Советская власть 20 января 1918 г своей политикой в отношениях государства и церкви провозглашала

Советское правительство 20 января 1918 г. издало декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», которым провозглашалось отделение церкви от государства и школы от церкви. Он был подготовлен рядом законодательных актов Советского правительства. 25 января (7 февраля) 1918 г. В переживаемые Россией дни скорби и смуты народной со всех концов земли Русской приходят вести о неслыханных насилиях, причиняемых Церкви отдельными общественными организациями и лицами, ныне стоящими у власти. 1. Назовите первые декреты, постановления советской власти, укажите их основные задачи. Декрет о мире провозгласил выход России из войны.

Церковь и государство в России 1917-1920-х гг.

Попытки родителей в первые советские годы давать религиозное образование своим детям в храмах и на дому вскоре были пресечены [2] : …антирелигиозная кампания стала всеобъемлющей, родителей обязывали воспитывать детей в коммунистическом духе; в противном случае следовало лишение родительских прав, а детей отправляли в детские дома. Отмена православного образования в Советском государстве в 1917—1929 годах [2] Помимо того, статья 121 Уголовного кодекса РСФСР от 1 июня 1922 года предусматривала наказание принудительными работами на срок до 1 года за «преподавание малолетним и несовершеннолетним религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах». За счёт расширительного толкования статьи 121 можно было, однако, отправлять на принудительные работы всякого неугодного священнослужителя или мирянина. К примеру, если «священник спонтанно беседовал с детьми на религиозную тему», ему вполне можно было инкриминировать нарушение закона [2]. Однако примеры преследования за преподавание религиозных дисциплин наблюдались и ранее. Например, в марте 1921 года за нарушение декрета и содержание незарегистрированного учреждения ЧК арестовала ректора Казанской духовной академии епископа Анатолия Грисюка , профессора академии Н. Виноградова и ещё 18 преподавателей после национализации зданий академии лекции студентам читались частным образом на квартирах , а 5 октября того же года профессора Виноградова вместе с другими преподавателями приговорили к 1 году заключения в лагерь условно [48].

Церковное имущество[ править править код ] Реализация декрета в плане конфискации церковного имущества началась уже в конце января 1918 года. Дижбит реквизировал здание Синода и ночью вывез на автомобиле церковные капиталы более чем на 46 млн рублей по составленному акту [49]. Значительная часть конфискованных средств была в виде банковских расписок, собственно наличных средств изъяли мало 1706,9 руб. Церковь в ответ перестала давать типографии заказы [50]. Служащим ликвидируемых церковных учреждений по крайней мере центральных было выплачено своего рода выходное пособие. Поскольку в Декрете этот вопрос не был никак урегулирован, то власти фактически руководствовались приказом наркома А.

Коллонтай , изданным 20 января 1918 года незадолго до публикации декрета. Этим приказом предписывалось «выдачу средств на содержание церквей, часовен и совершения церковных обрядов прекратить с момента опубликования этого приказа, выдачу же содержания священнослужителям и законоучителям прекратить с 1 марта сего года согласно постановлению Комиссариата труда о выдаче четырёхнедельного заработка при закрытии предприятий» [51]. Увольняемые чиновники Синода и Министерства исповеданий получили жалованье по 2 марта [52].

Но мнение о том, что духовенство представляло собой активную реакционную массу, противостоявшую революционному строительству советской власти в данный период времени, является в большей своей степени неверным.

Политика большевиков по отношению к Русской Православной Церкви вызвала недовольство у большинства крестьян, нередко становясь одной из причин массовых крестьянских восстаний. Так, реализация на селе положений Декрета от 23 января 1918 г. При этом инструкция от 24 30 августа 1918 г. Все церковное имущество, накопленное за десятилетия и столетия, в основном за счет прихожан передавалось на баланс местных Советов.

Это также не добавило популярности советской власти и не позволило ей сразу же осуществить экспроприацию церковных ценностей. В сельских регионах страны большинство населения принадлежало к верующим различных конфессий, в основном исповедовали христианство. В селе негативно отнеслись к гражданской метрикации, к изъятию из храмов метрических книг. За отказ выдать книги сельских священники были арестованы и переданы в суд78.

Верующие отказались заключать договоры с Советским правительством "передача использования" и описи церковного имущества. Такие случаи имели место в Тверской губернии Татарковский приход, Старицкий район , деревни Медведево и Збоево Ржевского уезда фермеры били, казалось, их представителей исполкомов, чтобы объяснить смысл и цель Указа. В обоих случаях большевики обвиняли "священнослужителей в контрреволюционной агитации". В Пошехонском районе Ярославской губернии в связи с беспорядками прямо в церкви было арестовано около 100 человек, трое были расстреляны без суда и следствия, 56 человек пострадали от революционного суда.

Если в городах изъятию церковных богатств текло очень быстро, в деревнях оно незначительно задерживается. По сравнению с церковным имуществом и скарбом в городах, сельские приходы, как правило, отличались своей бедностью. Советские власти получили множество жалоб резолюций сельских сходов, опечатаны с подписями сотен крестьян , не трогать церквей и монастырей, церковное имущество было передано как пожертвование верующим. Крестьянское население рассуждало следующим образом: поскольку Церковный инвентарь, церковные здания, приобретались на пожертвования многих поколений сельских прихожан, и, следовательно, должны перейти к ним: если вы продаете недвижимость, то не в пользу государства.

Национализация церковного имущества вызвала бурные протесты верующих. В Костромской губернии в селе Красная 13 февраля 1918, была сильная крестьянская агитация. Весной 1918 года в пустыне Раифский Соловецкого района толпа крестьян бросили в огонь шесть коммунистов, которые пришли к национализации церковного имущества. В селе Благовещенском Муромский район Владимирской губернии женщины узнали, что местные Церкви большевики хотят взять под совет.

Новость быстро облетела село, женщины бежали, состоялось заседание совместной Собрания, разогнали Бюро, а также по ценным бумагам и протокол был разбит на мелкие кусочки. В октябре 1918 года, с резким сопротивлением Советским Указом застал Орловскую область В обращении Советского правительства от 13 октября 1918 г. Патриарх Тихон писал: "сначала под именем "буржуев" грабили людей состоятельных, потом, под именем "кулаков", стали грабить более зажиточных и трудолюбивых крестьян, умножая таким образом нищих, хотя вы не можете помочь, но понимаю, что с разорением великого множества отдельных граждан уничтожается народное богатство и разоряется сама страна. Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть и заглушили в нем сознание греха, но какими бы именем прикрыть злодеяния - убийство, насилие, грабеж всегда остаются тяжелые и вопиющая об отмщении грехами и преступлениями.

Значительное количество высказываниям по религиозным основаниям, указанным в Тамбовской, Воронежской, Курской губернии, в Верея, Руза округов Московской области, Варнавинского района, Костромской губернии.

Они происходили на фоне активизации советско-германских отношений, пока большевики верили в победу дружественной им Германии. Когда в Германии рухнула империя и произошла революция, Антанта стала осуществлять свои планы в отношении России. И это имеет непосредственное отношение к восстаниям весной-летом 1918 года, так как последние их не поддержали. Что же это за союзники по борьбе с большевизмом! Предсоборное совещание, начавшее свою работу в праздник Святой Пасхи 27 апреля 1919 г. Согласие Агафодора вскоре было получено и 19 мая 1919 г.

Таким образом, в 1919-1920 г. Возрождение традиционных духовных ценностей, основ русской государственности, нравственной свободы, семьи, а самое главное — Вере в Бога — всё это присутствовало на страницах политических программ южнорусского Белого движения. Незадолго до эвакуации из Крыма в октябре 1920 г. Тем самым, иерархия военного духовенства приобрела бы завершенный вид, объединив всех священников епархиального управления армии и флота. Гражданская война… Казалось бы должна остановиться Церковная жизнь, не нужной станет проповедь любви и милосердия к ближнему. Но в это трагическое для нашего Отечества время Русская Православная Церковь не осталась в стороне от происходящего. Более того, в это время гораздо острее, напряженнее стала чувствоваться необходимость пастырского наставления, нравственной помощи русским людям.

Список используемой литературы: 1. Послание Святейшего Патриарха Тихона о вступлении на Патриарший престол, … 18 31. Поспеловский Д. Русская Православная Церковь в XX ке. В начале имперского периода утилитаризм проявлялся достаточно грубо: Петра прежде всего интересовали материальные ресурсы Церкви. Февраль 1917 года принес церковную революцию, которая разворачивалась по нескольким направлениям. С одной стороны, речь шла о конфликте между Временным правительством и Синодом.

Этот как бы политический конфликт наполнялся разнообразными социальными столкновениями. Прежде всего, столкновениями духовенства в разных епархиях с епископатом. И эту миссию должен был взять на себя Священный собор Православной российской церкви 1917—1918 годов. Это было эпохальное событие в истории Церкви и в истории нашего отечества. Нужно было заново выстроить церковный организм в новых условиях, но по церковным правилам. Собор был очень представительным органом. Самым значительным и оставшимся в истории деянием Собора было восстановление русского патриаршества.

Собор занялся вопросом об отношениях с будущим русским государством. Другие решения Собора касались внутренней церковной жизни. В тот момент, когда Собор разрабатывал свои проекты, в России происходит еще один переворот — к власти приходит партия большевиков. И здесь нужно сказать несколько слов о том, что с точки зрения религии представляла собой большевистская партия и ее идеология. Сегодня значительная часть исследователей рассматривает советский коммунизм как один из вариантов политической религии. Это понятие ввел итальянский исследователь Эмилио Джентиле, который занимался историей итальянского фашизма. В этом контексте мы должны понимать, что столкновение большевизма как политической религии с традиционными религиями, будь то православное христианство, ислам, иудаизм, буддизм, было неизбежно.

Согласно Эмилио Джентиле, политическая религия знает два модуса отношений с религиями традиционными: уничтожение конкурентов и их инструментализация, то есть приспособление под свои нужды. Издается декрет, который в последующем публиковался под названием Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Главная его идея — это вытеснение любых религиозных организаций, но прежде всего Православной церкви как наиболее крупной и влиятельной организации, из общественной жизни страны. Религия объявляется частным делом гражданина. Духовенство вместе с дворянскими царскими чиновниками оказывается среди заложников, которые расстреливаются в случае покушений на лидеров нового Советского государства. Однако эти первые столкновения, которые приходятся на весну 1922 года, власть использует для того, чтобы начать масштабную кампанию наступления на православную церковь. Владыка Вениамин был сравнительно молодым епископом, в 1922 году ему было 49 лет.

Когда до Северной столицы докатилась волна изъятия церковных ценностей, владыка Вениамин сделал все, чтобы в его епархии дело не дошло до кровавых столкновений.

Граждане могли обучать и обучаться религии только частным образом. Так был сделан важный шаг к освобождению подрастающего поколения от религиозного влияния. Советская власть не препятствовала свобцдному исполнению религиозных обрядов если это не нарушало общественного порядка и не ущемляло прав граждан Советской республики. В декрете подчеркивалось, что «здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ»1 2. Провозгласив свободу совести, Советское государство сохраняло за собой право на атеистическую пропаганду, на широкое проведение культурно-просветительной работы среди трудящихся, на борьбу с темнотой и невежеством. В этом отношении социалистическая революция сделала громадный шаг вперед по сравнению с законодательством периода буржуазной революции во Франции, которая сохранила за церковью большие права. Октябрьская революция выступила продолжательницей Парижской Коммуны, лишившей церковь государственных прав. Передовая часть рабочих и крестьян горячо одобряла декрет об отделении церкви от государства. Эксплуататорские классы, духовенство, стремившиеся использовать религию и церковь в качестве орудия борьбы с Советской властью, встретили декрет враждебно.

Враги революции в России возлагали большие надежды на религиозность народа, особенно крестьянских масс, на их безропотную преданность «вере, царю и отечеству». В ноябре 1917 г.

Как церковь отлучали от управления государством

1) Изданный Советом Народных Комиссаров декрет об отделении церкви от государства представляет собою, под видом закона о свободе совести, злостное покушение на весь строй жизни православной церкви и акт открытого против нее гонения. 1) Назовите декрет от 1918 г., который устанавливал светский характер государственной власти, провозглашал свободу совести и вероисповедания. 1918— 1931 годы Советская власть открыто провозглашала в качестве своей задачи содействовать «отмиранию религиозных предрассудков».

Об отделении церкви от государства и школы от церкви

Наиболее влиятельные представители РПЦ пытались привлечь внимание большевицкого руководства к ситуации, складывавшейся вокруг служителей культа. С резким обличением тех, кто осуществляет нападки на Церковь, выступил в январе 1918г. Он призвал всех верующих встать на защиту «оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей», противопоставить врагам Церкви «силу властного всенародного вопля». В послании патриарха не содержалось суждений политического характера и не было оценок нового государственного строя с точки зрения политической целесообразности.

Однако слова Тихона «анафемствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и, хотя по рождению своему принадлежите Церкви Православной» многими современниками были поняты как анафема советскому строю. Резкий тон заявления патриарха был обусловлен ошибочным убеждением, что новая власть падет в самом скором времени. Государственный нажим на РПЦ продолжал усиливаться.

Совнарком утвердил декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Проект декрета, который официально назывался «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», готовился специальной комиссией, в составе которой были А. Луначарский, П.

Стучка, П. Красиков, М. Рейснер и М.

Подписанный В. Лениным и рядом наркомов, декрет объявлял народным достоянием все имущество церковных и религиозных обществ и лишал их права на преимущества и субсидии от государства. Церковь теряла право юридического лица.

Все здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдавалось по особым постановлениям местной или центральной власти в бесплатное пользование соответствующих религиозных обществ. Декрет устранял любое вмешательство духовенства в школьную жизнь. Преподавание религиозных вероучений в учебных заведениях запрещалось.

Одновременно декрет, развивая положение Декларации прав народов России, провозгласивших свободу вероисповеданий, объявлял о свободе совести: граждане могли исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Запрещалось издавать какие-либо местные законы, которые устанавливали бы преимущества и привилегии одного вероисповедания перед другим. В декрете, однако, содержалось указание на то, что свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, «поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствам на права граждан и Советской Республики».

Местным властям давалось право «принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности». Таким образом, декрет завершал серию государственных мероприятий по вопросу отделения церкви от государства. Не удивительно, что в среде священнослужителей он был встречен резко отрицательно.

На местах реализация декрета также встретила существенные трудности. Крестьянство выступило против насильственного «обмирщения» своего традиционного уклада жизни, против ломки незыблемых, как ему казалось, священных православными канонами устоев. Во исполнении декрета от 20 января 1918г.

Эксперт Наркомюста М. Галкин, бывший священник и один из авторов проекта декрета, побывав в конце 1918г. Так, например, в Зеленецком монастыре 28 монахов владеют 42 коровами».

Вывод Галкина был категоричным: «Необходимо, не разрушая прекрасно поставленной молочной монастырской фермы, выселить из Зеленецкого монастыря монахов и устороить здесь санаторию или для детей петроградского пролетариата, или же для туберкулезно больных». В развернувшейся гражданской войне РПЦ оставалась на позиции политического нейтралитета. Еще до прихода большевиков Поместный Собор принял решение не участвовать в сиюминутной борьбе за власть, отказавшись послать делегатов в Парламент.

В ноябре 1917г. Тогда же было принято решение об отпевании погибших с обеих сторон и выдвинуто обращение ко всему русскому народу покаяться в грехе братоубийства. Стремился избегать вовлеченности в политические события и патриарх Тихон.

Весной 1918г. Тихон дал понять, что отказывает в благословении войскам белого движения. В своем послании от 8 октября 1919г.

В тот момент это обстоятельство очень беспокоило вождей контрреволюции. Серьезным потрясением для Церкви стало повсеместное вскрытие мощей, с особой силой развернувшееся в 1919г. Специальное постановление поэтому поводу было издано Наркоматом юстиции в феврале 1919г.

Вскрытия производили особые комиссии в присутствии священнослужителей. В ходе операции составлялись протоколы. Если в результате вскрытия обнаруживалось, что мощи не сохранились в целостном виде, это обстоятельство использовалось для атеистической пропаганды и выдавалось за сознательный обман и подделку.

Всего до осени 1920г. Эти акции продолжались и в последующие годы. Попытки верующих и духовенства оказывать сопротивление властям заканчивались, как правило, арестами, судами и высылками.

Общее количество «погибших за Церковь» в годы гражданской войны составило около 12 тыс. Советская власть и православие в первой половине 1920-хгг. Весной-летом 1921г.

На Советскую Россию обрушилась катастрофа — засуха и губительный голод охватил обширные территории Поволжья, Приуралья, Северного Кавказа, Украины и Крыма. Свыше 33 млн. В конце августа 1921г.

Не смотря на это, Церковь продолжала работу по сбору средств для пострадавших. Советская власть со своей стороны дала указания на места о том, чтобы «никаких препятствий церковным сборам не ставить». Собранные деньги могли сдаваться приходами «или непосредственно в местные финотделы, или направляться по желанию приходов в распоряжение высших органов».

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Вл. Реакция Церкви После опубликования 31 декабря 1917 г. Считаю своим нравственным долгом сказать людям, стоящим в настоящее время у власти, предупредить их, чтобы они не приводили в исполнение предполагаемого проекта декрета об отобрании церковного достояния" [1]. Официального ответа не последовало, но В.

Что мы видим? Один из признаков снятого проклятия — умножение народа от на-родиться, на-рости действием Благодати святого Духа.

Современный демограф: «Основы негативных тенденций закладывались после революции 1917 года. Тогда была подложена мина под институт семьи и в целом под российскую рождаемость. Мы первыми в мире узаконили аборты, отменили церковный брак, толкнули людей на внебрачное сожительство. Около 240 млн абортов было сделано в нашей стране с 1920 по 2010 гг. А первоначальная коммунистическая утопия вообще предлагала отменить семью как явление. С этим перегибом справились, но это давало о себе знать 20 лет.

Через десять лет численность населения уменьшится на 7-10 млн, через 20 лет мы потеряем от 25 до 30 млн человек. Естественно, что к 2050 году мы имеем все шансы остаться с населением в 70-80 млн. Фактически, по умолчанию, изменилась главная линия родства, она стала каинитской — по крови матери. Например, при проведении переписи населения в инструкции переписчикам было определено, что при возникновении затруднений в определении национальности национальная принадлежность определялась по национальности матери. Да, и народ, в целом, считает мать «главным родителем». Да и большинство потомков Романовых уже не носят эту фамилию, то есть они рождены по материнской линии.

Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются по особым постановлениям местной или центральной властью в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ». Этот документ по сути имел декларативный характер и ввиду обострения внутриполитической обстановки его реализация была затруднена. За принятием декрета шло лишение духовенства всех форм государственной поддержки и массовый захват церковного имущества помещений, земли, финансов , хотя сами церкви еще не закрывали. Лаврские власти согласились разместить раненых, но отказались покинуть обитель. Тогда 19 января в лавру прибыл отряд матросов и красногвардейцев с распоряжением о конфискации имущества, подписаным комиссаром Коллонтай. Отказавшись отдать лаврское достояние, митрополит Вениамин и наместник лавры епископ Елисаветградский Прокопий были арестованы вместе со всем духовным Собором лавры.

Но набат и призывы спасать церкви привлекли множество народа, и красногвардейцы вынуждены были бежать из лавры. Однако вскоре вернулись и, грозя начать стрельбу, пытались выгнать монахов из обители. Народ не расходился, а престарелый протоиерей Петр Скипетров, настоятель церкви святых страстотерпцев Бориса и Глеба, обратился к насильникам с мольбой остановиться и не осквернять святыни. В ответ раздались выстрелы, и священник был смертельно ранен. Протоиерей Философ Орнатский, настоятель Казанского собора, проповедник, строитель детских приютов для бедных, убит под Петроградом на берегу Финского залива. Это были первые жертвы противостояния Церкви с советским государством.

Патриарх издает послание, в котором анафематствует участников кровавых расправ над невинными людьми — богоборцев, поднявших руки на церковные святыни и на служителей Божиих. На следующий день в газетах был опубликован «Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который не только ознаменовал разрыв многовекового союза Церкви и государства, но и явился юридическим прикрытием для гонения на Церковь. Святой Патриарх Тихон в первом обращении к всероссийской пастве характеризовал переживаемую страной эпоху как «годину гнева Божия». Несмотря на резкие выражения, к которым прибегал Патриарх, в послании нет суждений политического характера, нет оценок нового государственного строя с точки зрения его политической целесообразности; в нем выражены лишь архипастырская озабоченность положением Церкви и осуждение кровавых беспорядков. Патриарх предал анафеме не советский строй, как поняли этот документ многие современники, а также церковные и нецерковные историки, а участников расправ над невинными людьми, никак не определяя при этом их политическую принадлежность. Издание этого документа в известной мере было обусловлено ошибочным убеждением Патриарха, которое разделяла с ним тогда большая часть духовенства, о непрочности нового государственного строя, несбывшейся надеждой на его скорое падение.

Установление большевистской власти запустило процесс распада Российской империи. В Киеве Центральная рада, добивавшаяся при Временном правительстве автономии, теперь торопилась утвердить «самостийную Украинскую народную республику», отделились Северный Кавказ и Закавказье, Средняя Азия, Финляндия, оккупированная Германией Польша, Прибалтика. Это повлекло за собой раскольнические действия и в церковных кругах. Еще в марте 1917 г. Не возражая в принципе против независимости Грузинской Церкви, Святейший Патриарх Тихон выразил сожаление о неканоничности отделения, о непослушании грузинских архиереев Поместному Собору и своему архиерею владыке Платону, которого они самочинно объявили лишенным звания экзарха. Патриарх Тихон обратился к грузинским архипастырям учинившим раскол Кириону, Леониду, Георгию и Пирру с предложением подчиниться требованию церковных правил и явиться на Всероссийский Собор.

Но призыв Патриарха не был услышан, и отношения между Русской и Грузинской Церквами оставались неулаженными до 1943 г. События на Украине осенью 1917 г. Министром исповеданий рада назначила Миколу Бессонова, бывшего епископа Никона, известного скандальной историей с ученицей духовного училища, которую он держал при себе в епархиальном доме. Сразу после февральской революции Никон снял с себя сан и обвенчался с ней. Приехав в Киев, он стал театральным рецензентом, писал об опереттах. На просьбу архиепископа Евлогия сместить такого министра, глава рады Голубович ответил отказом, сославшись на хорошую осведомленность Бессонова в делах церковного управления.

Поощряемые гражданским правительством, церковные сепаратисты организуют Всеукраинскую церковную раду, куда им удается вовлечь архиепископа Алексия Дородницына. До февраля архиепископ Алексий в своих проповедях горячо защищал единство и целостность Российской империи, а теперь стал националистом-украинцем, приверженцем автокефалии. Назначенные радой епархиальные комиссары требовали, чтобы в храмах вместо Патриарха Тихона поминалась церковная рада во главе с архиепископом Алексием. Встревоженный опасным развитием событий, Патриарх Тихон благословил митрополита Киевского Владимира, принимавшего участие в Соборе, срочно выехать в Киев для усмирения церковной смуты, но сепаратисты пытались не допустить святителя в его кафедральный город.

Церковь и государство в 1917 – 1945 гг.

Вопрос остается открытым об отношении Российской Церкви к Февральской революции. Как известно, Российская Православная Церковь являлась неотъемлемой частью русского государства. Все изменения, происходившие внутри государства, так или иначе отражались на церкви. Естественно, что церковь была потрясена событиями Февральской революции 1917 г. Но стоит отметить, что Российская Православная Церковь оказалась лучше подготовленной к происходящим событиям, нежели само государство. В конце февраля 1917 года события, происходившие в Петрограде, не сильно беспокоили Святейший Правительствующий синод Российской Православной Церкви. На тот период времени высший орган церковной власти занимался своей обычной работой, решая незначительные дела. Об этом свидетельствует протопресвитер военного и морского духовенства Г. Шавельский, который сообщает, что «царил покой кладбища» [1.

После этого сообщения, как писали газеты, из зала Синода было вынесено императорское кресло. А уже 5 марта было отменено возглашение многолетия царствующему дому, и 6 марта Синод принял решение служить молебен о новом правительстве, после чего также была установлена молитва о «благоверном Временном правительстве». Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути... Временное Правительство вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту... Ради миллионов лучших жизней, сложенных на поле брани... Российская Православная Церковь и до, и после февральских событий неизменно пыталась бороться за сохранение государственного порядка и не допустить братоубийственной вражды. Но в 1917 году ее голос не был принят во внимание.

Одним из первых решений, принятых Временным правительством, а в частности обер-прокурором В. Львовым, было решение о роспуске старого состава Святейшего Синода. В состав нового Синода не входил ни один из трех митрополитов, которые были на тот момент в России. В нарушение канонов и иерархической дисциплины в состав Синода было включено 4 священника.

Коммунистическое учение того времени в России было в огромной степени верой, особой религией, во имя которой большевики и повели борьбу с «неправильной» верой. Пришвин записал в своем дневнике 7 января 1919 года: «Социализм революционный есть момент жизни религиозной народной души: он есть прежде всего бунт масс против обмана церкви, действует на словах во имя земного, материального изнутри, бессознательно во имя нового бога, которого не смеет назвать и не хочет, чтобы не смешать его имя с именем старого Бога» Разрушение Храма Христа Спасителя с проектом построить на его месте Дворец Советов проявляет именно религиозный характер конфликта с традиционным устроением нового храма именно на развалинах прежнего затягивание стройки и «спускание на тормозах» всего ее проекта говорит о восстановлении здравого смысла, изживании религиозной компоненты в советской идеологии.

Формы конфликта с Церковью как и ряда других конфликтов были обострены из-за того, что общая в первые месяцы уверенность в недолговечности режима большевиков толкнула Церковь на открытое выступление против Советской власти. Например, Православная церковь объявлялась первенствующей в государстве, главой государства и министром просвещения могли быть только лица православной веры, преподавание Закона Божьего в государственных школах для детей православных родителей обязательно и т. В послании советская власть прямо не упоминалась, но из контекста было понятно, что под «безумцами», чинящими «ужасные и зверские избиения ни в чем не повинных людей» в тот момент понимались именно большевики и анархисты. На это ответили «Декретом об отделении церкви от государства», целесообразность которого до этого вызывала сомнения в партии хотя тезисы декрета были опубликованы ранее. Часть клира, включая некоторых иерархов, попала под репрессии, особенно во время «красного террора». По архивным данным, в 1918 году было расстреляно 827 священнослужителей в 1919 году — 19.

После окончания гражданской войны была начата организованная кампания против Церкви в частности, ликвидация по всей стране мощей православных святых и закрытие монастырей. Главный удар был приурочен к страшному голоду в Поволжье 1921 года в виде кампании по изъятию церковных ценностей для помощи голодающим. Это прикрытие атаки на Церковь обезоруживало её защитников и усиливало раскол в среде священников часть их поддерживала акцию. В то же время грубость акции провоцировала Церковь на активное противодействие, которое как бы оправдывало последующие репрессии. Акция по изъятию ценностей проходила трудно, с кровавыми столкновениями их зафиксировано 1414. Начало было положено столкновением в городе Шуе 17 марта 1922 года, где набатным звоном было собрано около 3 тысяч верующих и в ходе стычки с красноармейцами погибли 6 человек.

Возник неявный раскол и в среде большевиков, включая руководство. Часть коммунистов вышла из партии и даже активно участвовала на стороне верующих. Калинин, осторожную позицию занимал В. Большинство членов Политбюро поддерживали Л. Примечательно, что большую и опасную работу по спасению ценностей проделали сотрудники Главмузея под руководством жены Л. Антицерковная кампания 1922-23 годов была именно целенаправленной «военной» операцией, а не выражением каких-то прирожденных нутряных установок.

Пока эта операция не началась, в обыденных ситуациях установки были вполне терпимыми. Например, 21 января в Петрограде прихожане написали прошение в Наркомат юстиции с просьбой отменить ликвидацию их церкви и ее превращение в клуб. На чистой половине прошения Ленин 27 января написал резолюцию: «Т. Эту просьбу передал мне А. Удобно ли, даже при особых условиях, превращать церковь в клуб? Есть ли налицо какие-либо особые условия?

Не лучше ли отменить и вернуть церковь? Разберитесь, пожалуйста, и разузнайте повнимательнее, а мне пришлите краткое сообщение об итоге. Троцкому было поручено реализовать собранные церковные драгоценности за рубежом кстати, собрано было намного меньше, чем предполагалось. Папа Римский предлагал выкупить все ценности разом, выплатив всю требуемую сумму. Ему было отказано. В ходе этой кампании патриарх Тихон многократно и безуспешно пытался найти компромисс с властью.

Так, он осудил резолюции собранного духовенством в эмиграции Карловацкого Собора, который обратился к Генуэзской конференции с призывом объявить крестовый поход против Советского государства. Имеющиеся в архивах протоколы допросов и записи бесед, в том числе сделанные собственноручно патриархом, говорят именно о драматическом переосмыслении важного периода в жизни страны и Церкви. Именно о драматическом переосмыслении, а не об банальной смене политической позиции или даже простом компромиссе. В ходе допросов и бесед патриарх Тихон изменил свое толкования ряда вопросов и признал ошибочными ряд своих действий например, благословение осенью 1921 года на созыв Карловацкого собор, который принял резолюцию о восстановлении монархии в России, признание Скоропадского гетманом Украины и благословение ему. Деникиным и другими белыми организациями в их борьбе с Советской властью...

Он был абсолютно прав. Как известно, у марксизма три источника, где главный — утопический социализм. Именно оттуда Маркс и Энгельс позаимствовали доктрину общества социальной справедливости, которое по их мнению будет построено при коммунизме. А утопический социализм сформировался под влиянием социальной идеологии раннего христианства.

Предпосылки вопроса. Типичный православный храм 20-х годов прошлого столетия. Одновременно между марксизмом и христианством существует много различий. Главное то, что идеология марксизма проповедует разрушение старого общества и построение на его месте нового. Церковь же являлась рассадником старой идеологии и царизма. При этом её влияние на население было огромно, а этого Ленин и большевики допустить никак не могли. Они решили уничтожить идеологического конкурента на корню, несмотря на то, что между коммунизмом и христианством было много общего, а в Евангелии заложены духовные основы общества. Как итог, в советском государстве началась борьба с религией. Воинственный атеизм.

Особенно рьяно боролись с религией и прежде всего с православием в первые 24 года советской власти. Совнарком принял декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". Церковь лишили прав юрлица и собственности, у 720 монастырей отобрали земли. Религию объявили частным делом граждан. Священникам запретили вести религиозную пропаганду, при этом антирелигиозные лозунги были повсюду, выставляя веру пережитком прошлых лет.

Миф 4: Народ не сопротивлялся закрытию храмов, а сам их разрушал и уходил в атеизм До сих пор можно столкнуться с утверждением, что вот, православная Церковь учила «Закону Божьему» народ, а как только при советской власти это запретили и отделили Церковь от государства, тот же народ во все «поповские сказки» перестал верить и тут же с радостью пошел громить храмы. Атеисты усиленно вбивали этот миф в головы народа многие десятилетия, поскольку альтернативной информации не было и архивы были засекречены. Однако после крушения атеистической власти все поменялось. Действительность оказалась совсем иной. После выхода декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви 23. Накануне выхода декрета в ответ на попытку насильно отнять помещения Александро-Невской лавры 21 января 1918 г. Данные разнятся, приводятся цифры от 200 до 500 тысяч участников. Например, в Солигаличе при попытки новой власти разграбить Богородице-Феодоровский монастырь, на защиту его поднялся весь народ. Последовали репрессии — 22 февраля 7 марта 1918 года произошел массовый расстрел местных жителей по приговору «военно-революционного суда» [40]. В Омске после крестного хода большевиками был арестован архиепископ Сильвестр Ольшевский , а его эконом Николай Цикура — убит. После чего весь город поднялся на защиту своего архиерея, и большевики были вынуждены ввести в нем осадное положение [41]. Не меньше было сопротивление народа изъятию церковных ценностей. Самый известный случай — это расстрел 15 марта 1922 г. Шуе Иваново-Вознесенской губернии. Как замечают исследователи, массовые аресты верующих имели место в Царицынской губернии, в Иркутске и Тюмени. Всего в ходе кампании 1922 г. Иногда эту цифру пытаются оспаривать, так как она приводится обновленцами, но это современники тех событий. Массовые аресты духовенства и верующих в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей прошли в большинстве губерний России, Белоруссии, Украины [43]. Как замечает И. Курляндский, сводки советских карательных органов ГПУ «не свидетельствовали в пользу широкой поддержки народом компании по изъятию церковных средств» [44]. Были и вооруженные выступления народа против церковной политики атеистической власти. Здесь необходимо упомянуть про крестьянские восстания в России, самое известное из которых получило название Тамбовского или антоновского 1920-1921 гг. Конечно на первом месте причиной восстаний было возмущение продразверсткой, но второй причиной народных бунтов, как отмечают исследователи и документы самой советской власти, являлась политика новой власти против церкви Декрет об отделении церкви от государства и изъятие церковных ценностей [45]. О том, какими методами народная власть боролась с восставшим крестьянством можно судить по приказам будущего первого советского маршала М. Тухачевского и практики их реализации [47]. Наиболее доступной и мирной формой протеста народа против советской «свободы совести» было обращение верующих с жалобами в органы советской бюрократии. Если в 1928 г. Несмотря на все способы борьбы с верой и Церковью, которые задействовала атеистическая власть, результаты такой политики не привели к ожидаемым советской властью результатам. Православными себя назвали 41,6 млн человек, т. Перепись была не анонимной, поэтому число верующих было еще больше [50]. Пропагандируемые атеистами теории Маркса — Ленина о естественном отмирании религии и Церкви не работали. Поэтому с 1937 года начинается период жесточайших кровавых гонений в отношении собственного народа. Однако начавшееся послабление репрессивной политики власти в отношении Церкви с началом Великой Отечественной войны фактически с 1942 г. Фактически это означало провал атеистической политики и показало, что народ во многом сохранил веру в Бога и верность Православию. Более подробно см. Дмитрий Полохов [1] Ленин В.

Власть и церковь в годы гражданской войны кратко

В ноябре 1917 г. Избранный церковным собором патриарх Тихон объявил крестовый поход против всей политики Советской власти и предал большевиков анафеме. Духовенство — православное, католическое, мусульманское, иудейское — активно выступало против Советской власти в союзе с внутренней контрреволюцией и иностранными интервентами. Советская власть проявляла большую терпимость по отношению к духовным лицам. Выступавший с антисоветскими призывами патриарх Тихон находился на свободе, Синод продолжал функционировать, религиозные обряды совершались свободно. Репрессии применялись лишь при обнаружении явно контрреволюционной деятельности духовенства. Основным методом борьбы с религиозными верованиями была культурно-просветительная и антирелигиозная пропаганда. В центральной и местной печати публиковались статьи лучших пропагандистов большевистской партии А.

Луначарского, И. Скворцова-Степанова, Ем. Ярославского и др.

Ленину митрополит Петроградский Вениамин Казанский прямо предупреждал властные структуры государства, чтобы «они не приводили в исполнение предполагаемого проекта декрета». На открывшейся 20 января 1918 г.

Первые послабления для церкви и верующих наступили только в годы Великой Отечественной войны. Активно поддерживаемый партией большевиков и советской властью, в стране начался массовый отход от религии, стали рваться многовековые связи различных слоев общества с церковью и, прежде всего, с господствующей - православной. Кульминации борьба с церковью в этот период достигла в 1922 году, когда был принят декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих, и начались массовые судебные процессы над духовенством, оказывавшим противодействие ограблению церквей. Уже к середине года состоялся 231 судебный процесс, на скамье подсудимых оказались 732 человека, многие из них были расстреляны.

На открывшейся 20 января 1918 г. Такая позиция церкви была воспринята властью как попытка открытого вмешательства в сложную политическую ситуацию в стране. Ответом государства стало срочное принятие Советом Народных Комиссаров декрета «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», получившего в литературе второе название «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Декрет осложнил положение церкви, лишил ее прав юридического лица и права владеть собственностью. Не способствовало улучшению отношений с новой властью и то, что патриархом Тихоном при большом стечении верующих была совершена панихида по Николаю II в Казанском соборе на Красной площади.

Активно поддерживаемый партией большевиков и советской властью, в стране начался массовый отход от религии, стали рваться многовековые связи различных слоев общества с церковью и, прежде всего, с господствующей — православной. Кульминации борьба с церковью в этот период достигла в 1922 году, когда был принят декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих, и начались массовые судебные процессы над духовенством, оказывавшим противодействие ограблению церквей. Уже к середине года состоялся 231 судебный процесс, на скамье подсудимых оказались 732 человека, многие из них были расстреляны. О накале обстановки свидетельствует и тот факт, что на заседаниях Политбюро Ц К РКП б за год было рассмотрено 34 вопроса о Русской православной церкви. Основным исполнителем решений Политбюро по религиозным вопросам стало Главное политическое управление ГПУ , в котором этими проблемами непосредственно занималось VI отделение Секретного отдела, возглавляемого Е.

Реакция православных верующих была негативной.

В адрес Поместного Собора поступали многочисленные «резолюции и протоколы приходских собраний и советов, возмущенные обращения и письма духовенства и мирян» [2]. Попытки родителей в первые советские годы давать религиозное образование своим детям в храмах и на дому вскоре были пресечены [2] : …антирелигиозная кампания стала всеобъемлющей, родителей обязывали воспитывать детей в коммунистическом духе; в противном случае следовало лишение родительских прав, а детей отправляли в детские дома. Отмена православного образования в Советском государстве в 1917—1929 годах [2] Помимо того, статья 121 Уголовного кодекса РСФСР от 1 июня 1922 года предусматривала наказание принудительными работами на срок до 1 года за «преподавание малолетним и несовершеннолетним религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах». За счёт расширительного толкования статьи 121 можно было, однако, отправлять на принудительные работы всякого неугодного священнослужителя или мирянина. К примеру, если «священник спонтанно беседовал с детьми на религиозную тему», ему вполне можно было инкриминировать нарушение закона [2]. Однако примеры преследования за преподавание религиозных дисциплин наблюдались и ранее.

Например, в марте 1921 года за нарушение декрета и содержание незарегистрированного учреждения ЧК арестовала ректора Казанской духовной академии епископа Анатолия Грисюка , профессора академии Н. Виноградова и ещё 18 преподавателей после национализации зданий академии лекции студентам читались частным образом на квартирах , а 5 октября того же года профессора Виноградова вместе с другими преподавателями приговорили к 1 году заключения в лагерь условно [48]. Церковное имущество[ править править код ] Реализация декрета в плане конфискации церковного имущества началась уже в конце января 1918 года. Дижбит реквизировал здание Синода и ночью вывез на автомобиле церковные капиталы более чем на 46 млн рублей по составленному акту [49]. Значительная часть конфискованных средств была в виде банковских расписок, собственно наличных средств изъяли мало 1706,9 руб. Церковь в ответ перестала давать типографии заказы [50].

Служащим ликвидируемых церковных учреждений по крайней мере центральных было выплачено своего рода выходное пособие. Поскольку в Декрете этот вопрос не был никак урегулирован, то власти фактически руководствовались приказом наркома А. Коллонтай , изданным 20 января 1918 года незадолго до публикации декрета.

Формирование советской государственно-политической системы в конце 1917–1918 гг. Брестский мир

XX века. Статья создана на архивных документах К числу основных источников принадлежат документы Государственного архива общественных объединений Гомельской области. В плане проведения предпасхальной кампании за 1925 г. В этом же деле представлены «Тезисы о происхождении Пасхи», в которых довольно нелепо объясняется происхождение Христа и праздника Пасхи. В наше же время уже нельзя без значительной доли иронии рассматривать эти доводы. Но эти тезисы характеризуют самих партийных деятелей как людей не высокоинтеллектуальных. И дают основания судить, что антирелигиозная пропаганда находилась на низком уровне. В Циркулярах укома РКП б об агитационно-пропагандистской работе в партячейках [16], используются всевозможные доводы, для того чтобы показать, что Православная церковь дурачит людям головы и заставляет отказаться от земных благ, тем самым угнетая революционные настроения крестьян. Для того, чтобы проводить антирелигиозную политику создавались различные кружки, организации, объединяющий все кружки был Союз Безбожников.

О его организации, работе я узнали из архивных документов [7, 9, 11, 13]. Что касается антирелигиозной пропаганды среди других конфессий, то здесь присутствовали кое-какие различия. В документе «Из предложений по антирелигиозной кампании среди католиков» [5], говорится, что нужно использовать иной подход т. И то, что антирелигиозные мероприятия часто воспринимаются как неуважение, направленное против самих представителей данной конфессии. Делается вывод о том, что среди этого населения нужно проводить более тонкую и аккуратную пропаганду. Планы проведения антирелигиозных кампаний среди других представителей конфессий встречаются крайне редко. Содержательным и дающим довольно полную картину был документ «Тезисы для антипасхальных докладов» [13] за 1928-1929 гг. Этот документ отражает усиление антирелигиозной политики в конце 20-х годов.

В нем приводятся примеры якобы контрреволюционной деятельности церкви, причем теперь не только православной, но и представителей других конфессий в частности баптистов. Исходя из этого документа, религия приравнивается к алкогольному яду, является причиной падения трудовой дисциплины. Предлагаются примитивные лозунги для антирелигиозной пропаганды. Я использовала в своей работе воспоминая современника о процессе митрополита Вениамина [11], в котором дается противоположная характеристика митрополита от той, которая была дана при обвинении его в оказании сопротивления изъятию церковных ценностей. О том, как на самом деле проходило изъятие церковных ценностей, написано в Дневнике митрополита Григория [6], настоятеля Казанского собора. С этого документа видно, что по большей части церковная утварь, имеющая историческую ценность, разрушалась, а не передавалась в Эрмитаж, как обещали те, кто приходил совершать «ограбление» церкви. Автор в своем дневнике указывает число и время каждого события, из чего видно, что за церковными ценностями приходили и ночью. В качестве источников также использовались декреты и распоряжения Советской власти.

В законодательном ограничении церкви наиболее существенным был декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви [3]. В результате которого, церковь лишалась права владеть землей, прекратилось финансирование духовенства со стороны государства. Новым документом, направленным на постепенное уничтожение церкви был декрет СНК «о свободе совести, церковных и религиозных обществах» [2]. От 20 января 1918 г. Этот декрет провозгласил отделение церкви от государства, свободу исповедания любой религии, предал ведение актов гражданского состояния государству, отделил школу от церкви, запретил религиозное воспитание в школе. Отнес религиозные организации по своему статусу к общественным, причем без права владеть собственностью. Использованные источники и литература позволяют достаточно полно раскрыть основные аспекты данной темы. Советская власть и РПЦ С первых лет своего правления советская власть вела активную борьбу с религией.

Аресты, репрессии священнослужителей, разрушение храмов, изъятие церковных ценностей - все это не дало весомых результатов советской власти, и власть начинает осуществлять переход к идеологической работе. В 20-е годы создается Союз Безбожников, выпускается журнал «Безбожник», в школах, клубах, избах-читальнях показываются фильмы, ставятся спектакли на антирелигиозные темы, проводятся «Дни атеиста», чтение антипасхальных докладов и др. Первым антирелигиозным документом был декрет «О земле» [20, с. Таким образом, церковь лишалась права владеть землей, прекратилось финансирование духовенства со стороны государства. Еще одним документом, направленным на постепенное уничтожение церкви был декрет СНК «о свободе совести, церковных и религиозных обществах». Передал в ведение местных Советов монастыри, монастырские земли, хозяйственные строения церквей, оставив группам верующих во временное пользование церковные здания и предметы культа, необходимые для богослужебных целей [2, с. Этот декрет, безусловно, вызвал протест со стороны священнослужителей. Декрет явился ответом на постановление Синода «О Юридическом статусе Русской Православной церкви» от 2 декабря 1917 г.

Ни на какие подобные переговоры Советское государство идти не собиралось. Поместный Собор дал следующую оценку декрету: он «представляет собой, под видом закона о свободе совести, злостное покушение на весь строй жизни Православной церкви и акт открытого против нее гонения» [31, с. Возник резкий конфликт между государством и церковью. Вскоре последовали террористические акции: в Киеве был убит митрополит Владимир, а в реке Тобол утоплен епископ Гермоген, невинными жертвами оказались сотни священнослужителей более низкого ранга [31, с. Развернувшийся террор против духовенства провоцировал волнения среди верующих. Начинается массовое закрытие храмов до 1922 г. Но это только официальный документ, а на самом деле вскрытие мощей началось еще с конца 1918 г. Как правило, говоря о вскрытии мощей, и церковные и светские историки указывают, прежде всего, на осквернение рак, наиболее почитаемых по всей стране святых - преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, благоверного князя Александра Невского и др.

Гораздо реже рассматривается ход данной компании на Европейском Севере России, где она фактически началась. Первым сообщением о вскрытии святых мощей стало известие о том, что 22 октября 1918 г. Чем была вызвана подобная публикация и насколько она была правдива? С февраля 1918 г. Верующие близлежащих сел организовались союз для защиты церквей и ее имущества. И когда в марте 1918 г. Конечно же, советскую власть это не остановило и выступавшие позже подверглись репрессиям. Член Всероссийского церковного собора Н.

Кузнецов направил в Совнарком заявление, в котором описал бесчинства, творящиеся в октябре 1918 г. Они взяли все ценные вещи, содрали ризы с икон, отняли одежду, белье у монашествующих, захватили у них чай, сахар и съестные припасы… В алтаре они разобрали престол, хватали кресты, евангелия, св. Как сообщал патриарху епархиальный архиерей, «люди, назвавшие себя комиссарами… без всякого стеснения с полным надругательством над религиозными чувствами русского народа обращались с находившимися в храме мощами, самовольно вынули их из раки, а затем вероятно, в оправдание своих возмутительных действий выдумали басню, будто вместо останков тела святого Александра Свирского они нашли лежащую восковую куклу». Губернская ЧК не представила мощей в музей, сообщив, что они уничтожены. В течении многих десятилетий мощи считались безвозвратно утеряны. Их второе обретение произошло в 1998 г. Подобных случаев было не мало, естественно все свои действия власть оправдывала тем, что хочет раскрыть верующим обман, а также прикрывалась наукой. В тоже время репрессии против духовенства не ослабевали.

Они не ослабли даже тогда, когда патриарх 25 сентября 1919 г. Проведение его в жизнь приобрело односторонний характер: священники исполняли свой духовный долг и отвергали все, что противоречило патриаршему посланию, а советская власть травила их как бешеных собак, обрушивая попутно громы и молнии на верующих. Такова была обещанная народу свобода совести. В то же время компания по вскрытию мощей противоречила даже советскому законодательству и постановлениям СНК и самой Конституции. Православные верующие по-своему отвечали на действие власти. К 1920 г. Кроме идеологического подрыва умов верующих, Советской власти нужны были материальные средства. Согласно отчету Наркомфина, реквизированный банковский капитал в ноябре 1917 г.

Из этой суммы выплата в 1918 г. Германии по Брестскому договору составила 812,2 млн. Таким образом, оказавшись фактически на гране катастрофы, Советская власть начинает принимать меры для пополнения своей казны. В первую очередь начинают увеличивать налоги, проводят денежные манипуляции, но результаты от этих мер были ничтожно малы. Нужно было искать другого способа пополнения бюджета. А поскольку церковь на протяжении веков накапливала ценности, полученные в дар, купленные на деньги от пожертвования и др. В начале периода, советская власть пополняет свой бюджет, за счет изъятия церковных ценностей, прикрываясь помощью голодающим Поволжья. Летом 1921 г.

Жестокая засуха. Дотла выжгла посевы в Поволжье и Предуралье, на юге Украины и на Кавказе. В конце года голодало двадцать миллионов человек [32, с. Сострадая великому народному горю, святитель Тихон обратился к российской пастве, к Восточным патриархам с посланиями, в которых, призывал провести сборы продовольствия и денег для вымирающего Поволжья. Под председательством патриарха Тихона был образован «Всероссийский общественный комитет помощи голодающим» Помгол , в который вошли известные общественные деятели, большей частью бывшие кадеты - Прокопович, Кишкин, Кускова [19, с. Но 27 августа 1921 г. ВЦИК распустил Помгол. В декабре 1921 г.

В печати, однако, начали появляться статьи с обвинением церковной власти в глухоте к народному бедствию [32, с. Воспользовавшись этим, ВЦИК издает декрет «О порядке изъятия ценностей, находившихся в пользовании групп верующих» от 23 февраля 1922 г. Во время изъятия ценностей, кроме членов комиссии, требовалось присутствие священнослужителей и представителей верующих [33, с. Официальная причина данного декрета: помощь голодающим Поволжья. Когда декрет ВЦИК стал приводиться в исполнение, вокруг храмов собирались толпы народа; происходили столкновения, отряды милиции или красноармейцев открывали огонь по людям - проливалась кровь, были убитые и раненые [32, с. О том, как же именно проходило изъятие ценностей, писал в своем дневнике настоятель Казанского собора, митрополит Григорий. Иконостас и царские врата уже почти разобраны или, вернее, - разрушены. Ничто не помогло.

Разрушение иконостаса продолжалось» [6, с. Во многих городах состоялись судебные процессы с последующими массовыми расстрелами духовенства и других участников сопротивления изъятию ценностей. Наиболее показательные из них прошли в Петрограде с привлечением свыше 80 обвиняемых и вынесение четырех смертных приговоров, в том числе митрополиту Вениамину [19, с. Из воспоминаний современника о Процессе Петроградского митрополита Вениамина, становится очередной раз понятно, что человека осудили на расстрел без вины. Для него и вопроса тут никакого не было - речь шла о спасении голодающих - значит нужно отдать все до последней ниточки. То, что среди этих ценностей были предметы священные, не смущало его. Он любил священные вещи, образа, был по-видимому, знатоком и ценителем живописи, но отдавал легко, как мать отдает обручальное кольцо для спасения ребенка - легко и радостно. Он полагал, что церковные ценности должны быть отданы не в порядке изъятия, а в порядке жертвы.

Читая эту характеристику, сложно представить, что этот святой человек был приговорен к расстрелу. Патриарх Тихон также неоднократно вызывался на заседание Московского трибунала, но в качестве свидетеля. Таким образом, церковь оказалась лишенной канонической главы. В это время обновленческие группировки, пытаются захватить высшую церковную власть и провести реформы, которые бы превратили церковь в религиозное общество. Через обновленцев советская власть стремилась, поставив под свой контроль Высшее церковное управление, вытеснив из него неугодных архиереев тихоновского толка. Среди обновленцев образовалось три основных течения, которые вели между собой борьбу за лидерство.

Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием…» История России. Мазур и др. Екатеринбург, 1993. Самсонова председателю ВЧК Ф. Дзержинскому 1920 г. Лацис глубоко прав, когда говорит, что Коммунизм и Религия взаимно исключаются, а также глубоко прав и в том, что религию не сможет разрушить никакой другой аппарат, кроме аппарата ВЧК». Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. Документы и фотоматериалы. Опираясь на революционное сознание трудящихся масс, планомерно и последовательно провести полную ликвидацию мощей на местах, избегая вредной нерешительности и половинчатости мероприятий. Ликвидацию названного культа мертвых тел и кукол осуществить или путем так называемых «мощей» в музеи…, или путем захоронения. Губисполкомы обязаны проверить все конкретные условия проведения мероприятий по ликвидации мощей…» Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. Троцкого в Политбюро март 1922 г. Вся стратегия наша в данный период должна быть рассчитана на раскол среди духовенства на конкретном вопросе: изъятие ценностей из церквей. Так как вопрос острый, то и раскол на этой почве может и должен принять очень острый характер, и той части духовенства, которая выскажется за изъятие и поможет изъятию уже возврата назад к клике патриарха Тихона не будет…» Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. Страховое обложение церквей, особенно в сельских местностях иногда достигает таких размеров, что лишает общину возможности пользоваться церковным зданием… 4. Необходимо разъяснить, чтобы члены прихода, церковные старосты и сторожа… не приравнивались за это к кулакам и не облагались усиленными налогами…» Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. Народу, изнурённому кровопролитной войной, вы обещали дать мир «без аннексий и контрибуций»… Вместо аннексий и контрибуций великая наша родина завоёвана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на неё дани вы тайно увозите в Германию не вами накопленное золото… Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли их в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду… Вы обещали свободу… Все проявления как истинно гражданской, так и высшей духовной свободы человечества подавлены вами беспощадно…». Хрестоматия по новейшей истории России. Киселева, Э. Православная Церковь, Советское государство и народ 10 Из предложения Л. Троцкого в Политбюро 1922 г.

Главной своей задачей церковь считала «пропитывать государство духом христианства»1 На протяжении гражданской войны и военного коммунизма государство выдвинуло несколько постановлений по отношению к Церкви: от декабря 1918 - указывалось на недопустимость какого-либо произвола при закрытии богослужебных зданий и осуществления различных от марта 1919 г. Попытки верующих и духовенства оказать сопротивление окончились лишь новыми арестами, судами и высылками тысяч людей в лагеря и под надзор. На Церковь обрушивались все новые и новые запреты, ограничения, регламентации — по самым различным сторонам церковной жизни, вплоть до отправления богослужения, в ходе которого были объявлены допустимыми лишь те проповеди, что посвящались «сугубо религиозным темам»; поскольку рамки этого ограничения не были оговорены, открывался простор для любого произвола в отношении духовенства. Местным властям было разрешено закрывать храмы и прекращать деятельность религиозных обществ в них, если эти здания потребуются для «иных целей», а затем — и вовсе распускать религиозные объединения, если их члены будут замечены в «политической неблагонадежности и антисоветской деятельности». Патриарх Тихон призывал прихожан активно становиться «в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силы своего святого воодушевления», и «не вступать с извергами рода человеческого в какое-либо общение». Такое заявление не могло пройти незамеченным. За это поплатится не только патриарх. Еще враждебнее встретили большевики «Постановление Святейшего патриарха и Священного Синода» от 15 февраля 1918 г. В принятом Поместным собором «определении» 1917-1918 гг.

Остальные — произошли по инициативе радикальных революционеров, например, убийство митрополита Киевского Владимира. С начала 1918 года началась кампания большевиков, направленная на массовое истребление священников: 15 февраля 1918 года тульский крестный ход был расстрелян, 13 человек погибли, епископ Корнилий был ранен; 16 июня были расстреляны архиепископ Пермский Андроник и епископ Феофан Соликамский за пропаганду против советской власти; 23 июня 1919 года были расстреляны архиепископ Митрофан Краснопольский и его викарий епископ Енотаевский Леонтий барон Вимпфен ; в Харьковской епархии за 6 месяцев с декабря 1918 по июнь 1919 года погибли 70 священников; в Воронеже в декабре 1919 г. В ноябре 1918 года патриарх также был арестован и до января 1919 года находился под домашним арестом. Однако расправиться с Патриархом большевики все же не решились — слишком велик его авторитет. Поэтому святитель после серии допросов и многочисленных угроз был освобожден. В конце 1918-1919 годов власть вела планомерную борьбу против Церкви и на уровне идеологии. В 1918 году Иерархию обвинили в поддержке эксплуататорских классов, в обмане и грабеже темных и невежественных людей на протяжении веков. В разгар гражданской войны Церковь стали обвинять в активной поддержке контрреволюции. Другим направлением идеологической борьбы было разрушение догматов церкви как учения. И методом этого разрушения стала «Компания по вскрытию реликвий». Большевики решили провести генеральные показательные вскрытия мощей.

Анафема Патриарха Тихона революционерам

Одной из важный «кампаний» гражданской войны в России был конфликт Советской власти с Церковью. Этот конфликт вплоть до стабилизации государства в середине 20-х годов носил исключительно острый, сложный и тяжелый характер. Так, уже в начале января 1918 г. у Церкви была изъята Синодальная типография, вслед за придворными храмами были закрыты многие домовые церкви. Несколько позже, 13 января 1918 г., большевиками был издан декрет о конфискации Александро-Невской Лавры в Петрограде. Новая советская власть, установившаяся в октябре 1917 г., начала проводить политику, направленную не только на полное отделение Церкви от государства и школы от Церкви, но и на противодействие любой религиозной идеологии.

Формирование советской государственно-политической системы в конце 1917–1918 гг. Брестский мир

Причем при упоминании отношений Церкви и большевиков в 20-х годах у большинства непременно будут вставать перед глазами картины сносимых храмов, расстреливаемых священников и прочих ужасов, творимых проклятыми жидобольшевиками. Государственная политика в отношении Православной Церкви. (1) Из Декрета о свободе совести, церковных и религиозных обществах (20 января 1918 г.) «1. Церковь отделяется от государства. «Как местный епископ считаю своим долгом обратиться к православному населению ани и Астраханского края с нижеследующими строками. В один из ближайших дней в церквах должен быть прочтен декрет народных комиссаров об отделении Церкви от государства. Аннотация В настоящей статье изучаются меры антирелигиозной политики советской власти в отношении Русской православной церкви в 1917–1930 гг. Декретом 1918 г. церковь была отделена от государства, а школа от церкви. В отличие от франц. закона «Об разделении церквей и государства» 1905 г. советский декрет не предусматривал никакого переходного периода или гос. пенсий для священнослужителей или преподавателей духовных учебных заведений.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий