Оратор правильно использует во время выступления позы и жесты если он

Правильно использованные жесты способны многократно усилить воздействие слов, ошибочные же сведут на нет любое выступление, каким бы сильным и важным ни был бы текст. Жесты также могут вступать в противоречие со сказанным, вызывая у слушателя недоумение. оратор должен стоять перед аудиторией, не опираясь на стол или стул.

Как запомнить речь для публичного выступления?

  • Речь, которую произносит оратор
  • Ораторская речь и манеры как часть образа
  • Проекты по теме:
  • Библиотека
  • 12 простых приёмов ораторского искусства, которые из обычной речи делают речь великого оратора
  • Как правильно применять ораторские жесты. Развитие жестикуляции

Общие правила ораторской речи

Не бойтесь пауз. Испытывая стресс, мы часто склонны заикаться, терять мысль своего выступления. Поэтому необходимо периодически делать небольшие паузы. Это не только позволит вам сформулировать следующее предложение, но и придаст вес вашим словам. Президент Барак Обама прекрасно освоил искусство молчания, о чем свидетельствует его знаменитая речь после теракта в Орландо в июне 2016 года.

Первая минута — это главное. Первые 60 секунд вашего выступления имеют решающее значение для «захвата» аудитории. Исследования показывают, что, если в течение первой минуты аудитория не поймет, о чем вы говорите, вы потеряете ее внимание. Начните с какой-нибудь личной истории, которая будет близка всем и которая представит основную точку зрения того, о чем вы будете говорить дальше.

Если вы проанализируете самые известные теле- и интернет-выступления, вы заметите, что их «главная идея» раскрывается в самом начале. Например, Кен Робинсон1 начинает свое выступление, объясняя, что «Образование может дать нам доступ к будущему, которое мы даже не можем себе представить». Оставайтесь естественным. Нет ничего хуже, чем заметить, что кто-то зевает во время вашего общения с аудиторией или кто-то смотрит в свой смартфон, когда вы пытаетесь объяснить «главную идею».

Чтобы избежать «потери равновесия», сосредоточьтесь на людях, которые внимательно следят за вашим выступлением. Это также позволит вам выглядеть более естественным. Существует мнение, что публику надо рассматривать, как некую глобальную реальность, обращаться к которой необходимо совсем иначе, чем в жизни. Это не так.

Информация накрепко привязана к личности оратора: понравился оратор — понравится и то, что он проповедует. В ораторе аудитория хочет видеть прежде всего личность, индивидуальность, непохожесть на других Д. Карнеги подчеркивал: «Самое драгоценное для оратора - его индивидуальность, лелейте ее и берегите». Именно индивидуальность ораторской манеры - тот важнейший фактор, который побуждает слушать оратора. Запоминается личность, а вместе с личностью - идеи этой личности. Риторические позиции оратора в ходе выступления В процессе выступления каждый оратор занимает определенную риторическую позицию — то есть выбирает для себя роль, в которой он будет выступать. Таких риторических позиций можно выделить довольно много, назовем лишь наиболее типичные и часто используемые. Позиция информатора Такая позиция предполагает чистое изложение некоторого материала, сопровождающееся предупреждением о возможных ошибках в понимании. С этой позиции обычно излагается инструктивная или директивная информация.

Позиция комментатора Эту позицию обычно занимают, если аудитория основное знает и ждет дополнительных сведений и личных оценок. Позиция собеседника Эта позиция предполагает, что оратор разделяет интересы и заботы аудитории, выступает «на равных». Данная позиция предполагает, что оратор обращается к аудитории с просьбой высказать свое мнение, широко использует вопросы. Позиция советчика Позицию советчика обычно занимают, если слушатели хорошо подготовлены в базовой области. Оратор в таком случае лишь как бы «расставляет акценты». Позиция эмоционального лидера Эту позицию занимают в том случае, если в аудитории приподнятое настроение, если самого оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением. В позиции эмоционального лидера оратор чувствует себя достаточно свободно, допустимы импровизированные отступления от темы. Есть и риторические позиции коммуникативного самоубийства , которых рекомендуется всячески избегать. К таким, прежде всего, относятся позиция наставника оратор нравоучителен, категоричен ; позиция трибуна преувеличенный пафос , позиция просителя «потерпите, я скоро закончу».

Необходимо иметь в виду, что только выступления, длящиеся не более одной минуты, можно проводить с одной позиции; подавляющее большинство выступлений следует проводить, занимая поочередно разные позиции по ходу выступления. Важно продумать перед выступлением, какие позиции вы будете занимать, излагая материал. Внешний вид оратора Внешность оратора должна быть привлекательной, но в пределах нормы. Излишняя привлекательность выступающего отвлекает от содержания его выступления и снижает доверие к излагаемому им материалу. Мужчине лучше выступать в костюме, который должен быть умеренно модным. Женщина тоже должна быть одета умеренно модно; очень модно одетые женщины оцениваются аудиторией отрицательно. Костюм или платье не должны плотно облегать фигуру. Женщине лучше выступать без украшений, мужчине - убрать все из карманов записи, торчащие карандаши и ручки, газеты. Одежда оратора должна соответствовать его возрасту, всякие несоответствия в ту и другую сторону раздражают аудиторию.

Снижают доверие к оратору: одежда ярких, насыщенных цветов; слишком модная одежда; многочисленные украшения; кокетливые элементы женской одежды кружева, воланчики и др. Повышают доверие очки в темной оправе. Манера выступления П. Сопер писал, что манера выступления важнее, чем внешность оратора - манера заставляет забыть о внешности. Какова же оптимальная манера выступления? Она должна удовлетворять следующим требованиям. Энергичность изложения Все выступление должно быть энергичным от начала до конца. Энергия выступления передается слушателям, она держит их в напряжении и повышает доверие к содержащейся в выступлении информации. Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля озимой пшеницы».

Физическая бодрость, подвижность Уверенный внешний вид Уверенность оратора очень быстро передается аудитории, и она начинает воспринимать то, что говорит оратор, все менее и менее критически, все с большим доверием. Необходимо выше держать подбородок; стойте прямо, не наклоняясь; смотрите в глаза слушателям. Карнеги советует: «Смотрите прямо в глаза вашим слушателям и начинайте говорить так уверенно, как будто они все должны вам деньги... Представьте себе, что они собрались здесь, чтобы просить вас отложить срок уплаты». Дружеский, интимный тон Аудитория ждет от оратора дружеской, интимной беседы. Нужно пойти ей навстречу. Разговаривать с аудиторией надо как с одним человеком, в такой же непринужденной манере. Установлено, что чем более «своим» ощущает оратора аудитория, тем более она доверяет тому, что он говорит. Надо всячески подчеркивать общность ваших личных проблем, трудностей и интересов, проблем, трудностей вашей аудитории.

Не следует убегать из аудитории сразу после выступления, необходимо дать возможность подойти к вам, перекинуться репликами, задать вопрос, высказать свое отношение к изложенному вами - это тоже оставляет у аудитории положительное «послевкусие». Расположение в аудитории Оратору в аудитории лучше стоять, он должен быть хорошо виден. Стоять нужно перед аудиторией, а не среди нее. Трибуны, возвышения, эстраду рекомендуется по возможности использовать как можно меньше. Возвышаясь искусственно над аудиторией, оратор демонстрирует ей свое официальное превосходство, что противоречит правилу «интимности общения», которое очень эффективно в публичном речевом воздействии. Если слушателей менее 75 человек, то следует разговаривать с ними внизу, а не с возвышения, считает П. Движение Нельзя стоять в одной позе, необходимо двигаться Неподвижным ораторам аудитория не очень доверяет, считает их консервативно мыслящими. Движение оратора по аудитории повышает доверие к нему, усиливает симпатии аудитории. Ходить необходимо преимущественно не перед аудиторией, а в глубину зала, при этом не следует очень углубляться и доходить до последних рядов слушателей - в таком случае неуютно ощущают себя те, кто сидит впереди, они вынуждены оборачиваться вслед за оратором.

Лучше всего углубляться не более чем на треть длины зала и при этом, возвращаясь обратно, не следует поворачиваться спиной к залу, надо двигаться обратно «задним ходом». Походка оратора должна быть ровной, размеренной, без ускорений, несколько медленнее, чем обычная походка человека - только в таком случае походка разнообразит восприятие выступления, а не отвлекает от него. При ходьбе ни в коем случае нельзя раскачиваться - это очень отвлекает слушателей. Расхаживая по аудитории, оратору не следует фиксировать взгляд на чем-либо одном, поскольку это заставляет аудиторию перенести свое внимание на то, что разглядывает оратор. Приближайтесь к слушателям Спускайтесь в зал, ходите по аудитории медленно, и не очень злоупотребляя этим приемом , наклоняйтесь к слушателям. Если вы выступаете с возвышения - подходите к самому его краю. Из-за трибуны время от времени выходите и становитесь рядом с ней, либо вообще стойте рядом с трибуной, а не за нею. Взгляд Смотрите на аудиторию Взгляд оратора имеет для аудитории очень большое значение. Слушатели полагают, что если оратор на них смотрит, то их мнение и оценка для него важны, а это заставляет их слушать более активно и внимательно.

Кроме того, если собеседник смотрит на нас мало, мы считаем, что он к нам плохо относится «даже не взглянул! Оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них персонально. В большой аудитории следует разбить всех слушателей на сектора и переводить взгляд в процессе выступления с одного сектора на другой, не оставляя без внимания ни одного из секторов. Не выступать, глядя в «пространство», это вызывает недоверие и раздражение слушателей. Не смотреть в процессе выступления на пол, на ноги, в окно, в потолок, не рассматривать посторонние предметы. Это ведет к утрате контакта с аудиторией. Переводя взгляд по аудитории, делать это медленно. Смотреть на слушателей дружелюбно, взглядом, которым вы встречаете друзей. Делайте вид, что рады взглянуть на каждого, это вам приятно.

Позы и жесты Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты. Упор на обе ноги не должен быть одинаковым. В наиболее выразительных местах упор должен переноситься больше на носок, чем на пятку. Подбородок должен быть слегка приподнят. Грудь должна быть немного «выставлена», живот подтянут. Локти держите не ближе трех сантиметров от корпуса; если будете прижимать локти к туловищу, это будет свидетельствовать о вашей неуверенности; Лучше стоять, чем сидеть. Чем выше человек над аудиторией, тем сильнее его коммуникативная позиция правило «вертикального доминирования» , тем он убедительней. Не следует опираться руками о невысокий стол, слегка склоняясь над ним, это поза доминирования, которая отрицательно оценивается аудиторией. Это демонстрация агрессивности; данную позу называют иногда «позой самца гориллы».

От поведения оратора в аудитории очень часто зависит установление взаимодействия между оратором и аудиторией. При этом особое внимание следует обратить на ряд аспектов: 1 Восприятие оратора аудиторией первое впечатление. Это важно для каждого человека, но для оратора - вдвойне и даже втройне. Очень важно не обмануть ожиданий слушателей уже в момент своего самопредъявления. Все-таки я пойду ». Что же необходимо иметь в виду оратору для того, чтобы аудитория воспринимала его правильно? Во-первых , первое впечатление - очень сильное, яркое, оно хорошо запоминается. В дальнейшем его приходится корректировать, опровергать, менять, а это всегда предполагает большие усилия. Во-вторых , первое впечатление обычно далеко от истины.

Важно понимать, что темп речи очень сильно связан со свойствами личности и поэтому зачастую с трудом поддается корректировке. Некоторые люди, в силу своего характера, склада ума и привычек, говорят быстрее, другие медленнее. Если вы испытываете трудности при произнесении речи в быстром темпе, эффективным решением для вас могут стать дыхательные упражнения и тренировка быстрого произнесения различных скороговорок. Однако быстрый темп речи не всегда выигрышно звучит и как следует воспринимается аудиторией, а потому он подходит далеко не во всех случаях. Часто бывает так, что спокойная, медленная, обдуманная речь звучит гораздо убедительнее материала, отчеканенного скороговоркой, кроме того невысокий темп позволяет слушателям глубже вникнуть в суть поднимаемой проблемы, дает время проанализировать и усвоить сказанное. Отличного эффекта можно добиться при смене темпа речи по ходу выступления: чтобы сделать важный акцент на определенной мысли вам стоит всего лишь временно замедлить общий темп речи и произнести необходимую идею четко и медленно, или даже сделать перед этим небольшую паузу. Умение делать правильные паузы не менее важно, чем способность говорить быстро или медленно. Пауза во время произнесения производит такое же впечатление, как и внезапный звук во время тишины, она привлекает внимание. Кроме того, после паузы новая мысль часто звучит убедительнее, чем непрерывная последовательность произносимых идей. Многие паузы в речи соответствуют структуре текста и расположению знаков препинания, но иногда паузы могут выходить за замки письменной речи.

Паузы при произнесении речи могут быть следующими: Паузы хезитации при речевой импровизации - речевое колебание, связанное со спонтанностью речи, оно рождается непосредственно в момент речи, возникает проблема выбора речевых единиц слов и грамматических структур и планирования предложения в целом. Это тот случай, когда ваша мысль ускользнула, и вы ненадолго задумались над тем, о чем говорили ранее и хотите сказать в данный момент. Интонационно-логические, интонационно-синтаксические паузы необходимы для передачи интонации фразы и ее правильного смысла. Всем хорошо знаком банальный пример «казнить нельзя помиловать», в котором смысл фразы напрямую зависит от постановки паузы в правильном месте. Психологические паузы используются для смысловых и эмоциональных акцентов. Физиологические паузы обусловлены нашей особенностью произносить речь. Например, нам нужно вдыхать воздух для произнесения фразы и на этом вдохе возникает небольшая пауза, которая не имеет смыслового или иного оттенка. Ситуативные паузы связаны с тем, что мы не можем быть отделены от внешнего окружения. Пауза может возникнуть при неожиданном вопросе или внезапном громком звуке из зала. Эти паузы также являются частью нашего публичного выступления и возникают часто по объективным причинам, не зависящим от оратора.

Специалисты выделяют несколько общих правил эффективного использования пауз в речи: Короткие паузы воспринимаются лучше длинных. Только половина среднестатистических слушателей в состоянии как следует понять фразу, содержащую более 13-15 слов. К тому же, одна треть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова в рамках одного предложения, вообще теряет связь с его началом. Поведенческие приемы Ниже приведены основные рекомендации по поведению оратора перед аудиторией. Все эти рекомендации поделены на 3 группы: позы, жесты, мимика. Главный принцип поведения на сцене — общественно приемлемое поведение, при котором оратор чувствует себя свободно, естественно и уверенно. Если же вы пытаетесь сознательно контролировать свою позу, жесты и мимику в процессе выступления, вы рискуете выглядеть неловко, слишком напряженно и упустить другие более важные детали выступления, касающиеся его содержательной стороны. Поза оратора напрямую зависит от личных качеств выступающего и обстоятельств произнесения речи. Если попытаться найти наиболее общие рекомендации относительно позы, можно процитировать слова Хайнца Леммермана о том, что хороший оратор не является ни непоседой, ни столбом. Лучше всего, когда поза выступающего выражает спокойствие и уверенность, а его жесты свободны и хорошо координированы, а не небрежны и вызывающе хаотичны.

Совет: жестикулируйте для акцентирования внимания. Они предназначены для эмоционального усиления речи. Используя эти жесты, оратор добавляет выразительности речи. Такими жестами можно изображать радость, грусть, гнев, спокойствие, волнение, восторг, недоумение и т. Сложно привести пример такого жеста. Потому как они, как правило, спонтанно проявляются в нашей речи.

Но в то же время их можно встретить практически в любом выступлении. Совет: жестикулируйте для того, чтобы завести аудиторию.

Тема 6. Поведение оратора в аудитории

Эти и другие вопросы в той или иной форме задают участники тренингов по публичным выступлениям. Иногда со стеснением, иногда с улыбкой, иногда на полном серьезе требуют точно указать «под каким градусом держать ладонь правильно», но так или иначе вопросы о жестикуляции есть и интересуют людей. Четыре предложения о важности жестов Не будем долго убеждать читателя в том, что жесты — это как верхушка айсберга: всего лишь малая часть, но видно именно её, поэтому часто нелепые движения или, например, постоянно живущая рука в кармане бросаются в глаза аудитории и начинают оттягивать на себя внимание. Жесты и вообще невербалика помогает нам подчеркивать или усиливать свои слова. Попробуйте провести эксперимент: говорите о чем-нибудь собеседнику, вообще не используя движений спрячьте руки за спину и вы почувствуете, что так и хочется взять и каким-то жестом сопроводить свои слова для большей выразительности спросите об этом партнера и он скажет то же самое. Жесты идут «нога в ногу» смайлик с нашей речью и мы ими должны умело пользоваться.

Запрещенные приемы Давайте сперва разберемся с движениями, которые перед публикой лучше не совершать. Cкладывать руки за спиной. Такое положение рук воспринимается зрителем как скрытность спикера. Cкладывать руки на груди — это читается словно «не хочу с вами разговаривать, меня вынудили, оставьте меня». Прятать руки в карманы.

Но здесь есть пара оговорок.

Оратор Демосфен — образчик того, как добиваться вершин с помощью усердных тренировок и тщательной подготовки к выступлениям. Но вернёмся в сегодняшний день и посмотрим, какие ещё несколько приёмов ораторского искусства можно взять себе на заметку. Приём «Король говорит» Этот приём является основным приёмом риторической стратегии и означает, что оратор ставит себя в положение непререкаемого авторитета, ведущего обсуждение предлагаемой темы. Это подразумевает, что оратор владеет знаниями и опытом в данной области, и его мнение заслуживает доверия.

Этот прием позволяет убедительнее выражать свои мысли, увеличивая тем самым эффективность коммуникации со слушателями. Так говорили древние греки. Только тот, чья речь богата знаниями и силой убеждения, чей голос звучит уверенно и звучно, чья дикция достаточно членораздельна для понимания, способен влиять на людей, управлять ими, менять их психику и т. Но помните: чем больше ваш речевой инструментарий и степень влияния на аудиторию, тем больше ответственности лежит на вас за последствия своего воздействия на неокрепшие умы. Фильтруй базар, как говорится.

Приём «Собака на сене» Название этого приёма происходит от старой европейской народной сказки «Собака на сене», где главный герой, собака, не может выбрать между двумя кормами и остается в итоге ни с чем. В ораторском искусстве это означает, что говорящий критикует определенные действия или решения, но сам не предлагает конструктивных альтернативных вариантов или решений. Этот приём может быть использован, чтобы заставить аудиторию начать обдумывать возможные решения или другие варианты действий. Однако, применение «Собаки на сене» может иметь отрицательное влияние на слушателей, так как может произвести впечатление, что говорящий просто критикует без какой-либо практической пользы. Поэтому, его следует использовать с осторожностью и только если это имеет смысл в данной ситуации.

Повторение Повторение — это ритмическое повторение звуков, слов или фраз, нацеленное на усиление эффекта и запоминающегося впечатления от услышанного. Пример: «Я люблю тебя, я просто не могу жить без тебя, я всегда буду рядом с тобой». Анафора Анафора — это повторение одного и того же слова или группы слов в начале нескольких последовательных предложений. Пример: «В каждом деле — своя польза, в каждой мудрости — своя суть, в каждом афоризме — своя истина». Пример: «Я хочу пиццу, он хочет пиццу, мы все хотим пиццу!

Эффект перифраза Эффект перифраза — это приём, при котором понятие описывается более сложным и детальным способом, чем просто названо.

Пантомимика и внешний вид оратора Оратору следует обратить внимание и заранее продумать свое расположение перед аудиторией, позу, жесты, использование видео- и аудиоматериалов, презентации и пр. Если предусмотрена трибуна, то целесообразно пользоваться ею. Если трибуна не предусмотрена, то рекомендуется выступать стоя перед аудиторией, а не сидя. В этом случае необходимо продумать положение рук и ног, основные жесты и расположение мебели стол, стул вокруг себя.

Следует избегать поз и жестов закрытости, которые могут быть интерпретированы слушателями как неопытность, застенчивость и неподготовленность оратора. На «закрытость» говорящего указывают: пересечение ног, переплетение рук на груди, соединение их впереди себя или за спиной. Недопустимо во время выступления держать руки в карманах или на поясе, сжимать кулаки. Открытая поза создается равномерным распределением веса на ноги, расположением расслабленных рук вдоль тела в одной руке может быть текст выступления или микрофон , естественностью движений, обращенностью лица и корпуса к слушателям. Не рекомендуется выступать стоя за столом, поскольку он «разделяет» оратора и аудиторию, тем самым, снижая силу речевого воздействия на неё.

Нежелательно облокачиваться на стену, мебель или держаться за них. Если на сцене предусмотрен стол, то лучше встать сбоку от него в случае, если на нем лежат бумажные материалы, пользуемые оратором во время выступления, или оставлять стол за спиной. В случае использования наглядных материалов во время выступления целесообразно пользоваться короткой указкой, а не рукой и не пальцем. Не рекомендуется поворачиваться к аудитории спиной. Если это неизбежно, то обращение к слушателям спиной должно сочетаться с паузой в речи.

Жестикуляция должна соответствовать эмоциональности речи. Спокойная, эмоционально нейтральная речь оратора сопровождается умеренными, небольшими по объему жестами рук. Чем выше экспрессивность высказывания, тем масштабнее жесты оратора. Оратору необходимо продумать свой внешний вид одежду, прическу, обувь. Главный принцип — одежда должна соответствовать месту и аудитории.

Например, академическая речь предусматривает деловой стиль одежды, торжественная речь — праздничный наряд. Грамотно используя свой внешний вид, оратор может ещё до начала произнесения речи вызвать положительный настрой у аудитории. В психологии известен тот факт, что нам нравятся те, кто на нас похожи. Если оратор в своем облике повторяет типичный образ среднестатистического представителя аудитории, перед которой он выступает, то он тем самым повышает свои шансы на успех. Следует помнить, что неопрятность, нечистоплотность оратора, неприятный запах, также как и слишком сильный запах парфюма, как правило, вызывают негативные эмоции у слушателей.

Подготовка выступления Любая речь должна быть тщательно подготовлена. Основные правила подготовки речи следующие. Правило 1. Выдели время для подготовки речи. Каждая удачная речь тщательно готовится оратором.

Экспромт в публичном выступлении, как правило, неудачен, либо требует значительной опытности оратора. Авраам Линкольн подолгу готовился к каждой речи несколько дней, при этом он делал записи на клочках бумаги, помещал их в свой знаменитый цилиндр и постоянно носил с собой. Затем за письменным столом составлял из них свои речи. Правило 2. Работай систематически.

Попробуйте провести эксперимент: говорите о чем-нибудь собеседнику, вообще не используя движений спрячьте руки за спину и вы почувствуете, что так и хочется взять и каким-то жестом сопроводить свои слова для большей выразительности спросите об этом партнера и он скажет то же самое. Жесты идут «нога в ногу» смайлик с нашей речью и мы ими должны умело пользоваться. Запрещенные приемы Давайте сперва разберемся с движениями, которые перед публикой лучше не совершать. Cкладывать руки за спиной. Такое положение рук воспринимается зрителем как скрытность спикера. Cкладывать руки на груди — это читается словно «не хочу с вами разговаривать, меня вынудили, оставьте меня». Прятать руки в карманы. Но здесь есть пара оговорок. В целом нет ничего предосудительного если, конечно, позволяет аудитория и мероприятие , если спикер положит руку в карман для непринужденности и неформальности. Но оговорка первая: не на все время выступления.

Вторая оговорка: не обе руки, а одну. И еще: только если спикер уверен, что может себе это позволить здесь и сейчас.

Поза и мимика оратора

Символические жесты. Несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности отмашка кистью правой руки , жест противопоставления кисть руки исполняет в воздухе движение «там и здесь» , жест разъединения ладони раскрываются в разные стороны , жест обобщения овальное движение двумя руками одновременно , жест объединения пальцы или ладони рук соединяются. Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость … Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А. Кони, «лицо говорит вместе с языком». Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное, и даже дружественное отношение, а не сердитое.

После ораторского выступления необходим анализ, вывод. Таким образом, обобщая можно сказать, что жестикуляция, мимика и позы важны во время выступления, но перебарщивать не стоит, докладчик будет выглядеть нелепо и не заинтересует публику. Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших фактором , определяющим шансы добиться успеха в бизнесе , служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять — от его умения общаться с людьми. Таким образом, нельзя не согласиться, что проблема общения людей является актуальной. Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями.

Следите за осанкой! Для того, чтобы принять правильную позу, представьте, что к вашей макушке привязана нить, тянущая вас вверх. Тело должно быть выпрямлено, подбородок приподнят, а взгляд направлен параллельно полу. Расправьте плечи. Приподнимите плечи немного вверх, затем максимально отведите их назад и резко бросьте вниз. Руки должны быть расслаблены и висеть вдоль туловища. Разверните ладони передней стороной к слушателям. При необходимости слегка приподнимайте их вверх и опускайте вниз плавно.

Адаптируйте позу! Подкорректируйте получившуюся позу под себя так, чтобы вы чувствовали себя максимально комфортно. Однако следите за тем, чтобы она не сильно отходила от классической. Не забывайте о комфорте! Не забывайте о том, что личный комфорт является непременным условием успешного выступления.

Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку трудуили, вернее, результату подготовки. Не видимый ни для кого предварительный труд — основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует а почувствует он непременно и вскоре же , что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что осталось сказать». В-третьих, волнение может быть творческое.

Волнение — эмоция тонизирующая. Творческое волнение дает возможность выступающему «быть в ударе», что в спокойном состоянии невозможно, речь с пафосом не может быть произнесена без волнения. Значит, такое волнение может быть благоприятным фактором для успеха речи. Какие приемы борьбы с волнением предлагают современные руководства по риторике? Если повысить эмоциональность и громкость речи, то страх уходит, со стрессом можно справиться. Существуют методики по дыхательным упражнениям для управления стрессом. Например, вы часто испытываете страх, начинаете быстро задыхаться при стрессе, теряете чувство контроля, когда вас ставят в затруднительное положение неожиданным вопросом. Несколько советов, которые дает Дейвис в книге для политиков «Ваш абсолютный имидж»: 1. Посмотрите на себя в зеркало и вдохните.

Поднимаются ли у вас плечи и грудь? Вы слышите звук своего вдоха? Вы когда-то уже испытывали такое чувство? Лягте на пол, растянувшись во всю длину, прижмите шею и плечи к полу. Подложите под голову подушку или книгу для сохранения естественного прогиба позвоночника. Следите за тем, чтобы шея и плечи были не напряжены. Положите руку на живот, сделайте глубокий вдох и затем зевните. Вздохи и зевота — инстинктивная реакция организма на снятие напряжения путем прерывания и замедления дыхания. Следите за тем, чтобы вздохи и зевки шли на брюшной полости, а живот втягивался бы при произнесении звука.

Представьте, что на ваших плечах тяжелое пальто и его надо сбросить с себя: для этого вы приподнимаете плечи, потом назад — пальто скинуто вниз, прямо на пол. Плечи расправлены, руки расслаблены и свободно висят вдоль туловища. Теперь можно эту позу оратора подкорректировать под себя: подвигайте немного всеми частями тела на 1-2 сантиметра в разных направлениях. Помните, чтобы вам было удобно и для своих слушателей вы выглядели наилучшим образом. Начните тренировать ОПО задолго до предстоящего выступления. Поза оратора может вам пригодиться в любой момент.

Возможно, вам неожиданно предоставят слово на совещании. Или на вечеринке попросят сказать тост. И вы автоматически, не думая ни секунды уже тренировались много раз , принимаете эту позу правильно и уверенно начинаете говорить. Сначала вы кажетесь уверенным, постепенно у вас увеличится и внутренняя уверенность. Конечно, оратор не должен на протяжении всего своего выступления стоять в ОПО. Нужно и менять позу, и перемещаться, и жестикулировать!

Особенности взаимодействия оратора и его аудитории

Александров Д. Анцупов А. Конфликтология: Учебник для вузов. Введенская М. Культура и искусство речи. Деловая риторика: учебное пособие для вузов. Головин Б. Основы культуры речи.

Грайс Г. Граудина Л. Теория и практика русского красноречия. Дональдсон М. Умение вести переговоры: Пер. Зарецкая Е. Логика речи для менеджера.

Теория и практика речевой коммуникации. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Клюев Е. Риторика Инвенция. Элокуция : Учебное пособие для вузов. Кнебель М.

Слово о творчестве актера. Кохтев Н. Искусство публичного выступления. Кузин Ф. Культура делового общения.

Чтобы произошел такой щелчок, важно делать это упражнение не менее 30 минут за один раз. Желательно взять не одну модель, а четыре-пять. Чтобы быть не абсолютной копией какого-либо человека, а взяв понемногу от нескольких успешных ораторов и добавив к их манере выступления что-то свое, вы создали бы свой уникальный стиль.

Соответствие мимики, жестов и слов Чтение следующий абзацев потребует от вас хорошего воображения — умения создавать внутри себя небольшие видеоклипы… Потому что речь пойдет о соответствии жестов и слов! Когда жесты соответствуют произносимому тексту — то всё идеально! Визуальный видеоряд хорошо иллюстрирует то, о чем говорится, что облегчает восприятие информации. И это хорошо. Чтобы развить такие поясняющие, «говорящие» жесты, можно использовать упражнение «зеркало». Бывает так, что жесты мелькают хаотически, подобно белому шуму, то есть никак не соотносятся с произносимыми словами… Это обычно слегка раздражает. Кажется, что оратор суетится, делает много лишних движений, непонятно к чему, непонятно зачем. Чтобы избавиться от такой беспорядочной жестикуляции, иногда рекомендуют взять по большой толстой книге в обе руки.

Делать нефункциональные жесты с такими утяжелителями становится затруднительно. От мелких перебирающих движений пальцами помогает также такой прием: вы замыкаете большой и указательный палец в круг овал так, что подушечки пальцев упираются друг в друга. Приём вроде совершенно простой, но работает очень эффективно! Помимо улучшения жестов, повышается также и уверенность в себе! Но то, что действительно способно нанести непоправимый вред выступлению оратора — это несоответствие жестов произносимым словам. Соответственно во всех случаях, когда жесты говорят одно, а смысл слов другой — у слушателя внутри возникает некий ступор и непонимание… и, как следствие, снижается доверие к словам оратора. Мораль — будьте бдительны :- По возможности прорепетируйте свое выступление, обращая внимание на то, какие жесты вы используете в ключевые моменты. Подсказка: легче проанализировать свои жесты, когда вы репетируете без слов.

Если при этом смотреть на себя в зеркало — то ещё проще увидеть, что именно говорит ваше тело. Быть или не быть… вот в чем вопрос… А может, совсем отказаться от жестов?

Энумерация Энумерация — это перечисление нескольких элементов или качеств. Пример: «Он был храбрым, сильным, умным и решительным человеком, который всегда добивался своей цели». Олицетворение Олицетворение — это прием, при котором неодушевленные предметы наделяются человеческими качествами. Пример: «Врата во сне закрываются тебе не просто так, лучше не идти дальше». Попробуйте самостоятельно потренироваться, используя эти приемы во время подготовки презентаций, выступлений, видеозаписи.

Эти и другие приёмы настолько мощные, что в своё время переворачивали политические устои в государствах. Представьте, какую пользу эти техники могут принести вашему бизнесу! Однако надо заметить, что самостоятельным тренировкам, например, Демосфена предшествовали занятия с его другом, актёром театра по имени Исей, который и посвятил будущего великого оратора во все тонкости речевых техник. Под руководством профессионала речевого жанра и нужно проходить обучение по технике речи и ораторскому искусству. Ещё раз коротко пройдёмся по теме этой статьи Ораторскому искусству учит наука о красноречии — риторика. Это искусство убедительного общения, которое ставит своей целью воздействовать на аудиторию с помощью языка и речевых приёмов. Она занимается изучением и обучением способности к аргументации, логическому мышлению, составлению речей и выступлений.

Таким образом, риторика является одним из основных инструментов, которыми пользуются ораторы, чтобы донести свои мысли и убедить аудиторию в их правильности. Чтобы освоить искусство красноречия нужно много упражняться. Понимаю, что это не всегда легко. Но вряд ли вам прямо завтра нужно выступить перед аудиторией на несколько сотен человек. Развивайте навык постепенно — скажите красивый тост на семейном мероприятии, необычными словами поздравьте коллегу с днем рождения. Цель — расширить зону комфорта, постоянно совершенствуясь и приобретая реальный опыт в разных ситуациях. Для этого я и привела в пример 12 приёмов ораторского искусства, тренируйтесь чаще, и всё у вас получиться.

Импровизация — это тщательная подготовка Чтобы красиво и правильно говорить, нужно больше полагаться на подготовку, а не на импровизацию.

Пример из книги Р. Таким образом, то, ЧТО мы говорим, помогает воздействовать на сознание слушателей. А то, КАК мы говорим, т. А в споре сознательного и бессознательного, как известно, выигрывает последнее. Поэтому особое внимание важно обращать на так называемую постановку на публике и телесные параметры. В этом разделе мы разберем каждый из них в отдельности. Основная позиция оратора. Жесты и база рук. Контакт глаз.

Теперь рассмотрим подробнее то, что используется в любом типе коммуникации. И в который раз выпустим Мастера на сцену, чтобы оценить, насколько он преуспел в ораторском мастерстве. Уже давно его ученики заметили, что Мастер весьма уверенно и свободно ведет лекции. И никак не могли понять, в чем же дело? А дело все как раз в жестах Мастера и в том, как он появляется на публике. Основная поза оратора Поза, которую принимает оратор во время выступления, влияют на его восприятие публикой, ибо, как известно, у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Поэтому тренируем основную позу оратора, чтобы тело ее запомнило. Прямо сейчас встаем перед зеркалом и начинаем. Ноги на ширине плеч «Оратор — подопри гора» с широко расставленными ногами смотрится слишком авторитарно. Вместе с тем «оратор — оловянный солдатик» со слишком маленьким расстоянием между ногами смотрится неустойчиво, а потому неуверенно.

Носки врозь на 30—35 градусов Носки внутрь характеризуют оратора как неуверенного в себе. Носки наружу слишком широко — походка Чарли Чаплина. Колени прямые, пружинящие Ноги, с одной стороны, не должны быть слишком согнутыми в коленях оратор, от страха стекающий на пол , а с другой — не должны быть напряженными как кузнечик — коленками назад. В идеале колени должны быть чуть-чуть расслабленны. Одна нога на полступни впереди другой. Если же вес тела перенести на отставленную назад ногу, то сложится впечатление отстраненности от них. Прямая осанка Представьте себе елочную игрушку, подвешенную к потолку. Все тело выпрямляется. Подбородок — на уровень допустимой надменности. Взгляд параллельно полу.

Распрямляем плечи Представьте, что вы сбрасываете тяжелую шинель мужчины или дорогую шубу женщины. Для этого приподнимаем плечи вверх, затем отводим их назад и потом снова бросаем вниз.

Секреты успешного публичного выступления

Для имиджа важна правильная речь, поэтому при подготовке к выступлениям посещают занятия по ораторскому мастерству и «ставят» голос. Произнося речь, вы привлекаете внимание манерой говорить и удерживаете его качеством текста и грамотной подачей. Как известно, деловая коммуникация может осуществляться не только вербальными средствами (устная и письменная речь), но и невербальными средствами. В речи оратора они тесно взаимосвязаны между собой. Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты!» Не случайно, что в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. Не смотреть в процессе выступления на пол, на ноги, окно, в потолок, не рассматривать посторонние предметы. Выступая перед аудиторией, следует использовать такие жесты оратора.

Красноречив как Цицерон: как научиться выступать публично

то, что он сказал. это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей выступающего. Это по сути и проявления его настроения и мыслей. Жесты и мимика – это только помошники слова. При умелом использовании они могут сделать мысли ясней, а чувства ярче. При неумелом управлении ими – затемняется смысл, затрудняется восприятие речи, портится впечатление от выступления. 7) Значение контекста для толкования жестов: кроме учета совокупности жестов и соответствия между словами и телодвижениями, для правильной. Вестник науки и творчества. интерпретации жестов необходимо учитывать контекст, в котором живут эти жесты.

ВНЕШНИЙ ОБЛИК ОРАТОРА, ЕГО ПОВЕДЕНИЕ, МАНЕРЫ, ПОЗЫ.

Конечно, реальный процесс общения значительно сложнее и приведенная здесь схема сильно его упрощает. Как и наши древние предки, мы подвластны распространенному в животном мире весьма общему поведенческому закону - закону подражания. Вероятно, он и лежит в основе таких явлений человеческого общения, как эмпатия. Все это свидетельствует о том, насколько важно для любого, кто часто говорит публично, владеть движениями своего лица и тела и уметь использовать их в качестве эффективных средств воздействия. Как этому научиться? Что для этого нужно знать? Совершенно ясно, что полная неподвижность во время речи невозможна и невыгодна. Чрезмерная подвижность тоже не годится: она только отвлекает внимание от смысла, а не помогает восприятию и пониманию. Значит, движение на трибуне вообще перед слушателями должно с чем-то соразмеряться.

Существует общее правило: чем живее чувство, тем живее движение. В актерской и ораторской практике издавна принято выделять три «ступени» подвижности, определяющиеся размахом, амплитудой движения рук, - так называемые «малое», «среднее» и «большое» движение. При «малом» движении рука может подниматься и опускаться не выше уровня локтя. Кстати, имеется в виду, что человек, приступающий к речи, стоит свободно, спокойно опустив руки, а не вытянув их по швам. Еще один существенный принцип: движение должен быть естественно и разнообразно. Вам нужно научиться во время выступления чувствовать себя раскованно - не только духовно, но и телесно.

При этом утвердились определенные штампы: — ладонь вытянутой руки, обращенная в аудиторию, означает — «Подождите! Логически размеренную и спокойную речь обычно характеризует плавное проявление регуляторов. В условиях возбуждения говорящий начинает дергаться, хвататься за галстук, одергивать одежду, теребить волосы и т. Такое поведение воспринимается негативно. АДАПТОРЫ объединяют три группы специфических движений рук: а почесывание, подергивание отдельных частей тела; б касания, пошлепывание слушающих; в поглаживание, перебирание, перебрасывание каких-то предметов карандаша, пуговиц, ключей и т. Эти жесты являются в некотором роде привычками, в большинстве своем нежелательными, а иногда и вредными, в связи с этим жесты-адапторы воспринимаются слушающими негативно. Если, скажем, говорящий усердно разъясняет какое-нибудь положение инструкции, а сам теребит пуговицу или мнет в руках книгу, то предмет его разъяснений обычно проходит мимо слушателей. Примером могут служить сжатые вместе по манере рукопожатия руки: а сжатые на уровне груди неоднократно потрясаемые в сторону какого-то человека или группы лиц означают «Здравствуйте»; б сжатые и поднятые над головой означают «До свидания! Ораторы нередко пользуются такими жестами, стараясь показать свое расположение к аудитории. Однако бывают случаи, когда они ошибаются, если теми же эмблемами общаются с иностранцами. У американцев, например, сжатые в кистях и поднятые над головой руки означают «Победа! Кроме того, то же самое значение имеет эмблема в виде двух разведенных пальцев руки по форме «V» первая буква слова «victory» — победа. Таким образом, эмблемы формируются в социально-культурной среде человеческой общности, а поэтому несут на себе национально-психологический отпечаток. Говорящий должен усвоить себе весьма важную истину: нельзя ошибаться в применении эмблем. Это движения различных частей тела, но в первую очередь, конечно, лицевых мышц человека. В виду особо важной роли, которую играют лицевые мышцы в системе речевого поведения человека, мы остановимся на этой проблеме более подробно. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой «чтения» лица человека. Ваша мимика и жесты дают человеку куда больше впечатлений, чем все, что вы произносите. Жестами вы сконцентрируете внимание на важности информации. При жестикулировании существует три правила: первое — не кладите руки в карманы; второе — не прячьте их за спину; третье — не занимайте их посторонними предметами. Руки — это помощники, которые всегда должны быть свободными и готовыми объединиться в единое целое с вашими мыслями. Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку. Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно. Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, и не отбрасывайте голову назад, так как этим вы отталкиваете аудиторию и задерживаете поток психологической энергии, который должен динамично влиять на присутствующих. Обязательно двигайтесь. Нужно показать себя живым, энергичным, динамичным. Ваши движения должны быть короткими, точными и убедительными. Когда вы хотите что-то подчеркнуть, подайтесь телом навстречу аудитории или воспользуйтесь жестом приближения вашего тела к присутствующим. Если есть возможность приблизиться к аудитории, то сделайте это тогда, когда вы хотите сообщить ей что-то важное донести и убедить присутствующих в вашей правоте. Искусство «чтения» лица известно с глубокой древности. Психологи потратили много сил и времени, пытаясь найти сходство между чертами лица и характером. По выражению лица, пишет известный советский психофизиолог С. Геллерштейн, «мы научаемся читать тончайшие оттенки многих душевных состояний. Даже столкновение противоположных чувств, их борьба и смятение отражаются в характерных внешних признаках и распознаются глазом наблюдателя». Уже давно экспериментально доказано, что весь спектр эмоциональных переживаний человека отражается на его лице в небольшом количестве экспрессии. В настоящее время можно вполне обоснованно утверждать, что в арсенале психологии имеется вполне конкретный подход к сущности отражения на лице человека всего спектра его эмоциональных переживаний. Чтобы научиться управлять своим лицом и тем самым оказывать положительное влияние на собеседника, руководитель любого ранга должен иметь об этом конкретные представления. Экспрессии лица — это отражение эмоциональных переживаний. По ним можно судить о том, как человек относится к реальной действительности. Знание системы экспрессии дает в руки руководителю эффективный инструмент диагностики. Но это только одна сторона дела. Другая же состоит в том, что если намеренно создать на своем лице, скажем, экспрессию радости, то через некоторое время через 10-15 минут мы действительно начнем радоваться, если печали — печалиться т. А это значит, что руководитель становится обладателем методики, которая дает ему возможность сознательно управлять арсеналом своих эмоций. Постоянно удерживайте зрительный контакт с аудиторией.

Показывающий участник использует, а попутно и развивает два типа жестов: Изобразительные жесты, с помощью которых он показывает загаданное слово. Указательные жесты, которыми одобряет правильные версии и отсекает неправильные. Или показывает в каком направлении развивать мысль, искать синонимы и подобные понятия. Когда слово отгадано, показывающим становится тот, кто его угадал. Для тренировки можно взять любой художественный текст, к примеру, А. Смотрите видео, где я поделилась парой упражнений, которые помогут разогреть руки, чтобы сделать их пластичными. И демонстрирую выполнение этого упражнения. Заинтересованы выглядеть уверенно и профессионально как спикер? Тогда вам как можно быстрее надо заняться выработкой естественных и красноречивых ораторских жестов. Источник О чем могут рассказать жесты? Люди, при непосредственном контакте друг с другом, используя мимику, язык тела и жестов вносят в повествование яркие краски. Появляется возможность понять, заинтересовала собеседника эта тема или оставила равнодушным. Невербальное общение. Правда или миф? Некоторые сомневаются в существовании языка тела, считая все разговоры на эту тему пустым вымыслом. Противники теории поз и жестов утверждают, что изменение положения тела происходит совсем по иным причинам. К примеру, при положении сидя человеку удобней скрестить руки, если нет подлокотников, а вовсе не потому, что тот мизантроп. Зевать начинают не только от того, что начинают скучать. Недостаток кислорода в тесном кабинете или переутомление могут спровоцировать этот процесс. Следовательно, до формулировки выводов необходимо понять, почему собеседник начал активно жестикулировать или вращает в руках какой-либо предмет. Раскрыть язык жестов поможет эксперимент. А испытуемыми могут стать друзья и родственники, мимика, позы и жесты которых в разных жизненных ситуациях меняются. Но ни в коем случае не стоит навязываться и давить, иначе можно нанести урон многолетней дружбе и хорошим отношениям. Невербальные средства коммуникации Невербальным средством общения является процесс передачи мыслей без использования речи — второй сигнальной системы. Каждый из нас, общаясь с оппонентом, грамотно излагающим суть дела и аргументирующим фактами, зачастую чувствует в его словах некий подвох. Но, несмотря на достоверность и правдивость сведений, интуиция подсказывает, что не стоит целиком полагаться на этого человека. И при дальнейшем общении ощущается дискомфорт, человек ищет, к чему бы придраться. И, действительно, собеседника выдают изменения мимики, позы и жестикуляции, противоречащие его гладкому изложению. Появляется некое несоответствие и возникают серьезные опасения, что он действует совсем не в ваших интересах. Умение правильно читать секретный язык жестикуляции позволит избежать неприятных ситуаций. К примеру, специалистам в области HR без знаний о скрытых намерениях потенциальных служащих не обойтись. Человеку трудно долго сдерживать эмоции, они должны найти выход. Но в силу обстоятельств, правил приличий и норм общества мы не вольны отдаваться на волю чувств и выражаем их, меняя позу, мимику и жесты. Нередко такое поведение становится нормой и превращается в привычку. Примеры невербального общения Существует распространенный метод налаживания контакта с новыми знакомыми: следует копировать его жесты и позы. Если собеседник скрестил руки, можно повторить это телодвижение. Данная манипуляция способствует невербальному единению. Существует целый свод таких небольших хитростей.

Таким образом оратор приближается к своим слушателям. Перенос веса тела, напротив, отстраняет оратора от его аудитории, создавая между ними барьеры восприятия. Стоит отметить, что принимать подобную позу можно, слушая вопросы, но тело, тем не менее, все же должно быть обращено в сторону слушателей. Глядя на тело оратора, вы смоете с легкостью определить, где именно находится центр движения и куда оно направлено. У мужчин он чаще всего приходится на область таза, из-за чего он нередко заметно выпячивается вперед. А также — от груди вниз; в этом случае оратор выглядит зажатым и сутулым. Следите за осанкой! Для того, чтобы принять правильную позу, представьте, что к вашей макушке привязана нить, тянущая вас вверх. Тело должно быть выпрямлено, подбородок приподнят, а взгляд направлен параллельно полу. Расправьте плечи. Приподнимите плечи немного вверх, затем максимально отведите их назад и резко бросьте вниз. Руки должны быть расслаблены и висеть вдоль туловища. Разверните ладони передней стороной к слушателям.

12 простых приёмов ораторского искусства, которые из обычной речи делают речь великого оратора

это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей выступающего. Это по сути и проявления его настроения и мыслей. Как известно, деловая коммуникация может осуществляться не только вербальными средствами (устная и письменная речь), но и невербальными средствами. В речи оратора они тесно взаимосвязаны между собой. это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей оратора. Они представляют собой проявления его настроения и мыслей. 6. Как предпочтительнее читать лекцию – сидя или стоя? Охарактеризуйте оба положения оратора во время лекции в аудитории. 7. Каковы общие требования для оратора при использовании жестов и поз в публичном выступлении?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий