смысле слова стремительной: уже через четыре с половиной года Сперанский имел чин действительного статского советника равный генеральскому званию в армии и дававший право на потомственное дворянство [6]. В первые годы царствования Александра I Сперанский еще оставался в тени, хотя уже готовил некоторые документы и проекты для членов Негласного комитета, в том числе и по министерской реформе. Он был переведен в новообразованный Непременный совет, где в звании статс-секретаря ему поручено было управлять экспедицией гражданских и духовных дел. После осуществления реформы он был переведен на службу в Министерство внутренних дел. Когда были образованы министерства, министр внутренних дел граф Кочубей перевёл его в свою канцелярию с оставлением в прежней должности статс-секретаря при Государственном совете. Все важнейшие проекты законов, изданных с 1802 г. В 1803 г. Однако практического значения Записка не имела. С 1806 г. Александр, уже знавший ловкого и расторопного статс-секретаря, был изумлен искусством, с каким был составлен и прочитан доклад. С тех пор они сблизились. И лишь в 1807 г. Но почему именно на Сперанского пал выбор императора и кем он являлся для него? Прежде всего — послушным исполнителем воли монарха, который пожелал превратить двух незнатных, но лично преданных ему людей во всесильных министров, с чьей помощью он надеялся осуществить свои планы. Сперанский был, по существу, усердным и старательным чиновником, независимым в силу своего происхождения от той или иной группировки сановной аристократии. Сперанский должен был разработать и претворить в жизнь план реформ на основе идей и принципов, подсказанных императором. Новую роль Сперанский получил не сразу. Сперва император поручал ему некоторые «частные дела». Уже в 1807 г. Сперанского несколько раз приглашают на обед ко двору, осенью этого года он сопровождает Александра в Витебск, на военный смотр, а год спустя — в Эрфурт, на встречу с Наполеоном. Это был уже знак высокого доверия. В Эрфурте Сперанский, отлично владевший французским языком, сблизился с представителями французской администрации, присмотрелся к ним и многому от них научился.

Суть манифеста В первой части Октябрьского манифеста Николай II выражал обеспокоенность по поводу смуты и волнений, охвативших столицу и разные регионы Российской империи. Участники студенческой демонстрации в Петербурге во время революции 1905 г. Во избежание дальнейшего обострения ситуации он велел местным властям «принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга». Уступки, на которые пошел государь, чтобы положить конец беспорядкам, были перечислены во второй части документа. Суть их заключалась в следующем: предоставить всем людям, живущим в стране, «незыблемые основы гражданской свободы на началах… неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов»; не откладывая запланированных в Государственную думу выборов, допустить к участию в них насколько это возможно в условиях ограниченного времени, оставшегося до ее созыва представителей слоев населения, которые полностью лишены права голоса; предоставить будущему законодательному органу право дальнейшей разработки закона о выборах; признать незыблемым правило, что ни один закон не может вступить в силу без утверждения Государственной думой, и гарантировать избранным в нее представителям народа возможность контролировать законность действий должностных лиц, назначенных императором. Высочайший манифест Николая II, опубликованный 18 октября 1905 г. Николай II оставил за собой право распускать Госдуму и накладывать вето на принятые ею решения, а это означало, что законодательная власть, как и раньше, оставалась в его руках. Но, несмотря на это, перечисленные в манифесте положения носили прогрессивный характер и содержали конституционалистские идеи. Предпосылки принятия документа Русские рабочие в начале 1900-х годов На рубеже XIX—XX веков Россия вышла на первое место в мире по темпам экономического роста. Фабрикантов, стремящихся производить как можно больше товаров и быстро обогащаться, не заботили условия, в которых трудились рабочие. Низкие зарплаты, ненормированный рабочий день, отсутствие законов, защищающих права пролетариата, — все это привело к тому, что на предприятиях начали вспыхивать забастовки. Вместо того чтобы реагировать на них и принимать меры, направленные на улучшение жизни простых людей, правительство шло на поводу у фабрикантов и делало вид, что проблемы не существует. От этого обстановка накалялась еще сильней. В начале 1905 г. В городе было введено военное положение, но правительство по-прежнему не собиралось идти на уступки. Бастующие рабочие Путиловского завода Петербург, январь 1905 г. Когда протестующие подошли к Зимнему дворцу, правительственные войска открыли по ним огонь. Расстрел мирного шествия рабочих, вошедший в историю как Кровавое воскресенье , спровоцировал напряженную политическую обстановку во многих регионах страны. Забастовки охватили всю Россию и нанесли большой удар по экономике. Параллельно с беспорядками в городах начались волнения в деревнях. Крестьяне поджигали имения помещиков, виня их в своем бедственном положении. Не веря больше царю, протестующие требовали отнять у него единоличную власть и передать ее народу. Именно в этот период появился лозунг «Долой самодержавие! Демонстрации и беспорядки на улицах столицы Правительство понимало, что придушить стремительно распространяющееся по стране революционное движение силовыми методами не удастся, поэтому пошло на частичные уступки. Николай II в 1905 году.

История принятия Манифеста об усовершенствовании государственного порядка

  • Другие популярные рефераты:
  • VI (Манифест 31 января г.) — Студопедия.Нет
  • Правление Александра I Реформы ММ Сперанского 2 - реферат - скачать бесплатно
  • Манифест 17 октября года основные положения и его значение - презентация, доклад, проект

1.4. Из манифеста об образовании государственного совета.

Подготовленный им Манифест 17 октября открыл России путь к конституционной монархии и ответственному правительству, подарил империи не только 12 лет жизни, с парламентом, партийной системой и выборами — но и возможность совершенно другого хода истории. Значение Манифеста очень велико. Был создан первый в истории России представительный орган власти, имевший законодательные полномочия, — Государственная дума, ограничившая власть императора. Манифест обязывал заранее рассматривать и утверждать все законопроекты через Государственную думу. Отныне единоличная власть императора ослабла, начал формироваться новый, более совершенный законодательный орган. Итоги и значение октябрьского Манифеста. Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка, подписанный Николаем II 17 октября 1905 г., был уступкой, на которую пошел император, чтобы подавить в стране стремительно нарастающее революционное движение. Как известно, начало министерской системы управления в России было по-ложено изданием 8 сентября 1802 г. Манифеста «Об учреждении министерств» и Указа Сенату «Об образовании первых трех коллегий в образе производства дел на прежнем основании и о лицах. Обсуждение Манифеста проходило на разных платформах: в СМИ, на форумах, в социальных сетях. Многие граждане выразили свою позицию по поводу предложенных в нем реформ и высказали свои предложения и замечания.

Манифесты императора александра 1

Он установил свободу слова, вероисповедания, собраний и ассоциаций, а также предоставил возможность участия в избирательной системе. Октябрьский манифест был первым шагом к созданию конституционного строя в России. Назовите цель создания Государственного Совета, обозначенную в манифесте. 9 января 1762 г. Именным указом в Москву назначается новый Генерал-полицмейстер и подтверждается его подчиненность Петербургскому. Генерал-полицмейстер ставится под управление Сената, «как все коллегии и канцелярии». закон, который создавал в России законодательный орган - Государственную Думу. Она создавалась на основе выборов, а также наделялась законодательным правом. В том же 1802 г. своим указом Александр I четко определил новое место Сената в системе государственного управления России. Манифест также носил название Октябрьского или по дате издания — 17 октября. По времени появления он совпал с пиком революционного движения — Всероссийской октябрьской политической стачкой, участниками которой стали 2 млн человек.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий