Отмена берегового права договором 911 года

Древнерусская культура в договоре 911 года отражена в роте клятве на оружии и богом Перуном. Договор 911 года предписывает передавать имущество убийцы при его побеге ближайшему родственнику жертвы, что не имеет аналогов в византийском праве.

Причины похода

  • От щита на вратах к миру
  • Кто такой князь Олег?
  • Договоры руси с византией. Значение договоров с византией для развития древнерусского права
  • Образование Киевской Руси
  • День в истории: заключен первый русско-византийский мирный договор

944 год договор игоря с византией. Русско-византийский договор. Общие данные о договоре

В частности, русские купцы были освобождены от уплаты обычной 10-процентной таможенной пошлины на все товары, ввозимые и вывозимые из Золотого Рога. Кроме того, им было отведено специальное место проживания в предместье, в квартале Святого Маманта , расположенном на европейском берегу Босфора , к северу от Золотого Рога. Там на шесть месяцев в году им предоставлялось бесплатное жилье и, как было указано в договоре, «возможность мыться в банях, сколько захотят». С другой стороны, в целях безопасности русским было разрешено въезжать в Константинополь только через одни ворота, без оружия, в количестве не более 50 человек одновременно и в сопровождении императорского чиновника [5]. По мнению Я. Малингуди, договор 911 года был результатом заключительного второго акта переговоров. Первым был договор 907 года , в котором отразились достигнутые на тот момент соглашения [3] [6]. Договор 944 года См. Нападение было отражено с большими потерями для русских, и сам Игорь чудом избежал смерти [7]. В результате, новый договор оказался значительно менее выгодным для русских, в частности была возвращена пошлина на ввоз и вывоз товаров из Константинополя [7].

Русь также обязалась не претендовать на крымские владения Византии, не оставлять застав в устье Днепра , русские и византийцы обязывались помогать друг другу военными силами. Договор 971 года См. Миниатюра из Радзивилловской летописи , конец XV века Подвёл итог русско-византийской войне 970—971 годов. Заключён князем Святославом Игоревичем с императором Иоанном Цимисхием после поражения русских войск под Доростолом по версии « Повести временных лет », после победы союзного войска над византийским. Договор содержал обязательства Руси не нападать на Византию, а также не подталкивать к нападению на Византию третьи стороны и помогать Византии в случае таких нападений. Договор 1043 года См. Воевода Вышата был отпущен из плена и вернулся в Киев. Заинтересованность Византии в мире была вызвана новой угрозой её северным границам со стороны печенегов. Русь снова становилась союзником Византии, уже в 1047 году русские отряды сражались в составе её армии против мятежника Льва Торника.

Вскоре союз был скреплён браком князя Всеволода Ярославича с византийской царевной, которую русские летописи называют дочерью императора Константина Мономаха Мономахиня.

Летопись рассказывает, что при виде ладей Олега Аскольд и Дир очень испугались и хотели убежать. Придите к нам, к родичам своим».

В одной из летописей даже говорится, будто Олег сказал, что везет много красивых украшений и у него есть важный разговор к князьям. А своим воинам велел неподвижно лежать в ладьях. Аскольд и Дир обрадовались, вышли на берег, и тогда воины Олега выскочили из ладей.

Олег поднял Игоря и сказал: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода, — и показал Игоря. После чего Аскольда и Дира тут же убили. Детали мифа различаются в разных летописях, но не в том суть.

До сих пор в Киеве есть Аскольдова могила. Одни историки считают, что Дир похоронен там же, другие ищут его могилу в самых различных местах. По легенде, Олег посмотрел на город Киев и произнес: «Это будет мать городов русских».

Так в 882 году были объединены Север и Юг Руси под управлением одной династии. Аскольд и Дир не были вассалами Рюрика. До 882 года Новгород и Киев существовали сами по себе, как два независимых государства.

В 882 году Олег создал единое Киево-Новгородское княжество под управлением одной династии. Идя из Новгорода по пути «из варяг в греки» со своим многоплеменным воинством, Олег сначала овладел городами Смоленском и Любечем и поставил там своих людей. Говоря попросту — в 882 году объединилась вовсе не Русь.

Большая часть племен восточных славян, иже еще и Русь рекомые, не были объединены в государстве потомков Рюрика. Единственное, что объединилось в 882 году, — так это путь «из варяг в греки». Уже позже на этот стержень окажутся «нанизаны» все племенные союзы славян и многие племенные союзы утро-финнов.

Может быть, именно эта «русь» нападала на славян, грабила их припасы, насильничала и требовала дань? Олег стал присоединять к своему государству славянские племена — древлян, северян, радимичей. Северяне и радимичи платили дань хазарам.

Летопись рассказывает, что Олег сказал: «Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне». По легенде, Олег присоединил «примучил», как тогда говорили даже самые южные из восточно-славянских племен — уличей и тиверцев, говоривших на иранских языках.

В 898 году под Киевом появились венгерские племена. Если верить венгерским хроникам, венгры получили выкуп в 2 т серебра и только поэтому не взяли Киев. Русские летописи про выкуп ничего не говорят.

У него было две тысячи ладей, а в каждой сидело по сорок воинов. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив, таким образом, возможность русам грабить и разорять пригороды Константинополя. Плыть к городу русы не могли, и тогда «повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли.

И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Даже М. Ломоносов, очень любивший представлять славян ангелоподобными созданиями, писал о дальнейшем очень красочно: «Тогда по выходе с моря устремилось войско Олегово на разграбление, по древнему военному обычаю, многие домы и церви расхитили, пожгли, людей иных порубили, иных вешали, иных в воде топили и мучали разными томлениями» [19].

Испуганные греки предложили Олегу мир и дань, но не все кончилось на этом… Олега называли Вещим — то есть ясновидцем, умеющим предвидеть будущее. Якобы лукавые, хитрые греки вынесли еду и питье для русского воинства. Но Вещий Олег, умевший видеть скрытую суть вещей, велел не пить и не есть.

Разумеется, Олег был прав — еда и питье были отравлены. Греки испугались еще больше и выплатили дань. Согласно договору, Олег получил по двенадцать гривен за каждое весло в ладье.

Византия даже обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит на городские ворота — это символическое действие означало, что отныне русы готовы защищать Константинополь-Царьград. Главным результатом похода стал торговый договор о том, что русские могут беспошлинно продавать в Византии свои товары.

Но самое главное: было сказано, что купцы «да творят куплю, якоже им надобе, не платиче мыта ни в чем». Мыто — это торговая пошлина. Русские получили право торговать в Византии без пошлины.

Заключив договор 907 года, византийцы целовали крест, а язычники-русы клялись языческими богами. По легенде, Олег, уходя из Византии, прибил к воротам Константинополя свой щит. Об этом современные историки говорят порой, как о невероятно героическом акте — мол, оставил вот такую память, знай наших!

В духе Карамзина: «В знак победы Герой повесил щит свой на вратах Константинополя» [20]. Нет, это сделано не в знак победы, а в знак дружбы. Щит прибивали к воротам дружественного государства как свидетельство мирных намерений, и обычай это скандинавский.

Само существование особого договора 907 года как и самого похода вызывает сомнения. О нем нет ни единого упоминания у византийских авторов, а ведь они подробно описывали походы русов 860, 911 и 941 годов.

Красная площадь. Фашистские изверги оборвали жизнь бесстрашной партизанки. Юная героиня смело смотрела смерти в лицо.

Парад на красной площади 7 ноября 1941 года. К 20 апреля 1942 г. Советские войска отбросили противника на 150-400 км от Москвы. Алгоритм работы. Заполнение таблиц.

Какое событие показано на данном фрагменте карты. Результативность работы. Казанский Кремль. Внешняя политика Ивана Грозного. Интегрирование исторических, правовых и обществоведческих знаний.

Проблема современной школы. Использование ИКТ на уроках истории. Правила ведения войны. Из опыта работы с ИКТ.

Если же будет набор в войско и эти [русские] захотят почтить вашего царя, и сколько бы ни пришло их в какое время, и захотят остаться у вашего царя по своей воле, то пусть так будет. Еще о русских, о пленниках. Явившиеся из какой-либо страны [пленные христиане] на Русь и продаваемые [русскими] назад в Грецию или пленные христиане, приведенные на Русь из какой-либо страны, — все эти должны продаваться по 20 златников и возвращаться в Греческую землю. Об этом: если украден будет челядин русский, либо убежит, либо насильно будет продан и жаловаться станут русские, пусть докажут это о своем челядине и возьмут его на Русь, но и купцы, если потеряют челядина и обжалуют, пусть требуют судом и, когда найдут, — возьмут его. Если же кто-либо не позволит произвести дознание, — тем самым не будет признан правым.

И о русских, служащих в Греческой земле у греческого царя. Если кто умрет, не распорядившись своим имуществом, а своих [в Греции] у него не будет, то пусть возвратится имущество его на Русь ближайшим младшим родственникам. Если же сделает завещание, то возьмет завещанное ему тот, кому написал наследовать его имущество, и да наследует его. О русских торгующих. О различных людях, ходящих в Греческую землю и остающихся в долгу. Если злодей не возвратится на Русь, то пусть жалуются русские греческому царству, и будет он схвачен и возвращен насильно на Русь. То же самое пусть сделают и русские грекам, если случится такое же.

Заключен мирный договор Руси с Византией

Откуда же возник образ этих кораблей? Удивительно, но о нем упоминается как в самых разных мифологических, так и в серьезных военных трактатах. Подобные корабли даже использовались на карнавальных шествиях в Европе вплоть до Нового времени. Существовали ли они на самом деле? Безусловно, да. Например, античный автор Юлий Фронтин в своем произведении «Стратагемы», посвященном военным хитростям, рассказывает о том, как полководец Спарты по имени Лисандр оказался осажденным в афинской гавани и спас свои корабли, подложив под них катки и переправив в ближайший порт по суше. Двигались они при этом на всех парусах, подгоняемые ветром. Весьма впечатляющее зрелище! Но вернемся к походу 907 года. Даже если ладьи Олега и не шли под парусами как древнеримские, у варягов имелся опыт перетаскивания их волоком. Например, только так можно было переместить корабли от Ловати до Днепра.

Так что для варягов это было обычным делом, а византийцев, забывших, по всей видимости, античные премудрости, зрелище повергло в ужас. И все же греческое коварство возобладало над страхом: послы Льва VI попросили Олега о пощаде и вынесли ему дары, пищу и вино... Когда мудрый князь отказался от подношений, среди местных жителей прошел слух, что вовсе не Олег, а сам святой Дмитрий покровитель Фессалоник, которым Константинополь отказался помогать в войне с арабами послан им за многочисленные грехи. Византийцам пришлось сдаться и принять условия русского князя. Олег потребовал у императора выплаты по 12 гривен на ладью, дань для Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова и Любеча.

Только заголовок: «о русских, совершающих торговые операции». Выдача уголовников, бежавших из Руси. Обязательства, вытекающие из договора. Анализируя в целом уголовно-правовые установления договора, необходимо отметить, прежде всего, что нет единого термина для обозначения преступления.

Так, в разных статьях упоминаются такие слова для обозначения преступного как «проказа», «согрешенье», «злодеянье». Очевидно, это связано с не очень удачной попыткой составителей договоров скорректировать обозначения преступного, даваемого в двух разных законах - греческом и русском. Среди видов наказаний помимо денежных взысканий и смертной казни есть упоминание о кровной мести. Договор 941 года. В 941 году состоялся неудачный для русских поход на Византию. В 944 году состоялся еще один поход, хоть русские не реализовали свои цели, греки поспешили заключить договор, он был в пользу греческой стороны оказание военной поддержки в одностороннем порядке при крушении корабля только грекам, ущемление прав русских купцов в Византии. Состоял из 16 статей: 1. Провозглашение незыблемости мирных отношений; кара за нарушение мира; оглашена делегация Руси. Право русских посылать корабли с купцами и послами, но вводится строгий контроль над приезжающими.

По договору требовалась специальная грамота от Великого князя раньше можно предъявить только печати , в случае отсутствия грамоты русских можно было задержать если они оказывали сопротивление, они могли быть убиты. Подтверждения права на месячное содержание; меры, ограничивающие права русских: запрет на ношение оружия в столице, не более 50 человек, в сопровождении чиновника; срок пребывания в Византии - 6 месяцев; ограничение объема торговых операций. Повтор статьи 12 договора 911 года об ответственности Византии за пропажу челядина русского, но здесь уже нет ответственности чиновника и принудительной процедуры розыска челядина, которая была раньше. Вознаграждение за возвращение беглого челядина греков, и похищенного им добра хозяина - 2 золотника 5. О покушении на грабеж, наказание - двойная стоимость награбленного. В отличие от статьи 6 договора 911 года, эта статья устанавливает, что в случае кражи потерпевший получает не ее тройную стоимость, а саму вещь и ее рыночную стоимость если она найдена или двойную цену если продана. Упоминание «Закона Русского » 7. По сравнению со статьями 9 и 11 договора 911 года, эта статья снижает минимум в 2 раза цену пленника с 20 до 10 и ниже золотников. Для греков установлена пропорциональная шкала, а для русских - единая цена, причем высшая из выкупных цен.

Еще одна льгота для греков: выкупная цена русского могла быть и выше, чем в статье 7. Отказ русских от претензий на Херсонес; помощь Византии привидения к покорности херсонесцев. Статья направлена против преступлений по отношению к потерпевшим кораблекрушение грекам. Запрет русским вооруженным отрядам зимовать в устье Днепра предлог - защита интересов херсонесцев. Попытка Византии использовать русские военные отряды для защиты своих крымских владений. Запрет казнить греков без византийского суда отмена статьи 3 договора 911 года, допускавшей самосуда. Порядок наказания преступника: запрет расправы с убийцей на месте преступления, можно лишь задержать. Это стремление Византии ликвидировать возможные случаи применения оружия русскими. Обязанность русских высылать полки для борьбы с врагами Византии.

Клятва в ненарушении условий договора. Договор 971 года. Договор 971 года включал 4 статьи, был заключен Святославом. Этот договор был уже абсолютно в сторону греческой стороны так как русские потерпели поражение в этом походе. Вступление говорит о событиях, которые предшествовали договору: 1. Незыблемость мира между Русью и Византией. Подобная статья отсутствовала в предыдущих договорах. Обязательство русского князя воздержаться от организации военных походов против Византии и подвластных ей земель. Статья продиктована страхом греков, боявшихся русских.

Статья близка к статье 15 договора 944 года и содержала союзнические обязательства князя Святослава. В статье помещены санкции в случае нарушения пунктов договора. Другие письменные договоры Руси. В этих договорах русское право представляется уже более развитым, чем в греко-русских договорах. В договоре Новгорода с немцами 1195 содержатся нормы, устанавливающих наказания за арест посла, купца «без вины», за оскорбление и незаконное задержание, за насилие над рабой в РП раб - не «объект преступления». В договоре Новгорода с немцами 1270 - порядок разрешения споров между новгородцами и немцами в гражданской и уголовной сферах. В договоре Смоленска с Ригой, Готландом и немецкими городами 1220 - нормы о судебном поединке «поле» , о правилах перевозки товаров, множество уголовно-правовых норм об убийстве, увечьях, прелюбодеянии и гражданско-правовых положений займ, взыскание долга, судебные решения. Княжеское законодательство. Грамоты крестоцеловальные и жалованные и церковные уставы светское законодательство.

Княжеское законодательство как источник права появляется в Х веке. Особое значение имеют уставы Владимира, Ярослава и Всеволода , которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право. Наиболее же крупным памятником древнерусского права является Русская Правда. Уставы регламентировали : Отношения между церковью и государством; Статус церковных людей духовенство священнослужители, монахи , лица, кормящиеся за счет церкви, лица, проживающие на ее земле ; Церковную юрисдикцию сфера брачно-семейных отношений, преступления против церкви и веры ; Виды преступлений против церкви ересь, язычество, волшебство, святотатство, моление у воды, повреждение могил ; семьи и нравственности кровосмешение, оскорбление словом замужней женщины, прелюбодеяние, блудство , виды наказаний за совершение церковных преступлений. По тяжким делам создавались совместные - светские и духовные - княжеско-церковные суды преступления, совершенные группой лиц, в составе которой и светские, и церковные; поджог, причинение телесных повреждений. Система церковных наказаний была заимствована из Византии. Договоры Руси с Византией 907, 911, 945, 971, 1043 гг. Так называемые договоры между Русью и Византией являются первыми известными международными договорами Древней Руси , которые были заключены в 907, 911, 944, 971, 1043 годы. При этом на сегодняшний день сохранились лишь древнерусские тексты договоров, которые были переведены на старославянский язык с греческого.

Такие договоры дошли до нас в составе «Повести временных лет», куда их включили в начале восьмого века. Самыми ранними письменными источниками русского права считаются нормы Закона Русского. Договор от 907 года считается первым из выше перечисленных договоров. Однако факт его заключения оспаривается некоторыми исследователями истории. Они предполагают, что сам текст представляет собой летописную конструкцию. По иному предположению его рассматривают в качестве подготовительного договора к договору 911 года. Договор 911 года был заключён второго сентября после самого успешного похода дружины князя Олега на Византию.

Если же кто-либо не позволит произвести дознание, - тем самым не будет признан правым. И о русских, служащих в Греческой земле у греческого царя. Если кто умрет, не распорядившись своим имуществом, а своих [в Греции] у него не будет, то пусть возвратится имущество его на Русь ближайшим младшим родственникам. Если же сделает завещание, то возьмет завещанное ему тот, кому написал наследовать его имущество, и да наследует его. О русских торгующих. О различных людях, ходящих в Греческую землю и остающихся в долгу. Если злодей не возвратится на Русь, то пусть жалуются русские греческому царству, и будет он схвачен и возвращен насильно на Русь. То же самое пусть сделают и русские грекам, если случится такое же. В знак крепости и неизменности, которая должна быть между вами, христианами, и русскими, мирный договор этот сотворили мы Ивановым написанием на двух хартиях - Царя вашего и своею рукою, - скрепили его клятвою предлежащим честным крестом и святою единосущною Троицею единого истинного Бога вашего и дали нашим послам. Мы же клялись царю вашему, поставленному от Бога, как божественное создание, по вере и по обычаю нашим, не нарушать нам и никому из страны нашей ни одной из установленных глав мирного договора и дружбы. И это написание дали царям вашим на утверждение, чтобы договор этот стал основой утверждения и удостоверения существующего между нами мира. Месяца сентября 2, индикта 15, в год от сотворения мира 6420». Царь же Леон почтил русских послов дарами - золотом, и шелками, и драгоценными тканями - и приставил к ним своих мужей показать им церковную красоту, золотые палаты и хранящиеся в них богатства: множество золота, паволоки, драгоценные камни и страсти Господни - венец, гвозди, багряницу и мощи святых, уча их вере своей и показывая им истинную веру. И так отпустил их в свою землю с великою честью. Послы же, посланные Олегом, вернулись к нему и поведали ему все речи обоих царей, как заключили мир и договор положили между Греческою землею и Русскою и установили не преступать клятвы - ни грекам, ни руси. Русь в византийской дипломатии: договоры Руси с греками X в. Вопросы медиевистики. Литаврин Г. Византия, Болгария, Др. Русь IX - нач. XII в. Назаренко А. Древняя Русь на международных путях. Новосельцев А. Какие статьи договора относятся к экономической сфере, а какие — к политической? Каков был этнический состав русских послов, упомянутых в договоре? Какие специфически греческие реалии фигурируют в тексте договора? Почему в договоре противопоставлены русские и христиане? Можно ли на основании договора говорить о военном союзе Руси и Византии? Русская земля. Между язычеством и христианством. Условия договора 944 г. Статьи договора охватывали три больших раздела русско-византийских отношений: I. Торговые отношения сохранялись в полном объеме: « великий князь русский и боляре его да посылают во Греки к великим царям греческим послы и с гостьми». Но греки были озабочены тем, чтобы вместе с купцами из Русской земли не приходили случайные люди, которые творили разбои «в селах и в стране нашей». Поэтому пропускной режим для русских купцов был изменен. Если прежде личности русских послов и гостей удостоверяли печати - золотые и серебряные, то теперь греки требовали от них предъявления верительной грамоты, выданной великим князем, с указанием точного числа отправленных из Русской земли кораблей и людей: только тогда, сказано в документе, власти Константинополя будут уверены, что русы пришли с миром. Пришедшие же без грамоты подлежали задержанию до тех пор, пока киевский князь не подтвердит их полномочий. Тот, кто сопротивлялся аресту, мог быть умерщвлен, и князь не имел права взыскать с греков за его смерть; если таковому все же удавалось убежать и вернуться на Русь, то греки должны были написать об этом князю, а он волен был поступить как хочет. Купцы из Киевской земли продолжали пользоваться всеми льготами, предусмотренными для торговой «руси» по договору 911 г. Свобода торговли для них «и да творять куплю иже бе им надобе» была стеснена только ограничением на экспорт дорогих тканей: русские купцы не имели права покупать паволоки стоимостью свыше 50 золотников. Этот запрет был вызван тем, что византийские власти строго следили, чтобы пышность и роскошь, приличествовавшие богоподобному василевсу ромеев и императорскому двору, не сделались достоянием не только окрестных варваров, но и собственного населения, которому запрещалось покупать шелка больше, чем на известную сумму 30 золотников. Трон правителя Волжской Булгарии, с которым в 921 г. Печенеги, как пишет Константин Багрянородный, были готовы продаться с потрохами за шелковые ткани, ленты, платки, пояса, «алые парфянские кожи». Мирные договоры, венчавшие неудачные для империи войны с варварами, обычно содержали обязательство византийских властей выдать часть дани шелком, парчой, крашеными кожами и т. Этого добивался в 812 г. В 944 г. Контроль за вывозом тканей из Константинополя осуществляли имперские чиновники, которые ставили на полотне клеймо, служившее для русских купцов пропуском на таможне. Вопросы уголовного и имущественного права - смертоубийство «христианином русина или русином христианина», взаимные побои и кражи, возвращение беглых рабов - решались «по закону русскому и греческому». Несхожесть византийского и русского законодательства, обусловленная этноконфессиональными различиями, вынуждала стороны к определенному компромиссу. Так, за удар «мечом, или копием, или другим оружием» русин платил денежный штраф - «сребра литр 5, по закону русскому»; воров же наказывали «по закону греческому и по уставу и по закону русскому», - видимо, смотря по тому, кем был преступник: греком или русином. Грек, обидевший кого-либо в Русской земле, не должен был судиться судом князя, но подлежал выдаче на расправу византийскому правительству. Русские владельцы бежавших рабов были поставлены в лучшие условия по сравнению с греческими. Даже если раб, укрывшийся от них в Византии, не находился, они получали сполна его цену - две паволоки; в то же время за возвращение раба, совершившего кражу у хозяина-грека и пойманного с краденым на Руси, русам полагалось два золотника в награду. В сфере международной политики стороны заявляли о самом тесном союзе. В случае войны Византии с третьим государством великий князь обязывался предоставить императору военную помощь «елико хощет: и оттоле увидят иные страны, какую любовь имеют Греки с Русью». Игорь также давал обещание самому не воевать «страну Корсунскую» и защищать ее от набегов «пакостей» черных булгар - империя стремилась не допустить повторения крымского похода Песаха. Вместе с тем эта статья договора узаконивала присутствие киевских дружинников в Крыму. Военные услуги Игоря оплачивались византийским правительством: «да дамы ему елико ему будет». Как явствует из книги Константина Багрянородного «Об управлении империей», русы за свою службу просили также снабдить их «жидким огнем, выбрасываемым через сифоны». Однако им было отказано под тем предлогом, что это оружие послано ромеям самим Богом через ангела, вместе со строжайшим наказом, чтобы оно «изготовлялось только у христиан и только в том городе, в котором они царствуют, - и никоим образом ни в каком ином месте, а также чтобы никакой другой народ не получил его и не был обучен его приготовлению». Византийские власти проявили неуступчивость еще в нескольких вопросах. В частности, русы не имели права зимовать в устье Днепра и на острове Святой Эферий и с наступлением осени должны были идти «в домы своя, в Русь». Между тем херсонские рыбаки могли беспрепятственно ловить рыбу в Днепровском устье по словам Константина Багрянородного, где-то рядом находились также «болота и бухты, в которых херсониты добывают соль». С другой стороны, русы теперь не были обязаны, как прежде, помогать потерпевшим крушение греческим морякам: от русов требовалось всего лишь не чинить им обид. Пленные греки-христиане, попавшие на Русь, подлежали выкупу: за юношу или вдовицу давали 10 золотников; за человека средних лет - 8; за старика или младенца - 5. Пленного руса на константинопольском невольничьем рынке выкупали за 10 золотников, но если владелец его клялся на кресте, что заплатил за него больше, то платили столько, сколько он скажет. Договор 944 г. Как правило, ничего путного из этого не выходило: в схожих статьях обоих договоров одни детали выглядят «лучше», другие «хуже» для русов; ряд статей в договоре Игоря содержат новшества, неизвестные ранее. Мы не будем заниматься сравнительным анализом этих документов, потому что знаем, что они вообще несравнимы. Русская земля князя Игоря не была правопреемницей Руси вещего Олега, договоры 911 и 944 гг. Но если говорить об Игоре, то его выгоды были полностью соблюдены: он достиг всего, чего желал. В начале осени 944 г. На вопрос Игоря, что велел им передать император, они, согласно летописи, ответили: «Царь послал нас, он радуется миру и хочет иметь с тобою, великим князем русским, мир и любовь. Твои послы водили наших царей ко кресту, и мы посланы привести к присяге тебя и мужей твоих». Церемония была назначена на завтра. Поутру Игорь в сопровождении послов Романа отправился на холм, где стоял Перунов идол. Положив вокруг истукана щиты, обнаженные мечи и «золото», некрещеные русы поклялись свято соблюдать условия договора. Русы-христиане целовали крест на том же в киевской соборной церкви Святого Ильи. Затем Игорь отпустил послов, одарив их мехами, рабами и воском. На этом Русь «светлых князей» официально прекратила свое существование. Ее место в восточнославянском мире и в системе международных отношений заняла новая держава - Русская земля, Русь князя Игоря и его потомков - Игоревичей. Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Начало Ордынской Руси.

Нестор-летописец утверждал, что в поход снарядили 2000 кораблей, на каждом из которых находилось по 40 человек число практически невозможное. Олег двинулся на греков «на конях и кораблях». По всей видимости, конное войско двигалось до черноморского побережья, спуская корабли по Днепру, а затем пересело на корабли. Когда греки преградили врагу путь по Босфору, князь приказал поставить ладьи на катки и перебросить их в бухту Золотой Рог, откуда Царьград был более уязвим. Согласно летописи, вид «кораблей на колесах», не знающих преград, настолько поразил византийцев, что те сразу задумались о переговорах. Откуда же возник образ этих кораблей? Удивительно, но о нем упоминается как в самых разных мифологических, так и в серьезных военных трактатах. Подобные корабли даже использовались на карнавальных шествиях в Европе вплоть до Нового времени. Существовали ли они на самом деле? Безусловно, да. Например, античный автор Юлий Фронтин в своем произведении «Стратагемы», посвященном военным хитростям, рассказывает о том, как полководец Спарты по имени Лисандр оказался осажденным в афинской гавани и спас свои корабли, подложив под них катки и переправив в ближайший порт по суше. Двигались они при этом на всех парусах, подгоняемые ветром. Весьма впечатляющее зрелище! Но вернемся к походу 907 года. Даже если ладьи Олега и не шли под парусами как древнеримские, у варягов имелся опыт перетаскивания их волоком. Например, только так можно было переместить корабли от Ловати до Днепра.

944 г договор игоря византией. Русско-византийские договоры

Договоры с византией 911 944 971. Общая характеристика договоров руси и византии Великий князь Олег заключил первый мирный торговый договор Руси с Византией.
Общая характеристика договоров Руси и Византии (Русско-византийский договор 911 года Радзивилловская летопись (начало XIII века) лист 42).

Договор с византией 944 условия. Русско-византийские договоры

Литературные дневники / Стихи.ру Текст договора 911 года сохранился полностью в Лаврентьевской летописи. Анализ этого текста византинистом орским однозначно показал, что это перевод с греческого, сохранивший все черты стиля византийских документов подобного типа.
Русско-византийские договоры. Русско-византийские войны Текст документа включен в Первичную хронику (PVL) к югу от 911 года.[1] Текст также включает речи сторон по этому случаю.[требуется цитирование]. Договор начинается с длинного перечисления послов Руси.[2].

Русско-византийский договор (911). Русско-византийские договоры

Великий князь Олег заключил первый мирный торговый договор Руси с Византией. 2 сентября 911 года великий князь Олег, после успешной русско-византийской войны 907 года, заключил договор с Византией, который регулировал уголовные и гражданские отношения между русами и ромеями (греками). 2 сентября 911 года в Константинополе между Киевской Русью и Византийской империей был заключен международный договор, который регулировал русско-византийские отношения. Статья 8 договора 911 года отменила так называемое береговое право, т.е. право на людей и имущество с разбитого корабля. Договаривающиеся стороны обязались взаимно помогать в спасении людей и имущества и доставлять судно до Византии или Руси.

Русско-византийские договоры. Русско-византийские войны

В сентябре 911 года (по ПВЛ в 912 году из-за начала нового года с 1 марта) был заключен новый договор, список с которого полностью приводится в летописи. Договор пересказан на словах, формально-процессуальное содержание опущено. В сентябре 911 года (по ПВЛ в 912 году из-за начала нового года с 1 марта) был заключен новый договор, список с которого полностью приводится в летописи. 911 год – первый в истории Восточной Европы двусторонний письменный договор: выплата дани Руси; выгодные условия для русских купцов: лучшие места на торгу, отмена пошлины; отмена «берегового права»; военная взаимопомощь. Понятие берегового права и его зарождение. В средние века не законно проживающие на территории феодала иностранцы становились крепостными, и его имущество отходило в собственность феодалу. Основываясь на данной позиции, зародилось береговое право. 911 год – первый в истории Восточной Европы двусторонний письменный договор: выплата дани Руси; выгодные условия для русских купцов: лучшие места на торгу, отмена пошлины; отмена «берегового права» ; военная взаимопомощь. Почему Олега прозвали Вещим?

Договор с византией 944 условия. Русско-византийские договоры

Русско-византийский договор Текст договора 911 года сохранился полностью в Лаврентьевской летописи.
Договоры Руси с Византией — Рувики По иному предположению его рассматривают в качестве подготовительного договора к договору 911 года. Договор 911 года был заключён второго сентября после самого успешного похода дружины князя Олега на Византию.
Если русские придут не для торговли то пусть не берут месячины егэ В договор 911 г. вошли нормы двух основных областей права — публичного (регламентация отношений между государствами: военная поддержка, порядок выкупа пленных, порядок возвращения рабов; опре-деление норм международного морского права — отмена.
Торговый договор князя игоря с византией кратко Договор 911 года предписывает передавать имущество убийцы при его побеге ближайшему родственнику жертвы, что не имеет аналогов в византийском праве. Эпитет «боговдохновенный» в договоре 971 года неприменим к византийскому императору[1].
Торговый договор князя игоря с византией кратко Текст договора 911 года сохранился полностью в Лаврентьевской летописи. Анализ этого текста византинистом орским однозначно показал, что это перевод с греческого, сохранивший все черты стиля византийских документов подобного типа.

День в истории: заключен первый русско-византийский мирный договор

Текст договора 911 года сохранился полностью в Лаврентьевской летописи. Статья 8 договора 911 года отменила так называемое береговое право, т.е. право на людей и имущество с разбитого корабля. Договаривающиеся стороны обязались взаимно помогать в спасении людей и имущества и доставлять судно до Византии или Руси. Впервые договор вел. кн. Олега 911 года отмечается летописцем Нестором в его «Повести временных лет», завершенной им в 1093 году. Нестор указывает, что письменному договору 911 года предшествовал устный договор 907 года. походы на Византию, т.к. византийцы притесняли русских купцов (2 тыс. судов 80 тыс. воинов) 911 год – первый в истории Восточной Европы. Поход Олега на Царьград. Договор Олега с Византией. Договор 944 г. представляет собой развитие и уточнение положений договора 907/911 г., а не их отмену или пересмотр. В договоре отражены и новые политические реалии и учтен накопленный за 30 лет опыт взаимного общения. Береговое право — право, по которому жители морского побережья, побережья озёр, рек или его владельцы могли присваивать себе все произрастающее на принадлежащем ему берегу.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий